Когда учить ребенка рисовать. Учим ребенка рисовать карандашом и акварелью

    lapyshka 13/02/2008 в 18:49:09

    С какого возраста можно начинать рисовать

    • uma 14/02/2008 в 12:22:29

      у нас поздно проснулся интерес

      почти в 2,5 года. до этого сколько не предлагала - ноль интереса, карандаши любили складывать-выкладывать из коробки. Сейчас бешеный интерес, рисует чем прийдется и на чем прийдется...все комментирует. С 2-х лет еще нравилось рисовать мелками на мольберте.

      halusha 14/02/2008 в 12:49:52

      Почитайте,может вам это будет интерестно.Из раннего развития.

      ФАНТАСТИКА ЛИ ЭТО???

      Дети семи-восьми месяцев не только могут активно рисовать, но оказываются глубоко погруженными в этот процесс. Это реальность, описанная уже многими родителями и преподавателями у нас и за рубежом.

      Вообще существуют миф, что малыш в возрасте 6-7ми месяцев - «несмышлёныш» - это слово кочует по родительским журналам, отражая распространенное мнение. Или вот еще факт: многие (даже очень хорошие) отцы, считают, что ребенок до года – это «кусочек розовой плоти» и общение с ним невозможно. А это не так: дети в этом возрасте, если заниматься их развитием активно и правильно, - совершенно контактные и вполне сознательные люди. Мы не раз замечали, что когда в 4-4,5 месяца учишь ребенка вставать в кровати, интонацией ты легко передаешь ребенку смысл своих слов. Предположим, ему не встать, и раз за разом повторяешь: «да возьмись ты за следующую рейку, положи руку повыше!», - и на двадцатый раз он эти слова уже просто понимает! Разговаривайте с ребенком, объясняйте с рожденья всё, что вы с ним делаете, и ребенок будет прекрасно разбираться в том, что вы от него хотите.

      Но это в четыре месяца, а к шести-семи месяцам опыт ребенка увеличивается несказанно: он давно сидит за общим столом и почти участвует в разговоре, путешествует по квартире, пробует делать первые шаги без поддержки, он знает, как работают дверцы шкафов, и изучил уже множество низких полок, с которых можно сбрасывать книжки и щетки. Он знает, где живут гремящие кастрюли, да всего просто не перечислить! И такие дети прекрасно могут понять, что за занятие вы им предлагаете. Мы хотим сказать, что рисование – это новое сложное действие, оно выглядит совершенно фантастически, но никакого качественного отличия от того, что ребенок в этом возрасте уже умеет делать – нет!

      Подготовительный этап. (На коленях). Сажаем художника на руки: перед нами белый лист и баночка с краской. Реально начинать этот этап в 4,5-5 месяцев. Ученик вполне созрел – ему интересно всё новое, он уже сам встает в кровати и с удовольствием оглядывает окрестности. Вот в этот момент мы начинаем вводить в его жизнь краски.

      Причем можно выделить несколько принципиальных шагов. Мы начинаем с того, что при ребёнке рисуем сами. Мажем палец краской и делаем на его глазах несколько мазков. Делайте это по минуте хоть каждый день, и пусть этот этап занимает месяц. Но в какой-то момент, вы мажете его собственный палец или ладонь краской и ведёте по бумаге его рукой. Но так, чтобы ребёнок за этим активно наблюдал! Провели его рукой по бумаге, вытерли пальцы – полуминутная сессия рисования окончена. И пусть такие занятия – с минимальным поступательным движением – занимают полтора-два месяца, и не меньше. Никуда не торопитесь! Вы должны донести до ребёнка загадочный принцип: с руки на белый лист можно перенести краску!

      Не сажайте ребёнка сразу к полной банке с краской. Такое бурное начало может кончиться только тем, что первое занятие будет ещё и последним. И произойдет это и из-за ребенка, и из-за нас. Мы сами первыми решим, что рисование – это слишком трудоёмкое и пачкающее квартиру занятие. Поэтому всё первое время стоит брать крошечное количество краски, её хватит на несколько минут вашей художественной деятельности. Или можно придумать для краски что-нибудь типа чернильницы-непроливашки (спросите своих бабушек – они помнят, что это такое).

      СЪЕДОБНА ЛИ ГУАШЬ???

      На этом этапе мы отучаем ребёнка употреблять художественный материал в пищу. Или даже пытаться это делать! Любая краска – это абсолютно несъедобная вещь, и об этом нужно помнить! Мы пробовали различные краски и остановились на гуаши, так как она менее всего ядовита. Гуашь – это клей и белила.

      (Самая безобидная краска, конечно, белая, но она нам, увы, меньше всего и нужна. Хоть можно обдумать варианта работы белой краской на цветной бумаге!)

      Первое, что должен сделать интеллигентный художник шести месяцев – он попробует краску на вкус. Это естественный, самый ожидаемый исследовательский поступок ребенка. Он пробует на язык не потому, что он маленький или глупый, а потому что он уточняет. Или переуточняет. (Ему нужно будет еще несколько раз снова попробовать, чтобы убедиться, что он не ошибается). Вот в этот момент (со своей стороны) мы подключаем в дело раствор английской соли или горчицу – все-таки это лучше, чем пробовать гуашь. Сернокислая магнезия (английская соль) стоит в аптеке три рубля и это самый легкий способ проиллюстрировать слово «горько» и проиллюстрировать слово «нельзя»! Это природная соль, а не продукт химической промышленности России. Попробовал, поморщился – запили водичкой, горечь исчезла. Старайтесь не переусердствовать, чтобы эта горечь не отвадила ребенка от самого рисования.

      (В какие-то моменты, опасаясь что ребенок будет лизать гуашь, мы пробовали ограничивать движение рук в локте, пока, к счастью, не поняли, что такая закрепощенность исключает свободную деятельность. В этом случае всё наше рисование не будет иметь смысла!)

      Сама по себе гуашь достаточно неприятна на вкус, чтобы ребенку не захотелось налопаться этой краски! Поэтому успокойтесь – у вас умный ребенок и он такую невкусную вещь есть не будет. А от того, что разочек случайно лизнет свой покрашенный палец, ничего случиться не может (вы, конечно, знаете, что у художниц есть привычка, от которой их не отучить, облизывать кисточки – правда это касается вкусной акварели и поэтому акварелью с грудничками рисовать мы не будем). Но никогда ни один художник от этого не отравился.

      НАЧАЛИ РИСОВАТЬ

      По густоте гуашь должна быть как жидкая паста из тюбика.

      Иногда мы наносим немного краски на бумагу, или можно в виде хранилища использовать ладошку.

      Рисовать можно на картоне или на больших кусках обоев. Шероховатая поверхность очень хорошо подходит для наших рисунков. Лист бумаги может быть на столе или на стене, иногда на клеенке на полу.

      Очень важно давать ребенку рисовать и правой и левой рукой – левая рука обязательно должна участвовать в этом процессе.

      Во время подготовительного этапа мы начинаем показывать ребенку краски, называть их, демонстрировать сочетания цветов. Рисуем при нем разными красками.

      Даем два-три цвета, меняем цвета, даем выбирать. Начинаем обычно с теплых цветов, или даем два теплых – желтый, оранжевый и один холодный – зеленый или голубой.

      Мы стараемся не использовать яркие ядовитые «кислотные» цвета, считая, что они не из окружающего мира – в природе с ними человек не сталкивается – они искусственные, синтетические, выдуманы людьми.

      В 7-10 месяцев мы занимаемся рисованием 2 раза в неделю, чтобы сохранить интерес и не превращать игру в обыденность, и длится каждая сессия не больше минут 10-15ти. Но с самого начала придаем большое значение ритуалу. По тому, как мы готовимся, объясняя свои действия, ребенок точно понимает, что сейчас произойдет чудо и мы будем рисовать!

      Чтобы сенсорное восприятие было объемным, мы обязательно связываем рисование с музыкой! Важно, чтобы у ребёнка всегда создавалось ощущение праздника.

      Но в любом возрасте (а тем более грудничков) мы не учим рисовать!

      Обучение рисованию – прагматическая цель. Такая цель не может идти от ребенка. Мы просто даём ему возможность возиться с красками.

      Что-то он делает, подражая вашим движениям, когда вы, держа его на руках, с удовольствием несколько минут стараетесь насладиться этим процессом.

      РАДИ ЧЕГО ЭТО РАННЕЕ НАЧАЛО РИСОВАНИЯ?

      Трудно определить это несколькими фразами. Но, во-первых, детям это очень нравится, и их хорошее приподнятое настроение – уже достаточный успех любого занятия.

      Но главное другое: все авторы, которые пишут о рисовании в грудничковом возрасте, подчеркивают, что дети как-то быстро на глазах взрослеют, становятся менее зависимыми от родителей. Мы читали, что есть методики, которые помогают рисованием сгладить стресс у ребенка, которого по каким-то причинам мать вынуждена отлучить от груди.

      Но есть еще одна вещь, которую лучше не произносить при психологах: кажется, что у ребенка появляется …. самоуважение. Мы провоцируем его на осознание себя как личности: но психологи, считают, что этот процесс происходит значительно позже. Пусть даже они правы, но ощущение себя личностью не появляется из ничего – оно складывается из маленьких кирпичиков, сначала появляется прообраз личности, а потом уже личность. И вот, в этом процессе становления человека, рисование – это очень удачная продуктивная деятельность.

      И пусть по психологической теории ребенок еще не выделяет себя из окружающего мира, но этот мир для него становится все больше и шире, и мы помогаем ему не бояться делать следующий шаг.

      А кроме всего, в любом возрасте рисование – это истинное удовольствие, и это ни с чем не сравнимо! Большинство из нас никогда не рисует, и этим мы себя очень обедняем. Может быть, нам тоже нужно было начать рисовать пораньше!

      Учителя рисования рассказывают, что в 4-5 лет некоторые дети боятся белого листа. Учителю приходится изображать какую-нибудь «загогулину» на листе, чтобы ребенок решился начать свой рисунок. А вот с детьми, которые начали рисовать в районе года, боязни белого листа никогда не бывает.

      ТВОРЧЕСТВО ИЛИ НЕТ

      Когда о грудничковом рисовании говорят, что это творчество, мы, к сожалению, не готовы с этим согласиться. Всё-таки это не в полном смысле «творчество» - это пока просто деятельность, способ познания мира. А творчество – это должен быть момент осознанной деятельности, самовыражения, чего ни в 6, ни в 9 месяцев, конечно, нет.

      И то, что такие картины грудничков иногда выставляют на выставках, мы не считаем оправданным (но и не осуждаем родителей за это). Для нас такие рисунки, в каком-то смысле, проявление области подсознательного, но старик Фрейд уже давно умер, и с кем ещё в этой области можно посоветоваться, мы не знаем. Интересно, что и годовалые и более взрослые дети воспринимают свои картины как законченные – хоть взрослым их картина никогда такой не покажется, то есть там есть смысл, доступный одним грудничкам. И спекулировать на эту тему излишне. Иногда нам даже кажется, что это не созидание на белом цвете, а разрушение белого цвета – вот что преследует ребенок. Но, в любом случае, называть это творчеством мы не рискнем.

      Да и не важно, как называть процесс, если он дает ощутимую пользу. Ведь задействованы зрение, осязание, может быть, даже обоняние (красочки вкусно пахнут), а значит занятие это полезное и развивающее!

      ЧТО ЕЩЁ ДАЁТ РАННЕЕ НАЧАЛО

      Есть ли разница – начинать в 3 года или в шесть месяцев? Для чего вы спрашиваете? Для живописи или для развития ребенка? Для развития ребенка разница есть. Для чистой живописи – не знаю. Но живопись – это странная область творчества. Ведь для живописца, в отличие от музыканта, раннее появление техники – только помеха. А важно что-то другое (специальное видение мира, цветов, форм).

      РИСОВАНИЕ УКРЕПЛЯЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ ребёнка - ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

      Независимость даёт больший простор для развития.

      Последнее время нам часто попадаются высказывания детских психологов, что САМОЕ ГЛАВНОЕ, чтобы мать как можно больше держала ребенка на руках. Такие слова можно писать только с громадной осторожностью. Если не учить ребенка и привязать его к себе, то эта ситуация «рук» становится вынужденной. Но если ребенок все умеет и любит гонять по квартире, то вовсе не следует держать такого ребенка на привязи. Делая ребенка самостоятельным, вы просто меняете его связь с матерью, она (эта связь) становится интереснее и богаче, потому что ребенку интересно жить. И «побольше держать на руках» – для нас верно только в ситуации, когда ребенок зовет, когда ему нужна помощь, и он должен в такой ситуации чувствовать, что мать рядом и она его не бросила.

      Теория и практика. Разумеется, в рисовании ничего волшебного нет. Но польза от рисования не равна все-таки сумме важных компонентов, из которых рисование состоит. Практически польза оказывается непропорционально больше. Понимаешь головой, что задействована мелкая моторика, и влияют яркие цвета, и активность, и чудо того, что ты сам что-то умеешь делать (Я МОГУ!). Но на практике есть еще сверх-эффект, и объяснить это может быть можно теориями «обучения правого мозга» (подробнее смотри в главе «Правое творческое полушарие»).

      Рисование осваивает и закрепляет связи между правым и левым полушарием, и отсюда тот скачок в развитии, который сразу виден и родителям и воспитателям, использующим рисование в игре с грудничками.

Алена Григорьева
Консультация для родителей «Малыш начинает рисовать»

Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает - есть в жизни счастье…

Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому вместо того, чтобы ругать малыша , постарайтесь направить его творчество в нужное русло.

От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка . При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память , внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша .

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями.

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству - желание получить результат, создать определенное изображение.

Помните, каждый ребенок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - утверждал В. А. Сухомлинский.

Учить ребёнка рисовать никогда не рано . У детей, рано начавших рисовать , в дальнейшем отсутствует "боязнь белого листа бумаги". Кроме того доказано, что все узнанное нами в раннем детстве остается с человеком на всю жизнь.

Это вовсе не означает, что начавший рано рисовать ребенок станет художником, просто он не будет бояться этого вида деятельности. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях.

Первый рисунок малыша будет состоять из горизонтальных линий, через два месяца появятся вертикали, затем ребенок поймет, что есть еще и кружочки, а после этого он начнет соединять все линии вместе. К 1,5 годам ребенок начинает рисовать сюжетные рисунки . Важно давать рисовать крохе и правой , и левой рукой. Левая должна обязательно участвовать в процессе, это поможет развиваться ребенку гармонично. Размер бумаги уменьшается (примерно до формата А3 : 30x40 см, так как ребенок начинает рисовать "от локтя". К 2-м годам он зарисует кистью руки, а позже – пальцами. Чтобы ускорить этот процесс, очень важно научить ребенка рисовать мелкие предметы , например, нарисуйте машинку и попросите раскрасить колесики, кузов. К дереву – нарисовать листочки . Нарисуйте цыпленка и попросите нарисовать ножки , глазки, клюв.

Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым - стимуляция работы мелкой моторики, а именно движение пальцами рук : быстрые, медленные, осознанные, приводит к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить , тем быстрее идет процесс постановки речи. Рисование в свою очередь выполняет сразу несколько функций : эстетическое восприятие мира через рисунок, усиление речевой активности, а также повышение самооценки ребенка. Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Например, если ребенку приснилось что-то плохое, то предложите ему нарисовать это , и все будет в порядке.

Есть несколько важных правил, которые следует соблюдать :

Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.

Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.

Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это , чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).

Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает , что главное - это именно его фантазия.

Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать , что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.

Рассматриваете вместе с ребенком иллюстрации в книгах, репродукции картин известных художников, посещайте выставки. Старайтесь не навязывать эти образы, но обсудить лучшие моменты (например, сочетание цветов) .

Многие родители пугаются , когда малыш , с виду вполне счастливый начинает рисовать черным карандашом , игнорируя такие прекрасные яркие цвета, как, красный, жёлтый и другие. Ведь принято считать, что черный - это цвет страха, уныния. Но нужно понять одно : цвет - это просто цвет. Он не хороший, и не плохой.

Дети, особенно маленькие, пока не усвоят общекультурные значения цветов, выбирают те оттенки, которые им просто нравятся. Малыши до 3 - 4 лет могут предпочитать чёрный только потому, что он самый «продуктивный» . Например, макать кисть в чёрную краску нужно гораздо реже, и он пишет дольше. Жёлтый же, наоборот надо постоянно добавлять на кисть. Кроме того, темные линии выглядят четче, контрастнее, они как будто более «настоящие» .

Важно присмотреться, что именно рисует ребенок, и обратить внимание на сопутствующие факторы. Например, любовь к черному цвету может быть выражением протеста во время кризиса трех лет - когда ребенок переживает период «я сам» , противопоставляя себя другим. «Нарисую цветом, который мама не любит» (если мама до этого запрещала рисовать черным , или «Нарисую, как мне хочется, а не так, как есть на самом деле» .

Цветовые пристрастия ребенка могут меняться с возрастом или под воздействием других причин. Например, ребенок может полюбить зеленый потому, что такого оттенка его любимая мягкая игрушка. Или девочка начинает предпочитать розово-малиновые оттенки просто потому, что игрушки «для девочек» изготавливаются в основном в этой гамме. В период от 3 до 6 лет девочки как бы подтверждают таким образом свою принадлежность к женскому полу.

Иногда дети (как и взрослые) выбирают темные, «грязные» цвета по причине плохого настроения, пасмурной погоды, физической слабости. Но в определенные моменты чёрные краски действительно являются тревожным признаком. Стоит обратиться к специалисту, если помимо предпочтения чёрного цвета, ребенок подавлен, замкнут, часто испытывает негативные эмоции; если он вял и апатичен, потерял аппетит и плохо спит, чересчур эмоционально реагирует на привычные события. При наличии несколько пунктов из этого списка в поведении ребенка - это повод присмотреться к ребенку, обеспечить ему больше поддержки и внимания, и при необходимости обратиться за помощью к психологу.

Если на детских рисунках преобладают жёлтый и фиолетовый цвета – это благоприятный знак. Такие краски обычно выбирают дети, которые смотрят на мир оптимистично. Излишек красного свидетельствует о гиперактивности, синего - о тоске и внутреннем напряжении. Зеленый цвет говорит о том, что ребенку не хватает любви и умиротворенности. Оранжевый означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, общительным, веселым, непосредственным, часто меняющим свое мнение и увлечения.

Вы когда-нибудь видели ребенка, которому не нравилось бы рисовать?

Это важный элемент развития, познания мира и себя. Когда дети начинают рисовать, то учатся выражать свое восприятие реальности, мечты и страхи.

Развитие ребенка через рисование проходит последовательные этапы. Это очень интересная тема, которую мы рассмотрим в этой статье.

К сожалению, взрослые не относятся серьезно к детским рисункам, относясь к ним как баловству и способу развить мелкую моторику. А ведь благодаря им можно понять, что происходит в детской душе и каким видится мир маленькому человечку.

Каракули

В возрасте примерно 1 года, когда дети начинают с удовольствием рисовать свои первые каракули, они используют это для того, чтобы почувствовать и доказать другим свое присутствие в реальности. Вот он нарисовал точки, пятна и линии пальцами или карандашами – и в мире остался след как свидетельство его существования. Особенно интересно оставлять свои следы на любых предметах, мебели и обоях.

Создание каракулей способствует и развитию зрительно-моторной координации, глаза тренируются отслеживать действия рук.

После 2 лет развитие ребенка через рисование проходит этап обнаружения границ. Рисунок перестает вылезать за края листа и остается внутри него, линии огибают углы. И это тоже не просто так: малыш учится вести себя в рамках данной ему ситуации.

Когда ребенок начинает рисовать?

Ближе к 3 годам ребенок делает новое открытие: его каляки-маляки могут что-то обозначать! Несмотря на их неточность, корявость и весьма отдаленное сходство с изображаемым предметом, они могут обозначать животных, людей, предметы и даже события и жизненные ситуации – словом, ребенок может изобразить всё, что для него важно.

Это уже можно назвать началом самостоятельного рисования. Хотя есть такие нюансы, которые очень коробят взрослых: маленький художник рисует на любом свободном месте листа, для него нет верха и низа. Но для него это важный, даже магический акт – он может нарисовать всё, что захочет. Вот ничего не было – и вот он нарисовал! Главное, чтобы хоть как-то отличались рисунки, например, человека и животного.

И вот после 3,5 лет лист начинает олицетворять собой мир. Внизу листа – земля, вверху – небо, и они разделяются какой-то четкой линией. На этой линии друг за другом располагаются люди, предметы или животные, в полный рост, лицом к зрителю (так называемая ленточная композиция). И вот мы уже видим картину мира глазами ребенка.

Между 4 и 5 годами на своем рисунке дети уже могут отображать движение, течение времени, сюжет, взаимодействие персонажей между собой. Постепенно у каждого ребенка складывается своя система символов для передачи важной информации, цветовые коды и т.д.

В детском рисунке всё имеет смысл – величина, форма и цвет, отдаленность или приближенность предметов. Именно на этом основаны психологические тесты с рисунками. Можно оценить и развитие ребенка через рисование, и его душевное благополучие, и отношение к миру и себе.

Значение детских рисунков

Стоит отметить, что детские рисунки отображают всю ту умственную и духовную работу, которая производится в душе ребенка, по познанию устройства мира. И они пытаются изобразить не точную визуальную картинку, а свое восприятие и переживание происходящего.

Поэтому когда дети только начинают рисовать, не стоит на этом этапе целенаправленно учить, исправлять его ошибки, настаивать на определенном способе изображения предметов – учить рисовать домик с трубой, цветочек и т.д. Это приведет только к торможению его творческого и психологического развития, сформирует привычку рисовать шаблонно и вообще действовать так, как ему укажут, что это правильно – «как принято», как все.

Дайте ему рисовать свою идею! С помощью рисунка он избавляется от душевного груза, упорядочивает свои переживания и впечатления. А развитие ребенка через рисование – это обязательный этап формирования личности.

Рисование – один из способов детского самовыражения. Сначала малыш рисует каракули, нечто, описываемое в стишке «палка, палка, огуречик, получился человечек», потом его талант растет, и кроха подчас может выдавать настоящие шедевры. Но что делать, если у малыша не получается рисовать так, как он хочет? Из-за этого ребенок расстраивается и впадает в уныние.

Или другой пример: малыш замечательно с упоением рисует, но как сделать этот его талант по-настоящему профессиональным? Как подтолкнуть ребенка на «путь художника»? Другими словами, как научить ребенка рисовать? Об этом пойдет речь далее.

Когда учить ребенка рисовать?

Все детки имеют склонность к творчеству, и сложно найти малыша, который не любил бы рисовать.

Интересоваться миром красок и карандашей малыши начинают уже в 7-8 месяцев. В этот период происходит скачок развития, дети находят все больше нового и интересного вокруг себя.

В это время можно показать им простые рисунки, а также поэтапно (1-2 этапа) объяснить, как их рисовать. Пусть мама сама орудует карандашом на бумаге, а малыш следит за этими манипуляциями. Скорее всего, он и сам потянется к карандашу. Не стоит препятствовать этому. Предоставьте малышу полную свободу творчества.

Но, разумеется, о хоть сколько-нибудь профессиональном рисовании в 8-12 месяцев речи не идет. Научить малыша творить на более высоком уровне можно позже. В 2 года ребенок уже способен держать кисточку и карандаш правильно, то есть в кулачке, а тремя пальцами. В этот период можно начинать понемногу приобщать малыша к художеству. На ранних этапах можно обойтись домашним обучением (о нем пойдет речь ниже), но если вы всерьез решили вырастить второго Васнецова или Айвазовского, лучше отдать чадо в специальную художественную школу.


Подготовительный этап

Приобщение ребенка к творчеству – процесс крайне увлекательный, но и довольно затратный. Пока вы не поймете, что больше по душе вашему чаду – краски или карандаши, – придется купить и то, и другое.

Для начала приобретите:

  • листы бумаги (это лучше, чем альбом);
  • акварельные краски;
  • гуашь;
  • цветные карандаши и фломастеры;
  • простые карандаши;
  • цветные мелки или пастель;
  • кисти – лучше белку, колонок;
  • позже можно купить акриловые и масляные краски.

Очень интересно смотрятся рисунки на стекле. Они делаются специальными витражными красками, которые можно приобрести в художественных магазинах.

Поэтапно предлагайте крохе тот или иной инструмент для рисования.

Перед началом творческого процесса наденьте на ребенка старую одежду, которую не жалко запачкать. Подготовьте поле для деятельности: можно расположиться даже на полу! Создайте атмосферу: включите музыку, откройте шторы, чтобы в комнате стало светлее.

А теперь начинайте творить!


Осваиваем рисование карандашом

Перед тем как научить ребенка рисовать карандашом, необходимо познакомить его с основными геометрическими фигурами. Именно из них на первых порах будет состоять рисунок.

Следующий этап – раскрашивание. Начните с крупных раскрасок. Пусть малыш научится орудовать карандашами и аккуратно закрашивать детали рисунка.

  1. Найдите в Интернете простой урок, где поэтапно показано рисование любого предмета. Вместе с малышом выберите то, что будете рисовать.
  2. Возьмите один лист себе, другой дайте чаду. Поэтапно рисуйте картинку, следите, чтобы ребенок повторял за вами.
  3. Сначала картинка малыша будет несколько топорной, лишенной плавных линий и изгибов, но со временем он научится рисовать более аккуратно и красиво.
  4. Позже (в возрасте 6-7 лет) чадо можно познакомить с такими понятиями, как блик, тень, рефлекс. Для этого лучше отдать малыша в специальный кружок, где работают профессиональные художники.


Как научить малыша рисовать акварелью?

Акварель – это одна из лучших красок для обучения ребенка от 5 лет рисованию.

Для начала лучше выбрать обыкновенную медовую акварель – 12 или 18 цветов. Бумага – обычный ватман.

Подготовка

  1. Бумагу слегка намочите и прикрепите кнопками к доске или планшету.
  2. Акварельные краски разведите на специальной палитре.
  3. Подготовьте кисточки (беличьи или колонковые) и стакан с водой.

Рисование

  1. Для начала объясните ребенку, что есть всего три базовых цвета (красный, синий, желтый), а также покажите, как, смешивая их между собой, можно получить новые цвета.
  2. Пусть малыш попробует смешать краски на отдельном листе.
  3. Объясните чаду, что рисование акварелью требует скорости движения. Картину, нарисованную этой водной краской, сложно исправить, особенно, когда та высохнет.
  4. Начинайте рисовать. Поэтапно покажите малышу, как изобразить небо, деревья, дома. Помните, что начинать рисование нужно с фона, поэтапно накладывая новые слои.


Несколько интересных техник

Как научить ребенка рисовать карандашом или акварелью? Ответ прост: нужно позволить малышу поработать в разных техниках. Гуашь, цветные карандаши, пастель – все это вроде бы знакомо и даже банально, но творческий процесс не терпит обыденности. Создавать картины можно совершенно удивительными способами. Несколько таких техник представлено ниже.

Рисуем ладошкой

Ваш ребенок (этот способ можно предлагать даже малышам 2-3 лет) будет в восторге от такого рисования, ведь в глубине души каждому карпузу хочется, не сдерживая себя, пачкать все краской.

  1. Застелите пол газетами или большой клеенкой, положите на нее лист ватмана, в блюдца налейте разноцветные краски, подготовьте рулон бумажных полотенец и глубокую миску с водой.
  2. Пусть малыш «макает» ладошки в краску и, оставляя отпечатки на бумаге, творит свою картину.
  3. Время от времени руки ребенка следует мыть, чтобы картина не получилась грязной.

Для такой техники выбирайте только безопасные натуральные краски.

Рисование губкой

Нарисованные губкой картины выглядят очень необычно и красиво.

  1. Подготовьте блюдца с краской, миску с водой и несколько кусочков обычных губок для уборки дома.
  2. Лучше, если у губки будет четкая форма, например круг, прямоугольник.
  3. Нарисованную губкой картину можно дорисовать фломастерами или кистью.

Лучше взять несколько губок, чтобы рисунок получился более интересным, а процесс рисования – занимательным.

Восковые рисунки

Для рисования возьмите обычную парафиновую или восковую свечу. На листе бумаги вместе с ребенком нарисуйте узоры или напишите слова. Сначала все нарисованное будет невидно глазом, но успокойте малыша: чудеса начнутся, когда в дело вступят краски!

Аккуратно закрашивайте лист акварелью. Краска будет скатываться с вощеных частей листа и образовывать красивую необычную картину.


Кружок рисования: за и против

Отличный способ как научить ребенка рисовать, так и развить его коммуникативные навыки – отдать его на специальные занятия. Как и все кружки, такие занятия имеют свои плюсы и минусы:

Плюсы:

  • занятия ведет опытный художник;
  • ребенок общается с детьми своих лет, в группе присутствует дух соперничества, а значит, мотивация не лениться;
  • мотивацией являются периодические выставки и конкурсы;
  • обучение проходит по специальной программе.

Минусы:

  • занятия происходят в группе, и у преподавателя не всегда есть время подойти именно к вашему чаду;
  • занятия платные (часто довольно дорогие);
  • уроки лучше не пропускать, чтобы не отстать от группы.

Также можно отдать малыша на индивидуальные занятия по рисованию. Но помните, что стоимость таких занятий в разы выше, чем занятий в группе. Также в индивидуальных уроках нет соревновательного настроя.

Еще один способ обучить ребенка живописи – видеоуроки. Их можно скачать в Интернете или купить готовую программу в специализированных магазинах.

Со скольких лет отдавать ребенка учиться живописи профессионально, каждый родитель решает сам.

Заключение

Сколько бы лет ни было вашему чаду, учить его рисованию никогда не поздно. Будете ли вы это делать дома или же отдадите ребенка на специальные уроки, важно все делать поэтапно, чтобы не отбить у малыша желание творить.

Рисование - одно из лучших занятий, позволяющих Нижняя возрастная граница для занятий рисованием зависит от того, насколько рано кроха начинает уверенно управлять ладошками. Специалисты считают, что уже в четыре месяца мама может начинать раскрашивать красками ладошки или пальчики ребенка, а затем ставить ими отпечатки на бумаге.

Рисование: когда начать обучение

В возрасте около года большая часть ребят уже способны держать в руках кисточку, фломастер или карандаш. Дайте крохе бумагу и инструмент для рисования - пусть малюет. Обязательно сидите рядом и тоже рисуйте что-нибудь - так, вы покажете прекрасный пример. Важно: краски для ванной - прекрасное средство, чтобы познакомить ребенка с миром цвета, их можно смешивать, размазывать по стенам, то есть, делать с ними все, что угодно.

Считается, что в три годика ребенок уже умеет осознанно рисовать домики, фигуры, а также прочие легкие предметы. Хотя некоторые осваивают этот навык намного раньше. Но именно в три года моторика рук развита настолько, что держать карандаш, фломастер или кисточку не составляет особого труда.


Важно: не расстраивайтесь, если обучение рисованию идет не так, как описано выше. Все дети индивидуальны, возможно, вашему ребенку это просто не интересно или он еще не дорос до того момента, когда в нем проснется любовь к рисованию. Заставлять не нужно в любом случае.