Воспитание его роль развитии личности. Какую роль в становлении личности играет воспитание

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

1. Общие основы педагогики

1.2. Формирование творческой личности

Человек развивается, формируется как творческая личность в течение всей своей жизни. В этом процессе сочетаются, тесно переплетаясь, воздействия внешней среды, наследственности и воспитания.

1.2.1 Влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности

Человек рождается как индивид, как общественный субъект, с присущими ей природными задатками и формируется как личность в системе общественных отношений благодаря целенаправленному воспитанию.

Развитие человека - процесс физического и психического становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых ведущую роль играют целенаправленное воспитание и обучение.

Процесс развития человека сопровождается физическими и психическими, количественными и качественными изменениями.

К физическим изменениям относятся рост, развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, нервной системы и т.д. Психические изменения охватывают умственное развитие, формирование психических черт личности, обретение социальных качеств.

Развитие человека зависит как от внешних воздействий, так и от внутренних сил.

К внешним относят воздействия на индивида окружающей природной и социальной среды и целенаправленной деятельности педагогов по формированию у ребенка качеств, необходимых для ее участия в жизни общества (воспитания). Эффект внешних воздействий зависит от внутренних сил и процессов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого человека.

Развитие человека не сводится к усвоению, простого накопления знаний, умений и навыков. Поэтому его не следует рассматривать только как количественный рост. Ведь развитие заключается прежде всего в качественных изменениях психики, в переходах от низших ступеней к высшим, в формировании личности.

Формирование личности - становление человека как социального существа вследствие влияния среды и воспитания на внутренние силы розвитку.Поняття «развитие человека» и «формирование личности» очень близки, их нередко употребляют как синонимы. На самом деле понятие «личность» означает социальную характеристику человека, т.е. те ее качества, которые формируются под влиянием общения и установления отношений с другими людьми, обществом в целом. Развитие человека и формирование его личности является единым, целостным процессом.

Источником, внутренним содержанием формирования личности являются такие внутренние и внешние противоречия:

В нервной системе - между возбуждением и торможением;

В эмоциональной сфере - между удовольствием и неудовольствием, радостью и горем;

Между наследственными данными и потребностями воспитания (ребенок - инвалид благодаря воспитанию достигает высшего уровня развития);

Между уровнем сформированности личности и идеалом (поскольку идеал всегда совершеннее конкретного питомца, он побуждает личность к самосовершенствованию);

Между потребностями личности и моральным долгом (чтобы потребность не вышла за пределы общественных норм, она «сдерживается» моральным долгом человека);

Между стремлениями личности и ее возможностями (когда индивид стремится достичь определенных результатов в обучении, а уровень его познавательных возможностей еще недостаточен, ему нужно усиленно работать над собой).

Формирование личности зависит от наследственности, среды и воспитания.

Роль наследственности в формировании личности.

Самым первым фактором, влияющим на формирование личности, является наследственность.

Наследственность - воспроизведение у потомков биологических особенностей родителей.

От биологической наследственности зависит как то общее, что определяет принадлежность индивида к человеческому роду в целом, так и то отличное, что делает людей разными за внешним видом и внутренними качествами.

Человек как представитель своего биологического вида наследует прежде всего тип нервной системы, на базе которой формируется тип темперамента (меланхолический, флегматический, сангвинический, холерический); некоторые безусловные рефлексы (ориентировочный, оборонительный, слиновидільний); конституцию тела, внешние признаки (цвет волос, глаз, кожи). К чисто физических задатков относятся и группа крови и резус-фактор (особое вещество, которое содержится в крови и обусловливает совместимость крови матери и плода донора и реципиент). Родители могут передать потомкам также некоторые болезни: гемофилия, шизофрения, сахарный диабет, венерические болезни. Самыми опасными для физического здоровья детей является алкоголизм и наркомания родителей.

Особую роль в формировании личности играют собственно человеческие задатки (высокоорганизованный мозг, за датки речи, хождения в вертикальном положении).

Сложной в педагогике является проблема способностей в определенной области. Особого внимания заслуживает вопрос о наследовании интеллектуальных способностей. Результаты генетических исследований свидетельствуют, что здоровые люди имеют задатки к неограниченному духовному развитию, и подтверждают предположение о больших возможностях человеческого мозга.

На этом основании в педагогике и психологии разработана концепция развивающего обучения. Она основывается на том, что правильно организованное обучение может и должно стимулировать развитие человека.

Все же от природы разные дети имеют неодинаковые интеллектуальные задатки. Поэтому, организуя учебно-воспитательный процесс в школе, следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, то есть внедрять дифференцированное обучение. В значительной степени эта проблема актуальна и в высших учебных заведениях.

Роль среды в формировании личности.

Не меньшее значение в формировании личности имеет влияние на нее окружающей среды.

Среда - совокупность внешних явлений, стихийно действующих на человека и влияют на ее развитие.

Среда, которая окружает индивида от его рождения до конца жизни, условно можно разделить на природную среду и социальное. Факторами природной среды являются климат, рельеф, географическое положение и т.д. Социальная среда образуют социальные группы, которые непосредственно или косвенно влияют на человека (семья, детский сад, школа, внешкольное учреждение, двор, общества сверстников, средства массовой информации и др.).

В социальной среде человек социализируется - усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, активно привлекается к системе социальных связей, самостоятельно находит пути эффективного самоопределения в обществе. При этом ребенок не только зависит от среды, но и сама является активным, деятельным существом.

Одним из самых действенных факторов социализации является целенаправленное воспитание. «Главное дело воспитания как раз в том и состоит, - считает Сергей Рубинштейн, - чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых она привлекается. Это важно потому, что главный источник нравственных невзгод, всех отклонений в поведении - это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к жизни, что их окружает, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, - тогда все им становится ни к чему».

Особое влияние на формирование личности ребенка имеет домашнюю среду, а также ближайшее окружение. Именно здесь дети осваивают умение общаться, налаживая отношения с близкими людьми - родными, сверстниками, соседями, учатся жить с людьми и для людей, любить свою нацию и уважать другие народы.

Вместе с тем именно в ближнем окружении дети могут столкнуться с такими патологическими явлениями общественной жизни, как курение, пьянство, наркомания, воровство, рэкет, проституция и т.д. Поэтому с целью профилактики нужно формировать у несовершеннолетних умение противостоять таким явлениям.

Ощутимое влияние на формирование личности имеют средства массовой информации (телевидение, радио, пресса) как компоненты социального окружения. Правильно организованная информация об значимые события, процессы, явления в обществе воспитывает у подрастающего поколения сознательное, ответственное отношение к жизни, способствует его духовному обогащению, формированию активной жизненной позиции. Поразительным является и пагубное влияние информации, которая пропагандирует патологические, сомнительные ценности, стандарты поведения, которые негативно влияют на еще не сформированное сознание молодого человека. Учитывая это, педагоги должны помогать ей правильно оценивать увиденное, услышанное или прочитанное.

Главным критерием социализированые личности является не степень ее приспособления, а мера независимости, уверенности в себе, раскрепощенности, инициативности, что проявляется в реализации социального в индивидуальном и обеспечивает реальное воспроизведение человека и общества. На разных возрастных этапах становления личности наблюдаются определенные особенности развития самосознания, самореализации, творческой активности, социальной зрелости, разные процессуальные характеристики социализации. Свидетельством социализации индивида является обретение им на каждом этапе онтогенеза соответствующего уровня самости и самосознания как предпосылок формирования индивидуальности. Чем более развитыми являются самосознание и самоопределение индивида, тем больше он индивидуален и в то же время социально-определен.

Роль воспитания в формировании личности .

Решающую роль в формировании личности играет процесс воспитания, который выполняет такие функции:

Организация деятельности, в которой формируется личность;

Устранение воздействий, которые могут негативно сказаться на формировании личности;

Изолирование личности от неблагоприятных для ее формирования условий, которые невозможно устранить.

Как целенаправленная, планомерная деятельность педагогов воспитание призвано развивать природные задатки, формировать личность.

Изменить такие физические качества, как цвет кожи, глаз, волос, конституцию тела воспитание не способно, но оно может существенно повлиять на состояние здоровья, сделать ребенка крепкой и выносливой путем специальной тренировки и упражнений. Воспитание не может изменить врожденный тип высшей нервной системы, но способно внести коррективы в силу и динамичность нервных процессов.

Природные задатки могут развиться в способности только под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности. Воспитание определяет проявление и совершенствованию задатков и способностей: в процессе правильного воспитания можно развить очень слабые задатки, в то время как неправильное воспитание тормозит развитие сильных задатков или совсем подавляют слабые.

Воспитание не только определяет развитие, но и постоянно опирается на достигнутый уровень развития. Однако главная его задача заключается в опережении уровня развития. Такую идею выдвинул Л. Выготский. В то же время он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности, утверждая, что программа и методы обучения должны соответствовать не только достигнутом ребенком умственном развитии, но и «зоне ближнего развития». В соответствии с его концепцией существуют два уровня умственного развития ребенка. На первом ребенок выполняет определенные задания самостоятельно. Этот этап называют «уровнем актуального развития». Второй уровень - «зона ближнего развития», на котором ребенок получает задание, с которым она еще не может справиться самостоятельно. Поэтому, предлагая способы выполнения задания, объясняя приемы работы и т. д., взрослый одновременно помогает ребенку выполнить задание и учит ее делать это самостоятельно. Цель воспитания, по мнению Л. Выготского, заключается в том, чтобы создать «зону ближнего развития», которая позже достигла «уровня актуального развития». Следовательно, формировать личность способно такое воспитание, что побуждает развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся на стадии становления.

Эффективно развивает только такое воспитание, которое умело включает молодого человека в различные виды деятельности, направленной на выполнение поставленных задач. В течение обучения школьник участвует в игровой, учебной, трудовой, художественной, спортивной и общественной деятельности, которые обеспечивают его всестороннее развитие. Однако «только та деятельность дает счастье души, - писал К. Ушинский, - сохраняя достоинство, которое исходит из нее самой, следовательно, любимая деятельность, свободная деятельность; а потому, насколько нужно воспитывать в душе стремление к деятельности, настолько же нужно воспитывать и стремление к самостоятельности или свободы: один развитие без второго, как мы видим, не может подвигаться вперед». Поэтому важным условием эффективности воздействия всех видов деятельности на формирование личности является ее активность, которая проявляется в общении, познании окружающей действительности, труда.

Активность в общении дает возможность приобрести нравственного опыта, развивает организаторские способности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна как потребность решать интеллектуальные проблемы, так и умение творчески применять теоретические знания в учебной и практической деятельности. Трудовая активность практически и психологически готовит ученика к участию в будущей трудовой деятельности.

Движущей силой любой деятельности и проявления в ней активности являются потребности. Вот почему перед педагогом всегда стоит задача не только направлять активность своих воспитанников в общественно полезное русло и сдерживать от вредных увлечений, но и формировать потребность в положительной активности.


Книга: Конспект лекций Педагогика

4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности.

Воспитание - третий существенный фактор развития и формирования личности. Оно корректирует влияние наследственности и среды с целью реализации социальной программы развития личности. В отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (школьное, семейное, религиозное воспитание); как своеобразный механизм управления процессом социализации, идеальной целью которой является человек, что соответствует социальным требованиям и одновременно противостоит негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Воспитание выполняет две основные функции: упорядочивает весь спектр воздействий на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Сила воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, зато наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Именно этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк - от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохих воздействиях среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы.

Без сомнения, воспитание не может повлиять на особенности таких физических качеств, как цвет глаз, волос, кожи, общую конституцию ребенка. Однако может повлиять на ее общее физическое развитие, ведь путем специальной тренировки и упражнений можно укрепить и закалить здоровье человека, что, в свою очередь, отразится на ее активности и работоспособности.

Природные задатки могут развиться в способности лишь под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности. Для развития задатков и превращение их в способности, и даже для развития таланта, нужны работоспособность и трудолюбие. Последние являются теми качествами, которые достигаются в результате воспитания.

Большое значение для понимания возможностей воспитания в формировании личности человека имеет опыт обучения, воспитания и приобщения к жизни слепоглухих от рождения детей, все контакты которых с жизнью и овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками проходят под руководством воспитателя. Основой методики их воспитания является так называемая спільнорозділена деятельность, в процессе которой воспитатель ослабляет свое руководство с целью поддержки пробужденного у ребенка стремление выполнить действие самостоятельно.

Воспитание вносит в судьбы людей разный взнос: от незначительного до максимально возможного. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Лозунг «воспитание может все», с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдало.

Специальные исследования показали, что воспитание способно обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание малышей обезьяны в одинаковых с ребенком условиях показало, что малыши обезьяны, имея такие же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем временем не приобретают ни одного психического качества, присущей человеку (исследования Н.И. Ладигіної-Котес).

Восприятия человеком воспитательного влияния зависит от уровня ее подготовки к этому восприятию, который обусловлен влиянием наследственности и среды. Диапазон восприятия воздействия очень широк - от полного игнорирования воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателя. Существующий «сопротивление воспитанию», как противодействие внешней силе, что исходит от воспитателя, решает судьбу конечного результата.

Результативность воспитательного влияния зависит от соответствия цели, содержания и методов воспитания не только достигнутому уровню развития ребенка -- «уровню актуального развития», но и «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Ориентируясь на процессы, которые еще не созрели, находятся в стадии становления, воспитатель может создать новую «зону актуального развития», повести за собой развитие.

В этом смысле воспитания является главной силой, которая способна сформировать полноценную личность.

Физический, духовный, социальной, психическое развитие личности осуществляется в деятельности.

Под понятием деятельность понимают все разнообразие занятий человека, все то, что она выполняет. Основными видами деятельности детей и подростков является игра, обучение, труд. По направленности выделяют познавательную, общественную, художественную, спортивную, техническую, ремесленую и гедонічну (направленная на получение удовольствия) деятельность. Особым видом деятельности является общение. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения:

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком считаться не имеет права.

Я.А. Коменский

Что человек делает, такой она и является.

Г. Гегель

Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев.

Д.И. Менделеев

Деятельность - путь к знаниям.

Ничто так человека не учит, как опыт.

А.С. Макаренко

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас найдет.

К.Д. Ушинский

Высказывания выдающихся людей свидетельствуют о прямой связи между интенсивностью деятельности и результатами развития. Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень ее развития в ней. Конечно, рамки действия этой закономерности не безграничны. Они регламентируются способностями, возрастом, организацией самой деятельности и др.

Деятельность может быть активной и пассивной. Работа, которая выполняется без желания, настроения не обеспечивает высоких результатов развития. Эффективное развитие происходит только в процессе активной, эмоционально окрашенной деятельности, в которую человек вкладывает всю душу, полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, проявляющуюся в данной деятельности.

Воспитание играет главную роль в развитии личности только при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой, то есть когда развитие приобретает характер саморазвития. Вот почему Л.М. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодоносное дерево. Ведь в буквальном смысле человек его не выращивает - оно само растет. Она только копает землю, вносит удобрения, обрезает лишнее ветки, то есть создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию. Сам же развитие происходит по своим внутренним законам. Нечто подобное наблюдается и в саморазвитии личности. Хотя он и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но они развивают и формируют личность лишь в определенной мере, благодаря которой вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере и стимулируют собственную активность в работе над собой.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Каждый, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А. Дистервег

Понимание роли активности самого человека в собственном развитии позволяет педагогу целенаправленно организовывать деятельность школьника, ставить его в позицию активного деятеля, вооружать такими способами деятельности, которые дают возможность активно проявлять свои силы; изучать его личностное своеобразие, раскрывать потенциальные возможности, то есть разумно направлять процесс развития личности.

1. Конспект лекций Педагогика
2. 2. Объект, предмет и функции педагогики.
3. 3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
4. 4. Философские основы педагогики.
5. 5. Суть новой методологии педагогики.
6. 6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений.
7. 7. Педагогические ценности.
8. 8. Обще - и конкретно-научная методология педагогики.
9. 9. Методы педагогических исследований.
10. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития
11. 2. Наследственность в человеческом развитии.
12. 3. Социализация и становление личности.
13. 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности.
14. Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания.
15. 2. Условия и факторы определения целей воспитания.
16. 3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности.
17. 4. Цель воспитания в современной педагогике.
18. 5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания.
19. 6. Основные тенденции развития образования.
20. Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса.
21. 2. Движущие силы педагогического процесса.
22. 3. Педагогический процесс как система.
23. 4. Целостность педагогического процесса.
24. 5. Закономерности педагогического процесса.
25. 6. Организация педагогического процесса.
26. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика.
27. 2. Структура педагогической деятельности учителя.
28. 3. Педагог демократической школы.
29. 3.1. Гуманистическая направленность личности учителя.
30. 3.2. Педагогическая и гуманитарная культура.
31. 3.3. Профессионально значимые качества.
32. 3.4. Профессиональная компетентность.
33. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы.
34. 1. Понятие о дидактику.
35. 2. Основные дидактические концепции.
36. 3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике.
37. Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения.
38. 2. Процесс обучения как система.
39. 3. Цели процесса обучения (целевой компонент).
40. 4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент).
41. 5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент).
42. 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент).
43. 7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент).
44. 8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент).
45. 9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.
46. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы.
47. 2. Классификация закономерностей обучения.
48. 3. Понятие о принцип, правило.
49. 4. Система дидактических принципов.
50. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования.
51. 2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования.
52. 3. Теории организации содержания образования.
53. 4. Научные требования к формированию содержания образования.
54. 5. Реализация содержания образования в современной школе.
55. Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения
56. 2. Из истории форм организации обучения.
57. 3. Индивидуализация и дифференциация обучения.
58. 4. Урок - основная форма организации обучения.
59. 5. Типы и структура уроков.
60. 6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
61. 7. Нестандартные уроки.
62. 8. Вспомогательные формы обучения.
63. 10. Самоанализ урока.
64. Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения.
65. 2. Классификация методов обучения.
66. 3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
67. 4. Методы стимулирования и мотивации умения.
68. 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
69. 6. Бинарные методы обучения.
70. 7. Ситуационный метод.
71. 8. Выбор методов обучения.
72. Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения.
73. 2. Простые средства.
74. 3. Сложные средства.
75. Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения
76. 2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
77. 3. Тестирование уровня усвоения содержания образования.
78. 4. Оценивания результатов обучения.
79. Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания
80. 2. Процесс воспитания как система.
81. 3. Особенности воспитательного процесса.
82. 4. Цель и задачи гуманистического воспитания.
83. 5. Механизмы становления личности.
84. 6. Школы гуманистического воспитания.
85. 7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
86. 8. Самовоспитания учащихся.
87. Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания.
88. 2. Особенности содержания воспитания в современной школе.
89. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры.
90. 3.2. Воспитание умственной культуры.
91. 3.3. Философско-мировоззренческая подготовка.
92. 3.4. Воспитание основ нравственной культуры.
93. 3.5. Воспитание экологической культуры.
94. 3.6. Трудовое воспитание и профориентация.
95.

Вернуться назад на

Что такое воспитание? О воспитании и роли воспитания в развитии личности спорят давно и много. Учёные давно пытаются установить какие... именно социальные влияния и как формируют психические качества ребёнка. А между тем, в последнее время мы всё чаще стали "винить" во всём матушку-природу. Мол, что заложено в человеке то никуда не денешь и ничего не исправишь. "Яблоко от яблони недалеко падает", "у него такая наследственность" и т.д.

А можно ли стать человеком, не получив должного воспитания? Можно ли из животного воспитать человека? Опыты по воспитанию животных в человеческих условиях проводятся уже давно и в разных странах. В Америке исследованиями детёнышей животных занимались супруги Келлор. У нас ещё во времена Советского союза зоопсихолог Н.Н. Ладыгина-Котс попыталась воспитать детёныша шимпанзе, которому было 1,5 года и воспитывала его до 4 лет. Весь ход воспитания тщательно фиксировался. Затем, когда у неё родился собственный ребёнок, она могла сопоставить результаты воспитания ребёнка и животного.

Результатом этого стала книга "Дитя шимпанзе и дитя человека". Результаты исследований у этих учёных оказались сходными. Оказалось, что у обоих малышей многие эмоциональные проявления очень одинаково проявлялись, в том числе в игровой деятельности. Но в то же время детёныш обезьяны не мог понять смысл деятельности, а схватывал только "внешний рисунок" действия.

Например, он так и не смог забить гвоздь, хотя постоянно тренировался. Игры, носящие творческий конструктивный характер, тоже оказались детёнышу обезьяны недоступны. Не говоря уже об усвоении слов и подражанию звукам речи.

Значит, без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие способности?

Получается, что не могут. В то же время, чтобы человек стал человеком в полном смысле этого слова, необходимо его воспитывать. Так какова роль воспитания в развитии личности? Вспомним истории о детях, которые по воле обстоятельств воспитывались животными. Я не имею ввиду сказки о Маугли и Тарзане.

Известны случаи, когда находили детей в логове волка. Например, в 20-х годах 20 века в Индии именно в стае волков были найдены 2 девочки. И, хотя их забрали люди в возрасте до 6 лет (одной было примерно 3 года, второй - 5-6 лет), они так до конца своей жизни не смогли приспособиться к жизни с людьми.

Младшая умерла через год. А старшая дожила до 15 лет, но так и не научилась хорошо говорить и при определённых ситуациях (например, когда спешила) ходила на четвереньках.

Отсюда следует вывод, что человеческие способности не развиваются без человеческих условий жизни и определённого воспитания, причём основы поведения закладываются именно в раннем возрасте.

«Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придётся перевоспитывать».

Не зря есть старинная поговорка, что ребёнка надо воспитывать когда он лежит поперёк лавки, когда ляжет вдоль - воспитывать поздно. Конечно, с этим можно поспорить в том плане, что воспитывать нужно и после того как он уже не умещается поперёк лавки. Именно воспитание и обучение являются основными средствами передачи общественного опыта, накопленного веками. Каждое новое поколение получает от предыдущих поколений всё, что было создано раньше.

У некоторых родителей есть мнение, что они должны воспитывать ребёнка до 3 лет, а дальше им пусть занимается садик, школа, что в корне неверно. Ребёнка воспитывает та среда, в которой он живёт, люди, которые находятся с ним рядом, даже игрушки, которыми он играет. И, конечно то, что ребёнок увидел по телевизору, прочитал в книге, услышал от сверстников, могут оставить неизгладимый след в его душе, придать новое значение тому, что было усвоено им раньше.

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание - это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:
- диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
- организация учебно-воспитательной деятельности детей;
- использование положительных факторов в развитии качеств личности;
- содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
- воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;
- формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.
”Целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого чувственного существа, основана на диалектике взаимодействия социального и биологического”. Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.
Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.
При организации воспитания педагогам следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.
Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.
Подлинные достижения человека накапливаются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих, добродетельных делах важнейший источник его роста. “Способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия”. Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов, практика нейролингвистического программирования (НЛП). Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий- вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя читателя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей, как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % - своим способностям и склонностям.
Организуя воспитание, видимо, следует исходить из идей Л.C. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего, учитывать их индивидуальные возможности и адекватность требований, развитость мотивационной сферы воспитуемых.
Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания. К внутренним факторам - природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности - духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.
До сих пор в педагогике обоснованно утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности (двигательной, познавательной активности общения) и активности своего совершенствования, саморазвития. Иными словами, это формирование мотивации.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что все в развитии личности в определенной степени внешне обусловлено, но не вытекает прямо из внешних условий. В этом плане созвучна и позиция Р.С. Немова: “Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется со-циальноприродным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.
До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение”.
Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало (имеем в виду и изначальную духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Наверно, не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии. Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности. Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашви-ли показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами, взрослыми.
Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений. Она для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого.Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей.
Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле - это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание - явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.
Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны.
Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та и другая и т.п.
На человека оказывает влияние ряд факторов, обусловливающих его активность. Первым из них выступает его наследственность, определяющая его атомно-физиологическую и психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые условия. И третий фактор - это воспитание в широком смысле слова. Оно может оказать влияние на развитие физической и психической активности через систему специально организованного обучения и собственно воспитания. Для школьников - это воспитание, развитие познавательного интереса к учению, формирование мотивации учения, развитие мыслительной активности, развитие системы ценностных ориентации, духовных идеалов, духовных и материальных потребностей.
Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом - человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.
Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, хочется заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных (прежде всего социального происхождения) факторов расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты. Происходит замена духовных ценностей чувственными и материальными, растет число наркоманов, садистов и маньяков разной направленности, представителей сект, готовых к уничтожению чуть ли не всего человечества ради своей идеи, людей с суицидальным поведением, психопатов (людей, не способных идти ни на какие компромиссы), “когда созданный людьми мир вещей начинает превалировать над миром человеческих ценностей”. Видимо, обществу нужны новые теории и концепции, диалектическая переоценка уже имеющихся социальных и социально-психологических ресурсов, обеспечивающих в современных условиях развитие и формирование личности, способной к саморазвитию и самосохранению, как особого биологического вида на Земле.

Креати́вность - (созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. [источник не указан 475 дней ] [ уточнить ]

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Несколько иное значение в русском языке имело понятие КРЕАТУРА (жен., лат.) - творенье, тварь, особ. укорно, чья; низшего разряда временщик, случайный человек, любимец, (книжн., пренебр.) - Ставленник чей-нибудь, тот, кто занимает заметное положение благодаря протекции какого-нибудь влиятельного лица, влиятельных общественных кругов

Самоактуализация (от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Синоним: самореализация

Самореализация - в иерархии потребностей А. Х. Маслоу - высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны.

Самореализация человека - это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель - это умеренность и благоразумие.

В дзэн-буддизме самореализация - это высшая точка существования, которая является вторым названием просветления - состояния, когда существу нечего познавать

2. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Чтобы себя можно было начать изменять, нужно понять, как человек формируется как личность, по этапам. Надеюсь, всем будет интересно оценить, на каком этапе находитесь вы.

Этап 1. Неосознанное формирование

В начале пути - у человека в сознании почти ничего нет: ни убеждений, ни целей, ни критичного мышления; что исходит от родителей - тои перенимает, как губка, впитывая и копируя все, что исходит.

Именно здесь, в самом глубоком детстве и происходит основная закладка фундамента. Все прекрасно знают, что ребенок, родившись, ни читать, ни писать, ни ложку держать - не умеет. Для него родители - большие боги. Он автоматически, так как нет других источников информации, копирует интонации, мимику, манеры, т.д. Все, что ему разрешили, сказали: «Это правильно», - именно эти стремления и программы он и способен развить. Все, что запретили, сказали: «Любви нет, людям верить нельзя, дружба невозможна», - эти темы становятся для человека запретными.

Формируется кособокая личность. Затем эту работу продолжают школа, вуз, преподаватели, улица - все это внешнее программирование.

Во многом человек - это матрица той среды, в которой он провел начало своей жизни. Надеюсь, Вы не обидитесь, но если поставить цель найти уникальную мысль, которую вы не слышали, не прочитали, а создали именно сами - это будет сделать очень тяжело. Но, с другой стороны, если вы во что-то поверили, дали этой мысли право на существование - значит, в ваших силах это и изменить.

Этап 2. Самопознание

Если общая картина мира сложилась благополучно, то есть человек для себя ответил: «Как устроен мир?», «Чем люди друг от друга отличаются и ради чего живут?», то он переходит к следующему этапу. Он начинает задавать себе вопросы: «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?», «Ради чего живу?». У многих людей, в силу несформированности необходимых убеждений на первом этапе, этот вопрос даже не возникает. Они плывут по течению: «Как все». А те, кто ставят перед собой эти вопросы, -могут дать на них ответ: либо достойный, либо печальный. «Как стать достойным человеком и достичь успеха?» - думает достойный, а недостойный: «Из меня ничего не получится, как бы выжить, продержаться, прокормить детей, т.д.».

Вы можете для себя ответить, какой ответ в свое время давали Вы. Кто дал достойный ответ - тот начинает себя целенаправленно формировать: учеба, спорт, множество всевозможных интересов, насыщенная жизнь - это начало третьего этапа.

Этап 3.Осознанное развитие

По статистике, четкий ответ на вопрос: «Зачем человек живет, к чему стремится?» - дают не более 3% людей и дают его письменно. Их успех в десятки раз выше, чем у остальных людей. Кто дал ответ на этот вопрос, тот нацелен на формирование себя как личности, у него есть основания для развития и роста. Далее следует путь: человек формирует необходимые убеждения, качества, способности, свое состояние, все необходимое для достижения его целей, в идеале -самых достойных.

Этап 4. Самореализация

В идеале - это когда человек уверенно идет от вершины к вершине, достигает своих целей, полностью реализует свой потенциал как Личность и покоряет все необходимые ему высоты

Общие методы воспитания

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам. Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:

· методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

· методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

· методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

Они определяются единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют:

· умственное воспитание;

· нравственное воспитание;

· трудовое воспитание;

· эстетическое воспитание;

· физическое воспитание;

· гражданское;

· экономическое;

· экологическое;

· правовое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.



Оно предполагает:

· развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

· формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

· стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

· а также развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

· накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

· разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

В повседневной жизни можно наблюдать факты отклонения человека от морально-нравственных принципов.

Например, герой “Записок из подполья” Ф. М. Достоевского хочет по своей, по глупой воле пожить: и поэтому, пусть хоть рушится весь мир, а он будет чайком баловаться. В психологии человека “из подполья” Достоевский увидел разрастающееся явление общественного “нигилизма”.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

В данном контексте уместно вспомнить идею Л. Н. Толстого относительно приумножения “зла” в мире.

В рассказе “Фальшивый купон” гимназист обманывает лавочника: тот, в свою очередь, платит крестьянину за дрова фальшивыми деньгами. Из-за дальнейшего стечения обстоятельств, крестьянин становится разбойником. Л. Н. Толстой концентрирует внимание читателя на действенности в повседневной жизни древнего постулата - “не делай другому того, чего себе не желаешь”.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

· организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

· объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия. Отечества;

· материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

· знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

· кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

· упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ: изготовления изделий из дерева и металла);

· творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

· временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

· систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

· контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

· учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

· специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к “прекрасному”. Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы постигаем как “возвышенное”, которое человек сотворить не в силах. (Кант И. Критика способности суждения. М., 1994).

Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в “чистый эстетизм”.

В рассказе “Снежная королева” современного петербургского прозаика
В. Шпакова героиня стремится свести жизнь к существованию в прекрасной сфере классической музыки. Стремление к классике - само по себе похвально, но беда в том, что по пути к ней презирается и отбрасывается “грубая” повседневность, в которой все мы живем. И повседневность мстит, сводя героиню с ума. (Шпаков В. Клоун на велосипеде. СПб., 1998).

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В то же время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

Воспитательный процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать или организовывать на нескольких уровнях (В. И. Гинецинский).

Первый, так называемый социетарный уровень дает представление о воспитании как постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формах и проявлениях молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в законе “Об образовании”, в Конституции, в Международной Конвенции о правах человека и других государственно-политических документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика нашей страны и всего международного сообщества.

Второй, институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. Т.е. организации учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.

Третий, социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов – на своих коллег, ассоциация женщин-матерей погибших воинов, выступая против войны, – на государственные органы, ассоциация педагогов – на развитие творческого потенциала педагогов.

Четвертый, межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут служить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы.

Пятый, интраперсональный уровень по сути является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в разных жизненных обстоятельствах. Например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования.