Духовное развитие и материальный успех. Как совместить

Довольно давно по телевидению в США шла передача под названием «Миллионер». Каждую неделю какой-нибудь достойный человек получал чек на предъявителя на миллион долларов от неизвестного благодетеля. Получатель чека мог оставить деньги себе и тратить их как угодно - при условии, что не назовёт, откуда они. Каждую неделю получателя ждало немало трудностей в связи с этим соглашением. И достаточно часто получателю приходилось деньги возвращать.

В Голливуде снято немало фильмов, демонстрирующих то, что счастье даётся не материальным богатством. В фильме «Деньги на деревьях не растут» рассказывалось о семье, которая внезапно разбогатела, обнаружив, что на одном из деревьев во дворе растут деньги. И сюжет показывает немало трудностей, которые переживает эта семья из-за денежного дерева.

Это - вымышленные примеры, когда люди не находили счастья в богатстве. Но как насчёт реальности? Бывают случаи, когда люди мгновенно становились миллионерами, выиграв крупный приз в лотерее или получив нежданное наследство.

На вопрос о том, как изменилась их жизнь после получения денег, многие отвечали, что их жизнь сильно осложнилась. В их распоряжении появились крупные суммы, но они не стали счастливее: наоборот, у них появилось много новых проблем.

Во многих вымышленных и реальных ситуациях такого рода отсутствует важное связующее звено. Если мы не выработали в себе источник духовного богатства, то никакие суммы денег не сделают нас счастливыми. Духовное богатство приносит счастье. Оно даёт нам любовь. Оно дарует мудрость. Духовное богатство ведёт к счастью потому, что помогает нам строить отношения с окружающими на основе любви.

Очень легко подсчитать своё материальное богатство, а вот для того, чтобы увидеть, насколько мы богаты духовно, важно посмотреть на свою жизнь. Какие у нас отношения с окружающими? Научились ли мы любить и принимать других такими, какие они есть, без всяких оговорок? Научились ли мы прощать и забывать то, что воспринимали как обиды? Ценим ли мы жизнь в её многообразных проявлениях? Полностью ли мы используем наши таланты? Ответ на эти вопросы позволит нам достаточно точно оценить размер и качество наших духовных резервов. Нам может казаться, что счастье - это результат внешних обстоятельств.

- это духовный принцип, который мы можем усвоить и использовать независимо от внешних обстоятельств и условий.

Не нужно ожидать, чтобы счастье принесли нам обстоятельства. Когда мы пытаемся сделать счастливыми других, то нам воздаётся сторицей. Мы можем творить свою радость - и пусть она меняет обстоятельства нашей жизни. Один из величайших парадоксов истины заключается в том, что счастливое сердце притягивает к себе всё то, что ему нужно для счастья.

Духовное богатство может стать путём к подлинному и надёжному счастью, потому что с ним мы имеем возможность получить всё, что нам нужно. Материальное богатство может зависеть от множества внешних факторов, которые иногда находятся вне нашего контроля. Духовным богатством можно управлять, потому что оно - «дело внутреннее». Мы сами определяем, насколько широко нам открыть наши сердца и умы. Если мы проверим себя и обнаружим, что не обладаем духовным богатством, у нас есть возможность пополнить его запасы. Внутри нас находится всё необходимое для того, чтобы построить плодотворную и счастливую жизнь.

Мы можем приобрести способность быть полезными и тем самым получить возможность наслаждаться жизнью, вне зависимости от того, что при этом происходит вокруг нас.

Конечно, материальные удобства могут быть положительным фактором нашей жизни. С ними у нас нет проблем с питанием, оплатой счётов или обучением детей. При сильной экономике материальное богатство даёт надёжную защиту. Но что происходит, если состояние экономики ухудшается? Когда мы создаём духовное богатство, наша внутренняя уверенность всегда остаётся с нами. Если мы лишимся наших сбережений и источников дохода, наше духовное богатство поможет нам выстоять и восполнить потери. Если наша жизнь основана на духовном богатстве, мы обретаем глубокое и надёжное спокойствие, которого нельзя получить только от материального богатства.

Если мы искренне хотим быть счастливыми, надо помнить три основных принципа.

  1. Счастье может быть как причиной, так и следствием притока благ в нашу жизнь.
  2. Наше счастье увеличивается за счёт его использования, потому что когда мы думаем, говорим и поступаем с радостью, то в нашей жизни не остаётся места для чего-то меньшего.
  3. Мы можем культивировать счастье, служа другим.

SHARES

Казалось бы, абсолютно не сочетаемые понятия из разных сфер жизни, оказывается, имеют прямую взаимосвязь. Понятие несовместимости этих вещей существовало раньше и нас так воспитывали. Мол, порядочный и духовный человек не имеет ничего общего с деньгами. Деньги - это зло и к духовности не имеют никакого отношения. Так воспитывались целые поколения.

Только нынче прошли времена жирных злых панов и худых добрых святых. Успешный человек сегодняшнего дня - это добрейшей души миллионер с высокими целями. Ведь, достигая высоких целей, человек одновременно растёт в двух направлениях: приносит пользу окружающим и увеличивает своё финансовое благосостояние. И здесь прямая зависимость. Чем большему количеству людей человек принесёт пользу (духовное начало), тем больше денег в свою жизнь он получит (материально начало). В одной из статей этого сайта, мы рассматривали понятие . Так вот при достижении духовных вершин, энергоинформационное поле человека становится ближе по вибрациям к энергоинформационному полю денег, то есть, блага. Благосостояние - это состояние блага во всех смыслах этого слова . И автоматически происходит переход на более высокую точку существования в двух сферах. Материальное и духовное нынче не разделяются такими жесткими ограниченными понятиями, как бедный, зато честный. Теперь это, как минимум, неуместно. Почему надо выбирать? Почему мы должны быть либо богатыми, либо честными? Либо богатыми, либо здоровыми? Либо богатыми, либо счастливыми? И так далее. А почему мы не можем быть сразу и всем? Почему человек не может быть богатым, счастливым, здоровым, да еще добрым в придачу? А? А потому что нас так не учили. Очень много поколений людей тупо чмырили, если они пытались хоть как-то выбраться из серого существования и жить свою жизнь. Ну, это история, с ней уже ничего не сделаешь, разве что, научишься на ней. Вот мы и будем учиться.

Напрашивается вывод: если мы становимся на путь духовного развития, это совсем не значит, что нам надо отказаться от материальных благ этого мира. Скорее, наоборот. Чем выше и чище вибрации мы излучаем во Вселенную, тем наши желания скорее находят путь реализации в нашей жизни. И, если, материальные блага - это часть желаемых достижений, то они автоматически проявятся на пути человека. Неприятие же материальных благ - это, скорее, неестественное состояние. Деньги открывают массу возможностей. Если кто-то нуждается в помощи, мы, имея деньги, можем просто помочь. А, не имея, никакой практической пользы, кроме, посочувствовать, человеку на окажем. Так что, в данном случае, лучше? Мы живём одновременно и в тонком мире, и в материальном. А, значит, нуждаемся в благах и того и другого качества.

Человек может прийти к духовности либо через знания, либо через религию. Если мы идем путем знания - нам проще соединить понятие духовного и материального в единую картину. Если же мы больше склонны к религиозному пониманию жизни, то, ситуация несколько другая. В святых писаниях наряду с истинными зернами мудрости множество искажений. Информация скрывалась, переделывалась, уничтожались настоящие труды Великих Учителей. В церковной литературе человек выступает запуганным бесправным рабом. Зачем и почему так преподносится человеческая суть, сейчас сказать тяжело, да и не в рамках этой статьи. Может быть, это заведомо держало в узде средневекового человека. Постоянные утверждения того, что он раб и обещания наказаний за все отклонения от нормы, могло быть единственным возможным вариантом направления человека менее развитого на путь истины. С другой стороны, мы знаем, что Святые Писания не дошли нам в тех оригиналах, которые были даны свыше. Сколько властвующих во все времена приложило руку к редактированию текстов в соответствии со своим видением порядка. Книги уничтожались, переписывались, скрывались. Даже настоящее учение Иисуса не дошло нам в том свете, в котором Он его дал. Существует мнение, что в архивах Ватикана хранится учение Иисуса. Папа Римский Иоанн Павел Второй хотел его открыть всему миру. Ему физически не дали этого сделать. Не дали взять его из архивов и передать людям в том виде, в котором он было изначально. Почему? Потому что вся церковная система уже построена на тех учениях, которые дозволено знать людям. И любое несоответствие оригиналу может эту систему поколебать. А кому из высокопоставленных это надо?

Нет, в религии нет ничего плохого. Даже более того, это очень мощная возможность духовного роста и развития. Но только не в тупом отбивании поклонов, а в стремлении к знаниям и развитию. Человек, который через религию приходит к знанию, уже не воспринимает себя рабом и не находит материальные блага враждебными его сути. Он понимает Истину. Духовность и Материя - одно целое, стремящееся к развитию.

Напишите, что Вы думаете по этой теме. Как в Вашей жизни соотносится материальное и духовное?

Возвращайтесь на и мы вместе разберём еще множество интересных и важных понятий.

А.Г. Долженко
  • Н.В. Сомин
  • проф.
  • Библейский словарь Геце
  • Сокровищница духовной мудрости
  • А.Г. Долженко
  • Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев
  • святитель
  • Бога́тство – 1) духовные и материальные , даваемые человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети - наше богатство; мои года - моё богатство).

    Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во , возможность соединения с Богом.

    Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ().

    Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым (). Оно также называется неправедным (), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих.

    Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над . «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (), или таланты, распределенные между людьми (), или имение, отданное во временное управление () » . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

    Божественная заповедь требует помощи нуждающимся. Христианская норма отношения к собственности должна основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга » (). Эта заповедь должна служить для христиан и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования всех типов межчеловеческих отношений, включая и отношения имущественные. «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве » .

    Сам процесс одаривания нуждающегося, акт помощи ему является прямым долгом обеспеченного человека. Обладая избытком имущества, обеспеченный человек обладает не своим, а чужим. Он обладает данным ему Богом добром, которое ему дал Бог, чтобы удовлетворить нужды неимущего. В конечном счете, он обладает собственностью неимущего, которую он должен просто вернуть. И здесь возникает парадокс христианской этики служения бедному. «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же », – учит святой . И раздающий богатство не является благотворителем в точном смысле этого слова, но даже виновным. «Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других », – говорит святой .
    учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя. Истолковывая учение Спасителя о неправедном богатстве (), блаженный подчеркивает, что неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Причем, такое поведение имеет серьезные социальные последствия, провоцирует общественную нестабильность, напряжение и конфликты. «Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми » .

    Таким образом, экономическое неравенство, выражающееся в разделении общества на богатых и бедных, не является некой статической реальностью оправданной свыше. Оно попускается человечеству как испытание, как данность, которую он должен не культивировать и сохранять, а изменять и преодолевать. Сохраненное как данность, экономическое неравенство равнозначно господству страсти . А преодолеваемое в единении любви оно свидетельствует об исполнении долга перед ближним.

    Апостол Иаков говорит: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (). Истинное, духовное богатство, доступно любому человеку, Господь безмерно дарует его всем желающим, не зависимо от их социального положения, врождённых способностей и деловых качеств.

    Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его. ().

    Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” ()

    Не поможет богатство в день гнева ().

    Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” ().

    Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» ().

    Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ().

    Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ().

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ().

    Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! ().

    Само по себе богатство – ничто. Но в каком-то смысле оно – талант… Талант, который, может быть или приумножен, или зарыт в землю. Или приобретен для вечности, чрез расточение в этой временной жизни, или, наоборот, утрачен в эгоистическом его сохранении…
    иеромонах Мефодий

    Меня однажды поразило (дело было еще до перестройки, в 80-е), когда мой духовный отец - протоиерей Владимир Рожков, увидев у входа в храм многодетную семью с пятью детьми, сказал: «Смотри - богатый человек, у него пятеро детей». С той поры мое отношение к этому слову потеплело. Настоящее богатство, конечно, не в том, какая у человека машина (тем более, что она в одну секунду может превратиться просто в ничто, в рухлядь), а в чем-то большем…
    протоиерей Андрей Лоргус

    Даже находясь еще вне Царства Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать о том, что как мы ни бедны – мы так богаты, но одновременно устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что еще впереди.
    Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая заповедь блаженства говорит о нищенстве, и только если мы живем этой заповедью, мы сможем войти в Царство Божие. У этой заповеди двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет, мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы обнаруживаем, что мы – ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой момент не мог бы ее у нас отнять, и в этом смысле всё, чем мы являемся, и всё, что у нас есть – недолговечно. У нас есть тело – но оно умрет; у нас есть ум – но достаточно крошечному сосуду разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом нуждается, – а у нас в груди только камень…
    Так что можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, потому что мы не вольны ни в чем, что у нас есть. И это могло бы привести нас не к чувству, что мы принадлежим Царству Божию, и к радости об этом, но к отчаянию – если бы мы не помнили, что, хотя ничто не наше так, что нельзя было бы у нас отнять, – однако всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Один из наших русских богословов, отец , сказал: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной». Я думаю, что это действительно так; и в то мгновение, когда мы стараемся разбогатеть, удержав что-то для сохранности в руках, мы оказываемся в проигрыше, потому что пока у нас в руках ничего нет, мы можем брать или не брать, или делать ими что угодно.
    Вот это и есть Царство Божие: мы чувствуем, что свободны от обладания; и эта свобода устанавливает нас в таких взаимоотношениях, где всё – любовь человеческая и Божия любовь.
    Так что если рассуждать в таких категориях, можно это перенести на то, о чем я уже говорил раньше. Да, мы богаты; но никогда не должны обольщаться этим достоянием и воображать, будто можно разрушить старые житницы, старые амбары и строить новые для того, чтобы сложить туда еще и еще больше добра (см.

    Елизавета Бабанова

    Замечали ли вы, что, в основном, люди делятся на две категории: одни стремятся к реализации в материальном мире, они думают о квартирах/машинах/отдыхе на Майорке, и таких людей большинство. Для других главное – духовное развитие, и чаще всего они остаются нереализованными в финансовом смысле.

    Только единицы способны совместить в себе эти две силы - духовное развитие и материальный успех, гармонично продвигаясь в обоих направлениях.

    Что же может помочь нам уравновесить в себе эти противоположные энергии и сбалансировать всю нашу жизнь?

    Ответ - личностное развитие.

    Для многих людей понятия «личностный рост» и «духовное развитие» взаимозаменяемы. А есть ли для вас разница между ними?

    К какой категории вы отнесете, например, молитву? А к какой - работу над своими слабыми качествами характера?

    Чтение духовной литературы - это «духовное» или «личностное»? А изучение книг по лидерству, основанному на духовных принципах, (например, Стивена Кови или Джона Максвела) способствует развитию личности или души? А ведь обе эти книги говорят также и о материальном успехе.

    Ну а теперь - самый сложный вопрос. Построение успешного бизнеса, реализация в своей профессии, зарабатывание существенного капитала - свойственно ли это духовно развитым людям или это удел материалистов?

    В этой статье мы выясним, что же такое личностное и духовное развитие, и можно ли работу над собой совместить со стремлением к материальному успеху.

    ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: “КТО Я?” “ЗАЧЕМ Я ЗДЕСЬ?”, “КЕМ Я ХОЧУ СТАТЬ?”

    Для меня, как и для многих духовно развивающихся людей, смысл жизни заключается в эволюции души.

    Животным царством управляет внутренний природный механизм, не поддающийся сознательному выбору.

    Человеку же была дана свободная воля определять скорость и траекторию своего пути развития.

    Изучая духовные учения и жизни пророков, мы видим, какой может и должна быть наша жизнь. Мы обретаем цель, которая задает нам вектор развития.

    Чаще всего этот вектор зависит от географии и свойственных данному месту традиций. В каждой развитой культуре жил или живет учитель, духовидец, жизнь которого служит для его последователей примером.

    Просветленные мастера разных эпох и традиций показывают нам пункт назначения, к которому рано или поздно придет каждый из нас, вне зависимости от того, какую именно тропу мы выберем для этого пути. Все мы рано или поздно станем просветленными. Но кому-то для этого понадобится намного больше времени.

    ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС: «КАК СТАТЬ СОВЕРШЕННЫМ?»

    Если духовное развитие отвечает на вопрос “Каким быть?” и “Зачем?”, то личностное развитие отвечает на вопрос “Как это сделать?”.

    Такие инструменты, как соблюдение здорового образа жизни, создание гармоничных взаимоотношений с другими людьми, ответственное выполнение своих обязанностей на работе помогают нам развиваться в правильном направлении.

    2 ПРОБЛЕМЫ

    Если человек развивается духовно, но при этом он игнорирует материальный мир, то происходит одно их двух:

    1. Человек начинает жить в “облаках”. Чаще всего это относится к людям, изучающим эзотерические науки.

    Соприкасаясь с тонкими мирами, они настолько отрываются от земли, что их семьи распадаются, они уходят с работы, теряют друзей, и вся их жизнь «трещит по швам».

    Увлеченные эзотерикой люди думают, что они значительно прорвались в познании духовного мира, и что материальный мир теперь за это им обязан.

    Материальный же мир живет по своим законам и не стремится удовлетворить тех, кто духовно стал более «продвинутым», но продолжает игнорировать материальные законы.

    2. Второй вариант - человек впадают в апатию или, еще хуже, в депрессию. Соприкоснувшись с духовными знаниями, он осознает, что и он, и весь окружающий его мир очень далек от совершенства.

    Он перестает верить в то, что его жизнь сможет снова стать радостной и наполненной, у него опускаются руки, и на протяжении многих лет он не видит “света в конце тоннеля”.

    ГДЕ ВЫХОД?

    Выход из обоих состояний - начать делать что-то для других людей, начать приносить пользу обществу. Даже современные ученые доказали терапевтическое воздействие благотворительной деятельности.

    Наша задача - развиваясь духовно, максимально эффективно использовать те таланты, с которыми мы пришли на эту землю.

    Что вы любите делать для других людей? Вы можете вести блог, кормить бездомных людей или лечить животных, помогать в просветительской деятельности человеку, который для вас стал учителем.

    Вы также можете построить свой бизнес, который создаст рабочие места и даст возможность нескольким (или сотням и тысячам) семьям заработать.

    Возможности сделать этот мир лучше безграничны, главное - выбрать то, к чему лежит душа, иначе благотворительность перерастет в обязаловку.

    Ведь именно искренняя забота об окружающем мире позволяет нашей душе проявиться в материи. Когда мы работаем во благо других людей и получаем от этого удовольствие, наша жизнь наполняется смыслом и счастьем.

    ДУХОВНОЕ ПЕРВИЧНО

    Духовное развитие всегда первично. Как известно, “душа” оставляет тело, а не наоборот.

    Без духовного вектора люди могут преуспеть в достижении целей, в развитии своего бизнеса, но не установив связи со своей душой, они, достигнув всех своих материальных целей, становятся несчастными.

    Наверняка вы знаете истории мультимиллионеров, которые покончили жизнь самоубийством. Они стали успешными, но забыв о духовном корне, потеряли смысл существования.

    ВСЕ ЕЩЕ ПРОЩЕ

    Если рассматривать всю нашу жизнь с точки зрения получения и отдачи энергии, то все становится предельно ясно.

    Мы получаем энергию от жизни: питание, солнце, воздух, физическая нагрузка, друзья и т.д. ради того, чтобы мы могли ее отдавать в работе, в заботе о своей семье и о других людях.

    Духовное развитие - когда мы получаем энергию свыше, посредством изучения, осознания, медитации.

    Личностное развитие - когда мы отдаем энергию, работая над собой и содействуя развитию общества.

    Материальный успех - результат правильного взаимообмена энергией с окружающим миром.

    БАЛАНС ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО

    Сегодня как никогда каждому из нас необходимо стремиться к равновесию духовного и материального.

    В Индии практически невозможно не подхватить какую-то болезнь, совершая паломничество или медитируя в ее ашрамах, потому что люди слишком глубоко погружены в духовное и забыли о материальности - чистоте, порядке, достатке.

    В США все наоборот: смыслом жизни стали власть и деньги, и общество стало глубоко несчастно в погоне за этими ценностями.

    На примере этих стран мы видим, что перекос в одну или другую сторону ведет к деградации общества в целом. Задача лидеров сегодня - соединить и сбалансировать в себе эти две энергии и потом передать знания всем остальным.

    Научиться жить в гармонии с собой, максимально используя свои таланты на благо людей, одновременно получая достойную материальную компенсацию за свою работу, и при этом быть ориентированным на более высокую цель - вот гармоничное соединение духовного и материального, инь и ян.

    Если вы хотите регулярно получать самые передовые знания о бизнесе и личностном развитии на вашу электронную почту, подписывайтесь на рассылку блога в правом сайдбаре сайта.

    Успехов вам в вашем духовном и личностном развитии!

    1. Критерий человечности. с точки зрения других людей? Часто сюда относят такие качества, как человечность, понимание, сопереживание, умение слушать. Можно ли считать духовно богатым человека, у которых нет этих качеств? Скорее всего ответ отрицательный. Но и этими признаками понятие духовного богатства не ограничивается.

    • человечность;
    • сопереживание;
    • чуткость;
    • гибкий, живой ум;
    • жизнь по законам морали;
    • познания в различных сферах.

    • невежество;
    • черствость;

    Что значит быть духовно богатым человеком

    Вместо заключения

    Назвать себя духовно богатым человеком могут далеко не все. Иногда столь спорные критерии определения смешиваются или подменяются заведомо неверными. Какие же признаки наиболее точные и что такое быть духовно богатым человеком подскажет статья.

    Какое оно, духовное богатство?

    Понятие «духовное богатство» нельзя трактовать однозначно. Существуют спорные критерии, с помощью которых чаще всего дают определение этого термина. Причем спорные они по отдельности, в совокупности с их помощью складывается довольно четкое представление о духовном богатстве.

    1. Критерий образования. Его суть в том, что чем образованнее человек, тем он богаче. И да, и нет, потому что есть много примеров, когда человек имеет несколько образований, он умен, но вот его внутренний мир совершенно беден и пуст. При этом истории известны личности, не имевшие образования, но их внутренний мир был подобен цветущему саду, цветками с которого они делились с другими. Таким примером может быть няня А. С. Пушкина. Простая женщина из небольшой деревни не имела возможности получить образование, но Арина Родионовна была настолько богата своими знаниями фольклора, истории, что, возможно, ее духовное богатство стало искрой, зажегшей пламя творчества в душе поэта.
    2. Критерий истории рода и родины. Суть его в том, что нельзя назвать духовно богатым человека, который не несет багажа знаний об историческом прошлом своей семьи и родины.
    3. Критерий веры. Слово «духовный» произошло от слова «дух». Христианство определяет духовно богатого человека как верующего, живущего по заповедям и законам божьим.

    Признаки духовного богатства в людях

    Что значит быть духовно богатым человеком, сложно сказать в одном предложении. Для каждого главной чертой является что-то свое. Но вот список черт, без которых представить себе такого человека невозможно.

    • человечность;
    • сопереживание;
    • чуткость;
    • гибкий, живой ум;
    • любовь к родине и знание ее исторического прошлого;
    • жизнь по законам морали;
    • познания в различных сферах.

    К чему ведет духовная бедность

    В противовес духовному богатству человека идет болезнь нашего общества – духовная бедность.

    Понимание того, что значит быть духовно богатым цельным человеком, невозможно раскрыть без отрицательных качеств, которые не должны присутствовать в жизни:

    • невежество;
    • черствость;
    • жизнь ради своего удовольствия и вне моральных законов общества;
    • незнание и невосприятие духовного и исторического наследия своего народа.

    Это не весь перечень, но наличие уже нескольких черт может определять человека как духовно бедного.

    К чему ведет духовное обеднение народа? Часто такое явление толкает к значительному упадку общества, а иногда и к его гибели. Так устроен человек, что если он не развивается, не обогащает свой внутренний мир, то деградирует. Принцип «не идешь вверх – скатываешься вниз» здесь очень справедливый.

    Как бороться с духовной бедностью? Кто-то из ученых сказал, что духовное богатство – это единственный вид богатства, лишить которого человека невозможно. Если вы наполните свой внутренний мир светом, знаниями, добром и мудростью, то это останется с вами на всю жизнь.

    Способов духовного обогащения немало. Наиболее действенный из них – чтение достойных книг. Это классика, хотя, много современных авторов тоже пишут хорошие произведения. Читайте книги, уважайте свою историю, будьте человеком с большой буквы – и тогда убожество духа не коснется вас.

    Что значит быть духовно богатым человеком

    Теперь мы можем четко обрисовать образ человека с богатым внутренним миром. Духовно богатый человек, какой он? Скорее всего, хороший собеседник, умеет не только говорить, чтобы его слушали, но и слушать так, чтобы с ним хотелось говорить. Он живет по моральным законам общества, честен и искренен со своим окружением, он знает, что такое сопереживание, и никогда не пройдет мимо чужой беды. Такой человек умен, и не обязательно благодаря полученному образованию. Самообразование, постоянная пища для ума и динамичное развитие делают его таковым. Духовно богатый человек обязан знать историю своего народа, элементы его фольклора, быть разносторонне образованным.

    Вместо заключения

    В наши дни может показаться, что материальное богатство ценится выше духовного. В какой-то мере это так, но другой вопрос, кем? Только духовно обеднелый человек не будет ценить внутренний мир своего собеседника. Материальные блага никогда не заменят широту души, мудрость, моральную чистоту. Сочувствие, любовь, уважение не покупаются. Только духовно богатый человек способен на проявление таких чувств. Материальные вещи тленны, завтра их может уже не быть. А вот духовное богатство останется с человеком на всю его жизнь, и будет освещать путь не только ему, но и тем, кто с ним рядом. Задайте себе вопрос, что значит быть духовно богатым человеком, поставьте себе цель и идите к ней. Поверьте, ваши старания будут оправданы.