Возрастные особенности детского организма. Возрастные особенности организма

Морфология детей и подростков не только недостаточно описана в монографиях и руководствах, но и недостаточно изучена. Об этом свидетельствуют библиографические сводки работ по системам и аппаратам растущего организмах. Однако изучение роста и развития человека в постнатальном онтогенезе и управление этими сложнейшими процессами - первостепенная проблема сегодняшнего дня. Вырастить здоровое поколение в современных условиях загрязнения внешней среды и сложного экономического положения страны – задача чрезвычайной сложности. В ХХ веке присоединилась проблема гипокинезии, являющаяся основой не только многих заболеваний человека, но и существенно снижающая физический потенциал.

Работами биохимиков и физиологов, изучающих динамику онтогенетических преобразований органов и тканей показано, что уровень обменных процессов в каждом возрастном периоде существенно связан с активной работой нервной, эндокринной систем, скелетной мускулатуры. Исследованиями спортивных морфологов подтверждается сформированное И.А. Аршавским (1967) «энергетическое» правило скелетных мышц: уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объемом двигательной активности. Организм, который чаще находится в движении, приобретает большие адаптивные возможности, лучшую реактивность, снижается степень риска заболеваний.

Существовавшее ранее мнение, что детский организм – миниатюрная копия взрослого организма, приводило к единообразию подходов в лечении и совершенствовании двигательных особенностей растущего и развивающегося организма. Видимо, первыми, обратившими внимание на соматические особенности детей разного возраста, были скульпторы (они же и анатомы), оставившие нам мраморные шедевры, в которых точно отображены возрастные пропорции ребенка.

Первой работой в России, которая может считаться началом серьезного описания морфологических и функциональных особенностей органов и систем ребенка, является монография профессора Военно-медицинской академии Н.П. Гундобина «Особенности детского организма» (1906). Через 50 лет в Академии педагогических наук выходит в свет том Известий АПН «Анатомо-физиологические особенности детей и подростков» (1956).

В последующие годы обстоятельные работы публикуются в материалах конференций АПН РСФСР (1956-1969) под редакцией В.И. Пузик, Л.К. Семеновой, Н.И. Гуровой, М.М. Комцовой, Б.А. Никитюка, М.В. Антроповой. Итогом работы стало руководство под редакцией академика АПИ А.А. Маркосяна «Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков» (М.: Медицина, 1969.- 580 с.).

Большая роль в изучении начальных этапов индивидуального развития детей принадлежит П.Ф. Лесгафту (1988?, 1912), Н.П. Гундобину (1898), Н.В. Вяземскому (1901), заложившим основу изучения развития ребенка. Были выявлены сложные взаимоотношения нервной и эндокринной систем с опорно-двигательным аппаратом. Формирование детского организма характеризуется интенсивно идущими процессами морфогенеза. Развитие организма идет неравномерно, периоды усиленного роста сменяются периодами его замедления, во время которого происходит интенсивная дифференцировка тканей организма и формообразование.

В процессе возрастного развития изменяются все свойства организма: химические, физико-химические, морфологические и функциональные. Возрастные изменения определяются ходом объема веществ и энергии, а также перестраивается и увеличивается скелетная мускулатура.

В период с 7 до 12 лет продолжают совершенствоваться все системы организма и достигают к 13-14 годам полного функционального развития. Заканчивается формирование костного скелета, опорно-двигательный аппарат «готов» к большим физическим нагрузкам.

В этот период «второго детства» можно выделить вначале замедление темпов роста в длину – 8-10 лет, а затем его ускорение с 11 лет до разгара полового созревания (14-16 лет). У девочек все сроки сдвинуты на 1-1,5 года на более ранние сроки. Однако в этотпериод наиболее четко прослеживается расслоение детей по темпам полового созревания, которое может достигать 3-5 лет. В этот же возрастной период происходят пропорционные формирования индивида соответственно его генетической программе развития. Наиболее интенсивно происходит рост верхней конечности – исчезает «филиппинский тест». Четко прослеживается формирование полового диморфизма. Формирование соотношений верхних и нижних конечностей у девочек оканчивается к 14-15 годам, а у субъектов мужского пола продолжаются до 18-19 лет.

Сложнейшие перестройки организма в школьном возрасте совпадают со временем начала тренировок, выбора вида спорта по индивидуальному желанию и профессиональный отбор в виды спорта. Все это требует углубленного знания ростовых особенностей организма детей школьного возраста, динамики его физиологических процессов, развивающихся вслед за морфологическими перестройками всех систем организма.

2.2. Динамика ростовых процессов
Изучение ростовых процессов – это изучение развертки индивидуальной генетической программы развития человека. Кроме того, изучение процессов роста – основа для понимания процессов формирования различных форм и функций у человека, поскольку кривые, характеризующие рост компонентов тела, – это проявление сложных функций вегетативной и соматической нервной системы, эндокринной и иммунной систем.
Первые продольные наблюдения в течение 18 лет за изменением длины тела (каждые 6 месяцев) были проделаны графом Фолибертом де Монбейяром в 1759-1777 гг. и опубликованы в приложении к «Естественной истории» (I.M. Tanner, 1964). Последующий анализ показал, что основной характер роста существенно не отличается от роста детей ХХ столетия, а выявленные после математической обработки скорость роста и ускорения меняются в зависимости от солнечной активности, экологических и социальных факторов (А.Л. Чижевский, 1973). Было показано, что изменение длины тела хорошо описывается параболой х = а + вх 2 , а ускорение – кривой третьего порядка х = в + вх 2 + сх 3 (И.И. Шмальгаузен, 1935), Иногда в 10- 12 лет выявляется «полуростовой скачок» увеличения длины тела, но он наблюдается примерно в 20-25% случаев (рис. 2.1).

Кривые роста большинства скелетных и мышечных размеров повторяет ход кривых роста длины тела, это относится к печени, селезенке, почкам. Но есть другие ткани, которые вступают в процесс роста в свое время, отведенное генетическими часами (рис. 2.2). Лимфоидный тип (1) достигает своего пика развития к 10-12 годам, то есть к периоду, когда внешние контакты с другими коллективами, с внешней средой (вода, лес, поле с цветами) наиболее активен и может вызвать как аллергические реакции, так и извращенное восприятие с угнетением нервной системы и т.д. Проведенная математическая аппроксимация этих кривых позволяет ознакомиться с возрастным характером изменения активности тканей, их увеличением, а, следовательно, и с повышением функции, которая отражается на морфологических особенностях перестройки тканей и их функции.

Кривые прироста жировой массы на нижней конечности у лиц мужского и женского пола имеют различный характер не только по массе увеличивающейся жировой ткани, но и расхождение по срокам прироста (рис. 2.3). Эти данные весьма показательны в формировании полового диморфизма.

Возраст 25-45 лет – это возраст, когда в полной мере проявляются физические возможности человека на основании морфологической зрелости тканей и органов. Развернута генетическая программа индивидуальных особенностей, организм открыт к восприятию внешних (тренировочных) воздействий. Начавшаяся в пубертатный период восприимчивость к тренировкам определенной направленности вызывает направленную морфологическую организацию на микроструктурном уровне.

У 84% закончены процессы роста тела в длину, а следовательно, закончено формирование опорно-двигательного аппарата, но он открыт для направленного совершенствования.

Средняя длина тела у «условного мужчины» 174+4,2 см, а у «условной женщины» – 162,5+3,8 см, масса тела составляет в среднем для лиц мужского пола 70 кг, для женского – 58кг.

Продолжаются процессы, связанные с изменением размеров тела в ширину. С возрастом меняется форма грудной клетки, формирование оканчивается в среднем к 30 годам. Увеличивается толщина компактного вещества костей конечностей (следствие постоянных физических нагрузок). Заканчивают формирование соединительнотканные вспомогательные структуры мышечной ткани и суставов – наступает зрелость.

В основе влияния среды лежит сформировавшаяся к этому времени «отработанная» система адаптации организма. Это основная особенность этого возрастного периода. Адаптация к тому или иному фактору внешнего воздействия имеет «широчайшую материальную базу»: во-первых, клетки, непосредственно отвечающие за приспособительную интенсификацию соответствующей функции; во-вторых – клетки, дублирующие эту функцию; в-третьих – возможность перестраивать основную функцию клетками для сохранения равновесия в организме (гомеостаза).

Названные процессы – важнейшее достижение функциональной (спортивной) морфологии. Раскрыта причина постепенности приспособленности организма с возрастом к определенным внешним воздействиям. Становится понятным, почему в дошкольный период не тренируются такие физические качества, как сила мышц, общая выносливость и т.д.

В зрелом возрасте начинаются и процессы старения, они также не охватывают весь организм сразу, а поэтапно наблюдаются элементы старения в отдельных системах. Эти процессы генетически (конституционально) запрограммированы и протекают по-разному.
Масса тела может изменяться при одинаковой длине тела от 45 до 250 и более кг. Компонентный состав тела состоит из воды + белковой + жировой + минеральной масс. Увеличение этих масс находится под сложным влиянием ЦНС и гормонов, а также под влиянием питания и трат энергии, получаемых с ним. Однозначного ответа о регуляции массы тела нет, так как это фактор, находящийся одновременно под влиянием конституциональных и средовых факторов.

Индивидуальные продольные наблюдения часто используются в спорте для получения возможности следить за ростовыми процессами и по их интенсивности корректировать тренировочные нагрузки. Однако занятия в ДЮСШ требуют знания ростовых процессов не только длины и массы тела, но и различных тканей, составляющих массу тела занимающихся. Спортивная морфология нуждается в более детальных характеристиках ростовых процессов, так как проведение научно обоснованных тренировочных занятий возможно только при построении тренировочных программ при всестороннем учете особенностей ростовых процессов как индивидуумов, так и коллектива детей одного биологического возраста.

По мнению Ю.А. Ермолаева дошкольный возраст охватывает период жизни от 3 до 6 - 7 лет. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в определенной закономерной последовательности.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на воспитательный и образовательный процесс (1985).

Физиологические особенности детей дошкольного возраста

Первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, составляющими основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка.

Особенностью ЦНС ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга. Завершение этих процессов происходит в последующие годы под влиянием внешних и внутренних раздражителей.

Для нервной системы у детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Но длительное поддержание процесса возбуждения ещё не возможно, и дети быстро утомляются.

Для первых лет жизни детей характерна недостаточность межсистемных взаимосвязей в организме. При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. Произвольное же внимание очень кратковременно от 3 до 20 минут, поэтому большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность.

Особое значение в поведении ребёнка имеет развитие речи. До 6 лет у детей преобладают реакции на непосредственные сигналы, а с 6 лет начинают доминировать речевые сигналы (А.С. Солодков, 2005).

Развитие сенсорных систем в основном происходит на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Зрительная сенсорная система особенно быстро развивается на протяжении первых 3-х лет жизни, а затем продолжается её совершенствование. По мере роста ребёнка и улучшения взаимосвязи зрительной информации и двигательного опыта улучшается оценка глубины пространства. Поле зрения резко увеличивается с 6 лет.

Слуховая сенсорная система ребёнка имеет важнейшее значение для развития речи, обеспечивая не только восприятие речи посторонних лиц, но и играя формирующую роль системы обратной связи при собственном произношении слов. Её возбудимость на словесные сигналы особенно заметно повышается в возрасте 4 лет и продолжает увеличиваться к 6-7 годам. Повышается острота слуха и способность к дифференцировке звуков (Н.И. Обреимова, 2000).

Двигательная сенсорная система созревает у человека одной из первых. Формирование проприорецепторов -- мышечных веретён и сухожильных рецепторов начинается уже со 2 - 4 месяца внутриутробного развития и продолжается после рождения до 4 - 6 лет. Это резко улучшает возможность регуляции двигательной активности и выработки новых навыков.

Многие дети проявляют высокую вестибулярную устойчивость к вращениям и поворотам. Ранее возникновение контактов вестибулярной сенсорной системы с моторной системой и с другими сенсорными системами позволяет ребёнку к 2-3 годам освоить основной фонд движений и начинать занятия физическими упражнениями с первых лет жизни (А.С. Солодков, 2005).

В дошкольном возрасте идет интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата. К 5 - 6 годам форма позвоночника, как у взрослого, однако фиксация позвоночника еще несовершенна (Н.И. Обреимова, 2000). Содержание кальция в скелете увеличивается, поэтому идёт окостенение скелета, но все же в нем еще много хрящевой ткани. Интенсивность обмена в костной ткани снижается. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ, поэтому кости гибкие, поэтому в этот период неправильные позы, непосильный труд, чрезмерные перегрузки при выполнении физических упражнений могут вызвать резкие нарушения осанки вследствие неправильного перераспределения тонуса мышечно-связочного аппарата (З.В. Любимова, 2003).

В первые годы жизни у детей тонус мышц-сгибателей превышает тонус разгибателей. Детям трудно длительное время сохранять вертикальную позу. Мышцы конечностей относительно слабее, чем мышцы туловища. Недостаточное развитие мышечно-связочного аппарата брюшного пресса может вызывать образование отвисшего живота и появление грыж при поднятии тяжестей. Сила мышц мальчиков дошкольного возраста равна силе мышц девочек (А.С. Солодков, 2005).

Постепенно нарастает масса мышечной ткани. В период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответственно увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой (1985) и др., упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста можно выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.

Большое значение в обеспечении жизнедеятельности человека имеет кардиореспираторный аппарат. Детей дошкольного возраста отличают небольшие размеры сердца и слабость сердечной мышцы, которые в свою очередь определяют малый СОК, а в сочетании с высокой эластичностью и широким просветом сосудов - низкий уровень АД. С возрастом сердечнососудистая система становится более работоспособной. Увеличиваются масса сердца и сила сердечных сокращений, урезается ЧСС: в 3 года она составляет 105 ударов в 1 мин, в 5 лет -- 100 ударов в 1 мин, в 7 лет -- 85--90 ударов в 1 минуту. Величина ЧСС очень лабильна, легко меняется при любых внешних раздражениях (З.В. Любимова, 2003).

Легочная ткань ребенка мало растяжима, бронхиальное древо недостаточно сформировано. Грудная клетка конусовидна и имеет малую экскурсию, дыхательные мышцы слабы. Всё это затрудняет внешнее дыхание, повышает энерготраты на выполнение вдоха и уменьшает глубину дыхания. Дыхание у детей частое поверхностное. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при нагрузках и эмоциональных вспышках. В конце дошкольного возраста завершается формирование грудной клетки, появляется брюшной тип дыхания.

Энергетический обмен у детей дошкольного возраста значительно превышает уровень обмена у взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее заметно -- на протяжении всей последующей жизни. Суточный расход энергии растёт с возрастом.

В возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение роста, т.н. первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечники, гипофиз. Начинается «подготовка» половых желез к периоду полового созревания (Н.И. Обреимова, 2000).

Таким образом, на протяжении периода от 3 до 7 лет, выделяются третий, пятый и седьмой год жизни, когда происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций, при этом перестройка деятельности основных энергообеспечивающих систем предшествует таковой в двигательной функции, что создает предпосылки для целенаправленного воздействия в эти критические периоды средств физического воспитания. При этом доказано, что возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью развития.

Знание возрастных особенностей развития ребенка облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.). Помогает следить за физическим и психическим развитием детей.

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела, обхват грудной клетки (таб.1).

Масса новорожденных девочек составляет в среднем 3,3 кг, мальчиков - 3,4 кг к году масса утраивается. За второй год жизни ребенок прибавляет 2,5-3,5 кг, за третий год-1,5-2,0 кг. На четвертом, пятом и шестом годах жизни ежегодная прибавка составляет 1,5-2,0 кг. С 7 лет начинается усиленное нарастание массы тела.

Подобно изменениям массы, прибавка роста идет неравномерно. Средний рост новорожденных-50 см. За первый год жизни рост ребенка увеличивается на 25 см. За второй и третий годы он прибавляется ежегодно по 8 см, а с 4 до 7 лет годовая прибавка роста составляет 5-7 см .

Таблица 1 Средние показатели массы тела и роста здоровых детей раннего и дошкольного возраста (по Ю.Ф.Змановскому, 1989)

При рождении ребенка окружность его головы больше чем окружность грудной клетки. Окружность головы новорожденного ребенка - 34 см, а груди - 33 см. За первый год жизни окружность головы увеличивается на 12 см, становясь равной 46 см; за второй год окружность головы увеличивается только на 2 см, за последующие 4 года окружность головы возрастает еще на 3 см, и к 6 годам ее величина составляет 51 см. Окружность груди к концу первого года жизни достигает 48 см, в 5 лет - 56 см, в 15 лет - 73 см.

Возрастные изменения пропорций тела. У новорожденного длина головы составляет 1/4 часть общего роста, у 2-летнего - 1/5 , у 6-летнего -1/6, а у взрослого -1/8. У новорожденных длина верхних и нижних конечностей примерно одинакова и составляет 1/3 роста. К 7 годам ноги с 18 см удлиняются до 57 см, т. е. более чем втрое. За этот же период длина рук увеличивается немногим больше, чем в 2 раза и становится равной 41 см. Туловище увеличивается до 37 см, т. е. в 2 раза. За весь период развития длина ног увеличивается в 5 раз, рук - в 4 раза, а туловища - в 3 раза .

С 2-3 лет начинается образование костной ткани с пластинчатой структурой. Процесс окостенения скелета происходит постепенно, на протяжении всего периода детства. Формирование физиологических изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах продолжается в течение всего дошкольного периода (когда ребенок начинает держать голову, лежать на спине, сидеть, ходить). Позвоночник детей отличается подвижностью, физиологические изгибы его неустойчивы и сглаживаются, когда ребенок лежит. Мягкая масса скелета легко поддается влияниям, изменяющим ее форму: неправильное положение тела при сидении, стоянии, лежании. Неправильные позы быстро становятся привычными, появляются нарушения осанки, которые отрицательно сказываются на функции кровообращения, дыхания, происходит неправильный рост костей.

Костная система у детей богаче хрящевой тканью, чем у взрослых. Поэтому кости ребенка мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов (физические упражнения, не соответствующие функциональным и возрастным возможностям детей, не соответствующая росту ребенка одежда, обувь, мебель и т. д.) .

Формирование свода стопы начинается на первом году жизни, наиболее интенсивно - с началом ходьбы и продолжается в дошкольном возрасте.

При обычной ходьбе стопы ставят по отношению к срединной (сагиттальной) плоскости тела под углом до 35 градусов. Это самая выгодная опора. У большинства детей при ходьбе стопы располагаются параллельно, а у маленьких слегка повернуты внутрь. Если угол разведения стоп детей шире собственной ладони, то создается перегрузка внутреннего свода стоп под тяжестью тела. Это одна из причин оседания свода, т. е. образования плоскостопия .

Поэтому необходимо уделять особое внимание подбору соответствующей обуви (на каблучке), использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы.

Мышечная система у ребенка раннего возраста развита еще недостаточно по сравнению со взрослым человеком, и мышечная масса составляет около 25% массы его тела, тогда как у взрослого она равна в среднем 40-43%. У детей младшего дошкольного возраста мышцы-разгибатели недостаточно развиты и довольно слабы, поэтому ребенок часто принимает неправильные позы: опущенная голова, сведенные плечи, сутулая спина. К 5 годам значительно увеличивается масса мускулатуры, в особенности нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличивается сила и работоспособность мышц. Показатели мышечной силы отражают как особенности возрастного развития, так и влияние физкультурных занятий. Сила мышц кисти рук увеличивается с 3,5-4 кг в возрасте 3-4 лет до 13-15 кг к 7 годам. Уже с 4 лет отмечаются различия в показателях у мальчиков и девочек. Сила мышц туловища (становая сила) к 7 годам увеличивается почти в 2 раза с 15-17 кг в 3-4 года до 32-34 кг .

Особенностью центральной нервной системы ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга .

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков .

За дошкольный период происходит выраженная перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на более экономный и эффективный уровень функционирования, в связи с чем возрастают возможности детей при выполнении мышечной деятельности.

В первые годы жизни сердечно-сосудистая система ребенка претерпевает значительные морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8 г у детей 3-4 лет до 92,3 г в 6-7 лет, благодаря чему увеличивается сила сердечных сокращений и повышается работоспособность сердца .

Число сердечных сокращений у новорожденных 120-140, в 1 год 120-125, в 2 года 110-115, 3 года 105-110, 4 года 100-105, 5 лет 98-100, 6 лет 90-95, 7 лет 85-90. Отмечены половые отличия в частоте сердечных сокращений: у мальчиков реже, чем у девочек того же возраста .

Артериальное давление с возрастом увеличивается: на первом году жизни оно составляет 80-85/55-60 мм рт. ст., в возрасте 3-7 лет колеблется в пределах 80-110/50-70 мм рт. ст. Увеличивается работоспособность сердца, повышается адаптационная способность к физической нагрузке: снижается величина показателей сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление, ударный и минутный объемы кровообращения) в ответ на стандартную мышечную нагрузку, укорачивается восстановительный период.

Частота дыхания с возрастом уменьшается: к концу первого года жизни она равна 30 - 35 в мин, к концу третьего - 25-30, а в 4-7 лет - 26-22. С возрастом нарастает глубина дыхания и легочная вентиляция, потребление кислорода увеличивается почти в 2 раза. Эти данные свидетельствуют о том, что функциональные возможности детей велики и вполне обеспечивают потребности роста и развития.

Повышение уровня морфологического и функционального развития основных систем организма обеспечивает и рост физической работоспособности детей. Способность к выполнению непрерывной работы возрастает с 10 до 25-30 мин, при этом общий объем работы увеличивается примерно в 2,5 раза .

На активные движения у двухлетних детей приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних - не менее 60%. С возрастом количество движений у детей увеличивается. Интенсивность двигательной активности -среднее количество движений в минуту - составляет примерно 38-41 у детей 2 лет, 43-50 - 2,5 лет, 44-51 - 3 лет. Детям свойственна частая смена движений и поз - до 550-1000 раз в день. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений .

Не соблюдение в процессе обучения возрастных особенностей и возможностей ребенка, а т.ж. ускорение темпа обучения детей вызывает непосильное напряжение организма, наносящее вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. Знание особенностей развития организма детей дошкольного возраста является обязательным условием при построении занятия физической культурой.

Следует помнить, что ребенок с избыточным весом не может быть отнесен к категории хорошо физически развитых детей. Даже при повышении массы тела на 15-20 % у детей снижается работоспособность, повышается раздражительность, могут возникнуть нарушения опорно-двигательного аппарата.

Следует учитывать, что на протяжении дошкольного возраста накопление веса и увеличение роста колеблется - в одни периоды малыш быстрее вытягивается вверх, а в другие быстрее прибавляет в весе. Так, обычно в годы от четырех до шести увеличение роста малыша заметнее (за два года до 15 см), чем прибавка в весе (до 5 кг); поэтому порой создается впечатление, что ребенок худеет. Между тем именно в эти годы начинается заметное накопление мышечной силы, увеличивается выносливость, растет подвижность .

Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физических занятиях необходимо учитывать и анатомические особенности, а также функциональные возможности организма ребенка. Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физической культуре.

Мышечная система у детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Исключаются упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием.

Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается, емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках. Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, следует позаботиться о том, чтобы они как можно больше бывали на свежем воздухе.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказываться на деятельности сердца и приводить к нарушениям его функции. Поэтому следует с большой осторожностью дозировать физическую нагрузку на организм ребенка. Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.

Если малыш испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Не следует заставлять его заниматься - принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

Правильно поставленная работа по развитию движений положительно влияет на активизацию зрения и слуха .

Возрастные особенности детского организма

При планировании занятий обязательно следует учитывать и возрастные особенности детского организма, т. к. на протяжении 2-7 лет они весьма изменчивы.

Дети в возрасте от двух до четырех лет проходят нелегкий путь накопления жизненно необходимых умений, навыков и привычек.

Двухлетние дети начинают осваивать прыжки. Вначале это ритмичные полуприседания с попыткой слегка оторвать ступни от пола, затем подпрыгивания на месте, прыжки с небольшого возвышения, прыжки через предмет и на небольшое расстояние. У трехлетних детей отталкивание при прыжке становится энергичным, они могут регулировать силу толчка.

На третьем году жизни ребенка развитие движений у него преобладает над развитием других функций. Малыши овладевают всеми основными движениями. Совершенствуется ходьба, начинается выравнивание длины последовательных шагов, возникает прямолинейность направления передвижения. В этом возрасте детей привлекает усложненная ходьба: с преодолением препятствий в виде горки, лесенки, комбинированного мостика, на который можно подняться вверх и спуститься вниз, с перешагиванием через предметы и канавки. Малыши любят переносить предметы, выполняя с ними на ходу несложные действия. Малыши успешно лазают по вертикальной лесенке, любят нажимать на педали велосипеда, с удовольствием играют с мячом .

К четвертому году жизни завершается анатомическое созревание всей моторной системы ребенка. Четырехлетний ребенок легко бегает, прыгает на одной ноге. У него прочно выработан механизм координации различных движений и поддержания равновесия.

К пяти годам жизни значительно увеличивается мышечная масса, особенно нижних конечностей, возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям и длительным физическим нагрузкам.

К шести-семи годам в основном завершается формирование ткани легких и дыхательных путей. Однако развитие органов дыхания в этом возрасте еще полностью не заканчивается: носовые хода, трахеи и бронхи сравнительно узкие, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка и ребра не могут опускаться на вдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не могут делать глубоких вдохов и дышат чаще, чем взрослые .

Забота о физическом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широкого использования физических упражнений в жизни детей.

Раздел II. Условия нормального развития и укрепления здоровья детей

Режим дня ребенка

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья.

В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы предусмотрена программа воспитания, которая обязательно включает в себя различные занятия, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и другие режимные моменты.

Особенно важное значение в режиме дня имеет правильный сон. Недостаток сна отрицательно сказывается на общем самочувствии ребенка: он становится вялым или, наоборот, слишком возбудимым и капризным. Детей следует укладывать спать в одно и то же время, тогда у них вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать. Важно, чтобы в комнате было тихо, чисто и хорошо проветрено (во время дневного сна форточки открывают).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности развития организма ребёнка от рождения до семи лет

1. Особенности развития систе м и органов ребёнка дошкольника

Первые шесть лет жизни ребенок интенсивно растет и развивается. Активно формируется костная и мышечная системы. Скелет ребенка отличается от скелета взрослого. Новорожденный имеет большую голову, массивное туловище и короткие руки и ноги. Длина нижнего отрезка туловища (до лонного сочленения), составляющая у новорождённого 38 % общей длинны тела, в три года увеличивается до 42 %, а у шестилетних достигает 49,5 %.

Костная система ребенка-дошкольника богата хрящевой тканью. Кости мягкие, гибкие, недостаточно прочные. В них содержится значительное количество воды и только 13 % минеральных солей. Суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия слабее и короче, чем у взрослых. Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается у детей 2-63 лет. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Однако поясничный столб очень эластичен и из-за неблагоприятных условий внешней среды возникают различные нарушения осанки.

Мышцы у детей дошкольного возраста развиты относительно слабо и составляют 20-25 % массы тела. Мышцы-сгибатели развиты больше, чем мышцы разгибатели, поэтому дети часто принимают неправильные позы: голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая. Развитие мышц происходит в определённой последовательности. Сначала развиваются крупные мышечные группы, позднее мелкие. Поэтому маленьким детям легче даются движения всей рукой. Утомление мышц у дошкольников наступает очень быстро.

Кожа ребенка значительно тоньше и нежнее, чем кожа взрослого. Она легче подвергается ранениям. Кровеносные сосуды кожи эластичны и вмещают большое количество крови. Через тонкую кожу кровь легко отдает свое тепло. Тепловое равновесие организма нарушается быстрее, чем у взрослого.

Сердечно-сосудистая система претерпевает в дошкольные период морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8г у 3-4 летнего до 92,3 у 6-летнего ребенка. Частота сердечных сокращений (ЧСС) колеблется у детей младшего и дошкольного возраста в пределах 85-105 уд/мин, старшего 78-99 уд/мин, причем у девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна замедляется, в период бодрствования-учащается. Отклонения в величине артериального давления встречаются сравнительно редко. В норме систолическое давление в возрасте трех лет составляет 103 мм рт.ст., 4 года-104, в 5 лет-105, в 6 лет-106 мм рт.ст.

Продолжительные физические и психические 5 напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.

Особенностью развития отличается дыхательная система ребенка. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания, но к 6 годам еще не завершается строение легочной ткани. Верхние дыхательные пути относительно узкие, что ограничивает возможность легочной вентиляции. Грудная клетка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выходе так низко, как у взрослого, поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Через легкие у ребенка дошкольного возраста протекает значительно большее количество крови, чем у взрослого. Это удовлетворяет потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.

За период дошкольного детства осуществляется сложнейший процесс формирования нервной системы. Основная дифференцировка нервных клеток происходит до трех лет и концу дошкольного возраста почти заканчивается. По мере развития нервной системы формируется статические и динамические функции равновесия, однако сохраняется большая возбудимость, реактивность и высокая пластичность нервной системы. Важнейшей особенностью развития нервной системы дошкольника является преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления.

2. Формирование движ ений ребёнка первого года жизни

Двигательные функции ребенка закладываются задолго до его рождения, уже в утробе матери. Внутриутробное движение рук и ног приводит к тому, что в момент рождения ребенок начинает двигаться. Мышечное и структурное развитие, достигнутое в утробе, вкупе с нервным контролем позволяют младенцу осуществлять движения сразу при появлении на свет. В первые часы после рождения у ребенка наблюдаются: шагательный, хватательный, плавательный рефлексы, рефлекс ползания и др. Задатки перинатального внутриутробного движения плавно переходят в постнатальное (после появления ребенка на свет).

У новорожденного отсутствуют движения, направленные на сохранение определенной позы. У него преобладает тонус мышц-сгибателей. В состоянии покоя пальцы его обычно сжаты в кулачки, а ноги подтянуты к животу. Отдельные движения конечностей отрывисты и резки. Среди движений новорожденного преобладают:

1) беспорядочные хаотические движения типа синкинезий, т.е. движения представляют собой сочетание различных некоординированных, часто антагонистических актов;

2) безусловно-рефлекторные различного характера, которые отличаются упорядоченностью и строгой координацией составляющих их элементов.

Формирование движений у ребенка с самого начала происходит под контролем и при участии коры больших полушарий. Уже в первые дни существования ребенка для него выступает в качестве самостоятельной, хотя и второстепенной, задача овладения собственным телом. В первые месяцы ребенок обучается управлять своими первыми движениями, у него происходит образование условно-рефлекторных связей. В результате хаотичных движений, характерных для новорожденного младенца, у него накапливается опыт, необходимый для установления этих связей.

Изменения, происходящие у ребенка с возрастом, связаны с развитием центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Они создают предпосылки для развития определенных движений в каждом возрастном периоде. Реализация этих предпосылок происходит успешно при создании соответствующих условий физического воспитания ребенка.

Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость развития движений и нервной системы ребенка, необходимо подчеркнуть, что под воздействием движений совершенствуется работа центральной нервной системы, которая тем самым улучшает двигательные действия ребенка. Для обеспечения развития движений ребенку первого года жизни необходимо использовать массаж и физические упражнения. Важно также стимулировать его самостоятельную двигательную активность: побуждать ребенка к смене позы, активному движению, чередуя двигательную деятельность с отдыхом, способствуя удовлетворению потребности в движении и не допуская утомления.

В первые 3 месяца у ребенка развивается умение держать головку в вертикальном положении и лежа на животе. При этом формируются изгибы позвоночника, укрепляются шейные и спинные мышцы, улучшается кровообращение головного мозга. Беспомощность ребенка в первые месяцы жизни побуждает его совершать первые интуитивные движения, обращать их к окружающим его взрослым, ставя на первый план общение. Первые движения ребенка - это, по существу, выразительные жесты, с помощью которых он пытается привлечь внимание окружающих к своим потребностям. Общение со взрослыми способствует развитию основных форм сосредоточения - слухового и зрительного восприятия. На основе зрительного и слухового сосредоточения у ребенка в 2-3 месяца возникает комплекс оживления, что свидетельствует об отношении ребенка ко взрослому. Значение комплекса оживления в том, что на его основе в дальнейшем формируются хватательные движения рук.

Во время реакции оживления ребенок выполняет многочисленные движения руками. Иногда, наталкиваясь на предметы, которые находятся поблизости от него, он захватывает их.

В 2,5-3,5 месяца у ребенка впервые возникают реакции, подготавливающие схватывание. Вначале ребенок ощупывает собственные руки, затем переходит к ощупыванию других предметов (пеленки, одеяла и др.). Примерно через 2-3 недели он начинает рассматривать свои руки, попавшие случайно в поле его зрения.

Позднее ребенок начинает тянуться к окружающим предметам, дотронувшись до них, ощупывает их под контролем зрения, фиксируя попеременно то предмет, то свою руку. Этот подготовительный период заканчивается появлением реакции захватывания предмета после его рассматривания и ощупывания. К 4-5 месяцам появляется настоящая реакция хватания. Она характеризуется приданием кисти и пальцам характерного полусогнутого положения, необходимого для быстрого и точного осуществления реакции. Хватание этого типа характеризуется как сенсомоторная реакция, способствующая установлению координации между зрительным раздражением, довольно нечетким и диффузным, и движением собственной руки. До конца первого года жизни хватание остается на начальной стадии своего развития. Значительно позднее, примерно К 15-му месяцу, хватание становится предметной реакцией, которая выражается в тонкой и богатой дифференцировке поз руки, готовящейся взять предмет определенной величины, формы и назначения.

Во втором полугодии первого года жизни ребенок начинает соучаствовать в действиях взрослого, возникает их совместная деятельность. Эта деятельность в основном разворачивается в связи с предметами, игрушками и простейшими обиходными вещами. Взрослый показывает ребенку игрушку, называет ее, прячет или протягивает ребенку. Подобное общение способствует тому, что ребенок оживляется, радуется появлению взрослого, протягивает к нему руки, вызывает криком внимание к себе. У ребенка формируется восприятие себя и предметов в точных координатах времени и пространства и соотношение их между собой. В этом возрасте со всеми предметами и игрушками ребенок ведет себя примерно одинаково. Физиологическую основу схватывания, бросания, метания составляет связь развития руки и функций коры головного мозга. Эти движения тесно связаны с развитием речи, формированием представления о схеме собственного тела. Таким образом, первая двигательная функция руки - схватывание. Оно вначале выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4-5 месяцев хватание предмета приобретает условно-рефлекторный характер и совершается с наложением всех пальцев и ладони. На 9-м месяце ребенок начинает брать предмет пальцами. К 11-12 месяцам он уже играет с мячиком. В овладении движениями рук огромную роль играет подражание. Различают три вида подражательных реакций:

1) повторение собственных движений;

2) повторение знакомых движений взрослого;

3) повторение новых движений.

Почти до пятимесячного возраста у ребенка наблюдаются лишь врожденные двигательные рефлексы. В этот период отчетливо можно наблюдать процесс кортиколизации движений руки и пальцев. При совершенствовании мануальных навыков у ребенка развиваются плечи, локти, туловище. Приобретая навык "сжать-разжать" кисти руки, ребенок пытается поднимать предметы, у него развивается мозг.

В 4-5 месяцев ребенок, манипулируя игрушкой, начинает поворачиваться со спины на бок, на живот, лежа на животе, опирается на выпрямленные руки, поднимает голову. Играя в положении лежа на животе, малыш тянется за игрушками, он быстрее начинает ползать. Несмотря на то что новорожденный ребенок ползает с момента рождения и в первый день после появления на свет может проползти до 30 см, во второй - до 60 см, в третий - 90 см, ползание как вид движения появляется у него лишь к 8-9 месяцам. Начало ползания является гигантским достижением в развитии ребенка. Ползание достигает своей кульминации, когда ребенок начинает ползать на четвереньках. У него появляются сложные перекрестные локомоторные движения. Первоначально ползающий на животе ребенок обнаруживает способность вставать на четвереньки и передвигаться вперед. В то время как ползание на животе - это движение ради движения, ползание на четвереньках - это целенаправленная деятельность, в выполнении которой участвуют не только рефлекторные, но и осмысленные функции.

Чтобы ползать на четвереньках, ребенку необходимо научиться по-новому координировать действия плеч, локтей, запястий и пальцев с действиями бедер, коленей, ступней и лодыжек. Особенно необходима координация локтей и коленей. Ползая на четвереньках, ребенок развивает равновесие, бинокулярное зрение, совершенствует познавательные процессы, изучает окружающий мир. У него формируются сложно координированные перекрестные движения, свидетельствующие о совершенствовании деятельности коры больших полушарий головного мозга.

Своевременное развитие ползания, переступания играет важнейшую роль в формировании движений ребенка. Усваивая ползание, ребенок овладевает навыком садиться. Это способствует формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц туловища и ног. Оно положительно сказывается на гармоничности психофизического развития ребенка.

Принято считать, что ребенок сначала учится сидеть, а затем уже начинает ползать. Ползание является первой локомоторной реакцией. К 8-9 месяцам ребенок научается влезать на ступеньки горки, перелезать через бревно, учится переступать и передвигаться вокруг манежа. К концу 1-го года жизни он начинает ходить. Ходьба включает в себя поддержание тела в равновесии при вертикальном его положении и при движении вперед. Подкорковые реакции переступания и опорные реакции (отталкивание ножками от опоры) постепенно угасают, так как они не являются начальным этапом прямо хождения. Предпосылкой формирования ходьбы является овладение ребенком позой стояния.

Стояние проходит в своем формировании следующие этапы:

1) поддерживаемый под мышки, ребенок не подгибает ног, нo сгибается в тазобедренном суставе;

2) если его тянуть, поднимается, держась за руки взрослого;

3) недолго стоит, если его держат за руки;

4) не подгибает ног и стоит прямо;

5) долго стоит, если его держат за руки;

6) сам поднимается, взятый за руку;

7) стоит, держась за перила;

8) встает на колени, цепляясь;

9) сам поднимается, цепляясь;

10) садится из вертикального положения;

11) пытается стоять без опоры руками;

12) стоит без опоры руками;

13) поднимается, не цепляясь;

14) приседает, стоя без опоры.

Окончательное оформление позы стояния и связанных с нею динамических реакций происходит у ребенка в 10-11 месяцев.

С развитием вставания и стояния связано и развитие ходьбы. Формирование ходьбы начинается с попыток переступать (примерно в 5 месяцев). К 8 месяцам дети уже хорошо переступают, делая большое количество шагов, если их поддерживать под мышки, затем они начинают ходить, держась двумя руками за перила, подвижный стул или поддерживаемые взрослыми. От 9 до 11 месяцев ходьба становится возможной и при поддержании ребенка только за одну ручку. К году, а иногда и позже они научаются ходить совершенно самостоятельно, делая сначала несколько шагов и, наконец, преодолевая большие расстояния. Сидение, стояние, вставание, ходьба представляют собой сложные двигательные акты, построенные по типу цепных рефлексов. Овладение ими и произвольное выполнение их ребенком свидетельствуют о больших успехах в развитии у него моторики.

На 1-м году жизни количество движений, выполняемых ребенком, резко возрастает, а общие особенности его моторики сильно изменяются: движения становятся более координированными, точными, приспособленными к внешним обстоятельствам и в результате этого - более произвольными.

Данные исследований развития движений ребенка 1-го года жизни свидетельствуют, что целенаправленное обучение ребенка взрослым не имеет особого значения в приобретении им новых действий. Они формируются в ходе практической деятельности малыша, в процессе которой движения полезные, успешные с точки зрения стоящих перед ним задач, закрепляются, а ненужные, не имея положительного подкрепления, затормаживаются. На 1-м году жизни это подкрепление может выступать как удовлетворение основных органических потребностей ребенка. Известно, что даже стихийные движения младенца способствуют улучшению функций его органов и систем, влияя на дыхание, кровообращение, пищеварение; оно также выполняет приспособительную роль, вызывая изменение неудобной позы тела, способствуя овладению ребенком своим телом.

Подкрепление движений на первом году жизни является формой удовлетворения потребности ребенка в общении. Оно играет важнейшую роль в развитии моторики младенца, возникающей при общении со взрослым. При формировании движений каждое предшествующее подготавливает мозг и опорно-двигательный аппарат к возникновению последующего, т.е. развивается кисть руки (хватание, бросание и т.п.), ползание, ходьба, бег, прыжки. Ежедневно во время бодрствования следует проводить с каждым ребенком игры-занятия для развития движений, пока эти движения не сформируются и не закрепятся. Для стимулирования активности используются врожденные безусловные рефлексы. Во втором полугодии жизни ребенка активность выполнения упражнений стимулируется применением условных раздражителей: зрительного, двигательного, слухового. Хотя слово в этом возрасте является для малыша слабым раздражителем, все действия ребенка должны сопровождаться ласковыми словами взрослого. При отсутствии противопоказаний ребенку 1-1,5 месяца назначают физические упражнения и массаж, которые хорошо сочетаются друг с другом.

Гимнастика и массаж в раннем возрасте способствуют оптимизации двигательной активности и правильному психофизическому развитию ребенка. Физиологическое обоснование методик проведения гимнастики и массажа основано на знании состояния и развития мускулатуры малыша.

В первые 3 месяца жизни у ребенка наблюдается гипертонус мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей. Постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателей и расслаблению мышц. На первом году жизни массаж рассматривается как вид пассивной гимнастики. Он охватывает все мышечные группы рук, плечевого пояса, спины, живота, ног, стоп. Для достижения наивысшего эффекта и дозирования мышечной нагрузки рекомендуется соблюдать следующие требования:

1. Массаж должен предшествовать физическим упражнениям и чередоваться с ними;

2. Упражнения проводятся последовательно сверху вниз: руки, плечевой пояс, туловище, ноги;

3. Упражнения для различных мышечных групп чередуются в процессе занятия;

4. Исходные положения массажа чередуются: лежа на спине, животе, боку, сидя, стоя;

5. Начинать следует с более легких упражнений, постепенно переходя к более сложным, и заканчивать снова более легкими;

6. Чередовать упражнения с отдыхом или массажем, который обеспечивает наименьшее напряжение мышц;

7. Физическая нагрузка повышается постепенно за счет частоты повторения упражнений, приемов массажа, увеличения длительности занятия с 5-6 минут в первые полгода жизни до 8-10 минут во второе полугодие.

Массаж и гимнастика должны стать неотъемлемой частью жизни ребенка с момента рождения. Массаж - это общение на подсознательном уровне, не имеющее словесных ограничений. Помимо физического воздействия массаж - это "невероятные волны эмоционального влияния и единения, порождаемые заботой и любовью. Легкое прикосновение к ребенку во время массажа способствует его расслаблению и повышению защитных сил организма. Массаж позволяет ребенку и взрослому лучше узнать друг друга, способствует укреплению связи между ними. Массажные движения проводятся с любовью. Массаж без любви станет просто набором повторяющихся механических движений".

Исходя из анатомо-физиологических особенностей ребенка 1-го года жизни, составляются комплексы физических упражнений. Они состоят из 5 периодов:

I - от 1,5 до 3 месяцев;

II - от 3 до 4 месяцев;

III - от 4 до 6 месяцев;

IV - от 6 до 9 месяцев;

V - от 9 до 12 месяцев.

Занятия физическими упражнениями и массаж проводятся ежедневно в одно и то же время, желательно в первой половине Дня, когда ребенок бодр и весел. С ребенком начинают заниматься спустя полчаса после кормления. Перед началом массажа необходимо вымыть руки теплой водой; снять кольца, часы и другие предметы; ногти должны быть коротко острижены. Прикосновение к нему взрослого должно быть нежным, ласковым, приятным. Массажные действия сопровождаются словами, музыкой, песенкой. Таким образом, с первых мгновений появления ребенка на свет необходимо уделять особое внимание развитию его движений, укреплять его тело, развивать психику.

3. Формирование движ ений ребёнка второго года жизни

Здоровый ребенок в возрасте старше одного года в периоды бодрствования находится, как правило, все время в движении. Движения ему просто необходимы. С каждым днем объем их нарастает. Подвижность, являясь стимулом развития ребенка, обеспечивает ему возможность на практике узнавать новое. Поэтому она оказывает положительное влияние на психическое развитие малыша, тонизирует его центральную нервную систему. Недостаток мышечной активности, наоборот, замедляет психическое развитие вашего малыша. Кроме того, мышечная работа, выполняемая при движении, снижает нервное напряжение.

К году малыш уже самостоятельно ходит, но может и падать. Если ребенок боится ходить сам, помогайте ему. Лучше дать малышу возможность подержаться за ваши указательные пальцы, а не просто держать его за руки. К 1 году 3 месяцам способен пройти не менее 20 шагов, не присаживаясь. В дальнейшем ходьба должна становиться боле уверенной, ее темп может переходить на бег и обратно. Следует постепенно ограничивать пребывание ребенка на прогулке в коляске, ведь от этого зависит совершенствование навыка ходьбы и ловкости.

Нужно побуждать детей самостоятельно вставать, не держась за окружающие предметы. При этом одним из ключевых моментов, говорящих о достаточной мышечной силе, ловкости и равновесии, должно стать вставание через асимметричную позу, когда ребенок поднимается, опираясь в начале движения сначала на одну согнутую ногу, подтягивая вторую.

Во время подвижных игр, меняя направление своего движения, провоцируйте малыша менять положение тела - поворачивать, пятиться, идти по кругу; огибая препятствия; нести в руках мяч, игрушки разного веса в двух руках. Если положить на полу рядом со стоящим ребенком интересующий его предмет, то ребенок приседает на корточки или наклоняется с согнутыми коленями, чтобы взять его, затем выпрямляется или самостоятельно встает из приседа. Ходите по лесенкам и лестницам, вначале ведите за ручку, постепенно предлагайте ему подниматься, держась за перила. Малыш этого возраста будет подниматься пока приставным шагом.

Нужно давать малышу возможность залезать, карабкаться на диваны и низкие кресла, сидеть и слезать с него обратно на пол. Он уже хорошо самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке; проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Детям очень нравится катать коляску, каталку, или при ходьбе тянуть игрушку за веревочку за собой. Дети с ранним развитием ходьбы начинают это делать уже к году. Используйте эти игры также для развития сюжетной игры или выполнения целенаправленных действий: перевезти в каталке кубики, покатать в коляске куклу или мишку.

Если нет противопоказаний к прыжкам (например, дисплазия тазобедренного сустава), используйте игры, в которых нужно прыгать. Конечно, ребенок не сразу научится это делать: вначале он начнет пружинить на ножках у опоры или держась за мамины руки; потом подпрыгивать, отрывая ножки поочередно, потом прыгать на месте, а затем перепрыгивать через палочку. формирование орган движение ребенок

Играйте с мячом, если быть точнее, играйте с разными мячами. На втором году совершенствуются навыки игры с ним: научите малыша бросать мяч вниз, вперед, вверх, двумя руками от груди, снизу, из-за головы, отбивать мяч одной рукой, перебрасывать мяч через препятствия, ловить мяч, брошенный с близкого расстояния, двумя руками, пинать его так сильно, чтобы он катился, катать мяч друг другу или сбивая кегли.

Пришло время подумать о трехколесном велосипеде: сидя на нем, ребенок будет отталкиваться ногами от пола, пытаться крутить педали.

Если говорить о мелкой моторике, то здесь тоже происходит много перемен: появляется указательный жест, ребенок активно пользуется указательным пальцем при нажимании кнопок, просьбе показать что-нибудь в книге. Мелкие предметы предлагайте ему захватывать указательным и большим пальцами (пинцетным захватом), детям очень нравится собирать мелкие цветные пуговицы, камешки, бусины в бутылочку. Учите малышей откручивать и закручивать крышку бутылочки, предлагайте игры в сухом бассейне, заполненном разными крупами или песком; можно искать в нем спрятанные маленькие игрушки или выбирать каштаны, фасоль.

Разнообразное творчество также помогает как развиваться мелкой моторике, так и развивает речь, мышление, воображение: можно предлагать малышу карандаш - он захватывает его всей кистью и может черкать им; пальчиковые краски, пластилин - ребенок отрывает маленькие кусочки, прилепляет их на рисунок, размазывает.

Подвижность ребенка не должна ни тревожить, ни раздражать родителей. Скорее, наоборот, волноваться нужно тогда, когда ребенок малоподвижен, длительно сидит на одном месте, тихо играя, и не рвется поскорее узнать окружающий мир. Ребенка второго года жизни уже не нужно катать в коляске, пусть он гуляет сам. Он станет бродить по окрестностям дорожки, карабкаться на попавшиеся там предметы, взбираться на ступеньки строений. Не следует его одергивать. Он просто исследует все, что попадается на пути. Сдерживать подвижность малыша следует не одергиванием, а переключением внимания на что-то другое, тоже занимательное, но не требующее такой двигательной активности.

Нужно быть очень внимательным к ребенку, когда он начинает самостоятельно ходить. В целях его безопасности еще более строго, чем раньше, проверьте все возможные маршруты передвижения и уберите все, что может нанести вред ребенку. Учитывая большую потребность в движениях детей второго года жизни и организуя для этого специальную обстановку, следует помнить, что двигательная активность не должна мешать формированию сосредоточенности, умения спокойно заниматься игрушками. Важно следить за правильным чередованием движений и спокойных занятий. Надо удовлетворять потребность детей в движениях, но так, чтобы это не шло в ущерб другим видам их деятельности.

4. Формирование движе ний ребёнка третьего года жизни

Как известно, для детей этого возраста несколько замедленный темп физического развития, но в то же время идет интенсивное окостенение скелета.

Несмотря на заметное развитие нервной системы, функциональные возможности ее невелики, и при малейшей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные навыки движений непрочны и могут легко нарушаться.

Формирование двигательных навыков прежде всего связано с приучением ребенка правильно держать туловище и голову. Это требование является необходимым для формирования правильной осанки.

В ходьбе ребенка трех лет еще заметны неустойчивый темп, недостаточность координации рук и ног, неуверенность в ориентировке, в направлении движения, тенденция к сгибанию туловища. Однако, бегают дети значительно лучше и с достаточно хорошей координацией рук и ног. Этому способствует приспособленность самого тела к бегу: центр тяжести расположен ближе к передней части туловища, чем у взрослых.

Совершенно новым движением для ребенка трех лет являются прыжки. Это движение появляется еще в предыдущей группе, однако, вначале оно выражается лишь в форме пружинящего движения без отрыва ног от пола.

В три года дети уже хорошо начинают прыгать на месте, спрыгивать с небольшой высоты, перепрыгивать через шнур или две линии на расстоянии 15-20 см.

В процессе лазанья у некоторых детей отмечается еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Им труднее даются приемы метания, требующие обязательного чувства равновесия, но постепенно дети осваивают эти умения (бросание мяча на дальность, в горизонтальную цель).

Таким образом, дети третьего года жизни в процессе систематических занятий подводятся к усвоению правильной техники основных движений, подготавливающих их к овладению двигательными навыками и в последующих возрастных группах.

5. Формирование движени й ребёнка четвёртого года жизни

В условиях систематического руководства ребенок на четвертом году жизни совершенствует ходьбу, лазанье, начинает бегать. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха.

Систематические упражнения, игры под руководством педагога на физкультурных занятиях и вне их содействуют расширению двигательных возможностей, улучшению качества движений.

Для формирования разнообразных движений используются игрушки и физкультурные пособия, вызывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные велосипеды и др.

При ходьбе постепенно исчезают лишние, мешающие ребенку движения, что ведет к экономичности. Развивается самостоятельность пространственных ориентировок, умение и смелее и в то же время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доски, дорожки и т.д.) В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разнообразнее становятся действия с предметами.

Ребёнок постепенно учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучается своевременно реагировать на сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу и совсем прекратить движение и остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры.

Процесс усвоения нового в движении сохраняет прежнюю специфику-подражание. Однако, подражание изменяет свой характер: наблюдается больше осмысление предложенной ребенку задачи и в связи с этим более четкое ее выполнение.

6. Формирование дви жений ребёнка пятого года жизни

На пятом году жизни ребенок становится самостоятельнее, он очень подвижен и неутомим. В этот возрастной период совершенствуются психические процессы ребенка. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми, развивается способность к пониманию существенных признаков предметов и явлений, причинных связей в явлениях, а также способность к некоторым обобщениям.

Все это облегчает педагогу руководство формированием движений в процессе систематического обучения детей. Ребенок понимает поставленную перед ним задачу, может осмыслить основные требования к выполнению движений. В связи с этим его движения начинают приобретать четкость, плавность, определённый темп, согласованность в коллективе. Знакомые движения дети уже могут выполнять в более сложных вариантах, более длительное время, с большей нагрузкой.

В процессе обучения новым движениям ребенок способен к наблюдению (за образцом упражнения) и вслед за этим к его воспроизведению с помощью словесных указаний взрослого.

7. Формирование движ ений ребёнка шестого года жизни

С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки:

· заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы;

· совершенствуется чувство равновесия;

· улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта;

· увеличивается сила мышц.

В ходьбе наблюдается координация движений рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. В беге, лазанье и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий.

В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности:

· понимание учебной задачи;

· стремление к качеству ее выполнения;

· проявление любознательности и интереса к результату своих усилий;

· удовлетворение от достигнутого.

В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребёнок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания-легкий и быстрый бег.

8. Формирование движений ребёнка седьмого года жизни

Продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник более прочным. Эти изменения придают телу ребенка большую устойчивость и облегчают выполнение таких движений, как повороты туловища, стойка на одной ноге и т.п.

В движениях ребенка видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений как своих, так и товарищей.

К моменту перехода в школу у ребенка формируется достаточно прочные двигательные навыки, необходимые в жизни. Они являются основательным фундаментом для решения более сложных двигательных задач в школе.

Таблица. Диагностики параметров физического развития ребёнка дошкольного возраста

Наименование показателя

Бросок набивного мяча

Прыжок в длину с места

Наклон туловища вперед из положения стоя (см)

Бег на дистанцию 10 метров схода

Бег на дистанцию 30 метров

Челночный бег 3x10 метров

Бег зигзагом

Подъем туловища в сед за 30 сек. (количество)

Прыжки через скакалку

Бег на дистанцию 90,120,150 метров

Поднимание ног в положении лежа на спине

Литература

Основная:

1. Теоретические м методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / [Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др.]; под ред. С.О. Филипповой. - 4-е изд., перераб. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 304 с.

2. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей [Текст]: Программы диагностики и коррекции нарушений. - СП б.: Речь, 2001. - 166 с.

3. Физическое воспитание и развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. С.О. Филипповой. - М.: "Академия", 2010.

4. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований [Текст]: Методическое пособие / под общей ред. Микляевой Н.В. - М. УЦ "Перспектива", 2011.

5. Статьи по заявленной теме из журналов: "Дошкольное воспитание", "Обруч", "Ребенок в детском саду".

Дополнительная:

1. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. "Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду".

2. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. "Воспитатель по физической культуре в ДОУ". - М., 2004.

3. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. "Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста". - С. П., 2003.

4. Поляков С.Д., Хрущев С. В. "Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников" Методическое пособие. - М., 2006.

5. Степаненкова Э.Я. "Теория и методика физического воспитания и развития". - М., 2005.

6. Соломенникова О.А., Комарова Т.С. "Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу". - М - 2007.

7. Тарасова Т.А. "Контроль физического состояния детей дошкольного возраста". Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. - М., 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование строения, деятельности функциональных систем организма, особенности и принципы их организации. Теории изучения закономерностей развития организма ребенка и особенностей функционирования его физиологических систем на разных этапах онтогенеза.

    контрольная работа , добавлен 08.08.2009

    Строение и типы мышц. Изменение макро- и микроструктуры, массы и силы мышц в разные возрастные периоды. Основные группы мышц, их функции. Механизм мышечного сокращения. Формирование двигательных навыков. Совершенствование координации движений с возрастом.

    реферат , добавлен 15.07.2011

    Периоды развития зубов у детей. Морфологические особенности внутриутробного периода. Время от рождения до начала прорезывания молочных зубов, период формирования их прикуса. Сформированный молочный и сменный прикусы. Период прикуса постоянных зубов.

    презентация , добавлен 16.12.2015

    Утомление - защитная, охранительная реакция от чрезмерного истощения организма, особенности его развития у детей и подростков. Виды и признаки утомления и переутомления. Физиолого-гигиенические основы режима дня детей как восстановительная профилактика.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2014

    Анатомо-физиологические особенности органов дыхания, кровообращения у детей. Сердечно-сосудистая, мочевыделительная и нервная системы. Анализ развития опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. Функции пищеварительной системы и системы крови.

    презентация , добавлен 28.12.2014

    Движение плода как один из первых важнейших признаков роста и развития эмбриона. Виды двигательной активности плода: висцеральная, нейромышечная. Значение компактных и размашистых типов движений эмбриона. Основные этапы развития дыхательной функции.

    презентация , добавлен 19.01.2013

    Возникновение геронтологии и ее проблемы на всем этапе развития. Особенности процесса старения человеческого организма. Способы продления физической жизни. Жизнь после смерти. Омоложение и восстановление организма. Взаимосвязь геронтологии и психологии.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2008

    Докембрийский этап развития Земли. Условия, необходимые для возникновения и начала развития жизни на Земле. Возникновение жизни согласно гипотезе академика А.И. Опарина. Первые формы жизни на планете. Основные теории появления и развития эукариот.

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Система органов движения: кости (скелет), связки, суставы и мышцы. Характеристика костной ткани, состоящей из клеток и межклеточного вещества. Три периода развития черепа после рождения. Возрастные особенности позвоночника и скелетной мускулатуры.

    реферат , добавлен 06.06.2011

    Сущность, цели и задачи полового воспитания. Физиологические изменения и этапы полового созревания у девочек. Причины ускорения развития и созревания детей - явление акселерации. Особенности полового развития и смены интересов у мальчиков 13-14 лет.