Теория интегральной индивидуальности и конфигурация семьи. Зависимость семейного воспитания от типа семьи

Семейные коалиции - своеобразные объединения членов семьи, существуют в каждой семье. Само их существование не говорит о том, что в семье что-то не в порядке, но некоторые виды коалиций (союзов внутри семьи) считаются болезненными, приносящими разлад в семью. Другие же коалиции, скорее естественны, они могут гармонично существовать, принося участникам пользу, поддерживая их.

Коалиции, организованные по горизонтали (между членами семьи одного поколения), неразрушительны, скорее полезны для членов семьи. Таковы объединения между братьями и сестрами, родительской парой, дедушками и бабушками. Нормальной можно считать ситуацию, когда отношения между представителями одного поколения чуть ближе, чем между поколениями.

Коалиции, которые организованы перекрестно, по вертикали между поколениями или через поколение считаются более опасными для семьи, часто они разрушительны. Таковы коалиции одного из родителей с детьми против другого или коалиции одного из супругов со своими родителями против другого. Рассмотрим наиболее типичные семейные коалиции с точки зрения их влияния на семейные отношения.

Коалиция детей в семье

Это типичная, здоровая ситуация: двое или более детей в семье находятся в наибольшей близости друг с другом, имеют свои секреты, не выдают друг друга, поддерживают. Это нормальная ситуация, хотя некоторых взрослых она пугает перспективой потери контроля над детьми в результате их сплоченности.

Нежелательный перекос ситуации наступает как раз тогда, когда родителей чрезмерно пугает близость детей. Им кажется, что дети совместно натворят что-то опасное и они стараются ослабить связь между детьми. В таком случае родители, стремясь к контролю или большей близости с одним из детей, могут вносить раскол в их объединение, приближая или выделяя одного из детей. Это развитие событий нельзя назвать желательным, скорее это отражение неблагополучного психологического состояния кого -то из взрослых в семье.

Коалиция родителя с одним из детей

Такая коалиция обостряет отношения ребенка с другими детьми, возбуждая их ревность, подогревая естественную конкуренцию детей. Кроме того, эта коалиция, часто отдаляет второго родителя, делает его аутсайдером в отношениях треугольника мама-папа-ребенок.

Один из родителей (чаще мать) оказывается в тесной связке с ребенком, второй родитель отдаляется одновременно и от ребенка, и от своего партнера по браку. Такая ситуация чревата расколом в супружеских отношениях и трудностями с психологическим отделением, взрослением ребенка, который должен обслуживать потребность одного из родителей (участника коалиции) в душевной близости. Ребенок при таком раскладе становится как бы партнером родителю, играя несвойственную ребенку роль. Так ребенок может стать поверенным взрослого в его душевных делах, его утешителем или источником психологической поддержки. Для ребенка такая ситуация обычно вредна, она невротизирует ребенка, перегружает его ответственностью за благополучие родителя. Осознав, что такая история разворачивается в ваших отношениях с ребенком, лучше из нее постепенно выбираться, освобождая ребенка и подыскивая для себя источники опоры во взрослом мире.

Хороший, хотя и достаточно экзотический пример межпоколенной коалиции с ребенком представлен в фильме «Пианино» (Дж. Кемпион). Главная героиня находится в коалиции со своей дочерью, которая своей близостью защищает ее от притязаний супруга на близость, супружеские отношения. Близость с дочерью делает невозможной близость с супругом, что и необходимо матери, потому, что она испытывает к нему неприязнь. Героиня как бы защищается дочерью, постоянно пребывая в ее обществе.

Близость с ребенком может обслуживать потребность в дистанции с супругом. Иногда это может принимать форму болезненного симптома ребенка.

Ольга, мать 11 летнего Дениса была вынуждена переселиться в комнату сына в результате того, что у ребенка были ночные кошмары. Ситуация продолжалась не первый год, но никто толком не занимался ее решением, считалось, что решение найдено – Ольга должна спасать ребенка своим присутствием. Отношения с отцом мальчика у женщины были крайне конфликтные, так что в дистанции между супругами никто не находил ничего неприятного. Днем супруги не общались, так как были на работе, вечером Ольга занималась сыном, у которого были большие сложности с учебой, ночью женщина охраняла сон мальчика. Так сложности ребенка стали по существу защитой родителей от выяснения отношений и расстановки всех точек над i.

Коалиция с ребенком может создаваться и в семьях с двумя детьми. В таких случаях можно видеть дистантные отношения между супругами, но у каждого из них близкие отношения с одним из детей. Часто такая ситуация сопровождается яркими конфликтами детей . Каждый родитель поддерживает «своего» ребенка, предвзято относясь ко второму, потому, что он представитель враждебного лагеря. Дети это чувствуют и начинают воевать со своим конкурентом, братом или сестрой, отстаивая справедливость. Очень часто не проявленные конфликты старших членов семьи, родителей, выливается в яркие конфликты детей.

«Кроме того, дети – это был для нас новый повод к раздору. С тех пор как были дети и чем больше они росли, тем чаще именно сами дети были и средством и предметом раздора. Не только предметом раздора, но дети были орудием, борьбы; мы как будто дрались друг с другом детьми. У каждого из нас был свой любимый ребенок – орудие драки. Я дрался больше Васей, старшим, а она Лизой. Кроме того, когда дети стали подрастать и определились их характеры, сделалось то, что они стали союзниками, которых мы привлекли каждый на свою сторону. Они страшно страдали от этого, бедняжки, но нам, в нашей постоянной войне, не до того было, чтобы думать о них. Девочка была моя сторонница, мальчик же старший, похожий на нее, ее любимец, часто был ненавистен мне».

Л.Н. Толстой «Крейцерова соната»

Коалиция одного из супругов со своими родителями

Одна из типичных конфигураций семейных отношений: один из супругов чрезмерно близок с кем - то из своих родителей, при этом его отношения с партнером холодные или конфликтные. Корни такой ситуации в чрезмерной близости человека с родителями или одним из них.

Такая коалиция разрушительно действует на супружеские отношения.

Интересно, что коалицию можно создать и с родителями супруга или супруги с тем же результатом для отношений. Если, например, свекровь рьяно встает на сторону невестки, защищая ее от супруга (собственного сына), то такая ситуация также расстроит отношения в семье, несмотря на то, что родитель встает на защиту не своего ребенка, а его брачного партнера. В народе бытует представление о "хорошей свекрови" (или теще), которая встает на сторону второй половины своего ребенка. Но, надо понимать, что по настоящему хорошая свекровь/теща так никогда не сделает, не допустит сближения, коалиции ценой раскола в семье своего ребенка. Встать на сторону партнера своего ребенка то же самое, что лить воду на мельницу конфликта в семье этого ребенка, это всегда усиливает разлад между супругами, заставляя обвиняемого партнера держать круговую оборону.

Коалиция через поколение

Нередкий случай, когда в коалиции оказываются бабушки-дедушки со своими внуками. В таком случае они «дружат против» родителей, мешая им осуществлять контроль над детьми. Например, бабушка может покрывать прогулы своего внука школьника, кормить ребенка запретными сладостями или другим образом противиться воспитательным стратегиям родителей. Для старшего поколения в таком положении дел есть определенная выгода – это своеобразный реванш за потерю влияния в семье и утрату важных жизненных позиций. Внукам же коалиция может приносить прямые выгоды в виде снятия ограничений.

Другие горизонтальные коалиции (коалиции между представителями одного поколения)

Такие коалиции можно считать здоровыми. В коалиции могут выступать родители в семье, дедушки и бабушки, дети. Чрезмерное замыкание в границах коалиций нежелательно, как нежелательно доведение любой идеи до абсурда, однако горизонтальные коалиции естественны и не противоречат идее здорового развития семьи.

Больше о семейных отношениях и способах разрешения конфликтов можно прочитать в моей книге "Мама, папа, я: острые углы семейного круга".

© Елизавета Филоненко

Здесь выносятся следующие положения:

1. На формирование индивидуальных особенностей когнитивной сферы детей из многодетных семей с низким социо-экономическим статусом оказывает влияние конфигурация семьи: размер сибства и очередность рождения детей.

2. Психологической причиной, механизмом действия этих факторов следует считать изменение психологического статуса каждого ребенка в семье вместе с изменением конфигурации семьи.

3. Существует тесная связь эффекта очередности рождения с полом детей. Действие фактора очередности рождения специфично по отношению к мальчикам и девочкам.

Влияние размера семьи заключается в том, что с увеличением количества детей снижается средний уровень их интеллектуального развития. Этот аффект надежно воспроизводится независимо от возраста детей, их национальной принадлежности, типа местности, где они проживают (сельские или городские районы), а также независимо от используемых тестов интеллекта (рассмотрели зарубежные исследователи, как A. Anastasy, 1956; М. Breland, 1977, J. Blake, 1981, R. Zajonc, 1980, M. Wagner, 1985, M. Storfer, 1990).

Образование родителей как средовая составляющая интеллектуального потенциала, определяющая тип отношения к детям, а также мотивационные и эмоциональные характеристики семьи; уменьшение воспитательных ресурсов родителей, приходящихся на каждого ребенка, в частности, снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок (они становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплинированности у них жестче, индивидуализация воспитания – ниже).

Эффект размера семьи может быть выражен сильнее или слабее в зависимости от ряда других переменных, относящихся к конфигурации семьи. Наиболее тесно эффект размера семьи взаимодействует с социо-экономическим статусом: он часто не наблюдается в семьях, принадлежащих к верхним 20-25% по социо-экономическому статусу, отчетливо выражен в среднем классе «Я» очень ярко - в низших слоях населения (F. Page, G. Grandon, 1979). Предполагается, что самое неблагоприятное воздействие на психическое развитие детей оказывает большой размер семьи в сочетания с низким социо-экономическим статусом.

Многими исследователями в основном признается также и связь размера семьи с особенностями личности детей, но исследований такого типа - очевидно, в связи с их большей трудоемкостью - меньше. В целом, авторы согласны в том, что дети из больших семей более конформны, агрессивны, имеют более бедное самосознание, но одновременно они выше по организованности и лидерству.

Порядковый номер рождения ребенка большинством исследователей признается самостоятельным фактором влияющим на формирование когнитивных и личностных характеристик детей. Эффект очередности рождения заключается в том, что с повышением порядкового номера рождения снижаются интеллектуальные показатели, за исключением последнего ребенка, который часто имеет результаты лучшие, чем у предыдущих детей. Эффект очередности рождения наблюдается в семьях любого размера и зависит от возраста детей и интервалов между их рождениями.

Зависимость эта столь сильна, что в некоторых случаях, например, когда интервалы между рождениями детей большие, влияние номера ребенка на его интеллект становится позитивным. На это же указал R. Zajonc (I979, 1980), обсуждая вопрос о связи эффекта очередности рождения с возрастом детей. Он считает, что интеллектуальная среда семьи, определяющая интеллектуальное развитие ребенка, специфична в каждый конкретный промежуток времени. Интеллектуальная среда постоянно изменяется в связи с взрослением членов семьи, ее расширением им сокращением. Изменение

интеллектуальной среды гложет иметь различное значение для оттого и того не ребенка в разном возрасте. В частности, для детей, имеющих двух и более сибсов, эффект очередности рождения может быть в разных возрастах отрицательным, положительным и нулевым.

Механизмы действия фактора очередности рождения недостаточно изучены, предполагаемые причины - в количественной и качественной специфике общения каждого ребенка, находящегося в определенной сиблинговой позиции, с окружающими. В большей мере исследуется связь очередности рождения с интеллектом: работ, где оцениваются особенности личности, и здесь - меньше. Надежных данных о специфических личностных особенностях детей с различными порядковыми номерами рождения нет. Предполагается, что первенцы более доминантны, директивны, склонны к нарциссизму, а последние более зависимы, эмпатичны.

Рассматриваются различные теоретические концепции и модели, разрабатывающиеся зарубежными психологами для объяснения эффектов большой семьи. Некоторые из них в настоящее время уже считаются несостоятельными, другие требуют уточнения и проверки. Известны:

а)физиологические гипотезы, в основе которых лежит предположение о том, что пренатальные условия развития и течение родов различны от рождения к рождению и в дальнейшем сказываются на развитии нервной системы и психическом развитии;

б) экономические гипотезы, согласно которым первенец расходует большую часть "воспитательных ресурсов" семьи; последующим детям заботы, времени и денег родителей остается - с каждым номером - все меньше и меньше;

в) генетические гипотезы, объясняющие эффекты размера сибства тем, что с увеличением возраста матери (отца) происходит "ухудшение" генетического материала, что может проявиться в увеличении вероятности мейотических нарушений;

г) психологические гипотезы, основанные на предположении о важной роли контактов со взрослыми в психическом развитии детей; первенцы, получают больше родительского внимания и больше взаимодействуют с родителями, чем последующие дети, что и позволяет им быстрее развиваться интеллектуально.

Психологические гипотезы считаются в последнее время наиболее состоятельными.

Наиболее разработанной моделью психологического толка представляется модель интеллектуального развития, провоженная R. Zajonc (1979, 1930, 1983). Согласно этой модели в каждой семье складывается специфическая интеллектуальная обстановка, элементами которой является индивидуальный опыт каждого члена семьи. Каждый член семьи влияет на всю семью целиком, а семья влияет на него. Из модели следует, что большего

интеллектуального развития следует ожидать в малых семьях с большой разницей лет между сиблингами.

I) обеднение средней интеллектуальной среды из-за вхождения в нее маленького ребенка;

2) ускорение собственного умственного роста благодаря необходимости выполнять обучающую функцию. При этом действие первого фактора отрицательное, а действие второго - положительное, поскольку первый фактор сильнее, то в целом интеллектуальней рост старших детей на некоторое время замедляется.

R. Zajonc (I960) в своей модели учитывают интервалы между рождениями детей, возраст детей, культурные различия, социо-экономический статус как факторы, влияющие на выраженность эффектов размера семьи и очередности рождения. При атом они подчеркивают, что все эти факторы могут воздействовать только на крутизну снижения или повышения интеллекта, но в любом случае эффекты размера семьи будут налицо. Исследование показало: по всем исследованным когнитивным характеристикам уровень развития детей из многодетных семей ниже уровня развития единственных детей, в том числе и по показателям школьной успеваемости (в распределении школьных оценок у детей из многодетных семей, как правило, больше троек и меньше пятерок).

Наиболее заметные различия между детьми из многодетных семей и единственными детьми - в сфере вербального развития (вербального интеллекта, вербальной памяти). Этот результат согласуется с данными зарубежных психологов подтверждает предположение с тем, что большой размер семьи сопряжен со снижением качества общения. Из сравнения первенцев и вторых детей в многодетной семье по когнитивным показателям выявилось лишь незначительное преимущество первенцев, что соответствовало ожиданиям согласно модели слияния, предложенной R. Zajonc (1979). По утверждению этого автора, отрицательное действие фактора очередности рождения на когнитивное развитие не столь велико, чтобы можно было обнаружить, значительные различия в интеллекте уже между первыми двумя детьми.

Границы семьи изменчивы.

2а. Основное положение: Определение тех, кто включен в семью, постоянно меняется, а ее границы зависят от жизненных обстоятельств.

2а. Ориентирующий принцип: Феноменологическое осознавание дает терапевту больше информации о "сегодняшней” конфигурации семьи, нежели структурная данность.

Этот принцип касается определения того, кто и что составляет семью. Здесь предполагается скорее творческий подход, нежели статичное определение. Ведь семья может включать друзей, дальних родственников и "побочных” членов семьи на любом отрезке времени. "Побочные” члены семьи – это люди, которые не являются частью данной семьи, они могут даже и не быть родственниками, но на деле они играют важную роль в жизни семейной системы. Вовсе не обязательно быть активным участником семейной жизни, для того чтобы оказывать на нее влияние. В некоторых случаях человек влияет на других просто самим фактом своего существования: грубый начальник, бывший муж (жена), высокопоставленный родственник. Таким образом, "побочный” член семьи становится важной составляющей системы, будучи частью ее феноменологического поля.

Из этого следует, что не так-то просто ответить на вопрос, из кого состоит семья, пришедшая к вам на терапию. В рамках конкретной сессии можно очертить любые границы. К примеру, существует некий сосед, который каждый день общается с данной семьей. Можно ли считать этого соседа частью семьи? Является ли отсутствующий, далекий дедушка частью семьи? Важно сделать выбор и определить границы работы, если не для всего ее объема, то хотя бы для определенной части. В разные моменты вы имеете дело с разными соединениями или конфигурацией. Для конкретной интервенции вы можете определить большее или меньшее соединение.

Когда я работал с семьями, ко мне часто приходили дедушки и бабушки, дяди и тети, племянники и двоюродные братья. Все они приходили для того, чтобы помочь семье лучше разобраться в проблеме или просто создать хорошую атмосферу для общения.

Вслед за постоянными изменениями семейной конфигурации терапевт меняет и свои определения, расширяя тем самым поле наблюдения и интервенции.

2б. Основное положение: У семьи существует жизненные циклы.

2б. Ориентирующий принцип: Терапия должна принимать во внимание потребности взрослых и детей на каждой стадии их развития .

Способность семьи меняться со временем становится важнейшим условием для поддержания ее здоровья. Большая часть изменений происходит не во время терапии. Изменения возникают, когда ситуация меняется и требует принятия новых решений. Вчерашние решения сегодня уже не работают, и актуальные события требуют новых решений. Изменения происходят день за днем. Когда семья не принимает нового решения, естественная изменчивость ее жизни притормаживается и у семьи появляются серьезные трудности. Например, если родители общаются со своим шестнадцатилетним сыном как с десятилетним ребенком, у них неминуемо возникает конфликт. В такой ситуации семьи обычно и просят помощи у терапевта.

Изменение – естественное и желательное явление, особенно для открытых систем. Терапевт должен ознакомиться с различными стадиями развития семьи. Интервенция обязательно должна соответствовать стадии.

2в. Основное положение: Каждая семья уникальна, как и любой из ее членов.

2в. Ориентирующий принцип: Интервенция должна учитывать тот факт, что у семьи есть своя собственная определенная конфигурация и структура, при этом усиление динамики осознавания семьи может служить стимулом для ее изменения.

У каждой семьи есть собственная конфигурация. У нее имеются свои уникальные способы решать жизненные вопросы. Каждая семья поддерживает свой собственный образ жизни в этом мире.

Каждая семья задает свой масштаб того, что "достаточно хорошо”. По этой причине мы так или иначе придаем значение контрпереносу. Контрперенос – феномен, при котором, общаясь с данной семьей, терапевт находится под сильным влиянием своего личного опыта, связанного с родителями и собственной семейной жизнью.

Интервенция, основанная на контрпереносе, часто имеет отношение не столько к непосредственным нуждам данной семьи, сколько к незавершенными переживаниями самого терапевта. Например, если терапевт смог пережить трудную семейную ситуацию, сильно отдалившись от матери, отца и брата, поддерживая с ними очень редкие контакты, у него может появиться искушение склонить своего клиента-подростка принять аналогичные решения. Если же терапевт вырос в семье, которая соблюдала строгие границы между детьми и родителями, он может предпочитать жесткое разделение между двумя субсистемами семьи клиентов – даже если семья в действительности нуждается в расширении этих границ.

Было бы слишком просто видеть в каждой семье, приходящей на терапию, подобие своей собственной. Это означает, что семья может показаться нам "хорошей” или "плохой” - в зависимости от того, насколько она напоминает нам собственный семейный опыт.

Феномен контрпереноса охватывает весь спектр прошлого опыта терапевта, он связан не только с незавершенными переживаниями или действиями. На терапевта влияют религиозные или идеологические убеждения, а соответственно, этими убеждениями являются нормы поведения мужчины и женщины, правила воспитания детей, отношение к сексуальным отклонениям, образованию, правильному питанию и т.д. В работе с семьей мы должны уметь отрешаться от собственных представлений о том, что "хорошо” или "плохо” для нас, и считаться только с тем, что приемлемо для конкретной семьи.

Исходя из этих соображений, мы должны быть супервизорами у своих коллег и, наоборот, работать под их наблюдением, участвовать в тренингах, посвященных личному развитию терапевта, а также время от времени проходить личную терапию, особенно тогда, когда мы испытываем трудности в работе с клиентами, переживаем боль или чувствуем раздражение. Я также уверен в том, что "гармоничный” терапевт должен осознавать и учитывать существование самых разных вариантов семейного уклада. Например, итальянские католики будут отличаться от ирландских, религиозные иудеи – от евреев - реформаторов, темнокожие среднего класса – от темнокожих с городских окраин. Хороший семейный терапевт должен быть немного социологом, антропологом, философом, а самое главное – внимательным наблюдателем , которому действительно интересно, как эта семья взаимодействует со своими соседями и со своей социальной средой.

Мы всегда должны осознавать реакции, которые вызывает у нас семья, когда мы:

· реагируем слишком быстро, давая комментарии или высказывая свое мнение

· сильно "любим” или "ненавидим” семью, супружескую пару или члена семьи

· уверены в том, что "хорошо” для данной семьи, не посвящая много времени наблюдению за ними

· поддаемся влиянию кого-то из членов семьи или принимаем определенное ригидное мнение данной семьи

· "принимаем сторону” одного из членов семьи или субсистемы, противопоставляя его другой части семьи

· чувствуем, что с семьей "все в порядке” и она не нуждается в наших исследованиях

· терпимо относимся к слишком грубым или крайним проявлениям кого-то из участников, так как оно напоминает нам наше прошлое, считая, что "во всех семьях такое бывает”.

Я уверен, что вы и сами можете добавить к этому "списку опасностей” контрпереноса еще много признаков, и предлагаю вам составить свой собственный. Это поможет вам очертить более жесткие границы между тем, что хорошо или плохо для вас, а что важно для семьи, с которой вы работаете, и соотносить свою интервенцию с тем, в чем действительно нуждается данная семья.

Наши намерения состоят не в том, чтобы изменить конфигурацию или модель конкретной семьи и решить, какой она должна быть или как она должна решать свои проблемы. Наша задача увидеть, какие модели травмируют кого-то или может ли семья сделать то, что хочет для того, чтобы существовать как союз. Терапевты должны принимать и уважать любую конфигурацию. Уважать то, что может дать им шанс. 1

2г. Основное положение : Семья – это рабочее объединение.

2г. Ориентирующий принцип : Терапевт должен оценивать, насколько семья или ее субсистема хорошо выполняет свои ежедневные задачи.

Семья должна вести хозяйство, растить детей, одевать и кормить их, решать повседневные задачи, которые предъявляет им жизнь. Поэтому члены семьи должны сформировать хорошо работающее объединение. Если такая работа не выполняется, терапевт должен найти причину этому сбою. Что стоит у них на пути? Возможно, модели поведения установлены таким образом, что кто-то не способен с ними справиться? Если это так, во многих случаях такой человек становится "козлом отпущения" или "идентифицированным пациентом”. Часто один человек в системе испытывает боль. Значит, в этом месте сконцентрировано либо очень много, либо недостаточно энергии. Эта точка или слишком "горячая”, или слишком "холодная”.

Терапевт должен очень внимательно рассмотреть и оценить семейную систему. Как упоминалось раньше, семье обязательно надо знать, что она делает хорошо и насколько ее члены состоятельны. Большинство семей больше знают о своей вине, неудачах и промахах, нежели о талантах и успехах. Однако акцент на неудачах или недостатках отнюдь не всегда стимулирует семью к позитивным изменениям. С другой стороны, осознавание своей силы способно повернуть семью в сторону успешного поведения. Хороший терапевт постарается найти способы использовать сильные стороны семьи, для того чтобы преодолеть их слабости.

2е. Основное положение : Культурное влияние более значимо в семейной терапии, нежели в терапии супружеских пар.

2е. Ориентирующий принцип : Семьи всегда придерживаются определенных традиций . В связи с этим очень важно, чтобы религиозные, социальные, культурные или общественные ценности были ясно выражены.

Когда у супружеской пары появляется ребенок и она становится семейной системой, для нее становятся важными взгляды, обычаи и ценности общества, в котором она живет. Религиозные убеждения, этические нормы, социальная принадлежность и традиции поколений выражены в семье гораздо ярче, чем у супружеской пары. Семья передает эти ценности своему ребенку. В супружеских парах эти ценности часто замалчиваются. У пациентов может возникнуть идея "хорошо выглядеть” перед терапевтом, потому что родители чувствуют ответственность за то, как ведет себя их ребенок. Ведь терапевт представляет для них внешний мир.

Культурные традиции родителей могут причудливо сочетаться с субкультурой детей. Каждое поколение имеет свои собственные нормы поведения, игры, язык, музыку, искусство и планы на будущее.

Именно поэтому родители и дети часто воюют между собой из-за этих культурных различий – "Они делают это...” "Они” – весьма неопределенная субстанция, которая устанавливает правила и представляет мнение семьи, соседей или общества в целом: "Джонни должен пойти в детский сад, потому что все трехлетние дети на нашей улице ходят в детский сад”.

Осознавая, что цели семьи и общества должны быть выявлены и высказаны, терапевт поддерживает семью в обсуждении и признании более широкой картины мира. Терапевт часто оказывается передаточным звеном в конфликте поколений.


Представлены результаты исследования различий в характеристиках детско-родительских отношений в семьях с одним ребенком, двумя и более детьми. Рассматриваются различия в отношении к ребенку младшего школьного и подросткового возраста. Теоретической основой является представление о семье как системе, теория интегральной индивидуальности и представление о метаиндивидуальности. Обследована 191 семья. Специфика родительского отношения к детям разного возраста проявляется в большей эмоциональной близости с младшими детьми и в более высоком уровне контроля старших детей. Особенности разного типа семей связаны с различиями в показателях удовлетворенности отношениями и авторитетности родителей. Обнаружено взаимодействие факторов «возраст ребенка» и «конфигурация семьи» для таких родительских характеристик, как эмоциональная близость, сотрудничество, последовательность родителей и принятие ребенка. Результаты обсуждаются в контексте проблемы метаиндивидуальности.

Ключевые слова: индивидуальность, метаиндивидуальность, конфигурация семьи, родительское отношение, детско-родительские отношения, многодетная семья, сиблинги, единственные дети

Семья как социальная система

Современные подходы к пониманию семьи связаны с представлением о семье как социальной системе , которая включает в себя несколько частей: поведение и развитие ребенка, родительские характеристики (личностный ресурс родителей), источники стресса и поддержки, взаимовлияющие друг на друга. Усложнение семьи как системы происходит при включении дополнительных родственников: сиблингов или старшего поколения . Одним из важнейших итогов такого системного подхода к семье является необходимость отхода от привычной схемы «мать-ребенок» в пользу более целостного взгляда на всех членов семьи. При этом необходимо учитывать, что семья не является статичной структурой и находится в постоянном развитии, хотя бы в силу развития индивидуальности каждого ее члена, что изменяет их взаимодействие и взаимовлияние . Было установлено, что на родительское поведение оказывает прямое и опосредованное влияние экономическая составляющая семьи, социальная поддержка, поддержка супруга/ги и уровень депрессии. Причем для отцов и матерей данные параметры имеют разную степень значимости .

Также было установлено, что на родительское поведение могут влиять учителя и степень вовлеченности родителей в школьную жизнь детей, что приводит к позитивным изменениям в стиле родительского поведения .

Метаиндивидуальность - социальная характеристика интегральной индивидуальности

Развитие теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлина связано с многочисленными работами по изучению межуровневых взаимосвязей и специфике опосредующих звеньев в структуре индивидуальности. Вместе с тем одним из ключевых понятий для теории В.С.Мерлина является понятие метаиндивидуальности [Мерлин, 1986]. Введение данного понятия является необходимым для описания того, как индивидуальность человека взаимодействует с окружающим миром, и в частности с другими индивидуальностями.

Метаиндивидуальность - это психологическая характеристика отношения людей к данной конкретной индивидуальности [Мерлин, 1986]. К свойствам метаиндивидуальности относятся статусы, показатели социальной перцепции, полученные по опросникам, стили лидерства-руководства, ценностно-ориентационное единство группы [Мерлин, 1986]. В работах под руководством Б.А.Вяткина к свойствам метаиндивидуальности также относятся и другие характеристики индивидуальности - устойчивость к стрессу, конфликтность, активность, общая культура [Интегральная индивидуальность …, 1999].

Обобщая представления о метаиндивидуальности, можно утверждать следующее. Во-первых, метаиндивидуальность является составляющей системы социальных взаимоотношений, во-вторых, определяется особенностями социальной группы, особенностями отношений с другими людьми. В-третьих, метаиндивидуальность определяется свойствами индивидуальности (например: свойствами темперамента, личности), присущими человеку и проявляющимися во взаимодействии с действительностью. Таким образом, метаиндивидуальность рассматривается как уровень в системе индивидуальности, описывающей вклады конкретной индивидуальности в жизнь других людей и наполненной отношением, свойствами, которые приписываются данной индивидуальности группой.

Отношение родителей к детям как метаиндивидуальная характеристика

Семья и отношения, которые в ней складываются, до настоящего времени не исследовались в контексте проблемы метаиндивидуальности. Вместе с тем именно семья является той группой, которая позволяет наиболее полно рассматривать проблемы взаимосвязи индивидуальности и метаиндивидуальности.

Анализ базовых теоретических положений В.С.Мерлина о метаиндивидуальности и результатов наших исследований, проведенных на выборках семей разного типа [Корниенко, Харламова, 2009; Корниенко, 2010], позволил установить следующие закономерности:

  • (1) система социальных отношений, складывающаяся в семье, позволяет каждой индивидуальности устанавливать отношения с социальной действительностью и тем самым проявлять собственную индивидуальность в данной группе;
  • (2) особенности социальной группы, в частности семьи (например: количество членов семьи и специфика отношений между ними), определяют характеристики метаиндивидуальности каждого члена группы;
  • (3) проявления метаиндивидуальности определяются индивидуальными свойствами, и, следовательно, то, как будет происходить взаимодействие, опосредовано не только самой группой, но и характеристиками ее участников;
  • (4) в основе метаиндивидуальности лежат свойства индивидуальности, то есть взаимодействие в семье определяется теми характеристиками личности (или индивидуальности), которыми обладают родители и дети;
  • (5) метасвойствами являются особенности отношения родителя к ребенку, так как они проявляются в процессе взаимодействия на разных уровнях (поведенческом, эмоциональном).

Родительское поведение может создавать общую атмосферу в семье и, естественно, оказывает как прямое, так и косвенное влияние на всех членов семьи, в силу чего изменяется внутрисемейное взаимодействие и свойства его участников.

Согласно В.С.Мерлину [Мерлин, 1986], метаиндивидуальность не может существовать вне социальной группы и находится под влиянием особенностей группы (см. выше пункт 2). Характеристики метаиндивидуальности каждого члена группы во многом зависят от состава и размера группы. Опираясь на это положение, в эмпирическом исследовании мы изучали роль конфигурации семьи и возраста ребенка в связи с характеристиками родительского отношения.

Организация и методы исследования

В задачу исследования входит сравнение отношения родителей к детям в семьях разного типа. Участвовали семьи с двумя и тремя детьми, которые далее в тексте обозначаются как сиблинговая и многодетная семья соответственно. Контрольную выборку составили семьи с одним ребенком, соответствующим по возрасту либо старшему, либо младшему ребенку из сиблинговой / многодетной семьи.

Выборка включает 43 семьи с одним ребенком младшего школьного возраста, 48 семей с одним ребенком-подростком, 52 семьи с двумя детьми, 48 семей с тремя детьми; всего 191 семья. Все семьи полные. Возраст (в годах) матерей: M = 39,3, SD = 2,47 (M - среднее, SD - стандартное отклонение); возраст старшего ребенка: М = 14,7, SD = 2,19; возраст младшего ребенка: М = 11,7; SD = 2,90.

Матери заполняли опросник Марковской И.М. «Взаимодействие родителя с ребенком» [Марковская, 2006], позволяющий измерить 10 параметров родительского отношения: «нетребовательность - требовательность родителя», «мягкость - строгость родителя», «автономность - контроль по отношению к ребенку», «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю», «отвержение - принятие ребенка родителем», «отсутствие сотрудничества - сотрудничество», «несогласие - согласие между ребенком и родителем», «непоследовательность - последовательность родителя», «авторитетность родителя», «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем». В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников вместо шкал «несогласие - согласие» и «авторитетность родителя» использовались шкалы: «тревожность из-за ребенка», «воспитательная конфронтация в семье», что предусмотрено создателем опросника.

Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью двухфакторного дисперсионного анализа (ANOVA): фактор 1 - возраст ребенка (младший школьник, подросток); фактор 2 - конфигурация семьи (с одним ребенком, с двумя детьми и с тремя детьми). В качестве зависимых переменных выступали отдельные показатели методики «Взаимодействие родителя с ребенком».

При обсуждении результатов семьи трех типов обозначаются следующим образом: с единственным ребенком , сиблинговая - с двумя детьми и многодетная - с тремя детьми.

При обработке данных исследования использовался пакет статистических программ Statistica 6.1.

Результаты и их обсуждение

Характеристики родительского отношения в зависимости от возраста детей

По итогам дисперсионного анализа значимые различия в зависимости от фактора «возраст ребенка» былы обнаружены для следующих показателей родительского отношения: «нетребовательность - требовательность» (F(1,285) = 11,14, здесь и далее в скобках указана критическая величина F-отношения; p = ,001), «автономность - контроль» (F(1,285) = 6,99, p = ,01), «эмоциональная дистанция - близость» (F(1,285) = 10,63, p = ,001), «непоследовательность - последовательность родителя» (F(1,285) = 36,03, p = ,001) и «удовлетворенность отношениями в семье» (F(1,285) = 4,9256, p = ,03). Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1
Средние и стандартные отклонения показателей родительского отношения к младшим и старшим детям в семье

Показатели Младший школьник
(младший ребенок)
Подросток
(старший ребенок)
M SD M SD
14,60 2,38 15,54 2,48
Автономность - контроль 14,67 2,1 15,31 2,05
16,66 3,80 15,62 2,87
Непоследовательность - последовательность родителя 18,58 3,09 16,45 3,13
Удовлетворенность отношениями с ребенком 17,37 3,73 16,59 3,63

Полученные данные позволяют утверждать, что к ребенку-подростку (старшему) родители предъявляют больше требований и ожидают от него большей ответственности, таких детей больше контролируют, с ними родители устанавливают менее эмоционально близкие отношения, в их воспитании родители проявляют большую последовательность. Отношениями с ребенком-подростком родители менее удовлетворены, чем отношениями с ребенком - младшим школьником.

Родительское отношение в семьях различной конфигурации

Влияние фактора «конфигурация семьи»

Различия по показателю «конфигурация семьи» проявились для ряда показателей. Это отношение родителей к старшему ребенку : «нетребовательность - требовательность» (F(2,146) = 5,6810, p = ,004), «отвержение - принятие» (F(2,146) = 19,556, p = ,001), «авторитетность родителя» (F(2,146) = 6,0724, p = ,003) и «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» (F(2,146) = 8,7765, p = ,001).

Результаты парных сравнений средних (post hoc tests) показали значимые различия в «нетребовательности - требовательности» между родителями, имеющими одного ребенка, и родителями сиблингов (p ≤ 0,001); по показателю «отвержение - принятие» - между родителями единственного ребенка и родителями сиблингов (p ≤ 0,001), а также между родителями сиблингов и многодетными родителями (p ≤ 0,001). Показатель «воспитательная конфронтация» значимо выше для родителей единственного ребенка и родителей сиблингов по сравнению с многодетными родителями (p ≤ 0,001 и p ≤ 0,03 соответственно). Удовлетворенность отношениями с ребенком значимо выше в семье с одним ребенком, чем в сиблинговой и многодетной семье (при p ≤ 0,001).

Таблица 2
Средние и стандартные отклонения показателей родительского отношения к детям-подросткам (старшим детям) в трех типах семей

Показатели Семья
с одним ребенком
Сиблинговая семья
(двое детей)
Многодетная семья
M SD M SD M SD
Нетребовательность -
требовательность
16,38 2,91 14,75 2,19 15,55 2,06
Отвержение - принятие 15,71 2,32 18,02 1,79 16,09 1,84
Авторитетность 17,13 2,57 16,33 3,21 15,04 3,09
Удовлетворенность
отношениями с ребенком
18,25 2,89 15,44 3,79 16,18 3,57

M - среднее, SD - стандартное отклонение.

Таким образом, сравнивая семьи разного типа, можно утверждать, что требовательность родителей наименьшая по отношению к старшему ребенку в сиблинговой семье. Наибольшее принятие ребенка-подростка (старшего) также демонстрируют родители, имеющие двух детей, в отличие от многодетных родителей и родителей, имеющих одного ребенка. В семьях с одним ребенком наблюдаются наибольшие значения «авторитета родителей» и «удовлетворенности отношениями с ребенком».

Влияние фактора «тип семьи»

Главный эффект фактора «тип семьи» в отношении к младшему ребенку обнаружен для следующих показателей: «нетребовательность - требовательность» (F(2,139) = 4,85, p = ,01), «эмоциональная дистанция - близость» (F(2,139) = 22,04, p = ,001), «отвержение - принятие» (F(2,139) = 5,25, p = ,01), «отстраненность - сотрудничество» см. как это называется в таблице ниже (F(2,139) = 15,14, p = ,001), «несогласие - согласие с ребенком» (F(2,139) = 19,01, p = ,001), «воспитательная конфронтация» (F(2,139) = 9,32, p = ,001) и «удовлетворенность отношениями с ребенком» (F(2,139) = 19,53, p = ,001).

Таблица 3
Средние и стандартные отклонения показателей родительского отношения к младшим и старшим детям в трех типах семей

Показатели Семья
с одним ребенком
Сиблинговая семья
(двое детей)
Многодетная семья
M SD M SD M SD
Нетребовательность - требовательность 15,49 2,58 14,38 2,06 14,02 2,34
Эмоциональная дистанция - близость 19,02 3,07 14,48 4,11 16,91 2,51
Отвержение - принятие 17,33 2,10 16,80 1,69 16,02 2,00
Отстраненность - сотрудничество 18,42 3,45 14,44 3,70 16,47 3,35
Несогласие - согласие с ребенком 15,37 4,42 11,69 3,66 15,72 2,58
Воспитательная конфронтация 10,30 2,61 12,62 3,22 13,13 3,89
Удовлетворенность
отношениями с ребенком
19,70 3,11 15,42 3,48 17,40 3,33

M - среднее, SD - стандартное отклонение.

Результаты парных сравнений средних (post hoc tests) позволили обнаружить значимые различия (p ≤ 0,001) между всеми типами семей по показателям «эмоциональная дистанция - близость», «отстраненность - сотрудничество» и «удовлетворенность отношениями». По показателям «требовательность - нетребовательность» и «воспитательная конфронтация» значимые различия обнаружены при сравнении отношения родителей единственных детей и родителей сиблингов (от p ≤ 0,02 до p ≤ 0,001) и родителей единственных детей и многодетных родителей (p ≤ 0,001).

Значимые различия в показателях «отвержение - принятие» по отношению к ребенку - младшему школьнику проявились у многодетных родителей в сравнении с родителями единственного ребенка (p ≤ 0,001) и родителями сиблингов (p ≤ 0,04). Также при сравнении семей с младшим школьником было выявлено различие по характеристике «согласие - несогласие родителя с ребенком»: сопоставлялись показатели родителей сиблингов и родителей единственного ребенка (p ≤ 0,001), родителей сиблингов и родителей из многодетной семьи (p ≤ 0,001).

Наибольшую эмоциональную близость, направленность на сотрудничество и удовлетворенность отношениями с ребенком демонстрируют родители единственного ребенка - младшего школьника, затем многодетные родители по отношению к младшему школьнику и, наконец, родители сиблингов по отношению к старшему сиблингу -подростку. Родители сиблингов и многодетные родители устанавливают одинаковый уровень требований по отношению к младшим детям, тогда как родители единственного ребенка значимо более требовательны. У родителей единственного ребенка - младшего школьника больше разногласий в вопросах воспитания по сравнению с родителями сиблингов и многодетными родителями (по отношению к младшему ребенку). В многодетной семье младший ребенок наименее принимаем родителями - в сравнении с принятием единственного ребенка - младшего школьника и младшего ребенка в сиблинговой семье. Уровень принятия ребенка родителями в сиблинговой семье и родителями единственного ребенка не различается. Набольшая степень несогласия между родителем и ребенком обнаруживается по отношению к младшему ребенку в семье с двумя детьми, тогда как степень согласия с ребенком - младшим школьником в многодетной семье и в семье с единственным ребенком значимо не различается.

Взаимодействие факторов «конфигурация семьи» и «возраст ребенка»

Следующим этапом нашей работы являлось установление характеристик родительского отношения в семьях трех типов с учетом возраста ребенка. В результате было выявлено значимое взаимодействие изучаемых факторов для четырех показателей родительского отношения.

Эмоциональная дистанция - близость

По показателю «эмоциональная дистанция - близость» в отношениях ребенка и родителя обнаружено взаимодействие факторов «возраст ребенка» и «тип семьи»; F(2,285) = 11,657, p = ,001. Результаты парных сравнений средних (post hoc tests) показали значимое отличие в показателях эмоциональной близости по отношению к единственному ребенку младшего школьного возраста и к младшему ребенку в многодетной семье (p ≤ 0,001). Также имеются различия между отношением к младшему школьнику в семье с единственным ребенком и в сиблинговой семье (p ≤ 0,001). При этом различия в отношении к старшим детям - подросткам в семьях разных типов не проявляются. Частными фактами являются значимые различия в отношении к старшему и младшему ребенку в сиблинговой (p ≤ 0,001) и в многодетной семье (p ≤ 0,001). Результаты представлены на рисунке 1 (см. ).

Имеющиеся факты позволяют утверждать, что эмоциональная близость детей и родителей зависит как от возраста ребенка, так и от типа семьи. Это проявляется в том, что младшие школьники - единственные дети наиболее близки с родителями в отличие от младших детей в многодетной и сиблинговой семье. При этом взросление детей нивелирует эту разницу, и к старшим детям родители относятся одинаково в двух изученных типах семей с неединственными детьми. Стоит отметить, что уровень родительской близости к старшему и младшему ребенку в сиблинговой семье (двое детей) является практически одинаковым, в отличие от многодетной семьи.

Единственный младший ребенок получает максимум эмоциональных проявлений от родителей просто в силу своего положения в семье, тогда как младшие дети в семьях другой конфигурации вынуждены разделять «эмоциональные ресурсы» со старшими детьми. Вместе с тем старшие дети вне зависимости от типа семьи имеют относительно одинаковый уровень эмоциональной близости с родителями.

Отвержение - принятие

Для показателя «отвержение - принятие» обнаружен эффект совместного влияния факторов «конфигурация семьи» и «возраст ребенка»; F(2,285) = 12,753, p = ,001 (см. Приложение, рис. 2).

Результаты парных сравнений средних (post hoc tests) показали, что различия в принятии родителями старшего и младшего ребенка проявляются в сиблинговой семье (p ≤ 0,001); при сравнении отношения к ребенку-подростку и младшему школьнику в семьях с одним ребенком (p ≤ 0,001). При межсемейных сравнениях обнаружено, что принятие детей - младших школьников значимо отличается в многодетной семье и семье с единственным ребенком (p ≤ 0,001), а также в многодетной и сиблинговой семье (p ≤ 0,05). В отношении старших детей выявлены различия в показателях родительского принятия подростков в сиблинговой семье и семье с единственным ребенком (p ≤ 0,001), а также в сиблинговой семье и многодетной семье (p ≤ 0,001).

Исходя из полученных данных, можно утверждать, что принятие младших сиблингов и единственных детей - младших школьников схоже и значительно выше, чем принятие младшего ребенка в многодетной семье. Однако принятие родителями детей-подростков гораздо более схоже в многодетной семье и семье с единственным ребенком. В отношении родительского принятия - отвержения в семье с единственным ребенком и с двумя детьми обнаруживается противоположная динамика. Можно полагать, что старшего сиблинга родители начинают принимать больше, тогда как взросление единственного ребенка приводит к большему отвержению его индивидуальных особенностей и его поведения.

Возможным объяснением является то, что в семье с единственным ребенком принятие является «безусловным», однако по мере взросления родители начинают замечать негативные тенденции в поведении, что может быть связано с подростковыми изменениями. Родители сиблингов (двое детей) демонстрируют больший уровень принятия старшего в сравнении с младшим, видимо, в силу того, что имеют возможность сравнивать поведение детей. Несоответствие поведения младшего ребенка поведению старшего в младшем школьном возрасте может вызывать меньшее принятие младшего сиблинга.

Интересным фактом является то, что отношение к старшему и младшему ребенку в многодетной семье не различается. Возможным объяснением может являться то, что родители уже имеют опыт отношения к старшему ребенку и действуют на основе некоего воспитательного стереотипа. Кроме того, значительная дифференцировка отношения к детям в многодетной семье, особенно в отношении принятия - отвержения, может являться основой для конфликтной ситуации, как между детьми, так и между детьми и родителями.

Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

По показателю «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» было также выявлено взаимодействие факторов «тип семьи» и «возраст ребенка»; F(2,285) = 7,568, p = ,001 (см. Приложение, рис. 3). Результаты парных сравнений средних (post hoc tests) показали значимые различия при сравнении «отстраненности - сотрудничества» по отношению к младшим детям во всех типах семей, значимость различий - от p ≤ 0,01 до p ≤ 0,001. Внутрисемейные различия связаны со снижением показателя «сотрудничество» при сравнении отношения к единственным детям - младшим школьникам и подросткам (p ≤ 0,01), а также при сравнении отношения к младшему и старшему сиблингу (p ≤ 0,001). Средние и стандартные отклонения представлены на рисунке 3.

Наибольшую направленность на сотрудничество демонстрируют родители, имеющие одного ребенка, затем родители, имеющие более двух детей, и на последнем месте - родители сиблингов. Родители единственного ребенка - младшего школьника с большей готовностью включаются в совместную деятельность. Однако по отношению к единственному ребенку-подростку стремление к сотрудничеству значительно меньше. Такой процесс вполне ожидаем, так как подросток входит в новые социальные общности и, соответственно, отдаляется от родителей. Кроме того, появление у ребенка собственных, независимых от семьи, занятий приводит к снижению возможности совместной деятельности родителей и детей.

Противоположная картина наблюдается в семье, где есть два ребенка. Родители отстраняются от сотрудничества с младшим ребенком, тогда как в отношении старшего проявляют больше стремления к партнерским отношениям.

Степень сотрудничества по отношению к младшим и старшим детям в многодетной семье значимо не меняется, что позволяет предполагать наличие общей стратегии сотрудничества с детьми в целом без дифференциации, а также возможно, что часть родительских функций передана старшему сиблингу.

Стоит отметить, что степень сотрудничества по отношению к подросткам - единственным детям, сиблингам и детям из многодетной семьи не различается, что, вероятно, говорит о том, что родители демонстрируют одинаковый уровень сотрудничества по отношению ко всем детям данного возраста. В таком случае стоит говорить, что более важным фактором является именно возраст ребенка, а не тип семьи, в которой он находится.

Непоследовательность - последовательность родителя

Выявлено взаимодействие факторов «тип семьи» и «возраст ребенка» во влиянии на показатель «непоследовательность - последовательность родителя»; F(2,285) = 4,74, p = ,01 (см. Приложение, рис. 4).

Результаты парных сравнений средних (post hoc tests) показывают значимые различия в отношении к старшему и младшему ребенку в сиблинговой семье (p ≤ 0,001) и в отношении к подростку и дошкольнику в семьях с одним ребенком (p ≤ 0,001). Межсемейные различия проявились следующим образом: в отношении младшего школьника - единственного ребенка и младшего ребенка в многодетной семье (p ≤ 0,001); в отношении единственного ребенка - подростка и старшего сиблинга (p ≤ 0,03); единственного ребенка - подростка и старшего ребенка в многодетной семье (p ≤ 0,05).

Можно утверждать, что последовательность воспитательных мер у родителей единственного ребенка существенно снижается по мере взросления ребенка. Однако родители единственного ребенка - младшего школьника наиболее последовательны, а подростка - наименее. Для сиблинговой семьи характерно, что в отношении младшего ребенка у родителей присутствует стабильность требований, тогда как в отношении старшего родители менее последовательны. В многодетной семье различий в постоянстве воспитательных воздействий не обнаруживается. Отношение к старшим детям - подросткам в семьях с двумя и более детьми приблизительно одинаковое и при этом показатели значительно выше, чем в семьях с единственным ребенком - подростком.

Обобщая, можно сказать, что родители единственного ребенка наиболее последовательны и постоянны в своих требованиях в сравнении с родителями, имеющими нескольких детей, однако взросление ребенка приводит к тому, что родители единственного ребенка-подростка не могут определиться с воспитательной тактикой и постоянно меняют требования, демонстрируя непоследовательность. Возможным объяснением является то, что родители, имеющие старшего и младшего ребенка, вынуждены выдерживать сходный уровень требований по отношению к обоим детям (и старшему, и младшему).

Заключение по результатам анализа факторного взаимодействия

Рассматривая в целом описанные в данном разделе результаты, можно отметить, что по показателям «эмоциональная дистанция - близость», «отвержение - принятие», «сотрудничество - отсутствие сотрудничества» наблюдается сходная тенденция в отношении родителей сиблингов к старшему и младшему ребенку и родителей единственного ребенка в отношении к дошкольнику и подростку. По полученным данным, от дошкольного к подростковому возрасту значимо снижаются показатели отношения к единственному ребенку, а показатели родительского отношения в сиблинговой семье, наоборот, повышаются. При этом отношение к младшему и старшему ребенку в многодетной семье остается относительно одинаковым (значимых различий нет).

Это позволяет говорить о том, что родители и единственный ребенок-подросток в наибольшей степени отдалены друг от друга. Причиной этого может быть как нарастающая эмансипация подростка, так и изменение отношения родителей, которые вынуждены перестраивать взаимодействие с ребенком на каждом возрастом этапе, не имея предыдущего аналогичного опыта. Некоторым подтверждением этого предположения является и различие в показателях «непоследовательность - последовательность» у родителей единственных детей - подростков и дошкольников. Если в отношении дошкольника родители проводили последовательные воспитательные воздействия, то в отношении к подростку возникает непоследовательность, родители не знают и не могут установить единых требований по отношению к ребенку. Родители, имеющие двух и более детей, передают старшим часть собственных воспитательных функций, укрепляя положительные отношения со старшим ребенком.

Интересными фактом, полученными в нашем исследовании, является то, что по показателю «мягкость - строгость» не обнаруживается различий при сравнении семей разных типов с учетом фактора возраста. Это позволяет говорить о сравнительно одинаковой степени мягкости или строгости в отношении родителей к старшему и младшему ребенку вне зависимости от типа семьи.

Выводы

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Сравнительный анализ роли фактора «возраст ребенка» вне зависимости от конфигурации семьи показывает, что стиль взаимодействия родителей со старшими и младшими детьми различается. Так, отношения с младшим ребенком строятся, скорее, на эмоциональной основе и последовательном воспитательном воздействии. В отношении к старшим детям родители, вероятно, применяют больше контролирующих и регулирующих воздействий и при этом требуют от старшего ребенка проявления «взрослых» качеств, в частности принятия ответственности.

2. Специфика семей с разной конфигурацией связана с тем, что в семье с единственным ребенком родителей более всего устраивают сложившиеся отношения, они считают себя авторитетом для ребенка и при этом имеют высокий уровень требований по отношению к ребенку-подростку. В семье с двумя детьми родители в наибольшей степени принимают личностные и поведенческие особенности старшего ребенка. Показатели отношения в многодетной семье занимают промежуточное положение между показателями отношения родителей, имеющих одного ребенка - подростка, и родителей сиблингов.

3. Взаимодействие факторов «конфигурация семьи» и «возраст ребенка» проявляется в том, что независимо от типа семьи родители относительно одинаково проявляют характеристики сотрудничества и эмоциональной близости в отношении к старшим детям, тогда как отношение к младшему ребенку связано и с типом семьи. Особенности принятия ребенка и последовательности в воспитательной стратегии меняются как в связи с возрастом детей, так и в связи с особенностями конфигурации семьи.

Проблема метаиндивидуальности ранее не рассматривалась в контексте исследования детско-родительских отношений - ни в теоретическом, ни в эмпирическом плане. Параметры детско-родительских отношений отвечают критериям метасвойств индивидуальности и имеют различные проявления в связи с особенностями конфигурации семьи и возрастом ребенка. Полученные в исследовании факты позволяют утверждать, что параметры родительского отношения как метаиндивидуальные свойства имеют двойную детерминацию. С одной стороны, они определяются свойствами индивидуальности, что было показано в работах В.С.Мерлина, Б.А.Вяткина и их учеников, с другой - особенностями семьи как социальной группы, что было впервые установлено в данном исследовании.
Проблема метаиндивидуальности в детско-родительских отношениях // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, N 2. С. 124-137.

Корниенко Д.С., Харламова Т.М. Личностные свойства родителей и отношение к детям в семьях с различной конфигурацией // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 10, Дифференциальная психология. 2009. Вып. 1. С. 53-61.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

Belsky J., Barends N. Personality and parenting // Bornstein M.H. (Ed.). Handbook of parenting. 2nd ed. Children and parenting. Mahwah, N.J.: Erlbaum, 2002. Vol. 1. P. 415-438.

Clark L.A., Kochanska G., Ready R. Mothers’ personality and its interaction with child temperament as predictors of parenting behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 79(2). P. 274-285.

Coley R.L., Hernandez D.C. Predictors of Paternal Involvement for Resident and Nonresident Low-Income Fathers // Developmental Psychology. 2006. Vol. 42, N 6. P. 1041-1056.

Ellis B.J., McFadyen-Ketchum S., Dodge K.A., Pettit G.S., Bates J.E. Quality of Early Family Relationships and Individual Differences in the Timing of Pubertal Maturation in Girls: A Longitudinal Test of an Evolutionary Model // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77, N 2. P. 387-401.

Grolnick W.S, Benjet C., Kurowski C.O., Apostoleris N.H. Predictors of Parent Involvement in Children"s Schooling // Journal of Educational Psychology. 1997. Vol. 89, N 3. P. 538-548.

Karreman A., Van Tuijl C, Van Aken M., Dekovic M. The relation between parental personality and observed parenting: The moderating role of preschoolers’ effortful control // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 44 (3). P. 721-732.

Kochanska G., Friesenborg A.E., Lange L.A., Martel M.M. Parents’ Personality and Infants’ Temperament as Contributors to Their Emerging Relationship // Journal of Personality and Social Psychology. 2004. Vol. 86, N 5. P. 744-759.

Simons R., Lorenz F., Wu C., Conger R. Social Network and Marital Support as Mediators and Moderators of the Impact of Stress and Depression on Parental Behavior // Developmental Psychology. 1993. Vol. 29, N 2. P. 368-381.

Сведения об авторе

Корниенко Дмитрий Сергеевич. Кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Институт психологии, Пермский государственный педагогический университет, ул. Сибирская, д. 24, 614990 Пермь, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Корниенко Д.С. Родительское отношение как метаиндивидуальная характеристика в связи с конфигурацией семьи и возрастом ребенка [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 1(15). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). 0421100116/0003.

[Последние цифры - номер госрегистрации статьи в Реестре электронных научных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр". Элементы библиографического описания соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008. Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" - дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Психология формирования родительства

Контрольная работа
по дисциплине: Психология
на тему: «Психология формирования родительства»
Великий Новгород
2007
Содержание

"1-3" Введение

2.2. Личностная зрелость родителей как фактор семейного воспитания

2.3. Зависимость семейного воспитания от конфигурации семьи

2.4. Влияние этнического фактора на принятие и исполнение родительской роли

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом/супругой формируются под влиянием самых различных факторов.
Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяют состояние общества, института" семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
Изменения, характерные для современной семьи, и в частности для родительства, - феномен «социального сиротства», ма-лодетность семьи, феминизация, ослабление воспитательной роли отцов, значительное снижение стабильности семьи и другие явления - привлекают особое внимание к данной сфере человеческой жизни.
Родительство включает в себя материнство и отцовство, но не сводится к их простой совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны, отцовство же еще практически не изучено.
Современная психология еще не определилась и в отношении родительства как интегрального психологического образования личности; не систематизированы и факторы его формирования. Практически не разработаны также способы целенаправленного-формирования осознанного родительства.
Психологическая работа с родителями довольно сложна. Нередко родители, не сомневаясь в своей компетентности, обвиняют в обострении детско-родительских отношений школу, общество и не желают признавать ошибочность своих мыслей, чувств, действий. Нередко внутри семьи между отцом и матерью неравномерно распределяется воспитательная активность. В большинстве случаев воспитанием, эмоциональным общением с детьми занимается мать, отец же делает это «по настроению». В итоге в семье отсутствует системность воздействий, родители для ребенка не выступают единым целым.
Для того чтобы наиболее полно владеть объективной информацией о развитии семьи и иметь возможность эффективно вести ее психологическое сопровождение, необходимо изучать институт семьи не только со стороны ребенка, но и со стороны родителей, как интеграцию личностей отца и матери и как надындивидуальное целое.
Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
Изменения, характерные для современной семьи и, в частности, для родительства, заставляют обращать пристальное внимание на данную сферу: феномен «социального сиротства», малодетность семьи, феминизация, ослабление воспитательной роли отцов, значительное снижение стабильности семьи и другие.
Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы поведенческой реализации родительства в паре со своим супругом/супругой формируются под влиянием самых различных факторов.
Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для человека. Родительство включает феномены материнства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности.
Психологическая работа с родителями – довольно сложное направление. Нередко родители не сомневаются в своей компетентности, обвиняя в случае возникновения затруднений в детско-родительских отношениях школу, общество. Часто родителям сложно признать ошибочность своих мыслей, чувств, действий. На фоне этого внутри семьи между отцом и матерью неравномерно распределяется воспитательная активность. В большинстве случаев, воспитанием, эмоциональным общением с детьми занимается мать, отец же делает это «по настроению». В итоге, в семье не наблюдается системности воздействий. Родители для ребенка редко выступают единым целым.
2.1. Анализ влияния субъективно-психологических факторов, определяющих особенности родительства в однодетных и двухдетных семьях