Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края. "формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края"

В науке имеются различные трактовки и определения «культуры». Культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Приобщение к культуре - это процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Приобщение к культуре и истории родного края играет важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения.

Специфическими средствами национального (народного) воспитания являются компоненты народной культуры, в которых проявляются дух и традиции народа, его нравы и обычаи, отношение к природе, фольклору, быту, искусству, языку. Педагогическая значимость национального (народного) воспитания определяется социокультурными функциями данного вида воспитания - духовно-нравственным, познавательно-информационным, творческо-преобразовательным освоением этнокультурного наследия.

Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества.

Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города базируется на принципах, которые помогают педагогу в организации работы по данному направлению. Это принципы гуманизации, учета возрастных и индивидуальных возможностей детей, культуросообразности, субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка в процессе приобщения к культурному наследию города, педагогической поддержки, креативности и др. Рассмотрим особенности применения некоторых из принципов .

Принцип культуросообразности определяет особенности отбора содержания работы по ознакомлению детей с культурой родного края.

М.Лотман рассматривает культуру как способ общения между людьми, который осуществляется при помощи текстов и символов. Символы - наиболее устойчивые элементы культуры, являясь механизмом памяти культуры, они переносят тексты, сюжетные схемы из прошлого в настоящее и будущее. По мнению Ю.М.Лотмана, чтобы «читать город, как текст» нужно научиться расшифровывать, понимать его символы. А для этого необходимо обратиться к истории .

Существуют официальные и неофициальные символы города. К официальным символам относится герб, к неофициальным - эмблемы по которым узнают какой-либо город (площади, памятники, парки и п.д.)

С принципом культуросообразности тесно связан принцип креативности (Е.А.Бондаревская, С.В.Кульневич), означающий творческое самоопределение ребенка в культуре. Реализация данного принципа предполагает развитие и активизацию интересов детей, творческих способностей, воображения, создание эмоционально-положительного фона познания, организацию поисковой деятельности ребенка, позволяющей высказывать предположения, догадки и проверять их.

Функционально-эстетический аспект символов города отражает систему ценностных ориентаций, определяющую своеобразие культуры. При этом каждый из символов - это художественный образ, возникший на основе синтеза архитектуры и скульптуры как видов искусства. Следовательно, ознакомление ребенка с символами родного города может осуществляться в логике организации художественной деятельности ребенка - от художественного восприятия и познания к художественному исполнению и творчеству .

Принцип направленности педагогической диагностики на выявление интереса детей к культурному наследию города и деятельности, направленной на творческое самовыражение ребенка.

Интерес ребенка к символам города рассматривается как избирательное, положительно окрашенное отношение к ним, желание вступать в общение по поводу полученных знаний, включать представления о символах в специфически детские виды деятельности (рисование, рассказывание, игры и др.). Основными способами диагностики являются создание проектов, рисуночные тесты «Я гуляю по городу», «День города», игра «Экскурсовод».

Так, например, доминирование в рисунках детей теплых тонов, изображение декоративных элементов, размещение ребенком себя в центре рисунка, прорисовывание тех деталей, на которые обращалось внимание в процессе работы, свидетельствует об эмоционально-положительном отношении к символам города.

В рамках данного вопроса следует рассмотреть методы приобщения детей к культуре и истории. Все многообразие методов и приемов приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре и истории родного города можно разделить на две основные группы: методы формирования сознания (беседа, разъяснение) и методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение).

Из средств можно отметить:

1) родной язык;

2) общественно полезный труд;

3) народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д.

4) народные танцы.

Все они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей республики и страны.Рассмотрим два основных варианта организации педагогического процесса. В первом случае действует обычное штатное расписание. В рамках его воспитатель берет на себя основные функции воспитания и обучения дошкольника. Во втором случае схема организации педагогического процесса предполагает, что в работе дошкольного учреждения участвуют специалисты дополнительного образования эстетического цикла, иностранного языка, ИЗО и других дисциплин .

При этом должны соблюдаться условия:

1. непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей. Например, следует не просто смотреть на концертное исполнение календарных и семейных обрядов, следует стремиться реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь, принимать участие в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков;

2. использование народного опыта непосредственно в жизни детей (лекарственные травы, работы на садово-огородном участке);

3. усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада. Такие варианты работы распространены в дошкольных образовательных учреждениях.

Следует активизировать работу по привитию навыков традиционной культуры поведения в режимные моменты. Перед обедом это может быть цикл бесед о традиционной нравственности. Перед сном - колыбельные, мерно рассказанная мудрая сказка или притча. Перед прогулками - помощь старших детей малышам.

Не стоит забывать и о наглядности, в изготовлении которой с большим энтузиазмом принимают участие и дети. Например, после изучения железнодорожного вокзала города можно изготовить с детьми его макет. Это позволяет детям увидеть результат занятий, посвященных истории родного города. Точно также после знакомства с фотографиями, рассказами, альбомами с интересом дети участвуют в изготовлении «Макета сражения Великой отечественной войны».

Работа по составлению «Генеалогического дерева своей семьи» может быть дополнена рассказами о традициях в семье ребенка. То же касается и праздников - рассказы, зарисовки, просто фотографии, составление альбомов помогут в приобщении ребенка к культуре и истории.

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей воспитателю нужно планировать беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу используют, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей .

Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своем городе и крае, можно вводить на уроках персонажей (куклы в разных костюмах, животные, средства транспорта) и рассказывать от их лица истории и сказки. Это может быть один постоянный герой, который приходит на занятия с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами.

Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом коренных жителей области. Использование иллюстративного материала делает рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь.

Как было сказано выше, ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий можно дидактические игры. Дидактическая игра - универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:

1. накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами;

2. развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Например, игра «Волшебные узоры Урала» - выложить орнамент - предполагает закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах. Игры закрепления знаний о профессиях предлагаю игру «Кому что нужно?». Дети подбирают необходимые предметы.

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра К.Д. Ушинский писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача педагогики» .

Подвижные и хороводные игры («Гори - гори ясно, чтобы не погасло») выступают не только средством приобщения детей к народной культуре, но и средством развития двигательной активности.

Перечисленные методы, приемы, средства работы с детьми не являются единственными. Они известны каждому педагогу, и каждый, разумеется, может дополнить. Самое главное, нужно помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности - главное условие развития личности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (начальная школа-детский сад) сельского поселения «Село Пушкино» Бикинского муниципального района Хабаровского края родительское собрание Тема: «Воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение к истории и культуре родного края»

Подготовила: воспитатель

Ямнова Елена Васильевна

  • В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире. Формирование личности ребенка, его воспитание, начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Работа по патриотическому воспитанию включает в себя:

  • Формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду. Ведь чувство любви к Родине начинается у ребенка с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания, защиты. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
  • Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной культуре и традициям. Родной дом, двор, где не раз гулял, детский сад, где он получает радость общения со сверстниками, родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма включает в себя воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и вырос.

  • Формирование в ребенке национального духовного характера, уважения к культурному прошлому родного края, знания национальных традиций и обычаев русского народа и народов Хабаровского края. Благодатный педагогический материал накапливался веками в устном народном творчестве: народные сказки, потешки, поговорки, которые передаются от поколения, к поколению воспитывая основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. А так же народно-прикладном искусстве, фольклорных и классических произведениях, в произведениях народных мастеров живописи, скульптуры и архитектуры, в народных играх.
  • Формирование представлений о Дальнем Востоке, Хабаровском крае, Бикинском районе, как о «малой родине», о Хабаровске, как столице края.
  • Воспитание патриотических чувств через изучение символики хабаровского края (флаг, герб).
  • Воспитание любви и бережному отношению к природе, которая постоянно окружает его, доступна и понятна ему.

  • Для достижения целей мы обозначили следующие задачи:
  • Ознакомить детей с художественным наследием родного края.
  • Привлекать дошкольников к внимательному и заинтересованному слушанию художественных произведений.
  • Формировать интерес детей к книге через сопровождение чтения небольших произведений игровыми действиями и инсценировками.
  • Развивать умение выражать свои мысли опираясь на впечатления от прочитанного произведения.
  • Развивать элементы творчества, умение использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной).
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом дальневосточных авторов (стихи, сказки, загадки, народные высказывания, звукоподражания), уважать культуру родного края.

Первой ступенькой в формировании патриотического воспитания дошкольника является приобщение к истории и культуре родного края. Ведь еще академик Д. И. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Любой край, город, поселок, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, быт. Подборка соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что его родной город, село славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Для этого мы проводим занятия, организуем экскурсии, походы, работаем в тесном контакте с работниками библиотеки, которые знакомят детей с прошлым нашего села, знаменитыми людьми которые родились и выросли в нашем поселке.

  • Свою работу мы начинаем с младшей группы, где знакомим детей с названием нашего села, рассматриваем фотографии, знакомимся с улицей, на которой находится детский сад. Для этого организуем экскурсию по близлежащей улице.
  • С детьми постарше организуем экскурсии, знакомя их с достопримечательностями села, которые расположены на близлежащих улицах: школа, почта, администрация, памятник погибшим в Великой Отечественной войне воинам, Дом культуры, магазин, ФАП, рассказываем об их назначении, подчеркивая, что все создано для удобства людей.
  • Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят уже старших детей расширяется - это наш район, г. Бикин, Хабаровск его достопримечательности, исторические места и памятники, объясняя в честь кого они воздвигнуты. С этой целью, оформляем фотоальбомы. Старшие дошкольники знают название своего села, своей улицы, прилегающих к ней улиц. Детям объясняют, что у каждого человека есть родной дом и поселок (город, деревня), где он родился, вырос и живет. Для этого мы организуем экскурсии по селу: к водоему, в музей, на зерноток, знакомимся с природой родного края посещая близлежащий лес и сопку.

Дети учатся любоваться природой родного края любить и беречь ее. Наблюдения за трудом взрослых (работники почты, магазина, по благоустройству поселка и.т.д.) помогают ребенку осознавать, что труд объединяет людей, требуя от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Так же во время экскурсий происходит путешествие в прошлое нашего села. В этом нам помогают работники библиотеки, где организован сельский музей и Дома культуры.

В нравственном и патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек, дедушек, прадедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) прививаем детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и.т.д. Дети подводятся к пониманию, что мы победили, потому, что любим, бережем и защищаем свою Родину и Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.


  • В нашем учреждении к 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне была организована встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, которые рассказывали, о трудностях жизни детей в тылу, о войне, о своих боевых товарищах. Ежегодно мы с детьми 4-7 лет проводим тематические занятия и беседы, слушаем военные песни, ходим к памятнику погибшим героям на 9 Мая и на 2 сентября, где возлагаем цветы, читаем стихи, поем песни, посвященные памяти павшим героям.
  • Большой интерес имеется у детей к народным праздникам, проводимым в ДОУ (рождественские колядки, масленица). Для знакомства с народностями края, проводим народные подвижные игры, читаем стихи дальневосточных авторов, нанайские и удегейские сказки, рассматриваем иллюстрации с изображением одежды, украшенной национальными узорами.
  • Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
  • Огромное значение в данной работе имеет взаимодействие с Вами, уважаемые родители. Оно способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей и ценностей. И надо отдать Вам должное - Вы всегда готовы помочь нам в этой работе: оказываете помощь в оформлении разнообразных выставок: на «День Матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», 9 Мая, изготовлении поделок, стенгазет, пособий.

Надеемся, что проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольников будет надежным фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважающими и приумножающими культурное, историческое прошлое и настоящее нашей родины – России и Хабаровского края.




тия на природе, физический ручной труд (занятия в саду, на огороде). Он создал учебное заведение нового типа - филантропин, в котором обучались дети привилегированных сословий. Школа Базедова и его последователей была недолговечной.

Однако в конце XIX - начале XX вв. интерес к этим идеям возник вновь. В 1899 г. Э. Демолен создает первую во Франции новую школу - школу Рош. Он становится одним из инициаторов нового направления в педагогике - новое воспитание, которое объединило в Лигу нового воспитания 35 стран. Школа Рош воспроизводит основной замысел филантропина Базедова, его методику, его цель. Цель новой школы - воспитать личность, способную стать активным деятелем в различных областях общественной жизни, развить волю, инициативу и самостоятельность детей, физически и нравственно закаленных, будущих хранителей и продолжателей национальных традиций своей страны. Однако, школа Демолена, как и школа Базедова, была ориентирована лишь на привилегированное сословие, на воспитание элиты, для которой нравственные и религиозные начала составляют основу жизни как деятельного служения, служения всею силою своей личности, своей точной, глубокой, самостоятельной мыслью.

Труды М. И. Демкова не издавались и не переиздавались в России после 1917 года ввиду их ориентации на религиозно-нравственное и национальное воспитание, хотя отдельные элементы его методики продолжали свое существование.

Говоря о национальном образовании, о приобщении к истории и культуре следует отметить образовательную концепцию С. И. Гессена. Педагогика, как наука, предметом которой является образование, трактуется С. И. Гессеном как осознание воспитания, то есть этого всем нам бессознательно уже известного процесса. Ключевые понятия его философско-педагогической концепции - цели и ценности. Одни цели названы С. И. Гессеном условными. Это те цели - данности, допускающие хоть иногда и очень отдаленное, но полное и окончательное разрешение. Другие цели - безусловные или абсолютные. Это цели в себе: наука, искусство, нравственность, хозяйство и т. д. Такие цели - культурные ценности являются по существу неисчерпаемыми заданиями, то есть задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития. С. И. Гессен развивает концепцию культуры как деятельность, направленную на осуществление безусловных целей - заданий.

С. И. Гессен разрабатывает теорию национального образования, основываясь на следующих положениях:

Говорить о национальном образовании, в сущности, так же неправильно, как говорить о личном образовании, ибо личность есть естественный плод образования, направляющего человека к сверхличным целям при сохранении. им его внутренней свободы;

Национальное образование не есть особый вид образования, а есть просто хорошее образование;

Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным, действительно созидающим, а не разрушающим нацию будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства;

Нация, будучи органической частью единого человечества, существует как единство многообразия, как целостность, пронизывающая собой множество объединяемых ею частей, как живой синтез индивидуальных областей.

Итак, одно из ведущих мест в педагогической науке конца XIX - начала XX веков занимало теоретическое осмысление взаимоотношений общечеловеческих и национальных приоритетов образования. В социально-политической и философско-религиозной мысли получили отражение, с одной стороны, тенденции европеизации русской жизни, и с другой - пробуждение национального самосознания народа. Социально-политические и философско-религиозные ориентации представителей общественно-педагогического движения конца XIX - начала XX веков определяли специфику их подходов к постановке и решению проблемы соотношения общечеловеческого и национального в отечественном образовании.

В отечественной педагогике проблемы национального воспитания рассматривались в двух аспектах: государственном и собственно национальном, этнокультурном, что было связано с полиэтничностью страны, а также с необходимостью защищаться от западноевропейского культуртрегерства.

Проанализировав историко-педагогические идеи национального образования, мы видим, что на протяжении лет многих проводились исследования по данной проблеме, были разработаны блистательные методики, которые так и не были полностью освоены и применены на практике.

1.2 Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города

В науке имеются различные трактовки и определения культуры. Культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Приобщение к культуре - это процесс поведения и манеры. Приобщение к культуре и истории родного края и

Никитенко Жанна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №7 "Кристаллик"
Населённый пункт: г. Мелеуз
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование нравственно – патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»
Дата публикации: 24.06.2018
Раздел: дошкольное образование

«Формирование нравственно – патриотических чувств

дошкольников через приобщение к истории и культуре родного

края»

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных,

противоречивых

общественной

политике,

государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие

известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и

событиях, происходящих в ней; в молодёжной среде всё чаще отмечаются

связанные

национальным

противостоянием;

средства

массовой

информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с

уверенностью говорить о том, что в связи с этим у подрастающего поколения

наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на

современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны –

настоящего патриота своей Родины.

В народном творчестве заложены понятия «историческая память

поколений» и «неразрывная связь времён», народное видение мира, взгляд на

место человека в этом мире. Не случайно во многих странах приобщению

дошкольников в национальной культуре, к традициям отводится важная роль

в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной

культуры.

Развивать

уважение

собственному

культуре,

способность

уважение

педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать

достойного гражданина своей Родины.

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и

привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на

которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа,

родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и

интересом относиться к истории и культуре других народов.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших

воспитательной

патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей

страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь

к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не

доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее

появился

патриотизм»,

включает

ответственности

обществом,

глубокой

духовной

привязанности

толерантное

отношение

Формирование

личности

воспитание

начинаются

воспитания

положительных

эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и

интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог

М. Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 году писала: «Главное в

работе с детьми 5 -7 лет – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано

много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и

изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,

его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое

воспитание

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к

самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к

поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,

трудолюбие.

блестящие

народной

педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был

в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не

случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет

бессильным,

народным".

педагогическую

литературу

"народная

педагогика",

фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый

материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только

формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию

личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному

ближайшее

окружение.

Постепенно

знакомится

детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и

символами.

педагога

отобрать

впечатлений,

получаемых

ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского

сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.

Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть

яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная

работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо

знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям,

особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом

месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего

материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем

славен одной край.

нравственно-патриотическом

воспитании

огромное

значение

пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из

участников

Отечественной

фронтовых

трудовых

подвигов)

необходимо

привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к

Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

г р а ж д а н и н ом,

п ат р и о т ом

н е п р е м е н н о

интернационалистом.

воспитание

Отечеству,

гордости

сочетаться

формированием

доброжелательного

отношения

культуре

человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно,

гуманное

отношение

национальностей

создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов,

т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в

взрослого

населения

возникают

противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском

поддержать

направить

национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о

своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт,

характер труда и т.д.

условием

нравственно-патриотического

воспитания

детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории

своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,

внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному

отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В

вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все,

что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить

к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при

работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время работа актуальна и особенно трудна, требует большого

терпения,

воспитания

патриотизма,

гражданственности

считаются

зачастую

вызывают лишь недоумение.

Привлечение

нравственно-патриотическому

воспитанию

воспитателя

внимания

чуткости

ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании

кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия

каждого - обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо

отметить,

настоящее

наблюдается

генеалогии,

исследованию

национальных,

сословных,

профессиональных

поколениях.

семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление

очень важных и глубоких постулатов:

традициях

прошлом края и страны;

семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

благополучие


Эта тема актуальна по целому ряду причин. Целенаправленное ознакомление ребёнка с историей и культурой родного края формирует гражданскую позицию, позволяет сформировать патриотические чувства. Ведь чувство Родины, как малышей, так и взрослых связано с местом, где родился, т.е. с малой Родиной. Нужно углубить эти чувства, расширить представления о родном крае, истории и культуре, показать, что свято и дорого каждому человеку. Актуальность:




Создание условий в группе для восприятия сведений об историческом прошлом, настоящем и культурном облике родного края. Дать знания детям о родном крае: истории, символики и достопримечательностях. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Кашинский край. Познакомить с культурой и традициями родного края. Повысить компетентность у родителей по вопросам приобщения детей к истории и культуре родного края. Задачи:






В результате обработки данных по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края получила: 12% родителей знают историю и культуру родного края; 24% родителей интересует данная проблема; 42% родителей поддерживают проводимую в ДОУ работу по данному направлению; 22% родителей нуждаются в помощи ДОУ по данной проблеме. Для определения компетентности родителей по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края использовала метод анкетирования.
















В результате обработки данных по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края получила: 20% родителей знают историю и культуру родного края; 40 % родителей интересует данная проблема; 36% родителей поддерживают проводимую в ДОУ работу по данному направлению; 4% родителей нуждаются в помощи ДОУ по данной проблеме. Для определения компетентности родителей по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края использовала метод анкетирования. (конец года)