Социально коммуникативные подготовительная группа. Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной к школе группе

Елена Макарова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Моё имя и право на него»

Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию в подготовительной группе .

Тема : «Моё имя и право на него »

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие , развитие речи , художественно – эстетическое развитие .

Цель : формировать у детей представление о своих правах .

Задачи :

1. Познакомить детей с правом на имя ; способствовать социально – коммуникативному развитию ; развивать умение рассуждать и самостоятельно делать выводы.

2. Учить отвечать на вопросы сложными предложениями.

3. Активизация словаря : свидетельство о рождении, право на имя .

4. Воспитать уважение к себе и другим людям.

5. Индивидуальная работа.

Оборудование : игрушка – кукла (мальчик, альбомные листы, рисунок с изображением имени, карандаши, краски.

Предшествующая работа, работа с родителями – рассказать ребёнку, что обозначает его имя.

Дети к нам пришёл необычный гость – это мальчик, зовут его Антон. Он приехал к нам из одной волшебной кукольной страны. Он хочет вам рассказать одну историю. Давайте с ним познакомимся. Для этого нужно встать в круг, назвать своё имя и передавать куклу другому. (дети называют свои имена) .

Мы познакомились с гостем из волшебной страны, а теперь послушаем историю мальчика.

В волшебной кукольной стране живут хорошие и добрые куклы. Только все они разного роста : и маленькие, и большие. Все в этой стране хорошо относятся друг к другу. Но большие куклы были серьёзные, они не играли, не шалили, как маленькие куколки. И ещё они очень часто повторяли : «Я имею право ; это моё право » . А о маленьких человечках никто не вспоминал, и называли маленьких куколок не по именам : «Маленький» , «Крошка» . Хоть это было ласково, но Антону хотелось, чтобы его называли по имени, как друг друга называют большие куклы. А ещё маленьким придумывали разные прозвища и дразнилки. Не вытерпел Антон и нарисовал круг, а в нем написал своё имя.

Дети, а вам нравится, когда вам дают прозвища? Каждый человек имеет право на то , чтобы его называли по имени. Ведь у всех такие красивые имена. А вы знаете имена? Давайте поиграем в игру «Назови по - разному» . Воспитатель называет любое имя, а дети должны вспомнить производные от этого имени; (Екатерина, - Катя, Катюша, Катенька) .

Дети, каждое имя имеет своё значение. Елена – избранная, светлая; Наталья – родная, Людмила – милая людям; Александр – смелый, сильный; Виктор – победитель. А вы знаете, что обозначают ваши имена? (ответы детей) . Как красиво звучат ваши имена.

А имена могут и выглядеть красиво. Давайте нарисуем ваши имена, как вы их себе представляете. Дети рисуют, затем дают оценку работам друг друга. Дети, все люди имеют право на имя . А кто знает, где записано ваше имя, в каком документе?

После рождения ваши родители получили первый документ для вас. Этот документ называется свидетельство о рождении. Показываю свидетельство о рождении. Дети, попросите своих родителей, чтобы они вам показали ваше свидетельство о рождении. Ну вот и закончилась наша встреча с Антоном. Называйте друг друга по имени, не дразните, не обижайте друг друга.

Публикации по теме:

Конспект игры-тренинга «Доброта» по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе Игра - тренинг «Доброта». (подготовительная к школе группа) Цель: Формирование у дошкольников гуманных чувств и отношений. Задачи: Расширять.

Конспект игры-тренинга «Положительные черты характера» по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе Конспект игры- тренинга «Положительные черты характера» по социально- коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе. Цель:.

Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему:«Помоги Незнайке найти друзей».Программное.

Конспект интегрированного занятия по «Социально-коммуникативному развитию» в подготовительной группе «Театр для малышей» ГБОУ СОШ № 1 П. Г. Т. СУХОДОЛ М. Р. СЕРГИЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» Конспект интегрированного.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» г. Палласовка Волгоградской области.

Конспект НОД в младшей группе по социально-коммуникативному развитию «Помощники светофора» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 Красносельского района г. Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ НОД.

Конспект открытой НОД по социально - коммуникативному развитию для подготовительной группы «Как дети медвежонку помогали» Воспитатель, вошедший в зал: здравствуйте дети. В гости сказка к вам пришла, с собою Радость принесла. Вы друг к другу повернитесь, улыбнитесь,.

Краткое описание

Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Описание

Тема: «Волшебный клубок понимания» Педагог-психолог Ежова И.В. Воспитанники подготовительной к школе группы 6-7 лет. Цель - формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Программное содержание · учить детей вежливо и внимательно выслушивать мнение товарищей, культурно отстаивать свою точку зрения; · воспитывать доброжелательные партнерские взаимоотношения. · расширить коммуникативные возможности детей; · развить навыки активного слушания; · развить навыки взаимодействия в коллективе сверстников; · развить навыки вербального и невербального выражения своих эмоций и чувств; · научить детей правильно понимать чувства других; · сформировать мнение о важности выбора адекватности форм общения друг с другом; · сформировать навыки рефлексии. Словарная работа: · активизировать словарь детей с помощью словесного выражения своих умозаключений; · расширить словарный запас детей на тему чувств, эмоций и состояний: робость, безразличие, печаль, злость, страх, счастье, скромность и др. Оборудование: мяч, клубок ниток, карточки с изображением различных эмоциональных состояний, фото-презентация с изображением различных эмоциональных состояний и подписью правильного определения, мультимедийной проектор. Ход занятия: дети (5-7 человек) и педагог сидят в кругу на ковре в групповой комнате. Педагог : Здравствуйте, дорогие друзья! Рада вас сегодня видеть. У меня в руках очень красочный мячик, заряжающий очень хорошей и доброй энергией! Вы хотите тоже зарядиться ей?! Давайте, каждый из нас возьмет в руки этот мяч и скажет, какое у него сегодня настроение/состояние/эмоции…но у каждого будет своя «эмоция» на первую букву своего имени. Давайте начнем с меня: «Меня зовут Ирина Вячеславовна, у меня сегодня И гривое настроение!» (передает мяч вправо; упражнение заканчивается, когда мячик снова возвращается в руки педагога , продолжительность 1-2 минуты ) Педагог : Отлично! теперь мы знаем, какое у каждого настроение. А как вы думаете, для чего нам знать, настроение и эмоции другого человека? (ответы детей, подведение обсуждения к тому, что это поможет нам в общении с другими. Педагог: А как же мы узнаем, какое настроение у нашего друга?! Наверное, можно посмотреть на его лицо?! Давайте посмотрим, как мы умеем это делать! Педагог показывает карточку со схематичным изображением эмоциональных состояний и фото-коллаж на тему этой эмоции на мультимедийном экране. Дети определяют, что это за настроение/состояние/ эмоция. Если нахождение правильного ответа вызывает сложность у детей, озвучить ответ и пояснить это эмоциональное состояние. Педагог: Мы молодцы! Хорошо справились с заданием. Но ребята, как вы думаете, достаточно ли знать настроение нашего друга, чтобы с ним пообщаться?! если я буду знать его настроение и не буду слушать, что он говорит мне, получиться ли нам с ним пообщаться и поиграть?! конечно, нет!!! У меня есть волшебный клубок понимания, он помогает ребятам и взрослым дружить, общаться, играть и работать. А вы хотите знать его волшебную силу?! Для этого мы сейчас расскажем друг другу о наших любимых играх, занятиях и т.п. в двух предложениях. Когда я расскажу о себе, я оставлю кончик нитки у себя, а этот волшебный клубок передам любому другому из нашего круга. Давайте, я начну! «Я люблю гулять по лесу, фотографировать природу и животных…». В итоге получается паутинка в кругу между детьми. Педагог говорит о том, что общение это очень сложное понятие и похоже на паутинку! Педагог : Какая сложная паутина получилась у нас, давайте же её распутаем! Для этого мы проиграем все наоборот: тот, у кого клубок, передает его обратно, повторяя то, что этот человек говорил про себя, тем самым проверяем, как мы внимательно слушаем друг друга. (Клубок возвращается к педагогу). Педагог: давайте теперь подвигаемся и покажем, как себя ведут люди с разным настроением, но только покажем это телом, мимикой (лицом) и без слов. Одному из нас на ушко я скажу, кого он будет изображать. все остальные тоже за ним повторяют и должны отгадать, кто же этот персонаж. Все встают и начинают изображать людей, которых называет педагог: мы веселые клоуны, мы строгие учителя, мы грустные продавцы, мы злые грабители и т.п. А теперь давайте попробуем сделать тоже самое, только про зверей: озорные лягушки, счастливые зайчата, злые медвежата, грустные черепахи, сонные котята. Педагог : Теперь мы многое знаем об общении! и теперь поиграем в игру, которая покажет нам, как мы друг друга понимаем! Игра знакомая вам «Камень, ножницы, бумага». Правила её просты, но делаем мы её снова без слов, можно смотреть друг на друга только глазками. Только наша задача чуть-чуть меняется: мы должны как можно быстрее всем нашим дружным кругом показать один и тот же жест: все либо «камень», либо «ножницы», либо «бумагу». Понять друг друга нам помогут лишь наши лица, мимика, взгляд. Начинаем! Педагог: (после того как задание выполнено) Ребята расскажите, что помогло вам справиться с заданием?! Что вы сегодня узнали про общение? Давайте, запомним, что важно друг друга слушать, вежливо общаться друг с другом; нам помогают общаться не только наши слова, но и движения, тело, наши ручки и глазки.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 7900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

конспект подготовка.docx

МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Фантастика»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

педагогов с детьми

подготовительной к школе группы

образовательной области «Коммуникация»

дата проведения НОД

конспект подготовила:

педагог-психолог

Ежова Ирина Вячеславовна

Игровое занятие по развитию коммуникативных навыков в подготовительной к школе группе МДОУ ЦРР – детский сад №35 «Фантастика»

Тема: «Волшебный клубок понимания»

Педагог-психолог Ежова И.В.

Воспитанники подготовительной к школе группы 6-7 лет.

Цель - формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Программное содержание

    учить детей вежливо и внимательно выслушивать мнение товарищей, культурно отстаивать свою точку зрения;

    воспитывать доброжелательные партнерские взаимоотношения.

    расширить коммуникативные возможности детей;

    развить навыки активного слушания;

    развить навыки взаимодействия в коллективе сверстников;

    развить навыки вербального и невербального выражения своих эмоций и чувств;

    научить детей правильно понимать чувства других;

    сформировать мнение о важности выбора адекватности форм общения друг с другом;

    сформировать навыки рефлексии.

Словарная работа:

    активизировать словарь детей с помощью словесного выражения своих умозаключений;

    расширить словарный запас детей на тему чувств, эмоций и состояний: робость, безразличие, печаль, злость, страх, счастье, скромность и др.

Оборудование: мяч, клубок ниток, карточки с изображением различных эмоциональных состояний, фото-презентация с изображением различных эмоциональных состояний и подписью правильного определения, мультимедийной проектор.

Ход занятия: дети (5-7 человек) и педагог сидят в кругу на ковре в групповой комнате.

Педагог : Здравствуйте, дорогие друзья! Рада вас сегодня видеть. У меня в руках очень красочный мячик, заряжающий очень хорошей и доброй энергией! Вы хотите тоже зарядиться ей?!

Давайте, каждый из нас возьмет в руки этот мяч и скажет, какое у него сегодня настроение/состояние/эмоции…но у каждого будет своя «эмоция» на первую букву своего имени. Давайте начнем с меня: «Меня зовут Ирина Вячеславовна, у меня сегодня И гривое настроение!» (передает мяч вправо; упражнение заканчивается, когда мячик снова возвращается в руки педагога , продолжительность 1-2 минуты )

Педагог : Отлично! теперь мы знаем, какое у каждого настроение. А как вы думаете, для чего нам знать, настроение и эмоции другого человека? (ответы детей, подведение обсуждения к тому, что это поможет нам в общении с другими.

Педагог: А как же мы узнаем, какое настроение у нашего друга?! Наверное, можно посмотреть на его лицо?! Давайте посмотрим, как мы умеем это делать!

Педагог показывает карточку со схематичным изображением эмоциональных состояний и фото-коллаж на тему этой эмоции на мультимедийном экране. Дети определяют, что это за настроение/состояние/ эмоция. Если нахождение правильного ответа вызывает сложность у детей, озвучить ответ и пояснить это эмоциональное состояние.

Педагог: Мы молодцы! Хорошо справились с заданием.

Но ребята, как вы думаете, достаточно ли знать настроение нашего друга, чтобы с ним пообщаться?! если я буду знать его настроение и не буду слушать, что он говорит мне, получиться ли нам с ним пообщаться и поиграть?! конечно, нет!!!

У меня есть волшебный клубок понимания, он помогает ребятам и взрослым дружить, общаться, играть и работать. А вы хотите знать его волшебную силу?!

Для этого мы сейчас расскажем друг другу о наших любимых играх, занятиях и т.п. в двух предложениях. Когда я расскажу о себе, я оставлю кончик нитки у себя, а этот волшебный клубок передам любому другому из нашего круга. Давайте, я начну! «Я люблю гулять по лесу, фотографировать природу и животных…».

В итоге получается паутинка в кругу между детьми. Педагог говорит о том, что общение это очень сложное понятие и похоже на паутинку!

Педагог : Какая сложная паутина получилась у нас, давайте же её распутаем! Для этого мы проиграем все наоборот: тот, у кого клубок, передает его обратно, повторяя то, что этот человек говорил про себя, тем самым проверяем, как мы внимательно слушаем друг друга. (Клубок возвращается к педагогу).

Конспект занятия по образовательной области "Социально- коммуникативное развитие" в подготовительной к школе группе "Школа волшебников"

Цель: социально- личностная направленность на создание основ для подготовки дошкольников к обучению в школе.

Задачи:

Образовательные:

1.Совершенствовать коммуникативные навыки в общении с окружающими;

2.Активизировать мышление и речь.

Развивающие:

1.Развивать воображение, образное мышление;

2.Развивать мелкую моторику, подготавливая руку дошкольника к письму.

Воспитательная:

1.Воспитывать умения коллективно работать на результат, умение выслушивать разные точки зрения.

Материалы и оборудование: "входные билеты", поднос с предметами, колокольчик, атрибуты для игр, зеркала, картинки с изображением доброй и злой колдуньи, сундучок с элементами костюмов, конфеты-"волшебные палочки(оценки)".

Ход занятия.

Ребята заходят с пригласительными билетами на руках в "Школу волшебников".

Фея-Воспитатель: КРАБЛЕ, КРИБЛЕ, КРЭБЛЕ...Здравствуйте, дорогие гости!

Вас приветствует "Школа волшебников" Давайте познакомимся. Я - фея Людмила- Беляночка, а ваши волшебные имена?

Проводится игра"Волшебные сказочные имена"(надо необычно представиться: Алена- Аленький цветочек, Данила- Данила -мастер, Злата- Златовласка, Наталья- Золушка, Артем- Артемон, Лиса -Алиса и т.д.)

Фея: Сегодня, милые друзья,

Я проведу уроки волшебства...

Дарить вам буду солнечные лучики-

Готовьте свои "умелые ручки".

Будут маленькие переменки,

И за знания "волшебные оценки".

Фея: Вы готовы очутиться в сказке(да).

Тихо дружно закрываем глазки.

Говорим вместе:1,2,3- сказка появись.

Презентация "Сказочные животные: СОБАКИ- КОШКИ"(просмотр).

Фея: Друзья, в нашей"Школе волшебников " всегда светло, солнечно и уютно. Эмблема у нас- "солнышко". И уроки получаются веселые, солнечные.

Пусть над вами солнышко всегда лучезарно смеется,

Пусть каждый друг другу из вас улыбнется!

А сейчас для вас проведу викторину,

Будьте внимательны, не нарушайте дисциплину!

УРОК ПЕРВЫЙ. Проводится викторина"Собаки -кошки...Как звали...?"

1.Кота из сказки Ш.Перро, доставшегося в наследство младшему брату?

2.Пса дяди Федора?

3.Кота дяди Федора?

4.Собаку Доктора Айболита?

5.Слепого кота, спутника лисы Алисы?

6. Пуделя Мальвины?

7. Щенка Малыша?

8.Собаку, тянувшую репку?

Фея: Замечательно. Умницы вы и умники,

Из вас получатся настоящие ученики.

На все вопросы ответили,

Всех героев заприметили...

Фея: Друзья, в нашей "Школе волшебников "работают корреспонденты. Я предлагаю ответить на их часто задаваемые вопросы. Согласны?(да).

СЛАЙД(вопросы в записи задают...родители). Ребята, не удивляйтесь, ведь ваши мамы и папы тоже ходили когда- то в детский сад, и сейчас вместе с вами посещают его.Им тоже интересно, как вы живете, о чем мечтаете...

1.Что такое добро?(ответы).

2.Как нужно вести в общественных местах?

3.Что такое дружба?

4.Что такое зло?

5. Какими качествами обладает настоящий друг?

6.Кем вы хотите стать в будущем7

Фея: Вы справились с вопросами корреспондентов, молодцы. Давайте поблагодарим наших корреспондентов за труд, воспитание.

Дети:СПАСИБО!

Фея: Предлагаю провести переменку

Для веселых девочек и мальчиков.

Нас ждет "Физкультминутка"

Для "волшебных пальчиков".

Комплекс упражнений для пальчиковых движений,

Для развития головного мозга и умственной работы.

Упражнение "Колечки"(смыкание больших пальцев обеих рук поочередно со всеми остальными- в прямом и обратном направлении).

Упражнение" Кулак- ребро -ладонь"(три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга.Движения выполняются обеими руками, команды произносятся вслух.)

Упражнение"Гусеница"(перекрестно соединить большие и указательные пальцы обеих рук и "пройтись" по всем пальцам).

Фея: Отличные были упражнения.

А сейчас ждут нас...превращения!

Все волшебники- фантазеры.

Для фантазии есть у нас"игровые основы".

УРОК ВТОРОЙ. "Превращения". На подносе лежат предметы (мяч, салфетка, перо, ложка и др.). Надо взять и превратить предмет в волшебный атрибут, с помощью мимики и жестов изобразить,например:салфетка -ковер-самолет и т.д.

Фея: Молодцы, справились с заданиями. Получите оценки- "лучики".

Дети: Спасибо.

Фея: Вот еще одна переменка.

Незатейливая разминка.

В нашей "Школе волшебников"

Есть "волшебные зеркала".

А волшебные потому,

Что находят у всех доброту, красоту.

Вы в зеркала скорей взгляните

И доброе в себе найдите.

Расскажите о себе, а мы послушаем. Сейчас я прочитаю волшебные слова:"Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи! Кто на свете всех милее, всех умнее, всех добрее"? А вы подумайте и ответьте, какими качествами вы обладаете. Договорились? (да).

Дети выполняют задание.

Фея: Вот и последний урок настает,

"Дом моделей " всех нас ждет.

Представьте, что вы модельеры

В самом начале своей карьеры.

У вас две команды: девочек и мальчиков.

Пройдите в сказочную мастерскую,

Выберите наряды, костюмы

И представьте нам тех героев,

Которые вам по душе.

В сундучке волшебном есть все.

Работайте дружно, ведь ваш девиз:

"Один за всех и все- за одного!"

Расскажите о характере персонажей и их роли в сказке.

Команды выполняют задание.

Фея: Замечательно вы справились с заданием, получайте лучики. Что ж, друзья, сложите оценки- лучики в солнышко. Сколько у вас света и тепла сразу побежало от солнышка. Дарить друг другу теплоту, доброту, радость- это тоже волшебство. Значит, каждый из вас может стать волшебником, надо только желание. Протяните руки вперед и соедините ладони в центре., пусть ваши руки творят добро и красоту вокруг. Будьте добрыми, веселыми и солнечными. Вам сюрприз то наших корреспондентов, они передают вам волшебные палочки-"конфеты доброты".

Дети: Спасибо!

Фея: До свидания, "Школа волшебников". До встречи в нашей новой школе -" Школе Доброты"

Цель: расширять представления детей о людях с ограниченными возможностями; закреплять знания об органах чувств и их значении; уточнять и активизировать словарный запас; развивать образное мышление, память; формировать доброжелательное, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями; воспитывать эмпатию.

Материал: платки, овощи, фрукты, 2 корзинки; очки; два облака из картона, два дерева из картона на подставках, камни - для инсценировки; карточки с изображением органов чувств (глаз, руки, нос, ухо, губы); узкая дорожка с препятствиями; «дерево добра».

Предварительная работа: беседа о значении слов: сочувствие, доброта, сострадание, милосердие.

Ребята, находясь здесь, сейчас мы друг друга видим, слышим, прикоснувшись – почувствуем, и всё это благодаря нашим органам чувств. Какие органы чувств вы знаете? (Моделирование.)

Для чего людям нужны органы чувств? (Они помогают нам жить, воспринимать то, что нас окружает.)

Отгадайте, о каком органе чувств я говорю: они мои главные помощники. Они просыпаются вместе со мной. Они помогают мне увидеть все вокруг: и время, и погоду, и новости по телевизору.

Вы догадались о каком важном органе чувств я говорила? (Глаза.)

Правильно, глаза – орган зрения, а зрение – одно из чувств.

Как вы думаете зрение у всех людей одинаково? (Нет.)

Ребята, а что помогает людям лучше видеть, отгадайте:

Что такое перед нами,

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (Очки.)

Когда у людей слабое зрение, как про них говорят? (Слабовидящие.)

Но среди людей, живущих с нами рядом, есть и такие, которые совсем не видят. Это слепые люди.

Как вы думаете, какие трудности испытывают слепые люди? (Ответы детей.)

Давайте мы сейчас обыграем ситуацию «За покупками в магазин» (двум детям завязывают глаза, дают корзинки и предлагают подойти к прилавку и сделать покупки овощей или фруктов).

Мы обыграли ситуацию, в которой человек ничего не видит. Теперь вам легче представить, как тяжело жить слепым и как они нуждаются в нашей помощи.

Чем мы можем помочь таким людям? (Уступить место в транспорте, пропустить в очереди, помочь перейти дорогу, просто предложить свою помощь.)

Ситуация «Слепой и поводырь» (воспитатель предлагает одному ребёнку выполнить роль слепого человека, завязав ему глаза, а другим детям оказать ему помощь и провести по узкой дорожке с препятствиями).

Когда у слепых или слабовидящих людей нет помощника, им приходится рассчитывать только на себя. Они очень мужественные люди. Им труднее жить и наша помощь им не обходима.

Ребята, с помощью органов чувств, которые мы называли, человек воспринимает предметы окружающего мира. Воспринимать и понимать другого человека помогает сочувствие, то есть способность понимать чувства (боль, радость) другого человека. Слово «чувство» родственно слову «сочувствие».

Сейчас я расскажу вам сказку «Два облачка» (инсценировка сказки с использованием настольного театра).

Сказка «Два облачка»

Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.

– Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, – сказало белое облачко, – а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят и никогда не знают, где их дождь нужен.

– Мне его тоже жаль, – сказало серое облачко и тут же предложило белому: – А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоем как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.

– Вот еще, – недовольно ответило белое облачко. – Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться.

– Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.

– Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, – сказало белое облачко и улетело.

Оставшись одно, серое облачко решило поскорее найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но кругом воды нигде не было, много дней стояла жаркая погода и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Совсем не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воды, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкую и сочную еду они получили благодаря милосердному поступку серого облачка.

Вам понравилась сказка?

А что вам больше понравилось: сострадание белого облачка или милосердный поступок серого облачка? (Ответы детей.)

Что труднее жалеть и сострадать или поступать милосердно?

В нашем милосердии очень нуждаются люди-инвалиды, например люди лишённые зрения (показ презентации о людях лишённые зрения). Каждый из них хотел бы ходить в садик. школу, на работу. Но им труднее жить, их подстерегают больше опасностей, препятствий. Эти люди нуждаются в нашей помощи, сочувствии.

И в заключении я хочу вам предложить посадить в группе «Дерево добра». Посмотрите сейчас оно очень некрасивое, хмурое. Но совершая добрые поступки, не забывайте наклеивать на него вот такие листочки, цветы. И тогда вы увидите, оно расцветёт, вот также расцветёт мир людей, которым вы помогли.

Литература:

М.А. Андрианов. Философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье и школе. Минск: Современное слово, 2006.

Цель: формирование чувства собственного достоинства, полоролевой социализации.

Задачи:

— продолжать знакомить детей с понятиями «благородство» и «достоинство»;

— учить соотносить собственное поведение с благородными и достойными образцами, соответствующими полу ребенка;

— способствовать стремлению к положительно оцениваемым действиям, признанию окружающих;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности;

— развивать речь детей, обогащая словарь новыми словами: достоинство, благородство.

Оборудование: настольно-печатная игра «Хорошо — плохо»; страницы и обложка для книги, иллюстрации к сказкам и рассказам («Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина, «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. Андерсена, «Аленький цветочек» С. Аксакова); альбом детских рисунков «Наши добрые дела»; иллюстрации на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (примерные темы: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.); мяч.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель старшей группы Наталья Юрьевна. Она хочет рассказать своим воспитанникам о достойных поступках. Для этого ей нужна такая книга, в которой было бы много картинок и игр по этой теме, ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть, а не просто слушать! К сожалению, Наталья Юрьевна нигде не смогла найти такую книгу. Тогда она вспомнила о вас, ребята. Наталья Юрьевна видела у нас группе много книг, сделанных вами и с помощью родителей, знает, что вам много рассказывали и читали о достойных поступках, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны сделать книгу для детей старшей группы?

Дети . Да.

Воспитатель. Какое название будет у нашей книги?

Дети высказывают предположения.

Чтобы книга получилась интересной, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о достойных поступках. А книгу мы начнем делать прямо сейчас. Воспитанный, культурный человек умеет сдерживать себя, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо. В этом проявляется его человеческое достоинство. А вот чем оно определяется, вы вспомните, если послушаете рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на травку отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в сумку.

— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля.

— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

Как поступила Оля?

Дети. Она бросила мусор в лесу.

Воспитатель . Что сделала Лида?

Дети . Лида завернула мусор в газету и положила в сумку.

Воспитатель . Как показали себя девочки?

Дети . Оля поступила плохо, потому что нельзя оставлять мусор в лесу, а Лида поступила правильно.

Воспитатель. Почему в лесу нельзя оставлять мусор?

Дети. В лесу не будет красоты, людям будет неприятно гулять.

Воспитатель. Поступок какой девочки можно назвать достойным?

Дети. Поступок Лиды.

Воспитатель . В чем проявилось достоинство Лиды?

Дети. Лида бережно относится к красоте природы.

Воспитатель . Достоинство человека определяется его отношением к окружающему (к рукотворному миру, природе, самому себе). Достойный человек не позволит себе говорить неправду, быть злым, обижать слабых, разрушать то, что создано руками человека, губить живое. Ребята, а почему нужно стремиться делать хорошее?

Дети. Чтобы быть приятными другим, не огорчать родителей, чтобы у всех было хорошее настроение, чтобы радовать собой и своими поступками людей, быть довольным собой, иметь много друзей.

Воспитатель . Все верно! Бывает так, что ты хорошо нарисуешь, поможешь маме, защитишь малыша и будешь доволен собой. Что ты будешь чувствовать при этом?

Дети. Радость.

Воспитатель . Да, тебе радостно и все говорят о тебе хорошо. У тебя появилось самоуважение, ты себя уважаешь, думаешь о себе: «Какой я хороший». А бывает наоборот, что-то не получилось на занятиях, разбил любимую мамину чашку, поссорился с другом и думаешь о себе: «Какой я плохой!» Если ты будешь стремиться делать хорошее, тебя будут уважать окружающие: взрослые, друзья, малыши, у тебя будет самоуважение, т.е. достоинство. Ребята, что означает словосочетание «держаться с достоинством»?

Дети . Стремиться совершать хорошие поступки, всегда делать только хорошее.

Воспитатель . Все верно! Держаться с достоинством — означает стремиться к хорошим поступкам, признанию окружающих, самостоятельности. О достойных людях написано много сказок, рассказов, стихов. Вспомните, пожалуйста, героев этих произведений и назовите их.

Дети. Неизвестный герой из «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака, Гвидон из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина, Герда из «Снежной королевы» Г.-Х. Андерсена, младшая купеческая дочь из сказки «Аленький цветочек» С. Аксакова.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, картинки с изображением этих героев можно поместить в нашу книгу о достойных поступках?

Дети . Да.

Воспитатель. Я тоже думаю, что можно. Ребята, предлагаю продолжить рассказ о Лиде и Оле и придумать ему другое окончание.

Дети предлагают варианты окончания рассказа «Стыдно перед соловушкой».

Ребята, а были ли в вашей жизни такие случаи, когда кто-то поступал неправильно, а рядом поступали правильно? Помогает ли пример друга исправить свой недостойный поступок? (Выслушивает рассказы детей.)

Продолжим наш разговор о достойных поступках. Предлагаю рассмотреть ваши рисунки о хороших поступках из альбома «Наши добрые дела».

Дети находят рисунки с изображением смелого, доброго поступка, проявления дружбы, любви к природе, животным и вывешивают их на стенде. Воспитатель предлагает дополнить выставку детских рисунков иллюстрациями с изображением хороших поступков, которые нужно выбрать из других. Примерные темы иллюстраций: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.

Что люди, изображенные на картинках и ваших рисунках, чувствуют? Хорошо это или плохо? Что случилось? Кто из изображенных персонажей вызывает уважение?

Дети отвечают.

Ребята, какие картинки из тех, что здесь находятся, можно поместить в нашу книгу?

Дети. Картинки, на которых изображены достойные и благородные поступки.

Воспитатель . Девочки и мальчики по-разному проявляют свое человеческое достоинство. Как мальчики могут проявлять его?

Дети . Мальчики защищают слабых, выполняют работу, которая требует физического усилия, проявляют внимание к старшим, девочкам.

Воспитатель. О достойных поступках мальчиков написано много стихов. Послушайте одно из них.

Ребенок читает стихотворение «Защитник» О. Бундура.

О каком достойном поступке мальчика рассказывается в этом стихотворении?

Дети . Этот мальчик всегда защищает малышей.

Воспитатель . Мальчиков ценят и уважают за мужские поступки, в которых проявляются смелость, честность, сила, благородство. Слово «благородство» произошло от двух слов: «благо» и «род». «Благо» обозначает добро, «род» — объединение родственников. Быть благородным — значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, по крупинкам добавлять в его историю добрые дела, которыми может гордиться вся семья. Как вы думаете, можно ли стихотворение «Защитник» поместить на следующую страницу нашей книги?

Дети . Да.

Воспитатель . А в нашей группе есть мальчики, которые ведут себя достойно и благородно?

Дети отвечают.

Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, за какие мужские поступки ценят и уважают мальчиков.

Игра «Мужские качества»

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и называет качество (прилагательное). Если оно присуще мужчине, нужно кинуть мяч обратно и сказать: «Да-да-да». А если качество не мужское, произнести: «Нет-нет-нет». (Слова: «мужественный», «сильный», «кислый», «колючий», «смелый», «ловкий», «благородный», «стеклянный», «квадратный», «заботливый», «веселый», «любящий», «одаренный», «способный», «талантливый», «решительный», «находчивый», «вдумчивый» и т.п.).

Воспитатель. Я хочу проверить, были ли вы внимательны. Передавайте мяч друг другу и называйте слова, характеризующие мужчин, мужские качества.

Давайте послушаем рассказ «Хитрое яблоко» Т. Пономаревой и подумаем, хорошо ли поступил мальчик.

«Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнес его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.

На третий день Петя нарисовал большое-пребольшое яблоко: один бок у него был ярко-красный, другой — ярко-желтый, а на маленьком черенке — зеленый листик. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на колени. Петя откусил яблоко, оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел: “Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя буду рисовать”.

Только он это сказал, как яблоко выпало из его рук и вкатилось в его альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

Как вы думаете, что мальчик сделал не так? Какое качество он проявил? Почему эта история называется «Хитрое яблоко»? Как вы думаете, что почувствовал Петя, когда вместо большого красивого яблока у него на рисунке появилось яблоко с надкусанным боком?

Дети отвечают.

В чем проявляется достоинство девочек?

Дети. В доброте, нежности, заботе по отношению к окружающим. В том, что они следят за чистотой, создают уют.

Воспитатель . Если девочка неряшливо одета, не причесана, злится и кричит, дерется, ведет себя грубо, она проявляет достоинство?

Дети. Нет.

Воспитатель . Если девочка может утешить малыша, успокоить расстроенного человека, проявить доброту и нежность ко всему живому, если у нее ласковые руки, доброе сердце — это достойная девочка, из нее вырастет прекрасная женщина. А в нашей группе есть девочки, которые ведут себя достойно?

Дети отвечают.

Игра «Хорошо — плохо»

По предложению воспитателя дети выбирают из данных им картинок те, на которых изображены дети, ведущие себя достойно, и рассказывают о них.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, можно эту игру поместить в нашу книгу?

Дети . Да. Эта игра о достойных поступках мальчиков и девочек.

Воспитатель . Чему она может научить детей старшей группы?

Дети отвечают.

Когда мальчики и девочки станут взрослыми, они смогут создать семью, у них будут дети. А чтобы быть хорошими мамами и папами, нужно многому научиться. Что нужно знать и уметь девочкам, чтобы в будущем стать настоящими женщинами и хорошими мамами?

Дети. Знать колыбельные песни, уметь подметать и мыть пол, стирать, украшать дом.

Воспитатель . Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы малыши спокойно засыпали, уметь стирать, шить, вышивать, чтобы все в семье выглядели аккуратно, уметь составлять букеты, убирать дом, сервировать стол, чтобы было чисто и красиво. Что нужно знать и уметь мальчикам, чтобы в будущем стать настоящими мужчинами и хорошими папами?

Дети. Нужно быть сильными, умными.

Воспитатель . Мальчикам (будущим папам) нужно быть сильными, чтобы оберегать свой дом, семью, выполнять тяжелую работу, быть решительными, умными, чтобы все их слушали. О настоящих, достойных мужчинах и женщинах, мамах и папах написано много книг, песен, стихов. Каждый ребенок мечтает вырасти и сделать так, чтобы у него была хорошая и дружная семья. Что для этого нужно знать и уметь?

Дети. Нужно быть добрыми, смелыми, благородными, достойными.

Воспитатель . Чтобы стать настоящими мужчинами и женщинами, хорошими мамами и папами, достойными людьми, нужно многое знать, многому научиться. Быть добрыми, честными, смелыми, благородными, иметь чувство собственного достоинства, уважать его в других. Предлагаю еще раз рассмотреть страницы нашей книги.

Дети и воспитатель рассматривают оформленные на занятии страницы, беседуют по их содержанию.

Сегодня после дневного сна мы продолжим оформление книги о достойных поступках. Думаю, что она получится интересной, будет нужна, полезна и очень понравится детям старшей группы.