Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию
в старшей группе
«Хорошие манеры»
Составила:
Воспитатель
Жиленко Е.Н.
Санкт – Петербург
2015г.
Цели:
1. Учить проявлять в разных ситуациях гуманные чувства (доброту, отзывчивость, заботу); развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
2. Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми словами»; воспитывать стремление совершенствовать добрые поступки, оказывать помощь, формировать умение дружно играть и выполнять поручения педагога.
Оборудование и материалы: игрушки: 2 машинки, кукла; сюжетные картинки большой лист бумаги, маркер. Музыкальное сопровождение «Мелодия» Э. Грига.
Ход занятия:
Организационный момент.
– Доброе утро, дети! Как мы поздороваемся друг с другом? (Здравствуйте). Сегодня у нас в гостях кукла Даша. Она в первый раз в детском саду, и не знает как себя вести. А мы ей поможем и расскажем все.
– Сначала сядут на стульчики девочки, потом мальчики. Девочки, садитесь. Мальчики, садитесь. Как выдумаете, почему я попросила сесть девочек, а потом мальчиков? (Ответы детей).
– Правильно, мальчики сильные и воспитанные, поэтому пропускают девочек вперед и уступают им место. А еще мальчик может помочь девочке сесть, придвинув стул или поддержав ее.
Беседа с детьми.
– Но не всегда мальчики уступают девочкам. Иногда это у них не получается. Когда так происходит? –Когда собираются на прогулку приходят с нее. Когда еще? – Я подскажу: все тогда становятся не терпеливыми, ссорятся, толкаются, кричат: «Я – первый! Нет, я – первая! Мальчики должны уступать девочкам! » Когда так бывает?
– Как вы думаете, хорошо, когда дети или взрослые ссорятся? Вам нравится ссориться? (Ответы детей).
– Правильно, лучше жить мирно и дружно. Для этого придуманы правила поведения и вежливые – волшебные слова. Тот, кто их произносит, становится добрым, сильным. Он может сам уступать другому и научит его быть добрым человеком.
Работа с сюжетными картинками, разыгрывание мини-этюдов.
– Какие добрые дела и добрые поступки мы тут видим? (Ответы детей по сюжетным картинкам)
Кукле Даше стало интересно, у нее даже глаза заблестели! Только она боится, что ее здесь будут обижать. А вы будете ее обижать? А как вы с ней будете дружить? (Ответы детей?
Кирилл Г. и Дана покажут и расскажут, как нужно знакомиться (Дети показывают и говорят).
– А вам понравится, если Даша будет грубо себя вести, толкаться и обзываться, жадничать и забирать у всех игрушки? Давай те покажем ей, как можно дружно играть. Вот вам 2 машинки – покажите (Кирилл С., Егор). А вот вам одна кукла – покажите, как вы будете вместе играть (Юля и Наташа).
Физкультминутка.
– Какое волшебное слово помогает, если нужно что-то попросить: попросить поиграть с чужой игрушкой, попросить уступить тебе место? Правильно, это слово «пожалуйста». Давайте с вами поиграем. Если я скажу волшебное слово «пожалуйста», то нужно будет сделать то, о чем я попрошу. Если я забуду его сказать, то можно ничего не делать. (Присядьте, встаньте, подпрыгните, поднимите руки вверх).
Игра «Что такое «хорошо», а что такое «плохо»».
Кукла Даша развеселилась, но не знает, что хорошо, и что плохо. А мы ей поможем.
Итак, слушаем внимательно.
помогать взрослым (хорошо);
отбирать игрушки (плохо);
обижать слабых (плохо);
поливать цветы (хорошо);
здороваться (хорошо);
жадничать (плохо);
защищать девочек (хорошо);
улыбаться (хорошо);
дружить (хорошо);
защищать слабых (плохо);
ссориться (плохо);
толкаться (плохо);
делиться игрушками (хорошо).
– Молодцы, ребята. Теперь Даша будет знать, как себя вести в детском саду. И она останется с нами. Чтобы запомнила она вежливые слова и обращения, мы повторим эти слова и нарисуем солнышко. Каждый лучик солнышка нам будет напоминать вежливые слова. Вот какое солнышко получилось!
Подведение итогов занятия.
– Вы были очень внимательно, молодцы! Давайте еще раз вспомним правила, которые помогают дружно играть. («делиться игрушками», «не обижать друг друга», «не дразнить»», «не грубить», пользоваться вежливыми словами )
Релаксация.
– Ребята, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные; у девочек – нежные, ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друг друга, и поднять упавшего товарища, и красиво накрывать на стол.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. И все мы будем дружно играть, не ссориться, пользоваться вежливыми словами. И каждый день, когда здороваетесь, улыбнитесь друг другу, чтобы было хорошее настроение.
Список использованной литературы:
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе.
2. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст. - М. 2007
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Организация: МБДОУ Д/с №77 «Сказка»
Населенный пункт: Республика Саха Якутия, г. Якутск
Цель:
- Активно вовлекать родителей в совместную коммуникативную деятельность по речевому развитию детей посредством подвижных игр, сказок, речевых упражнений по звукоподражанию.
Задачи:
Образовательная.
- Обобщить знания детей о сказках. Формировать активную позицию родителей по приобщению детей к совместному чтению художественной литературы.
Развивающая
- Развивать фонематические представления, общую и мелкую моторику. Закреплять знания детей об основных цветах (желтый, зеленый, оранжевый). Учить согласовывать речь с движениями. Совершенствовать произносительные навыки в звукоподражании.
Воспитательная
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, выполнять совместные действия; способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.
Интеграция образовательных областей:
« Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Оборудование и материал:
Костюм-шапочка «Цветик–Семицветик», проектор и экран, ноутбук, USB – с аудио файлами, домик «Теремок», маски: «Мышки», «Лягушки», «Зайчики», «Лисичка», «Медведь», «Петушок»
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы, чтение сказок. Отгадывание загадок (герои сказок), просмотр аудиодисков «Мои любимые сказки», беседы по картинам сказок, инсценировка сказок, театрализация сказок.
- ИЗО деятельность (рисование, аппликация) «Моя любимая сказка», раскраски.
- Дидактические игры « Угадай сказку?», «Собери сказку из кубиков»,
- Подвижные игры « Волк и козлята», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы»
- Кружок театрализованной деятельности «В гостях у Сказки»
- Работа с родителями на тему: «Речевое развитие детей в играх»
Содержание совместной деятельности:
Слайд 1
Организационный момент: ( под музыку в зал входят дети с родителями).
Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости, ребята и родители! Спасибо, что пришли на наш праздник, который называется «Страна сказок».
Дети: (Дети рассказывают стихи)
- Ребенок
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
- Ребенок
Может быть добро и ласку.
Может быть героев всех.
- Ребенок
В сказке радость побеждает!
Сказка учит нас любить.
- Ребенок
В сказке звери оживают,
Начинают говорить…
- Ребенок
Прочитайте сказки детям,
Научите их любить!
Может быть на этом свете,
Станет веселее жить.
(родители с детьми садятся на стульчики)
Слайд 2
(в это время заходит Цветик, кто-то из родителей, на шапочке нет нескольких лепестков)
Цветик: (заходит в зал под грустную музыку и трясётся от холода).
- Здравствуйте, ребята и родители! Я спешил к вам на праздник и не знал, что на улице так холодно. Подул сильный ветер и унес мои лепестки в СТРАНУ СКАЗОК. Я хочу вас попросить помочь мне, найти мои лепестки, вы ведь знаете много сказок.
Воспитатель: Конечно, поможем! Правда, ребята? Только какого цвета лепестки у тебя пропали?
Цветик: У меня есть бабочки от каждого лепестка, вам нужно посадить каждую бабочку на свой лепесток.
Дидактическая игра «Посади бабочку на лепесток» - дети совместно с воспитателем выбирают бабочку и подсаживают её на лепесток такого же цвета, называя цвет.
Воспитатель: Молодцы, ребята, посмотрите какого цвета остались бабочки?
Дети: называют цвета (бабочка желтая, зелёная, оранжевая).
Воспитатель: Молодцы, ребятки, значит, в Стране сказок мы будем искать три лепестка для Цветика-Семицветика. Теперь отправляемся в Сказочную Страну, на чем же мы с вами отправимся, что бы быстрее долететь?
Дети: На самолете.
Воспитатель: Да, полетим на самолете, так будет быстрее. В этом нам помогут наши родители, ведь дети одни не могут отправиться в путешествие без взрослых. Представьте себя маленькими самолетиками, а ваши родители будут большими самолетами
Слайд 3
(все встают в круг) . Я предлагаю вам поиграть в игру «Самолеты».
Игра « Самолеты»
Мы ручками похлопаем _Хлоп-хлоп-хлоп
Мы ножками потопаем Топ –топ- топ
Мы руки все подняли
И дружно опустили
И сели все в волшебный самолет
(руки согнуть в локтях перед грудью).
Завели мотор…. рррррррррррррррррр
(крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп).
Самолет летит, а мотор гудит УУУУУУУУУУУУУУУУУУ
(руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо)……. Полетели………
Мы отважные пилоты,
Это наши самолеты-
Два крыла (махнуть руками)
Одна кабина (качнуть головой)
Сзади мощная турбина (покачать туловищем)
Разбежались и взлетели
Полетели, полетели
Там внизу остался дом – Мы махнем ему крылом.
Выше облака и тучи,
Выше- выше, круче- круче!
По воздушным ямкам (ныряем по воздуху)
Пристигните лямки!
Слайд 4
Воспитатель: Совершаем посадку! (все садятся на стульчики) Вот мы с вами и прилетели в Сказочную страну!
нажимаю - вылетает солнышко
Посмотрите, ребята, какое яркое солнышко! Оно просит нас выполнить задание, вы сами с ним не справитесь, его нужно прочитать, и в этом нам помогут родители.
Слайд 5 Загадки читают родители:
Как то, мышка невеличка
На пол сбросила яичко,
Плачет баба, плачет дед
Что за сказка? Дай ответ… (КУРОЧКА РЯБА)
Воспитатель: Правильно, а какого цвета цыплята у курочки? (желтого цвета)
Слайд 6
Кто – то, за кого – то,
Ухватился крепко
Ох, ни как, не вытянуть
Ох, засела крепко
Может это……. (РЕПКА)
Воспитатель: Правильно, а какого цвета репка? (желтого цвета)
Слайд 7
Кто сбежал от бабы с дедом,
Кто стал для лисы обедом?
От неё уйти не смог
сытный, вкусный…..(КОЛОБОК)
Воспитатель: Правильно, а какого цвета колобок? (желтого цвета)
Ребята, какого цвета были все наши отгадки? (все отгадки были желтого цвета)
Воспитатель: Молодцы ребята! справились с заданием, и за это нам Сказочная страна дала желтый лепесток для Цветика – Семицветика. (прикрепляют на шапочку Цветика-Семицветика желтый лепесток)
Слайд 8 нажимаю – появляется лягушка
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам прискакала ЛЯГУШКА – КВАКУШКА. Как вы думаете, ребята, какой лепесток она нам хочет дать?
Дети: Зеленый.
Воспитатель: Правильно ребята! Но у лягушки есть для вас задание. Помогите, пожалуйста, родители, прочитайте его.
Родители: (зачитывают задание - спеть песенку, что бы её герой был такого же цвета, как лягушка) дети догадались, что это зеленая Ёлочка и поют песню о Ёлочке
Слайд 9 Песенка «Маленькой ёлочке»
Воспитатель: Вот здорово! Ребята, смотрите, Лягушка Квакушка нам дала зеленый лепесток. (прикрепляем лепесток на шляпу Цветику-Семицветику).
Слайд 10 – нажимаю, вылетает бабочка
Воспитатель: Ребята, К НАМ ПРИЛЕТЕЛА ОРАНЖЕВАЯ БАБОЧКА, приготовила задание, для ваших родителей. Посмотрим, справятся ли они? (читает задание для родителей).
Слайд 11
задание-загадка: Хитрая плутовка, рыжая головка,
пушистый хвост-краса,
Слайд 12
Воспитатель: Кто это? (родители отвечают )
Воспитатель : Правильно, молодцы! Дети, Страна сказок спрашивает вас, знаете ли вы, в какой сказке есть герой, оранжевого цвета?
Дети: «Теремок»! Это лиса!
Воспитатель: Правильно! И за это нам Страна сказок дает оранжевый лепесток. Мы можем показать сказку «Теремок» и в этом помогут нам ваши родители.
Слайд 13 Дети и родители показывают сказку «Теремок»
Воспитатель: Ах, какие вы все молодцы! И детки, и родители! Сказка получилась замечательная!
Слайд 14 Цветочек, на бабочек нажимаю
Воспитатель: Ребята, вот и собрали мы все лепестки для Цветика-Семицветика, какого они цвета? (желтый, зеленый, оранжевый ) Молодцы! Страна сказок приготовила для вас задания, но вы с родителями с этими заданиями легко справились! Пора возвращаться из Страны сказок в детский сад. Полетели?
Слайд 15 самолет – полетели в садик (повтор подвижной игры)
Слайд 16
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в Страну сказок? А вам, родители? Ребятки, а какие сказки вы знаете о дружбе?
Дети: «Теремок», «Репка» и т.д.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, чему нас учат сказки?
Дети: (хором) Дружить всегда!Дружить везде!И не бросать друзей нигде!
Использованная литература:
- А.В. Аджи, Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. Воронеж 2009г.
- Л.В. Кломейченко и др., Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию Сфера2016 г.
- О.Ф. Васькова, Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста, 2015г.
АНО ДО "Планета детства "Лада", д/с № 203 "Алиса", г. Тольятти, Самарская область
Яшкина С.И. Конспект коммуникативной деятельности в подготовительной группе детского сада "Кинопробы" // Совушка. 2015. N2. URL: http://www..2015.n2.00056.html (дата обращения: 24.02.2019).
Задачи:
Речевое развитие:
Развивать умение детей самостоятельно составлять диалог по предложенной ситуации;
Совершенствовать навыки использования этикетных выражений;
Упражнять в умении самостоятельно запрашивать информацию, формулировать вопросы, соблюдая логическую связь и последовательность;
Упражнять в разгадывании ребусов, продолжать формировать умение определять общую часть в однокоренных словах.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать умение использовать речевые штампы сочувствия и радости к собеседнику;
Воспитывать уважение к собеседнику.
Художественно-эстетическое развитие:
Развивать язык жестов и мимики.
Материал и оборудование: ребусы, 4 ширмы, 4 эскиза телецентра, 4 набора геометрических фигур, кинокамера, карточки с эмоциями, кепка для мальчика, книга для девочки, мяч, микрофон, алгоритм интервью.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ
Знаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Узнаете, если разгадаете ребусы. Детям предлагаются ребусы:
Кто такой киноактёр? (человек, который снимается в кино)
Так называют мужчину. А как назовём женщину? (киноактриса )
Что значит слово кинокамера?
Какая общая часть у всех этих слов? (кино). Вот об этом и пойдёт речь.
Как вы понимаете слово кинопроба? Я вам расскажу. Когда режиссёр собирается снимать кино, он подбирает актёров и актрис. Чтобы узнать, какой актёр лучше подходит к роли, делают кинопробы: снимают небольшие кусочки, фрагменты из этого фильма.
Как вы думаете, интересная работа у киноактёров?
Могут ли дети работать киноактёрами?
Хотели бы вы стать киноактёрами?
Мне стало известно, что один очень знаменитый режиссёр подбирает актёров для съёмки в киножурнале "Ералаш". Видели выпуски этого киножурнала? Режиссёр ищет подходящих детей по всей России. Он предложил всем желающим сделать кинопробы и прислать ему диск или кассету. Ну, что, попробуем?
Сначала построим для съёмок телецентр (игра "Построй домик") . Разделитесь на пары, договоритесь, кто будет строителем, а кто заказчиком и приступайте к работе. Чей телецентр будет построен более точно, та команда и победит.
Кто-то должен нам помочь, стать нашим оператором. Вот я вижу, у Татьяны Борисовны даже кинокамера есть. Кто обратится с просьбой? Но помните, чтобы Т.Б. согласилась, просьба должна быть очень вежливой и убедительной.
Актёры очень эмоциональные люди. Что это значит? (значит, они могу показать различные чувства, настроение ). Нужно проверить, сможем ли мы с вами передать различные эмоции мимикой и жестами. (игра "Передай настроение") . Отлично у вас получается, я думаю, что вы сможете понравиться режиссёру.
Можно приступать к съёмке первой кинопробы. Будем снимать такую историю: девочка приехала из города к бабушке в деревню. Она никого там не знает, ей скучно, сидит на скамейке и книгу читает. А в соседнем доме живёт мальчик и ему очень хочется познакомиться с девочкой из города. Узнать, как её зовут, откуда она приехала, что она читает, любит ли купаться в реке, собирать цветы и ягоды.
Выбираем актёров. (игра "Угадай, кого я задумал") .
Актёры должны быть очень внимательными. Сейчас я проверю, внимательны ли вы? Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: "Я рад за тебя, Очень приятно, Поздравляю, Я горжусь тобой, Тебе повезло…" На невесёлое сообщение следует сказать: "Я сочувствую тебе, Мне очень жаль, Чем я могу помочь?..."
Но, чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне (игра с мячом).
Пора приступать к съёмке следующей пробы. Девочка-журналист пишет статью в газету о людях разных профессий. Ей нужно взять интервью у парикмахера. Что значит "взять интервью"? (задать несколько вопросов ).
Она подготовилась к встрече, составила вопросы заранее. Давайте разберёмся, что означают эти знаки (разбор алгоритма интервью).
Выбор актёров.
Актёры готовы? Камера, мотор!
Сейчас приступим к съёмке третьей кинопробы. На этот раз актёров выбирать не будем, а станем сниматься все сразу. Для этого разделимся на две команды и поспорим. Вот перед нами корова и коза. Команда справа от меня считает, что они похожи, а команда слева от меня, что они не похожи. Внимательно слушайте соперников и опровергайте их высказывания, если с ними не согласны.
Готовы? Камера, мотор!
Всем спасибо! Я думаю, что вы не можете не понравиться режиссёру и у вас много шансов попасть на съёмки киножурнала "Ералаш".
Мы забыли поблагодарить оператора. Скажите добрые слова Т. Б.
Список литературы:
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2003.
- Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий /Под редакцией Ушаковой О.С. М.: Сфера, 2004.
Программное содержание: (Интеграция ОО в НОД с учётом требований ФГОС)
- Развивать умения детей определять разное эмоциональное состояние героев литературных произведений и сказок. (С-К)
- Продолжать учить различать разные эмоции по выражению лица, позе, мимики.(П)
- Развивать речь детей, умение получать нужную информацию через общение. (Р)
- Способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми, сплочению коллектива. (С-К)
- Совершенствовать двигательные навыки детей (Ф).
Методы и приемы: загадывание загадок, чтение литературных отрывков, чтение пословиц, релаксация.
Технологии: интерактивные технологии взаимодействия, технология проблемного обучения, технология ЗОЖ.
Материалы и оборудование: книга сказок, мяч, ключ, д/и «Собери эмоцию», домик, ковер самолет.
Ход занятия.
Игра «Добрые ладошки» – воспитывать у детей умение говорить друг другу добрые пожелания.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада вас сегодня видеть. Давайте пожелаем друг другу что-нибудь хорошее и приятное.
Воспитатель: Вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в волшебную страну. Посмотрите нам пришел конверт. Нам с вами нужно будет открыть домик, в котором живут сказки. Чтобы его открыть нам нужно будет собрать осколки волшебного ключа от домика. Мы полетим туда на ковре- самолете. (Звучит музыка). Закрываем глаза беремся за руки. Вот мы с вами и оказались в волшебной стране.
Воспитатель: Ребята, чтобы нам с вами собрать части волшебного ключа нужно будет пройти разные испытания.
1) Правильно отгадать загадки.
Загадки:
1.Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А ну подскажите имя ее. (Красная шапочка)
2.Толстяк живет на крыше.
Летает он всех выше. (Карлсон)
3.У отца был мальчик странный,
Необычный — деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
4.Маленьвая девочка,
Ночью в скорлупке спала,
А днем на столе играла. (Дюймовочка) (получают часть ключа)
О чем говорилось в загадках? Где мы можем встретить этих героев?
— Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?
Игра «Скажи по-другому» (с мячом)
— веселый — радостный, счастливый, довольный
— грустный — печальный, расстроенный, угрюмый
— удивленный — ошарашенный
— испуганный — боязливый (получают часть ключа)
Так как мы с вами находимся в волшебной стране, то я предлагаю вам превратится в разных сказочных героев. (Звучит музыка). Каждый выбирает разные атрибуты.
Теперь вы выбираете себе героя, с которым хотели поближе познакомится, садимся на стульчики и знакомимся друг с другом.
Я фея, добрая волшебница. А кто ты?
Из какой ты сказки?
Расскажи про своего героя? Он положительный или отрицательный?
Чем герой тебе близок?
Как живется тебе в этой сказке
Чтобы хотел изменить в этой сказке?
Я поняла, что вы все узнали друг о друге.
Что нового узнали? Что понравилось в герое? (получают часть ключа)
— Когда вы слушаете или смотрите сказки у вас меняется настроение. То вы смеетесь, то переживаете, то злитесь, и все это зависит от сюжета и, в каком эмоциональном состоянии находится герой сказки.
Литературные отрывки:
«Приехала Василиса Премудрая, домой, хватилась — нет лягушачьей кожи. Бросилась она искать ее. искала, искала — не нашла, и говорит Ивану — Царевичу: «Ах, Иван — Царевич, что ты наделал! Если бы ты еще 3 дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, затридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного» (р.н.с. «Царевна лягушка»)
» Свадьбу тотчас учинили
И с невестою своей
Обвенчался Елисей.
И никто с начала мира
Не видал такого пира.
Я там был, мед — пиво пил,
Да усы лишь обмочил». (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
«Иванушка говорит:
— Сестричка Аленушка, мочи нет: напьюсь я из копытца.
— Не пей, братец, козленочком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком …Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек.
Залилась Аленушка слезами, села под стажек — плачет, а козленочек возле нее скачет…» (р.н.с. ы
Какое настроение у вас возникало после прочтения отрывков, покажи настроение? Почему так думаешь? Что показалось грустным, веселым? (получают часть ключа)
Физкультминутка «Буратино» (3 раза)
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся,
Руки в стороны развел —
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Про эмоции людей также есть много пословиц и поговорок . Вы делитесь на команды читаете пословицы и относите их к сказкам.
— сердце веселиться и душа цветет
— слезами горю не поможешь (Золушка)
— не было бы счастья, да несчастье помогло
— после грозы солнце, после горя радость (Белоснежка и семь гномов)
Трусливому зайке и пенек волк
Дерево дорого плодами, а человек делами
Не рой другому яму, сам упадешь
Что посеешь, то и пожнешь (получают часть ключа)
Игра «Собери эмоцию» – закреплять умение детей из частей собирать и определят эмоцию.
Так же, как и в этих сказках и у нас с вами бывает разное настроение. Лица бывают разные. Вы делитесь на команды посмотрите и скажите какое это лицо (веселое, грустное, удивленное, злое).
Каждая команда собирает эмоцию и рассказывает о ней. Что делали, насколько получилось. Мне радостно от того что вы смогли определить эмоции.
Вы справились и с этим заданием и получаете последнюю часть ключа. Но прежде, чем откроем волшебную дверь в домике. Скажите, кто с каким настроением уходит? Берем ключ отрываю домик и достаю новую книжку сказок. Мы забираем ее себе. Наше путешествие подошло к концу. ребята мы садимся на ковер- самолет. Я включаю вам музыку, вы занимаете удобную позицию, закрываете глаза и мы возвращаемся в нащ детский сад.
Детей, развивает умение видеть, слышать, понимать красоту слова, действия, приобщает их к творчеству.
Формирование знаний по коммуникативно — речевому развитию проводят в соответствии с требованиями программы развития ребенка дошкольного возраста.
В процессе коммуникативно-речевой деятельности дети узнают о жанровых, композиционных, языковых особенностях литературных и фольклорных произведений; обогащается коммуникативно речевой опыт детей, развивается связная речь, обогащается и уточняется словарь ребенка — в процессе усвоения и воспроизведения текстов.
Предусмотрена адаптированная программой система работы, позволяющая детям развивать желание работать над авторской и народной сказкой, стихотворением, рассказом, создавать на основе данного текста свою сказку (на новый лад).
Познакомиться с театральными куклами с «живыми руками», освоить язык жестов и движений, приобрести умение ребенка творчески перевоплощаться доставляет малышам безграничное удовольствие.
В течение периода обучения дети учатся самостоятельно создавать собственные сказки методом моделирования, с рисунками, составлять сюжетный рассказ по структурно-логической схеме и опорным словами, разыгрывать их в играх — драматизациях, инсценировках.
Во время занятий дети учатся понимать содержание юмористических произведений, поговорок; рассказывать знакомые сказки с элементами обыгрывания. С помощью игр «Поиск сравнений», «Запретное слово», «Рисование со слов» дети учатся составлять загадки.
После чтения художественных и поэтических произведений детям предлагается нарисовать любимых героев сказки, отгадки на загадки, выполнить задания «Карандаша-художника».
Согласно темы занятия проводятся имитационно-игровые упражнения. Например, «Покажи, как ходит тыква», Изобрази тяжелую дождевую тучу», дети выполняют эти и другие задания.
Работа с детьми, конечно, наиболее распространенная и важная состоит из нескольких составляющих. Но плодотворной для ребенка она может быть только в том случае, если в ней принимают активное участие взрослые люди с которыми ребенок общается каждый день, которые являются для него примером, образцом подражания.
Совместное творчество и коммуникативно-речевая деятельность детей и взрослых по художественной деятельности, музыки, танцев помогает решению многих вопросов; преодоление трудностей в общении, усвоения опыта взрослых, естественно и непринужденно действовать в различных ситуациях, содействие самореализации каждого и взаимообогащению всех. Поэтому необходимо, чтобы и взрослые были творчески направлены, компетентные в сфере культуры, искусства музыкального, театрального, литературного, изобразительного.
Творческое и включает:
- предоставление детям теоретических знаний по истории искусства;
- формирование готовности к эстетического восприятия разных видов искусства: театрального, музыкального, литературного, изобразительного, их особенностей, назначения, традиций;
- учить детей создавать художественные образы с помощью различных видов изобразительной деятельности рисование, лепка, аппликации, работы с природным и дополнительным материалом, конструктивной деятельности;
- учить детей владеть различными техническими приемами и методами работы с различным материалом, опираясь на знания их особенностей, характера, выразительности;
- учить ребенка пользоваться различными инструментами, материалами, соблюдением безопасных приемов работы с ними.
Роль интегрированных занятий в коммуникативно речевом развитии детей
Государственные образовательные стандарты предусматривают обновление содержания обучения и воспитания на принципах гуманизации, дифференциации и интеграции. Поэтому принцип интеграции в современной дидактике рассматривается как один из ведущих. Учитывая это, в дошкольном образовании назрела необходимость сочетать различные виды деятельности и объединять знания из разных областей на одном занятии. Этого можно достичь в процессе интегрированного занятия.
На интегрированном занятии ключевым моментом является тема, а разные виды деятельности, используемые на нем, - лишь средства ее раскрытия. В ходе такого занятия для решения одной задачи можно задействовать знания и умения ребенка из разных областей. Скажем, педагог предлагает украсить новогоднюю елку, нарисовав определенное количество шариков разного цвета. К каждому цвету надо подобрать образную характеристику: фиолетовый цвет напоминает вечер темным покрывалом опускается на землю; красный цвет - драгоценный камень, что аж искрится на солнышке и тому подобное.
Таким образом, на одном занятии реализуют задачи и по математике, и по изобразительной деятельности и коммуникативно речевого развития ребенка. Еще одна особенность интегрированных занятий - увеличение их продолжительности, ведь благодаря быстрой смене видов деятельности дети меньше устают и не теряют интереса к занятию.
К планированию интегрированных занятий нужно подходить очень умеренно, их рекомендуется проводить ориентировочно один раз в квартал с целью закрепить знания, речевые умения и навыки детей.
Взаимодействие воспитателя-методиста с педагогами
Воспитателю, загруженном ежедневной кропотливой работой с детьми, в основном сложно разобраться в современном бурном и нередко противоречивом информационном потоке. Поэтому деятельность воспитателя-методиста должна быть направлена на разумное руководство и, прежде всего, действенную в организации учебно-речевой работы с детьми.
Можно разработать памятки для педагогов, индивидуально оказывать помощь педагогам во время планирования, консультировать их по определенным темам, как:
- Особенности планирования занятий коммуникативно речевого общения в разных возрастных группах;
- Современные требования к проведению занятий коммуникативно речевого общения:
- Комплексность и интеграция на занятиях коммуникативно речевого общения;
- Методы развития разных сторон речи ребенка в дошкольном детстве.