Сценарий праздника «Русской Берёзки» для детей старшей группы на площадке. Экологический праздник "Русская берёзка" для старшей группы детского сада

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида

Разработка сценария экологического праздника

«Давайте беречь нашу землю»

Составила: , воспитатель - методист

г. Хабаровск, 2011 г.

Экологический праздник

Цели и задачи : подведение итогов экологического месячника; воспитание у обучающихся экологической культуры: экологического сознания и мышления, нравственных качеств личности на основе регионального компонента; закрепление правил поведения при общении с природой, как норм поведения людей любого возраста; развитие разговорной речи, творческих способностей.

Оборудование: зал украшен рисунками детей на темы природы. Висят плакаты и рисунки на экологическую тему. На сцене – название праздника: «Экологический праздник». В зале на столах - выставка работ детей из бросового материала. Компьютер, проектор для демонстрации слайдов.

Ход.

Пока дети рассаживаются в зале, идёт показ слайдов о природе Хабаровского края в разное время года, животном мире края. Звучит спокойная музыка.

Ведущая:

Здравствуйте, ребята! Заканчивается наш месячник по экологии. Вы за это время узнали много нового об окружающем мире, природе нашего Хабаровского края, побывали на экскурсиях, в музеях, цирке, поработали на субботнике, помогли природе, навели красоту и чистоту вокруг себя. А сегодня у нас экологический праздник. Начинается он с шоу «Экологическая Фея». Приятного просмотра.

Ведущая (после просмотра, пока модели стоят на сцене): Ребята, вам понравились наши модели? А их наряды понравились? А ведь эти наряды изготовлены из материалов, которые люди выбрасывают в отходы. Оказывается, из отходов можно изготовить чудесные вещи!

В конце праздника мы выберем самую интересную модель, нашу Экологическую фею.

(Вед. Приглашает моделей сесть. Модели спускаются в зал и рассаживаются в первом ряду)

Ведущая: Сегодня мы будем часто произносить слово «экология». А что это за наука, кто может сказать? (ответы детей)

На экране высвечивается определение слова «Экология».

«Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой»

Ведущая: А что такое природа?

(Дети отвечают, что это растения, животные, лес, реки, поля горы, и т. д., и человек )

Ведущая: Человек, люди тоже часть природы, а экология - это наука, которая подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя, как лучше поступить, чтобы сохранить природу. Ведь человек своей безграмотной хозяйственной деятельностью наносит природе ущерб. Ухудшает и своё здоровье.

Сегодня у нас в гостях сама госпожа «Экология». Встречайте!

(выходит «Экология» с перевязанной полотенцем головой, с большим градусником, в общем, «больная», с ней небольшая группа животных (4 ребёнка))

Ведущая: Что случилось? Что с тобой, дорогая Экология?

Экология: Беда, беда! Большая беда со мной приключилась! С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он ни выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь! Например, придумал пластиковую посуду, пакеты, банки, бутылки.

Люди бросают их везде: и в воду, и на землю. А это так вредно для меня! Человеку всё лучше и лучше, а мне всё хуже и хуже!
(Говорят дети в костюмах животных)
1-й ребёнок: А ещё, человек придумал страшные яды, которые убивают животных, насекомых и растения.

2-й ребёнок: Человек придумал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.

3-й ребёнок: Человек вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.

4-й ребёнок: И теперь из-за деятельности человека всему живому на земле грозит страшная беда! Всё живое может погибнуть!

Ведущая: (Предлагает «Экологии» отдохнуть на стуле )

Ребята, вы согласны, что наша Экология в опасности? А что же тогда останется на Земле, если человек не изменит своего поведения?

Выходит Мусорный Монстр:
Я - мусорный монстр, царь мусорья!

Из помойки вышел я,

Вижу: всюду хлам и грязь,

Я люблю за это вас!

В благодарность же за это

Жить всегда я буду на планете.

А теперь я здесь хожу,

На друзей своих гляжу.

И сказать хочу вам, дети:

Да здравствует мусор на всем белом свете!»

Привет, друзья мусора и грязи! Есть такие?

· Ну-ка поднимите руки, кто бросает бумажки где попало?

· Кто не любит порядок наводить в своём шкафу?

· Кто ходит в грязной обуви по интернату? Сейчас проверю.

· Кто плохо дежурит в спальне, интернате?

· Кто не любит руки мыть перед едой? У кого грязные руки, покажите-ка!

(Дети отвечают на его каверзные вопросы отрицательно)

Ведущая: Ты видишь, мало у тебя здесь друзей! Дети, неужели вам хочется, чтобы таких монстров становилось всё больше? Можно с ними справиться? (ответы детей)

Правильно! Надо просто любить порядок и чистоту, не бросать мусор, где попало, а в специально отведённые места. Мусор и отходы можно превратить, например, в полезные вещи. Посмотрите, какие игрушки сделали наши дети из ненужных, выброшенных вещей. На заводе в Хабаровске мусор перерабатывают и изготавливают нужные вещи. (Показ на слайдах, что делают из отходов: плёнку, кашпо для цветов, тазы, ячейки для яиц и другое). Уходи-ка, чудище, не мешай нашему празднику. (Монстр уходит, но обещает вернуться).

Звучит фонограмма леса. Снова идёт показ красот природы в городе (кратко)

Ведущая: В нашем Хабаровском крае очень красивая природа. Мы всегда любуемся ею. Летом мы любим отдыхать на берегу реки Амур. Дышать свежим воздухом, гуляя в лесу, собирая грибы да ягоды. Зимой любим кататься на лыжах, выезжая за город.

Экология: Ребята! А как надо вести себя в лесу, за городом? Мусорить можно? Костры зажигать и не тушить можно? Ломать ветки, топтать жуков, пауков можно?

Ответы детей - хоровые.

Экология: Сейчас поиграем в игру «Если я приду в лесок». Проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Я буду говорить, а вы отвечать. Если говорю про хорошее, кричите - "да", если про плохое, то кричите - "нет"!

(Во время игры снова появляется Мусорный монстр, который мешает детям, сбивает их при ответах на вопросы «Экологии» )

Если я приду в лесок
Я сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок
Выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

Экология: Молодцы, почти все правильно ответили. Ведь если каждый будет выполнять правила с детства, то и став взрослым, он также будет беречь природу. И ещё запомните, в лесу нельзя шуметь, чтобы не помешать спокойной жизни жителей леса, сохранить их жизнь.

Ведущая: Сейчас перед вами выступят ребята, которые покажут сценки.

1. Сценка: «Встреча с Водяным». (6 «а»класс)

Грустный Водяной сидит среди замусоренного водоёма , среди бутылок, пакетов, палок

Водяной:

Я одинокий Водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои - лягушки болеют, как старушки.

На дне моей квартиры-бутылки, тряпки, вилки.

Кругом лежат жестянки,

Коробки, склянки, банки,

Как загрязнили озёра и реки!

Бессовестные человеки!

(Примерный сюжет сценки. Пантомима.

Водяной ложится отдохнуть на мусоре, но тут появляются туристы.

Туристы – несколько человек, пришли на берег водоёма. Они с пакетами, у них в руках магнитофон, музыка гремит, они шумят, пьют воду из бутылок, играют ими в футбол, бросают в озеро пустую посуду. Бутылка попадает в Водяного. Водяной в гневе просыпается. Одна из девочек хочет умыться, наклоняется к воде. Водяной хватает её за руку, тащит к себе «на дно». Показывает ей, сколько мусора от людей в озере. Делает внушение : «Что же вы, люди, делаете?!» Девочка ужасается. Вернувшись на берег, «рассказывает» друзьям об увиденном. Они советуются, встав в круг, затем берут пакеты и собирают мусор, извиняются перед Водяным. Расходятся, «рисуют» что-то. В руках у них появляются экологические знаки о правилах поведения в природе. (Нарисованы заранее учениками 7 «а» класса).

(Ведущая делает вывод по сказке, спрашивает мнение детей из зала.)

2. Сценка «Репка» , (4 «а» класс)

Рассказчик. Посадил дед репку. А когда ее сажают?

Дети отвечают: «Весной!»

Дед. Сколько времени прошло, а она не растет?! Бабка, иди помоги!

Бабка. Да, мала наша репка. Надо полить водой. Принесу водички из речки.

Приносит воду красного цвета.

Дед. Почему такая вода красная? Где ты ее взяла?

Бабка. В нашей речке. Внучка иди сюда. Смотри, какая водичка красивая!

Внучка. Бабушка, где ты взяла эту воду?

Бабка. В нашей речке.

Внучка. Что ты, бабушка! Нельзя такой водой поливать. Репка сразу погибнет! Завод сливает в речку яд. Я принесу воду из родника.

Приносит чистой воды и поливает репку. Дед, Бабка и Внучка садятся вокруг репки и ждут.

Дед, Бабка, Внучка (вздыхают). Не растет!

Внучка. Жучка! Кошка! Идите, помогайте!

Жучка. Надо землю взрыхлить.

Жучка и кошка рыхлят землю лапами и выбрасывает консервную банку, полиэтиленовый пакет, разный мусор

Кошка. Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Сами отдохнули, а вокруг намусорили.

Кошка. Ух, устала!

Жучка и Кошка садятся рядом с Дедом и Внучкой.

Все. Расти репка большая-пребольшая! Теперь и вода чистая, и земля рыхлая.

Репка начинает расти.

Мышка. А что меня не зовете? Репка выросла?

Все (хором). Да!

Дедка за репку,

Бабка за Дедку,

Внучка за Бабку,

Кошка за Жучку,

Мышка за Кошку,

Тянут-потянут - Вытянули репку.

Рассказчик делает вывод, спрашивает мнение детей

Ведущая. Каждое живое существо на земле любит свою привычную среду обитания и хочет, чтобы там было безопасно, чисто. В какой среде живут некоторые животные, узнаем, отгадав загадки.

Игра «Три стихии»

(Ведущая обозначает три стихии: Вода, Земля, Воздух , загадывает загадки. Отгадав, дети должны назвать, какая стихия важна для этого животного

Загадки про насекомых, птиц, животных

1. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка. Летает в воздухе)

2. Летом бродит без дороги

Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос? (Медведь. Живёт на земле в лесу, берлога в земле.)

3. В реках Африки живет

Злой, зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

всех проглотит... (Крокодил. Живёт в воде и на земле)).

4. Скачет квакушка,

Не рот, а ловушка,

Попадают в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка. Живёт в воде и на земле.)

5. Чик-чирик,

К зернышкам - прыг,

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей. Летает в воздухе. Клюёт зёрнышки на земле)

6. Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. Кто это? (Рыбка. Живёт в воде)

7. Он из веточек и хвои

Настоящий дом построит.

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? (Муравей. Живёт в земле)

8. Крыльями стрекочет с вечера до ночи. (Стрекоза. Живёт у воды, летает в воздухе)

Ведущая: Каждому человеку также мил свой родной дом, край, где он живёт, где его семья. Как называется край, где мы с вами живём? Ребята, нам надо беречь всё, что нас окружает. Ведь охранять природу – значит любить Родину. Хабаровского края. Послушайте стихотворение о Хабаровском крае

Люблю мой край.

Как странно это слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее,

солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река...

А осень золотом одета,

Плывут по небу облака.

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

Приходит Новый год в дома

Тайга шумит.

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти.

Ведущая благодарит детей и взрослых за участие в празднике и объявляет о награждениях: (награждение классных коллективов и детей за рисунки, красивые костюмы из бросового материала, поделки, настенные газеты, постановку сценок)

(На сцену выходят участники праздника, идёт демонстрация слайдов о плохих и хороших проявлениях деятельности человека по отношению к природе)

Ведущая: Чтобы процветал наш Хабаровский край , давайте скажем наше ДА:

· миру и спокойствию (слайд: дети с родителями гуляют в парке, лесу)

· любви и уважению к природе (слайд: посадка деревьев)

· чистому городу, чистому Амуру (слайд: город Хабаровск, берег реки Амур)

· тишине (слайд: лес, птицы, животные)

· осторожности и мудрости во всех делах человека (слайд: изучение природы)

Скажем наше НЕТ:

· любым войнам (слайд: взрывы)

· пожарам в лесу (слайд о пожаре в лесу)

· грубому обращению с природой (слайд: развороченная земля, браконьерство , слив стоков)

· всему тому, что грозит Земле, угрожает людям, каждому человеку.

Ведущая объявляет об окончании праздника.

Сценарий праздника «Завивание Русской Берёзки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обогащение жизненного опыта дошкольников знакомством с традициями и обычаями русского народа, его музыкальной культурой, формирование музыкально-творческих проявлений у детей.
Оборудование: - Берёзка (атрибут) и дерево на территории ДОУ;
- 2-а короба с веточками (бумажные берёзовые листочки), вениками, коробка для сока, изделиями из бересты, корзинкой, платочками, ленточками.
-узелки с угощениями для Берёзы: пирожки, баранки, яйца, сушки и т.п.;
- разнос с угощением для детей (берёзовый сок)

Место проведения: музыкальный зал или открытая площадка.


В зале или на улице детей встречают 2 Девицы (Взрослые) в русских сарафанах.
Девицы: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! (С поклоном.)(Ответ детей)
Мы собрались здесь петь, плясать
И Берёзку русскую прославлять!
1 Девица: Россия – как из песни слово, берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
2 Девица: Белолицая, белоствольная, как невеста горда и нежна,
Словно русская песня, раздольная, к небесам устремилась она.
1 Девица: К нам, сюда, скорее просим, подходи честной народ,

2 Девица: И для малых, и для взрослых, всем на радость каждый год,
Наши русские берёзки затевают хоровод!

Общий хоровод «Во поле берёзка стояла» р. н. м., автор текста неизвестен.
Текст песни:
1) Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла, люли-люли, стояла.
2) Скучно ей, берёзоньке стояти, скучно одинёшенькой стояти.
Люли-люли, стояти, люли-люли, стояти.
3) Высадим мы рядом с берёзкой целую берёзову полоску.
Люли-люли, полоску, люли-люли, полоску.
4) Рядышком другую и третью, чтобы было весело смотреть ей.
Люли-люли, смотреть ей, люли-люли, смотреть ей.
5) Во поле пойдём, погуляем, но того мы места не узнаем.
Люли-люли, не узнаем, люли-люли, не узнаем.
6) Где одна берёзка стояла, роща там ветвями закачала.
Люли-люли, закачала, люли-люли, закачала.
7) До чего же стало красиво, всем берёзка скажет: «Спасибо!»
Люли-люли, «Спасибо», люли-люли, «Спасибо».

Под р.н.п. «Коробейники»
Девицы надевают короба, дети садятся на места.

1 Девица: Подходи честной народ, Коробейник продаёт
Берёзовые веточки для Катеньки и Светочки.
2 Девица: Есть веники для бани, для Миши и для Вани.
Свежие, пахучие, нежные и жгучие!
1 Девица: Есть и сок берёзовый, чтоб были щёчки розовы!
2 Девица: Берёзовая каша для Феди и для Маши.
1 Девица: Берёзовые почки берите на примочки!
2 Девица: Изделия из бересты бери, не пожалеешь ты!
1 Девица: В праздник Матушки – Берёзушки все подарки разложу.
2 Девица: А я ещё лучше разложу… (Раскладывают платочки в коробе.)
1 Девица: Платочки шёлковые – алые, голубые, лиловые!
Раздача детям платочков. Девицы-коробейники короба снимают.
Девица выводит 2-х детей – чтецов старшей группы в центр.
1 Ребёнок: На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокрылая берёзка – символ Родины моей.
2 Ребёнок: Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Она всегда с подружками весною хороводится.
И гнётся, да не ломится!
2 Девица: Кто с платочками пляшет, тому скучно не бывает!

Хоровод с платочками песня «У берёзки» С. Насауленко группа №3

1 Девица: И наши ребятки хотят порадовать берёзку песней, передавайте им платочки.
Девица выводит ещё 2-х детей – чтецов в центр.
3 Ребёнок: Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к дерёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.
4 Ребёнок: Ты до того, берёзонька красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия,
И мы не мыслим без твоей красы.
Наряд её мягкий чудесен, нет деревца сердцу милей, -
А сколько задумчивых песен поётся в народе о ней.

Хоровод с платочками «Берёзка» Т. Архиповой группа №2
(Собрать платочки младшим воспитателям).
Выходят Девицы с узелками (подарки для Берёзы).

1 Девица: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:
Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
2 Девица: Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
1 Девица: Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
2 Девица: Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).
2 Девица: Пойдём, подружка, во луга, во лужочки,
Будем там гулять, венки завивать.
Р. н. п. «Ты не радуйся, дубник-ясенник» (исп. Девицы).
Текст песни:
1. Ты не радуйся, дубник-ясенник, ай, люли, люли, дубник-ясенник.
2. Не к тебе идут красны девицы, ай, люли, люли, красны девицы.
3. Не тебе несут блины мягкие, ай, люли, люли, блины мягкие.
4. А ты радуйся, белая берёзушка, ай, люли, люли, белая берёзушка.
Развязывают узелки с угощениями и с ленточками для завивания Берёзки.
1 Девица: А какой девичий праздник без берёзоньки – красавицы.
Пришли мы к тебе, берёзонька с угощеньицем – пирожками да крендельками.
Вместе : Угощайся.
2 Девица: Надо нам берёзоньку украсить, шёлковою лентой заплести.
На новый год мы ёлочку наряжаем, а на Троицын день – берёзку.
1 Девица: Завивайся, берёзка, завивайся, кудрявая,
К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли.
Берёзку завивали, лентой украшали,
Лентой украшали, берёзку прославляли.
2 Девица: Белая берёзка, пойдём с нами гулять, пойдём песни петь, играть.
1 Девица: О берёзе много песен, много и загадок. Любите загадки? Так слушайте!
2 Девица: Стоят столбы белёные, на них шапочки зелёные.
Что это такое? (Ответ детей.)
1 Девица: На каком дереве две коры вместо одной?
Сверху кора белая да тонкая, снизу – чёрная да корявая?
(Дети отвечают.)
2 Девица: Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
Беленькие палочки, зелёные махалочки. Что это?
1 Девица: Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой! (Берёза)
2 Девица: В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Дети (хором): Береза!
1 Девица: В жару, и в ливни, и в морозы всему свидетель ты живой,
Родная, русская берёза, пусть будет весел праздник твой!
«Частушки».
Девицы: Наша встреча без частушки,
Как береза без макушки.
И поэтому сейчас
Частушки мы споем для вас.
Далее исполняют дети.
1. Ты, березонька кудрява,
Ты, березка стройная
Символ ты России нашей
Березка белоствольная.

2. Ой, подружка дорогая,
Завтра в садик не пойдем,
Соберемся под березкой
О кудрявенькой споем!

3. Я стояла под березкой
Шевелились веточки
Подошел ко мне мальчонка
Беленький, да в кепочке.

4. Ой, мальчишка – хулиган,
Не трогай ты березоньку,
А не то растреплем чуб
И выбросим кепчоночку.

5. Говорят все про березу
Стройная, кудрявая!
Я еще сказать хочу:
Ты чудо несказанное!

6. Улыбнулась мне березка,
Растрепались косыньки.
Шелестят на ней сережки
Утром горят росыньки.

Девицы: Мы частушки петь кончаем,
На березку поглядим.
Поглядим, да поскучаем
Еще частушек сочиним.

1 Девица: Берёзка просит, чтобы детки повеселились и поплясали вокруг неё!

Общий танец «Приглашение» или «Мы хотели танцевать» р.н.м.

Девицы стоят спиной к Берёзе, взявшись за руки.

1 Девица: Не губи, не тронь берёзы, обойдись с ней по – людски,
2 Девица: А иначе брызнут слёзы, сам зачахнешь от тоски.
1 Девица: Пусть берёза, как невеста, бережёт свою красу,
2 Девица: Ей не в печке жаркой место, место ей всегда в лесу.
1 Девица выносит угощение и ленточки для детей.
1 Девица: Примите от Берёзки угощение.

(Раздача «берёзовых» бумажных листиков (внутри с конфетами) детям.

2 Девица: И украсьте её ленточками, чтоб она стала ещё краше и милее.

(Раздача ленточек для украшения Берёзки)
Все девицы: До свиданьице!

Звучит русская народная мелодия «Ах ты, берёза».
Дети со взрослыми украшают Берёзу ленточками вблизи от своего места проведения.

Предварительная работа: приглашение на Праздник Берёзки или «подарки» для завивания Берёзы, заказать берёзовый сок.

Название Праздник русской берёзки Ведущий Дата конвертации08.04.2013 Размер62.91 Kb. Тип Документыисточник

Праздник русской берёзки

Ведущий. Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О берёзе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Её все знают, это самое распространённое дерево. Символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь!

1 ученик . Русь моя, люблю твои берёзы! С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы на глаза, отёкшие от слёз.

2 ученик . Зацветает берёза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у неё скромные – серёжки. А когда появятся на берёзе желто-лимонные листья, - значит, сентябрь на дворе. Плоды берёзы легко разносятся ветром. Она быстро идёт в рост там, где на лесной вырубке ещё не могут расти другие деревья, поэтому берёзу называют пионером лесов.

3 ученик . Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз.

4 ученик. Ты до того, берёзонька, красива и в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия, и я не мыслим без твоей красы.

5 ученик . Растёт берёза быстро. За четверть века (25 лет) поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за тёплые летние сутки до сорока ведер влаги. берёзы достигает порой 120 лет.

6 ученик . И всё из берёзы идёт на дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают мётлы и веники. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Нельзя представить себе жизнь наших предков без берёзы. Источником света им служила берёзовая лучина, которая много веков освещала их жилища. Из древесины изготавливают фанеру, мебель. Прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

"Березы, русские березы..."... Но почему именно русские???

"Березы, русские березы..."... Но почему именно русские??? Почему считается, что береза "российский" символ? С таким же успехом ее можно назвать и белорусской, и украинской... Вот это я снял с вагона поезда Минск - Киев на поезде к Коростеню...

7 ученик . На поляне, на пригорке, под окном, среди полей

Белокорая берёзка – символ Родины моей.

11 ученик . Всего насчитывается более 140 видов берёз. Они растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры. В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берёз из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берёз и мегрельская, растущая на Кавказе.

12 ученик . Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве.

Я стою у дороги, прислонившись к иве.

От луны свет большой прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло, как зимой у печки.

И вдали за рекой, видно за опушкой,

Сонный сторож стучит мёртвой колотушкой.

13 ученик. Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком.

14 ученик . У красы-берёзки платье серебрится,

У красы берёзки зелёные косицы.

Со двора к берёзке выскочили козы,

Стали гнуть берёзку, а берёзка в слёзы.

Защитить берёзку мы бежим гурьбою, чтоб краса-берёзка выросла большою.

Ведущий. Кто из нас не любит берёзовый сок или настоянный на нём квас? Если надрезать ранней весной ствол берёзы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость – берёзовый сок. Он идёт на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица; «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь». Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое берёзу и не калечить её.

А вот умелое её использование в лечебных целях не повредит дереву. Целебными свойствами обладают молодые листья берёзы, нераскрывшиеся почки, гриб-тутовик – чага: плодовые желвакообразные наросты с растрескавшейся чёрной поверхностью. Их собирают круглый год. Но, собирая почки и листья, обязательно помните о том, что это нужно делать не во вред дереву.

15 ученик . Средь избранных дерев берёза не поэтически глядит;

Но в ней – душе родная проза живым наречьем говорит.

Милей всех песней сладкозвучных от ближних радостная весть.

Хоть пара слов собственноручных, где сердцу много что прочесть.

16 ученик . Почтовый фактор на чужбине нам всем приятель дорогой;

В лесу он просек, ключ в пустыне нам проводник в стране чужой.

Из нас кто мог бы хладнокровно завидеть русское клеймо?

Нам здесь и ты, берёза, словно от милой матери письмо.

Ведущий. Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин.

17 ученик . За селом, вдали на перекрёстке полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые берёзки, у которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали ветки их от взрывов и огня…

Возле тех берёзок подобрали чуть живым товарищи меня.

С той поры остались на берёзках чёрные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о берёзках говорили часто мне бойцы:

Ты бы злую смерть не пересилил, ты бы тяжких ран не перенёс,

Если б мы тебя не напоили светлыми слезинками берёз…

Ведущий. В грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины. Очень хорошо об этом рассказал в своём романе «Белая берёза» М. Бубённов.

«…Всё поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметён начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землёй и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла..

А среди этого страшного поля, где целый с неистовой силой бушевали огонь и железо, где всё было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая берёза.

Стоит! – изумлённо прошептал Андрей. Сама природа поставила её здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И ещё сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».

18 ученик . Затихли военные грозы, свинцовый не цокает град,

Но горькие раны берёзы, как память о прошлом хранят,

Их ливни целуют косые, ласкают их ветры, трубя,

Никто, никогда их, Россия, не в силах отнять у тебя.

Летела б во мраке планета, и трудно бы людям жилось

Без этого доброго света исконных российских берёз.

19 ученик . Хотелось мне постичь простую прелесть – увидеть вас, кудрявых, на ветру,

Ребята, а вы знает, какими ласковыми словами называют берёзку? (берёзка - белоствольная, берёзка - стройная, берёзка - кудрявая).

Ребёнок:

Ёе узнаешь по простой примете:

Нет деревца белей ее на свете!

Ребенок:

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Ведущая: Ребята, пойдёмте в гости берёзке.

Цели:

    расширить знания детей о русской березке;

    познакомиться с именами художников и поэтов, прославлявших красоту этого дерева;

    представить березу как символ России, как символ русских традиций;

    воспитывать эстетический вкус детей, чувства к природе;

    воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Оборудование: выставка детских рисунков, плакатов, посвященных празднику Русской березы, литературно-музыкальный монтаж.

Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера)

Ведущий.

Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе. В музыке и живописи. Россия и береза! Эти два понятия не разделимы.

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают. Символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов… такая картина запоминается на всю жизнь!

Ведущий.

Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. Где бы ты ни был, всматриваясь в березовый лес. Разглядывая летящие к небу стройные, белые стволы, ты всегда вспоминаешь нашу Родину.

^ Ученик №1.

Хороша ты любою порою.

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя.

И недаром тебе лишь вручали

Все невесты отчизны моей

И девичей мечты, и печали,

Словно старшей подруге своей

Ведущий.

Нельзя представить жизнь наших предков без березы.

В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:

Стоит дерево цветом зелено:

В этом дереве четыре угодья:

Первое-больным на здоровье

Другое- от теми свет,

Третье – дряхлых, вялых пеленать.

А четвертое- людям –колодец

(береза угодила нам четырежды)

Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),

Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),

Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),

Четвёртое дело – чистоту соблюдать и сок березы испивать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).

Ведущий.

Береза…Сколько стихов и песен посвящено этой красавице!

Ученик №2

Как будто в свадебном наряде

Берёзка русская стоит.

Ей ветер нежно кудри гладит,

Серёжки солнце золотит.

Под нею раннею весною

Девчата водят хоровод.

Её красавицей лесною

Зовёт недаром наш народ.

В ней столько нежности и света

И как тут не сказать, друзья,

Что для меня берёзка эта –

Мой край родной и песнь моя.

(звучит аудиозапись песни «Береза» в исполнении Н. Расторгуева и группы «Любе»)

Ученик №3

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную!

С. Прокофьев.

Ведущий.

Ребята, а кто из вас знает загадки о березе?

В белом сарафане

Встала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Стоит Алена,

Платок зеленый,

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК «РУССКАЯ БЕРЕЗКА»

для детей старших групп детского сада

Подготовила и провела музыкальный руководитель

МБДОУ д/с «Фантазёры» г.Гремячинска

Л.В.Богданович

Цель : воспитание любви к родной природе, формирование интереса к русской культуре

Задачи :

    учить петь эмоционально, выразительно, приобщать к исполнению народных песен;

    вырабатывать ритмичность, синхронность в исполнении танцевальных движений, согласовывать их с музыкой;

    развивать музыкальные способности и творчество детей;

    развивать речь, интерес к народному слову и народным обычаям.

Оборудование : русские народные костюмы, шапочки козлят, лейки, лопатки, грабли, ведерки, белое длинное платье, веночек для березки-девочки, платочки, разноцветные ленточки. Музыкальные инструменты: колокольчики, бубенцы, бубны. Магнитофон, записи песен «Во поле береза стояла», «Ты не радуйся, ель, осинушка», голоса птиц, колокольный звон в записи.

Взрослый . Надо помнить: деревья живые!

И полезны они любые!

Для того растут на планете,

Чтобы воздух был чист и светел.

В каждом дереве – клад богатый

Лишь открыть его надо, ребята,

Не губите, оберегайте!

Возле дома деревья сажайте.

(Фоном тихо звучит песня «Во поле береза стояла»).

Ребенок . Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла…

Ты не радуйся,

Дуб с осиною,

Ты радуйся, белая береза…

Дети в народных костюмах выходят на сцену с песней «Березка» музыка Л. Когана, слова Г. Бойко (в руках держат лейки, лопатки, грабли, ведерки), поют

I куплет

Как пришла в саду цветущая весна,

Посадили мы березку у окна,

Стали, стали мы березку поливать,

Стали песенку такую напевать:

Девочка-березка, одетая в длинное белое платье, отделяется, в руках у нее зеленые веточки, на голове – зеленый венок. Дети окружают девочку хороводом, кладут под березку инструменты и поют:

II куплет

Ты расти, моя красивая, расти,

Всем на радость, зеленея, шелести!

Ты расти, расти, береза, вырастай!

Всем на радость, зеленея, расцветай!

Девочка-березка . Среди рощицы березка стояла,

Золотым венчиком сияла,

Зелеными листочками шумела,

Под буйным ветрышком звенела.

Дети по очереди читают стихи.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится (А. Прокофьев).

Дети инсценируют песню Е. Тиличеевой на слова П. Воронько

«Березка».

1. У красы-березки

Платье серебрится,

У красы-березки

Зеленые косицы

(Девочка березка качает зелеными веточками над головой).

2. Со двора к березке

Выскочили козы,

Стали гнуть березку,

А березка в слезы.

(2-3 козленочка прыгают вокруг девочки-березки, пытаются достать зеленые веточки).

3. Защитить березку

Мы бежим гурьбою

Чтоб краса-березка

Выросла большою.

Выбегают девочки и мальчики и бегут по кругу, пока звучит музыка-песня.

После этого защитники березки направляются к ней приставным шагом, при этом каждый говорит одну из следующих фраз:

Ах, вы, козы-проказницы!

Ах, вы, козы-негодницы!

Мы березку сажали!

Мы березку растили!

– Мы ее не ломали!

– Мы ее поливали!

Хором говорят:

Уходите, козы, от нашей березы!

Топают ногами, хлопают руками. Козы уходят.

Под песню «Ты не радуйся, ель, осинушка» девочки гуляют парами по залу, встречаются, кланяются, останавливаются около березки:

1 девочка . Я вокруг березоньки хожу,

Свою ленточку ношу.

Что же мне березке подарить?

Чем же мне березку нарядить?

2 девочка . К березке ближе подойдем,

И ветки лентами завьем.

Дети завязывают ленточки на веточках березки, исполняют «Мы завьем березу».

1. Мы завьем березу,

Мы завьем березу (2 раза).

2. Уж как первый вьюн,

Уж как первый вьюн,

Уж как первый вьюн за бабушку (2 раза).

3. А второй-то вьюн,

А второй-то вьюн,

А второй-то вьюн за матушку (2 раза).

4. А как третий вьюн,

А как третий вьюн,

А как третий вьюн за милого дружка (2 раза).

5. А четвертый вьюн,

А четвертый вьюн,

А четвертый вьюн за самого себя (2 раза).

Дети по очереди:

Не бойся, березка, матушка,

Мы не будем тебя ломать.

Мы любим тебя, почитаем,

В стихах и песнях прославляем!

Исполняется песня «Ой, березонька!» муз и сл. В. Шестаковой (подыгрывая на колокольчиках, бубнах, бубенцах, перестраиваются в маленькие кружочки, «заплетая» венок, звучит пение птиц – запись).

I куплет

Ой, березонька, березка,

Расцвела к весне.

Зеленей и завивайся

Ты на радость мне!

II куплет

Заплетаем, заплетаем

В Троицу венок.

Хороводы мы заводим

В солнечный денек.

(Звучит колокольный звон – запись).

III куплет

Под березонькой-березкой

На траве роса.

Колокольный звон несется

Прямо в небеса.

IV куплет

Разливаются по лесу

Песни соловья

Краше с каждою весною

Родина моя!

(Звучит пение птиц и колокольный звон).

К концу песни образовали большой круг.

Ребенок . Ты в любое время года

Чудо хороша.

И для русского народа

Ты его душа! (Т. Герасимова).

2 ребенок . Березонька-беляночка,

Красавица лесов,

Проснулась спозаранку

3 ребенок . А под березкой девушки

Хоровод ведут

Платочками машут,

Песенку поют.

4 ребенок . И мы песню споем,

Хоровод заведем (Е. Никифорова).

Дети исполняют хоровод с платочками вокруг березки «Ай, да березка» муз. Т. Потапенко, выполняя движения по тексту песни.

1. Мы вокруг березки,

Встанем в хоровод

Радостно и звонко

Каждый запоет.

Припев: Ай, да березка,

Белый ствол,

Зеленей, зеленей

Ты листвой!

2. Яркие платочки

В руки мы возьмем,

У березки стройной

Пляску заведем.

Припев.

    К вечеру мы дружно

Скажем ей: «Прощай!

Ты без нас, березка,

В поле не скучай!».

Припев.

(Подробное описание хоровода в сборнике «музыка и движение» С.И. Бекина 6-7 лет).

Ребенок .

Ты расти, березка,

Зеленей на воле,

Радуй нас чудесной,

Молодой листвой.

Мы к тебе приходим

Через луг и поле,

Рады будем снова

Встретиться с тобой!

(Поклон).

Дети уходят со сцены под звучание песни в обр. П. Чайковского «Во поле береза стояла».

Литература:

    Экологические праздники для детей, 1997 г.

    С.И. Бекина «Музыка и движение» 6-7 лет, 1984 г.

    Журнал «Музыкальный руководитель» № 3 2013 г.

    Журнал «Музыкальный руководитель» № 2 2009 г. Стр. 43.

    Журнал «Веселая нотка» № 3 2008 стр. 2.

Журавлева Ольга Васильевна

МОУ «Ржевская средняя общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

Клубный час :

« Березы, русские березы»

Провела: Журавлева

Ольга Васильевна

учитель биологии

Ржевка

Клубный час для учащихся средних классов :

« Березы, русские березы» .

Цели: организовать деятельность учащихся по изучению биологических особенностей березы, ее значения в жизни человека;

способствовать развитию умения видеть красоту родной природы, читать стихи;

содействовать экологическому, духовно-нравственному воспитанию школьников.

Оборудование: картины русской природы, музыка, березовые ветви.

(В зале темно, сцена залита белым светом, звучит мелодия « С чего начинается Родина?»).

Ход занятия.

Ведущий 1. С чего начинается Родина?

Наверное, с белых берез,

С их царства сквозного, молочного

И со светлых ребяческих грез.

Ведущий 2. Береза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. (Через компьютер ребятам показывают картины русской природы).

Звучит песня Е. А. Баснера «Березовый сок».

Ведущий 1Без березы не мыслю России –

Так светла по- славянски она,

Что, может быть, в столетия иные

От березы вся Русь рождена.

Ведущий 2. Есть легенда в Сибири с незапамятных лет,

Есть легенда о русской березоньке вечной,

Будто шла вечно за русскими вслед

Иль спеша вперед, как гонец и разведчик.

Там где кедры темнели и саранки цвели

Среди дебрей, шумящих возле рек безымянных

Появилась береза из дремучей земли,

К суеверному ужасу старых шаманов.

Среди кедров угрюмых, между темных ветвей,

Появилась береза, будто солнечный лучик,

И в тайге становилось и теплей, и светлей,

И шептали шаманы: значит, близится люча;

Но глядел с любопытством охотник- бурят –

На неё, что несла столько ласки и света:

« Может русский не враг, а товарищ и брат,

Если, добрый такой же, как и дерево это».

Ведущий 1. Ты до того, березонька, красива!

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

Ведущий 2. В ней есть прозрачность и безбрежность,

И эта праведная грешность,

И чистота – из грешной тьмы, -

Которая всегда основа

Всего людского и лесного,

Всего, что жизнь, Россия, мы.

Ведущий 1. В лесах нашей страны насчитывается 2900 видов деревьев и кустарников. Незнающему человеку легко перепутать одно дерево с другим, но березу узнает каждый. Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительно белой корой. Окраска её зависит от наличия вещества – битулина. А вообще березы бывают не только белыми, есть виды с желтоватой, коричневой, черной корой. Всего на свете более 60 видов берез. В нашей местности чаще всего встречаются береза бородавчатая и береза пушистая.

Ведущий 2. Цветет береза в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Цветущая береза со своими желтыми бархатными сережками необычайно нарядна. Зимой березовые почки и березовая «лапша» - основная пища для глухарей и тетеревов. Некоторые птицы специально надламывают тонкие ветки, чтобы полакомиться сладким березовым соком. А дятел добывает березовый сок прямо из ствола.

Ведущий 1. В старину считали, что березовый сок имеет целебные свойства – им отпаивали больных и промывали раны. Березовый сок имеет приятный вкус и освежающе действует на организм. Надо только помнить, что сок можно заготавливать только из тех деревьев, что предназначены для рубки. Ведущий 2. На стволах берез нередко можно встретить бесформенные темно- коричневые наросты, похожие на вспученную толстую кору. Это знаменитая чага. Настой чаги – тонизирующее и обезболивающее средство.

Ведущий 1. На березах иногда встречаются особые наросты – капы. Древесина капов имеет повышенную твердость и красивый рисунок на спиле. Из них крестьяне выделывали домашнюю утварь.

Ведущий 2. «Плащ березы» - БЕРЕСТУ использовали для изготовления корзин, посуды. В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилища. Новгородцам береста заменяла писчую бумагу. Писали на бересте специальными костяными писалами.

При сухой перегонке из бересты получают этиловый спирт, смол, уксусную кислоту, деготь – вязкую пахучую жидкость черного цвета. В старину дегтем чистили сапоги, чтобы не трескалась кожа, смазывали колеса, петли дверей. К тому же деготь и врачевал, в народной медицине его использовали при разных кожных заболеваниях. В современной медицине он входит в состав мази Вишневского.

Ведущий 1. В березе полезно всё. Из древесины делают поделки, мебель, лыжи. Из листьев можно изготовить желтый и зеленый красители. В петровские времена такими красителями окрашивали солдатские мундиры. Настой листьев применяли при лечении некоторых болезней, в нем парили ноги, чтобы снять усталость. Ароматные и смолистые почки, обладающие целительной силой, используются в народной и официальной медицине, в парфюмерной промышленности.

Ведущий 2. Березовый веник в бане любую болезнь из тела изгонит: кости расправит, всё тело поправит. Березовые веники заготавливают в начале или середине июня, когда березовый лист в соку, пахуч и обладает лечебными свойствами. Нельзя заготавливать веники в сырую погоду- лист потемнеет и быстро опадет. Вязать веники нужно крепкие, но не толстые, «по руке». Хранить надо подвешеными в прохладном месте. Заготовкой веников можно заниматься только после Троицы!

Ведущий 1. Троица – это праздник, который мы отмечаем на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресенья. Праздник этот посвящен удивительному и очень важному событию, произошедшему две тысячи лет назад – сошествию Святого Духа на апостолов. Троица – триипостасное Божество, единый бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Бог Отец положил начало Церкви в Ветхом Завете, Сын Логос создал её, воплотившись на земле, Дух действует в ней. Поэтому праздник рождения Церкви именуется днем Святой Троицы. Безусловно, Святой Дух не бездействовал и ветхозаветные времена. Он звучал в устах великих пророков, Дух Божий водил рукой Моисея, Соломона, других авторов библейских книг, признанных Церковью боговдохновенными. Он был и во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Дух Святой пришел, чтобы завершить то, что было начато Спасителем. Он сделал апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру.

Праздник Святой Троицы был установлен самими апостолами. Этот день считается днем рождения Церкви Христа, созданной не человеческими усилиями, а Божественной благодатью.

Ведущий 2. На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой. В Церкви в этот день много цветов, зелени, у алтаря обычно стоят маленькие березки. Парни. Девушки, дети с утра идут в лес за березками, плетут из березовых веток венки, делают веники. Березы ставят у окошек, у крылечка или врывают в землю. Ветками березы украшают ворота, окна, наличники. Дети качаются на березах, катаются на ветках, в которые впрягаются их сверстники и таскают по улицам как лошади.

(хоровод «Во поле береза стояла»)

Ведущий 2. Какой русский человек не любит красавицу березу? Утомлённому она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Невольно вспоминаются строки Фета: « И вечно радужные грёзы тебя несут под сень берёзы, к ручьям земли твоей родной».

(На сцену выходят школьники, одетые в военную форму).

Солдат 1. Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии В.О. войны.

Солдат 2.В России издавна существует обычай: над могилой погибшего солдата сажать берёзку, чтобы его жизнь продолжалась в земном цветущем дереве.

Стоят три берёзки у Великого огня в любом уголке России, потому что каждый четвёртый россиянин погиб в годы В. О. войны.

(Звучит песня « Я трогаю русские косы»)

Ученик 1. Берёза ласкает надгробные плиты.

В дыхании ветерка

Спите герои.

Спокойно спите.

И пусть над вами лавину событий

Бесшумно проносят века

Оттуда, где плещется Волга

Оттуда, где катится Дон,

Ушли эти волны.

Спать им долго-

Укроет их, берёза, своим пологом.

Да будет тихим их сон.

Ученик 2. Под сенью высоких берёз

Покоится моя Россия.

Не та, что поднялась до звезд,

А та, что в половодье рос

Купала ноженьки во сне,

Что шла поляною лесной

Своей размашистой косой,

Что леденела всей стеной,

Обильной выступившей солью.

Носила на своих руках,

Мозолей кандалы носила-

Да славится во всех веках

Моя сермяжная Россия

Ведущий 2. Русь, Россия испокон веков была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость. Березка - великое крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, холщовую рубашку…

Кряжистые стволы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжелую работу.

А молодые тоненькие прямые березки похожи на стройных русских девушек.

Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!

Ученик 3. В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору берез-

И капли сока, точно слезы,

Текли прозрачною струей.

Пастух кору надрезал у березки,

Склоняясь, тянет сладковатый сок.

За каплей капля капает в песок

Березы кровь прозрачная, как слезы

И вот она, от муки холодея,

Увянет к будущей весне

Иссохнет ствол, и ветви онемеют,

И помертвеют корни в глубине.

Ведущий 2. Где бы не росла березка, всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Ученик 4. Опять о них, кудрявых и белёсых.

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются берёзы

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеся

«Россия» - шепчут мне берёзки,

«Россия» - шепчут колоски,

«Россия» - ключ журчит в ложбине,

И я им тихо вторю «Русь»

Мне не трудны твои нагрузки:

Я в поле рос, я чубом рус,

И я люблю тебя по- русски,

Моя берёзовая Русь!

(Звучит мелодия « Берёзы». На экране крупным планом берёзы).