Отвержение ребенка в семье. Коррекция родительских отношений: работа с неприятием ребенка. Типы противостояний между родителями и подростками, пути решения семейных разладов

Когда речь заходит о принятии ребенка, у многих сразу возникает мысль о приеме чужого ребенка в свою семью. Безусловно, этот аспект также достоин отдельного обсуждения, но сейчас речь не об этом. Далеко не все родители понимают важность эмоционального принятия собственного ребенка и не осознают, что это понятие подразумевает не только абсолютную ответственность за своего малыша, но и безусловную любовь – вопреки сложностям его характера, не всегда правильному поведению, частым неудачам и т. д.

Принятие чувств ребенка заключается в спокойной реакции на любые эмоции ребенка: радость, гнев, страх, печаль, любовь - именно так выглядит список основных чувств человека. Все остальное: боль, обида, зависть, тоска, веселье, ужас - лишь варианты интенсивности перечисленных эмоций или их смешение. Любая из перечисленных эмоций, основная или суррогатная, имеет право на существование, ее нужно воспринимать спокойно, без осуждения или особого одобрения (положительного подкрепления), как естественную часть жизни человека, которая без чувств и эмоций невозможна.

Психологическое принятие своего ребенка таким, какой он есть

Радость возникает, если вы привносите в свое личное пространство что-то приятное (новая вещь, которой вы давно хотели обладать, новый навык, которым можно гордиться, друг, удовлетворение потребности).

Страх возникает, когда мы чувствуем, что в наше личное пространство вторгаются или угрожают вторжением. Страх полезен для человека тем, что он предупреждает об опасности, а значит, печется о сохранности здоровья психического и физического - страх может быть настолько силен и опасность так велика, что единственным выходом может стать только бегство. Другое развитие событий - это бой с агрессором, в этом случае страх подобен сжатию внутренней пружины, которая готова распрямиться в гневном порыве, дабы отстоять, защитить себя, отбросить обидчика. Нельзя однозначно сказать, что какой-то из путей лучше. Иногда разумнее убежать от шайки хулиганов, а не проявлять ненужное геройство. О психологическом здоровье свидетельствует способность использовать разные модели поведения: умение уйти от реальной угрозы, способность осознать мнимую опасность, рожденную фантазией, или позволить страху смениться гневом и принять бой.

Разобраться во всем этом маленькому человечку должны помочь взрослые. Грустно, что вместо этого они сами иногда предстают перед ребенком в образе настолько пугающем, что борьба с ними кажется детям бессмысленной.

Вместо принятия своего ребенка таким, какой он есть, родители предпринимают попытки сузить его личное пространство. Это запрет смотреть телевизор, оскорбления, угрозы, психологическое давление, физическая расправа или ее угроза. Все эти попытки вызывают страх, а следом за ним возникает гнев - естественная защитная реакция. Более того, небольшая доля гнева в ваших отношениях с детьми обычно свидетельствует о том, что ребенок не угнетен родителями настолько, что не может отважиться на противостояние. Вторая важнейшая функция гнева - это расширение границ, завоевание новых пространств (попытка получить запретное, дать сдачу в физическом или психологическом смысле, а также признаться в любви, поступить в институт - все это расширение границ).

Печаль возникает, когда что-то уходит от нас, из-за потерь и невозможности удовлетворить свои потребности (не дали посмотреть телевизор, потеря родственника или любимой игрушки, а также части себя, например юности).

Как говорят психологи, если слезы сгорают в желудке - они вызывают язву, а на лице слезы - это просто слезы.

Принятие и неприятие ребенка родителями

Вот несколько типичных родительских фраз, с помощью которых запрещается проявление эмоций, а значит, и передается сообщение о неприятии ребенка.

  • Отрицание чувств: «Да ладно, все не так уж плохо. Тебе совсем не больно».
  • Отвлечение внимания: «Посмотри скорее, какая собачка пришла поздороваться с тобой».
  • Игнорирование: на упавшего ребенка просто не обращают внимания.
  • Вопросы: «Ну скажи, что тебе там надо было, зачем ты туда полез?»
  • Угрозы: «Сейчас же прекрати, или мы вообще домой отправимся».
  • Утешение: «Не плачь, все хорошо».
  • Объяснения: «Смотри, какая лестница, видишь, как высоко, - конечно, можно упасть».

Невозможно запретить ребенку спать или нуждаться в любви, невозможно запретить гневаться, печалиться, бояться и радоваться. Разрешение на всю гамму человеческих чувств - это и есть принятие ребенка родителями. И оно - подлинное благословение всей эмоциональной жизни ребенка, ибо наполняет его ощущением силы, уместности, естественности и оправданности своего существования.

Например, если ребенок упал, ему в первую очередь необходимы обыкновенные объятия. Без уговоров и объяснений. Ребенку плохо, больно, он просто нуждается в сочувствии и поддержке.

Борьба с эмоциями приводит к тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, так и не встречается со своей целостностью. Более того, он живет со стыдом за самого себя, такого несовершенного, с такими стыдными эмоциями.

И это - прямое следствие неверной реакции родителей на его чувства.

Высказать свое безусловное принятие ребенка можно такими фразами.

  • «Тебе больно - это, правда, так неприятно».
  • «Тебе страшно - действительно, это может напугать». «Ты сердишься - меня тоже злит такое».
  • «Тебе грустно - это очень печально».

Обратите внимание: в первой части высказывания содержится озвучивание чувства, а во второй - поддержка.

Проявление эмоций - важнейшая форма взаимодействия человека с окружающим миром. Выражать эмоции полезно и необходимо, но с двумя уточнениями:

  • выражать их необходимо в социально приемлемой форме;
  • иногда бывает полезно отсрочить их выражение.

Например, для вашей карьеры не будет полезно вступать в открытую конфронтацию с начальником непосредственно в тот момент, когда вы на него сердиты. Этот гнев вполне можно донести до дома, побить подушку или пожаловаться подруге. А свое недовольство, если это нужно, высказать на следующий день или на следующей неделе, четко сформулировав свои требования и границы, далее которых вы не намерены отступать ни в коем случае.

Точно так же приходится поступать ребенку в школе: в определенных случаях подавлять проявление эмоций. Поругал учитель - но страшно было возразить, делали прививку - но стыдно было бояться, распереживался за товарища - но не знал, как проявить чувства. Масса эмоций неосознанно подавляется и копится внутри, требуя выхода. И поскольку могут возникнуть у вашего ребенка в любой день, ваша задача ежедневно расспрашивать его о школьных событиях и поддерживать его чувства во время рассказа.

Это не значит, что вы должны с ним во всем соглашаться. Но если ему плохо, вы должны ему посочувствовать и помочь разрешить проблему так, чтобы стало хорошо, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и спокойно. Иногда этого хватает. Но следует помнить, что излишние старания исправить ситуацию, посоветовать или помочь могут стать причиной того, что ребенок «закроется». Постарайтесь для начала просто слушать, дайте возможность ребенку спокойно излить свои эмоции, не опасаясь советов и наставлений. Выброс эмоций естественным образом приведет к внутреннему покою. А советы - если посоветовать очень хочется - старайтесь давать в русле дружеской беседы по передаче личного опыта, а не назидательным тоном авторитарного наставника.

У многих родителей, прочитавших предыдущий абзац, может возникнуть недоумение или протест. Ведь у детей бывают разные эмоции и поступки, которые на самом деле принять очень сложно. Как не осудить мальчика, ударившего детской лопаткой, сидящую рядом в песочнице девочку? Как не отругать первоклассника, который рыдает и упирается, не желая идти в школу?

Принятие ребенка отцом и матерью как способ сообщения о любви

Эмоции, кроме прочих полезных функций, служат индикатором удовлетворения или неудовлетворения потребностей. У ребенка нет потребности гневаться или бояться, но гнев и страх свидетельствует о нереализованной потребности. Часто взрослые стараются осудить эмоцию или просто избавиться от нее (причем не только в детях, но и в себе), вместо того чтобы осознать потребность, которая стоит за ней, и принять меры к ее общественно приемлемому удовлетворению.

Родители должны помнить: любое странное поведение ребенка (сокрытие оценок и замечаний, обгрызание ногтей, использование без спроса маминой косметики и пр.) вызвано неудовлетворенностью вполне естественных потребностей. И взрослые совершают очень опасную по своим последствиям ошибку, если реагируют на эмоции или на сам поступок.

Вопрос «Чего ты хотел?» и на детской площадке, и дома звучит крайне редко. Чаще всего любое непонятное для родителей поведение или эмоциональный всплеск ребенка заканчиваются наказанием.

А ведь желания маленького человека могут быть вполне мирными и оправданными! Вполне возможно, что, ударив девочку лопаткой, ребенок просто хотел больше пространства для игры в песочнице, или испугался за свои песочные творения и хотел отогнать возможного разрушителя, или девочка нечаянно засыпала ему глаза песком, или просто не понравилась, и он хотел защититься. Так что коррекции и осуждению надо подвергать не эмоцию и даже не потребность, а способ удовлетворения этой потребности, то есть непосредственно удар лопаткой.

Ребенок потому и ребенок, что не производит внутри себя анализа и отделения своей потребности от эмоции и от действия. А потому он воспринимает осуждение, накладывая его не только на непосредственный акт агрессии, но и на глубинные процессы, эту агрессию спровоцировавшие. Ребенок усваивает, что плохо не только бить лопаткой, но и гневаться и хотеть отстаивать границы своего пространства.

Поведение детей действительно иногда требует осуждения и наказания со стороны взрослого. Главное в этом случае - произвести разделение, что плох лишь поступок, а чувства и желания вполне естественны, надо лишь выражать их социально приемлемым способом.

Принятие ребенка отцом и матерью - это один из важнейших способов сообщения ребенку о родительской любви, а также важнейший аспект в формировании положительного отношения к себе. Не все эмоции и чувства можно просто принять, некоторые требуют более глубокого прояснения, а именно: какая потребность блокируется и вызывает тем самым их к жизни. Главная родительская работа состоит в помощи ребенку конструктивно проявлять свои эмоции и реализовывать свои потребности.

Количество полезной информации о правильном поведении родителей превысило допустимые нормы для сохранения внутреннего ощущения «я - хороший», но уже у самих взрослых. Бывает, что дети вызывают раздражение, разочарование, недоумение, обиду, грусть и просто усталость. Как при этом соблюдать все рекомендации - зачастую не укладывается в голове, а у некоторых просто опускаются руки или даже возникает раздражение.

Ваши чувства и потребности важны не меньше, чем детские. Но вы прожили куда больше, чем ваши малыши, и ваш опыт конструктивного обращения - а не подавления! - с чувствами и потребностями несравнимо больший, чем у ваших детей. Уставшая, издерганная мама, нервный, вымотанный отец никак не могут быть полноценными источниками стабильности и любви. Удовлетворение базовых потребностей родителей - дело первостепенной важности для всей семьи!

Во-первых, находите возможность для отдыха и развлечений. Во-вторых, сообщайте ребенку о своих чувствах и душевном состоянии конструктивно, беря на себя ответственность за эмоции и предполагая, что за ними стоят ваши неудовлетворенные желания.

Достаточно типичная фраза для домашнего общения во время выполнения уроков: «Ты меня разозлил, какой же ты глупый, сколько можно объяснять!» Это так называемый диссоциированный способ восприятия своих эмоций, когда человек верит, что лично он является причиной эмоций других людей или другой человек в ответе за его эмоцию. Наши чувства - это сигнал об удовлетворении или неудовлетворении наших потребностей, ответственность за них нельзя возлагать на другого человека.

Более щадящая фраза: «Я злюсь, потому что ты ничего не понимаешь». Это частично ассоциированный способ, когда человек принимает на себя ответственность за свои эмоции, но не связывает их со своими желаниями, а предполагает, что чувства появляются вдруг и так же пропадают.

Теперь самый искренний и трудный вариант: «Я злю себя с помощью тебя, так как на работе у меня многое не получилось, я чувствую себя неудачницей, и твои неудачи мне переносить вдвойне сложнее, а на самом деле я хочу поддержки и покоя». Этот способ обращения со своими эмоциями называется ассоциированный.

Можете поэкспериментировать и озвучить свое состояние именно так. Для простого общения постарайтесь, кроме эмоций, сообщать ребенку о своих истинных желаниях: «Я злюсь, потому что ты ничего не понимаешь. На самом деле у меня просто нет сил тебе объяснять, я очень устала». Таким образом, вы сообщите ребенку о своих чувствах, не ругая и не пугая его.

Мы, как и наши дети, идеальными быть не можем, совершаем ошибки и исправляем их. Так что если вы изорвались и не смогли направить свои бушующие эмоции в конструктивное русло, воспользуйтесь рекомендациями, как принять своего ребенка.

Уходите бушевать в другую комнату.

Чтобы ребенок почувствовал себя неправым, нужна очень малая доза ваших эмоций и их словесных проявлений. Позвольте эмоциям иссякнуть, а не обрушивайте их на голову ребенка. Говоря «иссякнуть», это не подавление, а наоборот, активное их извержение. Бейте подушку, причитайте, жалуйтесь и плачьте - но не в присутствии ребенка. И обязательно объясните ребенку, что не он является виновником вашего буйства, вам просто надо выплеснуть накопившееся, иначе малыш может чувствовать ответственность за ваше состояние и свою вину, а это нечестно и губительно для него.

Ребенку просто необходимо знать, что эмоции у родителей такие же, как и у него. Это знание - «отмашка», разрешение на неидеальную внутреннюю жизнь, которая может выплескиваться наружу бурными проявлениями. Отрицательной стороной эмоциональных всплесков у родителей могут стать потеря ребенком чувства безопасности и сокращение пространства для его личной внутренней жизни. Ведь если мама в слезах и гневе демонстрирует полную внутреннюю нестабильность, опираться приходится только на самого себя, и единственный путь для этого - подавление собственных эмоций. Такой опыт внутренней жизни для ребенка не полезен. Поэтому, если сдержаться не получается, лучше уходите.

Используйте «я-сообщения».

«Я-сообщения» - это классика психологии общения, с которой знакомы, практически все. Основной принцип принятия ребенка при помощи «я-мообщений» состоит в том состоит в том, что фразы во время эмоциональных баталий мы строим не в форме обвинения: «Ты меня не понимаешь», «Ты бесчувственный», «Ты лентяй», а в форме приглашения в свой внутренний мир. Например: «Мне так тяжело, когда меня не понимают», «Мне так нужна твоя поддержка и внимание», «Я так устала, и мне нужна твоя помощь». Если выплеск эмоций неизбежен, постарайтесь хотя бы сделать это в «я-сообщениях». Принцип формирования таких посланий очень прост. На первое место в обвиняющих фразах типа «Ты глупый!», «Ты ничего не понимаешь!», «Ты бессовестный!» необходимо ставить местоимения «я» или «мне». Теперь меняем обвинительные слова на обозначение собственных чувств: «Мне стыдно», «Я в растерянности», «Мне обидно и больно». Это не так просто, если рядом нет суфлера-психолога. Можно родителям осознать свои чувства, задав вопрос: «И как вам нравится то, что ваш ребенок глупый, бессовестный, безответственный?» Этот вопрос становится ключом к пониманию собственных эмоций и помогает сформулировать фразу в «я-сообщении».

Важные советы психологов по принятию своего ребенка:

  • Пока в вас бушуют эмоции, отложите совместные занятия с ребенком. Вернитесь к ним позже, когда успокоитесь и будете готовы к конструктивному общению.
  • Учитесь признавать свою вину. Если вы были несдержанны, если вы кричали и бросали ребенку обвинения, поговорите с ним позже, успокоившись. Объясните, что дело вовсе не в нем, а в вашей усталости или голоде либо просто в желании быть сейчас не здесь и делать совсем не это.
  • Успокоившись, попробуйте вновь выразить свои чувства и потребности, но на этот раз в конструктивной форме. Помните, что, пытаясь конструктивно объяснять свою внутреннюю жизнь, вы учите тем самым ребенка понимать и объяснять самого себя и осознавать свои потребности.

Главная родительская работа - помочь ребенку реализовывать свои потребности и проявлять эмоции конструктивно. Одним из способов такой помощи, как мы уже обсудили, является личный пример: демонстрация ребенку вашего принятия своих чувств и своих желаний. Но этого мало. Вам придется также предпринять некоторые действия и научиться правильно реагировать на чувства и поступки ребенка, что, собственно, и является особенностями принятия. Вот несколько рекомендаций психологов по этому поводу:

  • Первый шаг принятия: спокойная, разрешающая реакция на эмоцию: «Ты сердишься», «Тебе грустно», «Тебе страшно». Но не перестарайтесь в поддержке чувств, иначе ребенок просто на них застрянет, если сообразит, что любой внутренний этюд влечет за собой повышенное внимание родителей.
  • Второй шаг принятия: непосредственно слова поддержки, если они уместны: «Так бывает», «Со мной было подобное», «Очень злит, когда тебя обижают», «Очень грустно, когда праздник заканчивается»… В словах поддержки полезно сообщить о своем подобном опыте или о норме таких переживаний для человека вообще. Подобные слова будут являться разрешающим фактором для чувств. Важно в таком разговоре не перетянуть одеяло на себя и не пуститься в эмоциональное описание собственного опыта, тогда вы займете все пространство. Для переживаний самого ребенка ничего не останется. Вас в этой беседе не должно быть много.
  • Третий шаг психологического принятия ребенка: прояснение потребности ребенка с помощью простого вопроса «Чего ты хочешь?» Здесь важно сделать паузу и дать возможность ребенку самому понять, чего же он хочет. Со стороны родителей может быть уместной только подсказка-предположение, которая и звучать должна соответственно - после паузы: «Я не знаю точно, но, может, ты хочешь…», «Я могу ошибаться, возможно, тебе хочется…» Естественно, ребенок не выдаст научной формулировки потребности, но сказать, чего бы ему хотелось - обняться, ударить, уйти, поплакать, - он в состоянии.
  • Четвертый шаг принятия: поддержка особенностей и потребностей ребенка.
  • Пятый шаг принятия: «предъявление» своих чувств и предложение конструктивных способов реализации потребности.

Предъявлять свои чувства (страх за ребенка, стыд, раздражение, беспокойство) очень важно, так как именно чувства - ваши или других людей - станут естественными поводами для изменения поведения ребенка.

Эту формулу социального взаимодействия предложил в XIX веке выдающийся социолог и философ Герберт Спенсер. По его мнению, рамками личной свободы должен быть не круг, очерченный правилами государственного принуждения, а рамки личной свободы других людей. А в переводе на язык детской психологии получается, что, предъявляя ребенку свои чувства, вы подталкиваете его к изменению поведения не из страха перед взрослым, а из сочувствия и желания следовать с вашей помощью по пути бережного отношения к окружающим.

Не менее важно и то, что проявления эмоций и желаний родителей помогают ребенку более ясно и четко ощутить границу между собой и другими людьми - а это неоценимое приобретение, без которого человеку трудно поддерживать дружеские отношения в коллективе.

Предложенный алгоритм действий для проявления принятия личности ребенка считается классическим психологами многих направлений. Теперь и у вас есть уникальная возможность, минуя поиски психолога и походы к нему на прием, непосредственно влиять на формирование приемлемого способа удовлетворения потребностей у вашего ребенка в тот самый момент, когда это необходимо. Вам нужно всего лишь вовремя поддержать чувство ребенка и шаг за шагом добраться до потребности, которая его обусловливает. В словах «всего лишь», конечно, изрядная доля иронии: все это не просто, вам потребуется терпение и сдержанность. И помните: чем взрослее ребенок, тем сложнее ему ответить на вопрос: «Чего ты хочешь?» С возрастом эта информация «уходит в глубину», и извлечь ее без помощи специалиста становится все сложнее. Но попробовать обязательно стоит.

Иногда ситуация оказывается настолько сложной, а эмоции и желания ребенка настолько запутанными, что он не сможет объяснить свое состояние, а вам будет трудно понять его истинные потребности, слыша фразы: «Не хочу в школу», «Не поеду к бабушке», «Дурацкие уроки», «Надоело все».

  • Займите позицию «слушающего» (сядьте на один уровень с ребенком и установите контакт глаз).
  • Озвучивайте в утвердительной форме эмоции ребенка (ты сердишься, ты грустишь…).
  • Делайте паузы, не старайтесь заполнить пространство разговора вашим видением ситуации, рекомендациями, советами.
  • Если вы говорите, то вы должны говорить не о себе и своих мыслях, а о том, что уже сказал ваш ребенок. На деле это выглядит, как повторение последних или основных фраз. Так вы покажете, что поняли его и поощрите к дальнейшему повествованию, что и приведет в конечном итоге к пониманию, какая же потребность не удовлетворена и что чувствует ребенок на самом деле.

Удовлетворение потребности в любви, принадлежности и принятии чрезвычайно важно для любого человека, тем более ребенка, поскольку именно это является тем желанным волшебным даром, о котором мечтают каждый ребенок и взрослый. Любовь и принятие помогают не только вселить уверенность, но и обрести свою целостность, свою идентичность, а значит, гармонию внутреннего мира и счастье.

Статья прочитана 3 067 раз(a).

Взаимопонимание" href="/text/category/vzaimoponimanie/" rel="bookmark">взаимопонимание - не является врожденной способностью матери и отца и не возникает по мановению волшебной палочки с рождением (усыновлением) ребенка, созданием приемной семьи или детского дома семейного типа. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенности. Напротив, переживание "нелюбви", отвержения ребенка вызывает у родителя (замещающего родителя) тяжелые эмоционально-личностные расстройства - чувство вины, депрессию, тревожность и страхи, нарушения Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки. Поэтому в таких случаях стратегия психологической помощи семье строится как последовательное решение следующих задач:

Стабилизация эмоционального состояния родителя (замещающего родителя);

Осознание отвержения ребенка и объективирование причин и механизма формирования нелюбви к нему;

Преодоление чувства вины;

Оптимизация общения и сотрудничества с ребенком;

Повышение уровня эмпатии, эмоционального взаимопонимания и привязанности в диаде родитель - ребенок.

В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного до открыто негативного полюса.

Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность "несмотря ни на что"). Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями. Аффилиация (аффиляция) (от англ. affiliation «соединение, связь») - это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известной мере близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает такие чувства, как одиночество, отчуждённость, фрустрацию .

Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви - достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.

Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви).

Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.

Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку). Поскольку неприязнь к детям - чувство, которое считается дурным и осуждается окружающими, оно принимает скрытые формы. Это не означает, что взрослые цинично и продуманно маскируются, - нет, они неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство, не признаются в нем даже себе. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок, и особенно подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Такое скрытое эмоциональное отвержение может выражаться в безразличии родителей к подростку, малом внимании к его внутренней жизни. А вот как раз те родительские заботы (контроль, внимание, заинтересованность), недостаток которых мог бы открыть окружающим такую нелюбовь, оказываются внешне преувеличенными, подчеркнутыми, прямо-таки демонстративным. Взрослые тщательно следят за тем, как подросток одет, пунктуально контролируют режим его дня и т. п. Но, несмотря на все ухищрения взрослого, ребенок безошибочно угадывает искусственность этой заботы. Такое показное, внешнее внимание действует на него даже хуже, чем откровенное безразличие.

Открытое эмоциональное отвержение ребенка . («Было бы лучше, если бы тебя не было »). Далеко не всегда родители любят ребенка. Он может быть нежеланным, случайно появившимся на свет. Его рождение может быть связано с желанием быть как все («У всех дети, ну пусть и у нас будет»), желанием получить какие-то жизненные выгоды, закрепить брак, претендовать на расширение жилплощади, получить наследство, получить социальные пособия. Такие родители не ощущают в своем сердце тепла и любви к ребенку. Ребенку в таких семьях дают понять, что он не самый желанный человек в семье. Ему не просто навязывают бесчисленные предписания, которые никто не в состоянии был бы выполнить, но и стараются при этом дать чувствовать, как он плох и как окружающие от него страдают («роль золушки»). Признаться, что все вызвано неприязнью к ребенку, родители, разумеется, не могут, поэтому такой холодности придается вид «педагогического принципа»: «Ласкать ни в коем случае нельзя они разбалтываются». Или: «Взыскательность никому еще не повредила». И еще «Раньше боялись взрослых, и дети 6ыли послушнее». При этом виде воспитания ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой - брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее. Положение менее любимого и нежеланного члена семьи неодинаково сказывается на подростках с разным типом характера. При гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярко выступает реакция эмансипации: первые из них борются за самостоятельность и свободу, вторые - за имущественные права . Истероиды в этих случаях в подростковом возрасте продолжают обнаруживать выраженную детскую реакцию оппозиции. И хотя формы ее выявления с возрастом меняются, но все поступки: и непонятные кражи, и показной интерес к алкоголю и другим дурманящим средствам, и суицидальные демонстрации, и самооговоры в распутстве - используются как сигналы родным, как требования внимания, любви и забот. Другие истероиды, отчаявшись в попытке привлечь любовь к себе, погружаются в мир фантазий или начинают искать внимание на стороне. Шизоиды на подобную ситуацию, как и на другие трудности в жизни, реагируют уходом в себя, возводя духовную стену между собой и нелюбящей их семьей. Неустойчивые не склонны тяжело переживать эмоциональное отвержение близких, они и без этого ищут отдушину в подростковых компаниях.

В такой семье взрослые уверены: ребенок растет «не таким, как хотелось (не отвечает их ожиданиям, не оправдывает надежд). И к его реальным (преходящим возрастным) несовершенствам приписывается множество всяческих недостатков и изъянов, его слабости преувеличиваются. Сочинения «Мой ребенок», которые просьбе психолога пишут родители, испытывающие трудности в общении со своими детьми, беспощадностью тона и обилием перечисляемых провинностей иногда напоминают обвинительные заключения: «Патологическое отсутствие воли.. .», «Я не видела таких медлительных, как он.. .», «Феноменально ленив, растет бездельником , все делает из-под палки..

Ситуация в семьях, где налицо родительское отвержение, поистине драматическая. Родительская любовь там перестает быть чем-то надежным для ребенка, становиться зыбкой, условной: будешь «хорошим мальчиком» - будем тебя любить, не будешь - не будет и любви. И ребенку не на что опереться душевно, эмоционально .

Наибольшую опасность эмоциональное отвержение представляет для чувствительных, способных на глубокую привязанность ребят. Они могут испытывать жестокие страдания - до глубокой угнетенности, депрессии, нежелании жить. У других подростков, настроенных на общение со сверстниками, связь с домом уже ослабевает, и холодность близких не столь их огорчает - они найдут признание в своих компаниях. Замкнутые же дети, не знающие сильной потребности в общении, отгораживают свой внутренний мир «стеной отчуждения».

Столь же неблагополучны последствия эмоционального отвержения и для тех, кто привык быть в центре внимания близких и внезапно лишается его: умер отец, в семью пришел отчим, появился другой ребенок; перевели из одной школы в другую, где стал заметно хуже учиться, и т. д. В этих условиях «отверженные» будут искать случая показать себя; они могут совершать отчаянные, шокирующие поступки, подчас прибегают даже к выдумкам, наговаривают на себя, лишь бы снова добиться внимания окружающих.

Понять и принять - это два правила счастливой семьи: насколько люди способны принимать друг друга, настолько глубоким будет их взаимопонимание. Вот только в жизни все бывает не так просто, и порой даже дети бывают отвергнуты своей семьей. Иногда родители не принимают ребенка таким, какой он есть, обрекая его тем самым на несчастливое будущее. Что же такое «неприятие ребенка в семье», какие последствия оно имеет для взрослеющего человека, читайте в нашей статье.

Причины неприятия

В психологии термины «неприятие» и «непринятие» используются как тождественные. Их суть в том, что человек как цельная личность не принимается другими. Более того, он вызывает неприятие. Как правило, когда ситуация касается чужих людей, она и вовсе не представляется такой уж драматичной. Нам не нравится кто-то, мы не нравимся кому-то - обычно это взаимно и тоже достаточно просто для восприятия.

В супружеских отношениях непринятие, как правило, приводит к разводу или несчастной супружеской жизни. В первое время один из супругов пытается «подстроить» другого под себя, не принимая его особенностей. Но такое положение дел редко может увенчаться успехом. И остается либо терпеть, не принимая, либо расставаться.

Гораздо сложнее разобраться в непринятии собственного ребенка. Маленький человек появляется на свет наделенным определенным набором генетически обусловленных особенностей. Нет его вины в том, что он родился с определенным цветом глаз и волос, способностями к определенным видам деятельности или их отсутствием. Ему неведомо, что родители еще до рождения возлагали на него определенные надежды, которые он не оправдал. Он родился, а значит, уже достоин любви своих родителей.

Проблемы неприятия появляются постепенно. Первичное неприятие возникает еще до рождения ребенка и выражается в . Весть о будущем ребенке не радует женщину, она надеется на ошибку, проводит дополнительное обследование. Когда факт подтверждается, возникает мысль об избавлении от ребенка.

Причинами первичного непринятия беременности могут быть:

  • страх перед будущим (особенно, если женщина не замужем);
  • страх испортить свою внешность (набрать лишний вес и т. п.);
  • страх перед потерей карьеры;
  • нежелание менять привычный уклад жизни.

И если женщина все-таки решает родить, то ребенка можно назвать нежеланным. Однако наблюдаются случаи, когда материнский инстинкт еще до рождения разрушает негативную установку. Но чаще первичное непринятие ведет за собой тяжелую послеродовую депрессию и неприятие ребенка в будущем.

Вторичное неприятие может возникнуть, если ребенок не соответствует ожиданиям родителей. В своих грезах мама представляла здоровую голубоглазую стройную девчушку, которая будет заниматься фигурным катанием. Но рождается мальчик, не похожий на родителей, с близорукостью и склонностью к избыточному весу. Иногда для вторичного непринятия достаточно внешнего сходства с кем-то из нелюбимых родственников (сварливой свекровью, мужем, который бросил женщину). Происходит так называемая психологическая проекция на ребенка отношения к этому родственнику.

Формы неприятия ребенка

«Ледяное» молчание. Проступки ребенка наказываются «ледяным» молчанием. А так как у «непринятого ребенка» родители замечают очень много проступков, в семье прочно устанавливаются холодные отношения.

Полная бесконтрольность. Дети часто предоставлены сами себе. В семье не установлены рамки поведения, родители не интересуются душевным состоянием ребенка. Нередко это возникает после развода, когда родители заняты устройством своей личной жизни. Иногда бесконтрольность объясняется высоким уровнем занятости современных родителей, но ведь душевный контакт не требует большого количества времени, не правда ли?

Подмена духовной близости материальными ценностями. Родители оправдывают себя недостатком времени и необходимостью работать на благо общего семейного счастья. Но ведь ни за какие деньги нельзя купить нежность и любовь близких. А время, которое могло бы быть им посвящено, бесследно утекает.

Последствия непринятия ребенка

Пока ребенок маленький, поведение родителей не кажется опасным. Непринятие имеет отдаленные последствия.

    Проблемы со здоровьем. Дети в такой семье постоянно чего-то боятся, они напряжены, что выливается в проблемы нервной системы. Ребенок часто болеет, становится нервным и беспокойным.

    Проблемы развития познавательной деятельности. Детям легче быть незаметными, чем вызывать негативную реакцию у родителей. Поэтому они перестают быть любознательными, что впоследствии скажется на успешности в обучении.

    Проблемы с эмоциональной сферой. Дети, выращенные в эмоционально холодной семье, как правило, холодны сами, не умеют проявлять чувства, выражать эмоции.

    Проблемы с самооценкой. Непринятые дети могут иметь как низкую, так и завышенную самооценку. Такие дети могут быть высокомерными или очень застенчивыми, не принимающими себя. В будущем это вызовет страх перед трудностями, пассивность и неуверенность в себе.

    Вероятность девиантного (антиобщественного) поведения. Дети могут начать действовать наперекор родителям, вызывая у них еще больше негатива. Таких детей называют «трудными».

    Склонность к уходу от ситуации. Это может проявляться в употреблении алкоголя, и даже в мыслях о самоубийстве.

    Если ребенок не принят родителями, то он не принимает себя. А значит обречен на неуспешность и несчастье.

Что делать?

Посмотрите на своего ребенка. Может быть, вы иногда о чем-то жалеете? Вы не ждете от детей побед или узнаете в ребенке кого-то из родственников? Вы наказываете ребенка молчанием или постоянно читаете ему нотации? Вы заботитесь о малыше, но стараетесь ограничивать ваше личное общение с ребенком?

Если такие ситуации возникают иногда, то это нормально. Люди склонны притираться друг к другу, даже если это родители и дети. Можно ссориться, мириться, радоваться и огорчаться. Но если такие ситуации в вашей семье повторяются регулярно, если вас напрягает общение с собственными детьми, вас раздражает все в ребенке, вам просто неинтересно с сыном или дочкой, тогда нужно задуматься о любви к своим детям. Проанализировав причины неприятия, теперь попробуем найти выход из сложившейся ситуации.

Итак, вы поняли, что не принимаете ребенка таким, какой он есть, не испытываете к нему любви, о которой читали в книгах, но при этом очень хотите подарить ему счастливое детство.

    Самое главное - ни в чем себя не вините и примите свое состояние. Укоряя себя, вы потратите слишком много душевных сил, которые пригодились бы вам для того, чтобы научиться чувствовать своего ребенка и привязываться к нему. Родительский инстинкт, действительно, может проявиться не сразу, родительство - это жизненный навык, который, как и другие навыки, развивается постепенно.

    Если вы молодая мама и у вас нет проблем со здоровьем, то все-таки старайтесь кормить ребенка грудью. Это полезно не только с медицинской точки зрения, но и потому, что именно во время кормления между матерю и малышом укрепляется эмоциональная связь, которая сохранится на всю жизнь.

    Старайтесь отдыхать. Уделяйте хотя бы пару часов в день простым радостям: встретьтесь с друзьями или сходите на маникюр - вы должны находить на это время, чтобы не впадать в депрессию, ведь моральная и физическая усталость лишь усугубит ваше неприятие ребенка.

    Избегайте стрессов. Если это необходимо, попросите врача назначить вам легкое успокоительное. Когда нервы на пределе, все вокруг раздражает с удвоенной силой, в том числе и ребенок. Накаленная атмосфера, взвинченные нервы не будут способствовать вашему сближению с малышом.

    Не стесняйтесь обращаться за помощью к психологам. Поверьте, что прийти к специалисту и признаться ему в том, что вы не можете принять своего ребенка - это обычная ситуация, и вы будете не первым его клиентом, столкнувшимся с подобной проблемой. Если возможности пойти к психологу нет, то пытайтесь найти поддержку среди самых близких людей: родителей, друзей, супруга/супруги. Не играйте роли счастливой матери или счастливого отца напоказ, выпускайте эмоции, выговаривайтесь - это поможет вам лучше разобраться в себе и отыскать ту искорку, из которой потом разгорится родительская любовь.

    И еще один совет - ждите. Не выдавливайте из себя любовь насильно, а просто ждите… Пройдет время, и она обязательно появится - так устроена природа. Ну а пока ждете, старайтесь держать себя в руках и не показывать малышу свое неприятие: следите за словами и не упрекайте его без повода, дарите ему улыбку, ласку, нежность, оберегайте и выслушивайте. Обнимайте вашего ребенка как можно чаще, даже если вам это неприятно. Видя его улыбку и благодарность, получая от него нежность в ответ, скорее всего, вы тоже начнете привязываться к малышу.

Еще не поздно остановиться, повернуться лицом к ребенку и понять, что это ваша плоть и кровь. Любите своих детей такими, какие они есть, и тогда они будут счастливы.

Светлана Садова

Эмоциональное принятие и отвержение родителями своего ребенка

Принимать другого человека таким, какой он есть, - значит воспринимать его во всей его уникальности и неповторимости, не пытаясь переделать в нем что-либо, что нам не нравится

Изменить размер текста: A A

Зачастую у родителей существует некий шаблон «идеального ребенка», под который они пытаются подогнать свое чадо, активно исправляя и постоянно делая ему замечания.

Однако, в процессе воспитания детей родителям не следует забывать простую истину – мы все отличаемся друг от друга. Так почему же ваш ребенок должен во всем быть «под копирку» с другими детьми? Он должен оставаться в первую очередь самим собой, когда хочет смеяться, грустить, веселиться или плакать, одним словом, выражать свои эмоции. Для воспитания наибольшее значение имеет принятие родителями своего ребенка. Зачем это нужно? Как родителям принять своего ребенка? Что дает ребенку принятие его родителями?

Потребность в любви относится к базовым потребностям человека, и ее удовлетворение имеет особое значение для детей. Недостаток материнской любви и тепла всегда негативно отражается на формировании личности ребенка и всей его дальнейшей жизни.

Для ребенка важно не только ощущать и видеть внимание и заботу родителей, но и слышать приятные слова. Для него также необходима ласка, поэтому даже подросших детей нужно обнимать. Положительные эмоции помогают ребенку осознать, что его любят, а значит, он будет расти счастливым и здоровым.

Только в случае принятия ребенок может ощутить родительскую любовь, доверять, а общение с родителями будет складываться по принципу диалога. Принятие ребенка означает признание его как отдельной личности со всеми присущими ей качествами, понимание его права на индивидуальность, в том числе отличие от родителей.

Хорошие родители, которые способны принять своего ребенка, обладают такими качествами, как эмпатия, искренность, и способны на безусловное позитивное отношение к нему.

Эмпатия – это способность понимать другого человека и сопереживать ему. Если родители ее проявляют, то в семье создается доверительная обстановка и дети растут в атмосфере любви и внимания. Застенчивые и скрытные дети не доверяют взрослым, бояться быть высмеянными и наказанными, поэтому чаще разговаривайте с ними и выслушивайте их, проявляйте понимание и сочувствие. Если ребенок делится своими переживаниями, то нужно ценить и принимать его доверие.

Искренность – это естественное выражение своих эмоций и естественность в действиях. Она способствует установлению доверительных отношений с ребенком, вызывает у него ощущение безопасности и способствует непринужденному поведению

Безусловное позитивное отношение подразумевает принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Не поддавайтесь раздражению и желанию изменить ребенка во что бы то ни стало. Конечно, нельзя поддерживать и одобрять все, что ребенок совершает, необходимо объективно его оценивать. Но также надо понимать его мотивы, трудности и ограниченные возможности в связи с недостаточными знаниями и опытом. Не поддавайтесь чужим негативным высказываниям о вашем ребенке и не допускайте, чтобы кто-то плохо отзывался о нем в вашем присутствии. Разберитесь сами в том, почему ребенком недовольны, и принимайте меры, исходя из родительской любви и пользы для его здоровья, развития и формирования характера.

Многие люди после рождения ребенка не знают, что делать дальше. Они вспоминают стереотип поведения родителей и пытаются ему соответствовать: начинают кормить-поить, контролировать, учить, ругать, заставлять и т.д. Они не проявляют по отношению к ребенку любви, теряют искренность и естественность. Такие родители считаются, что они всегда должны любить ребенка, не должны думать о нем плохо, все должны делать ради него, должны всегда улыбаться, и в результате совершают множество ошибок. Главная ошибка заключается в том, что они пытаются не быть собой и оказываются слишком строгими и мягкими. Они сдерживают свои эмоции, так как бояться проявить, где надо, жесткость или показать радость и счастье, что нарушает баланс эмоций и энергии в семье и негативно отражается на воспитании ребенка, а значит, его характере и здоровье.

Для того чтобы научиться принимать ребенка, необходимо в первую очередь принять себя как личность, а также осознать право как на положительные, так и негативные эмоции по отношению к нему. Однако проявлять их следует адекватно (без чрезмерности, в зависимости от ситуации, приемлемым для воспитания способом). Если человек принимает самого себя, то он способен принять другого человека, и в первую очередь своего ребенка. Сложно принять непослушного и агрессивного ребенка, но ведь его поведение выработалось под влиянием самих родителей, и взаимоотношения можно изменить. Ведущая роль в этом отводится родителям, так как им проще понять свои ошибки, чтобы скорректировать поведение и помочь ребенку измениться.

Бывают случаи, когда родителям сложно принять ребенка в определенной ситуации. Например, из-за своей болезни или тяжелого рабочего дня они не могут заняться с малышом игрой, долго с ним разговаривать, но можно все-таки постараться уделить ему внимание.

Если поведение ребенка вызывает у вас недовольство, то не нужно делать вид, что все хорошо. Дети улавливают двойственность поведения и внутреннего состояния родителей и перестают им по этой причине доверять.

Естественное поведение родителей помогает ребенку в развитии. Например, он понимает, что может играть в любые игры, но если кто-то в семье заболел, то лучше выбрать спокойное занятие, без шума. Если родители не прячут истинных чувств, то и дети могут проявлять различные эмоции, растут более уравновешенными, понимают чувства других. Родители, проявляющие искренние чувства, понимают, что другие члены семьи и родственники принимают ребенка в разной степени, но без необходимости не вмешиваются в чужие взаимоотношения.

Принятие вызывает у ребенка ощущение, что его любят. В результате он растет уверенным, активным, развивается полноценно. Он направляет усилия на собственное развитие, а не на борьбу с родителями и завоевание их любви. Искренность и честность в отношениях с детьми способствуют взаимному уважению и пониманию. Если родители проявляют их, то и дети в дальнейшем ответят им тем же.

Принятие или непринятие ребенка проявляется ежедневно в различных ситуациях. Чтобы определить, насколько вы принимаете своего ребенка, обратите внимание на то, как вы его оцениваете, какими словами это выражается и как часто это делаете. Не высказывайтесь негативно по поводу самого ребенка, в случае необходимости выражайте неодобрение по поводу его действий и поступков, не затрагивая личности и без оскорблений. Необходимо дать ему понять, что вы его по прежнему любите, но недовольны поведением и хотите помочь исправиться.

«Если ты не сделаешь это, то я тебя не буду любить», «если ты согласишься, то будешь хорошим», «если так, то ты мне не сын (дочка)» - такие фразы неправильные, произнося их, родители ставят условия, совершая большую ошибку. В этом случае речь не идет о любви и принятии ребенка.

Берегите доверие ребенка и взаимоотношения с ним, которые сложились, пока он еще был маленьким, но не пытайтесь удерживать взрослеющего ребенка все время рядом. Если вы его искренне любите, то предоставляйте ему самостоятельность и не мешайте дальнейшему переходу во взрослую жизнь.

Принятие ребенка, кроме всего перечисленного, включает также предъявление к нему адекватных требований. Если родители требуют от ребенка слишком многого или, наоборот, предоставляют ему полную свободу, то такое воспитание не способствует гармоничному развитию и формированию полноценной личности.

Часто родители требуют от ребенка того, чего сами не могут достичь. Если ребенок не соответствует их ожиданиям, то они страдают от комплекса неполноценности. Так как считают, что не справились с воспитанием. Примером может явиться требование учиться на пятерки по всем предметам или стать чемпионом в каком-то виде спорта. Если ребенок оправдывает надежды родителей, то они воспринимают его заслуги как свои личные. При этом желания и интересы ребенка остаются без внимания, а его потребности нереализованными.

Осознать завышенные требования к ребенку помогут ответы на следующие вопросы:

Разочаровывают ли вас неудачи ребенка?

Испытываете ли вы раздражение, если ребенок с чем-либо не справляется?

Проявляете ли вы любовь к ребенку, если он получил плохую оценку, не справился с поручением по объяснимым причинам?

Выполняли ли вы раньше что-либо за ребенка (застегивали пуговицы, решали задачи и пр.)?

Сам ли ребенок выбрал творческий кружок, спортивную секцию или это занятие было вашей мечтой?

Умеете ли вы проигрывать с достоинством и каким образцом вы являетесь для ребенка?

Показываете ли вы ребенку свое разочарование в нем?

Уже из вопросов понятно, что если раньше вы не приучали ребенка к самостоятельности, то неразумно требовать от него помощи по хозяйству. Если ребенок вынужден заниматься тем, что ему не интересно, то у него отсутствует положительная мотивация и стремление к достижениям.

Любящие родители, понимающие в первую очередь самих себя, выдвигают к ребенку адекватные требования. Они учитывают не только его возраст, возможности и опыт, но и интересы. Они принимают его таким, какой он есть, направляют в развитии и тем самым помогают реализоваться в жизни.

Если родители осознают себя, умеют быть собой, то они понимают, что ребенок – это отдельная личность, которая имеет право на индивидуальность (непохожесть, наличие своих потребностей и желаний). Тогда они адекватно воспринимают его и находят способы общения, интересные обеим сторонам и полезные для развития ребенка.

Противоположностью строгих и требовательных родителей являются родители, которые проявляют по отношению к своему ребенку попустительство. Они не занимаются воспитанием ребенка и не помогают ему выработать ориентиры, не объясняют, что можно, а что нельзя, не направляют его в развитии. Такое поведение взрослых связано с нежеланием ответственности и неумением быть авторитетом, лидером в отношениях с ребенком. Они не проявляют внимания к нему, мало о нем заботятся и совсем не контролируют его поведение. В этом случае ребенок лишен родительской любви и тепла. Таким поведением родители эмоционально отвергают его, так как считают его плохим. В особо тяжелых случаях оставляют ребенка безнадзорным, лишая его не только любви, но и еды, одежды, крова.

Наиболее часто родители формально заботятся о своем ребенке, но отвергают его эмоционально. Они не играют с ним, не занимаются другой совместной деятельностью, их общение бессодержательно и сводится к перекидыванию фразами, наполнено упреками. Внутренний мир ребенка для них не интересен. Если предъявляющие завышенные требования родители заранее выстроили его образовательный и карьерный путь, то интересы самого ребенка не имеют для них никакого значения.

Недостаточная забота о ребенке в дошкольном возрасте у нерадивых родителей может смениться завышенными требованиями в школьном и подростковом возрасте. Они считают, что ребенок вырос и теперь все может делать сам, в том числе заботиться о них. Часто именно такие родители бояться остаться в одиночестве в старости, поэтому заранее требуют повышенного внимания к себе.

Попустительское отношение к ребенку может иметь и другие формы, например перфекционизма и потворства. В первом случае родители эмоционально отторгают ребенка, рационально объясняя это тем, что он недостоин их любви, так как не выполняет требований или наказан. Их поведение основывается на искаженном восприятии образа ребенка и отсутствием любви и уважения прежде всего к самим себе. Потворство – это эмоциональное отторжение ребенка на фоне вседозволенности. Родители, не задумываясь, удовлетворяют желания своего чада , идут у него на поводу, но не проявляют своей любви. Они не желают вступать во взаимоотношения с ребенком, не размышляют о нем, не замечают его потребностей и интересов. Им проще разрешить ребенку все что угодно, задарить его подарками, отправить на длительный срок в детский лагерь или учиться за границей. Дети в таких условиях растут избалованными и не получают родительской любви и ласки.

При этом потворствующие родители могут препятствовать установлению близких доверительных отношений своего ребенка с другими людьми. Узнав об этом, они пытаются его оградить от всяческих контактов. В некоторых случаях потворство переходит в жестокость.

Еще один вариант недостаточной детской опеки – это компенсаторная гиперопека. Родители не принимают ребенка полностью на эмоциональном уровне, но желают казаться хорошими. В результате они начинают все время о нем думать, чрезмерно опекать, тревожиться о его здоровье. Им все время кажется, что с ребенком может что-то случиться, он находится в центре их внимания, но такое восприятие не способствует развитию личности ребенка и приводит к болезням.

Те родители, которые читают литературу по воспитанию, обращаются за помощью к психологам, обычно любят своих детей, интересуются ими и желают вырастить их полноценными личностями. Среди них, к счастью, практически отсутствуют негативные формы воспитания с чрезмерно завышенными требованиями и полным попустительством, однако такие элементы порой можно подметить. Выявление и осознание этого помогает найти способ исправить ошибку, изменив свое отношение к ребенку и применив эффективные методы воспитания.

Материал подготовлен по данным: М.П. Луганская, Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем без крика». Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем .

Материалы предоставлены Первым семейным клубом

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.