Перспективный план работы во второй младшей группе "приобщение детей к истокам русской народной культуры". Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Устное народное творчество

«В гости к дедушке Фольклору»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Задачи:

Образовательная область «Коммуникация». Познакомить с характерными чертами русского фольклора, закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; совершенствовать умение детей отгадывать загадки, понимать их иносказательный смысл; развивать умение поддерживать беседу; активизировать в речи детей знакомые пословицы и поговорки; отрабатывать дикцию: учить внятно и отчетливо произносить слова в скороговорках.

Образовательная область «Познание»: познакомить детей с планом, маршрутом, помочь осознать условные обозначения на карте;

Образовательная область «Социализация»: развивать любознательность, речевые умения, побуждать детей использовать в речи фольклор,

Образовательная область «Чтение художественной литературы». Воспитать интерес к культурному наследию русского народа, закрепить знание потешек и песенок русского народа.

Образовательная область «Музыка». Обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой, способствовать развитию навыков сольного и коллективного пения с музыкальным сопровождением.

Материалы и оборудование: мультимедиасистема, слайды, иллюстрации к сказкам «Маша и медведь», с «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Зимовье», «Теремок».

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, ознакомление детей с народным фольклором (песни, частушки, пословицы, загадки, скороговорки, сказки).

Ход развлечения:

Зал, где проходит развлечение, оформлен в русском народном стиле. В «русскую избу» входят дети, их встречает Хозяйка избы в русском народном костюме.

Хозяйка. Здравствуйте, дети! Как я рада, что вы ко мне в гости пришли. Надоело одной коротать долгие зимние вечера, хочется праздника, веселья. Надеюсь, что у меня вам не скучно будет. Рассаживайтесь, гости дорогие.

Дети садятся на лавочки, расписные скамеечки. Хозяйка помогает каждому гостю найти место по душе. Стихотворение ведущего сопровождается показом слайдов на мультимедиасистеме.

Хозяйка.

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили,

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь с колыбели.

Раздается стук в дверь, вносят сундучок.

Хозяйка. Ребята, нам принесли сундучок. Кто мог его передать? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он.

Хозяйка вместе с детьми открывает сундучок и достает из него платок и записку.

Хозяйка. Вот чудеса! Посмотрите, какой красивый платок! Да здесь еще и записка: «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас к себе в гости. А чтобы вы не сбились с пути, посылаю вам маршрутную карту. Вас ждут чудеса. Желаю вам удачи, в добрый час! До встречи! Ваш дедушка Фольклор».

Хозяйка. И как только дедушка Фольклор про вас узнал? Дети, а что такое фольклор? (Ответы детей) А кто сочинял эти произведения? (Ответы детей) Молодцы, все знаете. Отправляемся в гости к дедушке Фольклору. Путь наш нелегкий и неблизкий. (Внимательно рассматривает карту) Ребята, я что-то не пойму, что здесь за квадратики, полоски, стрелочки?

Дети тоже рассматривают маршрутную карту и объясняют Хозяйке, что карта очень похожа на план какого-то помещения: полоски на нем – это окна, стрелки – это указатели, куда идти; большой прямоугольник – это стол, маленькие прямоугольники – лавки, квадраты – стулья и табуретки. А вот эта пирамидка из квадратов – печь.

Хозяйка. Я догадалась! Это же план моей горницы. Я в своей избушке все знаю. Сейчас мы найдем нашего дедушку. Посмотрите, куда показывает первая стрелочка?

Дети. Стрелка показывает, что надо подойти к большому столу.

Все подходят к столу и находят на нем конверт, на котором крупными буквами написано «Загадки».

Хозяйка. Очевидно, дедушка Фольклор хочет, чтобы мы эти загадки отгадали.

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блин)

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом себе путь ищу,

За собою хвост тащу.

(Иголка с ниткой)

Скоро ест,

Мелко жует,

Сама не глотает,

А другой сыт бывает.

(Пила)

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется.

(Топор)

Из липы свито

Дырявое корыто,

По дороге идет,

Клетки кладет.

(Лапти)

Хозяйка. Молодцы! Все загадки отгадали. Можно идти дальше. Куда показывает следующая стрелочка?

Дети. На маленький квадратик. Он обозначает вот этот столик, украшенный хохломской росписью.

Хозяйка. На столике – записка. Что теперь хочет от нас дедушка Фольклор?

Хозяйка читает записку, из которой дети узнают, что дедушка Фольклор просит их сначала вспомнить, какие они знают скороговорки, а потом произнести быстро, не ошибаясь его скороговорки.

Скороговорки дедушки Фольклора:

Около кола – колокола.

Мылась Мила мылом.

У елки иголки колки.

Хорош пирожок – внутри творожок.

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

Дети выбирают любую скороговорку из предложенных, сначала тренируются - произносят ее тихим голосом или шепотом, а потом громко вслух и быстро. Хозяйка выслушивает всех желающих.

Хозяйка. Хороши, детки, ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идем дальше.

Дети. Стрелочка показывает на полоски – окна.

Дети с Хозяйкой подходят к окнам и видят, что на полу лежат красивые белые снежинки. Хозяйка поднимает одну снежинку, рассматривает ее и видит, что на обратной стороне на ней что-то написано.

Хозяйка. Смотрите, здесь написаны пословицы и поговорки, но не полностью. Пословица недаром молвится. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы или поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы – окончание, например: «Что посеешь…»

Дети. …то и пожнешь.

Хозяйка. Делу время…

Дети. …потехе час.

Хозяйка. Кончил дело – …

Дети. …гуляй смело.

Хозяйка. Любишь кататься – …

Дети. …люби и саночки возить.

Хозяйка. Не имей сто рублей…

Дети. …а имей сто друзей.

Хозяйка. Слово – не воробей…

Дети. …вылетит – не поймаешь.

Хозяйка. Молодцы, ребята! Пословицы и поговорки вы знаете, справились и с этим заданием. Теперь можно идти дальше. Куда же показывает стрелочка?

Дети. На колыбельку.

Хозяйка и дети подходят к колыбельке (люльке) и находят в ней записку. Дедушка Фольклор просит девочек вспомнить, какую колыбельную песенку они знают. Девочки исполняют по желанию любую колыбельную песенку. Следующая стрелка направляет детей к сундуку, на нем в плетеной корзинке дети находят игрушки (котенок, петушок, птичка-невеличка) и записку. Детям предлагается вспомнить знакомые потешки с найденными в корзинке персонажами.

Когда это задание будет выполнено, последняя стрелочка подводит детей к печке, где в глиняной миске они находят еще одну записку: «Наша встреча близка. Для того чтобы она произошла, вы должны выполнить последнее задание».

Хозяйка. Ну как, ребята, готовы к последнему заданию? Тогда будьте внимательны. Речь пойдет о сказках. Нужно правильно ответить на вопросы-загадки нашего дедушки.

Вопросы дедушки Фольклора (Ответы детей сопровождаются показом слайдов) .

В какой сказке есть пень, где сесть мохнатому не лень, но только вот беда – не мог он скушать пирожка? (Русская народная сказка «Маша и медведь»)

Хитрый гость: когда уходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев перехитрит. (Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»)

Назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга)

В какой сказке девочка за свое трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством? (Русская народная сказка «Морозко»)

Быстро лето пролетело,

Осень вслед ушла.

Работа закипела –

За дело принялись друзья.

Заготовили все впрок,

Нос не сунет серый волк.

Живите на здоровье!

Построено… («Зимовье»).

Дом построили друзья,

Жили весело, пока

Не пришел под вечерок

Мишка-Мишенька – дружок.

Был не низок, не высок

Расчудесный… («Теремок»).

Как только дети отвечают на последний вопрос, из-за печки появляется довольный дедушка Фольклор.

Дедушка Фольклор. Здравствуйте, дорогие внучата! Вы отлично справились со всеми моими заданиями! Я очень рад нашей встрече! Пока вы до меня добирались, выполняя нелегкие задания, я сладкий пирог испек, самовар вскипятил. Приглашаю вас к столу.

Не закончилось веселье,

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сластями угощайтесь!

Дети исполняют песню «Самовар» музыка и слова З. Роод. Дети вместе с Хозяйкой и дедушкой Фольклором пьют чай со сладким пирогом. По окончании чаепития гости благодарят гостеприимных хозяев, прощаются и уходят.

Цель: развитие эмоционально положительного отношения к русской народной игрушке.

Задачи:

— конкретизировать первоначальные представления о народной игрушке (деревянной, глиняной, тряпичной);

— развивать первоначальный интерес к культуре своего народа, стимулировать проявление эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора;

— способствовать отражению полученных впечатлений в игровой, речевой, коммуникативной, театрализованной, музыкальной деятельности.

Оборудование: аудиозапись русских народных песен «Во саду ли, в огороде», «Коробейники», три игрушки Петрушек-коробейников, колобки (тряпичный, деревянный, глиняный), настольный театр «Колобок», три лотка с игрушками, аудиопроигрыватель.

Входит Бабушка Арина.

Бабушка Арина. Здравствуйте, ребята. Вы не видели, не пробегал ли здесь колобок? Вчера сшила колобка, хотела вам сегодня сказку про него рассказать, а он убежал. Что мне теперь делать, как вам сказку без колобка рассказывать?

Воспитатель. Ребята, поможем Бабушке Арине найти колобка? Я знаю много мастеров, они делают различные игрушки и продают их на ярмарке, может, он к ним покатился.

Дети отправляются в путь под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде», по ходу произносят потешку.

Еду, еду на базар, покупать себе товар,

На лошадке в красной шапке.

По ровненькой дорожке, на одной ножке.

В старом лопаточке, по рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо, а потом вдруг... в ямку бух!

Звучит русская народная песня «Коробейники». Выходят три молодца с лотками (дети старшей группы или игрушки — Петрушки-коробейники).

Эй, честные господа,

Скорей пожалуйте сюда.

Как у нас ли, тары-бары,

Есть разные товары...

Подходите, посмотрите.

Дети подходят к одному из коробейников. У него на лотке деревянные игрушки.

Дети.

1-й коробейник. Игрушки деревянные.

Воспитатель . Ребята, посмотрите, какая красота! Игрушки мастер смастерил из дерева. Здесь и лошадки, и свистульки, и ложки, и матрешки.

Дети рассматривают игрушки.

1-й коробейник. Кто меня потешит, тому дудку подарю! А если в ложки бить и в дудки дудеть, получится веселая музыка!

Звучит народная музыка, дети и воспитатель изображают оркестр.

За хорошую игру я вам дудочку дарю.

Бабушка Арина. Спасибо, мастер. А ты колобка не видел?

1-й коробейник. Был у меня деревянный колобок, я его только вчера выточил, а он взял да и укатился с лотка. Может, где встретите по дороге?

Дети подходят к следующему коробейнику.

Дети. Здравствуй, мастер. Что продаешь?

2-й коробейник . Игрушки из глины. За потешку отдам.

Дети рассказывают потешки про игрушки на лотке.

Петушок, петушок — золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка!

Детям спать не даешь?

Ваня, Ваня-простата, купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед и поехал в огород.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, жена на коровке, Дети на телятках, внуки на козлятках.

2-й коробейник дарит детям игрушки.

Бабушка Арина. Спасибо, мастер. А ты колобка не встречал?

2-й коробейник. Был колобок, вчера я его из глины слепил, на лоток посадил, а он укатился. Может, где встретите по дороге?

Дети прощаются с мастером и подходят еще к одному коробейнику.

Дети. Здравствуй, мастер. Что продаешь?

3-й коробейник. Игрушки лоскутные, тряпичные, практичные. Кто сказку расскажет, задаром отдам.

Дети рассматривают игрушечных зверей к сказке «Колобок».

Бабушка Арина. Я вот детям хотела сказку про колобка рассказать, да он укатился. А у вас есть такая игрушка?

3-й коробейник . Есть. Колобки сами прикатились и на мой лоток уместились.

Дети рассматривают колобков.

Дети. Этот колобок деревянный, этот глиняный, а этот — бабушкин, тряпичный.

Бабушка Арина . Садитесь рядком, детки дорогие, да послушайте сказку.

Бабушка рассказывает сказку «Колобок», используя игрушечных колобков. Один встречается с зайцем, другой — с медведем, третий — с волком...

Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец. Вам на память я оставляю колобков: деревянного, глиняного, тряпичного и игрушки. Играйте, забавляйтесь!

Дети. Спасибо, бабушка!

Воспитатель . Ребята, как можно поиграть с игрушками?

Дети. Рассказать им потешку, сказку, спеть песенку.

Г. Астрахань
МБДОУ № 52 «Росинка»
Воспитатель
Федорова Ольга Павловна


Конспекты занятий
по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».


Тема: Две Матрёны, три Матрёшки и ещё Матрёшечка.
(2-ая младшая группа)


Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов-Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Упражнять в умении последовательно собирать разрезные матрёшки, учитывая роспись. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.

Материал: наборы матрёшек Семёновские и Полхов-Майданские, плоскостные разрезные матрёшки, маленькие матрёшки на каждого ребёнка, пластмассовая прозрачная матрёшка, крупа: пшено и рис красный, крашенный, Дуняша – кукла, старичок-лесовичок, ТСО-музыка.

Литературный ряд: потешки, загадки, стихотворения.
Предварительная работа: экскурсия в музей ДОУ, знакомство с Дуняшей, матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку.


Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости.
- Посмотрите, а кто ещё к нам сегодня пришёл в гости? Дуняша! (воспитатель обращает внимание детей на куклу) Здравствуй Дуняша! (дети здороваются)
- Ребята, Дуняша мне рассказала, что с ней к нам хотела придти её подружка. Отгадайте, кто подружка у нашей Дуняши?
Воспитатель загадывает загадку:

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?
Дети: - Это матрешка.
Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшка. Ребята, Дуняша предлагает нам с вами отправиться в гости к матрёшкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь.
Путь не близкий будет, не беда
С музыкой нам весело, хорошо всегда.
(под музыку дети идут по дорожке)
Останавливаются на полянке, на которой сидит игрушка «старичок-лесовичок)
Воспитатель: - Ой, ребята нас кто-то встречает. Это старичок-лесовичок. Здравствуй дедушка.
-Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, старичок-лесовичок не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ему кто это?
Дети: - Это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать.
Воспитатель: - Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых.
Воспитатель: - Из чего делают матрёшку?
Дети: - Из дерева, молодцы!
Воспитатель: - А наши дети знают стихотворения про матрёшек.
Дети читают стихи.

Матрёшка на окошке, в ярком сарафане
И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

Воспитатель: - Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться. Досвидания старичок-лесовичок. (идут под музыку, останавливаются на другой полянке)
Воспитатель: - А кто это нас с вами встречает на поляне? Да, это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две большие матрёшки: Семёновская и Полхов-Майданская)
-Ребята, это Семёновская матрёшка. (показ матрешки) У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.
- А, это Полхов-Майданская матрёшка. (показ матрешки) По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы.
-Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга? Дети: (по форме, цвету, росписи. И у них разные названия. Одна матрёшка – Семёновская, а другая Полхов-Майданская.)
-Молодцы! Матрёшкам интересно, куда мы с вами идём?
-Они нас проводят на свою поляну, но сначала нам с вами надо собрать портрет матрёшек. (дети собирают фото матрёшек из частей)
-Молодцы! Матрёшки довольны, вы правильно всё собрали. Они говорят вам «Спасибо».
- А мы сейчас с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
(Дети под музыку идут по музыку и останавливаются на полянке возле домика)
-Посмотрите, ребята, дом стоит, кто же в нём живёт? (под музыку на платформе выезжают матрёшки)
-Нас с вами встречают. Кто же это? Матрёшки, все красивые, нарядные.
-Возьмите по одной матрёшке, рассмотрите узор, цвета (дети берут по одной матрешке, садятся и рассматривают их)
-Рассмотрели? А теперь большие матрёшки зовут к себе своих маленьких сестричек. (на двух маленьких столах стоят две большие: Семеновская и Полхов-Майданская матрешки, дети ставят своих матрёшек: Семёновские на стол, где Семеновская, Полхов-Майданские на стол, где Полхов-Майданские и садятся на стульчики)
-Посмотрите, правильно вы их поставили? А сейчас, подойди и собери Семёновские матрёшки, а ты собери Полхов-Майданские матрёшки. (воспитатель предлагает детям сложить матрешек по размеру в одну большую, дети складывают и на столах остаются только две большие матрешки)

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась
Больше всех перепугалась.

-Молодцы! Ребята, а матрёшка может быть вот какой? (воспитатель показывает пластмассовую прозрачную матрёшку)
-Мы с вами вместе будем наряжать матрёшку. У меня есть пшено и красный, крашеный рис. Мы сделаем нашей матрёшке красного цвета – юбочку (1 ребёнок засыпает на дно красный, крашеный рис), а кофту мы сделаем жёлтого цвета (2-ой ребёнок засыпает сверху пшено). Вот какая нарядная матрёшка у нас с вами получилась.
-Ребята, матрёшки благодарят вас за то, что вы так много знаете о них, что смогли собрать фото матрёшек. И в подарок они хотят вам подарить своих маленьких сестёр. (воспитатель дает каждому ребенку маленькую матрешку)

Тема: Знакомство с костюмом Дуняши.
(2-ая младшая группа)


Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Продолжать знакомство с куклой Дуняшей. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои стихи, сказки, песни, костюмы. Уточнить с детьми, что лучший подарок друг другу – это улыбка. Развивать эмоциональную отзывчивость. Продолжать учить детей чередовать геометрические фигуры для составления узора на полосе. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь.

Материал: кукла Дуняша, набор (русский народный костюм) для фланелеграфа, коробка с прорезями, иллюстрации к сказкам, сарафан, украшения для сарафана в виде геометрических фигур (красного цвета – круг, жёлтого цвета – квадрат) на каждого ребёнка, игра «Собери костюм», аудиокассета с русской народной музыкой.

Предварительная работа: экскурсия в музей народной старины ДОУ, знакомство с русскими народными потешками, заучивание потешки «Расти коса до пояса».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что у вас сегодня хорошее настроение. Хотите, я отгадаю почему? Потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А кто такие друзья? Сколько может быть друзей? А вы дружные ребята?
-Молодцы! Посмотрите, что у меня в руках? (вос-ль показывает коробку с прорезями, в которых видна картинка)
-Это коробочка. Какая-то знакомая, вы не знаете, чья это коробочка?
-Правильно, это Дуняшина коробочка, а в ней спряталась сказка. Как вы думаете, что это за сказка? (дети рассматривают картинку через прорези)
-Молодцы! Это сказка «Колосок». Это украинская народная сказка. А какие русские народные сказки вы знаете? Почему сказка называется народная?
-Правильно, потому что её придумал народ. Скажите, а кто нам рассказывал с вами сказку «Колосок»? Чья это любимая сказка?
-Да, эту сказку нам рассказывала Дуняша, когда приходила к нам в гости. А как вы думаете, если Дуняшина коробочка здесь, то где сама Дуняша? Может нам её позвать? (стук в дверь, воспитатель заносит куклу Дуняшу)
-Здравствуй Дуняша. Мы очень рады тебя видеть.
-Ребята, Дуня тоже очень рада нас всех видеть. Ей так понравилось у нас, что она решила прийти к нам сегодня в гости. Чтобы Дуня вспомнила наши имена, мы поиграем все в игру «Как тебя зовут?» (дети встают в круг, но не держатся за руки)
-Я, Ольга Павловна. Я русская. (вос-ль берёт за руку рядом стоящего ребёнка. Дети поочерёдно называют своё имя и национальность, берутся за руки, последний берёт Дуняши, получается круг)
-У нас у каждого разные имена и они все очень красивые. А ещё мы отличаемся друг от друга тем, что мы разной национальности, но мы все вместе дружим. Мы держимся за руки и тепло от наших рук, передаётся друг другу, греет нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В нашей группе стало тепло, светло и радостно.
-Садитесь на стульчики. Дуняша нам принесла, что-то интересное. Это книжка, может она со сказками? (вос-ль показывает книгу «Русский народный костюм»)
-В этой книжке рассказывается про Дуняшину одежду (вос-ль показывает книгу детям) У Дуни, так как она русская, русский народный костюм. Это рубаха, она широкая, по краю рукавов и по вороту украшена узором. (показ)
-Повторим все вместе – это рубаха.
-Это сарафан. (показ) Он украшен красивой тесьмой. Повторим все вместе сарафан.
-На голове у Дуняши – кокошник (показ), он украшен красивыми бусами. Повторим – кокошник.
-На ногах – лапти (показ)
(каждый раз воспитатель прикрепляет на фланелеграф: рубаху, сарафан, кокошник, лапти)
-Всё вместе это русский народный костюм. А мы с вами сейчас одеваемся, так как Дуняша? Мы так не одеваемся. Так одевались раньше. Люди разных национальностей живут рядом, у каждого народа есть свои песни, стихи, игры, костюмы, сказки.
-А какая у Дуняши длинная коса. У наших девочек тоже есть косы и когда мы их расчёсываем, то вспоминаем потешку «Расти коса до пояса».
-Дуняша, а ты хочешь послушать потешку?
(ребенок читает потешку)
Расти коса, до пояса не вырони ни волоса.
Расти косынька до пят все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся маму Дуня слушайся.
-Молодец! Вот какую потешку про косу, знают наши дети. Тебе понравилась? Наши дети, очень хотят с тобой поиграть. А ты хочешь? Тогда вставайте в круг.

Физкультминутка.
Вот какой чудесный дом, много есть соседей в нём.
Вот казах, а вот аварка, русский здесь и армянин.
В этом славном доме нужно жить со всеми очень дружно.
Никого не обижать всех соседей уважать.
-Ребята, а Дуняша нам ещё, что-то принесла, посмотрим что это? (вос-ль показывает мешочек и достаёт оттуда настоящий сарафан) У Дуняши к нам просьба. Её пригласили в гости, но вот беда. Она попросила сшить ей сарафан, портниха его сшила, но заболела и не успела его украсить. Дуняша очень просит вас помочь ей. Поможем?
-Вот сарафан, портниха успела пришить только белую ленту, которая называется княжья лента, её надо украсить. Вот здесь в коробочке лежат украшения. (вос-ль показывает детям круг-красного цвета, квадрат – жёлтого цвета) Сейчас мы с вами будем украшать сарафан. (вос-ль одевает сарафан на девочку)
-Я первым прикреплю квадрат, а затем мы прикрепим круг, какую фигуру дальше будет прикреплять? (квадрат) (дети поочерёдно прикрепляют круг, квадрат, которые крепятся к белой ленте на липучки)
-Теперь мы с вами сядем на стулья и посмотрим, какие мы молодцы, как мы украсили сарафан. (воспитатель предлагает девочке в сарафане: покружись, покажи нам, какой сарафан стал красивый и нарядный). Как вы думаете, теперь Дуняша может идти в гости? (вос-ль снимает сарафан с девочки и отдаёт его Дуняше)
-Как мы с вами помогали Дуняше? Дуня говорит нам «Спасибо» Мы такие молодцы! Мы настоящие друзья, так дружно помогали.
-Вы рады, что помогали Дуне?
-За нашу помощь Дуня нам принесла подарок (вос-ль показывает детям коробку) Это игра «Собери костюм Дуняши».
-Мы сегодня познакомились с русским народным костюмом. Поэтому мы сможем играть в эту игру.
-На этом наше занятие окончено. Я вами очень довольна, вы молодцы!

Светлана Кацер
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Устное народное творчество»

Цель : приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству , развивать речь детей средствами фольклора.

Задачи :

1. Уточнить представления детей о таких жанрах фольклора, как закличка, загадка, сказка, скороговорка.

2. Продолжать учить интонационно выразительно рассказывать потешку вместе с воспитателем.

3. Помочь отгадывать загадки, построенные на описании.

4. Активизировать речь детей, побуждая к высказываниям, к построению сложных предложений.

5. Воспитывать интерес к устному народному творчеству .

Оборудование : игрушка солнышко; корзиночка, в которой лежат 2 яйца : простое и золотое.

Ход занятия:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро приветливым лицам!

Каждый становиться добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера!

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся гостям и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Ребята, а от чего у нас бывает хорошее настроение? (Подарки, игры с друзьями, приезжают гости) А хорошая погода даёт нам хорошее настроение? Да, конечно. А какая погода хорошая? (Когда солнечно) Тогда давайте солнышко позовём или, как раньше говорили, кликнем. Вставайте все в хоровод, прочитаем закличку для соолнышка :

Солнышко, солнышко!

Выгляни в окошечко!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Солнышко, покажись!

Красное, появись!

Я думаю, солнышко теперь обязательно появится, и настроение у нас будет хорошим.

Появляется солнышко. Ой, ребята, а это что такое? (Солнышко) Солнышко, ты нас обогреть, порадовать пришло? – Я пришло, потому что вы меня звали, а греть вас сегодня не хочу. – Почему? – Скучно мне.

Ребята, что же делать? Без солнышка нам плохо будет. Чем же нам его повеселить, чем же потешить? Ой, придумала, потешкой и потешим. Помните, мы с вами о потешках говорили. Это маленькие стихи, которые развлекают и развивают детей . Может потешка и солнышко развеселит .

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату,

Мы захлопали в ладоши

Очень рады солнышку.

Солнышко, понравилась тебе наша потешка? – Потешка хорошая, но всё равно скучно.

Чем же, ребята, нам солнышко развеселить , как вы думаете? А давайте ему загадки позагадываем. Да непростые загадки, а сказочные :

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три ложки

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(3 медведя)

Маша в коробе сидит

Далеко она глядит

Кто несёт её, ответь,

Быстрыми шагами,

А несёт её (медведь)

Вместе с пирогами.

Провела его малышка

Будет он умнее впредь

А название у книжки этой

(Маша и медведь)

Из муки он был печен,

На сметане был мешён,

На окошке он студился

По дорожке он катился.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка,

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису

От неё уйти не смог

Что за сказка (Колобок.)

Ребята, у меня есть корзиночка. Соня, посмотри, что там лежит? (2 яйца : простое и золотое) Дети, из какой сказки эти яички? (Курочка-ряба) А что сказала курочка в конце этой сказки?

А какая сказка заканчивается : «У страха глаза велики, чего нет и то видят.» Кого испугался заяц? Бабушка? Внучка? Курочка? Мышка? Молодцы, всё знаете.

А что же наше солнышко? Дима, спроси у него, развеселили ли мы его ? – Солнышко : Интересно, с вами, интересно, но ещё чего-то мне не хватает для радости.

А давай, солнышко, скороговорки говорить, это тоже весело. Для чего, ребята, нужны скороговорки? (помогают людям научиться правильно и чётко говорить) Запоминайте скороговорку :

Села мышка в уголок

Съела бублика кусок.

(Дети говорят сначала медленно, потом побыстрее и быстро) .

Солнышко смеётся : Ой, не могу больше, ну и рассмешили, ну и потешили, придется вас теперь всё лето греть, не скучать. А когда мне станет скучно, я вашу скороговорку вспомню. До свидания, ребята, мне на небо пора, обещание своё выполнять, вас греть. (Солнышко уходит) .

Ребята, а чем мы с вами пытались сегодня развеселить солнышко ? (потешкой, загадкой, скороговоркой) И всё это богатство создал русский народ .

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия во второй младшей группе по развитию речи на тему:«Творчество К. Чуковского» Воспитатель Рубо Елена Сергеевна.

«В ГОСТИ К БАБУШКЕ АГАФЬЕ» (ПО МОТИВАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК) ЗАДАЧИ: Развивать интерес к театрализованной деятельности; Развивать имитационные.

Добрый день уважаемые коллеги мне очень понравилось такая форма работы как интерактивная папка. Во-первых: представлен большой объём информации,.

Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».

Проект «Устное народное творчество (потешки, прибаутки, колыбельные песни») во второй младшей группе Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является недостаточное использование современными родителями потешек, прибауток.

Проект «Устное народное творчество-загадки во второй младшей группе». Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является редкое использование родителями загадок в младшем дошкольном возрасте.

Опыт работы воспитателя ДОУ

Тема : Устное народное творчество в развитии речи детей младшего возраста
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: Развитие разговорной речи, творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности Задачи:
Познакомить детей с устным народным творчеством.
Учить внимательно слушать и запоминать потешки, художественные произведения, отгадывать загадки.
Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию и т.д.
Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
Сплотить детский коллектив.
При составлении плана руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.

2. Принцип познавательной активности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3. Принцип наглядности.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает. использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.

4. Принцип поэтапности.
В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.

5. Принцип вариативности.
Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте).Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.
Срок реализации : 2015-2016 учебный год.
План работы «Устное народное творчество в развитии речи детей младшего возраста»
Сентябрь.
Цель. Знакомить детей с русским народным фольклором- потешками, прибаутками, играми. НООД Тема: «Ладушки в гостях у бабушки»

НООД Тема: «Как у нашего кота» Цель: Помочь детям понять содержание потешки.
Октябрь.
НООД «У бабушки в деревне»
Цель: Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

НООД «Баю – баюшки баю, баю Машеньку мою»
Цель: выучить колыбельную для младенца куклы Маши.
Ноябрь.
НООД «Петушок и бобовое зернышко»
Цель: Развивать познавательный интерес, любознательность к русскому фольклору.
НООД «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»
Цель: познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником - самоваром; расширять словарный запас, используя малые формы фольклора; воспитывать культуру поведения за столом.



Декабрь.
НООД ««Уж, ты зимушка зима».
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зиме и зимних явлениях,
2. воспитание дружеских отношений между детьми,
3. поднятие радостного настроения, вызвать положительные эмоции.
НООД «Сундучок Деда Мороза» НОД по ИЗО-деятельности «Украшаем новогоднюю стенгазету»
Январь.
Открытое интегрированное занятие по речевому развитию
«Мы расскажем вместе сказку»
Цель: развитие совместной игровой деятельности по средством театрализованной и сюжетно-ролевой игр.




НООД «Девочка и лиса»
(просмотр мультфильма «Девочка и лиса»)
НООД «Знакомство с русской избой»
Цель: Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.




Февраль.
НООД «Милости просим, гости дорогие»
Цель:
1. Обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной.
2. Вводить понятие слов «большой», «средний», «маленький».
3. Закрепить умение ориентироваться на слова «открыть», «закрыть».
4. Формировать эмоционально окрашенное чувство причастности к культуре русского народа.


Цель: познакомить с новой сказкой, и новыми словами (лубиная избушка, ледяная)
Март.
НООД «Солнышко, нарядись, красное, покажись
Цель: изготовление картины из пластилина. (Предметная лепка.)
Задачи: вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Научить лепить солнце в виде пластилиновой картины из диска (сплющенного шара) и лучиков (жгутиков). Показать возможность сочетания разный по форме деталей в одном образе. Развивать чувство формы, ритма, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
Март.
Развлечение «Широкая Масленица»
Цель: познакомить детей с праздником «Масленица»


«Пересказ сказки «Репка». (упражнение на различение близких по звучанию слов)
Цель: учить детей совместному со взрослым пересказу сказки.
Показ театра на столе по сказке «Заюшкина избушка»
Апрель.
НООД «Лесные животные»
Задачи:
- расширить знания детей о лесных животных;
- развивать связную речь детей;
- обогащать словарный запас;
- продолжать знакомить детей с потешками;
- воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, вовремя прийти на помощь.
Обыгрывание сказки «Маша и три медведя»


Проект «Русская народная игрушка – матрешка»
Цель проекта:Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.




Май.
Открытая совместная деятельность с родителями
« В гости к нам идет матрешка»
Задачи: Познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;
Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.