Подвижные игры на прогулке. По дороге домой. Игра на прогулке с детьми «Мы поэты!»

Игры на прогулке с детьми зимой, весной, летом и осенью

Интересные познавательные прогулки с детьми 2 лет

Простор и свежий воздух необходимы для здоровья и гармоничного развития ребенка. Прогулки по лесу или парку доставят удовольствие и вам, и вашему малышу и, безусловно, принесут огромную пользу.

У нас недалеко от дома есть сосновый лес. Летом там можно гулять даже в самое жаркое время, а зимой в лесу не такой сильный ветер и можно подкармливать белок и птиц. Кормушки, кстати, очень легко сделать дома из бумажных упаковок из-под сока. Или можно просто насыпать корм на подходящий пенек.

Часто бывает так, что детская прогулка совмещается с походом по магазинам. Психологи говорят, что маленького ребенка не стоит брать с собой в магазин, особенно если он легко возбудим. Не все дети терпимо относятся к шуму, суете и большому количеству незнакомых лиц.

Если вам приходится брать кроху с собой, когда вы идете за покупками, будьте готовы к долгому путешествию с кучей вопросов и остановок. Используйте поход в магазин для того, чтобы познакомить малыша с чем-то новым.

Знакомьте его с правилами дорожного движения. Покажите ребенку светофор (кстати, разберете заодно, где какой цвет), научите смотреть по сторонам (лево - право) и переходить дорогу «на зеленый». Постепенно он запомнит эти правила, и в дальнейшем вы будете уверены за него.

Чаще бывайте на детской площадке — там обычно собирается много ребятишек разного возраста, и ваш малыш сможет удовлетворить пробудившуюся в нем жажду общения. Конечно, конфликтов не избежать и тут родители могут стать отличным примером для подражания и научить детей находить выход из сложившейся ситуации.

Прогулки зимой с детьми. Зимние прогулки

Эх, прокачу!

Прогулка помогает освоить понятия «быстро», «медленно».

Необходимый инвентарь: детские санки со спинкой.

◈ Усадив малыша в санки, предупредите его: «Сейчас я повезу тебя медленно». «А сейчас мы поедем быстрее» — и везите санки быстрее.

Измеряем глубину

Игра знакомит с понятиями «короткий», «длинный», «глубоко», «мелко»

Необходимый инвентарь : длинная и короткая палки.

◈ Предложите малышу измерить глубину снега. Воткните в сугроб короткую палку, покажите, часть какого размера осталась на поверхности.

◈ То же самое проделайте с длинной палкой.

◈ Сравните выступающие над снегом части.

◈ Разрешите малышу самому измерять глубину сугробов.

◈ Из палок можно сделать лес или сад, приговаривая: «Это деревце маленькое — еще не выросло, а это вот какое большое».

Снежная картина

Необходимый инвентарь: длинная палка.

◈ Найдите ровную заснеженную поверхность и покажите ребенку, как можно палкой рисовать на снегу.

Снежная радуга

Развивает творческие способности

Необходимый инвентарь : разведенная гуашь одного или двух цветов, большая кисть.

◈ Попробуйте порисовать на снегу красками.

◈ Обязательно говорите ребенку, каким цветом вы воспользовались и что хотите нарисовать.

◈ Разрешите ребенку раскрасить снег самому.

Снеговик

Способствует разбитию координации движений, воображения, творческого мышления

◈ Слепите вместе с малышом небольшого снеговика. Пусть кроха приделает снеговику руки, воткнет нос-морковку, сделает глаза и рот.

◈ Придумайте имя снежному человечку.

◈ Лепить из снега можно не только снеговиков, но и домики, крепости, фигурки животных и другие предметы. Все это должно порадовать вашего малыша.

Снежные куличики

Развивает творческие способности

Необходимый инвентарь: детское ведерко, фигурные формочки.

◈ Научите ребенка делать куличи из снега.

◈ Если вы взяли с собой краски, получившиеся фигурки можно раскрасить или полить водой, а на следующий день любоваться ледяными скульптурами.

Ледяная мозаика

Развивает творческие способности

Необходимый инвентарь : цветные кубики льда, замороженные в холодильнике.

◈ Заранее приготовьте цветные кубики льда. Собираясь на прогулку, возьмите их с собой. Покажите ребенку, как выкладывать из льдинок узоры или фигурки.

Чьи это следы?

Знакомит с миром животных, обучает сравнению

◈ Покажите ребенку, как на ровной снежной поверхности можно делать отпечатки следов или ладошек.

◈ Поищите следы животных и птиц и сравните со своими следами.

Прогулки весной с детьми. Весенние прогулки

Листочки спрятались

Развивает мелкую моторику, знакомит с природными явлениями

◈ Рассмотрите вместе с ребенком набухшие почки на деревьях. Расскажите ему, что почки — это домики листьев. Когда пригреет солнышко, станет тепло, листочки выйдут из своих домиков и деревья станут зелеными.

◈ Поиграйте в почку и листочек — сложите пальцы бутоном, вытяните руку, приговаривая: «Становится тепло, наверное, пора выходить из домика». На счет «Раз, два, три!» раскройте ладошку.

◈ Попросите ребенка показать, как листочки выходят из домиков.

Строим плотину

◈ Преградите путь ручью камнями. Обратите внимание ребенка на то, как скапливается вода у импровизированной плотины, как ручей преодолевает преграду, распадаясь на маленькие ручейки.

Плывёт кораблик

Сделайте кораблик из любого материала: бумаги, пенопласта, дерева или воспользуйтесь любым нетонущим предметом.

◈ Покажите малышу, как кораблик поплывет по течению.

◈ Проследите, куда его понесет ручей.

◈ Киньте в ручей камень.

◈ Обратите внимание ребенка на то, что, в отличие от кораблика, камень утонул, а не поплыл.

Прогулки летом с детьми. Летние прогулки

Лето — самое благодатное время года. На улице тепло и есть возможность гулять столько, сколько хочешь. Разумеется, для ребенка это счастливое время активности и движения. Во что можно играть на улице? Да во все что угодно! Песочница, качели, цветные мелки для рисования на асфальте, велосипед, горки, машины на веревочке или коляска с куклой. Ходите с ребенком в лес, ловите бабочек.

Поезжайте на дачу. Нет своей дачи — съездите к друзьям или бабушке. На мой взгляд, тема дачи заслуживает особого внимания. Ребенок двух лет находится в процессе постоянного развития. Игра неразрывно связана с обучением. Дача с садом и огородом дает ребенку богатые возможности для познавания окружающего мира и совершенствования своих способностей. Ведь ребенок может не просто есть вкусный горох или клубнику, но и наблюдать за тем, как они растут. Он с удовольствием будет сам собирать ягоду, мести дорожки. Наберите большую ванну воды, и ваше чадо будет плескаться в ней прямо на улице, где вы сможете присматривать за ним.

Если нет возможности уехать на дачу, сходите на пляж. Даже если у вас есть дача, одно другому не помешает. Ходьба по песку или гальке — хороший массаж для стоп вашего ребенка. Бегать по нему не очень легко, и это дает дополнительную нагрузку, которая, несомненно, пойдет на пользу вашему малышу. К тому же песок — отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы.

Позовите с собой друзей, у которых тоже есть дети, и устройте семейные соревнования. Возьмите с собой надувной мяч и веселитесь с ребенком на здоровье.

Погоня за бабочками — весьма увлекательное занятие. Стоит только начать — и остановиться уже практически невозможно. Ловить можно не только бабочек, но и кузнечиков. Моя старшая дочь, например, собирала божьих коровок.

Наблюдение за животными и насекомыми очень важно для развития у ребенка внимания и навыков образного движения. Ведь если он ни разу не видел, как ползает гусеница, то не сможет повторить ее движения.

Чтобы понаблюдать за животными, водите ребенка в зоопарк. Но помните, что подобного рода мероприятия не должны быть слишком затяжными, так как в этом возрасте малыш может быстро устать.

Прогулка

Развивает координацию движений

Необходимый инвентарь : кукольная коляска или тележка.

◈ Все дети любят катать коляску или машинку с кузовом. Предложите ребенку взять на прогулку куклу (или любимую игрушку) и покатать ее на коляске.

Собери и разложи

Способствует развитию мелкой моторики

Необходимый инвентарь : детское ведерко.

◈ Возьмите на прогулку ведерко, договоритесь с ребенком собирать в него камушки.

◈ Набрав полное ведерко, высыпьте камешки и отсортируйте их по размеру.

Куда бежим

Способствует развитию координации движении, учит ориентироваться в пространстве

◈ Предложите малышу побегать в заданном направлении. Например, скажите: «Давай добежим до того большого дерева».

◈ Сначала бегайте вместе с ребенком, указывая ему направление. Затем предложите крохе побегать самому. Называйте каждый раз новые ориентиры: качели, скамейки.

Лови!

Необходимый инвентарь: небольшой надувной мяч.

◈ Встаньте недалеко от ребенка, бросьте ему мяч, попросите поймать и кинуть вам.

◈ В последующие занятия увеличивайте расстояние между собой и малышом, меняйте силу броска, кидайте выше, ниже, справа, слева.

Давай потрогаем

Способствует развитию тактильных ощущении, мелкой моторики

◈ Гуляя, предлагайте малышу потрогать тот или иной предмет. Например, ствол старого дерева. Прокомментируйте ощущения. Затем потрогайте кирпич.

◈ Трогайте все безопасные предметы, какие вам попадутся, обсуждайте ощущения.

По нарисованной дорожке

Способствует развитию координации движений

Необходимый инвентарь : белый или цветной мел.

◈ Начертите на асфальте прямую и зигзагообразную линии. Предложите малышу пробежать по одной и по другой линии вперед и назад.

◈ Можно чертить большие круги или квадраты и бегать по их периметру.

Островки

Способствует развитию координации движений, помогает научиться прыгать

Необходимый инвентарь : белый или цветной мел.

◈ Нарисуйте на асфальте круги и объясните ребенку, что это «островки» и двигаться можно только по ним, перепрыгивая из круга в круг. Предложите ему наперегонки добраться по этим островка до дерева (или скамейки). Покажите ребенку, как правильно прыгать.

Меж кругов

Способствует развитию координации движении

Необходимый инвентарь: белый или цветной мел.

Нарисуйте дорожку из кругов, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Предложите малышу пробежать по дорожке, не наступая на круги, то есть двигаться зигзагами, используя пространство между кругами.

Подбрось мяч

Способствует развитию координации движении, двигательных навыков

Необходимый инвентарь : мяч.

◈ Научите малыша подбрасывать мяч вверх.

◈ На следующем этапе можно добавить хлопки в ладоши, веселые выкрики.

Закинь в кольцо

Способствует развитию координации движение

Необходимый инвентарь: мяч, обруч.

◈ Предложите ребенку закинуть мяч в обруч.

◈ Сначала держите обруч вертикально. Постепенно поднимайте его выше.

◈ Можно изменить положение обруча так, чтобы малыш кидал мяч в «баскетбольное кольцо».

Прогулки осенью с детьми. Осенние прогулки

Листопад

Знакомит с природой, увеличивает словарный запас ребенка

◈ Соберите букет из опавших листьев. Внимательно рассмотрите каждый листочек. Опишите его цвет, форму. Найдите дерево, на котором он рос. Сравните листья между собой.

◈ Обращайте внимание ребенка на цветовые различия. Употребляйте прилагательные «багряный», «золотой», «коричневый».

◈ Принесите листья домой и поставьте их в вазу.

Гербарий

Знакомит с природой

◈ Гуляя на улице, собирайте разные красивые листья и цветы. Вернувшись домой, покажите ребенку, как высушить листья между страницами книги, перекладывая их листами чистой бумаги или газетами.

◈ Когда листья высохнут, вместе с малышом сделайте из них картину.

◈ Кроме этого можно составить альбом, куда помимо осенних листьев вы поместите детские рисунки, а также вырезки из журналов.

«Раз шишка…»

Помогает освоить счет, знакомит с природным материалом

Необходимый инвентарь : детское ведерко.

◈ Собирая шишки в ведерко, считайте: «Одна шишка, две шишки...». Сравнивайте их между собой по размеру. Обращайте внимание ребенка на форму шишек.

◈ Шишки могут служить отличным материалом для различных поделок в сочетании с пластилином, спичками, сухими листьями. Вместо шишек можно использовать другие природные материалы — желуди, каштаны и т. п.

Игры летом с детьми на прогулке

Все мы знаем,что дети большие непоседы. Им все нужно знать, все потрогать, залезть в самые неподходящие места. Не зная, чем себя занять, волей неволей дети находят кучу опасных для здоровья увлечений. Хочу предложить вам небольшую подборку игр на свежем воздухе, некоторые хорошо вписываются и в деятельность в помещении. Наиболее интересны для детишек игры, в которые играют все поколения детей, это прятки, догонялки. Эти игры развивают детей физически, улучшают ловкость и реакцию.

«Шишки, желуди, орехи»
Дети делятся на тройки и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый в тройке имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Он произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего....

«Выше ноги от земли»
В игре выбирается ведущий. Оговаривается площадка-границы за которые нельзя выходить. Ведущий называет место, куда должны перебраться игроки. Например: «железо»- дети должны встать ногами на предметы из железа(заборчик, лазилка..), «трава»-бегут туда, где трава, там останавливаются, «дерево» - ищут деревянные сооружения…Ведущий сам смотрит, что окружает его и на что можно залезть. Детям очень нравится бегать из одного места в другое.

Игра с камешками
Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Закрепить понятия (один- много, большой-маленький) Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями....

«Злые – добрые кошечки» (с малышами)
По команде «злые» превращаемся в злых, «добрые» в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.... Затем маленькие котята-злые, добрые.

«Жуки и бабочки»
Звучит музыка в низких тонах-это жуки (дети передвигаются медленно,громозко), музыка меняется на легкую, воздушную трель- это бабочки (дети начинают по рхать, как бабочки)Так чередуется музыка, дети меняют образ.

«Ругаемся» (овощами, фруктами и ягодами, цветами)
Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «ТЫ - капуста». В ответ: «А ТЫ - редиска» или «А ТЫ - слива» и т.д. Взрослый должен следить за тем, чтобы дети не начинали высказываться обидными словами. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «ТЫ – колокольчик», «А ТЫ - розочка». Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии....

"Замри"
В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.
Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

"Ожившие игрушки"
Рассказать детям байку о том, что происходит ночью в игрушечном магазине. Когда магазин закрыт, игрушки начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Так дети по очереди изображают игрушку, а другие отгадывают.

"Спрячь игрушки" игры с песком
Предлагается несколько небольших игрушек. Пусть ребенок попытается их спрятать, закопать в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом вместе их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.)

«Песочный телеграф»
Ведущий игры, «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру - прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, получив «сообщение», должен нарисовать фигуру палочкой на песке.

Подвижные игры

на свежем воздухе

Подборка игр для организации прогулки детей.

Подготовила:

Старший воспитатель Перякина О.В.

"ЗДРАВСТВУЙТЕ".
Все встают в круг лицом, плечом к плечу. Водящий идёт по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: "Здравствуйте!" Можно назвать ещё своё имя (это обговаривается в условиях игры). Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.
"СВЕТОФОР".
На площадке надо начертить две линии на расстоянии 5 - 6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно по середине спиной к играющим. Он называет какой-нибудь цвет. Если у играющих присутствует этот цвет в одежде, они беспрепятственно проходят мимо водящего. Если у игрока нет такого цвета, то водящий может осалить перебегающего игрока. Осаленный становится водящим.
"ЗАЯЦ БЕЗ ЛОГОВА".
Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это "домики зайца". Выбирают двое водящих - "заяц" и "охотник". "Заяц" должен убегать от "охотника", при этом он может спрятаться в домик, то есть встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится "зайцем" и убегает от "охотника". Если "охотник" осалит "зайца", то они меняются ролями.
"САНТИКИ-ФАНТИКИ ЛИМПОПО".
Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на не большое расстояние. За это время играющие выбирают, кто будет "показывающим движения". Этот игрок должен будет показывать различные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притопывание ногой и т.д.) Все остальные игроки повторяют движения за ним. Задача водящего - определить, кто будет показывать движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры ребята хором произносят слова: "Сантики-фантики лим-по-по…". В незаметный для водящего момент показывающий меняет движение, все должны быстро тоже поменять движение, чтобы не дать водящему догадаться, кто ими руководит. Игра продолжается, пока показывающий не будет обнаружен.
"НЕВОД".
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя покидать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя "невод". Их задача - поймать как можно больше "плавающих рыб", то есть остальных игроков. Задача "рыб" - не попасться в "невод". Если рыбка не смогла увильнуть и оказалась в "неводе", то она присоединяется к водящим и сама становится частью "невода". "Рыбки" не имеют права рвать "невод", то есть расцеплять руки водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной "рыбкой".

"КАПКАНЫ".
Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их. Это капканы, они располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Все остальные берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По команде ведущего (хлопку, слову и т.д.) капканы "захлопываются", то есть, ребята, образующие капканы, опускают руки. Те играющие, которые попались в капканы, образуют пары и сами становятся "капканами". Победителем оказывается тот, кто не попадёт ни в один из капканов.
"ВОДЯНОЙ".
Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Играющие идут по кругу со словами:
"Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку
1, 2, 3".
Круг останавливается. "Водяной" указывает рукой на одного игрока и подходит к нему не раскрывая глаз. Его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются ролями, и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
"САЛКИ".
Выбирается один водящий, который должен догонять и осаливать игроков. Осаленный игрок тоже становится водящим, при этом он должен бегать и держаться одной рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Победителем становится тот, кого не поймали водящие игроки.
"ПОЙМАЙ ХВОСТ ДРАКОНА".
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - "голова", "последний - хвост" дракона. Голова должна дотронуться до него.
"ЖМУРКИ ".
Водящему закрывают глаза. Кто-то из участников крутит его на месте. При этом можно произнести скороговорку: - "На чём стоишь?" -"На мосту". - "Что ешь?". "Колбасу". - "Что пьёшь?". -"Квас". - "Ищи мышей, а не нас".
После этих слов дети разбегаются по комнате. "Жмурка" на ощупь должен отгадать, если кого-нибудь поймает.
"ЛИПУЧКА".
Участники игры бегают по команде взрослого. Двое водящих, держась за руки, пытаются поймать убегающих участников игры. При этом они приговаривают: "Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать!". Каждого пойманного участника "липучки" берут за руку, и он тоже вместе с ними становится водящим. Затем к ним присоединяется четвёртый игрок и т.д.
"КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК".
Дети встают друг за другом в шеренгу. Каждый участник держится за плечи впереди стоящего. В таком положении, "змейкой", они преодолевают различные препятствия, выполняют задания ведущего,
НАПРИМЕР:
- Перейти через кочку
- Пройти через бревно
- Перепрыгнуть через лужу
- Обогнуть " широкое озеро "
При выполнении заданий дети не должны отцепляться друг от друга.
"НАЙДИ ПЛАТОК".
Все участники встают в круг. Выбирается водящий, он становится в центре круга. Одному из играющих даётся в руки маленький платок. Он его передаёт другому, стоящему рядом, но так, чтобы не заметил водящий. У кого водящий заметит платок, тот и становится водящим.
"КОТ ИДЁТ".
Для игры очерчивается площадка, в углу которой отмечается "дом кота", а по сторонам - "норы мышек". Роль кота играет ведущий. Игра начинается с присказки, которую произносит воспитатель:
Мышки, мышки, выходите,
Поиграйте, попляшите,
Выходите поскорей,
Спит усатый кот-злодей!
"Мышки" вылезают из "норок", бегают, прыгают, повторяют хором слова:
Тра-та-та, тра-та-та
Нет усатого кота!
Но вот воспитатель подаёт сигнал: "Кот идёт!". Все мышки должны замереть и не двигаться. "Кот" обходит "мышей" и забирает к себе в дом тех, кто пошевелился. Смелые "мышки" за спиной кота могут шевелиться, но должны замереть, как только кот повернётся в их сторону. Воспитатель говорит: "Кот ушёл!" и мышки снова оживают.
"АЙСБЕРГИ".
Ведущий рисует на асфальте три круга разной величины (большой, средний, маленький) или раскладывает на полу ватманы, чтобы в них могли поместиться все участники игры. Все игроки свободно и хаотично движутся по площадке. По команде ведущего "Айсберги" все должны поместиться на выделенном пространстве. Кто заступает на край, тот выбывает из игры. Во время продолжения игры доступная площадь постепенно сокращается, в конце остаётся самый маленький круг.

Игры на прогулке

ЛИСА В КУРЯТНИКЕ

Задачи : Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание : На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила :

Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!» .

Варианты : Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

ЗАЙЦЫ И ВОЛК (средняя группа )

Задачи : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание : Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит : «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк» , волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила :

Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.

Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!» .

Варианты : Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ (средняя группа )

Задачи : Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание : На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит : «Идите гулять!» . Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят :

«У медведя во бору,

грибы ягоды беру.

А медведь сидит

и на нас рычит».

Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Правила :

Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!» .

Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты : Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

ПТИЧКИ И КОШКА (средняя группа )

Задачи : Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Описание : На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.

Правила :

Кошка ловит птичек только в кругу.

Кошка может касаться птичек, но не хватать их.

Варианты : Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

«ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК» (средняя группа )

Задачи : Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Описание : Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь» . Все дети должны перейти через ручей.

Правила :

Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Варианты : Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

КОШКА И МЫШКА (средняя группа )

Задачи : Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.

Описание : Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят :

«Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый – беленький.

Ходит Васька – кот.

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается, песенки поет.

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька – кот.

Серых мышек ждет».

После слов кошка начинает ловить мышку.

Правила :

Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.

Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.

Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет» .

Варианты : Устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество кошек.

ЛОШАДКИ (средняя группа )

Задачи : Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

Описание : Дети делятся на 2 равные группы . Одна группа изображает конюхов , другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит : «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!» . Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!» . Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит : «Отведите лошадей в конюшню!» . Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.

Правила :

Играющие меняют движения по сигналу воспитателя. По сигналу «Идите отдыхать» - конюхи возвращаются на места.

Варианты : Включить ходьбу по мостику – доске, положенной горизонтально или наклонно, предложить разные цели поездки.

КРОЛИКИ (средняя группа )

Задачи : Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании, в беге, в прыжках на 2 ногах.

Описание : На одной стороне площадки отчерчиваются круги – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека . Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!» - говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит «Бегите в клетки!» . Кролики бегут домой и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их выпускает.

Правила :

Кролики не выбегают, пока сторож не откроет клеток.

Кролики возвращаются после сигнала воспитателя «Скорей в клетки!» .

Варианты : В каждую клетку поставить скамеечку или стульчик по числу кроликов.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ (средняя группа )

Задачи : Развивать у детей слух, внимание и выдержку.

Описание : Дети сидят по кругу или вдоль стены. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора!» , играющий открывает глаза. А тот, кто позвонил – поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз. Затем воспитатель назначает другого водящего.

Правила :

Водящий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора!»

Варианты : Раскрутить водящего; вместо звоночка ввести дудочку или другой музыкальный инструмент.

ПОПАДИ МЕШОЧКОМ В КРУГ (средняя группа )

Задачи : Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.

Описание : Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай!» , все бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки!» - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой.

Правила :

Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «Бросай!»

Поднимать по сигналу «Поднимите!» .

Варианты : Вместо мешочков бросать шишки; разделить детей на подгруппы , каждая бросает в свой круг; увеличить расстояние.

Задачи : Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании в даль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.

Описание : Дети стоят вдоль стены. Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки 3 разных цветов. По слову воспитателя «Бросай!» дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше и говорит : «Поднимите мешочки!» . Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Воспитатель называет других детей, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят мешочки.

Правила :

Бросать и поднимать мешочки можно только по слову воспитателя.

Варианты : Поставить ориентиры – кто дальше. Бросать шишки, мячики, копья.

САМОЛЕТЫ (средняя группа )

Задачи : Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу.

Описание : Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

Правила :

1. Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!» .

По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок) .

Варианты : Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.

НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ (средняя группа )

Задачи : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Описание : Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!» , дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят : «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!» .

Правила :

Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

Каждый раз играющие должны иметь пару.

Варианты : Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ (средняя группа )

Задачи : Развивать у детей ВНИМАНИЕ, УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА И ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ СИГНАЛУ. Упражнять детей в беге, ходьбе.

Описание : Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2, и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.

Правила :

Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу.

Если флажок опущен, автомобили не двигаются.

Варианты : Разложить по углам ориентиры разного цвета. На сигнал «Автомобили выезжают» , в это время поменять местами ориентиры. Предложить детям вспомнить разные марки автомобилей.

ЛОХМАТЫЙ ПЕС (средняя группа )

Задачи : Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Описание : Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, воспитатель говорит :

Текст Движения

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос

Тихо, смирно он лежит – Водящий сидит на корточках и изображает, что спит.

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим – что же будет?». Дети подкрадываются к нему на цыпочках и прикасаются к водящему.

Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту) . Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

Варианты : Поставить преграду – скамеечки на пути детей; на пути собаки.

«ГОРЕЛКИ» .

Задача : научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту, соблюдать правила игры.

Ход игры. Дети стоя в колонне парами. Перед ними – линия, на ней – водящий.

Говорят хором :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три, беги.

После слова "беги" дети, стоящие в колонне в последней паре, отпускают руки и бегут вперед вдоль колонны : один слева, а другой справа от нее. Они выбегают вперед и стараются снова взяться за руки и стать впереди водящего. Водящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, он с пойманным образует новую пару, которая становится впереди колонны. Оставшийся без пары будет водящим. Если водящему не удалось поймать никого из пары, он продолжает выполнять свою роль. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу. После этого выбирается новый водящий. Игра возобновляется.

Примечание. Воспитатель следит, чтобы дети не выбегали из колонны раньше времени.

«МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»

ЗАДАЧА : научить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развивать быстроту, ловкость.

Ход игры. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки также проводится черта. В центре площадки находится водящий. Играющие хором произносят :

Мы весёлые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три – лови!

Ловишка ловит детей.

После слов «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кого ловишка успел задеть, прежде чем тот пересечёт черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой водящий. Игра повторяется 3-4 раза.

«МЫШИ ВОДЯТ ХОРОВОД»

ЗАДАЧА : научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, ориентироваться в пространстве, бегать легко, на носках, стараясь не попадаться ловящему.

Ход игры.

Выбирается водящий «кот Васька» , остальные - «мыши» . Воспитатель говорит :

Текст Движения

«ЛЯ –ЛЯ - ЛЯ»

На печурке дремлет кот.

Ля-ля-ля!

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот -

Разобьет ваш хоровод!

«Мыши» не слушаются, бегают, пищат.

Вот проснулся

Васька-кот,

Разбежался хоровод!»

«Кот» бегает за «мышами» .

Игра повторяется 2-3 раза.

ПТИЧКА, РАЗ! ПТИЧКА, РАЗ! (средняя группа )

Задачи : – научить детей выполнять движения, счета.

Описание : Сколько у птиц лапок, глаз, крыльев?

Текст движения

Птички, раз! Выставляют вперед одну ногу

Птички, два! Выдвигают другую ногу.

Скок, скок, скок! Скачут на обеих ногах.

Птичка, раз! Поднимают одну руку.

Птичка, два! Поднимают другую руку.

Хлоп! Хлоп! Хлоп! Поднимают другую руку.

Птичка, раз! Закрывают рукой один глаз.

Птичка, два! Закрывают другой глаз. Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают пищат.

Игра проводится 2 -3 раза.

СТАДО (средняя группа )

Задачи : – научить быстро реагировать на сигнал.

Описание : Выбирают «пастуха» и «волка» («волк» в середине площадки).

«Овцы» зовут пастуха :

«Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок!

Трава мягкая,

Роса сладкая.

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!»

По сигналу «пастуха» «Волк!» «овцы» бегут в «дом» на противоположную сторону площадки.

БУСИНКИ (средняя группа )

Задачи : – научить медленно передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь.

Описание : Взрослый начинает игру, идет и повторяет : «Я на ниточку насаживаю бусинку» , беря желающих детей за руку, остальные подходят, берут за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь - бусы. Поет медленно :

Текст Движения

Как мы бусинки лепили,

Как мы бусинки лепили,

Бусинки, бусинки,

Красивые бусинки.

Как мы с бусами играли,

Ведет цепь по прямой.

ЛЯГУШКИ (средняя группа )

Задачи : – научить выполнять движения, не мешая друг другу.

Описание : На земле параллельно раскладывают два шнура - это «речка» . Здесь лягушата будут «плавать» .

Текст движения

Ква! Ква! Ква!

В речку прыгать нам пора.

Дети прыгают и говорят : «Ква! Ква!»

Ква! Ква! Ква!

Плавать можно до утра!

Дети «плавают» и повторяют : «Ква! Ква!»

Раз, два, три!

Лапками греби!

Дети «гребут» и повторяют : «Ква! Ква!"

Ква! Ква!

На берег пора!

Выпрыгивают из «речки» .

Ква! Ква! «Ловят» комаров.

Поймайте комара!

«Ловят» комаров

ПОДАРКИ (средняя группа )

Описание : Взявшись за руки, дети образуют хоровод. Выбирается водящий, он становится в середину хоровода, а остальные идут по кругу в правую сторону и говорят :

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолёт.

С окончанием слов дети останавливаются, а стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он желает получить. Если он назовет коня, дети изображают, как скачет конь : бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги, руки протянуты вперед, корпус слегка откланяется назад; если кукла – они пляшут на месте лицом к центру круга на любую плясовую мелодию; если волчок – кружатся на месте, потом присаживаются, слегка склонившись набок, как волчок; если самолет – подражают полёту и приземлению самолё та : раздвинув руки в стороны, бегут плавно друг за другом по кругу. Когда стоящий в кругу скажет «Стоп» , замедляют ход и плавным движением опускаются на корточки.

Изображая ту или иную игрушку, дети говорят и соответствующие слова :

Скачет конь наш, чок, чок, чок,

Слышен топот быстрых ног.

Кукла, кукла попляши,

Красной лентой помаши

Вот как кружится волчок,

Прожужжал и на бок лег.

Самолет летит, летит,

Летчик смелый в нем сидит.

Стоящий в кругу ребенок выбирает какую – нибуть «игрушку» - одного из участников игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, и игра начинается снова.

ПРОБЕГИ ТИХО (средняя группа )

Описание : Дети распределяются на три подгруппы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посредине площадки (зала) и закрывает глаза. По сигналу воспитателя одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на противоположный конец зала до условленного места (черты) . Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, какая подгруппа бежала . Если он указал правильно, дети отходят в сторону, если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все три подгруппы . Выигрывает та подгруппа , которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить. При повторении игры выбирают нового водящего.

КРОЛИКИ В ОГОРОДЕ (средняя группа )

Описание : Дети - кролики. Они встают в обруч по 3-4 человека - это клетка. Перед каждой клеткой дуга или обруч на подставке. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов - они пролезают под дугой (тумбой, бегают и прыгают, на сигнал «Кролики, в клетку!» возвращаются, пролезая в обруч (под дугу) . Правила : кролики вылезают только тогда, когда к ним подойдет воспитатель; пролезая в обруч, должны уступать друг другу, не толкаться.

ПЛАТОЧЕК (средняя группа )

Описание : Дети образуют круг, становясь лицом к его центру. Выбирается водящий, который берёт "платочек" и начинает бегать по кругу. Задача водящего, назовем его - инструктор по вождению, - незаметно подбросить платочек под ноги кому-нибудь из стоящих в кругу, оббежать полный круг и коснуться игрока с "платочком". Если ему это удаётся, то игрок садится в центр круга, а водящий продолжает игру. Если игрок замечает подброшенный платочек, он бросается за водящим, стараясь его догнать (но не бежит навстречу с другой стороны) . Игрок должен догнать водящего до того, как тот станет на его освободившееся место. Если водящему удаётся стать на место игрока до того, как тот его догонит, он становится игроком, а игрок становится водящим. Если игрок догоняет водящего, водящий садится в круг, все сидящие в кругу игроки возвращаются в круг, а догнавший игрок становится водящим.

ГОРШКИ (средняя группа )

Описание : Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева» . Они становятся за горшками. Один из играющих – водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает :

Почём горшок? Хозяин отвечает :

По денежке.

А он не с трещиной? - Попробуй.

Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит :

Крепкий, давай сговор! «Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая :

Чичары, чичары,

собирайтесь гончары

По кусту, по насту,

по лебедю горазду! Вон!

Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку» , тот «хозяин» , а опоздавший – водящий.


«Дед Мороз»

Цель: прививать детям умение выполнять характерные движения, внимательно слушая текст.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки.

— Я — Мороз, Красный нос.

Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите, зайчики!

Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.

Воспитатель продолжает:

Заморожу! Заморожу!

Воспитатель пытается поймать ребят. Дети разбегаются.

Игра повторяется.

Каждый раз «Дед Мороз» приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек), лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от «Деда Мороза».

«Снег кружится»

(по стихотворению А. Барто)

Цель: научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Материал: ободки с эмблемами снежинок.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Затем предлагает всем участникам игры ободки-снежинки.

Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! („В-в-в!" — произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Игра по желанию детей повторяется 3—4 раза.

«Собачка и воробьи»

(по мотивам белорусской песенки)

Цель: закреплять знания детей о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.

Материал: эмблемы воробьев, мягкая игрушка — собачка.

Ход игры

Воспитатель объясняет детям: «Мы все будем воробьями (раздает эмблемы птиц). Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой? (Ребенок-собачка берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть».

Воспитатель читает стихотворение:

Скачет, скачет воробей:

Скок-поскок!

Скок-поскок! (Дети скачут кто как может.)

Кличет маленьких детей:

«Чив! Чив! Чив!

Чив! Чив! Чив!» (Дети повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою:

«Чик-чирик!

Чик-чирик!» (Дети повторяют: «Чик-чирик!»)

Воспитатель говорит: «Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко».

Ребенок-собачка выбегает и громко лает: «Ав-ав!» «Воробьи» разлетаются в разные стороны.

Игра повторяется по желанию детей 2—3 раза.

«На елку»

Цель : научить детей имитировать характерные движения зверей.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям, что скоро наступит Новый год — праздник для всех. Везде будут стоять украшенные елки, вокруг них все будут водить хороводы, петь песни, плясать. Лесные зверушки тоже любят этот праздник, приходят к детям в гости полюбоваться их нарядами, наряженной елкой, повеселиться.

Воспитатель : «Ребята, слушайте и сразу же выполняйте то, что делают зверушки».

Ну-ка, елочка, светлей

Засверкай огнями!

Пригласили мы гостей

Веселиться с нами.

По дорожкам, по снегам,

По лесным лужайкам

Прискакал на праздник к нам

Длинноухий зайка. (Дети скачут, как зайчики; бегут, подпрыгивая.)

А за ним, смотрите все,

Рыжая лисица.

Захотелось и лисе

С нами веселиться. (Педагог: «Тихо-тихо бегите, как лисонька».)

Вперевалочку идет

Косолапый мишка.

Он несет в подарок мед

И большую шишку. (Педагог: «Медленно топает, вперевалочку».)

Ну-ка, елочка, светлей

Засверкай огнями,

Чтобы лапы у зверей

Заплясали сами! (Дети пляшут кто как хочет.)

Игра по желанию детей повторяется два раза.

«Ворона и собачка»

Цель : учить детей подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу.

Материал : большая игрушечная собачка, эмблемы с изображением ворон.

Ход игры

Воспитатель произносит:

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»

Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.

Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:

Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»

«Вороны» разбегаются в разные стороны.

«Коза рогатая»

Цель: учить детей выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.

Материал : эмблемы с мордочкой козы.

Ход игры

Воспитатель предлагает: «Давайте играть. Все мы будем козами. Покажите, как коза идет-бредет, как ножками топает, глазками хлопает. А как голос подает? Покажите, какие у нее рожки. Ух, какие все рогатые! Как будете бодаться? Теперь давайте играть».

Воспитатель читает стихотворение:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ-топ.

Глазками хлоп-хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет?

Забодаю! Забодаю!

Дети выполняют соответствующие действия.

Воспитатель делает вид, что бодает детей. Дети разбегаются, начинают «бодаться» и кричать: «Ме-е-е!» Игра повторяется 2—3 раза.

«Заинька, выйди в сад»

Цель: учить детей действовать в соответствии со словами взрослого. Материал: эмблемки с мордочой зайчика.

Ход игры

Воспитатель медленно поет песню. Дети выполняют движения.

Заинька, выйди в сад.

Беленький, выйди в сад.

Вот так, вот так

Выйди в сад.

Выйди в сад.

Заинька, топни ножкой,

Беленький, топни ножкой.

Вот так, вот так

Топни ножкой.

Топни ножкой.

Заинька, покружись,

Беленький, покружись.

Вот так, вот так

Покружись.

Покружись.

Заинька, попляши.

Беленький, попляши.

Вот так, вот так

Твои ножки хороши!

Игра по желанию детей повторяется 2—3 раза.

«Зайки-шалунишки»

(сл. И. Грантовской, музыка народная)

Цель: учить действовать в соответствии со словами текста, поднять эмоциональный настрой малышей.

Ход игры

Воспитатель поет песенку. Дети повторяют за ним движения.

Вышли зайки погулять, (Взрослый идет по кругу, дети за ним.)

Погулять в лесочке.

Захотелось поплясать

Зайцам на снежочке.

Прыг-скок, прыг-скок! (Взрослый показывает руками, как торчат ушки зайцев, дети подражают и прыгают.)

Пляшут на опушке.

И торчат у зайчат

Ушки на макушке.

Стали лапки согревать (Взрослый показывает, как зайчата согревают лапки, дети подражают. Затем прыгают.)

Заиньки малышки,

А потом они опять

Все пошли вприпрыжку.

Прыг-скок, прыг-скок! (Дети прыгают и руками показывают ушки зайцев.)

Пляшут на опушке.

И торчат у зайчат

Ушки на макушке.

По желанию детей игра повторяется.

«Паровозик»

(по стихотворениям Т. Волгиной, Э. Мошковской)

Цель: учить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям: «Всем надо встать друг за другом — мы будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди—паровоз».

Воспитатель выполняет роль паровоза: встает впереди детей лицом к ними, медленно передвигаясь, произносит:

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд

Во весь дух.

Дети передвигаются вслед за воспитателем и произносят: «Чух-чух!» Затем все вместе тянут протяжно: «У-у-у-у!»

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Сто вагонов я тащу.

Все вместе: «У-у-у-у!»

Воспитатель поворачивает то в одну, то в другую сторону. Продолжает: «Приехали». «Ш-ш-ш-ш!» —повторяют за ним дети.

Паровозик, паровоз,

Что в подарок нам привез?

— Мячики!

Дети начинают прыгать, как мячики. Воспитатель говорит: «У-у-у-у! Всех зовет паровоз!» Дети выстраиваются друг за другом.

Загудел паровоз

И вагончики повез:

Чух-чу! Чух-чу!

Далеко я укачу!

Уууу! Чух-чу!

Дети повторяют за воспитателем: «Чух-чу! У-у-у-у!» Игра продолжается. Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат, медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизношении, характерном для того или иного «подарка».

Примечание. «Подарки» в каждой игре можно разнообразить по усмотрению воспитателя.

«Ладушки-оладушки»

Цель : учить детей по-разному хлопать в ладоши: вести счет: «Раз, два».

Ход игры

В игре участвует подгруппа детей (3—4 человека). Все стоят, образуя круг. Воспитатель рассказывает: «Бабушка печет оладушки, поливает маслом, угощает всех детей». Воспитатель медленно произносит:

Ладушки, ладушки,

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Раз, два! —Даше,

Раз, два! —Тане.

Дети хлопают в ладоши.

Воспитатель хлопает каждого ребенка то по одной, то по другой ладошке. Вместе считают: «Раз, два!»

Всем по два!

Всем по два!

Воспитатель хлопает по обеим ладошкам каждого ребенка.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Если кто-то из детей захочет, он может быть ведущим. Игра повторяется.

«Мыши водят хоровод»

Цель : упражнять детей в выполнении движений.

Ход игры

Воспитатель рассказывает, что все дети будут мышками, а кто-то один — котом Васькой. Ребенка, согласившегося быть котом, взрослый уводит в укромный уголок площадки и спрашивает: «Как кот мяукает, знаешь?»

Далее воспитатель объясняет всем: «Мы —мышки, будем водить хоровод, бегать, играть, веселиться, но как только проснется Вась- ка-кот, сразу разбегайтесь, чтобы кот вас, мышек, не поймал. Покажите, как мышки бегают. Быстро-быстро и тихо-тихо, чтобы не будить кота. А как они пищат?»

«Мыши» водят хоровод: дети тихо передвигаются по площадке и подпевают взрослому.

Воспитатель поет:

На печурке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите.

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот —

Разобьет наш хоровод!

Мышки не слушаются, бегают, пищат.

Вот проснулся Васька-кот,

Разбежался хоровод!

«Кот» бегает за «мышками»: «Мяу-мяу-мяу!» «Мышки» разбегаются.

По желанию детей игра повторяется 2—3 раза.