Шамиль аляутдинов разъяснил свою позицию по поздравлению христиан с рождеством. Разрешается ли поздравлять христиан с рождеством

Примером выражения толерантности, межнациональной, межконфессиональной культуры общения служит то, как празднуется у мусульман. Ближайшая к христианству религия - мусульманство. Об этом говорит то, что Кораном Христос признан великим пророком, почитаемы также Дева Мария, Иоанн Креститель. Это одна из причин давних добрососедских отношений православных и мусульман. Проявляются терпимость и взаимоуважение в праздновании самых главных праздников для приверженцев обеих религий.

Для христиан Пасха неотделима от распятия и воскрешения: это праздник торжества жизни и искупления грехов человеческих крестными муками Христа. По мусульманским представлениям первородный грех как понятие не существует: при наступлении Судного дня каждый сам несёт ответственность за свою земную жизнь. Между христианами и мусульманами существуют также разногласия относительно мессианской сущности Иисуса. Согласно Корану Иисус (Иса), хотя и был пророком, но был смертным человеком, а не сыном Божьим. Поэтому, согласно учению Ислама, Христос не мог умереть ради искупления грехов всего человечества, подробности распятия при этом имеют скорее академический характер. Мусульмане не верят и в то, что Иисус умер на кресте, а значит, в этом случае, по их убеждению, он не может и воскреснуть. Согласно высказываниям Мухаммеда, Иса пребывает на небесах и вернется на землю в конце времён.

Пасха не отмечается мусульманами в догматических рамках, присущих христианству, но у них существует другой, абсолютно схожий по содержанию праздник. Его название, Курбан-байрам, так и переводится: «праздник жертвы». Знаковый, метаисторический и глубинный смысл его тот же, что и для ветхозаветного Песаха и Пасхи Нового Завета: запрет на человеческие жертвоприношения и вера в милость Бога.

Сюжетная канва событий, предшествующих появлению праздника, описана в Коране и перекликается с библейской легендой о жертвоприношении Авраама. Аллах, решив испытать праведника Ибрахима, повелел тому убить своего сына Исмаила. В последний момент посланный Богом ангел не дал совершиться жертве человеческой, заменив её молодым барашком.

Курбан-байрам - самый почитаемый в исламской традиции праздник, и в этом смысле его можно сравнить с Пасхой христианской.

Обрядовое сходство праздников

Прослеживаются и обрядовые параллели, позволяющие говорить, что Курбан-байрам - это своеобразная мусульманская Пасха.

Тем не менее, несмотря на фундаментальные различия, в диалоге мусульман и христиан объединяющим началом служит знание об Иисусе. Более того, вера в Иисуса является необходимым требованием, предписываемым Кораном. Большинство проповедующих ислам прекрасно осведомлены и о и о традициях её празднования. Поэтому можно сказать, что мусульмане празднуют Пасху вместе со своими соотечественниками-христианами.

Коран не запрещает в Светлое Воскресение Христово отвечать «Воистину воскреснет!» на .

Принимая в дар куличи, крашеные яйца, верующие в Аллаха понимают, что это не навязывание чужой религии, а желание разделить радостное, светлое настроение. В такой обстановке единства проходит, например, чеченская Пасха, где уделяется равное внимание религиозным нуждам коренного мусульманского населения и православных. Правительством Чеченской Республики даже создан специальный оргкомитет по подготовке к празднованию Пасхи.

Пасхальные традиции у татар Поволжья

Ещё более ярким примером взаимопроникновения религиозных и обрядовых обычаев у различных народов, проживающих в едином территориальном пространстве, является татарская традиция отмечать особый весенний праздник. Он по-разному называется у представителей разных этнических групп и не имеет привязки к дню календаря, как солнечного, так и лунного. Относится он к категории «народных» и совпадает по времени с наступлением , также не имеющего конкретной даты.

Этот праздник казанские татары называют Сабантуй, касимовские и татары-мишари - Кызыл йомырка Байрам, кряшены - Саран, Улы Байрам, Пасха Байрам. Люди при этом осознают, что отмечают Пасху, разница лишь в том, что для кого-то это действительно праздник со всеми его смысловыми составляющими, для других - привнесение православных элементов в мусульманскую (татарскую) культуру.

Первоначально создаётся впечатление, что нет причин отождествлять праздник Сабантуй с для казанских татар. Но при более пристальном рассмотрении становятся хорошо заметны особенности, присущие христианским канонам. Например, одним из обязательных этапов в порядке празднования Сабантуя в сельской местности является день сбора крашеных яиц, Кызыл йомырка Кане, когда подростки и дети ходят по домам всей деревни и собирают яйца, заранее окрашенные в отваре луковой шелухи. Тот же обычай с небольшими индивидуальными отличиями существует у касимовских татар и татар-мишарей.

Подобное сосуществование двух монотеистических религий приводит нас к осознанию того, что они являются различными аспектами единой истины и единого Бога. Проявляя понимание и уважение к представителям других конфессий, отношения с Богом можно сделать намного глубже и многограннее.

Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что мусульманам заповедано обращаться с добротой и справедливостью со своими соседями – немусульманами. Поэтому в обмене подарками с ними нет ничего плохого. Мусульманам разрешено поздравлять немусульман с их праздниками, более того, это становится обязанностью в том случае, если последние поздравляют мусульман с праздниками, принятыми в Исламе. Аллах Всемогущий сказал: «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или же верните его» (Коран, 4:86).

Мусульмане не должны участвовать в религиозных праздниках немусульман, однако они могут принимать участие в национальных праздниках стран своего гражданства, при этом не нарушая предписаний Ислама. Данный вопрос имеет, безусловно, большое значение, особенно для мусульман, проживающих на Западе. Между мусульманами и немусульманами существуют крепкие связи, определяемые потребностями самой жизни.

Они возникают на основе отношений между соседями, дружбы, общения с коллегами по работе или с товарищами по учебе. Мусульманин может испытывать чувство благодарности по отношению к немусульманину, например, к благожелательному начальнику, хорошему лектору, добросовестному и квалифицированному доктору и другим людям. Итак, каким же должно быть отношение мусульман к немусульманам, которые не проявляют к ним никакой враждебности, не сражаются с ними из-за веры и не изгоняют их из их жилищ или с их земель?

В Коране содержится ответ на этот вопрос. Эта сура была ниспослана как руководство в отношениях с язычниками. Аллах Всемогущий сказал: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, – ведь Аллах любит справедливых! Дает вам Аллах запрет о тех, которые сражались с вами за религию, и изгнали вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья. А кто возьмет их в друзья, те – нечестивы»(Коран, 60:8-9).

Согласно этому аяту, существует большая разница между теми, кто относится к мусульманам как к врагам и сражается с ними, и теми, кто хочет жить с мусульманами в мире. Нам заповедано хорошо относиться к последним, быть с ними справедливыми и проявлять к ним доброту, а не только давать то, что положено им по праву, и требовать то, что по праву полагается нам. Мы должны стремиться по возможности к лучшим отношениям, а не ограничиваться такими жесткими рамками.

Что касается другой группы, то в аяте содержится строгий запрет каких-либо союзов с ними, а также оказания им какой-либо поддержки. Это относится к тем, кто решил стать врагом Ислама и мусульман и совершает активные действия, изгоняя мусульман из их домов и с их земель по той единственной причине, что мусульмане объявляют о своей вере в Единого Аллаха. Так поступили курайшиты и неверные в Мекке по отношению к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).

Как аль-Бухари, так и Муслим передают со слов Асмы бинт Аби Бакр (да будет доволен ею Аллах), что однажды она пришла к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О Посланник Аллаха! Моя мать, многобожница, пришла ко мне. Она решила установить со мной более близкие отношения и принесла мне подарки. Должна ли я ее приветствовать и хорошо к ней относиться?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Приветствуй свою мать и относись к ней хорошо».

Это было сказано несмотря на то, что мать Асмы была многобожницей. Вместе с тем, Коран ясно утверждает, что люди Писания (иудеи и христиане) гораздо ближе к Исламу и к мусульманам, чем многобожники. Коран разрешает есть пищу людей Писания и жениться на целомудренных из них. Аллах Всемогущий сказал: «…и пища тех, кому даровано Писание, разрешается вам, и ваша пища разрешается им. И целомудренные из верующих и целомудренные из тех, кому даровано писание до вас…» (Коран, 5:5).

Поскольку разрешено жениться на целомудренных из людей Писания, то тем самым разрешено проявлять к ним любовь и милость. Всемогущий Аллах говорит: «Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость» (Коран, 30:21).

Действительно, как может человек презирать свою жену, которая является его спутницей жизни и матерью его детей? Всемогущий Аллах сказал: «…они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них» (Коран, 2:187).

Кроме того, результатом брака является сближение двух семей и возникновение родственных отношений – естественной формы отношений между людьми. Аллах Всемогущий сказал: «И Он – Тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское» (Коран, 25:54).

Нельзя забывать и о чувстве материнства. В Коране ясно говорится о правах матери по отношению к детям. В этой связи иногда спрашивают: допустимо ли для мусульманина не поздравлять свою мать–немусульманку с тем праздником, который она отмечает? А что делать по отношению к родственникам – дедушкам, бабушкам, дядям, тетям, двоюродным братьям и сестрам? У них у всех есть права на наше хорошее отношение, что закреплено в Коране, где говорится: «…обладатели же родства – одни ближе к другим в Писании Аллаха» (8:75), а также: «Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким…» (16:90).

Поздравлять немусульман с их праздниками становится обязательным в том случае, если они поздравляют мусульман с праздниками, принятыми в Исламе, поскольку нам заповедано отвечать добром на добро, в том числе – хорошо отвечать на приветствия. Аллах Всемогущий сказал: «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же» (Коран, 4:86).

Мусульманин ни в коем случае не должен быть менее благожелательным и приятным в общении, чем другие люди, он не должен обладать худшими манерами, чем они. Именно об этом говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Самые лучшие в своей вере – те, которые обладают самыми лучшими манерами» (передано Ахмадом, ат-Тирмизи, ад-Дарми и Абу Даудом), и еще он добавлял: «Поистине, я послан для того, чтобы совершенствовать самые благородные манеры» (передано Ахмадом, аль-Бухари в сборнике «Аль-адаб аль-муфрад», а также аль-Баззаром в сборнике «Кашфул Астар»).

Значение манер мусульманина существенно возрастает в связи с тем, что мы приглашаем людей в нашу веру (а это является обязанностью каждого из нас). Позитивного отношения людей к Исламу нельзя добиться, обращаясь с ними излишне строго, жестко и применяя насилие. Этого можно добиться прекрасными манерами и возвышенной этикой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прекрасно обращался даже с многобожниками среди курайшитов, когда он жил в Мекке, несмотря на их враждебность, преследования, угнетение и тяжкие оскорбления с их стороны. Подтверждением этому служит факт, что курайшиты доверили ему свое богатство и свои сбережения из опасения, что в противном случае они могут быть украдены или потеряны. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уехал из Мекки в Медину, он оставил своим преемником Али (да будет доволен им Аллах), которому он приказал вернуть курайшитам все доверенное ему.

Таким образом, ничто не препятствует ни мусульманину, ни исламскому центру поздравить немусульман либо на словах, либо послав им открытку. При этом следует помнить, что открытка не должна содержать икон или другой религиозной символики, например – креста. Концепция распятия полностью отрицается Исламом. Всевышний Аллах утверждает в Коране: «…а они не убили его и не распяли, но это только представилось им…» (4:157).

В обычных словах поздравления не содержится ничего такого, что можно истолковать как явное или подразумеваемое признание каких-либо аспектов иной веры или религии. Нет также никаких препятствий к тому, чтобы принимать от немусульман подарки и дарить им подарки в ответ, при условии, что эти подарки сами по себе не являются недозволенными (например, содержащими алкоголь или свинину). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принял подарок от короля Египта и от некоторых других (см. «Шар мушкил аль-азар» ат-Тахави).

В то же время мы придерживаемся той точки зрения, что последователям Ислама запрещено принимать участие в религиозных праздниках немусульман, как многобожников, так и людей Писания. Сегодня, к сожалению, можно наблюдать, как некоторые невежественные мусульмане празднуют Рождество, но при этом не отмечают Ид уль-фитр и Ид аль-адха. Это не соответствует мусульманскому праву.

В своем письме в редакцию Шамиль хазрат Аляутдинов написал: «Данная короткая новость с цитатой, вырванной из контекста моего богословского материала привела к тому, что читатели сайт неправильно поняли смысл моего ответа».

* * * * * * * * * * * * * *

МОЖНО ЛИ ПОЗДРАВЛЯТЬ?

Вопрос. Некоторые утверждают, что поздравлять с днем рождения или, допустим, с Новым годом является запретным (харам). На вашем же сайте вы пишете, что поздравлять можно. Расскажите подробнее об этом. Алия.

Вопрос. Можно ли с точки зрения Ислама поздравлять немусульман с их религиозными или национальными праздниками? Некоторые говорят, что это запретно (харам).

Ответ . Мнение о том, что запретно поздравлять немусульман с их религиозными и национальными праздниками, может быть проговорено знатоком мусульманского богословия, изучавшим его в границах узкой идеологической направленности, либо человеком, ограниченным в своем анализе Корана и Сунны арабским, например, обществом . Обычно арабские богословы не могут понять в полной мере те проблемы или ситуации, с которыми сталкиваются мусульмане в обществах, где они составляют меньшинство. Именно не могут, потому что они не сталкивались с этим и не имеют возможности взглянуть на Священный Коран и Сунну более широко, объективно, отойдя от укоренившихся арабских стереотипов, парадигм и подойдя к широте смысла священных текстов, являющихся каноном по своей сути и по широте своего смысла не только для арабов, но и для людей вообще . Безусловно, умение выверено и при этом правильно мыслить — результат общения с мусульманами самых разных национальностей на протяжении десятилетий , а также итог постоянной работы с первоисточниками через призму многообразия культур, традиций, быта.

Сейчас в Интернете появилось много враждебно настроенных молодых людей, которые всех без разбора делят на “своих” и “кяфиров”. Подробное изложение данной проблематики можно найти в моей книге “Все увидят Ад”. А вот если мы все-таки говорим не о юношеских эмоциях неудачников, подпитывающих свое “я” радикальными словесными формулировками, то, например, в Священном Коране имеются два аята, которые четко определяют границы взаимоотношений мусульман с немусульманами:

“Аллах (Бог, Господь) не запрещает вам [верующие] относиться благородно и справедливо ко всем [невзирая на национальность, убеждения, вероисповедания] , кроме тех, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений и выгоняет вас из домов ваших. [Будьте же справедливы!] Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит справедливых. Он [Господь миров] запрещает вам иметь близкие дружеские отношения именно с теми, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений или выгоняет вас из домов ваших, а также с теми, кто помогает им в этом. Кто с такими [притеснителями, деспотами, преступниками] будет иметь близкие дружеские отношения, тот грешен [рано или поздно сам становится таковым, уподобляясь им]” (Св. Коран, 60:8, 9).

“Аллах (Бог, Господь) не запрещает вам [верующие] относиться благородно и справедливо ко всем [ невзирая на национальность, убеждения, вероисповедания ], кроме тех, кто воюет с вами из-за ваших религиозных у беждений и выгоняет вас из домов ваших”. То есть только эти две категории людей не заслуживают благородства в свой адрес за те преступления и разбой, что вершат. А что касается всех остальных, кем бы они ни были по убеждениям и взглядам, хорошие они или плохие, неважно — мы, если считаем себя покорными Творцу (а не своим прихотям), обязаны относиться к ним по-доброму и уважительно (как минимум — стараться быть таковыми). Тем самым мы покажем самим же себе суть наших душ и сердец: полны ли они сатанинской невоспитанности и грубости, прикрытой красивыми мусульманскими высказываниями, которые лишь на языке, или все-таки маленький светоч веры освещает нас изнутри, помогая отличать в лабиринтах души зло от добра, грешное от праведного.

Эти два аята четко очерчивают нормы взаимоотношений. Когда к мусульманам относятся по-доброму, по-человечески, то они должны отвечать благожелательно, проявлять к этим людям, независимо от их убеждений или вероисповедания, справедливость и благородство. Замечу, что слово “благородство” (аль-бирр), употребленное в аяте, обычно используется при характеристике отношения детей к своим родителям. То есть не простое благородство, а искреннее, с душою. Слово это (аль-бирр) в арабском языке означает также “отказ в пользу другого от того, что ты мог бы получить”, а также “предоставление другому большего, чем он заслуживает”. То есть на хорошее постараться ответить большим, лучшим.

Те же, кто враждует с мусульманами из-за того, что они — “мусульмане”, выгоняет их с родных земель и из жилищ, как, например, это произошло в случае с пророком Мухаммадом и его сподвижниками, которые были вынуждены покинуть свои дома после многолетних притеснений и унижений, то такие деспотичные люди не заслуживают хорошего отношения к ним. Но замечу, например, что когда пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует), примерно через десять лет вернулся обратно в Мекку с огромным количеством сподвижников, он, имея возможность вершить возмездие, никому не отомстил: ни тем, кто убивал, ни тем, кто унижал, ни тем, кто грабил. Он всего лишь произнес свои известные слова: “Антум тулака’ ”, то есть “Вы — свободны”, вас никто не обидит, не будет вспоминать прошлые унижения и требовать возмездия. Спокойно продолжайте жить рядом с нами, как это и было когда-то.

Иными словами, для верующего человека защищать себя и свое имущество — обязательство. Это во все времена было делом чести и достоинства. Но мстить, вспоминая былые обиды, — не до лжно верующим, а тем более пророкам и посланникам Господа.

Вернемся к нашей теме. В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима приводится случай, как однажды Асма’, дочь Абу Бакра, спросила у пророка Мухаммада: “Ко мне в гости пришла моя мама, но она язычница. Могу ли я хорошо отнестись к ней, принять ее?” Пророк (да благословит его Творец и приветствует) ответил: “Ну конечно! Тепло и радушно прими свою маму!”

Учитывайте, что отношение к людям Писания, в отличие от язычников и неверующих, в Исламе занимает особое место, оно более почтительно. В Священном Коране, например, говорится: “Ты увидишь, что наиболее ненавистно относятся к верующим [в годы пророческой миссии Мухаммада] иудеи и язычники, а наиболее тепло и с любовью относятся к ним те, кто говорит: “Воистину, мы — христиане”. И это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они невысокомерны. Если услышат они ниспосланное Пророку [строки из Корана], ты увидишь, как глаза их переполняются слезами от постигнутой истины. Они говорят: “О Господи, мы уверовали. Запиши же нас в число засвидетельствовавших” (Св. Коран, 5:82, 83).

В Коране также сказано: “И если бы не защита Всевышнего одних людей другими [если бы не то равновесие, которое периодически устанавливается Творцом на этой Земле для мирного сосуществования людей и возможности дипломатического урегулирования разгорающихся конфликтов], то были бы разрушены и снесены монастыри , церкви , синагоги и мечети , где много упоминается имя Аллаха [имя Единого и Единственного Господа ]. И нет сомнения в том, что Всевышний поможет тому, кто помогает Ему [пророки, несшие Божью проповедь, ученые, продолжавшие дело пророков; праведники и простые верующие, нашедшие свое место в жизни и рационально реализующие предоставленные им возможности, не выходя за границы веры и благочестия]. Воистину, Он — безгранично Силен и Могуществен [не Он нуждается в вас, а вы — в Нем]” (см. Св. Коран, 22:40).

О пророках Иисусе и Моисее в Коране говорится очень много .

Ко всему прочему кораническим текстом явно разрешена для мусульман пища людей Писания, а также женитьба на христианках и иудейках: “[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена вам пища людей Писания, а ваша пища разрешена им. Разрешено вам жениться на благочестивых (целомудренных, добродетельных) из числа мусульманок и благочестивых (целомудренных, добродетельных) из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках), если вы передали им [ценный] свадебный подарок [в качестве безвозмездного дара], желая жениться на них [ощущая ответственность перед созданием семьи на всю оставшуюся жизнь], а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг. Кто отвергает веру, отказывается от нее [от ее основ, постулатов, от Божьих установлений], а до этого был ее носителем, благие дела того [в итоге] теряют всю свою значимость (они тщетны). В Судный День он будет из числа проигравших (потерпевших крах) [если до смерти так и не успеет раскаяться и исправиться]” (Св. Коран, 5:5).

Любовь и взаимоуважение между супругами - это то, что заповедует Сам Всевышний для полноты и гармонии семейных уз . В Коране образно показано единство и общность супругов: “Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них” (см. Св. Коран, 2:187).

Из канонической допустимости брака с христианками и иудейками мы получаем родственные связи с людьми Писания. А родственные связи предписано сохранять и развивать: “Воистину, Аллах (Бог, Господь) повелевает [вам, о люди] быть справедливыми , благородными [в поступках] и щедрыми к близким (родным) [хотя бы на доброе слово]” (см. Св. Коран, 16:90); “И бойтесь [о люди, нарушить, оборвать в одностороннем порядке] родственные связи. Воистину, Господь в полной мере осведомлен о вас [о ваших намерениях, словах, делах, поступках]” (см. Св. Коран, 4:1); “Скажи [Мухаммад]: “Я не прошу у вас [мекканских язычников] вознаграждения [за то бесценное, что передаю вам из знаний о земном и вечном], кроме [просьбы сохранения между нами] добрых (доброжелательных) родственных отношений. [В знак благодарности обратите на это свое внимание, уделите этому время и силы; не разрывайте родственные отношения из-за различия во взглядах и убеждениях.]”. Кто совершает благое, тому Мы [говорит Господь миров] непременно приумножаем в нем [в данном благом поступке] благо. [Он, поступок, становится для этого человека и других людей более значимым, нежели предполагалось в момент совершения]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и [Он] необычайно Благодарен [щедро воздает за усердие и благие дела]” (см. Св. Коран, 42:23).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) всегда призывал своих сподвижников к благородству и мягкости, воспитанности . Например, обратившись к Абу Зарру, посланник Божий воскликнул: “Будь набожен [в том числе стараясь оценивать верность, правильность своих поступков со стороны], где бы ты ни был! <…> И относись к людям благонравно [будь воспитан в соответствии с хорошими манерами, во взаимоотношениях с другими не забывай об общепринятом нравственном этикете]!” . Он (да благословит его Всевышний и приветствует) не сказал “относись благородно к мусульманам”, он сказал “к людям”!

Относиться благожелательно к людям — это обязанность мусульманина как человека, особенно когда со стороны других проявляется почтительное отношение , когда друзья или знакомые, к примеру, поздравляют нас с мусульманскими или иными праздниками. Ведь в Священном Коране сказано: “Если вас приветствуют, то ответьте лучшим (более полным) приветствием или [как минимум] таким же, которым вас поприветствовали [в той же форме]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) абсолютно все принимает в расчет” (Св. Коран, 4:86).

Мусульманину, как человеку набожному и покорному Творцу, просто не подобает быть хуже других, быть менее воспитанным или менее благородным.

По сути дела, то, что я сейчас пишу, является настолько банальным и естественным с точки зрения исламских канонов, но мне (и не только мне) приходится подробно прописывать эти аксиомы по той простой причине, что как мусульмане, так и немусульмане сегодня настолько дезинформированы, а порой невежественны или “деревянны” в мышлении, что слов нет!

В пучине политических, национальных, социальных и экономических разбирательств как мусульмане, так и немусульмане растеряли большую часть пророческих наследий, забыли о завещанном ими посланниками Творца - о великодушии, сердечной мягкости, умении прощать, не копить обид.

Сколь просты, но непонимаемы и мало применяемы слова пророка Мухаммада: “Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев]. И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [а жена — к мужу]” . В чем же суть миссии Пророка, главная цель?! Мы постоянно забываем о ней. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: “Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства” .

Передается, как один огнепоклонник поприветствовал Ибн ‘Аббаса, считающегося одним из самых ученых сподвижников Пророка, словами: “Ас-саляму ‘алейкум! (Мир вам!)”, и тот ответил: “Ва ‘алейкумус-салям ва рахматул-ла (И тебе мир и милость Всевышнего)”. Некоторые из находившихся рядом недоуменно спросили: “Ты желаешь ему (огнепоклоннику!) милости Господа?” Ибн ‘Аббас ответил: “А разве не живет он в окружении милости Творца?!”

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) на протяжении многих лет (около десяти) терпел издевательства и унижения со стороны мекканских язычников, но это никак не приуменьшило его надежности и благородства. Как до начала пророческой миссии мекканские язычники, многобожники, отправляясь в долгий путь, оставляли у него ценные вещи на хранение, так и после, вплоть до последних дней его пребывания в Мекке. Известный факт, когда пророк Мухаммад по велению Творца покинул свою хижину, окруженную людьми, нанятыми для его убийства, и оставил вместо себя ‘Али, рискуя жизнью своего еще очень молодого двоюродного брата. Зачем он оставил его в Мекке, где уже практически не было мусульман, зачем подверг его жизнь опасности? А для того, чтобы вернуть те ценности, которые люди доверили Мухаммаду, полагаясь на его надежность. Даже в такой тяжелой ситуации, не имея возможности оповестить о своем отъезде заранее, он сохраняет свою благонадежность и верность. Кому?! Да тем же язычникам, что притесняли его братьев по вере, на протяжении многих лет унижали его самого и оскорбляли. Ведь он, во-первых, Пророк, а во-вторых, мусульманин, то есть покорный Богу, а не своим эмоциям и чувствам.

Итак, поздравлять немусульман с их религиозными праздниками, как и принимать поздравления от них в полной мере допускается с точки зрения канонов Ислама. Исключением является только дарение явно запретного .

Если же говорить о поздравлении с государственными и иными праздниками , то с этим “вообще нет никаких проблем. Можно поздравлять других, принимать поздравления, а также участвовать в праздничных мероприятиях” .

День рождения - очень хороший праздник. Именно в такой обстановке и в таком настроении сделать человеку что-то приятное, хотя бы просто поздравить, очень важно с точки зрения мусульманской этики укрепления дружеских или родственных уз.

Безусловно, я не говорю о том, чтобы участвовать в распитии спиртных напитков или устраивать дискотеку. Верующий (му’мин) — это тот, при взгляде на которого другие вспоминают о своем Создателе, о Господе миров! Думаю, вы помните эти слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

Верующий человек преобразует мир. Пусть постепенно, но идя именно навстречу другим, особенно немусульманам!

Люди, изучающие Ислам по-дилетантски, поверхностно и черпающие знания из сугубо идеологизированных источников, как по этой теме, так и по многим другим, в оправдание собственной категоричности (поздравлять - харам) любят цитировать следующий хадис: “Кто старается походить на других, тот - из них” . Соглашусь, что узколобая, явно выделяющаяся группа интернет-поколения, накачанная враждебным отношением ко всему, что не вписывается в их рамки понимания религии, очень любит цитировать данный хадис, не имея возможности понять его в свете Корана и Сунны, что на самом деле выдает ее невежество. Любой здравомыслящий, читающий Коран и Сунну в оригинале и изучающий мусульманское богословие во всей широте взглядов, мнений, трактовок и аргументаций, хорошо понимает, что данный хадис, его смысл, трактуем в сторону запрета (а возможно, и нежелательности) тех или иных действий, поступков, употребляемых словосочетаний или копируемых манер лишь в том случае, если есть намерение, сердечный и мысленный настрой уподобиться (копировать, походить, перенимать повадки и привычки) представителей той или иной религиозный группы или сообщества людей, народа, племени. Об этом сказано в другом очень известном достоверном хадисе: “Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением ” . А потому если верующий человек намерен проявить внимательность и укрепить добрососедские отношения, то он может поздравить другого с немусульманским праздником, если это вписывается в общепринятые морально-нравственные нормы взаимоотношений в данном обществе. Напомню всем известный аят: “Возьми [себе на вооружение] умение прощать [будь снисходительным, мягким, учтивым; умей легко подходить к обстоятельствам, не усложняя их; относись ко всему проще] ; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали, нравственности] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]” (Св. Коран, 7:199).

Также напомню слова заключительного Божьего посланника (да благословит его Творец и приветствует): “Человек [перенимает] веру своего “халиля” , так пусть каждый из вас посмотрит, кто является его “халилем” . Конечно же, кто старается походить и стать закадычным другом дикарей, преступников или фанатичных исполнителей языческих ритуалов, кто усердно старается влиться в их ряды, то он - один из них, то есть постепенно станет таким же в убеждениях, в ценностях.

Поздравление соседа-христианина с Рождеством не говорит о том, что ты собрался походить на него или следовать ему в религиозных ритуалах, это говорит лишь о том, что ты, следуя достоверной Сунне, поддерживаешь добрые отношения со своим соседом. Точно так же и с иудеем, атеистом, индусом или язычником.

Поздравление человека с Новым годом указывает на проявленное внимание к ближнему и пожелание ему добра в новом по григорианскому календарю году. А Дед Мороз, Снегурочка - просто очередная сказка, сказочные персонажи, дарящие подарки, что также является сунной .

А то, как упомянутый ранее хадис (“Кто старается походить на других, тот - из них”) понимают и трактуют некоторые современные интернет-болтуны можно сравнить с тем, как если человек пользуется немецким автомобилем или намерен получить немецкое гражданство, значит он уподобляется немцу и становится им; если ест мясо по-французски, значит уподобляется французу; если одевается в итальянскую одежду, значит - итальянцу. Это - абсурд! Человек просто пользуется немецким автомобилем, ест мясо по-французски и одевается в итальянскую одежду, и делать из этого выводы о его вере никак не уместно!

В заключении приведу очень актуальный для всех времен и народов хадис: “Кто приобщает себя к новым познаниям (идет по жизненному пути, стремясь к приобретению знаний), для того Господь облегчает путь в райскую обитель. Воистину, ангелы расстилают свои крылья, показывая довольство им, уважение. За ученого человека [прошедшего не один уровень теории и практики знаний и не изменяющего выбранному пути] молится все живое на небесах и земле, даже рыбы в море! Преимущество набожного ученого (‘алим) перед просто набожным человеком (‘абид) подобно преимуществу луны пред остальными звездами [в безоблачную ночь]. Воистину, ученые - наследники пророков. Последние не оставляли после себя золота или серебра, они завещали знания! И кто сможет приобщить себя к ним (взять знания, приобрести их), тот станет обладателем огромного богатства (великого удела)!”

Интернет-молодежь, повторяющую это мнение на форумах, незнакомую с каноническими азами, я вообще не беру во внимание.

“Мы [говорит Господь миров, местоимением “Мы” подчеркивая Свое величие] отправили тебя [Мухаммад, предварительно подготовив и избрав из числа самих же людей] для всего человечества [для всех тех, кто появится на Земле в твой исторический период и после тебя до Конца Света] в качестве (1) несущего радостную весть [от Бога о Рае для прислушивающихся к тебе, приобщающихся к вере и изменяющих свою жизнь к лучшему], а также в качестве (2) предостерегающего [оповещающего о проблемах мирских и муках вечных для тех, кто отвергнет тебя и Писание, что будет дано Нами через тебя]. Однако бо льшая часть людей так и не узнает [не поймет, не осознает всю важность твоей миссии]” (Св. Коран, 34:28).

“О люди [все люди, вне зависимости от взглядов и убеждений]! Поистине, Мы [говорит Господь миров, местоимением “Мы” указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас из мужчины и женщины [Адам и Ева явились началом рода человеческого] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом - Божественный замысел. И ваша “разность и непохожесть” для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными (благородными) пред Богом среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен [а не те, кто гордится своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у него лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он [Творец] Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем и вся]” (Св. Коран, 49:13).

Как во времена пророка Мухаммада, так и сейчас, читая аяты выборочно и без учета основных ценностей Ислама, некоторые понимали, что к немусульманам нужно относиться с ненавистью и очень недоброжелательно. СМИ конца ХХ — начала ХХI вв. часто акцентировали внимание людей именно на этом, оправдывая действия некоторых отъявленных преступников, называя бандитизм и “международные политические разборки” “исламским экстремизмом” или “исламским терроризмом”.

Невежество, а тем более на пару со слепотой, ни к чему хорошему привести не смогут. Особенно обидно, когда эти качества (невежество и слепота, а также хищное желание сеять вражду и ненависть) становились характерными для некоторых корреспондентов или отдельных СМИ.

Хорошо известен принцип: что не запрещено, то разрешено. А благородство и справедливость не только разрешены, но и поощряемы в Исламе, ибо могут послужить причиной того, что и другие будут стремиться к широкому анализу происходящего вокруг. Из достоверного хадиса мы хорошо знаем о том, что если мусульманин послужит причиной того, что человек обретет веру в Бога, Единственного Творца всего сущего, то вознаграждение, даруемое этому мусульманину Господом, будет более ценно, чем все земные богатства.

Именно “близкие, дружеские отношения”. Просто дружеские, дипломатические, а тем более отношения в форме диалога даже в такой ситуации могут сохраняться и должны быть развиваемы для продолжения мирного сосуществования.

К сожалению, в немусульманской среде они мало кому известны. К тому же за последнее время вышло несколько фильмов о Мухаммаде (да благословит его Господь и приветствует), в которых он представлен как незаурядная историческая личность и полководец, но не как Пророк.

А также в св. х. Ахмада, Абу Дауда и др. См., например: Аль-муснад аль-джами‘ [Многотомная энциклопедия, вобравшая в себя более двенадцати сводов хадисов]. В 20 т. Бейрут: аль-Джиль, 1993. Т. 19. С. 37, хадис № 15769.

Разные люди упоминают Его на разных языках, называют разными именами. Главное, чтобы приписывалось соответствующее только Ему, Далекому от всех недостатков, Безграничному, Бесконечному, Невообразимому. “Нет ничего, подобного Ему”, — сказано в Священном Коране (см.: Св. Коран, 42:11).

В этом контексте можете прослушать мою проповедь за 28.12.12. “С Рождеством! (Св. Коран, 19:27-33)”.

“И из Его [Господа миров] знамений [указывающих на силу и могущество Бога] сотворение Им из вас же самих [из той же квинтэссенции] вам пары [для мужчин — женщин, для женщин — мужчин]. [Наличие пары] дает вам возможность отдохнуть (успокоиться). Он установил между вами [между полами] чувства любви и милосердия [особенно когда это касается родственных связей и супружеских взаимоотношений]. Поистине, в этом есть знамения для людей думающих (размышляющих)” (Св. Коран, 30:21).

Мы даже представить себе не можем, как заключительный Божий посланник изменил тогдашнее арабское, а в последующем и многие другие общества невоспитанных пьяниц и драчунов, превратив их в высоконравственную и высококультурную державу, которая продолжила начатое, дав начало многим современным наукам, державу, которой даже в периоды войн не было равных по благородству. И это без преувеличений! Сегодняшние мусульмане далеки от примера мусульман того времени. Мы сами виноваты в том, что практически потеряли и продолжаем терять пальму первенства, но нужно учитывать, что духовное, культурное и научное лидерство мусульман продолжалось около тысячи лет, отбивая нападки диких кочевников и нищих фанатиков-крестоносцев. Но об этом уже должны аргументированно говорить историки.

Хадис от Абу Зарра, Му‘аза и Анаса; св.х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 14, хадис № 115; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 582, хадис № 1992, “хасан сахих”.

В Коране есть аят: “Верующие, не берите в “авлия’ ” иудеев и христиан. Одни из них авлия’ для других. Кто из вас будет брать их себе в покровители, тот из них. Притеснителей и тиранов [очевидных грешников] Всевышний не наставляет на верный путь” (Св. Коран, 5:51). С подобным смыслом см. также следующие аяты Св. Корана: 2:257, 3:28, 3:118, 4:144, 5:57, 8:73, 58:22, 60:1.

К сожалению, из-за неточности многих русскоязычных переводов, в том числе и коранического текста, когда пишут “не берите себе в друзья христиан и иудеев”, непросвещенные мусульмане воспринимают это буквально. Такой перевод категорически неправилен, а порой социально опасен. Подробнее см. в моем переводе смыслов: Св. Коран, 3:28 и комментарии.

В Коране нет слов “не берите себе в друзья иудеев и христиан ”, но сказано: “Верующие, не берите в “авлия’ ” иудеев и христиан”. Не берите в “авлия’ ” — значит, пусть они не будут для вас такими друзьями, ради которых вы можете отказаться от самого дорогого — веры и своих убеждений.

Как упомянутые в коранической цитате люди Писания, так и любые другие немусульмане могут быть друзьями, компаньонами, соседями для мусульман. Налаживание мирных дружеских, добрососедских отношений не запрещено, а, наоборот, поощряемо аятами и хадисами. Именно так было во времена пророка Мухаммада и после него. Отношения должны быть честными, благородными, но не сердечными. Ведь чистая высокая дружба с человеком, не соблюдающим заповеди Творца, может удалить от многих предписаний, ослабить непоколебимость веры.

Подробнее об этом читайте в моей книге “Все увидят Ад”.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Хаббана. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, “сахих”.

Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хаким, аль-Байхакы и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадисы № 2583, “сахих”, № 2584, “сахих”, № 2585, “хасан”.

Во времена пророка Мухаммада был случай, когда один человек искренне и великодушно принес Пророку кувшин с прекрасным вином. Он преподнес его в качестве подарка, на что посланник Божий ответил: “Аллах запретил употреблять спиртное”. - “Тогда я его продам!”, — нашел выход бедуин. “Продать не получится, так как запретивший употребление его, также запретил и его продажу”. - “Тогда я подарю это вино какому-нибудь немусульманину”. Пророк продолжил: “Дарить спиртное также запрещено”. - “А что же мне тогда с ним делать”, — спросил в недоумении тот человек. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) посоветовал: “Вылей его в долине”. См.: Аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Каир: аль-Маданий, 1997. С. 68.

Безусловно, имеются в виду только праздники, соответствующие общечеловеческим нормам морали и нравственности.

В Исламе есть разница между понятиями “верующий” (му’мин) и “покорный Богу” (муслим). Первый - это тот, кто не только обязателен пред Богом в вопросах, например, религиозной практики, но вдобавок к этому в его сердце (именно в сердце) вера, а потому внутреннее состояние и внешнее проявление, дела, поступки, освещены ею - он благороден, сострадателен, добр, щедр, последователен. Второй же - это тот, кто покорен Богу, например, сторонясь явно запретного и делая в меру своих сил обязательное, но вера не вошла в его сердце (хотя может присутствовать в речевом обороте и используемых им религиозных терминах), а потому там (в сердце, сознании и подсознании) темно, эмоции, дела и поступки не всегда светлы, позитивны и добры. В Коране об этом говорится так: “Сказали бедуины: “Мы уверовали [то есть уверовали сердцем]”. Ответь [им, о Мухаммад]: “Вы не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца , [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]” (см. Св. Коран, 49:14).

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 441, хадис № 4031, “хасан сахих”.

В вопросе степени достоверности данного хадиса есть разногласия, но он все-таки больше достоверный (хасан), нежели недостоверный (да‘иф). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 442; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 214, хадис № 2434 и пояснение к нему.

Замечу, что “благое” намерение при совершении преступления не принимается в качестве оправдания. С точки зрения мусульманских канонов, земной суд судит за проступок, преступление, учитывая то, насколько ужасны последствия и однозначны доказательства. “Благое” намерение не оправдывает преступника, особенно когда он посягнул на чью-то честь, имущество или жизнь.

К сожалению, в наши времена столь очевидные для мусульманской культуры и богословия истины приходится дополнительно напоминать, и это по той простой причине, что в погоне за нефтяными богатствами сильные мира сего общими усилиями со СМИ совместили такие несовместимые понятия, как убийство (разбой, терроризм) и религия, сопровождая, например, телевизионные трансляции взрывов и убийств со словами “аллаху акбар” с показом молящихся в мечетях мусульман. Соглашусь, это информационное зло случилось, никто за него не понес и не понесет ответа, оно осело в сознании и подсознании миллиардов людей, и нам остается лишь делать разумные выводы, а также предпринимать эффективные усилия, дабы хотя бы наших детей не кормили подобными информационными помоями, напичканными химией и называемыми “информационно чистый продукт”.

Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 21, хадис № 1. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 403, хадис № 3641, “сахих”; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]: В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге “Сады благонравных”]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 194, хадис № 1389.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Христианский мир отмечает большой праздник – Пасху. В эти дни мы видим на улицах девушек и женщин в платках и длинных юбках, а у православных храмов выстраиваются очереди, проходя мимо которых подростки стыдливо прячут пиво и прекращают выражаться. Молодые же девушки, завязавшие платочки, не забывают одеть юбку подлиннее, и этот пасхальный порыв выглядит очень трогательно.

Пасха завершает 40-дневный пост, в ночь с субботы на воскресенье православные принимают участие в крестном ходе и праздничной службе, а с понедельника начинается пасхальная неделя.

Вместе с тем, для мусульман это хороший повод рассказать нашим знакомым из числа православных о том, почему мы не празднуем Пасху вместе со всеми и как в Исламе видится процесс «воскрешения Иисуса».

Причиной к этому может стать даже диалог, завязавшийся совершенно случайно. К сожалению, не всегда нам хватает мужества, терпения или знаний для того, чтобы лаконично, четко и очень дружелюбно объяснить другим свою позицию.

Пасхально-межконфессиональные разговоры

Проходящую мимо церкви Гюнель вереницы желающих приобщиться к пасхальным таинствам воспринимали как «свою», никто в эти дни не обращал внимания на ее платок. Одна бабушка, вдруг подошедшая к ней, по-доброму взяла ее за руку:

Иисус воскресе! – благодушно сказала она и, улыбаясь, посмотрела на Гюнель.

Поздравляю вас с вашим праздником, - отвечает мусульманка.

Нет, доченька, - мягко качая головой, поучала бабушка, - надо отвечать «Воистину воскресе!», - и она выжидающе заглянула в глаза девушки.

Я не христианка, - объясняет Гюнель, аккуратно попытавшись освободиться от объятий доброй бабушки.

Ну, так и что же, доченька, - говорит та. – Господь Бог наш – Он ведь для всех Один!

Гюнель улыбается.

Да, бабушка, это так.

В дни религиозных праздников мы действительно становимся ближе друг к другу, осознавая эту простую истину. На Пасху мусульмане поздравляют своих православных соотечественников, так же, как те поздравляют мусульман на Курбан-Байрам или Ураза-Байрам.

Юля, принявшая Ислам несколько лет назад, позвонила своей православной подруге Наде.

Иисус воскрес, Юль! – с некоторой долей ехидства влез в разговор Надин муж.

Поздравляю вас с вашим праздником, - лаконично ответила Юля.

Надо отвечать «Воистину воскрес!», - настаивал тот.

Я не могу тебе так ответить.

Почему? Трудно, что ли?

Потому что у вас - своя вера, а у нас - своя.

Но тебе что, трудно просто сказать: «Иисус воскрес!»?

Нет, мне сказать не трудно, но я не буду этого говорить.

Вот вредная! Язык что ли отсохнет у тебя?

Ну, что пристал к человеку? – вмешивается Надя.

Да понять не могу, почему трудно два слова сказать!

Потому что в вашем представлении Иисус воскресал, а в нашем – нет, - говорит Юля.

Может, он у вас и во искупление грехов человеческих не умирал?

А ты считаешь, смерть одного человека может искупить грехи всех других людей?

Ну, так мы говорим не о человеке, а об Иисусе!

В этом и разница. Для нас Иисус – это человек.

Ой, слушай, давай не будем спорить, праздник все-таки, - предложил тот.

Конечно, не будем, - согласилась Юля.

По ее словам, всегда, когда она появляется в немусульманских семьях, возникают разговоры о религии: с ней пытаются спорить, но как только обнаруживается, что у одной из сторон недостаточно знаний для объяснения своей позиции, спор откладывается, чтобы дать время друг другу «накопить» аргументы. Пасха – удобное время для возвращения к таким диалогам.

Бывают и курьезные случаи.

Машину Абдуллы остановил сотрудник ГАИ.

С праздником вас! – начал инспектор, когда водитель вышел из машины.

С каким? – не сразу сообразил Абдулла.

С Пасхой!

А-а-а, - улыбается водитель. – Так я мусульманин, татарин.

Кстати, я тоже, - смеется сотрудник ГАИ.

Беседуя, они обнаружили много общих знакомых в столице, обменялись координатами и мирно расстались безо всяких штрафов.

К одетой в строгий джильбаб и светлое бони Айгуль, возвращавшейся из магазина, подошел мужчина «навеселе».

Матушка, Иисус воскрес!

Я мусульманка, - слегка улыбнувшись, ответила Айгуль.

На лице мужчины отразилось удивление, потом недоумение, а затем он выдал:

Ну, тогда салам алейкум! Или как там у вас говорят?… – и он виновато улыбается.

В целом, многие мусульмане и мусульманки на поздравления прохожих с Пасхой отвечают просто: «Я мусульманин (мусульманка)!». Иногда это вызывает выражение легкого разочарования на лице, иногда ставит людей в неловкое положение, а бывает, что у собеседника появляется и чувство скрытой агрессии.

Несмотря на все большую популярность исламской темы, большинству православного населения Ислам все же представляется сегодня чем-то чуждым и экзотическим.

Две молодые девушки, одетые в длинные юбки и платки, направлялись к церкви, когда навстречу им шла мусульманка Саидат, одетая в традиционную исламскую одежду.

Иисус воскрес! - закричали они ей вслед, скорее из любопытства.

Ашхаду алля илляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадар расулюЛлах! (свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Пророк – прим. Ислам.Ру) – ответила им внятно Саидат.

Иностранка какая-то! – испуганно стали перешептываться те, быстро удаляясь.

Что мы знаем о Пасхе?

Большинство мусульман знает, что в пасхальные дни православные красят яйца и пекут куличи, которые затем «освящают» в церкви. О происхождении праздника тоже многие осведомлены: христиане празднуют «воскрешение Иисуса». Но в чем заключается это «воскрешение» и каковы исламские представления об этом явлении, не все могут четко сформулировать.

Согласно христианской версии, пророк Иса (мир ему) был распят на кресте и умер, искупив своей смертью грехи человечества и дав людям, ставшим на указанный им путь, шанс спастись. Спустя три дня после своей смерти на кресте, он воскрес, «победив смерть», и праздник воскресения Христова отмечается как праздник избавления человечества от грехов. Имеется в виду, в первую очередь, тот «первородный грех», который совершили Адам (мир ему) и Ева (Хава) и за который затем, в представлении христиан, расплачивались все поколения людей.

В представлении же мусульман, «первородного греха» как такового не существует и каждый понесет в Судный день ответственность лишь за свои деяния. Поэтому человек, согласно Исламу, не может умереть «во искупление грехов всего человечества». В Коране также сказано, что пророк Иса (мир ему) вовсе не был распят, а согласно, например, авторитетным комментариям Исмаила Ибн Кясира, вместо Исы (мир ему) был распят другой человек, в то время как Иса (мир ему) вознесся к Господу.

Христиане также часто называют Иисуса «Богочеловеком», при этом часть христиан соглашается с вами в том, что Иисус был человеком, считая выражение «сын Божий» условным, а другая часть настаивает на том, что Иисус был именно «Богочеловеком», совместив в себе и духовное, и «плотское». Мусульмане же считают Ису (мир ему) человеком, так же, как и всех других пророков Единобожия (мир им). Многих православных искренне удивляет, что мусульмане признают пророческую миссию Иисуса.

И все-таки, поскольку Пророк Иса (мир ему), согласно Исламу, не умер, он, соответственно, и не воскресал. Мусульмане верят, что сейчас он жив и находится на небесах. Вернется же Иса (мир ему) в этот мир с приходом имама Махди. Потом он умрет и воскреснет вместе со всеми в Судный День.

Поэтому на традиционное поздравление христиан «Иисус воскресе» мы можем отвечать «Воистину воскреснет!» и быть готовыми рассказать об этом.

Айша Галина БАБИЧ

29 марта. ПРАВМИР. В Великобритании зарезали мусульманина после того, как он поздравил христиан с Пасхой.

40-летний Асад Шах, торговец в одном из районов Глазго, был найден с окровавленной головой и многочисленными ножевыми ранениями на теле.

Как сообщает Daily Mail, за несколько часов до смерти мужчина разместил в Facebook сообщение, в котором пожелал «Хорошей пятницы и счастливой Пасхи моей любимой христианской нации».

Мужчина часто размещал на своих страницах в соцсетях записи, в которых выступал против насилия и призывал «к безусловной истинной любви ко всему человечеству» и миру между представителями всех конфессий.

По словам местных жителей, на Асада Шаха напали двое мужчин-мусульман. Один из нападавших, 32-летний мужчина, был задержан.

Шотландская полиция заявила, что убийство в Глазго мусульманина Асада Шаха, владельца магазина, поздравившего христиан с Пасхой, могло быть совершено по религиозным причинам, сообщает Associated Press.

Сообщается, что лидер Шотландской национальной партии и первый министр Шотландии Никола Старджен посетила ночную службу в поддержку Шаха и его семьи.

40-летний Асад Шах получил 30 ножевых ранений в своем магазине за то, что прославил и жизнь Иисуса и «свою любимую христианскую нацию». Он был оставлен умирать в луже крови и умер в больнице.

Полицейские, которые допрашивали 32-летнего подозреваемого вчера вечером, сказали, что убийство было совершено на религиозной почве.

Мохаммад Файзал, друг семьи, рассказал, что видел как бородатый мусульманин, одетый в длинную робу вошел в лавку мистера Шаха и заговорил с ним на их родном языке, прежде чем воткнуть кухонный нож в его голову.

Брат Шаха, который работал по соседству, выбежал и увидел смеющегося убийцу, сидящего на груди у истекающего кровью газетчика.

«Брат потащил Шаха прочь, но тот парень продолжал нападать на него с ножом, – сказал господин Файзал. – Они боролись до автобусной остановки, где Асад упал».

«Это было четко спланированное нападение из мести. За размещение того сообщения о мире с поздравлением христиан и евреев. Должно быть, он экстремист».

Шах пожелал своим друзьям «хорошей пятницы и счастливой Пасхи, особенно моей любимой христианской нации».

В своем последнем посте он написал: «давайте следовать стопам любимого Иисуса Христа и нести мир и христианскому и мусульманскому миру».

Мистер Шах также использовал свою страницу на Facebook, чтобы высказаться по поводу нападений в Брюсселе.

На видео, размещенном в интернете, он сказал: «Мы не хотим драться с человечеством или быть причиной кровопролития».

Сотни людей собрались в пятницу вечером рядом с местом, где он умер, чтобы почтить его память.

Один организаторов поминальной службы, Эйдон Дайер, сказал: «Все прошло в благоговейной тишине. Пришло много людей, которые были явно расстроены из-за случившегося. Было много слез и много-много цветов.

Все говорили, что он был добрейшим человеком. Он был любим многими. И многие делились своими теплыми воспоминаниями о нем».

Тысячи людей по всей стране также засвидетельствовали свое почтение Шаху, комментируя его храбрость и преданность крестной жизни, используя хэштег #thisisnotwhoweare.

Шах был глубоко религиозным человеком и работал чтобы содействовать межобщинным отношениям в Глазго. Он планировал провести онлайн-дебаты прошлой ночью с христианскими друзьями о значении праздника Пасхи. Друзья сказали, что он соблюдал и христианские, и мусульманские праздники, и никогда не забывал посылать пасхальные и рождественские открытки.

В предыдущих постах онлайн, он красноречиво высказывался против насилия и ненависти, и призывал к «безусловной и настоящая любви для всего человечества».

Одно из посланий среди цветов, принесенных к месту трагедии гласит: «Ты хотел одного – мира. Мы с тобой».

Возможно, Шах принадлежал к мусульманам-ахмади, которые пропагандирует ненасилие и терпимость к другим вероисповеданиям. Но в результате эта секта получает только презрение от традиционных исламских лидеров и является гонимой в Пакистане.

На сайте www.gofundme.com была создана страница в поддержку Асада Шаха, который трагически погиб возле своего магазина в четверг 24 марта. Также был начат сбор средств для поддержки семьи и на похороны Асада.

Мистер Шах был уважаемым и любимым членом нашего сообщества, – говорится на странице, – его смерть опустошила многих. Он был очень доброжелательный человек и всегда находил время поговорить с людьми – он был больше, чем просто наш местный лавочник. Он был другом для многих.

Под страницей в поддержку Асада Шаха множество воспоминаний и слов сочувствия. Вот некоторые из них:

Сирин Джонс:

Я знаю Асада по Facebook. Он был терпим к предрассудкам, немногословен и никогда не отказывался от своих убеждений. Он считал, что любовь друг к другу – путь к победе над насилием в нашем мире.

Кхалит Кхан:

Асад нес в себе лучшие черты человечности, доброты, любви и терпимости, служа объединению всех людей, независимо от их веры. Пусть Бог благословит его и дарует утешение его родным и близким. Реальное деление между нами – это не деление по вероисповеданиям, а деление на таких людей, как мистер Шах; и экстремистов.

Адил Ахмед:

“Мой любимый друг” – вот слова Асада Шаха, которые обращены и ко мне. Я знал его много лет благодаря Интернету. Он выкладывал видео на YouTube каждую неделю, распространяя мирные и полные любви сообщения на весь мир. Он также размещал посты на Google+ и в Facebook, пытаясь просветить людей и сделать их лучше. Он рассуждал о жизни после смерти, о небесах, и говорил, что однажды мы будем там, если попросим Бога и будем любить человечество.

Он был примером для меня. Каждый раз, когда я встречал зло, Асад напоминал мне, что я могу быть лучше. Я молю Бога, чтобы Он принял тебя и ты был вознагражден за все свои труды. Я уже скучаю по тебе. Мы обязательно встретимся.

Клэр Хэдспис:

Трагедия полная иронии. Смерть человека, который любил всех, несмотря на вероисповедание.

Шина Маклюр:

Асад был одним из самых красивых сердцем людей, которых вы могли встретить. Наше сообщество никогда не будет прежним.

Эндрю Гуф:

Как американец и как христианин, я скорблю о потере такого замечательного человека. Я американский солдат, я видел и худших из людей, и лучших, и религия здесь не является мерилом. Асад был прекрасным человеком, полным любви и доброты. Мы все должны стремиться быть таким как он – любить своих ближних, независимо от религии, расы или национального происхождения, а просто потому, что люди заслуживают любви.

Мелисса Хэрингтон:

Это страшное убийство по-настоящему религиозного человека, который принес свет в жизнь многих людей. Убийцы должны быть наказаны при жизни, а наследие Асада должно жить. Он должен быть святым. Люди вроде него всегда будут побеждать ненависть и фанатизм.

Джули Перри:

Мои маленькие девочки регулярно посещали магазин Асада, когда гостили у тети. Он был так добр к ним. Всегда дарил им маленькие подарки. Они любили его. Его будет очень не хватать. Покойся с миром, Асад.