Проблемные вопросы для дошкольников и их решение. Мастер - класс «Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса

Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности

1. Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций при организации образовательного процесса;

2. Научить использовать методы проблемного обучения на примере проблемных ситуаций;

3. Вызвать у участников мастер - класса интерес к технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Оснащение: Блюдце, стаканы, ложки, миска, крупа – горох, фишки.

1. Уважаемые коллеги!

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из пунктов 3.5. описаны планируемые результаты освоения детьми Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, это интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы, т. е. портрет выпускника детского сада.

Вот некоторые из них:

Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, в мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднений обращаться за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; вне зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе и др.

Возникает вопрос:

"Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? "

Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Основным элементом, структурной единицей ключевой компетентности является умение, т. е. освоенный ребенком способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. Оно дает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Эффективно формировать такие умения, на мой взгляд, позволяет технология проблемного обучения, направленная в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.

Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Так что же такое проблема?

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.).

Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников? Можно указать на следующие:

привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;

поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Характерные признаки проблемности образовательной ситуации:

Возникает состояние интеллектуального затруднения;

Возникает противоречивая ситуация;

Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1) воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2) воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3) ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4) ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:

подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемных

ситуаций:

1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»

2) процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения).

Он внимательно выслушивает все возражения

Поощряет самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что очень важно: выслушивает все предположения детей, благодарит за активное участие и постепенно подводит к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?»

2. Фрагмент НОД

Воспитатель показываю миску с горохом и спрашиваю: «Как узнать, сколько здесь гороха?» Чаще всего дети предлагают взвесить. «Правильно,- говорит воспита­тель,- но у меня нет весов. Как по-другому можно узнать?» На столе стоят стакан, чашка, ложка, блюдце. Я указывает на них: «Может быть, эти предметы помогут нам?» Скорее всего, дети скажут, что стаканом, чашкой, ложкой можно измерить горох.

Я объясняю: «Я покажу, как это надо сделать. Да­вайте попробуем измерить горох стаканом. Но сначала надо дого­вориться, как мы будем насыпать». Показываю, что стакан можно наполнять до половины, до краев, с «горочкой». Дети выби­рают один из вариантов, например полный до краев. Я показываю этот стакан с горохом и говорю: «Вот наша мерка - полный до краев стакан. Сегодня, когда мы будем измерять, надо следить за тем, чтобы стакан был полный до краев, потому что мы так договорились».

Затем высыпаю горох из стакана в пустую миску или тарелку, лучше всего прозрачную. И чтобы не сбиться со счета, предлагаю детям, каждый раз, когда высыпаем из стакана горох ставить предметы для памяти.

После того, как весь горох измерен, я спрашиваю, можно ли узнать, сколько было полных стаканов гороха в миске. Дети предлагают пересчитать предметы, которые они откладывали при измерении. Пересчитав их, выясняется, что в миске пять стаканов.

Для демонстрации измерения лучше всего использовать прозрач­ную посуду, чтобы было видно, как в одной посуде количество гороха (воды) уменьшается, а в другой - увеличивается.

Перед измерением фиксирую внимание детей на том, что необходимо договориться о полноте меры, т. е. ее наполняемо­сти. Подчеркиваю, что можно выбрать любую наполняемость (до полоски, с «горочкой», полстакана). После того как полнота меры определена (договорились, как будем наполнять стакан, ложку), следует строго выполнять это условие.

«Сегодня на занятии мы договорились насыпать по полстакана. Полстакана - наша мерка, полстакана мы приняли за единицу измерения. При измерении мы можем насыпать только так». (Я демонстрирую полноту меры и приклеиваю ленточку, которая позволит соблюдать полноту меры.)

Чтобы у детей не закрепилось неверное представление о том, что крупу (или жидкость) можно измерять только стаканом, я показываю детям и другие предметы: чашку, блюдце, ложку - и предлагаю попробовать измерить этими мерками.

3. Моделирование

Уважаемы коллеги! А теперь я предлагаю Вам придумать проблемные ситуации Тема: «Транспорт» (Например, животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться)

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

(Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.)

Тема: « Грибы» (Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.)

5.Заключение

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам организацию проблемного обучения через решение проблемных ситуаций с детьми старшего дошкольного возраста.

Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

Плюсы проблемного обучения:

Педагог является равноправным партнером;

Дети самостоятельны и инициативны;

Дети сами открывают новые знания и способы действия;

Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются

Применение проблемного обучения способствует реализации потребности детей в познании, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

По завершению мастер - класса участники получают буклеты-памятки.

В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания.

Мы предположили, что использование проблемного обучения в работе с дошкольниками положительно повлияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубинштейн С.Л.: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Характерные признаки проблемного обучения:

  • возникает состояние интеллектуального затруднения;
  • возникает противоречивая ситуация;
  • появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;
  • проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения.

Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2.Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.

В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методов.

Решение проблемных ситуаций на занятиях получили распространение и в работе с детьми нашей группы.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;
– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
– ставим проблемные задачи.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А.М.Матюшкин, – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А.М.Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения

Тема: «Знакомый незнакомец».

Программное содержание:

  • Продолжать учить детей придумывать загадки с элементами описания, сравнения и описания.
  • Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.
  • Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.
  • Развивать интонационную выразительность речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В группу заносится сундучок.

Воспитатель:

– Хотите узнать, что в сундучке? Надо придумать чистоговорку:

Чок-чок-чок-открывайся…(сундучок)

Сундучок открывается, и дети обнаруживают осенние листья.

– Ребята, осень на память о себе оставила осенние листья. Какие они? (Разноцветные, пестрые, багряные…)
– Чем ещё нас обрадовала осень? (Красотой, листопадом, овощами, фруктами, грибами, т.е. урожаем).
– Ребята, в сундучке еще что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».
«Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?
Ваш давний друг – Волшебница Осень».

Эвристические вопросы:

– Ребята, что вы услышали сейчас?
– Когда произошла эта история? Где?
– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)
– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)
– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?
– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?
– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).
– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.
– Во-первых, обратимся к схеме.
– Что мы знаем об образовании слов?
– Как образуются слова?
– От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?
Поиск: (используется схема)

– А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте по-рассуждаем.
– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?
– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.
Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

– А теперь давайте вернемся к нашему грибу.
– Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)
– Около березы, у березы, под березой.

– Какое слово мы можем образовать с помощью частички «около» и слова? (Околоберезовик)
Аналогично: уберезовик, подберезовик.
– Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.
– У нас получилось три названия грибу. Какое же из них правильное? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)

Проверка в словаре: подберезовик.

«Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)
– Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?
– Мы обязательно сообщим им о нашем решении.

Физкультминутка с элементами релаксации

Включается спокойная тихая музыка.

– Дружба не только в нашей группе, но и у растений тоже очень ценится.
Вот, например, грибы и деревья очень дружат между собой. Давайте представим себя маленькими подберезовиками, которые вот-вот появятся под березками. Теплый луч упал на землю и согрел маленький грибочек. Нежится на солнце грибочек, подставляя то один свой бок, то другой. И вырос из маленького грибочка красивый гордый подберезовик, похожий на раскрытый зонтик.

Чистоговорка:

Шу-шу-шу –
Я листочками шуршу.
Су-су-су –
Под листочками грибы в лесу.

Игра «Волшебные дорожки»

Задание: Хлопните в ладоши 1 раз, если вы услышите слова, подходящие к слову «подберезовик» и 2 раза, если вы услышите слова, которые
подходят к слову «береза».

– Какой подберезовик?
– Какая березка?

Задание: С помощью этих слов составьте предложение.

(Под стройной, белоствольной березой растет вкусный, полезный, аппетитный, подберезовик)

– А вы любите отгадывать загадки?
– А кто их придумывает?
– Хотите придумать загадку про подберезовик?
– Вспомним, какие слова мы придумали к слову «подберезовик».
– Какой он?
– Где он растет?
– Что особенного у него есть?
– На что похож?
– Составим загадку с отрицанием «но не»:

Что это? (Гриб подберезовик)

Итог занятия

Воспитатель с детьми помещает свое новое открытие в уголок открытий.

Новые образовательные стандарты введены не только в образовательных учреждениях, но и в детских садах. Выпускник дошкольного образовательного учреждения должен иметь определенные навыки:

  • решать личностные и интеллектуальные задачи, соответствующие его возрасту;
  • использовать полученные знания для постановки новых задач, их решения.

Ситуаций предполагает обучение, основой которого является получение знаний путем решения практических и теоретических задач. Педагог детского сада, применяющий подобную методику, развивает у своих воспитанников умение самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, анализировать полученный результат. Проанализируем различные приемы создания проблемной ситуации, с помощью которых дошкольники учатся самостоятельно искать информацию, использовать знания в обычной жизни.

Какова цель проблемного обучения

Решение проблемных ситуаций способствует формированию творческих способностей школьников, развивает их самостоятельность. Важно понимать, что подобное обучение предполагает установление тесной взаимосвязи между взрослым и детьми. Создание проблемной ситуации - задач воспитателя. Он должен пройти вместе с ребятами сложную цепочку, началом которой будет простое наблюдение, а результатом - активное участие в решении проблемы. Благодаря новым знаниям, получаемым в ходе такой совместной работы, ребенок узнает новые характеристики изучаемого объекта, учится ставить вопросы, искать на них ответы.

Особенности проблемного обучения

В России происходят серьезное реформирование образования, возникают новые методы и формы обучения дошкольников. В стране создаются дошкольные учреждения новых типов, направленные на формирование нравственности, интеллектуальных способностей детей Существенное внимание уделяется в дошкольном образовании именно поэтапному формированию умственных действий, умений решать проблемные ситуации, задачи, поставленные педагогом.

Актуальность обучения

Подобное обучение отличается от традиционной подготовки дошкольников познавательной активностью. Дошкольники получают навыки самообразования, самообучения, которые им пригодятся в школьной жизни. Качественный анализ проблемной ситуации - способ получения нового жизненного опыта.

История возникновения проблемной технологии

История применения проблемного обучения уходит корнями в глубокое прошлое. В трудах И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо предлагались «активные методы обучения». Проблемная ситуация - это способ приобретения нового опыта, стимулирование собственной деятельности детей. В начале 20 века американский педагог Дж. Дьюи разработал концепцию проблемного обучения. Он предлагал традиционный вариант обучения дошкольников и младших школьников заменить самостоятельным учением посредством решения различных практических задач. В результате многочисленных экспериментов, проведенных Дьюи, он убедился в том, что проблемные ситуации для дошкольников дают гораздо больше возможностей, чем вербальное (книжное, словесное) обучение, связанное с простым запоминанием материала. Именно Дьюи современная педагогика обязана появлением концепции «полного акта мышления». Активное обучение, предложенное в начале прошлого века, в России «прижилось» только с введением новых образовательных стандартов.

Примеры проблемных ситуаций для дошкольников

Приведем пример проблемной ситуации для дошкольников. Детям предлагаются кубики разной формы и размеров, из которых они должны построить дом. Получив задание, дети сначала должны продумать план своих действий, подобрать кубики по форме, размерам, чтобы конструкция дома получилась устойчивой. Если дети упустят данные моменты, они не смогут справиться с той задачей, которую перед ними поставил воспитатель. Во время совместной деятельности дети учатся общаться, формируется чувство коллективизма.

Суть проблемного обучения дошкольников

Подобное обучение имеет разновидности, в зависимости от того, как именно поставлена педагогом проблема. Проблемная ситуация направлена на персонализацию знаний, творческое развитие дошкольников. В детских садах широко развиты ролевые игры, которые подразумевают именно проблемное обучение. Примеряя на себя профессию доктора, ребенок учится общению с «пациентами». Такой опыт поможет ему в выборе будущей профессии, станет прекрасным стимулом для получения новых знаний. Находясь в дошкольном образовательном учреждении, ребенок учится преодолевать интеллектуальные затруднения, для него проблемная ситуация - это отличная возможность проявить себя. Именно проблема побуждает дошкольника к мышлению, учит его выбирать из большого объема информации только ту, которая ему потребуется для выхода из сложившейся ситуации. Противоречия, которые присущи данной методике, будут основным механизмом для активизации познавательной деятельности будущих первоклассников.

Любая проблемная ситуация - это непривычная для ребенка обстановка. Поиск оптимального зависит от творческого потенциала воспитателя. Проблемное обучение предполагает организацию через игру творческой и исследовательской деятельности дошкольников. Применяя разнообразные приемы формирования познавательной активности у своих воспитанников, педагог воздействует в первую очередь на эмоционально-волевую сферу детей. Воспитатель заботится о том, чтобы при получении новых знаний дети испытывали ощущение удовлетворения, удовольствия, радости. Созданная воспитателем проблемная ситуация - это возможность вызвать у детей чувство восхищения, неумения, удивления.

Самостоятельность дошкольника, гибкость, являются признаками умения и желания творить, сочинять, изобретать, придумывать новые образы.

Работая над проектом, ребенок получает от своей деятельности удовольствие, испытывает положительные эмоции. Только в таком случае можно будет говорить о полноценном развитии творческого потенциала дошкольника, формировании гармоничной личности.

Как создать проблемные ситуации

Противоречие является связующим звеном проблемного обучения, а потому важно правильно поставить перед ребенком вопрос. Чаще всего вопросы, абсолютно разные по структуре, задают сами дети: «Почему шуба не греет?»; «Почему растение пьет воду, а она из него не вытекает?»; «Почему у домашней курицы есть крылья, но она не улетает?»; «Почему земля круглая?» Те проблемы, которые выдвигают дети, воспитатель записывает или запоминает, а на занятиях адресует их всей группе. Воспитатель должен направлять детей на поиск ответа на вопрос, уделить внимание именно противоречию, чтобы в сознании ребенка зафиксировалось правильное решение. Педагог преднамеренно формулирует противоречия между научными фактами, которые известны ребенку, и жизненными ситуациями.

Примеры исследований

Изучая свойства воды, дети узнают о том, что на 80 процентов человек и животные состоят из воды. Для создания проблемной ситуации воспитатель спрашивает: «Почему наше тело не жидкое, ведь в нас так много воды?» Вместе с педагогом ребята ищут ответ и приходят к выводу, что вода - внутри организма, поэтому и не вытекает из человека. Воспитатель в ходе поиска ответа на поставленный вопрос выслушивает все доводы детей, поощряет их за активность, попытку проявить свои знания. После того как все ребята предложат свои ответы, совместно выбирается общее решение.

Для поиска правильного ответа можно провести и эксперимент. Дети вместе с педагогом (или родителями) натирают морковку, свеклу, картофель, выжимают сок, затем сравнивают объем полученной жидкости. Небольшое исследование, проведенное будущими научными работниками, станет для детей настоящим открытием. Создав проблемную ситуацию, воспитатель вынуждает своих подопечных получать знания, развиваться, самосовершенствоваться.

Необычные открытки

Проблемную ситуацию можно создать и на занятиях по физической культуре. Занятие «Поздравительные открытки для Пятачка» можно проводить в игровой форме. Воспитатель обращается к детям с просьбой помочь подобрать для Пятачка подарок. В мультфильме про Винни-Пуха идет речь о подарке для ослика, поэтому вопрос о том, что подарить Пятачку, сначала кажется детям странным. Ребята предлагают разные предметы, которые бы можно было подарить Пятачку. Обычную гимнастику можно превратить в увлекательную мастерскую, в которой каждый ребенок будет занят изготовлением необычной открытки для героя мультфильма. Нужно не просто придумать открытку, но и найти для нее все детали. Для начала ребята заполняют свои волшебные шкатулки (ящики для работы). В каждый раздел ящика складываются определённые детали: кружочки, цветы, листочки. Вместе с воспитателем дети произносят волшебное заклинание, слова которого придумывает сам педагог. И только после такого необычного ритуала ребята приступают к созданию поздравительных открыток для сказочного Пятачка. Каждый ребенок получает в конце работы свою индивидуальную открытку, готовые изделия можно вывесить на специальном стенде.

Значимость проблемного обучения

Любая проблемная ситуация, предложенная педагогом, окрыляет дошкольников, помогает пробуждать и формировать познавательную активность, развивать творческий потенциал. Гипотеза, которую выдвигает воспитатель в начале занятия, также является вариантом проблемного обучения.

Заключение

При знакомстве детей с окружающим миром проблемное обучение является приоритетным. При необходимости решать определенную задачу ребенок концентрирует свое внимание, память, развивается, он гораздо быстрее адаптируется к повседневной жизни. При самостоятельной формулировке гипотезы дошкольники учатся ставить цели занятия, искать варианты и формы исследований. При создании любых проблемных ситуаций взрослые намеренно побуждают детей выдвигать гипотезы, учат их формулировать выводы. Ребенок не боится ошибиться, ведь он уверен в том, что его инициатива не будет наказана, а, напротив, каждое высказывание ребенка обязательно будет поощрено воспитателем.

Решать самостоятельно проблемы, не опасаясь ошибок, - это и есть конечная задача проблемного дошкольного образования. Современная образовательаня реформа в нашей стране претерпевает серьезные изменения, и введение новых федеральных образовательных стандартов в первую очередь связано именно с реализацией в дошкольных учреждениях проблемного метода обучения. Есть и первые положительные результаты подобного реформирования, подтверждающие важность и своевременность ФГОС. Дети, умеющие планировать свою деятельность, подводить итоги работы, не будут испытывать особых проблем во время обучения в образовательных учреждениях.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненныепредставлениядетей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: «Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: «Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

Тема: «Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: «Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

Тема: «Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: «Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема: «Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

Тема: «Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Колледж автомобильного транспорта №9»

(ГБПОУ КАТ №9)

Психологическое занятие

«Тренинг решения проблемных ситуаций»

Герасимович А. А. , педагог-психолог I категории ГБПОУ Колледжа автомобильного транспорта №9 (1-й Амбулаторный пр-д д. 8)

Москва 2014г

Концептуальный замысел

Анализ проблемы.

Возрастной период обучающихся нашего колледжа характеризуется значительными изменениями на личностном уровне. Ситуация усугубляется новыми требованиями, предъявляемыми социумом. В этот период в их фокус внимания попадают оценка личностных особенностей, наличие сходств и различий с другими молодыми людьми, профессиональные склонности и их дальнейшая успешная реализация, социальный статус в коллективе и многое другое. В связи с этим, на данном этапе у юноши возникают проблемы, с которыми он прежде не сталкивался. И, разумеется, попав в данную ситуацию, в связи с ограниченностью личностных ресурсов, скудностью опыта и некоторых социальных умений и навыков, он очень уязвим и нуждается в помощи и поддержке.

Умение решать проблемные ситуации, самостоятельно находить выход из трудных жизненных положений, или грамотно просить о помощи и поддержке, находить конструктивные пути решений в сложных кризисных условиях – все это важнейшие жизненные навыки, обуславливающие возможность социальной адаптации, эффективное приспособление к окружающей среде и, как следствие, социальную и личностную успешность каждого из нас. И как всякий навык, навык решения проблемных ситуаций, может быть приобретен и развит путем его отработки и тренировки.

Целью тренинга является формирование навыков эффективного решения проблемных ситуаций..

Задачи:

    Актуализация активной позиции участников в решении проблем;

    Формирование представлений обучающихся об адекватном отношении к проблемным ситуациям;

    Знакомство студентов с алгоритмом решения проблемных ситуаций;

    Обучение участников занятия построению стратегий разрешения проблемной ситуации;

    Демонстрация участниками нового опыта решения своих проблемных ситуаций.

    Оценка участниками эффективности предложенного алгоритма решения проблемных ситуаций.

    Формирование групповой сплоченности.

    Эмоциональная поддержка участников группы.

Целевая группа: Учащиеся, приглашенные на мероприятие по итогам психологических исследований агрессивности (опросник Басса-Дарки, тест Розенцвейга), тревожности (опросник Филлипса), уровня притязаний (моторная проба Шварцландера), а также все желающие.

Материалы: презентация «Шаги решения проблемных ситуаций», «гармошка «Решение проблемных ситуаций», бумага, ручки.

Время занятия : 1 час 30 минут.

Тренинг решения проблемных ситуаций:

    Введение

Ведущий обозначает тему встречи, ее актуальность, цели и задачи занятия.

Упражнение «Проблема для меня – это…»

Участники по очереди формулируют понятие проблемной ситуации, далее, ведущий резюмирует сказанное, дает определение, демонстрируемое в презентации.

Ведущий предлагает участникам точку зрения на проблемы в жизни каждого из нас как некоего естественного и неизбежное явления. Формирует представление о том, что проблемная ситуация это не что-то угрожающее, это нормальное положение вещей, и что решение любой проблемной ситуации ведет к личностному росту, развитию, получению нового бесценного опыта решения подобных проблем в перспективе.

Ведущий задает вопрос группе: «Как Вы думаете, вероятнее всего проблема решиться, по отношению к которой мы будем предпринимать какие-либо действия или ждать, что проблема решится сама?»

Важно сделать акцент на активной позиции по отношению к проблеме и принятии ответственности за решение на себя. Сформировать уверенность в том, что существуют эффективные способы решения. ак Вы думаете, вероятнее всего проблема решиться. групповой сплоченности, ятий. внимания подростка попадает его

Прочтение притчи «Урок бабочки»

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

II Основная часть

Ведущий задает группе вопрос: «Ребят, скажите, пожалуйста, есть ли в Вашей жизни проблема, с которой Вы не можете справиться, которые на данном этапе Вам не удалось еще разрешить?» Это может быть проблема связанная с учебой, с взаимоотношениями с родителями.

«Пожалуйста, найдите эту проблему и просто держите ее в голове, пока я буду рассказывать Вам следующий материал».

    ШАГ: Определение проблемы. При возникновении проблемы следует остановиться и спросить себя «Что происходит?», «Что не так?»

    ШАГ: Прояснение проблемы. На этом шаге важно точно выяснить в чем именно заключается проблема. Ответить себе на вопрос «Кто, что, когда, зачем и почему», Определить, чем именно угрожает данная ситуация, каковы могут быть ее негативные последствия. Поставить реалистичные цели решения проблем. Важно понимать, что цели должны быть реалистичными , чтобы мы не ждали чудес. Например, нельзя заставить одного человека чего-то захотеть.

    ШАГ: Выявление альтернатив. Определение различных путей подхода к проблеме. Важно помнить, что проблема имеет более чем одно решение. Барон Мюнхаузен говорил: «безвыходных положений не бывает» . Он, конечно был прав! Мало того, что безвыходных положений не бывает, у каждой проблемы есть минимум два способа решения, а то и больше. Некоторые люди попадают в ловушку, предполагая, что проблема имеет одно решение. Они не могут увидеть другие пути решения, потому что циклятся на одном способе. У них возникает так называемое «тонельное видение». Альтернатив должно быть как можно больше. Важно, также, помнить о том, что существует два типа проблем – проблемы, по поводу которых мы можем что-либо предпринять, и те, решение которых нам неподвластно, решить которые мы не в силах. Важно понимать разницу. С теми проблемами, которые мы реально не можем справиться – можно обойтись только одним образом – принять. Мы мало что можем сделать в отношении погоды, чувств и интересов другого человека. Важно также, чтобы выбранные альтернативы были реалистичными, чтобы мы не ждали чудес.

    ШАГ: Исследование альтернатив. Необходимо проанализировать последствия выбранных альтернатив. Ответить на три вопроса: «Что случится в лучшем случае?», «Что случится в хутьшем случае?», «Что случится скорее всего?»

    ШАГ: Решение. Выбор альтернативы и принятие решения на ее основании. Важно помнить, что за каждое нами принятое решение мы несем ответственность, и последствие нашего решения могут причинить кому-то боль.

    ШАГ: Действие. Важно помнить, что если ничего не менять, то ничего не изменится. Поэтому необходимо действовать. В действии проявляются наши способности, наши возможности. Мы можем принять какое-то решение, но дойдя до этапа действия можем просто его не выполнить по ряду причин (пойти на попятную). Например, двое поругались. Один на другого очень злится. Всю ночь первый думал: «Вот завтра подойду и все выскажу». И вот наступило завтра, а первый, что готовился к разговору всю ночь, не может решиться на запланированное действие. Он подходит к своему другу, но начинает говорить нечто совершенно иное – совсем не то, что запланировал. Почему это происходит? По ряду причин. В голове у него превосходно сложилась картинка. а реальности все оказалось совершенно по-другому.

    ШАГ: Оценка. После того, как произошло какое-то действие – необходимо оценить, что произошло. Каков результат. Ухутьшилось, улучшилось положение или осталось на том же уровне. Важно попробовать учиться на последствиях, получит новый опыт и сделать вывод насколько эффективен тот или иной способ решения проблемы. Если что-то не получилось, в следующий раз можно попробовать сделать по-другому. Многие люди просто повторяют решение проблем по нескольку раз одним и тем же способом и, разумеется, не достигают получившегося результата.

Далее, ведущий предлагает участникам поработать с решением проблем, выбранных в начале занятия, разбив группу на несколько подгрупп: подгруппа выбирает проблему, описывает каждый этап работы с проблемой по предложенному алгоритму. Затем каждая команда демонстрирует свое решение проблемы.

III . Заключение:

Шеринг. Подведение итогов. Выяснение степени важности, актуальности и интересности для обучающихся предложенного материала.

Ведущий благодарит участников за работу и делает вывод, что множество проблем можно решить, если решать их поэтапно.