Как помочь первокласснику: советы по адаптации в школе. Как помочь ребенку хорошо учиться в школе. Как помочь первокласснику

Текст: М. Салина, психолог

Менять что-то в своей жизни и взрослому человеку нелегко, что уж говорить про малышей? Еще вчера можно было играть, сколько хочешь, и слушаться старших. А сегодня к портфелю и букету добавляется новый уровень нагрузки и ответственности.

Порой родители теряются – как облегчить чаду процесс привыкания к школе? Вроде бы и на развивающие занятия ходили, и нужные разговоры разговаривали, но достаточно ли этого? С другой стороны – усиленная родительская опека детям тоже не особый помощник. Кого из мам порадует перспектива пройти школьный курс обучения еще раз, каждый день, делая уроки, заучивая стихи и собирая за ребенка портфель…

Что же полезного можно посоветовать родителям?

Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе

Покупка канцтоваров и учебников, организация рабочего места, - это неотъемлемая часть работы по осознанию ребенком происходящих в его жизни изменений.

Совет: Помните, что вы покупаете не просто ручки, тетрадки, спортивную обувь или портфель. Положительные эмоции от таких подготовительных ритуалов помогут снизить тревожность, сделают неизведанный мир школы более близким, знакомым и нестрашным.

Составляйте распорядок дня

Даже если ребенок ходил в детский сад и знает о режиме не понаслышке, распорядок дня с поступлением в школу сильно меняется. И для некоторых ребят такие перемены могут стать непростым испытанием. Избежать развития страхов опоздать, не успеть, забыть, научить первоклассника распределять свои силы и нагрузку, избегать переутомления, поможет расписание.

Совет: Расписание стоит сделать наглядным и четким, благодаря чему первоклашка будет чувствовать себя увереннее. Оно – хороший помощник в воспитании дисциплины. Со временем ребенок научится распределять время и силы самостоятельно. Не нужно настаивать на составлении наглядного расписания, если ребенок справляется без него.

Первокласснику необходимо соблюдать режим дня!


Важно помнить: Лучший отдых – это смена вида деятельности. Старайтесь чередовать занятия ребенка таким образом, чтобы разные виды деятельности сменяли друг друга. Это поможет избежать переутомления.

В расписание стоит включать только основные режимные моменты, например: уроки в школе, выполнение домашнего задания, кружки и дополнительные занятия. Не стоит обозначать в расписании «свободное время», «время для игр», ведь первоклассник – это маленький ребенок, он всегда играет, игра для него – главная деятельность, и делать из него пародию на взрослого не нужно. Расписание должно быть достаточно гибким, можно использовать съемные карточки, которые легко менять местами.

Учите ребенка самостоятельности

Ответственность и самостоятельность первоклассника тесно сплетаются, когда речь заходит о подготовке домашнего задания, заботы о личном рабочем месте, собирании портфеля и т.д.

Совет: Первые шаги вы должны сделать вместе с ребенком, а не за него: научить ребенка правильной организации пространства и времени – Ваша задача. Но делать это нужно ненавязчиво и вместе с ребенком, а не за него.

Учите ребенка организовывать пространство. При выполнении первого в жизни домашнего задания, ребенок может испытывать организационные трудности. Помогите ему правильно сесть, распределить учебники, тетради, письменные принадлежности таким образом, чтобы ничего не мешало и не отвлекало его внимания.

Дайте ребенку время! Не делайте за него то, что он может сделать сам. К примеру, если первоклассник «долго возится» собирая портфель, но делает это самостоятельно, его нужно поощрять, а не подгонять и не перехватывать инициативу. Ваше терпение будет вознаграждено в будущем самостоятельностью ребенка.

Оказывайте своевременную и правильную помощь. Если Вы видите, что ребенок не справляется с чем-то, предложите ему свою помощь. Правильная помощь – это небольшие поэтапные подсказки и наводящие вопросы, которые подводят ребенка к верному действию, но не преподносят готовый ответ. Например, посоветуйте первокласснику посмотреть, как выполнено похожее задание в классной работе. Ребенок будет благодарен Вам за такую помощь, у него останется ощущение самостоятельно выполненной работы, что поднимет его самооценку и снизит тревожность.

Не стоит приучать ребенка к Вашему непременному присутствию рядом во время подготовки домашнего задания. Скажите, что Вы придете на помощь, если возникнут какие-то трудности, и оставьте первоклассника спокойно заниматься. Покажите, что доверяете ребенку, ведь он уже школьник – ответственный и самостоятельный.

Не забывайте играть!

«Школьник», бесспорно, серьезное звание. Но в 6-8 лет ребенок еще маленький и для нормального развития ему необходимо продолжать играть.

Совет: Школа не означает автоматического взросления. Не забывайте, что игра для первоклашки – это не только отдых, но и способ активного познавания мира, и возможность использования новых знаний, полученных в школе.

Уважайте авторитет учителя

Учитель для первоклассника – авторитет, человек, который значит для ребенка действительно много. Такая сильная привязанность помогает первокласснику усваивать непростые правила школьной жизни, воспитывать в себе дисциплину, ответственность, самостоятельность, ведь учитель – средоточие всех этих добродетелей для ребенка. Старайтесь относиться к этому с пониманием. Не говорите плохо об учителях и школе при ребенке, не подрывайте авторитет учителя.

Совет: Если Вас что-то не устраивает, обратитесь к учителю напрямую, не выливая свои негативные эмоции на ребенка. Подрыв авторитета учителя может в будущем стать причиной школьной дезадаптации, проблем с успеваемостью, конфликтов.

Школа.… Для всех она является важной вехой на жизненном пути. Порой мы с ностальгией вспоминаем свои школьные годы: как впервые сели за парту, свой первый, последний звонок, первые успехи и неудачи...

А теперь мы с трепетом ведем в первый класс своего ребенка. Наряду с чувством радости и гордости нам немного тревожно. И чувства эти вполне оправданы. Ведь первый класс - это значительные перемены в жизни малыша. Он вынужден проститься с привычным для него укладом жизни и порядком вещей и вступить в новый мир, в котором его ждут не только новые и увлекательные открытия, но и трудности.
С началом учебы в школе в жизни детей начинается новый возрастной этап в развитии. Ведущая игровая деятельность теперь меняется на учебную. Ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому коллективу, к новым требованиям: много времени проводить сидя практически без движения, быть внимательным и сосредоточенным, делать, порой, не всегда то, что хочется и т.д. Первые месяцы в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, так как изменяется вся его жизнь: с этого момента все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. А это нелегкое испытание для еще не совсем сформировавшейся психической, физической и эмоциональной сферы ребенка.
С каким настроем начинают новый виток в своей жизни? Как произошла встреча ребенка со школой? Какие у них сложатся отношения? Понравится ли ему учиться? Во многом это все зависит от того как пройдет процесс адаптации первоклассника к школе.

Как же помочь первокласснику в школе?
Первый класс - это новый ритм жизни, новые правила, обстоятельства, новые люди. И, что немаловажно, осознание ребенком себя в новой роли, в роли «ученика». От того, как сложатся его отношения со школой, во многом зависят его дальнейшие успехи на этом поприще.

Но не только для маленького первоклассника начало учебы является новым и важным испытанием. Этот долгожданный рубеж «первый раз в первый класс» является началом нового этапа в жизни всей семьи. И кому, как не нам, родителям помочь малышу преодолеть трудности в начале такого большого пути, как школьная жизнь. Согласитесь, и у нас, взрослых иногда бывают такие моменты в жизни, когда нужна поддержка. И новоиспеченным первоклассникам она необходима.

Давайте задумаемся о нашем отношении к детским успехам и неудачам: можем ли мы вникнуть в школьные проблемы малыша, правильно ли мы их воспринимаем. К сожалению, если случаются неудачи в учебе, мы, родители часто болезненно их воспринимаем, чрезмерно беспокоимся и спешим выразить свое недовольство ребенку.
Таким образом, добавляем своим детям еще одну проблему: в школе - трудности, дома - непонимание.
Если мы хотим, чтобы ребенок учился с удовольствием, был способным учеником и вырос успешным человеком, давайте поможем ему справиться с периодом адаптации к школе.

Как помочь ребенку психологически преодолеть первые трудности в школе без вреда для его здоровья?
Не перегружайте ребенка. Не пытайтесь дать ему все и сразу. Дайте первокласснику возможность побыть ребенком. Лишние кружки и секции, скорей всего приведут к повышенной утомляемости, и как следствие – к снижению работоспособности, раздражительности, проблемам со здоровьем. Если для вас очень важны занятия спортом или музыкой, либо начните водить туда ребенка задолго до начала школьной жизни, либо подождите еще год.
Продлёнка. Всеми способами постарайтесь ее избежать, хотя бы в течение первого полугодия. Не потому, что это плохо. Нет. Она здорово выручает в безвыходных ситуациях. Но в период адаптации первоклассников к школе пребывание в группе продленного дня становится дополнительным фактором физической и эмоциональной перегрузки ребенка.

Режим дня школьника. Не нужно сразу после школы заставлять ребенка писать, читать, и как бы то ни было заниматься. Отправьтесь на прогулку, дышите свежим воздухом, бегайте, прыгайте, отвлекайтесь. Обязательным пунктом в режиме дня первоклассника должен быть дневной сон. А уже потом можно заняться и уроками (хотя по нормативам в первом классе домашних заданий быть не должно). Самым оптимальным временем для выполнения домашних заданий психологи считают время от 17 до 19 часов. Вечером ограничьте активные игры, а также время, проведенное у телевизора и компьютера. Уложите ребенка не позже 9 часов вечера.
Хвалите его. «Грязь» в тетради, невыученный стих, двойка по поведению – все это, не идет ни в какое сравнение с тем, что от вашей строгости и непонимания ребенок навсегда перестанет верить в себя. Именно сейчас у него складывается собственное мнение о себе, как члене коллектива. Поддержите его, выслушайте, возможно, советом помогите наладить отношения со сверстниками.
Не ругайте первоклассника за неудачи. Чем больше вы будете наседать на него, тем более он будет зацикливаться на своих проблемах.
Уделяйте серьезное внимание детским рассказам о школе. Даже если что-то показалось вам не таким уж важным, для вашего ребенка может много значить. Замечая вашу заинтересованность его делами и проблемами, ребенок чувствует вашу поддержку. А вы, тем самым, можете из разговора сделать вывод о том, как проходит процесс адаптации к школе и нужна ли ваша помощь.

Прислушайтесь к ребенку. Обратите внимание на настроение ребенка до школы и после школы, на аппетит, на общее состояние. Если вы заметили, что ваш ребенок утром не хочет идти в школу, стал конфликтным, начал быстро утомляться, плохо есть - это уже первый звоночек о том, что процесс адаптации к школе идет не совсем хорошо. Поговорите с ребенком, спросите, что его тревожит, успокойте и дайте понять, что для вас важны не его успехи, а он сам. Если ситуация затянется, возможно, придется обратиться к школьному психологу.
Психологический комфорт. Постарайтесь сделать так, чтобы все, что касается школы, вызывало у ребенка положительные эмоции. Будь то выбор пенала или утренняя прическа, завтрак или торопливая дорога к школе, оставайтесь доброжелательными и спокойными, любящими и заботливыми. И тогда ваше чадо в скором времени порадует вас своими успехами, которые не заставят себя долго ждать.

И давайте будем помнить о том, что как бы ни было трудно в начале пути, впереди ждет много интересного и увлекательного, ведь школа это целая эпоха, о которой наши дети потом будут вспоминать с приятной грустью. А наша задача – создать для ребенка такие условия, которые не позволят периоду адаптации к школе затмить стремление школьника к новым знаниям.

Как помочь первокласснику хорошо учиться?...
Для каждого родителя поход в школу ребенка является ответственным моментом, ведь
он только вчера лепил в песочнице куличики, а сегодня гордо несет на крохотных плечах
рюкзак. Поэтому вопрос, как помочь первокласснику привыкнуть к школе и школьным
обязанностям, стоит у родителей на первом месте.
Практически все родители мечтают о том, чтобы их чадо было вундеркиндом и
приносило со школы только высокие отметки. Кроме того, ребенок, по их мнению,
должен быть задействованным во всех секциях и кружках, занимая первые места. Но, к
сожалению, гениями становятся не все, поэтому родители должны добиваться того,
чтобы их ребенок рос в меру спокойным и воспитанным.
Для того чтобы ребенок хорошо учился и всесторонне развивался, его нужно
приучать к режиму и строгой дисциплине.
Для этого нужно воспользоваться такими советами:
- Если ранее малыш жил без режима, с наступлением школы он обязательно должен
быть, и ему нужно следовать, только не через день или два, а всегда. Стоит потратить
один из вечеров для того, чтобы взять ватман с красками и на нем, вдвоем с ребенком,
составить режим дня....
Важно, чтобы эта «процедура» проводилась с ребенком, иначе он со многими
пунктами может не согласиться и объявить бойкот....
- Вставать по утрам нужно не позже, чем за 30 минут до выхода из дома, если хочется
полежать в кроватке некоторое время, не стоит лишать его этой возможности, так как
плохое настроение с утра может растянуться на весь день. Ванные дела, в которые
входит умывание, чистка зубов и зарядка, должны так же быть включенными в режим.
Для первоклассника очень важным является завтрак. Желательно, чтобы это была любая
молочная каша, а также батон с маслом и сыром. Если ребенок отказывается от завтрака,
сладкий чай или какао с бутербродом тоже подойдет. Родители должны позаботиться о
том, чтобы их чадо полноценно питалось в школьной столовой, чтобы у него хватало
заряда бодрости и активности на все школьное время. Стоит помнить, что яблоко,
принесенное из дома, не заменит ему тарелки горячего супа.
- Как правило, первоклассников провожают и встречают домой родители. Это время
стоит использовать для построения планов и целей на грядущий день и разбору того, как
их выполнить.
- Для того чтобы первоклассник хорошо учился, ему нужен отдых. Непосильные
нагрузки негативно отражаются на детском организме, в итоге он может дать сбой.
Поэтому после окончания уроков нужно хорошенько прогуляться, несколько раз обойти
свой дом, покушать и поспать. Если ребенок не захочет ложиться на дневной сон, можно
просто полежать в тишине без телевизора и любимого гаджета. Даже пол часа дневного
сна или обычного тихого лежания с мамой прибавят ребенку энергии, и с новыми силами
он сядет за выполнение уроков....

Как помочь первокласснику хорошо учиться, если он записан в три кружка?
Обыкновенно, нужно отказаться от ненужных занятий и оставить только то, которое
действительно пришлось по душе ребенку. Но если и одна секция будет препятствовать
спокойному обучению в школе, и от нее пока стоит отказаться на определенный
промежуток времени. Главное для первоклашки в данный момент – получать
удовольствие от учебного процесса. - После того как уроки выучены, можно вместе
заняться приготовлением ужина. За час до сна следует обязательно отказаться от
активных игр и прочих мероприятий, выкупаться, включить ночник и обсудить
прошедший день. Как показывает практика, с такими простыми советами ребенок
быстрее адаптируется к школе и не потеряет интереса к выполнению заданий. Как
помочь первокласснику хорошо учиться, если диктует условия он, а не родитель? Никак.
. Если мама или папа отступает от режима хотя бы один раз, хитрец будет
шантажировать постоянно. Нужно спокойным, но в то же время твердым голосом
напомнить ребенку о том, что правила нельзя нарушать, так как они были составлены
вместе, и вместе их необходимо придерживаться.
Какой должна быть мотивация для школьника Родители должны позаботиться о том,
чтобы при упоминании о школе ребенок не впадал в отчаяние. К примеру, можно
пообещать, что если первоклассник закончит четверть хорошистом, то вся семья
отправится в аквапарк или же в кинотеатр на просмотр интересного фильма. Можно
внести в обыденную жизнь дух соревнований. Ведь родители тоже в душе хотят
оставаться детьми, поэтому мама или папа могут пообещать первокласснику, что если
он будет красиво писать в тетради по несколько строчек самым красивым почерком или
что­то в этом роде, то родители нарисуют натюрморт или займутся вышивкой красивой
иконы. Как правило, детям очень нравится, когда родители обещают им что­то взамен,
это служит отличной мотивацией для хорошей учебы. Главное – не забыть выполнить
обещанное, иначе никакой мотивации не будет. Еще одна мотивация – похвала.
Психологи советуют хвалить первоклассника даже за самый обычный пустяк, для него
это очень важно. Если он решил сам пример или же прочел без ошибок строку – это тоже
повод для похвалы....
Когда родители с пеленок мотивируют ребенка, то он вырастает целеустремленной
личностью, такой, которая знает, чего хочет от жизни. Любовь родителей способна
творить чудеса, поэтому не нужно хранить свои чувства к малышу внутри, думая, что он
«сядет на голову», наоборот, родительская любовь должна быть бескрайней и не иметь
границ. Довольно ответственно следует подойти к покупке школьных вещей. В первую
очередь, стоит обратить внимание на одежду. Она должна быть максимально удобной,
иметь крупные пуговицы и такую же молнию. Если ученик не научился завязывать
шнурки, не стоит в первый день учить его этому. Лучше всего купить обувь на липучках
или ту, которая имеет легко застегивающий замок. Для хрупкой спины ребенка подойдет
только ранец с ортопедической спинкой, он равномерно распределит нагрузку на обе

стороны. Правильно делают те родители, которые дарят ребенку к первому сентябрю
будильник и обыгрывают подарок, говоря, что это личный помощник, который не даст
проспать в школу.Следует помнить, что вес ранца вместе с учебниками не должен
превышать 1,5 кг. С маленьких лет необходимо приучать ребенка к порядку и
ответственности, у него всегда должна быть сложенная одежда и тетради. Так как детки
идут в первый класс в шесть лет, у них доминирует игровая деятельность. Поэтому для
того чтобы ребенок быстрее выписался, нужно придумывать ему те задания, которые
связанные с мелкой моторикой. К примеру, это может быть и лепка из глины и
пластилина, складывание пазлов, конструкторов и так далее. Также приветствуется
вырезание, даже если оно отсутствует в школе....
Родители должны ежедневно показывать первокласснику, что польза от его знаний
огромная. К примеру, можно вместе читать надписи на печенье или йогурте, считать
чашки или тарелки на столе.
Как правильно делать домашнее задание - Делать уроки нужно только в строго
определенное время. Как было указано выше, после работы нужно покушать, отдохнуть
и только потом приступить к учебе. Как показывает практика, оптимальное время для
занятий – с 16 до 18 часов.
- Помещение, в котором ребенок будет заниматься, должно обязательно быть хорош
проветренным.
- Ребенок должен правильно сидеть за столом: с прямой спиной и свободно стоящими
на полу ногами. Очень важно расстояние глаз от книги, от 35 до 40 см, за этим нужно
следить постоянно, чтобы избежать проблем с позвоночником и развития близорукости.
После того как пройдет 30 минут занятий, рекомендуется делать небольшие перерывы
око 10 минут.
- Общая продолжительность выполнения домашнего задания для первоклассника
составляет пол часа, в некоторых случаях – час. Оставшееся время желательно
проводить на свежем воздухе с интересными и увлекательными играми.
- Что касается того, должны ли родители присутствовать во время того, когда ученик 1
класса выполняет домашнее задание, ответ однозначен: должны. Только участие
родителей такое: они должны посмотреть, правильно ли ребенок понял задание и как он
собирается его выполнять. Но ни в коем случае нельзя выполнять задание
самостоятельно, за ребенка, считая, что так будет быстрее.
В результате, первоклассник поймет, что можно ничего не делать, за него все сделают
домочадцы, и охота к учебе вовсе пропадет. Не стоит забывать о похвале, каждое
самостоятельно выполненное задание должно быть положительно отмечено. После того

как пройдет пару недель, под каким­либо предлогом стоит оставлять ребенка на
некоторое время одного, чтобы он сам справлялся с частью уроков.
Памятка для родителей: как помочь первокласснику учиться - Ребенок каждого родителя идет в
школу для того, чтобы учиться и добывать знания. Когда человек учится, у него могут случаться
ошибки, поэтому если первоклассник столкнется с трудностями, ему нужно помочь, а не отругать.
Возможно, не все получится сразу, это естественный процесс и ничего постыдного в этом нет.
- Первоклассника нужно поддерживать каждый день в стремлении стать школьником,
заинтересованность родителей в школьных делах поможет ему быстрее адаптироваться к школьному
процессу.
- Для того чтобы добиться успеха в каком­либо деле, надо трудиться. Поэтому нужно донести до
школьника, насколько важны для него знания....
В заключение стоит добавить, что для первоклассника нужно быть хорошими наставниками и добрыми
друзьями, чтобы гостеприимные двери школы не пугали его, а наоборот, радовали, ведь в школе он не
только приобретет новые знания, но и обретет настоящих друзей и подруг....
Как помочь первокласснику хорошо учиться?
1. Для того чтобы ребенок хорошо учился и всесторонне развивался,
2.
его нужно приучать к режиму и строгой дисциплине.
Вставать по утрам нужно не позже, чем за 30 минут до выхода из дома,
если хочется полежать в кроватке некоторое время, не стоит лишать его
этой возможности, так как плохое настроение с утра может растянуть
ся на весь день.
3. Идя из школы, это время стоит использовать для построения планов и
целей на грядущий день и разбору того, как их выполнить.
4. После окончания уроков нужно хорошенько прогуляться, несколько раз
обойти свой дом, покушать и поспать.
5. Нужно отказаться от ненужных занятий в кружках и оставить только то,
которое действительно пришлось по душе ребенку.
6. За час до сна следует обязательно отказаться от активных игр и прочих
мероприятий, выкупаться, включить ночник и обсудить прошедший день.
7. Если мама или папа отступает от режима хотя бы один раз, хитрец будет
шантажировать постоянно.
8. Как показывает практика, оптимальное время для занятий – с 16 до 18 часов.
9. Ребенок должен правильно сидеть за столом: с прямой спиной и свободно
стоящими на полу ногами. Очень важно расстояние глаз от книги, от 35 до
40 см, за этим нужно следить постоянно, чтобы избежать проблем с позво
ночником и развития близорукости. После того как пройдет 30 минут
занятий, рекомендуется делать небольшие перерывы око 10 минут.
10. Что касается того, должны ли родители присутствовать во время того, когда
ученик 1 класса выполняет домашнее задание, ответ однозначен: должны.
11. Только участие родителей такое: они должны посмотреть, правильно ли
ребенок понял задание и как он собирается его выполнять. Но ни в коем
случае нельзя выполнять задание самостоятельно, за ребенка, считая, что
так будет быстрее.
12. Мотивацией к учебе могут служат:
­ К примеру, можно пообещать, что если первоклассник закончит четверть
хорошистом, то вся семья отправится в аквапарк или же в кинотеатр на про

смотр интересного фильма. Можно внести в обыденную жизнь дух соревнований.
­ Еще одна мотивация – похвала. Психологи советуют хвалить первоклассника
даже за самый обычный пустяк, для него это очень важно.
­ Правильно делают те родители, которые дарят ребенку к первому сентябрю
будильник и обыгрывают подарок, говоря, что это личный помощник,
который не даст проспать в школу
­ Родители должны ежедневно показывать первокласснику, что польза от его
знаний огромная.
­Изучение стартового уровня первоклассников
Назначение диагностических методик:
– обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности
предпосылок к продуктивной учебной деятельности;
– выявить индивидуальные различия между детьми.
Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу
класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка.
Проведенная методика позволила установить:
– владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием
деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в
соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости
коррекцией сделанного); уровень ее произвольности;
– интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами
(анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и
умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск
другого;
– развитие устной речи (внешнюю характеристику, связность);
– фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми
представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на...», «меньше на...»),
представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.
1 ЗАДАНИЕ
Назначение задания: выявить умения классифицировать наглядный материал
(геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию. 4 бала

2 ЗАДАНИЕ
Назначение задания: установить уровень развития зрительного анализа, умение
удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий
лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю
и самообучению. 4 бала
3 ЗАДАНИЕ
Назначение задания: диагностика особенностей зрительного анализа, умений
планирования и контроля в практической деятельности. 4 бала
5 ЗАДАНИЕ
Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать
ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к
самоконтролю. 4 бала
7 ЗАДАНИЕ
Назначение задания: выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить
письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ученик
при диктанте). 3 бала

(2 голоса : 5 из 5 )

Прошло два месяца с того торжественного дня, когда эйфория сопричастия к «взрослой» жизни захлёстывала первоклассников на первой школьной линейке. Букеты, подаренные первой учительнице, завяли, улыбки заметно потускнели под влиянием реальности школьной жизни. Мы-то с вами знали, что будет всё непросто. Знали, и поэтому основательно готовились к школе, нанимали репетиторов, делая попытку «подстелить соломку» своему чаду.

Но такая «соломка» помогает всего в 10%. Есть такая категория детей — с научным складом ума, мы их называем «ботаниками». Только такие дети переносят адаптационный период в школе почти без проблем. Но сколько таких ребят в одном классе? Один? Два? Остальные дружно демонстрируют полный набор адаптационных проблем. Каков он, этот набор?

повышенная утомляемость;
— ухудшение аппетита;
— раздражительность;
— слезливость;
— резкие перепады настроения;
серьёзные проблемы с концентрацией;
— проблемы с осанкой (ребенок «вдруг» начинает сутулиться).

Конечно, перечень далеко не весь, и кто-то из родителей может вполне его дополнить. Но всю совокупность проблем можно выразить всего одним словом: НЕЖЕЛАНИЕ. В ребенке постепенно накапливается нежелание ходить в школу, он сопротивляется столь сильно изменившимся условиям жизни, и он борется с этим, как может. Что делать?

А причём здесь удовольствие?

Педагоги и психологи в один голос советуют организовать четкий режим жизни и правильное питание одноклассника. Якобы, это действенное средство помощи в адаптации. Но скажите мне, дорогие коллеги-родители, кому этот совет помог? Мне с моей первоклашкой не помог, и не встречала я никого, кому бы он помог. Далее: психологи настоятельно рекомендуют заменить просмотр телевизора и игру на компьютере после школы дневным сном. Вроде бы логично.

Но что мы имеем на самом деле? Мало того, что ребенка нагрузили наитруднейшими школьными заданиями, так еще и привычного, любимого дела лишили. Под предлогом блага для здоровья. Скажите честно, если бы с вами, взрослыми, так обошлись, что бы вы сделали?

Когда я это поняла, то нашла ключ к решению проблемы адаптации своей первоклассницы. Оно заключается в слове «удовольствие». Именно так! Все дело в том, что мы охотно делаем только то, от чего получаем удовольствие, и особенно это относится к детям. Когда ребенок идет в первый класс, то все родители сознательно или подсознательно начинают паниковать. Они боятся, что малыш не справится, и лишают его всех привычных удовольствий. Надо соответствовать, надо добиваться хороших отметок, надо усваивать все предметы. Надо-надо-надо! А кому надо? Родителям и учителям. Детям – не надо. Они не понимают еще, зачем это надо.

Но они отлично понимают, что такое удовольствие. И я сделала все, чтобы научить свою дочь получать удовольствие от учебного процесса, вообще выбросив из головы это отвратительное слово «надо».

Как это работает, и чего делать не надо?

Начнем с того, чего делать не надо: не нанимайте репетиторов. Это не решает проблему, а увеличивает психологическую нагрузку – такой своеобразный пресс под названием «В жизни нет ничего, кроме школы». Вы сами должны стать репетитором, который никогда не говорит слова «надо», но учит ребенка получать удовольствие от умственной деятельности, от того, что он умеет ставить цель, и достигать её. От того, что он по-настоящему умен.

Вы скажете, что это возможно только для одарённого ребенка? Это не так. У моей дочери была дисграфия, с которой не смогли справиться логопеды, после чего я отказалась от их услуг, и сама стала репетитором для своей дочери. Я поняла: если буду учить свою дочь ради того, чтобы ее учитель похвалил, «ради школы», то у меня ничего не получится. И тогда я стала учить ее ради нее самой. У нас получилось, потому что мы работали с ней вместе, и потому, что я научила ее получать удовольствие от учёбы. Теперь она учиться полностью самостоятельно.

Не лишайте своего ребенка привычных удовольствий – это второе важное условие. Потому что со стороны все выглядит так, как будто его наказали за то, что он пошёл в школу. Пускай будет не всё так мрачно. Как бы ни хотели психологи уложить ребёнка спать днем, он не заснет. Хочет смотреть телевизор – пускай смотрит, но конечно, не долго. Главная задача – создавать для него хорошее настроение, и поддерживать его в процессе выполнения домашнего задания.

Валентина Галич

  • Разделы сайта