Женщины кабула. Самосожжение женщин в Афганистане - жесть (15 фото)

72

Профессор университета Билл Подлич из Аризоны сделал целую серию снимков в 1967 году, пока жил и работал в Афганистане со своей семьей - женой и двумя дочерьми. Потрясающие фотографии Афганистана 1960-х годов настолько отличаются от нынешних образов истерзанного войной государства, что кажется, это две разные страны.

Доктор Билл Подлич снимал на фотопленку "Кодахром". На его снимках Афганистан предстает перед нами как спокойная и умиротворенная страна, которую скоро уничтожит режим "Талибана".


Дочери профессора Билла Подлича Джен и Пег в садах Пагман, которые являлись одним из самых популярных мест отдыха в Кабуле. Сады были полностью разрушены во время войны.


Афганские школьницы идут домой. Девочки, так же как и мальчики, учились в школах и носили школьную форму, поступали в университеты. Женщины редко надевали паранджу в крупных городах. Сейчас в Афганистане женщины обязаны носить паранджу, появляться только в сопровождении своего мужа или родственников, а образование для женского населения не приветствуется.


Вполне себе счастливые люди собрались на большегрузных автомобилях, которые использовались как трибуны.


Мужчины отдыхают в тени. Внизу видно поселение, которое на протяжении многих веков является центром гончарного искусства.


Сестры держатся за руки, Кабул.


Одна из дочерей профессора на местном рынке в городе Исталиф, который являлся одним из самых красивых мест в стране. Город был уничтожен во время войны.


Во время урока в американской международной школе в Кабуле, которую посещали дочери профессора.


Мужчины на пикнике пьют чай и слушают музыку.


Очередь на заправочной станции.


Мальчик украшает торты.


Люди купаются в реке Кабул.


Школьники танцуют на площадке для игр.


Юные афганцы возвращаются домой. На заднем фоне - потрясающий пейзаж.


Афганский учитель.


Парковка перед американской международной школой в Кабуле, в которой учились дочери профессора Подлича. Школы тоже больше не существует.


Одна из дочерей профессора - Пэг.


Студенты педагогического колледжа в Кабуле.


Мечеть Шах-до-Шамшира (повелителя двух мечей) в Кабуле. Именно около мечети в 2015 году толпа линчевала 27-летнюю Фарханду Маликзаду после ее спора с торговцем амулетов, который обвинил женщину в сожжении Корана. Этот случай показал реальную ситуацию в отношении прав женщин в Афганистане.


Мужчина готовит сладкий десерт джалеби на открытом огне.


Во время урока по химии.


В автобусе, идущем из Кабула в Пешавар, Пакистан.

Королевский холм в садах Пагман.


Во время ремонта дорог.


Парад афганской армии в Кабуле.


Тоннель Саланг, который соединяет северную и южную части страны, был построен советскими специалистами в 1964 году под труднопроходимым перевалом Саланг.


Все, что осталось от одной из статуй Будды в Бамианской долине, которая была возведена в VI веке нашей эры. В 2001 году обе статуи были разрушены талибами.

dailymail.co.uk/bigpicture.ru

Исследуя взаимоотношения мужчин и женщин Афганистана, невольно начинаешь подозревать, что большинство этих людей являются поклонниками БДСМ-тематики. И не скрывают этого. Что еще можно подумать после просмотра многочисленных видеороликов, на которых афганские мужчины плетьми или кнутами избивают женщин в общественных местах? И те не сопротивляются. Может, им это нравится?

В ситуации, когда любое общение между представителями разных полов жестко регламентировано, даже побои становятся формой проявления внимания. Хоть и довольно извращенного. Единственное, что смущает, такие развлечения в стиле садо-мазо часто видят дети, они становятся невольными зрителями «соблюдения норм шариата». Насколько это опасно для неокрепшей психики подростков? Вот вопрос.

Так было не всегда

БДСМ не всегда являлось повальным увлечением афганцев. Отношения между большинством мужчин и женщин в этой стране на протяжении многих веков были довольно стандартными, как во многих исламских государствах Азии. Первые разговоры о положении представительниц прекрасного пола в афганском обществе начались еще во второй половине XIX века. А в 1919 году жительницы страны получили право голоса.

Дальше – больше. В середине прошлого века местные женщины избавились от паранджи, а в 1960 году в Конституции Афганистана появилась норма о равных правах граждан, независимо от половой принадлежности. Но начавшаяся смута и гражданская война перечеркнули позитивные перемены. Боевые действия, бедность, отсутствие социальной и юридической защищенности, вдовство и сиротство – все это сделало афганских женщин зависимыми от мужчин. А когда возникает ось «подавление – подчинение», тут и проявляются дремлющие в некоторых людях извращенные наклонности. И не только у мужчин.

В 1996 году после десятилетий кровавых междоусобиц, разоривших и практически уничтоживших когда-то процветавшее государство, к власти в стране пришло движение "Талибан". Его сторонники извратили не только отношения между мужчинами и женщинами, но и основы ислама, которым они прикрывались для удовлетворения своих нестандартных потребностей. Массовые порки женщин и другие телесные наказания, все эти БДСМ-утехи талибы устраивали прилюдно, чтобы «подсадить» на садомазохистские развлечения как можно больше людей. И это им удалось.

К сожалению многих извращенцев духовно близкий им режим талибов потерпел поражение, просуществовав в Афганистане более 5 лет. В декабре 2001 года к власти в стране пришла так называемая переходная администрация. Но положение афганских женщин существенно не изменилось. Конечно, таких массовых зверств, как при талибах, уже не происходит, но проблем от этого не становится меньше.

Что им запрещено

Афганцы считают потенциальными грешницами 8-летних девочек. С этого возраста им запрещено видеть мужчин за исключением родственников. Выходить из дома без сопровождающего тоже нельзя. О том, чтобы водить машину, не стоит и думать. Все тело женщины, в том числе и лицо, должно быть скрыто от посторонних глаз. Возбраняется и громко разговаривать, находясь в общественном месте, чтобы своим приятным голосом не вводить случайных прохожих в искушение. Выходить на балконы своих домов и выглядывать в окна первых этажей зданий тоже возбраняется: повсюду грешники, которые только этого и ждут. Даже дома женщины не могут позволить себе нарядную одежду и косметику. Работать запрещено во избежание встреч с посторонними мужчинами.

Без права на медицинскую помощь

Одной из главных проблем афганских женщин является невозможность получить квалифицированную медицинскую помощь. Фактически любая болезнь смертельна, если ее не лечить.

Обращаться к врачу-мужчине афганка не может, ведь это грех. А женщин-врачей в этой стране катастрофически мало, поскольку часть из них была казнена талибами за нарушение законов шариата, а другая часть бежала за границу. Новых специалистов никто не готовил, потому что исламисты категорически запретили женщинам учиться.

Богатым мужчинам проще: они могут позволить себе отвезти больную мать или сестру в соседний Пакистан, где нет такой проблемы. А бедняки вынуждены наблюдать, как родственница долго страдает, а затем умирает в муках.

Известные случаи насилия

При талибах в Афганистане работали подпольные школы и больницы. Врачи и учителя, помогавшие женщинам на свой страх и риск, в случае доноса попадали в тюрьму или на виселицу. Многие представители местной интеллигенции были казнены.

Афганкам отрезали пальцы на руках и ногах, если они отваживались делать маникюр и педикюр. В декабре 1996 года 225 женщин были избиты плетьми по решению суда: сторонники "Талибана" задержали их за нарушение исламского дресс-кода. Члены религиозной полиции ходили по улицам городов с кнутами и избивали всех встречных женщин, осыпая их оскорблениями. Подпольно работающих афганок просто расстреливали на улицах. Казни женщин, среди которых были многодетные матери, устраивались как шоу для многотысячной аудитории.

Талибы призывали таксистов и продавцов наказывать женщин прямо в общественных местах за те или иные нарушения правил шариата. Поэтому на улицах, где играют дети, можно было увидеть такую картину: мужчину с плеткой окружили дамы в паранджах, которые по очереди поворачиваются к нему спиной, а тот их нежно похлопывает, «наказывает». При этом данный тип не приходится женщинам ни родственником, ни супругом. Вот такое развлечение.

Аиша Мохаммедзаи

Правда, один случай домашнего насилия над женщиной, который стал достоянием широкой общественности, стоит особняком. В 2010 году весь мир был шокирован фотографией 19-летней Аиши Мохаммедзаи, также известной под именем Биби Аиша. Снимок был размещен на обложке журнала Time. У девушки не было ни носа, ни ушей. Их отрезал ее муж в наказание за побег из дома.

Эта афганка родилась в горной провинции Уразган. В 12-летнем возрасте ее выдали замуж за члена враждебного клана, чтобы остановить междоусобицу. Новая родня стала отыгрываться на девочке за все неприятности, причиненные ее семьей ранее. Первые два года, предшествовавшие браку, Аиша жила на конюшне. У ее мужа было 10 братьев, все они регулярно избивали невестку, издевались над ней, пользуясь беззащитностью и полным бесправием подростка.

В возрасте 18 лет, не выдержав домашнего насилия, девушка смогла сбежать от мужа и его родни. Разумеется, ее вскоре поймали и посадили в тюрьму города Кандагара. После возвращения к законному супругу на семейном совете было принято решение: отрезать Аише в наказание за побег нос и уши. Так и было сделано. Несчастную оставили одну в горах умирать, истекая кровью, но она выжила.

Сейчас у девушки все наладилось, насколько это возможно после перенесенных издевательств. Ей сделали серию пластических операций в США. Аиша живет в штате Мэриленд у приемных родителей, пытаясь справиться с психологической травмой.

Подложные сыновья

Афганская женщина оправдывает свое существование в этом мире только рождением сына. Мать мальчика поощряется обществом, ведь она подарила своему мужу наследника. Напротив, если в семье нет сына, а есть только несколько дочерей, то такую супружескую пару соседи и родственники осыпают насмешками, как неполноценных.

Во избежание сурового людского суда некоторые семьи идут на хитрость: одну из дочерей они «превращают» в сына. Просто одевают как мальчика, дают мужское имя и заставляют вести себя в обществе соответственно. Таких детей обычно называют «бача-пош». Их довольно много. Девочки быстро учатся скрывать от сверстников свой настоящий пол, они ходят в школу вместе с мальчиками, играют в футбол. Никто и не догадывается ни о чем.

Когда бача-пош подрастает, ее «превращают» обратно и выдают замуж. Такие резкие перемены могут негативно сказаться на психике, но кого это волнует? Главное, чтобы соседи больше не судачили и не показывали пальцем на супругов, которые не смогли произвести на свет сына.

Постоянные проявления разных форм насилия в отношении женщин, низкий уровень здравоохранения и отчаянная нищета сделали Афганистан самой опасной страной в мире для женщин.

На втором места находится Демократическая республика Конго из-за ужасного уровня изнасилований и сексуальных преступлений, жертвами которых становятся женщины.

Пакистан, Индия и Сомали заняли, соответственно, третье, четвертое и пятое места по результатам глобального исследования, направленного на изучение всевозможных угроз для женщин в разных странах мира.

В число таких угроз входят домашнее насилие и экономическая дискриминация, умерщвление плода женского пола (уничтожение плода в матке), принудительное изменение половых органов и многое другое.

Обзор, составленный обществом Thomson Reuters Foundation, размещает Афганистан в верхней части списка самых неблагоприятных и опасных в мире стран для женщин.

Специалисты программы TrustLaw попросили 213 экспертов по гендерным вопросам оценить страны по общему уровню опасности, а также по шести категориям риска.

В потенциальные риски входили угрозы для здоровья, сексуальное насилие, несексуальное насилие, культурные или религиозные факторы, отсутствие доступа к ресурсам и торговля людьми.

1. Женщины в Афганистане - это практически полное отсутствие экономических прав, что представляет серьезную угрозу для жизни и благополучия. Афганский солдат использует деревянную палку для поддержания порядка среди женщин, которые стоят в очереди в ожидании гуманитарной помощи в гуманитарном центре Всемирной продовольственной программы в городе Кабул, 14 декабря 2001 года.

ООН начала свою крупнейшую в мире программу распределения продовольствия в афганской столице, раздавая мешки пшеницы более чем трем четвертям населения разрушенного войной города. 2

2. «Продолжение конфликта, авиаудары НАТО и практически полное отсутствие гуманитарной программы сделали Афганистан очень опасным местом, для женщин», рассказывает Антонелла Нотари, глава ассоциации «Women Change Makers» - группы, которая оказывает поддержку женщинам по всему миру.

На фотографии - женщина проходит мимо полиции спецназначения на стадионе Кабула, 23 февраля 2007 года.

3. Пострадавшую женщину увезли с места взрыва в Кабуле 15 декабря 2009 года. По крайней мере, четверо гражданских лиц были убиты при взрыве бомбы террориста-смертника, находившегося в автомобиле неподалеку от отеля, в котором останавливаются преимущественно иностранцы, в главном дипломатическом районе Кабула и через дорогу от дома бывшего вице-президента.

4. Афганская женщина рядом с постелью дочери в больнице города Чарикар, 11 мая 2009 года. Почти 50 афганских подростков находились в больнице после попадания неизвестного газа в школу для девочек в северном городе Чарикар, это уже второй случай массового отравления учащихся женского пола за месяц. Нападения на школы для девочек участились, особенно на востоке и юге страны.

За год до этого, группе школьниц в Кандагаре плеснули кислотой в лицо мужчины, которые возражали против их права посещать школу.

5. Почти полное отсутствие экономических прав подвергает опасности жизни жительниц Афганистана. На фотографии: женщины просят милостыню на дороге в Кабуле, в то время как падает снег, 13 января 2009 года.

6. “В Афганистане, у женщин есть один из одиннадцати шансов умереть при родах.” Афганские матери посещают клинику в районе Eshkashem провинции Бадахшан, к северо-востоку от Кабула, 23 апреля 2008 года.

7. Семнадцатилетняя Шамсия, в лицо которой плеснули кислотой талибы, лежит в госпитале в Кабуле, 15 ноября 2008 года.

8. Родственница афганского заключенного плачет за пределами Пули-Чархи на восточной окраине Кабула, Афганистан, 28 февраля 2006 года.

Осада в Пул-и-Чархи, крупнейшей тюрьмы в Афганистане, продлилась несколько дней, но правительство до последнего выражало надежду на мирное разрешение конфликта, вопреки кровавым восстаниям сотен заключенных.

9. Женщины, посмевшие выделиться или претендовать на какую-то значимость, подвергаются постоянной угрозе насилия и смерти.

На фотографии - поврежденный плакат афганской женщины, решившей баллотироваться в депутаты парламента, на стене в Герате, западной части Афганистана, 8 сентября 2010 года.

10. Афганская женщина в традиционной парандже-бурке на дороге на фоне броневика с вооруженными солдатами Северного Альянса на окраине Джебель ус Серадж, приблизительно в шестидесяти километрах к северу от афганской столицы Кабула, 4 ноября 2001 года.

Северный альянс, группировка в основном этнических узбекских и таджикских бойцов на севере страны, воспринимается с подозрением и враждебностью этническими пуштунами, которые живут в других областях.

11. Афганские женщины ждут своей очереди в распределительном центре Всемирной продовольственной программы (в Кабуле, 10 февраля 2011 года.

12. Афганская девочка трогает протез ее матери в ортопедическом центре Али Абад в Кабуле, 12 ноября 2009 года. Центр, которым руководят основном инвалиды, направлен на обучение и реабилитацию жертв противопехотных мин и людей с любым типом физического уродства или неполноценности, чтобы помочь их более эффективной интеграции в общество.

Они также обеспечивают пациентов беспроцентными микрокредитами на суммы до шестисот долларов сроком до восемнадцати месяцев.

13. Афганская мать держит своего ребенка, в то время. как она посещает клинику в районе Eshkashem провинции Бадахшан, к северо-востоку от Кабула, 23 апреля 2008 года.

Женщины умирают во время родов, каждый день в Афганистане, стране с одним из самых высоких уровней в мире материнской смертности.

14. Афганская женщина в парандже со своим сыном, чьи ноги были ампутированы, просит милостыню на одной из улиц Кабула, 4 августа 2008 года

15. Женщины, которые делают попытку высказаться или взять на себя общественные роли, которые бросают вызов укоренившимся гендерным стереотипам того, что является приемлемым для женщин, в том числе, женщины, осмеливающиеся работать полицейскими или ведущими новостей, часто подвергаются запугиванию или насилию.

Женщина на фотографии приняла участие в мероприятии, чтобы обсудить кандидатов в президенты в Кабуле, 11 августа 2009 года.

16. Ошеломляющий уровень сексуального насилия на востоке Демократической республики Конго делает эту страну вторым наиболее опасным местом для женщин.

Одно из недавних исследований, проведенных американскими специалистами, утверждает, что более 400.000 женщин насилуют там каждый год. ООН признала Конго столицей изнасилования мира.

На фотографии - женщина, которая недавно перенесла операцию, лежит на больничной койке в больнице общего профиля в Дунгу на северо-востоке Конго, 17 февраля 2009 года.

17. “Правозащитники говорят группы боевиков и солдаты выбирают в качестве объектов насилия женщин всех возрастов, в том числе девочек в возрасте трех лет и пожилых женщин”, гласят данные проведенного исследования. ” Женщины подвергаются групповому изнасилованию, изнасилованию с помощью штыков, а также были случаи того, как после совершенного насилия, женщинам стреляли в половые органы.

На фотографии - люди бегут после возобновления боевых действий в деревне Кибати, 7 ноября 2008 года. Боевые действия между повстанцами и правительственными войсками вспыхнули на востоке Конго, также лидеры африканских стран призвали к немедленному прекращению огня, чтобы положить конец конфликту.

18. Мать кормит грудью своих двух истощенных детей в католическом центре гуманитарной миссии в захваченном повстанцами Рутшуру, в 70 километрах (50 милях) к северу от Гома на востоке Конго, 13 ноября 2008 года.

19. Женщина, лишившаяся крова над головой в результате войны, молится во время воскресной службы в церкви в центре Дон Боско в Гома на востоке Конго, 23 ноября 2008 года.

20. Женщина, оставшаяся без крова над головой в результате войны, находится в палатке с ребенком во временном лагере в Кибати возле Гома на востоке Конго, 13 февраля 2009 года.

Военные власти Конго утверждают, что более сорока руандийских повстанцев хуту погибли при воздушном налете По информации правозащитников в ходе военных действий погибли около ста мирных жителей.

21. Женщины из церковного хора сидят на скамейках на фоне потоков застывшей лавы, образовавшейся вследствие извержения вулкана в 2002 году в восточном конголезском городе Гома 14 августа 2010 года. 22

22. Солдат правительственных войск несет младенца на спине в Мушаке на востоке Конго, 26 января 2009 года.

23. Перемещенные в результате войны 71-няя Элен Намикано, семидесятипятилетняя Ребекка МартаКаниги, 65-няя Венанция Ндамкунзи 74-няя Атия Юджиния Мобато сидят вместе на ступенях здания в деревне Мугунга, к западу от восточного конголезского города Гома, 24 августа 2010.

Все четыре женщины уже не раз бежали от боевых действий в провинции Северное Киву на протяжении последних четырех лет, несмотря на усилия по установлению мира в Демократической Республике Конго.

24. Умирающая женщина из Руанды пытается кормить грудью ребенка рядом с сотнями трупов, ожидающих похорон в братской могиле недалеко от лагеря беженцев Муниги, в двадцати километрах к северу от Гома.

25. Пакистан занимает третье место на основе культурной, племенной и религиозной практики, которая наносит ущерб женщинам. “К числу угроз относятся нападения с применением кислоты, детский и принудительный брак и наказание или возмездие путем забивание камнями, а также другое физическое насилие”.

На фотографии женщину утешает ее мать во время ожидания медицинского обследования в госпитале в регионе Сват, расположенном в беспокойном районе на северо-западной границе Пакистана 21 марта 2010 года.

26. Дочери пакистанской христианской женщины, Азии Биби, с фотографией своей матери у своего дома в Sheikhupura в провинции Пенджаб в Пакистане 13 ноября 2010 года.

Азия Биби, христианская мать четверых детей, была приговорена к смертной казни за богохульство.

27. Мукхтаран Май дает интервью в школе в Меервала, расположенной в районе Музаффаргарх в центральной провинции Пакистана Пенджаб, 22 апреля 2011 года.

Май, пакистанка, ставшая жертвой коллективного изнасилования, санкционированного сельской общиной, стала символом угнетенной женщины страны.

28. “Пакистан имеет один из самых высоких коэффициентов убийств из-за приданного, так называемых убийств чести и ранних браков.” По словам комиссии по правам человека в Пакистане, по меньшей мере тысяча женщин и девушек умирают из-за так называемых «убийств чести» ежегодно.

На фотографии - школьники поют национальный гимн Пакистана во время репетиции в мавзолее Мухаммеда Али Джинна, основателя Пакистана в Карачи, 13 августа 2009 года, накануне Дня Независимости.

29. Индия является четвертой самой опасной для женщин страной. “Центральное бюро исследований в Индии отмечает, что в 2009 году около 90% оборота в торговле людьми произошло в стране и, что на тот момент в стране было около трех миллионов проституток, из которых около 40% составляли дети.

На фотографии - женщина плачет, сидя возле своего дома после того как полиция арестовала всех членов ее семьи мужского пола в деревне Бхатта Парсаул в районе Гаутама Будда Нагар северного индийского штата Уттар-Прадеш, 8 мая 2011 года.

30. Женщины работают на луковых полях в Pimpalgaon, около 215 силометров (133 миль) к северу от Мумбаи, 23 января 2011 года. Лук является основным ингредиентом для почти всех индийских блюд.

Резкий рост цен на продукты растительного происхождения часто вызывает уличные протесты в стране, где более 40 процентов из 1,2 миллиарда населения, живет на менее чем 1,25 доллара в день.

31. Принудительные браки и принудительный труд также добавляют опасности для женщин. “До 50 миллионов девочек, как считается, ” пропали без вести” в прошлом веке из-за убийства новорожденных девочек и абортов”, рассказывают представители Фонда народонаселения ООН.

В этой стране родители предпочитают иметь мальчиков, а не девочек. На фотографии мусульманская женщина в парандже держит плакат во время акции протеста в Нью-Дели, 16 мая 2007 года.

32. Женщина несет пустые кувшины, в то время, как вторая женщина заполняет кувшин питьевой водой из пересыхающей реки в деревне Банас Сукфур, к северу от западного индийского города Ахмедабад 12 мая 2011 года.

34. Сомали, государство, находящееся в состоянии политической дезинтеграции, отличается высоким уровнем материнской смертности, изнасилования, нанесения увечий женским гениталиям и ограниченным доступом для женщин к образованию и здравоохранению.

На фотографии - сомалийские беженцы, прибывшие в лагерь Дагахали, строят временные убежища, в Дадаабе, недалеко от Кении, граница Сомали, 3 апреля 2011 года.

35. “Изнасилования случаются на ежедневной основе, а нанесение увечий половым органам, является обязательным для каждой девушки в Сомали. Добавьте к этому голод и засуху. Добавьте к этому постоянное вооруженное противостояние… и все это означает, что вы можете умереть в любую минуту, в любой день”.

На фотографии - жители Могадишо несут женщину, получившую ранения в ходе боев между миротворцами Африканского союза и исламистскими силами в столице Сомали, 28 октября 2009 года.

37. Самое опасное, с чем может столкнуться женщина в Сомали, - это забеременеть.. Когда женщина становится беременной шансы выжить у нее пятьдесят на пятьдесят, потому что дородового медицинского наблюдения нет. Нет ни специализированных больниц, ни системы здравоохранение, нет ничего.

На фотографии - женщина держит на руках своего страдающего от истощения ребенка в больнице Банаадир в столице Сомали Могадишо, 5 мая 2009 года.

Эта афганская женщина стала известной благодаря фотографу Стиву Маккарри, сделавшему снимок ее лица, когда она еще была маленькой девочкой. Произошло это в период советско-афганской войны, когда Гула оказалась в лагере беженцев на границе с Пакистаном.

Родилась она примерно в 1972 году. Почему такая приблизительная дата? Об этом и о том, кто такая афганская девочка с зелеными глазами, о событиях, касающихся Афганистана конца 70-х и начала 80-х годов, можно узнать в этой статье.

О фотографии

Фотография, которую получила в народе название "Афганская девочка", очень известная. Ее иногда сравнивают с портретом знаменитой Моны Лизы художника Леонардо да Винчи, и поэтому часто ее называют и "Афганской Моной Лизой".

Фото загадочной девочки с удивительно необычных зеленых глаз была долгое время объектом пристального внимания всего общества.

О чём думает афганская девочка с фото? Что в ее глазах? Растерянность, страх или злость? Глядя на лицо этой девочки, каждый раз можно обнаруживать для себя что-то новое. В этом и секрет популярности фотографии. Лицо девочки обязательно остается в памяти у людей, увидевших ее, потому что несет в себе неоднозначность.

Она стала своеобразным символом афганской проблемы беженцев. Сам Маккарри говорил, что за последние 17 лет практически не было дня, когда бы он не получил какое-либо электронное сообщение, письмо и пр. по поводу его работы. Многие хотели помочь этой девочке, выслать деньги или удочерить. Были желающие и жениться на ней.

Изображение много тиражировалось и публиковалось: на открытках, плакатах, в журналах и пр. Большинство крупных изданий использовало фото на обложках своих журналов. Даже на футболках были принты с ее изображением.

Афганская девочка Шарбат Гула: биография, значение имени

Много было написано об истории девочки. По национальности Шарбат - афганка (пуштунка). Точного дня рождения своего, как и года, она не знает, потому что малышкой осталась сиротой. После того как ее родные погибли, она попала в пакистанский лагерь для беженцев Насир-Баг. С тех самых пор она так и не научилась читать, но писать имя свое умеет.

Афганская девочка вышла замуж в конце 1980-х за простого пекаря Рамата Гула и с семьей вернулась в 1992 году на родину в Афганистан. Всего у Шарбат сейчас 3 дочери: Робина, Алия и Захида. Была и 4-я дочь, но она вскоре после рождения умерла. Женщина надеется, что ее дети, по сравнению с ней, получат хорошее образование, научатся читать и писать. У самой Шарбат на это никаких возможностей не было. Сейчас ей больше 40 лет.

Эта женщина даже не подозревала никогда о том, какой она стала знаменитой, как много написано о пронзительном ее взгляде. Однако по ее рассказам в памяти сохранилось, как ее фотографировал какой-то белый человек. Больше она никогда в жизни не снималась, тем более через год после той знаменитой съемки она стала носить чадру.

Имя афганской девочки (Шарбат Гула) в переводе означает «цветочный шербет».

Немного об авторе фотографии

Это фото было сделано известным профессионалом своего дела, журналистом-фотографом Стивом Маккарри в лагере для беженцев в Пакистане (Nasir Bagh).

В 1985 году на обложке одного из журналов (National Geographic) была представлена 13-летняя афганская девочка с зелеными глазами.

История возникновения фотографии

Как-то утром фотограф Маккарри, идущий по лагерю Насир-Баг, увидел шатёр, в котором была школа. Он попросил у учительницы разрешения сфотографировать нескольких учеников (их было всего лишь около 20). Она разрешила.

Внимание его привлёк взгляд одной девочки. Он спросил про нее учительницу. Та рассказала, что девочка с оставшимися родственниками добиралась несколько недель через горы после вертолётного обстрела их деревни. Естественно, малышка трудно переживала эту ситуацию, ведь она потеряла самых близких ей людей.

Маккарри сделал портрет афганской девочки Гулы (её имя он тогда не узнавал) на цветную плёнку, причем без дополнительного освещения.

Эта «фотосессия» заняла всего лишь пару минут. И лишь после возвращения в Вашингтон Маккарри понял, что за удивительный снимок он сделал. Подготовку фото (предпечатную) сделал художественный агент Джорджия (г. Мариетта).

Снимок был настолько душевный и тяжелый для просмотра, что фоторедактор издательства National Geographic сначала не хотел его использовать, но все же в итоге поместил на обложку этого журнала с подписью «Афганская девочка».

Жизнь Шарбат сегодня

Долго судьба героини знаменитого снимка оставалась неизвестной. После того как Маккарри вновь после долгих поисков нашел ее в 2002 году, кое-что выяснилось о том, как сложилась ее нелегкая судьба.

Жизнь Шарбат довольно сложная. Вышла замуж она в 13 лет (по ее воспоминаниям, а муж считает, что в 16). Каждый день перед восходом солнца и после захода она обязательно молится. Ежедневно занимается обычными домашними делами: носит воду из ручья, стирает, готовит еду, заботится о своих детях. Смысл всей ее жизни - дети.

Муж ее, Рахмат Гул, живёт в основном в Пешеване, там где находится пекарня, в которой он зарабатывает на жизнь небольшие деньги.

Еще есть серьезная проблема со здоровьем. Шарбат больна астмой, и это не позволяет ей жить в городе. В горах ей лучше. Живет она с семьей в самом воинственном племени (пуштуны), которое в свое время сформировало костяк движения Талибан.

Афганская девочка о себе и о тех событиях

В 2002 году во главе со Стивом Маккарри была организована команда от журнала National Geographic специально для поисков той самой девочки (до этого были тоже предприняты определенные поиски).

И вот, вскоре был сделан новый снимок, но уже повзрослевшей Шарбат: в длинном одеянии, женской бурке и с поднятой чадрой (с разрешения мужа). И вновь объектив запечатлел глаза афганской девочки, но уже повзрослевшей.

По ее мнению, выжила она по божьей воле. Она считает, что семье ее при талибах жилось лучше, чем под многочисленными бомбежками.

Также она говорит, что американцы ломают их жизнь, как когда-то сломали русские. Люди, по ее мнению, устали от войн, вторжений и потерь крови. Как только у страны возникает новый лидер, народ Афганистана обретает надежду на лучшее, светлое, но каждый раз обманывается и разочаровывается.

Также Шарбат проявила недовольство в отношении той самой ее детской фотографии: видите ли там её сняли в шали с дыркой, о которой она до сих пор помнит, как прожгла ее над печкой.

Заключение

Красивое лицо девочки с ее завораживающим взглядом говорит о скрытом волнении одновременно с решительностью, непоколебимостью и достоинством. Хоть и видно, что она бедная, в ней присутствует неподдельное благородство и сила. А самое главное, в ее глазах можно увидеть всю тяжесть тех страданий и мучений, которые переносит простой многострадальный афганский народ.

Медицинская статистика свидетельствует о том, что в 80% случаев попытки самосожжения совершают молодые женщины в возрасте от 15 до 25 лет. Как отмечают врачи, основными причинами, побуждающими женщин свести счёты с жизнью, являются браки по принуждению и другие виды семейного насилия, а также безработица, нищета и наркозависимость. В результате самосожжений самоубийцы либо погибают, либо становятся пожизненными инвалидами от полученных ожогов. В 2010 году в провинции Герат на данный момент зафиксировано 78 случаев самосожжения женщин, из них 38 привели к гибели самоубийц.

Афганская провинция Герат. 21-летняя Захра позирует фотографу в комнате, в которой она живет вместе со своей матерью. Шесть лет назад Захра пыталась сжечь себя, поскольку не хотела выходить замуж за человека, которого выбрали ей ее родные. С тех пор как Захра подожгла себя, жених пропал и больше не появлялся. В афганской культуре обручение имеет такую же силу, как и брак, и поэтому Захра не может найти другого мужа, пока не разорвет помолвку.

15-летняя Ганифэ кричит во время первой смены бинтов, наложенных после операции по пересадке кожи в ожоговом центре Региональной больницы города Герат. Ганифэ призналась, что пыталась покончить жизнь с собой, после того, как ее избила свекровь.

Медсестра Фатима Мохаммади успокаивает Ганифэ во время перевязки. Ганифэ вышла замуж около шести месяцев тому назад. Она жила одна с родителями мужа, который уехал на заработки в Иран.

Медсестра успокаивает Ганифэ. Жизненный выбор афганской женщины максимально ограничен: у нее мало шансов получить какое-либо образование, еще меньше шансов выйти замуж по любви и практически нет шансов стать хозяйкой в собственном доме. Ее основная задача – служить семье мужа. Покинув свою собственную семью, она навсегда становится изгоем.

Мать Ганифэ поит дочку соком. «Источником насилия в жизни афганки может стать любой член ее семьи: отец, брат, муж, свекр, свекровь или золовка», – говорит доктор Шафика Эанин, пластический хирург ожогового центра.

17-летняя Фарзана и ее мать у себя дома в Герате собираются идти в частную клинику. Фарзана была помолвлена в восемь и вышла замуж в двенадцать. Девушка решила сжечь себя, после того, как ее свекор заявил, что ей не хватит храбрости сделать это.

Фарзана морщится от боли во время перевязки. В тот день униженная и подавленная она вышла во двор. Отдала мужу их девятимесячную дочь, чтобы ребенок не видел, как горит ее мать. А потом она облила себя керосином.

Фарзане меняют бинты после пересадки кожи в ожоговом центре Региональной больницы Герата. Смышленая девочка, которая любила поэзию и изучение языка Дари, Фарзана мечтала стать учителем.

32-летний Джума Гюль плачет у постели своей 45-летней матери Гюль Зада, примерно за час до ее смерти в ожоговом центре Региональной больницы Герата. Сын рассказывает, что за день до того, как его мать совершила самосожжение, она вместе со своими детьми пошла к сестре на семейный праздник. Казалось, что все было в порядке. Однако позже выяснилось, что женщина не принесла подарок, и родственники выругали ее за это. «Бедность – это одна из причин, по которой женщины поджигают себя,» - говорит доктор Ариф Джалали, старший хирург Региональной больницы Герата. Они наивно полагают, что смерть от самосожжения мгновенна.

Мария Жозе Брюнель, французская медсестра международной неправительственной организации Humaniterra закрывает глаза покойной Гюль Зада. «Она уже шла на поправку» – утверждал ее сын. Но на самом деле у женщины началось заражение, а у ее семьи не было денег на покупку необходимых сильнодействующих антибиотиков. В считанные дни инфекция убила женщину, пока Джума пытался наскрести необходимую сумму.

Родственницы Гюль Зада оплакивают покойную. Она всегда все делала для своих родных. «Стоило мне что-нибудь захотеть, она сразу же исполняла мой каприз» – говорит ее старший сын Джума, разнорабочий на стройке, который зарабатывает 140 долларов в месяц. «Она украшала вышивкой нашу одежду, чтобы мы не чувствовали себя хуже других»

21-летняя Ферух во время сеанса физиотерапии, основная цель которой – предотвратить атрофию мышц. Самосожжение особенно распространено в Герате и на западе Афганистана.

Марьям оплакивает свою 13-летнюю дочь, Наджибу. Девочку отдали замуж полгода тому назад, и она говорит, что свекровь облила ее бензином и подожгла. Хотя ее мать и медсестры в госпитале скептически отнеслись к этой истории, и пришли к мнению, что девочка пыталась покончить жизнь самоубийством.

Пустая кровать Наджибы. Доктора, медсестры и правозащитники полагают, что самые ужасные случаи сожжения женщин представляют собой умышленные убийства, которые лишь маскируются под самоубийства.