Проблематика социальной дискриминации женщин. Отождествление понятий «насилие» и «дискриминация

Тот, кто говорит, что современное общество покончило с дискриминацией, сильно ошибается. Дискриминация никуда не исчезла. В развивающихся странах Азии, Африки и Южной Америки она буднична, доступна для понимания. Однако – в остальных странах она тоже есть, просто принимает более уродливые формы, те, которые сложно разглядеть и понять…

На планете Земля живут уже более 7 миллиардов людей. Все они различны по цвету кожи, национальности, вероисповеданию… Можно сказать, что на всей Земле не найти двух абсолютно идентичных людей. Колониальное прошлое многих стран породило дискриминацию, состояние, которое подразумевает существование высшей, привилегированной касты и всех остальных, которые имеют право на существование в определённых пределах и определённое время.

Однако – ничто так более не делило людей, как гендерные признаки. Мужчины и женщины, созданные, чтобы быть единым целым, были разделены по разным полюсам.

Женская дискриминация – это одно их самых уродливых явлений общества. Она может быть скрытой и явной. И если явная дискриминация в большинстве своём присуща странам так называемого «третьего мира», то скрытая – это большая проблема самых феминизированных западных государств.

Если вы когда-нибудь были в развивающихся странах Африки или Азии, причём не с туристической поездкой, а жили или работали, то женская дискриминация не могла не броситься вам в глаза. Причём это бывает во всех странах, независимо от религиозной принадлежности.

Как правило – эти женщины не работают, или работают на тех местах, на которые не стремятся попасть мужчины (в основном – тяжёлый и грязный ручной труд). Если же кому-то из женщин посчастливится получить образование и её родственники разрешат ей работать, то у неё непременно возникнут проблемы с трудоустройством (женщина для работодателя – нежелательный элемент) и с оплатой (нормальным считается, что женщина получает оплату на 30 % ниже, чем мужчина на этой же должности).

Если заглянуть в классы школы, колледжа и тем более университета, то в них явно преобладает мужская часть общества. Частное образование оплачивать родители всегда предпочтут для сына, в государственные школы девочек тоже часто не пускают, поскольку они «должны сидеть дома и учиться вести домашнее хозяйство». Семьи в большинстве случаев большие и малышей нянчат старшие сёстры.

Отношение к новорождённым девочкам тоже чаще всего негативное, считается, что они, получая приданое, уносят из дома деньги (тогда как сыновья женятся и получают приданое жены – а стало быть, приносят деньги в дом). Нередки случаи, когда новорождённых девочек просто убивают (активно или пассивно). В последнее время участились случаи гендерных абортов, когда женщина, предположив (умственно или основываясь на данные ультразвукового исследования), что ждёт девочку, совершает аборт (чаще всего в домашних условиях). Нередко при этом погибает не только ребёнок, но и мать (от кровотечения или сепсиса).

Ещё более интересны случаи изменения пола новорождённого ребенка, проводимые в хороших больницах за очень высокую оплату. Из этого можно заключить, что уровень образования и счёт в банке никак не влияют на дискриминацию женщин в семье.

В развивающихся странах более 90 % женщин страдают железодефицитной анемией. В практике врача-акушера препараты железа занимают первое место по количеству назначений. Но и в этом случае женщина будет принимать их только, если её муж согласится их выкупить. Количество отказов от лечения переваливает за 50 %. Причём, если мужчина сам оказывается в ситуации пациента, то себе он может позволить и дорогих врачей, и дорогие лекарства.

Столь широкое распространение железодефицитной анемии в первую очередь связано с качеством и количеством питания. Женщины развивающихся стран практически не употребляют в пищу мяса (основного источника железа), и это связано не с особенностями кухни, а с особенностями питания.

Традиционно в семьях сначала кормят мужчин (очень часто ещё и пришедших к ним гостей). Женщинам же достается то, что осталось от мужской трапезы, причем очень часто от мяса не остаётся ничего. Белковая недостаточность, нехватка витаминов и микроэлементов – это реальная картина «уровня здоровья» женщин «стран третьего мира».

В любых военных конфликтах тоже в первую очередь страдает женщина. Она может остаться без детей, родственников, мужа. Она подвергается насилию с противоборствующей стороны. Число изнасилований (чаще групповых), убийств и самоубийств женщин коррелирует только с числом абортов и внебрачных детей после окончания конфликта. Число заражённых вирусными гепатитами и ВИЧ растёт в геометрической прогрессии.

Я опять оговорюсь – подобные варианты женской дискриминации присущи равнозначно странам «третьего мира» с абсолютно любыми исповедываемыми религиями. Хотя это довольно странно для так называемых «исламских стран» или просто мусульман. Поскольку роль женщины очень высоко поднята Исламом, очищена от предрассудков и возведена на пьедестал. Вероятно, подобное связано с уделением большего внимания традициям и обычаям, идущим из глубины веков, чем законам Ислама.

Однако поговорим о развитых странах. Здесь женщина тоже дискриминирована, хотя это и не так явно и не особенно бросается в глаза.

Работодатель явно предпочтёт нанять на работу мужчину, чем женщину. Это связано напрямую с тем, что женщина рано или поздно будет нуждаться в дополнительном отпуске в связи с беременностью, родами и воспитанием детей. Не редкость, когда в контракте при приёме на работу прописывается (или просто устно рекомендуется) «не заводить детей» определённое время. Соответственно женщина не имеет возможности создать полноценную семью тогда, когда она готова к этому физически и морально.

Работа женщин-сотрудниц даже в самых феминизированных странах оплачивается по нижнему тарифу, и в итоге, как правило, бывает ниже, чем у мужчин-сотрудников на подобной должности. Нередко – трудоустройство женщины возможно только при оказании «специфических личных услуг» работодателю.

Гламурная мода, диктующая женщинам мира стандарты красоты, становится причиной анорексии, булимии, белковой недостаточности уже для женщин цивилизованного мира. Можно, конечно, сказать, что параметры красоты не обязательны, и никто никого не заставляет следовать им. Однако на многие профессии берут женщин только с определёнными параметрами красоты.

Распущенность и вседозволенность, внебрачные и добрачные связи выливаются в проблемы матерей-одиночек, абортов, бурное развитие контрацептивной фармацевтики, эпидемии вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции. Чаще всего к подобным связям также принуждаются (явно или скрыто) женщины.

Конечно, данная статья – это очень короткое изложение проблемы. На самом деле – понятие женской дискриминации намного более широкое. Но есть общие тенденции. В любой точке мира женщина подвергается дискриминации, от места проживания только зависит: каковы будут её причины, а последствия – они одинаковы. И это страшно.

В своё время Ислам остановил дискриминацию женщин, однако, сейчас даже под маской этой миролюбивой религии вершатся страшные дела. В деле возрождения религии необходимо помнить, что невежество и слепое следование традициям только способствует росту угнетения женщин. Истинные законы Ислама не допускают даже мысли о дискриминации и об этом нужно знать и помнить не только женщинам, но и тем, от кого она зависит – мужчинам!

В Госдуме решили переработать законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации», внесенный спикером палаты Вячеславом Володиным еще в 2003 году. В документе могут появиться нормы о карьерном преимуществе женщин, обязательном декретном отпуске для мужчин, а также квотирование мест для женщин в руководстве госорганов и запрет указывать в резюме возраст и пол. Соответствующие поправки разрабатывают депутаты Оксана Пушкина и Ирина Роднина (обе - «Единая Россия»). Авторы также предлагают тестировать художественные произведения на «гендерную предвзятость», ввести административную ответственность за публичные оскорбления женщин и уголовную - за сексуальное домогательство на работе. Эксперты полагают, что документ поможет защитить права женщин, однако напоминают, что наказание за нарушения КоАП и УК РФ не зависит от пола.

Законопроект был внесен в Госдуму в 2003 году нынешним спикером Вячеславом Володиным (тогда - депутат-одномандатник от Саратовской области) в соавторстве с Екатериной Лаховой (сейчас сенатор от Брянской области). Тогда же Госдума приняла документ в первом чтении, однако затем он получил отрицательный отзыв правительства.

В 2017 году законопроект попал под расчистку «законодательных завалов», инициированную спикером. В июле источник «Известий» в руководстве ГД рассказал, что глава профильного комитета по делам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева (КПРФ) предлагала Вячеславу Володину отозвать проект, однако в итоге было принято решение доработать документ. Для этого уже привлекли группу экспертов - юристов, экономистов, социологов и политологов. Поправки к документу собирают депутаты Оксана Пушкина и Ирина Роднина.

Оксана Пушкина заявила «Известиям», что законопроект «крайне актуален», однако ряд его положений требует доработки.

Несмотря на достигнутый прогресс в образовании женщин и охране материнства, работающие женщины в России недостаточно защищены. Разница в зарплатах, дискриминации при найме женщин, сексуальные домогательства - всё это до сих пор существует. Особенно проблема дискриминации заметна в таких «мужских» областях, как промышленность, наука или политика. Необходимо комплексное решение, - пояснила депутат.

Авторы законопроекта предлагают «перегнуть палку» в обратную сторону - ввести так называемые меры «позитивного действия», которые призваны выравнять гендерный дисбаланс в самых проблемных областях. Так, по данным Росстата, женщины в России в среднем получают почти на треть меньше, чем мужчины, работающие на тех же должностях, а премии получают в два раза реже. Кроме того, женщины гораздо реже становятся руководителями - особенно высшего звена.

Для компенсации дисбаланса предлагается в равных условиях (квалификация и стаж) при продвижении по карьерной лестнице отдавать предпочтение женщинам, а увольнять первыми - мужчин. Также предлагается продумать квоты для женщин на высшие руководящие должности в госорганах, органах местного самоуправления и в советах директоров госкорпораций. Компании, добровольно реализующие политику гендерного равноправия, будут поощрять налоговыми льготами и первоочередным доступом к госзаказу.

Для приема на работу предлагается ввести принцип «слепого найма» - запрет указывать в резюме возраст и пол и прилагать фото, чтобы работодатель мог избежать даже неосознанной дискриминации. «Защиту функции материнства» в законе предлагается заменить на «защиту функции родительства», чтобы нормы равно касались всех, кто воспитывает детей. Так, в Трудовой кодекс РФ хотят внести положения об обязательном периоде отпуска по уходу за ребенком для мужчин.

Авторы также хотят запретить использование учебников и программ, пропагандирующих гендерную и иные формы дискриминации. Для этого можно использовать тест Бекдел (проверка художественного произведения на гендерную предвзятость). Такое тестирование предлагается проводить и для художественных проектов - кинофильмов, театральных постановок и т.д. - в качестве одного из критериев конкурсного отбора для господдержки.

Авторы поправок отмечают, что санкции за дискриминацию необходимо ужесточать. Действующая ст. 5.62 КоАП РФ предусматривает штраф для граждан от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, для юрлиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, а ст. 136 УК РФ - до пяти лет лишения свободы. Кроме того, считают авторы поправок, за дискриминацию на работе нужно увольнять, а пострадавшему выплачивать не только компенсацию морального ущерба, но и компенсацию упущенной выгоды. За сексуальное домогательство на рабочем месте наказывать лишением свободы на срок до одного года. Также, по мнению депутатов, необходимо установить административную ответственность за публичные оскорбления женщин, в том числе с использованием служебного положения.

Адвокат Всеволод Сазонов отметил, что нормы закона должны быть одинаковыми для всех. Например, сейчас за публичные высказывания, унижающие человека, можно наказывать по статьям об оскорблении и клевете, которые никак не связаны с половой принадлежностью человека.

Судить по признаку - мужчина или женщина - невозможно, потому что в этом случае речь идет не о гендерном равенстве, а наоборот - о неравенстве. Преступление не может быть более преступным в отношении женщин, чем мужчин, - заявил адвокат «Известиям».

Принятие закона необходимо ввиду обязательств, взятых на себя РФ при ратификации конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, рассказала «Известиям» доцент департамента политической науки факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики» Варвара Васильева. Кроме того, законопроект важен для обеспечения защиты женщин не только в сфере материнства, но и в экономической, и в общественной жизни.

Дискриминация женщин, это как Снежный Человек - все слышали, но никто не видел, во всяком случае, до сего дня не было предъявлено ни одного неопровержимого доказательства. Я тоже не остался в стороне от столь увлекательного процесса, но быстро понял, что невооруженным глазом искать нечто, сродни разве что высадки инопланетян на нашу грешную землю, занятие совершенно бесперспективное. Поэтому я обзавелся лупой, стал похож на филателиста, да только зря потратил время. Следующим шагом я купил лабораторный микроскоп. Вооруженный столь мощной профессиональной техникой, я решительно отправился на штурм микромиров в поисках загадочной женской дискриминации. Признаюсь честно, бактерии видел - женской дискриминации нет. Сегодня у меня уже есть электронный микроскоп. Увеличение в миллион раз! Ищу. Пока ничего не нашел, но не теряю надежды! А что впереди? Атомный микроскоп? Боюсь, МАГАТЭ мне не разрешит. Я близок к отчаянию!

То ли дело дискриминация мужчин! Лежит на поверхности и в любом количестве. Почему бы нам не воспользоваться ею? Увы, но политическая целесообразность не позволяет пользоваться мужской дискриминацией в качестве орудия социальной политики. Разрешена только женская. Разрешена-то разрешена, но где ее взять - вот в чем вопрос! Многие решают эту проблему лишь с присущей только им изворотливостью, выдавая за дискриминацию женщин что угодно. Я, честно говоря, не знаю, что у них за желудки, но питаться искусственной пищей, точнее говоря, совсем виртуальной не могу, хоть тресни! Однако все это была лишь лирика, самое время приступить к прозе жизни.

А вот и "проза", собственно. Ну что вы хотели при такой скрытности женской дискриминации, чтобы ее вам взяли и принесли на блюдечке? Но кто это сделает? Если даже сами адепты этой идеи не могут ничего толком отыскать. Так сначала они решили, что все дело в верхней одежде и призвали женщин переодеться в мужские платья. Женщины переоделись и что? Дискриминация появилась или она исчезла - этого ведь так никто и не понял. Тогда умники решили, что дело в нижнем белье и принялись жечь лифчики - вот мол, оно орудие женского угнетения, найдено наконец. И вот, бюстгалтеры сожгли, а счастья снова не видать. Значит, опять что-то не то сделали. Следующей светлой мыслью в сторону поиска неуловимой женской дискриминации стала идея: а почему это теткам не разрешается дефилировать с голыми сиськами, в то время, когда мужчины имеют право не прикрывать свой торс - ну разве это не безобразие?!! Ну поснимали дамы ненавистные лифчики и стали ходить топлесс - и что, что кроме возросшего рака груди они заработали? Тогда решили, что все дело в домашних делах. Мол, женская дискриминация заключается в том, что женщина дома готовит, убирается, ухаживает за детьми. Постойте-ка, постойте! То есть то, что женщина готовит для себя и наводит порядок для себя и воспитывает собственных детей - это ее дискриминация, ее угнетение? М-да, куда катится мир! Я то всегда наивно полагал, что если я что-то делаю для себя, то я делаю то, что нужно именно мне, и, в первую очередь, то, что мне доставляет удовольствие. А оказывается, я тем самым самого себя угнетаю. Нет, не угнетаю? А впрочем, мне тут подсказывают, что не угнетаю, поскольку я мужчина, а вот если бы я был женщиной, то несомненно бы самоугнетался, а так пол пока не тот, не соответствует генеральной линии, так сказать.

Впрочем, судя по всему и здесь не все так пошло, как хотелось бы, видать не все гражданочки хотят раз и навсегда распрощаться с самоугнетением, поэтому ныне на кону новая фишка: платить самоугнетальшицам. Даже тем, кто не считает, что само или еще как там угнетаются, вручать зарплату за самоугнетение насильно. Чем не доказательство дискриминации?! На самом деле идея интересная. Я вот, например, люблю клеить бумажные самолетики, было бы классно получать за это еще и зарплату. Что? Опять полом не вышел? Ну что ты будешь делать!

А не так давно искатели обнаружили дискриминацию в туалете. Подозреваю, что много размышляли над проблемой в этом весьма достойном учреждении, и вот появилась мысль, почему бы и нет? Мысль гениальная до безобразия, достойная немедленной номинации на Нобелевскую премию - никак не меньше! Суть ее в том, что в общих туалетах при справлении малой нужды, хм... мужчины, как правило, поднимают стульчак на унитазе, а женщинам он нужен опущенный. Так разве мужчина, который поднял стульчак, но забыл его опустить, не дискриминирует тем самым женщину? Еще бы не дискриминирует! Должен же он наконец ее хоть в чем-то дискриминировать! Конечно, ведь для женщины такой невыносимый труд опустить стульчак, у меня прямо слезы наворачиваются.

Видимо поэтому среди женщин распространился новый вид их дискриминации, по мнению все тех же феминопоисковиков. Речь идет о голодании. Насмотревшись на изможденных фотомоделей, феминистки закричали: женщины изводят себя голоданием, чтобы понравиться этим подлым самцам - вот где она дискриминация. Или это для того, чтобы реже ходить в туалет и опускать злосчастный стульчак? Но как бы там ни было, глаза загорелись, пальцы сжались в кулаки - и на борьбу со злом. Еще какое зло - сто тысяч женщин умирают, чтобы привлекать этих мужланов. Потом выяснилось, что все-таки только сто, и женщины просто следуют стереотипам, которые им навязывает мода, что реальным мужчинам ходячие скелеты не нужны, но что не сделаешь ради святого дела!

Ну и, конечно, иногда поиски пресловутой женской дискриминации заводят в такие темные уголки, что мороз по коже, брррр! Я имею ввиду, что, отчаясь найти эту дискриминацию, но, желая придать ей соответствующие вес и зловещность, приплетают к ней вещи омерзительные, но к дискриминации прямого отношения не имеющие, например, сексуальные преступления. Ну является ли изнасилованная женщина еще и дискриминированной? Вот если бы ей по признаку пола было бы отказано в защите, тогда да, но ведь это не так - уголовный закон работает, суды выносят приговоры, нет никакой дискриминации. Другое дело ложно обвиненные мужчины, которые не могут рассчитывать на достойную защиту и компенсацию понесенного ущерба. Вот это настоящая дискриминация! Но как мы уже выяснили выше, дискриминация мужчин не является на настоящий момент политкорректной, поэтому мужчины и не могут рассчитывать на защиту своих прав.

Да ладно, что я тут распинаюсь, они тоже прекрасно понимают все это, и не найдя ничего у себя дома, переключились на поиски женской дискриминации в иных краях и весях. Я имею ввиду Азию и Африку. И это не случайно, поскольку континенты эти мало изучены, жизнь их народов скрыта под пеленой таинственности, а поэтому сочинять про нее можно что угодно. Они пишут книги, снимают фильмы, устраивают акции против неких "ужасов", которые, по их мнению, происходят с женщинами в тех местах, а мы, хлопая ушами, слушаем эти сочинения и часто им верим, потому что сами ничего не знаем, но поскольку те края нам кажутся мрачными и дикими, то мы скорее готовы поверить, что все рассказанное, правда. Один только вопрос: откуда об этом знают рассказчики - разве они не такие же дети нашей белой европейской культуры, как и мы с вами? Что они могут знать, о законах царящих на иных континентах? Если сказать правду - то ничего.

Иногда, честно говоря, мне становится жалко этих поборников теории дискриминации женщин: все-то им приходится что-то придумывать, изворачиваться, где-то постоянно что-то выискивать, и врать, врать, врать - бесконечно врать себе и окружающим, поскольку больше им ничего не остается, и часто мне кажется, что утопая в подобном количестве вранья, как в навозной куче, они уже сами начали верить в собственную ложь, следуя известной формуле: свое говно не пахнет. Нет, господа, пахнет! Ваше говно воняет так, что и за тысячи миль от вас приходиться затыкать нос. И честно говоря, мы уже устали так жить, мы задыхаемся! Прекратите наконец вонять! Хотя, похоже, это глас вопиющего в пустыне.

Но мне могут, конечно, возразить, вот смотри, у женщин здесь проблемы, здесь... Боже ты мой! Ну покажите мне такую группу людей, у которых бы не было проблем. Проблемы есть у рыжих и брюнетов, у коротких и высоких, у толстых и худых. Проблемы есть у всех! Но извините, выдавать банальные проблемы за дискриминацию, за то, что вас якобы кто-то угнетает - ни что иное как мошенничество! У дискриминации есть вполне четкие определения, которые заключаются в ограничение чьих-то прав ради выгоды и привилегий других. Дискриминация одной группы людей не может существовать без привилегий другой группы людей, которые приобретаются за счет ограничения прав первой группы. Конкретный пример. Женщины в Прибалтике как-то заявили, что их дискриминируют, заставляя проходить обследование у гинеколога при получении водительских прав, в то время как мужчин проходить аналогичного врача не заставляют. Типичный пример жульничества! Этот случай не является дискриминацией женщин, поскольку мужчины от прохождения женщинами обследования у гинеколога не получают никакой выгоды, напротив, они теряют, так как об их здоровье заботятся меньше. И таких примеров можно привести вагон и маленькую тележку.

И чтобы уж было совсем понятно, как выглядит дискриминация на деле, когда одна группа людей получает выгоду от ущемления прав другой группы, я приведу несколько вполне конкретных примеров.

Итак, пример первый.

Если кто не знает, Конституция России, как основной закон России устанавливает равные обязанности и права для всех граждан страны, не зависимо от национальности, вероисповедания и пола . Звучит красиво. А как на деле? На деле мы имеем хорошо всем известный призыв в армию только лиц мужского пола, которые в мирное время будут длительное время находиться в изоляции на правах рабов, а в военное - посланы на смерть. На женщин таких обязательств или такой повинности не налагают, и в военное время женщина имеет право искать защиту, а не отправляться принудительно туда, где ее могут запросто убить. Это факт чистой дискриминации, но уже мужчин. Дискриминации, за счет которой женщины имеют прямую выгоду. Выгода заключается в том, что призыв в армию только мужчин, позволяет за счет этого женщинам пользоваться всеми правами и свободами в мирное время, свободно распоряжаться своей жизнью, своим временем, свободно перемещаться по стране и миру, не опасаться, что ее схватит наряд милиции и отправит в военкомат, и наконец за счет попрания основных прав мужчин и превращения тех на время в рабов пользоваться защитой от внешней агрессии (например радикальных террористов), которую мужчины ценой своей свободы, здоровья а в военное время и жизни женщинам предоставляют. В военное время за счет гибели мужчин женщины имеют привилегию сохранения собственных жизней. И замечу также, женщины ничем не обязаны мужчинам это компенсировать.

Пример второй.

По законам женщины имеют неограниченные права решать вопросы своего материнства. То есть женщины сами просто по своему желанию могут решать становиться им матерьми или нет, а если становиться, то когда именно и от какого именно отца родить ребенка. У мужчин таких прав нет. Даже если мужчина является мужем той или иной женщины, он не имеет даже права совещательного голоса, даже права быть поставленным в известность, быть или не быть ему отцом - решает исключительно женщина, в не зависимости от желания или возможностей мужчины. Подобное абсолютное бесправие мужчин дает женщинам также абсолютные права распоряжаться своей дальнейшей жизнью полностью по своему желанию и по своему усмотрению. Если бы женщина была бы обязана учитывать мнение мужчины, ее права (точнее произвол) уже были бы ограничены, но никаких таких обязанностей у нее нет. Следовательно, и в данном случае мы имеем отличный пример того, как за счет явной дискриминации мужчин в области репродуктивных прав женщины получают конкретные и весомые выгоды.

Третий пример.

Родительство. Несмотря на то, что российские законы декларируют равные права матерей и отцов, права отцов, как известно полностью игнорируются, то есть абсолютно, так словно их не существует де-юре. В ситуации развода женщина получает право на детей и алименты, не зависимо от заслуживающих внимания причин, только потому что она женщина и напротив отцовские права подвергаются абсолютному отрицанию, то есть дискриминации только лишь потому что отцы - мужчины. Это краткое описание картины. Какие преимущества в результате дискриминации мужчин в данном случае получает женщина? Во-первых, женщина обладает свободным и ничем не ограниченным правом развестись в любой момент по своему желанию, поскольку знает, что суд примет именно то решение, которое устраивает только ее, без каких-либо дальнейших обязательств перед бывшим мужем; во-вторых, у женщины есть возможность сделать выбор оставить ребенка с собой или отдать его мужу, если она не хочет брать на себя ответственность за его дальнейшее воспитание и, как правило, в последнем случае женщина не несет никакой дальнейшей ответственности в виде алиментов и подобного; в-третьих, женщина всегда выходит из описанных ситуаций морально "чистой", а мужчина негодяем. Таким образом, женщина еще и свои нервы бережет.

Четвертый пример.

В России есть медицина для женщин, есть для животных и есть для элиты, для мужчин нет. Мужское здоровье не изучается, не финансируется и не лечится. Мужчины полностью лишены квалифицированного, рассчитанного на их особенности, лечения. Все инвестиции вкладываются лишь в медицину для женщин и немного в "общую медицину" по сути также предназначенную для женщин. Что имеют мужчины в результате такой их дискриминации? Сверхвысокую смертность и низкую продолжительность жизни. А что женщины? Женщины имеют все те возможности в медицине, которые они имеют. Может быть, их и не так много, но если бы средства равномерно распределялись на лечение и профилактику обоих полов, их было бы еще меньше и состояние здоровья женщин было бы хуже. Эта та прямая выгода, которую женщины получают от полного игнорирования здоровья мужчин, которое процветает в нашем обществе.

А вот пример пятый.

Социальные программы. В последнее время это стало вновь актуально. Чуть ли не каждый день ящик рассказывает, сколько стоит материнский капитал, насколько подняты пособия по уходу за детьми и т. д. Надо сказать, что государство всегда тратилось на женщин: и в советское время, и даже в трудное безвременье девяностых, но а сейчас, когда финансовое положение страны улучшилось, траты эти вновь возросли, и не надо сомневаться, что будут расти и дальше, появились новые виды помощи, и нет сомнений в том, что их количество будет увеличиваться. Для мужчин нет ничего. Хотя проблем у мужчин на порядок больше, чем у женщин, на помощь им не выделяется ни копейки. В этой области мужчины дискриминируются абсолютно. Что с этого имеют женщины? А то, что те деньги, которые могли бы направляться на помощь мужчинам, попадают к ним, то есть мужчинам ничего - женщинам все!

Ну и шестой пример что ли...

Речь идет о тяжелых и опасных работах, таких как добыча угля, все виды строительств, работа под землей, на высоте, на буровых и газовых месторождениях, а также на вредных производствах (химия, радиация). Вообщем обо всех опасных видах работ, где работают только или преимущественно мужчины, которые и выносят все последствия подобной трудовой занятости. А последствия эти таковы: за год от травм гибнет 30000 мужчин и еще 250000 получают травмы и увечия. Какую от этого выгоду получают женщины? Ну ответ-то очевиден - они сохраняют свои жизни и здоровье, одновременно пользуясь теми благами, которые вот таким кровавым трудом добывают мужчины.

На этом, пожалуй, стоит остановиться. Приведенные выше примеры наглядно показывают, что такое настоящая дискриминация, как она действует, какие она приносит проблемы дискриминируемым и какие бонусы дискриминаторам. Конечно, в данном случае в роли дискриминируемых оказались почему-то мужчины, что неприемлемо с политической точки зрения сегодняшнего дня, но целиком соответствует действительности. А если вас интересует правда, а не формальное представление о реальности, то это как раз то самое, что доктор прописал.

Жаль, что не всех она интересует. Я понимаю, что есть профессиональные борцы с женской дискриминацией - им за это денежку платят и денежку неплохую, за нужное количество бобла они разыщут дискриминацию у мух-дрозофил, куда интереснее фанатики, которые искренне верят в нее. Правда, тут надо оговорится, что фанатизм сродни религии зиждиться на постулатах веры, а вера не нуждается ни в каких доказательства. Вот так бывало споришь с таким чудом природы, приводишь факты, аргументы и так битые часы, а оно тебе все равно в ответ: "ну пусть нет законов, которые дискриминируют, но дискриминация-то все равно есть", конечно есть, это же божество, его не может не быть, иначе погаснет единственный источник света в воспаленных мозгах этих умников.

А теперь небезынтересный вопрос, откуда же взялся этот пресловутый миф о женской дискриминации. Те, кто знает феминизм не по слухам и не по коротким статьям из разного рода энциклопедических справочников, а знаком с ним из первоисточников, читал в подлинники его классиков и современников, ответит на этот вопрос без труда, а поскольку мало кто этот опыт в реальности проделывал, то и ясного понимания сути розыгрыша не получается. Я вам скажу просто. Легенда о дискриминации женщин появилась из желания небольшой узкой группы женщин во всем копировать мужчин, то есть по сути быть мужчинами, но поскольку в то время о смене пола хирургическим путем речи еще и не было, то возникла идея поменять его путем переучения, мол, если с рождения девочку воспитывать как мальчика, то она мальчиком и вырастет. Эта не на чем не основанная вера, как соломинка, за которую ухватились личности с трансексуальными проблемами и впоследствии даже развили многочисленные теории, суть которых все та же. Ну а далее потребовалось обосновать, почему это было надо: потому что роль мужчин лучше роли женщин, все что делает мужчина - это престижно, а женщина - низко. Понятно, когда человек заключен в тело противоположного пола, ему противно, как его воспринимают, ему охота сбросить свою оболочку и надеть правильную, но одному ведь скучно, почему бы заодно не попробовать переодеть весь род людской? То есть изначальная и основная суть т. н. "женской дискриминации" в том, что женщины ведут иной образ жизни, нежели мужчины. Предпосылка, как вы и сами понимаете, мягко говоря, вызывает сомнения, но при тщательной ее проработки, а затем промывки мозгов, почему бы и нет?

И здесь естественно возникает вопрос, на что надеются проповедники идей дискриминации женщин, на что рассчитывают? Надеются они на то, что мы не будем думать и анализировать, а будем просто принимать их заявления на веру, какими бы абсурдными они не были. Они надеются, что наш менталитет, который предполагает, что женщины слабее мужчин и потому нуждаются в защите, естественным образом воспримет россказни о том, что женская слабость служит почвой для угнетения последних со стороны мужчин (они ведь сильнее) и поэтому мы не заподозрим в их заявлениях что-то неладное. Они надеются на порядочность и воспитанность мужчин, которая подразумевает не ждать со стороны женщин опасности, а напротив, всячески помогать женщинам, облегчая им существование, они рассчитывают, что мужчины постесняются признаться себе и другим, что под соусом женского вопроса их обманывают и принижают, делая на самом деле дискриминируемыми существами. Они также надеются, что политики, озабоченные голосами женщин-избирателей и женским общественным мнением, будут больше учитывать их интересы, чем интересы мужчин, которые уже оказались в меньшинстве. Они рассчитывают, что мужчины в силу своих культурных особенностей не станут вступать с ними в дискуссии и объединяться в группы, чтобы противодействовать их идеологической экспансии. Они на это очень рассчитывают!

И что же они тогда хотят добиться в итоге своими действиями? Они хотят изменить традиционный порядок и построить новый, в котором все привычные роли и отношения в том числе между полами будут перевернуты с ног на голову, и в итоге для них появится место, которого они были лишены всю предыдущую историю, место, чтобы распоряжаться властью и ресурсами. Не для нашей с вами выгоды, потому что все, что они до этого делали, они делали против нас. Они начали свою деятельность со лжи и ею продолжают. Они добились того, что институт семьи фактически разрушен, количество детей стало меньше критической черты, а те, что растут - в большинстве своем без родителей, они добились того, что внутри общества отношения между людьми, особенно если это люди разных полов, достигли критической точки кипения. Короче говоря, их цель банальна: разделять - и править.

И самый главный вопрос: что должны делать мы? Просто молча смотреть, как Они разрушают мир, который принадлежит нам? Или делать вид, что ничего не происходит? Или поверить их словесам в то, что новый мир станет действительно лучше прежнего? Я могу ответить так: мы не имеем права молчать, когда на наших глазах твориться зло, мы не настолько глупы и трусливы, чтобы прикидываться, будто нам все до фени, у нас нет ни малейших оснований верить, в то, что предлагаемое ими будущее, будет достойным нас, поскольку мы уже имеем честь видеть плоды дел их. Следовательно, у нас остается только один достойный выход, за который нам не будет стыдно перед нашими детьми и потомками - бороться! Бороться со злом, которое серой чумой вновь обрушилось на нашу многострадальную землю и пытается разрушить нас, со злом, которое не знает ни принципов, ни жалости, ни пощады. Борьба всегда тяжела, но лишь в борьбе обретается истинное человеческое достоинство, ибо жизнь раба, может быть, и безопасна, но жалка и достойна лишь презрения. Свобода - внутри. Когда человек принимает решение начать борьбу, он освобождается и перестает быть рабом.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Уральская государственная юридическая академия

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Дискриминация женщин

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОКИ НЕРАВНОПРАВИЯ 4

2. ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Неравноправие, где и в чем проявляется 10
2.2. Открытие собственного дела как способ избавления от дискриминации 11
13
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН 17
3.1. Современный подход к проблеме 17
3.2. Федеральный закон «О государственных гарантиях 21
равных прав и свобод и равных возможностей
мужчин и женщин в Российской Федерации
ВЫВОД 24
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС 25

"Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы

все они одинаково были подчинены законам".

Жан Леро́н Д’Аламбе́р

– великий французский просветитель.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас слышал о дискриминации по половому (гендерному) признаку, т.е. дискриминации по отношению к женщинам. О дискриминации мужчин мы никогда ничего не слышали.

Почему мы выделяем права женщин в контексте прав человека? Потому что тысячелетиями под правами человека подразумевались права мужчин, а женщины, согласно философской традиции, считались существами второго сорта. Для оправдания разделения ролей, между мужчиной и женщиной, сложился миф о "природном назначении" каждого пола, об особенностях "мужского" и "женского" характера, о "тайне" пола. В его основе лежит строгая соподчиненность в отношениях между полами: мужчина - полноценный человек, субъект истории, женщина - жена мужа своего, объект его власти - власти патриархального рода.

Таким образом, философия заложила основы патриархата, которые в том или ином виде воспроизводились в последующих обществах и культурах. Она создала механизмы, автоматически воспроизводившие систему власти, при которой на вершине социальной пирамиды патриархатного общества всегда оказывался мужчина, и он обладал правом прибегать к насилию ради сохранения власти и поддержания своего авторитета.

В своей работе я проанализирую истоки социальной дискриминации, состояние этого вопроса в мире и в России в частности, разберусь в нормативно-правовых актах затрагивающих эту сторону нашей жизни.

Что несет за собой само понятие? Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - discriminatio - различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, а иногда и угрозой для ее безопасности.

1. ИСТОКИ НЕРАВНОПРАВИЯ

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу.

В древние времена женское начало в большинстве культур считалось началом темным, губительным, искушающим. Для большинства традиционных культур искушение - это то, что сбивает с истинного пути. В древнем мире женщина - всегда источник соблазнов. Японская пословица гласит: «Красавица - это меч, разрубающий жизнь». Этой мысли вторит древнееврейский мудрец Екклесиаст: «И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы».

В ветхозаветном обществе, описывающем состояние человека после грехопадения, положение женщины на «вторых ролях». Она практически исключена из общественной жизни и во всем подчинена мужчине. В вопросах взаимоотношений с мужчинами ей, как правило, отводится роль пассивной стороны. Эта традиция сохраняется и в средневековом иудаизме. Так, например, если женщина в традиционных утренних молитвах должна возносить хвалу Господу за то, что Он создал ее по Своей воле, то мужчина за то, что Бог не создал его женщиной. Можно соглашаться или не соглашаться с библейской интерпретацией человеческой истории и смысла взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но факт остается фактом: известное нам древнее традиционное общество - это общество патриархальное, в котором царит женское бесправие...

В других древних культурах, основанием которых стала не монотеистическая традиция иудаизма, положение женщины еще более бесправно. На Древнем Востоке от женщины требовалось абсолютное послушание мужу во всем. Семейные законы были суровы: непокорную жену супруг мог наказать, и наказать довольно жестоко. Согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать из дома. При этом, что бы ни совершил мужчина, никто не мог привлечь его к ответственности, тогда как он мог все.

Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи, мужчина имел неограниченную власть над членами своей семьи. Несмотря на то, что какие-то права у женщины были, по большому счету она являлась собственностью мужа. Хотя и жена и муж имели право на развод, у мужа эти права были несравнимо шире, а жена обязана была хранить верность супругу и после смерти последнего. Даже овдовев, она не могла заключать договоров, вести денежные дела, ставить свою подпись - все делалось только через опекуна. К людям («авилумам») приравнивались только женщины-жрицы, которые, однако, были строго исключены из семейных отношений.

Ни древняя Греция, ни Древний Рим небыли исключением в плане отношения к женщине. В Греции женщина практически не участвовала в общественной жизни. В греческих полисах (городах-государствах) женщины никогда не имели гражданства (т. е. фактически приравнивались к рабам), не обладали властью распоряжаться имуществом (исключением была Спарта), целиком находясь под опекой мужчин. Опекуном до замужества являлся отец либо ближайший родственник-мужчина, после замужества вся власть переходила к законному супругу. Супружеская измена в Древнем Риме каралась смертью. Естественно, если изменяла женщина.

Аристотель утверждает, что причиной неравенства является качественная разница между полами, которая предполагает большую значимость мужчины, чем женщины. Мужчина не просто сильнее, умнее и т.д., он качественно лучше, поэтому его природа a priori предназначена для того, чтобы властвовать, тогда как природа женщины побуждает ее подчиняться.

Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина". Эта цитата известна, по-моему, всем феминисткам нашего столетия и они с удовольствием оперируют ею. Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия, но и в наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия "социальная дискриминация женщины".

Еще долгие столетия женщина не принимала никакого участия в общественно-политической и интеллектуальной жизни.

Всерьез же против положения женщины «босой, беременной и на кухне» начинает восставать лишь сознание европейца конца XVIII - начала XIX века. Хотя существенно - ничего не меняется. Знаменитый кодекс Наполеона выдержан вполне в патриархальном духе: текст кодекса закрепляет верховную власть мужа в семье, в суде не могут быть рассмотрены показания жены в качестве свидетельских, проституция оправдывается как способ сохранения единобрачия и т. д.

На смену крайностям древнего мира, обрекавшего женщину на бесправное существование, пришли крайности феминизма, заразившего женщину стремлением обязательно быть «не хуже» мужчины во всем: одежде, спорте, профессии и т.д. И если во многом такое стремление справедливо и оправдано, то, доведенное до крайности, оно становится абсурдным отрицанием половых различий и, на самом деле, мешает, а не помогает женщине полноценно развиться как личности.

Октябрьская революция в России 1917 г. дала толчок к решению ключевого вопроса о равенстве женщины и мужчины во всех сферах жизни, в том числе гражданских и юридических правах, в труде и образовании, в семье.

Но дискриминация “слабого пола” сохранялась и при советском режиме. Для женщин была закрыта служба в вооруженных силах и других силовых структурах (за исключением ряда технических или вспомогательных специальностей). Им законодательно был закрыт доступ к “тяжелым” и “вредным” производствам, что полностью исключало свободу личного выбора.

Многовековое противостояние мужчины и женщины до сих пор не получает своего конечного разрешения.

Потребовались столетия, прежде чем в развитых странах Европы и Америки были провозглашены равные права граждан независимо от пола. Общество стало постепенно отходить от жесткой привязки тех или иных экономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционных понятий о построенном на гендерном факторе разделении домашних, родительских обязанностей и трудовой активности вне дома. Если посмотреть с позиций сегодняшнего дня, особенно часто видны принципиальные сдвиги в положении женщин, отражающие сближение социальных и экономических ролей мужчин и женщин.

Современная женщина стремится не столько к признанию равной важности мужского и женского, исходящему из фундаментальных, но одинаково важных для жизни человека и общества различий между полами, сколько к признанию полного равенства и равноценности в выполнении традиционно мужских функций, к тому, что критериями современной женственности становятся успех в бизнесе, победа в олимпийских играх, головокружительная карьера в правительстве, а такое занятие, как материнство, становится постыдным, если оно не подкреплено всеми вышеуказанными успехами.

Жизненные приоритеты российской женщины в разные эпохи

Ценности 20-80 гг. ХХ в. Перестройка конец 80-х – середина 90-х гг. ХХ в. Современный период, начало ХХ I в.
Быть кормильцем Быть паритетным кормильцем вместе с мужчиной Часть мужчин потеряли статус кормильца. Одновременно часть женщин стали основными кормильцами семьи Доля семей где основным кормильцем становится женщина, растет по всей стране, включая семьи с одним родителем (одинокое материнство)
Иметь детей Приоритетно Приоритетно, Женщина рожает рано в 19-22 года Приоритетно но наблюдается феномен «отложенного материнства» - дети появляются после 30лет. Рассматривается вариант рождения ребенка без мужа, при условии что не находится «настоящий мужчина»
Иметь семью (мужа

Нормативное понятие о семье: она должна быть, женщина должна жить в семье

Ценность реальных отношений. Женщина не готова поддерживать номинально существующую семью и готова пожертвовать отношениями с мужем ради детей Семья желательна, но если не получается, то лучше родить ребенка
Иметь определенный статус Статус ниже чем у мужчин – основных кормильцев В годы перестройки многие женщины были готовы отказаться от статуса, лишь бы обеспечить семью. В итоге они научились зарабатывать деньги и ценить материальное благополучие Имея определенный статус (заработок, квартиру, машину) женщины не готовы променять его на сидение дома без оплаты.
Отношение к работе Это поколение было влюблено в работу как форму существования Работа это средство выживания Работа - это элемент самореализации и возможность сохранять и поддерживать приемлемый уровень жизни, как для себя, так и для своих детей

Подобная переоценка ценностей не может не сказаться на взаимоотношениях мужчины и женщины, на семье, на воспитании детей. И дело не в том, чтобы общество вернулось к принципу: «дело женщины - вязание», но в том, в конце концов, чтобы в семье, независимо от того, кто из родителей сколько и где работает и сколько получает, ребенок мог бы рассчитывать на настоящую материнскую заботу и отцовское внимание.

Положение женщин словно лакмусовая бумажка выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия. Осуществляемые преобразования в перспективе открывают новые возможности для ускорения интеграции женщин в сферу экономики, политики и культуры, но могут послужить и источником обострения конфликта между основными ролями женщины: матери, домохозяйки, профессионального работника, экономически независимой и свободно развитой личности.

Сегодня многие женщины обладают высокими деловыми и нравственными качествами, в то время как некоторые современные мужчины, напротив, опускаются до самого беспомощного и унизительного состояния. Роль женщин в нашем обществе продолжает с каждым годом возрастать и наши женщины - свободные, гордые, талантливые и красивые не только с успехом справляются со своими прямыми обязанностями, но и пытаются конкурировать с сильным полом в традиционно мужских сферах деятельности, хотя это, конечно, далеко не всегда хорошо. В последние годы в значительной мере возросла активизация женщин в области предпринимательства, по службе в коммерческих фирмах и органах государственного управления. На сегодняшний день женщинами нашей страны созданы многочисленные общественные организации и фонды, регулярно проводятся всевозможные благотворительные акции, марафоны и фестивали.

2.1. Неравноправие, где и в чем проявляется?

Согласно «Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», дискриминация в отношении женщин – это любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое ослабляет или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.

Взгляды российских женщин на то, в каких сферах жизни они имеют равные права с мужчиной, а в каких – нет, в %

Одинаковые права У мужчин прав больше У меня прав больше Затрудняюсь ответить
В возможности получить профессиональное образование 71,8 17,1 0,9 10,3
В возможности трудоустроиться по
профессии
31,7 57,8 1,4 9,2
В возможности вообще трудоустроиться 35,2 52,5 1,3 11,0
По оплате труда 29,3 55,0 1,2 14,4
В отношении к Вам в официальных
органах власти
37,3 23,6 4,6 34,5
В семье 59,0 19,8 11,0 10,2
В возможности отдохнуть в свободное время 53,0 35,5 3,8 7,8
В возможности отдохнуть в период отпуска 63,4 24,5 2,6 9,5
В возможности участвовать в общественной жизни общества 47,4 27,3 3,3 22,0
В возможности участвовать
в политической жизни
24,9 52,7 0,7 21,7

По результатам статистических исследований в России есть всего несколько сфер, в которых, как считает большинство женщин, они имеют равные с мужчинами или даже большие права. Эти сферы следующие: в возможности получить профессиональное образование, в семье, в возможности отдохнуть в период отпуска и в свободное время, а также в возможности участвовать в общественной жизни. При этом есть несколько сфер, по которым большинство женщин однозначно заявляет о нарушении их прав. Нарушение равенства своих прав с мужчиной женщины видят прежде всего в сфере занятости, причем нарушения эти носят достаточно многогранный характер. В первую очередь, это неравенство в возможности трудоустроиться по профессии – мужчины имеют для этого большие возможности. Далее следуют неравенство в оплате труда и дискриминация прав женщин на работу вообще. Отчетливую дискриминацию своих прав большинство женщин видит и в ограничении их доступа к участию в политической жизни, которая, в отличие от участия в общественной жизни, означает реальную возможность использования такого важнейшего ресурса, как власть. То есть в условиях возросшей конкуренции за любые виды ресурсов, являющейся характерной особенностью рыночных отношений, женщины дискриминируются в важнейших из них – в квалифицированном и высокооплачиваемом труде по специальности и в доступе к власти. При этом в условиях угрозы безработицы под вопрос начинает ставиться и сама возможность их трудоустройства, что вынуждает многих женщин мириться с неравенством в оплате труда и невозможностью трудоустроиться по профессии.

2.2. Открытие собственного дела как способ избавления от дискриминации

Для россиянок весьма актуальна проблема продвижения по карьерной лестнице, когда при номинальном равенстве полов создаются незаметные, но труднопреодолимые искусственные барьеры. Проявляется это как в занимаемых должностях, так и в уровне оплаты. Достаточно зайти на любой сайт, посвященный поиску работы, чтобы увидеть – вакансии, на которые рассматриваются исключительно кандидаты-мужчины, встречаются гораздо чаще, чем обратный вариант, и далеко не всегда подобное требование поддается разумному объяснению. Да и размер жалованья прекрасной половины в среднем уступает зарплатам мужчин.

Ощущение женщинами неравенства в сфере занятости в зависимости от
демографического типа семьи, в %

Весьма скромное место занимают российские женщины и в политике, хотя пример многих европейских стран показывает, что дамы прекрасно справляются со своими обязанностями даже на самых высоких государственных постах. В соседней с нами Финляндии, где и президент, и премьер-министр – женщины, качество жизни и уровень благосостояния населения куда выше, нежели в России. Получается, что открытие собственного дела, как ни парадоксально это звучит, для женщин – один из наиболее простых способов избавиться от дискриминационных факторов в профессиональной деятельности и добиться настоящего равноправия. Не удивительно, что женский бизнес растет как на дрожжах.

Россия лидирует в мире по количеству представительниц прекрасного пола, занимающих руководящие посты в бизнесе. Однако, компании, принадлежащие женщинам, в основном относятся к категории малых и средних предприятий. Если же говорить об области их деятельности, то, как правило, это сфера услуг, легкая промышленность, торговля, общественное питание, образование, медицина и финансы. Труднее встретить даму-начальника в таких традиционно "мужских" (и, между прочим, более высокодоходных) отраслях, как "нефтянка", строительство, автомобильная промышленность. Подобное "распределение обязанностей" объясняется, скорее всего, не столько дискриминацией по половому признаку, сколько природной склонностью самих женщин. Врожденная интуиция, толерантность, гибкость и способность вызывать доверие, помноженные на повышенное чувство ответственности, терпение и внимание к деталям, делают их наиболее успешными именно в тех видах бизнеса, где приходится постоянно контактировать с людьми или, как минимум, ориентироваться на их мнение. Зато, банки больше доверяют "сильной половине человечества". Только 22% женщин-предпринимателей получают кредиты на развитие своего бизнеса. Для сравнения: на Западе это показатель достигает 70%. Но, как бы то ни было, сами бизнес-вумен не чувствуют предвзятого отношения к себе со стороны делового сообщества и коллег-мужчин.

По моему мнению, сейчас проявляются две тенденции. С одной стороны, женщинам все же удается проникать в деловые сферы, а с другой, - возник целый слой женщин, которые не только живут на иждивении своих мужей, но даже и не пытаются вникнуть в то, чем занимаются их мужчины.

Что ж, благодаря жесткому отбору женский истеблишмент формируется из самых сильных и целеустремленных. Однако настоящая женская элита появится лишь тогда, когда сами мужчины поймут, что приход женщин в политику и бизнес - непременное условие того, чтобы эти сферы общественной деятельности приобрели наконец более цивилизованный характер.

2.3. Женские общественные организации

Многие женщины не склонны видеть каких-то принципиальных различий между интересами мужчин и женщин, и поэтому, по их мнению, не столь важно, кто их защищает и представляет в органах власти в центре и на местах. С другой стороны, примерно такое же количество россиянок убеждены в том, что представлять и защищать интересы женщин лучше могут сами женщины.

Возможно, согласие опрошенных с противоположными, на первый взгляд, точками зрения обусловлено тем, что на сегодняшний день в обществе не существует эффективных механизмов представительства и защиты интересов женщин. Женщины заинтересованы, прежде всего, в эффективности такого рода деятельности, а кто ее будет реализовывать – для них на данном этапе представляется менее актуальным. Отношение к суждениям о роли женских общественных и политических организаций не зависит ни от семейного положения и сложившихся в семье отношений, ни от статуса женщин в обществе. Влияние на суждения по этому вопросу оказывает лишь уровень благосостояния опрошенных.

Представления о роли женских общественно-политических организаций в зависимости от уровня благосостояния, в %

Суждения Дифференциация доходов
Бедные Низко-
доходные
Средне-
доходные
Высоко-
доходные
Представлять и защищать интересы женщин лучше могут сами женщины. В связи с этим необходимо усиливать влияние женских общественных и политических организаций
Согласны 67,3 66,0 60,2 52,5
Не согласны 8,3 11,2 10,2 14,4
Трудно сказать 24,4 22,8 29,7 33,1
Принципиальных различий между общественно-политическими интересами мужчин и женщин не существует, поэтому неважно, кто эти интересы представляет и защищает. Главное, чтобы это делалось эффективно
Согласны 50,0 56,6 60,2 65,5
Не согласны 16,7 16,5 16,7 12,2
Трудно сказать 33,3 26,9 23,2 22,3

Чем выше уровень благосостояния опрошенных, тем менее они уверены в том, что их интересы способны понять и защитить только женщины, тем терпимее они относятся к общественно-политической деятельности мужчин. Чем ниже уровень доходов у опрошенных женщин, тем более решительно они настроены на то, чтобы их интересы представляли и защищали именно женщины. А для этого, с их точки зрения, надо создавать новые и укреплять уже существующие женские общественные объединения. Следует отметить, однако, что то, чем реально занимаются сегодня эти объединения, зачастую находится вне поля внимания женщин, так же как и сам факт существования многих из них. Несмотря на то, что за последние 10 лет в стране возникло большое количество женских общественных организаций, претендующих на представительство тех или иных интересов женщин, 70,6% россиянок вообще ничего не знают об их существовании в своем городе, крае, области или республике. Среди тех же, кто знает об их деятельности, больше половины полагают, что лично им эти объединения не нужны. И только 8,8% опрошенных относятся к этой деятельности позитивно.

Отношение к женским организациям значительно различается у женщин из разных социальных групп. Наиболее «продвинутые» женщины (образованные, успешные и т. п.) лучше информированы по этому вопросу, и в своем составе имеют несколько большую долю интересующихся подобной деятельностью и непосредственно участвующих в ней. Но, с другой стороны, в этих же группах насчитывается наибольший процент скептиков, заявляющих о том, что они не испытывают никакой необходимости в соответствующих общественных формированиях.

Женские организации, если и действуют, то в основном в крупных индустриальных центрах и мегаполисах. Что же касается малых городов и сел, то опрос выявил закономерность: чем мельче населенный пункт, тем меньше информации у его жительниц о работе подобных организаций. Значительно колеблются эти показатели и в зависимости от региона проживания россиянок.

Информированность о существовании женских организаций
в зависимости от уровня образования и ориентации на успех в карьере, в %

Знают ли
о сущест-
вовании женских организаций
Образование Сделать карьеру (профессиональную, политическую или общественную)
Не-
полное среднее
Среднее Среднее специ-
альное
Незакон-
ченное высшее
Высшее Нали-
чие ученой степени и учеба в аспи-
рантуре
Уже доби
лась
Пока не доби-
лась, но счи-
таю, мне это по силам
Хоте-
лось бы, но вряд ли смогу до-
биться этого
В моих жизнен-
ных планах этого не было
Знают и участвуют 0,6 1,3 1,9 10,5 7,7 0,6 0,9 0,8
Знают и хотели бы участвовать 3,5 4,4 6,5 8,2 5,3 3,8 6,9 5,8 4,0
Знают и обращались к ним с проблемами 1,2 3,6 0,7 2,8 5,3 3,8 2,2 2,4 2,4
Знают, но не нуждаются в них 8,1 15,4 17,5 25,2 24,1 47,4 39,7 21,9 14,2 18,3
Знают, но считают вредными 2,7 1,7 1,3 0,7 0,9 1,3 0,3 1,2 1,9
Не знают 89,2 77,7 72,0 66,9 62,0 31,6 43,6 68,1 75,5 72,5

Довольно много россиянок (24,0%) убеждены в том, что женские организации должны бороться против дискриминации женщин во всех ее формах и проявлениях. Что же касается борьбы за права, то ее считают важной всего 8,0% опрошенных.

Желательные направления работы женских общественных организаций во многом обусловлены причинами неустроенности жизни россиянок.

Ныне существующие женские общественные и политические организации пока не стали важным фактором российской политики и формирующегося гражданского общества. Возможно, это связано с тем, что женским организациям пока не удается аккумулировать и реализовывать интересы различных групп женщин.

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН

3.1 Современный подход к проблеме

Нормативные акты всех стран закрепили в своем внутреннем праве принцип равноправия мужчины и женщины. Основой для него послужил запрет дискриминации женщин как один из основополагающих принципов международного права.

Результатом такой борьбы стали международные конвенции, принятые большинством стран мирового сообщества. На сегодняшний день международно-правовая защита женщин осуществляется на основании как договоров об общих правах человека, так и в соответствии с многочисленными специальными соглашениями.

В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года государства - участники обязуются проводить политику ее ликвидации. С этой целью они включают во внутригосударственное право принцип равноправия мужчин и женщин. Государства-участники не только закрепляют данное положение, но и обязуются обеспечить механизм его реализации в существующих нормативных актах. Кроме того, отмене подлежат и обычаи, которые содержат в себе какие-либо положения, устанавливающие дискриминацию женщин. Если изменение законодательства прошло безболезненно, то вот вопрос отмены обычаев, которые складывались веками и являясь частью национальной культуры, и на сегодняшний день - наисложнейший. Например, калым (выкуп за невесту) и сегодня в мусульманских странах обязательная и главная часть свадебного обряда.

Согласно отдельным положениям Конвенции государства обязаны принять все необходимые меры для пресечения любых видов торговли женщинами. Но практика показывает процветание такой доходной статьи бизнеса, как торговля женщинами, несмотря на запрет.

Получив признание на международном уровне, данный документ закрепил международно-правовую норму женского равноправия и в области гражданства. Кроме него, автоматическое наследование гражданства замужней женщины за гражданством мужа закреплено в Конвенции о гражданстве замужней женщины (1959 г.). Данные положения направлены на защиту женщины как гражданина государства, чтобы по возможности уменьшить количество лиц без гражданства и предоставить женщине свободный выбор наравне с мужчинами.

Что касается политических прав женщин, то в 1952 году (Конвенция о политических правах женщин 1952 г.) впервые за женщинами закрепили право избирать и быть избранными, занимать должности на государственной и общественной службе.

Права женщин защищают не только специальные документы, но и международно-правовые акты, в целом посвященные правам человека. Так, Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) признает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда: «вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, без какого бы то ни было различия, в частности женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд».

Внутреннее законодательство РФ и законодательство других стран предоставляют женщинам множество льгот, но все они должны быть подвергнуты специальному анализу относительно того, не ведет ли их предоставление к скрытой дискриминации женщин в той или иной сфере. В настоящее время законы, предоставляющие привилегии женщинам, как и сами эти привилегии, лишают россиянок равных возможностей. Так, к примеру, в главе 11 КЗоТ РФ отмечено, что труд женщины не должен использоваться для тех или иных видов работ, что ограничивает для нее свободный выбор. С точки зрения законодателя предоставляемые работающим женщинам привилегии должны облегчить им процесс рождения и воспитания детей, позволяя при этом работать, если они этого хотят, и должны быть направлены на укрепление их семей, а не должны препятствовать женщине работать во время беременности и при воспитании малолетних детей. Несмотря на то, что дискриминация в отношении женщин в семье - достаточно распространенное явление, любое вторжение государства в личные семейные отношения следует признавать нарушением целого ряда прав индивида, а именно: права на свободу мысли, совести, религии и убеждения.

За многие десятилетия действия международных конвенций и пактов вопрос дискриминации женщин так и не получил своего логического завершения. Права и свободы человека давно уже вышли из внутренней компетенции государства в связи с появлением и закреплением основного принципа международного права - принципа уважения основных прав и свобод человека. Для контроля за соблюдением прав и свобод женщин в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин создан Комитет по ликвидации женской дискриминации. Данный Комитет является выборным органом и состоит из 23 экспертов, которые обладают высокими моральными качествами и соответствующей компетенцией. Эксперты выступают не в качестве представителей государства, а в личном, т.е. не защищают интересы государства, гражданином которого являются, а преследуют единую цель - борьба с дискриминацией женщин в любом государстве совместно с последним, либо без него.

Комитет рассматривает поступающие жалобы и участвует в разрешении этих жалоб при сотрудничестве с государствами. Ежегодно Комитет представляет доклад Генеральной Ассамблее ООН о проделанной работе. В доклад включаются выводы, сделанные экспертами во время работы, рекомендации и положения общего характера, получаемые на основе изучения докладов государств и информации, получаемой от них.

Решением Совета глав государств СНГ в 1993 году создана Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств и утверждено ее положение. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 11 августа 1998 года.

В Уставе ООН содержится норма о правах человека, которая гласит о равных правах мужчины и женщины в участии в главных и вспомогательных органах ООН. Несмотря на то, что права и свободы человека равны по Уставу ООН, в пакте о гражданских и политических правах 1966 г. еще раз подчеркивается: участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте. Данное положение нашло свое отражение и в Конституции РФ 1993 года, где в статье 19 ч. 3 закреплено положение, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы, а также равные возможности для их реализации. Однако на практике дело обстоит несколько иначе - это и проблема трудоустройства женщин, и возможность занятия ими государственных должностей, т.е. до сих пор сохраняет и силу, и действие порочная традиция дискриминации женщин. По-прежнему идет строгое разделение по половому признаку, хотя документов, где закреплено положение о равенстве мужчин и женщин, масса, нормативные акты как внутригосударственные, так и международные не действуют.

8 января 1996 года Правительством РФ утверждена Концепция улучшения положения женщин в РФ, в которой отмечается, что в настоящее время нарушается ряд прав женщин, признавая, таким образом, проблему существования женской дискриминации в нашей стране. В данном документе Правительство поставило перед государством задачи, результатом выполнения которых будет ликвидация дискриминации как явления в целом. Намерение и поставленные задачи весьма благородны, но за пять лет имеются лишь незначительные изменения.

Государства должны законодательно исключить любую возможность дискриминации женщин, но закрепление этого принципа – лишь «вершина айсберга». Необходим механизм реальной гарантии и защиты принципа равноправия полов, начиная с изменения сложившегося стереотипа в обществе о мужском превосходстве и женской несостоятельности.

3.2. Федеральный закон «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации »

Проект Федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации" разработан на основании части 3 статьи 19 действующей Конституции Российской Федерации, в которой указано, что "мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". В законопроекте намечаются приоритетные направления деятельности государства и общества по обеспечению равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации.

Во-первых, законопроект определяет основные подходы к формированию эффективной государственной политики в сфере равноправия полов. Законопроект устанавливает обязанности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению равных возможностей для реализации равных прав и свобод мужчин и женщин. В законопроекте намечаются позитивные действия со стороны государства, способные в скорейшие сроки обеспечить достижение фактического равноправия между лицами обоего пола. Особо оговаривается необходимость учета равных возможностей работников обоего пола с семейными обязанностями при отправлении служебных и трудовых обязанностей.

Во-вторых, законопроект определяет обязанности государства и работодателей по соблюдению социально-экономических прав мужчин и женщин. Законопроект устанавливает обязанности всех субъектов права по обеспечению равноправия мужчин и женщин в сфере трудовых отношений, в том числе в случае массового увольнения работников; в сфере социальной защиты; при заключении трудовых договоров; при формировании кадровой политики на предприятиях всех форм собственности. А также обязанности по проведению мониторинга за соблюдением принципа равноправия в социально-экономических отношениях.

В-третьих, законопроект предусматривает обязанности всех субъектов права по практическому обеспечению статьи 19 части 3 Конституции Российской Федерации при осуществлении избирательного права; при поступлении на государственную службу и при ее прохождении, а также при формировании состава руководящих структур государственных органов и органов местного самоуправления.

В-четвертых, законопроект устанавливает механизм обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин. Законопроект фиксирует ответственность высших органов государственной власти и высших должностных лиц государства за реализацию конституционного принципа равных прав и равных возможностей женщин и мужчин. Законопроект предусматривает создание в учреждениях системы федеральных органов исполнительной власти и системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации структурных подразделений (уполномоченных), предметом деятельности которых станет обеспечение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в данной системе. Законопроект возлагает решение задач по обеспечению гарантий государственной защиты равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в соответствии с федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" на Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Закон предусматривает особую роль общественных организаций, в том числе создаваемых в целях реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, в разработке и осуществлении государственной политики в сфере равноправия.

В-пятых, законопроект устанавливает порядок обжалования фактов дискриминации по мотивам пола и предусматривает необходимость ответственности должностных лиц за нарушение законодательства по вопросам равноправия мужчин и женщин.

Принятие данного законопроекта позволит расширить возможности реализации российскими гражданами - мужчинами и женщинами - всей совокупности их прав и свобод, что предусмотрено Конституцией Российской Федерации и нормами международного права.

Российское государство провозгласило обеспечение равных возможностей для реализации мужчинами и женщинами принадлежащих им прав и свобод одним из приоритетов государственной политики. И несет конкретные обязательства - и перед своими гражданами, и перед международным сообществом - по их выполнению. Однако пока эти обязательства остаются нереализованными.

Остается пожелать, чтобы законы, обеспечивающие преодоление социальной дискриминации женщин в России, равные права и равные возможности полов, не залеживались в письменных столах депутатов.

ВЫВОД

Большинство нормативно-правовых актов посвященных вопросам о дискриминации женщин не реализуются в должной мере. Органы государственной власти практически игнорируют проблемы дискриминации в целом и проблемы дискриминации по признаку пола в частности. Государством не предпринимаются адекватные меры по устранению такой дискриминации, что является нарушением обязательства государства защищать права человека, в том числе, право на труд. Все это лишний раз показывает, что не достаточно просто разработать нормативно-правовой акт, нужно еще и создать механизмы для его реализации, и дать этим механизмам работать в полную силу. А вот в России почему-то с этим всегда проблемы. Необходимы активные действия, чтобы обеспечить провозглашенное равенство в действительности. Особое внимание к социальной и экономической роли женщин является не только само по себе важным из гуманных соображений, но и непременным условием достижения устойчивого развития и повышения благосостояния в обществе.

Добиться полного равноправия граждан обоего пола? задача трудная и долгая, решение которой потребует усилий многих поколений сторонников паритетной демократии и гендерного равноправия. Но дорогу, как известно, осилит идущий. Знания прав делают нас сильными.

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС:

Хрестоматия по всеобщей истори и государства и права , под ред. З.М.Черниловского; сост. З.М.Садиков. Режим доступа: http://www.lawlibrary.ru/izdanie2272.html

«Территория матриархата». Режим доступа: http://matriarchyarea.narod.ru/ index.htm

РАН «Институт социально-политических исследований». Режим доступа:

http://www.ispr.ru/index.html

Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа
Г.Г.Силласте, Г.Ж.Кожамжарова. Социологические исследования. 1997. № 12. Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/219255.html

Дискриминация женщин: современный подход к проблеме. А.Н. Волобуева, преподаватель кафедры конституционного права Курского государственного технического университета. Режим доступа:

home.sovtest.ru/`advocat-kursk/mates.htm#

Университет Миннесоты. Библиотека по правам человека: Режим доступа: http:// www1.umn.edu/humanrts/russian/instree/Re1cedaw.html

Международное право и национальное законодательство о равноправии женщин. Э.М.Иванова. Права женщин в России: законодательство и практика. 2004. Режим доступа: http://www.womnet.ru/prava/2004/1/12.htm

Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. С.В.Поленина. Москва: Институт государства и права РАН, 2000 Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/polenina/index.htm

Женский информационный центр. Режим доступа: http://www.nasilie.net/home.php?mode=lib_full&id=21&lang=ru

Дискриминацию можно определить как неоправданное различие в правах и обязанностях человека, основанное на определенном признаке. Женская дискриминация в качестве этого признака подразумевает пол.

Так уж сложилось исторически, что мужчины – хозяева жизни, а женщины не имеют столько свобод и возможностей. В последнее время они упорно борются за равноправие, но продолжают сталкиваться с определенными трудностями. Борцы за права выделяют такие формы дискриминации женщин, как социальная, бытовая и в сфере труда.

Социальная дискриминация женщин

Дискриминация по половому признаку называется сексизмом. Чаще всего под ним понимают неоправданное положение в обществе именно женщин, поскольку этот термин придумали феминистки для описания патриархального общества, в котором мужчины имеют власть над женщинами.

Обычно это объясняется природными особенностями, вроде того, что мужчины сильнее и умнее, но последние гендерные исследования опровергают многие различия, например, в функционировании мозга и врожденных особенностях поведения, чем феминистки с радостью пользуются, отстаивая права.

Считается, что проблемы дискриминации женщин ведут к снижению их социального статуса, являются насилием над личностью и даже представляют угрозу для безопасности. Но разве можно забывать, что дискриминация женщин в мире распределена неравномерно? В нашем обществе те права и свободы, которые женщины не могут отстоять вследствие того, что они от природы слабее, помогает отстаивать государство. Их не отправляют в армию, им оплачивают декретные отпуска, законодательная система защищает от применения силы.

Да, есть существенные различия в тех обязанностях, которые представители разных полов выполняют в повседневной жизни, но это связано с особенностями, прививающимися с детства. Девочек воспитывают хранительницами очага, их учат выполнять работу по дому. Мужчины же у нас, прежде всего, добытчики, поэтому зачастую просто не умеют стирать и мыть посуду. Тем не менее, если вам кажется, что в семейной жизни у вас мало прав, но слишком много обязанностей, ничто не мешает вам разделить их с супругом и детьми, правда, над этим придется потрудиться.

На взгляд наших людей дискриминация может проявляться в обществе другого, восточного типа. Но нельзя забывать о совершенно иных традициях и менталитете, о которых мы можем только составить смутное представление. Неизвестно, считают ли те женщины себя ущемленными, и нуждаются ли в том, чтобы их права отстаивали.

Дискриминация женщин на рынке труда

Не секрет, что в некоторых профессиональных сферах женщинам гораздо сложнее реализовать себя, чем мужчинам. Если не брать в расчет те специальности, с которыми дамы не могут справиться чисто физически, то дискриминация женщин на работе может выражаться в более низкой оплате труда, создании «стеклянного потолка» (препятствие в карьерном росте) и ограничение доступа к некоторым высокооплачиваемым профессиональным сферам.