Уделяйте внимание детям. Психологи: Желание ребенка привлечь внимание — признак эмоционального…

Главным признаком отсутствия внимания со стороны родителей у ребенка является то, что он всячески начинает стараться его завоевать и добиться у взрослых. И если малышу не удается получить позитивное внимание от окружающих его людей в виде объятий, улыбок и проведенного совместно времени, то он не будет прекращать собственных действий, так как для него значимым будет любое внимание, включая и негативное: наказание, шлепки, крики.

Сложность выявления нехватки внимания со стороны родителей заключается в том, что подобным образом себя могут вести, как недолюбленные, так и просто избалованные дети. Так как эти обе крайности могут стать причиной нарушения детского поведения. Именно по этой причине родителям следует задуматься, а достаточное ли количество внимания они уделяют своему крохе?

Родителям необходимо наблюдать за собственными чувствами. Когда малыш устраивает борьбу за их внимание, у них может возникнуть чувство раздражения. Если кроха начинает противостоять родительской воле, то это может вызвать у них приступ гнева. Если ребенок начинает мстить, то это вызывает чувство обиды у родителей.

Как в будущем проявляется нехватка внимания к детям?

Недостаток родительского внимания способен привести к разнообразным последствиям. Это самые разные формы зависимости, и даже преступные действия и суициды. Если в детстве ребенка не любили, то в старшем возрасте он может начать требовать этого внимания . Проявляться это может в постоянном желании обнимать вожатых, учителей, проявлении агрессии (сделать больно, дернуть) для того, чтобы на него обратили внимание. А бывают и такие дети, которые начинают замыкаться и просто «уходить в себя».

Постоянная нехватка внимания со стороны родителей у детей может привести к тому, что в дальнейшем они становятся личностями, неуверенными в себе . Если малыш уже привык привлекать к себе внимание посредством аутоагресии и истерики, то зачастую такие стереотипы поведения будут перенесены и во взрослую жизнь. В дальнейшем это может стать причиной мазохистских наклонностей.

Сколько внимания нужно уделять малышу?

На самом деле не так и много. Самое главное - это делать правильно: с ребенком нужно разговаривать о его проблемах и жизни в целом, интересоваться им, проводить спокойные воспитательные беседы, играть с ним и читать сказки . Внимание необходимо уделять именно ему, вашему ребенку. И крайне важно: обнимать ребенка не меньше трех раз в день, а при разговоре смотреть ему в глаза.

Все чаще можно увидеть, что когда вся семья начинает собираться дома, папа сидит за компьютером, мама за айпадом или телефоном, а ребенок сам по себе смотрит мультфильмы. Люди начинают утрачивать понимание, теплоту отношений, поддержку и общение, которыми крепится и живет семья. И в такой семье каждый человек одинок по-своему.

Нет ничего странного, что взрослые со временем найдут замену в общении, а ребенок вырастет с комплексом неполноценности и ненужности.

Главным в отношении родителей и детей является то, чтобы добиться того, что нужно и полезно для развития ребёнка, для того, чтобы он стал хорошим человеком, – и в то же время не воевать с ним, не портить с ним отношений. А это достигается тем, что родители постоянно подчёркивают своим отношением к детям: мы – Одно Целое, Семья, у нас ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ, мы живем ОБЩЕЙ ЖИЗНЬЮ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чрезмерная занятость родителей

Введение 2

§1. Изучение основных проблем взаимоотношений

Родителей и детей. 5

§2. Анализ значения межличностных отношений

(родители - дети). 9

§3. Определение объективных и субъективных причин

недостатка внимания со стороны родителей. 12

Глава II. Практическая часть. 14

Заключение 18

Список литературы 19

Приложение № 1 20

Приложение №2 21

Рецензия 22

Введение

Первыми наставниками в жизни каждого ребёнка являются родители. Вот почему именно родители должны ясно сознавать и постоянно помнить, что роль отца и матери чрезвычайно важна для самого ребенка.

Участие родителей в жизни ребёнка является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Таким образом, в общении с родителями происходит начальный период становления индивида.

Реализация всей системы отношений человека осуществляется именно в общении. Общаясь, у ребенка складывается определенное мировоззрение, он учится строить отношения с окружающими. Действительно, общение является жизненной необходимостью. Но современные дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей.

Актуальность данной работы заключается в том, что чрезмерная занятость родителей в жизни детей рассматривается как одна из важнейших проблем современного общества. В основе этого понятия лежит представление, согласно которому без активного участия родителей в жизни ребёнка невозможна социализация индивида. Без активного участия родителей невозможно создание полноценного члена общества.

Целью исследования является изучение проблемы участия родителей в жизни детей.

В связи с поставленной целью были выработаны и решены следующие задачи:

1.Изучение основных проблем взаимоотношений родителей и детей.

2.Анализ значения межличностных отношений (родители - дети).

3.Определение объективных и субъективных причин недостатка внимания со стороны родителей.

Объектом исследования являются учащиеся школы №21 и их родители.

Предметом исследования является взаимоотношения родителей и детей.

Методы исследования - анализ периодической литературы, статистической информации, проведение анкетирования учащихся школы №21 и их родителей.

Гипотеза – главным в отношениях родителей и детей является взаимопонимание и доверие.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Взаимоотношения родителей и детей.

§1. Основные проблемы взаимоотношения родителей и детей.

Дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Родители в наши дни слишком заняты, да и задачи осознанной нет - "возиться с ним". А уж когда пошел в школу, то и подавно: "Вырос уже". Поэтому подросток в основном слышит стандартные вопросы: "Поел?", "Погулял?", "Уроки выучил?". И если все в порядке, общение прекращается, ребенок остается наедине со своими заботами и интересами, а то и бедами. А детям трудно примириться с родительским невниманием.

Зачастую они прямо попросят маму или папу "посидеть", "поиграть", "погулять", и нередко получают отказ. И вот тогда они находят более верный способ привлечь внимание: непослушание. То сын за телевизор сядет вместо уроков, то одежду не повесит, то магнитофон включит на полную катушку. Родители отвлекаются от своих дел, сыплют замечаниями: "Почему опять...", "Сколько раз тебе...". Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Из данного контекста возникает вопрос: «Какие претензии предъявляют современные подростки своим родителям?» Подростки не говорят о строгости, излишней опеке, недостаточной свободе и т.п. Их волнует чрезмерная занятость родителей, частое их отсутствие, недостаточное внимание с их стороны. Большинство подростков хотели бы чаще беседовать с родителями и в первую очередь сожалеют о том, что не могут свободно поговорить с ними обо всем.

Таким образом, подростки ставят на первое место не только свободу, а и необходимость более тесного общения с родителями.

Причинами чрезмерной занятости родителей являются ряд объективных и субъективных факторов, связанных как с личностными качествами родителей, так и с общественной сферой.

Анализируя основные факторы, мы в своей работе поднимаем ряд актуальных причин этого явления:

Засилье телевизионных программ и новых компьютерных игр, интернет;

Трудная материальная жизнь;

Нет общих интересов и точек соприкосновения у членов семьи;

Неумение и нежелание взрослых организовать совместный семейный труд и отдых;

Чрезмерная занятость родителей.

Современность выделяет как одну из основных причин отсутствия полноценного общения в семье является интернет – зависимость как у подростков так и у родителей.

Без Интернета сейчас нельзя представить себе полноценное существование современного общества, поэтому нужно искать альтернативу решению сложившейся проблеме интернет - зависимости у детей.

Если ребенок, особенно подросток, очень много времени проводит за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество.

Для ребенка характерно стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет ему удовлетворять потребности, которые по каким-то причинам не могут удовлетвориться в реальной жизни. Мы привыкли играть в ролевые игры с самого детства. Эти игры являются частью познавательной деятельности человека. Когда ребенок играет в ролевую игру, то он сознательно принимает на себя роль взрослого человека (мамы, папы, бабушки или дедушки), тем самым он удовлетворяет бессознательную потребность в познании мира, который его окружает. По мере взросления ребенок заменяет ролевые игры на интеллектуальные, но все же потребность принять на себя роль другого человека сохраняется. При помощи виртуальной реальности эту потребность можно удовлетворить в компьютерной игре.

Родители не должны оставлять без внимания своих детей, тогда интернет - зависимости можно избежать. Им стоит постоянно общаться со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.

Еще одной не мало важной проблемой является трудная материальная жизнь в семье. Так как карьера и финансовые проблемы могут негативно сказываться и влиять на взаимоотношения родителей со своими детьми.

Исследователи университета Миссури постарались выяснить, как финансовые проблемы родителей и следующие за ними психологические расстройства, влияют на их отношения с детьми.

Ученые обнаружили, что те родители, которые испытывают финансовые затруднения, имеют меньшую эмоциональную связь со своими детьми, а их дети, в свою очередь, менее склонны к проявлению социально направленного поведения, такого как помощь другим или добровольное участие в чем-либо. К таким выводам пришла команда исследователей университета Миссури под руководством профессора Густаво Карло.

"Финансовое положение конкретной семьи зависит от всё большего количества общественных факторов, а финансовые проблемы могут привести к депрессии, которая вредит отношениям между родителями и детьми".

"Когда родители в депрессии, это неизменно сказывается на их взаимоотношениях со своими детьми". Исследовательская команда советует, родителям всё же не забывать о своих детях и как можно больше времени проводить со своими детьми.

Но, к сожалению, и нтересы детей и взрослых во многом могут не совпадать. Дети хотят играть, бегать, шуметь, кушать конфетки и поменьше трудиться. Взрослые хотят, чтобы дети учились, ели манную кашу, были дисциплинированными и внимательными. Что же нам делать? Неужели мы обречены на постоянную конфронтацию с детьми?

Каждая мама и каждый папа, несомненно, хочет, чтобы в их доме царила атмосфера любви и доверия. Но как быть с детьми подросткового возраста, ведь они хотят быть самостоятельными, уже имеют свое мнение и часто действуют вопреки нашим добрым советам? Непонимание между родителями и детьми подросткового возраста возникает во многих семьях, не зависимо от материального положения, религии и места проживания.

Родителям следует искренне интересоваться жизнью своего ребенка. Это не означает, что они должны полностью разделять интересы подростка, слушать его любимую музыку и играть в его компьютерные игры, но, тем не менее, уважать его увлечения.

Родители должны серьезно относиться к тому, что имеет большое значение для ребенка, даже если на их взгляд это не заслуживает внимания вообще. Им необходимо найти время для своего ребенка и заняться общим делом, таким, которое привлечет их. Если они начнут делиться некоторыми своими мыслями, спрашивать мнение ребенка, то очень скоро им будут доверены сердечные переживания.

Таким образом, родители смогут своевременно оказать помощь и поддержку необходимую детям. Помощь родителей – это, прежде всего их внимательное отношение к своим детям, заинтересованность в его друзьях, интерес к жизни класса, школы. Огромную роль играет создание дома спокойной обстановки, уважения к труду каждого члена семьи, забота о старших, об отдыхе. Подростку необходима совместная деятельность с взрослыми. Он может быть помощником в домашних делах. Родители могут привлечь ребёнка к своим увлечениям или разделить его увлечения. Именно совместная деятельность облегчает контакт с подростком, рождает духовную близость. В совместных занятиях не только родителям открывается характер ребёнка, но и они лучше узнают своих родителей.

Мы живем в слишком занятое время, когда многие родители забирают работу домой, уезжая из офиса, и это оказывает негативное влияние на их отношения с детьми.

Весь процесс развития ребенка от первых дней жизни и до конца подросткового возраста проходит под влиянием общения. Начиная общаться с одним близким взрослым, а затем, включая в круг общения все большее количество, как взрослых, так и сверстников, ребенок впитывает, анализирует, а затем и критически оценивает багаж знаний, накопленный многими поколениями людей.

Чрезмерная занятость родителей, в условиях которой родители стремятся обеспечить дитя всеми материальными благами, но не уделяют внимания духовному воспитанию, не обеспечивают столь необходимой детско-родительской связи, приводит к тому, что такие дети чувствуют эмоциональную отверженность со стороны родителей и подвергаются опасности в поисках недостающего тепла и ласки вне дома.

Родители очень часто корят себя за то, что мало уделяют времени детям или не научили их что-то правильно делать. На самом деле каждый родитель в каждый данный момент делает для ребенка то, что считает хорошим и полезным, а если совершает ошибки, то только потому, что его никто не научил, как это сделать иначе.

Вторичная занятость родителей, их чрезмерная загруженность на работе, необходимая для поддержания жизненного уровня семьи, способствуют тому, что дети большую часть времени оказываются, лишены родительского внимания и контроля. Можно сказать, что российские семьи оказались в кризисном положении и сегодня важно говорить о значимости тесных взаимоотношений родителей и детей.

§2. Анализ значения межличностных отношений (родители - дети).

Основная проблема, которая стоит очень остро, это чувство вины, мучающее родителей из-за того, что они в силу своей занятости уделяют детям недостаточно времени.

Занятость современных взрослых - один из признаков нашего времени. Родители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью - предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода.

Зачастую можно встретить такую ситуацию, когда в семье общение с ребенком сводится практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности – занятые родители. Ускоренный темп жизни, профессиональная занятость работающих родителей, которым не всегда хватает времени не только на общение с ребенком, но и на выполнение домашних дел.

По вечерам занятые родители обязательно находят какие-то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Чаще ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.

Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, выпускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Занятые родители покупают ему много красивых интересных игрушек или какое-нибудь домашнее животное, лишь бы не мешал, не приставал с постоянными вопросами.

Вот ребенок играет в одиночестве в своей комнате или в своем детском уголке. Родители дома, но ребенок не чувствует их присутствия - они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами.

Такая родительская любовь весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого страдает. Ведь игры, какими бы занимательными ни были, и «общение» с четвероногим другом не заменят общения с родителями.

Даже взрослый человек испытывает естественную потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность, гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута его жизни приносят ему столько нового, интересного и необычного! Ребенку просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями. Но он совершенно один, с ним никто не разговаривает, и ему постоянно приходится сдерживать возникающие у него эмоции...

Представьте себе такую ситуацию: возбужденный ребенок с радостными блестящими глазами подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок: «Папа, смотри, какой я танк нарисовал!»

Папа, не отрываясь от чтения, говорит: «Ты у меня молодец!» Малыш не унимается: «Папа, ты даже не посмотрел! ». Через минуту, оторвавшись от своего занятия, папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит: «Какой красивый!». Мальчик просит: «Папа, а давай немного вместе порисуем». А в ответ слышит: «Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай», - и включает телевизор. Дальнейшие уговоры папа упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слёз, плетётся в свою комнату.

Данная ситуация вовсе не единична, варьировать ее можно до бесконечности: на месте папы может оказаться мама, на месте мальчика – девочка, вместо телевизора может быть утюг, мягкий отказ может смениться грубым окриком или подзатыльником. Такое ограничение проявления эмоций может серьезно повредить не только общему развитию вашего ребенка, но и его здоровью.

Заметив, однако, что в данной ситуации важное и то, насколько часто повторяются подобные сцены. Занятые родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела, кроме того, они также нуждаются в отдыхе.

Ребенок должен понять, что у родителей есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять: если мама перестанет стирать или готовить ужин и пойдет с ним играть, от этого будет плохо всем и ему самому тоже – придется ходить в грязной одежде, остаться голодным.

Ребенок должен уяснить, что каждый человек имеет право на отдых и любимое занятие – родители устают от работы и домашних дел, и если они не будут хотя бы немного отдыхать, они могут серьезно заболеть.

Родителям необходимо стараться понять своего ребенка, а не оценивать только его поступки. Так закладывается основа взаимного доверия между родителями и детьми. Поскольку они заняты на работе, к тому же у них есть еще и домашние дела, им следует каждый день выделять время для полноценного общения с ребенком. Ценность общения измеряется не количеством времени, проведенного вместе, а его качественными характеристиками, которые выражаются во внимании, уважении, понимании.

§3. Определение объективных и субъективных причин недостатка внимания со стороны родителей.

Ребенок или карьера? Казалось бы, странный вопрос. Как можно выбирать между этими одинаково важными и неотъемлемыми сторонами нашей жизни? Однако наши стереотипы давно разделили детей и работу на два абсолютно противоположных мира. К сожалению, сегодня получается, что это два взаимоисключающих друг друга понятия.

У работающих родителей свои проблемы, о которых мы и хотели бы сейчас поговорить. Проблема, которая стоит очень остро, - это чувство вины, мучающее родителей из-за того, что они в силу своей занятости уделяют детям недостаточно времени.

Бывает, что чувство вины у родителей возникает как защитная реакция. Им кажется, что их главная задача - обеспечить высокий материальный уровень жизни для ребенка, чтобы он мог учиться в престижной школе, отдыхать на лучших курортах. Но все равно в глубине души родители понимают, что уделяют ребенку мало внимания, а, следовательно, никак не могут отнести себя к числу хороших родителей.

Ребенку важно общаться с родителями не только для того, чтобы дать выход собственным эмоциям, но и для того, чтобы постоянно испытывать чувство защищенности.

Чувство душевного покоя оттого, что рядом папа – самый сильный мужчина на свете и мама – самая добрая и ласковая из всех мам, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.

Ведь ребенок с ранних лет привык сам решать свои «проблемы», заранее зная, что мать или отец всё равно ответят ему, что именно некогда, что у них нет времени на подобную ерунду. Изо дня в день, слыша такие ответы родителей, видя их постоянную спешку, невозможность или нежелание оторваться от своих проблем и забот, ребенок привыкает к играм в одиночестве и не пытается даже сблизиться с родителями.

Создать понимание того, что родители тоже имеют право на свои интересы, заботы, - означает сформировать у ребенка собственную целеустремленность в будущем. Ребенок должен преодолеть свой эгоизм, научиться принимать и отдавать любовь, а не просто требовать. Ему достаточно знать, что о нем всегда помнят и любят.

Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?

"Сколько времени уделяете ребенку?" - этот вопрос часто встречается в анкетах для родителей. Однако, если спросить ребенка, сколько времени в воскресенье он провел с мамой или папой, он вряд ли будет точен. Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями, и было ли ему это приятно: "Мы ходили в луна-парк, а затем зашли в кафе, ели мороженое. Мне так понравилось летать с папой в самолете..." Ребенку важно не количество проведенного с ним времени, а как оно проведено. Иногда десять минут, проведенные в сердечной беседе (в психологическом смысле слова), для ребенка значат гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе, но когда вы, сдерживая зевоту, просто присутствовали в его играх.

Ребенку необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а искреннее общение с родителем как личности с личностью. Он хочет переживать чувство общности с ними, принадлежности к семье, стремится к тому, чтобы его уважали, считались с ним, с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить с сыном или дочерью время. Несколько времени вы пробыли с ребенком, а что и как делали вместе, имеет решающее значение.

Заключение

Главным в отношении родителей и детей является то, чтобы добиться того, что нужно и полезно для развития ребёнка, для того, чтобы он стал хорошим человеком, – и в то же время не воевать с ним, не портить с ним отношений. А это достигается тем, что родители постоянно подчёркивают своим отношением к детям: мы – Одно Целое, Семья, у нас ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ, мы живем ОБЩЕЙ ЖИЗНЬЮ.

Кстати, такие родители всегда с любопытством относятся к внутреннему миру своих детей, играют с ними. Поэтому ребёнок не видит в маме только Надзирательницу и Домомучительницу. Не считает, что от взрослых исходит только негатив.

Конечно, родители имеют право на конфликты с детьми, имеют право их наказывать, в том числе и достаточно строго. Однако это совсем не обязательно портит их с детьми отношения. Если они видят в детях союзников и не считают изначально, что они будут противиться всему, что полезно, и значит, их нужно всегда подталкивать и заставлять, – то могут позволить им быть строгими и требовательными. Дети это воспримут как должное, хотя и могут обидеться в первый момент.

Дети и родители – действительно разные. Родители очень многое видят по-разному, и это неизбежно. Превратиться во взрослого ребёнок не может: он может им стать – но для этого нужны долгие годы. Вовсе не нужно скрывать от детей, что многое родители понимают не так, как они. Но при этом очень важно не забывать: это их дети, их лучшие друзья на всю жизнь. Они должны с ними сотрудничать.

Дети будут помогать им сами, потому что это приятно, потому что это возвышает человека в собственных глазах – когда он кому-то помогает, а тем более – маме и папе.

Это, в сущности, очень легко. Не нужно только противопоставлять себя детям. Мы живём вместе и должны решать все проблемы вместе. И тогда всё будет хорошо: и у нас, и у них.

Список литературы

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. – М.: Аргументы и факты, 1993. - С.12-27.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2005. - С.57-72.

Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М: Гардарики, 2001. - 480с.

Зверева О.Л. Семенная педагогика и домашнее воспитание. - М: Академия, 1999. - С.5-21.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 312с.

Кон И.С. Психология ранней юности. - М: Просвещение, 1989. - 255с.

Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер, 2000. - 988с.

Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. - М: Академия, 1998. - 425с.

Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1993. - 442с.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М: Академия, 1994. - 189с.

http://www.astromeridian.ru/psy/zanjatye_roditeli.html

Приложение №1

10 заповедей для родителей.

Януш Корчак

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

He требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

Не унижай!

Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Приложение №2

Правила общения с ребенком:

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.

Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

Если ребенок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему: «С тобой все в порядке! Ты справишься!»

Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.

О своих чувствах говорите ребенку от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем и его поведении.


Если в детские годы взрослые не обращают внимания на чувства и потребности детей, они неосознанно транслируют беззвучные, невидимые установки, которые во многом определяют самооценку и представления о себе во взрослом возрасте.

Детские установки не дают сделать выбор, который будет для нас оптимальным. Мы влюбляемся, создаем отношения, но не можем быть счастливыми в этих отношениях. Мы растим детей, но нам это в тягость.

Мы способны уменьшить влияние детских установок на свою жизнь. Надо лишь обнаружить в себе установки, возникшие из-за недостатка внимания родителей, и не позволять им и дальше мешать движению вперед. Вот эти установки:

1. Плохо быть слишком веселым или слишком грустным. В детстве мы испытывали сильные чувства, как и все дети. И в то время нам нужен был человек, который научил бы понимать эмоции и управлять ими. Но вместо этого нам просто давали понять, что нужно быть сдержаннее. И мы научились сдерживать эмоции.

2. Демонстрировать чувства – значит проявлять слабость. В детстве переживания были искренними. Мы злились, если нас обижали. И любящие родители должны были нас утешать, чтобы со временем мы научились справляться с переживаниями самостоятельно. Но нам внушили, что чувства – это слабость. И мы научились осуждать себя за проявление чувств.

3. Мои потребности и желания не имеют значения. В детстве у нас были потребности, как у всех детей. Мы знали, что важно, что хорошо, что плохо. Нам только было нужно, чтобы кто-то расспросил о наших желаниях и потребностях. Но никто не обращал на них внимания, и мы решили, что это неважно.

4. Рассказывать о проблемах – просто зря напрягать людей. Мы росли, и у нас были трудности в общении в школе, дома с братьями и сестрами, с друзьями. И нам важно было знать, что мы можем рассказать о проблемах родителям. Но им было не до наших проблем, тех пор мы держим их при себе.

5. Плачут только слабаки. Все плачут, потому что плач – естественный способ пережить эмоции. В детстве мы иногда плакали (возможно, часто). Но в нашей семье не знали, что мы плачем не просто так, и игнорировали наши слезы. Желание сдержать слезы и уверенность в том, что плакать вредно, явный признак родительского безразличия.

6. Люди осуждают проявления чувств. Если ребенка наказывали за проявление чувств в родительском доме, он приносит во взрослую жизнь установку «Скрывай эмоции, иначе о тебе подумают плохо или используют твои чувства против тебя».

7. Злость – это негативная эмоция, и ее нужно избегать. В детстве мы часто злились, потому что злость – это часть жизни. Нам требовалась помощь, чтобы осознать злость и управлять ей. Но мы научились подавлять и замещать злость. Потому что нас наказывали за то, что мы ее демонстрировали.

8. Полагаться на других – значит, разочаровываться. Дети нуждаются в помощи, так же как и подростки и взрослые. В детстве мы нуждались в поддержке, направлении. Но родителям было не до нас. И мы поняли, что лучше не просить о помощи, чтобы не переживать из-за отказа.

9. Никому не интересно, что я говорю. В детские годы мы удивлялись окружающему миру и хотели столько рассказать и о стольком спросить. Но в семье это считали пустой болтовней. Тогда мы решили, что наши слова никого не волнуют, а вопросы лучше не озвучивать.