Как называют внебрачных детей. Понятие незаконнорожденный ребёнок и внебрачный ребёнок

Неравное положение «законных» и «незаконных» детей еще в Средневековье было подтверждено Кормчими книгами – сборниками церковных и светских законов, действовавших на Руси с XIII века. Причем даже венец не покрывал греха – если младенец рождался менее чем через девять месяцев после свадьбы его родителей, в церковные книги вносилась запись, что он незаконнорожденный: поскольку мать «венчалась, будучи беременною девицей».

Фотобанк lori.ru

Даже в просвещенном XIX веке вычислить незаконнорожденного было очень просто: в метрических книгах данные о матери записывались только у тех детей, кто был рожден вне брака. А это ставило крест на будущем несчастного малыша. Чаще всего он становился изгоем, которого сызмальства оскорбляли, унижали, и это клеймо человек нес на протяжении всей своей жизни.

Мало того – в Российской империи вплоть до 1902 года незаконнорожденные дети не имели абсолютно никаких имущественных прав. Если в средневековой Франции бастард («незаконый» отпрыск благородного господина) мог получить свой надел земли, и даже собственный герб, то в России такого случиться попросту не могло. В отличие от Западной Европы, байстрюка (искаженное от «бастард»), в хорошее общество не принимали никогда. «Соборное уложение» от 1649 г. говорит об этом ясно: «Байстрюку поместий и вотчин того, кто его незаконно прижил, не давать…».

В то же время процветала политика двойных стандартов: если женщина родила «незаконное дитя», ее жестко клеймили позором, а вот мужчина, даже женатый, всегда «имел право на лево». Так, Иван Грозный хвастался иностранному посланнику, что «растлил тысячу дев». Другой иностранный посланник, австриец Августин Мейерберг, живший в России во времена правления царя Алексея Михайловича, свидетельствует, что бояре того времени «имели частую повадку подбираться к чужим женам», вот только на исповеди в том не признавались.

Кстати, первый известный внебрачный потомок царского рода был рожден именно в те годы – от набожного царя Алексея Михайловича. Это был Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, ставший впоследствии видным сподвижником Петра I.

И только в 1902 году ситуация несколько изменилась к лучшему: по закону, внебрачные дети стали иметь право наследовать имущество своей матери, и получили возможность претендовать на содержание от отца – конечно, только в том случае, если удавалось доказать свое родство с ним.

Фотобанк lori.ru

Как создание регулярной армии вызвало «незаконнорожденный» беби-бум?

Значение реформ Петра I для нашей страны сложно переоценить, но иногда они оборачивались такими последствиями, которые никто и не мог себе вообразить. Вот и создание огромной регулярной армии в XVIII веке вызвало настоящий социальный коллапс: прирост незаконнорожденных детей в среде крестьянок, реже – мещанок, стал шквальным.

Объяснялось все просто – молодую девушку 16-18 лет выдавали замуж за парня, которого почти тут же «забривали в солдаты». Сроки службы были огромны, побывки – редки, и очень многие «соломенные вдовы» заводили себе партнеров на стороне. Что характерно – солдат, вернувшийся домой и увидевший жену с приплодом, имел право убить ее. А если просто поколотил – значит, жалеет (любит).

Правда, с 1874 года солдат, обнаружив в своем доме незаконнорожденного ребенка, мог отказаться от него, передав на воспитание в другую семью как сироту. За воспитание такого «сироты» государство выплачивало по пять рублей серебром в год – сумму, весьма значительную по тем временам. Но все равно «солдаткины дети» редко бывали счастливы – многих приемные родители заставляли нищенствовать и воровать.

Фотобанк lori.ru

Вот что написал один из курских священников XIX века: «Родится ребенок, и родится как-то не вовремя. Вычисления кумушек не совпадут ни с возвращением мужа из солдат, ни временной побывки его. Злословие не пощадит такую мать, ее мужа и ребенка. Это и будет причиной всех мучений. Мать уже проклинает ребенка, как вещественное доказательство ее вины. Она знает, что у нее уже не будет ни одного счастливого дня. Вечные попреки и побои мужа, насмешки домашних и соседей если и не сведут ее преждевременно в могилу, то мало утешительного дадут в тяжелой ее жизни. И родится на свет божий ни в чем не повинный ребенок с проклятиями. Он никого не любит из своих родных, да и те дают ему почувствовать, что он представляет что-то особенное от остальных детей».

Масло в огонь постоянно подливали и местные власти: при регистрации солдатских детей очень тщательно выверялись сроки побывки мужа на родине или даты поездки женщины к мужу в армию. Большинство солдатских детей признавались незаконнорожденными, а имена их отцов даже не указывались. Фамилии и отчества чаще всего давались по крестному отцу.

Кроме того, в России долго существовали «помещичьи гаремы». Родовитая знать, кичившаяся своими прогрессивными взглядами и европейской образованностью, считала совершенно уместным склонять к сожительству дворовых девушек, и превращать их в бесправных наложниц. История крепостной актрисы и певицы Прасковьи Жемчуговой, которой ее хозяин граф Николай Петрович Шереметьев сначала дал вольную, а потом и повел под венец, – беспрецедентное нарушение правил игры. В основной массе своей «гаремные девушки» производили от барина такое же бесправное потомство, и эта история повторялась по кругу.

Крепостная актриса Прасковья Жемчугова, хозяин которой сначала дал вольную, а потом повел под венец | фото wikimedia commons

Кто защитит «боровичка»?

Для несчастных матерей, заботившихся о своем незаконнорожденном малыше, все же существовала одна лазейка – статус подкидыша на Руси был менее позорным. И потому многие женщины старательно скрывали свою беременность , а родив, подкидывали их в зажиточные дома, или договаривались со своими дальними родственниками, живущими в другой местности, о том, что те возьмут к себе малютку. Ничего лучшего для своего ребенка женщины уже не могли сделать, и отныне судьба младенца зависела от посторонних людей.

Также повсеместно было распространенно «изгнание плода». Как пишет современник: «...прибегают к нему вдовы и солдатки, для этого они обращаются к старухам-ворожейкам, которые их учат, как нужно извести плод. Пьют спорынью, настой простых спичек фосфорных, поднимают тяжелые вещи. Одна девица была беременна и извела плод тем, что била себя лапотной колодкой по животу. Народ не обращает на это особого внимания». Некоторые солдатки шли даже на убийство своих новорожденных детей, чтобы скрыть позор. По данным Сергея Максимова, известного российского этнографа, в XIX веке убийство детей было вообще самым распространенным женским преступлением в России.

А что же государство? При Петре I были изданы указы о запрете детоубийства незаконнорожденных и их воспитании. Были открыты госпитали для «зазорных» (незаконнорожденных) детей. Здесь впервые в России был создан аналог современного беби-бокса: женщина могла тайно и анонимно принести младенца к специальному окну. Однако очень скоро госпитали переполнились настолько, что мальчиков с 10 лет стали отдавать на флот или на фабрики.

Екатерина Великая также пыталась решить проблему, открывая приюты для подкидышей. Брали туда ребенка с вопросом, крещено ли дитя и какое ему дано имя. Однако положение детей и в этих приютах было тяжелейшим. По статистике, из-за нехватки кормилиц, выживал лишь каждый пятый ребенок. И с 1821 года из-за недостатка средств число воспитательных домов стало сокращаться. Большинство детей направлялись «на вскармливание и воспитание» в благонадежные крестьянские семьи. «Казенный ребенок» оставался в приемной семье до совершеннолетия, а в 17 лет мальчиков причисляли в казенные крестьяне.

В провинциальных губернских приютах в XIX – начале XX вв. подкидыши вскармливались кормилицами, а затем раздавались желающим – безвозмездно или с фиксированной платой. В отчетах тех лет указывается, что смертность среди розданных детей была очень высока – около 76%.

Дети в гражданском браке

Разъясните, пожалуйста, отношение церкви к понятию байстрюк (ублюдок). Является ли таковым ребенок, родившийся без венчания или хотя бы достаточно росписи матери с отцом в ЗАГСЕ? Не могу самостоятельно доказать некоторым современным женщинам, что гражданский брак - это грех! И что говорит об этом Святое Писание?

Ко всем детям Церковь относиться одинаково. Греха детей в том, что они родились вне брака не существует. Поэтому можно говорить только о грехах родителей. Здесь, действительно, можно определённо сказать, что внебрачное сожительство - это грех.

Грех не только отлучает человека от Бога, но разрушает его жизнь. В данном случае он, конечно, сказывается и на детях, которые являются плодом незаконного сожительства. Разумеется, ребенок, с самого своего зачатия находясь в атмосфере греха и противозаконности той жизни, в которой он живет (как с точки зрения закона Божиего, так иногда и относительно гражданских законов) может ощущать себя как бы вне нормального общества. Лишенный настоящей семьи он многое недополучает в детстве и часто чувствует свою ущербность. В современном мире это, правда, не так заметно, ибо в разрушенных и не полных семьях воспитывается большинство детей. Но на самом деле дети при этом не получают, может быть, главного, что необходимо в детском возрасте: опыта доверия, тепла и любви в семье. А особенно плохо детям, которые при этом чувствуют ущербность своего положения. Например, у папы есть другая семья, которая почему-то настоящая, он в ней живет и воспитывает других детей, а ко мне приходит только навестить. Или одного из родителей, а то и обоих, у ребенка вообще нет.

Надо сказать, что Церковь признает всякий законный брак, и венчанный и не венчанный. Само собой разумеется, что странно было бы двум верующим людям вступить в брак и не венчаться. Это свидетельствовало бы о том, что на самом деле они находятся вне церкви В этом смысле уклонение от венчания – грех. Когда человек приходит к вере и кается в своей прошлой жизни вне Церкви, он может раскаяться и во вступлении в брак без венчания, как следствия неверия и отрицания Церкви. Но из этого отнюдь не следует, что брак его вдруг стал не настоящим. Бывает, что один из супругов приходит к вере, а другой пребывает в неверии, но это не означает, что верующий супруг должен расторгать брак. Посмотрите Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава седьмая, стихи 12-16. Это то, что говорит об этом Священное Писание.

Мысль же приравнивать законный, хотя и невенчанный брак к блуду истекает не из Священного Писания и учения Церкви, а из нашей чудовищной гордости и злобы. Надо сильно ненавидеть людей, и считать себя вправе их судить, чтобы всё население страны объявить блудниками, а детей ублюдками. Ведь большинство браков у нас в России (если даже оставить в стороне весь остальной мир) уже более восьмидесяти лет остаются невенчанными.

Попытка же спорить об этом с современными женщинами, и пытаться доказать им, что они все блудницы, а дети их ублюдки, выглядит просто как неудачная шутка. Христианская проповедь и вообще не может состоять в том, чтобы осуждать и доказывать. Она может состоять лишь в свидетельстве нашей доброй жизни (Матф.5:16). Исправляя именно свою жизнь по заповедям Божиим, вы обрадуете Ангелов Божиих на небесах (Лук.15:10), и принесете великое благо не только себе, но и тем людям, которые вас окружают. Может быть, смягчится сердце даже у некоторых современных женщин, - когда они увидят воочию семейное счастье, которое приносит жизнь в заповедях Божиих, благословленная в таинствах Церкви. Хотя я бы посоветовал вам особенно много о современных женщинах не думать, ибо для души это пользы не приносит.

Родился в грехе

Существует ли какой-то груз ответственности перед Господом самих детей в этой ли жизни, в загробной ли, за то, что родители были не в браке. Меня больше вот это беспокоит. Дети-то не виноваты, что их родители не удосужились принять (сознательно или нет) христианский образ жизни. Будет ли к такому ребенку, хоть он и байстрюк, такое же отношение, как и рожденному в браке, именно со стороны иных сил - и светлых и тёмных, кстати, тоже? А то ведь, как говорят бабушки в церквах, - родители в грехе, и дети будут всю жизнь и Там, и здесь мучиться. Обществу сейчас всё равно (к сожалению?), а вот высшим силам-то как? Понятно, что любому человеку воздастся по делам его, но вся наша жизнь состоит из нюансов и недомолвок, которые в конечном итоге и формируют общую картину и жизни, и смерти.

Послушаешь бабушек в храме, - и вся жизнь действительно может представиться путаницей нюансов и недомолвок. Однако то, что от Бога, приносит душе простоту и ясность. Господь не является источником зла, и никого не карает, а тем более детей, которые в грехах родителей совсем не виноваты. Грехи родителей могут в значительной мере осложнить, или даже искалечить жизнь их детей на земле, и в этом смысле можно сказать, что из-за них дети мучаются. Но Господь за грехи родителей детей не судит, и даже наоборот – кому меньше дано, с того и спрос будет соответствующий (Лук.12:48). Об этом я уже вам писал. Вы рассуждаете несколько странно: мол, я то понимаю, что дети не виноваты, и жалею их, а вот понимает ли это Господь, и не накажет ли их напрасно? Опасения эти совершенно не обоснованны, ибо у Бога неизмеримо больше понимания и любви, чем у нас, людей. Он Сам есть любовь (1Иоан.4:8). Да поможет всем нам Господь верить в эту любовь, и ничем не смущать своё сердце.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ Православные храмы Дубненско-Талдомского благочинияПеречень храмов благочинияБольшое Семеновское, Храм Богоявления ГосподняВербилки, Храм святого Александра НевскогоВеретьево, Храм Георгия ПобедоносцаГлебово, Храм Богоявления ГосподняГусенки, Храм святых Жен-мироносицДубна, Храм Великомученика ПантелеимонаДубна, Храм Всех Святых, в земле Российской просиявшихДубна, Храм Похвалы Пресвятой БогородицыДубна, Храм Рождества Иоанна ПредтечиДубна, Храм Смоленской иконы Божией МатериЗапрудня, Храм Преображения ГосподняЗятьково, Храм преп.

Как называли на руси детей, рожденных вне брака?

Обществу сейчас всё равно (к сожалению?), а вот высшим силам-то как? Понятно, что любому человеку воздастся по делам его, но вся наша жизнь состоит из нюансов и недомолвок, которые в конечном итоге и формируют общую картину и жизни, и смерти. Послушаешь бабушек в храме, — и вся жизнь действительно может представиться путаницей нюансов и недомолвок.

Однако то, что от Бога, приносит душе простоту и ясность. Господь не является источником зла, и никого не карает, а тем более детей, которые в грехах родителей совсем не виноваты.

Грехи родителей могут в значительной мере осложнить, или даже искалечить жизнь их детей на земле, и в этом смысле можно сказать, что из-за них дети мучаются. Но Господь за грехи родителей детей не судит, и даже наоборот – кому меньше дано, с того и спрос будет соответствующий (Лук.12:48).

Об этом я уже вам писал.

Внебрачный ребёнок

Внимание

Но на самом деле дети при этом не получают, может быть, главного, что необходимо в детском возрасте: опыта доверия, тепла и любви в семье. А особенно плохо детям, которые при этом чувствуют ущербность своего положения.


Например, у папы есть другая семья, которая почему-то настоящая, он в ней живет и воспитывает других детей, а ко мне приходит только навестить. Или одного из родителей, а то и обоих, у ребенка вообще нет.Надо сказать, что Церковь признает всякий законный брак, и венчанный и не венчанный.

Важно

Само собой разумеется, что странно было бы двум верующим людям вступить в брак и не венчаться. Это свидетельствовало бы о том, что на самом деле они находятся вне церкви В этом смысле уклонение от венчания – грех.


Когда человек приходит к вере и кается в своей прошлой жизни вне Церкви, он может раскаяться и во вступлении в брак без венчания, как следствия неверия и отрицания Церкви.

Незаконнорожденный

Вечные попреки и побои мужа, насмешки домашних и соседей если и не сведут ее преждевременно в могилу, то мало утешительного дадут в тяжелой ее жизни. И родится на свет божий ни в чем не повинный ребенок с проклятиями.


Он никого не любит из своих родных, да и те дают ему почувствовать, что он представляет что-то особенное от остальных детей». Масло в огонь постоянно подливали и местные власти: при регистрации солдатских детей очень тщательно выверялись сроки побывки мужа на родине или даты поездки женщины к мужу в армию.

Большинство солдатских детей признавались незаконнорожденными, а имена их отцов даже не указывались. Фамилии и отчества чаще всего давались по крестному отцу.

Кроме того, в России долго существовали «помещичьи гаремы».

Поэтому можно говорить только о грехах родителей. Здесь, действительно, можно определённо сказать, что внебрачное сожительство — это грех.Грех не только отлучает человека от Бога, но разрушает его жизнь. В данном случае он, конечно, сказывается и на детях, которые являются плодом незаконного сожительства.

Разумеется, ребенок, с самого своего зачатия находясь в атмосфере греха и противозаконности той жизни, в которой он живет (как с точки зрения закона Божиего, так иногда и относительно гражданских законов) может ощущать себя как бы вне нормального общества. Лишенный настоящей семьи он многое недополучает в детстве и часто чувствует свою ущербность.
В современном мире это, правда, не так заметно, ибо в разрушенных и не полных семьях воспитывается большинство детей.

Как жилось на руси детям, рожденным вне брака

Ведь большинство браков у нас в России (если даже оставить в стороне весь остальной мир) уже более восьмидесяти лет остаются невенчанными.Попытка же спорить об этом с современными женщинами, и пытаться доказать им, что они все блудницы, а дети их ублюдки, выглядит просто как неудачная шутка. Христианская проповедь и вообще не может состоять в том, чтобы осуждать и доказывать.

Она может состоять лишь в свидетельстве нашей доброй жизни (Матф.5:16). Исправляя именно свою жизнь по заповедям Божиим, вы обрадуете Ангелов Божиих на небесах (Лук.15:10), и принесете великое благо не только себе, но и тем людям, которые вас окружают.

Может быть, смягчится сердце даже у некоторых современных женщин, — когда они увидят воочию семейное счастье, которое приносит жизнь в заповедях Божиих, благословленная в таинствах Церкви.

Какие права имеет ребенок, рожденный вне брака

Так и в этом случае, когда ребенок рождался, так сказать не по закону, вне брака, то и его мать подвергалась всеобщему презрению, а потом уже все переходило на появившегося на свет ребенка. Очень широко ещ в России, до революции, употребляли слово незаконнорожднный Если взять исторические времена, то применялись следующие понятия

  • Парфении
  • Чунъин
  • термин мамзер
  • Бастарды

в Западной Европе в Средние века внебрачные дети владетельной особы (короля, герцога и т.
д.). Незаконнорожднные дети дворян получали, как правило, пересечнный перевязью слева родительский герб.

Незаконнорожденных детей в Европе называли бастардами, на Руси – байстрюками, выродками и ублюдками (образовано буквально от слов «блуд», «блудить»). Все эти наименования были одинаково унизительными, как и сам статус незаконнорожденного. Родиться вне брака было настоящим проклятием по многим причинам: евгеническим, юридическим и пр.

Чистота крови

Аристократы прошлых веков очень гордились чистотой своей крови. Жениться у князей, графов и других знатных вельмож было принято только на таких же родовитых невестах, как и они сами. Взять в жены простолюдинку не мог позволить себе ни один аристократ, потому что он не только «терял достоинство» таким мезальянсом, но и разбавлял этим союзом свою аристократическую «голубую кровь».

При этом любовниц-простолюдинок заводили сплошь и рядом. Естественно, рожденные от них дети не считались «чистокровными», а потому были ублюдками и байстрюками. Эта аналогия во многом взята из племенного разведения животных: ездовых лошадей, охотничьих собак и пр. Чистопородный скакун всегда ценился выше жеребенка, полученного от помеси разных пород.

Точно так же знатные люди считали неполноценным ребенка, рожденного от союза аристократа и простолюдинки. Вопрос «чистоты крови» строго контролировался во многих аспектах жизни общества. Чтобы не допустить смешивания социальных слоев населения и еще выше вознести аристократов, бастарды всячески клеймились и унижались.

Право на наследство

Ревностно защищалась не только честь законнорожденных детей, но и их права на наследство. Бастард по закону не имел права на какую-либо часть наследства своего отца (или матери, если она была богатой аристократкой). Зажиточный родитель мог только из милости одарить чем-то своего незаконнорожденного ребенка. Но это делалось крайне редко.

Обычно байстрюка ждала незавидная доля нищего и всеми отвергнутого человека. Еще и поэтому быть незаконнорожденным считалось настоящим проклятьем. Сыновья-бастрады часто шли на военную службу в качестве простых солдат и служили десятилетиями, потому что иначе они не могли себя прокормить. Девочка в лучшем случае могла уйти в монастырь, в худшем – пойти в услужение или стать проституткой. Жениться на внебрачных никто не хотел.

Защита от чужой крови

Особо ревностно защищали свое имущество от посягательств мужчины, поскольку и русское, и европейское общество было сугубо патриархальным и все имущественные права принадлежали мужьям. Если жена тайно рожала от любовника, она старалась поскорее уничтожить следы этого позора. Обычно новорожденных отдавали в отдаленные деревни в многодетные семьи, где они жили в ужасной нищете. Но случалось и так, что байстрюков сразу после рождения убивали их же матери.

Это делалось из страха расправы со стороны мужа. Мужчины крайне ревностно следили за своими женами, чтобы те не привели в дом ублюдка и чтобы потомок другого мужчины не разделил имущество законных детей. Отсюда – распространенная в Средние века традиция надевать на жен пояса верности, когда мужья отправлялись в поход на долгое время.

Перевязь для незаконнорожденного

Несмотря на все эти предосторожности и унизительное положение бастардов, таких детей во все времена было огромное количество. Особенно этим славились царские дворы. Колоссальное количество царских любовниц и рожденных от них байстрюков раздувало придворное общество до невероятных размеров. В результате бастарды самых высокопоставленных вельмож (королей, очень богатых герцогов и пр.) в некоторой мере были признаны в обществе и могли служить при дворе.

Такие дети в Западной Европе получали особую перевязь бастарда, которую помещали на родительский герб. Это был очень двойственный знак отличия: с одной стороны, указывал на высокое происхождение, с другой – акцентировал внимание на незаконнорожденности. Так что байстрюков даже очень знатных вельмож ждала незавидная доля изгоев и «полукровок».

Введение

Актуальность изучения данного вопроса состоит в том, что правовое положение незаконнорожденных детей практически не изучалось в нашей правовой науке. Автором не было найдено ни одного специализированного труда по этой тематике. Нет так же твёрдых определений по понятиям внебрачный и незаконнорожденный ребёнок.

Большинство цивилистов, исследующих семейное правоотношения, лишение родительских прав рассматривают в качестве основания прекращения родительского правоотношения. Родители лишаются, прежде всего, права на воспитания детей со всеми связанными с ним правомочия: устанавливать место проживания ребенка, решать вопрос о его обучении, общаться с ним, быть представителем его интересов. Лишения родительских прав - санкция за неправильное поведение родителей в отношении детей, направленная на защиту интересов детей и перевоспитания родителей.

Эта проблема носит комплексный характер, и ее можно условно разделить на четыре группы: терминологические проблемы; законодательные проблемы; не разработанность документаций; нехватка норм материального (отцовского) права.

Основной целью курсовой работы является изучение института незаконнорожденного ребёнка в российском законодательстве.

Объектом данного исследования является незаконнорожденный ребёнок.

Предметом исследования является правовой статус незаконнорожденного ребёнка.

Главными задачами курсовой работы является: законодательная база установления происхождения детей, история развития законодательства, опыт зарубежных стран, нормативно-правовая база установления происхождения детей, правовые основания установления материнства, установления материнства в судебном порядке, установления отцовства в добровольном и судебном порядке, а так же, при применении методов репродукции человека и выявления пробелов и проблем правового регулирования искусственного оплодотворения.

Данная курсовая работа состоит из 2 глав, введения, заключения и списка использованных источников.

Теоретические аспекты незаконнорожденных детей

Понятие незаконнорожденный ребёнок и внебрачный ребёнок

Как такового твёрдого понятия "незаконнорожденный" в законодательстве нет. Вообще любой ребёнок является в любом случае законнорожденным. Именно поэтому правильнее будет использовать термин "внебрачный". Юридически он более правильный.

Внебрачными или незаконнорожденными (рождёнными вне брака) детьми наш закон считает:

Детей, рожденных не в зарегистрированном браке;

Детей, рожденных по смерти мужа или же по признанию брака недействительным до дня рождения ребенка.

То есть, внебрачный или незаконнорожденный ребёнок -- выражение, которое используется для описания человека, родители которого не состояли в законном браке на момент его рождения. Со дня смерти мужа, или расторжения брака до дня рождения ребенка, признаваемого внебрачным, должно пройти никак не менее 306 дней. Исчисление срока в 306 дней должно производиться со дня смерти мужа или дня расторжения брака, а не со дня разлуки супругов.

На данный момент российское законодательство не разделяет детей на законнорожденных и незаконнорожденных, у всех детей права и обязанности абсолютно одинаковые. Единственное, где используется термин внебрачный это в вопросе установления отцовства.

Внебрачный ребенок, если ему не дано отчества при совершении метрической записи, именуется сообразно имени своего восприемника, т.е. имя восприемника становится отчеством внебрачного. Внебрачный ребенок именуется фамилией, одинаковою с отчеством, но если пожелает мать и отец этой матери, если, конечно, он находится еще в живых, ребенок может именоваться фамилиею матери, принадлежащей ей по рождению.

Отец этого внебрачного ребенка обязан, сообразно своим имущественным средствам и общественному положению матери ребенка, нести издержки на его содержание, если ребенок и его мать в том нуждаются. Эти денежные обязательства не прекращаются со стороны отца до совершеннолетия ребенка. Мать ребенка тоже участвует в издержках на воспитание своего ребенка и тоже соответственно своим имущественным средствам, которые принимаются судом во внимание при определении той суммы, которую должен выдавать отец ребенка на его воспитание. Если мать ребенка потребует от его отца выдачи за прошлое время содержание ребенка, то отец обязан возместить ей произведенные на этот предмет расходы, но не более как за год протекший до того дня, в который предъявлено ему со стороны матери это требование.

Выдача матери внебрачного ребенка на его содержание определенных средств из кармана отца ребенка, не исключает его обязанности помогать матери, если уход за ребенком лишает мать возможности добывать для себя средства к существованию. К этому прибавляется обязанность отца внебрачного ребенка, в случае недостаточности средств его матери, оплатить необходимые расходы, вызванные разрешением ее от беременности, а также доставить ей насущное содержание до самого момента ее выздоровления. Если отцом ребенка не выполнено это законное обязательство, то мать его ребенка может требовать с него судом, однако закон в этом случае устанавливает определенный срок для учинения иска - не более года со дня разрешения от бремени.