Как понять, что пришло время усыпить кошку. Можно ли усыпить неизлечимо больное животное? видео

Недавно на адрес нашего сайта пришло письмо, автор которого рассказывал о своей личной трагедии - усыплении безнадёжно больного животного в одной из клиник Челябинска. Событие само по себе тяжёлое, но то, что пришлось автору письма увидеть и узнать о ТЕХНОЛОГИИ УСЫПЛЕНИЯ, окончательно повергло его в шок. Мы полагаем, что об этом необходимо знать всем.

Выдержки из письма:

"Совесть моя не чиста - я 24 июля 2006 усыпила
своего тяжело больного кота.
Первый раз жизнь передо мной
представила такой тяжелый выбор. Все
свои
силы в последний месяц я потратила на то,
чтобы вылечить своего кота.
Но на 13 сутки отказа кота от пищи
полностью, я решилась. Почему я не
посмотрела в интернете КАК ЭТО
ДЕЛАЕТСЯ???
Интуитивно я чувствовала, что надо
попросить о первоначальном наркозе,
прежде чем введут яд. Я так и сделала. А
врач сказал, что в принципе
для кота будет тоже самое: просто ввести
яд, или сначала наркоз, а
потом яд. Я поверила, когда спросила, не
будет ли коту больно. Ответ
был, что больно не будет.
Когда врач узнал, что я хочу пробыть с
котом до самого конца, он
сказал, чтобы я его поглаживала, так как
когда кот попытается
вздохнуть и не сможет, то у него может
возникнуть чувство паники. Вот
тогда во мне и зародилось сомнение. Мой
кот сделал 3 судорожные
попытки вздохнуть и замер. Зрачки
увеличились, дёрнулись. Через 3
минуты я ушла...
И только потом я начала искать
информацию в интернете. Увидела статью
московского центра защиты животных
"Вита":
"Зверское усыпление животных в
ветклиниках.
На ветеринарном Конгрессе в Измайлово
в конце апреля Центр "Вита"
договорился с главами ветклиник о
начале борьбы против использования
для усыпления животных курареподобных
препаратов - дитилина, листенона
и адилина. Эти препараты вызывают
паралич дыхательной мускулатуры и
мучительную смерть от удушья в
течение 15-20 мин, в то время как
животное находится в полном сознании.
Практика использования таких
препаратов ветврачами России, к
сожалению, обусловлена издержками
российского ветеринарного
образования, в то время как во всем
цивилизованном мире их применение
для умерщвления животных
категорически запрещено. В начале
ноября в Центр "Вита" поступила
информация о том, что в Ханты-Мансийском
округе (г.Нягань) прокуратура
возбудила уголовное дело за
использование дитилина по ст.245 УК РФ (о
жестоком обращении с животными) против
фирмы по отлову безнадзорных
животных. На основании этого факта 11
ноября Центр "Вита" обратился к
1 заместителю Мэра Москвы Швецовой Л.И.
с просьбой дать указание ГУ
"Объединению ветеринарии г.Москвы"
предоставить "Вите" данные о
закупках и распределении этого
препарата".

Также я нашла много форумов, где
обсуждается эта проблема. Везде пишут
одно и то же. Адилин - это миорелаксант.

Позвонила в ветлечебницу, где усыпляла
кота и узнала, что они тоже
пользуются Адилином. Я спросила, что
чувствует кошка, когда ей вводят
этот препарат. Мне сказали, что этого
никто не знает: "Ведь у кошки же
после смерти не спросишь, как она себя
чувствовала". Адилин разрешен
для использования в ветклиниках для
усыпления и этим якобы всё сказано.

Жалобы мои, яйца выеденого не стоят, но
всё же, я знаю, если промолчать, то будет
только хуже.
1) врач ввел меня в заблуждение. Я просила
его о наркозе, но была большая очередь за
стеклянной дверью, которая этого врача
как бы подгоняла. Ему не захотелось
возиться с наркозом. И он получается мне
соврал, думая, что мой кот всё равно не
расскажет мне о своих ощущениях;
2) процедуру эту производят в кабинете
терапевта. Кабинет отделен от коридора,
где дожидаются больные, стеклянной
дверью. Люди, в том числе
и маленькие дети (особо любопытные)
могут наблюдать процесс эвтаназии
чуть ли не во всех подробностях. Между
дверью и столом, на котором всё
и происходит 2 метра. Все больные идут в
порядке общей очереди.
Сначала на этом столе билась в
предсмертных судорогах собачка, а потом
на этот же стол следующая хозяйка должна
положить своего кота для
первоначального осмотра."

Статья с сайта
"Правильно усыпить животное может только специалист, но проконтролировать препараты для усыпления - ОБЯЗАННОСТЬ хозяина.

Животные живут значительно меньше людей. Почти каждому хозяину собаки или кошки приходится сталкиваться со смертью своих питомцев.

Я не знаю, многие ли собаки тихо умирают своей смертью, дай Бог, чтобы это было так. Но, по опыту моих знакомых, домашние животные чаще умирают от болезней. И владельцам приходится принимать нелегкое, во всех отношениях, решение об избавлении своих питомцев от мучений.

Нормальные люди, решение об усыплении принимают тогда, когда испробованы уже все возможности продления хотя бы более-менее комфортного существования животного и на излечение нет надежд.

С просьбой об усыплении обращаются к ветеринарному врачу.

Устоявшееся мнение о врачах, да и само слово усыпление успокаивает владельца животного и внушает ему представление о скором и безболезненном избавлении питомца от мучений.

И действительно, в ветеринарной клинике сообщают, что сначала собаке дается наркоз, а когда он подействует - делается смертельная инъекция прекращающая дыхание. Такое пояснение, выслушанное из уст доброжелательного ветеринара, оказывается вполне достаточным для пребывающего в расстроенных чувствах хозяина животного.

Но, мало кто интересуется названиями и действием применяемых для этого препаратов.

Я (в мае 2006 года), столкнулся со следующей ситуацией:

Собака умирала от карциномы, ничего не ела, почти не двигалась, лечение уже не улучшало состояния. Надо было помочь животному избавиться от страданий.

Среди всех, которые я смог найти, ветеринарных служб осуществляющих усыпление "на дому", в качестве "наркоза" использовался рамитар.

Но, господа, РАМИТАР НЕ НАРКОЗ.

Рамитар - обездвиживающее средство.

Под воздействием рамитара Ваша собака, или кошка, не может пошевелиться. Но продолжает всё видеть, слышать и чувствовать. От второй (смертельной) инъекции животное погибает в мучениях в течении нескольких десятков минут.

Вы должны об этом знать.

Оказалось, что есть второй вариант:

В некоторых клиниках, которые усыпляют животных в условиях стационара, в качестве наркоза используется препарат "пофол".
Но, пофол, это тоже не наркоз, это галлюциноген.

Мне трудно представить смерть от удушья под воздействием галлюциногена.

На мой взгляд, это называется:: КОШМАР.
Получается "кошмарная смерть".

В результате, через полтора дня переговоров, мне удалось убедить одного из ветеринаров, чтобы моей собаке перед усыплением сделали настоящий наркоз.

Люди, будьте бдительны."

Из форума ветеринарных врачей
Каким препаратом лучше усыпить?
Важно, чтобы до усыпления животному ввели препарат для наркоза. В результате собака должна практически полностью утратить реакцию на внешние раздражители, но сохранить дыхание и сердцебиение. Если дыхание сохранено - вы можете быть уверены, что применен именно препарат для наркоза, а не миорелаксант (дитилин, например). Далее может быть применен какой-нибудь другой препарат собственно для эвтаназии, какой - уже не так важно. За пределами России возможны другие легальные варианты.
Если предлагают усыпить "одним ВНУТРИМЫШЕЧНЫМ уколом"; то на территории России это на 99,99% гарантия того, что собираются ввести миорелаксант и животное погибнет в полном сознании от удушья.
А "голой" магнезией гуманно?
Абсолютно. Есть в медицине такое понятие "магнезиальный наркоз"
Что из барбитуратов доступно ветеринарам?
Все кроме амобарбитала и пентобарбитала.
У кого встанет вопрос об усыплении требуйте чтоб раскладывали свои препараты и объясняли как будет проходить процедура (как бы не сложно это было бы в вашем состоянии) и если что не так гоните...
Гуманный способ - это остановка сердечной и дыхательной функций организма животного, находящегося без сознания (наркоз, кома). Следовательно, главное во время этой процедуры ввести животное в бессознательное состояние посредством введения препаратов для наркоза, после чего остановить ему сердце или дыхание.
После наркотизации животного ему окципитально вводят лидокаин, что почти мгновенно, а главное безболезненно, выключает всю нервную систему в первую очередь. Все что происходит потом животное почувствовать просто не может. Грустно, конечно, об этом писать, но это тоже сторона нашей работы и об этом тоже нужно знать. Предупрежден - значит вооружен.
Одного ксилазина для подготовки животного к манипуляции здесь недостаточно - нужна нормальная анестезия, например с пропофолом или золетилом.
Окципитально-это как?
Это в большую затылочную цистерну, под твердую мозговую оболочку в области затылка. Инъекцию выполняют ПОД НАРКОЗОМ, животное ничего не чувствует.
Ксилазин это нейролептанальгетик с миорелаксирующим действием, то есть он вводит пациента в состояние успокоенности, обезболивания и раслабленности - миорелаксации, но речь об отключении сознания не идет - речь идет об отключении реакций на раздражители. Золетил или пропофол сознание выключат, дальше можно что угодно - мы применяем и лидокаин в цистерну и лидокаин в вену и воздух в вену и дитидин в вену - сознание отключено, боли и страха нет.
Т-61 можно использовать только после введения животного в наркоз.
Сознание он не выключает, несмотря на то, что производитель в этом уверяет.
Действующие вещества: Embutramidum 200 mg, Mebezonii iodidum 50 mg, Tetracaini hydrochloridum 5 mg.
Я использую пентобарбитал (Eutha 77). Происходит все безболезненно и мгновенно.

Всевышний Аллах предписал нам заботиться о благополучии каждого живого существа. Потому мы обязаны относиться милосердно и к животным. Хотя животные и человек кардинально отличаются как по образу создания, так и по своим свойствам и предназначению, тем не менее, Ислам не дозволяет плохое обращение с животными.

За исключением некоторых вредных существ, запрещается убивать животных вне зависимости от того, является это животное домашним или диким. Если животное заболело, но его ещё можно вылечить, это следует сделать.

Усыплять животное просто потому, что оно заболело, не разрешается в Исламе, и если кто-то сделает это, он будет отвечать перед Всевышним Аллахом за причинение ненужных страданий животному.

Однако если животное безнадежно заболело, и нет никакой надежды на его излечение, или у хозяина нет возможности его вылечить, и при этом его нельзя просто выпустить на свободу, то это зависит от того, разрешается употреблять мясо этого животного в пищу или нет. А усыплять или убивать любое животное без надобности не дозволяется.

От ‘Амра ибн Аш-Шарида передаётся, что он слышал, как Аш-Шарид говорил:

سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: من قتل عصفورا عبثا، عج إلى الله عز وجل يوم القيامة منه يقول: يا رب إن فلانا قتلني عبثا، ولم يقتلني لمنفعة

«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Если кто-то убьёт воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный День, обращаясь к Всевышнему Аллаху: "О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды "». (Имам Ахмад , Ибн Хиббан )

В другом хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

ما من إنسان قتل عصفورا فما فوقها بغير حقها، إلا سأله الله عز وجل عنها، قيل يا رسول الله، وما حقها؟ قال: يذبحها فيأكلها، ولا يقطع رأسها يرمي بها

«Того, кто убьёт воробья или более крупную живность без права, Аллах призовёт к ответу в Судный День ». Те, кто слушал его, спросили: «О Посланник Аллаха, а каковы условия, оправдывающие это? » Он ответил: «Охотник должен заколоть добычу и употребить в пищу, а не отрубить голову добыче и выбросить ». (Ан-Насаи , Хаким )

Угроза, о которой идёт речь в этом хадисе, касается каждого человека, умертвившего животное, независимо от того, дозволено употреблять его мясо в еду или нет. Поэтому запрещается усыплять даже животное, мясо которого дозволено, только из-за того, что оно неизлечимо больное. Однако разрешается заколоть это животное для употребления мяса в пищу.

Что же касается животных, чьё мясо не дозволено, то, согласно шафиитскому мазхабу, однозначно не разрешается закалывать их, а также усыплять. В книге «И‘анат ат-талибин» об этом пишется следующее:

: اعانة الطالبين وغير المأكول فلا يحل ذبحه ولو لإراحته من الحياة عند تضرره من طول الحياة

«Не разрешается закалывать животное, мясо которого запрещено употреблять в пищу, даже ради того, чтобы принести ему облегчение от мучений, если агония причиняет ему страдания ».

Также об этом пишется в книге «Хашия Аль-Буджарими »:

«Запрещается (харам) закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, даже ради того, чтобы облегчить его страдания, например, старого осла, страдающего от неизлечимой болезни, ибо в этом заключается истязание для него.

Если же получилось так, что человек вынужден употреблять мясо недозволенного животного, обязан ли он заколоть его, ибо закалывание предотвращает гниение, или не обязан, ибо это не принесёт никакой пользы?

Относительно этого вопроса имеются некоторые сомнения, но более близким к правильному является мнение, что не обязательно его закалывать, потому что закалывание не ничем отличается от умерщвления любым другим путём. Однако это желательно сделать, так как закалывание – более предпочтительный способ умерщвления. Потому что при закалывании животному легче испустить дух ».

Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что согласно шафиитскому мазхабу не разрешается лишать жизни даже неизлечимо больное животное. Однако в фетве, изданной Египетским домом фетв (Дар аль-ифта аль-мисрия), в этом вопросе делаются некоторые исключения:

«По моему мнению, если такое животное закалывается для использования кожи после дубления, то в этом нет запрета. Потому что в этом есть правомерная по шариату цель.

Также нет запрета в закалывании, если мясо передаётся в зоопарк в качестве корма для животных, потому что эти зоопарки также имеют правомерные в шариате цели: изучение природы и жизни диких животных, увидеть которых многие не имеют возможности.

К этому также относится охота на сухопутных животных с целью добычи их меха, костей, когтей и тому подобного.

Все вышеперечисленные цели являются правомерными в шариате, следовательно, разрешается убивать животное с этой целью, вне зависимости от того, болеет животное или нет.

Запретным же является умерщвление, в котором нет никакой пользы, например, использование животного или птицы в качестве мишени для стрельбы из лука или огнестрельного оружия .

Ведь в достоверном хадисе, который приводит Муслим, говорится: «Не используйте в качестве мишени то, в чём есть дух (живых существ) ».

Относительно этого также передаётся, что однажды ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) проходил мимо юношей-курайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую не попадавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул:

من فعل هذا ؟ لعن الله من فعل هذا، إن رسول الله صلى الله عليه وسلم لعن من اتخذ شيئا فيه روح غرضا

"Кто занимался этим? Да проклянёт Аллах тех, кто занимался этим! Поистине, Посланник Аллаха ﷺ проклинал тех, кто делал мишенями то, в чём есть дух (живых существ) ". (аль-Бухари 5515 и Муслим 1958)».

Стоит также отметить, что этом вопросе имеется разногласие среди мазхабов. Ханбалиты, так же, как и шафииты, запрещают усыплять животных, но мнение мазхаба имама Малика в этом вопросе отличается.

Учёный маликитского мазхаба Ад-Дардир в своём комментарии к книге «Мухтассар Халил » пишет, что разрешается закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, например, осла или мула, если оно безнадёжно, напротив, даже желательно сделать так, дабы облегчить страдания животного.

Подобного же мнения придерживаются и учёные-богословы ханафитского мазхаба:

وعن أبي حنيفة إذا آذت الهرة وقصد قتلها فلا تعذب، ولا تخنق بل تذبح بموسى حاد

«От Абу Ханифы передаётся: если нет надежды на излечение животного (кота), разрешается его гуманным образом умертвить, чтобы избавить от мучений . («Мавахиб-уль-джалиль» 3/236)

Люди очень давно живут с домашними животными и содержат их для разных целей. Однако животные живут гораздо меньше человека, и, как обычно, человек тяжело переживает их утрату. Особенно тяжело наблюдать за страданиями больного или умирающего животного.

Поэтому, если животное действительно неизлечимо больно, и нет надежды на его излечение, то в крайнем случае можно, следуя мнению маликитского мазхаба, лишить его жизни, не причинив боли (усыпить), поскольку такое действие будет актом милосердия.

Тем не менее, согласно шафиитскому мазхабу, не разрешается лишать жизни животное, если нет надежды на его излечение, даже с целью умертвить его гуманным образом, чтобы избавить от мучений.

Нурмухаммад Изудинов

Всевышний Аллах предписал нам заботиться о благополучии каждого живого существа. Поэтому мы обязаны относиться милосердно и к животным. Хотя животные и человек кардинально отличаются как по образу создания, так и по своим свойствам и предназначению, тем не менее, Ислам не дозволяет плохого обращения с животными.

статья опубликована в номере: 7 (548) / от 01 апреля 2018 (Джумад уль-Ахир 1439 г.)

За исключением некоторых вредных существ, запрещается убивать животных вне зависимости от того, является это животное домашним или диким. Если животное заболело, но его ещё можно вылечить, это следует сделать. Усыплять животное просто потому, что оно заболело, не разрешается в Исламе, и если кто-то сделает это, он будет отвечать перед Всевышним Аллахом за причинение ненужных страданий животному.

Однако если животное безнадёжно заболело и нет никакой надежды на его излечение, или у хозяина нет возможности его вылечить и при этом его нельзя просто выпустить на свободу, то дальнейшее решение зависит от того, разрешается употреблять мясо этого животного в пищу или нет. А усыплять или убивать любое животное без надобности не дозволяется. От ‘Амра ибн Аш-Шарида передаётся, что он слышал, как АшШарид говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-то убьёт воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный день, обращаясь к Всевышнему Аллаху: «О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды» (имам Ахмад, Ибн Хиббан).

В другом хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, сообщается, что Посланник Аллаха ﷻ сказал: «Того, кто убьёт воробья или более крупную живность без права, Аллах ﷻ призовёт к ответу в Судный день». Те, кто слушал его, спросили: “О Посланник Аллаха ﷻ, а каковы условия, оправдывающие это?” Он ответил: “Охотник должен заколоть добычу и употребить в пищу, а не отрубить голову добыче и выбросить”» (ан-Насаи, Хаким). Угроза, о которой идёт речь в этом хадисе, касается каждого человека, умертвившего животное, независимо от того, дозволено употреблять его мясо в еду или нет.

Поэтому запрещается усыплять даже животное, мясо которого дозволено, только из-за того, что оно неизлечимо больное. Однако разрешается заколоть это животное для употребления мяса в пищу. Что же касается животных, чьё мясо не дозволено, то, согласно шафиитскому мазхабу, однозначно не разрешается закалывать их, а также усыплять. В книге «И‘анат ат-талибин» об этом пишется следующее: «Не разрешается закалывать животное, мясо которого запрещено употреблять в пищу, даже ради того, чтобы принести ему облегчение от мучений, если агония причиняет ему страдания».

Об этом пишется и в книге «Хашия Аль-Буджарими»: «Запрещается (харам) закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, даже ради того, чтобы облегчить его страдания, например старого осла, страдающего от неизлечимой болезни, ибо в этом заключается истязание для него. Если же получилось так, что человек вынужден употреблять мясо недозволенного животного, обязан ли он заколоть его, ибо закалывание предотвращает гниение, или не обязан, ибо это не принесёт никакой пользы?

Относительно этого вопроса имеются некоторые сомнения, но более близким к правильному является мнение, что необязательно его закалывать, потому что закалывание ничем не отличается от умерщвления любым другим путём. Однако это желательно сделать, так как закалывание - более предпочтительный способ умерщвления. Потому что при закалывании животному легче испустить дух». Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что согласно шафиитскому мазхабу не разрешается лишать жизни даже неизлечимо больное животное.

Однако в фетве, изданной Египетским домом фетв (Дар аль-ифта альмисрия), в этом вопросе делаются некоторые исключения: «По моему мнению, если такое животное закалывается для использования кожи после дубления, то в этом нет запрета. Потому что в этом есть правомерная по Шариату цель. Нет запрета в закалывании и в том случае, если мясо передаётся в зоопарк в качестве корма для животных, потому что эти зоопарки также имеют правомерные по Шариату цели: изучение природы и жизни диких животных, увидеть которых многие не имеют возможности.

К этому относится и охота на сухопутных животных с целью добычи их меха, костей, когтей и тому подобного. Все вышеперечисленные цели являются правомерными в Шариате, следовательно, разрешается убивать животное с этой целью, вне зависимости от того, болеет животное или нет. Запретным же является умерщвление, в котором нет никакой пользы, например использование животного или птицы в качестве мишени для стрельбы из лука или огнестрельного оружия.

Ведь в достоверном хадисе, который приводит Муслим, говорится: «Не используйте в качестве мишени то, в чём есть дух (живых существ)». Относительно этого также передаётся, что однажды ‘Абдуллах Ибн ‘Умар  проходил мимо юношейкурайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую не попадавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул: «Кто занимался этим? Да проклянёт Аллах ﷻ тех, кто занимался этим!

Поистине, Посланник Аллаха ﷻ проклинал тех, кто делал мишенями то, в чём есть дух (живых существ)» (аль-Бухари, 5515, и Муслим, 1958)». Стоит также отметить, что в этом вопросе имеется разногласие среди мазхабов. Ханбалиты, так же как и шафииты, запрещают усыплять животных, но мнение мазхаба имама Малика в этом вопросе отличается.

Учёный маликитского мазхаба Ад-Дардир в своём комментарии к книге «Мухтассар Халил» пишет, что разрешается закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, например осла или мула, если оно безнадёжно (больное), напротив, даже желательно сделать так, дабы облегчить страдания животного.

Подобного же мнения придерживаются и учёные-богословы ханафитского мазхаба: «От Абу Ханифы передаётся: если нет надежды на излечение животного (кота), разрешается его гуманным образом умертвить, чтобы избавить от мучений. («Мавахибуль-джалиль», 3/236) Люди очень давно живут с домашними животными и содержат их для разных целей.

Однако животные живут гораздо меньше человека, и, как обычно, человек тяжело переживает их утрату. Особенно тяжело наблюдать за страданиями больного или умирающего животного. Поэтому, если животное действительно неизлечимо больно и нет надежды на его излечение, то в крайнем случае можно, следуя мнению маликитского мазхаба, лишить его жизни, не причинив боли (усыпить), поскольку такое действие будет актом милосердия. Тем не менее, согласно шафиитскому мазхабу не разрешается лишать жизни животное, если нет надежды на его излечение, даже с целью умертвить его гуманным образом, чтобы избавить от мучений.

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ

И прочие. Однако, к сожалению, риск заболеваемости домашних питомцев в последнее время значительно возрос - и виной этому не только некачественное питание и плохая окружающая среда, но и генетические и наследственные заболевания. В этой статье мы поговорим, в каких случаях необходимо производить эвтаназию собак, какие существуют медицинские показания, можно ли самому усыпить собаку в домашних условиях, и как происходит процедура.

Когда нужна эвтаназия

Споры вокруг необходимости эвтаназии ведутся давно, и не утихают по сей день. Некоторые считают это антигуманным способом и убийством, другие, напротив, ратуют за избавление животного от сильных страданий.

Главным аргументом в споре защитников и противников усыпления является весомый факт: если в случае с эвтаназией человека, он может сам, добровольно согласиться на прерывание своей жизни, то в случае с животным узнать волеизъявление питомца попросту невозможно. Безусловно, оппонентами спора в этом вопросе движет любовь к животным и каждый понимает по-своему, как можно избавить от боли. Однако дело усугубляется тем, что мы никогда не сможем понять, насколько сильную боль испытывает питомец.

На сегодняшний день в медицине приняты основные показатели, по которым определяют, нужно или нет производить усыпление собак. Рассмотрим их подробней.

Знаете ли вы? Впервые понятие «эвтаназия» использовал Ф. Бэкон в середине XVI века - так в своих трудах он обозначал легкую смерть.

Медицинские показания

Основными критериями для усыпления питомца, служат такие медицинские факторы:

  • злокачественные опухоли различных органов (тяжелые стадии);
  • возрастные недуги внутренних органов (сердце, почки, легкие и т.д.);
  • гепатопатия тяжелой формы (поражение печени);
  • метастазы в легких;
  • сердечная или почечная недостаточность хронического характера;
  • агрессия животного, неузнавание хозяев и нападки на людей;
  • тяжелого характера;
  • старость вкупе с неизлечимыми
  • бешенство (это неизлечимая болезнь);
  • произведение на свет нежелательного потомства (однако, чтобы самка не испытывала большой стресс, проводить усыпление можно лишь спустя 10 дней после рождения).

Решение об эвтаназии принимается всегда двумя сторонами - хозяевами и врачом (который должен предъявить медицинское заключение о необходимости проведения данной процедуры). Юридически, право решать, оставлять или нет жизнь собаке, должен принимать непосредственно сам хозяин - он реально оценивает свои шансы: сможет ли он оказывать необходимый уход псу, как отнесется вся семья к страданиям или, наоборот, смерти животного и прочее. Ветеринар же, со своей стороны, должен предоставить объективную картину развития болезни собаки: есть ли хотя бы минимальные шансы на ее выздоровление, как необходимо ухаживать за животным в его последние дни и т.д.

Важно! Перед принятием решения об усыплении питомца, обязательно обследуйтесь у нескольких врачей в разных клиниках. Доверяйте только профессионалам - если врачи не проводят тщательного исследования, и сразу принимают решения об эвтаназии - это неквалифицированные специалисты. Всегда требуйте медицинское заключение с печатью, где будут четко прописаны причины, из-за которых неизбежно проведение усыпления.


Социальные показания

В случаях, когда врачи бессильны облегчить боль собаке, если у нее затрудненное дыхание, она не может самостоятельно вставать, ходит под себя и у нее образовываются пролежни - такому животному необходим, либо круглосуточный уход (как если бы у вас был тяжело больной инвалид), либо усыпление. В реальности человеку невозможно взять, к примеру, отпуск по уходу за животным (такого попросту не существует), и проводить с больным каждую минуту. Даже при очень качественном уходе, устранить затрудненное дыхание пса (вследствие, например, метастаз в легких) попросту невозможно - животное задыхается, у него ухудшается сердцебиение, и его преследуют ужасные боли.

Страдает не только животное - хозяин питомца мучается не меньше, видя, как умирает его пес, и, осознавая, что он никак не может облегчить его состояние.

Тяжело болезненные агонии сказываются и на психике детей - они более впечатлительны, чем взрослые, и происходящее может негативно отразиться на их психическом здоровье (в психологии нередки случаи, когда социально неадаптированный человек, с проблемами неврологического характера, под действием гипноза признавался, что отклонения в психическом состоянии начали происходить в результате стресса, перенесенного в детстве - будь то мучения и смерть любимого питомца, издевки сверстников в школе и прочее). Безусловно, печальная процедура эвтаназии собаки в данном случае - это наиболее гуманный способ снятия бремени как животного, так и хозяев.

Также социальными причинами умертвления может быть как асоциальное поведение животного - его нападки на людей, агрессия, укусы, заболевания бешенством - так и физические проблемы хозяина - если, к примеру, хозяин стал инвалидом и не может полноценно ухаживать за своим старым больным псом.

Суть процедуры

С какой стороны не рассматривать данную процедуру - это все-таки убийство, и это стоит принять и жить с этим в дальнейшем. В процедуру входит непосредственно введение определенной смертоносной инъекции (их должно быть несколько), которая обезболивает, угнетает сознание, останавливает работу сердца и легких питомца. Сама процедура занимает от 5 минут до получаса.

Усыпление дома

Некоторые хозяева предпочитают лично провести в последний путь своего питомца, и усыпить собаку на дому, в спокойной привычной обстановке - и это их право. Однако для того, чтобы успешно провести данную процедуру, и добиться конечного результата, необходимо знать точную технологию проведения усыпления.

Важно! Специалисты по умерщвлению домашних питомцев настоятельно рекомендуют проводить процедуру под контролем ветеринара (даже в домашних условиях) - только он может правильно отмерить дозу для инъекции, и проконтролировать весь процесс. Неумелое введение препарата, вкупе с неправильной дозировкой, только усидит страдания и агонию питомца - процедура усыпления скорее будет напоминать пытку, нежели избавление от страданий.


Некоторые неопытные хозяева используют такие способы проведения усыпления дома:
  • введение в легкие раствора спирта или аммиака (собака попросту захлебывается);
  • проведение электрического тока сквозь тела животного - в результате остановки сердца и наступает смерть.
Эти два способа нельзя назвать гуманными - они причиняют собаке определенные мучения. Поэтому для безболезненности процедуры используют инъекции определенных (их назначать и определять дозировку должен только врач!).

Примечательно, что иногда ветеринары могут применять таблетки для усыпления собак - однако для умерщвления они не подходят.

Препараты-анестетики. Отрицательно сказываются на центральной нервной системе животного, способствуют быстрой отечности легких, и вызывают остановку дыхания.

  • Тиопентал натрия - погружает собаку в гипноз и вызывает потерю сознания, которое уже не возвращается.
  • Пропофол - снижает дыхательные функции, вплоть до остановки дыхания.
  • Дроперидол - транквилизирующее лекарство, которое значительно снижает активность животного (собака перестает двигаться).

Препараты успокаивающего свойства (седативные).
  • Ксилазин - применяется для введения питомца в состояние наркоза. Снижает давление, останавливает дыхание (при превышении нормы дозировки).
  • Сульфат магния - снижение и угнетение дыхания, замедление и остановка работы сердца.

Мышечные релаксанты.
  • «Ардуан» - также используется для анестезии. Блокирует связь нервов с мышцами и тканями, что приводит к ощущению безболезненности.
  • «Дитилин» - останавливает дыхание.
  • «Лидокаин» - сердечный депрессант, замедляет работу мышц сердца, в конечном итоге, приводя к полной остановке.

Помните: провести процедуру с помощью одной инъекции невозможно. Сперва всегда вводится препарат с обезболивающим эффектом, а затем уже ставится укол, который приводит к смерти. Если не провести процедуру наркоза - животное умрет в ужасных мучениях.

Снотворные для временного усыпления

Временное усыпление проводится в определенных случаях, например, при транспортировке агрессивного животного в ветеринарную клинику для проведения операции. Ветеринары предостерегают хозяев от самостоятельного временного усыпления животного - незнание правильной дозы может погрузить собаку в такой сон, из которого она уже не сможет выйти. Как правило, все лекарства седативного усыпляющего свойства успокаивают животное, избавляют его от чувства страха, помогают расслабиться, снимают спазмы и снижают сердцебиение.

Многие хозяева предпочитают не рисковать, и доверить усыпление опытным профессионалам - и это, безусловно, лучшее решение. В ветклиниках усыпляют животных тем же, чем можно умертвить в домашних условиях - подробней об этих препаратах мы говорили выше.

В специализированной ветеринарной клинике процедура может произойти быстрее, чем в домашних условиях. Она обязательно проводится в 2 этапа:

  • введение инъекции, которая вводит собаку в наркоз, глубокий сон. Если в этот момент хозяин будет находиться рядом со своим питомцем - это успокоит животное, и оно легче перенесет такую процедуру;
  • введение второй инъекции (только после того, как собака погрузилась в наркотический сон), которая непосредственно останавливает работу сердца. Это может занять некоторое время, а может потребоваться даже повторная инъекция - однако для пса эти процедуры уже будут абсолютно безболезненны, и он не почувствует никакой боли.

Знаете ли вы? Шприц был изобретен в 1853 году, причем сразу двумя людьми, работавшими независимо друг от друга: шотландцем Александром Вудом и французом Шарлем Габриелем Правазом.

Если собака поражена бешенством, либо кидается на врача или хозяина, то первый этап - наркоз и расслабление мышц может проводиться дистанционно. Так как при таких осложнениях быстро убить собаку не получится, то вся процедура эвтаназии может занять от 15 минут до получаса.

«За» и «против» усыпления питомца

Многочисленные форумы насыщенны лозунгами касательно того, нужно или нет производить усыпление питомцев, гуманно это или нет, необходимость или грех. Многие ссылаются на то, что официально эвтаназия разрешена лишь в Бельгии, Голландии и некоторых штатах США - странах, где активно провозглашена гуманность. В нашем менталитете добровольное убийство животного или человека, даже по медицинским показаниям, до сих пор считается грехом.

Решать, проводить эвтаназию или нет - дело совести каждого хозяина. Если это единственный способ избавить питомца от сильных мучений - врачи единогласно выказывают мнение «за». Однако, если на усыпление приводят молодых, здоровых псов, которые попросту надоели хозяевам или у них нет времени или финансов содержать собаку - тогда это безусловное «против», это антигуманный способ и ни один квалифицированный специалист не согласится на эвтаназию.

После усыпления

После проведения обряда усыпления, хозяин может, как забрать тело собаки и похоронить его самостоятельно (существуют специальные кладбища для животных - для захоронения требуется получить разрешение от местных властей), либо предоставить эти хлопоты ветеринарной клинике - часто в списках услуг ветеринаров входит кремация и захоронение животных.

Безусловно, принять непростое решение о прекращении жизни любимого домашнего животного, бывает очень непросто. Еще тяжелее приходится людям после усыпления собаки - многие переживают смерть пса как смерть самого преданного члена семьи. Во многих современных ветеринарных клиниках действуют специальные услуги психологов, которые помогут пережить такую стрессовую ситуацию.

Безусловно, принятие такого серьезного решения остается за хозяином и членами его семьи. Скорее пережить утрату поможет новый домашний питомец - игривость и дружелюбие щенка, или нежность и ласковость помогут вам и вашей семье адаптироваться, и жить дальше полноценной жизнью.

Как усыпить человека? Вопрос, на первый взгляд, довольно странный. Казалось бы, для чего это могло бы понадобиться. На самом деле такое умение может пригодиться не только в медицине, но и в быту. Давайте разберемся подробнее, чем можно усыпить человека.

Немного истории

Лекари древности робкими шагами осваивали медицину. Они пытались придумать способ, как усыпить человека безболезненно и хотя бы на небольшой период времени. Ведь уже тогда проводились сложные хирургические операции, включая ампутацию конечностей. На протяжении многих веков рождались новые версии.

В Сирии и Египте, например, человека усыпляли, сдавливая ему сосуды шеи. Чаще всего такой способ использовался во время проведения операций обрезания. Конечно, немало было откровенно варварских методов. Допустим, современному человеку может показаться, что проводить усыпление путем кровопускания, в результате чего возникает анемия мозга, просто недопустимо.

И вот, наконец, изобрели наркоз. Если не знать, кому принадлежит такая заслуга, то можно подумать, что сделал это кто-то из когорты хирургов. Ведь именно их чаще всего волновал ответ на вопрос о том, как усыпить человека, в силу рода деятельности. Однако первым применил наркоз дантист. Звали его Томас Мортон. Ему нужны были пациенты, но большинство панически боялось боли, которую обычно приносит такое лечение. Поэтому часто зубы их были старыми и разрушенными, что только осложняло ситуацию. Использовал Томас диэтиловый эфир и поначалу ставил эксперименты на животных. Следующим этапом стало удаление зубов коллегам-дантистам. А уже после этого Томас сконструировал аппарат для наркоза, конечно, весьма примитивный. Первую публичную операцию он провел в 1846 году. Все, кто присутствовал, были поражены.

На радость всем в 1942 году появился сбалансированный многокомпонентный эндотрахеальный наркоз.

Случаи немедицинские

В быту тоже может понадобиться такое умение. Чем усыпить человека, если он пьян? Ведь многие в таком состоянии становятся буйными и даже неадекватными. Не понадобится даже никаких медикаментов. На Древнем Востоке существовало мнение, что на теле человека можно найти точки, при нажатии на которые он просто упадет без чувств. Их несколько, например, на плечах (немного ближе к шее) или сонная артерия (практически все знают, где она расположена). Будьте осторожны, каждый человек, безусловно, индивидуален, поэтому и эффект можно получить неодинаковый.

Все мы видели в кино, как усыпить человека хлороформом. Немного жидкости нужно налить на платок, а затем прижать его к лицу другого.

Если не идти сложной тропой, то проще купить снотворное в аптеке. Сейчас имеется масса средств, которые производят описываемый эффект. При использовании снотворного необходимо соблюдать предельную осторожность. Есть препараты, при приеме которых недопустимо даже малейшее отступление от указанной в аннотации дозировки. Обратите внимание на то, что раньше в нашей стране были весьма распространены случаи, когда люди усыплялись клофелином с целью ограблений. Это средство чаще всего подмешивалось в алкогольные напитки. Но такая смесь крайне негативно влияет на организм человека. Поэтому никогда используйте для усыпления человека клофелин, если он находится в состоянии опьянения.

Поймите, что усыпить человека непросто. Даже на срок, равный нескольким часам. Что уж говорить о длительном и полном погружении в сон. При помощи рук и нажатия на некоторые точки на теле это сделать практически нереально. Есть сейчас и различные препараты, и техники гипноза. Но назвать такие способы надежными сложно. Однозначно, к сожалению, можно сказать только одно: не существует на данный момент совершенно безболезненного способа мгновенного усыпления человека.