Брак, венчание. О том, почему венчанный брак может распасться…

О Браке и Венчании

Церковь воспринимает брак как таинство, причем таинством является не столько венчание, сколько сам брак как союз мужчины и женщины. Ни одна религия, ни одно мировоззрение не относится к браку так, как христианство, благословляющее чудо соединения двух людей в единую плоть, единую душу и единый дух.

Далеко не всегда прочность брака обеспечивается венчанием. В церковных таинствах нет магии, они не действуют независимо или против человеческой воли. Бывает, что люди вступили в церковный брак, над ними было совершено венчание по всем канонам, а брак не сохранился, распался. И наоборот, можно привести множество примеров, когда по тем или иным причинам супруги не венчались, но при этом в течение многих лет жили как единое неразрывное целое, как прочная христианская семья.

По мнению митрополита Илариона существует два типа брака. Первый - брак как таинство, второй - брак как совместное проживание. Брак как таинство - это когда два человека соединены друг с другом настолько полно, глубоко и нераздельно, что не мыслят себе жизни друг без друга, когда они дают обет верности друг другу не только на земную жизнь, но и на всю последующую вечность.

Брак как таинство может состояться только в том случае, если он с самого начала - и даже еще до начала - будет соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к браку христианская Церковь. Почему Церковь установила строгие правила, касающиеся, в частности, взаимоотношений между женихом и невестой до брака? Почему существуют отдельно обручение и венчание, которые в древности совершались в разное время, и временной промежуток между ними составлял порой несколько лет? Сейчас, как правило, и обручение, и венчание совершаются одновременно, но изначальный смысл этих двух событий совершенно разный. Обручение свидетельствовало, что мужчина и женщина решились принадлежать друг другу, что они дали друг другу обет верности, то есть, по сути дела, уже вступили в брак, но их брак до венчания еще не является полноценной семейной жизнью: они, в частности, должны воздерживаться от супружеского общения. Они встречаются и расстаются, и этот опыт совместного пребывания и разлуки закладывает тот фундамент, на котором затем будет построено прочное здание брака.

В наше время брак нередко распадается именно потому, что у него не было прочной основы: все было построено на мимолетном увлечении, когда люди, не успев вбить в землю сваи, определить, каким должен быть «дизайн» их будущего дома, сразу же начинают возводить стены. Такой дом неизбежно оказывается построенным на песке. Церковь именно потому устанавливает для супругов подготовительный срок, чтобы мужчина и женщина сумели построить брак не только на страстном половом влечении, но на чем-то гораздо более глубоком - на душевном, духовном и эмоциональном единении, на совместном желании отдать жизнь друг другу.

Таинственный брак заключается, если можно так сказать, на горячее сердце, но на трезвую голову. Мужчина и женщина должны иметь достаточно времени, чтобы первое увлечение, которое рискует пройти, было испытано временем. Опыт совместного и раздельного пребывания должен дать им ответ на вопрос, готовы ли они жить вместе, готов ли каждый из них сказать: "Да, это именно тот человек, с которым я могу разделить всю свою жизнь, которому могу отдать все, что у меня есть".

Существует ложное, ошибочное мнение - что Церковь против супружеского общения, что оно, по учению Церкви, должно быть сведено к минимуму. Также ошибочно мнение, выдаваемое за учение Церкви, о том, что общение супругов в браке допустимо исключительно с целью чадородия, то есть для зачатия ребенка; в течение всего остального времени от полового общения надо воздерживаться. Это не учение Церкви и никогда таковым не было. Бог не создал бы людей такими, какие они есть, не вложил бы в мужчину и женщину влечение к друг к другу, если все это было нужно исключительно ради деторождения. Супружеская близость имеет свою ценность и свой смысл, являясь неотъемлемой частью брачного союза. Конечно, Церковь устанавливает определенные дни и периоды, когда супруги призываются воздерживаться от брачного общения - это время Великого и других постов, то есть то время, которое дается Церковью для того, чтобы люди могли сконцентрироваться на духовной жизни, время аскетического подвига, испытания. Обращаясь к супругам, апостол Павел говорит: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (Первое послание апостола Павла к Коринфянам глава 7 стих 5).

Супруги в браке призваны взаимно дополнять друг друга. Очень важно научиться видеть и ценить в другом то, чего нет у тебя.

В браке люди осознают, что, если бы они не встретились, они оставались бы неполноценными, незавершенными. Это не означает, конечно, что брак является единственной возможностью самореализации. Есть и другие пути. Есть и путь безбрачия, путь монашества, когда все то, чего человеку не хватает, восполняется в нем не другой человеческой личностью, но Самим Богом, когда сама божественная благодать "немощная врачует и оскудевающая восполняет".

Чем брак как совместное проживание отличается от брака как таинство? Брак как совместное проживание означает, что в какой-то момент судьба свела двух людей, но между ними нет той общности, того единства, которое необходимо для брака, чтобы он стал таинством. Живут двое - и у каждого своя жизнь, свои интересы. Они давно бы развелись, но жизненные обстоятельства заставляют их оставаться вместе, потому что, например, невозможно разделить квартиру. Такой брак, - будь он "венчанный" или "невенчанный", - не обладает теми качествами, которыми должен обладать христианский брак, когда, как говорит апостол Павел, муж является для жены тем же, чем Христос для Церкви, и жена для мужа тем же, чем Церковь для Христа. В таком браке отсутствует тесная, неразрывная взаимосвязь, верность, жертвенная любовь. Люди в таком браке не переступают через свой эгоизм и, прожив вместе много лет, остаются замкнутыми каждый на самом себе, а значит, чужими друг другу.

У всякого брака, начавшегося как простое совместное житие, есть потенциал перерастания в таинство, если супруги работают над собой, если они стремятся уподобиться соответственно Христу и Церкви. Брак, который начался как совместное проживание, может обрести новое качество, если супруги воспринимают брак как возможность вырасти в некое новое единство, выйти в иное измерение, преодолеть свой эгоизм и замкнутость. Очень важно научиться вместе переносить испытания. Не менее важно учиться переносить недостатки друг друга. Нет людей и супружеских пар, у которых не было бы недостатков. Нет семей, где все проходило бы идеально и гладко. Но, если супруги хотят, чтобы их брак был таинством, если хотят создать настоящую, полноценную семью, они должны бороться с недостатками вместе, воспринимая их не как недостатки другой половины, но как свои собственные.

Очень важно, чтобы не было и другой крайности, когда взаимная привязанность, любовь и верность становятся источником ревности, деспотизма и духовного насилия. Это случается, когда один из супругов воспринимает другую половину как собственность, подозревает его или ее в неверности, во всем видит угрозу. Очень важно, чтобы при духовном, душевном и телесном единстве супруги умели не посягать на свободу другого, уважать в нем личность, чтобы каждый признавал за другим право на возможность иметь и какую-то свою жизнь помимо той, что протекает в семейном кругу. Эта свобода, естественно, не должна быть свободой от брачных уз, от нравственных норм, но она должна помочь человеку раскрывать в браке, как и в других сторонах жизни, свою индивидуальность.

Совершение таинства венчания предполагается над людьми, которые вступают в брак. Но сегодня мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда брак был заключен в то время, когда совершение таинства венчания по каким-либо причинам было невозможным (особенно если речь идет о нашем недавнем атеистическом прошлом), но супруги, находящиеся в законном, имеющим государственную регистрацию браке, начинают осознавать его неполноту и желали бы венчаться. В таком случае совершение таинства венчания весьма желательно.

В любом случае надо помнить, что таинство венчания, как и любое другое таинство, это – церковное таинство и предполагает осознанную принадлежность к Церкви Христовой. Если супруги после совершения таинства осуществляют «автономную» жизнь, в которой Церкви не находится места (к сожалению, сегодня это встречается нередко), большого смысла в венчании нет, оно остается бесплодным, а в случае совершения супругами тяжелых грехов может стать таинством «в осуждение», как бы проявляя последствия греха (никакой грех не обходится без последствий), делая эти последствия быстрыми и резкими. Бог не желает зла человеку, и такое обличение греха служит во благо – ибо заставляет человека задуматься, переоценить свою жизнь, приводит человека к покаянию. Но следует отдавать себе отчет в том, что это очень болезненные вещи, часто связанные с разрушением привычного хода и образа жизни, с болезнями и скорбями как самого грешника, так и его близких.

Советы венчающимся

Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения таинства. В нашем храме существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания. Но делается это только после предварительного собеседования со священником: пара сначала договаривается о таком собеседовании в удобное для всех время. На собеседовании священник выясняет серьезность намерения венчающихся, выясняет возможные препятствия к браку и дает необходимые наставления, если возможность и необходимость совершения таинства подтверждается.

Для венчания нужно предоставить свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас существует отдельное чинопоследование венчания, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому, если молодоженам важна дата совершения таинства (бывает, люди привязывают ее к каким-то событиям своей жизни или, может быть, необходимо успеть до начала поста), необходимо так рассчитать время, чтобы пройти собеседование со священником заранее, т.к. потребуется еще, как минимум, несколько дней для подготовки к причастию

Для проведения таинства потребуются обручальные кольца, свечи, венчальные иконы, белое полотенце (или специальный рушник) и вино (кагор). Как правило, все это есть в иконной лавке, нужно только заранее позаботиться о приобретении.

По русской традиции, супружеская пара может иметь свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме - держать венцы над головами новобрачных. Шафера должны быть крещеными. Но если свидетелей не будет, таинство можно провести и без них, у них роль чисто декоративная.

Присутствие друзей и родственников молодоженов на венчании желательно, но, в крайнем случае, можно совершить таинство если будут только молодежены. Во время бракосочетания разрешается делать фотографии и снимать видеокамерой.

Чинопоследование Таинства

Таинство Брака состоит из двух частей - обручения и венчания. Как было сказано выше, в прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.

Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи - символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды - в образ Святой Троицы - переменяет их.

После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, ни обещались ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы - богато украшенные короны, подобно царским, и возлагаются на головы молодым. Венец - это образ венца Царства Небесного, но и символ мученичества. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!" - после чего читает отрывки из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь Иисус Христос благословил брак в Кане Галилейской.

Приносится чаша с вином - символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг - символ того, что таинство совершено навечно, хождение за священником - образ служения Церкви.

В завершение таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

Последование о второбрачных

Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.

Суеверия, связанные с Венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, "будешь потом всю жизнь маяться". Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец - сатана, названный в Евангелие "отцом лжи". А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно - всякое бывает.

Церковно-канонические препятствия к браку

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.

Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства по прямой и боковой линиям. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.

Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего - благословением духовника хотя бы одного из супругов.

При возникновении канонических препятствий, перечисленных выше, желающим повенчаться необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея. Владыка рассмотрит все обстоятельства; при положительном решении поставит резолюцию, по которой венчание может быть совершено.

Не совершается браковенчание накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; накануне и в продолжение Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов; в период Святок - от 7 января до 19 января; в Неделю мясопустную и в течение сырной седмицы (масленицы); в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября и Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

Все дни, разрешенные церковью для венчания, благоприятны для совершения свадеб.

Расторжение церковного брака

Расторгнуть церковный брак может только архиерей или церковный суд, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин.

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. (Социальная концепция РПЦ - из главы X.3).

Разводы — бич нашего времени. Тем страшнее, если распадаетс венчанный брак. Не меньшая беда — так называемый «брак гражданский». Каковы духовные последствия разводов и «гражданских браков», как они могут отразиться на благополучии супругов и их детей даже спустя многие годы — рассказывает игумен Ватопедского монастыря Святой Горы Афон архимандрит Ефрем.

Геронда Ефрем, отличаются ли духовные последствия распада «гражданского брака» и церковного, венчанного — так называемого «развенчания»?

Церковь благословляет супружескую пару церковным браком (венчанием). Чада Церкви обязаны вступать в брак в лоне Церкви. Поскольку само священнодействие венчания является таинством, то и сам брак, который благословен Церковью, является таинством, нерушимым во веки. «Гражданский брак» не действителен с церковной точки зрения. Он может существовать как новоустановленный государственный, гражданский институт, но никак не признается Православной Церковью. Следовательно не имеет смысла говорить о духовных последствиях гражданского развода, раз для «гражданского брака» нет богословских, духовных оснований.

Того, что вы называете «развенчанием», в нашей церковной традиции не существует. Наверное, вы имеете в виду какие-то молитвы, читаемые священником или архиереем в случаях расторжения церковного брака. Если рассматривать проблему с точки зрения акривии (точное соблюдение церковных канонов — пер.), «развенчание» вообще не должно иметь места, потому что оно нарушает церковное таинство. Но поместная Церковь, по каким-то известным ей причинам, может применить так называемую икономию (дозволенное отступление от точного соблюдения канонов, касающееся какого-то промежутка времени и лиц, а не силы канона — пер.) и совершить «развенчание».

Каковы духовные последствия разрушения церковного брака для супругов и их детей?

Разрушение церковного брака имеет страшные духовные последствия. Велико Таинство Брака. Сам Христос говорит о сочетающихся в браке: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Духу Святому не угодно разрушение семьи. В семейной жизни должны проявлять терпение как супруг, так и супруга. Нельзя из-за пустяков разрушать, попирать Богом установленное таинство. Я знаю много случаев, когда супружеские пары расходились по совершенно незначительным, даже смешным причинам. Конечно, не хочу сказать, что у нововенчанных будет вся жизнь покрыта цветами — это утопия. Будут и трудности, и скорби, и испытания, но все это должно не разъединять, а больше соединять супружескую пару. Муж и жена должны чувствовать, что они уже не две, а одна плоть, и жить этим благословенным единством в любви, в браке до конца дней.

При разрушении брака, по сути, разрушаются личности супруга и супруги — ставшее единым расчленяется. Также неисчислимы психологические травмы, которые наносит развод родителей детям. Эти раны не всегда сразу дают о себе знать (хотя зачастую бывает и так), но всю оставшуюся жизнь подсознательно дети будут от них страдать. Многие дети разведенных родителей, когда достигают брачного возраста, избегают вступать в брак только потому, что боятся развестись, как это сделали их родители.

Геронда, в советское время в России практически был разрушен церковный уклад семьи и сам православный образ жизни, на протяжении веков поддерживаемый государством. В результате грешить перед Богом мы стали значительно больше. На практике Церковь вынуждена сегодня идти на серьезные послабления в отношении наложения епитимий, например, за совершение смертных грехов. Возможны ли подобные послабления, если человек разрывает брачные узы? Как в дальнейшем спасаться разведенным?

Вы правы, тоталитарный коммунистический режим, который господствовал в России около семидесяти лет, разрушил установленные ценности и институты, воевал с Церковью. Потерялось (дословно «ослабело» — пер.) правильное понятие брака, Таинства Брака, и, как следствие, современные русские не венчаются или же, если и венчаются, не имеют веру в Таинство Бракосочетания. Поэтому легко разрушают его, женясь-выходя замуж во второй или даже в третий раз. Это неправильно. Конечно же, Церковь по причине снисхождения, икономии разрешает второй или третий брак для того, чтобы не имело места незаконное сожительство, но это не является духовным примером, образцом благочестия.

Сейчас Русская Церковь свободна и в виде епитимии может беспрепятственно отлучать от причастия Святых Таин тех, кто не состоит в церковном браке. Применять эту меру не в виде наказания, а в духе любви к своим чадам. Это способ пробуждения тех чад Церкви, которые по примеру многих совершили эту ошибку. Как может человек приступать к Божественному Причастию, живя с другим человеком в супружеских отношениях без благословения Церкви? В древности, и сейчас в некоторых приходах Греции, Таинство Бракосочетания совершалось во время Божественной Литургии, и новобрачные сразу после венчания причащались Святых Христовых Таин.

Разведенные не извергаются из лона Церкви, остаются ее чадами, но имеющими некоторые душевные раны, которые надо лечить. Следовательно православный духовный способ лечения, особенный для каждого разведенного, который применит рассудительный духовник, будет иметь желанный результат правильного возвращения и соучастия разведенного в Святом Причастии в то время, которое духовник сочтет подходящим. Церковь пастырски печется и болеет за самого злейшего преступника, желая его спасти, поэтому невозможно, чтобы она не радела о спасении разведенных.

Отец Ефрем, какова доля ответственности супругов за развод, когда они разводятся, не имея на то канонических церковных оснований?

Ответственность разделяется ровно пополам. Однозначно, что неправильно поступили, когда развелись, но, как бы то ни было, мало-помалу должны заново обрести себя с церковной и общественной точки зрения. Этого можно добиться с помощью духовника. Кроме этого, у обеих сторон должно быть самое искреннее и с великой любовью отношение к воспитанию детей, супруг же, который уже не живет с детьми, должен заботиться и о их пропитании.

Геронда, как поступать в ситуации, когда, например, муж живет своей жизнью, своими интересами, не проявляет должной заботы ни о материальном благополучии семьи, ни о духовном и церковном воспитании детей?

Ни в коем случае нельзя отчаиваться. Обратимся к нашей матери Церкви. Оттуда можем почерпнуть настоящее утешение. Истинное чадо Христовой Церкви должно жить верою — не логикой, не человеческими ухитрениями, не жалуясь на свою судьбу, как неверующие люди. Каждый из нас в какой-то момент своей жизни возьмет свой крест — великую скорбь и испытание — но, какими бы они ни были тяжелыми, мы никогда не должны впадать в отчаяние.

Доверяясь Промыслу Божиему (т. е. заботе Бога о нас — пер.), мы должны с духовным благородством продолжать свой жизненный путь, и наш Отец Небесный, видя наше терпение и веру, даст нам то, чего желаем. В данном случае — сознательное возвращение, возрождение интереса супруга к семье.

Нередко женщина, поддавшись на красивые слова и обещания, вступает в брак, имея, главным образом, желание родить ребенка. А муж по окончании, образно говоря, «рекламной акции» оказывается совершенно не тем человеком, о ком она мечтала. Часто это приводит к разводам. Как быть людям, оказавшимся в подобной ситуации?

Даже в таких случаях и за таким браком стоит Божий Промысл. Жена должна проявить терпение, но терпение не пассивное, а с упованием на Бога. Иногда дело не в том, что супруг изменился, а в том, что сами женщины, увлекаясь своими мечтаниями, создают фантастический портрет будущего мужа. Но знайте, что даже в случаях так называемой идеальной любви возникают проблемы, если не сразу, то обязательно когда-нибудь. Настоящее единство и любовь супружеской пары достигаются только во Христе. Вначале могут быть и чувства, без них не обойтись, но отношения мужа и жены должны качественно улучшаться: стать бескорыстными, истинными, любвеобильными, жертвенными. Все это появляется и существует тогда, когда супруг и супруга понимают, что их объединяет Христос, когда оба живут Христовой любовью.

Когда развод неминуем по настоянию одного из супругов, как смягчить душевную боль и страдания другого супруга?

Обращение ко Христу пострадавшей стороны поможет ей почувствовать облегчение и утешение. Чем ближе мы сами ко Христу, тем больше живем Им опытно, строим отношения с Богом не как отвлеченную идею или философию, а как живое общение двух личностей; тем большие придаются смысл и содержание нашей жизни; стяжаем самопознание, познание Божественного Промысла о нас; можем любить каждого человека. Общение со смиренным и кротким Иисусом Христом (см. Мф. 11, 29) и нас делает кроткими и смиренными, и тогда решаются все наши проблемы, тогда упокоевается наша душа.

Может ли в каких-то случаях развод иметь спасительное значение, например, если на него получено благословение архиерея, проведшего определенное расследование обстоятельств наметившегося разрыва супружеских отношений? Или как выбрать меньшее из зол?

Как быть, когда положение становится, как говорится, безвыходным? В таких случаях Церковь по-матерински уступает и молчит.
Собор Русской Православной Церкви в 1917-18 годах положил каноническим основанием к разводу факт препятствия церковному воспитанию детей одного из супругов. Какие еще могут быть церковные основания для церковно-канонического разрыва брачных отношений?
Позиция Церкви, как видно из православного Предания, в случаях, когда нет правильного церковного воспитания детей со стороны одного из супругов, такова: другой из супругов должен проявлять терпение и верою и молитвой привести ко Христу неверующего супруга. Даже в случаях прелюбодеяния, когда Сам Господь разрешает разводиться (см. Мф. 5, 32), если другая сторона простит и не пойдет на развод, то может обрести во Христе супруга-прелюбодея и получить великую духовную мзду. Мы знаем много таких случаев.

Касательно же решения собора Русской Церкви, думаю, что в те годы она руководствовалась духом икономии (снисхождения) и поэтому разрешила по упомянутой причине расторжение брака. Брак — таинство, нерушимое во веки.

Отец Ефрем, как уберечь детей от губительных последствий развода родителей, уменьшить их влияние на формирование детской психики и детской религиозности?

Насколько это возможно, по-доброму, с рассуждением, со смирением и молитвой учить детей любви к Богу и обращать их ко служению Богу (имеется в виду не только посещение храма, но и соблюдение заповедей Божиих в своей жизни и духовное совершенствование во Христе — пер.). У таких детей много душевных ран, которые в большинстве случаев скрыты от постороннего глаза. Если с нашей помощью эти дети полюбят Бога, думаю, что будут решены все их душевные проблемы. Любовь к Богу лечит все. Где нет человеческого утешения, туда приходит божественное утешение. Все психологические и иные проблемы, с которыми может столкнуться чадо разведенных родителей в межличностных отношениях с другими людьми, преодолеваются, исцеляются во Христе.

Беседовал Сергий Тимченко

Я венчана с первым мужем в 1994 году, через год мы развелись с ним. Молю Бога о прощении, развод с первым мужем произошел по моей вине. Теперь у меня другая семья, 8 лет мы в официальном браке, долго не было деток. А недавно, как благословение, у нас родилась дочь. Очень мучает осознание того, что Церковью этот брак не благословлен. Можно ли что-то сделать в моем случае? Я понимаю, что в вопросах веры о компромиссах не может быть и речи, но все-таки есть ли надежда? Ольга врач Георгиевск 12 ноября 2010г. Уважаемая Ольга, Церковь наша разрешает второй и, в крайнем случае, третий законный церковный брак. Стороне, виновной в распадении семьи, назначалась епитимья для исправления, поэтому разумно будет Вам описать Вашу ситуацию на исповеди священнику и поступить так, как он посоветует.

О том, почему венчанный брак может распасться…

Внимание

Я же больше не изменял, никогда не бил жену, не пьянствовал, все в дом! работал, заимели дачу- стали много времени проводить на земле, все 5лет жена сидела с ребёнком не работала. Обстировала, кормила, ухаживала.Потом интим стал другим, глаза у жены изменилисьЯ становился ей противен, говорила у нас нет семьи, мы не разговариваем совсем, ты сидишь за компьютером особенно зимой, все хуже и хуже отношения становились.Потом она собрала вещи, ребёнка и ушла.

Начала работать.Я думал перебесится и вернётся, звал её обратно.Сейчас 7 месяцев не живём вместе, ребёнка я вижу периодически, пока не изменял ей, деньги отдаю в срок.Жена говорит давай разведемся по человечески, и все, я не хочу с тобой больше ничего, ты для меня только отец ребенка.Я исповедовался в своих старых грехах т.к.

Распался венчаный брак, как быть с новым?

Важно

В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода.

Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода.

“дай душе волю – захочет и боле”. когда распадается брак…

Без согласия жены или мужа, в одностороннем порядке, дозволение на расторжение брака получить нельзя. Вина за распавшийся брак лежит на обоих супругах, поэтому в прошении следует молить о прощении.
Кроме, собственно, прошения, необходимо написать историю своих семейных взаимоотношений и причин, приведших к распаду семьи. К прошениям прилагаются копии свидетельства о расторжении брака и свидетельства о венчании.
Основываясь на обеих изложенных версиях событий, архиепископ вынесет свою резолюцию. После этого духовник выдает документ о решении правящего архиерея супругам на руки.

Этот документ является подтверждением о прекращении действия брака между супругами. Архиепископ вправе наложить епитимью на одного или обоих супругов.

Поэтому просьбу о заключении второго брака после расторжения первого придется отложить, иногда на весьма продолжительный срок.

Брак — нерушимое таинство

Инфо

Священники советуют в случае, если брак не удается сохранить, молиться. Молиться о сохранении семьи или чтобы Господь направил вашу дальнейшую жизнь согласно своей Всеблагой воле.
Однако человек слаб, и в жизни случается всякое. Часто женятся молодыми, не обдумав как следует этот серьезный шаг, венчаются по настоянию родителей или в угоду моде, потому что в церкви интерьер красивый. По «жестокосердию нашему» Моисеем была дана возможность расторгнуть благословленный брак, «…разводиться с женами вашими» (Мф.5:32, 19:8).
Но и в этом случае, развод и вступление в новый брак сопровождается целым рядом условностей, в том числе и юридического характера.

Если брак распался, можно ли развенчаться

Может ли в каких-то случаях развод иметь спасительное значение, например, если на него получено благословение архиерея, проведшего определенное расследование обстоятельств наметившегося разрыва супружеских отношений? Или как выбрать меньшее из зол? Как быть, когда положение становится, как говорится, безвыходным? В таких случаях Церковь по-матерински уступает и молчит.Собор Русской Православной Церкви в 1917–18 годах положил каноническим основанием к разводу факт препятствия церковному воспитанию детей одного из супругов. Какие еще могут быть церковные основания для церковно-канонического разрыва брачных отношений?Позиция Церкви, как видно из православного Предания, в случаях, когда нет правильного церковного воспитания детей со стороны одного из супругов, такова: другой из супругов должен проявлять терпение и верою и молитвой привести ко Христу неверующего супруга.

«все! я от тебя ухожу!»: 1638 венчаний и 901 развод

Когда развод неминуем по настоянию одного из супругов, как смягчить душевную боль и страдания другого супруга? Обращение ко Христу пострадавшей стороны поможет ей почувствовать облегчение и утешение. Чем ближе мы сами ко Христу, тем больше живем Им опытно, строим отношения с Богом не как отвлеченную идею или философию, а как живое общение двух личностей; тем большие придаются смысл и содержание нашей жизни; стяжаем самопознание, познание Божественного Промысла о нас; можем любить каждого человека.


Общение со смиренным и кротким Иисусом Христом (см. Мф. 11, 29) и нас делает кроткими и смиренными, и тогда решаются все наши проблемы, тогда упокоевается наша душа.

Прихожанка.ру — женский православный форум

Социальную концепцию РПЦhttp://www.wco.ru/biblio/books/koncep1/Main.htm В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

Вопросы настоятелю / церковный развод

У таких детей много душевных ран, которые в большинстве случаев скрыты от постороннего глаза. Если с нашей помощью эти дети полюбят Бога, думаю, что будут решены все их душевные проблемы.
Любовь к Богу лечит все. Где нет человеческого утешения, туда приходит божественное утешение. Все психологические и иные проблемы, с которыми может столкнуться чадо разведенных родителей в межличностных отношениях с другими людьми, преодолеваются, исцеляются во Христе.

Отец Ефрем, какова доля ответственности супругов за развод, когда они разводятся, не имея на то канонических церковных оснований? Ответственность разделяется ровно пополам. Однозначно, что неправильно поступили, когда развелись, но, как бы то ни было, мало-помалу должны заново обрести себя с церковной и общественной точки зрения.

Этого можно добиться с помощью духовника. Кроме этого, у обеих сторон должно быть самое искреннее и с великой любовью отношение к воспитанию детей, супруг же, который уже не живет с детьми, должен заботиться и о их пропитании. Геронда, как поступать в ситуации, когда, например, муж живет своей жизнью, своими интересами, не проявляет должной заботы ни о материальном благополучии семьи, ни о духовном и церковном воспитании детей? Ни в коем случае нельзя отчаиваться.

Обратимся к нашей матери Церкви. Оттуда можем почерпнуть настоящее утешение.

Если распадается венчанный брак

Рубрика: Семейная рубрика. О том, почему венчанный брак может распасться… Добрый день, дорогие наши посетители! Ведь говорят, что Таинство Венчания скрепляет брак навечно. Так почему же распадаются венчанные семьи? Потому, что люди подходят к Таинству святого Венчания – как к старинному древнему обряду, без серьезности и ответственности.
Клятвы верности произносятся, как обычные слова, необдуманно и бессмысленно. Да и дальнейшая семейная жизнь проходит в пустых мечтах и заботах, в погоне за призрачным и неполезным.


Опытные священники советуют вначале проверять свои чувства на серьезность, перед таким ответственным шагом, как супружество.


Таинство брака
– это особое благословение Церкви вступающим в семейную жизнь. Поэтому так важно приступить к нему подготовленным, собранным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.

Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте особую честь за целомудрие и сохраненное до брака девство. Тот же смысл имеет и подвенечное платье невесты, и белоснежная ткань, которая кладется под ноги новобрачных. От согрешивших до брака Церковь, безусловно, требует покаяния и исповеди перед священником с последующим Причащением.

Венчание без веры приносит намного больше вреда, чем пользы. Если в церковном таинстве участвуют фактически неверующие люди - это не что иное, как профанация таинства. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божиих, то никакой гарантией от развода церковный брак в таком случае быть не может.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА


Самое первое условие - венчающиеся обязательно должны быть крещены в Православии и между ними не допускается родство, включая троюродное. И, конечно, новобрачные должны быть зарегистрированы в ЗАГСе.

Во время гражданской регистрации брака обручение кольцами, заимствованное в советское время из церкви, необходимо пропустить. Первым обручить новобрачных кольцами должен священник, а не работник ЗАГСа. Как минимум, это признак культуры по отношению к Церкви.

При этом Церковь не благословляет брак, если один из новобрачных (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Также нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Кроме того, венчание не совершается:


1) В течение всех четырех многодневных постов;

2) Во время Сырной седмицы (масленицы) перед Великим постом;

3) На Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи;

4) От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);

5 ) По вторникам, четвергам (накануне среды и пятницы),ибо предстоящая ночь - постная, и субботам в течение всего года, ибо эта ночь на воскресенье посвящена Богу;

6) По той же причине не совершается венчание накануне самых главных церковных праздников;

7) 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);

8) Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме - свои).


При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.


Перед венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься , соблюдая перед этим пост в течение, как минимум, трех дней. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству венчания с чистой совестью перед Богом. Невоцерковленным людям лучше это сделать заранее. Без этого шикарные белоснежные платья невест, льющееся рекой шампанское и прочая дорогостоящая атрибутика будет лишь насмешкой над тем, чем на самом деле должна быть свадьба православных людей.

Когда вопрос о браке решается людьми воцерковленными, то необходимо благословение духового отца или приходского священника, у которого жених и невеста исповедуются обычно. Послушание духовнику помогает избежать тех ошибок, которые так часто совершаются из-за отсутствия жизненного и духовного опыта.

В былые годы родители молодых перед их венчанием благословляли своих детей святыми иконами. Будущего мужа - иконой Христа Спасителя, жену - иконой Богородицы. Родители крестят этими иконами своих детей и дают поцеловать им святые образа, преподавая таким образом свое родительское благословение на брак.

Венчание, как правило, в храмах совершается после Божественной Литургии, которая завершается (в зависимости от расписания богослужений в том или ином храме) между 11-00 и 13-00. О дне и времени венчания необходимо заблаговременно (как минимум за неделю) договориться в храме.

А в день счастливого события нужно прийти в храм в назначенное время в одежде, соответствующей нормам церковного приличия. Желательно наличие свидетелей - мужчины и женщины, крещенных в православии, они будут держать венцы над головами новобрачных. Для венчания также необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя и Божьей Матери, а также кусок белого полотна или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся. Для обоих супругов обязательны нательные крестики.

При этом невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию в Таинстве венчания, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день для венчания, чтобы этих препятствий не было. То же самое касается и всех остальных церковных таинств.

Поинтересуйтесь заранее, разрешают ли в храме, в котором Вы собираетесь венчаться, делать фотографии и проводить видеосъёмку. Если же нет, вполне можно обойтись и без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после венчания.

В выходные дни в храме могут венчаться сразу несколько пар. Если Вам хотелось бы венчаться отдельно, будьте готовы подождать. Другой вариант - назначить таинство на любой другой будний день.

Православная Церковь вносит некоторые требования к внешнему виду невесты:


1) Макияж должен быть минимальный, практически незаметный, маникюр неброский, духи несильные (а будет лучше, если Вы найдете в себе силы вообще обойтись без всего этого); помада на губах недопустима, поскольку Вы будете прикладываться к иконам;

2) Головной убор невесте (фата, косынка) обязателен. Учтите, что длинную и пышную фату можно испортить, если она коснется горящих свечей.

3) Женский брючный костюм недопустим;

4) Плечи, спина и грудь должны быть закрыты. Если платье у Вас слишком откровенное, позаботьтесь о накидке;

5) Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выcтоять в течение целого часа.

Обращаем Ваше внимание на суеверия, связанные с венчанием. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае - "будешь потом всю жизнь маяться". Все эти вымыслы не должны волновать Вашего сердца.

СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА БРАКА
Обручение


Перед началом обручения жених становится по правую руку, а невеста - по левую. Священник вручает новобрачным горящие свечи, называемые венчальными, которые не гасятся в продолжение всего времени венчания. Горящие свечи новобрачных символизируют духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящей на них. Свечи в их руках говорят о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих. Свечи эти после венчания можно хранить вместе с иконами как семейную святыню.

В своих последующих молитвах Церковь возвращает нас к временам Ветхого Завета. Мы вспоминаем Исаака и Ревекку, которых друг для друга избрал Сам Господь. И священник, приводя их в пример, испрашивает благословения у Бога на обручение предстоящих здесь жениха и невесты, чтобы “союз любви положить им неразрушимый”.

Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле этой церкви.

В знак твердости их взаимных обещаний священник надевает на пальцы обручающихся освященные кольца. В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно: доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество - все.

Кольца надеваются на персты правых рук в знак благословения на всякое доброе дело. Священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, послал обручающимся Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни.

Брачные обеты


После обручения при пении псалма царя Давида “Блаженны все боящиеся Господа...” жених и невеста с возжженными свечами выходят на середину храма и становятся пред аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов.

Под ногами новобрачных белое полотенце или белая ткань - символ единства и радости нераздельного жительства в супружестве. Как и подвенечное платье невесты, эта белоснежная ткань должна говорить о чистоте и целомудрии вступающих в брак, о том, что их мысли, чувства и дела безупречны по отношению друг к другу и ко Господу.

Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не продолжает ли кто из них держать кого-либо в заблуждении своим обещанием вступить в брачный союз? Брачные обеты жениха и невесты подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений.

Венчание


После этого начинается собственно чин венчания. Произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы “утверждают основания домов” (Сир.3,9).

И вот наступает главный момент Таинства, когда священник благословляет брачный союз во имя Пресвятой Троицы. Взяв венец, священник благословляет им жениха и говорит: «Венчается раб Божий (называет имя) рабе Божией (называет имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Таким же образом священник венчает и голову невесты. При возгласе “Господи Боже наш, славою и честию венчай их”, священник от лица Бога благословляет их, как печатью утверждая Таинство брака.

Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то принимают и держат их свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом - друг. В идеале они должны быть молитвенными хранителями этого брака, а потому должны быть православными и боголюбивыми. При обхождении аналоя свидетелю нужно следить за тем, чтобы не наступить на шлейф невесты.

Чтение Священного Писания и общая чаша


Далее читается отрывок из послания апостола Павла, в котором указываются главные обязанности супругов по отношению друг к другу: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...» (Еф. 5,24-25). Далее читается Евангелие, рассказывающее о том, как Господь Своим присутствием благословил брак в Кане Галилейской.

После чтения Евангелия Церковь вновь возносит свои молитвы о новобрачных, прося Бога сохранить сочетавшихся браком в мире и единомыслии, сподобить их непорочной жизни в неукоснительном соблюдении заповедей Божиих. После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные свидетельствуют о своей решимости служить Господу и выполнять волю Его в семейной жизни, они испивают общую чашу.

Общая чаша – это чаша с красным вином, которую благословляет священник и подает новобрачным. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее до дна, в знак того, что с этих пор они должны разделить жизнь друг друга до самого конца, деля вместе радость и горе.

Троекратное обхождение аналоя во славу Святой Троицы

Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу жены чрез руки священника от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды во славу Святой Троицы обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг символизирует вечность и нерасторжимость заключенного союза: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф.19,6).

При этом торжественном шествии поются церковные тропари:

"Исаия, ликуй, Дева име во чреве, и роди сына Эммануила, Бога же и человека, восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем".

Так Церковь воспевает самое радостное событие во Вселенной - Рождество Христово. Это песнопение в контексте происходящего в данный момент в храме раскрывает новобрачным, что рождение их семьи находится теперь в череде церковных событий и имеет ту же цель, что и Боговоплощение - спасение друг друга для вечной жизни со Христом.

Тропарь "Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим”.

Это молитва к тем, кто принял добровольное страдание за Христа, принесшее венец мученичества, и сподобился через это Царства Небесного. «Святии мученицы...» - это и напоминание о том, что семейная жизнь - жизнь исповедническая, требующая терпения, смирения, умения переносить скорби и искушения. За свою любовь супругам придется бороться. И эта борьба заключается, прежде всего, в преодолении эгоизма в самом себе, в том, чтобы научиться жертвовать самим собой в пользу любимого, перестать существовать для самого себя. Поэтому настоящая семья – это, прежде всего, труд и аскеза, а не удовольствия, которые рано или поздно прискучат. На это и нужно настраиваться молодым людям перед свадьбой.

В завершении поется тропарь "Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь Троице Единосущная”.

В этом песнопении воссылается благодарение за совершение брака и звучит напоминание о том, что каждая христианская семья призвана своей жизнью свидетельствовать о Христе. Следуя этим путем, муж и жена должны быть, прежде всего, достойным примером для своих детей.

Окончание чина венчания


Священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия. Священник обращает внимание жениха на его возвеличение и благословение «умножиться и ходить в мире, исполняя в правде заповеди Божии». Величие жены в этом приветствии связывается с «веселием о своем муже и хранением пределов закона».

В заключение, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где они целуют иконы Спасителя и Божией Матери. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы, и обращается к ним с пастырским напутствием, суть которого в том, что для того, чтобы сохранить любовь, обоим супругам необходимо вести духовную жизнь. Любовь требует для себя духовной жизни и возрастает по мере преуспевания супругов в духовности.

Одним из главных средств, которое Церковь предлагает к сохранению и умножению любви, являются Таинства Исповеди и Причастия. Только соединяясь с Богом – источником любви, – люди получает благодатную силу на приобретение жертвенности и избавление от эгоизма.

В завершении молодым поется многолетие.


НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ


- Как относится Церковь к невенчанному браку?

Церковь с уважением относится к браку, заключенному по законам данного государства, и не считает его блудным сожительством, однако православная семья начинает свою полноценную жизнь лишь после Таинства Венчания. Для верующего человека единственной уважительной причиной состоять в невенчанном браке, является отсутствие веры в Бога у супруга(ги), даже если имеет место формальный факт его крещения в детстве.

Так ли уж важна регистрация, если люди уже много лет фактически являются супругами, имеют детей?

Незарегистрированный, или так называемый «гражданский брак» - проблема и духовная, и психологическая, и юридическая. Такая «малость», как штампик в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если завтра ваш «гражданский муж» попадет под машину, вы не сможете оставить себе даже его фотографию: все совместно нажитое имущество отойдет официальным родственникам. Если вы любите человека, вы неизбежно захотите обеспечить ему материальную защищенность.

В духовно-психологическом плане ситуация еще хуже. Если вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, не доверяете своему избраннику (избраннице). Вы не любите его по настоящему и не готовы разделить с ним все возможные жизненные проблемы и катаклизмы. В любой момент Вы готовы расстаться друг с другом, даже если у Вас есть общие дети. Когда речь идет о постели, Вы – «муж и жена»; когда речь заходит о реальной ответственности друг за друга, включая ваших детей, Вы – чужие люди. В глубине души Вы прекрасно понимаете, что то, что Вы называете «гражданским браком», является всего лишь временным сожительством, которое всегда осуждается в нормальном обществе, а Богом – тем более.

- Но порой родители сами толкают детей на это: “Поживите, присмотритесь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет - разойдетесь
”.

Это уже не просто грех блуда, в который в прошлые времена отдельные молодые люди впадали по неосторожности, не справившись с бушующими в них страстями. В данном случае речь идет о сознательном блудном сожительстве, в котором молодые люди якобы «узнают друг друга», а, в действительности, всего лишь удовлетворяют свои физиологические потребности, используя друг друга, как какую-нибудь вещь.

Сами по себе половое влечение и интимные отношения, какими бы страстными они ни были, порой не имеют с любовью ничего общего. Добрачный секс, как правило, заканчивается разрывом. Чтобы притупить боль расставания, молодые люди вступают в новую связь, однако, с каждым разом все больше утрачивают способность испытывать привязанность к другому человеку, любить, доверять другому.

Кроме того, этот грех безмерно отягчается еще и тем, что для надежного предохранения от беременности используются, как правило, гормональные контрацептивы, которые все без исключения имеют абортивный эффект. Таким образом, грех блуда отягчается еще и грехом убийства, вполне возможно, зачавшегося ребенка. И тягчайший грех тем родителям, которые советуют своим детям “пожить - посмотреть - присмотреться”. На Страшном Суде Божием их ждет заслуженное воздаяние за подобные советы.

Канонические правила Церкви говорят: “Блуд не есть брак и не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожителя, то да примут епитимию за блуд, но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет”. А епитимия в древности была такой: отлучение от Причастия на 7 лет.

Сейчас грех становится нормой и люди пытаются обвинять Православную Церковь в том, что ее нравственные установки и правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Церковь не будет Церковью Христовой, это будет церковь Антихриста. Церковь может лишь смягчить покаянную дисциплину за сожительство до брака, учитывая, что современные молодые люди не просто совершают грех, но являются жертвами целенаправленного информационного растления в общегосударственном масштабе. Сегодня от согрешивших до брака Церковь, безусловно, требует покаяния и исповеди с последующим Причащением.

Брак, семья, венчание - это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение , стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником , настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

- Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» - значит, нельзя. «Не положено» - например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом - или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин - для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге - особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то - как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, - «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же - . Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит - это уже Его святая воля.

Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами - у нас множество и бедных приходов.

Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия - невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью - и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это - особенности каждого служения.

Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» - а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен - получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна - почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

- Важно послушание Церкви?

Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак - это не церковное, это гражданское установление. существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу - так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то - это так!

- Некоторые священники поступают в каких-то случаях « по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о , которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает - значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее - тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» - «Нет, не против, но занятие бесполезное!» - «А почему?» - «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом - две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город - своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова - своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были , отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами - мы и должны к этим образцам возвращаться. А там - как уж получится. Так и получится!

- На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» - то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят - они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого - всё нечисто. И признак чистоты - не видеть грехи других людей. А признак нечистоты - это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий - его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование - это воссоздание в человеке образа Божия. Это - первое. Второе - умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое - это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!