Проведение занятий, бесед, проектная деятельность. Фабрика ёлочной игрушки

Наталья Янина
Проект «Растим патриотов России»

Проект «Растим патриотов России »

Тип проекта : познавательно - творческий.

Участники проекта :

Старший воспитатель;

Воспитатели группы;

Родители детей;

Инструктор по физической культуре;

Музыкальный руководитель.

Образовательные области : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта : Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания . В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста . Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Прикосновение к «живым» документам истории своей Родины будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма , гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Цель проекта :

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста ;

Воспитание гражданина и патриота своей страны , формирование нравст-венных ценностей;

Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Задачи проекта :

Воспитывать у детей чувство уважения к российскому воину , его силе и смелости;

Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам ВОВ;

Расширить представления детей о Российской Армии ;

Расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

Знакомство детей с государственной символикой : гербом, флагом, гимном;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных ка-честв ребенка.

Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;

Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Этапы реализации проекта .

Подготовительный.

Определение темы и проблемы будущего проекта , постановка цели и задач.

Изучение и подборка литературы по данной теме.

Анкетирование родителей и опрос детей с целью выявления фундаментальных знаний по данной тематике.

Изготовление и приобретение атрибутов, необходимых для проекта (иллюстрации, открытки, портреты выдающихся личностей и т. д.)

Подготовительная работа с родителями детей, с сотрудниками ДОУ.

Основной этап.

«Познавательное развитие»

Блок – экскурсии.

Экскурсия в музей Центра Эстетического воспитания «По следам ВОВ» ;

Экскурсия к Вечному огню на Советской площади, к мемориальному -комплексу, на аллею Славы :

Экскурсия в музей «Военного и трудового подвига» ;

Встреча с ветеранами, участниками ВОВ.

«Речевое развитие»

Блок – беседы.

- «Герои нашего города, республики» ;

- «Города-герои» ;

- «Защитники Отечества» ;

- «Как хорошо, если мир на земле» ;

- «Каким должен быть настоящий мужчина» ;

- «Беседа о пограничниках» ;

Просмотр презентации «Наша Армия» .

Блок - чтение художественной литературы.

Чтение стихотворения Я. Пинясова «У вечного огня» ;

Чтение рассказа Е. Воробьёва “Обрывок провода”;

Чтение рассказа С. Алексеева «Первый ночной таран» ;

Чтение рассказа М. Исаковского «Здесь похоронен красноармеец» ;

Чтение рассказа А. Митяева «Мешок овсянки» ;

Чтение рассказа С. П. Алексеева «Первая колонна» ;

«Твои защитники» ;

Чтение рассказа Л. А. Кассиля «Памятник Советскому солдату» .

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование : «Наша армия родная» , «Вечный огонь» , «Поздравительная от-крытка для ветерана» , «Праздничный салют» .

Лепка : «Пограничник с собакой» , «Военная техника» , изготовление солда-тиков разных родов войск.

Аппликация : «Цветы защитникам Отечества» , «Открытка для папы» , «Они сражались за Родину» (поздравительная открытка) .

«Социально-коммуникативное развитие»

С/р игры : «Российская армия » , «Пограничники» , «Мы-танкисты» , «Разведчики» , «Отважные лётчики» , «Сапёры» .

Забавы : «Силушка русская» , «Перевязка раненого» , «Проскочи на коне» , «Переправа» , «Перетягивание каната» , «Донесение» .

Театрализованная программа «Это священное имя «Мать» .

Проведение утренника «Сыны Отечества» .

«Физическое развитие»

Музыкально-спортивное развлечение «Мы играем в паповоз» (совместно с папами) .

Физкультурный праздник, посвящённый дню Защитников Отечества.

Блок - работа с родителями

Лектории, анкетирование, информационное консультирование, заседание круглого стола, участие в развлечениях и праздниках, помощь в изготовлении атрибутов, костюмов для детей, участие в конкурсах и фотовыставках, участие в экскурсиях.

Заключительный этап

Проведение отчетного концерта «Наша Родина - Россия » при участии Ветеранов ВОВ;

Создание вместе с детьми и их родителями панорамы «Они сражались за Родину!» ;

Фотовыставка, выставка детских рисунков, оформление стенгазеты «По страницам ВОВ» ;

Интегрированное занятие «Белокрылый посланник мира»

Мастер-класс «Игрушка военных лет» .

Предполагаемый результат проекта :

1. Развитие интереса к истории.

2. Воспитание патриотов России , граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.

3. Приобщение к общечеловеческим ценностям.

4. Разностороннее развитие детей дошкольного возраста .

5. Повышение социальной компетентности дошкольников.

6. Расширение кругозора воспитанников.

7. Развитие творческого мышления у детей.

8. Преобразование предметно-развивающей среды группы.

9. Оптимизация сотрудничества с родителями.

10. Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, помощь в формирование правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

МОБУ СОШ с.Новофёдоровское
МР Стерлитамакский район
Республика Башкортостан
Методика организации и проведения
«Уроков мужества, торжественных мероприятий,
посвящённых годовщинам Победы в Великой Отечественной войне».
Знаем! Помним! Гордимся!
Составили Алимбаева Фирузя Ринатовна
Артамонова Флюза Калимовна

Стерлитамакский район – 2015г.
Пояснительная записка
Методика организации и проведения Уроков Мужества,
торжественных мероприятий, посвященных годовщинам
Победы в Великой Отечественной войне.
Знаем! Помним! Гордимся!
Родина наша ­ колыбель героев,
огненный горн, где плавятся простые души,
становясь крепкими как алмаз и сталь.
(А.Н. Толстой)

Цель работы ­ оказание практической помощи педагогу, особенно
молодому, в поисках и выборе методических путей решения проблемы
патриотического воспитания школьников, организации Уроков Мужества,
торжественных мероприятий, посвященных годовщинам Победы в Великой
Отечественной войне.
Методическое пособие предназначено для учителей, классных руководителей,
воспитателей групп продленного дня, организаторов детского движения,
руководителей детского объединения и призвано для оказания им практической
помощи.
Пособие состоит из вводного раздела, содержательной части и приложения.
Предисловие раскрывает проблемы, актуальность, суть, цели и задачи
патриотического воспитания учащихся на современном этапе образовательного
процесса. В основной части изложены
методические рекомендации по
планированию и организации Уроков Мужества, отбору теоретического и
практического материала, подробное описание хода урока мужества, его цели,
темы, формы проведения. В приложении помещены разработки мероприятий,
фотографии, презентации, перечень используемой литературы. Пособие освещает
опыт работы учителей и рассчитано на творческое его использование.
2

Надеемся, что это пособие оправдает Ваши ожидания и действительно
поможет в Вашей педагогической деятельности и будет полезным для Вас.
3

Предисловие.
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и
эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и
могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,
семейными и родовыми наклонностями»
К.Д.Ушинский
В результате распада единого многонационального государства СССР,
когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда
насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над
духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной,
социально­активной личности с четко выраженной гражданской позицией.
Перестройка и годы, последовавшие за ней, к сожалению, нивелировали
такие понятия, как патриотизм, гражданственность, честь, чувство долга. На
наших глазах происходит девальвация духовных ценностей, пересмотр с
негативных позиций исторического прошлого нашей Родины.
У многих представителей молодого поколения, которое выросло в эти
годы, сформировалось не всегда объективное представление о событиях,
происходивших в нашей стране, и людях ­ участниках этих событий. В связи с
этим проблема
патриотического воспитания становится одной из
актуальнейших.
Пожалуй, только школа остается единственным местом, где воспитывают
подрастающее поколение в духе любви к Родине, используя при этом
преемственность традиционных форм и методов. Патриотическое воспитание
было и должно оставаться одним из основных направлений воспитательной
работы школы.
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и
целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно
выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Героическая
борьба,
подвиги лучших сынов Отечества становятся основой
патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях,
необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так
как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и практикой
военно­патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к
военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению
Отечеству – одна из задач педагогического коллектива, военно­
патриотической работы в школе.
Патриотическое воспитание – это воспитание уважения к традициям
своего народа, страны, города, села и даже школы, в которой ребенок учится.
В каждой школе есть традиции, которые хранятся и передаются от одного
4

поколения учащихся к другому. Одной из них является проведение в школе
уроков мужества.
Методика подготовки и проведения уроков мужества.
Безумству храбрых поем мы славу!
Безумство храбрых­ вот мудрость жизни…
Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом
всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к
свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню!…(М.Горький)
Цель уроков мужества ­ воспитать у школьников гордость за свою
Родину, ведь нам есть, чем гордиться; сформировать представление о долге,
чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма
невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи уроков мужества: познакомить с героическими и трагическими
страницами истории Отечества; воспитывать уважение молодёжи к подвигам
военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости
увековечения памяти павших героев; способствовать формированию у
молодёжи готовности к защите Родины.
Растить патриотов в наше время непросто. Среди наиболее действенных
средств подготовки молодежи к служению Отечеству, воспитания ее в духе
любви к Родине, российскому народу важное место занимают уроки
мужества.
Урок мужества – одна из форм патриотической работы со школьниками.
Он призван помочь учащимся глубже понять истоки мужества, боевые и
трудовые традиции народа, его беспримерный подвиг в грозные годы Великой
Отечественной войны, тесную связь героического прошлого нашей страны с
современностью. Урок мужества воскрешает славу, доблесть, высокий
патриотизм старших поколений, героический страницы Вооруженных Сил
страны. Ему должны быть свойственны пафос и романтика мужества,
переживание школьниками той критической ситуации, которая требует
смелости, стойкости и бесстрашия. Урок мужества формирует у школьников
характер, готовность к совершению подвига во имя Родины.
Урок мужества нельзя подменять встречами учащихся с ветеранами
войны и воинами Армии, на которых преимущественно выступают почетные
гости с рассказами о героизме и мужестве людей, а сами школьники являются
пассивными слушателями.
Для организации урока мужества классный руководитель создает
инициативные группы школьников, которые составляют план проведения
урока, продумывают задания и поручения, распределяют их между
5

учащимися класса и осуществляют подготовку заключительного
мероприятия.
Методика подготовки и проведения урока мужества предполагает три
этапа. Первый этап – это знакомство школьников с темой предстоящего
урока, планом его подготовки и проведения. На этом этапе классный
руководитель стремится заинтересовать ребят темой урока, создать
соответствующий нравственный и эмоциональный настрой, стимулировать их
поисковую деятельность, инициативу и самостоятельность. Второй этап
связан со сбором учащимися необходимого материала, его оформлением и
пропагандой среди сверстников и одноклассников. Школьники выявляют
среди учителей, родителей, жителей микрорайона школы ветеранов войны и
труда, Героев Советского Союза и России, офицеров запаса и в отставке, всех
тех, кто совершил подвиг, проявил мужество и отвагу, кто награжден
орденами и медалями за боевые заслуги. Учащиеся самостоятельно
подбирают и читают книги о мужестве людей. Проводят встречи и беседы с
интересными людьми, изучают биографии героев, оформляют альбомы и
стенды для школьного музея, выпускают специальные стенные газеты,
презентации, видеоролики, записывают воспоминания, выступают с
рассказами о подвигах и мужестве героев, организуют просмотры фильмов на
героико­патриотическую тему, совершают экскурсии в музеи. На этом этапе
школьники ведут специальный дневник, где отмечают всю проделанную
работу: сообщают о прочитанных книгах и просмотренных кинофильмах,
рассказывают об участии в поисках новых материалов, записывают
впечатления о встречах с интересными людьми, оформляют материалы о
героях войны и труда, помещают письма военных лет, фотографии, рисунки и
другие иллюстративные материалы.
На завершающем этапе в торжественной обстановке проводится итоговое
мероприятие – урок мужества, на который приглашаются почетные гости.
Место его проведения – школа, класс, музей, площадь у обелиска и др.
В итоговом мероприятии активное участие принимают сами школьники,
Их выступления – это размышления о собственном понимании мужества,
рассказы о том, как учащиеся класса принимают участие в развитии и
приумножении славных традиций старших поколений, как юноши
осуществляют практическую подготовку к службе в рядах ВС России, к
защите Родины.
Выступления гостей и школьников иллюстрируются
документами и фрагментами из различных художественных произведений,
презентациями, видеороликами. Здесь же активно используются результаты
поисковой деятельности учащихся, организуются конкурсные выставки работ
(рисунки, сочинения, поделки, фотографии, тематические альбомы,
дневники­ отчеты и т.п.). Составными частями итогового мероприятия
являются торжественные линейки, рапорты о проделанной работе, вручение
гостям цветов и подарков и др. Завершаются уроки мужества возложением
цветов и венков к подножиям памятников и обелисков.
6

Проводя с учащимися уроки мужества, следует обращать их внимание на
ситуации, в которых могут проявить это нравственное качество и школьники.
Готовность к мужественному поступку, поведению в целом формируется в
человеке с детства.
Использование новых информационных технологий в ходе проведения
мероприятий позволит вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах
учащихся.
Тематика уроков мужества.
Подвиг Ваш бессмертен.
Солдат войны не выбирает.
Ради жизни на земле.
Знаем! Помним! Гордимся!
О доблести, о подвигах, о славе.
Будем достойны славы отцов.
Мы славим мужество и подвиг ваш.
Верность мужеству, верность
традициям.
Возьми себе в пример героя.
На героев равняем шаг.
Герои есть у всех народов.
В жизни всегда есть место подвигу.
Солдатами не рождаются ­ ими
становятся.
Во имя жизни твоей и моей.
Наш край в годы войны.
Подвиги наших дней.
Равнение на победу.
Подвиги их бессмертны.
Никто не забыт, ничто не забыто.
Лишь бы не было войны.
Память за собой позови.
Они защищали Родину.
Весна Победы.
Нужна ли память о войне.
Песни, опаленные войной.
Песни огненных лет.
Наша любовь – с вами ветераны.
Беспримерный подвиг защитников
Ленинграда.
Герои­пионеры.
Детям мира ­ планету без войны.
Когда гремят пушки ­ музы молчат.
Я прошел по той войне.
Дети войны.
Пером и штыком.
Была война.
Формы проведения уроков мужества.
Торжественная линейка.
Митинг памяти павших.
Литературно­ музыкальная
композиция.
Театрализованное представление.
Устный журнал.
Диспут.
Читательская конференция.
Малая научная конференция.
Тематический вечер.
Урок­экскурсия.
Классный час.
Праздник.
Вечер песен.
Сбор.
Чествование ветеранов.
7

Афоризмы о родине, патриотизме и интернационализме.
... для полного счастья человека необходимо иметь славное отечество...
Симонид Кеосский
Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники; но все
представления о любви к чему­либо соединены в одном слове "отчизна".
Какой честный человек станет колебаться умереть за нее, ­ если он может
принести этим ей пользу?
...и робкого делает храбрым слово "отчизна".
Лукиан
...лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том,
чтобы эта любовь была у отцов.
Ш. Монтескье
Цицерон
Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Ты должен посвятить отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек.
М.В. Ломоносов
Д.И. Фонвизин
...истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Тот есть прямо
благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при
едином имени Отечества...
Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок и приятен.
А.Н. Радищев
Г. Лессинг
...любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ,
приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив,
чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей
и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума.
Да кто же будет
Один дремать в углу, когда
Великое свершается в отчизне?
Что же человечески прекрасней, чище
Святой борьбы за родину?
9
К. Гельвеций
Ф. Шиллер
Ф. Шиллер

Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего
сердца.
В. Гюго
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
В. А. Жуковский
А. С. Пушкин
В полной и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы родины...
всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои
кровные связи с отечеством.
В. Г. Белинский
Ш. Петефи
Н. А. Некрасов
Я твой и телом и душой,
Страна родная.
Кого любить, как не тебя!
Люблю тебя я!
Моя душа ­ высокий храм!
Но даже душу
Тебе, отчизна, я отдам
И храм разрушу.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой...
Святая родина! святая!
Иначе как ее назвать!
Ту землю милую, родную,
Где мы родилися, росли
И в колыбели полюбили
Родные песни старины.

Т. Г. Шевченко

Историческое значение каждого русского великого человека
измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство ­ силою
его патриотизма...
Н. Г. Чернышевский
10

Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих
братьев и свое отечество, или даже просто отстаивая интересы своего
отечества.
Ф. М. Достоевский
...без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине...
А. Франс
Патриотизм ­ одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и
тысячелетиями обособленных отечеств.
В. И. Ленин

Я с теми,
кто вышел
строить
и месть
в сплошной
лихорадке
буден.
Отечество
славлю,
которое есть,
но трижды ­
которое будет...
............................................
...И я,
как весну человечества,
рожденную
в трудах и в бою,
пою
мое отечество,
республику мою!
В.В. Маяковский
Дал клятву я: жизнь посвятить народу,
Стране своей ­ отчизне всех отчизн.
Для этого, хотя бы жил столетья,
То разве бы свою не отдал жизнь?!
.................................................................
Мой друг, жизнь наша ­ лишь только искра
Всей жизни родины ­ страны побед.
Пусть мы погаснем ­ от бесстрашной смерти
В отчизне нашей ярче вспыхнет свет.
11

Муса Джалиль
Стихи о Великой Отечественной войне.
22 июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку
приник,
и пограничник протянул к ним
руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот
миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и
войной
всего каких­то пять минут
осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным
трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
Жди меня, и я
вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят
грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега
метут,
Жди, когда жара,
Жди меня...
Жди, когда других не
ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из
дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж
надоест
Всем, кто вместе
12
1943
ждет.
Жди меня, и я
вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает
наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и

мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут
ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я
вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот
пусть
Скажет: ­ Повезло.
Не понять, не
ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем
знать
Только мы с тобой,­
Просто ты умела
ждать,
Как никто другой.

1941,Константин Симонов
МУЖЕСТВО.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
1942,Анна Ахматова
КОМБАТ
Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули ­
Всегда стрелял без промаха комбат.
Упали парни, ткнувшись в землю
грудью,
А он, шатаясь, побежал вперед.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шел на пулемет.
Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным
русским бабам,
Что... смертью храбрых пали их
сыны.
И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!
13

С Днём Победы, ветеран!
Юлия Друнина
Шла тяжёлая война,
И в огне была страна,
Трудный бой, ночной таран,
С Днём Победы, ветеран!
Ты в бою друзей терял,
Но победный день настал,
Ждали близкие и дом,
Долгожданный мир кругом!
Где­то отблески наград,
Юбилеи и парад,
Священная война
С чего начинается Родина
Синий платочек
Случайный вальс
Смуглянка
Соловьи
Прощание славянки
Первым делом – самолёты
Последний бой
Песенка фронтового шофёра
На безымянной высоте
Нам нужна одна победа
Моя Москва
Махнём неглядя
Журавли
Казаки в Берлине
Боль потерь и слёзы вдов,
Радость встреч фронтовиков.
Ты прожил немало лет,
Жаль, Союза больше нет,
Тот, который защищал,
От большой беды спасал.
Чашу горькую испил,
Но вернулся, победил,
Выжил ты от тяжких ран,
С Днём Победы, ветеран!
Марк Львовский
Военные песни.
Бери шинель, пошли домой
Баллада о красках
Три танкиста
Тёмная ночь
Катюша
Бухенвальдский набат
Хотят ли русские войны
На безымянной высоте
Эх, дороги
Любимый город
На солнечной поляночке
Нам нужна одна победа
Огонек
В лесу прифронтовом
В землянке
Москвичи
Воспоминания об эскадрильи Нормандия­Неман
Священная война.
Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой
Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная
звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева­Кумача, начинавшееся
словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве
14

смеют
черновики говорят о том, что Лебедев­Кумач не раз переписывал и
дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые
четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в
предвоенную пору. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней
до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев­Кумач под
впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на
города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:
Не
черные
Над
летать...
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного
ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело
на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой
день,
объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная
война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала
музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду ­ на
переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для
победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
композитор
репетицию,
Родиной
крылья

Послевоенные песни о войне.
Одна победа.
Враги сожгли родную хату.
Хотят ли русские войны.
Белоруссия.
Весна 45 года.
Горячий снег.
Ты моя надежда.. .
Летят перелетные птицы.
Офицеры.
На безымянной высоте.
Мы за ценой не постоим.
Алеша.
Тишина.
Журавли.
Вальс в миноре.
Ах печаль, ты моя печаль.
Сидят в обнимку ветераны.
Поклонимся великим тем годам.
День Победы.
Музыка Д. Тухманова
Слова В. Харитонова
Песня написана к 30­летию победы. Репертуарные комиссии ее забраковали, и
несколько месяцев песня пролежала без дела. Впервые ее исполнил Лев
Лещенко на концерте в прямом эфире. Песня сразу стала популярной.
День Победы, как он был от нас
далек,
Как в костре потухшем таял
уголек…
Были версты, обожженные в пыли,
Этот день мы приближали, как
могли.
Припев:
Этот День Победы –
15

Порохом пропах.
Это праздник –
С сединою на висках.
Это радость –
Со слезами на глазах, ­
День Победы! День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша родина очей…
Дни и ночи битву трудную вели, ­

Этот день мы приближали, как
могли.
Здравствуй, мама, возвратились мы
не все…
Босиком бы пробежаться по росе…
Пол­Европы прошагали, полземли, ­
Этот день мы приближали, как
могли.
1971
Офицеры.
Музыка: Рафаил Хозак
Слова: Евгений Агранович
Исполнитель Владимир Златоустовский (второй режиссёр картины)


К.Ушинский писал: « Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны .
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза:
«Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.
«Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит
природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно
поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для
становления личности ребенка , для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является
приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма –
отношение к трудящемуся человеку . Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз.
Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств

и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,
потребности трудиться , на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

ученая степень, должность, организация, город:Заместитель заведующего по воспитательно

методической работе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Золушка» г. Охи Электронный адрес: [email protected]Название статьи:«Растим патриотов с детства»Аннотация:В статье прописан алгоритм организации работы дошкольного учреждения па нравственно патриотическому воспитанию дошкольников. Автор раскрывает задачи, формы и виды нравственно патриотического воспитания. Особое внимание обращается на нормативно правовую основу и материальную базу в сфере законодательства. Прописана система работы конкретного образовательного учреждения по нравственно патриотическому воспитанию. Особое место отводится организации работе с семьей, повышению квалификации педагогов. Ключевые слова:Патриотическое воспитание, социальногуманитарное образование, ценностные ориентиры, формы патриотического воспитания, основные идеи, Родина, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, педагогические принципы.Ссылки на источники –список цитируемой литературы:1.Алексеева И. Растить гражданина [Текст] / И. Алексеева // Библиополе. –2009. №6. –С. 5154.2.Библиотеки –детям и юношеству [Текст]: сборник сценариев / БУК «ОБДиЮК». –Вып. 7. Омск, 2009. –91с.3.Бородин О. Любовь к Отечеству –родом из детства [Текст] / О. Бородин //Библиополе. –2009. №7. –С. 620.4.Васильева Т. России верные сыны [Текст] / Т. Васильева // патриот Отечества.2007. №2. –С. 25.5.Военнопатриотическое воспитание детей и юношества [Текст]: материалы творческой лаборатории / Мин. культ. Омской области, БУК «ОБДиЮК». –Омск, 2009. –51с.6.Воротилова Е. Я гражданин, я –патриот [Текст] / Е. Воротилова //Патриот Отечества. –2007. №1. –С. 1920.7.Кваша Н. К России вечная любовь [Текст] / Н. Кваша // Патриот Отчества. –2003. №4. –С. 4041.8.Моя земля [Текст]: историкопатриотический альманах Омского муниципального образования / В.И. Непомнящих. –Омск, 2003. –28с.9.Мы любим страну, в которой живем [Текст]: метод. рекоменд. / МУК «ЦСМБ» г. Омска; О.В. Колесенкова. –Омск, 2004. –40с.10.Прудникова Е. Храним любовь к родной земле [Текст] / Е. Прудникова //Библиополе. –2009. №7. –С. 6265.11.Россия глазами и душой [Текст]: консультация по патриотическому воспитанию детей и молодежи / МУК «ЦСМБ» г. Омска; Л.В. Зайцева. Омск, 2002. –22с.12.Сахаров А. На поле ратной славы [Текст] / А. Сахаров //Патриот Отечества. –2008. №12. –С. 4344.13.Старинская О.Г. Откуда начинается Родина [Текст]: Сценарий праздника / О.Г. Старинская // Омская библиотечная панорама. –Омск, 2001. –С. 130 –135.14.Филиппов В. Высоко нести знамена доблести и славы [Текст] / В. Филиппов // Патриот Отечества. –2004. №2. –С.1.15.Ширко Т. Гражданские инициативы сибиряков [Текст] / Т. Ширко // Патриот Отечества. –2009 №12. –С. 313Surname, name, patronymic of the author: MargaritaGayasovnaFilippova degree, position, organization, city: Deputy head of the educational methodical work of the Municipal budget of preschool educational institutions the kindergarten № 10 «Cinderella» str. OohsEmail: [email protected] title of the article: «keeping patriots from childhood»Abstract: In the article the algorithm of organization of work of preschool institutions PA moral and Patriotic education of preschool children. The author reveals the tasks, forms and types of moraland Patriotic education. Special attention is drawn to the legal framework and material base in the sphere of legislation. Written system of a particular educational institution on moral and Patriotic upbringing. Special attention is paid to the organization of work with families, improvement of professional skill of teachers.Key words: Patriotic education, socio humanitarian education, values, forms of Patriotic education, the basic ideas, the Motherland, the national doctrine of education in the Russian Federation, the pedagogical principles.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –

любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.Д.С. Лихачев

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познаютих и сохраняют их в настоящем и в будущем.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.Идет обновление содержания общего социальногуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры.Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей,именно бездуховность, часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах: Целостности –в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой; Гуманизации –личностноориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания; Деятельного подхода –любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности; Интеграции –этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.; Культуросообразности –основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурносредового подхода к организации деятельности в детском объединении; Возрастного и индивидуального подхода –предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной работы: Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа; Историческое единстворусского народа; Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.В процессе реализации работы внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем: Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем; Достоинство, смысл и величие жизни человека; Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений; Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу; Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.Условия, которые необходимы для реализации этой работы: Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка; Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем; Обогащение содержательной деятельности путем включения культурноисторического, духовнонравственного, социальнопсихологического и других компонентов; Динамичность работы; Учет возрастных и психологофизиологических особенностей ребенка; Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания; Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры; Становление высоконравственных, этических норм поведения.

Истоки патриотических чувств –это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей. На важность значения окружающей среды в воспитании детей указывали классики педагогики: К. Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. В. А.Сухомлинский утверждал, что ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти всегда сохранились образы, в которых воплощается Родина.

Учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания, педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой следующие задачи:

систематизировать знания и умения педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников;

создать развивающую среду, способствующую патриотическому воспитанию дошкольников;

формировать социальную компетентность дошкольников;

тематические занятия;

создание развивающей среды по нравственнопатриотическому воспитанию;

экскурсии по городу, в музеи;

взаимодействие с родителями;

Однако дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника –процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социальноэкономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России.

Учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания, педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой следующие задачи: 

систематизировать знания и умения педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников;

создать развивающую среду, способствующую патриотическому воспитанию дошкольников; 

формировать социальную компетентность дошкольников;

вовлечь родителей в воспитательный процесс; Коллектив детского сада начал свою работу с повышения эффективности и качества воспитательного процесса, подготовки педагогических кадров. Социальная компетентность педагога –один из существенных факторов влияния на детей, на становление и развитие у них патриотических и гражданских чувств. Только педагог, сам обладающий качествами патриота и гражданина, способен воспитать эти качества в детях. Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

тематические занятия;

создание развивающейсреды по нравственнопатриотическому воспитанию;

экскурсии по городу, в музеи;

взаимодействие с родителями;

взаимодействие с социумом. Вышеобозначеннаяпроблема особо актуальная для нашего дошкольного учреждения. На протяжении последних 6 лет деятельность методической службы и всего коллектива направлена на решение задач нравственного –патриотического, гражданского, толерантного и духовного воспитания.

Данную проблему мы стараемся решать, используя разнообразные формы и средства, с учетом национального –регионального компонента, и с целью обеспечения вариативности дошкольного образования, и соблюдения ФГТ к структуре ООПДО.

Ежегодно в план методической работы на учебный год включается задача, направленная на решение проблемы этого цикла. Решается она при комплексе специальных мер –методических мероприятий с педагогами, мероприятий с детьми и родителями.

На протяжении ряда лет педагоги детского сада в рамках реализации инновационной деятельности работают по парциальным программам экологического и патриотического воспитания.

На базе ДОУ в течение последних лет функционирует около 15 кружков и студий различных направлений деятельности, которые способствует более эффективному процессу нравственно –патриотического, экологического, гражданского и толерантного воспитания.

Методическая работа с педагогами выстраивается следующим образом:КонсультацияСеминарПрактикумТематическая проверкаПедсоветВходе тематических проверок проводятся различные смотры –конкурсы: «Лучший уголок геральдики», «Лучший патриотический уголок», «Самая лучшая группа», а также проводится анализ предметно –развивающей среды и работы с родителями.

В течение учебного годапроводится ряд конкурсов и смотров –конкурсов: конкурсы чтецов, конкурсы поделок, рисунков, акции милосердия. К каждому конкурсу разрабатываются положения, в которых прописываются основные требования и критерии оценки, состав жюри, сроки объявления победителей и лауретов. К каждому конкурсу чтецов разрабатывается сценарий с использованием ИКТ. По итогам каждого конкурса пишется справка и издается приказ. Все победители и лауреаты награждаются почетными грамотами и подарками в торжественной обстановке. Особенно радует нас тот факт, что родители с удовольствием не присутствуют на всех мероприятиях, проводимых в ДОУ, но и принимают самое активное участие. Нас не устает радовать и удивлять поток фантазии и креатива, творчества и вдохновения, которые с гордостью демонстрируют родители и дети в своих работах. Мы считаем, такую работу очень эффективной, так как она сближает, сплачивает, делает союзниками детский сад, детей и родителей. Очень отрадно было слышать от родителей в конце учебного года, а летом конкурсы будут? Это ли не победа и счастье для нас педагогов.

Особо полюбилась традиция проведение спортивных соревнований «Папа, мама, я – здоровая семья», где родители с удовольствием окунаются в атмосферу сотрудничества, взаимопомоши, дружеского тепла и общения. С удовольствием они присутствуют на малых олимпийских играх, которые также становятся доброй традицией нашего коллектива. Родители становятся активными участниками процесса воспитания и образования детей, присутствуя и поддерживая своих детей на различных мероприятиях района. Большую помощь они оказывают нам в оформлении уголков и выставок, проводимых в ДОУ к различным датам.

В преддверии празднования Дня Победы в детском саду проводится акция милосердия «От сердца к сердцу – «Подарок ветерану»,в ходе, которой все –дети, сотрудники, родители готовят подарки и памятные сувениры ветеранам, которые вручаются на празднике.

Тема нравственно –патриотического воспитания настолько актуальна и интересна, что подвигла коллектив на участие в областномконкурсе министерства спорта, туризма и делам молодежи программ патриотического воспитания и в 2010 проект «Маленький патриот России» стал победителем этого конкурса и получил финансовую поддержку. В 20102012 годах коллектив детского сада и отдельные педагоги принимали участие в областном конкурсе «Лучший инновационный проект» и имеют сертификаты участников. В 2012 году 3 педагога дошкольного учреждения приняли участие в областном конкурсе программ патриотического воспитания «Расти патриотов». В 2011 годуколлектив дважды становился лауретом всероссийского конкурса «Росточек». В этом же году детский сад получил благодарственное письмо за участие во всероссийском конкурсе «Семья –основа государства».

Тема для нас актуальна и востребована, и наш коллективбудет продолжать работу далее, вспоминая слова Байрона «Племя, не способное воспитать впотомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего» надеемся и верим, что нашу страну ждет Великое будущее.

Проект

«Растим патриотов».

Обоснование значимости проекта.

«Я помню свет далеких лет.

В свою страну я верить буду».

Это слова из музыкального произведения Е.Плотниковой «Песня о той весне». Они и легли в основу моего проекта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Слова этой песни так трогают душу, что слезы наворачиваются на глаза, и происходит переворот в сознании, возникает чувство сопричастности к происходящему по сюжету песни и видеоряда к ней, погружение в происходящее на экране через осознание- Война…Горе…Страх…Смерть…Боль…Май…Любовь…Семья…Родина…ПОБЕДА! ЖИЗНЬ!

Мы живем, растем, учимся в прекрасной стране. Своей жизнью мы все обязаны всем тем, кто отстоял нашу Родину от немецко- фашистских захватчиков и защитил наше светлое будущее. Среди героических защитников Родины были и наши родственники- дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки. Это они отдали свои жизни за наше будущее, за будущее нашей страны. «Спасибо деду за Победу!»- наклейки с такими словами мелькают на стеклах машин в преддверии 9 мая. А ведь «Спасибо за Победу» надо говорить не 2-3 дня в мае, накануне праздника, а все 365 дней в году! Говорить всегда и всем нам- потомкам тех «офицеров и рядовых», что спасли нашу Родину от врага. И нельзя нарушать эту тесную связь поколений, ради них, ради нас самих и ради наших будущих потомков. Мы все должны помнить «свет далеких лет….», и этот свет будет нашим маяком в настоящем и будущем! Главное, нам- взрослым, учителям, родителям, воспитателям, не дать угаснуть этому «маяку», не опустить руки в трудном деле воспитания подрастающего поколения в сложный политический и экономический период не только для России, но и для всего мира.

По моим собственным наблюдениям, как учителя и классного руководителя, для нынешнего современного поколения школьников понятия «патриотизм», «связь поколений» стало абстрактным, зачастую непонятным. Дети приходят в школу в 1 класс и практически ничего не знают о своей стране, о ее истории, о прошлом и настоящем. И моя задача, как классного руководителя, за четыре года начальной школы научить детей любить свою Отчизну и гордится ею, сформировать у каждого ребенка активную жизненную позицию – «я- гражданин России».

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьника на современном этапе занимает приоритетное место в российской школе. Данным направлениям я уделяю ведущее место в воспитательном процессе начиная с 1 класса, т.к. они помогают вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, помогут найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины, стать достойными гражданами своей великой страны.

Опираясь на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020г.г.», реализуя школьную «Программу по формированию ценности гражданственности и патриотизма», мной был разработан проект: «Я помню свет далеких лет. В свою страну я верить буду».

Цель проекта: воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию, укрепление чувства сопричастности обучающихся к истории России в целом и истории своей семьи в частности, обеспечение преемственности поколений.

Задачи проекта:

    Формирование у обучающихся начальной школы нравственности, чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории страны, своего города.

    Активизация интереса у младших школьников к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Родины.

    Расширение участия родительской общественности в патриотическом и духовно-нравственном воспитании детей.

    Укрепление семейных традиций и улучшение взаимоотношений среди всех поколений в семье.

    Поддержка творческой активности обучающихся и их родителей, членов их семей по созданию литературных и художественных произведений патриотической направленности.

    Взаимодействие образовательного учреждения с организациями дополнительного образования.

Срок реализации- 4 года (1-4 класс начальной школы).

Финансовый ресурс: благотворительность родительской общественности:

    печать фотографий,

    брошюрирование: «Книги Памяти ВОВ «Я помню! Я горжусь!» и проекта, посвященного Герою Советского Союза Ю.С.Соколову,

    георгиевских ленточек,

    солдатских пилоток,

    воздушных шаров,

  • расходных материалов для декоративно-прикладного творчества детей.

Затраченные ресурсы: временные ресурсы. Расспросы родственников, поиск информации в семейных архивах и порталах интернет-ресурсов, в архиве музея истории школы.

Участники проекта-

Башкинова С.Б., классный руководитель,

ученики 1 «В» класса- 31 человек,

родители – 59 человек,

бабушки, дедушки учеников,

Костикова Н.Н., руководитель музея истории школы, педагог внеурочной деятельности,

Лейко И.Я., заведующая школьной библиотекой.

Описание проекта:

Этапы реализации проекта:
Первый этап – 1 год (Подготовительная часть: сентябрь 2015г.): Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом;

Составление программы внеурочной деятельности по курсу «Моя Родина-Россия»;

Разработка экскурсионной программы в рамках реализации данного проекта;

Выбор с детьми песни к школьному песенному конкурсу «Битва хоров», разучивание песни и подготовка к конкурсу.
Работа с родителями:
Родительское собрание по теме: «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников», знакомство с проектом.

Первый этап реализации данного проекта 2015-2016 учебный год. 1 класс.

Мероприятия в рамках проекта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию: «Я помню свет далеких лет. В свою страну я верить буду».

    Участие в школьном творческом конкурсе «Битва хоров», посвященном 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне»- ноябрь 2015г.

    Создание социально-значимых проектов:

    «Его имя носит наша школа». Проект о выпускнике нашей школы -Ю.С.Соколове, Герое Советского Союза создан с привлечением к поисковой работе родителей обучающихся- октябрь-ноябрь 2015г.

    «Книга Памяти 1 «В» класса». Проект создан при участии инициативной группы родителей, на основе семейных фотоархивов, личных писем с фронта и архивных документов Интернет-ресурса «Подвиг народа», «Мемориал»- апрель –май 2016г.

    Проведение тематических классных часов, уроков Мужества, посвященных Великой Отечественной войне с привлечением участников ВОВ- октябрь 2015 -май 2016г.г.

    Проведение библиотечных уроков-презентаций: «Блокадный Ленинград»- декабрь 2015г., «Дети Освенцима»- февраль 2016г.

    Участие в муниципальном конкурсе творческих проектов «Идет война народная..: наш город в годы войны, посвященный 75-летию начала Великой Отечественной войны»- участник и победитель Поволоцкий Максим (Апрель 2016 г.)

    Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Изумрудный город» (Центр разработки и проведения Всероссийских и Международных конкурсов, викторин и олимпиад. http :// изумрудныйгород .дети ) (май 2016г.)

Номинация

«Этот праздник со слезами на глазах».

Название работы: «Вечная память героям!»

Адоньева Виктория

Номинация

«Спасибо за Победу!»

Название работы: «Спасибо деду за Победу!»

Крестьянинова Полина

    Участие в Международной межпредметной олимпиаде «С чего начинается Родина?» (http ://infourok .ru )- 30 участников, 5 призеров -22 марта 2016г.

    Участие в Международном детском творческом конкурсе «Артсеть» (апрель-май 2016г.) Творческие работы детей размещены на сайте данного конкурса

(http : //артсеть .рф )

    Участие в патриотических школьных, муниципальных, Всероссийских акциях:

    «Белый голубь Памяти» - изготовление белых голубей поименно на каждого участника войны- родственника ученика нашего класса- 29 апреля - 05 мая 2016г.

    «Георгиевская ленточка»- весь период проведения акции.

    Исторические экскурсии по г.о. Железнодорожный в рамках внеурочной деятельности по курсу «Моя Родина-Россия» –март-май 2016г.

    Музейная педагогика. Презентации «Мой город во время войны», «С выпускного бала на фронт», «Горожане, защищавшие Родину», «Памятники моего города»- октябрь-апрель 2016г.

    Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» на экранах кинотеатра «Люксор» (9 may @luxorcinema .ru ) - май 2016г.

    Проведение видео-урока «Вспомним тех, кто нам жизнь подарил…», посвященного Памяти павших родственников обучающихся 1 «В» класса в Великой Отечественной войне- 11 мая 2016г. Видео-урок подготовлен семьей Никольских.

    Родительские собрания по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания.

    Изготовление подарков папам, дедушкам к празднику «День защитника Отечества»- 15 -19 февраля 2016г.

Достигнутые результаты I -го этапа реализации проект а :

«Я помню свет далеких лет.

В свою страну я верить буду».

    Воспитание патриотизма и чувства гордости за Родину, за своих родственников, вершивших историю страны, за свою семью.

    Вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, социально-значимой направленности. Охват учащихся -100%.

    Создание «Книги Памяти ВОВ. «Я помню! Я горжусь!».

    Знакомство родительской общественности, педагогического коллектива школы, учащихся начальной школы с «Книгой Памяти ВОВ «Я помню! Я горжусь!»

    Размещение «Книги Памяти» в сети Интернет на школьном сайте (http://www.moy-school7.ru/).

    Размещение «Книги Памяти ВОВ. «Я помню! Я горжусь!» на демонстрационном стенде в музее истории школы.

    Размещение видеоверсии «Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!» на видеохостинге по следующей ссылке: https://youtu.be/7dFMeu43iuk

    Привлечение родителей в воспитательный процесс детей. Это способствовало повышению заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма и коллективизма у детей.

Родители и дети – стали активными участниками проекта (на примере создания «Книги Памяти 1 «В» класса» четко прослеживается совместная семейная поисковая деятельность (рассматривание исторических фотографий семейных альбомов, подбор фотографий военных лет, поиск информации о воевавших родственниках в военных архивах).

    Положено начало социальному партнерству: родительская общественность-школа- классный руководитель.

    Участие Поволоцкой М.А.. мамы ученика 1 «В» класса, в работе Регионального круглого стола