Учебные курсы по системе монтессори. Что нужно для участия в он-лайн курсе для монтессори-педагогов

16.06.2015

Сейчас в России получило широкое распространение обучение дошкольников по системе Марии Монтессори . В великом разнообразии российских и зарубежных авторских методик по раннему развитию детей оно занимает не последнее место, с каждым годом наращивая площади охвата страны.

Печально, что многие родители, уже отдавшие своих детей в так называемые «монтессори-группы» в детских садах или посещающие вместе с детьми развивающие центры, имеют минимальные знания о методике Монтессори. Проанализируем недостатки этой внедренной в России западной системы.

Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, Мария Монтессори (1870-1952) заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Она пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей – это проблемы не столько медицинские, сколько педагогические.

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, что достигается помещением его в специально подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.

А.В.Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 г. даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори Наркомпросом было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа была закрыта в 1930 г. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет – до начала 90-х.

Сейчас в 68 регионах России создано более 400 групп в детских садах, работающих по системе Монтессори. Только в Москве насчитывается более 50 детских учреждений, где есть подобные группы. В 1997 году в Росси была организована Ассоциация Монтессори-педагогов, объединяющая сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации, идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

В настоящее время «просвещенная» Европа повсеместно внедряет эту методику: в Великобритании Монтессори-школы составляют около 20% всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии – 40% и т. д. А в США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет.

Основа педагогического метода Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность.

Ребенок изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Понятие «свободное воспитание» в практике Монтессори означает свободу выбора ребенка в своем развитии.

«Как красиво звучит!», – подумают многие родители, не подозревая, сколько «подводных» камней таит эта «свободная» методика.

Разберем основные «минусы» данной системы.

1) Воспитатель-учитель в этой педагогической системе не имеет такого авторитета, как в традиционных.

В нашей стране, имеющей глубоко укоренившиеся традиции авторитарного правления в государстве и семье, учащиеся и на учителей смотрят как на «руководителей», указывающих, что нужно делать. Поэтому педагог-наблюдатель, педагог-помощник не имеет должного уважения у детей.

2) М. Монтессори недооценивала значение игры в развитии ребёнка . Считая игру деятельностью, оторванной от реальной жизни, она заменяла её практической деятельностью с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию. Подвижные и ролевые игры отсутствуют. Вообще Монтессори-система не предполагает наличия ролевых игр, танцев. Работа идёт больше в тишине и уединении. Несмотря на то, что малыши находятся в группе и взаимодействуют друг с другом, по большей части они работают индивидуально.

Развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, т. е. сферы деятельности, которые контролируют левое полушарие, её методика не уделяет внимание «творческому» правому – которое отвечает за познание мира целостно.

В помещениях, где находились дети, не было даже игрушек! Она сравнивала детей с губкой, которая впитывает и хорошее и плохое. И игры становились нежелательными во избежание спонтанного воспроизведения этого «впитанного» плохого в игре. Но для «обычного» ребенка – это необходимые игры, именно в них ребенок развивается творчески, раскрываются его индивидуальные особенности. Развивая логическое мышление головоломками, не стоит забывать о важности ролевых игр и развития фантазии. Значение игры для полноценного и всестороннего развития ребёнка просто переоценить невозможно, настолько оно велико! Игра не зря названа ведущей деятельностью дошкольного возраста.

3) Непростая ситуация складывается и с чтением. Предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. М. Монтессори не использовала в своей работе сказки. Также считая их уходом от реальности, заменяла их реалистическими описаниями предметов.

Но именно в сказках происходит первоначальное формирование всех представлений ребёнка о жизни, в том числе и об отношениях между людьми, а также и об основных нравственных категориях, таких как добро и зло. Эта методика хоть напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что в «сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе и чтение, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем – это отнюдь не одно и то же. Для чего вообще пишется и читается художественная литература? Она учит умению сопереживать, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате же отлучения от художественной литературы, от сказок, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым!

4) М. Монтессори не уделяла внимания развитию воображения и творческих способностей детей. Здесь отрицается творчество как таковое. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка. В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а наоборот, тормозящими его. Нет игр в кукол, нет пряток… Решительно отвергает Монтессори-педагогика детское художественное творчество, в частности рисование.

Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов Монтессори-педагогики в России: «Никто не обращает внимание на то, что возможно рука ребенка еще вяла, его ум бесчувственен к прекрасному и безобразному и восхищающие всех «каляки-маляки» всего лишь свидетельство определенного уровня мышечного и духовного хаоса <...> Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни. Если этот мир не связан с реальностью, то он скорее сродни галлюцинациям наркоманов, чем содержательному творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривает как средство работы над реальностью <…>».

Подобный подход не даёт достаточного развития детской фантазии, что ведёт к большим потерям в эмоциональном развитии ребёнка.

Методика не учитывает важность развития речи у дошкольника. Когда с ребенком много общаешься на отвлеченные темы, когда ребенку читаешь сказки, и т. п. – малыш фантазирует. В результате «обычный» ребенок – развивается, нуждающийся же в лечении – уходит в себя, замыкается (по мнению Монтессори и многих других специалистов), а этого лучше избегать.

5) Индивидуальный подход к ребёнку, провозглашенный М. Монтессори, оборачивался на практике ещё и нарушениями социальных взаимоотношений : дети работали с материалом поодиночке, помогал им при возникновении сложностей педагог, контакты между детьми искусственно ограничивались. Группа живет в своем микромире – налицо отвлеченность от социальной реальности. К тому же некоторые педагоги считают, что метод Монтессори перенасыщен предметами, называют его искусственным.

После детского сада Монтессори у ребят в «обычном» детском учреждении могут возникнуть проблемы с поведением (в классах по данной методике учащиеся во время занятий свободно передвигаются по классу, задания могут выполняться и лежа).

Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.

Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты «закутке» с мягким креслицем, подушками и множеством книжек.

Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою. Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда. Свобода выбора во всем: дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься, место для занятия и время занятия (надоело – переключились на другое!).

Специалисты, исследовавшие деятельность М. Монтессори, говорят, что у её воспитанников отмечалась задержка социального развития.

ВЫВОД :

Неприемлемо использовать метод М. Монтессори в «чистом виде». Методика Монтессори далека от совершенства, а в некоторых аспектах весьма странна. Часто это просто новый способ вымогания денег с родителей под новой яркой вывеской.

Изначально она создавалась для социальной адаптации отстающих в развитии детей. Позже методика была переделана для развития «обычных» детей, но она ориентирована на развитие логики в ущерб развитию творческих способностей и речи ребенка.

Анита Северная, РВС.

Я практикую больше 7 лет, и часто меня спрашивают: «Где вы учились?». Я закончила первый курс Международной Ассоциации Монтессори (AMI) 0–3 в России, который проходит в Санкт-Петербурге. Но в Монтессори-образовании важно не место, где проводят курс (в Москве, Санкт-Петербурге, Испании), важно КТО проводит курс. Я училась у международного тренера AMI.

Сегодня в России много курсов от российских ассоциаций, которые дают дипломы педагогов 0–3, 3–6, 6–12. Обучение строится в формате отдельных блоков и длится от 2-х недель до нескольких месяцев. Поэтому важным критерием является не география учёбы, а непосредственный организатор курсов. Например, AMI является источником аутентичного метода. Международная Ассоциация Монтессори отвечает за качество образования, которое даёт. Если бы мне пришлось ещё раз выбирать курс, я бы опять прошла его в AMI.

  1. AMI или не AMI ?

Сравнение методик, как и сравнение качества разных курсов, не будет объективным, поэтому я рассмотрю аспекты учёбы на курсах, организованных Международной Ассоциацией Монтессори (AMI).

AMI-курсы проводятся в различных странах, но все они похожи по структуре, требованиям, результату и качеству. Найти подходящий курс можно на официальном сайте AMI в разделе Training Courses. Международный язык AMI – английский. Курс Международной Ассоциации Монтессори на территории России переводится на русский язык. Также иногда курсы, проводимые за рубежом, сопровождаются переводом, организованным специально для русской группы.

Чтобы провести курсы AMI, нужно соблюсти ряд условий: необходимы полностью укомплектованный класс для практики, лекционная аудитория, переводы материалов. С одной стороны, это усложняет организацию курсов, с другой, подтверждает их высокое качество.

Второй момент – тренер. Тренеры AMI постоянно проходят аттестацию, поддерживая свою высокую квалификацию внутри ассоциации. Почти все локальные курсы в России грешат тем, что их проводят педагоги, у которых квалификация не подтверждается.

  1. Длительность обучения.

Чтобы стать педагогом класса, необходимы курсы, на которых есть не только теоретический блок, но и практика в действующем классе под наблюдением тренера. Поэтому сразу отсекается дистанционное обучение Монтессори-педагогов. Дистанционные курсы не удовлетворяют и половине критериев. Кратковременные и экспресс-курсы длительностью 2–3 недели подойдут тем, кто просто хочет познакомиться с методикой в информационных целях. Курс AMI длится 1–1,5 года: 16–20 недель очных сессий и 3–7 недель заочных в зависимости от уровня, а также написание альбомов. Альбомы – это большой объём теоретической (психология, педагогика) и практической (презентации, работа с детьми, работа с родителями) информации, которую необходимо проработать и осознать. Они являются дальнейшей опорой в работе педагога в классе. Полностью пройденный курс Международной Ассоциации Монтессори можно фактически считать вторым высшим. Педагоги после AMI-курса точно знают, как вести работу класса, как его организовывать и где находить ответы на возникающие вопросы.

  1. Цена.

Цена на курсы сильно отличается. AMI-курс на сегодняшний день самый дорогой – 6 000–10 000 €. В его стоимость входит большой объём материала и профессиональная подготовка как среды для курса, так и тренерского состава. Люди, которые проходили другие курсы, говорят, что на них дают всего 10–20% от того, что дают на курсах AMI. Цена за такой уровень как раз и будет соответствовать 10–20% от стоимости AMI-курса.

  1. Почему Монтессори-педагог должен проходить практику?

Практика – важная составляющая любой учёбы, и особенно в Монтессори-образовании. Отсутствие практики приводит к тому, что по итогу курса выходят теоретики, не способные работать с детьми и классом. Практика на курсе 0–3, например, состоит из большого числа наблюдений за развитием детей в разном возрасте и разной среде. На курсе 3–6 вы также наблюдаете за детьми, но уже в подготовленной Монтессори-среде, и проходите практику непосредственной работы в действующем классе 3–6 с гидом, получившим AMI–диплом. Именно на практике педагог становится педагогом.

  1. Учиться по AMI -стандарту в России или за рубежом?

Единственный плюс учёбы по AMI-стандарту в России – на курсе возможно будет блок о преподавании в классе русского языка. К плюсам зарубежного обучения отношу возможность увидеть другой стиль работы, отличный от российских школ, общение и установление контактов с педагогами по всему миру. Зачастую зарубежные курсы Монтессори-педагогов организованы на базе Монтессори-школ, у которых большой опыт работы. Обучаясь на такой площадке, вы получаете ещё и опыт организации пространства, работы класса и школы в целом.

Подводим итог: если вы хотите стать Монтессори-педагогом – выбирайте AMI-курс. Недостаток AMI-курса – высокая цена, которая, однако, при оценке качества получаемых знаний, опыта и материалов, является адекватной.

В конце хочу привести слова своего коллеги, который больше 10 лет работал в сети развивающих центров по Монтессори: «Только пройдя курс AMI 3–6, я по-настоящему начал работу по Монтессори».

На фото Монтессори-школа LePort

Есть ли у нас в стране аккредитованные АМИ (Association Montessori Internationale) курсы подготовки Монтессори-педагогов?

(О.Стрижевская, Москва)

Чтобы выяснить эту информацию, мы обратились в Association Montessori Internationale (г. Амстердам). На наш запрос подробно ответила Joke Verheul. Dear Elena Timoshenko

Thank you for your email, and the information that you have started a new internet magazine "Montessori".
Thank you also for relaying some of the questions of your readership.

AMI Teacher Training:

The Association Montessori Internationale accredits training centres throughout the world. These centres offer AMI diploma courses that are internationally recognised for their high standard and authenticity. Training centres accredited by AMI remain under the supervision of AMI, are staffed by AMI Teacher Trainers and the courses given are examined by an external examiner appointed by AMI.

Курсы АМИ по подготовке Монтессори-учителей:

Международная Монтессори-Ассоциация осуществляет аккредитацию центров по подготовке Монтессори-учителей по всему миру. Эти (аккредитованные АМИ) центры выдают АМИ-Монтессори дипломы, которые признаны и признаются во всем мире благодаря их высоким стандартам и соответствию подлинности и достоверности Монтессори-метода.

Курсы, аккредитованные АМИ, находятся под постоянным наблюдением АМИ. Преподают на этих курсах только АМИ–тренеры, а экзамены принимают АМИ-тренеры из других центров – по направлению АМИ.

The training is essentially the same in each centre. Courses are full-time and are offered over an academic year or several summers. The programme includes lectures, seminars and demonstrations on Montessori philosophy, child development and the Montessori materials. Students prepare an album which details the purpose, use and presentation of each piece of material. Each course includes significant components of supervised practice with the materials, material making, observation and practice teaching.

Содержание курса и метод подготовки учителей на всех аккредитованных АМИ курсах одинаков. Курс должен быть круглогодичным, или проводиться в летнее время, в течение нескольких лет. Программа включает в себя теоретические лекции по Монтессори-философии и развитию ребенка, а также по работе с Монтессори-материалами. Учащиеся должны подготовить альбомы по работе с каждым из материалов. Огромная часть курса – это практическая работа с материалами под наблюдением специалиста, изготовление материалов, наблюдение в классе и практическая работа в Монтессори-классе.

Предлагаем Вам возможность пройти курс «Введение в Монтессори-педагогику» (установочный курс) дистанционно и тем самым сократить свое пребывание в Москве и, соответственно, расходы на проживание, если Вы живете в другом городе. Также курс будет очень удобен для родителей, которые не имеют возможности на долго отлучиться из дома.

Вы можете пройти курс повышения квалификации 80 ак.часов (установочный курс) в режиме он-лайн.

Информация для студентов МИМП, обучающихся по программе повышения квалификации "Введение в Монтессори-педагогику (80 ак.ч.)" (установочный курс) с применением дистанционных методов:

1. На электронную почту студенту после регистрации в курсе и оплаты своего участия приходит письмо с логином и паролем для доступа в личный кабинет на учебной платформе Moodle по адресу http://mimp-online.ru

2. В личном кабинете у студента есть информация по каждой теме соответствующего курса:

Видео лекций и обсуждений группы;

Презентации, статьи, диаграммы;

Домашние задания и вопросы для индивидуальной проработки;

Учебный план, сданные и текущие работы студента, средний балл;

Доступ к ним у студента есть постоянно, работать можно в удобное для Вас время. Каждому студенту назначается персональный куратор, который проверяет
все задания, дает обратную связь. С куратором можно общаться письменно через личный кабинет.

В течение курса 3 дня в неделю (пн-ср-пт) проходят он-лайн встречи с обсуждением сложных моментов каждой темы и пояснения домашних заданий. Всего 9 дней (9 тем) и последний 10 день отводится на зачет, к которому допускаются студенты, сдавшие все работы в течение курса.

3. Он-лайн встречи начинаются в 18.00 по московскому времени. Продолжительность их зависит от темы, количества участников и вопросов.

Участие в он-лайн встречах не обязательное, но желательное - зависит от наличия вопросов к преподавателю и заинтересованности в обсуждении темы с сокурсниками.

4. Для участия в он-лайн курсе студенту необходимо (технические характеристики):

Компьютер, интернет и электронная почта (иногда получается участвовать с телефона, но МИМП не несет ответственность за работу учебной платформы в этом случае).

На компьютере необходимо установить и использовать браузер Google Chrome (иногда получается участвовать из других браузеров, но МИМП не несет ответственность за работу учебной платформы в этом случае).

Для выхода на он-лайн встречу в первый день желательно (необязательно) подключить веб-камеру и наушники с микрофоном. Будет знакомство с группой. Также при наличии перечисленных средств студент может задавать вопросы в прямом эфире. В остальных случаях и последующих днях для удобства лектор и студенты пользуются чатом, где обмениваются сообщениями (студенты пишут свои вопросы, не прерывая текущий рассказ преподавателя). Для участия в он-лайн зачете (можно пропустить и приехать на очный зачет) обязательно нужны веб-камера и наушники с микрофоном.

5. Для выдачи документа о повышении квалификации по программе повышения квалификации "Введение в Монтессори-педагогику (80 ак.ч) " студенту необходимо:

Иметь договор на обучение, подписанный с обеих сторон;

Предоставить паспорт (страницу с фотографией и пропиской);

Предоставить диплом о высшем или среднем профессиональном образовании;

Если фамилии в паспорте и дипломе не совпадают, то нужно предоставить свидетельство о браке или документ, подтверждающий смену фамилии;

Сдать очный зачет (дата и место согласовывается с администратором) и все работы по учебному плану.

Все документы согласно требованиями Федерального Закона от 26.12.2012 года №-273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставляются на русском языке. Если оригиналы Ваших документов заполнены на другом языке (в том числе на украинском, казахском и т.д.), то необходим нотариально заверенный перевод.

Если не выполнено одно из условий, то после сдачи всех письменных заданий и сдачи он-лайн зачета студенту высылается Почтой России сертификат участия. Необходимо будет сообщить свой адрес с индексом.

6. Доступ к личному кабинету на платформе Moodle активируется на 6 месяцев. В течение этого времени Вы можете свободно использовать материалы курса и выполнять задания. В первую очередь проверяются работы текущего курса, поэтому если у Вас осталась академическая задолженность и Вы присылаете задания после окончания своего курса, то сроки их проверки могут быть увеличены.

Спустя 6 месяцев доступ к личному кабинету автоматически закрывается. Студент может один раз продлить доступ к аккаунту на платной основе. Оплата рассчитывается следующим образом: 5% от стоимости курса за каждый месяц пользования. Максимальный срок продления - 6 месяцев (к оплате 30% от стоимости курса).

Спустя 12 месяцев с начала курса обучение считается завершённым. Для возобновления обучения необходимо

зарегистрироваться на новый курс и внести оплату.

7. Студент может бесплатно пройти данный курс в очном формате в Москве в течение 12 месяцев с начала обучения.. В комментарии укажите, что Вы уже учились на он-лайн курсе и укажите номер Вашего договора.

Наши контакты: [email protected] , +7 903 728 23 25, +7 495 276 23 21.

Стоимость курса: 14 000 рублей.

Программа он-лайн курса:

После окончания курса он-лайн

И выполнения всех письменных работ Вы получаете сертификат участия в этом курсе.

Чтобы получить удостоверение о повышении квалификации 80 ак.часов (как на очном курсе), вам необходимо приехать на очный зачет в Москву или ближайший город, где работает наш лектор. Очный зачет включает в себя групповую работу (вас поделят на группы 3-4 чел для составления интеллект-карт), а также индивидуальный устный ответ на некоторые вопросы из опросника (заполненный Вы берете с собой). Время и длительность очного зачета могут меняться в зависимости от количества участников. Группа 10-20 человек в среднем сдает с 10.00 до 17.00.

После прохождения бесплатной очной аттестации вам выдается удостоверение о повышении квалификации «Введение в Монтессори‑педагогику» 80 ак.часов.

Комментарии

    Здравствуйте! Я живу во Вьетнаме и выходить в эфир онлайн очень сложно из-за разницы во времени. Могу ли я в самостоятельном режиме работать с информацией и как по окончании курса смогу получить сертификат участника? Можно ли, чтоб он был на английском языке? И можно ли стать участником мартовского курса, он нчался 11 , а сейчас 15 ?

    Здравствуйте, я сейчас обучаюсь на 5 курсе института. Очень бы хотелось пройти установочный курс. К сожалению, диплома нет, но будет получен в течение года. Скажите пожалуйста, можно ли будет обменять сертификат участия на удостоверение о профессиональной переподготовке после получения диплома? Не хотелось бы терять возможность пройти следующий курс 6-12 со следующим набором после установочного, а не через год

    Здравствуйте, Галина! Да, конечно, вы смоете обменять сертификат на удостоверение о повышении квалификации как только будет получен ваш основной диплом. Для получения удостоверения и дальнейшего обучения в нашем институте необходимо сдать очный зачет по данному курсу

    Диана, здравствуйте! На данный момент дистанционно (он-лайн) вы можете пройти курс 3-6 базовый и углубленный. В курсе 0-3 такой функции нет, возможно, мы придем к этому в ближайшее время. А вот все экзамены и зачеты необходимо сдать уже очно в нашем институте.

    Здравствуйте! Можно уточнить - если я не могу в указанное время быть он-лайн (как раз укладываю ребенка), то можно ли смотреть лекции в записи? Есть ли такая возможность?

    Мария, здравствуйте! Да, лекции можно просматривать в удобное для вас время. Записи будут доступны.

    Здравствуйте.
    Я окончила МГУ им.М.В.Ломоносова,но факультет мехмат. После окончания я вернулась в Ташкент, какое-то время работала как журналист, позже инженером, программистом, преподавала студентам. Но на данном этапе, я мама, и заинтересовалась Монтессори-педагогикой. Смотря на успехи моей дочери учебный центр пригласил меня на работу с детьми от года до 4, и вот уже 4 месяца я успешно работаю. Есть прогресс и чем гордиться. Но, хотелось бы поднять свой уровень знаний, улучшить работу. Думаю для этого следует получить образование. Могу ли получить диплом удалённо? На что он влияет? В каких странах его принимают?

    И самое важное! Какая программа обучения?

    И обязательно ли лично приезжать в Москву? Можно ли онлайн?

    Юлия, здравствуйте! Очень рады, что вас заинтересовала монтессори-педагогика! После прохождения Установочного курса выдается удостоверение о повышении квалификации. Но чтобы его получить необходимо сдать зачет очно. Это можно сделать в Москве и других городах, в которых у нас есть преподаватели. После этого, если будет желание, пройти обучение на курсе 0-3 или 3-6. Удостоверение у нас государственного образца РФ..pdf

    Анастасия, здравствуйте! Для обучения у нас требуется диплом о высшем или средне-специальном образовании, тк мы учреждение профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Вы можете пройти обучение у нас как вольный слушатель и получить сертификат участия.

Использование принципов воспитания, основанных на теории «Педагогической антропологии» М.Монтессори помогут родителям и учителям в организации неординарного образовательного процесса, нацеленного на интенсивное интеллектуальное развитие, формирование психологических навыков социальной солидарности, раскрытие творческого потенциала ребёнка. Полезными также будут знания о том, как правильно организовать обучение, какие дидактические материалы и инструменты при этом будут необходимы, каким образом приёмы системы раннего развития Монтессори–педагогики могут использовать родители в домашних условиях самостоятельно для того, чтобы помочь своему ребёнку глубже осознать и развить свою индивидуальность.

Суть и принципы педагогики М. Монтессори

Имя Марии Монтессори (1870–1952) – итальянского психолога и педагога, детского врача, практически уже столетие вызывает подлинный живой интерес у многих. Она является автором экспериментальной педагогической системы, методики, которая поначалу была ориентирована на детей, испытывавших проблемы в интеллектуальном развитии и социальной адаптации, а затем получила широкое распространение и признание. Школа М. Монтессори пользуется заслуженным авторитетом, уважением и мировым признанием, это прекрасный пример эффективного педагогического принципа. Замечательная новация стала плодом мощного революционного гуманистического движения в европейской и американской педагогике рубежа XIX–XX вв., которое бросило смелый вызов заскорузлой, догматической традиционной системе образования.

Особенности педагогической теории Марии Монтессори

Нестандартность теории М. Монтессори заключается в том, что она предложила интеграционный сплав из религиозных, научных, философских знаний о человеке, который и стал фундаментом новой образовательной архитектуры. Такой органически целостной «Педагогической антропологии» в истории мировой педагогической мысли ещё не было. Технология нововведения отличалась стройностью и систематичностью, изобиловала методическим инструментарием, обладала универсальным характером применения как в официальной системе образования, так и частной, домашней, дистанционной.

Гуманистическая методика предлагает отталкиваться от наблюдения за непринуждённым поведением ребёнка в естественной среде и признания его права на своеобразие, а также призывает добиваться понимания его глубинной природы, наклонностей и способностей. Таким образом, новый педагогический подход противопоставляет себя общепринятому для того времени взгляду искусственной и насильственной «лепки» будущей личности по образу и подобию некоего «идеала», ребёнку должна предоставляться свобода действия для саморазвития, контроль и направленность действий необходимы лишь в особых случаях, которые несут угрозу здоровью или жизни.

Командовать слабым покорным ребёнком и наказывать его легко, но никто не сумеет «развить» в нём другую личность. Этого невозможно достичь обучением.

М. Монтессори

Обычная школа только сдерживает физическое и интеллектуальное развитие, сковывая его жёсткими дисциплинарными и учебными нормативами и предписаниями. Учитель так же своеобразный заложник такой тоталитарной системы обучения и воспитания. М. Монтессори считала, что взрослый, будь то учитель или родитель, не должен обучать, а лишь осторожно руководить свободными поступками и действиями подопечного, не ограничивая искренние порывы ребёнка, а направляя в безопасное для него русло. Девиз – «Помоги мне это сделать самому!»

Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным. Как паралитик. Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная.

М. Монтессори

Ребёнок по Монтессори ест всё подряд и не кусается

Самые главные принципы методики

Если попытаться коротко сформулировать «формулу успеха» Монтессори–философии, то, прежде всего, стоит обратить внимание на главные её принципы:

  • наблюдение и внимание - пристальное изучение природы ребёнка, глубокая, искренняя заинтересованность и понимание особенностей его внутреннего мира;
  • гуманизм - отсутствие психологического насилия, неприятие тоталитарных методов педагогической практики;
  • свобода и независимость - энергия творческой спонтанности не подавляется, а заботливо и терпеливо направляется в созидательное русло, здесь колоссальную роль играет мастерство педагога и его вера в ребёнка. Обучение и познание мира должны приносить радость, а свободная деятельность вызывать чувства удовлетворения и энтузиазма;
  • индивидуальный подход - наличие системной программы, детально продуманной с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, направленной на пробуждение внутренних сил, развитие природной детской активности.

Ведущей мотивацией для активного познания является любовь ребёнка к учению, его увлечённость и энтузиазм. Воспитание и обучение органично переплетаются, развивая навыки самостоятельности, эмоциональный мир ребёнка при этом обогащается чувством независимости, самоуважения и внутреннего достоинства. Особое внимание уделяется естественному формированию ответственности за собственное развитие на принципе добровольного выбора, а не принуждения со стороны взрослых.

С помощью методики Монтессори развиваются навыки самостоятельности, эмоциональный мир ребенка обогащается чувством независимости

Монтессори-материалы

М. Монтессори постоянно экспериментировала с новыми видами дополнительных материалов, стимулирующих обучение, для выявления наиболее эффективных. Был разработан целый комплекс Монтессори-материалов - ярких, привлекательных, способных заинтересовать ребёнка и активизировать его познавательные стремления. Вот лишь некоторые из них: фигурки-вкладыши, шершавые буквы, числовые станки, рамки с застёжками и другие. Эти методические пособия специально разрабатывались для стимулирования внимания, воли к достижению успеха, наблюдательности, сосредоточенности на задаче, при этом смысл их был ещё и в том, чтобы ребёнок сам нашёл и устранил свою ошибку, без помощи руководителя. Такой уважительный подход к малышу поднимал его самооценку, укреплял чувство собственного достоинства, способствовал проявлению активности и инициативности.

Значение Монтессори-материалов:

  • вызывают живой интерес к выполнению задания, дополнительно мотивируют ребёнка;
  • дают возможность ребёнку легко исправить ошибку без помощи взрослых;
  • максимально активизируют сенсорное восприятие;
  • отдают приоритет практической деятельности, а не абстрактным объяснениям, ребёнок много работает руками;
  • разбивают процесс обучения на составные части, что позволяет совершенствовать каждый этап отдельно;
  • развивают независимость и самостоятельность;
  • усиливают концентрацию внимания, поскольку предполагают возможность повтора без ограничения времени на освоение навыка.

Оригинальным и практичным дополнением к новой мебели стали тёплые коврики, цель которых была не столько в том, чтобы внести разнообразие и уют в интерьер, сколько расширить пространство двигательной активности ребёнка: на них проводились занятия с дополнительным дидактическим материалом

Ещё одно нововведение касалось объединения разновозрастных детей (2,5–6 лет) в одну развивающую группу. Ребёнок выбирал для себя коллективные или индивидуальные формы работы в соответствии со своим желанием и готовностью. Дети с радостью помогали друг другу, обретая социальные навыки взаимопонимания и поддержки.

Монтессори-материалы - яркие и привлекательные, способны заинтесовать ребёнка и активизировать его познавательные стремления

Монтессори-класс включал несколько пространственных зон для занятий.

Зона практической деятельности

Главная задача зоны практической деятельности - привить навыки бытовой самостоятельности и независимости, научить малышей премудростям самообслуживания. Ребёнок будет учиться ухаживать за собой, делать работу по дому, готовить нехитрые блюда и т. д. Ориентирована на детей 2,5–3,5 лет.

Зона сенсорного развития

С помощью вспомогательных материалов активизируется чувства, которые малыш использует для познания окружающего мира. Роль сенсорного развития малыша в раннем возрасте огромная. Акцент делается на развитии:

  • зрения (таблички разного цвета, розовая башня, геометрические фигурки для понимания различий формы, размера);
  • слуха (музыкальные инструменты, колокольчики, шуршащие коробочки);
  • обоняния (баночки с запахом);
  • осязания (лоскутки тканей, доски).

Основная цель научной зоны - интеллектуальное развитие. Включает отдельные области - математическую, географическую, языковую, естественно-научную. Эта зона также наполняется необходимым вспомогательным материалом. Прекрасным дополнением среды могут стать зоны искусства, ремесленные, музыкальные, танцевальные, которые будут способствовать гармонизации эстетического и физического развития детей.

Область развития речи

В языковой зоне проводится моторная подготовка к освоению навыков письма, развитие звукового слуха, обучение чтению. Целенаправленно работают над обогащением словарного запаса ребёнка, знакомят с буквами, учат написанию.

Опорный материал для развития мелкой моторики и освоения навыков письма и чтения:

  • всевозможные рамки с контурными вкладышами для обводки;
  • многочисленные серии карточек с шероховатыми буквами, слогами, словами;
  • доски с динамичным алфавитом;
  • поднос с рассыпанной манной крупой.

Математическая область

Математическое развитие ставит перед собой такие цели:

  • знакомство с цифрами;
  • представление о числовых разрядах и десятичной системе;
  • освоение сопоставления математических символов;
  • умение проводить основные математические действия по сложению, вычитанию, делению с четырёхзначными числами;
  • знание квадрата числа;
  • понимание дроби и действий с ней.

Однако, что из вышеперечисленного перечня умений и знаний ребёнок освоит, зависит от его заинтересованности и индивидуального темпа восприятия, педагог не оказывает никакого давления в стремлении заполучить быстрый результат, главное, сохранить вкус к познанию и удовольствие от процесса обучения.

Дидактический материал:

  • наборы золотых бусин и коробки с цифровыми карточками для изучения арифметических разрядов и овладением навыками четырёх действий;
  • штанги;
  • веретена;
  • доски Сегена.

Космическая или естественно-научная область

В этой зоне происходит знакомства малыша с окружающей его Вселенной. Ребёнок учится разделять понятия живая и неживая природа, дикие животные и домашние, узнаёт об органах внутри человеческого тела. Кроме того, он проведёт настоящие опыты и экспериментально убедится в том, что дерево горит, а камень тонет, смоделирует картонный вулкан и организует настоящее извержение, запустит бурлящий речной поток. В сознании малыша появится глубокое понимание закономерности и взаимосвязанности всего происходящего в окружающем мире, ценности и неповторимости каждого живого существа на Земле и необходимости бережного отношения к природе.

Фотогалерея: Монтессори-материалы для развития детей

Пластиковый глобус на деревянной подставке с выступающими континентами и окрашенными в разные цвета может использоваться детьми с трёх лет Монтессори -материал «Доски «Сегена» используется для обучения последовательному счёту и запоминанию правильных, общепринятых названий чисел Малыш с удовольствием будет помогать вам на кухне в приготовлении простых блюд Цветные цилиндры позволяют малышам изучить тот факт, что при одной и той же форме предметы могут иметь разные размеры С помощью этого материала из бусин действие сложения, вычитания, умножения и деления приобретает буквальный смысл Обучать шитью с помощью монтессори-материла в виде нитки с иголкой можно безопасно и легко детей начиная с трёхлетнего возраста Деревянная коробочка с образцами тканей разивает осязание Коробочки с запахом помогут научить малыша различать запахи, развить его обоняние, расширить словарный запас Приучать к самостоятельной уборке можно с трёх лет Деревянный ящик с двумя откидывающимися сторонами, в котором разложены кубики и призмы можно давать ребятам с 4 лет Вращая за ручку одного из колес, ребенок с интересом наблюдает за работой зубчатой передачи, вызывающей вращение другого колеса
Прямоугольная доска, с изображенными на ней странами Европы в виде пазлов будет отличным помощником в изучении географии детьми

Роль взрослого в раннем развитии ребенка

С каждым годом количество модных садиков, лицеев, специализированных школ только растёт, возникает потребность в педагогах и воспитателях с совершенно иным альтернативным стилем мышления, необходимым уровнем профессиональной подготовки, готовых совершенствоваться и развиваться, способных работать с верой и любовью к своему делу.

Монтессори-педагог косвенно воздействует на ребёнка, прибегая к помощи дополнительных дидактических материалов - организованных увлекательных игр, методических приспособлений. В этой системе отсутствует общепринятый в традиционной школе «учителецентризм». Рабочее место учителя - пространство всей классной комнаты, он не привязан к своему столу, активно перемещается от одного ребёнка к другому, проводя с ними индивидуальные занятия за столиком или на коврике. При этом личность педагога едва заметна, он не концентрирует на себе внимание, его роль вспомогательная, а не назидательная.

Видео: методика Монтессори. Доводы одного родителя

Каким должен педагог, работающий с ребёнком по системе Монтессори:

  • наблюдательным;
  • психологически гибким;
  • обладать проницательностью и тонким чутьём в подборе оптимального обучающего материала лично для каждого ученика, чтобы обеспечить наибольшую эффективность работы;
  • избегать сравнений с другими детьми, а также прямых оценок, заменяя их проявлениями своего отношения через чувства

Рабочее место учителя - пространство всей классной комнаты, он не привязан к своему столу, активно перемещается от одного ребёнка к другому, проводя с ними индивидуальные занятия за столиком или на коврике

Каждый ребёнок входит в продуктивную фазу сенситивного периода индивидуально, поэтому учебная нагрузка, её распределение должны быть персонально ориентированы. Воспитатель владеет навыками техники определения периодов чувствительности, поэтому в общении с ребёнком помогает ему раскрыться, максимально активизировав внутренний ресурс. Основной индикатор пробуждения чувствительности - неподдельный интерес ребёнка к какому-либо виду деятельности. Задача руководителя - вовремя уловить наступление активного периода обучения и предложить ребёнку применимый его возрасту и подготовке педагогический инструментарий развития.

Закономерным стало и предложение М. Монтессори о замене термина «учительница» на «руководительница», которое казалось более уместным и справедливым.

Видео: работа педагога в Монтессори-центре

Советы родителям:

  1. Приобретайте одежду, с которой ребёнок легко справится самостоятельно: без сложных застёжек, с большими пуговицами, с широким воротником. Оборудуйте детскую удобной для возраста ребёнка и прочной мебелью: вешалка для вещей, зеркало, низкие полочки для игрушек, низкая кроватка, мобильные и лёгкие стол и стульчик.
  2. Гармонизируйте пространство детской комнаты, используйте материалы, которые легко мыть и чистить. Уберите из зоны доступности предметы опасные для малыша или те, которые он может сломать.
  3. Научите ребёнка пользоваться средствами уборки: тряпка для пыли, веник, ведёрко. Дайте в личное пользование предметы для уборки.

Фотогалерея: какой должна быть домашняя среда

В оформлении детской предпочтение необходимо отдать пастельным тонам и деревянной мебели Одежда ребёнка должна быль доступна, чтобы он осваивал навыки самообслуживания У ребёнка должно быть место для игр и движения Между ребёнком и окружающим его миром не должно быть решёток, кроме того, низкая кроватка будет безопасна Игрушки должны быть сложены так, чтобы малыш сам выбирал для себя занятие Детская мебель должна быть мобильной и лёгкой, соответствующей возрасту ребёнка Можно оборудовать специальный стенд для рисунков и поделок

Деятельность:

  1. Обеспечьте ребёнка дополнительными дидактическими материалами для развития - оборудуйте зону практической деятельности, сенсорную и научные зоны в его комнате. Не перегружайте детскую игрушками, даже если они развивающие, добавляйте их постепенно, возможно, заменяя другие.
  2. Посещайте вместе с ребёнком интересные места, которые будут способствовать его интеллектуальному, культурному, физическому и духовному развитию.
  3. Пусть ребёнок принимает активное участие в домашних делах, таких как поход за покупками, уборка, готовка, садоводство. Давайте ему конкретное задание и обеспечивайте условия для выполнения.
  4. Позвольте ребёнку вырезать картинки из журналов, обсуждайте с ним его творчество (рисунки, поделки), читайте ему вслух и проводите беседу на тему услышанного им.
  5. Рассказывайте ребёнку о своих увлечениях и интересах, это обогатит его мир знаниями о музыке, книгах, спорте, рукоделии и т.д.
  6. Приучите его ухаживать за домашними животными и растениями в доме. Пусть привыкает брать ответственность за них, но не заставляйте, если ему это не по силам.
  7. Ходите с ребёнком в гости вместе, но делайте визиты короткими, учитывая быструю утомляемость малыша, продумывайте заранее чем его можно будет занять, если он заскучает.

Как выстраивать отношения в семье:

  1. Если отец посвящает много времени работе и часто отсутствует дома, желательно, чтобы ребёнок наблюдал отца за работой дома, тогда он будет понимать слова «папа на работе».
  2. Будьте честны со своим ребёнком.
  3. Создайте атмосферу уважения и взаимопонимания.
  4. Расширяйте сферу его социальной адаптации, приучайте культуре общения с посторонними взрослыми людьми в больнице, школе, магазинах и т. д.
  5. В случае возникновения трудностей в воспитании, обращайтесь за профессиональной консультацией к опытным психологам или учителям.

В семье важно создавать атмосферу взаимопонимания и уважения

Занятия по методу М. Монтессори

Приводится несколько примеров занятий, который будут полезны родителям для применения воспитания детей, для их саморазвития и гармоничного понятия окружающего мира.

Техника игры со счётными палочками

Инструкция:

  1. «Собери палочки» - способствует развитию мелкой моторики. Применяем с 9-месячного возраста. В коробочке от счётных палочек делается отверстие, затем малышу предлагают складывать палочки в коробочку по одной. Проводить под присмотром родителей.
  2. «Разложи по цвету» - начальное задание будет состоять из палочек двух цветов, показываем как разложить в две кучки и просим кроху повторить. Когда первое задание освоено, усложняем задачу, добавляя ещё один цвет. Занятие стимулирует способность сенсорного восприятия и формирует умение сравнивать.
  3. «Творим из пластилина» - в год, полтора можно приступать к играм с пластилином. Счётные палочки используем вместе с пластилином: забор, опора светофора, ствол дерева и т. д.
  4. «Игры в геометрию» - выкладывает из счётных палочек фигуры, попутно объясняя, что такое квадрат, угол или сторона. Чем одна фигура отличается от другой, как из одной фигура получить другую. Малыш просто наблюдает за игрой, а с возраста 4–5 лет можно предлагать ребёнку самостоятельно справиться с заданием.
  5. «Увлекательные дорожки» - из счётных палочек выкладываем яркие дорожки разной ширины и длины. Начинаем с одной (это короткая дорожка) и постепенно добавляем ещё по одной, проговаривая, что дорожка становится длиннее. Знакомим с понятиями длины («короткий», «длинный») и высоты, если добавить пластилин.
  6. «Учимся считать» - около двух лет малыш уже знаком с понятиями «один» и «много», учится считать до двух, к трём годам осваивает счёт до пяти, количественное измерение, а не числовую последовательность. Счётные палочки помогут освоить простейшие арифметические действия

Видео: песочная терапия, игры на развитие внимания

Чтение и письмо

Цель: развитие мелкой моторики и мускульного аппарата как подготовка к письму.

Материал: многочисленные рамки с фигурками, шершавые буквы.

Технология проведение занятия:

  1. Ребёнок обводит цветным карандашом внутренний контур рамки, при этом на белом листе бумаги остаётся прорисованная им геометрическая фигура. Дополнительно можно предложить вашему малышу раскрашивание фигурки, сделав её цветной. Вкладки могут представлять собой любые геометрические фигуры, позже к ним можно добавить фигурки животных или предметов, чтобы сделать занятие более увлекательным и разнообразным.
  2. Цель - освоить зрительные образы букв и усовершенствовать мускульную память мелкой моторики кисти руки для письма. Материал - таблички, на которые наклеены письменные буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Начинаем процесс изучения букв с гласных, затем приступаем к согласным. Учимся произносить звук, а не букву. Начинаем с небольшого количества букв, двух или трёх, показываем, произносим и даём обвести пальчиком. Тактильное восприятие обязательно, так как это принципиальная основа метода. Можно включить игровой метод поиска ребёнком произносимой вами буквы: «Найди мне «К», а где «О»?».
  3. Цель - научиться составлять слова. Материал - вырезанные из карточек буквы, каждая буква должна быть минимум в двух экземплярах. Кладём буквы перед ребёнком и чётко произносим хорошо знакомое слово, например, ма-ма. Малыш находит и выкладывает перед собой букву «М», подготовленный к занятию ребёнок справится с задачей составить простое слово. Если ребёнок не определяет звук, то вы слишком торопитесь, будет уместным поиграть с ним в звуковые игры в качестве подготовки. Подготовленный ребёнок сам стремится писать с удовольствием, можно предложить ему писать пальчиком по рассыпанной манной крупе или мелками на доске, прежде, чем осваивать письмо карандашами на бумаге.

Фотогалерея: материалы для чтения и письма

Складывать слова из шершавых букв интересно и легко малышам Первые буквы вырисовывать на манной крупе очень просто Учение письма с вырисовывания букв пальцем намного легче Рамки-вкладыши служат для обводки фигурок Складывание слов из фигурок букв руками очень нравится детям

Обучение счёту

Цель: малыш овладевает математическим навыком счёта с помощью бусин. Он учится сравнивать конкретное количество бусин с их цифровым изображением, осваивает четыре арифметических действия. Ребёнок получает навык систематизации, развивает абстрактное мышление, усваивает понятие числа, осознаёт взаимосвязь отдельных явлений.

Основной материал для организации проведения занятия - инструмент «Золотые бусины», которые объединены по разрядам (десятки, сотни, тысячи). Основная единица счёта - золотая бусина, один десяток - нанизан на стержень, сотня - пластинка из десяти стерженьков, тысяча - куб из десяти пластинок. Для проведения полноценного занятия по обучению счёту необходим дополнительный дидактический материал, который представляет собой коробку с символическим изображением цифр (1, 10, 100, 1000).

Организация и проведение упражнения:

  1. Ребёнку показывают одну бусину и называют её: «Это одна единица». Малыш может её рассмотреть, взять в руки, после чего положить на поднос с Золотым материалом. Затем ему демонстрируют стерженёк, проговаривая вслух: «Одна единица, две единицы, три единицы, четыре единицы и т. д.», в финале пересчёта малышу сообщают «Десять единиц - один десяток». Потом ребёнку предлагают самостоятельно повторить процедуру счёта бусинок. Аналогично вместе с ним пересчитывают десятки в пластинке и тысячи в кубе. Второй шаг - знакомство с числом, усвоение значения 0. Наконец, третьим этапом станет сравнение усвоенного понимания разрядов, выраженных в количестве бусинок, и числового их изображения. Перед ребёнком выкладывают бусинку и предлагают положить рядом соответствующую карточку с цифрой 1, таким же образом исследуются десятки, сотни и тысячи.
  2. Материал: два коврика, куб-тысяча, коробка с 9 пластинками, коробка с 9 стерженьками и 9 бусин-единиц, коробка с большими цифрами 1000, 900, 90, 1.В правой части одного ковра выкладываются 9 бусин, далее ребёнку говорят: «Если мы добавим десятую бусинку, у нас получится десяток». Задача ребёнка выложить столбик десятки-стерженьки, а, затем столбик из пластинок и завершить работу появлением на коврике куба. Параллельно, на другом коврике, второй ребёнок, следуя аналогичной логике, раскладывает картинки с цифрами.
  3. Детям предлагают собрать любое четырёхзначное число, сначала они проделывают это из бусин, затем находят правильное число. Следующим этапом будет переход к изучению арифметических действий с четырёхзначными числами.

Основные достоинства и недостатки системы воспитания Монтессори

Мастерская М. Монтессори не оставляет равнодушным никого из тех, кто хотя бы прикоснулся к изучению и знакомству с ней, или, например, привёл своего ребёнка в такую школу. Мнения бывают самые полярные - от категорически восторженных до резкой критики. Минусы, основанные на критических замечаниях противников метода можно изложить в нескольких тезисах:

  • ярко выраженное доминирование индивидуальной и самостоятельной работы, ребёнок мало времени проводит в живом общении со сверстниками, преобладает деловой стиль;
  • отсутствие спонтанных творческих игр, урок превращается в работу;
  • противники метода осторожно относятся к стимулированию раннего развития в целом, придерживаются того мнения, что «всему своё время» и такое ускоренное, преимущественно интеллектуальное развитие, принесёт свои побочные эффекты в виде искажения психологии ребёнка, лишит его атмосферы беззаботной радости детства;
  • в Монтессори-центрах отдают предпочтение развитию логики, а развитие образного мышления, воображения при этом страдает, нарушается принцип гармоничного развития;
  • мало внимания уделяется творческому и эстетическому развитию, эмоциональная жизнь ребёнка теряет насыщенность и глубину, становится сухой и примитивной;
  • выражают сомнение по поводу того, а стоит ли специализированные педагогические приёмы для умственно отсталых детей, которые, несомненно, доказали свою эффективность, столь широко популяризировать и внедрять для всех детей;
  • предупреждают родителей о том, что в России нет сертифицированного центра подготовки Монтессори-педагогов для детей 2,5–3 лет.

Следует как можно дольше оставлять ребёнка в его нежном образно-сказочном мире, в котором он приспосабливается к жизни, дать ему возможность как можно дольше не расставаться с воображением, образностью, «безыинтеллектуальностью». Ибо, если предоставить его организму возможность окрепнуть в «безынтеллектуальности», он сможет позже правильным образом освоиться и интеллектуальности, необходимой современной цивилизации.

Рудольф Штайнер

http://www.umnyedetki.ru/metodiki/protivniki.html

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5–3 лет. Но на сегодняшний день уже есть большой мировой опыт по созданию Монтессори-групп для занятий с детьми до 3 лет. Правда, в нашей стране пока нет сертифицированных Монтессори-педагогов для детей от 0 до 3 лет, во всяком случае я не нашла подобной информации. И ещё, не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по системе Монтессори. Уточнить список Монтесори-центров (садов и школ), можно, например, на страницах интернет-журнала Монтессори. Монтессори-школ в мире также значительно меньше, чем Монтессори-групп для детей до 6 лет (дошкольников). В России Монтессори-школ единицы и официально они таковыми не числятся. Эти и другие правила, позволили научить отстающих в развитии детей одевать себя, организовывать порядок окружающих вещей, систематизировать окружающий мир. Но это не значит, что подобная программа подходит и принесёт пользу большинству «обычных» детей. Речи не шло о выращивании гениев и опережающем развитии. Да и для «обычных» детей методика не предназначалась.

Агрова Анна

http://mamainfo.ru/goods/137.html

Развитие ребёнка сводится для неё исключительно к развитию сил способностей организма: развитие мускулов, грудной клетки, зрения, осязания, слуха и т. д. Понятие образования определяется ею всецело материалом, подлежащим воспитанию. Что должно воспитать? - вот вопрос, который она только и ставит, естественно отвечая на него: надо воспитать в человеке все, что только находит и нем физиология и психология! А между тем - даже максимальное развитие органов восприятия и движения обеспечивает ли на деле то, что мы называем идеалом развитого человека? Разве виртуозная тонкость в различении оттенков цветов и глазомер, не уступающий глазомеру дикаря, не сочетаются часто с полным непониманием живописи и рисунка, а способность улавливать тончайшие шумы и наличие даже абсолютного слуха - с банальным музыкальным вкусом, предпочитающим пошлую слащавость глубокой и серьёзной музыке? Ведь художественное восприятие есть восприятие не вещества, по его живописного или музыкального смысла, и потому для понимания живописи или музыки далеко недостаточно развитого зрения и развитого органа слуха… Система Монтессори отрицает все, могущее так или иначе питать воображение. Она отвергает изобразительные игры, отрицает даже сказки, как уводящие ребёнка в мир ирреального. Развивая чисто сенсуалистическую теорию воображения, Монтессори знает одно лишь пассивное воображение, которое есть не что иное, как подражательно-произвольная комбинация воспринятых элементов реальности. То, что психология называет творческим воображением, есть для неё лишь усложнённое пассивное воображение. Детское творчество ею решительно отвергается… Система Монтессори кроет в себе опасность преждевременного превращения игры в урок, т. е. в работу…Ошибка Монтессори состоит в том, что, отрицая творчество ребёнка, она выбрасывает за борт и его активность.

С.И. Гессен

Основы педагогики