Почему ребенок ползает назад. Последствия ограничения движения ребенка. Когда малыши начинают ползать

Первый год жизни грудничка, пожалуй, самый важный и самый сложный. Ребенок меняется буквально на глазах. За первые 12 месяцев он из маленького, беспомощного грудничка «трансформируется» в подвижного, веселого малыша. Осваивать новые навыки ему, безусловно, непросто, и он очень нуждается в поддержке, а иногда и в помощи родителей. Итак, ваш ребенок научился держать голову, переворачиваться на животик и обратно, и вы с нетерпением ждете, когда он начнет ползать? Ведь с приобретением этого навыка ваш малыш превратится в активного исследователя внешнего мира.

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать?

Все родители с огромным нетерпением ждут, когда их малыш, пусть пока только на коленках, начнет передвигаться самостоятельно. Ползание – навык очень важный для ребенка, с его помощью укрепляется позвоночник, развивается микро-и макромоторика, существенно улучшается координация движений. Ползая, малыш учится управлять своим телом.

Многие родители уверены, что именно в 6 месяцев грудничок должен освоить два навыка – научиться сидеть и ползать. В очередной раз хотелось бы отметить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому и график развития у него свой. Некоторые детишки, освоившие навык сидения, ползать попросту не желают. И «перепрыгнув» этот этап, сразу переходят к освоению навыка хождения. Интересно, но некоторые малыши, научившись ходить, вдруг начинают ползать. Поэтому, если ваш малыш не хочет ползать, а пытается сразу делать первые шаги – волноваться не стоит. По всей видимости, он выбрал другой график развития.

Когда ребенок в норме должен освоить навык ползания?

Дети до года осваивают навык ползания с 6 до 9 месяцев. Если малыш начал ползать раньше, то это говорит об его активности и о положительной наследственности.

Если, пытаясь ответить на этот вопрос, обратиться к медицинской статистике, то можно сказать – большинство детей начинает уверенно ползать в 8 месяцев. Но это всего лишь среднестатистические данные.

Несколько мнений известных врачей о том, во сколько месяцев ребенок должен научиться ползать:

— Бенджамин Спок считал, что груднички должны научиться этому навыку в промежутке между 5 и 6 месяцами.

— Врач-педиатр Комаровский однозначно утверждает, что этот вопрос некорректен, так как точных возрастных критериев для освоения данного навыка не существует.

Если вашему малышу уже исполнилось 9 месяцев, а он даже не пытается ползать и не делает попыток вставать, есть повод обратиться за консультацией к неврологу.

Как быстро научить ребенка ползать на четвереньках: комплекс упражнений

Многие врачи педиатры считают, что малыш этот навык способен освоить самостоятельно. Все что должны сделать родители – это обеспечить ребенку благоприятную среду. Однако ортопеды и неврологи однозначно говорят о пользе ползания и рекомендуют родителям (при необходимости) использовать специально разработанный комплекс упражнений для освоения детьми навыка ползания. Но об этом чуть позже. Для начала давайте определимся с понятием «благоприятная среда».

  • По мнению педиатров, с трех месячного возраста грудничку необходимо предоставить некоторую свободу. А именно, в этом возрасте его нужно выкладывать на специальный развивающий коврик. Если вы не приобрели такой коврик, ничего страшного, выкладывайте малыша на животик на пол. Вы удивлены? Не удивляйтесь, американские детские врачи обычное половое покрытие называют «атлетическим залом для грудничка». Безусловно, пол предварительно следует застелить теплым ковриком или одеялом, он должен быть чистым, ровным и, конечно же, безопасным. Не стоит также забывать об удобной одежде. Она не должна сковывать движения грудничка.
  • Не оставляйте ребенка надолго в манеже . Манеж является замкнутым пространством, которое, так или иначе, ограничивает стремление к движению. К
  • Необходимо дать грудничку некую мотивацию для передвижения . Для этого можно положить яркую игрушку, так чтобы он не мог до нее дотянуться.

Благоприятная среда для ползания создана, а ребенок по-прежнему не предпринимает никаких попыток. Что делать? Есть два варианта: либо подождать, либо начать действовать. Большинство родителей предпочитают второй вариант. Для них, мы приведем несколько эффективных упражнений, которые помогут ребенку быстрее освоить новый навык.

Как научить ребенка ползать: эффективные упражнения

Упражнение для укрепления вестибулярного аппарата

Положите грудничка животиком на ковер, а грудью на валик. При этом ноги и животик должны лежать на твердой поверхности. В данном положении ребенок может вертеть головой в разные стороны. Рядом с малышом с двух сторон разложите игрушки, так чтобы он их мог достать руками. Это упражнение научит сохранять равновесие и укрепит вестибулярный аппарат грудничка.

Упражнение для укрепления мышц

Ребенка выкладываем в кроватке на животик. Над его головой подвешиваем игрушку. Ребенок, приподнимаясь на одной руке, будет стараться достать игрушку. Для освоения навыка ползания ребенку необходимо научиться опираться при движении на руки. Это упражнение научит его не только опираться на руки, но и укрепит мышцы рук.

Упражнение для освоения новой позы

Под грудь и живот грудничка кладем маленькую подушку или специально изготовленный валик. Ребенок должен научиться стоять на четвереньках, а для этого ему нужно показать эту позу. Можно немного покачать малыша на валике, так чтобы он упирался на ножки, а затем на ручки.

Упражнение для укрепления мышц спины и живота

Для занятий вам потребуется фитбол (большой упругий мяч). Положите грудничка животиком на мяч и аккуратно покачайте его.

Упражнение «Лягушка»

Ребенок должен лежать на твердой поверхности на животе. Мама обхватывает его ножки за голень и аккуратно сгибает и разгибает их. Проделав это движение несколько раз, необходимо задержать ноги грудничка в согнутом положении. Он сам попытается оттолкнуться.

Упражнение – ползаем втроем

В этом упражнении принимают участие два взрослых человека. Один – будет передвигать поочередно руки ребенка, второй – ноги. Итак, первый перемещает правую руку ребенка вперед. Второй передвигает левую ножку и т. д. Это упражнение учит ребенка основам перекрестного ползания.

Как показывает практика, груднички, как обезьянки, обожают повторять движения, которые делает другой ребенок. Пригласите в гости малыша, который уже научился хорошо ползать. Поверьте, не пройдет и пару часов как ваш малыш освоит этот навык. Конечно, если ему уже исполнилось 6 месяцев.

Почему некоторые дети ползают назад?

Как правило, груднички начинают ползать на животике. Но даже в этом случае, многие из них предпочитают выбирать собственный способ передвижения. Некоторые детишки двигаются назад или вбок. Второй этап освоения этого навыка заключается в попытках выставления ручек вперед и в подтягивании обеих ног. Только после этого груднички переходят на перекрестное ползание на четвереньках.

Почему грудничок ползает назад?

Некоторые родители, наблюдая за своим ребенком, замечают, что малыш ползает уже довольно быстро, но двигается только назад. И они начинают переучивать его. Однако спешить с этим не стоит. Специалисты считают, что малыш подсознательно понимает, какие мышцы лучше задействовать при движении, а какие следует поберечь. Кроме всего прочего, у такого метода передвижения есть свои плюсы:

  • Нагрузка на мышцы увеличивается постепенно.
  • Все отделы позвоночника развиваются в щадящем режиме.
  • Ползание назад тренирует вестибулярный аппарат.

Со временем малыш должен сам поменять направление движения.

Однако если грудничок и через пару месяцев по-прежнему будет ползти только назад, родители должны насторожиться и проконсультироваться со специалистами. Возможно, у грудничка есть проблемы с мышечным тонусом. Итак, если ваш ребенок упорно ползет назад в шесть-семь месяцев – поводов для беспокойства нет. А вот если в девять-десять месяцев ничего не изменилось, возможно, вам придется ввести в его режим специальные корректирующие упражнения.

Ребенок не ползает в 8 месяцев: причины, все ли дети должны уметь ползать?

Ползание является важным этапом в развитии малыша. Этот навык готовит его к хождению, укрепляя мышечный аппарат. Ползание - это навык, способствующий:

  • Укреплению мышц спины, рук и ног.
  • Развитию опорно-двигательного аппарата.
  • Улучшению психомоторного развития.
  • Правильному развитию ЦНС (центральной нервной системы) и головного мозга.

Мнения специалистов: обязательно ли грудничок должен сначала научиться ползать, а затем ходить?

Детские специалисты расходятся во мнении обязательности освоения грудничками этого навыка. Одни утверждают, что если грудничок в возрасте восьми месяцев так и не научился ползать, в этом нет ничего страшного. Он просто относится к группе «не ползающих» детей. Такие дети сначала учатся ходить, а только затем – ползать. Другие врачи рекомендуют родителям, у которых ребенок не ползает в восемь месяцев, посетить ортопеда и невролога. Родители должны знать, что начинают ползать в десять-одиннадцать месяцев. Для них это считается нормой.

Многие неврологи сходятся во мнении, что навык ползания очень благоприятно влияет на развитие нервной системы и его отсутствие может негативно сказаться в будущем. Ползающие дети начинают раньше говорить, у них, как правило, отсутствуют логопедические проблемы.

Нежелание грудничка передвигаться ползком может быть вызвано следующими причинами:

  1. У ребенка имеются проблемы со здоровьем .
  2. Малыш постоянно находится в ограниченном пространстве (в манеже, в кроватке).
  3. Особенности темперамента ребенка . Некоторые детишки предпочитают наблюдать за происходящим и не проявляют особого интереса к освоению данного навыка. поможет информация в другой статье на нашем сайте.
  4. Излишний вес . Полным детям тяжело двигаться ползком.

В последнее время во всем мире вошло в моду раннее развитие детей. Неугомонные родители уже с пеленок начинают обучать детей говорить, читать, петь и танцевать одновременно. Они с гордостью заявляют, что их ребенок даже не пытался ползать, он сразу пошел. Но так ли это хорошо? Родители должны осознавать, что именно во время ползания у грудничка закладываются первые навыки пространственной ориентации. Приложите немного усилий, и ваш малыш обязательно освоит данный навык.

Время, проведенное на животике, проходит для малыша не зря. Он развивает навыки, которые необходимы, чтобы научиться ползать.

Илона (мама годовалого Дениса) была уверена, что ее сын пропустит стадию ползания. Ведь в 10 месяцев он уверенно стоял, и немного ходил, держась за мебель, но если она сажала его вниз на пол, он просто сидел, абсолютно не предпринимая попыток к ползанию.

«Как-то я собрала несколько игрушек, чтобы развлечь Дениса, и, конечно же, одна из них упала на пол, пока он играл», - вспоминает Илона. «Я посадила Дениску на пол, чтобы поднять игрушку и вернуть ее на место, а он вдруг пополз к ней сам. Я была так удивлена! Я передвинула игрушку, чтобы посмотреть, не сделает ли он это снова, и он сделал!»

КОГДА ВАШ РЕБЕНОК НАЧНЕТ ПОЛЗАТЬ?

В России нормой для здорового малыша считается начать ползать в 6-8 месяцев. Однако, это весьма усредненные нормы, Ваш кроха может поползти раньше или намного позже, может, как и у Илоны, сначала встать, а только потом начать активно ползать, а может и не поползти вообще. Заранее трудно предсказать, как поведет себя именно Ваш малыш. И, конечно же, первое путешествие Вашего ребенка ползком не составит 35 000 метров, но это все равно важный этап в его развитии.

Сейчас ученые все чаще говорят о том, что современные малыши начинают ползать немного позже, чем это делали младенцы поколение назад. Это происходит потому, что родителям сегодня советуют класть малышей на спину во время сна, чтобы уменьшить риск СВДС (синдром внезапной детской смерти). Исследования в Америке ещё в 1998 показали, что младенцы, которые спят на животике, начинают переворачиваться, сидеть и ползать в более раннем возрасте, чем те, которые спят на спине, хотя исследования не обнаружили значительной разницы в возрасте, когда дети учились ходить.

Если Вы будете позволять Вашему ребенку много времени проводить на животике, когда он бодрствует, это поможет ему справиться с такими этапами в его развитии раньше. Но не волнуйтесь - малыши, которые спали на спинке, все развивались в пределах нормального диапазона, что касается периода ползания. Например, Всемирная организация здравоохранения называет куда более широкие рамки данного диапазона в отличии от принятых в нашей стране – от 5 до 13 месяцев. Также по данным ВОЗ около 4,3% малышей так и не начинают ползать вообще, а сразу встают и начинают ходить.

КАК ДЕТКИ ПОЛЗАЮТ?

Малыши начинают ползать по-разному. Некоторые ползают “по-пластунски”: когда животик остается на земле, а двигая только ручками и ножками, малыш как бы продвигает себя вперед. Этот вариант ползания обычно переходит в классическое ползание на руках и коленях.

Другие немного приподнимаются на ручках и коленках, подсовывая одну ножку под себя и отталкиваясь другой.

Ну а третьи начинают ползать назад, как описывает Кристина (мама двойняшек Сони и Кирилла, 9 месяцев): «Оба мои чада начали ползать почти одновременно в 6,5-7 месяцев и оба назад. Обычно они видели какую-то игрушку, которую хотели достать, приподнимались на ручках и коленях, и начинали двигаться - но отодвигались дальше и дальше от игрушки вместо того, чтобы приближаться к ней. Они так расстраивались! Оба так и ползали задом наперед в течение нескольких недель, прежде чем, наконец-то, обнаружили «переднюю передачу».

НУЖНО ЛИ ВООБЩЕ ПОЛЗАНИЕ?

Многие родители искренне радуются, когда малыш, опережая своих сверстников, перешагивает ступень ползания и сразу встает на ножки. Некоторые родители начинают очень рано использовать прыгунки и ходунки, что тоже не способствует развитию навыков ползания.

А между тем, ползание очень полезный процесс для естественного и гармоничного развития малыша, о котором мечтают все без исключения родители. Оно способствует:

  • развитию мелкой моторики крохи, т.к. растягивает связки запястий, и заставляет работать кисти ручек;
  • укреплению костно-мышечной системы;
  • более активному физическому развитию (ползавшие детки по статистике гораздо более физически сильные по сравнению со своими не ползавшими сверстниками);
  • развитию двусторонней координации, благодаря которой малыш лучше ориентируется в пространстве, и намного более ловко управляет своим телом;
  • но главное, ползание способствует развитию подкорковых структур головного мозга.

КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ НАУЧИТЬСЯ ПОЛЗАТЬ?

  1. Не торопите кроху, если Вы не замечаете за ним попыток к ползанию. Возможно, он просто сам еще не готов начать ползать. Просто дайте ему еще немного времени.
  2. Если же Вы заметили попытки и желание со стороны малыша к активному движению, то попробуйте чуть подтолкнуть его, воспользовавшись врожденным детским любопытством. Положите перед малышом новую или любимую игрушку, скорее всего, он попробует до нее дотянуться. Несколько таких тренировок обязательно дадут понять малышу, что он способен управлять своим телом, и он сам еще больше начнет тренироваться и экспериментировать в этой связи.
  3. Также Вы можете приобрести небольшой мягкий валик или соорудить его из детской пеленки или одеяльца. Подложите его под грудку крохи и покатайте малыша вперёд-назад. Он быстро поймет, что таким образом он может немного передвигаться, также это упражнение поможет малышу почувствовать нужное положение (стойку), которую он сможет использовать в дальнейшем для ползания.

Итак, Ваш малыш научился ползать! Счастью мамы и папы нет предела, ведь любое достижение ребенка воспринимается молодыми родителями как величайшее событие в мире. После того, как Вы заснимете на фото и видео этот трогательный момент, расскажите о достижениях крохи бабушкам и дедушкам, рекомендуем Вам позаботиться о мерах его защиты. Настало время для Вас осмотреть всё на уровне глаз ребенка в поисках потенциальных опасностей, прежде чем Ваш ребенок, теперь мобильный и подвижный, найдет их первым.

По окончанию этого месяца вы отпразднуете первый юбилей вашего малыша - полгодика. Ребеночек очень изменился за это время. Вы подружились, понимаете, друг друга, знаете его вкусы, что именно он хочет в этот момент, какое у него настроение.

На шестом месяце вес ребенка увеличивается в среднем на 600-650 г, то есть каждую неделю малыш набирает по 140 г.

Ребенок больше двигается, чем в прошлом месяце. Никто не может научить ребенка ползать на полу, пока он сам не поймет какие движении ручками и ножками нужно делать. В своем стремлении к ползанию, малыш руководствуется безусловным интересом: быстрее самому доползти к интересной игрушке, чем думать какими же звуками объяснить маме дать ему эту самую игрушку или предмет. Как правило, в этом месяце малыши начинают ползать. Самая любимая методика ползания у деток - это ползание «на животе».

Малышу, в возрасте шести месяцев, все еще сложно ползать классическим способом, с помощью вытянутых ручек и коленок. Но некоторые детки могут использовать и этот способ. В основном сначала, получается, ползти назад - «рачком». Но, есть уникальные детки, которые умеют ползать своим уникальным способом - «колобком». Они просто переворачиваются со спины на животик, потом с животика на спинку через другую сторону - и так через всю комнату. Это занятие для малыша становиться любимым видом спорта. Не мешайте! Может перед вами будущий гимнаст или гимнастка! Кроме того, это своего рода прекрасный массаж.

К концу шестого месяца большинство деток могут самостоятельно, полноценно сидеть. «Полноценно» - это когда ребенок сидит с ровной спинкой без прогибания туловища в сторону или вперед. Но, дорогие родители, не пробуйте выровнять спинку ребенка самостоятельно. Если она остается круглой, значит, время сидеть, пока еще не пришло. Не волнуйтесь, у всех деток по-разному. Одни малыши готовы садиться уже в 5,5 месяцев, другие ближе к 7 месяцам. Если в возрасте 7 месяцев спинка ребенка остается круглой и по-прежнему не может сидеть без поддержки, следует обратиться к врачу-педиатру. Причиной этого может быть снижение тонуса мышц спины, например, в связи с , или же с заболеванием нервной системы. Если с рождения ребенок отстает в психомоторном развитии, то навыки сидеть у него тоже появятся позже.

Очень часто в возрасте 6 месяцев у деток появляется желание «ходить». Конечно с вашей помощью. Счастливые родители с гордостью сообщают об этом достижении. Но, обратите внимание, как в коленках выгибаются ножки, стопочки тоже выворачиваются наружу и это есть не правильным в формировании будущих навыков ходьбы. Более того, иногда такая «ходьба» может задерживать или искажать появление нормальной, хорошей ходьбы. Дело в том, что мышцы гомилок, бедер и тазового пояса еще не полноценно развиты, для того чтобы обеспечить правильную технику ходьбы. В этом возрасте рекомендуются «прыжки» и «танцы», к которым малыш может проявить желание. Такие занятия не только улучшат настроение ребенка, но и будут тренировать все группы мышц, которые берут участие в ходьбе. Поэтому, обязательно включите эти упражнения в ежедневный комплекс гимнастики малыша.

Можно использовать «ходунки». Беря во внимание, что малыш может передвигаться, ползая или с помощью «ходунков», нужно следить за безопасностью. Это касается розеток, горячих нагревательных приборов, цветов на высоких подставках и т.д. Желательно выделить отдельную комнату для малыша, если такой возможности нет, сделайте в данной комнате временные преграды. Особое внимание следует обратить на ступеньки. Помните, что они очень привлекают внимание ребенка.

Поскольку, ребеночек уже может передвигаться в «ходунках», разместите на безопасный уровень все острые, дорогие, мелкие и стеклянные предметы. Спрячьте все лекарственные препараты! Очень жаль, что именно в этом возрасте детский интерес приводит к тяжелым химическим ожогам и медикаментозным отравлениям.

В этом возрасте ребенок интуитивно или поверхностно начинает понимать разные эмоции. Помните, что высокие тона ваших реплик и ссоры между взрослыми, не только настораживают, пугают, но и раздражают вашего малыша. Ребенок получает общее впечатление об эмоциональности общения родных через выражение их лиц, громкости разговора, интонации.

Именно сейчас малыш самым лучшим образом проявляет всю гумму своего настроения. Вы редко когда сможете объяснить, почему ваша доченька или сыночек, только что улыбалась, а теперь стала очень серьезной. Дело в том, что малыш научился переключаться с одного предмета на другой, при этом каждое новое впечатление проявляется новой эмоцией. Диапазон новых навыков расширяется с каждой неделей. И, теперь вы уверенно можете рассказывать своим подругам, у которых есть малыши такого же возраста как у вас, какой умный ваш ребенок и сколько всего нового он умеет делать.

В шестимесячном возрасте малыш начинает формировать свой пассивный словарик. Все предметы, которые вы называете, он запоминает и, со временем, при назывании их в слух, малыш будет смотреть именно на эти вещи.

Ребеночек и дальше продолжает изучать ваше лицо. Его маленькие пальчики прикасаются к вашим глазам, носу, рту… Малыш начинает понимать, что он и вы - это два разных человека: если себя дергать за волосы, то становится больно, а если маму, даже если сильно, почему-то не болит!

С 6-месячным малышом нужно как можно больше разговаривать - во время кормления, купания, одевания, чтобы малыш чувствовал ваше внимание и заботу. Укладывая ребенка спать, пойте ему колыбельные песни. Предлагайте малышу слушать разнообразные музыкальные произведения - тихую спокойную музыку. Называйте ребенка по имени и при этом отходите от него на разные расстояния.

Не все дети к 6 месяцам начинают сидеть, и в этом нет ничего страшного - каждый ребенок развивается индивидуально. Не обкладывайте вашего малыша подушками, потому что этими действиями вы не поможете ему быстрее присесть, а наоборот ограничите его двигательную активность, а пассивное положение ребенка без движений будет негативно отражаться на его развитии.

Большинство родителей пытаются подытожить этот период и сделать выводы, о том, что ребенок должен быстрее «пойти», потому что начал сидеть чуть ли не в 5 месяцев, хорошо прыгает, ползает и т.д. Не стоит! «Раньше» или «позже», об этом вам не скажет ни одна книжка. Все зависит только от вас!

Самым любимым занятием карапуза есть игра, обязательно с вашим участием. Он постоянно стремиться к общению: движениями, звуками, взглядом. Если вы от него отвернетесь или будете уделять внимание экрану телевизора, он очень расстроиться.

В возрасте 6 месяцев, вы должны посетить детскую поликлинику для проведения вашему малышу 3-й профилактической прививки. Вы можете задать вопросы врачу по поводу массы ребенка, роста, соответствия навыков малыша его возрасту, необходимости осмотра его другими специалистами.

После того как врач оценит состояние здоровья ребенка, можно обговорить дату проведения третей иммунизации вакциной АКДС и против полиомиелита.

Именно на шестом месяце у большинства малышей начинают прорезаться первые зубки. Помните, что точного времени появления первого зубчика нет. У всех деток по-разному. Для кого-то этот процесс начинается в 4 месяца, у других - в 9-10 месяцев. Этот срок зависит от наследственной склонности ребенка. Спросите у родителей, когда у вас появился первый зубчик, у мужа, у родственников.

Напомним, что сроки появления зубов не влияют на их последовательность. У большинства детей их порядок остается одинаковым. Первыми появляются 2 нижних средних резца, следующими - 4 верхних резца, а потом 2 нижних боковых резца. Первые 8 передних зубов. Прорезание зубчиков длительный процесс и детский организм за долго до появления зубов (за 3-4 месяца) начинает реагировать на изменения. Поэтому, наберитесь терпения на 2-2,5 года. За это время у малыша должно появиться целых 20 зубов.

Общие признаки прорезания зубчиков, характерные для многих детей:

  • повышенная температура тела (до 37-38 грудусов по Цельсию);
  • увеличение выделения слюны;
  • отказ от еды;
  • жидкий стул;
  • сосание нижней губки.

На сегодняшний день есть много способов, с помощью которых вы можете облегчить появление зубов. Вот некоторые из них:

  • специальные резиновые игрушки - «грызунчики», которые наполняются холодной водой из холодильника, но не с морозильной камеры. Холод снимет раздражение и устранит боль на деснах;
  • в аптеке можно приобрести препараты, в которые содержат вещества местной анестезии. Использование таких препаратов уменьшает чувствительность десны в том месте, где прорезывается зубчик.

Навыки и достижения

Физические навыки:

  • ребенок набирает в весе 600 - 650 гр. за месяц, или по 140 г каждую неделю;
  • в среднем за весь период (с 1-го по 6-й месяц) ребенок вырастает на 15–16 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
  • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
  • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
  • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
  • кроха может держать в руках чашку;
  • свободно оборачивает головку во все стороны;
  • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
  • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.

Интеллектуальные навыки:

  • ребенок не только смотрит на два разных предмета - он может их сравнивать;
  • у ребенка есть разные эмоции, может быстро менять настроение;
  • любит наблюдать за предметом, который двигается (машина, мячик, человек);
  • увеличивается количество звуков, «удачных» по произношению, а также объединение их в слоги.

Социальные навыки:

  • малыш смеется и «хихикает», если ему, что-то нравиться;
  • эмоционально проявляет удовлетворение или неудовлетворение чем-либо;
  • улыбается, когда видит свое отображение в зеркале;
  • беспокоится, если рядом находиться чужой, незнакомый человек;
  • ребенок оборачивается на голос, когда слышит свое имя;
  • перестает плакать, прислушивается или подпевает, когда слышит музыку.

Режим дня

Режим дня ребенка в этом месяце остается таким как в предыдущем месяце: сон-кормление-активный период-сон и т.д. Днем малыш спит 3-4 раза по 1,5-2 часа, при этом дневной сон обязательно должен быть на свежем воздухе. Ночной сон длится около 10,5-11 часов.

Ребенок к шести месяцам больше бодрствует - около двух часов после дневных кормлений, и час - после последнего. С каждым днем он становится все активнее. В это время с ним нужно играть, гулять на улице, делать массаж и гимнастику.

Ваш малыш начинает обращать больше внимания на игрушки и конечно же хочет чтобы вы общались с ним - это для него очень важно. Пробуйте оставлять малыша одного в окружении игрушек на некоторое время.

Во время, когда малыш не спит, занимайтесь с ним массажем, гимнастикой, учите ползать, переворачиваться, дотягиваться до игрушки и просто играйте, чередуя разные игрушки по цвету, форме, звучанию.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-20 °С. Систематично проветривайте комнату, с использованием сквозного проветривания. Летом держите форточку постоянно открытой можно прикрывать ее только на ночь.

Гуляйте с ребенком на улице два раза в день при температуре воздуха от +30 °С до -12 °С. Летом по 2,5-3 часа и зимой - по 2 часа в день. Не оставляйте малыша на улице без присмотра.

Купать ребенка все еще необходимо каждый день. Температура воды 35- 35,5 °С, длительность ванны 8-9 минут. После купания ребенка нужно облить водой, температура которой 34- 35 °С. Кроме гигиенических ванн, каждое утро умывайте лицо малыша и чистите носик и ушки.

Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

Продолжайте заниматься гимнастикой и массажем. В комплекс массажа и гимнастики входят такие упражнения как движения руками с обниманием тела, сгибание и разгибание ног вместе, поворот со спины на живот за правую руку, массаж спины, «ширяние» в положении на животе, массаж живота, сгибание и разгибание рук попеременно, поворот со спины на живот за левую руку, упражнения, стимулирующие к ползанью. Этот комплекс следует проводить каждый день на протяжении 10 минут, с повторением каждого упражнения по 5 -7 раз.

Питание ребенка

С введеним прикорма в дневной рацион ребенка часы кормлений распределяются следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. - пятиразовое питание с периодами в четыре часа, интервал между ночными кормлениями - 8 часов.

В этом возрасте нужно продолжать или молочной высокоадаптированной смесью. Ассортимент фруктовых соков и фруктовых пюре увеличивается. Возьмите себе за правило - не совмещать разные соки и пюре в один день. Сегодня даете яблочный сок, завтра - банановое пюре, послезавтра - сливовый сок и т.д. Это делается, для того чтобы, во-первых: избежать дополнительной нагрузки на желудочек малыша и, во-вторых: определить реакцию организма на новый продукт.

На шестом месяце одно кормление полностью заменяется прикормом - овощным пюре или кашей (в соответствии с рекомендациями вашего педиатра о ). В этом месяце в питание ребенка нужно ввести яичный желток (куриный). Для этого варят вкрутую яйцо (не менее 15 минут), достают желток и растирают его с материнским молоком или со смесью, дают ребенку перед кормлением. Рекомендуется добавлять желток в овощное пюре, для того чтобы блюдо прикорма (овощное пюре) стало более рациональным, а витамины, которые находятся в желтке, лучше усваивались. В рацион малыша яичный куриный желток вводят в количестве 1/4 желтка и постепенно доводят порцию до 1/2 желтка. Желток не вводят в рацион детей с аллергичными заболеваниями.

Новый продукт или блюдо нужно давать маленькому ребенку небольшими порциями, чтобы у малыша была возможность распробовать еду, которую вы ему приготовили, и привыкнуть к ее вкусу. Особенно если до этого он знал только вкус маминого молочка!

Примерная схема вскармливания ребенка на 6 месяце жизни предоставлена в таблице.

Если малыш каждый месяц много набирает в массе, подкорректируйте его дневной рацион: количество овощного пюре и сырых фруктов увеличьте, и сократите объем высококалорийных блюд (молочные каши). Но если ребенок каждый месяц не добирает в массе около 300-400 г, то в его дневное меню можно добавить сливочное и подсолнечное масло, подобрать калорийную кашку и готовить пюре из разных овощей.

Выражение «Когда я ем, я - глух и нем» не о вашем малыше в этом возрасте. Дело в том, что принятие еды становиться самой приятной игрой карапуза. Если у вас есть время, достаточный объем еды и относительно чистая одежда малыша, хоть иногда организовывайте ему такую игру. Вы увидите - с каким удовольствием ребенок тестирует все то, что есть на тарелке! Сначала одним пальчиком, потом пятью, а затем и ротиком.

Малышу (а, возможно, и вам) эта игра принесет много радости и новых открытий: оказывается, овощное пюре прекрасно растирается по столу, а чай или сок, почему-то оставляет мокрый след на столе или целую лужу. Для вашего карапуза это просто захватывающе занятие!

Любая активность новорожденного вызывает у родителей гордость и бурный восторг. Но случается, что развитие нового навыка приобретает причудливую форму, например, ребенок ползает назад, а не вперед. Сразу возникают вопросы: нормально ли это, и нужно ли начать переучивать малыша сразу же после обнаружения данной особенности.

Мнения большинства педиатров в данном вопросе сходятся – не стоит травмировать малыша специальными упражнениями, развивающей гимнастикой, запретами и ограничениями. Нужно понаблюдать за грудничком хотя бы несколько месяцев, после чего при необходимости заниматься коррекцией навыка. Но и этот процесс должен больше напоминать игру, а не целенаправленную работу.

Сроки, в которые дети начинают ползать и этапы процесса

Примерно в 3 месяца многие малыши начинают переворачиваться, благодаря чему обнаруживают много интересного в окружающем мире. Понаблюдав за всем этим в течение нескольких недель, они начинают предпринимать первые робкие попытки передвижения. Поняв, что нельзя дотянуться до всего привлекающего взгляд, они укладываются на живот и начинают ползти. Сроки выработки навыка зависят от физиологических особенностей грудничка и внешних факторов (зачем ползти, если рядом нет ничего интересного?). В среднем это происходит в 6-7 месяцев.

Совет: Несмотря на то, что некоторые родители с гордостью рассказывают, что их младенец даже не ползал, а сразу пошел – это не повод для гордости и не пример для подражания. Мышцам нужно время, чтобы нормально развиться и укрепиться, ползание в данном случае является оптимальным упражнением. Если пропустить данный этап, то повышается риск развития проблем с позвоночником, суставами, мышечным корсетом.

Данные параметры не являются обязательными. Астеничные и активные младенцы могут поползти и в 5 месяцев, упитанные карапузы ждут до 8-9 и даже дольше. В некоторых случаях для стимулирования действий грудничка рекомендуется проведение укрепляющего массажа. Стоит учесть, что ползание считается правильным и полноценным только при условии расположении ребенка на четвереньках. Данное умение является предрасполагающим фактором к выработке навыка ходьбы. Правильное передвижение с четкой перестановкой конечностей окончательно формируется к концу 9-10 месяца.

Малышам редко удается научить свое тело подчиняться с первого раза, зачастую им приходится проходить несколько подготовительных этапов:

  1. Начинается все с ползания на животе. Причем даже здесь некоторые дети отличаются индивидуальным подходом к передвижению. Многие изначально двигаются вбок или назад.
  2. Первые попытки передвижения на четвереньках могут происходить путем выставления ручек вперед и подтягивания обеих ножек. Такие прыжки через какое-то время заменяются перекрестной перестановкой ручек и подтягиванием ножек.
  3. После всего этого малыш наконец-то переходит на перекрестное ползание, при котором ножки и ручки четко сменяют друг друга.

Все из описанного выше нормально при условии, что в процессе передвижения не деформируются суставы ребенка и он не принимает неприродного положения. Практика показывает, что в течение нескольких месяцев навыки оттачиваются, карапуз начинает двигаться уверенно и быстро, при необходимости даже преодолевает невысокие препятствия.

Многие родители, видя, что их малыш ползет красиво и правильно, но двигается при этом назад, стремятся поскорее научить его двигаться «нормально». На самом деле, спешить с этим не рекомендуется, детский организм интуитивно понимает, на какие мышцы уже можно полагаться, а какие еще стоит поберечь. Двигаясь назад, ребенок затрачивает меньше энергии, ведь ему нужно только оттолкнуться. Это особенно удобно на скользких полах и в соответствующей одежде. Нередко подобное поведение бывает продиктовано первым неудачным опытом прямого ползания. Например, ребенок пытался ползти вперед, его ручки не выдержали, он упал и ударился.

Случается и такое, что малыш делает это осознанно. Он мог подсмотреть подобный навык в телевизоре, у играющих старших детей. Может быть, мама мыла полы и двигалась именно назад. В любом случае, ничего патологического, страшного и опасного в этом нет. Со временем грудничку придется поменять направление движения, ведь однажды он поймет, что так можно быстрее достигнуть поставленной цели, не потеряв ее из виду.

Перед тем, как приступить к переучиванию младенца, необходимо оценить позитивные моменты таких физических упражнений:

  • Научить ребенка ползти назад намного сложнее, чем вперед. Если ему это дается так просто, нужно воспользоваться ситуацией. В процессе такого передвижения работают некоторые группы мышц, не подключающиеся при стандартном подходе.
  • Нагрузка на мышечные волокна увеличивается постепенно. Передвигаться за счет отталкиваний намного проще, чем подтягивать тело или поднимать и переставлять конечности. Развитие всех отделов позвоночника и разработка суставов пройдут без сложностей и неприятных для ребенка ощущений.
  • Ученые утверждают, что отработанное ползание назад тренирует вестибулярный аппарат. В будущем, по мере взросления, малыш не будет страдать от недостатка ловкости и не вырастет неуклюжим.

Есть правда в такой особенности и негативные моменты:

  1. Если через пару месяцев грудничок не начнет предпринимать попыток ползти нормально, стоит провести оценку его мышечной силы. Случается, что подобный способ передвижения оказывается результатом незначительного гипотонуса или гипертонуса мышц.
  2. Ползание в одну сторону не позволяет равноценно развиваться всем группам мышц. В этом случае нужно либо научить грудничка новому методу передвижения, либо обеспечить его достаточными физическими нагрузками.

Получается, что, если малыш в 6-7 месяцев ползает назад – это не проблема. Но в случае зацикленности ребенка на таком способе передвижения в течение 3-4 месяцев стоит задуматься о введении в его режим корректирующей гимнастики.

Чтобы привить своему малышу новый навык необходимо запастись терпением. Изначально стоит попробовать обойтись собственными силами, только при отсутствии нужного эффекта в течение нескольких недель стоит обращаться к педиатру или ортопеду.

  • Прежде всего, необходимо оценить качество поверхности, по которой передвигается ребенок. Если она скользкая и гладкая, стоит постелить половичок. В большинстве своем дети, чувствуя сложности, стараются приспособиться к новым условиям и начинают переставлять ножки и ручки так, как нужно. Главное, не отступать от своих планов и не «жалеть» малыша.
  • Если дело в гипертонусе или гипотонусе, необходимо посетить комплекс физиотерапевтических процедур, которые довольно быстро дадут нужный эффект.
  • В некоторых случаях помогают простые упражнения, направленные на разработку мышц, укрепление позвоночника и суставов. Это может быть плавание в ванной, занятия на фитболе или профильная гимнастика в комплексе с массажем.
  • Помимо всего перечисленного, необходимо позаботиться о достойном стимуле для грудничка. У него должна появиться цель, ради которой он будет ползти вперед. Это может быть игрушка, любимое лакомство, просто зовущая мама.
  • В некоторых случаях достаточно показать ребенку положительный пример. Если мама немного поползает, показывая, как это нужно делать правильно, возможно дополнительных упражнений и не потребуется.

В случаях, когда подобное положение вещей сильно напрягает кого-то из родителей, а описанные подходы не помогают, стоит обратиться к врачу. В противном случае взрослый человек начнет срываться на ничего не понимающего ребенка, что только усугубит существующую проблему или даже спровоцирует новые.

Источник: therebenok.ru

По окончанию этого месяца вы отпразднуете первый юбилей вашего малыша - полгодика. Ребеночек очень изменился за это время. Вы подружились, понимаете, друг друга, знаете его вкусы, что именно он хочет в этот момент, какое у него настроение.

На шестом месяце вес ребенка увеличивается в среднем на 600-650 г, то есть каждую неделю малыш набирает по 140 г.

Ребенок больше двигается, чем в прошлом месяце. Никто не может научить ребенка ползать на полу, пока он сам не поймет какие движении ручками и ножками нужно делать. В своем стремлении к ползанию, малыш руководствуется безусловным интересом: быстрее самому доползти к интересной игрушке, чем думать какими же звуками объяснить маме дать ему эту самую игрушку или предмет. Как правило, в этом месяце малыши начинают ползать. Самая любимая методика ползания у деток - это ползание «на животе».

Малышу, в возрасте шести месяцев, все еще сложно ползать классическим способом, с помощью вытянутых ручек и коленок. Но некоторые детки могут использовать и этот способ. В основном сначала, получается, ползти назад - «рачком». Но, есть уникальные детки, которые умеют ползать своим уникальным способом - «колобком». Они просто переворачиваются со спины на животик, потом с животика на спинку через другую сторону - и так через всю комнату. Это занятие для малыша становиться любимым видом спорта. Не мешайте! Может перед вами будущий гимнаст или гимнастка! Кроме того, это своего рода прекрасный массаж.

К концу шестого месяца большинство деток могут самостоятельно, полноценно сидеть. «Полноценно» - это когда ребенок сидит с ровной спинкой без прогибания туловища в сторону или вперед. Но, дорогие родители, не пробуйте выровнять спинку ребенка самостоятельно. Если она остается круглой, значит, время сидеть, пока еще не пришло. Не волнуйтесь, у всех деток по-разному. Одни малыши готовы садиться уже в 5,5 месяцев, другие ближе к 7 месяцам. Если в возрасте 7 месяцев спинка ребенка остается круглой и по-прежнему не может сидеть без поддержки, следует обратиться к врачу-педиатру. Причиной этого может быть снижение тонуса мышц спины, например, в связи с рахитом, или же с заболеванием нервной системы. Если с рождения ребенок отстает в психомоторном развитии, то навыки сидеть у него тоже появятся позже.

Очень часто в возрасте 6 месяцев у деток появляется желание «ходить». Конечно с вашей помощью. Счастливые родители с гордостью сообщают об этом достижении. Но, обратите внимание, как в коленках выгибаются ножки, стопочки тоже выворачиваются наружу и это есть не правильным в формировании будущих навыков ходьбы. Более того, иногда такая «ходьба» может задерживать или искажать появление нормальной, хорошей ходьбы. Дело в том, что мышцы гомилок, бедер и тазового пояса еще не полноценно развиты, для того чтобы обеспечить правильную технику ходьбы. В этом возрасте рекомендуются «прыжки» и «танцы», к которым малыш может проявить желание. Такие занятия не только улучшат настроение ребенка, но и будут тренировать все группы мышц, которые берут участие в ходьбе. Поэтому, обязательно включите эти упражнения в ежедневный комплекс гимнастики малыша.

Можно использовать «ходунки». Беря во внимание, что малыш может передвигаться, ползая или с помощью «ходунков», нужно следить за безопасностью. Это касается розеток, горячих нагревательных приборов, цветов на высоких подставках и т.д. Желательно выделить отдельную комнату для малыша, если такой возможности нет, сделайте в данной комнате временные преграды. Особое внимание следует обратить на ступеньки. Помните, что они очень привлекают внимание ребенка.

Поскольку, ребеночек уже может передвигаться в «ходунках», разместите на безопасный уровень все острые, дорогие, мелкие и стеклянные предметы. Спрячьте все лекарственные препараты! Очень жаль, что именно в этом возрасте детский интерес приводит к тяжелым химическим ожогам и медикаментозным отравлениям.

В этом возрасте ребенок интуитивно или поверхностно начинает понимать разные эмоции. Помните, что высокие тона ваших реплик и ссоры между взрослыми, не только настораживают, пугают, но и раздражают вашего малыша. Ребенок получает общее впечатление об эмоциональности общения родных через выражение их лиц, громкости разговора, интонации.

Именно сейчас малыш самым лучшим образом проявляет всю гумму своего настроения. Вы редко когда сможете объяснить, почему ваша доченька или сыночек, только что улыбалась, а теперь стала очень серьезной. Дело в том, что малыш научился переключаться с одного предмета на другой, при этом каждое новое впечатление проявляется новой эмоцией. Диапазон новых навыков расширяется с каждой неделей. И, теперь вы уверенно можете рассказывать своим подругам, у которых есть малыши такого же возраста как у вас, какой умный ваш ребенок и сколько всего нового он умеет делать.

В шестимесячном возрасте малыш начинает формировать свой пассивный словарик. Все предметы, которые вы называете, он запоминает и, со временем, при назывании их в слух, малыш будет смотреть именно на эти вещи.

Ребеночек и дальше продолжает изучать ваше лицо. Его маленькие пальчики прикасаются к вашим глазам, носу, рту… Малыш начинает понимать, что он и вы - это два разных человека: если себя дергать за волосы, то становится больно, а если маму, даже если сильно, почему-то не болит!

С 6-месячным малышом нужно как можно больше разговаривать - во время кормления, купания, одевания, чтобы малыш чувствовал ваше внимание и заботу. Укладывая ребенка спать, пойте ему колыбельные песни. Предлагайте малышу слушать разнообразные музыкальные произведения - тихую спокойную музыку. Называйте ребенка по имени и при этом отходите от него на разные расстояния.

Не все дети к 6 месяцам начинают сидеть, и в этом нет ничего страшного - каждый ребенок развивается индивидуально. Не обкладывайте вашего малыша подушками, потому что этими действиями вы не поможете ему быстрее присесть, а наоборот ограничите его двигательную активность, а пассивное положение ребенка без движений будет негативно отражаться на его развитии.

Большинство родителей пытаются подытожить этот период и сделать выводы, о том, что ребенок должен быстрее «пойти», потому что начал сидеть чуть ли не в 5 месяцев, хорошо прыгает, ползает и т.д. Не стоит! «Раньше» или «позже», об этом вам не скажет ни одна книжка. Все зависит только от вас!

Самым любимым занятием карапуза есть игра, обязательно с вашим участием. Он постоянно стремиться к общению: движениями, звуками, взглядом. Если вы от него отвернетесь или будете уделять внимание экрану телевизора, он очень расстроиться.

В возрасте 6 месяцев, вы должны посетить детскую поликлинику для проведения вашему малышу 3-й профилактической прививки. Вы можете задать вопросы врачу по поводу массы ребенка, роста, соответствия навыков малыша его возрасту, необходимости осмотра его другими специалистами.

После того как врач оценит состояние здоровья ребенка, можно обговорить дату проведения третей иммунизации вакциной АКДС и против полиомиелита.

Именно на шестом месяце у большинства малышей начинают прорезаться первые зубки. Помните, что точного времени появления первого зубчика нет. У всех деток по-разному. Для кого-то этот процесс начинается в 4 месяца, у других - в 9-10 месяцев. Этот срок зависит от наследственной склонности ребенка. Спросите у родителей, когда у вас появился первый зубчик, у мужа, у родственников.

Напомним, что сроки появления зубов не влияют на их последовательность. У большинства детей их порядок остается одинаковым. Первыми появляются 2 нижних средних резца, следующими - 4 верхних резца, а потом 2 нижних боковых резца. Первые 8 передних зубов. Прорезание зубчиков длительный процесс и детский организм за долго до появления зубов (за 3-4 месяца) начинает реагировать на изменения. Поэтому, наберитесь терпения на 2-2,5 года. За это время у малыша должно появиться целых 20 зубов.

Общие признаки прорезания зубчиков, характерные для многих детей:

  • повышенная температура тела (до 37-38 грудусов по Цельсию);
  • увеличение выделения слюны;
  • отказ от еды;
  • жидкий стул;
  • сосание нижней губки.

На сегодняшний день есть много способов, с помощью которых вы можете облегчить появление зубов. Вот некоторые из них:

  • специальные резиновые игрушки - «грызунчики», которые наполняются холодной водой из холодильника, но не с морозильной камеры. Холод снимет раздражение и устранит боль на деснах;
  • в аптеке можно приобрести препараты, в которые содержат вещества местной анестезии. Использование таких препаратов уменьшает чувствительность десны в том месте, где прорезывается зубчик.
  • ребенок набирает в весе 600 - 650 гр. за месяц, или по 140 г каждую неделю;
  • в среднем за весь период (с 1-го по 6-й месяц) ребенок вырастает на 15–16 см.
  • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
  • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
  • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
  • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
  • кроха может держать в руках чашку;
  • свободно оборачивает головку во все стороны;
  • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
  • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.
  • ребенок не только смотрит на два разных предмета - он может их сравнивать;
  • у ребенка есть разные эмоции, может быстро менять настроение;
  • любит наблюдать за предметом, который двигается (машина, мячик, человек);
  • увеличивается количество звуков, «удачных» по произношению, а также объединение их в слоги.
  • малыш смеется и «хихикает», если ему, что-то нравиться;
  • эмоционально проявляет удовлетворение или неудовлетворение чем-либо;
  • улыбается, когда видит свое отображение в зеркале;
  • беспокоится, если рядом находиться чужой, незнакомый человек;
  • ребенок оборачивается на голос, когда слышит свое имя;
  • перестает плакать, прислушивается или подпевает, когда слышит музыку.

Режим дня ребенка в этом месяце остается таким как в предыдущем месяце: сон-кормление-активный период-сон и т.д. Днем малыш спит 3-4 раза по 1,5-2 часа, при этом дневной сон обязательно должен быть на свежем воздухе. Ночной сон длится около 10,5-11 часов.

Ребенок к шести месяцам больше бодрствует - около двух часов после дневных кормлений, и час - после последнего. С каждым днем он становится все активнее. В это время с ним нужно играть, гулять на улице, делать массаж и гимнастику.

Ваш малыш начинает обращать больше внимания на игрушки и конечно же хочет чтобы вы общались с ним - это для него очень важно. Пробуйте оставлять малыша одного в окружении игрушек на некоторое время.

Во время, когда малыш не спит, занимайтесь с ним массажем, гимнастикой, учите ползать, переворачиваться, дотягиваться до игрушки и просто играйте, чередуя разные игрушки по цвету, форме, звучанию.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-20 °С. Систематично проветривайте комнату, с использованием сквозного проветривания. Летом держите форточку постоянно открытой можно прикрывать ее только на ночь.

Гуляйте с ребенком на улице два раза в день при температуре воздуха от +30 °С до -12 °С. Летом по 2,5-3 часа и зимой - по 2 часа в день. Не оставляйте малыша на улице без присмотра.

Купать ребенка все еще необходимо каждый день. Температура воды 35- 35,5 °С, длительность ванны 8-9 минут. После купания ребенка нужно облить водой, температура которой 34- 35 °С. Кроме гигиенических ванн, каждое утро умывайте лицо малыша и чистите носик и ушки.

Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

Продолжайте заниматься гимнастикой и массажем. В комплекс массажа и гимнастики входят такие упражнения как движения руками с обниманием тела, сгибание и разгибание ног вместе, поворот со спины на живот за правую руку, массаж спины, «ширяние» в положении на животе, массаж живота, сгибание и разгибание рук попеременно, поворот со спины на живот за левую руку, упражнения, стимулирующие к ползанью. Этот комплекс следует проводить каждый день на протяжении 10 минут, с повторением каждого упражнения по 5 -7 раз.

С введеним прикорма в дневной рацион ребенка часы кормлений распределяются следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. - пятиразовое питание с периодами в четыре часа, интервал между ночными кормлениями - 8 часов.

В этом возрасте нужно продолжать кормление грудью или молочной высокоадаптированной смесью. Ассортимент фруктовых соков и фруктовых пюре увеличивается. Возьмите себе за правило - не совмещать разные соки и пюре в один день. Сегодня даете яблочный сок, завтра - банановое пюре, послезавтра - сливовый сок и т.д. Это делается, для того чтобы, во-первых: избежать дополнительной нагрузки на желудочек малыша и, во-вторых: определить реакцию организма на новый продукт.

На шестом месяце одно кормление полностью заменяется прикормом - овощным пюре или кашей (в соответствии с рекомендациями вашего педиатра о введении прикорма при грудном вскармливании). В этом месяце в питание ребенка нужно ввести яичный желток (куриный). Для этого варят вкрутую яйцо (не менее 15 минут), достают желток и растирают его с материнским молоком или со смесью, дают ребенку перед кормлением. Рекомендуется добавлять желток в овощное пюре, для того чтобы блюдо прикорма (овощное пюре) стало более рациональным, а витамины, которые находятся в желтке, лучше усваивались. В рацион малыша яичный куриный желток вводят в количестве 1/4 желтка и постепенно доводят порцию до 1/2 желтка. Желток не вводят в рацион детей с аллергичными заболеваниями.

Новый продукт или блюдо нужно давать маленькому ребенку небольшими порциями, чтобы у малыша была возможность распробовать еду, которую вы ему приготовили, и привыкнуть к ее вкусу. Особенно если до этого он знал только вкус маминого молочка!

Примерная схема вскармливания ребенка на 6 месяце жизни предоставлена в таблице.

Источник: ladushki.info

Любая мама пристально следит за особенностями развития своей крохи. С рождения ребенка и до момента, когда он начинает уверенно ходить, карапуз проходит через несколько этапов: он учится переворачиваться, держать головку, садиться, ползать, вставать.

Причем эта “эволюция” может происходить как поэтапно, так и рывками, когда маленький человечек “перепрыгивает” некоторые ступени.

Случается, что некоторые особенности развития непоседы беспокоят маму. Например, ребенок ползает назад, а не вперед. Стоит ли бить тревогу? Нормально ли это? Возможно ли как-то помочь крохе, научить его ползать правильно?

На самом деле ничего страшного в этом нет. Если ваше чадо ползает - это уже хорошо. Сегодня многие детки минуют эту ступень, начиная сразу неуверенно ходить.

Некоторые мамочки гордятся таким “достижением”, дескать, мой ребенок развивается с опережением сверстников. Отклонением от нормы такой рывок не считается, но, тем не менее, педиатры считают, что вначале малыш все-таки должен научиться передвигаться с помощью ручек и ножек, а уже потом осваивать ходьбу.

Из этой статьи вы узнаете

Человек - создание прямоходящее, а ведь ходить прямо на двух конечностях не так уж и легко. Для этого у маленького человечка должна быть развита мускулатура.

И именно этап ползания позволяет ему укрепить свой организм и подготовить его к дальнейшим свершениям в виде первых шагов. Ползая, малыш укрепляет мышцы ручек, плечей, запястий. Его костно-мышечная система приходит в тонус и готовится выдерживать нагрузки. Дополнительный бонус: развитие тонкой моторики.

Ползая, маленький исследователь растягивает связки запястий и кистей. В будущем это поможет ему легче управляться с ложкой, быстрее освоить навыки письма и рисования.

Поэтому педиатры советуют не ограничивать ребенка в ползании. Это его естественная тяга к познанию нового мира и пониманию своего тела. Очень многие родители стремятся оградить своего отпрыска от опасностей нашего мира.

Передвигаясь на четвереньках, кроха может удариться о предметы мебели или стянуть что-нибудь, не предназначенное для детских шаловливых ручек. Конечно, проще поместить непоседу в ходунки.

Там ему безопасно, да и ходить научится быстрее. На самом деле, таким образом вы лишаете ребенка важного этапа его развития. Ползать - это полезно и интересно, пусть даже от родителей этот процесс потребует более пристального внимания за своим чадом.

В соответствии с российскими медицинскими нормами, ребенок должен начинать пытаться ползти в 6-7 месяцев. Полноценным передвижением это не назовешь, кроха совершает первые неуверенные движения.

Но этому этапу предшествует переворачивание на животик и оттачивание способности держать головку. Естественно, что чем раньше малыш сам научиться держать головку, тем быстрее ему захочется научиться передвигаться.

Процесс можно условно разделить на несколько стадий:

  • Ползание на животе. Кроха напоминает маленького червячка, он очень старается переместить свое тельце вперед, но еще не знает, как это сделать. Ножками он еще пользоваться не умеет, передвижение происходит только за счет рук, поэтому вся нагрузка приходится на мышцы ручек.
  • Промежуточный этап: малыш понимает, что ноги тоже можно задействовать. Ребенок опирается на ладошки и коленки, он учится подтягивать ножки. Именно в это время некоторые карапузы начинают вести себя нетипично: ползти задом наперед, с подволакиванием ножек и т.д.
  • Стадия уверенного передвижения: кроха резво ползает, все его движения отличаются четкостью и слаженностью.

Почему же ребенок предпочитает ползти назад? Причин может быть несколько. Во-первых, для малыша нет понятия “нормальности”. Он считает, что все делает правильно. И вам стоит перенять его уверенность: развитие вашего чада идет своим чередом, и оно необязательно должно происходить так же, как у других деток.

Во-вторых, передвигаться задом наперед для некоторых малышей проще, так как их мускулатура еще слабенькая. В этом случае вы можете помочь своему непоседе укрепить мышцы для “правильного” передвижения и показать ему, что ползать вперед не менее интересно.

Но даже если ничего не предпринимать, со временем ребенок сам научиться ползать в правильном направлении.

Укрепить мускулатуру ручек помогут простые упражнения. Возьмите малыша на сгиб локтя, другой рукой придерживайте спинку. Опустите кроху над твердой поверхностью (например, столом). Ребенок инстинктивно начнет искать опору под ладошками, перебирая ручками.

Укрепить ручки маленький непоседа сможет и без непосредственной помощи мамы. Выложите малыша на животик. Желательно, чтобы вокруг было достаточно места.

Перед ребенком положите яркую игрушку. Ваша задача - так рассчитать расстояние, чтобы ребенку для того, чтобы взять игрушку, пришлось опереться на одну ручку и тянуться к “приманке” другой.

Если у вас дома имеется фитбол, его тоже можно задействовать. Положите ваше чадо спинкой на мяч. Легонько покачивайте мячик вперед-назад, придерживая кроху. Это упражнение укрепит спинные мышцы карапуза.

Вы можете показать своему непоседе, как надо правильно ползать. Подложите под животик ребенка упругий валик так, чтобы малыш мог опираться на ладошки. Ножки согните в коленках. Постепенно двигайте валик вперед, и кроха будет вынужден передвигать ножки.

Обязательно позволяйте маленькому исследователю самостоятельно ползать. Отправляя дитя в “свободное плавание”, застелите одеяльцем или пледом пол (проследите, чтобы одеяло не комкалось при его передвижениях).

Заинтересуйте свое чадо любимой игрушкой, яркой погремушкой или любым другим предметом, к которому ребенок проявляет интерес. Естественная тяга к познанию будет той силой, которая заставит его двигаться вперед.

Используя все эти маленькие хитрости, вы быстро покажете своему ребенку, что ползать вперед гораздо интереснее и занимательнее. Но соблюдайте меру: не стоит раскладывать перед малышом весь арсенал игрушек, в этом случае он будет оставаться на месте, созерцая все это многообразие.

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков