Анатомо-физиологические особенности новорожденного

(5 голосов : 3.2 из 5 )

Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально при условии правильного воспитания и хорошего ухода за ними.
Для того чтобы правильно ухаживать за новорожденными дома, родителям необходимы хотя бы элементарные знания об особенностях их организма. Обычно у молодых родителей, тем более воспитывающих первенца, возникает много вопросов.

Зачем так часто кормить младенца? Почему он должен спать на жесткой постели без подушки? Стоит ли использованную соску каждый раз кипятить или можно просто сполоснуть водой? Что делать, если малыш часто плачет по ночам? И так далее и тому подобное.

Прежде всего следует знать, что все получаемые родителями от педиатров, невропатологов, гигиенистов рекомендации даются с учетом анатомо-физиологических особенностей малыша. Эти рекомендации вырабатываются на строго научной основе и направлены на создание самых благоприятных условий для роста и развития ребенка.

В момент рождения резко изменяется среда существования ребенка.

В утробе матери он получал питание от материнского организма через плаценту (детское место) и пуповину. У него не было легочного дыхания, не функционировали пищеварительные органы, мочевыделительная система. С первых мгновений самостоятельного существования организм младенца резко перестраивается.

Первый вдох, первый крик новорожденного сигнализируют о включении многих «дремавших» до этого органов и систем. Но еще много времени пройдет, прежде чем они заработают с полной нагрузкой. Адаптация новорожденных происходит медленно, постепенно. Отсюда и характерные особенности в строении и жизнедеятельности организма младенца.

Кожа новорожденного нежная, тонкая.

Под ней располагается хорошо выраженный к моменту рождения подкожный жировой слой. Особенностью кожного покрова в этом возрасте является повышенная ранимость. Этим объясняется склонность новорожденных и грудных детей к опрелостям, ссадинам. Нижние слои кожи пронизаны большим количеством капилляров - очень мелких кровеносных сосудов. Поэтому младенец так легко краснеет при крике, перегревании.

Терморегуляция организма еще несовершенна, температура тела ребенка может быстро изменяться под влиянием внешних условий.

Эти изменения сразу же сказываются на состоянии кожных покровов. При переохлаждении они бледнеют, покрываются мелкими пупырышками, иногда приобретают синюшный оттенок. При сильном перегревании быстро выступает испарина в виде мельчайших капелек. Следует знать, что перегревание маленькие дети переносят хуже переохлаждения. Через поры кожи осуществляется кожное дыхание, которое протекает интенсивнее, чем у детей старшего возраста. Вот почему уходу за кожей придается в грудном возрасте такое большое значение.

Мышечно-связочный аппарат новорожденного развит слабо. Поэтому в течение нескольких месяцев после рождения ребенок рефлекторно стремится сохранить внутриутробную позу, поджимает ножки к животу, голову пригибает к груди. Ограничены двигательные способности малыша, мышцы сгибатели и разгибатели почти постоянно напряжены, конечности полусогнуты. Слабые мышцы шеи не могут еще удерживать голяку в вертикальном положении.

Скелет к моменту рождения полностью сформирован.

Но костная ткань еще рыхлая, из-за чего кости сравнительно мягкие, податливые. Вместо некоторых костей имеются хрящи, с возрастом они затвердевают, превращаясь в костную ткань. Череп новорожденного состоит из отдельных долей, не имеющих между собой жестких соединений. Такое строение черепа обеспечивает уменьшение его объема при прохождении через родовые пути: доли черепа сдвигаются, заходят одна на другую. Через некоторое время после родов черепные доли вновь расходятся. Под кожей на темени и в лобно-теменной части черепа новорожденного мягкие впадинки, не защищенные костями. Это большой и малый роднички. Малый родничок в результате дальнейшего роста костей черепа закрывается к достижению ребенком возраста 7 - 8 месяцев, большой - к 1 году или 1 году 3 месяцам.

Система кровообращения работает со значительно большей нагрузкой, чем у взрослых.

Нормальная частота пульса у новорожденных - 120 - 140 ударов в минуту; при напряжении, крике быстро возрастает до 160 - 180 и даже до 200! Сердце у грудных детей относительно больше, чем у взрослых, к году его масса удваивается. Кровь циркулирует со значительно большей скоростью.

Органы дыхания также имеют целый ряд характерных особенностей.

Носовые ходы и гортань грудного ребенка относительно короткие и узкие. Они выстланы нежной рыхлой слизистой оболочкой, богатой кровеносными сосудами. Слизистая носоглотки весьма чувствительна к воздействию холода, тепла. Она быстро набухает, в результате чего может создаваться отек, затрудняющий дыхание ребенка. Гортань переходит в трахею, которая на уровне П1 грудного позвонка делится на два главных бронха, ведущих к правому и левому’ легкому.

Дыхание у грудных детей поверхностное, неглубокое, неравномерное и по сравнению со взрослыми учащенное- 40 - 60 раз в минуту (у взрослых норма - 18 - 20 раз), так как потребность в кислороде очень велика.

Желудочно-кишечный тракт новорожденных и грудных детей имеет весьма существенные особенности.

Полость рта у них невелика, ее слизистая оболочка - нежная, тонкая, чрезвычайно чувствительная, легко инфицируется. На наружной стороне слизистой губ хорошо различаются небольшие припухлости, так называемые сосательные валики, которые позволяют ребенку хорошо захватывать и сосать грудь.

Зубов при рождении у младенца нет. Прорезывание зубов начинается в 6- 7 месяцев.

Принято считать, что это весьма болезненный процесс, сопровождающийся воспалением десны, подъемом температуры тела. Однако в тех случаях, когда уход за ребенком осуществляется правильно, с соблюдением всех гигиенических правил, никаких патологических явлений не бывает. Для профилактики рекомендуется после кормления смазывать десны малыша ватным тампоном, смоченным светло-розовым раствором марганцовокислого калия. Еще более тщательно нужно следить за чистотой рук малыша, его игрушек, посуды. И тогда прорезывание зубов будет проходить безболезненно.

Слюноотделение у новорожденного довольно слабое, к 4 - 5 месяцам оно заметно увеличивается. Нужно аккуратно промокать слюну, попавшую на лицо ребенка, что помогает предотвратить раздражение кожи.

Пищевод в младенческом возрасте довольно короткий. Желудок располагается почти вертикально, размером он примерно с кулачок ребенка. Запирательный клапан, соединяющий пищевод с желудком, развит еще недостаточно, поэтому у младенца часто бывают срыгивания (обратный заброс пищи из желудка в полость рта).

Мышечные слои желудка и кишечника сформированы неокончательно.

Тонкий кишечник относительно длинен. Стенки кишечника проницаемы для токсинов. Вот почему грудной ребенок очень чувствителен к малейшим нарушениям режима кормления.

Опорожнение кишечника в норме происходит 2 - 3 раза в сутки. Кал светлый, желтовато- коричневый, довольно мягкой консистенции. Примерно к году стул бывает один раз, реже - два раза в сутки. При запорах или поносах ребенка нужно обязательно показать педиатру.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь новорожденного развиты хорошо. В течение первых 3 - 4 от рождения суток мочевыделение замедлено. Количество мочи невелико. Мочится младенец всего 5 - 6 раз в сутки. Моча прозрачная, без запаха.

Затем количество мочеиспусканий доходит до 20 - 25 раз в сутки, так как объем мочевого пузыря невелик и требуется частое его опорожнение. По мере взросления ребенка увеличивается количество однократно выделяемой мочи и уменьшается число мочеиспускания, достигая к году 14 - 16 раз в сутки.

Мочеиспускание у детей первого года жизни происходит рефлекторно, по мере наполнения мочевого пузыря. Но уже с 2 - 3 месяцев надо стараться выработать у ребенка условный рефлекс. Для этого грудного ребенка периодически - до и после кормления, во время активного бодрствования - держат над тазиком или горшком. С 5 - 6 месяцев высаживают на горшок. Ночью этого делать не следует, так как привычка просыпаться по ночам может остаться на многие годы.

Если вы заметили учащенное мочеиспускание у малыша, обратитесь к врачу, так как оно может служить признакам воспалительных заболеваний мочевыводящей системы.

Наружные половые органы и у мальчиков и у девочек к моменту рождения хорошо сформированы. Следует знать, что их слизистые покровы очень чувствительны к инфицированию, и гигиенический уход за ними должен быть чрезвычайно аккуратным.

Нервная система. Все действия новорожденного - результат безусловных рефлексов: сосательного, глотательного, мигательного, хватательного, защитных и других. Головной мозг относительно велик, но клетки его развиты недостаточно. Новорожденный различает яркий свет, но видеть отдельные предметы еще не умеет. Слух также понижен, реакция наступает только на резкие, громкие звуки. Хорошо действуют вкусовые, обонятельные, тактильные (осязательные) рецепторы.

Почему новорожденные и грудные дети так часто плачут? Что делать в таких случаях?

Плач в этом возрасте - реакция на неблагоприятные внешние раздражители: боль, голод, холод, мокрую пеленку и т. д. Малыш хочет избавиться от неудобства и привлекает к себе внимание единственным доступным ему способом - криком. Следовательно, задача взрослого - прежде всего выяснить и устранить причину беспокойства ребенка.

Посмотрите, сухой ли он, удобно ли лежит, теплые ли у него ручки. А может быть, приближается время кормления? Не вздут ли животик? Не хочет ли малыш пить? Словом, спокойно разберитесь, в чем дело.

Большую ошибку совершают родители, которые при малейшем хныканье берут ребенка на руки, начинают трясти, укачивать. На короткое время это может помочь, потому что в таком случае ребенка отвлекают новые ощущения. Но затем он снова начинает плакать, еще громче и упорнее, поскольку причина его плача не устранена.

Некоторые родители, сетуя на частый крик малыша, считают, что это неизбежно - «такой уж он уродился». Все вроде бы в порядке - здоров, сыт, ухожен, а вот плачет часами. В таком случае обратите внимание на моральный климат в семье. Если дома нет мира, часты ссоры, разговоры на «повышенных тонах», родители нервозны, раздражены, малышу это небезразлично. Он чутко улавливает настроение окружающих его людей.

Нервная система ребенка отзывается не только на физические, но и на психоэмоциональные раздражители.

Поэтому только в спокойной, доброжелательной семейной атмосфере можно вырастить здорового, жизнерадостного ребенка. Решающее значение в выхаживании младенца имеет правильно организованный режим дня. К сожалению, далеко не все родители понимают, что режим дня - их союзник в этом чрезвычайно ответственном и трудном деле. Встречаются еще противники всякого, даже разумного, распорядка жизнедеятельности. Если ребенок спит, пусть спит! Есть не просит, значит. не голоден и т. д. Главный принцип сторонников такой позиции - никакого насилия, полная свобода действий.

Не следует, однако, забывать, что все живое на Земле в своем развитии подчиняется строго определенным ритмам. Смена дня и ночи, времен года, океанские приливы и отливы, цветение, плодоношение, увядание и отдых растений… Примеры можно множить до бесконечности. Человек - такая же часть живой природы, ему тоже физиологически свойственны определенные биоритмы.

Но организм новорожденного еще так хрупок, центральная система так несовершенна, что надо на первых порах помочь ему войти в определенный ритм. Регулярно повторяющиеся действия запоминаются клетками головного мозга, образуется так называемый динамический стереотип. Тогда переход от одного вида деятельности к другому осуществляется как бы автоматически.

Таким образом, четкое соблюдение режима дня не насилие, а большая помощь младенцу.

Обычно новорожденные буквально в 3 - 4 дня привыкают к режиму, просыпаются, когда наступает время кормления, у них налаживается хороший аппетит, они вовремя засыпают, спокойно бодрствуют. У родителей появляется больше свободного времени, возникает меньше поводов раздражаться, а ведь это тоже очень важно для сохранения здоровья, особенно психического, как ребенка, так и родителей.

По материалам издания «Физкультура для всей семьи», 1988 г.

З А Д А Ч А

Среднегодовая численность населения, находящегося под наблюдением врача общей практики, составляет 5000 человек, из них в возрасте до 14 лет-850 человек, лиц старше 50 лет-1200, женщин- 1360,в течение года в семьях родилось 50 детей, умерло 30 человек. Определить:

Возрастной тип населения

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост населения.

16.ЗАДАНИЕ

ОПРЕДЕЛИТЬ возраст ребёнка,посетившего поликлинику 15 октября 2009 года, если известно, что он родился 25 августа 2009 года.

ДАТЬ определение понятий «хронологический возраст», «биологический возраст», «юридический возраст», объяснить значение этих понятий.

Определить основные периоды жизненного цикла человека. Дать общую характеристику каждого из основных периодов жизненного цикла.

ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

Период новорожденности или неонатальный период длится до 28 –го дня жизни (до одного месяца). Основная особенность этого периода - это развитие и становление процессов адаптации организма ребёнка к условиям внеутробной жизни. В период новорожденности начинается лёгочное дыхание, включается малый круг кровообращения, закрывается овальное окно между предсердиями и баталлов проток между аортой и лёгочной артерией, заселяется микрофлорой пищеварительная система, перестраивается система кроветворения и т.д.

Ясно, что в этих условиях организм функционирует в состоянии неустойчивого равновесия, а это значит, что новорожденный ребёнок особенно уязвим для воздействия неблагоприятных факторов.

Новорожденный, родившийся в сроке 38 – 42 недели, с массой тела больше, чем 2500 г и длинной тела более 46 см, считается доношенным.

Признаки живорождения: самостоятельное дыхание; сердцебиение; пульсация пуповины; произвольное движение мышц. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков ребёнку немедленно оказывается реанимационная помощь. Если отсутствуют все 4 признака, ребёнка считают мёртвым.

К концу первой минуты состояние ребёнка оценивают по шкале Апгар. Шкала была предложена американкой Вирджинией Апгар в середине ХХ века. Здоровый ребёнок может получить 8- 10 баллов. В конце5-й минуты состояние новорожденного повторно оценивают по шкале Апгар (при необходимости – каждые 5 минут до 20-й минуты), что в динамике позволяет определить компенсаторные возможности организма ребёнка.

Адаптация к условиям внеутробного существования проявляется в развитии ПЕРЕХОДНЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ (ПРГРАНИЧНЫХ) СОСТОЯНИЙ НОВОРОЖДЕННЫХ.

ШКАЛА АПГАР

Сердцебиение : 0-отсутствует; 1- 100 и менее в 1 минуту; 2- более 100 в минуту

Дыхание : 0- отсутствует; 1- Крик слабый, редкие, нерегулярные (аритмичные) вдохи; 2-Громкий крик, ритмичное дыхание 40-60-в минуту

Мышечный тонус :0- отсутствует; 1- Конечности слегка согнутые.2- Активные движения, конечности согнуты в суставах.

Рефлекторная возбудимость :0-(реакция на носовой катетер или пяточный рефлекс) 0-отсутствует; 1- Слабая (гримаса);2- Хорошо выражена (кашель,чихание).

Окраска кожи :0- Синюшная или бледная; 1- Розовое тело, синюшные конечности(или акроцианоз).2-Розовая тела и конечностей.

Основные признаки доношенности новорожденного: -срок беременности, масса тела и длина тела.

Внешние(анатомические)признаки доношенности новорожденного

Кожа розовая,чистая, бархатистая;

Подкожно-жировой слой развит хорошо, выражен равномерно;

Открыт только большой родничок (в 15% случаев открыт и малый родничок);

Ушные раковины сформированы;

Пупочное кольцо расположено посередине живота;

Ногтевые пластинки полностью покрывают ногтевые фаланги пальцев;

Лануго расположено только на головке, на плечиках и между лопатками;

Половая щель у девочек закрыта и клитер не виден, так как большие половые губы прикрывают малые;

Оба яичка у мальчиков опущены в мошонку.

2.Функциональные признаки :

Движения конечностей активны,хаотичны, конечности согнуты в суставах;

Тонус мышц повышен с преобладанием тонуса сгибателей;

Температура тела относительно устойчива и колеблется в пределах не более 0,5- 0,6 град.С.

Дыхание относительно стабильное, 40- 60 в минуту, апноэ отсутствуют;

Сердцебиение относительно ритмичное, стабильное, 120- 140 ударов в минуту;

Рефлексы живые, симметричные, вызываются специфические рефлексы новорожденных.

Анатомо-физиологические особенности органов и систем новорожденного ребёнка

НЕРВНАЯ СИСТЕМА к моменту рождения наименее развита.

Масса головного мозга по отношению к массе тела составляет 1/8-1/9 часть (у взрослого -1/40 часть). Борозды и извилины сформированы, но выражены недостаточно рельефно. Мозжечок развит слабо, движения ребёнка не скоординированы. Миелиновые оболочки нервных волокон отсутствуют. Ткань мозга богата водой; кровоснабжение её более обильное, чем у взрослых, при этом артериальная сеть развита лучше, чем венозная. Количество нервных клеток такое же, как у взрослых, но взаимосвязь между ними развита слабо. Спиной мозг к рождению развит лучше, чем головной, поэтому у ребёнка хорошо выражены безусловные рефлексы. Часть из них сохраняется пожизненно (глотательный, кашлевой, чихательный), а часть постепенно и неодновременно угасает, являясь функциональной особенностью первых 3-х мес.жизни (несколько рефлексов сохраняются до 6 месяцев), например:

Поисковый- при поглаживании угла рта (не касаясь губ) происходит опускание рта и поворот головы в сторону раздражителя (если нижней губы, то открывается рот, опускается нижняя челюсть, наклоняется головка кпереди).

Хоботковый – при быстрых коротких ударах по губам,они вытягиваются в виде хоботка.

Сосательный – при помещении в рот ребёнка соски он начинает совершать активные, ритмичные сосательные движения.

Хватательный (рефлекс Робинсона) - если поместить указательные пальцы на ладони новорожденного и слегка надавить на них, ребёнок согнёт свои пальцы и захватит пальцы исследователя так плотно,что его таким образом можно поднять вверх.

Защитный – при выкладывании ребёнка на живот он поворачивает свою голову в сторону.

Опоры – при поддержке под мышки и фиксации головки (если ребёнка поставить на опору) он упирается на неё полной стопой и как бы стоит на полусогнутых ногах с выправленным туловищем и т.д.

КОЖА И ЕЁ ПРИДАТКИ

Кожа новорожденного имеет нежно- розовый цвет и бархатистый вид.РОГОВОЙ СЛОЙ- тонкий, эпидермис -сочный, рыхлый; базальная мембрана развита слабо; вследствие чего связь эпидермиса и дермы очень слабая. Кровеносные сосуды кожи широкие, образуют густую сеть, что и придаёт коже ребёнка розовый цвет. Подкожно-жировой слой –хорошо развит,особенно на щеках, голенях, бёдрах, плечах, и образует многочисленные естественные складки, требующие тщательного ухода. Потовые железы – к рождению сформированы, но протоки их развиты слабо и закрыты эпителиальными клетками, поэтому до 1 месяца потоотделения не наблюдается. Сальные железы- начинают функционировать внутриутробно;их секрет с клетками эпидермиса образуют «творожистую смазку», которая облегчает прохождение плода через родовые пути. ВОЛОСЫ – отличаются отсутствием в них сердцевины, поэтому они легкие « пушистые» (лануга). Кроме головки лануго может располагаться на плечиках и между лопатками. Через 4 – 8 недель они выпадают (« выкатываются») и заменяются более жёсткими, с сердцевиной.

ФУНКЦИИ КОЖИ:

1.Защитная – несовершенна, т.к. кожа тонкая, легко ранимая.

2.Выделительная – развита хорошо, т.к. имеется большая площадь поверхности кожи с обильной васкуляризацией. Однако выделение пота начинается только в 1 месяц.

3. Терморегуляторная – развита недостаточно, т.к. из – за обильного кровоснабжения и большой поверхности кожи ребёнок легко переохлаждается или перегревается.

4. Дыхательная – развита лучше, чем у взрослых. Если газообмен через кожу у взрослого человека составляет 2% от всего газообмена, то у новорожденных детей - 40%. Отсюда строгие требования по уходу за кожей и к одежде ребёнка.

5. Восстановительная (регенеративная) – развита лучше,чем у взрослых, за счет обильного кровоснабжения и высокого уровня обменных процессов.

6. Витаминообразующая – развита хорошо. Под воздействием солнечных лучей, в коже ребёнка образуется витамин Д,являющийся обязательным компонентом фосфорно- кальциевого обмена, который лежит в основе остеогенеза и ряда других процессов. Следовательно, пребывание на воздухе – обязательное условия развития и роста ребёнка.

ПУПОЧНАЯ РАНА - остаётся после отпадения пупочного остатка 3-4 суток. Заживает к 7 – 10–му дню жизни, эпителизируется к 3-4 неделям. Является – основными входными воротами инфекции и требует тщательного ухода.

УХОД ЗА КОЖЕЙ И СЛИЗИСТАМИ НОВОРОЖДЕННЫХ ВКЛЮЧАЕТ:

1.Ежедневный туалет6 пупочной ранки, складок кожи, лица, глаз

2. Ежедневную гигиеническую ванну.

3. Подмывание после каждой дефекации.

4. По мере необходимости: туалет носовых ходов, туалет наружных слуховых ходов, стрижка ногтей и волос.

5. Ежедневные прогулки на свежем воздухе.

6. Использование рациональной одежды из натуральных материалов.

КОСТНО- МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Костная ткань – имеет грубо волокнистую структуру, она бедна минеральными солями, богата водой, органическими веществами. Вследствие этого кости гибкие, они редко ломаются, но легко деформируются. Костная ткань имеет обильное кровоснабжение, необходимое для быстрого роста костей.

Швы черепа – широкие, закрыты не полностью. На месте стыков костей имеются роднички, закрытые соединительнотканной мембраной. Большой родничок находится между лобными и теменными костями черепа. Его размеры (расстояние между сторонами)-2Х2,5 см. К рождению у всех детей открыт. Малый родничок расположен между теменными и затылочной костями. У большинства малышей к рождению закрыт (85%). Открытым может быть у всех недоношенных и 15% доношенных детей. Боковые роднички образованы лобной, теменной и затылочной костями. У всех доношенных детей к рождению- закрыты. У глубоконедоношенных могут быть- открыты. По расположению швов и родничка определяют вид и позицию головного предлежания плода в родах. ФУНКЦИЯ РОДНИЧКА-способствовать приспособлению головки плода к размерам и форме родовых путей матери в интранатальном периоде родов путём конфигурации – захождения костей одна на другую. Это позволяет защитить мозг от травмы. В дальнейшем большой родничок необходим для роста и развития мозга ребёнка.

ПОЗВОНОЧНИК новорожденного в отличие от взрослого не имеет изгибов,т.к. они начинают формироваться по мере развития моторных навыков на 1-ом году жизни.

ЗУБЫ у новорожденных не видны, хотя имеются зачатки молочных и постоянных зубов. Для подсчета молочных зубов используется формула: х=п-4, где п- число месяцев ребёнка до 24 месяцев,т.к. к 2 годам молочный прикус (20 зубов) полностью сформирован.

Меры по предупреждению деформации костей у детей 1-го года жизни:

1.Рациональное грудное вскармливание.

2. Длительное пребывание на свежем воздухе.

3. Своевременное начало и регулярное проведение массажа и гимнастики.

4. Адекватные физические нагрузки (не заставлять ребёнка делать то, что он ещё не может).

5. Сон на твердом матрасе без подушки.

6. Смена положения ребёнка на руках и в кроватке.

7. Свободное пеленание.

8.Водные процедуры, плавание в ванночке.

МЫШЦЫ развиты слабо.До 3-4 мес.-характерен физиологический гипертонус мышц с преобладанием тонуса сгибателей. Поэтому распеленутый ребенок сгибает ручки и ножки во всех суставах.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - несовершенна.

Общая характеристика: на всем протяжении дыхательные пути узкие, выстланы рыхлой слизистой оболочкой,имеющей обильное кровоснабжение. Слизистые железы сформированы, но функция их снижена, поэтому защитной слизи вырабатывается мало и содержание в ней секреторных иммуноглобулинов А (ЭЙ) .Вследствие этих особенностей слизистая относительно сухая, плохо защищённая т.е. легко ранимая, а также склонна к развитию отека. Носовые ходы малых размеров, нижний носовой ход отсутствует из-за нависания носовых раковин. Это приводит к быстрому нарушению носового дыхания даже при незначительном воспалении. Придаточные пазухи развиты слабо или отсутствуют, поэтому синуситов у новорожденных практически не бывает. Пещеристая ткань в подслизистой оболочке развита слабо, вследствие чего у новорожденных носовые кровотечения не отмечаются.

ГЛОТКА узкая, но слуховая (евстахиевая) труба, соединяющая её со средним ухом, короткая и широкая, что способствует воспалению среднего уха (отит), когда секрет из глотки проникает в среднее ухо.

ГОРТАНЬ широкая, короткая, воронкообразной формы с отчётливым сужением в области подсвязочного пространств. Голосовые связки над гортанью короткие, голосовая щель между ними узкая. Эти особенности способствуют быстрому развитию стеноза гортани при ларингите, требующего оказания неотложной помощи.

ТРАХЕЯ узкая, хрящи,её образующие, мягкие, податливые, могут спадаться и вызывать так называемый врожденный стридор- грубое храпящее дыхание и экспираторную одышку (с затруднением выдоха).

БРОНХИ сформированы, хрящи мягкие, как и трахея, склонны к спаданию. Правый бронх, являясь как бы продолжением трахеи,занимает почти вертикальное положение.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Непосредственная связь ребенка с организмом матери прекращается с момента рождения.

Новорожденный издает крик, и при первом вздохе воздух проникает в его легкие. С этого момента ребенок начинает самостоятельно дышать, а позднее и самостоятельно питаться.

Начинается первый период жизни ребенка, так называемый период новорожденности, который продолжается 3-4 недели. Ребенок попадает в новую, непривычную для него среду.

Внешние условия легко могут оказать на него вредное действие. Хороший уход поможет ребенку приспособиться к новым условиям жизни.

Напомним некоторые анатомо-физиологические особенности новорожденного.

Главной особенностью является наличие у него остатка пупочного канатика . Обычно пока новорожденный находится в родильном доме, пуповина не успевает отпасть. Повязку, наложенную на пупочную ранку, трогать нельзя.

Если же пуповина отпала, то ничего, кроме перевязки стерильным или чисто вымытым и проглаженным полотняным бинтом, делать не следует. В крайнем случае рекомендуется присыпать место отпадения пуповины - пупочную ранку - порошком белого стрептоцида. Уход за пупочной ранкой требует большого опыта, поэтому лучше, если это будет делать патронажная сестра детской консультации.

У детей первых двух недель жизни при плохом уходе за пупком может возникнуть тяжелое заболевание - пупочный сепсис (заражение крови).

Телосложение новорожденного внешне отличается от телосложения взрослого человека. Соотношение отдельных частей его тела совсем иное: длина головы новорожденного равна четверти длины всего его тела, тогда как у взрослого длина головы составляет лишь 1 / 7 - 1 / 8 длины тела. У ребенка короткая шея: голова как бы сидит на плечах. Обращают на себя внимание короткие нижние конечности.

Кожа новорожденных очень нежна и тонка, вследствие чего она чрезвычайно ранима. На ней легко возникают опрелости, ссадины, царапины, через которые могут проникнуть болезнетворные микробы и вызвать нагноение. На плечах и верхней части спины кожа покрыта пушком. У недоношенных детей этот пушок гуще и покрывает, кроме того, лоб и щеки.

На 2-3-й день жизни кожа становится суше и начинает шелушиться. Шелушение бывает в виде тонких чешуек, пластинок или крупинок, напоминающих отруби. Оно продолжается около недели.

Кожа ребенка при рождении покрыта сыровидной смазкой, выделяемой кожными сальными железами. Эта смазка внутриутробно предохраняет кожу от размокания поверхностного слоя, защищает от действия околоплодных вод, а во время родов способствует более легкому прохождению ребенка через родовые пути матери.

Кожа новорожденного ярко-розового цвета. Ее цвет зависит от того, что очень близко к поверхностному слою, роговому, который очень тонок, располагается густая сеть кровеносных сосудов.

На 2-3-4-й день после рождения ярко-розовый цвет кожи переходит в желтоватый. Наступает так называемая физиологическая желтуха. Она наблюдается почти у всех детей. Ничего опасного для ребенка эта желтуха не представляет, хотя и бывает иногда очень резко выражена. Через 3-4 дня желтуха проходит, и кожа постепенно принимает свою нормальную бледно-розовую окраску.

Потовые железы к моменту рождения развиты слабо и развиваются по мере роста ребенка.

Сальные железы уже к моменту рождения хорошо развиты. На коже ребенка их много, и они выделяют обильно сало, что особенно заметно в волосистой части головки, где иногда образуются корки в виде чешуек, покрывающих всю головку. Это не что иное, как высохшее сало, смешанное с пылью, волосиками и слущенными клетками поверхностного слоя кожи. При уходе за ребенком их надо счищать, так как благодаря попаданию микробов может начаться воспаление кожи.

Кожа выполняет очень важную для ребенка защитную функцию, участвует в процессе дыхания - через нее выделяется углекислота и вода. В коже заложены тончайшие ветви - окончания чувствительных нервов, благодаря чему возникают осязательные, болевые и температурные ощущения.

Кожа - важный орган для жизни ребенка. Поэтому уход за кожей требует большой аккуратности и должного внимания как со стороны матери, так и ухаживающих лиц.

Слизистые покровы чрезвычайно нежны и легко ранимы. Достаточно малейшей, даже незаметной царапины или ссадины, чтобы туда проникли микробы или плесневый грибок.

В результате на слизистой оболочке рта быстро появляются белые налеты, развивается молочница, которую иногда матери совершенно неправильно считают обязательной и называют "цветом".

Мышцы у ребенка вначале развиты слабо. Несмотря на это, мышцы новорожденного находятся в напряженном сокращенном состоянии. По мере роста ребенка эта напряженность мышц ослабевает, движения становятся свободными, далее мышцы увеличиваются в объеме и делаются более упругими при пальпации.

Температура тела у новорожденного неустойчива, так как его организм не может вырабатывать достаточно тепла и сохранять его. Поэтому ребенок очень быстро подвергается охлаждению, даже при обычной температуре окружающего воздуха, а также быстро перегревается, если его чрезмерно кутают.

Постепенно новорожденный приспособляется и привыкает к новым для него условиям. Температура тела у него устанавливается 36,6-37°.

Костная система ребенка, т. е. его скелет, представляет некоторые особенности. Кости у него мягче и эластичнее, так как в них много хрящевой ткани.

У новорожденного еще не закрыты черепные швы, т. е. нет полного сращения теменной и лобной костей головы. Между ними спереди имеется мягкое место, так называемый большой родничок. По мере роста хрящ заменяется плотной костной тканью.

Голова ребенка, проходя через родовые пути матери, несколько сдавливается с боков и вытягивается вверх или кзади, причем кости черепа надвигаются одна на другую. Поэтому в первые дни после рождения голова новорожденного имеет неправильную форму. В дальнейшем она постепенно самостоятельно выравнивается. Пытаться ее выравнивать не следует. Нередко во время родов на голове ребенка образуется родовая опухоль, которая через несколько дней сама собой рассасывается.

Ноги новорожденного немного изогнуты, это вызвано внутриутробным положением плода. У здорового ребенка ноги постепенно выпрямляются. Поэтому тугое пеленание излишне и вредно. Новорожденный вследствие повышенного тонуса мышц держит руки согнутыми в локтях, а ноги поджатыми к животу. Такое положение для него самое удобное и привычное еще до рождения. Лишь на короткое время новорожденный разгибает руки и ноги, а затем снова сгибает их. Препятствовать этим движениям не следует - они необходимы ребенку. Кроме того, эти движения способствуют выделению газов из кишечника, которые иногда беспокоят ребенка.

Пищеварительные органы новорожденного тоже имеют свои особенности, которые надо знать, чтобы правильно ухаживать за ребенком. Слизистая оболочка полости рта ярко-красная и довольно сухая; ее можно очень легко повредить даже осторожным прикосновением, поэтому протирать рот у новорожденного ни в коем случае не рекомендуется. Слюнные железы ребенка начинают выделять слюну с 3-4-го месяца, при этом происходит обильное слюнотечение.

Желудок и кишечник ребенка в первые месяцы способны переваривать естественную для него пищу, т. е. грудное молоко. Иногда у ребенка происходят различного рода отклонения от нормального процесса пищеварения: срыгивание, рвота после кормления или через некоторое время не свернувшимся или свернувшимся молоком, вздутие живота вследствие скопления газов.

Переваренное в желудке и кишечнике молоко всасывается через стенки кишок в кровь и используется для построения новых клеток растущего организма.

Если ребенок срыгивает часто, надо следить за его весом. Если вес убывает, необходимо ребенка показать врачу консультации. У здоровых детей срыгивание проходит к 3 месяцам.

Процесс переваривания и продвижения пищевой кашицы в тонких, а затем в толстых кишках, образование испражнений и их выделение через прямую кишку у новорожденного ребенка еще не налажены. Наблюдается скопление газов и вздутие кишечника, что вызывает резкое беспокойство, а также учащенные или, наоборот, редкие испражнения различного цвета и вида.

В течение первого года пищеварительные органы приобретают способность переваривать и усваивать коровье молоко и другие виды пищи - овощи, ягоды, фрукты, мясо, хлеб и пр.

При вскармливании грудным молоком стул у ребенка бывает 3-4 раза в сутки, испражнения имеют желтый цвет и кисловатый запах. Постепенно стул становится реже; во втором полугодии он бывает 1-2 раза в сутки. При вскармливании коровьим молоком испражнения гуще, цвет их темнее. При переходе на общее питание, близкое к общей нормальной пище взрослого здорового человека, стул становится темноватой окраски, густой консистенции.

У взрослого человека кишечник в 4 раза длиннее его роста, а у ребенка в 6 раз. Такая относительно большая длина кишечника объясняется тем, что ребенку надо сравнительно больше пищи, чем взрослому человеку, если учесть количество пищи на килограмм веса.

По той же причине у ребенка сравнительно велика печень. В печени обезвреживаются все питательные вещества из кишечника, после чего они поступают в общий ток крови, распределяются по всему организму и используются для строительства новых клеток, для сложных процессов обмена веществ в организме ребенка.

Дыхательные органы новорожденного еще несовершенны. Отверстия ноздрей, носовые ходы и другие дыхательные пути (гортань, трахея и бронхи) относительно узки. При насморке слизистые оболочки отекают, а также при попадании капель молока в нос или гортань (при срыгивании) дыхание затрудняется и ребенок не может нормально сосать.

Поэтому правильное положение ребенка во время кормления, систематический уход за носом крайне необходимы для того, чтобы дыхательные пути новорожденного оставались здоровыми.

Форма грудной клетки у ребенка бочкообразная, а не конусообразная, как у взрослого человека. Межреберные мышцы еще слабы и поэтому самый вдох у ребенка поверхностный. Чем глубже дышит человек, тем больше кислорода он вдыхает, тем лучше вентилируются его легкие. У ребенка дыхание поверхностное, т. е. при дыхании он за один вдох вдыхает сравнительно немного воздуха, и чтобы обеспечить кислородом организм, ребенок дышит чаще, чем взрослый.

Воздух, которым дышит ребенок, должен быть всегда чистым, поэтому нужно хорошо проветривать комнату, где находится ребенок, больше быть с ним на свежем, чистом воздухе. Нельзя туго свивать и пеленать ребенка с ручка-ми, так как при этом сдавливается грудная клетка и затрудняется дыхание. Неправильности дыхания ребенка зависят еще и от недостаточного развития дыхательного центра в мозгу, они проходят постепенно в течение первых месяцев жизни.

Сердце ребенка отличается от сердца взрослого тем, что оно работает неправильно ввиду несовершенства нервной системы, хотя ребенок может быть совершенно здоров.

Эта неправильность сердечной деятельности постепенно проходит.

Сердце ребенка раннего возраста относительно больше, чем у взрослого. Сосуды, особенно крупные, относительно шире, чем у взрослого, что облегчает работу сердца.

Сокращение сердца определяется пульсом. Пульс у новорожденного до 140 ударов в минуту, на первом году жизни 130-110, в возрасте 1-2 лет - около 110 ударов в минуту; у взрослого человека - 72-80 ударов. Под влиянием незначительных причин (движения, продолжительный крик, беспокойство и пр.) пульс может резко учащаться.

Количество крови относительно веса тела у грудного ребенка почти в два раза больше, чем у взрослого. По своему составу кровь мало отличается от крови взрослого. Состав крови быстро меняется под влиянием заболеваний, но зато быстро и восстанавливается при выздоровлении. На состав крови влияет недостаток свежего воздуха, питания и т. д.

Вес и рост новорожденного различны. Нормальный доношенный ребенок весит при рождении в среднем 3200 граммов (мальчики) и 3000 граммов (девочки). У отдельных детей вес при рождении может колебаться от 2800 до 4500 граммов, а иногда бывает даже выше. Недоношенными считаются дети весом от 1000 до 2500 граммов.

Рост (длина тела) новорожденного в среднем 48-50 сантиметров (от 45 до 55 сантиметров).

В течение первых 3-5 дней первоначальный вес ребенка в большинстве случаев уменьшается на 100-200 граммов и более.

С 4-5-го дня жизни ребенка вес начинает нарастать и обычно к 9-12-му дню достигает первоначальной величины.

Первоначальное уменьшение веса зависит от особенностей периода новорожденности: высыхания и отпадения пуповины, слущивания верхнего слоя кожи, выделения первородного кала. В первые дни новорожденный высасывает из груди матери лишь незначительное количество молока. Чем меньше молока у родильницы, чем медленнее оно выделяется, тем больше теряет ребенок в весе. Поэтому дети-первенцы теряют в весе больше, чем последующие, так как обычно у первородящих молока в первые дни меньше, чем при последующих родах. По этой же причине дети с большим первоначальным весом теряют в весе больше, чем небольшие, весящие мало, так как у первых потребность в пище больше.

Очень важно наблюдать за весом ребенка в течение первого года его жизни, так как изменения в весе наряду с другими признаками, о которых будет идти речь ниже, дают возможность судить о нормальном физическом развитии ребенка и в особенности о достаточном количестве получаемой им пищи.

К 6 месяцам ребенок удваивает свой вес, и к концу первого года жизни утраивает его. В среднем в первую половину года он прибавляет 600 граммов в месяц, во вторую половину года 400-500 граммов; за второй год жизни прибавляет 2500 граммов, в среднем по 200 граммов в месяц; за третий год жизни-150 граммов, т. е. в месяц около 150 граммов.

Нарастание длины тела ребенка следует тем же закономерностям. Наибольшее увеличение роста приходится на первый год жизни - 25 сантиметров, на второй - 10 сантиметров, на третий - 7-8 сантиметров.

Развитие двигательных функций и психики происходит соответственно развитию центральной нервной системы. Новорожденный ребенок не держит голову, производит лишь беспорядочные движения руками и ногами. Движения у него обычно вялые, замедленные. Иногда ребенок вздрагивает и производит быстрые движения руками и ногами. Это нормальное явление. В дальнейшем движения его становятся более плавными. В первые дни после рождения ребенок много спит и просыпается только для еды. Слез у новорожденных не выделяется: новорожденный кричит, но не плачет. Мигать он не может. Веки в первые дни после рождения отечны, вследствие чего новорожденный обычно подолгу держит глаза закрытыми.

Изредка можно наблюдать косоглазие, которое постепенно исчезает.

Новорожденный ребенок беспокоится и кричит только по какой-либо причине: обычно если он лежит в мокрых пеленках, туго завернут, слишком тепло укутан - перегрет, а также при наличии газов в кишечнике. Чтобы устранить эти причины, надо соблюдать правила ухода за ребенком и регулярно его кормить.

Иногда совершенно здоровый ребенок начинает кричать без какой-либо внешней причины; это бывает при неправильном уходе, когда ребенок приучен к тому, чтобы его постоянно носили на руках.

Развитие центральной нервной системы, в особенности головного мозга , на первом году жизни идет очень быстро. Из окружающей среды и внутренних органов мозг ребенка получает через органы чувств различные раздражения, на которые отвечает усилением или ослаблением деятельности своих органов. Чем больше развивается мозг, тем точнее и лучше он отвечает на раздражение.

Первые проблески сознательных движений появляются у ребенка к концу первого месяца. Одновременно с развитием мозга идет быстрое развитие статических двигательных и психических функций у ребенка первых лет жизни.

В течение первого года жизни организм ребенка постепенно все больше приспособляется к существованию.

Одновременно с общим развитием ребенок может управлять своими органами движения. В возрасте одного месяца он приподнимает головку, к 2 месяцам крепко ее держит, к 3 - хватает предметы руками, а в 4 месяца долго их удерживает. К 6 месяцам ребенок сидит, к 8 месяцам - стоит, держась за какой-нибудь предмет, к 10 - свободно стоит, к 10-14 месяцам начинает самостоятельно ходить. К 3 годам ребенок преодолевает препятствия, ходит по лестнице.

Для правильной оценки физического развития ребенка нужно знать законы нарастания его веса и роста.

Систематические наблюдения за весом ребенка в течение первого года жизни от периода новорожденности являются очень важными, так как они дают нам возможность в любое время судить о ходе физического развития ребенка.

Таковы краткие сведения об анатомо-физиологических особенностях ребенка раннего возраста.

Знание организма ребенка заставляет мать сознательно выполнять многие правила ухода чтобы обеспечить ребенку правильное развитие.

У доношенного новорождённого голова составляет 1/4 всей площади тела, у недоношенного - до 1/3. При этом мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Плотность костей черепа зависит от гестационного возраста. На голове определяются швы (стреловидный, венечные, лямбдовидные), большой и малый роднички. Может присутствовать родовая опухоль - тестоватое образование в теменно-затылочной области, которое исчезает самостоятельно на вторые сутки жизни.

Кожа

Эпидермис новорождённого имеет тонкий роговой слой и с дермой связан слабо, так как базальная мембрана рыхлая и содержит мало соединительной ткани. Кожа богата кровеносными сосудами, стенки которых имеют один ряд эндотелиальных клеток. У потовых желёз недоразвиты выводящие протоки. Сальные железы расположены поверхностно и активны с рождения. Волосы только пушковые, брови и ресницы мало выражены и их рост замедлен. Защитная функция кожи снижена. Она легко ранима, её местный иммунитет незрелый. Эти особенности облегчают газообмен через кожу и обеспечивают 1% потребляемого организмом кислорода. Для новорождённых характерны следующие физиологические изменения на коже:

Milia - желтоватые точки на крыльях носа, подбородке, представляющие собой сальные железы с избыточным секретом и закупоренными выводными протоками;

Физиологическая эритема - покраснение кожи, возникающее как реакция на снятие первородной смазки и гигиенические процедуры;

Физиологическое шелушение - крупнопластинчатое шелушение на 3-5-е сутки жизни;

Токсическая эритема - серовато-жёлтые папулы на эритематозном фоне, находящиеся на разгибательных поверхностях рук и ног, груди, спине, ягодицах и возникающие на 2-3-й сутки жизни;

Телеангиэктазии на веках, в области переносицы и задней поверхности шеи.

Подкожная жировая клетчатка у новорождённых имеет склонность к отёкам и формированию локальных уплотнений. Жировая ткань составляет до 16% массы тела. Она представлена в основном бурой жировой тканью, в которой содержится большое количество твёрдых жирных кислот.

Дыхательная система

У новорождённого относительно маленькая носовая полость и узкие носовые ходы. Голосовая щель узкая и располагается выше - на уровне IV шейного позвонка. Там же находится верхний край трахеи. Правый главный бронх короче и шире левого и является как бы продолжением трахеи, что определяет более частое поражение правого лёгкого при аспирации. У новорождённых легко развивается эмфизема из-за недостаточно развитой эластической ткани лёгкого. Более горизонтальное расположение рёбер и недостаточное развитие межрёберных мышц - причина низких компенсаторных возможностей новорождённого при развитии дыхательной недостаточности. В дыхании участвуют и грудная клетка и диафрагма. Частота дыхательных движений у доношенных новорождённых до 30-40 в минуту. Дыхательный объём 20 мл. Минутный объём дыхания в среднем составляет 36 мл/мин, функциональная остаточная ёмкость лёгких 100-150 мл. Для новорождённых характерна нерегулярность дыхания, 10-15-секундные циклы, которые перемежаются с паузами, длящимися в среднем 3 с. Апноэ - это признак патологии.

Апноэ - пауза между дыхательными циклами длительностью 15 с и более или задержка дыхания любой длительности, сопровождающаяся брадикардией и/или цианозом. Апноэ является признаком патологии у новорождённого.

Сердечно-сосудистая система

У новорождённых диафрагма находится выше, чем у взрослых, и сердце расположено более высоко, а продольная ось сердца имеет почти горизонтальное направление. Объём сердца относительно объёма фудной клетки больше, чем у детей старшего возраста. Проекция верхушки находится в четвёртом межреберье. Систолический объём составляет 0,8 мл/кг, минутный объём - 120 мл/кг, объём циркулирующей крови - 80-100 мл/кг. Вязкость крови у новорождённого в 10 раз выше, чем у взрослого, а скорость кровотока выше в 2 раза. Частота сердечных сокращений очень лабильна и составляет в среднем 130-150 в минуту, что объясняется слабым парасимпатическим влиянием на иннервацию сердца. Необходимо помнить, что в период новорождённое™ в зависимости от условий возможно функционирование фетальных коммуникаций, так как анатомическое закрытие овального окна и артериального протока происходит позже.

Нервная система

Спинной мозг новорождённого представляет собой наиболее зрелую часть нервной системы. Он достигает нижнего края III поясничного позвонка и относительно длиннее, чем у взрослого, что важно для проведения спинномозговой пункции. Среди долей головного мозга наиболее развита височная.

У новорождённых отмечают недостаточную миелинизацию волокон вегетативной нервной системы и преобладание тонуса симпатической нервной системы.

Пищеварительная система

Желудок имеет относительно малый объём, его моторика замедлена, кардиальный отдел развит слабее пилорического. Это обусловливает склонность к срыгиваниям. Кислотность в желудке, активность панкреатической амилазы и липазы относительно низкие. Основной орган, в котором происходит переваривание и всасывание пищи - тонкая кишка, причём проксимальный отдел более активен, чем дистальный. Для новорождённого характерен пиноцитоз - внутриклеточное пищеварение и везикулярное всасывание. Заселение кишечника микрофлорой происходит в первые дни жизни. Такие защитные факторы, как иммуноглобулины, лизоцим и другие вещества, играющие важную роль в становлении нормального биоценоза и барьерной функции, новорождённый получает с молоком матери.

Таблица 1-1. Физиологические рефлексы новорождённых

Название

Описание рефлекса

Время появления

Время угасания

Рефлексы орального автоматизма

Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина)

Надавливание на ладонь вызывает открывание рта и сгибание головы

С рождения

После 2-3 мес

Хоботковый рефлекс

Быстрый лёгкий удар пальцем по губам вызывает сокращение т. orbicularis oris, вытягивание губ «хоботком»

С рождения

После 2-3 мес

Поисковый рефлекс Куссмауля

Поглаживание пальцем области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает опускание угла рта и головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину нижней губы приводит к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибанию головы

С рождения

После 3-4 мес

Сосательный рефлекс

Возникновение сосательных движений в ответ на раздражение полости рта

С рождения

Рефлексы спинального автоматизма

Защитный рефлекс новорождённого

При укладывании новорождённого на живот происходит рефлекторный поворот головы в сторону

С рождения

Рефлекс опоры и

автоматической

Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. При наклоне новорождённого слегка вперёд он делает шаговые движения

С рождения

Угасает в норме к 2 мес

Рефлекс ползания (Бауэра)

При укладывании новорождённого на живот (голова по средней линии) он совершает ползающие движения. Если к подошвам подставить ладонь, то ребёнок будет рефлекторно отталкиваться от неё ногами

С рождения

После 4 мес

Хватательный рефлекс и рефлекс Робинсона

При надавливании на ладони новорождённый обхватывает пальцы осматривающего (хватательный рефлекс) и его можно приподнять (рефлекс Робинсона)

С рождения

После 3-4 мес

Хватательный рефлекс нижних конечностей

Надавливание большим пальцем на подушечки стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев

С рождения

После 3-4 мес

Физиологический рефлекс Бабинского

Штриховое раздражение подошвы вызывает тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев

С рождения

После 3-4 мес

Рефлекс Таланта

При раздражении кожи спины паравертебрально новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах

С рождения (хорошо вызывается с 5-6 сут жизни)

После 3-4 мес

Рефлекс Переза

При проведении пальцами, слегка надавливая по остистым отросткам позвоночника, от копчика к шее, ребёнок начинает кричать, поднимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности (исследуется в последнюю очередь, так как сопровождается болевой реакцией)

С рождения

Рефлекс Моро

Вызывается различными приёмами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки (фаза 1). Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (фаза 2)

С рождения

Таблица 1-2. Надсегментарные позотонические автоматизмы

Название

Описание рефлекса

Время появления

Время угасания

Миелоэнцефальные позотонические автоматизмы

Асимметричный шейный тонический рефлекс

При повороте головы лежащего на спине новорождённого (нижняя челюсть на уровне плеча) происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо, и сгибание противоположных конечностей

С рождения

После 4 мес

Симметричный шейный тонический рефлекс

Сгибание головы вызывает повышение флексорного тонуса в руках и экстензорного в ногах

С рождения

После 2 мес

Тонический лабиринтный рефлекс

В положении на спине отмечается максимальное повышение тонуса в разгибательных группах мышц; в положении на животе - в сгибательных

С рождения

После 2 мес

Мезэнцефальные установочные рефлексы

Шейная выпрямляющая реакция

За поворотом головы в сторону, произведённым активно или пассивно, следует ротация туловища в ту же сторону

С рождения

После 5-6 мес

Туловищная

выпрямляющая

При соприкосновении стоп ребёнка с опорой происходит выпрямление головы

Отчётливо определяется с конца первого месяца

После 5-6 мес

Выпрямляющий рефлекс туловища

К повороту головы присоединяется плечевой пояс и поворот таза вокруг оси тела

Выражен к 6-8 мес

Видоизменяется после 10-15 мес

Рефлекс Ландау

Если ребёнка держать свободно в воздухе лицом вниз, то поднимается голова и наступает тоническое разгибание спины

Мочевыделительная система

Ёмкость мочевого пузыря новорождённого 30 мл, частота мочеиспусканий до 20-25 раз в сутки, суточный диурез 250 мл, относительная плотность мочи 1005-1010. У новорождённого отмечают следующие особенности функционирования почек:

Низкая концентрационная функция, высокая частота мочеиспусканий;

Низкая способность экскретировать избыток солей склонность к отёкам;

Выведение мочевины снижено, а мочевой кислоты - увеличено;

Натрий почти полностью реабсорбируется;

Ограничена способность выведения ионов водорода;

Легко возникает глюкозурия.

Относительно больший диаметр мочеточников, слабо развитые мышечные и эластические волокна обусловливают склонность к пузырно-мочеточниковому рефлюксу.

Олигурия в первые-вторые сутки жизни и «инфарктная моча» (жёлто-кирпичного цвета) на первой неделе жизни - физиологические состояния. Тесная связь лимфатических сосудов почек и кишечника предрасполагает к распространению инфекционного процесса кишечника на почки.

Кровь

У новорождённого в первые дни жизни можно наблюдать более высокое содержание гемоглобина (180-200 г/л), эритроцитов (5-6х1012/л), гематокрита (более 60%), ретикулоцитов (до 15-40%) и цветового показателя (до 1,0-1,1). Содержание HbF достигает 60-85%. В лейкоцитарной формуле в первые дни жизни преобладают нейтрофилы, сдвиг формулы влево. На 4-5-е сутки жизни наблюдается первый «перекрёст», т.е. количество нейтро- филов и лимфоцитов становится примерно одинаковым. В крови отмечается относительно низкая активность тромбоцитов и витамин К-зависимых факторов свёртывания крови, таких, как II, VII, IX и X.

Тема: Антенатальный и неонатальный период

Антенатальный период

Антенатальный (или внутриутробный) период длится 280 дней от момента зачатия до наступления родов или 38-42 недели (1 неделя = 7 дням).

Подразделяют на 2 стадии:

Эмбриональная - происходит формирование всех органов и систем;

Плацентарная - осуществляются интенсивные процессы созревания и дифференцировки всех тканей, увеличение длины и массы плода.

В течение этого периода возможно влияние неблагоприятных факторов на плод, приводящее к неправильному развитию органов и тканей, преждевременным родам, внутриутробной гипотрофии.

Для предупреждения негативного воздействия проводятся мероприятия по антенатальной охране, осуществляемые акушерской и педиатрической службой.

После постановки беременной на учет в женской консультации, передается информация в детскую поликлинику, которая проводит плановые родовые патронажи.

1-ый родовой патронаж проводится оптимально в сроки 8-12 недель.

Цель: обеспечение максимально комфортных и безопасных условий для развития плода.

При 1-ом дородовом патронаже выявляются неблагоприятные факторы, которые могут негативно повлиять на плод, и составляется план мероприятий по охране плода.

Беременная, у которой выявлены факторы риска, ставится на учет для контроля, наблюдения и оказания ей помощи.

2-ой дородовый патронаж проводится в сроке 30-32 недели, т.е. при выходе женщины в декретный отпуск.

Цель : подготовка беременной и ее семьи к появлению новорожденного.

В антенатальный период проводятся следующие обязательные мероприятия:

1. Медико-генетическое консультирование семей, отягощенных наследственными заболеваниями.

2. Обязательная 3-кратная (а по необходимости - и более) ультразвуковая диагностика беременных в сроки 6-12 недель, 14-20 недель, 26-32 недели.

3. Проведение специальных исследований по показаниям. Например: первобеременным 35 и более лет - определение сывороточных белков-маркеров ряда заболеваний, микроскопия амниотической жидкости и т.д

С первыми признаками родовой деятельности начинается интранатальный этап, и женщина поступает в родильный дом.

Для определения внутриутробного возраста ребенка введено понятие гестационный возраст. Недели гестации отсчитываются от первого дня последней менструации. В зависимости от срока гестации новорожденные подразделяются на:

Доношенных, родившихся при сроке гестации 38-42 недели;

Недоношенных, родившихся при сроке менее 37 недель гестации;

Переношенных, родившихся при сроке более 42 недель гестации.

С рождения ребенка начинается неонатальный период.

Неонатальный период

Период новорожденности длится с момента первого вдоха ребенка до 28 дня жизни.

В этот период начинает функционировать легочное дыхание, второй круг кровообращения. Все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, адаптационные механизмы легко нарушаются, что существенно отражается на общем состоянии новорожденного. Идет интенсивное развитие анализаторов, прежде всего - зрительного, начинают развиваться координационные движения, образуются условные рефлексы.

Новорожденный, родившийся в сроке 38-42 недели, с массой тела 2501 г и более, длиной тела 46 см и более, считается доношенным.

В первую минуту жизни состояние новорожденного ребенка оценивается по шкале Верджинии Апгар . Определяется пять важнейших признаков, каждый из которых получает оценку от 0 до 2 баллов.

Шкала Апгар

Признак Оценка в баллах
Частота и ритм сердцебиений отсутствует 100 и менее в 1 минуту более 100 в 1 минуту
Характер дыхания отсутствует крик слабый; редкие, нерегулярные вдохи громкий крик; ритмичное дыхание 40-60 в минуту
Мышечный тонус отсутствует конечности слегка согнуты; слабый активные движения, конечности согнуты
Рефлекторная возбудимость (реакция на носовой катетер) отсутствует слабая (гримаса) хорошо выражена (кашель, чихание)
Цвет кожных покровов синюшная или бледная розовое тело, (акроцианоз) розовая и тела и конечностей

Здоровые дети оцениваются в 8-10 баллов.

В конце 5-ой минуты состояние ребенка повторно оценивается по шкале Апгар (при необходимости - каждые 5 минут до 20-ой минуты), что в динамике позволяет определить компенсаторные возможности организма ребенка.

Оценивается степень зрелости новорожденного - это состояние, характеризующее способность органов и систем к обеспечению внеутробного существования. Устанавливается по комплексу внешних и функциональных признаков.

1. Внешние (анатомические) признаки:

Длина тела от 48 до 56 см (в среднем 51-53см);

Масса тела от 2800 до 6000 г (в среднем 3200-3500 г);

Массо-ростовой коэффициент от 60 до 65 (частное от деления массы в граммах на рост в сантиметрах);

Пропорции тела:

a) туловище длиннее, чем ноги;

b) окружность головы равна или больше окружности груди на 1-2 см;

c) руки длиннее ног;

d) ширина размаха рук меньше длины тела;

e) длина головы составляет ¼ длины тела;

Кожа розовая, чистая, бархатистая, покрыта сыровидной смазкой;

Подкожно-жировой слой развит хорошо, выражен равномерно;

Большой родничок открыт (в 15% случаев - открыт и малый родничок);

Кости черепа, хрящи носа, ушей - плотные;

Пупочное кольцо расположено посредине живота;

Ногтевые пластинки полностью покрывают ногтевые фаланги пальцев;

Пушковый покров (лануго) расположено только на головке, на плечиках, между лопатками;

Половая щель у девочек закрыта и клитор не виден, т.к. большие половые губы прикрывают малые;

Оба яичка у мальчика опущены в мошонку.

2. Функциональные признаки:

Движения конечностей активны, хаотичны, конечности согнуты в суставах;

Тонус мышц повышен с преобладанием тонуса сгибателей;

Температура тела относительно устойчива и колеблется в пределах не более 0,5-0,6 о С в сутки;

Дыхание относительно стабильное, 40-60 в минуту, апноэ отсутствует;

Сердцебиение относительно ритмичное, стабильное 120-140 в минуту;

Рефлексы живые, симметричные, вызываются специфические рефлексы новорожденных.

Незрелый доношенный ребенок - развивающийся при неблагоприятном протекании беременности, что приводит к морфологической и функциональной недостаточности организма к жизни во внеутробных условиях.

Функциональная незрелость - неспособность поддерживать температуру тела при адекватной температуре окружающей среды; снижение рефлексов сосания и глотания, приступы апноэ и цианоза, отечность, бедность движений, гипотония, гипорефлексия, слабость эмоциональных реакций.

Анатомо-физиологические особенности органов и систем новорожденного ребенка.

Кожа новорожденного гладкая, бархатистая, эластичная, нежно-розового цвета. Роговой слой тонкий; эпидермис сочный, рыхлый.

Базальная мембрана развита слабо, вследствие чего связь эпидермиса и дермы очень слабая, поэтому при заболевании легко отделяется эпидермис от дермы. Базальный слой содержит мало меланина, вследствие чего кожа новорожденного более светлая.

Потовые железы - к рождению сформированы, но выводные протоки недоразвиты, закрыты эпителиальными клетками, поэтому до 1 месяца потоотделения не наблюдается.

Сальные железы - начинают функционировать внутриутробно; их секрет с клетками эпидермиса образует “творожистую смазку”, которая облегчает прохождение по родовым путям. На лице могут перерождаться в кисты, образуя бело-желтые образования - milia.

Волосы - отличаются отсутствием в них сердцевины, поэтому они легкие - “пушковые” (лануго). Располагаются на плечах, спинке, на голове новорожденного; разной длины и цвета и не определяют дальнейшую пышность волосяного покрова.

Подкожно-жировая клетчатка - начинает развиваться на 5-ом месяце внутриутробной жизни. У доношенного новорожденного жировой слой хорошо развит на щеках, бедрах, голенях, предплечьях и слабо - на животе. В грудной, брюшной полостях, забрюшинном пространстве скопление жировой ткани почти отсутствует.

Подкожно-жировая клетчатка у новорожденных сохраняет участки эмбриональной ткани, которая обладает жиронакапливающей и кровеобразующей функцией. Скопления подкожной клетчатки представлены бурой жировой тканью, обладающей функцией теплопродукции.

Функции кожи :

1. Защитная - несовершенна, т.к. кожа тонкая, нежная, легко ранимая.

2. Выделительная - развита хорошо, т.к. имеется большая площадь поверхности кожи с обильной васкуляризацией.

3. Терморегуляторная - развита недостаточно, т.к. из-за обильного кровоснабжения и большой поверхности кожи ребенок легко переохлаждается и перегревается.

4. Дыхательная - развита значительно лучше, чем у взрослых. Газообмен через кожу составляет 40% (у взрослых 2%), поэтому необходим тщательный уход за кожей и одежда должна соответствовать возрасту и погоде.

5. Восстановительная (регенераторная) - развита достаточно хорошо за счет обильного кровоснабжения и высокого уровня обменных процессов.

6. Витаминообразующая - развита хорошо. Под воздействием солнечных лучей в коже ребенка образуется витамин “D”, являющийся обязательным компонентом фосфорно-кальциевого обмена, который лежит в основе остеогенеза и ряда других процессов. Следовательно, пребывание на воздухе - обязательное условие нормального развития и роста ребенка.

Пупочная ранка - остается после отпадения пупочного остатка на 3-4-е сутки. Заживает к 7-10 дню жизни, эпителизируется к 3-4 неделям. Является основными входными воротами инфекции и требует тщательного ухода.

Костно-мышечная система.

Череп . Швы черепа широкие, закрыты не полностью. На месте стыка костей имеются роднички, прикрытые соединительно-тканной мембраной. Между лобными и теменными костями, в месте соединения венечного и стреловидного швов, имеется ромбовидный большой родничок . Его размер (расстояние между сторонами) от 3 до 1,5-2 см. К рождению у всех детей - открыт. Малый родничок расположен между теменной и затылочной костью, открыт у недоношенных детей и у 15% доношенных. Закрывается не позднее 4-8 недели после рождения. Стреловидный, венечный и затылочный швы открыты и начинают закрываться с 3-4 месячного возраста.

Функция родничка - способствовать приспособлению головки плода к размерам и форме родовых путей матери, путем конфигурации (захождением костей одна на другую), тем самым, защищая мозг ребенка от травмы.

Позвоночник новорожденного не имеет физиологических изгибов.

Грудная клетка - короткая и широкая, с горизонтально расположенными ребрами. Ребра содержат красный костный мозг.

Кости таза - относительно малы, форма напоминает воронку. Отличаются малой вместимостью.

Мышцы - развиты слабо. Мышечные волокна тонкие, с возрастом толщина их увеличивается. У новорожденного основная масса приходится на мышцы туловища, а не конечностей. До 3-4 месяцев характерен физиологический гипертонус мышц-сгибателей, поэтому возникает поза флексии (эмбриональная поза): голова слегка приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к боковой поверхности грудной клетки, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Движения хаотичны, не скоординированы. По мере роста ребенка, крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие.

Дыхательная система - несовершенна. На всем протяжении дыхательные пути относительно узкие, выстланы рыхлой слизистой оболочкой, имеющей обильное кровоснабжение. Слизистые железы сформированы, но функции их снижены, защитной слизи вырабатывается мало и содержание в ней секреторных иммуноглобулинов “А” - низкое. Поэтому слизистая относительно сухая, плохо защищена, т.е. легко ранима и склонна к развитию отека.

Верхние дыхательные пути недоразвиты.

Носовые ходы узкие, нижний носовой ход отсутствует, что приводит к быстрому нарушению носового дыхания даже при незначительном воспалении. Дыхание через рот у новорожденного невозможно из-за того, что большой язык оттесняет надгортанник кзади.

Придаточные пазухи носа развиты слабо или отсутствуют, поэтому синуситов у новорожденных практически не бывает. Глотка узкая и мала. Лимфоглоточное кольцо развито слабо. Но слуховая (евстахиева) труба, соединяющая ее со средним ухом, короткая и широкая, что способствует частому развитию такого осложнения, как отит. Гортань широкая, короткая, воронкообразной формы с отчетливым сужением в области подсвязочного пространства. Голосовые связки над гортанью короткие, голосовая щель между ними узкая. Эти особенности способствуют быстрому развитию стеноза гортани при ларингите. Трахея узкая, хрящи мягкие, податливы, могут спадаться и вызывать, так называемый - “врожденный стридор” - грубое храпящее дыхание и экспираторную одышку. Бронхи сформированы, хрящи мягкие, склонны к спадению. Правых бронх - продолжение трахеи, короче и шире левого, поэтому инородные тела чаще попадают сюда. Легкие богаты рыхлой соединительной тканью, малоэластичны, маловоздушны, богаты кровеносными сосудами, поэтому склонны к развитию отека, ателектазу (спадению альвеол) и эмфиземе (перерастяжению альвеол). Диафрагма расположена относительно выше, чем у взрослых, сокращения ее слабы.

Первый вдох новорожденного обусловлен раздражением дыхательного центра в связи со значительным снижением парциального давления кислорода и повышения парциального давления углекислого газа. Кроме того, резкое изменение температуры и влажности вследствие перехода от внутриутробного к внеутробному существованию, является дополнительным импульсом для дыхательного центра.

Для новорожденного характерен диафрагмальный тип дыхания: поверхностное, частое, аритмичное. Частота дыхания 40-60 в минуту; соотношение частоты дыхания и пульса (ЧДД: ЧСС) = 1: 2,5-3-3,5.


Похожая информация.