Конспект занятия "ягодная корзинка". Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе

Познавательно – досуговая деятельность

Кулинарный час

«Ягодная корзинка»

Средняя группа «Яркие звездочки»

Воспитатель Строганова Т.В.

МДОУ «Детский сад № 54 «Семицветик»

Форум идей педагогического мастерства

Познавательно – досуговая деятельность

Кулинарный час «Ягодная корзинка»

Задачи

Развивающие :

Используя прием загадок, художественное слово, наглядные картинки, вкусовые ощущения, закрепить знания о лесных и садовых ягодах и блюдах, которые можно из них приготовить;

Развивать фантазию, эстетический вкус при оформлении корзинки.

Образовательные:

Закрепить навыки безопасного поведения в природе (не все ягоды съедобны);

Совершенствовать речь и навыки коммуникативного взаимодействия в ходе совместной деятельности;

Закрепить представление о ягодах как источнике витамин для человека, их пользе для роста и развития.

Воспитательные :

Закрепить у детей элементарные этикетные нормы поведения за столом и культурно- гигиенические навыки (мыть руки перед приготовлением корзинки, пользоваться салфеткой, аккуратно кушать);

Воспитывать гендерные качества;

Формировать эстетический вкус, умение создать под руководством взрослого и поддержать атмосферу эмоционального комфорта;

Поддерживать интерес к самостоятельной продуктивной деятельности, желание принимать участие в коллективном творческом деле- «кулинарном часе»;

Предшествующая работа:

ОО «Познание», «Коммуникация»

Беседа «Много ягодок в лесу», «Во саду ли в огороде», «Уроки мудрой совы» (ядовитые ягоды)

Дидактическая игра: «Ягодное лукошко», «Лесная аптека» (валеология)

Цель: закрепить название садовых и лесных ягод, умение узнавать их по внешнему виду.

ФМП – количество и счет

- ОО художественное творчество

рисование – «Кисть рябины», «Кисть калины»;

лепка – «Ягодный пирог» (угощение для зверей);

аппликация – «Ягоды на тарелочке», «Компот из ягод в банке», «Рябиновые бусы для птиц»

ОО «Социализация», «Коммуникация»

Игротека:

хоровод «По малину в сад пойдем»

п/и «Собери ягоды в лукошко»

д/и «Мир под крышкой коробки» (откуда ягодки)

В.: Сегодня у нас кулинарный час, поэтому я так нарядилась, надела нарядный фартук и косынку. Наш кулинарный час сегодня называется «Ягодное лукошко».

Посмотрите, какое красивое лукошко я вам приготовила. Как вы думаете, что же там? (ягоды). Какие же ягодки я вам принесла? Послушайте внимательно и отгадайте загадку (воспитатель загадывает загадку про ягоды, дети отгадывают, называют ягоду и говорят, где она растет – в саду или в лесу).

Педагог использует приемы: загадка, стих, картинка, песенка о ягодах, предлагает определить на вкус.

Ягоды садовые (клубника, малина, смородина, крыжовник), лесные (черника, брусника, клюква).

А кто скажет, какие блюда можно приготовить из ягод?

Дети называют знакомые блюда из ягод, а затем педагог подводит их к витрине, на которой выставлены блюда из ягод (повидло, джем, компот, морс, кисель – сухой, варенье, ягодный пирог, сок) и, нацеливая детей на припоминание, продолжает беседу.

Вот какие разные витаминные блюда можно приготовить из ягод! Все они полезны для здоровья.

Мотивация.

Постановка цели: а сегодня мы с вами приготовим угощение к чаю - пирожное «Ягодную корзинку».

Вот такую корзинку приготовила я.

А вы хотите научиться делать такое пирожное?

Тогда поспешим помыть руки и надеть фартуки.

Объяснение приемов работы .

Для приготовления пирожного нам потребуется вот такая корзинка, крем – сгущенка, посыпка и ягодки для украшения, поэтому наша корзинка будет называться ягодная.

Посмотрите, как такую корзинку буду делать я. Сначала аккуратно ложкой накладываем в корзинку крем – сгущенку. Вот так. Выбираем украшения – посыпку и ягодку на свой вкус. Я выберу посыпку – цветную, а ягодку – чернику. Вот какая аппетитная ягодная корзинка у меня получилась!

Скажите, с чего я начала работу? Чем сначала я наполнила корзинку? (кремом). А чем украсила? (посыпкой – какой, ягодкой - какой). А теперь подумайте, с какой посыпкой и ягодкой будет ваша корзинка. Придумали?

Все необходимое для приготовления ягодной корзинки перед вами на подносах. Берите заготовки – корзинки и создавайте свое угощение к чаю. Аккуратно наполняйте свою корзинку кремом, не испачкайтесь.

Педагог задает детям вопросы. У Ани с какой ягодной начинкой будет корзинка? (с черничной). А у Саши? (с малиновой). А какую посыпку вы выбрали? Вот какие разные корзинки у вас получились!

Педагог наблюдает за деятельностью детей, подсказывает, помогает при необходимости, хвалит ребят и нацеливает на завершение работы.

Давайте поставим ваши корзинки на красивые тарелочки, перенесем вот на этот столик и полюбуемся, какое красивое угощение у нас получилось. Какая корзинка вам больше всех понравилась? (педагог спрашивает у детей). Саша, а своя корзинка тебе понравилась? А Маше? А Жене?

Я вам приготовила сюрприз: закройте глаза. Педагог создает музыкальный фон, вносит стаканы с соломкой, украшенные фруктами (клюквенный морс) и приглашает детей в кафе «Витамин».

Текстовая HTML-версия публикации

Конспект комплексного занятия в средней группе

Тема: «Ягоды. Корзинка с ягодами»

Подготовила воспитатель МБДОУ№172: Пономарёва Ирина Викторовна

Цели
: Учебная: дать понятие о различных представителях ягодных растений, учить различать ягоды, ориентироваться в окончаниях при производных прилагательных от названия ягод, повторить и систематизировать знания о ягодах. Развивающая: продолжить формировать навыки работы с пластилином, навыки в разгадывании загадок, развитии связной речи, умение устанавливать логические связи, развивать активность и самостоятельность мышления. Воспитательная: поддерживать интерес к занятиям, труду, творчеству, воспитывать эстетическое восприятие мира, дружеские взаимоотношения между детьми аккуратность, ответственность, бережное отношение к природе, создание позитивного настроя у детей.
Задачи:
познакомить с названиями ягод; учить сравнивать ягоды по цвету, размеру; учить отвечать полным предложением; различать садовые и лесные ягоды, совершенствовать художественные навыки детей (лепка), инсценировка сказки; развитие связной речи, умения отвечать на поставленные вопросы, развивать внимание, фантазию; воспитание бережного отношения к природе, учить аккуратно лепить и прилеплять на бумагу.
Материалы и оборудование
: изображение лесных и садовых ягод (клубника, смородина, крыжовник, малина, земляника, ежевика, черника); изображение – сад, лес; вырезанные ягоды, корзинки, видео сказки «Земляничка», видео «По малину в сад пойдем», пластилин.
Содержание организационной деятельности

I. Организационный момент
. Видео - «По малину в сад пойдем» - воспитатель вместе с детьми исполняет танец под музыку. В: Как вы думаете, какова тема нашего занятия? Д: Ягоды!
II. 1. Рассказ воспитателя.
В: Ребята, а где растут ягоды? Д: В саду и в лесу! В: Правильно! Бывают ягоды садовые, а также лесные. Ягоды очень полезные и вкусные, в них очень много витаминов, которые укрепляют наше здоровье. Лесные и
садовые ягоды отличаются друг от друга: садовые крупнее, чем лесные; за садовыми ягодами ухаживает человек, а лесные растут сами. Ягодами любят лакомиться не только люди, но и животные, птицы. Например, малину очень любит медведь. Ягодами можно лакомиться не только летом, но и зимой, ведь из них получается очень вкусное варенье, компот и сок. Сейчас мы с вами посмотрим на ягоды и разберемся, где они растут в лесу или в саду. Показ картинок с сопровождением рассказа: садовые – клубника, крыжовник, смородина; лесные – земляника, ежевика, черника.
2. Игра «Садовые/лесные»
Предлагаю детям на доске распределить ягоды - лесные и садовые.
3. Чтение художественной литературы. (Видео сказки)
В: Предлагаю посмотреть и послушать сказку, которая называется «Земляничка», написала ее Н. Павлова. Беседа по сказке: -Какая ягода созрела? - Кто первым нашел ягодку? -Почему животные не съели ягодку? -Куда спрятались звери? - Почему земляничка обрадовалась?
4.Инсценировка сказки.
Предлагаю детям сыграть сказку. Распределение ролей и игра сказки.
Земляничка
Светило солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка. Увидал её комар и запищал: - Ягодка созрела: красная, душистая! Услыхала комара птичка, полетела на поляну. Хочет съесть земляничку. Услыхала комара мышка, побежала на поляну. Хочет съесть земляничку Услыхала комара лягушка, поскакала на поляну. Хочет съесть земляничку. Услыхала комара змея, поползла на поляну. Хочет съесть земляничку. Набежала на солнышко туча. Увидел её комар и запищал: - Дождь пойдёт: мокрый, холодный! Услыхала комара птичка - скорей на дерево. Услыхала комара мышка – скорей в норку. Услыхала комара лягушка – скорей под листок. Услыхала комара змея - скорей под корень. А ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что никто её не тронул.
5. игра « У медведя во бору»

Давайте поиграем. Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

А медведь не спит,

Все на нас глядит.
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила
1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку. 2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его. Проигрывание игры.
6.пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять:

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел!

7. лепка «Корзинка с ягодами»
Дети самостоятельно приготавливают ягодки из пластилина и прилепляют их к корзинке.
III. Рефлексия.
Что вам понравилось больше всего? - Какими бывают ягоды? -Какие названия ягод вы запомнили? -Чем полезны ягоды?

Образовательная область «Ознакомление с окружающим» «В лес за грибами»
Образовательная область «Аппликация» «Большой дом»

Программное содержание

  • Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей;
  • Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
  • продолжать учить детей изображать в одном рисунке несколько предметов, располагать их в ряд на одной линии и связывать единым содержанием;
  • передавать в рисунке существенные различия в величине разнородных предметов.

Словарная работа : горожане, грибник, лукошко, кузовок.

Материал : иллюстрации с изображением леса, муляжи (картинки) грибов, ягод.

Предварительная работа : беседы о грибах, рассматривание иллюстраций.

Как вы думаете, почему горожане стараются уехать за город в выходные дни и лето? (ответы детей). Для чего человеку нужен лес? (мы приходим туда чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, послушать музыку леса - шелест листьев, пение птиц,жужжание насекомых).

Что ещё лес даёт человеку? (грибы, ягоды, орехи, строительный материал). Сегодня мы с вами отправимся в лес по грибы да по ягоды. Как мы оденемся? Что возьмём с собой? (корзину). Как ещё по- другому можно назвать корзину (кузовок, лукошко). Вот мы и оказались в лесу, теперь мы грибники (уточнить у детей кто это такие). Тихо идём по лесу, вдыхаем запах опавшей листвы … (дети ходят по группе, изображая сбор грибов), пришли на поляну, сели.

Какие вы знаете грибы? Какой гриб растёт под берёзой? Беседа о строении гриба: как называется эта часть гриба (ножка), а что на ножке (шляпка). Ребята, а вы знаете, что есть грибы съедобные и ядовитые? Самый красивый ядовитый гриб это… (мухомор). Его нельзя трогать ни в коем случае, для нас он ядовит, зато им лечатся лесные звери.

Кто знает что можно приготовить из грибов? (суп грибной, грибы жаренные, солёные, сушённые). Вот какие подарки преподносит нам лес. В лесу кроме грибов растут ещё и ягоды, может быть кто - то знает и подскажет мне как они называются (земляника, черника, брусника, костяника, голубика).

Вспомните сказки, в которых герои ходили в лес за грибами и ягодами и заблудились? (Три медведя, Маша и медведь).

Прибегают белочки в группу и рассказывают, что в их лесу выросли одни ядовитые грибы - мухоморы, а скоро наступит зима, и если они не запасут хороших грибов, то будут голодать. Самые лучшие грибы – белые, у них коричневая шляпка и белая ножка. У белочек есть картинка, на которой нарисован такой гриб.

Воспитатель ставит картинку перед детьми и обращается к белочкам: «Не горюйте, белки. Мы с детьми как раз собирались нарисовать осенний лес, в котором будет много белых грибов.

С помощью вопросов уточнить с детьми приёмы и последовательность рисования деревьев с листьями.

Подведение итогов

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе
Тема: «Берестяной кузовок старичка Лесовичка»
Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о лесных ягодах,
продолжать учить отгадывать загадки описательного характера. Образовывать прилагательные от существительных (малина - малиновый). Воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: старичок-лесовичок (игрушка), иллюстрации лесных ягод, кузовок;
магнитная доска с набором фигур птичек и ягод, цифры от 1 до 5, кукла би-ба-бо – медведь, красные карандаши.

Ход занятия.
Занятие проводится в игровой форме. В гости к детям приходит старичок-лесовичок:
- Ребята, пришёл я к вам в гости из далека, а вот откуда я пришёл, узнайте сами.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём. (лес).
- Что это за дом? Правильно, я пришёл из леса. В моём заповедном лесу каких только чудес нет! И я принёс вам… (вносит кузовок).
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
И пропахла в нём береста
Земляникой с черникой.
И малина с ежевикой,
Спелой рожью, мёдом с воском и травою луговою. (Фетисов Б.).
А знаете, что у меня в кузовке? Вот тогда узнаете, когда загадки разгадаете.
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
- Кто узнал, что у меня в кузовке? (Лесовичок достаёт из кузовка картинку с земляникой). Землянику ещё называют Алёнкой в красной рубашонке. Где её красная рубашонка? А почему ей рады поклониться? Земляника очень сладкая и душистая, растёт в лесу на солнечных опушках, возле полянок с земляникой муравьи строят свои домики. Из листьев земляники заваривают чай, из ягод варят варенье.
Лесовичок: В моём лесу ещё есть красавица:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
- Узнали, что это за ягоды? Правильно, малина. (достаёт из кузовка иллюстрацию).
- А почему любят малину и дети, и птицы, и медведи? А вы любите? Ешьте побольше, ведь малина от простуды хороша. Ягоды малины и сушат, и варенье из него варят. А какие они сочные, мягкие, душистые, похожие на крупные шарики, которые будто из мелких ягод собраны. Растёт малина чаще всего в густом лесу.
Физминутка.
Лесовичок: А в кузовке есть ещё ягодка. Называется она ежевикой. Сейчас осень – самая пора для сбора ежевики. Ягоды ежевики похожи на малину, только крупнее и цветки более тёмно–чёрные или черно-красные. Они очень вкусные, сочные, нежные. Растёт ежевика на весёлых солнечных полянках. Её кусты можно встретить по берегам рек и ручьёв. Из ягод ежевики можно варить компот и варенье.
- Вот, ребята, какие чудеса в моём берестяном кузовочке.
Вопросы на закрепление:
- Где в лесу растут ягоды?
- Что можно приготовить из земляники?
- Кто любит строить домики возле полянок с земляникой?
- Из листьев каких ягод заваривают чай?
- На что похожи ягоды малины?
- На чьи ягоды похожи ягоды ежевики?
Физминутка. Лесовичок: А сейчас мы с вами поёдём в лес за ягодами. (дети собирают малину-картинки).
На прогулку мы пойдём,
Ягод в кузовочек наберём,
Полные корзинки
Принесём малинки.
Ну шагайте!
Ну шагайте!
Песню дружно подпевайте!

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема: «В подземном царстве»
Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о полезных
ископаемых: песке, глине, торфе, угле, соли, сравнить чем отличаются песок и глина. Продолжать учить лепить из глины предметы из нескольких частей. Развивать воображение, интерес к занятию.
Оборудование: хозяйка подземного царства (игрушка), соль, торф, уголь, песок, глина в розетках.
Ход занятия.
1 часть.
Сегодня на занятии мы с вами будем лепить. Что нам для этого потребуется? Верно, глина. Но у нас её, ребята, нет. Давайте вспомним, где можно найти глину? Давайте отправимся за глиной в подземное царство (дети закрывают глаза, звучит музыка, воспитатель выставляет картину подземного царства и его хозяйки).
Хозяйка: Зачем вы пожалывали в моё царство?
Воспитатель: За глиной для лепки.
Хозяйка: В моём подземном царстве очень много сокровищ. Люди называют их полезными ископаемыми. Пойдёмте я покажу свои богатства. Может некоторые из них вы узнаете. (дети подходят к соли).
- В воде родится, воды боится? Верно, это соль. Для чего нужна соль?
- Как добывается соль?
- Какие свойства соли вы знаете?
- Что хорошего и что плохого в соли?
- А это что такое? (показывает хозяйка торф).
Росли на болоте растения
Теперь это торф и удобрение.
- Как люди используют торф?
-Во что может превратиться торф, если он долго лежит под солнцем? (в уголь).
Он чёрный, блестящий.
Людям помощник настоящий:
Он несёт в дома тепло,
От него в домах тепло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
Это одно из самых главных полезных ископаемых. Его называют чудо-камнем. Послушайте сказку про каменный уголь. (Энциклопедия «Почему» стр. 38).
- Так для чего же нужен уголь? (дети идут дальше, подходят к песку).
- А с этим вы знакомы с самого раннего детства.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И он в стекле расплавлен даже.
- Где используют песок?
- Что вы можете сказать о свойствах песка?
- А вот и то, что вы искали.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сразу ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
- Чем глина и песок похожи и чем отличаются?
- Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стакана глину. Что легче высыпать – песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок – «сыпучий». Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Песок – рыхлый, в отличие от глины.
- Вы знаете, что глина бывает разная? Какую глину вы знаете?
- Что делают из белой глины? (игрушки).
- А из красной, жёлтой глины?
Воспитатель: Спасибо тебе Хозяйка подземного царства. Мы попробуем из глины вылепить разные игрушки.
Часть 2: ИЗО. Лепка из глины.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема: «В природе путешествует вода»
Программное содержание: закрепить и расширить знания детей о свойствах воды, снега, льда. Дать простейшие представления о круговороте воды в природе. Развивать внимание.
Оборудование: снег в розетках, цветные льдинки, зеркальце, свеча, цветные карандаши, полоски разной длины и ширины.
Ход занятия.
Воспитатель вносит в группу снег в блюдце и несколько снежинок кладёт на окно.
Залетели к нам снежинки в детский сад.
Полетели те снежинки на ребят.
Здесь, сказали все снежинки
С нами не играют,
Здесь, сказали те снежинки
Дети занимаются.
Мы и сами здесь немножко отдохнём.
А потом через окошко упорхнем.
Размечтались те снежинки в тишине
И остались две росинки на окне.
Воспитатель обращает внимание на то, что снежинок не стало.
- Куда же девались наши снежинки?
- А почему в блюдце снег ещё не растаял?
Воспитатель ставит на каждый стол блюдце со снегом.
- Давайте с вами рассмотрим снег, какой он? (белый, сыпучий…).
Снег – это много маленьких снежинок. Снежинки – маленькие, красивые звёздочки. Снег – разный. Цвет снега зависит от чистоты: белый – это чистый снег, серый – очень грязный, такой бывает на проезжей дороге; цветной – от цветного дыма из заводской трубы, это ядовитый снег. В морозную погоду снег пушистый, лёгкий, искрится на солнце, скрипит под ногами, в оттепель снег тяжёлый, мокрый, лепится к ногам и лыжам, из него можно лепить снежинки, разные фигурки. Когда мы с вами выйдем на прогулку, то попробуем узнать какой сегодня снег: лёгкий и пушистый или тяжёлый и мокрый.
Посмотрите, пока мы с вами разговаривали, наш пушистый, серебристый, белый-белый, чистый-чистый снег превратился? Верно, в воду. Какая вода?
Даже самый белый чистый снег грязнее водопроводной воды. Это талая вода, не пригодная к питью человеку. Талой водой хорошо поливать растения, её можно давать животным. Попробуйте рукой воду, какая она? Верно холодная. А как вы думаете, если вода долго будет стоять в тепле, что с ней произойдёт? Конечно, она согреется, станет тёплой. Ребята, вспомните, что вы знаете о воде? (жидкая, прозрачная, без запаха, без цвета, переливается из одного сосуда в другой, который помещается.).
Как вы думаете, что с ней произойдёт, если её нагреть на огне? Давайте посмотрим. Капельки воды быстро-быстро разбежались и оторвались от поверхности, стали капельками пара и поднимаются вверх. А вот я ставлю на их пути прохладное зеркальце. Что же получилось? Я поймала улетающие капельки, остудила их и они снова стали водой. Это похоже а образование облаков, дождевых и снежных туч, а потом упадут эти капельки на землю в виде дождя или снега.
А кто из вас может вспомнить, где ещё можно увидеть пар?
Мы с вами сегодня увидели, что вода может быть жидкой, в виде пара, а вы знаете, что вода может быть и твёрдой? Когда это случается? Верно, когда вода превратилась в лёд. Мы с вами, когда пойдём на прогулку возьмём эту воду и посмотрим, что с ней случится к концу прогулки. А пока рассмотрим с вами вот эти красивые льдинки (воспитатель даёт возможность детям подержать льдинки в руках). Какой лёд? Верно, а ещё лёд хрупкий, как стекло: твёрдый, холодный, блестящий, не льётся. Лёд легко раскалывается от удара. А если полежит наша сосулька в тепле, что с ней произойдёт?
Вот какая путешественница вода.
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лёд.
Растает, и снова в поход.
По горным вершинам, широким равнинам
Вдруг в небо взовьётся
Дождями вернётся.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема: «Сегодня вам станут знакомыми мои друзья - насекомые»
Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их
внешнем виде, образе жизни, о пользе, приносимой ими природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать воображение, фантазию.
Оборудование: мелки, колобок, иллюстрации насекомых.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, за лето соскучились по нашим верным друзьям? Вот сегодня к нам на занятие пришёл наш верный друг – любознательный Колобок.
Колобок: Я очень, ребята, рад встреться с вами. Ведь за год мы стали большими друзьями. Сегодня вам станут знакомыми мои друзья – насекомые. Я приглашаю вас в путешествие на ваш замечательный участок.
Занятие проводится на участке.
- Ребята, мы с вами знаем, что насекомых много, они живут в лесу, в поле, в саду. Давайте вспомним насекомых, с которыми мы знакомились раньше.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
Как называется это насекомое? Правильно, это бабочка. Давайте вспомним, где можно чаще всего встретить бабочку? Что есть у бабочки? Правильно, бабочку чаще всего можно увидеть на цветках, потому что они питаются нектаром цветов. Бабочек скоро совсем не будет видно, ведь скоро осень. А зимуют они где-нибудь в щелях, в куче сухих листьев, а вылетают с первым весенним теплом.
А с каким другим насекомым мы познакомились весной? У неё на красной спинки чёрные крапинки, а жучок этот хоть и маленький, но спасает многие растения от вредителей – тли. Узнали, кто это?
Божья коровка, божья коровка!
Бежит по руке моей быстро и ловко.
Но вот на мгновенье у края застыла,
Короткие лапки слегка напрягла
И круглую спинку свою разложила
На два одинаковых крепких крыла.
А вот посмотрите, что это за дом
И жильцов в нём миллион,
Они лесные жители и мудрые строители.
Пальчиковая игра «Бабочка» (соединяют и раскрывают ладони).
Ребята, муравьи обычно сроят свои дома, где-нибудь под деревом, чаще около пня. Домик строят из обычных веток, хвойных, чешуек. Мы видим дом муравьёв над землёю, но есть ещё и часть дома под землёй: там есть и спальня, и чуланчики, и коридорчики. А семья у муравьёв большая и у каждого своё дело есть. Рабочие добывают пищу и строят муравейник. Есть и солдаты, которые охраняют дом от врагов, а есть и няни, которые ухаживают за маленькими детками. Муравьи видят плохо, помогают им уши, или они ощупывают всё, что встречается им на пути, при помощи усиков по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой. Муравьишки – дружный народ, друг другу помогают. Муравьи - санитары леса, но они охотно поедают семена некоторых растений. Муравьи приносят огромную пользу, истреблю множество вредителей леса, особенно гусениц. На зиму муравьи в своём доме сбиваются в большой комок и спят. Муравейники, ребята, нельзя разорять.
- А теперь обратите внимание на цветы, на них можно увидеть не только бабочку, но и другое насекомое, отгадайте загадку.
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
- Давайте рассмотрим пчёлу (можно картинку). Что у неё есть? Видите, у насекомых одно и тоже строение, но у пчёлы есть различие: туловище у неё в полоску: жёлтое, чёрное, жёлтое, черное. Пчёлка кружит над цветком, собирает сладкий нектар с них и несёт в улей-дом для пчёл. Пчёлы любят трудиться: с утра до позднего вечера летают и мёд собирают, но не любят, когда в их дом лезут – укусят. А мёд у пчёл вкусный, сладкий, ароматный и полезный для здоровья. Если заболеете, обязательно выпейте чай с мёдом.
Пчёлка, пчёлка, золотая холка
Полети на лужок, принеси мне медок.
Мёдом любят лакомиться не только дети и взрослые, но и очень любит его зверь косолапый, кто это? Но пчёлы и медведя отгоняют от улья:
Жу-жу-жу-жу не будь воришкой!
Мёда нашего не трогай,
Уходи своей дорогой.
П/и «Медведь и пчёлы».
Природу надо беречь и быть в лесу гостем.