Статус ребенка в семье. Семейно-правовой статус ребенка. В воспитании единственного ребёнка родителям надо учитывать эти его особенности и стараться не культивировать в нем самососредоточенность и эгоцентризм

Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребенка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% - недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе.

Воспитанием ребенка занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев - отец и мать, а примерно в 6% семей ребенок предоставлен сам себе.

В семьях детей с легкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, т.е. сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия. Родители умственно отсталых детей в среднем имеют тот же образовательный и социально-экономический статус, в то время как среднее число детей на такую семью несколько больше, чем у родителей детей, развивающихся нормально. Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистему, но и детскую, так как не развиваются взаимоотношения с сибсами - братьями и сестрами. Ребенок чувствует свое одиночество, отверженность в семье. Отцы практически устраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, так как не имеют работы. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев рождения умственно отсталых детей. Таким образом, необходим дифференцированный подход к оказанию помощи этим семьям, включая медико-генетическое консультирование и планирование семьи.

Среди детей с нарушениями умственного развития 27% представлено такими категориями, как дети-сироты, социальные дети-сироты, опекаемые дети, 43% из них проживают в неполных семьях, более 7% находятся под опекой, 62% проживают в неблагополучных семьях, 28% - в семьях социального риска. Большинство родителей детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное (14%), среднее (26,3%) и среднее специальное (56,6%) образование. Высшее образование имели только 0,9% родителей. В исследовании Д.В. Зайцева было показано, что большинство родителей умственно отсталых детей принадлежали к двум профессиональным группам: рабочим (24,7%) и работникам сельского хозяйства (31,6%). Семей, воспитывающих одного ребенка, оказалось в два раза больше среди учащихся общеобразовательных учреждений по сравнению со специальными. В то же время почти 1/4 семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка - многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приемными отцами живут 73,5% таких детей. Такое положение ребенка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.



В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг к другу и собственным детям.

В1999 г. ежемесячный совокупный доход в семьях умственно отсталых детей составлял 500-1000 рублей (61,4%) и менее 500 (29,2%). Таким образом, подавляющее большинство семей, воспитывающих умственно отсталых детей, живут за чертой бедности.

Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль "фобия потери ребенка" либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.

Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности, а также с "фобией утраты ребенка". Гипертрофированный страх за ребенка передается от матери самому ребенку, формируя у него "избегающее" поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идет даже об элементах самостоятельности у ребенка.



Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.

Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери - необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.

Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития.

Наиболее эффективными формами работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая психотерапия с матерями, работа с несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия.


Какое положение ребенка в семье являетется самым благополучным?

Однозначного ответа нет. Положение первого, второго и последующи х детей

имеет и свои преимущества, и свои сложности. Кроме того, каждый ребенок

активен и сам формирует свое отношение к происходящему, выбирает свой путь.

Главное, чтобы дети выбрали такие средства самоутверждения, и такие способы

получения родительского внимания любви, которые были бы им полезны с точки

зрения развития их личности, приспособления к более широкой социальной

среде, такие способы, которые повышали бы их веру в свои силы. Родители

могут им в этом помочь, во-первых, понимая сложности, которые возникают

перед детьми и тактично направляя их на более правильный путь, во-вторых,

более терпимо относясь к индивидуальным проявлениям их личности, к их

проблемам и ошибкам, в-третьих, поднимая их уверенность в себе, побуждая к

поиску.
РЕБЕНОК ОСМЫСЛЯЕТ ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К СЕБЕ.
Удивительно часто мы, взрослые, уходим от ответственности и понимания

психического состояния детей. Притом делаем это умело, пуская себе и другим

в глаза дым мифа о счастливом детстве. Что под ним имеется в виду? Наша

забота о детях? Далеко не всегда. При виде заплаканных глаз

полуторагодовалого ребенка в яслях миф приобретает другое значение - дети

счастливы, так как целыми днями могут играть, забавляться. А что слезы - это

ничего, ребенок через минуту будет смеяться... В другом случае счастье

детства в том, что малыши отгорожены от забот, от неприятных сторон жизни; в

том, что дети оптимисты; в том, что их любят родители, и т.д. и т.п. Тот

факт, что мы так привыкли к этому мифу и не замечаем несправедливости

большинства аргументов, показывает, что он просто нам удобен. При его помощи

мы избавляемся от нужды глубже разобраться в переживаниях ребенка, в его

горечах и заботах. Ведь если детство прекрасно, стоит ли в нем выкапывать

какие-то проблемы... У меня, например, проблемы о-го-го. А у ребенка?! Какие

заботы могут быть у него? Удобная позиция, не правда ли?

Миф благополучия детей, по-моему, просто вреден, как любая неправда.

Несмотря не это. он постоянно атакует родителей со страниц детских книжек с

изображением однообразно улыбающихся детей, создается впечатление, что

художники все время общались с психическими больными в состоянии эйфории, а

не с реальными людьми. Никогда в жизни человек не проливает столько слез,

как в детстве, и они не менее характерны для жизни детей, чем широкая улыбка

или смех. Дети интенсивно переживают всю гамму человеческих эмоций. Понять

своих детей можно, только с уважением и объективно относясь к их

переживаниям.

Давайте вместе рассмотрим, какой чувственный опыт ребенок получает в

семье. Это далеко не простая задача.

Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в

семье, что их любят, значимы ли они для родителей или нет, как они сами

относятся к родителям. Осмысление себя в семье хотя и не полностью

осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее и, более

того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с

людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок предвосхищает,

как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует. что чувствуют другие

люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны, часто человек несет их с

собой на протяжении всей жизни. Те, кто имеет опыт общения и с так

называемыми трудными подростками, знают, как нелегко поколебать их веру в

то, что никому до них нет дела, что взрослые желают им лишь плохого. Да и

взрослые люди, кажется, имеющие все - и уважение на роботе, и любящего

супруга, детей, - часто грустят: Никто меня не любит! Никому я не нужен! Все

это не только реакция на происходящее, но и отголоски детских установок на

На основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными

интеллектуальными стедствами ребенок может прийти к разным внутренним

позициям. Они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение

родителей к себе и как он сам относится к себе. Можно выделить по крайней

мере четыре обобщенные установки по отношению к родителям и к себе:

1. Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.

2. Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.

3. Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам

4. Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое.
Я НУЖЕТ И ЛЮБИМ, И Я ЛЮБЛЮ ВАС ТОЖЕ.
Эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к

окружающим его людям. Возникновению такой позиции способствует обобщенный

положительный опыт отношений с людьми, особенно с отцом и матерью. Она может

формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует собственную

близость с родителям, в которой дети и родители часто включены в общую

деятельность и вместе с родителями испытывают радость. Внешне родительским

отношениям, с ребенком, как правило, характерны такие три особенности: а)

внешний положительный эмоциональный фон взаимодействия; б) призвание

автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор: в)

признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях

и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.

При таких, относительно постоянных, условиях жизни в семье ребенок

постепенно постигает, находит жизненные истины, способствующие полноценному

развитию его личности. Эти сознательные и несознательные обобщения можно

записать понятным для взрослых языком так:

1. Я испытываю удовольствие, когда нахожусь рядом с близкими мне

2. Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не

требуют постоянно действовать так, а не иначе.

3. Окружающие доверяют мне, и я ощущаю свою силу, зная, что сам смогу

преодолеть препятствие, различить добро и зло.

4. Я, как и все люди, могу ошибаться, но это не означает моей плохости,

глупости. Я могу учиться на ошибках и действовать все увереннее.

5. Когда я слаб, я могу попросить помощи и это не унижает меня.

6. Другие люди, в том числе и мои родители, часто иначе, чем я,

относятся к окружающему миру, и они имеют не это право. Я уважаю их выбор,

хотя не всегда его понимаю. Я доверяю им.

7. Когда родители меня наказывают, это не означает, что они перестают

меня любить. Это значит, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб

друг другу. Мы сможем поправить это, если захотим.

8. Мои родители, и другие люди тоже, часто хотят того, чего я не хочу.

Если я с ними, я должен не только смотреть на то, что нравится мне, но и

учитывать то, чего хотят они. Иначе вместе нам будет тягостно и неприятно.

Такие базисные установки являются большим достижением всего дошкольного

детства. Их можно вычленить из высказываний детей в возрасте шести-семи лет.

Чрезвычайно важно то, что эти рано формирующиеся установки сохраняют свое

относительное постоянство на протяжении всей жизни человека, становятся

красной нитью сценариев, на основе которых человек строит свои отношения с

другими людьми. Как упоминали выше, эти позиции в фазе становления являются

подсознательными обобщениями и такими остаются позже, лишь изредка становясь

объектом сознательного анализа.

Тем не менее они постоянно дают о себе знать в отношениях с людьми, в

их рациональной и эмоциональной оценке, способе решения конфликтных

ситуаций, то есть во всем разнообразии проявлений человека. Сформированы они

у ребенка или нет, можно узнать, более пристально взглянув на объяснение

ребенком своего поведения, на основу выбора им одного или другого способа

действия, его эмоций. Приведем пример.

Шестилетний мальчик, взбудораженный полчаса продлившимся спором отца с

матерью о том, как провести свободный день, неожиданно вступает в разговор:

Как это вы все не можете договориться? Делайте как мы с Паулюсом (это друг

по двору). Когда он хочет делать одно, а я -другое, мы сперва делаем, что

хочет он или я, а потом - наоборот. Вот и все....

Предлагаемый ребенком демократический способ решения конфликта через

компромисс говорит о существующем уважении себя и другого вне зависимости от

высказываемых мнений, признании равноправия людей, о доверии к себе и

другому, о возможности уступить, не испытывая унижения, о готовности

испытать то, что предлагает другой.

Другой пример.

Пятилетняя девочка плачет потому, что у нее не получается правильно

написать буквы: Мне никогда не удастся красиво написать. Я не пойду в

школу.... Семилетний брат утешает ее: Я тоже не умею играть на пианино, но я

учусь. И писать раньше не умел. И мама раньше ничего не умела, И папа. Когда

не умеешь что-то делать, это не значит, что не научишься.

В этом примере мы наблюдаем не только возросшие интеллектуальные

возможности семилетнего ребенка - он способен правильно систематизировать,

обобщить свой опыт и наблюдения, возвратиться как к аргументу к своему

прошлому, но и другое. Он может реально относиться к человеку, чего-то не

умеющему, находящемуся на более низкой стадии развития, как к равноценному

человеку. Он не сопоставляет неумение, неуспех другого человека (значит,

собственный тоже) с малостью, незначительностью, а видит другого и себя как

растущего, развивающегося и, следовательно, в каждый момент постоянно

чего-то не умеющего делать.

По этой причине дети с такой позицией имеют смелость пробовать,

рисковать, склонны целеустремленно чему-либо учиться. Все эти особенности

Мальчик или девочка испытывают недоумение, интенсивные отрицательные

эмоции, которые вынуждают действовать агрессивно и вторично еще больше

разрушают межличностные связи: Как эти все ничтожества не понимают, с кем

они имеют дело?!

Подобные проблемы могут глубоко повлиять на жизненный путь человека и в

конечном счете привести к трагическому концу одинокого, озлобленного на всех

человека. Коррекция возвышающей себя позиции ребенка необходима. Однако при

этом надо иметь в виду, что коррекции требует не высокая самооценка ребенка,

как иногда считается, а несоответствующее реальности понимание других людей

как менее ценных, как существующих ради него. В какой-то момент ребенок

должен остаться один на один с противоречиями, порожденными неправильным

пониманием мира межличностных отношений, и он сам сможет заново осмыслить

свое отношение. И чем раньше это произойдет, тем больше шансов на успех.

Какие же обобщения управляют поведением и оценочным отношением к миру у

подобного ребенка? Можно предполагать существование таких внутренних

установок:

Родители существуют ради меня.

Мои желания и стремления - самые важные. Я должен их осуществить во что

бы то ни стало.

Окружающие, даже если не говорят этого восхищаются мною.

Люди, которые не видят моего превосходства, просто глупые. Я не хочу

иметь с ними дела.

Если другие люди думают и действуют не так, как я, они ошибаются или

поступают так на зло мне.

Мои родителю любят меня. Но как у меня, такого славного, умного,

красивого оказались такие серые отец и мать?

рисунки семьи двух детей. На одном рисунке девочка изобразила себя в

прекрасном платье, с букетом цветов в руках, а другие члены семьи - лишь

фон, не слишком удачная декорация. На другом рисунке мальчик изобразил себя

детально, живо, украсил свою одежду цветными кармашками, изобразил

выразительные глаза. Родители же - просто одноцветный безжизненный контур. В

обоих рисунках непосредственно проявляется отношение ребенка к себе, как к

кому-то важному, уникальному, а к другим как менее привлекательным, менее

существенным: живут, мол, такие люди рядом, ну и ладно...

Почему в некоторых семьях создается межличностная ситуация, позволяющая

ребенку занять положение сверху? Ведь по сути дела в этом есть что-то

неестественное - дошкольник еще во многих случаях зависит от взрослого.

Возможно ли, что такой ребенок может подчинить себе взрослого? Да. И это не

такое уж редкое явление, так же как и в семьях, в которых отсутствует культ

ребенка. Однако дать однозначный ответ на вопрос, почему так происходит,

вряд ли возможно. Все же такие семьи часто имеют своеобразный облик,

которому характерно измененное отношение самих родителей к окружающему миру,

своеобразный отказ от попытки реализовать себя в нем. Знакомые, сотрудники,

друзья воспринимаются ими отчужденными, недоброжелательными. Работа да и

жизнь вообще ничего хорошего не сулят им, простым людям. Из-за возникшего

чувства неполноценности родители расценивают себя как неудачников. Потеря

веры родителей в жизнь, отсутствие надежды осуществить какие-то свои планы

приводят к замыканию в себе, в кругу близких.

Для родителей в подобной жизненной ситуации ребенок становится и

средством поддержания контактов с миром, и средством, с помощью которого

можно реализовать свои надежды, мечты. В поведении и высказываниях отца или

матери можно услышать: Жизнь жестока, и она нам часто подставляла ногу.

Ничего. Наш ребенок покажет, каким мог (могла) бы я быть, если мне никто бы

не мешал. Иначе говоря, ребенок родителями как бы вплетается в сценарий

сведения счетов с миром и отведена ему роль либо демонстратора того, как мир

ошибся, не заметив таких незаурядных людей (то есть родителей), либо

мстителя, который действует по принципу бери все. что тебе хочется, делай

все. что хочешь. - весь мир для тебя.

При таких установках. хотят родители этого или нет. они ставящееся во

второстепенную позицию по отношению к ребенку - ребенок подсознательно

рассматривается как более сильный, так как ему предназначено сделать то,

чего не смогли сделать самим родители. Именно самоунижение родителей

формирует из ребенка маленького королька, хотя еще и не вступившего на трон.

Ребенок очень рано начинает чувствовать неуверенность родителей и в то же

время их восхищенне им. Ребенок постепенно все больше пользуется своим

привилегированным положением и часто ставят свох родителей в тупик. Наряду с

открытым или скрытым восхищением силой, мудростью, нахальностью наследника

они начинают чувствовать и неудовлетворение из-за пренебрежительного

отношения ребенка к ним самим, игнорирования их интересов, иногда просто

детской диктатуры, разыгравшейся дома. Тогда родители пытаются изменить

отношения, но. как правило, это нерешительно и непоследовательно, что

существо отношений не меняет. Это понятно: стержнем поведения ребенка служит

сформированное я многократно подтвержденное его представление о других людях

самовозвышения.

Выделяется и другой тип семенных обстоятельств, способствующих

восприятию ребенком себя как центра мира. В одних случаях это семьи, в

которых из-за разных причин долгое время не мог родиться ребенок хотя

родители желали этого. Если родившийся первый ребенок наверняка и последний,

родители испытывают большую долю неуверенности в отношениях с ним. В одних

случаях это выражается в том. что родители склонны отгородить ребенка от

всех реальных и иллюзорных опасностей и пытаются выращивать его в условиях

теплицы с постоянным контролем. В других случаях родители не уверены в том.

чьи желания и устремления важней - их или долгожданного ребенка и своим

попустительством помогают ребенку захватить власть в семье.

Положение ребенка в качестве маленького королька может возникнуть также

в неполных семьях, в которых мать намерена посвятить себя воспитанию

единственного ребенка, и при других обстоятельствах. Мы не ставим себе цели

все их обрисовать, но при помощи описанной структуры сложившихся семейных

отношений хотим еще раз показать, что принятие ребенком определенной

внутренней позиции теснейшим образом связано с тонкими особенностями

межличностных отношений в семье. Притом эти нюансы, на основе которых

ребенок принимает такую позицию, часто остаются не осознанными самими

родителями.
Я НЕЛЮБИМ, НО Я ОТ ВСЕЙ ДУШИ ЖЕЛАЮ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ВАМ
Позиция я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам часто

встречается среди так называемых проблемных детей. Почти каждый несчастливый

ребенок ощущает, что родители недостаточно его любят. Мы уже говорили, что

восприятие любви и внимания родителей - важнейшее условие полноценного

развития личности, оно дает ощущение собственной значимости в семье. Надо

помнить, что дети более склонны воспринимать себя нужными и любимыми в семье

и этим очень смягчают влияние эпизодов, когда родители сердятся на них. Это

хорошо, что дети склонны видеть то, что хотят! Все же большое количество

детей остро испытывают нехватку родительского тепла.

Семьи, в которых ребенок может ощущать свою нелюбимость, внешне очень

разнообразные. В одних семьях детям уделяется очень много внимания, а в

других дети явно педагогически запущены. Это говорит о том, что самочувствие

ребенка в среде близких ему людей зависит не от видимых особенностей жизни

семьи, а более глубоких, психологических ее особенностей. Выделить их -

очень сложная задача, требующая учета самых разнообразных факторов. Здесь мы

попытаемся взглянуть пристальнее на некоторые, по нашему мнению,

недооцениваемые обстоятельства.

Отсутствие ребенка в жизненных планах родителя (ей). Не всегда дети

появляются на свет тогда когда ждут и не все дети рождаются когда они вообще

нужны. Сам факт, что ребенок чаще всего зачинается случайно,

непреднамеренно, существенно влияет на будущее отношение матери к малышу.

Забеременев, молодая женщина может чувствовать, что ее обманула судьба (черт

бы побрал эту мою женскую природу, что она попала в ловушку и т. п.

Если женщина имела далеко идущие жизненные планы или установку на

свободную жизнь, беременность воспринимается как существенное препятствие,

как камень преткновения и тем самым вызывает сложный внутренний конфликт,

сопровождаемый негативными эмоциями и требующий либо принятия новой

жизненной позиции, либо отстаивания старой структуры отношений с миром.

Женщина оказывается перед выбором: отказаться от прежних планов на

жизнь, прервать беременность либо найти компромисс - отложить на время то, к

чему раньше стремилась. Это достаточно сложный и долговременный период

принятия решения, от которого во многом зависит эмоциональное состояние

женщины и ее будущее отношение к ребенку.

Было бы наивно утверждать при этом, что сознательное решение женщины

оставить ребенка разрешает все проблемы. Не всегда решение иметь ребенка

означает, что она изменила отношение к прежним планам, нашла в них место

ребенку. Дело в том, что мать может испытывать большое внешнее давление со

стороны родителей, мужа и других людей или же переживать сильные внутренние

моральные возражения - прерывание беременности, в оценках нашего обыденного

сознания, связывается с чем-то непристойным, грязным и т.п. В итоге женщина

решается иметь ребенка, хотя внутренне желает обратного. Нерешенный

внутренний конфликт после рождения ребенка решается внешними средствами, то

есть через отношения с малышом. В глубине души мать не радуется его

рождению, а сожалеет о случившемся, подсознательно продолжает воспринимать

младенца как препятствие. Это признак, что внутренний конфликт не решен. В

таком случае матери следовало бы пересмотреть и переосмыслить отношение к

себе, ребенку, жизни.

Часто матери говорят о том. что нежелание иметь ребенка заменилось

привязанностью после она в первый раз увидела малыша. Это понятно: где-то в

недрах женской природы запрограммирована ее материнская любовь, которая

иногда неожиданно для самой женщины пробуждается и долгие годы руководит

отношениями матери с ребенком. Однако не всегда идущее от природы

материнское чувство выигрывает поединок с ностальгией по неудовлетворенным

жизненным устремлениям и девическими грезами. В таких случаях общение матери

с ребенком по ей самой непонятным причинам обозначено знаком

неудовлетворенности, раздражения, напряжения. Эти отрицательные

эмоциональные переживания периодически всплывают на поверхность в самых

близости с целью постоянно контролировать ребенка, вмешиваться в мир его

личных переживаний или же отвержения ребенка, отгорожения от него.

Недовольство ребенком таки, каков он есть. Нередко родители, строя свои

жизненные платны представляют себе достаточно конкретный образ, каким должен

быть ребенок: мальчик или девочка, послушный или предприимчивый, спокойный

или активный и т.д. В общем, целенаправленное отношение к будущему ребенку

не плохой факт, так как создает возможность последовательно воспитывать

подрастающее поколение. Однако недовольство ребенком таким, каков он есть,

вызывает у него ощущение, что он не ценен, нелюбим.

Особенно пагубны последствия, если родители направляют всю свою

активность на искоренение неискоренимого. Скажем, нежданная в семье девочка

может постоянно слышать упреки за свою женственность, что она недостаточно

смелая и храбрая, что, вместо того, чтобы играть с конструктором, постоянно

возится с куклами.

Иногда родителей раздражают какие-то природные особенности детей.

Чрезмерно подвижный ребенок, если родители считают это дурным качеством,

постоянно чувствует раздражение родителей из-за того, что он таков... Или же

медлительный ребенок, флегматик часто подталкивается родителями: быстрее,

быстрее. В обоих случаях родители имеют много общего. Во-первых, они

нетерпимы и нетерпеливы. Во-вторых, они относятся к ребенку как к куску

глины, из которой можно вылепить что угодно. В-третьих, они любят не своего

ребенка, а свой вымышленный образ. Как раз это обстоятельство со временем

начинает восприниматься детьми: Я недостоин любви родителей. Я никуда не

гожусь. В подобное безвыходное положение попадают и дети, у которых один из

родителей хочет искоренить унаследованные ребенком черты нелюбимого супруга.

Но об этом несколько позже.

Тут мы обсудили только две, по нашему мнению, существенные причины,

определяющие такие отношения родителей, которые со временем воспринимаются

детьми как отвержение. Их значительно больше, pаcсмотреть их в одной книге

просто невозможно. Основным для нас служит то обстоятельство, что даже не

вполне или вовсе неосознаваемые родителями причины могут постоянно искажать

их отношения с ребенком; что они, сами этого не понимая, могут все время

излучать недовольство ребенком, раздражение: оно звучит в голосе, в жестах,

в сморщенных бровях... Оно неизменно, и именно поэтому дети постепенно

начинают чувствовать свою незначимость в семье, свою нелюбимость.

Прийти к выводу, что ты нелюбим - значит испытать на себе тяжелый груз

горьких разочарований. Они могут быть самыми разнообразными, и накапливаются

они в душе ребенка понемножку, как бы незаметно. Но потом какой-то один

факт, в результате которого ребенок испытывает свою незначимость в семье,

вдруг вызывает сильную, казалось бы, не соответствующую ситуации

эмоциональную реакцию ребенка. Такое может наблюдаться после рождения

второго ребенка, после как родители уехали отдыхать к морю, а ребенок,

несмотря на его протест, был оставлен у бабушки, и рядового несправедливого

наказания. Глубокое уныние, неутешный, ни к кому не обращенный плач

показывает тяжесть переживания ребенка, первое осмысление себя как

ненужного, нелюбимого.

Иногда можно заметить, что после подобного перелома поведение ребенка

меняется - он начинает тратить много сил и времени, чтобы любыми средствами

заставить родителей заниматься им. Но к этому мы еще вернемся.

В жизни семьи переосмысление, ребенком отношения родителей к себе

происходи подспудно и в каждой семье по-своему. Очевидными такие переломные

моменты в жизни ребенка, когда он вдруг ощущает холод со стороны своих

родителей, становится только в кризисных семейных ситуациях. Для понимания

данного явления можно обратиться к закономерностям поведения детей когда они

реально, физически, неожиданно отрываются от своих родителей и отдаются на

попечение незнакомым им лицам. Так бывает, когда детей, до того живших в

семьях, отдают в интернат. Семилетний ребенок, как правило, остро реагирует

на такую перемену. Сразу после разлуки большое число детей возбужденны,

тревожны, некоторые из них активно протестуют, плачут, кричат, отказываются

от пищи, отдыха, агрессивны по отношению к окружающим, засыпают только от

усталости и т.д.

Иначе говоря, в поведении детей вследствие ломки межличностных

отношений проявляются тяжкие переживания покинутости. После этою периода

следует период подавленного эмоционального состояния, дети внешне выглядят

более спокойными, иногда апатичными. Только через некоторое время постепенно

приходят в себя, привыкают к изменившейся ситуации, их эмоции

уравновешиваются.

Даже по внешним проявлениям, поведению видно, что в душе ребенка бурлит

океан чувств. И связаны они не только с тем, что надо приспособиться к новой

обстановке, но главным образом с осмыслением того, что же произошло, с

переоценкой отношения родителей к себе и собственного отношения к ним. В

этот период происходит интенсивная внутренняя работа по обдумыванию

собственного отношения к родителям и их - к себе, после чего первоначальные

отношения часто изменяются.

Ромас Н. долгое время не мог привыкнуть к условиям интерната. Почти

месяц каждый вечер плакал. Воспитательницу, которой он начал постепенно все

больше доверять, уговаривал написать родителям, чтобы те приехали за ним и

забрали его отсюда. Когда родители через месяц приехали за ним, их встреча с

сынам была неожиданной. Родители увидели сына за забором в группе детей в

сопровождении воспитательницы. Они окликнули сына, тот вздрогнул, взглянул

на родителей и остановился на минуту. Потом вдруг съежился, отвернулся и

побежал к воспитательнице вцепился в ее руку. На все уговоры идти к

родителям он только качал головой. Вернувшись в интернат, побежал в свою

комнату, упал на кровать и зарыдал. Только через два часа воспитательнице

удалось уговорить Ромаса спуститься к родителям.

За этой своеобразной сценой детской мести родителям лежат сложные

изменения отношения ребенка к своим родителям после жизненного факта,

который Ромасом был интерпретирован как отвержение, как предательство. И в

других случаях, если наблюдается резкое изменение поведения ребенка по

отношению к людям, к которым он раньше был привязан, быть уверенным, что в

душе ребенка произошла сложная внутренняя перестройка, в процессе которой

ребенок заново осмыслил свое положение в семье отношение родителей к себе и

собственное отношение к ним. О том, как именно это происходит и какие

сложности ребенок при этом преодолевает, приходится лишь догадываться.

Однако на определенные этапы этого процесса проливают свет данные

психологических исследований.

Первое, с чем должен справиться ребенок в подобной ситуации разлуки,

это назойливые мысли, что он обманут, что он никому не нужен, нелюбим, что

он оставлен всеми - совсем один в этом мире. Такие мысли провоцируют реакции

протеста и последующее подавленное настроение. В этот период ребенок

высказывает либо недоумение, либо сильное недоверие к взрослым: Все они

такие. Они могут обмануть и оставить тебя в любой момент. Дети замыкаются в

себе, не делятся своими переживаниями со взрослыми как бы переваривают обиду

в себе. При подобном недоверчивом отношении ребенка к миру наблюдается

интересное явление.

Если в это время ребенка попросить сделать рисунок семьи, то он всякими

способами будет отказываться, неосознанно пытаясь избежать травмирующего

переживания. Ребенок задает самые разнообразные защитные вопросы, например:

А зачем?, Что такое семья? - или просто отговаривается, не умею людей

рисовать, никогда не рисовал семью н т. п. Даже тогда, когда ребенок

приступает к выполнению задания, он долго сидит молча, смотрит по сторонам

и, в отличие от ребенка с хорошими эмоциональными отношениями в семье,

начинает с изображения неодушевленных предметов.

Для детей в такой ситуации достаточно детальное изображение дома,

солнца и туч и отсутсвия изображения членов семьи. Посмотрите на рисунок 14,

выполненный семилетним мальчиком по заданию нарисуй свою семью. Детально,

разноцветно изображен дом (символ семьи, на которую ребенок смотрин с

ностальгическим но скрытым желанием), нарисовано солнце (символ материнской

заботы и любви, необходимость которой чувствует ребенок). Так ребенок

косвенно, символически показывает, как значима для него семья и те

отношения, которые там существовали. Тут же можно уловить и отношение к

собственным чувствам относительно семьи - не рисуя членов семьи, ребенок как

бы отказывается, отмежевывается от них. Такое отношение понятно - ведь не

будь привязанности, любви, не было бы и мук расставания! На первый взгляд

кажется парадоксальным, что в рисунках детей, оторванных от семьи,

отсутствуют ее члены. Их нет не потому, что ребенок о них не помнит или они

для него незначимы. Члены семьи, точнее воспоминание о них, связаны с

негативными эмоциональными переживаниями - чувством покинутости,

нелюбимости, и ребенок избегает этой темы. Наряду с этим дети утрачивают

доверие к ранее самым близким им людям, да и другим взрослым тоже. Они не

чувствуют себя в безопасности, им неуютно в окружающем мире.

На таком чувственном фоне ребенок решает другую задачу - пытается

понять, что же произошло, почему он вдруг остался один. В зависимости от

предшествующего опыта и особенностей личности дети по-разному решают эту

проблему. При анализе детских представлений о семье выделяются два способа,

пути внутренней переработки, осмысления не удовлетворяющей ребенка ситуации.

Первый путь. Если ребенок склонен к переживанию чувства вины, то он как бы

соглашается с фактом отвержения, изгнания. В факте отделения от семьи он

видит наказание за свою плохость, за отдельные проступки или даже за плохие,

недостойные мысли. Особенно ярко это выступает у детей, которых когда-то

пугали родители, что за непослушание отдадут в интернат, откажутся от них.

отдадут в больницу и т. п.

Страстно желая разобраться, что же произошло, не будучи способными

полностью понимать взаимоотношения между людьми, они часто хватаются за

такое объяснение. Так, одна девочка, лежавшая в палате после операции

аппендицита, серьезно объясняла, как она не слушала мать, ела много конфет

и, как мать ее и предупреждала, ей пришлось лечь в больницу. Но теперь она

хорошая, будет слушаться маму, ее скоро выпустят...

Представьте себе на минутку внутреннее состояние ребенка, который

предполагает. что его отдали в интернат или больницу за его поступки. Это

очень тяжелое чувство, ведущее к потере самоуважения, к признанию своей

грешности и побуждающее ребенка к иррациональному стремлеияю исправиться,

только неизвестно в чем, или избавить других от своего недостойного

присутствия. На рисунке по заданию нарисуй свою семью эти дети пропускают,

забывают нарисовать себя. Эгле. вскоре после того как попала в интернат,

нарисовала на рисунке семьи сестру, маму, отца и отказалась изобразить себя

Второй путь.переработки травматической ситуации - признание плохости

семьи, родителей. Ребенок приходит к выводу, что именно родители виноваты в

том, что он оторван от семьи, оставлен один. Ребенок как бы выискивает новое

доказательство вины родителей, иначе осмысляет давние происшествия,

вспоминает, например, как когда-то родители оставили его на долгое время в

деревне у бабушки - как дополнительный аргумент, что его родители просто

недостойны быть таковыми. Подобная внутренняя позиция ребенка приводит к

дискредитации семьи, положительного в прошлом опыта.

Ребенок начинает злиться на себя за то, что он по-прежнему привязан к

матери и отцу, за то, что мечтает о возрождении былых отношений. Если

представить его внутреннее эмоциональное состояние - это смесь злости, обиды

и любви к родителям. В поведении с родителями такие дети часто ведут себя

агрессивно, пренебрежительно, кажется, специально их раздражают. Лейтмотив

этого: Вы со мной так, и я с вами так. То есть ребенок таким образом

психологически защищается - избавляется от кипящих в его душе интенсивных

эмоциональных переживаний посредством уменьшения значимости семьи: если

семья для меня незначима, родители плохие и я их не люблю, то зачем же я

  • Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
  • 28. Правовой режим имущества супругов.
  • Глава 7. Законный режим имущества супругов
  • 29. Имущество, принадлежащее каждому из супругов.
  • 30. Совместное имущество супругов.
  • 31. Раздел совместного имущества супругов.
  • 32. Обращение взыскания на имущество супругов.
  • 33. Брачный договор. Порядок заключения, содержание договора.
  • 34. Изменение, прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным.
  • 35. Прекращение брака.
  • 37. Расторжение брака по заявлению одного из супругов.
  • 38. Расторжение брака по совместному заявлению супругов.
  • 39. Основные особенности судебной процедуры развода.
  • 40. Основания и порядок признания брака недействительным.
  • 2. Признание брака недействительным производится судом.
  • 41. Последствия признания брака недействительным.
  • 44. Общая характеристика родительского правоотношения.
  • 45. Удостоверение факта происхождения ребёнка по матери.
  • 46. Установление отцовства по заявлению отца.
  • 47. Установление отцовства по совместному заявлению отца и матери ребёнка.
  • 48. Регистрация детей, родившихся от родителей, состоящих в браке.
  • 50. Основные особенности установления отцовства в суде.
  • 51. Установление факта признания отцовства.
  • 52. Установление факта отцовства.
  • 53. Экспертиза по делам об установлении отцовства.
  • 54. Фамилия, имя, отчество ребёнка.
  • 55. Оспаривание отцовства и материнства.
  • 56. Правовое положение ребёнка в семейном праве.
  • Глава 11. Права несовершеннолетних детей
  • 57. Основные гарантии прав ребёнка в России.
  • 58. Права и обязанности родителей.
  • Глава 12. Права и обязанности родителей.
  • 59. Осуществление родительских прав.
  • 60. Правовое положение несовершеннолетних родителей.
  • 61. Особенности осуществления прав родителя, проживающего отдельно от ребёнка.
  • 62. Ограничение родительских прав.
  • 63. Немедленное отобрание ребёнка.
  • 64. Лишение родительских прав.
  • 65. Восстановление в родительских правах.
  • 66. Споры, связанные с воспитанием детей.
  • 67. Имущественные права детей.
  • 69. Соглашения об алиментировании.
  • 70. Взыскание алиментов в твёрдой денежной сумме.
  • 72. Алиментирование детей, лишившихся родительского попечения.
  • 73. Виды доходов, с которых удерживаются алиментные платежи.
  • Часть 2 Постановления предусматривает взыскание алиментов с дохода, полученного помимо заработной платы и иных начислений, осуществляющихся работодателем. Сюда входят следующие выплаты:
  • 75. Взыскание алиментов по судебному приказу.
  • 74. Взыскание алиментов по судебному решению.
  • 76. Задолженность по алиментам и порядок её погашения.
  • 77. Дополнительные расходы на детей и родителей.
  • 78. Порядок исполнения судебных постановлений об удержании алиментов. Обращение взыскания на имущество плательщика.
  • 79. Семейно-правовые отношения между бабушкой (дедом) и внуком (внучкой).
  • 80. Семейно-правовые отношения между лицами, связанными свойством.
  • 81. Семейно-правовые отношения между братьями и сёстрами.
  • 82. Семейно-правовые отношения между фактическими воспитателями и их воспитанниками.
  • 83. Учёт детей, лишившихся родительского попечения.
  • Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
  • 84. Понятие и значение усыновления (удочерения). Субъектный состав правоотношений усыновления.
  • 85. Условия усыновления.
  • 86. Содержание правовых связей при усыновлении.
  • 87. Тайна усыновления и гарантии её соблюдения.
  • 88. Порядок усыновления.
  • 89. Отмена усыновления.
  • 90. Органы опеки и попечительства и их роль в охране интересов детей.
  • 91. Установление опеки и попечительства.
  • 92. Содержание правоотношений по опеке и попечительству.
  • 93. Прекращение опеки и попечительства.
  • 94. Приёмная семья и правовые основы её функционирования.
  • 95. Правовые связи в приёмной семье.
  • 97. Акты гражданского состояния и общие правила их оформления.
  • 98. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния.
  • Глава 9. Внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.
  • 99. Восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния.
  • Глава 10. Восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния.
  • 100. Актовые книги органов загс.
  • Глава 11. Порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг).
  • 56. Правовое положение ребёнка в семейном праве.

    Глава 11. Права несовершеннолетних детей

    Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

    1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

    2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

    Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

    При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

    Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

    1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

    В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

    2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

    Статья 56. Право ребенка на защиту

    1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

    Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

    Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

    2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

    При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

    3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

    Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

    Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

    Статья 60. Имущественные права ребенка

    1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

    2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

    Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

    3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

    Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию .

    Личные неимущественные права несовершеннолетних детей. К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:

    право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК);

    право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК);

    право на защиту (ст. 56 СК);

    право выражать свое мнение (ст. 57 СК);

    право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК).

    Регистрация места жительства или места пребывания несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, производится на основании их паспорта. Несовершеннолетний гражданин РФ имеет право покидать место жительства и выезжать из Российской Федерации, но, как правило, совместно хотя бы с одним из родителей. Если

    же несовершеннолетний выезжает из Российской Федерации без сопровождения родителей, то он должен иметь при себе нотариально оформленное согласие родителей на выезд из Российской Федерации. В случае, если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд несовершеннолетнего ребенка из Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.

    Право ребенка знать своих родителей и право на их заботу неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим наиболее благоприятные условия для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т. п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т. д. (т. е. в обеспечении разнообразных интересов детей).

    Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) с учетом особенностей его осуществления и важности для ребенка отдельно выделено в п. 2 ст. 55 СК. Содержание п. 2 ст. 55 СК согласуется и с нормами международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при подготовке и осуществлении своей защиты. Так, осужденным несовершеннолетним, содержащимся в воспитательных колониях общего или усиленного режима, могут предоставляться краткосрочные (продолжительностью 4 часа) и длительные (продолжительностью до 3 суток на территории воспитательной колонии и до 5 суток с проживанием вне воспитательной колонии) свидания с родителями.

    В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:

    а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство;

    б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

    в) экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

    г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

    д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

    е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

    ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

    Фактически он оказывается и самым старшим, и самым младшим ребёнком в семье. Но его положение – это сумма их свойств, оно очень своеобразно. Для отца и матери он выступает единственным объектом их родительских чувств, всецело принимая на себя как симпатию, так и (что тоже не исключено) неприязнь.

    В единственном ребёнке родители желают видеть своё продолжение, воплощение своих устремлений.

    Они всячески поощряют его познавательное развитие, радуются его успехам, и это стимулирует все новые достижения. Желая оправдать надежды родителей, единственный ребёнок стремится к совершенству во всех своих начинаниях. Но это чревато и серьёзной психологической проблемой, поскольку далеко не для всех совершенство достижимо, а неизбежные ситуации воспринимаются очень болезненно.

    Проблема состоит и в том, что, привыкнув к своему исключительному, "монопольному" положению, единственный ребёнок с трудом изживает естественный детский эгоцентризм и зачастую до зрелых лет остается инфантильно сосредоточенным на собственной персоне. Поскольку он не привык к близкому общению с другими детьми, он порой не знает, как вести себя в межличностных отношениях. Ему бывает трудно понять нормальные изменения в настроении другого человека, так как единственной точкой отсчёта он привык считать самого себя. Неудивительно, что единственные дети нередко бывают избалованными, капризными, чрезмерно требовательными.

    В воспитании единственного ребёнка родителям надо учитывать эти его особенности и стараться не культивировать в нем самососредоточенность и эгоцентризм.

    Важно ставить перед растущим человеком достаточно высокие, но не завышенные требования, помогать ему, справляться с неудачами. Общение с близкими взрослыми – отцом и матерью, бабушками и дедушками – для нормального развития личности совершенно необходимо, но недостаточно.

    Надо, чтобы ребёнок с малых лет приобретал опыт общения со сверстниками, иначе впоследствии ему трудно будет уживаться с людьми.

    Старший ребенок некоторое время занимает в семье положение единственного.

    Впоследствии, когда для него уже стала привычной такая привилегированная позиция, появивщийся новорожденный вдруг отвлекает от него внимание родителей. Причем родительское внимание даже не делится надвое, а по большей части адресуется младшему. Если к этому моменту первенцу ещё не исполнилось пяти лет, появление в семье второго ребёнка становится для него травмирующим переживанием. После пяти – шести летнего возраста старший уже не так зависим от родительского участия, многие его интересы выходят за рамки отношений с родителями. Поэтому его права ущемляются меньше.

    Когда второй ребёнок другого пола, негативная реакция первого не столь драматична, поскольку отсутствует сравнение и соперничество.

    Если старший ребенок того же пола, что и младший, то он изо всех сил старается быть хорошим в глазах родителей, чтобы они продолжали любить его, как прежде или по крайней мере сильнее, чем новорожденного.

    Родители неосознанно поощряют эти старания, давая старшему понять, что он (она) больше и умнее новорожденного, хотя своё внимание уделяют преимущественно малышу. Таким образом у старшего поощряют рассудительные и логические высказывания, продуктивные и целесообразные действия, а это не может не сказаться на всем его умственном развитии.

    Отец и мать также надеются, что старший ребёнок будет подавать хороший пример младшему и примет участие в уходе за ним.

    В результате старший обычно приобретает многие родительские качества: он умеет быть наставником, способен принимать на себя ответственность и выполнять роль лидера.

    Старший ребенок обычно менее склонен к играм и больше – к серьёзным занятиям, к которым он относится добросовестно. Из-за привычки рассчитывать только на свои силы и идти своим путём, а так же из-за чрезмерной серьёзности старшие дети порой испытывают трудности в приобретении друзей. Они обостренно чувствительны ко всякой критике, которую часто расценивают как унижение. Но и сами бывают чересчур критичны и нетерпимы к чужим ошибкам.

    Родителям необходимо помнить: появление в семье второго ребёнка для первенца событие не столько радостное, сколь драматичное.

    Ведь его собственная роль резко меняется, а требования к нему возрастают. Поэтому надо позаботится, чтобы такая перемена не стала слишком уж резкой, а требования – чрезмерными. Хорошо, когда старший помогает в воспитании младшего, но нельзя забывать, что и сам он ещё мал и нуждается в родительской заботе.

    Младший ребёнок, как и единственный

    оказывается избавлен от психической травмы в связи с появлением новорожденного. Для всей семьи он – малыш. Причем с этим ощущением он может жить очень долго, сохраняя некоторый инфантилизм даже в зрелые годы. Он привыкает ожидать от жизни только хорошего и поэтому оказывается великим оптимистом. Ему уделяется особое внимание и прощается больше, чем другим.

    Родители, неосознанно сопоставляя возможности старшего и младшего, ожидают от младшего ребенка гораздо меньше

    и поэтому оказывают на него меньшее давление. Это не самым лучшим образом сказывается на его познавательном и личностном развитии. Нередко он лишен самодисциплины и сталкивается с трудностями в принятии решений. Даже во взрослой жизни младший ребёнок продолжает ожидать, что другие – например, супруг или супруга возьмут на себя груз его проблем.

    Тем или иным образом младший всю жизнь старается догнать старших,

    но преуспеть может только благодаря своим собственным склонностям, избрав совершенно иное поле деятельности и жизненный стиль. С малых лет он понимает, что в столкновении с более сильным ребёнком агрессивностью ничего не добьешься, и поэтому вырабатывает у себя ценные коммуникативные навыки – умение согласовывать, договариваться, идти на компромисс. Наверное по этой причине младшие дети более популярны среди сверстников, имеют больше друзей и умеют ладить с людьми.

    К рождению младшего ребенка родители подходят, как правило, более спокойно,

    поскольку опыт воспитания старшего сгладил многие их опасения и тревоги. Но это чревато и снижением требовательности, и как следствие – недостаточной стимуляцией развития младшего.

    В приведенных выше описаниях намечены лишь некоторые общие тенденции, которые не обязательно должны полностью воплотиться в том или ином ребёнке. Но их, несомненно, следует иметь в виду, чтобы избежать возможных деформаций в развитии. Самое главное помнить, сколько бы ни было детей, каждый ваш ребенок – единственный и достоин уникального отношения к себе как к личности.

    Положение ребенка в семье

    Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребенка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

    Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% - недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе.

    Воспитанием ребенка занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев - отец и мать, а примерно в 6% семей ребенок предоставлен сам себе.

    В семьях детей с легкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, т.е. сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия. Родители умственно отсталых детей в среднем имеют тот же образовательный и социально-экономический статус, в то время как среднее число детей на такую семью несколько больше, чем у родителей детей, развивающихся нормально. Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистему, но и детскую, так как не развиваются взаимоотношения с сибсами - братьями и сестрами. Ребенок чувствует свое одиночество, отверженность в семье. Отцы практически устраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, так как не имеют работы. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев рождения умственно отсталых детей. Таким образом, необходим дифференцированный подход к оказанию помощи этим семьям, включая медико-генетическое консультирование и планирование семьи.

    Среди детей с нарушениями умственного развития 27% представлено такими категориями, как дети-сироты, социальные дети-сироты, опекаемые дети, 43% из них проживают в неполных семьях, более 7% находятся под опекой, 62% проживают в неблагополучных семьях, 28% - в семьях социального риска. Большинство родителей детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное (14%), среднее (26,3%) и среднее специальное (56,6%) образование. Высшее образование имели только 0,9% родителей. В исследовании Д.В. Зайцева было показано, что большинство родителей умственно отсталых детей принадлежали к двум профессиональным группам: рабочим (24,7%) и работникам сельского хозяйства (31,6%). Семей, воспитывающих одного ребенка, оказалось в два раза больше среди учащихся общеобразовательных учреждений по сравнению со специальными. В то же время почти 1/4 семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка - многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приемными отцами живут 73,5% таких детей. Такое положение ребенка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.

    В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг к другу и собственным детям.

    В1999 г. ежемесячный совокупный доход в семьях умственно отсталых детей составлял 500-1000 рублей (61,4%) и менее 500 (29,2%). Таким образом, подавляющее большинство семей, воспитывающих умственно отсталых детей, живут за чертой бедности.

    Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль "фобия потери ребенка" либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.

    Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности, а также с "фобией утраты ребенка". Гипертрофированный страх за ребенка передается от матери самому ребенку, формируя у него "избегающее" поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идет даже об элементах самостоятельности у ребенка.

    Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.

    Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери - необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.

    Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития.

    Наиболее эффективными формами работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая психотерапия с матерями, работа с несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия.

    Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку родителей

    Право людей с ограниченными возможностями на социальную интеграцию подтверждено международными законами. Однако общество, более инертное по своей природе, может препятствовать социальной интеграции таких людей. При этом деление людей на полноценных и неполноценных опирается не столько на объективные факты, сколько на отрицательные стереотипы, издавна сложившиеся в обществе. От той или иной позиции родителей зависит достигаемый ребенком уровень развития. Позиция педагога, активно участвующего в процессе воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, подвержена влиянию как социальных стереотипов, так и профессиональных, формирующихся в процессе обучения в вузе. Не вызывает сомнения, что позиция специалиста, его умение видеть проблемы семьи и изменять родительское отношение к ребенку имеют первостепенное значение для успешного развития ребенка с особыми нуждами.

    Специальные исследования показали низкую готовность к взаимодействию с ребенком с отклонениями в развитии не только родителей, но и педагогов. Внимание специалистов часто концентрируется на подлежащих коррекции недостатках, в то время как значение других характеристик, особенно эмоционально положительного отношения к ребенку с особыми потребностями, упускается из виду.

    У родителей наибольшую озабоченность вызывают нарушения поведения, речи и динамики психических процессов. Характерный внешний вид "особых" детей гораздо меньше тревожит социальные группы, знакомые с проблемой, а именно родителей и студентов-дефектологов старших курсов.

    Центральным компонентом стереотипа умственно отсталого ребенка у будущих педагогов является нарушение познавательной деятельности. У первокурсников главным элементом стереотипа являются нарушения поведения.

    Социальный стереотип образа "особого" ребенка у людей, мало знакомых с проблемой, не содержит таких категорий описаний, как нарушения динамики психических процессов и повышенная чувствительность к отношению окружающих. Эти характеристики познаются либо при практическом взаимодействии с этими детьми, либо в процессе их обучения.

    Родители значительно меньше значения придают нарушениям познавательной сферы, чем педагоги. Возможно, это связано с застреванием родителей на более ранних стадиях кризисных переживаний, вызванных рождением ребенка с отклонением в развитии, - на фазе имплицитного отрицания, когда факт отклонения формально признается, но эмоционально отвергается. В результате у них не происходит идентификации собственного ребенка с группой "особых" детей в целом. Такой защитный механизм мешает родителям адекватно воспринимать особенности развития своего ребенка. По-видимому, осознание возможностей своих детей происходит у них постепенно, и задача педагога и психолога - не форсировать его, а облегчить, используя щадящую терминологию, изменяя отрицательный стереотип и убеждая родителей в возможности успеха. В целом полученные данные показывают, с одной стороны, относительную устойчивость отрицательных стереотипов отношения к "особому" ребенку у лиц обследованных категорий, с другой - их определенную модификацию под влиянием профессионального образования. Последнее свидетельствует о важности эмоционально положительного взаимодействия с ребенком и его родителями, о необходимости вселять в них уверенность в возможность успеха, поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с особыми потребностями.

    Для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалисту прежде всего следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с ограниченными возможностями его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с ними.

    Необходимо ликвидировать пробелы в образовании педагогов, учителей младших классов массовых школ, их низкую информированность в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Введение в программу педагогических учебных заведений (как средних, так и высших) спецкурсов с соответствующей тематикой могло бы изменить ситуацию в профессионально-педагогическом образовании и в сфере массового просвещения.

    Традиционные представления о детях с нарушениями интеллекта в последнее время значительно изменились. Если раньше он мог вызвать лишь сочувствие, то теперь он считается равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов.

    В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.

    Каждый ребенок является уникальной личностью.

    Нарушение интеллектуального развития - это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.

    Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.

    Ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!

    Особые психологические проблемы возникают в семьях, имеющих как больного, так и здорового ребенка. Иногда родители предъявляют явно завышенные требования к здоровым детям, требуя от них ухода за больным и превращая его в "няньку". Свои потребности эти родители рассматривают как наиболее приоритетные и уделяют детям мало времени и внимания. Иногда здоровым детям приходится прибегать к своеобразной психологической защите с целью компенсации. Это может приобретать характер дезадаптации.

    Кроме того, психологическая обстановка в семье может ухудшаться, когда у ребенка с отклонениями в развитии наряду с его основным дефектом могут проявляться эпизодические или достаточно стойкие различные осложняющие психические расстройства. Высокая частота этих осложнений, до 50% и выше, и крайне неблагоприятное их влияние на общую адаптацию как ребенка, так и членов семьи, обусловливают необходимость особого внимания к ним родителей и специалистов.

    Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила "в себя", не стеснялась своего больного ребенка.

    Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

    Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии.

    Большинство родителей маленьких детей с умственной отсталостью в первую очередь обеспокоены, сможет ли он обучаться в массовой школе. Они начинают обучать ребенка чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия с педагогом, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не в состоянии осмыслить. При этом формированию социально-бытовых навыков уделяется значительно меньше внимания.

    Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого ребенка в семье

    Оказывая помощь семье, специалист дает родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указывает его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчеркивая последние.

    Он на примерах убеждает мать, что больной ребенок, как это ни парадоксально, является не столько обузой для нее, сколько источником ее духовного роста. Ежедневное общение с ним коренным образом меняет ее мировоззрение, она становится гуманнее, мудрее, осознавая, что все люди имеют право на существование и любовь независимо от того, похожи они или непохожи на других, учатся они или нет. Такое "прозрение" матери является благом для обоих - матери и ребенка - и играет решающую роль в гармонизации семейных отношений. Ребенок пробуждает в матери ее творческое начало. Начиная помогать собственному ребенку, она творчески подходит к его воспитанию и делится своим опытом с окружающими.

    Специалист напоминает родителям о необходимости сохранять физическое и психическое здоровье. Для этого полезно выполнять некоторые рекомендации относительно общего режима, а также владеть отдельными приемами аутогенной тренировки. Умение управлять своим дыханием (урежение дыхания) способствует регуляции эмоционального состояния, особенно в стрессовых ситуациях.

    Специалист разъясняет родителям важность сохранения контактов с социальным окружением, что способствует социальной адаптации ребенка. При этом не стоит внушать ребенку, что он больной. Нужно использовать все средства, чтобы воспитать ребенка жизнерадостным, активным, уверенным в своих силах. Полезно хвалить его при посторонних, повышая его самооценку.

    Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье, заботы о близких должно быть минимальным.

    Родители должны организовать охранительный режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребенка. Режим освобождает ребенка и родителей от ненужных усилий. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать долго и упорно в условиях соблюдения режима.

    Важно, чтобы родители активно и систематически наблюдали за развитием своего ребенка с рождения. Это поможет своевременно обратить внимание на те особенности ребенка, по поводу которых следует посоветоваться со специалистами.

    Полезно фиксировать в дневнике свои наблюдения и те приемы, которые оказались эффективными. Это поможет критически оценить свое отношение к ребенку, учесть успехи и неудачи.

    Надо учить ребенка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми. Следует знакомить ребенка с различными явлениями окружающего мира в естественных для них условиях. Ребенок должен знать, где и как покупается еда, уметь самостоятельно покормить другого и т.д. Предметы познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда.

    Малыша побуждают не только отвечать на вопросы, но и делать умозаключения, оценивать свои и чужие действия, рассказывать. В процессе такого воспитания у ребенка развиваются познавательная деятельность, внимание, мышление, память, речь, необходимые навыки и умения. Вся деятельность детей должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. В игре с ребенком мама комментирует его действия, повторяет фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).

    Таким образом, воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям:

    постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

    создание благоприятных условий для обучения и охрани тельного режима;

    формирование эмоционально-положительного, предметно- практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.

    Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа. Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.