Библиотека в детском саду - центр развития творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. Проект работы детского клуба на базе библиотеки ДОУ для детей подготовительной группы детского сада

Проект «Детский сад и библиотека»
«Книга для детей – это в самом деле

Кузнецова Наталия Владимировна - Старший воспитатель ГБОУ д.с № 104 г.Москва

Самодина Алла Игоревна Педагог-психолог ГБОУ д.с №104 г.Москва

хорошая пища – вкусная, питательная, светлая,
способствующая их духовному росту»
К.И.Чуковский
Предпосылки проекта:
- Многолетнее плодотворное сотрудничество с библиотекой «Семейного чтения»;
- Популяризация проектной деятельности;
- Поиск новых форм работы с родителями;
- Расширение технических информационных возможностей.
Цель проекта:
- Социализация детей с нарушением речи в обществе;

Развитие речи воспитанников с помощью проектной деятельности;
- Осознание ценности чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи проекта:
- Развивать речь детей с помощью мероприятий в рамках проектной деятельности;
- Знакомить детей с творчеством отечественных и зарубежных поэтов и писателей;
- Способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
- Повышать культуру речи педагогов, родителей, детей;
- Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
- Формировать эстетический вкус через знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге;
Связь проектной деятельности с образовательными областями:
«Здоровье»
Исследования профессора Оксфордского университета Джона Стейна говорят нам о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Учёный уверен, что, читая, мы упражняем весь мозг. Мы воображаем происходящее на страницах так ярко, что словно
проживаем с книжными героями их жизнь. С помощью МРТ-сканирования доказано, что человеческий мозг копирует и воспроизводит те же ощущения, которые испытывают герои книг, как если бы это было реальностью. Учёные университета Суссекса определили, что всего 6 минут чтения снижают на две трети уровень стресса, что значительно быстрее по сравнению с прослушиванием музыки или пешей прогулкой.
Книги – не только источник знаний,
но и источник здоровья!
- Экскурсия – прогулка в библиотеку;
- Положительный эмоциональный настрой;
- Подборка литературы по теме «Здоровье», например, К.И.Чуковский «Мойдодыр».
«Физическая культура»:
- Использование динамических пауз и физкультурных минуток для снятия статического напряжения, повышения работоспособности во время мероприятий;
- Движение до библиотеки происходит организованно - в колонне по два,
- Смена положения тела, статичности в течение мероприятия.
«Социализация»:
- Проигрывание сюжетно – ролевых игр: «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- Викторины, кроссворды, «Незнайка в солнечном городе»-Игры – драматизации;
- Театрализованные игры по сказкам: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок», «Репка».
«Труд»:
- Мастерская «Книжкин Айболит»;
- Трудовая деятельность – уборка в книжном уголке; протирание и обметание пыли с книг;
- Участие в творческих конкурсах:
Поделки из природного материала по сюжетам рассказов и сказок.
Поделки из бумаги: «Дорого яичко ко христову дню».
Выставка икон, вышитых бисером к Крещению и т.д.
«Познание»:
- Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.Л.Барто, Н.Н.Носова, А.С.Пушкина и других в виде презентаций, турниров, конкурсов;
- Знакомство с трудом взрослых: с профессией«Библиотекарь», «Продавец книг» и другими.
- Формирование представлений о праздничных датах: Дне космонавтики и др.;
- Знакомство с православными праздниками: масленицей, пасхой;
- Ориентировка в пространстве – движение по залам библиотеки;
- Инициирование обсуждения проекта «Детский сад и библиотека» в кругу детей.
«Безопасность»:
- Закрепление знаний о правилах дорожного движения по дороге в библиотеку;
- Закрепление правил пребывания в общественном месте – библиотеке.
«Коммуникация»:
- Развитие свободного общения с взрослыми-работниками библиотеки;
- Освоение форм речевого этикета;
- Обогащение обществоведческого словаря;
- Использование в ответах на вопросы сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;
- Формирование диалогической речи.
«Чтение художественной литературы»
- Приобщение к словесному искусству;
- Формирование интереса и потребности в чтении;
- Возможность выбора из большого количества художественной литературы (в том числе с электронных носителей)
«Художественное творчество»:
- Изготовление иллюстраций по рассказам А.Л.Барто, С.В.Михалкова, Н.Н. Носова;
- Оформление работ к народным праздникам: масленице, пасхе.
- Авторские выставки сотрудников ДОУ
«Музыка»:
- Сопровождение музыкальных проектов;
- Прослушивание классической музыки в процессе мероприятия: «Сказки А.С.Пушкина»
Успешной реализации проекта в семье помогут:
- Ежедневное чтение детям художественных произведений;
- Использование для чтения рукописных книг и журналов, созданных детьми;
- Введение в круг чтения детской периодики
- Подбор детской литературы, беседы о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;
- Чтение с продолжением. Побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;
- Обучение ребенка правильному обращению с книгой, привлечение внимания к тому, как называется, кем создана книга, кто ее иллюстрировал;
- Создание детской домашней библиотеки.
Успешной реализации проекта в детском саду помогут:
- Ежедневное чтение художественных произведений;
- Беседы по содержанию произведения;
- Рекомендации для родителей по организации семейного чтения;
- Развитие у детей индивидуальных литературных предпочтений;
- Привлечение детей к созданию собственных книг;
- Активизация работы библиотеки детского сада;
- Создание мини библиотек в каждой группе учреждения;
- Выставки иллюстраций к литературному произведению: «Незнайкины друзья», «Герои Пушкинских сказок»
- Родительские гостиные: «Наш лучший друг – книга»
- Консультации для родителей

Юркова Е. В.
заведующая Центром поддержки чтения
Рязанской ОДБ

В современном обществе многие учреждения и организации занимаются воспитанием, развитием и образованием детей дошкольного возраста. Специфика детских библиотек позволяет нам стать полноценной частью развивающей среды ребенка. Опыт многих библиотек разнообразен и достаточно интересен. Хочется рассказать о том, как наша Рязанская областная детская библиотека решает проблемы приобщения и вхождения дошкольников в книжную культуру.

Поскольку основная часть читателей-дошкольников является воспитанниками детских дошкольных учреждений, мы свою работу строим совместно с детскими садами.

Эта работа строится на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и воспитателями и родителями.

Чтением, если постараться, можно увлечь ребенка в любом возрасте, но желательно это сделать ещё в дошкольном. В это время дети скорее слушатели, чем читатели, поэтому именно от взрослого зависит, станет ли общение с книгой для них необходимостью. К сожалению, не все родители это понимают, поэтому мы решили взять на себя эту миссию и создали программу по работе с дошкольниками «Познай мир с книгой». Цель программы – создание условий для становления думающей, эмоциональной, эрудированной личности через приобщение к активному чтению.

Программа осуществляется на базе детского сада № 138 при поддержке заведующей и методиста. Для занятий была оборудована уютная комната сказок с мягкими диванами, зимним садом, фонтаном, игрушками, аудио- видеотехникой.

В рамках программы ведется работа с родителями: выступления на родительских собраниях, посвященных приобщению к чтению детей, выпускаются информационные листки, рекомендательные списки. В детском саду работает мобильная библиотека, откуда родители и дети могут брать книги на дом.

В рамках программы проведен и смотр-конкурс на «Лучший книжный уголок». Воспитатели каждой из 10 групп организовали свои уголки так, что ребенок может не просто посмотреть, почитать (если умеет) книгу, но и поиграть с ней. Все уголки оформлены с соблюдением всех критериев конкурса. В них отобразилось все творческое многообразие как педагогов, так и детей.

Форма каждого занятия зависит от темы. Может быть использована игровая или проблемная ситуация, демонстрация наглядного материала (предметов, игрушек,

рисунков), иллюстрирование художественных произведений, пересказывание, заучи-

вание стихотворений, беседа по прочитанному, показ мультфильмов.

Изучение творчества К. Чуковского переросло в большой проект, включающий в себя рассказ о жизни писателя, литературную викторину, конкурс рисунков и даже мюзикл «Муха-Цокотуха». Кстати, этим спектаклем дети поздравляли нас с 90-летием библиотеки.

Знакомство с творчеством современных рязанских писателей тоже проходит необычно. Во-первых, дети заранее знакомятся с произведениями писателей, разучивают стихи, рисуют понравившихся героев. На встречах звучит не просто монолог писателя, а происходит живое общение с детьми. Ребята с автором ставят моментальные спектакли, поют песни, делятся своими впечатлениями. После встречи с поэтом Евгением Наумовым родилась идея создать рукописную книгу неизданных стихотворений. Так появилась книга «Ткач-паук и портниха-зайчиха» с иллюстрациями детей.

Уже есть первые результаты выполнения нашей программы. Мы ими гордимся. Около 50% детей старшего дошкольного возраста детского сада № 138 являются читателями библиотек города.

Все выпускники детского сада № 138 и большинство детей старшей группы умеют и любят читать. Уже стало доброй традицией проводить праздник «В добрый путь» для выпускников этого садика в библиотеке.

А главный результат работы по программе и достижение нашего сотрудничества – это то, что руководство детского сада выбрало направлением деятельности обучение и воспитание детей через художественную литературу.

В отделе обслуживания дошкольников и младших школьников на протяжении последних лет работают две библиотечные программы для детей дошкольного возраста. Программа «Люблю читать» направлена на приобщение дошкольников к чтению, программа «Чтоб в ваш дом не пришла беда» учит основам безопасности. Программы осуществляются на базе ДОУ № 1, 15, 17, 20 г. Рязани.

С сентября по май дважды в месяц сотрудники отдела осуществляют выход в детские дошкольные учреждения для проведения мероприятий. В группах работают внестационарные библиотечки, из которых родители вправе выбрать интересующую книгу для своего ребенка и взять ее на дом. В рамках программ осуществляется выпуск информационных листков для родителей, которые вывешиваются на «Уголке для родителей». Темы листков: «Как вести себя в машине», «Продукты полезные и не очень», «Здоровый сон», «Знакомьтесь! Новые имена в детской литературе», «Сказки Тамары Крюковой» и др.

В рамках программы «Чтоб в ваш дом не пришла беда» проводятся мероприятия по обучению детей правилам дорожного движения, формированию таких понятий, как безопасность, осторожность, самосохранение, воспитание наблюдательности и внимательности. Темы мероприятий: «Один дома: основы безопасности в квартире», «Дорога – не место для игр», «Безопасная прогулка», «Знакомые незнакомцы: правила общения с домашними животными», «Что мы едим» и др.

Программа «Люблю читать» призвана привить любовь детей к книге с раннего возраста, с помощью книги воспитать в подрастающем поколении моральные, нравственные и духовные качества. В рамках программы проходят громкие чтения, обсуждение прочитанного, беседы о писателях, литературные игры и викторины, творческие занятия. Ежегодно темы мероприятий обновляются и приурочиваются к юбилеям русских и зарубежных детских писателей.

Специально для самых маленьких читателей в стенах библиотеки проводятся праздники: осенью – «Праздник урожая», который предваряет знакомство с библиотекой, ее структурой и правилами пользования, зимой – новогодние утренники, на которые дошколята приглашаются вместе с родителями. Каждый утренник проходит в виде театрализованной интерактивной игры, на которой дети узнают полезную информацию, участвуют в конкурсах. Завершает праздник сладкий стол.

Очень популярен среди дошколят «Праздник книжки для малыша и малышки». Праздник проводится в Международный День детской книги. Каждый год он посвящается юбилею какого-либо писателя. В 2012 году состоялось литературное путешествие по творчеству К. Чуковского (к 130-летию писателя).

17 мая детское издательство «Розовый жираф» проводило IV Международный День чтения. Наша библиотека впервые стала его участником. Воспитанники из ДОУ № 138 и 18 с удовольствием слушали и выполняли задания по книге Ш. Силверстайна «Полтора жирафа».

Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время очень ответственное, требующее от специалистов нашей сферы творческого проживания. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению. Ведь именно каким будет знакомство маленького человечка с книгой, библиотекой, библиотекарем зависит будущее. Перерастет это в крепкую дружбу на всю жизнь, или это будут формальные встречи по делу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23

Проект

по взаимодействию детского сада

с детской библиотекой

им. З.Космодемьянской

Представил

воспитатель:
Бочалова Е.В.

г. Новочеркасск

Вид проекта: образовательный, социально - просветительский

Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, воспитанники, сотрудники детской библиотеки им. З. Космодемьянской.

Актуальность:

Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.

Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Совместно с сотрудниками библиотеки обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.

Цель: ф ормирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой им. З. Космодемьянской.

Задачи:

    Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.

    Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».

    Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

Содержание проекта

Этапы проекта

Подготовительный этап

Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой

    анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

    установление контактов с организацией;

    определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Практический этап

Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой

Задачи:

    Составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и детской библиотекой.

Составление плана совместных мероприятий на учебный год

Ответственный

«Дом книги» (экскурсии в библиотеку, знакомство с профессией библиотекаря)

Формировать реалистические представления о труде взрослых людей, познакомить детей с профессией библиотекарь, содержанием и значимостью его труда, расширять словарный запас детей по теме.

Библиотекарь,

воспитатели

Творческая выставка «Символ года – Огненный петух»

Создание условий для творческих работ ; привлечение родителей к творческой работе ; создание и максимальное использование экспозиции детских работ в целях повышения уверенности ребенка в своей индивидуальности.

Библиотекарь,

воспитатели, родители

Акция «Дари добро на радость людям» в рамках конкурса городов России «Семья и город - растем вместе!».

Викторина «Путешествие в страну сказок»

1. Совершенствовать умение узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.

2. Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.

3. Развивать воображение, творческую фантазию детей, умение работать в коллективе.

4. Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.

5. Воспитывать активный интерес к сказкам.

Библиотекарь,

воспитатели, учитель-логопед

Акция «Подари книгу библиотеке»

Пополнение библиотечных фондов библиотеки современной и детской художественной литературой.

Библиотекарь,

воспитатели, родители

«В гости к дедушке Корнею» (викторина по произведениям К. И. Чуковского)

1. Познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, способствовать формированию познавательного интереса к творчеству.

2. Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость.

3. Развивать мышление, речь, воображение, память.

4. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге.

Библиотекарь,

воспитатели

Конкурс рисунков и плакатов «Я хочу дружить с природой» в рамках года экологии.

1. Создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять ее.

2. Привлечение дошкольников к экологическим проблемам.


3. Развитие творческой активности детей в решение экологических проблем.

Библиотекарь,

воспитатели, родители

Всероссийская акция «Библионочь» «Экологическими тропами».

Знакомство с коллекцией животных Новочеркасского казачьего эколого-биологического центра «Зоопарк в моем багаже»

Воспитание у дошкольников нравственных качеств (отзывчивости, доброжелательности, заботливого отношения к животным), научить жить в гармонии с природой.

Библиотекарь,

воспитатели

Праздник «Мы наследники Победы», участие в акции «Письмо Победы», «Георгиевская ленточка», «Читаем детям о войне»

Воспитание патриотических чувств.

Библиотекарь,

Воспитатели, муз. руководитель

Заключительный этап

Цель: подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

    проведение анализа проделанной работы;

    определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с детской библиотекой.

Презентация проекта на ГМО учителей-логопедов.

ФОТООТЧЕТ

Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку - интересующий материал несложно найти в Интернете.

В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге , воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" - детском саду.

По традиции весной коллектив ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2502" проводит для своих воспитанников "Неделю детской книги ". "Книжкины именины" отмечаются в нашей стране с 1943 г. На какое-то время об этой доброй традиции забыли. Однако не так давно мероприятия возобновились в библиотеках, школах, центрах детского творчества.

Подготовка "Недели детской книги" не требует больших временных, материальных и организационных затрат. Следует отметить, что во время проведения подобных тематических недель родители наиболее активно включаются в образовательный процесс: участвуют в праздниках, конкурсах, подбирают материалы для выставок, вместе с детьми изготавливают поделки.

В рамках "Недели детской книги" проводятся следующие мероприятия:

  • торжественное открытие "Недели детской книги" в музыкальном зале;
  • тематические выставки ("Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");
  • демонстрация результатов домашнего задания родителей и детей - "Книги своими руками";
  • инсценировки сказок;
  • иллюстрирование рассказов;
  • изготовление закладок;
  • организация "Книжкиной больницы";
  • тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";
  • просмотры мультфильмов и диафильмов о создании печатных материалов, экранизированных произведений художественной литературы;
  • чтение художественной литературы;
  • работа в книжных уголках.

В 2008/09 учебном году тематическая неделя завершилась торжественным открытием библиотеки детского сада . Этому событию предшествовала работа с детьми и их родителями. Так, для того чтобы изучить, как организовано домашнее чтение в семьях, было проведено анкетирование , в котором приняли участие 80 человек (родители воспитанников от младшей до подготовительной группы). Главная задача опроса состояла в том, чтобы заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к чтению, воспитания интереса к чтению.

В списке любимых книг своих детей родители называли (в порядке наибольшего предпочтения): русские народные сказки ("Колобок", "Гуси--лебеди", "Маша и медведи"); сказки Ш. Перро "Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Золушка"; сказки Г. Андерсена "Русалочка", "Дюймовочка", "Снежная королева"; стихи К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова; рассказы Н. Носова, В. Бианки и многое другое. Среди опрошенных 5% (4 человека) не смогли назвать любимые произведения своего ребенка.

Почти все родители (99%) без труда смогли вспомнить недавно прочитанные с малышами сказки, рассказы. 80% опрошенных отметили, что после чтения обсуждают с ребенком содержание произведений, никогда не беседуют лишь 2 респондента.

Более половины (62,5%) всех респондентов не выписывают детские журналы . Примечательно, что 26 человек (32,5%) сообщили: "покупаем". Этот факт можно объяснить тем, что в настоящее время издается большое количество доступной литературы (книжек, самоделок, раскрасок), которая вполне заменяет журналы.

Вопросы, умеет ли читать и понимает ли прочитанное ребенок, а также читает ли он детские книжки самостоятельно, были включены в анкету для того, чтобы выяснить, какое количество "читающих" детей уже проявляют интерес к печатным изданиям.

В прошлом учебном году коллектив детского сада проводил опрос, касающийся подготовки к школе (в т. ч. обучения грамоте). Педагогическое просвещение родителей дает свои результаты: они не стремятся как можно раньше научить ребенка читать.

Особый интерес представлял вопрос о выставке, оформленной в детском саду. Все ее экспонаты - семейные работы. Часть из них родители оформляли вместе с ребенком, некоторые - воспитанники делали сами. Как оказалось, большинство респондентов (58%) часто посещают с малышами выставку, 28% - ежедневно, аргументируя это тем, что она дает много поводов для бесед с ребенком. Ни разу не заглянули на выставку лишь 8,7% опрошенных.

Также из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко бывают с воспитанниками в районной библиотеке, в т. ч. потому, что она расположена удаленно. По этой же причине затруднительна организация экскурсий в библиотеку для воспитанников детского сада. Учитывая данные, полученные в результате анкетирования, было принято решение об открытии библиотеки в стенах дошкольного учреждения.

Порядок работы библиотеки детского сада

Сегодня библиотека ДОУ представляет собой не просто несколько полок или книжных шкафов в уголке методического кабинета. Это отдельное помещение, оснащенное книжными стеллажами и каталожными ящиками, алфавитными и тематическими рубрикаторами. Книжный фонд пока небольшой - около 1300 единиц - каталожные карточки уместились бы в паре ящичков. Однако для создания атмосферы "настоящей библиотеки" были специально заказаны каталожные ящики.

Порядок работы библиотеки регламентирует локальный документ детского сада - Положение о библиотеке дошкольного учреждения , разработанный старшим воспитателем совместно с заведующим ДОУ Э.В. Бояркиной.

Посещения библиотеки детьми организуются заранее. Как правило, они приурочиваются к знаменательной дате, связанной с именем детского писателя, либо посвящаются определенной теме (произведения о природе, книжки "Про все на свете" и т. д.).

Безусловно, фонд не располагает всеми необходимыми изданиями. Зачастую нужная для конкретного занятия литература заблаговременно приносится из дома воспитателем или другим педагогом, ставится на полку, в общем каталоге на нее "заводится" каталожная карточка.

Каждая группа имеет свой "читательский формуляр для библиотеки в детском саду", в который записываются выходные данные фолианта и срок возврата, а воспитатель расписывается за взятое пособие. Это немаловажная деталь: так дети чувствуют ответственность. Во время посещения библиотеки библиотекарь (старший воспитатель) помогает дошкольникам найти нужное издание, пользуясь каталогом, алфавитным или тематическим рубрикатором, а также ориентируясь на ее внешние признаки (оформление обложки).

Если книга представляет собой сборник сказок или рассказов, воспитатель учит детей работать с оглавлением . Вся эта атрибутика создана специально для детей, как модель настоящей библиотеки, с тем, чтобы воспитать у дошкольников потребность в ее посещении, дать первоначальные навыки пользования информационными ресурсами.

После посещения библиотеки педагог вместе с детьми в группе вспоминают, что им помогло найти книгу, на что они обращали внимание в ходе поиска, как нужно обращаться с библиотечной книгой и т. д.

Сделать библиотеку доступной не только для дошкольников, но и завести постоянно действующий абонемент для родителей или открыть читальный зал не представляется возможным. Это такая же сложная процедура, как и открытие частного детского сада . Она не может, да и не должна дублировать районную. Чтобы библиотека детского сада выполняла те же функции, она должна быть отдельным структурным подразделением учреждения, со штатной единицей - библиотекарем, с совершенно иной формой учета библиотечного фонда, с большим количеством сопроводительной документации.

Самостоятельное индивидуальное посещение библиотеки ребенком также затруднительно, поэтому "функцию" читального зала берет на себя книжный уголок в группе , в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или чтения.

Что касается родителей, то они имеют возможность при необходимости пользоваться книжным фондом детского сада - взять книгу по рекомендации педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателя.

Особо следует отметить значение библиотеки для педагогов ДОУ . В фондах собрана как детская художественная литература, так и методическая. Хранение литературы на открытых стеллажах в соответствии с тематикой существенно облегчает их поиск. Как показывает практика, очень редко воспитатель приходит за определенным изданием конкретного автора (как правило, это педагоги, являющиеся студентами). В основном запрос звучит так: "Что-нибудь новенькое об играх…", "Что-нибудь интересное об организации прогулок…". Библиотека удовлетворит запросы и тех, и других. Если нужна конкретная книга, ее можно найти в бумажном каталоге (по карточкам), а также в электронном, где возможен поиск даже по первым буквам названия. Тем, кто не определился, книгу порекомендует старший воспитатель. Читательские формуляры для библиотеки в детском саду заменяет "Тетрадь выдачи книг и пособий методического кабинета", обязательный к ведению документ.

В заключение остается сказать, что с момента открытия библиотеки в дошкольном учреждении дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.

Вложенные файлы

  • Анкета для родителей.docx

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас."Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты"- так можно перефразировать мудрое изречение.

Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов), точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Книга нужна дошкольнику. Чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать.

Также в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.

Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой и больше ребенок радуется, когда родители читают ему книжку.

В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду.

Начать создание библиотеки я решила с опроса родителей и детей старшей и подготовительной групп. В опросе пожелали участвовать 24 родителя.

На вопрос "часто ли Вы читаете ребенку книги" положительно ответили 18 (75%) участников опроса.

На вопрос – "Что больше всего любит слушать Ваш ребенок?":
13 (54%) – сказки,
3 (12,5%) – стихи,
4 (17%) – познавательную литературу;
4 (17%) – всё.

На вопрос "Считаете ли Вы книгу хорошим подарком?" положительно ответили 12 (50%) родителей.

На вопрос "Нужно ли сравнивать поступки детей с поступками литературных героев?" 16 (67%) респондентов ответили положительно.

На вопрос "Будете ли Вы пользоваться услугами библиотеки в МДОУ?" 17 родителей (71%) ответили положительно.

Во время общения с воспитанниками подготовительной группы я старалась обратить внимание на то, что дети мало интересуются книгами, не умеют пользоваться журналами.

Из 16 опрошенных ребят:

10 (62,5%) не могли точно назвать произведения, которые читают дома и в детском саду,

8 детей (50%) не смогли назвать любимого литературного героя,

9 воспитанников (56%) предпочитают слушать и читать сказки, 5 (31%) – познавательную литературу, энциклопедии и только 2 человека (12,5%) любят читать стихи.

На вопрос "Кто читает лучше?" 10 воспитанников (62%) сказали, что мама, 4 человека (25%) любят слушать воспитателя и 2 воспитанника (12,5%) – любят читать сами.

Анализируя анкеты родителей и детей, я пришла к выводу, что необходимо научить детей и их родителей любить книгу и развить у них интерес к ней. В целях поддержки и развития чтения, педагоги нашего сада решили внести посильный вклад в приобщение к книге, в формирование грамотного и вдумчивого читателя.

Для этого в январе 2010 г. была создана библиотека "Читайка" – нечто среднее между общественной и домашней библиотекой, которая будет принадлежать всем сотрудникам, родителям и детям. Пока помещение было выделено небольшое, все книги расположены на 3-х полках (сказки, стихи и познавательная литература), но в будущем планируется создание библиотеки более расширенной, вместительной.

Целью создания библиотеки является стремление научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Все наши усилия должны быть направлены на пропаганду чтения. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение. Но и умению вести себя в библиотеке, находить нужные им произведения.

Необходимо показывать детям не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата, с книжками "Театр сказок", книгами с плотными картонными страницами.

Мною были созданы формуляры на каждого ребенка старшей и подготовительной групп с фотографией каждого ребенка.

В этом году я решила создать формуляры на каждого ребенка и дети сами нарисовали сюжет из сказки или сказочных героев.

Книги из библиотеки можно взять домой или в группу. Сюда можно заглянуть в любой момент, чтобы почитать, посмотреть книжки, посмотреть видеофильм или просто отдохнуть. Структура библиотечного фонда: сказки, стихи, познавательная литература и периодические издания. На полках можно найти отдельные произведения и собрания сочинений известных русских писателей, сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок, детских песен. Приоритетное место занимает художественная литература, которая играет важную роль в формировании социально-нравственных, эстетических идеалов ребенка. Понимая особую роль сказок в развитии ребенка, мы с большим вниманием отнеслись к их подбору: в библиотеке есть русские народные сказки, сказки народов ближнего и дальнего зарубежья и сказки народов Севера. Особый интерес у наших воспитанников вызывает периодика для детей: журналы "Мурзилка", "Веселые картинки", "Смешарики", "Филя".

Необходимо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки и страницы. Ежемесячно организуется "Книжкина больница",где дети с удовольствием занимаются ремонтом книг, дарят книгам новую жизнь.

Каждую неделю я провожу с детьми различные библиотечные мероприятия, раз в месяц бывает большой интересный праздник. В своей работе применяю различные методы:

Выразительное чтение вслух – способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Монотонное, однообразное чтение с запинками вряд ли будут слушать внимательно, какими бы интересными не были произведения.

  • Использование иллюстративного материала – читая вслух произведения, необходимо показывать предметы и героев, изображенных на иллюстрациях к книге.
  • Иллюстрирование художественных произведений детской литературы – предлагаю нарисовать понравившегося героя или понравившийся сюжет.
  • Лепка – изготовить понравившихся героев из пластилина.
  • Литературные игры-викторины по произведениям различных авторов.

После прочтения художественных произведений мы с детьми детально анализируем художественные формы: портреты, поступки персонажей, их переживания и речь, бытовую обстановку, пейзаж, сюжет. Воспитатели детского сада стремятся научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Литературные персонажи в нашей библиотеке "оживают" не только в драматизациях или кукольных спектаклях, но и в видеофильмах, презентациях. Из бумаги, картона, ткани, коробочек, перчаток, ложек дошкольники изготавливают объемные и плоскостные фигурки героев произведений, рисуют запомнившиеся сюжеты. Ребятам очень нравится просто рассматривать картинки, общаться друг с другом.

Основным принципом Образовательной программы детского сада "Пингвин" является комплексно-тематический, где за основу взят примерный календарь праздников. Работу библиотеки я планирую в соответствии с годовым планом МДОУ "Пингвин" (Приложение 1).

Дважды в год детский сад проводит для своих воспитанников "Неделю детской книги" – в октябре, приуроченная к Международному дню библиотек и в мае – к Общероссийскому дню библиотек. Подготовка "Недели детской книги" не требует больших временных, материальных и организационных затрат. Следует отметить, что во время проведения подобных тематических недель родители наиболее активно включаются в образовательный процесс: участвуют в праздниках, конкурсах, подбирают материалы для выставок, вместе с детьми изготавливают поделки. Периодически я принимаю активное участие в родительских собраниях МДОУ. Одно из выступлений – презентаций можно увидеть в Приложении 2 .

В рамках "Недели детской книги" проводятся следующие мероприятия:

  • тематические выставки ("Моя любимая книга", "Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");
  • инсценировки сказок;
  • иллюстрирование книг;
  • изготовление закладок для книг;
  • организация "Книжкиной больницы";
  • тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";
  • просмотры мультфильмов и диафильмов о создании книг, экранизированных произведений художественной литературы;
  • чтение художественной литературы;
  • работа в книжных уголках.

Сказка – любимый литературный жанр детей нашего детского сада. Это объясняется тем, что сказка доступна пониманию и построена таким образом, чтобы ребенок постепенно развивался вместе с ней, обучался простым понятиям добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти. С помощью сказки развивается эмоциональная сфера ребенка, который переживает за судьбу главного героя. И вряд ли найдется ребенок не согласный с тем, что в сказке добро всегда побеждает зло.

На творческих занятиях "Сочиняйка" мы с ребятами сочиняем новые сюжеты, обсуждаем, каждый высказывает свое мнение и сочиняем все вместе новые сказки (Приложение 3).

Эти занятия очень нравятся детям, и они занимаются с удовольствием. По окончании творческой работы дети зарисовывают сказку.

На библиотечных занятиях по изучению родного края мы работали над созданием "Азбуки Ямала" для детей, по которой дошкольники могли бы не только изучать буквы, но и познакомиться с животными, птицами, обитающими в нашей местности и народами, населяющими наш край. Около трех месяцев дети с удовольствием подбирали материал для создания азбуки и по окончании работы они рисовали на тему "Наш дом – Ямал!" (Приложение 4).

Создание нашей библиотеки во многом носит характер экспериментальной деятельности, однако ее работа уже дает положительные результаты: меняется отношение детей к книге, они испытывают удовольствие от прослушивания литературных произведений, охотно принимают участие в играх- драматизациях, библиотечных праздниках.

Разработанная система работы и сотрудничества дошкольного учреждения и родителей повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности.

Хочется отметить, что уровень речевого развития детей за два года существования библиотеки повысился у детей старшей и подготовительной групп. Результаты диагностики таковы:

Мониторинг качества знаний по речевому развитию подготовительной группы на начало и конец 2010-2011 г учебного года.

Мониторинг качества знаний по речевому развитию старшей группы №1 на начало и конец 2010-2011 г и подготовительной группы №1 на конец 2011-2012 учебного года.

Октябрь 2010 г. Апрель 2011 г. Апрель 2012 г.
Высокий уровень 9-45% 10-50% 11-55%
Средний уровень 10-50% 10-50% 9-45%
Низкий уровень 1-5% - -

Мониторинг качества знаний по речевому развитию старшей группы №2 на начало и конец 2010-2011 г и подготовительной группы №2 на конец 2011-2012 учебного года.

Октябрь 2010 г. Апрель 2011 г. Апрель 2012 г.
Высокий уровень 6-26% 7-30% 9-39%
Средний уровень 16-70% 16-70% 14-61%
Низкий уровень 1-4% - -

В заключение остается сказать, что с момента открытия библиотеки в дошкольном учреждении дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.

Книга призвана раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве образы останутся с ними на долгие годы. Хочется верить, что работа в библиотеке МДОУ поможет нашим детям сформировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду и к природе.