Внешкольная работа по физическому воспитанию. Привычка к самостоятельным занятиям

Российская Федерация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24 г. ВОРОНЕЖ

394080, ул. Г. Лохматикова, 43, телефон 259-48-62; e-mail: [email protected]

Приказ №116-Л

Положение о физическом воспитании учащихся МБОУ СОШ № 24

1. Общие положения.

1.1. Физическое воспитание подрастающего поколения является органической частью системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития физических и духовных сил школьников, их подготовки к жизни, труду и защите Родины.

В процессе физического воспитания учащихся образовательных учреждений решаются задачи укрепления здоровья школьников, развития их физических способностей, формирование двигательных навыков, расширение функциональных возможностей организма, воспитанию смелости, решимости, упорства, целеустремленности.

1.2. Организация и содержание физического воспитания регламентируется инструктивно-методическими и нормативными документами РФ.

К таким документам относятся, прежде всего, учебная программа по физической культуре, программы по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками, программа занятий с учащимися, программа занятий по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, по практике и теории физической культуры и спортивных занятий по теории и практике физической культуры и спорта. А также инструктивно-методические письма по организации процесса физического воспитания.

1.3. Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания школьников составляют:

Уроки по физической культуре и спорту;

Внеклассная спортивно-массовая работа в лицее (кружки физической культуры, спортивные секции, спортивные соревнования);

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня (физкультурные минуты на уроках, игры и физические упражнения на переменах и в режиме продленного дня);

Внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства учащихся, занятия в детско-юношеских спортивных школах, домах творчества, детских туристических станциях, спортивных обществах, самостоятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах).

Действенность системы физического воспитания обеспечивается эффективностью уроков по физической культуре, рациональным объемам, проведением в режиме дня лицея массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, широким вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту, оптимальным внедрением физических упражнений в повседневную жизнь школьников, регулярным контролем за здоровьем учащихся.

1.4. Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания учащихся образовательных учреждений является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста с учетом состояния их здоровья, степени физического развития и уровня физической подготовленности.

2. Ответственные за организацию физического воспитания

2.1. За организацию физического воспитания в лицее отвечает директор . На него возлагаются:

  • создание необходимых условий для проведения уроков по физической культуре и организации внеклассной спортивно-массовой и оздоровительной работы;
  • обеспечение условий для организации занятий физическими упражнениями со школьниками специальной медицинской группы;
  • организации проведения регулярных медицинских осмотров учащихся.

В физическом воспитании учащихся принимает участие весь педагогический коллектив лицея.

2.2. Заместитель директора по УВР:

  • отвечает за выполнение учебных программ и качество преподавания на уроках физической культуры;
  • обеспечивает систематический контроль за проведением уроков по физической культуре и спорту, а также занятий со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

2.3. Заместитель директора по ВР:

  • отвечает за организацию внеклассных занятий и внеурочной деятельности по физической культуре;
  • привлекает родителей и старшеклассников к проведению спортивно-массовой и оздоровительной работы.

2.4. Учителя физической культуры:

  • несут ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками на уроках физической культуры;
  • обеспечивают на уроках и внеклассных занятиях по физической культуре соблюдение санитарно-гигиенических требований и принятие мер, предупреждающих спортивные травмы и несчастные случаи;
  • ведет систематический учет физической подготовленности учащихся;
  • вовлекает школьников в физкультурные кружки, спортивные секции, а также в различные физкультурно-массовые мероприятия;
  • организует внеклассную физкультурно-массовую и спортивную работу в лицее;
  • направляет работу школьного коллектива физической культуре, а также готовит людей из числа учащихся и максимально привлекает их в доступных формах к проведению различных физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий;
  • организует подготовку школьников к городским спортивным мероприятиям;
  • организует внутрилицейские соревнования и физкультурные праздники.

2.5. Руководство ОБЖ:

  • организует работу секций и кружков по военно-прикладным видам спорта;
  • осуществляет совместно с учителями физической культуры подготовку школьников к сдаче нормативов по физической подготовке.

2.6. Классные руководители и учителя:

  • содействуют вовлечению учащихся в секции и кружки коллектива физической культуры;
  • обеспечивают на уроках неукоснительное соблюдение СанПинов.

2.7. Врачебный контроль:

  • проводится систематический врачебный контроль за здоровьем занимающихся и санитарный надзор за местами занятий;
  • медицинский работник ведет разъяснительную работу среди учащихся и родителей о значении физической культуры, личной гигиена и режиме школьников;
  • перед спортивными соревнованиями все участники команд обязаны пройти дополнительный медицинский осмотр;
  • при проведении массовых лицейских спортивно-оздоровительных мероприятий присутствие фельдшера является обязательным.

2.8. Физическое воспитание школьников в семье осуществляется родителями путем постоянного и активного содействия выполнению учащимися условий: соблюдения режима дня, правил гигиены и закаливания; ежедневное выполнение утренней гимнастики, контроль за выполнением заданий учителя физической культуры; поощрение разнообразных подвижных и спортивных игр, особенно игр на воздухе, купания и плавания.

3. Организация внеурочной деятельности по физической культуре.

3.1. Приказом директора школы назначается организатор по внеурочной деятельности по физической культуре.

3.2. Организатор по внеурочной деятельности по физической культуре обязательно составляет рабочую программу по утвержденному расписанию.

3.3. В внеурочную деятельность по физической культуре входит: проведение внутришкольных спортивных соревнований, подготовку команд к областным и городским соревнованиям, проведение спортивных оздоровительных праздников, дней здоровья и других оздоровительных мероприятий.

3.4. Отчетной документацией по внеурочной деятельности по физической культуре является:

  • заявка на участие;
  • график игр/мероприятий;
  • отчет о выполнении;
  • приказ по школе по утверждению итогов мероприятия;
  • отчет на сайте школы.

3.5. Контроль за внеурочной деятельностью по физической культуре осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

4. Учет и отчетность.

4.1. Для учета и контроля учебно-спортивно-массовой работы в школе ведется следующая документация:

1) журнал учета внеурочной деятельности;

2) план проведения спортивных внеклассных мероприятий;

3) план мероприятий по военно-патриотическому воспитанию.

Внешкольная работа по физическому воспитанию проводится домами пионеров, детскими спортивными школами, детскими ту­ристскими станциями, парками, домоуправлениями, добровольны­ми спортивными обществами.

Дворцы и дома пионеров проводят эпизодические занятия с детьми (игры, гимнастика), организуют зимние развлечения и спортивные секции по тем видам спорта, которые трудно создать в школе {теннис, фигурное катание, плавание, художественная гимнастика и др.). Они проводят также показательные физкуль­турные выступления и праздники, встречи с мастерами спорта. Для руководства этой работой привлекаются квалифицирован^ ные специалисты.

Значительное место в работе дворцов и домов пионеров зани­мает организация методической помощи другим внешкольным учреждениям, ведущим работу с детьми. Для этого проводятся консультации, лекции и семинарские занятия.

Вместе с комсомольскими организациями и органами народ­ного образования дворцы и дома пионеров организуют и прово­дят массовые спортивные мероприятия.

Особо важную работу по физическому воспитанию проводят детские спортивные школы, организуемые органами народного образования и добровольными спортивными обществами. Основной задачей этих школ является повышение спортивного мастерства школьников. Вся работа детских спортивных школ должна быть организована так, чтобы юные спортсмены не отрывались от кол­лектива своей школы и совмещали занятия спортом с высокой успеваемостью в школе.

Детские спортивные школы организуют выступления учащих­ся па праздниках, утренниках и пионерских сборах и проводят инструктивные занятия с физкультурным активом школ и руко­водителями физкультурной работы.



Детские спортивные школы как внешкольные учреждения должны работать в тесном контакте с общеобразовательными школами, а учащиеся детских спортивных школ должны являться активистами в своих школах и помощниками учителей и пионер­вожатых в проведении внеклассной работы по физическому вос­питанию.


Значительную работу по физическому воспитанию учащихся младших классов проводят парки культуры и отдыха. В детских секторах парков созданы спортивные площадки и гимнастичес­кие городки. В игротеках имеются принадлежности для индиви­дуальных и коллективных игр детей. Обычно в этих парках дети имеют возможность не только играть и пользоваться различным оборудованием, инвентарем и играми, но для них организуются и групповые занятия, игры, хороводы, пляски.

Внешкольную работу по физическому воспитанию среди детей проводят и домоуправления. Родители вместе с детьми при со­действии работников домоуправлении организуют постоянно дей­ствующие спортивные площадки (летом озеленяют и оборудуют их для занятий, игр и развлечений, а зимой заливают катки и де­лают снежные горки). В этой работе большую помощь могут оказать добровольные спортивные общества, пионерские, комсо­мольские, профсоюзные организации, а также школы.

По месту жительства могут быть организованы занятия ут­ренней гимнастикой; занятия групп, секций или команд по раз­личным видам спорта; спортивные соревнования (среди детей од­ного дома, среди команд нескольких домов одного домоуправле­ния, а также соревнования команд одного домоуправления с командами другого); команды домоуправления для участия в районных, городских соревнованиях; туристские походы; коллек­тивные лыжные прогулки, выходы на каток и водоемы.

Для руководства физкультурной работой по месту житель­ства могут избираться советы физкультуры, в которые должны входить наиболее активные комсомольцы, спортсмены, пионеры, родители.

Методическим центром для работы по месту жительства долж­на быть школа. В качестве руководителей секций, групп, команд следует приглашать родителей, имеющих необходимый опыт и знания, спортсменов-разрядников, общественных инструкторов.

Летом большая работа с детьми ведется на летних площадках и в пионерских лагерях (загородных и городских).

На летних площадках проводятся различные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия - ежедневные и эпизодичес­кие. К ежедневным мероприятиям относятся игры, прогулки, воздушные и солнечные ванны, купание или душ; к эпизодичес­ким- экскурсии, походы, подготовка к проведению физкультур­ных выступлений и спортивных соревнований.

Физкультурная работа на летней площадке занимает ведущее место, так как оздоровительные задачи в условиях летнего вре­мени являются главными. Эта работа должна проводиться не изолированно, а в сочетании со всей многообразной работой.

Пионерский лагерь. Особенно благоприятные условия для физкультурной работы среди детей создаются в загородных пионерских лагерях, которые являются лучшей формой организа­ции летнего отдыха детей.


Почти круглосуточное пребывание на свежем воздухе, строгое соблюдение режима дня, рациональное питание, физический труд, физкультурная работа, коллективная самодеятельность, игры, пе­ние, солнечные и воздушные ванны, купание - вот неполный пе­речень того, что способствует укреплению здоровья детей, зака­ливанию их организма и сплочению коллектива.

Задачи физкультурно-массовой и спортивной работы в пионер­ском лагере следующие:

а) вовлечь пионеров и школьников в ежедневные занятия ут­
ренней гимнастикой;

б) совершенствовать умения и навыки, полученные в школе
на уроках физической культуры;

в) привить знания и навыки, которые нельзя было дать на за­
нятиях в зале или на небольшой спортивной площадке, в част­
ности по плаванию, играм и упражнениям на местности;

г) повысить интерес школьников к систематическим занятиям
физической культурой и спортом;

д) содействовать воспитанию у них гигиенических навыков.
Относительно небольшой срок пребывания детей в пионерском

лагере обязывает всех руководителей с особой ответственностью относиться к подготовке работы в лагере.

План работы должен быть подготовлен до выезда 8 лагерь. До приезда первой смены на территории лагеря под руковод­ством инструктора физкультуры и старшего пионервожатого должна быть проведена большая подготовительная работа: вы­браны и оборудованы места для занятий гимнастикой, подвижны­ми и спортивными играми, легкой атлетикой, определено и обо­рудовано место для купания.

Еще до выезда в лагерь необходимо знать состав пионеров, выезжающих в лагерь, их физическую подготовленность, спор­тивные интересы, умение плавать.

В плане работы для каждой смены (а их бывает две-три) обязательно предусматривается проведение ежедневной утрен­ней гимнастики (зарядки), занятия в звеньях и отрядах играми, гимнастикой, легкой атлетикой и плаванием, организация и про­ведение лагерной спартакиады, прогулки, экскурсии, походы и физкультурные мероприятия во время открытия и закрытия пио­нерского лагеря.

В режиме дня предусматриваются ежедневные воздушные и солнечные ванны, а также купание. Эти процедуры назначаются строго индивидуально врачом. Во время их проведения обяза­тельно присутствие врача или медицинской сестры.

Руководитель физической культуры в плаце работы предус-матоивает проведение бесед с детьми о значении физического воспитания, достижениях советских спортсменов. Для показатель­ных выступлений в лагере желательно приглашать мастеров спорта, спортсме*юв-разрядников, учащихся детских спортивных школ. В этом значительную помощь может оказать Совет ДСО


той профсоюзной организации, в ведении которой находится пио­нерский лагерь.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно после подъема на специально отведенных для каждого отряда площадках, а в дождливую погоду - в закрытых помещениях (при открытых ок­нах). Каждый пионер должен знать свое место, чтобы не затра­чивать лишнего времени на построение.

Как правило, дети выстраиваются по звеньям в колонну по одному (звеньевой впереди). Мальчики и девочки занимаются вместе. В каждом отряде зарядка проводится отдельно; руково­дят зарядкой вожатые отрядов. Большое значение имеет музы­кальное сопровождение.

Комплексы упражнений утренней гимнастики для различных возрастных групп составляются заранее, по три на каждую смену. Зарядка начинается с ходьбы, после которой следует шесть-семь упражнений. Первое упражнение, обычно характера «потя­гивания», выполняется в медленном темпе. За ним следуют уп­ражнения в приседаниях, наклонах и поворотах туловища, взма­хи руками и ногами. В конце зарядки даются прыжки, пробеж­ка или подвижная игра. Заканчиваются занятия ходьбой в строю под музыку или песню. Упражнения могут проводиться без пред­метов и с предметами (см. приложение 3).

При проведении упражнений особое внимание обращается на правильное дыхание.

Занятия в звеньях и отрядах играми, гимнастикой, легкой ат­летикой н плаванием проводятся три-четыре раза в неделю. Ру­ководят ими вожатые отрядов или инструкторы физкультуры. Если в лагере есть пионеры старшего возраста, то для занятий с младшими могут быть выделены пионеры-инструкторы, которые должны получить соответствующий инструктаж у руководителя физической культуры.

Занятия играми, гимнастикой и легкой атлетикой проводятся как на специальных занятиях по совершенствованию умений и навыков, так и при подготовке к выступлениям и соревнованиям.

Занятия физическими упражнениями в лагере несколько отли­чаются от занятий в школе. Здесь больше внимания уделяется формированию практических навыков: ходьба и бег по прямой и извилистой тропинке, с преодолением препятствий, с выполне­нием дополнительных заданий, связанных с использованием мест­ности и по внезапным сигналам; прыжки через естественные препятствия (ручей, валежник, кусты). Большие возможности име­ются в лагере для обучения лазанью по канату или веревкг, упи­раясь ногами в крутой склон или ствол дерева. В естественных ус­ловиях проводятся упражнения в равновесии: по бревну, положен­ному через канаву, по камням через ручей.

При проведении игр преимущество отдается играм на местно­сти. В пионерском лагере представляется возможность в игровой форме знакомить детей с сигнализацией и компасом.


Обучение плаванию - одна из важнейших задач физкультур­ной работы в пионерском лагере. Для обучения плаванию ис­пользуются доски, которые заготавливаются заблаговременно до выезда в лагерь. Длина доски - 60-70 см, ширина - 30-40 см и толщина - б-8 см, лоска должна быть гладко выстрогана и иметь закругленные концы.

Обучение плаванию надо проводить в водоемах с чистой во­дой, с постепенно понижающимся плотным дном. Скорость тече­ния не должна превышать 0,5 м/сек. Дно водоема должно быть без коряг, свай, острых камней и других предметов, могущих быть причиной травм.

Выбирая место для плавания, необходимо тщательно иссле­довать водоем, измерить его глубину. Место, где будет прово­диться учебная работа, должно быть ограничено и хорошо обо­значено. Лучше всего этот участок огородить кольями, вбитыми в дно. К ним на поверхности воды прикрепляются жерди. Глу­бина воды здесь не должна превышать 90 см.

В местах обучения плаванию должны находиться врач или медицинская сестра, лодка с дежурным и средства для спасания тонущих (спасательные круги, веревки и др.).

Качество воды в местах обучения плаванию должно отвечать элементарным санитарно-гигиеническим требованиям.

Занятия по плаванию с детьми младшего школьного возраста проводятся при температуре воды не менее +20° С. Продолжи­тельность пребывания в воде во время первых занятий - около 5 минут, на последующих - до 15 минут. Занятия по плаванию должны проводить преподаватель физкультуры или инструкторы по плаванию.

Обычно занятия по плаванию проводятся в часы, отведенные для оздоровительных мероприятий. В очень теплую погоду занятия можно проводить два раза в день.

Одной из интересных форм спортивной работы в пионерском лагере является товарищеская встреча с другим лагерем. В про­грамму таких встреч могут быть включены соревнования по под­вижным и спортивным играм, легкой атлетике, сигнализации, гимнастические выступления, спортивные КВН и др.

Спартакиада пионерского лагеря, как правило, проводится во второй половине пребывания в лагере очередной смены и закан­чивается финальными соревнованиями и выступлениями на за­ключительном общелагерном физкультурном празднике (за два-три дня до закрытия лагеря).

В программу лагерной спартакиады для младших пионеров включаются соревнования по легкой атлетике и играм. Вначале проводятся соревнования внутри звеньев, затем в отрядах между звеньями, а потом между отрядами. На заключительном физкуль­турном празднике проводятся парад, массовые гимнастические выступления и финальные встречи лучших звеньев и отрядов, вы­являются победители спартакиады,


План спартакиады разрабатывается заранег. до начала рабо­ты лагеря, и окончательно утверждается спустя пять-шесть дней после прибытия в лагерь очередной смены, когда будет выявлено состояние физической подготовленности прибывших.

В проведении спартакиады участвуют пионерский актив ла­геря, пионервожатые, воспитатели. Общее руководство спартаки­адой осуществляет начальник лагеря. За подготовку и проведе­ние соревнований отвечает руководитель физкультуры (см. при­ложение 4).

Прогулки, экскурсии, походы. Каждый пионерский лагерь располагает большими возможностями для организации прогулок, экскурсий к походов. Еще до выезда в пионерский лагерь из числа пионервожатых или воспитателей назначается организатор туристских походов. Он должен подробно ознакомиться с окрест­ностями и наметить предварительные маршруты прогулок, экскур­сий и походов. По приезде в лагерь намеченные маршруты рас­сматриваются и уточняются преподавателями географии, биоло­гии, истории и утверждаются начальником лагеря. Затем состав­ляется схематическая карта окрестностей лагеря с указанием маршрутов. Она вывешивается в пионерской комнате.

С учащимися I-II классов проводятся небольшие прогулки продолжительностью 1,5-2 часа. Цель - ознакомление с окрест­ностями и достопримечательностями, сбор цветов и ягод, наблю­дение за жизнью леса и т. п. Прогулки проводятся воспитателями или пионервожатыми. Во время прогулок устраиваются прива­лы, на которых дети поют, играют, слушают рассказы старших.

С учениками III классов, кроме прогулок, проводятся так­же экскурсии продолжительностью 3-4 часа. Во время экскур­сий, помимо указанного выше, проводится сбор коллекций, герба­риев, ориентировка на местности по карте и компасу, организу­ются игры на местности.

Кроме прогулок и экскурсий, в пионерском лагере могут быть проведены однодневные и двухдневные туристские походы. К ним допускаются только физически здоровые и тренированные дети. В процессе подготовки к походу они участвуют в нескольких экс­курсиях, продолжительностью 3-4 часа каждая.

Маршрут и график разрабатываются с учетом цели, постав­ленной перед походом. Руководитель похода рассчитывает время, необходимое на пребывание в пути, большой привал и отдых (с учетом приема пищи), выполнение основной задачи похода и на проведение заданий и игр.

Перед походом проводится большая подготовительная работа. Пионеров распределяют по группам. Каждая группа выполняет определенные обязанности: приготовление пищи, разведение ко­стров, оказание первой помощи при несчастных случаях и т. Д. Кроме того, выделяются группы для сбора гербария и коллек­ций, для зарисовок в пути, описания пройденного маршрута и др.


В процессе подготовки руководитель похода проводит с участ­никами несколько занятий, на которых рассматриваются прави­ла поведения в походе и уточняются обязанности участников. В поход с группой 20-25 человек идут пионервожатый, воспита­тель, руководитель физкультуры, врач или медсестра.

Праздники. В пионерском лагере в каждой смене прово­дится два общих праздника. Один праздник посвящается откры­тию и второй закрытию лагеря. Открытие лагеря проводится на третий-четвертый день после приезда детей, закрытие - за день до отъезда,

К празднику, посвященному открытию лагеря, подготовка про­водится заранее. За две-три недели до отъезда пионервожатый знакомится с детьми и предлагает им подготовиться к выступле­ниям на празднике. Ребята готовят (на летней площадке или в школе) художественные и физкультурные выступления. В про­грамму физкультурных выступлений включаются вольные упраж­нения и пирамиды. Кроме того, готовится небольшая груп­па пионеров для организации и проведения массовых игр и плясок.

На празднике, посвященном закрытию лагеря, кроме вольных упражнений и пирамид, демонстрируются акробатические упраж­нения и достижения лучших гимнастов и легкоатлетов. Подготов­ка к празднику начинается вскоре после прибытия детей в ла­герь.

Распорядок дня в пионерском лагере. Вся организация работы пионерского лагеря должна способствовать полноценному исполь­зованию естественных сил природы для укрепления здоровья и закаливания организма детей.

Одним из решающих условий благотворного влияния отдыха является правильный распорядок дня. Он устанавливается врачом и начальником лагеря и должен точно выполняться всеми.

Примерный распорядок дня в лагере

Уборка постелей, туалет

Утренняя лннейка, подъем флага

Завтрак.............................................

Работа отрядов и звеньев, общест­венно полезная работа. . .

Солнечные и воздушные ванны, ку­пание

Свободное время..........................

Обед......................................................

Послеобедеигтый отдых........................

Полдник..............................................

Работа кружков, фнз/гультурные за­
нятия, игры, второе купание, ин­
дивидуальные занятия -^: 16 » 30 » -19 » 00 »

19 Заказ № 6005 . 289


Ужин......................................................... 19 час. 00 мин. -19 час.30 мин.

Культурно-массовая работа: кино,

"художественная самодеятельность,

игры...................................................... 19 » 30 » -21 » 30 »

Вечерняя линейка, спуск флага 21 » 30 » -21 » 45 »

Приготовление ко сну....................... 21 а 45 » -22 » 00 »

Сон............................................................ 22 » 00 »

Городской пионерский лагерь организуется для школьников
и пионеров, оставшихся на лето в городе.

Работа в городском лагере строится так же, как и в загород­
ном: режим, линейка, подъем флага, плановая работа, двух-или
трехразовое питание. Располагаются городские лагеря в пар­
ках, на стадионах, в школах.


51. Задачи, содержание и построение педагогического анализа урока физической культуры в школе

Преподаватель должен оценивать каждый проведенный урок. Это органическая сторона его деятельности, побуждающая совершенствовать педагогическое мастерство и определяющая удовлетворенность своим трудом. Объектами педагогического анализа могут выступать: занимающие, нагрузки, поведение педагога и т.д.

Главным показателем качества урока (при прочих равных условиях) служит степень решения его конкретных задач. Лучшим вариантом будет, конечно, если учебный материал освоят все учащиеся, однако следует учитывать, что их состав в группах обычно бывает неоднородным по способностям и уровню подготовленности. Поэтому при изучении единого для всех материала, что типично для широкой практики, отставание некоторых учеников далеко не всегда может считаться признаком плохого проведения урока, особенно если задания успешно выполнены абсолютным большинством занимающихся.

Обоснованное суждение о степени решения задач урока требует:

а) объективного учета показателей выполнения заданий с помощью оценки техники, измерения количественных результатов изучаемых упражнений или посредством специальных тестов для опре деления уровня развития физических качеств;

б) фиксации этих данных в протоколах;

в) расчета соотношения числа занимавшихся, выполнивших и не выполнивших задания. Степень овладения учебным материалом и, следовательно, качество урока могут быть разными:

в одном случае учащиеся правильно выполняют задания, вплоть до деталей, в другом - с ошибками, упущениями, нечетко, неуверенно. Это необходимо учитывать при оценке уроков, подразделяя их на отличные, хорошие, посредственные. На сегодняшний день во всех образовательных учреждениях существует 10-ти бальная шкала оценок успеваемости учащимися.

При окончательном заключении о степени решения задач на уроке необходимо учесть его оздоровительное и общевоспитательное значение. Обеспечение чистоты мест занятий, систематический контроль за осанкой и функциональным состоянием организма учащихся, высокая дисциплина на уроке, сознательная активность занимающихся и т. п., все это - признаки хорошего проведения урока.

Методическую подготовленность преподавателя определяют, планомерно анализируя построение занятия, его плотность, методы, дозирования нагрузки и организации занимающихся, помощь, страховку и другие стороны деятельности. Наблюдения должны дополняться по возможности количественными оценками.

О рациональности избранной преподавателем структуры урока судят по соответствию упражнений закономерностям динамики работоспособности, по соотношению между трудностью отдельных задач и временем, выделенным на их решение, по логике взаимосвязи частей урока.

Плотность урока определяют, наблюдая за распределением времени на различные компоненты урока. Для большей точности используют хронометраж урока, состоящий из измерения времени компонентов урока, вычисления показателей общей и моторной плотности, анализа и оценки.

Умение преподавателя дозировать нагрузку оценивается по реакции занимающихся на выполнение заданий (внимание, дыхание, цвет лица, степень потоотделения, ЧСС и т. д.), оцениваемой визуально и на основе кривой работоспособности по данным пульсометрии.

Для характеристики деятельности преподавателя анализируют также его непосредственную подготовленность к уроку {качество плана-конспекта), речь, манеру обращения с занимающимися, внешний вид и другие признаки, характеризующие его педагогический такт, любовь к своей профессии, умение работать творчески, опираясь на актив и весь коллектив воспитанников. Полный педагогический анализ урока и всесторонняя его оценка должны осуществляться по предварительно разработанному плану(анкеты, карта анализа), где четко определяются задачи, организация и методика обследования.

Организация:

1 .должен проводиться в соответствии с временными задачами (урок, четверть и т.д.)

2. должен использоваться определенный метод, тесты

З.стендартизированные (четко обозначенные, одинаковые, постоянные)

52. Организационно-методические основы физического воспитания учащихся по месту жительства, в семейном быту

Формы физического воспитания в семье

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье

относятся:

    утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

    физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий (проводятся после 30-35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40-45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста);

    индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях: силовая (атлетическая) гимнастика; оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг); стрейтчинг, калланетика и др.;

    активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время (он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.);

    участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конурсах (типа «Мама, папа, я - спортивная семья) и викторинах;

    семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные)

    выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

    закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

53. Организационно-методические основы внешкольной работы по физическому воспитанию учащихся

Внешкольная работа способствует более широкому развитию различных форм занятий по физическому воспитанию, повышает интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

На сегодняшний день функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста.

    Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР)

    Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.

    Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (про-п* и „одные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.

    Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

    Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).

    Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на турист-ско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для специализированного учебно-материального обеспечения физкультурно-спортивной базы, высокой квалификации специалистов по физической культуре и спорту, которыми располагают внешкольные учреждения.

54. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их организация в режиме учебного и продленного дня школы.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня включают в себя:

    Гимнастика до уроков;

    Физкультурные минутки и физкультурные паузы на уроках;

    Подвижные (динамические) перемены и др.

Гимнастика до начала уроков способствует повышению функционального уровня организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем), обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику.

Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем отрезке урока. По проведению физкультминуток и физкульт-пауз учителям физкультуры необходимо:

    разработать упражнения для проведения физкультминуток на различных уроках;

Подвижные перемены, ежедневный активный отдых на удлиненных переменах и в группах продлённого дня обеспечивают детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.

Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортзале, на коридорах или в рекреациях школы. Также динамическую перемену можно проводить на тропе «Здоровье» Для контроля по проведению подвижной динамической перемены необходимо.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

В Законе 1 Российской Федерации ʼʼО фи зической культуре и спортеʼʼ отражена крайне важно сть включить в систему физ-культурно-спортивного движения спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства.

В целях организации занятий физическими упражнениями учащихся следует организовать Детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП). Функционирование ДЮКФП определяетсяИнструктивный письмом Минобразования России, Госкоммолодежи и Госкомслорта России от 12.03.96 ʼʼО работе подростковых молодежных клубов по месту жительства гражданʼʼ. Функционирование ДЮКФП определяется положением. Немаловажным условием организации ДКЖФП является наличие (создание) или аренда физкультурно-Спортивной базы общеобразовательных школ, квалифицированного педагогического состава.

Клуб финансируется спортивными организациями, органами образования, спонсорами, родителями учащихся для орга-низации работы физкультурных кружков, секций атлетической и коррегирующей гимнастики, проведения спортивных соревнований, оздоровительной работ*! и других интересных для школьников массовых мероприятий, спортивных праздников (к примеру, в День физкультурника). Проводятся состязания ʼʼА ну-ка парниʼʼ, районные и городские соревнованияʼʼ здриоти* ч*йжʼʼ0 слеть!; Дни здоровья, ведр|пробеги,обучениеш1авши1о,

заплывы по рекам, озерам, показательные выступления, экскурсии на лодках, походы на лыжах, путешествия под парусом и др.

Возглавляет клуб директор и его заместитель (методист). При клубе создается педагогический (совместно с родителями учеников) совет. Οʜᴎ несут ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса, обеспечивают проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. В целях развития инициативы и самодеятельности воспитанников в ДЮКФП Может быть создан ученический орган самоуправления, родительский совет.

Занятия организуются дипломированными преподавателями, высококвалифицированными спортсменами в соответствии с общепринятыми методическими рекомендациями на базе рабочих программ и поурочных планов. Учитываются индивидуальные запросы. К примеру (табл. 45):

Приступающие к занятиям должны иметь допуск врача и согласие родителœей.

Кружки (секции) создаются в соответствии с интересами детей и подростков. В планы работы включают достижение нормативных показателœей по теоретической, физической и спортивной подготовке.

Для. учащихся устанавливается единая спортивная форма, эмблема клуба и значок.

Основными показателями работы клуба являются данные о состоянии здоровья, физической и спортивной подготовленности учащихся.

Учебный год в ДЮКФП начинается 1 сентября. Клуб функционирует непрерывно в период всœего календарного года (52 недели). Может быть организовано пребывание детей в различного типа лагерях.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ʼʼЮНОСТЬ РОССИИʼʼ 1

Сегодня в одном из направлений организации фи зического воспитания в общих учебных заведениях и в учебных заведениях профессионального образования функционирует об- щеотвенжьгосударственная организация, ʼʼЮность Россииʼʼ. Она провозглашает своей главной обязанностью улучшение физичес кого воспитания в учебных заведенщхлщо|^^ирнального об разованиями организацию внеурочных физкулкгурно-спортив- ных занятий в общеобразовательных школах и внешкольных уч реждениях дополнительйого ствания~

Общественно-государстаенная: физкультурно-спортивная организация (ОГФСО) ʼʼЮность Россииʼʼ получила самостоятельность и работает по Уставу, который зарегистрирован в Минюсте России.

Основными целями Объединœения являются: участие в реализации государственной политики в области развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации; повышение уровня физического воспитания и спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях во внеучебное время; сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи, формирования у них потребностей в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни, активной трудовой деятельности, готовности служению Отечеству.

Членами Объединœения бывают физические и юридические лица. Физическими лицами Объединœения бывают граждане Российской Федерации, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, воспитанники и работники образовательных учреждений, члены их семей, спортсмены, занимающиеся в спортивных школах, клубах и других организациях ОГФСО ʼʼЮность России^. Структура объединœения состоит из региональных физкульту^йр-спортивных отделœений, филиалов, представительств, коллективов и клубов физической культуры и спорта образовательных учреждений, детско-юношеских спортивные школ и центров.

Источниками финансирования имущества объединœения в денежной и иных формах являются: субсидии, выделяемые ежегодно из Федерального бюджета на осуществление деятельности Объединœения и в соответствии с его основными целями; денежные поступления из бюджетов Российской Федерации; вступительных и членских взносов членов Объединœения; добровольные имущественные взносы и пожертвования; доходы от предприятий внешнеэкономической деятельности, гражданско-правовых сделок; поступления от проводимых спортивных лотерей; иные поступления, не запрещенные законодательством РФ.

Объединœение работает совместно с органами местного управления, здравоохранения, образования, комитетами по физической культуре и спорту, профсоюзными и молодежными организациями. Главш=ши1фитериями в деяггельности ʼʼЮности Россииʼʼ являются самостоятельность управления, гласность и демократия.

Направлениями работы ʼʼЮности Россииʼʼ на местах являются: вовлечение в общество новых членов, привлечение учащихся к регулярным физкультурно-оздоровительным и спортивным мероприятиям, организация занятий в спортивных секциях, группах физкультурно-оздоровительной направленности, центрах здоровья в учебных заведениях и микрорайонах, в клубах физической подготовки, детско-юношеских спортивных школах, центрах олимпийского резерва, участие в международных физкультурных и спортивных мероприятиях.,

ОГФСО занимается подготовкой спортсменов в сборные кот манды района, области, края, республики, ищет новые формы приобщения молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

Объединœение оказывает организационно-методическую помощь учебным заведениям, тренерам-преподавателям ДЮСШ, учителям физической культуры, другим специалистам в области физической культуры и спорта. Ведет пропаганду своей работы средствами печати, радио, телœевидения. Организует встречи с ведущими тренерами, спортсменами, обсуждает проблемы физической культуры и спорта молодежи, проводит спартакиады городских и сельских спортсменов, показательные выступления с участием ведущих спортсменов, розыгрыши кубков по видам спорта͵ агитационные пробеги, физкультурные мероприятия, посвященные знаменательным датам. .Особое внимание уделяет развитию туризма среди молодежи как средства привлечения людей к здоровому образу жизни, привития умений по безопасности жизнедеятельности, познания природы и родного края.

ОГФСО совместно с Минобразованием России и Госком-спортом организует конкурс ʼʼМастер педагогического труда по внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работыʼʼ.

На различных этапах конкурса определяют лучших физкуль-турно-спортивных педагогов в 5 номинациях: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные школы; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей; учебные заведения начального и среднего профессионального образования; учреждения дополнительного образования и общественные физкультурно-спортив-ные объединœения.

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ (ДЮСШ) И В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛАХ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА (СДЮШОР)

Детско-юношеских спортивных школ в Российской Федерации более 3 тыс. В школах занимаются около 2 млн детей. ДЮСШ профильное внешкольное учреждение, основной деятельностью которого является физическая и спортивная подготовка детей, подростков и молодежи 2 . Основные задачи ДЮСШ -ʼʼукрепление Здоровья учащихся, развитие способностей в избранном виде спорта͵ подготовка физкультурного и спортивного актива, содействие общеобразовательной школе в развитии массовой физкультурной и спортивной работы, пропаганда физической культуры и спорта среди школьников* их родителœей, населœения микрорайона.

Педагогический коллектив определяет направление работы школы: спортивно-оздоровительное, массовый спорт, спорт высших достижений. Занятия в ДЮСШ проводят тренерыʼʼпре-подаватели, хорошо знающие различные стороны спортивной подготовки школьников.

Каждая ДЮСШ разрабатывает программу с учетом избранного направления в работе, специфики видов спорта͵ материально-технического и финансового обеспечения, а также сложившихся традиций. Рекомендуется разработать авторскую программу и утвердить ее на педагогическом (методическом) сювете йпсолы.

При наличии условий и согласия тренера-преподавателя в спортивной школе могут создаваться детские группы совместно с родителями, без включения последних в основной состав. Практикуется создание разновозрастных спортивных групп учащихся.

Педагогический процесс осуществляется в течение всœего календарного года.

Школам или спортивным отделœениям, призванным целœенаправленно заниматься подготовкой квалифицированных спортсменов резерва для сборных команд Российской Федерации, а также команд мастеров по игровым видам спорта͵ может устанавливаться статус специализированной ДЮСШ, отделœений олимпийского резерва..

ДЮСШ совместно с общеобразовательным учебным заведением создает для наиболее перспективных в спортивном отношений учащихся специализированные классы (спецклассы) с продленным днем обучения и углубленным тренировочным процессом. Администрация общеобразовательной школы по согласованию с педагогическим советом и родителями спортсменов может вносить изменения в сроки начала и окончания учебного года, четвертей, полугодий, сдачи зачетов и экзаменов в объёме прохождения учебной и тренировочной программы.

ДЮСШ возглавляет директор.
Размещено на реф.рф
Он руководит учебно-воспитательным процессом и хозяйственной деятельностью школы. Свои должностные обязанности в спортивной школе выполняют заместитель директора, инструктор-методист, тренеры-преподаватели, врач. Учащимися спортивной школы являются дети и подростки, молодежь, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортом.

Этапы подготовки занимающихся указаны в таблице 46.

Таблица 46

Спортивная школа может осуществлять международные контакты

Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СД ЮШОР) организуют спортивную работу с перспективными, одаренными учащимися и направлены на подготовку спортсменов высокой квалификации, участников значительных спортивных соревнований.

Одна из СДЮШОР назначается органами народного образования головной (областной) и является методическим центром спортивной подготовки школьников. На ее базе проводятся семинары с тренерским составом. Головная школа имеет методический кабинœет, выпускает для тренеров-преподавателœей рекомендации, пособия, проводит конференции, областные. спортивные соревнования школьников, комплектует сборные команды, пропагандирует спорт среди школьников, учителœей общеобразовательной школы, родителœей учащихся.

В различных областях России открыты спортивные общеобразовательные школы-интернаты (спортинтернаты), в которых дети проходят общеобразовательную подготовку и участвуют в тренировочных занятиях по видам спорта. Режим учебы и спортивной тренировки в этих школах скоординированы с требованиями высокой спортивной подготовки учащихся, участия в спортивных соревнованиях, тренировочных (летних, зимних) сборах.

В спортивные отделœения (гимнастики, легкой атлетики, плавания, спортивных игр и др.) школы-интерната после тщательного отбора принимаются ученики с 45 класса. Часто в спортин-тернат переходят воспитанники ДЮСШ, ученики общеобразовательных школ городов и районов области (края). Классы комплектуются с учетом спортивного профиля учеников.

Наиболее успешно работающие школы-интернаты спортивного профиля преобразуются в училища олимпийской подготовки (олимпийского резерва) и передаются в ведение областного (краевого) департамента физической культуры и спорта.

Срок обучения в училище по желанию учеников и их родителœей должна быть продлен до 12 лет. В 12-м педагогическом классе ученики получают начальную профессиональную подготовку в области физической культуры и спорта (получают звание аттестованного инструктора) и часто поступают учиться на факультетфизической культуры педагогического института и в институт физической культуры.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ДВОРЦАХ И ДОМАХ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ, ДВОРЦАХ СПОРТА, ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНЫХ КОМПЛЕКСАХ (ФСК) ПРИ ДВОРЦАХ КУЛЬТУРЫ, В СПОРТИВНЫХ КЛУБАХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ВУЗОВСКИХ СПОРТИВНЫХ КЛУБАХ

Физическое воспитание школьников осуществляется (в городе*районе) органами народного образования (Дворцы и Дома творчества детей и молодежи); спортивными клубами предприятий (детские спортивные группы, физкультурно-спортивный комплекс), спортивными клубами высших учебных заведений (группы по видам спорта), ДЮСШ при вузах, колледжах. Работу с учащимися осуществляет отдел (сектор) клуба по связи со школами и молодежью. Руководят спортивными занятиями специалисты физической культуры и спорта͵ врачи, спортсмены-разрядники, студенты вузов (на условиях почасовой оплаты). В этой деятельности принимают участие тренеры ДЮСШ, преподаватели кафедры физического воспитания вузов, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений. Οʜᴎ проводят тренировочные занятия по различным видам спорта͵ общей физической подготовке, атлетической 1 и коррегирующей гимнастике, туризму, спортивному ориентированию, водным видам спорта͵ готовят детские команды к различным спортивным соревнованиям. Существуют и штатные должности по спортивной работе с детьми. Программа занятий рассчитывается на несколько лет обучения.

В физкультурно-спортивных комплексах (ФСК) при предприятиях организуется работа по атлетической гимнастике, общей физической подготовке (на тренажерах). Девушек старшего возраста привлекают к занятиям шейпингом современной системе физических упражнений, исправляющих осанку, формирующих красивое телосложение, уменьшающих массу тела. Данные о занимающихся вводят в компьютер, который выдает рекомендуемые параметры занятий физическими упражнениями.

Существенным направлением в деятельности внешкольных учреждений является оказание организационной и методической помощи общеобразовательным школам, родителям учеников в форме консультаций, проведения показательных (открытых) занятий, разработки сценария спортивных соревнований, подготовки физкультурного и спортивного актива для школьных коллективов физической культуры, Действенная помощь должна оказываться и педагогу-организатору домоуправления. Следует оказывать значительное влияние на родителœей" учеников в направлении формирования их двигательного режима, реализации правил гигиены и закаливания, проведения наблюдений за состоянием здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности.

Ощутимая помощь со стороны внешкольных учреждений должна быть оказана в организации работы по месту жительства детей и подростков. Во дворах, в общеобразовательных школах рекомендуется проводить спортивные праздники, физкультурные вечера, подвижные игры и развлечения, семейные физкультурные состязания с привлечением учащихся разных Классов и школ. Особой популярностью среди детей пользуются спортивные соревнования на призы ʼʼСеребряные конькиʼʼ, ʼʼЗолотая шайбаʼʼ, ʼʼКожаный мячʼʼ, ʼʼПушистая лыжняʼʼ и др.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" 2017, 2018.

11.8. формы организации физического воспитания школьников

11.8.1. Формы организации физического

воспитания в школе

В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.

1. Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40–45 мин каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность.

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относят несколько разновидностей (форм) занятий.

Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7–9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6–7 мин (в младших классах – не более 5–6 мин). Комплексы упражнений обновляются через 2–3 недели, т.е. 2–3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде – в помещении (в проветренных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе.

Физкультминутки и физкулътпаузы на уроках. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3–5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4–6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1–2 мин.

В старших классах проводятся физкультпаузы во время занятий в учебно-производственных мастерских (на уроках труда).

Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.

Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час) направлены на решение следующих задач:

укрепление здоровья; закаливание организма учащихся; повышение уровня физической и умственной работоспособности; поддержание ее устойчивости на протяжении всего учебного года;

совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры; формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Физкультурные занятия в группах продленного дня проводятся, как правило, на свежем воздухе. Они не регламентируются так строго по структуре и времени, как уроки физической культуры. Распределение времени выполнения различных упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подготовленности детей. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть – подготовительная (10–15 мин). Состоит из построения, Разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих или подготовительных упражнений. Вторая часть – основная (от 30 до 60 мин, в зависимости от общего времени занятия). Она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а также самостоятельную двигательную деятельность (игры, физические упражнения). Третья часть – заключительная (5–7 мин). В основном направлена на организованное окончание занятий, включает общее построение, спокойную ходьбу, малоинтенсивные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятия обеспечивается постепенное нарастание физической нагрузки в начале его и постепенное снижение к концу. Организация физкультурных занятий возлагается на воспитателей групп продленного дня.

3. Внеклассные формы организации занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся: 1) спортивные секции по видам спорта; 2) секции общей физической подготовки; 3) секции ритмической и атлетической гимнастики;

4) школьные соревнования; 5) туристские походы и слеты; 6) праздники физической культуры; 7) дни здоровья, плавания и т.д. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы: а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»; б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

11.8.2. Формы организации физического

воспитания в системе внешкольных учреждений

В нашей стране функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста.

1. Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР).

2. Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.

3. Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (прогулки, водные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в общелагерных спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.

4. Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

5. Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).

6. Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на туристско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для специализированного учебно-материального обеспечения физкультурно-спортивной базы, высокой квалификации специалистов по физической культуре и спорту, которыми располагают внешкольные учреждения.

11.8.3. Формы физического воспитания в семье

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся:

1) утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

2) физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий. Проводятся после 30–35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40–45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста;

3) индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях:

– силовая (атлетическая) гимнастика;

оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг);

стретчинг, калланетика и др.;

4) активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.;

5) участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конкурсах (типа «Мама, папа, я – спортивная семья) и викторинах;

6) семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

7) закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.