Ребенок холерик воспитание. Ребенок холерик: характер и рекомендации по воспитанию


Под темпераментом понимается врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие - другого.

Темперамент, проявляющийся в общей психической активности, моторике, эмоциональности и требует от взрослых учитывать тип темперамента ребенка, а также знать достоинства и недостатки типа темперамента, для того, чтобы применяемые методы воспитания были максимально эффективными.

Темперамент влияет на:

  • На скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость и интенсивность.
  • На темп и ритм деятельности, поведение, речь, мимику, пантомимику.
  • На формирование характера и поведение.
  • На поступки людей.
Психологическая характеристика типов темперамента ребенка

В психологии выделяют 4 типа темперамента ребёнка:
1. холерик;
2. сангвиник;
3. флегматик;
4. меланхолик.
Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан. Холерик (от греч. «холе» - красно-желтая желчь) - порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан. Флегматик (от греч. «флегма» - слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив. Меланхолик (от греч. «мелайн холе» - черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм. Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и недостатки. Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и опираться на положительные стороны темперамента, учитывать особенности темперамента у детей.

Темперамент и характер ребенка

Тип темперамента ребенка-Холерик

Ребенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен, несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго, через определенное время происходит затухание и спад деятельности. Монотонную работу выполняет с трудом.
Холерики способны быстро принимать решения и действовать. В критической ситуации проявляют напор и решимость. Подростки-холерики - веселые, активные, озорные ребята. Они способны вести за собой как сверстников, так и взрослых. В тоже время подростки холерического типа часто являются инициаторами срыва уроков, ввязываются в ссоры и драки. Холерики подвержены резкой перемене настроения и нервным срывам.
Мимика и жесты холериков живые и выразительные. Речь эмоциональная, быстрая, порой сбивчивая.
Холерики хорошо засыпают и просыпаются. Особенности воспитания холерика
Темпераменту холерика свойственна чрезмерная энергичность, поэтому используйте ее «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью. Поручайте выполнение домашних дел, поощряйте занятия спортом. Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию.
Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров.
Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка.
У ребенка должны быть трудовые обязанности.
Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха.
Приучайте ребенка к правилам, этике общения.
С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек.
Строго соблюдать режим дня.
Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь!».
Разговаривайте с ребенком о его поведении.
Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой.
Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва.
Научитесь предвидеть выброс сил холерика.

Тип темперамента ребенка-Сангвиник
Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью, уравновешенностью, общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет самообладание.

Речь отчетливая, но громкая и торопливая. Мимика и жесты живые.
Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая, но если теряет к нему интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного вида деятельности на совершенно другой.
Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости, гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают быстро, они искренние, но неглубоки.

Дети-сангвиники прекрасно адаптируются к новым условиям, быстро находят общий язык с малознакомыми людьми.
Как правило дети хорошо учатся, быстро схватывают новый материал. Интересы детей-сангвиников весьма разнообразны.

Особенности воспитания сангвиника
Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику.
Контролируйте его действия и поступки.
Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством.
Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку.
Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения.
Формируйте устойчивость интересов ребёнка.
Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь.
Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.
По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.

Тип темперамента ребенка-Флегматик

Ребенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью, хладнокровностью, медлительностью, усидчивостью, спокойствием, скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью.

В делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца.
Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций, мимики и жестов.
Для флегматиков характерно постоянство в отношениях, увлечениях и интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно переключается с одного вида деятельности на другой.

Дети дошкольного возраста с легкостью соблюдают режим для.

Флегматики любят аккуратность и порядок во всем. Разум флегматиков преобладает над чувством. Они медленно сходятся с новыми людьми, но в тоже время затем прекрасно контактируют с ними. Эмоции флегматики предпочитают держать в себе. Чувства их глубоки, но тщательно спрятаны от посторонних глаз.
Пока не будут затронуты личные интересы флегматиков, их сложно вывести из себя.

Особенности воспитания флегматика
Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами.
Не торопите ребенка.
Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность.
Хвалите флегматика за скорые действия.
Приучайте ребёнка-флегматики к движениям, занимайтесь гимнастикой.
Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо.
Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это.
Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.
Уважайте его внутренний покой.
Обращайтесь к флегматику в случае необходимости.

Тип темперамента ребенка-Меланхолик

Меланхолики отличаются неуравновешенностью, малоподвижностью, высокой эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, ранимостью, скрытностью, нерешительностью, неуверенностью в себе, пессимистичностью, замкнутостью, обидчивостью, плаксивостью, тревожностью.

В благоприятной обстановке сдержаны, тактичны, милы.
Мысли и переживания меланхолики держат в себе. Они тяжело переносят огорчения, обиды, неудачи хотя внешне это может никак не проявляться.

Ребенок меланхолик испытывает трудности адаптации, долго адаптируется в новом коллективе, теряется в новой обстановке, испытывает трудности, смущается при общении с малознакомыми людьми. Настоящих друзей у меланхоликов немного.
Меланхолики быстро устают, утомляются, поэтому в процессе работы им необходимо делать паузы. В спокойной обстановке работает продуктивно.
Меланхолик предъявляет высокие требования не только к себе, но и окружающим.

Особенности воспитания меланхолика
Придерживайтесь принципа постепенности.
Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств.
На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее.
Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его регулировать свои движения, преодолевать трудности.

Взрослым детям помогать действиями и советом.
Развивайте общение ребенка.
Поддерживайте положительные эмоции ребенка.
Необходимо давать идеалы и образцы для подражания.
Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.
Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое.
Уважайте внутренний мир ребенка.

Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй — спокойным, сдержанным. Поведение ребенка напрямую связано с его темпераментом.

Темперамент характеризует динамические особенности личности: скорость, интенсивность, ритм, темп, психические процессы и эмоциональные состояния. Таким образом, именно темперамент влияет на силу и слабость детских реакций, на отношение ребенка к тем или иным жизненным событиям, на степень проявления эмоций в различных обстоятельствах. К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

Типы темпераментов у детей: особенности флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков

Очень редко можно найти ребенка, у которого будет проявляться исключительно один тип темперамента. Чаще всего в малыше сочетаются несколько типов темперамента, но лидирующую позицию занимает тот тип, черты которого наиболее ярко выражены.

Таблица №1. Характеристики детей с разными темпераментами

Тип темперамента Какие качества присущи детям с этим темпераментом?
Флегматик Упрямый, но при этом невозмутимо спокойный. Среди детей ребенка-флегматика выдает именно его спокойствие. Он все старается делать обстоятельно, медленно, но верно устраняя одно препятствие за другим.

Принятые решения флегматиком изменить невозможно, он готов отстаивать их с завидным упрямством.

Ребенок-флегматик – преданный и верный друг, хотя именно хорошего друга ему найти довольно трудно.

Также он предан своим родным и близким.

Миролюбивый флегматик всегда старается уйти от явной и открытой борьбы, не рискует.

Флегматика отличает выразительная, но неторопливая речь без подключения к речевому процессу мимики и жестов.

Засыпает быстро, но просыпается с неохотой, капризничает после пробуждения.

Для медлительного флегматика потребуется длительное время, чтобы освоить новую информацию, но знания надолго остаются у него в памяти. Его можно многому научить, затратив на это немало времени, но невозможно потом переучить.

Малыш-флегматик не любит перемен, огромных усилий стоит ему привыкание к любой перемене в жизни и адаптация к новому коллективу.

Сангвиник Жизнерадостный, веселый, но при этом рассудительный и покладистый ребенок. Его любопытство способно преодолеть любые границы, поэтому перемены ему просто необходимы.

С таким ребенком легко договориться, он легко относится к неудачам и не боится очередных трудностей. Сангвиник, общительный по природе, превосходно чувствует себя в любом детском коллективе, привыкает к любой обстановке.

Ребенок-сангвиник чрезвычайно любознателен, тем более, что изучение нового материала не составляет никаких трудностей. Бросает одно дело, берется за другое, может браться и за несколько дел сразу.

Ребенок, обладающий, сангвиническим характером, шумный, подвижный, импульсивный и очень активный. Он неконфликтный, с ним невозможно поссориться.

Но полностью комфортно ребенку-сангвинику будет тогда, когда он завоюет симпатию всех без исключения.

Меланхолик Застенчивый, робкий, боязливый, нерешительный ребенок, склонный к эмоциональной неустойчивости, спровоцировать которую может любая мелочь.

Такие дети не общительны, плохо входят в детский коллектив, стремятся быть незамеченными.

Поражения, неудачи для них – огромный стресс, а наказание – трагедия. Они обижаются из-за всего, волнуются из-за мелочей, которым они придают огромную роль.

Возникают трудности в обучении, постоянная усталость, неумение сосредоточиться на главном.

У детей меланхоликов часто отмечаются проблемы со сном, а также при смене деятельности.

Холерик Непоседливый, чрезмерно активный, шаловливый, несдержанный, непослушный ребенок.

У ребенка холерика быстрая, сбивчивая, отрывистая речь, наблюдается проглатывание не только отдельных слов, но и словосочетаний. Отличается экспрессией и эмоциональностью.

Быстро запоминает информацию, практически сразу забывает ее. Такие дети невнимательные, они не могут усидеть на месте, им не хватает собранности.

Претендует на лидерство, легко адаптируется в коллективе, но из-за своего вспыльчивого характера часто возникают конфликтные ситуации с другими детьми.

Ребенок-холерик часто нуждается в «зрителях», его капризы и обиды могут проявляться только в присутствии других людей.

У детей-холериков мгновенно меняется настроение.

Наказание вырабатывает в таких детях жестокость, агрессивность, желание дать отпор.

Какой темперамент у ребенка? Тесты

Одним из самых известных тестов на определение темперамента у детей является опросник Айзенка. Отвечать на нижеприведенные вопросы нужно быстро, так как важной является именно первая реакция на поставленный вопрос.

Тест Айзенка

  1. Нравится ли тебе нахождение в веселой и шумной компании?
  2. Тебе часто нужна помощь сверстников?
  3. Быстро ли ты отвечаешь на поставленный вопрос?
  4. Можешь ли рассердиться и быть раздражительным?
  5. Твое настроение меняется часто?
  6. Ты иногда предпочитаешь одиночество встрече с друзьями?
  7. Тревожат ли тебя перед сном различные мысли, мешающие уснуть?
  8. Делаешь ли ты все, что тебе говорят, сразу и без нареканий?
  9. Ты являешься сторонником подшучиваний над другими ребятами?
  10. Бывает ли тебе грустно без причины?
  11. Можешь ли назвать себя веселым человеком?
  12. Ты нарушал школьные правила?
  13. Случается ли, что тебя раздражает все вокруг?
  14. Нравится ли тебе выполнять работу, где все нужно делать быстро?
  15. Вызывают ли у тебя переживания плохие события, которые могли произойти, но не произошли?
  16. Выдавал ли ты секреты, которые обещал сохранить?
  17. Можешь ли поднять настроение в компании, если ребятам вдруг стало скучно?
  18. Бывает так, что твое сердце сильно бьется, если ты на данный момент не испытываешь волнения?
  19. При желании познакомиться, ты всегда можешь первым начать разговор?
  20. Случалось ли тебе врать?
  21. Тебя легко расстроить, если тебя ругают?
  22. Нравится ли тебе постоянно шутить и веселить своих друзей?
  23. Ты иногда устаешь без особой на то причины?
  24. Всегда ли выполняешь то, что говорят старшие?
  25. В целом ты всегда доволен?
  26. Ты более обидчивый, чем другие?
  27. Всегда ли тебе нравится играть с другими детьми?
  28. Бывает, что дома тебя просят помочь, а ты отказываешься по какой-либо причине?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Твои действия могут привести других в неловкое положение?
  31. Возникает ли у тебя чувство, что все надоело?
  32. Ты иногда хвастаешься перед другими?
  33. Бывает, что находясь в компании, ты чаще всего молчишь?
  34. Ты можешь волноваться так, что не можешь спокойно сидеть?
  35. Ты быстр в принятии решения?
  36. Ты можешь позволить себе шуметь, когда в классе нет учителя?
  37. Снятся ли тебе страшные сны?
  38. Ты можешь не сдерживать свое веселье в окружении друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Говорил ли ты плохо о ком-нибудь?
  41. Можешь ли ты иногда назвать себя беззаботным человеком?
  42. Ты будешь долго расстраиваться, если окажешься в глупом положении?
  43. Тебе нравятся весёлые игры?
  44. Ты всё ешь, что тебе накладывают?
  45. Трудно ли тебе отказать, если тебя о чём-нибудь просят?
  46. Тебе нравится часто ходить в гости?
  47. Случались у тебя моменты, когда ты не хотел больше жить?
  48. Грубил ли ты когда-нибудь родителям?
  49. По твоему мнению, тебе считают весёлым человеком?
  50. Имеешь ли ты привычку часто отвлекаться во время выполнения домашних заданий?
  51. Ты часто отказываешься от участия в общем веселье?
  52. Трудно ли тебе уснуть из-за разных мыслей?
  53. Всегда ли ты уверен, что можешь выполнить дело, за которое принялся?
  54. Ты часто чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешь сам подойти к незнакомым людям и заговорить с ними?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
  57. Кричишь ли ты в ответ, если твои сверстники начинают кричать на тебя?
  58. Бывает, что ты можешь веселиться или грустить без особой причины?
  59. Кажется ли тебе, что компания товарищей не приносит настоящего удовольствия?
  60. Ты часто волнуешься, когда делаешь что-то не думая?

Ключи к опроснику

Экстраверсии-интроверсии определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
  • ответов «нет» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

Эмоциональная стабильность определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Шкала лжи определяется по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 8, 24, 44;
  • ответов «нет» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48.

Обратите внимание, если результат по шкале лжи 4 и более баллов, значит, ребенок отвечал недостоверно, поэтому и результаты теста будут недостоверными. Если количество баллов менее 4, то можно продолжать далее интерпретировать результаты.

Оценка результатов

Полученные результаты нужно сопоставить с ключом. Если ответ соответствует ключу, то за него выставляется один балл, если не соответствует, то ноль. Полученные баллы складываются и отмечаются на специальной шкале (круг Айзенка) и по ней определяется тип темперамента.


Как воспитывать флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов: советы родителям в таблице

Таблица №2. Особенности воспитания флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов ?

Темперамент ребенка Советы родителям по воспитанию детей с разным типом темперамента
Флегматик 1. Не нужно ни в чем торопить ребенка-флегматика. У него есть свой темп и его нужно придерживаться. Но при этом его нужно научить рассчитывать свое время, чтобы хватало для выполнения всех заданий.

2. Когда малыш выполняет задание, не нужно давить на него, иначе он станет еще более медлительным.

3. Одобряйте все его начинания, он нуждается в этом.

4. Малоподвижного флегматика нужно заинтересовать веселыми и подвижными играми. Расшевелить его можно, обучая в игровой форме ловкости, смелости, точности.

5. Особое внимание стоит обратить на переключение с одного на другой вид деятельности, так ребенку-флегматику трудно перейти с одного занятия на другое. Для того чтобы научить его изменять деятельность, ему нужно давать различные поручения, которые он сможет выполнить.

6. Развивайте любознательность малыша путем посещения выставок, музеев, познавательных центров, .

7. Поощряйте любое проявление инициативы.

8. Не запрещайте ребенку выражать свои эмоции.

9. Помогайте ребенку включиться в коллективную деятельность. В этом помогут различные кружки, секции, школы раннего развития.

Сангвиник 1. Контролируйте все поступки и действия ребенка, он может пообещать, но не выполнить обещанного.

2. Формируйте у него устойчивые привязанности и интересы.

3. Приучайте доводить начатое дело до конца.

4. После выполнения задания обязательно проверяйте ребенка, чтобы не допустить быстрого и небрежного его выполнения.

5. Хвалить ребенка нужно только, если он это действительно заслужил, так как сангвиники имеют склонность к зазнайству.

6. Общение должно быть легким, жизнерадостным, позитивным.

Меланхолик 1. Нужно учитывать ранимость психики ребенка меланхолика. Старайтесь не повышать голос. Если вы не довольны, то объясните ему причину недовольства спокойным голосом.

2. Ребенок-меланхолик нуждается в ласке и доброте, с ним нужно быть мягким.

3. Похвала не бывает чрезмерной для меланхолика, ему она необходима.

4. Радуйтесь вместе с ребенком даже самым незначительным его успехам.

5. Нельзя делать ребенку замечания при посторонних, иначе у него могут сформироваться комплексы.

6. Ребенок-меланхолик любит тактильные ощущения, для него такой контакт очень важен.

7. Так как такой ребенок быстро утомляется, не стоит перегружать его, давая различные задания. Когда ребенок учит уроки, ему необходим перерыв между их выполнением.

8. Не стоит давать ребенку непосильные задачи. Его нужно нацеливать на выполнение посильных заданий и помогать ему. Если малыш справился с заданной работой, то его обязательно нужно похвалить.

9. Будьте терпеливы к ребенку, старайтесь развивать в нем активность и смелость, стимулируйте его инициативность.

10. Не запугивайте своего ребенка, ему противопоказаны стрессы, также негативно на него влияют тревожные и жестокие мультфильмы и фильмы, передачи.

11. Не высмеивайте страхи ребенка, а помогайте ему их преодолеть через , песочную терапию и др. способами.

Холерик 1. Так как ребенок очень активный, его энергию нужно направлять в нужное русло.

2. Старайтесь исключить все, что перевозбуждает и перенапрягает нервную систему ребенка.

3. Необходимо взять под контроль бурные реакции ребенка. В этом помогут чтение, спокойные игры, интересное хобби.

4. Нужно развивать усидчивость у малыша. Этому способствуют занятия рисованием.

5. Следите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Даже в маленьких делах. Например, поиграл – пусть уберет за собой игрушки.

6. С холериком обращение должно быть мягким, нельзя срываться на крик. Объяснения должны быть строгими, но спокойными. Применение физической силы -неприемлемо.

7. Уговоры на холериков не действуют. Более действенным будет тактичное требование.

8. Пытайтесь учить ребенка владеть собой, не проявлять агрессию, уметь сдерживать свои негативные эмоции.

9. Обязательно нужно обучать ребенка вежливости и тактичности.


Как определить темперамент у детей до года: классификация Пенелопы Лич с советами для родителей в таблице

Таблица №3. Классификация темпераментов у детей до 1 года

Тип темперамента младенца Особенности поведения Советы родителям по уходу и воспитанию грудничка
«Несчастные» младенцы Усталый и раздраженный малыш не может никак уснуть. Кормление даже грудью не доставляет ему удовольствия, он не хочет общаться с родителями. Частые ночные пробуждения, медленный рост и прибавка в весе. Разделяйте чувства малыша, попытайтесь заставить его реагировать на вас.

Показывайте малышу свою любовь.

Старайтесь держать малыша в теплом помещении, так ему будет спокойнее.

Следите, чтобы он получал достаточное количество питания, но не принуждайте, если он отказывается от еды.

Лучше пеленать такого малыша, возможно, что ему так будет уютнее и спокойнее.

Чаще берите младенца и прижимайте к груди, он будет чувствовать себя более счастливым и довольным, перестанет кричать.

Не вводите ничего нового в образ жизни малыша, пока период «несчастного» младенца не завершится.

Нервные дети Такие дети даже при слабом звуке вздрагивают, начинают бледнеть, кричать от испуга. Они боятся всего на свете. Когда такой малыш чувствует голод, он отчаянно кричит. Напрягается и дергается даже при переносе в коляску или кроватку. Все манипуляции, которые вы проводите с малышом, нужно делать спокойно, аккуратно, неспеша.

Не беспокойте малыша, если ему не нравится купание, в первое время содержите в чистоте «верх» и «низ», но не опускайте полностью в ванну.

Будьте ласковыми, когда ухаживаете за малышом, чтобы малыш почувствовал вашу доброту и доброту близких людей и не боялся.

Младенцы — «сони» Такой малыш ничего не требует от своих родителей, даже грудь, чтобы поесть, берет с неохотой. Он не обращает внимания на окружающую обстановку. Он редко бывает как доволен, так и недоволен. Обязательно разбудите малыша, если наступает время кормления, иначе, если кормить по требованию, он может не набирать нужный вес.

В первые дни жизни такие малыши могут спать подряд 12 часов, их нужно будить.

Говорите с малышом, носите его на руках, показывайте игрушки, старайтесь постепенно приучать его к бодрствованию, а не только ко сну.

Младенцы — «бодрячки» Такие дети мало спят, проявляют раньше, чем другие младенцы, интерес к окружающим его предметам. Могут развиваться быстрее, так как вместо сна чему-то учатся, разглядывая предметы, изучая окружающий мир. Проводите как можно больше времени с ребенком, носите его на руках, разглядывайте интересные предметы и игрушки, даже читайте книжки и слушайте музыку.

Подвешивайте яркие и интересные игрушки над его кроваткой и постоянно меняйте их, чтобы он видел новые предметы. Можно использовать игрушки с движущимся механизмом, чтобы малыш изучил и предмет в движении.

Относитесь к ребенку так, будто он старше своего возраста, придумывайте для него различные новые занятия, если он покажет, что вполне к ним готов.

Все они имеют свои секреты, ключ к которым мы пытались найти. Сегодня предлагаю познакомиться с детьми-холериками и узнать, какие акценты нужно ставить в их воспитании.

Какие они, дети-холерики

Как узнать ребенка-холерика, к примеру, на детской площадке? Представим такую ситуацию. Вечер. Мамы зовут детей домой. Странно было бы увидеть, если бы все дети как по команде дружно разошлись по своим подъездам. Нет, каждый из них отреагирует на просьбу в силу своего темперамента.

Ребенок-сангвиник несколько оттянет момент возвращения: «Сейчас, мам, вот только замок дострою! Ой, нет, еще не пора - дорогу осталось прокопать…» и после пяти просьб настойчивой мамы, наконец, забежит в дом. Малыш-флегматик подумает: «А, ладно, все равно мне этот замок не очень-то и нравится» и без сопротивлений, спокойно покинет песочницу. Меланхолик жутко расстроится, что не удалось доиграть, и, всхлипывая, также вернется в дом. Ребенок-холерик проявит себя ярче остальных: на просьбу мамы он вспылит, будет громко отстаивать свое мнение, кричать и топать ногами, потом, возможно, сломает все песочные постройки детей и еще и стукнуть кого-нибудь успеет.

«Какой невоспитанный малыш!»- подумают бабушки на скамейке в том же дворе. А дело-то, может, и не в воспитании вовсе? Давайте разбираться.

Физиологические основы холерического темперамента

Почему же они такие «взрывные»? Напомним, что темперамент характеризуется особенностями протекания в коре головного мозга двух противоположных процессов - возбуждения и торможения. Возбуждение - это активность нервных клеток и центров мозга, а торможение, соответственно, - их затухание. У холериков оба процесса - сильные и подвижные, но неуравновешенные . Сила процессов обозначает способность человека выдерживать сильное возбуждение и длительное торможение (это объясняет работоспособность и выносливость холериков). Подвижность показывает способность процессов возбуждения и торможения сменять друг друга (что и объясняет внезапную вспыльчивость, нетерпеливость, несдержанность и смену настроения таких деток). Уравновешенность указывает на пропорциональное соотношение между этими процессами (у таких людей процесс возбуждения доминирует над процессом торможения).

Что же делать родителям? Принимать своих детей такими, какими создала их природа, и воспитывать их, помогая справляться со слабыми сторонами темперамента.

Давайте подробнее остановимся на преимуществах холериков и на том, как сделать, чтобы их достоинства не стали недостатками.

Энергичность

Холерики и безудержная энергия - это слова-синонимы. Взгляд маленьких холериков всегда неспокоен, за одну минуту они успеют вволю нашалить и придумать последующий план действий. Глядя на этих энерджайзеров, думаешь, что сама жизнь не успевает за ними. Все они делают очень быстро, но не так аккуратно и скрупулезно, как флегматики и меланхолики. Они не останавливаются на деталях, поэтому родителям нужно воспитывать у таких деток привычку качественно выполнять свою работу.

Даже темп речи детей-холериков выдает их темперамент, вы не всегда успеете за ходом их мыслей. Они способны видеть на несколько шагов вперед, поэтому так инициативны, в будущем - успешные бизнесмены, предприниматели.

Уверенность в себе

Та самая твердость характера, которой не хватает меланхоликам, у холериков присутствует сполна. Они - прирожденные лидеры, стремятся командовать и подчинить своей власти уже с малых лет. Но если детей-холериков не ограничивать в этом, уверенность перерастет в самоуверенность и диктаторство.

Чтобы не иметь дома маленького тирана, не стоит уступать его капризам и заниматься гиперопекой. Между вами и ребенком должны быть установлены четкие правила, по которым живут все члены семьи всегда и везде. Будьте принципиальны в вопросах режима, домашних обязанностей, отношению к школе и т.д. Так вы избежите спорных ситуаций.

Публичность

С такой уверенностью в себе трудно не быть артистом. Вы, наверняка, увидите вашего малыша-холерика на сцене, да еще и в главных ролях. Смело записывайте его на кружки танцев, актерского мастерства и др., где встреча с публикой неминуема. Холерики очень любят привлекать к себе внимание, не боятся открыто высказывать свою точку зрения и показать себя.

Но, к сожалению, свой артистизм такие дети проявляют еще и в достижении своих целей. Публичный скандал в ответ на требования родителей - привычное дело. Помните, что громко плакать и кричать при отсутствии зрителей они не станут. Чем меньше вы будете обращать на это «выступление» внимание, тем быстрее успокоится чадо.

Кроме того, не пытайтесь переспорить, угрожать и перекричать малыша. Ваш протест вызовет еще большую агрессию. Отойдите в сторону, поговорите с ребенком шепотом (он станет прислушиваться, так как не в его правилах что-то пропустить), скажите, что все равно любите его, что он очень хороший. Пообещайте ребенку, что постараетесь ему помочь, когда он успокоится и объяснит, что на самом деле он хочет. И только, когда эмоциональный взрыв пройдет, объясните ребенку его неправоту.

Лидерство

Холерик - всегда лидер в детских играх и далее по жизни. Он идет напролом, обычно не считаясь с чужими чувствами. Но если родители не делают ограничения в этом, то такой ребенок становится слишком прямым и требовательным. Он настаивает на своем и может применить физическую силу. А если это произошло, ни в коем случае не наказывайте его тем же способом - ведь тогда вы подадите пример собственной агрессии, и ваше чадо поймет, что драться - можно и хорошо. Лучше подумать вместе с ребенком, как эту неприятную ситуацию исправить. Пообещать, что «так больше не буду» мало. Лучше сделать какой-то акт добра, чтобы почувствовать, что хорошим быть приятней, чем злым. Что если угостить обиженных детей конфетами или подарить сувениры?

Бесстрашие

Решительность, оптимизм, лидерство, уверенность и острота ума - слагаемые бесстрашия. Эх, его бы по капельке меланхоликам и флегматикам, как легче бы им жилось!

Но, к сожалению, к выше названым слагаемым, холерикам часто сопутствует авантюризм и жажда приключений. К сожалению, потому что без должного внимания к ребенку, его окружению, он, попав в асоциальную среду, становится хулиганом, лидером в преступных группировках. Направьте его бесстрашие в нужное русло, и все будет в порядке.

Добавлю, что дети-холерики любят соревноваться, но не умеют проигрывать, так как чувствуют свою бесспорную власть. Превосходство противника вызывает у них приступ агрессии. Это как болезнь, которая появляется при определенных условиях и обстоятельствах. Снимите эти условия, предугадывайте обстоятельства, чтобы избежать агрессию ребенка.

Ахиллесова пята холериков

Есть у маленьких и взрослых холериков одна слабая черта, которая все их достоинства превращает в недостатки. Речь идет об их равнодушии к чувствам других людей. Они настолько опережают темп жизни, что думать о людях им некогда. Для холериков люди - это лишь средство достижения своих целей.

Возможно, зная в своем окружении добрых и чутких холериков, вы со мной не согласитесь. Но любовь и сострадание к людям не приходит к ним сразу. Это чувство нужно развивать в маленьких холериках чтением добрых сказок, бережным отношением к природе и животным, собственным примером, лаской, правильным выбором книг, фильмов и мультфильмов, знанием правил этикета и др. Тогда их решительность не перерастет в диктатуру, уверенность в самоуверенность, предприимчивость в авантюризм, ответственность в трудоголизм, острый ум в хитрость и изворотливость.

У такого характерного малыша довольно широкое лицо, решительный рот и глубоко посаженные глаза, над которыми слегка нависают надбровные дуги. Всем своим видом ребенок демонстрирует свою значимость. Маленький холерик с самого рождения строит «планы по захвату мира». Он очень волевой и интеллектуально развит. Можно быть уверенными в том, что все задуманное холериком обязательно осуществится, главное ему не мешать.

Он очень протестует по любому поводу, вызывающему его дискомфорт. Даже малейшая неприятность выводит его из равновесия. Ребенок-холерик ведет себя возбужденно в течении дня, поэтому крепко засыпает ночью и лишь иногда . В такие моменты ему необходимо присутствие матери, которая ассоциируется с покоем и защитой.

Можно сказать, что такой малыш «лучше вас» знает, что именно ему нужно. Он достаточно самостоятелен, решения им принимаются мгновенно, реакция очень быстрая, иногда излишне эмоциональная.

Запреты искренне злят малыша, он рано становится самостоятельным и объяснять ему, что мир не так безопасен, как может показаться на первый взгляд, кажется бесполезным. Для ребенка лучший учитель - это собственный опыт, который строится на примере проб и ошибок. Самое простое что могут сделать родители такого малыша, это довериться его самостоятельности и просто быть рядом, чтобы предотвратить возможные неприятности.

У ребенка есть четкое, врожденное понимание происходящего. Он может молча послушать ваши слова, кивнуть в знак согласия, но остаться при своем собственном мнении.

Ребенок любит поесть, особенно, как следует все разжевать. Он не любит вязкой, жидкой пищи, а отдает предпочтение кусочкам еды, особенно малыша привлекает пища из родительских тарелок.

Его аппетит непостоянный. Ребенок то хочет есть целый день, то вообще отказывается от пищи.

В принципе общение с холериком весьма предсказуемо, он с раннего возраста может четко выразить свои желания, причем довольно активно, а иногда в резкой форме. Он очень самостоятельный, сам выбирает занятия, сам определяет во что будет играть, сам берет то, чего хочет. Есть важный нюанс, малыш не понимает и не чувствует потенциальной опасности.

Но в ваших силах дать ребенку понять, что основные правила устанавливаете вы и вы ведете малыша за собой, а не семените или бежите за ним следом. Самое главное, создать вокруг холерика безопасную среду, это означает, убрать из его доступности все потенциально опасные вещи и предметы. Подробнее об этом можно почитать в цикле наших статей, посвященных .

Чтобы привить крохе правильные глубинные ценности и скоординировать направленность не всегда беспечных детских экспериментов, будьте рядом. Не запрещайте и не мешайте, но в тоже время будьте начеку.

С холериком важно добиться взаимного доверия, только так вы сможете мягко и без давления управлять малышом.

Основные характеристики ребенка холерика

  • Очень активный и несдержанный.
  • Резкий, вспыльчивый, агрессивный и конфликтный, задира.
  • Нетерпеливый и неугомонный.
  • Энергичный и решительный.
  • Свое мнение высказывает возбужденно, убедительно, иногда категорично, громко, подкрепляет слова жестами.
  • Быстро определяет окружающую обстановку, принимает решения в зависимости от ситуации.
  • Непредсказуем и неустойчив в своем поведении.
  • Переживает цикличность в настроении, переживаниях, учебе или работе.

Как воспитывать ребенка холерика

Пожалуй, в ближайшее время вам необходимо будет направлять свои усилия на «тушение пожара» или предотвращение «пожароопасной ситуации». Малыш холерик слишком бурно выражает свои эмоции, и родителям нужно сделать все возможное, чтобы в окружении крохи не было никаких возбуждающих моментов.

В общении с холериком:

  • Поощряйте спокойные, требующие сосредоточения игры.
  • В каждом процессе, в котором участвует ребенок, воспитывайте усидчивость. Не позволяйте бросать начатое в случае первой неудачи.
  • Учите доводить дела до конца.
  • С самого раннего возраста соблюдайте порядок, но не стройте воспитание на обилии запретов и ограничений.
  • Не нарушайте собственные установленные правила.
  • Придумайте для малыша хобби, которое по-настоящему увлечет его и поощряйте «расширение коллекции», создание новых картин, поделок, участие в соревнованиях или конкурсах.
  • Мягко, но последовательно контролируйте действия маленького холерика и его поступки.
  • Имейте ввиду, что такой ребенок крайне не восприимчив к крикам, ругани или монотонным уговорам. На малыша гораздо лучше действуют тактичные, строгие, но спокойные требования.
  • Холерика ни в коем случае нельзя наказывать физически, это только усугубляет его природную агрессивность. Напротив, агрессию следует погашать в зародыше.
  • Малыш-холерик легко теряет доверие, если родители культивируют приказной тон, крик или частые наказания. На него также нельзя давить.
  • Основная задача родителей сводится к тому, что малыша необходимо научить владеть собой, своими эмоциями и физической силой. Объясняйте, что он может испытывать разные чувства, в том числе и негативные, их не нужно бояться или стыдиться, но вовсе не обязательно так громко протестовать или кричать, драться, топать ногами, хлопать дверью и пр.
  • Не позволяйте ребенку обижать слабых или менее эмоциональных детей, учите договариваться, общаться дружелюбно, вежливо и тактично.
  • Самое главное, не подавлять холерика, не «забивать» его природную энергичность и открытость. Не пытайтесь изменить характер малыша, учитесь мягко управлять им и быть ему лучшим другом.

Основная статья цикла

Как известно, все люди обладают определенным темпераментом. Существует четыре вида темперамента человека: сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики. Если вы определили, какой темперамент у ребенка, тогда к его воспитанию можно подходить именно с этой точки зрения. Итак, вы определили, что ваш малыш холерик, значит, воспитывать его нужно, исходя именно из этих его личных качеств.

Какими же личными качествами обладает ребенок-холерик? Следует учитывать, что такой ребенок очень активен, он способен быстро принимать решения, несколько излишне самоуверен, целеустремлен и непоседлив. К тому же он абсолютно не умеет ждать, предпочитает идти на риск, не задумываясь о последствиях. Ребенок-холерик достаточно часто ввязывается в споры и драки. Исходя из всех этих качеств, следует знать, что воспитание детей, обладающих таким темпераментом, - совсем непростая, требующая большого терпения задача.

Проблемы детей-холериков

Проблем у детей-холериков достаточно много, так как они очень часто не прислушиваются к наставлениям и советам родителей и воспитателей, спешат сделать так, как сами решили. Все поручения спешат выполнить сразу же, никогда не дослушав до конца то, что и как нужно сделать, поэтому результаты не всегда положительные, к тому же часто задание выполнено небрежно.

Ребенок-холерик вспыльчив, зачастую даже агрессивен, не способен идти на компромисс. Несмотря на то, что часто затевает ссоры, такой ребенок всегда имеет много друзей и приятелей.

Достигая подросткового возраста, дети-холерики нередко закатывают истерики, угрожают попыткой суицида, однако, к счастью, угрозы используют только в качестве манипуляций взрослыми или друзьями.

Как воспитывать детей-холериков


Чтобы правильно подойти к воспитанию ребенка-холерика, необходимо четко осознавать все его плюсы и минусы.

  • Поскольку холерики очень активны и импульсивны, необходимо с раннего возраста постараться направить их энергию в мирное русло. Лучший вариант справиться с переизбытком энергии - отдать ребенка в спортивную секцию. Тренировки научат ребенка контролировать себя, а также будут способствовать умению концентрироваться на поставленных задачах.
  • Воспитывая ребенка-холерика, используйте занятия, которые помогают контролировать процессы торможения, например, рисование, конструирование, лепку. Помимо этого, всегда обсуждайте и анализируйте с ребенком все, что он видит и слышит.
  • Учитывая, что холерики очень самолюбивы, не следует стыдить ребенка в присутствии посторонних людей, а также ставить в пример других детей, в ответ ребенок может начать относиться к этим людям с враждебностью и пренебрежением.
  • Знайте, что ребенок-холерик просто не способен контролировать свое поведение. Может, позже с вашей помощью он и сумеет делать это, но пока не может, так что, воспитывая ребенка-холерика, запаситесь любовью и терпением.