Депрессия у подростка: Что делать

Период с 12-13 до 16-18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в т. ч. на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-14 лет и заканчивается к 16-18 годам; у мальчиков продолжается с 13-15 до 18- 20 лет. Прежде всего появляются так наз. вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек (см. Менструальный цикл) и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3-5 кг. Для детей П. в. характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем.; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек - грудной и брюшной.

В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уре-жаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У нек-рых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов жел.-киш. тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, к-рая характерна для этого

возраста, а также психич. и физич.

перенапряжение. С возрастом все эти

симптомы обычно проходят самостоя

тельно, однако в случае их появления

следует обязательно обратиться к вра

чу для выяснения их истинной при

Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8-9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Примерный режим для подростков представлен в таблице.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать хорячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения,"бега, прыжков (см. Личная гигиена).

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок - основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы - источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10-15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эндокринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400- 500 мл молока.

См. также Питание.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14-15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3-5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15- 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5-7 дней по 1 мин., доводя продоллш-тельность ходьбы до 10-15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34-35°, затем через каждые 6-7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22-24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2-3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10-12° (обычная температура водопроводной воды).

В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. П. в.- один из ответственных этапов психич. развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психич. сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных перелшваний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интеpec к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только

в ускорении темпов физич. развития и

полового созревания, но и в диспропор

ции между физич. и социальным раз

витием подростка. В результате под

ростки, зрелые в физич. и половом

отношении, в течение нек-рого периода

времени нередко обнаруживают черты

психич. инфантильности, «детскости»

(повышенную внушаемость, подчиняе-

мость постороннему влиянию и т. д.).

Указанная диспропорция нередко спо

собствует возникновению тех или иных

нарушений поведения у подростка,

а отсутствие необходимых условий вос

питания и обучения может стать причи

ной неправильного формирования его

личности.

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиоло-гич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться. под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

См. также Школьный возраст.

В детском возрасте частота возникновения депрессивных состояний у мальчиков и девочек одинакова. Различия выявляются только в пубертатном периоде. По мнению специалистов, наиболее «опасный возраст» для девочек – 13-15 лет. Но мы рекомендуем не привязываться к жестким временным рамкам, поскольку уже в предпубертатном периоде, в возрасте примерно с 8-9 до 11-12 лет, повышается риск депрессивных расстройств. В этот период стоит быть более внимательными к поведению Вашей дочери.

Причины и последствия депрессий у девочек-подростков

Практикующие психотерапевты сходятся во мнении, что гормональная перестройка, которая происходит в организме девочки в период полового созревания, сама по себе может служить пусковым механизмом для развития депрессивного эпизода. В происходящих изменениях задействована вся нейроэндокринная система организма с ее сложными связями. Из-за неустойчивого гормонального фона возникают не только соматические расстройства, но и изменения психики.

Наблюдается как прямая, так и обратная связь депрессий с гормональными изменениями. Так, риск развития предменструальной дисфории у девочек появляется непосредственно с первого менструального кровотечения. С другой стороны, сама депрессия может служить причиной возникновения гормональных сбоев. Давно известен факт, что во время глобальных катастроф многие женщины утрачивают способность к зачатию в связи с прекращением месячных.

То же самое можно сказать и о «личных» катастрофах. Например, у девочек, перенесших депрессивный эпизод, наблюдаются следующие виды нарушений:

  • становление нормального месячного цикла происходит позже, чем у сверстниц – в 15-17 лет вместо 12-14;
  • изначально нерегулярные месячные (дисменорея);
  • исчезновение месячных (аменорея).

Кроме того, депрессия в пубертатном периоде – это большая вероятность повторения эпизодов у взрослой женщины. Если у девушки наблюдается задержка становления менструального цикла, нерегулярные месячные или их отсутствие, не связанное с физиологическими патологиями и соматическими заболеваниями, рекомендуем обратить внимание на эмоциональное состояние подростка.

Признаки депрессии у девочек-подростков

По данным исследований частота депрессий у девочек-подростков составляет 5-20 %. Такой разброс обусловлен тем, что депрессивные состояния в этом возрасте маскируются поведенческими нарушениями и очень часто принимаются за «обычные для подростков проявления характера». Само многообразие таких проявлений, отсутствие «привычки» у врачей общей практики оценивать саму возможность психоневрологического расстройства еще больше затрудняют диагностику.

Для подростковой депрессии характерны следующие признаки:

  • астенические проявления – повышенная утомляемость, снижение двигательной активности, головные боли, слабость, нарушения сна;
  • анорексия или булимия;
  • снижение успеваемости в школе, снижение внимания, способности к концентрации, выказывание идей об отсутствии способностей, боязнь посещения школы;
  • пассивность, эгоцентризм, капризность, апатичность;
  • резкая реакция на любые замечания родителей;
  • подавленное настроение, мрачность, недовольство своей внешностью, неверие в свои силы;
  • замкнутость, тревожность, страхи.

Толчком к развитию депрессий у девочек может служить любой травмирующий фактор. Например, несчастье со знакомыми, соматическое заболевание, переход в другую школу, переезд, ссоры в семье и даже неумение выразить мысли словами.

Наши рекомендации: если вы видите, что дочь стала неуправляемой, изменила круг общения, у нее резко изменился характер, не спешите списывать все эти симптомы на подростковый возраст. Обращайтесь к грамотному специалисту. На фоне нежелания подростка обсуждать свои проблемы с взрослыми, не стоит полагаться только на свои силы и пытаться самостоятельно справиться с ситуацией.

Нормальная деятельность женского организма предусматривает определенную цикличность функций половой системы, которая устанавливается на этапе подросткового возраста. Именно в промежутке от десяти и до шестнадцати лет каждая здоровая девушка сталкивается с наступлением ежемесячных кровянистых выделений – менструаций. Однако в определенных случаях наблюдаются некоторые нарушения этого нормального явления. Так одной из возможных проблем развития репродуктивной системы девушек в подростковом возрасте принято считать аменорею, которую квалифицируют как отсутствие менструаций. Аменорея у подростков подразумевает обязательное лечение под присмотром доктора, после принятия мер по выяснению причины отсутствия этих самых месячных у подростков.

Почему у подростков возникает аменорея? Причины

В целом, аменорея у подростков может быть, как первичной (в этом случае менструации изначально не происходят), так и вторичной (ежемесячные выделения прекращаются спустя некоторое время после своего начала).

Первичный тип заболевания в большей части случаев объясняется определенными генетическими либо врожденными нарушениями. При генетических проблемах наблюдаются изменения в хромосомах, которые провоцируют сбой в деятельности нейрогуморальной системы. Врожденные нарушения объясняются изменениями нормального строения и функционирования репродуктивной системы плода по причине воздействия внешних факторов, к примеру, болезней матери, интоксикации, потребления беременной алкоголя, медикаментов и пр.

Что касается вторичного типа отсутствия менструаций у девочек, то чаще всего они провоцируются стрессами, недоеданием (к примеру, жесткими диетами), а также тяжелыми нервно-психическими нагрузками. Кроме того такая форма патологии может стать следствием черепно-мозговых травм либо недугов головного мозга. Любая из таких причин приводит к нарушению в связке между головным мозгом, гипоталамусом, гипофизом, яичниками и маткой. На каждом из этих уровней может произойти сбой, провоцирующий аменорею.

Как корректируется аменорея? Лечение отсутствия месячных у подростков

Своевременная терапия аменореи у подростков помогает полностью восстановить репродуктивное здоровье девочки и дать ей возможность в будущем насладиться материнством.

В том случае, если отсутствие менструаций объясняется наличием определенных генетических либо врожденных нарушений, которые не подлежат восстановлению, может подниматься вопрос о возможности установки регулярных псевдоменструаций, которые помогут девочке чувствовать себя наравне со сверстницами.

Если аменорея объясняется пониженной выработкой гонадотропных гормонов гипофиза, а также отсутствием их циклической секреции, то терапия носит особенно продолжительный характер. В этом случае лечение подразумевает соблюдение оптимального режима труда и отдыха, нормализацию рациона питания, проведение физиотерапевтического воздействия, а также циклическую витаминотерапию. Также доктора обычно выписывают таким пациенткам негормональные фитокомплексы. Если такая терапия не дает положительного результата, то больным старше шестнадцатилетнего возраста назначают циклическую гормонотерапию в течение трех-шести месяцев. В большей части случаев, коррекция осуществляется путем потребления препаратов, являющихся источником натурального эстрадиола в сочетании с метаболически-нейтральным гестагеном, который не способен угнетать овуляцию. Примером такого лекарства считается Фемостон.

Иногда подобная гормонотерапия может потребоваться и при аменорее, развившейся на фоне дефицита массы тела. Но в этом случае лечение осуществляется только после оптимизации режима питания, набора достаточного веса и коррекции психоэмоционального состояния.

Если отсутствие менструации объясняется опухолевыми формированиями, то лечение может быть как оперативным (краниофарингома), так и консервативным (пролактинома). Во втором случае пациентке выписывают прием составов, снижающих количество пролактина в крови, терапия отличается длительностью и требует постоянного лабораторного контроля.

При врожденных нарушениях развития матки либо влагалища коррекция также подразумевает хирургическое вмешательство, если такое лечение помогает справиться с патологическим состоянием.

Если у пациентки диагностируют такую эндокринную патологию, как гипоталамический синдром пубертатного типа, то терапия проводится путем применения негормональных растительных медикаментов, призванных нормализовать менструальную функцию, а также при помощи циклического прием витаминов. В некоторых случаях доктора принимают решение о необходимости гормональной терапии, а именно приема дидрогестерона.

Если аменорея развилась на фоне стрессов и психоэмоциональных переживаний, пациенткам необходима помощь по выходу из такого состояния, а также по налаживанию нормального ночного отдыха. Им показано полноценное питание, а также осуществление санации очагов хронических инфекций. В дальнейшем может понадобиться эстрадиол-терапия.

Таким образом, в большей части случаев при аменорее у подростков, принято использовать неагрессивные методы лечения – витамины, негормональные средства, физиотерапию, налаживание питания и режима дня. Чаще всего таких мер оказывается достаточно, чтобы добиться нормального функционирования репродуктивной функции у девушки.

В недавнем исследовании, проведенном медицинским центром королевы Елизаветы в Западной Австралии у 400 младших подростков в возрасте от 10 до 14 лет, у 10% была признана клиническая депрессия, а более половины детей были оценены медиками как склонные к депрессии в будущем. Депрессивные подростки считали, что счастье достигается только славой, деньгами и красотой. Счастливые подростки склонны считать, что удовлетворение жизнью зависит от успешных личных отношений и постановки достойных целей. Что такое подростковая депрессия? Отчего она возникает и как с ней бороться?

Что такое подростковая депрессия?

Подростковая депрессия – это не просто плохое настроение - это серьезная проблема, которая влияет на все аспекты жизни подростка. Подростковая депрессия может привести к проблемам дома и в школе, наркомании, отвращению к себе, даже насилию или самоубийству. Но у родителей, учителей и друзей есть много способов, когда они могут помочь справиться с депрессией.

Есть много неправильных представлений о подростковой депрессии. В подростковом возрасте многие дети довольно агрессивны, с ними трудно общаться, они проявляют бунтарство и хотят быть самостоятельными. У подростков часто бывают перепады настроения и они бывают грустными. Но депрессия - это нечто другое. Депрессия может уничтожить саму сущность личности подростка, вызывая непреодолимое чувство грусти, отчаяния или гнева.

Частота подростковой депрессии во всем мире увеличивается, и мы все больше осознаем это, глядя на наших детей или их друзей. Депрессия наносит удар по психике подростка гораздо чаще, чем думает большинство людей. И хотя подростковая депрессия очень хорошо поддается лечению, эксперты говорят, что только в одном из пяти случаев депрессии подростки получают помощь.

В отличие от взрослых, которые имеют возможность обратиться за помощью самостоятельно, подросткам обычно приходится полагаться на родителей, учителей и воспитателей, чтобы констатировать сам факт депрессии и получить необходимое лечение. Так что если у вас есть дети-подростки, важно узнать, как выглядит подростковая депрессия и что делать, если вы заметили ее симптомы.

Код по МКБ-10

F33 Рекуррентное депрессивное расстройство

F32 Депрессивный эпизод

Симптомы подростковой депрессии

Подростки сталкиваются с множеством случаев давления со стороны взрослых, начиная от оценок в школе до контроля мамы и папы. А в это время в их организме проходит гормональная буря, которая делает психику подростка еще более ранимой и хрупкой, чем раньше. В подростковом возрасте дети начинают яростно отстаивать свою независимость. Для них бывает драмой то, на что взрослый только грустно улыбнется. Поскольку взрослые привыкли видеть подростков часто во взбудораженном состоянии, им не всегда легко различить депрессию и присущие подросткам капризы и перепады настроения. Если вы заметили эти симптомы у подростка, скорее всего, у него депрессия.

Признаки депрессии у подростков

  • Грусть или безнадежность в течение длительного времени
  • Раздражительность, гнев или враждебность
  • Плаксивость
  • Отказ от друзей и семьи
  • Потеря интереса к любой деятельности
  • Потеря аппетита и плохой сон
  • Беспокойство и волнение
  • Чувство собственной никчемности и вины
  • Отсутствие энтузиазма и мотивации
  • Усталость или недостаток энергии
  • Трудности с концентрацией внимания
  • Мысли о смерти или самоубийстве 

Если вы не уверены, что подросток пребывает в состоянии депрессии, обратитесь вместе с ним к психологу.

Негативное влияние подростковой депрессии

Негативные последствия подростковой депрессии выходят далеко за рамки меланхолического настроения. Многие случаи нездорового поведения или агрессивного отношения у подростков - на самом деле признаки депрессии. Ниже приведены некоторые способы, которыми подростки способны показать взрослым то, что у них депрессия. Действуют они так не из вредности, а в попытке справиться с эмоциональной болью.

Проблемы в школе. Депрессия может привести к потере энергии и трудностям с концентрацией внимания. В школе это может привести к плохой посещаемости, ссорам в классах или разочарование в школьных занятиях даже у тех детей, которые раньше занимались очень хорошо.

Побеги из дома. Многие депрессивные подростки убегают из дома или заводят разговоры о бегстве. Такие попытки - это крик о помощи.

Наркотики и злоупотребление алкоголем. Подростки могут употреблять алкоголь или наркотики в попытке "самолечения" депрессии. К сожалению, эти методы приводят к непоправимым последствиям.

Низкая самооценка. Депрессия может провоцировать и усиливать чувство собственной беспомощности, стыда, давать ощущение бессмысленности жизни.

Интернет-зависимость. Подростки могут выходить в интернет, чтобы убежать от своих проблем. Но чрезмерное использование компьютера только усиливает их изоляцию и делает их более подавленными.

Отчаянное, безрассудное поведение. Депрессивные подростки могут участвовать в опасных операциях (например, ограбить прохожего на улице) или отчаянно рискуют, например, при опасном вождении, незащищенном сексе.

Насилие. Некоторые депрессивные подростки (как правило, мальчики, которые становятся жертвами агрессии) становятся агрессивными. Ненависть к себе и желание умереть может перерасти в насилие и ярость к другим.

Подростковая депрессия связана с рядом других проблем психики, включая расстройства пищеварения.

Симптомы склонности к самоубийству у депрессивных подростков

  1. Говорит или шутит о самоубийстве.
  2. Говорит что-то вроде: «Я бы лучше умер", "Я хотел бы исчезнуть навсегда", или "У меня нет выхода".
  3. Рассуждает о смерти восхищенно, что-то типа "Если бы я умер, все бы жалели об этом и любили меня больше").
  4. Пишет рассказы и стихи о смерти или самоубийстве.
  5. Участвует в опасных, травматичных видах спорта.
  6. Прощается с друзьями и семьей, как будто навсегда.
  7. Ищет оружие, таблетки или обсуждает способы убить себя.

Проблему с депрессией необходимо решать, и чем раньше, тем лучше. Очень важно, чтобы подросток поделился с вами своими проблемами. Подросток может не захотеть рассказать их. Ему может быть стыдно, он может бояться быть неправильно понятым. Кроме того, депрессивным подросткам очень трудно выразить то, что они чувствуют.

Если вам кажется, что у вашего ребенка депрессия, вы должны доверять своим инстинктам. К тому же, ситуацию осложняет то, что подростки могут не считать свое поведение результатом депрессии.

Советы, как разговаривать с депрессивным подростком

Предложите поддержку Пусть депрессивный подросток знает, что вы сделаете для него все полностью и безоговорочно. Не стоит задавать ему много вопросов (подростки не любят чувствовать себя под контролем), но дайте понять, что вы готовы предоставить ребенку любую поддержку.
Будьте деликатны, но настойчивы Не сдавайтесь, если ваш ребенок закрывается в первую очередь от вас. Разговоры о депрессии могут быть очень сложным экзаменом для подростков. Учитывайте уровень комфортности вашего ребенка в беседе, в то же время подчеркивая вашу озабоченность его состоянием и готовность выслушать.
Слушайте подростка без нравоучений Подросток всегда сопротивляется желанию взрослого критиковать или осуждать, как только он начинает что-то говорить. Важно то, что ваш ребенок с вами общается. Избегайте давать непрошеные советы или ставить ультиматумы.
Просто признайте проблемы ребенка Не пытайтесь говорить подросткам о том, что депрессировать глупо, даже если их чувства или проблемы кажутся вам действительно глупыми или нерациональными. Просто признайте боль и печаль, которые они чувствуют. Если этого не сделать, они поймут, что вы не принимаете их эмоции всерьез.

Подросток и самоубийство

Если вы подозреваете, что подросток может пойти на самоубийство, примите незамедлительные меры! Поведите ребенка к психологу, психотерапевту, проявите к нему больше внимания и заботы.

Подростки, которые серьезно страдают от депрессии, часто говорят о самоубийстве или делают "привлекающие внимание" попытки самоубийства. Некоторые подростки на самом деле не хотят покончить с собой, дальше суицидальных мыслей не идет, но родители и учителя всегда должны отнестись очень серьезно к таким «маячкам».

Для подавляющего большинства суицидальных подростков депрессия или другое психическое расстройство – повышенный фактор риска. У депрессивных подростков, которые злоупотребляют алкоголем или наркотиками, риск самоубийства еще выше. Из-за реальной опасности самоубийства подростков, которые пребывают в депрессии, родителям и учителям следует внимательно следить за любыми признаками суицидальных мыслей или поведения.

Методы диагностики подростковой депрессии

Депрессия очень разрушительна для хрупкой психики подростка, если ее не лечить, поэтому не стоит ждать и надеяться, что симптомы исчезнут сами. Обратитесь за профессиональной помощью.

Будьте готовы дать врачу информацию о симптомах депрессии вашего ребенка, в том числе об их длительности, как они влияют на повседневные занятия ребенка, и вообще обо всех тревожащих вас симптомах. Нужно также рассказать врачу о родственниках, которые страдали от депрессии или любого другого психического расстройства.

Если нет проблем со здоровьем, которые вызывают депрессию подростка, попросите врача направить вас к психологу или психиатру, который специализируется на психологии детей и подростков. Депрессия у подростков может быть сложным состоянием, особенно когда дело доходит до лечения. Никто не сотворит чуда с вашим ребенком. Вам нужно будет работать с симптомами депрессии продолжительное время. Если ваш ребенок чувствует себя неудобно на консультациях психолога или психиатра, попросите направление к другому специалисту, который, может быть, лучше подходит вашему ребенку.

Разница между подростковой и взрослой депрессией

Депрессия у подростков может значительно отличаться от депрессии у взрослых. Следующие симптомы депрессии чаще встречаются у подростков, чем у взрослых:

Раздражительность, гнев или перепады настроения - как было отмечено выше, именно раздражительность, а не грусть, присущая взрослым, часто преобладает у депрессивных подростков. Депрессивный подросток может быть сварливым, враждебным, легко расстраивается или быть склонным к вспышкам гнева.

Необъяснимые боли - депрессивные подростки часто жалуются на физические недуги, такие как головные боли или боли в животе. Если тщательный медицинский осмотр не выявляет медицинских причин этих болей, это может свидетельствовать о депрессии.

Крайняя чувствительность к критике - депрессивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности, что делает их чрезвычайно уязвимыми для критики, неприятия и неудач. Это становится особенно серьезной проблемой в школе, когда успеваемость ребенка резко снижается.

Замыкание в себе, уход от людей (но не от всех). Хотя взрослые, как правило, тоже замыкаются в себе, когда у них депрессия, подростки обычно поддерживают дружеские отношения, но ограничивают этот круг до нескольких избранных. Тем не менее, подростки с депрессией могут общаться намного меньше, чем раньше, почти перестать общаться с родителями или начать гулять с другой компанией.

Не полагайтесь на одни лекарства

Есть несколько вариантов лечения депрессии у подростков, в том числе индивидуальная терапия или групповые занятия. Есть также метод семейной терапии. Лекарства – в последнюю очередь, и это только часть комплексного лечения, а не панацея.

Любые виды психологической терапии часто хороши для лечения легкой и умеренной стадии депрессии. Антидепрессанты следует использовать как часть более развернутого плана лечения, в более тяжелых случаях.

К сожалению, некоторые родители считают, что антидепрессанты – единственный способ вылечить ребенка. Это далеко не так, любое лечение индивидуально и может изменяться в зависимости от результатов.

Риски подросткового использования антидепрессантов В тяжелых случаях депрессии лекарства могут помочь облегчить ее симптомы. Тем не менее, антидепрессанты не всегда лучший вариант лечения. Они могут дать побочные эффекты в виде привыкания, нарушений сна, повышенной усталости и сонливости. Важно взвесить все риски перед началом назначения антидепрессантов.

Антидепрессанты и подростковый мозг

Антидепрессанты разрабатывали и испытывали на взрослых, поэтому их влияние на молодой, развивающийся мозг еще не полностью изучено. Некоторые исследователи обеспокоены тем, что использование таких препаратов, как Прозак, детьми и подростками, может помешать нормальному развитию их мозга. Мозг подростков стремительно развивается и воздействие антидепрессантов может повлиять на развитие, особенно на то, как подросток управляет стрессом и регулирует свои эмоции.

Антидепрессанты увеличивают риск возникновения суицидальных мыслей и поведения у некоторых подростков. Риск самоубийства, согласно исследованиям специалистов, наиболее высок в течение первых двух месяцев лечения антидепрессантами.

Подростки, которые принимают антидепрессанты, должны быть под тщательным надзором врачей и родителей. Любые признаки того, что симптомы подростковой депрессии усугубляются, должны быть сигналом к пересмотру лечения.

Предупреждающие симптомы включают повышенное возбуждение, раздражительность или неконтролируемый гнев подростка, а также резкие изменения поведения.

По данным психотерапевтов, занимающихся подростковой депрессией, после начала приема антидепрессантов или изменения их дозы, подросток должен обратиться к врачу:

  • Раз в неделю в течение четырех недель
  • Каждые 2 недели в течение следующего месяца
  • В конце 12-й недели приема препаратов

Поддержка подростка в качестве лечения депрессии

Самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка, это дать ему знать, что вы всегда поддержите его. Сейчас, более чем когда-либо, ваш подросток должен знать, что вы его цените, любите и заботитесь о нем.

Будьте терпеливыми. Жить с депрессивным подростком в одном доме – занятие не из легких. Время от времени вы можете испытывать усталость, отчаяние, желание все бросить или любые другие отрицательные эмоции. В это трудное время важно помнить, что ваш ребенок обязательно вылечится, вы уже над этим работаете. Ваш подросток тоже страдает, так что лучше набраться терпения и понимания.

Поощряйте физическую активность. Поощряйте вашего подростка, когда он занимается спортом или йогой. Упражнения могут облегчить симптомы депрессии, поэтому найдите способы, чтобы сделать подростка физически активным. Можно применить что-то очень простое, например, прогулку с собакой или езду на велосипеде – это может быть полезным.

Поощряйте социальную активность. Изоляция только усугубляет депрессию подростка, так поощряйте его, когда он хочет провести время с друзьями или вами.

Участвуйте в лечении. Убедитесь, что ваш подросток соблюдает все инструкции и врача и делает все вовремя и в полном объеме. Это особенно важно, когда ваш ребенок принимает лекарства по рецепту. Отслеживайте изменения в состоянии вашего ребенка и обратитесь к врачу, если симптомы депрессии, по вашему мнению, усугубляются.

Узнайте о депрессии больше. Если вы мало осведомлены о течении этого состояния, нужно больше прочитать о депрессии, и тогда вы тоже станете экспертом. Чем больше вы знаете, тем лучше вы сможете помогать своему депрессивному подростку. Поощряйте подростка, чтобы он тоже больше узнал о депрессии. Чтение научно-популярной литературы может помочь подросткам почувствовать, что они не одиноки и дать им возможность лучше понять то, что они переживают.

Путь к восстановлению душевного состояния подростка может быть длинным, так что будьте терпеливы. Радуйтесь маленьким победам и не переживайте из-за неудач. Самое главное, не судите себя и не сравнивайте свою семью с другими. Вы делаете все возможное, чтобы избавить подростка от депрессии, и он старается вместе с вами.

Подростковые годы - одни из самых эмоциональных, когда школьник выходит из детского возраста, но не всегда знает, что значит быть взрослым. Именно в это время, он подвержен различным влияниям, противоречиям, часто разочаровывается в жизненных ситуациях, друзьях, людях. Если дела в школе идут плохо, дома нет поддержки, то развивается депрессия у подростка. Что делать при ее появлении, как вовремя распознать и провести необходимое лечение, будет рассмотрено в этой статье.

Депрессия: определения понятия

Депрессия - характеризующееся упадком сил, равнодушием к общественной жизни, отказом от выполнения важных дел, поручений. Такое считается заболеванием, которое необходимо лечить. Довольно часто человек не может самостоятельно выйти из депрессии, поэтому он нуждается в сторонней помощи.

Как и любое заболевание, депрессивное состояние имеет свои симптомы и причины возникновения. Подростки, как и взрослые люди, подвержены депрессии, которая нередко становится фактором психологической инвалидности или смертности. Поэтому так важно распознать это заболевание, чтобы вовремя помочь и вернуть школьнику радость жизни.

Причины подростковой депрессии

Депрессивное состояние возникает обычно не на пустом месте, оно может иметь как объективные, так и субъективные факторы. Основные причины депрессии у подростков следующие:

  1. Гормональная перестройка в организме детей. В этот период они достаточно сильно меняются физически, происходящие химические процессы могут вызывать перепады настроения, беспокойство, тревогу.
  2. Неудачи в школьной жизни. Неуспеваемость, отверженность одноклассниками, "нападки" учителей, повышают эмоциональную нестабильность, делают подростка несчастным.
  3. Социальный статус. Если ребенок не пользуется уважением среди сверстников, друзья постоянно подшучивают над ним, не ценят его мнения, то такое отношение подавляет школьника, делает его одиноким.
  4. Несчастная первая любовь . Подростки очень остро реагируют на возникшие чувства, которые чаще всего остаются без ответа, поэтому у детей возникает критическое отношение к своей внешности, телу. Они перестают себя уважать, считают, что их не за что любить, в итоге такое отношение приводит к отчаянию и депрессии.
  5. Высокие требования родителей. Завышенная планка, непосильная для школьника, вызывает у него чувство неуверенности, страх наказания за недостигнутый результат, боязнь еще больших требований.
  6. Семейное неблагополучие. Отношения в семье играют важную роль в эмоциональном состоянии ребенка. Развитие депрессии у подростков может быть связано с равнодушным отношением родителей, не интересующихся жизнью школьника, не поддерживающих его, не радующихся достижениям ребенка.

Симптомы депрессивного состояния

Любое заболевание имеет свои признаки, по которым его можно распознать. Депрессия проявляется следующими симптомами:

  • постоянное апатичное состояние;
  • появление различных болей (головная, желудочная, спинная);
  • непроходящее чувство усталости, упадка сил;
  • школьник не может сосредоточиться на выполнении определенного задания, становится забывчивым;
  • появляются грусть, беспокойство, чрезмерная тревога;
  • безответственное или бунтарское поведение - подросток прогуливает школу, не выполняет домашние задания, допоздна проводит время на улице;
  • бессонница ночью, сонливость днем;
  • резкое снижение успеваемости в школе;
  • избегание сверстников, игнорирование различных мероприятий;
  • отсутствие мотивации к выполнению каких-либо обязанностей;
  • нарушения питания - школьник либо отказывается от еды, либо злоупотребляет ею;
  • чрезмерная возбужденность, частые вспышки гнева, раздражительность;
  • одержимость темой смерти, загробной жизни.

В целом признаки депрессии у подростков вызывают изменения в их поведении и настроении. Школьники становятся замкнутыми, большую часть времени проводят у себя в комнате, не общаются с другими людьми. Теряют интерес и мотивацию к ранее любимым занятиям, становятся мрачными и враждебными.

Возрастные характеристики

Взрослея, дети меняются не только внешне, но и внутренне, они по-другому смотрят на мир, видят и понимают новые для себя взаимосвязи, отношения между людьми. Поэтому именно в это время они подвержены депрессивному состоянию.

Наиболее пиковым периодом возникновения депрессии у подростков считается возраст от 13 до 19 лет. В это время школьники подвержены стрессам, у них нестабильная и повышенная эмоциональность, окружающий мир воспринимается через увеличительное стекло, все проблемы кажутся неразрешимыми.

В возрасте до 15 лет редко встречаются тяжелые и средние формы заболевания, однако это не значит, что не нужно обращать внимание на подавленность ребенка, так как легкая стадия достаточно быстро может перейти в более тяжелую.

Дети 10 - 12 лет в основном проявляют такие симптомы, как общее ухудшение здоровья, нарушается пищеварение и питание. Кроме того, меняется поведение школьников, они становятся более замкнутыми, одинокими, могут жаловаться на скуку, теряют интерес к прежним занятиям.

Подростки 12 - 14 лет прячут свое депрессивное состояние, однако оно проявляется через мыслительную и двигательную заторможенность. Дети не могут четко сформулировать свои мысли, возникают трудности в коммуникативном процессе. Также проявляются такие симптомы депрессии у подростков, как неуспеваемость, нарушение дисциплины, злоба, проведение большего времени на улице. Школьники находятся в постоянном напряжении и страхе, что их будут ругать, читать им нотации, унижать.

Самые проблематичные депрессивные состояния приходятся на 14 - 19 лет, - возраст, когда перед школьниками возникают трудности выбора дальнейшего пути, прохождение экзаменов. Кроме того, они склонны задумываться о смысле жизни, который не могут еще понять и найти, такие мысли приобретают самодовлеющий характер. В этот период наиболее остро могут проявляться такие симптомы депрессии у подростков, как бессонница, нарушение аппетита, раздражительность, боязнь принятия решений, тревога и другие.

Виды проявления депрессии

В зависимости от поведенческих особенностей, проявляемых признаков, можно выделить следующие состояния:

  • Зомби - зацикливание подростка на определенном занятии, не несущем никакой пользы, а являющимся абсолютно бесплодным. Ярким примером является проведение время в социальных сетях, постоянное обновление страницы в ожидании нового события. Ребенок превращается в "зомби", питающимся бессмысленной информацией.
  • Загадка - школьник не проявляет никаких признаков заболевания, однако он кардинально изменяется за короткий промежуток времени. Трансформации могут коснуться внешности, привычек, мировоззрения.
  • Жертва - депрессия у детей и подростков нередко принимает форму жертвы, когда они, ощущая свою никчемность или ущербность, легко поддаются под влияние более успешного, с их точки зрения, человека, под воздействием которого депрессивное состояние только усиливается.
  • Ширма - школьники за видимым успехом прячут истинные переживания, страхи, боль. Такая форма заболевания может привести к тому, что ребенок будет постоянно стремиться к успеху, однако удовлетворения это не принесет.
  • Проблема - подростки не чувствуют вкуса к жизни, им все скучно и неинтересно, они могут находиться всегда в При этом хорошо учатся, не ведут асоциальный образ жизни, однако и душевной гармонии у таких детей нет.
  • Бунтарь - данная разновидность депрессии говорит о ее затянувшейся форме. Школьник не ценит жизнь, она его раздражает, при этом к суицидальному поведению он практически не подвержен, так как слишком любит свое Эго и бережет его.

Депрессия у мальчиков и девочек: половые различия

Подростки, находящиеся в депрессивном состоянии, не выдерживая его, часто пытаются найти какой-либо выход, который поможет облегчить страдания и заглушить боль. При этом ответ на вопрос, как выйти из депрессии, подростку мальчику видится в бунтовском и асоциальном поведении, а девочке - в замкнутости в себе или в причинении еще большего страдания.

Мальчики чаще всего связываются с плохой компанией, пробуют всевозможные наркотические средства, алкоголь, закрываясь таким способом не только от личных проблем, но и от мира в целом, от его несправедливости и непонимания. В таком состоянии ребенок ощущает себя абсолютно счастливым. Здесь нет обязанностей, учителей и чрезмерно заботливых родителей.

Депрессия у подростка-девочки имеет несколько иные проявления. Она уходит в себя, закрывается от внешнего воздействия в своем внутреннем мире, становится нелюдимой, замкнутой, одинокой. Нередко такое поведение связано с низкой самооценкой, когда девочка не знает, за что себя уважать, в чем ее привлекательность, при этом она пытается заглушить боль через беспорядочные половые связи. Чаще всего такое недооценивание себя как личности, своих возможностей идет из семьи, когда ребенку мало говорили о том, какая она замечательная и хорошая. Ведь в отношении девочки много любви не бывает, это не испортит ее, не сделает ханжой.

Однако подобные выходы из этого состояния, только ухудшают ситуацию: после окончания действия наркотика или полового акта боль становится еще сильнее, самоуважение падает до нуля. Поэтому важно вовремя начать бороться с депрессией у подростков, чтобы избежать добровольного ухода из жизни.

Лечение депрессии

При обнаружении вышеперечисленных симптомов, необходимо проконсультироваться с доктором, чтобы он определил грамотное лечение, которое может быть медикаментозным или носить консультативный характер.

Из лекарственных средств обычно прописывают различные успокоительные препараты, которые не оказывают губительного влияния на организм ребенка в целом, не приводят к сонливости и отреченности. Любые препараты необходимо принимать строго по назначению врача, чтобы избежать различных неприятных последствий.

Однако наиболее часто достаточно провести курс психологических консультаций, где лечение депрессии у подростков осуществляется через поиск причин возникновения недуга, научения распознавания негативных мыслей и умения с ними справляться. Такие консультации проводятся как отдельно с ребенком, так и со всей семьей, если причинами заболевания становятся трудные отношения с родственниками.

Родительская помощь подростку

Основная роль в профилактике депрессивного состояния у детей отводится их родителям, поведение и отношение которых поможет либо совсем не знать этого недуга, либо легко с ним справиться. Чтобы защитить подростка от депрессивного состояния, родителям необходимо выбрать следующие тактики воспитания:

  • Не рекомендуется постоянно наказывать или унижать ребенка, иначе он вырастет неуверенным, зажатым, будет считать себя никому не нужным.
  • Не стоит чрезмерно опекать детей, принимать за них решения, чем и провоцируется подростковая депрессия, симптомы которой проявляются в неумение делать выбор, быть самостоятельными.
  • Нельзя зажимать ребенка, ограничивать его свободу, он должен ощущать свою независимость, но при этом знать, что родители всегда рядом.
  • Давать возможность самому выбирать творческий кружок, спортивную секцию, друзей, не стоит навязывать подростку свои несбывшиеся мечты.
  • Необходимо разговаривать с ребенком, лучше всего это делать через совместную деятельность. Здесь рекомендуется выбрать то, чем нравится заниматься и подростку, и родителям: это могут быть семейные походы на лыжах, катание на коньках, создание интересной поделки, чтение книг и многое другое.
  • Если ребенок делится своими трудностями, важно прислушиваться к нему, ни в коем случае нельзя высмеивать проблему, даже пустяковую. Лучше все обсудить и найти решение.
  • Постоянные нравоучения также могут стать причиной депрессии у подростков, поэтому поучать рекомендуется делами, а не словами, необходимо быть примером для своего ребенка.

Признаки суицидального поведения

Подростковая депрессия может принять достаточно опасную форму - добровольный уход из жизни. Все проблемы, которые возникают у школьников, считаются неразрешимыми и непреодолимыми, причиняющими невыносимую боль. Среди них наиболее популярные: неуспеваемость в школе, неразделенная любовь, проблемы в семье, постоянные неудачи в различных делах. Подростки, не выдерживая такого эмоционального напряжения, идут на крайний шаг - суицид, который решает все трудные вопросы разом.

Среди основных признаков такого поведения можно выделить следующие:

  • отсутствие веры в хорошее и радостное будущее, ребенок теряет всякую надежду;
  • безразличное отношение к себе, депрессия в подростковом возрасте проявляется через такие фразы, как "я никому не нужен, никому нет до меня дела";
  • школьник перестает заниматься любимым делом, теряет интерес к учебе;
  • часто заводит разговор о смерти или даже грозится себя убить.

Если у подростка проявляется хотя бы один из вышеперечисленных признаков, то нельзя оставлять это без внимания, необходимо поговорить с ребенком или сходить с ним на консультацию к психологу.

Недооценивание и переоценка ситуации

Депрессивное состояние не всегда легко и просто распознать, однако не нужно впадать в крайности, которые заключаются в недооценивании или, наоборот, в переоценке происходящего.

Все подростки подвергаются психологическому стрессу, это нормальный процесс, имеющий те же признаки, что и депрессия. Однако он менее продолжительный, ребенок не закрывается в себе, легко идет на контакт. В таком случае не надо переоценивать ситуацию и вести школьника к врачу, достаточно доверительной беседы дома. Здесь родителям можно рассказать о себе, как они переживали те или иные проблемы в этом возрасте.

В то же время дети, которые действительно нуждаются в помощи, остаются без внимания, родители пускают проблему на самотек, признаки депрессии у подростков не замечаются. Здесь наблюдается недооценивание ситуации, ребенок остается один на один со своими проблемами, что чревато или суицидом.

Следовательно, важно правильно распознавать первых и вторых, оказывать им поддержку и, при необходимости, лечение.

Таким образом, депрессивное состояние довольно часто встречается среди подростков, что объясняется их внутренними и внешними изменениями, когда дети не готовы принять новые правила, которые диктует взрослая жизнь, не могут понять установленные взаимоотношения между людьми, найти свое место в обществе. Развитие депрессии у подростков опасно для их психического здоровья и жизни, так как не оказанная вовремя помощь, родительская или медицинская, может спровоцировать суицид как единственный выход из сложившейся ситуации.