Программа работы психологического клуба в доу. Детско-родительский клуб «Школа дошкольных наук

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.

Суть понятия

Родительский (семейный) клуб - это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Родительский клуб - это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ

Цели и задачи работы родительского клуба

Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.


Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

  • повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
  • определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
  • помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших - подготовка к началу обучения в школе);
  • содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной - ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
  • установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).

Как работает родительский клуб

Работа клуба определяется стратегией образовательного процесса в конкретном ДОУ. Клубное членство существует в двух форматах: общее всего сада и частное для отдельной группы. Обычно участники клуба всего сада собираются на заседания (клубные часы) один раз в квартал в музыкальном зале для работы над вопросами, которые не привязаны к возрасту детей. Например, обсуждение проблемы «Ребёнок и компьютер». Родительский клуб конкретной группы отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются вопросы, тревожащие мам и пап детей определённого возраста.

Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях

Участники родительского клуба

Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:

  • учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
  • учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
  • психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
  • учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
  • методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).

Чем занимаются на заседаниях

Участники родительского клуба:


Формы работы семейного клуба

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:


Программа работы клуба

Тематика работы общего родительского клуба планируется методическим советом ДОУ. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в каждой группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За 1–2 недели до очередного заседания методист детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов. В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.

Тематика заседаний родительского клуба

В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.

Примерный перечень тем может быть таким:

  • «Как подготовить ребёнка к школе»;
  • «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»;
  • «Развиваем память у дошкольников»;
  • «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;
  • «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;
  • «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»;
  • «Возрастные кризисы»;
  • «Детские страхи»;
  • «Капризы и упрямство»;
  • «Ребёнок и компьютер»;
  • «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
  • «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».

Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей

Планирование клубного часа

Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.

Приветствие

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

Таблица: варианты игр для приветствия

Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу

Основной этап

На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.

Теоретический аспект

Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
  • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
  • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

На теорию выделяется около 15 минут.

Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:


Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.

Практика занимает до 45 минут.

Эмоциональная разгрузка

Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.

Заключительный этап

Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

  • письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»);
  • устной (например, передавая друг другу мяч, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на клубном часе).

Заключительный этап длится около 15 минут.

Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок - определённая эмоция

Таблица: пример конспекта клубного часа «Адаптация ребёнка в детском саду» (фрагменты)

Этап Содержание
Приветствие Ведущий предлагает участникам познакомиться в игре «Визитки». Каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о своём ребёнке, посещающем детский сад…>
Основной <…Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнёрами по общению и окружающим миром в целом.
Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребёнка в период адаптации?
Идёт обсуждение, в конце которого ведущий предлагает плакат с данной информацией…>
<…Упражнение «Ситуация»
Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает ответить на вопросы.
Сегодня Шурику исполнилось три года, и мама отвела его впервые в детский сад, предупредив, что очень скоро заберёт его из группы. Вначале Шурику понравилось в детском саду. Он никогда не видел столько новых заводных игрушек и бесконечное количество машин. Забыв про маму, Шурик бросился к игрушкам, но воспитательница позвала всех на прогулку, и Шурику пришлось идти с детьми. Но он никак не мог, как другие дети, сам одеться, зашнуровать ботинки, завязать шарф. Здесь мамы не было, и Шурик попросил воспитательницу помочь ему немного. Все дети начали смеяться, что он такой неумёха, и после этого никто не захотел играть с ним во дворе. И Шурик снова вспомнил маму, он вспомнил, что она сказала, и побежал к калитке, ожидая, что она вот-вот за ним придёт. Но мамы не было. А вместо неё появилась воспитательница и начала его ругать за то, что он ушёл без разрешения из группы. Она заставила его вернуться к детям. Он заупрямился и не хотел идти. Потом расплакался и стал громко звать маму. Шурик отказался от обеда, не захотел ложиться спать. Сел у двери и, причитая, снова стал звать маму. Но мама пришла за ним очень поздно, после ужина. И, выяснив у воспитательницы подробности сегодняшнего дня, ужасно рассердилась и при всех набросилась на Шурика, ругая, что он так плохо себя ведёт. Она пообещала, что поставит его в угол, и увела ревущего домой, не понимая, почему он разрыдался. А он рыдал все сильнее и сильнее.
Вопросы: Правильно ли поступила мама Шурика, оставив его в первый раз на целый день в детском саду? Правильно ли повела она себя, придя за ним, чтобы забрать его домой? Как бы поступили вы на её месте?
Игры «По дороге в детский сад»
Чтобы ребёнок с желанием шёл в детский сад, с ним можно поиграть:
  • «Всё круглое (квадратное, треугольное): ребёнок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути;
  • «Красные (зелёные) предметы» - по принципу упражнения №1;
  • «Волшебные фигуры». Имитируем с ребёнком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.;
  • «Чего не стало?», «Что изменилось?» Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребёнка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад…>
Релаксация Упражнение «Моё настроение» Участникам предлагается на листе бумаги нарисовать то, что соответствует их нынешнему настроению. Анализ упражнения: Что изобразили и почему? Изменилось ли настроение по сравнению с тем, какое было в начале встречи. В какую сторону? Чем вызвана перемена?..>
Заключительный этап <…Ведущий предлагает участникам встречи рассказать о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, пожеланиях.

Марина Козлова
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей

Родительский клуб как эффективная форма

взаимодействия ДОУ с семьей .

Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически одинаковыми : одно расписание, одни и те же занятия. Семья рассматривалась как типичная «ячейка общества» . Считалось, что в принципе все семьи похожи друг на друга. Взаимодействие с родителями было достаточно скромным : родительские собрания , утренники, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья » . Сегодня же семья стремительно меняется . Соответственно меняются и появляются новые формы взаимодействия ДОУ с родителями .

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной и воспитательной работе. Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества , при активном включении в эту работу всех членов дошкольного учреждения и членов семей воспитанников .

В литературе описаны разные классификации форм работы образовательного учреждения с родителями : коллективные и индивидуальные, внутри детского сада и за его пределами, традиционные и инновационные.

Интерес вызывают нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников .

Изученная литература и опыт работы детских садов России позволил нам выявить такую эффективную форму работы детского сада с семьей , как родительский клуб .

Родительский клуб – это место , где родители всегда могут получить поддержку и помощь, рекомендации и советы, внимание и участие в воспитании и обучении ребенка.

Нами была разработана модель деятельности родительского клуба .

Анализ научной литературы и передового педагогического опыта позволил определить основные задачи родительского клуба :

осуществление организационно-педагогических функций по созданию образовательной среды в МДОАУ;

создание и развитие социально-педагогической базы для воспитания и развития детей, оказания помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;

создание механизма привлечения родителей в образовательное и социальное пространство ДОУ;

создание системы взаимодействия семьи и ДОУ , ее дальнейшее развитие, выход на уровень добровольчества, родительских и детских инициатив ; возрождение семейных традиций;

повышение психолого-педагогической компетентности и социальной активности родителей .

Принципы работы родительского клуба :

участвовать в работе клуба на добровольной основе;

учитывать пожелания и предложения участников клуба ;

строить общение на основе взаимопонимания , взаимоуважения , эмпатии, толерантности;

творчески подходить к работе клуба .

Основные формы работы родительского клуба :

Родительское собрание

Практикум

Круглый стол

Развлечения

Чтобы обеспечить родителей нужной информацией по проблемам воспитания, существует набор информационных материалов , которые раздаются родителям .

План занятий родительского клуба «Моё солнышко»

на 2014-2015 учебный год

Сентябрь Составление программы работы клуба для родителей .

Анкетирование родителей .

Оповещение и приглашение родителей .

Октябрь 1-я встреча : «Знакомьтесь : это моя семья

Ноябрь Выставка семейных гербов

Декабрь 2-я встреча : «Учимся полезно играть с детьми» ; «Новый год – что он нам принесет?»

Январь Фотогазета «Новогодние каникулы»

Февраль 3-я встреча : «Готовим вместе с мамой»

Март Оформление книги кулинарных рецептов с фотографиями

Апрель 4-я встреча : «Умелые руки не знают скуки»

Май Папы и мамы, пора подвести итоги.

Анкетирование и опросы с целью выявления уровня педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей

Июнь Индивидуальные консультации для родителей «Проведем лето вместе» , подготовка памяток для родителей .

Планирование осуществлено так, что родителям не требуется ежемесячного посещения клуба . Работа основана как на коллективной деятельности родителей с педагогом , так и на индивидуальной.

Результативность :

Опрос родителей на данном этапе работы показал : удовлетворенность работой родительского клуба составила 95% , необходимость продолжения работы – 90 %. Результаты оценки родителями работы родительского клуба отражены на диаграмме № 1.

Диаграмма № 1

Оценка работы родительского клуба «Моё солнышко»

Но наряду с высоким педагогическим потенциалом такой формы взаимодействия с родителями как «родительский клуб » мы с толкнулись и с определенными трудностями. Они заключались в организации первых встреч с родителями . Но все трудности можно ликвидировать за счет популяризации данной формы работы с семьей и приданию взаимодействию родителей с ДОУ статус сотрудничества.

Список использованной литературы :

1. Детский сад. Книга для заведующих//Под ред. Л. П. Тарасовой. - М., 1982.

2. Дядюнова И. А. Научно-практические основы эффективной социализации ребенка в рамках семейного клуба : Автореферат. - Нижний Новгород, 2008.

3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей : Методические рекомендации / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Современный ребенок : семья плюс детский сад//Обруч. -2008, -№1.-с. 3-6.

Публикации по теме:

«Спортивные праздники и физкультурные развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей дошкольного.

Детско-родительский проект по театрализации как эффективная форма работы в период адаптации Детско-родительский проект по театрализации как эффективная форма работы в период адаптации Представляю вашему вниманию опыт работы в рамках.

"Три С" это Спорт-Семья-Счастье! Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому многие дошкольные учреждения и, наше.

Детский сад строит работу с родителями разными формами,которые не буду перечислять,так как всем это знакомо и не ново. Работа клуба для родителей.

Первое заседание в семейном клубе в детском саду

«Добро пожаловать в семейный клуб "Солнышко"

Описание: данный материал представлен как инновационная форма работы с родителями по воспитанию духовно-нравственных ценностей. Конспект можно использовать полностью, или частично, фрагментарно в работе с родителями и педагогами, отредактировав задачи и материал. Материал будет интересен педагогам ищущим новые формы взаимодействия с родителями. Встречи в семейном клубе по технологии "Уроков семейной любви" позволяют решить многие задачи родительского образования. Данный урок я разработала по технологии Елены Владимировны Бачевой "Уроки семейной любви" для родителей организованного на базе моей группы семейного клуба "Солнышко". На первую встречу пришли папы, мамы и бабушки.В ходе заседания выяснилось, что мужчины и женщины имеют абсолютно разные точки зрения на происходящее и горячо отстаивают их. На первом заседании клуба нам всё было ново. Родители и я вместе с ними учились слушать, слышать друг друга, спокойно воспринимать иную точку зрения.

Аудитория: родители детей средней группы.

Подготовительная работа: вручение писем любящим родителям в течение четырёх недель, работа в семейном клубе «Солнышко» в течение учебного года во второй младшей группе детского сада, открытие «Школы любящих родителей» в детском саду 24 октября 2012 года, оформление с детьми группы приглашений для мам и пап на встречу в семейном клубе «Солнышко».
Тема: "Добро пожаловать"
Цель: введение родителей в тему предстоящих занятий в семейном клубе «Солнышко» по теме «Родительское образование».
Задачи:
1. Познакомить родителей с правилами встреч в обновлённом семейном клубе "Солнышко".
2. Создать условия для формирования умений родителей работать в микрогруппах, договариваться, выслушивать друг друга и находить компромиссное решение.
3. Способствовать сплочению коллектива родителей.

Материалы и оборудование: солнышко (изображение) лучики с информацией,
кукла Светлана,
колокольчик,
свеча, спички, шкатулка,
импровизированный микрофон,
осенние листочки четырёх цветов,
задачки для родителей на листах бумаги соответствующих по цвету осенним листьям,
на каждого родителя:
-листы бумаги в клеточку формата А6 для работы в микрогруппе
-цветные листы бумаги формата А6 для отзыва о работе на уроке,
-осенние листочки живые, 2 листа бумаги формата А4
-на каждого ребёнка группы цветные карандаши мягкие тёплых тонов, и восковые мелки,
памятка для каждого родителя «Детские радости»

Ход урока

Введение
Педагог: Благодарю вас за то, что нашли время, чтобы прийти сегодня на нашу встречу. Начинаем новый учебный год в нашем семейном обновлённом клубе «Солнышко». Занятия в клубе будут проходить необычно, мы вместе будем работать, размышлять о том, что такое семья, как гармонично выстраивать отношения с родными близкими и окружающими людьми.
Педагог обращает внимание родителей на солнце, которое изображено на доске.
Педагог: Сегодня у нас в гостях Светлана (показ куклы)
Чтение стихотворения:
За окошком снег идёт,
По минутам день ползёт.
Надоело долго ждать -
Буду солнце рисовать.
Нарисую солнце -
Приклею на оконце,
Стало в комнате светлей,
Сразу стало веселей.
Я скажу вам, не тая -
Жить без солнышка нельзя.

Вопрос по кругу: Без чего ещё нельзя жить человеку?
(Ответы родителей выслушать, обобщить и подвести к выводу): человеку нельзя жить без семьи, близких людей, без любви.
Педагог: Людмила Павловна, Любовь Ивановна, Вера Ивановна присутствовали на первом уроке в «Школе любящих родителей». Хотелось бы послушать ваше мнение. (Отзывы родители выслушать, обобщить).
Наше солнце непростое, оно несёт свет, позитив и информацию. Лучики вам раздаю, ознакомьтесь с информацией и поделитесь с нами.
Работа с текстом: (Родители читают вслух информацию) :
У родительского образования в Пермском крае своя история. В городе Перми уже 20 лет работает по данной теме Бачева Елена Владимировна, руководитель Пермской краевой общественной организации «Родительский дом», учредитель и ректор «Академии родительского образования», главный редактор журнала «Родной дом» и очень грамотная, деятельная, в тоже время душевная, чуткая, открытая добрая женщина.


Вдумайтесь в её слова: «Тысячелетия люди спорят о том, что есть Добро, что есть Зло. Нам бы договориться, что добро – это то, что делает человека человеком, возвышает его; то, от чего он становится лучше. Зло – это то, что уничтожает человека, унижает его, сводит его до положения нелюдя, нечеловека, зверя, животного.
Природа мудра, она каждому определила свою задачу: цветок цветет, речка течет, солнышко греет, а человек думает. Думает! Он может творить Красоту, нести Добро в этот мир, обогревать сердцем своим обездоленных. Но только тогда, когда он думает, размышляет, сопоставляет, анализирует, осознает, сочувствует, понимает.

Счастливого ребёнка может воспитать лишь позитивный родитель. Позитивному родительству можно и нужно научиться через саморазвитие и самосовершенствование".

Педагог: Сегодня мы проведём вступительные экзамены в «Школу любящих родителей». Итак, начинаем, во время работы по кругу у каждого из вас есть право пропустить один вопрос
Вопрос к аудитории:
- Вы любите своего ребенка? (родители отвечают поочередно).
Педагог: Замечательно. Другого ответа на этот вопрос я и не ожидала.
Предлагаю вам выбрать один из осенних листочков: есть жёлтые, оранжевые, красные, вишнёвые. Выбор сделан, прошу объединиться по цвету листочков, займите свои столики.

Работа в микрогруппах: Каждый из вас имеет свою точку зрения на происходящее. Договариваемся: нет точек зрения неправильных или правильных: есть просто своя точка зрения, свое решение, своё видение. В микрогруппах постарайтесь договориться: и если не прийти к единому мнению,хотя бы постараться найти компромисс.
Итак, наши дети перешли в среднюю группу. Новая жизнь – новые задачки. И жизнь нам их уже заготовила.
Раздать каждой микрогруппе листочки с педагогическими задачками.
Педагог: Внимательно прочитайте задачку, выскажите своё мнение, запишите своё решение данной задачки. (Даётся время для работы) .


Обмен мнениями: Делимся в микрогруппе друг с другом полученными результатами. Находим общее решение. (Дать время.)
Затем группы поочередно читают задачи и говорят свое решение.
Примерный перечень задач:
Ребенка вечером невозможно вовремя уложить спать.
Утром ребенка трудно поднять.
Ребёнок не хочет сам одеваться.
Ребенка невозможно оторвать от компьютера.
Любит смотреть «злые», агрессивные мультики.
Выслушать всех родителей, похвалить каждое решение,можно сделать свое добавление по ситауции с детьми своей группы, не называя имён.
Кольцо добрых слов: Все мы любим добрые слова в свой адрес. А нашему ребёнку это сейчас особо важно и нужно. Запускаем кольцо добрых слов в адрес нашего малыша. Говорим кукле Светлане добрые слова и передаём её нежно из рук в руки по кругу.


Педагог: Только уверенность ребенка в том, что ребёнок любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха. Замечательно сказал об этом поэт В. Берестов в одном из своих стихотворений:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что - малыш
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Из истории образования: «Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь - не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим - бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно на¬полняется пустотою же; выгоните одну, явится другая».
В. Г. Белинский
Педагог: Поэтому, учимся хвалить, поддерживать нашего малыша за каждое маленькое достижение, маленький успех, учимся сравнивать ребёнка только с ним самим, а не с соседом Ваней, учимся гордиться успехами своего ребенка, учимся верить в него, доверять ему – это основа самоуважения и успешности человека, его чувства собственного достоинства.
Отметили вы в семье переход ребёнка в среднюю группу? А почему бы нет? Например, семейный праздник – первое сентября. В нашей стране традиционно отмечается, как День Знаний. Попробуем определиться с понятием традиция.
Работа в микрогуппах: по опорной схеме:
Зачем нужна традиция в семье?
Как часто этот день повторяется в семье?
Что происходит в этот день в семье?
Обсуждение проводиться по схеме: сначала обсуждаем первый вопрос – поочередно микрогруппы выскажутся, затем – второй, третий.


Педагог: Этот праздник нужен для демонстрации ребенку, что он важен и нужен в жизни родителей, семье интересен он сам, его развитие и успехи. Почему? Взрослые отмечают свои события: профессиональные праздники, покупку автомобиля, покупаем тортик и своим коллегам, и своим семье. Для ребенка переход в среднюю группу, затем в старшую, подготовительную, а далее в школу - событие. А значит и семейное событие тоже. Уверена, что непременно добрые традиции появятся в семье ваших детей.
Работа в микрогуппах: составить словесный портрет идеального ребенка. После того, как микрогруппы поработают, на доске записываю коллективный портрет ребенка. Сначала пишу две буквы – ИР, а затем от каждой микрогруппы поочередно записываю 1-2 качества идеального ребенка и делаю вывод:


мы мечтаем об идеальном ребенке, нам он видится именно таким (послушным, добрым, вежливым, аккуратным, умным, любимым) .
Но эти две буквы И Р можно расшифровать и как «идеальный родитель» . Такие ли вы – знаете только вы.

Педагог: Сегодня вы удачно прошли испытание, я попрошу вас встать в круг. Поздравим друг друга с удачной сдачей экзамена. Пожимаю руку родителя, стоящего от меня слева – и запускаю
круг поздравления «по солнышку»: Я поздравила вас, вы – того, кто слева от вас и так пока рукопожатие не дойдет до меня.


Вот так – рука в руке родителя и педагога, родителя и родителя, а самое главное – ребенка и родителя мы с вами продолжаем работу в средней группе детского сада. Договариваемся здесь и сейчас:
верить в наших детей,
доверять друг другу,
создать традицию: встречаться каждый месяц в семейном клубе «Солнышко»
наполнить жизнь наших детей радостью
и пусть поможет нам в этом любовь к детям.

Авторитетное мнение. Из дневника государыни императрицы Александры Фёдоровны Романовой:
«Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность.
Только один раз даётся детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить детство своего ребёнка, делайте смело, не откладывая на завтра.»
Педагог: Предлагаю вам превратимся в Добрых Волшебников. Научим детей видеть чудо в обычном закрашивании листа бумаги. Для этого надо совсем немного: осенние листочки (я приготовила их для вас), чистые белые или цветные листы бумаги (лежат на столах) и яркие мягкие цветные карандаши, и восковые мелки.
Рефлексия: Педагог: я приглашу детей, а вы, пожалуйста, коротко напишите на маленьких цветных листочках свои впечатления, ощущения от нашей сегодняшней встречи, поставьте внизу дату, сегодня 31 октября 2012 года и свою подпись. Листочки можно положить в шкатулку.


Сотворчество родителей и детей: осенние листья положить под чистый лист бумаги и закрашивать лист бумаги цветными карандашами, восковыми мелками. Волшебство: на чистом листе вдруг появляются «деревья и кусты» из осенних листочков, подложенных под белый тонкий лист бумаги. Восхищение: «Ах, какая красота», предложение: «Украсим нашу группу!»

Смирнова Алёна Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №13 "Рябинушка"
Населённый пункт: г. Железногорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Детско - родительский клуб "Школа раннего развития"
Дата публикации: 13.12.2016
Раздел: дошкольное образование

ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИЙ

КЛУБ

«ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

СОСТАВИЛ: СМИРНОВА А.Н. СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

ЖЕЛЕЗНОГОРСК 2016Г.

МБДОУ № 13 «Рябинушка»

Детско- родительский клуб«Школа раннего развития" Воспитание очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней. Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем ДОУ создан детско-родительский "Клуб раннего развития", для родителей детей, посещающих группу раннего возраста. В клубе принимают участие специалисты детского сада: музыкальный руководитель, воспитатели группы, психолог, старший воспитатель, врач. Цель создания "Клуб раннего развития"(далее –клуб) развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и налаживанию в полной мере возможности семейного воспитания. А для этого родители не должны жалеть ни времени, ни энергии на постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня. Основные принципыработы клуба:  добровольность;  компетентность;  соблюдение педагогической этики. Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им:  преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;  относиться к ребенку как к равному;  понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сегодня сделал лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;  знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;  проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;  установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
Задачи клуба: 1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий. 2. Использование новых организационных способов привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом. 3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ. 4. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье. 5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Условия работы клуба:  заседания клуба по согласованию с родителями детей (проводится 1 встреча в месяц);  работа клуба ведётся согласно годового плана клуба;тематика заседаний должна касаться детей и их проблем и родителей и их проблем в воспитании своих детей;формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые, Итогомработы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях, успешная адаптация детей к условиям детского сада. Предложенная программа детско-родительских отношений клуба является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий ПРОГРАММА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с падением рождаемости и изменением структуры семьи. Анализ состояния современных семей показал, что состав семьи не превышает четырех чело век. Большинство российских семей воспитывает одного ребенка, а остальные родственники проживают чаще отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет
достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения. Созданный при ДОУ детско- родительский клуб поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит в дальнейшем период адаптации детей. Проводимые педагогами занятия с детьми дают педагогам возможность у становить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения.
Новизна.
Отсутствие образовательных программ для родителей, снижение тиражей специализированных научно-популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детейдошкольников. В этой ситуации единственным источником педагогических знаний для родителей станет детско-родительский клуб на базе детского сада. Приходя в ДОУ на специальные занятия, в играх со сверстниками, родители овладевают полезными знаниями и учатся общаться, при этом получают необходимые консультации специалистов по детскому развитию. Необходимость введения данной программы обусловлена запросами родителей, проведения анкетирования. Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие двигательных умений, активизации речи, внимания, памяти, и др. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала. Данная Программа имеет
Цель:
Гармоничное развитие личности ребенка в процессе предметно-игровой деятельности.В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий. 2. Использование новых организационных способов привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом. 3. Организация и осуществление взаимодействия с родителями детей, посещающих детский сад. 4.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ. 5. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье. 6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка ихуверенности в собственных педагогических возможностях.
Родительский клуб -необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений. Изучение родительских запросов выявило необходимость деятельности клуба в 3 направлениях.
Обучение родителей
;  Ведущие формы обучения в условиях клуба -беседы, деловые игры, консультации, тренинги.  Обучениедетей;Игры, игровые упражнения, развлекательные мероприятия, спортивные праздники и развлечения, занятия.  Консультирование родителей. Оно направлено на достижение глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом; определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками воспитательного процесса. Консультирование двух типов:  Педагогическое(по вопросам, касающимся освоения программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка, способов дополнительного образования);  Медицинское (по вопросам, касающимся здоровья детей, индивидуальных особенностей ребенка) Консультирование родителей строилось на принципах:  Создания доверительных отношений;  Взаимоуважения;  Компетентности;  Качественной организации консультаций. Содержание работы: Клуб создается дляпосещениядетей вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности (в раннем возрасте -предметная деятельность с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждогоребенка. Программа клуба рассчитана на 8 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает 30-40 минут. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих блоков: познавательный, музыкальный, двигательный, творческий, в свою очередь каждый блок содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша. Занятия проводятся педагогами
детского сада. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации специалистов. Методы и приемы,используемые в программе:  Организационные;  Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);  Словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);  Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение).  Логические.  Мотивационные (убеждение, поощрение, похвала). Основные этапыразвития взаимодействия с семьей:  1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов  2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).  3 этап: Реализация программы сотрудничества  4 этап: Анализ полученных результатов Специфика клубов том, что работа в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка, т.к. это позволит педагогам активнее развивать всех детей (не только обычных, но и "продвинутых", способных, одаренных). Формы организации детской деятельности могут быть различными, но чтобы средства для достижения воспитательно-оздоровительных задач оставались игровыми. Наиболее целесообразно использование различных дидактических, развивающих игр, занимательных упражнений, игр-экспериментов с материалами и др. по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного содержания. При этом нужно придерживаться главного направления в работе с детьми, развития речевой активности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности. Ожидаемый результат:  Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком.  Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.  Умение уважать желание и возможности ребенка.  Представление ребенка об окружающем мире.  Накопление сенсорного опыта.  Становление речи ребенка.  Развитие мелкой и крупной моторики. Итогом работы
является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях, успешная адаптация детей к условиям детского сада. Занимаясь в клубе "Раннего развития", разовьются способности ребенка, родители научатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием. Результативность проведенных занятий будет отслежена анкетированием.
Учебный план 2016-2017 учебный год Время Тема Цель Взаимоде йствие специалис тов Консультаци и Август - Сентябрь Подготовитель ный этап Сбор информации, разработка проекта, анкетирование. Музыкаль ный руководит ель, старший воспитате ль, воспитате ль, психолог, учитель- логопед, врач Консультаци я для педагогов по разработке творческого проекта клуба. Октябрь «В гости к ёжику» Развитие коммуникативных, физических качеств, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики кистей рук, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера. Старший воспитатель: «Знакомство с планом работы «Клуба раннего развития» Ноябрь «Добро пожаловать в сказку» Развитие эмоциональной отзывчивости на театрализованные постановки,развитие коммуникативных навыков детей, развитие мелкой моторики. Наблюдение психолога во время работы «Клуба» Индивидуаль ные консультации и рекомендац ии семьям. Декабрь «В гости к Снеговичку» Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, способствовать сплочению родительскогоколлектив Консультаци я по запросам родителей.
а, познакомить родителей с приёмамирисования, характерным раннему возрасту. Январь «Зимняя сказка» Развитие коммуникативных навыков детей,развитие мелкой моторики. Вовлечение детей в театрализованную деятельность, развитие эмоциональной отзывчивости. Консультаци я по запросам родителей Февраль «В гости к нам пришли игрушки» Развитие двигательной активности детей. Формирование умений: бегать, прыгать, выполнять последовательные действия по команде взрослого, ползать, развитие координации движения и чувства равновесия, развитие функциональных возможностей позвоночника. Активизация познавательной деятельности. Консультаци я врача КБ 51 «Здоровье малыша» Март «Моя мама лучше всех» Развитие двигательной активности детей, активизация познавательной деятельности, вовлечение в творческую деятельность – лепка. Консультаци я учителя – логопеда «Речевое развитие ребёнка раннего возраста» Апрель «Забавные матрёшка» Закрепление знаний о сенсорных эталонах, развитие двигательной активности детей, вовлечение в творческую Консультаци я старшего воспитателя «Достижения ребёнка трёх
деятельность – нестандартные приёмы рисования. лет» Май «Весеннее настроение» Знакомство с характерными погодными явлениями (дождь, ярко светит солнышко и т.д), развитие двигательной активности детей, вовлечение в творческую деятельность – лепка из теста, способствовать сплочению родительского коллектива Консультаци я по запросам родителей

В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы – родительский клуб.

Это очень трудоемкая, но интересная работа.

Родительский клуб - это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей.

Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. Работа родительского клуба направлена на проведение мероприятий которые ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.

Родительский клуб создается с целью установления сотрудничества дет­ского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания де­тей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.

Участники работы клуба: родители, администрация ДОУ, педагоги, медицинские работники а также гости, т.е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники городской детской библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно запросами, руководствуются принципами:

    Добровольности,

    Открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

    Компетентности;

    Соблюдения педагогической этики;

    Взаимоуважения и взаимопонимания;

    Целенаправленность педагогического проекта – Программы родительского Клуба на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка;

    Вариативностьсодержания форм и методов образования родителей;

    Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;

    Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства);.

    Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями;

    Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

Основными направлениями деятельности родительского клуба являются:

    Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);

    Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);

    Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).

При организации родительского клуба ставятся следующие основные задачи:

    Расширять представление детей и родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности. Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.

    Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.

    Разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников.

    Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.

    Использовать различные формы сотрудничества с родителями.

    Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета.

    Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.

    Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.

Родители – участники Клубаимеют право: на получение квалифицированной консультативной помо­щи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ; получение практической помощи в организации занятий с детьми дома; высказывание собственного мнения и обмен опытом вос­питания детей; давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам; участвовать в планировании работы Клуба, а так же обязаны: уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопро­сов образования детей; соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба; принимать активное участие в заседаниях Клуба.

ДОУ в свою очередь имеет право: на выявление, изучение и распространение положительно­го опыта семейного воспитания; внесение корректировки в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, акту­альности предыдущего заседания и др.

В обязанности ДОУ входит: планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономер­ностях развития детей данного дошкольного возраста; предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба; предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям; соблюдать принцип конфиденциальности в решении воз­никающих проблем семейного воспитания.

Работа Клуба обычно осуществляется на базе дошкольного обра­зовательного учреждения.Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование), годовыми задачами ДОУ и рекомендациям педагога-психолога. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных за­просов родителей, психологических особенностей данного воз­раста и остротой обсуждаемой проблемы. К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители. На итоговом заседании Клуба обсуж­даются результаты работы, ее эффективность.

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач, например:

    круглый стол;

    психологические тренинги;

    практикумы;

    решение педагогических ситуаций;

    обсуждение и распространение опыта семейного воспита­ния;

    видео просмотры по организации жизни детей в учреждении;

    организация совместной деятельности детей и родителей и т.п.

В рамках работы родительского клуба осуществляется административная поддержка деятельности педагогов - организаторов:

      Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.

      Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки дея­тельности специалистов ДОУ по работе с родителями.

      Обеспечение запроса родителей на встречу со специали­стами ДОУ и смежными специалистами.

      Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.

Таким образом педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.

Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения, высокий рейтинг нашего ДОУ в микрорайоне.

Выводы по главе I

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Примерно с 60-х годов, в нашей стране был накоплен немалый опыт педагогического просвещения родителей «школы матерей», «университеты педагогических знании», и др. Но содержание программ нередко было идеологизировано и политизировано. Кроме того, часто педагоги для общения с родителями выбирали назидательный тон: насоветовали и предлагали, а требовали; не подсказывали, а наставляли и выступали в роли судейской, а не партнерской. Все это отталкивало родителей. А итог был один детский сад и родители занимались воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.

Такое положение дел требовало не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм дошкольного образования.

В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

Исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителӗ и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.

В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует родительский клуб как одна из форм взаимодействия ДОУ и семьи.