Занятие по внеурочной деятельности «Семья и семейные ценности». (1 класс). Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников

Цель: осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества

Задачи:

1. Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества;

2. Формирование способности быть хорошим семьянином;

3. Формирование чувства долга и ответственности перед своей семьей.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята. А как вы думаете,что такое семья по вашему мнению?

Дети: Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Правильно, семья.

Сейчас я вам расскажу сказку, а вы, прослушав, ответите, что же такое семья.

Давно-давно, много веков назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Да, -ответила Звездочка. –Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества

Задачи:

1. Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества;

2. Формирование способности быть хорошим семьянином;

3. Формирование чувства долга и ответственности перед своей семьей.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята. А как вы думаете,что такое семья по вашему мнению?

Дети: Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Правильно, семья.

Сейчас я вам расскажу сказку, а вы, прослушав, ответите, что же такое семья.

Давно-давно, много веков назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Да, -ответила Звездочка. –Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза…» «А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила. –Чему ты радуешься, странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота т сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?» «А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья!»

Вывод: Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

Воспитатель: А кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

А как вы называете своих родителей?

Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?

Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

–Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).

Молодцы! Замечательные помощники!

Физкультминутка «Семья» (дети встают возле своих мест)

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши и топот ногами)

Кто живет у нас в квартире? (наклоны в стороны)

Раз, два, три, четыре, пять (приседания)

Папа, мама, брат, сестренка, (поднимание попеременно рук)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я - (прыжки)

Вот и вся наша семья! (хлопок над головой в ладоши)

2.Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Роли распределяются между желающими. Но перед началом игры необходимо обговорить действия того или иного героя. Например: Папа – ходит на работу, зарабатывает деньги, ремонтирует мебель, чинит кран, помогает выполнять домашние дела; мама – хозяйка в доме, готовит еду, стирает, убирает, воспитывает детей; ребенок (дети) – ходит в детский сад, играет, помогает маме и папе.

3.Отгадывание загадок

1.Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ноч книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша. (мама)

2.Вот ведь дело-то какое.

Нас не семеро,а трое:

Папа, мамочка и я,

И все вместе мы - . (семья)

3.Кто не в шутку,а в серьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав не ныть

И коленку расцарапав

Не реветь? Конечно. (папа)

4.Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший. (брат)

5.Пусть не хожу я в детский сад.

Я дома ем оладушки.

Пенсионерка, я и рад,

Моя родная. (бабушка)

6.Он мужчина, и он сед.

Маме - папа, мне он. (дед)

4.Воспитатель: Сейчас я буду задавать вопросы про членов семьи из разных сказок. Все сказки вам знакомы.

Как звали папу Буратино?

Как звали сестру Кая?

Сколько членов семьи было у Красной Шапочки?

Девочка, сделанная престарательным образом из сежных осадков?

За кого должна была выйти замуж Дюймовочка?

Как зовут бабушку, у которой костяная нога?

5..Предложить нарисовать эмблему своей семьи. Обсудить нарисованное.

6. Наше занятие подошло к концу. Хочется пожелать вам всего хорошего, здоровья и семейного благополучия. Чтобы семьи ваши обходила беда стороной. Мир вам и вашему дому!

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчаться секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Нашу беседу мы закончим песней о мире, о счастье.

(Все поют песню «Пусть всегда будет солнце»; музыка А.Островского, слова Л.Ошанина).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Радуга» Комсомольсого района Чувашской Республики

Сценарий на тему

«Семья и семейные ценности»

Подготовила:

Кямялтдинова Зухра Наиловна

Воспитатель МАДОУ

Детский сад № 3 «Радуга»

С.Комсомольское 2017г.


Цель: систематизировать знания детей о семье.

Задачи:

Создавать положительный эмоциональный контакт с детьми, добрую атмосферу на занятии;

Расширить представления о семейных ценностях, учить соотносить внутреннее состояние членов семьи с их поступками;

Развивать умение анализировать, планировать, составлять рассказы по воображению;

Осуществлять диагностический компонент внутрисемейных отношений.

Материал: миниатюрные фигурки (или картинки с изображением членов семьи); камень с указателями; «ковер-самолет»; природные материалы; записи музыкального сопровождения; клей; цветные заготовки для птицы, салфетки по количеству детей.

Ход занятия:

Вводная часть

(Дети сидят на ковре перед педагогом.)

Чтоб сделать волшебным весенний рассвет,

Надо долго, долго идти

И охапку сияющих желтых лучей

Самому на дороге найти.

И добавить к сияющим желтым лучам

Охапку зеленых веток,

Краешек неба, и пенье ручья,

И маленьких птиц всевозможных расцветок.

Все это перемешать

И почти не дышать...

Доброе утро, ребята! Я неспроста начала занятие такими прекрасными строчками, ведь сегодня мы отправляемся в сказку. Подскажите мне, какой сказочный транспорт вы знаете? (Ответы детей.)

Педагог. Я предлагаю полететь на ковре-самолете. (Педагог расстилает ковер.)

Мы летим под небесами,

Над дремучими лесами,

Мы сильные и смелые.

Веселые, умелые.

(Дети «приземляются» на полянку, на поляне лежит камень с указателями: Прямо пойдете - быстро повзрослеете. Налево пойдете - младенцами станете. Направо пойдете - свою мечту найдете.)

Основная часть

Педагог. Ребята, посмотрите, вот камень волшебный, надписи на нем разные. (Вслух читает надписи.) По какой дороге пойдем? Чего вам сейчас больше всего хочется? (Ответы детей, рассуждения.)

Педагог. Для того чтобы определиться с направлением, вспомните, с чего начинается жизнь человека.

Дети. С младенчества.

Педагог. Пойдемте по левой дорожке.

(Подходят к столу, в нём картинки или фигурки «Семья».)

Педагог. У каждого человека есть близкие ему люди.

(Дети рассказывают о своей семье.)

Педагог. Ребята, как вы думаете, что такое семья, кого можно назвать семьей? (Рассуждения детей.) Семья - самое важное слово. Семьи есть разные, маленькие и большие. Я предлагаю вам семью, поселить вместе тех людей, которые являются самыми важными для вас.

Игра «Создай семью» (Игра носит аспект диагностики внутрисемейных отноше­ний. Дети по личному выбору распределяют фигурки (или картинки членов семьи по отношению к себе.)

Педагог. Каждая семья живет в доме. Давайте заглянем в окна и посмотрим, чем же заняты члены семьи? Что делает мама, что делает папа? А кто еще есть в ваших домах?

(Рассказы детей.)

Педагог. Как же много забот у ваших родителей. Когда они только все успевают?.. Я предлагаю разделить мамины и па­пины дела. Мамины дела назовите и положите в волшебную корзинку, а папины дела - в шкатулку.

(Дети вспоминают и называют домашние дела своих роди­телей.)

Педагог. Наступает вечер. Драгоценные часы, минуты, когда вся семья собирается у домашнего очага. Я приглашаю вас пройти к «камину размышлений» и зажечь волшебный огонь.

(Дети и педагог подходят к камину, садятся на диван. Зажигают фонарь.)

Игра «Огонь волшебный...»

Огонь волшебный и могучий,

Развей над нами злые тучи,

Сердца детишек обогрей,

Заворожи нас поскорей.

(Дети вспоминают самые смешные, веселые события, происходившие в их семьях.)

Педагог. У меня в руках мягкий клубочек. Передавая его по кругу, назовите по очереди все ласковые имена, которыми называют вас дома.

(Передавая клубочек, дети называют свои ласковые имена.)

Педагог. Замечательные и такие добрые имена! А как вы называете своих родителей? Есть такая пословица: «Когда семья вместе, так и душа на месте». Как вы ее понимаете? (Ответы и рассуждения детей.)

Педагог. Я предлагаю нам разыграть этюд «Папина командировка». Подумайте, какие чувства возникают? Какое настроение у членов вашей семьи? Что чувствует папа?

Этюд «Папина командировка» (Дети распределяют роли и в соответствии с ситуацией разыгрывают «возвращение папы из поездки».)

Педагог. Вот снова вся семья вместе. Мы прекрасно провели время, вспомнив о семье. Но нас ждет еще много неизвестного. Вперед! Посмотрите, мы опять у камня магического. Пойдем теперь в будущее. Для этого нам нужно перевести часы вперед, А помогут нам в этом песочные часы.

(Педагог достает песочные часы, показывает их детям)

Педагог. Вы теперь стали взрослыми. (Педагог и дети переходят к другому столу.)

Рассказы по воображению «Мое будущее»

Педагог. Здесь лежат волшебные телескопы, в них можно увидеть будущее. Посмотрите в них и расскажите, где вы работаете? Какая у вас семья? (Дети по воображению описывают свое будущее) Замечательно. А теперь нам пора отправляться дальше. Попробуем найти свою мечту. Ребята, что такое мечта? Какого она цвета? О чем вы мечтаете? (Ответы и рассуждения детей.)

Педагог. Ребята, нарисуйте свою мечту и украсьте ее чудесными узорами, диковинными цветами.

Ручной труд «Птица счастья»

Педагог. А воплощением мечты пусть станет «Птица счастья».

(Дети подходят к столам, где лежат заготовки птицы, приклеивают хвост, украшения.)

Заключительная часть

Педагог. Возьмите птиц на ладонь и возвращайтесь на наш ковер-самолет. Мы летим домой.

Мы летим под небесами,

Над дремучими лесами,

Мы сильные и смелые,

Тема занятия : "Семейные ценности."

Цель : расширять представление учащихся о понятиях: семья, мир, человеческие взаимоотношения

Задачи:

Расширять у учащихся знания о мире, человеке и человеческих взаимоотношениях;

Раскрывать понимание значимости самих себя для своей семьи и семьи для каждого человека;

Развивать чувства единения с семьей и через нее – с родственниками, народом и человечеством; воспитывать чувства ответственности и сплоченности.

Ход урока:

1.Эмоциональный настрой.

Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наш урок пройдет плодотворно и будет успешным. И наш урок я хотела бы начать с видео - ролика "Рассуждение детей"

(видео - ролик на тему " Дети так рассуждают о семейных ценностях")

Работа в группах: Попробуйте сформулировать свое определение слову "Семья" и дайте определение

Общее определение слайд1

Беседа: (на доске вывешивается ватман с изображением солнышка и ответы детей пишутся на лучах солнца маркером).

Вопросы:

Что по вашему мнению, нужно для того чтобы существовала семья, какие качества;

Чтобы у детей и родителей были общие интересы;

Чтобы действительно это была семья, как пример для подражания?

(доброта, взаимопонимание, честность, любовь и т.д.). А как эти качества можно назвать одним словом, на чём держится семья?? Правильно - семейные ценности.

Тема нашего занятия "Семейные ценности" слайд 2

Так что же такое ценности? (слайд 3) Размышления и ответы учащихся.

Ценности:- то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;

Значимость, польза, полезность. (словарь С.И.Ожегова)

После всего сказанного давайте попробуем дать определение семейным ценностям.

Семейные ценности являются частью общечеловеческих ценностей.

Любовь, добро, справедливость в семье способствуют становлению личности с развитым чувством долга, трудолюбивой, умеющей ставить ясные и благородные жизненные цели и следовать им согласно нравственным нормам.

Работа в группах : слайд4 у вас на партах лежит лист со сказкой

"Разноцветная семья", вам нужно будет закончить эту сказку и зачитать ее присутствующим, на работу дается 5 минут.В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...

Ответы учащихся.

Вывод: Каждый из вас живет в семье и ваши семьи это тоже своего рода коробочки с карандашами. И ваши родители и родственники прививают и добавляют в вас "свой цвет" - свои ценности которые вы также несете на своем жизненном пути и в вас находиться частичка ваших близких людей. Счастье семьи зависит от воплощения в жизнь таких ценностей как любовь, учение труд доброта здоровье.

Р ефлексия: А сейчас я вам предлагаю синквей: 1 группа - «Семья» 2 группа - «Ценность» 3 группа – «Счастье» (зачитывают свои работы)

У нас на доске находятся островки счастья (желтый), страха(черный), равнодушия (синий) и мне бы хотелось чтоб каждый из вас взял стикер и наклеил на тот остров какое состояние на данный момент

Спасибо за урок

Вывод: Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они могли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие«счастливая семья».
Задачи:
1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память.
3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус.
5. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование:
- компьютер;
- презентация;
- магнитофон с записью песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского);
- «кирпичики» - карточки для выполнения заданий;
- карточки с заданиями;
- колокольчик;
- стихи о школе;
- пословицы;
- загадки;
- викторина «И в шутку и всерьёз»;
- высказывания В. Сухомлинского о семье;
- памятки.

Ход занятия

1. Организационный момент. Психологический настрой. (2 слайд)
Каждый год звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень!
Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.
Пусть нам лета жаль немного -
Мы грустить не будем зря.
Здравствуй, к знаниям дорога!
Здравствуй, праздник сентября!
(В. Степанов)
- Сегодня мы снова собрались все вместе в новом уютном классе. Я поздравляю вас с началом нового учебного года. Я рада видеть вас повзрослевшими уже в 4 классе.
- Сегодня, 1 сентября - в День знаний,первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
2. Определение темы занятия.
Целеполагание.
- По загадкам прошу отгадать тему Дня Знаний. (слайд 3)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)

С кем же я ходил на пруд?
Таму нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Неприносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«И на том спасибо»! (дедушка)

Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю — в пиалу налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Ктоменя поцеловал? (мама)

Ты друг самый лучший,
Всегда защитишь,
Где надо - научишь,
За шалость простишь.
Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь. (папа)

Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).
- Кто догадался: о чём пойдёт речь?
Кто сможет сформулировать тему нашего урока
Знаний?
- (тема урока Знаний «Семья»).
- Нашпервый урок в этом учебном году пройдёт под названием «Семья и семейные ценности». (слайд 3)

Прочитайте слова великого педагога В. Сухомлинского.
(слайд 4)
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (мнения детей)
- Нам с вами предстоит ответить на вопросы: (слайд 5)
- Что такое семья?
- Какая семья называется счастливой?
- Что такое семейные ценности?
- А для начала мне бы хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем? (слайд 6)
(рассказы учащихся о летнемотдыхе).
3. Работа по теме.
- По вашим рассказам каникулы вы провели замечательно, отлично отдохнули, окрепли.
- Кто из вас был самым внимательным во время рассказов детей о своём отдыхе и сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще других? (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя).
- А кто это? (Это члены семьи).
- Так что же такое семья? (дети высказывают мнения)(слайд 7)
«Семья - это дом, где тепло и уютно,где тебя любят ».
«Семья - это родные друг другу люди».
«Семья - это близкие друг другу люди,которых объединяют общие интересы».
- Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (слайд 8)
«Семья- группа живущих вместе близких родственников».
Семья.
Как греет душу это слово!
Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли святым именем. Асколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Слово «семья» можно разделить, например, на два слова: «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких же, как и я». И правда - в семье все чем - то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером.

Могут быть общие увлечения и любимые занятия.
Ты скажешь, что не в каждой семье наберется семеро. Верно, но не это важно. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что и семья тоже едина и неделима. Полезнознать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда твои родители создавали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге. Наши предки издавна учили, что это семя не взойдет без помощи старших и без воли Божьей. Вот почему жених и невеста от родителей получили благословение, а от Бога-венчание. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки - сыночки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого н и сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Почитатьродителей- значит: в детстве - их слушаться, в молодости- с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды.Бывает,что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. Любили тебя без особых причин:
Зато, что ты внук,
Зато, что ты сын,
Зато, что малыш,
Зато, что растешь
Зато,что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Ваши родители всегда буду любить вас и заботиться о вас. Но придет время, когда и вам придется ухаживать за своими родителями. - Акак вы считаете, а какая должна быть семья?

(в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).

Я хочу прочитать вам одну легенду. «Как появилась дружная семья». Давным - давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью».

Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к

другу, придерживаясь этих качеств: - Ребята, каких качеств надо придерживаться,чтобы семья была дружной, счастливой; на

чём же должна строиться семья?

(Понимание, Любовь, Уважение,

Доверие,
Доброта,
Забота,
Помощь,

Дружба)
- Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это - составляющие

крепкого фундамента для семьи - семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только приобрести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока. -Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
- Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью. (слайд 9)
«Какой хороший вечер»
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
Сгазетой папа дремлет.
Готовитмама ужин.
Подкрышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню.
Глаза мои закрылись
Раскрыть бы их пошире.
Глядеть бы удивлённо.
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я уже уснувший
У мамы на коленях.
- Хотелось ли вам жить в такой семье?

Почему? (высказывания детей).
- Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (слайд 10) (наслайде слова: уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость).
- Закончите пословицу о семье: (слайд 11)
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе братство лучше … (богатства)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте)
- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).
- Вы, верно, считаете, что и наш класс можно назвать семьей.
Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.
- В современной песне поётся:
Родительский дом - начало начал,
Ты в жизни моей, надёжный причал.
Родительский дом!
Пускай много лет
Горитв твоих окнах добрый свет.
Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?
- Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады (учащиеся распределяются).
При строительстве дома необходимо соблюдать ряд требований:
- Начало и конец работы по команде.
- Согласие и несогласие движением руки.
Правила понятны? (Учитель распределяет между «бригадами»задания; «бригады» выбирают своего прораба).
Задание для 1 бригады : на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом». (белые кирпичики) - «Дом» - это… .
Заданиедля 2 бригады : написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». (розовые кирпичики)
«Семья - это…
Заданиедля 3 бригады : записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений. (синие кирпичики)
Заданиедля 4 бригады : (зелёные кирпичики) создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .(на подготовку 5 - 10 минут)
- Все бригады готовы, осталось толькопостроить дом.
-Строительство дома начинается с фундамента.
I бригада «Прораб» зачитывает ответы: Дом - это… (крепость, очаг, начало начал,кров, причал).
- Молодцы, фундамент дома готов.Начинаем строительство стен дома.
II бригада «Прораб» зачитывает ответы: Семья - это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие

родственники).
- Молодцы, строительство стен в домезавершено. Осталось покрыть дом крышей.
- Что нужно для крепости семейных отношений?
Об этом нам расскажет «прораб»
III бригады.
IIIбригада . «Прораб» зачитывает ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.
IV бригада расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны всемье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .
Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.
Нельзя:
- огорчать;
- ругаться;
- предавать;
- грубить;
- повышать голос;
- быть агрессивным;
- выплёскивать на других свой гнев, обиду;
- бездельничать, когда взрослые трудятся.
Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.
- Много серьёзных слов было сказано осемье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и всерьёз». (слайд 12-13)
1. Какое выражение стало символом большой семьи:
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)
3. Цветок - символ семьи (ромашка).
4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)
5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? (о матрёшке)
6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?

(«Яблоко от яблони недалеко падает»).
7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики?

(в доме)
8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).
- Мне очень интересноузнать, какие вы хорошие дочери и сыновья по отношению к своим родителям. Выполним тест:
- Будете ставить знак «+ » или « - » в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ вы даёте.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестёр?
3.Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь, срочно необходима матери или отцу и когда собираются приобрести её?
4. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
5. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
6. У твоих родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты своё нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или может быть молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
7. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
8. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
4. Итог урока
- Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:-Интересно вам было строить дом?
- Работать в строительной бригаде?
- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?
- Что на свете всего дороже? (Семья). (слайд 14)

А что значит семья? (Это - семь я).
- Без чего не может быть она? (Без папы, мамы и меня).
- А чем же скреплена она? (Любовью, заботой и теплом). Ведь все мы связаны семьёй. (слайд 14)
Пусть всё это только игра,
Ноею сказать мы хотели: Великое чудо семья! Нетв жизни важнее цели Храните её! Берегите! (слайд 15)
Раздаются детям памятки.
- Свято храни честь своей семьи.
- Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
- Подари родителям радость.
- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №5 имени Героя Советского
Союза Константина Павлюкова»
Воспитательное занятие
Тема: «Семья и семейные ценности».

Подготовила:

классный руководитель
9
«В» класса

Неклюдова Д.Р.

Л.Н.Толстой
Ход занятия:

1.Вступительное слово учителя: Наше занятие начнется необычно. Сейчас
каждому из вас я раздам по одной фасолинке. Вам необходимо очень
внимательно рассмотреть свою, найти ее отличия. (Учащиеся в течение
одной минуты рассматривают свою фасоль).
­ Каждый из вас нашел, чем же ваша фасоль отличается от других, хотя на
первый взгляд все они одинаковые. Расскажите, чем же ваши фасолинки
отличаются от других? (Учащиеся высказывают свое мнение).
­ На первый взгляд, все фасолинки казались одинаковыми, но оказалось, что
все они чем­то отличаются. Так и мы с вами. У нас есть черты, которые нас
отличают друг от друга, но есть и много общего. Что же есть у каждого из
нас, что нас объединяет? (Учащиеся предлагают свои варианты, кто то из
ребят говорит слово семья.)
­ Действительно у каждого из нас есть семья, и как раз теме семьи и
посвящено наше занятие. Сегодня мы узнаем, что такое семья, ее значимость
для человека, для государства. Узнаем о ценностях семьи.
В семейном кругу мы с вами растём,

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
В китайском эпосе есть одна притча. Жила­была на свете семья. Она
была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала
она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что,
мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и
лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже
упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны.
И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его
возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям,
спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села
добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься
такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что­то
писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули
старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ,
Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как
водится, за ухом и спросил:

Ячейка общества
жизнь любовь

Брак взаимоуважение
понимание
Семья это ячейка общества, построенная на любви, взаимоуважении и
понимании.
­ Понятие семья, в разных источниках трактуется по­разному.
В толковом словаре Ожегова значение слова семья трактуется
объединенных общей
«Это группа людей,
следующим образом:
деятельностью, общими интересами».
Международный день семьи отмечается ежегодно 15 мая, начиная с
1994 года. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН. Всероссийский день
семьи, любви и верности впервые отмечался 8 июля в 2008 году, который был
объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе
депутатов Государственной Думы. Идея праздника возникла несколько лет
назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоятся мощи
святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья

память совершается 8 июля. Символом этого праздника является цветы –
ромашки.
­ А знаете ли вы почему? (Учащиеся высказывают свои мнения).
Ромашка ­ очень родной, какой­то добрый, домашний цветок. Кроме
всего прочего, ромашка символизирует лето, тепло, уют, невинность и
чистоту. Символ Дня семьи, любви и верности, придумала Светлана
Медведева, жена Дмитрия Медведева.
Когда появилось слово “семья”!
Когда­то о нём не слыхала земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам –
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я"
Кто, моя царица, воспитает их?
И Ева покорно ответила: "Я"
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
­ У каждой семьи есть определенные функции.
­ К функциям семьи относятся:
1.воспитательная;
2.хозяйственно­бытовая;
3.экономическая;
4.социально­статусная;
5.психотерапевтическая;
6.репродуктивная;
7.духовное общение;
8.досуговая.
­ Предлагаю вам сейчас опять поработать в группах и затем рассказать о
значимости каждой функции. Это задание вы будите выполнять с помощью
концептуальной таблицы.
Функции
воспитательная
хозяйственно­бытовая
Значимость

экономическая
социально­статусная
психотерапевтическая
репродуктивная
духовное общение
досуговая
(Учащиеся работают в группе, затем по очереди каждая группа
рассказывает о значимости функций. Первая группа – первые две функции,
вторая – третью и четвертую и т.д.)
­ Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не
обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Это место
называется родной дом, а люди, которые там живут семьей. А знаете ли вы,
какие бывают семьи? Предлагаю вашему вниманию типы семей. Такую
классификацию дают авторы учебника по обществознанию. Итак, типы семей:
По числу детей
Многодетные
Малодетные
Бездетные
По родственной
структуре
Многопоколенные
Двухпоколенные
По количеству
родителей
Полные
Неполные
­ А какие семьи встречаются чаще всего в современном обществе? С чем это
связано. Подумайте, пожалуйста, над этим в своих группах. (Учащиеся
думают, затем высказывают свое мнение).
­ Каждый член семьи выполняет определенную роль. А какую? Предлагаю вам
следующее задание – ромашка.
­ На доске вы видите изображение ромашки. Один человек из группы
подходит и выбирает себе лепесток, где написаны определённые члены семьи.
Ваша задача написать об их обязанностях.
(Учащиеся работают в группе, идет обсуждение и затем один человек из
группы выступает).
Пример: (перечислить обязанности только 3х человек, выделенные
жирным шрифтом)
1.Семья из 4­х человек: мама, папа, старшая дочь и младший сын.
2.Семья из 5­ти человек: мама, бабушка, старшая дочь, и два брата
близнеца.
3.Семья из 3­х человек: мама, папа, сын.
4.Семья из 4­х человек: мама, дедушка, старший сын и младшая сестра.

­ Сейчас вы перечислили обязанности членов определенной семьи. Знаете ли
вы, как называется эта группа людей? Эта группа людей называется
родственники.
­ Любая семья индивидуальна. У каждой семьи есть свои обычаи, традиции,
правила и ценности. Что же такое ценность?
Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит
достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим
поколениям. Семейные ценности воспитываются с раннего возраста через
рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в
бережно хранимом семейном архиве. Семейные ценности – это часть
исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от
наших дедов и прадедов.
Придя сегодня домой, поговорите с членами ваших семей о ваших
семейных ценностях, пересмотрите семейные альбомы, вспомните интересные
моменты ваше семьи, ваши праздники, да просто поговорите по душам.
Семья­это счастье, любовь и удача,
Семья­это летом поездки на дачу.
Семья­это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья­это труд, друг о друге забота
Семья­это много домашней работы.
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая ваша семья!»
­ В заключение нашего занятия предлагаю вам поработать уже индивидуально
и составить синквейн. Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек,
написанных по правилам:
1­я строчка ­ это название темы одним словом.
2­я строчка ­ это определение темы в двух прилагательных.
3­я строчка ­ это три глагола.
4­я строчка ­ фраза из четырех слов.
5­я строчка ­ завершение темы. Как правило, это синоним первого слова,
выраженный любой частью речи.
Пример:
1.Семья
2.Крепкая, единственная
3.Развивается, укрепляется, увеличивается
4.Семья это главное богатство
5.Жизнь
­ Обязательно прочитайте пятистишие членам своей семьи.

­ А теперь посмотрите еще раз на фасолинку которую вы выбирали в начале
занятия. Заберите ее, прорастите, сфотографируйте и поместите фотографию
в семейный альбом. Как символ добра, тепла и уюта.
­ А на память о нашем занятии я бы хотела вам подарить маленькую ромашку,
на лепестках, которых написаны семейные заповеди, запомните их берегите
свою семью.
(Учитель подходит к каждому учащемуся и дарит ромашку).
Семейные заповеди:
1.Свято храните честь своей семьи.
2.Любите свою семью и делайте ее лучше.
3.Будьте внимательными и чуткими, всегда готовыми прийти на помощь
членам семьи.
4.Дарите друг другу радость.
5.Умейте найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
6.Живите в мире и согласии.
7.Берегите друг друга.
­ Закончить наше занятие мне бы хотелось вот такими строками:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
­ Спасибо за работу. До свидания.