Во сколько лет формируется иммунитет у ребенка. Что такое иммунодефицит? Как формируется иммунитет у грудного ребенка

Нормальная работа иммунной системы избавляет организм от множества проблем. Чем же отличается иммунитет младенцев, как распознать слабость иммунной системы и как ее укрепить?

Что такое иммунитет

Способность организма защищать себя от вторжения микробов и биологически активных веществ извне, а так же контролировать процесс регенерации на клеточном уровне, называется иммунной системой или иммунитетом. При ослабленных защитных функциях, человеческий организм часто подвергается различным заболеваниям и находится в зоне постоянного риска.

Особенности иммунитета у новорожденного ребенка

Иммунная система новорожденных еще не сформированная. На свет малыши появляются чистыми, практически стерильными. Проходя родовыми путями, младенец покрывается естественным способом защитным набором бактерий, которые первое время будут помогать адаптироваться к окружающей среде кожному покрову и слизистым оболочкам. На материнские бактерии у малыша еще в утробе выработалась иммунная защита, благодаря обмену веществ через плаценту.
Важную роль в работе иммунитета играют иммуноглобулины. То есть специфические антитела, что противостоят микробам. При рождении у младенца уже присутствуют иммуноглобулины класса G. Они «держат оборону» первые несколько месяцев жизни. Поэтому новорожденные не так часто болеют до полу года. Дальше с молоком матери, в детский организм попадают антитела группы А, защищающие пищеварительную и дыхательную системы.
Свои иммуноглобулины класса А у детей начнут вырабатываться после 5-летнего возраста. Поэтому очень важно своевременно вакцинировать малышей и вскармливать их грудным молоком. Вакцина дает возможность иммунной системе выработать антитела до того, как в организм попадет инфекция, а значит защищает от тяжелого заболевания и нежелательных последствий. Кроме вакцины и грудного молока, иммунную систему младенца укрепляют прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, водные процедуры.

Неспецифический иммунитет

Неспецифическим называют врожденный иммунитет. Важную роль играет наследственность. Передается потомкам не только способ защиты организма, но и предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Неспецифической устойчивостью обладают:
  • Естественные антибиотические вещества, содержащиеся в слюне, слезах и крови.
  • Кожа и слизистые оболочки.
  • Специальные клеточные элементы именуемые микро-и макрофагами.
  • Вещества, которые способствуют делению бактерий в организме.
  • Система, что состоит из белковых клеток. Ее называют комплиментарной. Основная функция — ликвидация антител.
В неспецифической защите организма принимают непосредственное участие фагоцитоз и лейкоциты.

Специфический иммунитет

Специфической функцией защиты организма считается приобретенный иммунитет. Он начинает работать при первых контактах с микробами, введении вакцины и после перенесенных заболеваний. Усовершенствуется на протяжении всей жизни. Центром формирования приобретенного иммунитета является костный мозг. Отличительные особенности специфического иммунитета в том, что при первом контакте с микроорганизмами, создается некий «внутренний каталог», другими словами, запоминается информация о микробах и в следующий раз сработает сформированный защитный барьер.
Выделяют несколько видов специфического иммунитета:
  • Гуморальный (участвуют В-лимфоциты).
  • Активный (вакцинация, перенесенные инфекционные заболевания).
  • Пассивный (ввод иммуноглобулинов другого человека или животного).
  • Клеточный (при участии Т-лимфоцитов).
  • Врожденный пассивный (через передачу антител от матери к ребенку).
При специфической защите, вырабатывается механизм противодействия только тем микробам, с которыми организм уже контактировал.

Физическая иммунная защита

К веществам, играющим роль защитной функции относятся:
  • Сера в ушах. Защищает от инфицирования слуховой канал.
  • Сальные железы. Выделяют жир и защищают таким образом кожный покров.
  • Слизь, что находится в органах дыхания. Во время попадания инфекции начинает обильно выделяться.
  • Слезы защищают слизистую глаз.
  • Внешний защитный слой кожного покрова — эпидермис.
  • Флора в кишечнике. При преобладании «хорошей», организм получает все питательные вещества.
  • Кислота в желудке или желудочный сок. Большинство бактерий и патогенных микроорганизмов боятся кислую среду.

Кроме упомянутых веществ, в органах дыхания присутствуют специальные волоски, что носят название — реснички. При вторжении бактерий, выталкивают слизь и тем самым освобождают от болезнетворных микроорганизмов дыхательные пути.

Признаки детского иммунодефицита

На ослабленную иммунную функцию указывают такие признаки:
  • Наличие хронических форм заболеваний.
  • Отсутствие аппетита.
  • Плохая активность ребенка, быстрая утомляемость.
  • Аллергические реакции.
  • Проблемы с кишечником.
О слабости иммунной системы у ребенка могут свидетельствовать частые простудные заболевания с осложнениями.


Лечение проблем иммунной системы Ослабленный заболеваниями детский организм нужно не столько лечить, сколько закалять и укреплять. Начните с посещения иммунолога. Возможно понадобятся специальные препараты. Хотя, скорее всего он посоветует:

  • Откорректировать питание. Увеличить количество полезных продуктов и ограничить потребление сладостей, чипсов, газировки и т.п.
  • Заниматься спортом.
  • Больше пребывать на свежем воздухе.
  • Своевременно делать прививки.
  • Пораньше ложится спать и просыпаться в одно и то же время.
  • Чаще делать влажную уборку в комнате.
  • Научиться правильно обливаться прохладной водой или принимать контрастный душ.
Без преувеличения можно сказать, что иммунная система играет ключевую роль для нормального функционирования не только детского, но и взрослого организма. С самого рождения нужно заботиться о ней, и тогда любые заболевания нестрашны.

К барьеру

Врожденный иммунитет встречает «нарушителей спокойствия» первым. Работать он начинает, как только кроха появляется на белый свет, но на полную мощность включается не сразу. Врожденный иммунитет считается неспецифической системой защиты от инфекций, он одинаков практически у всех людей, а главная его задача – предотвращать развитие большинства бактериальных инфекций – например, бронхитов, отитов, ангин.

Первыми на пути «чужака» встают физиологические барьеры – кожа и слизистые оболочки. Они обладают особой кислой средой (уровень рН), которая губительна для «вредителей», и заселены микрофлорой – бактериями-защитниками. Слизистые оболочки также вырабатывают бактерицидные вещества. Оба барьера задерживают большую часть агрессивно настроенных микроорганизмов.

«Чужаки», которые преодолевают такие препятствия, встречаются с клеточным звеном врожденного иммунитета, то есть со специализированными клетками – фагоцитами, которые находятся в коже, слизистых и в клетках крови. Они действуют в сотрудничестве c особыми видами белков и белковыми комплексами, например известные всем интерфероны, обладающими бактерицидным или противовирусным действием. Благодаря их совместным усилиям в «живых» остается лишь 0,1% «агрессоров».

Отряд особого назначения

Специфический (или приобретенный) иммунитет формируется не сразу, а только после рождения крохи, причем в несколько этапов. Подобная защита основана на более тонком механизме отделения «своих» от «чужих» и иммунологической памяти, то есть узнавании «чужака», с которым уже приходилось вступать в контакт. Если враг незнаком, то специфический иммунитет на него никак не отреагирует. Формируется такая защита при взаимодействии двух очень тесно связанных факторов – клеточного (Т- и В-лимфоциты) и гуморального (система иммуноглобулинов). И Т-, и В-лимфоциты запоминают чужеродное вещество (вирус, микроб, аллерген) и при повторной встрече сразу его уничтожают – так проявляется иммунологическая память. В этом случае повторного заражения не происходит вовсе или болезнь протекает в более легкой форме. Но если Т-клетки действуют всегда самостоятельно, то В-лимфоциты, чтобы избавиться от противника, синтезируют особые антитела – иммуноглобулины (Ig). Последние бывают 5 видов (IgA, IgM, IgG, IgD, IgE). Иммуноглобулины в организме малыша образуются постепенно, достигая «взрослых» значений лишь к определенному возрасту.

Огромную роль в становлении приобретенного иммунитета играют прививки, сделанные на ранних этапах, а также естественные встречи ребенка с бактериями и вирусами в первые 5 лет жизни. Чем богаче будет «память» на инфекции, тем лучше кроха будет защищен в будущем.

К бою готовы

Начало пути

Если у взрослых есть антитела к сотням «вредителей», то малышам только еще предстоит их выработать. Так что на разных этапах развития иммунная система ребенка имеет разные возможности. От этого зависит, чем и в каком возрасте он болеет и как реагирует на контакты с внешним миром.

Формирование иммунной системы начинается во время беременности. На 3−8-й неделе образуется печень, в ней появляются В-лимфоциты. На 5−12-й неделе образуется тимус, где после рождения малыша начинают созревать Т-лимфоциты. На этом же сроке образуется селезенка и лимфатические узлы. На 21-й неделе беременности селезенка также начинает вырабатывать лимфоциты. Лимфатические же узлы должны задерживать бактерии и другие инородные частицы и не пускать их дальше внутрь. Но эту барьерную функцию они начинают выполнять только к 7–8 годам. Если в I–II триместрах будущая мама перенесет инфекционное заболевание, будет несбалансированно питаться, возникнет риск неправильного формирования этих органов. В эти сроки женщине следует по возможности избегать контактов с больными гриппом и ОРВИ, переохлаждения.

Между 10-й и 12-й неделями вынашивания будущий ребенок начинает вырабатывать собственные иммуноглобулины, прежде всего класса G. Некоторое количество последнего он получает также через кровь мамы и плаценту практически сразу после зачатия. Но до 6-го месяца беременности материнские иммуноглобулины присутствуют в крови будущего ребенка лишь в очень незначительных количествах. По этой причине у сильно недоношенных детей очень велик риск инфицирования.

После 32-й недели беременности начинают интенсивно образовываться антитела, которые защитят малыша от болезней в первые месяцы жизни.

Есть контакт!

Момент рождения знаменует первый критический период в становлении иммунной системы ребенка. В течение месяца собственная иммунная защита будет подавлена, но иначе быть не может. Ведь уже проходя по родовым путям, малыш встречается с новыми для него бактериями, а во внешней среде, куда он попадает после рождения, незнакомых ему микроорганизмов миллиарды. И если бы иммунитет был таким же сильным, как у взрослых, младенец просто не выдержал бы реакции организма на «незнакомцев». По этой причине механизмы врожденного иммунитета у здорового новорожденного действуют примерно на 40−50% от уровня взрослого, а синтез иммуноглобулинов – на 10−15%. Малыш очень восприимчив к вирусам и микробам, и высока вероятность инфекционных заболеваний.

На этой стадии противостоять специфическим инфекциям ему помогают только мамины иммуноглобулины, полученные еще внутриутробно. Они защищают кроху от тех инфекций, которыми мама переболела или от которых была привита (дифтерии, полиомиелита, кори, краснухи, ветрянки). Также в это время кишечник начинает заселяться бактериями. Кроме того, полезные микроорганизмы и иммуноглобулины малыш получает с искусственной смесью или молоком мамы. Проникая в кишечник, эти вещества делают его слизистую недоступной для болезнетворных микроорганизмов, защищая таким образом кроху от многих инфекций и аллергии. Но получающие грудное молоко крохи защищены лучше. Ведь вместе с молоком они получают еще и антитела к тем инфекциям, которыми мама уже переболела.

Белки женского молока стимулируют развитие иммунной системы ребенка. Современные молочные смеси тоже содержат иммуноглобулины, но их дозы рассчитаны на средне­статис­ти­ческого ребенка. Материнское же молоко по своему составу подходит для конкретного малыша.

Так как в это время малыш подвержен большому риску заболеваний, круг общения нужно ограничить ближайшими родственниками – теми людьми, с кем он живет. Попадая из роддома в квартиру и общаясь с мамой и папой, ребенок постепенно привыкает к «домашней» микрофлоре, и она становится для него безопасной. Если в дом приходят гости, попросите их вымыть руки с мылом и покажите им кроху издали.

В этот период нужно, с одной стороны, строго соблюдать правила гигиены, а с другой – не переусердствовать. Иначе нужные микробы не смогут заселить кожу и слизистые, кроме того, стерильная атмосфера не даст возможности бороться с бактериями и развивать иммунную систему. Чтобы соблюсти баланс, достаточно 2−3 раза в неделю делать влажную уборку, пылесосить мягкую мебель и каждый раз, перед тем как подойти к новорожденному, тщательно мыть руки с мылом.

Серьезный повод

По данным ВОЗ, дети до 3 лет переносят 6−8 респираторных заболеваний в год. В среднем, если иммунная система работает нормально, за год малыш может перенести 1−2 достаточно тяжелые вирусные инфекции (грипп, аденовирусная инфекция) и 4−5 «простуд» могут протекать легко и сопровождаться насморком, покашливанием, невысокой температурой. Это вовсе не означает, что у ребенка снижен иммунитет. Единственный способ полноценно защититься от болезней – выработать собственный иммунитет, который может сформироваться только после встречи с микробом. Частые ОРЗ и ОРВИ не стоит рассматривать как проявление слабости иммунной системы.
Серьезным поводом посетить врача-иммунолога могут стать частые простуды, протекающие с осложнениями и переходящие в пневмонию, бронхит, повторные заболевания инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет – например, корью, краснухой, ветряной оспой. Но в последнем случае нужно учесть, что если кроха переболел ими до года, иммунитет может быть нестойким. При длительном лечении антибиотиками, противогрибковыми или гормональными препаратами требуется поддерживающая терапия иммуномодуляторами. В этом случае также нужна консультация иммунолога.

Иммунный ответ

3−6 месяцев – второй критический период. Материнские антитела постепенно разрушаются и к 6 месяцам полностью уходят из организма. На проникновение инфекции в организме крохи развивается иммунный ответ, так как начинается выработка собственного иммуноглобулина А, который отвечает за местный иммунитет. Но он не обладает «памятью» на вирусы, поэтому прививки, которые делаются в этот период, обязательно позже повторяются. Очень важно сохранять грудное вскармливание.

Усилить защиту помогут также водные процедуры. С 3 месяцев младенца после минутного купания в воде температурой 36−37 °С обливают водой, температура которой на 1–2 градуса ниже. Можно также осторожно обтирать кроху после принятия ванны варежкой, смоченной в воде температурой 33–36 °С. В течение 2 минут обтирают руки от кисти до плеча и ноги от ступни до колена, после чего насухо вытирают. Раз в 5 дней температуру воды понижают на градус и доводят постепенно до 28 °С.

Детские неожиданности

2−3 года – третий критический период, время активного становления приобретенного иммунитета. Расширяются контакты с внешним миром, многие дети начинают посещать ясли или детский сад и часто болеть. Этот период обычно длится 6–12 месяцев. Причиной неоднократных простуд может стать и стресс, нежелание малыша посещать ясли или сад. Но отказываться от дошкольного учреждения все же не стоит. Крохи, не посещающие сад или ясли, конечно, болеют реже. Но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных инфекций у них резко возрастает. Их «организованные» сверстники к этому возрасту успевают «познакомиться» со многими вирусами и простужаются реже.

Обычно в этом возрасте у «детсадовцев» болезни длятся долго и переходят одна в другую. Это не значит, что у них слабый иммунитет. Просто малыши соприкасаются с большим числом возбудителей болезней, их слизистые уязвимы, так как иммуноглобулин А вырабатывается еще в малом количестве. Иммунная система, таким образом, активно тренируется: в столкновении с «чужаками» организм вырабатывает антитела, которые в дальнейшем помогают ему быстрее справляться с болезнями или вообще не допускать их возникновения. Чтобы окончательно сформироваться, иммунитету требуется до 8−12 подобных «тренировок» в год.

Общая сопротивляемость организма малыша инфекциям от прививок практически не зависит. Ребенок, получивший полный набор прививок, может часто болеть ангиной, бронхитом, отитом, возбудителями которых являются обычные микробы.

В этом возрасте лучше обходиться без иммуностимулирующих препаратов. Их применение может ослабить иммунитет ребенка. Кроме того, иммуностимуляторы имеют противопоказания и побочные эффекты. Сбалансированный по витаминам и микроэлементам рацион питания, соблюдение режима дня, физическая активность и закаливающие процедуры будут иметь гораздо больший эффект.

Также в этом возрасте из-за активного «обмена» различными возбудителями со сверстниками отмечается активный рост миндалин и лимфатических узлов. Это звено врожденного иммунитета служит первой линией обороны от потенциальных возбудителей различных заболеваний. Когда в них попадает инфекция, они увеличиваются и воспаляются.

Примерно на это время попадает и большинство ревакцинаций. Они направлены на поддержание иммунитета, который выработался во время предыдущих прививок.

Почти взрослый

В 5–7 лет (четвертый критический период) уровни иммуноглобулинов класса M и G приближаются к взрослому уровню, количество Т- и В-лимфоцитов также становится близким к их количеству у взрослого человека. Иммуноглобулин A по-прежнему в дефиците. Из-за этого заболевания верхних дыхательных путей в этом возрасте могут стать хроническими (хронический тонзиллит, хронический ларингит) или часто повторяться. Чтобы этого избежать, нужно очень тщательно и до конца их вылечивать. Также в осенне-зимний период рекомендуется давать ребенку поливитамины. За конкретными рекомендациями (курс приема и названия витаминных комплексов) следует обратиться к педиатру. А вот прежде чем назначать иммуностимулирующие средства, нужно знать, какое звено иммунной системы страдает и что именно нужно укреплять. Точную информацию об этом дает только развернутая иммунограмма.

Но большинство детей болеют уже намного реже и быстрее справляются с инфекциями. Величина иммуноглобулина E достигает максимума, поэтому нарастает частота аллергических реакций.

Иммунная система у детей в период новорожденности находится в зачаточном состоянии, поскольку в ней отсутствуют так называемые маркеры различных инфекций. Особенности иммунной системы у детей позволяют ей активно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и постоянно укрепляться. О том, как происходит формирование иммунной системы у детей можно узнать на этой странице – рассмотрены все этапы становления защитного механизма организма ребенка.

Как и другие системы организма ребенка, органы иммунной системы у детей изменяются в зависимости от возраста. Завершается формирование системы защитных факторов к 15 - 16 годам. Иммунная система и её развитие у детей в процессе взросления претерпевает ряд критических изменений, и, если не обращать внимания на некоторые из них, то высока вероятность развития хронических заболеваний.

Периоды формирования иммунитета (иммунной системы) у новорожденных и детей

В процессе формирования иммунитета у детей наблюдается ряд критических периодов, знание которых делает понятными рост и снижение заболеваемости в различных возрастных группах детей. Иммунитет и формирование иммунной системы представляют собой сложную совокупность гуморальных и биохимических факторов, обеспечивающих надежную защиту всех клеток организма от воздействия бактерий и вирусов, токсинов и ядов.

Первый критический период соответствует периоду новорожденности (первые 29 дней жизни). В этот период происходит первичное формирование иммунитета у новорожденных, заключающееся в следующих проявлениях:

  • отмечается состояние физиологической депрессии иммунной системы;
  • обеспечение защиты имеет пассивный характер (за счет материнских антител), система фагоцитоза неразвита (незавершенный фагоцитоз);
  • наблюдается слабая устойчивость ко многим микроорганизмам (условно-патогенная, гноеродная, грамотрицательная микрофлора, некоторые вирусы), а также склонность к вовлечению в инфекционный процесс всего организма (генерализация процесса) и септическим состояниям.

Второй критический период (3 - 6 мес.) характеризуется:

  • ослаблением пассивного гуморального иммунитета, что связано с уменьшением поступления с молоком материнских антител;
  • развитием активного первичного иммунного ответа на большинство антигенов, во время которого в основном образуются 1дМ, не формирующие иммунологической памяти.

Именно поэтому при вакцинации против детских инфекций (столбняк, дифтерия, коклюш, полиомиелит и др.) на первом-втором году жизни вторичный иммунный ответ с образованием антител класса IgG и стойкой иммунологической памяти формируется только после повторных введений вакцины.

Слабость системы местного иммунитета (дефицит IgA) в это время способствует возникновению повторных заболеваний острыми респираторными вирусными инфекциями. В этот период проявляются многие наследственные иммунодефициты; растет частота пищевой аллергии.

Третий критический период - это второй год жизни ребенка. В это время значительно увеличиваются контакты малыша с внешним миром. Иммунная система работает полноценно, функция лимфоцитов активируется, вырабатываются значительные количества IgG и формируется собственный долговременный иммунитет. Однако по-прежнему сохраняется дефицит факторов местной защиты, чем объясняется сохранение высокой восприимчивости детей к возбудителям бактериальной и вирусной инфекции.

Во все периоды формирования иммунитета следует внимательно отслеживать поражения органов защитной системы. В частности, нужно следить за нормальной микрофлорой кишечника и состоянием небных миндалин. Острые воспаления миндалин (тонзиллиты) в первые два года жизни связаны у детей преимущественно с вирусами (80%), в то же время среди патогенных бактерий преобладает стафилококк.

Бактериальное и вирусное воспаление ведет к разрастанию (гиперплазии) нёбных и глоточной миндалин. Постепенно происходит формирование лимфоглоточного кольца, которое состоит из нёбных, глоточной (трубной), носоглоточной и язычной миндалин, выступающих в качестве защитного барьера на пути инфекций за счет местного иммунитета.

Четвертый критический период приходится на возраст 4 - 6 лет. Синтез антител (кроме IgA) достигает уровня взрослого человека; отмечается повышение содержания 1дЕ. Однако у большинства детей система местного иммунитета еще не завершила свое развитие, поэтому активность факторов местной защиты остается низкой. В этот период могут проявиться поздние наследственные дефекты иммунной системы.

Пятый критический период соответствует подростковому возрасту (девочки- 12 - 13 лет, мальчики- 14- 15лет). Процесс полового созревания сопровождается уменьшением массы лимфоидных органов, так как половые гормоны, интенсивно вырабатываемые организмом в этот период, угнетают иммунные реакции. На фоне таких процессов могут развиваться аутоиммунные и лимфопролиферативные заболевания, происходит повышение восприимчивости к микроорганизмам. Специфическая защита слизистых оболочек дыхательных путей в возрасте до 12- 15 лет обеспечивается преимущественно секреторным (местным) иммунитетом.

Увеличивается влияние на иммунную систему таких экзогенных факторов, как, например, курение.

Отклонения в развитии иммунной системы проявляются преимущественно как поздний иммунологический старт, причинами которого может быть ряд факторов:

  • малый вес ребенка при рождении;
  • вирусное инфицирование во внутриутробном периоде (вирусамицитомегалии, Эпштейна - Барр, герпеса);
  • желтуха (гипербилирубинемия);
  • малые наследственные аномалии иммунитета - дефицит IgA, отдельных субклассов IgG, отдельных компонентов системы комплемента, интерферона и др.;
  • экзогенные влияния - введение гамма-глобулина без достаточных на то оснований, отсутствие профилактики рахита, длительное применение гормонов (кортикостероидов), воздействие диоксинов и фенолов атмосферного воздуха и др.;
  • рецидивирующие инфекции (острые респираторные вирусные заболевания и др.), которые могут привести к развитию вторичной депрессии иммунной системы.

Влияние кишечника на иммунитет: как он зависит от этого органа?

Влияние кишечника на иммунитет невозможно переоценить, поскольку слизистая оболочка этого органа и обитающая в его полости полезная микрофлора составляют основу для защитного механизма организма человека. По сути кишечник и есть самый большой орган иммунитета и при любых нарушениях в его работе наблюдается резкое снижение резистентности организма к негативным воздействиям внешней среды. Также стоит понимать, что иммунитет зависит от кишечника не только в плане нормальной микрофлоры и защиты от токсинов и ядов. Этот орган регулирует процессы усвоения полезных питательных веществ и витаминов. А некоторые витамины, необходимые для иммунитета, кишечник вырабатывает самостоятельно.

Любой микроорганизм, попав в организм человека, должен преодолеть ряд защитных барьеров. Первой преградой на пути чужеродного агента являются кожа и слизистые ободочки. При этом общая поверхность кожи человека не превышает 2 м2, а общая поверхность слизистых - более 300 м2.

Слизистая оболочка кишечника на 25% состоит из иммунологически активной ткани и клеток. Около 10 миллионов клеток, продуцирующих иммуноглобулины, находятся в слизистой оболочке тонкой кишки.

Весь желудочно-кишечный тракт человека покрыт защитной биопленкой, в состав которой входят колонии бактерий-симбионтов.

Основные «жители» кишечника - это молочнокислые (лакто- и бифидо-) бактерии, а также энтерококки и некоторые штаммы колибактерий. Именно эти бактерии противостоят вторжению извне болезнетворных микроорганизмов. В тонком кишечнике функции стражей выполняют лактобактерии, а в толстом - бифидобактерии. Все они тесно связаны с самым важным компонентом защиты организма - ассоциированной со слизистой оболочкой кишечника иммунной системой. Здесь Т-лимфоциты получают специализацию и «натаскиваются» на чужеродные вещества, чтобы в дальнейшем выполнять контрольные и регулирующие функции. Именно отсюда «обученные» лимфоциты отправляются в свое путешествие по всему организму.

При участии бактерий-симбионтов образуются лизоцим и другие активные соединения, стимулирующие иммунную систему организма. Микрофлора кишечника оказывает существенное влияние на формирование местного иммунитета. Поэтому если в результате разных причин нарушается баланс кишечной микрофлоры и развивается дисбактериоз, иммунная система страдает в первую очередь.

Дети, посещающие детские учреждения, чаще болеют инфекционными болезнями чем те, кто до определенного возраста находится в условиях домашнего ухода. Вместе с тем, дети, которые болели чаще, вероятно, будут меньше подвержены болезням в будущем.

Считается, что дети, которые чаще болеют в дошкольном возрасте (а это, в большинстве случаев, именно те дети, которые ходят в детские сады) подвержены влиянию многих различных вирусов, «тренируя» свою иммунную систему. Поэтому они болеют в дальнейшем меньше.

Иммунитет - это умение организма осуществлять сопротивление различным факторам, которые могут вызвать заболевания, то есть вирусам, бактериям, некоторым грибам. Выделяют два типа иммунитета - неспецифический, то есть такой, какой есть у ребенка от рождения и специфический - приобретенный иммунитет, который производится после переноса определенного заболевания или после вакцинации. Главной особенностью этого типа иммунитета является запоминание различных патогенов (факторов, вызывающих заболевания), с которыми сталкивается организм ребенка с возможностью их последующего распознавания и борьбы с ними.

Сразу после рождения иммунная система ребенка является незрелой. Конечно, ребенок имеет определенную врожденную защиту, во многом благодаря антителам, которые он получил в утробе матери. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, также получают иммунные факторы защиты из молока матери. Но существенно иммунная система малыша начинает укрепляться, когда ребенок подвергается воздействию бактерий и вирусов из окружающей среды. Различные патогены активируют продукцию естественных антител, и ребенок получает возможность лучше бороться с инфекциями в будущем. Это означает, что дети, вокруг которых находится наибольшее количество источников инфицирования с раннего возраста, вероятно, будут иметь более сильную иммунную систему, когда они начнут посещать школу.

Представление о том, что дети, болея чаще в дошкольном возрасте получают от этого пользу для повышения иммунитета в дальнейшем, просто теория. Есть достаточное количество исследований, подтверждающих это. В частности, наблюдение за состоянием здоровья 4750 детей, проведенное в 2013 году Департаментом педиатрии США показало, что у тех, кто посещал детские коллективы и болел больше в течение первых пяти лет жизни, в дальнейшем было отмечено снижение уровня заболеваемости (по одним и тем же болезням) на 60 процентов.

Неизвестно точно, как долго антитела остаются в организме человека, так как их очень большое количество, а иммунные процессы являются достаточно сложными, однако одно недавнее открытие дает нам представление о потенциале защитных сил человека. Наблюдение за людьми, родившимися в 1955 году и выжили во время пандемии гриппа 1957-1958 годов, показало, что даже через 50 лет концентрация антител к этому вирусу в крови достаточно высока (речь идет о пандемии так называемого «азиатского» гриппа, унесшей около 70 000 жизней).

Некоторые родители ошибочно считают, что признаком значительно ослабленного иммунитета является, например, простудные заболевания, которые периодически возникают у ребенка. Но не следует забывать о том, что именно это и помогает формировать потенциально сильную защиту малыша. Во время заболевания детский организм учится адекватно реагировать в ответ на различные возбудители. Если ребенок болеет простудными заболеваниями всего три или четыре раза в год, то нет необходимости в искусственном укреплении иммунитета.

Организм человека настроен на борьбу с инфекциями. В любом случае, позже или раньше, наши дети будут подвергаться воздействию возбудителей различных болезней из окружающей среды. Это просто вопрос времени. Доказано, что здоровая жизнь во взрослом возрасте зависит от того, как иммунная система ребенка была укреплена в течение первых 3 лет, тогда как фундамент иммунитета закладывается в 1-й год жизни.

Поэтому не бойтесь сезонных болезней! Конечно, малыша очень жаль. Тем не менее, болезнь - что-то вроде зарядки для иммунитета. Он учится давать отпор вирусам и бактериям, производит защиту. При следующей встрече со знакомым противником организм моментально отреагирует, вспоминая метод борьбы. Это означает, что болезнь пройдет незаметно или в легкой форме.

Нельзя не отметить, как важны правильные действия с ребенком во время и особенно после заболевания для закрепления положительного эффекта в организме малыша. Когда ребенок имеет небольшой насморк несколько дней, причем без кашля, повышение температуры и значительному ухудшению общего состояния и ее ведут в детский сад сразу после окончания недомогание - это допустимо. Но не правы те родители, форсируют события после более серьезной болезни у малыша - гриппа, бронхита, отита и других.

Чем глубже болезнь действует на организм ребенка, тем длиннее должен быть период восстановления. В том числе, это касается и закрепления потенциала организма для дальнейшего сопротивления подобным заболеванием. О физических мерах, помогающих уберечься от болезни, помнят все родители. Подчеркнем, что необходимыми также являются и эмоциональный покой, и доброжелательное отношение к малышу в период восстановления.

Иммунная система ребенка очень отличается от иммунной системы взрослого человека, поэтому очень важно знать ее особенности и критические периоды развития, это поможет избежать многих заболеваний и сохранит здоровье ребенка. В этой статье пойдет речь об особенностях строения и функционирования иммунной системы детей разной возрастной категории.

Формирование иммунной системы в эмбриогенезе

Процесс закладки органов иммунной системы начинается на 4-6 неделе беременности, образуется фетальная печень, которая выполняет иммунную функцию на внутриутробном этапе жизни. Затем происходит закладка всех органов иммунной системы: костного мозга, тимуса, селезенки и лимфатических узлов. В первом триместре беременности формируется подавляющее большинство органов иммунитета, основные органы начинают свое формирование в самом начале гестации, когда женщина еще не подозревает о наступившей беременности. Поэтому в этот период будущей маме чрезвычайно важно избегать воздействия негативных факторов: рентгеновского излучения, вирусных и бактериальных инфекций, необоснованного приема лекарственных препаратов. Прием некоторых медикаментов допускается, но это необходимо согласовывать с акушером-гинекологом, наблюдающим беременность.

Строение иммунной системы у ребенка

Органы иммунной системы ребенка можно разделить на центральные и периферические. К центральным органам иммуногенеза относятся костный мозг и тимус (вилочковая железа). К периферическим органам - селезенка, лимфатические узлы и особые скопления лимфатической ткани (пейеровы бляшки, групповые фолликулы).

В центральных органах иммуногенеза происходит непосредственно созревание иммунных клеток (иммуноцитов), у детей раннего возраста развита вилочковая железа, где активно происходит иммуногенез, в то время как у взрослого человека тимус находится в состоянии инволюции и практически не определяется. В костном мозге происходит образование и созревание всех клеток иммунной системы, а так же идет гемопоэз.

В периферических органах иммунной системы происходит дальнейший рост иммунных клеток и их дифференцировка на субпопуляции. В лимфатических узлах, которые располагаются вдоль крупных кровеносных сосудов и внутренних органов содержатся зрелые лимфоциты, осуществляющие строгий иммунный контроль. Лимфатические узлы одни из первых реагируют на проникновение чужеродного агента ивозникновение воспалительного процесса, они увеличиваются в размерах и становятся болезненными, что регистрируется лечащим врачом во время осмотра ребенка. У детей до 3-х летнего возраста может быть в норме увеличены лимфатические узлы 1-2 групп. Если это не является признаком наличия хронического очага инфекции в этой области тела, то не требуется никаких лечебных мероприятий.

Особое значение имеют лимфоидные фолликулы и пейеровы бляшки, они располагаются вдоль кишечника, их количество сравнительно площади кишечника достаточно велико и позволяет осуществлять иммунный контроль. Нормальный биоценоз кишечника обеспечивает активное функционирование пейеровых бляшек, что не позволяет многим чужеродным агентам попасть в кровеносное русло посредством всасывания из кишечника.

Функции иммунной системы

Иммунная система обеспечивает чрезвычайно важные функции организма :

  1. Защита от инфекционных агентов (бактерий, вирусов, грибов и простейших). Выработка специальных белков - иммуноглобулинов позволяет осуществлять борьбу с чужеродными агентами и вырабатывать длительно персистирующий иммунитет.
  2. Иммунологическая память. Данная функция позволяет организму «запоминать» инфекционного агента и воспроизводить иммунный ответ по уже заготовленной заранее схеме. На этом принципе основана работа поствакцинального иммунитета.
  3. Иммунологическая толерантность. Данная функция иммунной системы обеспечивает «терпимость» иммунной системы к собственным тканям и клеткам организма, что предотвращает развитие аутоиммунных заболеваний, когда антигеном выступают собственные клетки организма человека.
  4. Поддержание нормальной микрофлоры. Нормальный биоценоз позволяет осуществлять защитные свойства слизистых оболочек. Особое вещество лизоцим обладает бактерицидным свойством и позволяет слизистым оболочкам выполнять барьерную функцию по отношению к болезнетворным микроорганизмам.
Критические периоды развития иммунной системы

После рождения ребенка иммунная система продолжает дальнейшее активное формирование, в котором выделяют несколько критических периодов развития :

Необходимость наблюдения за состоянием здоровья ребенка подразумевает оценку правильной работы иммунной системы в первую очередь. Самым простым рутинным методом исследования работы иммунной системы является клинический анализ крови . По общему анализу крови (количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула, СОЭ) можно сделать вывод о наличии воспалительного процесса в организме, оценить реактивность иммунитета. Для каждого возрастного периода соответствуют свои референтные пределы нормы каждого показателя крови, это должно обязательно учитываться при интерпретации полученных данных. Для детей до 3 лет характерно преобладание в периферической крови лимфоцитов, это является особенностью функционирования иммунной системы ребенка.
Оценка лейкоцитарной формулы позволяет делать вывод о состоянии защитных сил организма, об их реакции на инфекционный агент. Существует два понятия в оценке иммунной системы по лейкоформуле: сдвиг лейкоцитарной формулы влево и сдвиг лейкоцитарной формулы вправо.

Сдвиг лейкоцитарной формулы влево представляет собой увеличение количества молодых форм лейкоцитов (палочкоядерных нейтрофилов), что свидетельствует о хорошем ответе организма на инфекцию, об активном процессе борьбы. Сдвиг лейкоформулы влево сопровождает большинство заболеваний у детей и является прогностически благоприятным критерием.

Сдвиг лейкоцитарной формулы вправо означает повышение процента зрелых и старых форм нейтрофилов с сегментированным ядром. Повышение их количества означает об истощении иммунных сил, такое возникает при длительно протекающих, тяжелых инфекционных заболеваниях.

Напряженность иммунитета к определенным инфекциям может выявить анализ крови на иммуноглобулины класса М и G. Антитела класса М указывают на наличие острого инфекционного процесса в организме, а антитела класса Gвыявляют хроническую инфекцию или поствакцинальный иммунитет.

В некоторых случаях показано проведение иммунограммы – специального исследования, позволяющее оценить качественные и количественные признаки гуморального и клеточного иммунитета, системы комплемента и интерферона. Иммунограмма позволяет выявить наличие первичного (врожденного) или приобретенного иммунодефицита, исходя из ее результата, становится возможным подобрать ребенку адекватную схему лечения.

Важной задачей родителей является позволить иммунной системе ребенка формироваться в нужном направлении, немного помогая правильным уходом за ребенком, особенностями питания и закаливанием организма. По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для формирования иммунной системы у ребенка важно производить первое прикладывание к груди непосредственно сразу после рождения ребенка в родильном зале, продолжать грудное вскармливание до достижения ребенком возраста полтора-два года. При частых инфекционных заболеваниях, особенно протекающих в тяжелой форме, выраженных аллергических реакциях следует своевременно обращаться к иммунологу для проведения обследования ребенка и назначения адекватной иммунной коррекции.