Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психологов

Как заставить подростка учиться? Этот вопрос задают себе многие родители, у которых дети вступили в возраст тринадцати - шестнадцати лет. Подростки становятся неуправляемыми и непредсказуемыми, порой проявляя немотивированную агрессию. Мы часто не можем понять, что с ними происходит и как следует реагировать на внезапное нежелание выполнять свои школьные обязанности. Большинство заботливых мам и пап хватаются за голову, когда любимое чадо вдруг отказывается придерживаться привычного распорядка дня, и не знают, как заставить учиться подростка. Советы психолога помогут разобраться в этом непростом вопросе.

Истоки проблемы

Главное отличие молодого человека, только готовящегося вступить в самостоятельную жизнь, от взрослого заключается в том, что он ко всему относится слишком серьезно. Физиологические изменения, происходящие в организме, подросток воспринимает как нечто сверхъестественное. Некоторые психологические затруднения в этот период жизни способны вызвать у него настоящий приступ паники.

Агрессия служит своеобразным способом защиты молодого человека от «недружелюбного» внешнего мира. Немаловажным моментом в это время становится вопрос о том, как заставить подростка учиться. Психология юношей такова, что они все советы старших рассматривают с точки зрения собственного неустойчивого внутреннего мира. Воспринимая любую проблему сквозь призму своих представлений о том, как устроена жизнь, они нередко страдают от излишней впечатлительности.

Доверительное общение

Это первая задача, на решение которой должен направить свои усилия родитель, если заметил существенное снижение успеваемости. Подумайте о том, чем вызвано такое изменение в поведении вашего сына или дочери. Следует в первую очередь размышлять не о том, как заставить подростка учиться, а обратить внимание на его настроение, с которым он садится выполнять домашнее задание. Помните о том, что уроки в школе могут быть невероятно утомительными, и не нужно требовать от ребенка, чтобы он учился только на «хорошо» и «отлично». В конце концов, оценки ничего не решают в жизни. Важны сами знания и, конечно, умение их применить.

Доверительное общение между родителями и детьми начинается в тот момент, когда они отказываются от необходимости в чем-либо друг друга обвинять. Делитесь с собственным сыном или дочерью своими тревогами, мыслями, чувствами, переживаниями. Не следует думать, что подросток настолько эгоистичен, что не в состоянии обращать внимание на эмоции окружающих. Надо сказать, он, напротив, сильно зависит от реакции близких родственников, друзей на те или иные события. Рассказывайте ребенку о том, что произошло за день, тогда и у него возникнет потребность делиться с вами наболевшим.

Организация места для занятий

Многим детям не хватает личного пространства в семье. Индивидуальные границы должны иметься у каждого человека. Только в этом случае он будет чувствовать себя комфортно и свободно. Если ребенок лишен возможности уединения в собственной комнате и постоянно вынужден взаимодействовать с толкающимися туда-сюда домочадцами, это утомляет всех. Сын или дочь могут сделаться раздражительными. Здесь не может и речи идти о том, как заставить подростка учиться.

Правильная организация места для занятий - это необходимое условие для успешного обучения. Вот увидите, ребенок станет намного дисциплинированнее, если будет знать, что у него дома имеется отдельный уголок для приготовления уроков. Такой подход к учебе поможет привести в конечном итоге к весьма неожиданным результатам. Нередки случаи, когда юноши и девушки в старших классах начинали глубже осваивать предметы только потому, что у них были в квартире соответствующие условия. Если для вас актуален вопрос о том, как заставить подростка хорошо учиться, примите к сведению сей нехитрый совет.

Индивидуальность

Ваш ребенок ленивый, стеснительный или, напротив, чрезвычайно активный? Каким бы он ни был, постарайтесь не давить на него своими требованиями в отношении учебного процесса. Обучение в школе - задача непростая, результат зависит от многих факторов. Не следует думать о том, как заставить подростка хорошо учиться в школе, если вы не интересуетесь его внутренним состоянием. Обращайте в первую очередь внимание на воспитание индивидуальности. Поверьте, ребенок будет вам за это невероятно благодарен. Не нужно смотреть на собственных детей, как на людей, которые обязаны оправдывать ваши ожидания.

Практика показывает, что чем больше вы возлагаете надежд на собственное чадо, тем меньше у него остается шансов действительно реализовать их. Гордитесь детьми в любом случае, а не только тогда, когда они получают хорошие оценки или побеждают на школьных олимпиадах. Развитие индивидуальности начинается с осознания того, что ребенок сам по себе является большой ценностью. Как заставить подростка учиться? Просто не мешайте ему быть самим собой, раскрывать собственный внутренний мир.

Своевременная похвала

Она придется кстати, когда возникают определенные трудности с пониманием той или иной темы. Помните, что не всегда школьные предметы даются легко. Доброе слово способно исцелить душу, направить на нужный путь, попробовать сделать первый робкий шаг. Чтобы постоянно не задаваться вопросом о том, как заставить подростка учиться в школе, лучше больше хвалите собственное чадо. Вы удивитесь тому, как ребенок начнет расцветать прямо у вас на глазах. Такой подход поможет сформировать у него адекватную самооценку и достичь в будущем больших побед.

Мотивирующая беседа

Иногда предпринимать определенные шаги в отношении ребенка и его успеваемости все же необходимо. Как заставить ребенка - подростка учиться? В том случае, когда он всячески отвергает процесс получения новых знаний, следует запастись терпением. Проявите твердость характера, проведите соответствующую беседу. Объясните, почему так важно получить в жизни хорошее образование, что может дать умение усваивать нужную информацию.

Отказ от нотаций

Большинство родителей грешат тем, что постоянно осыпают собственное чадо упреками. Этого нельзя делать. Помните о том, что подросток больше всего на свете ценит свободу и независимость. Конфликта с родителями нельзя избежать, когда они предъявляют слишком жесткие требования. Даже если ребенок допустил существенный промах, не стоит постоянно напоминать ему об ошибке. Отказ от нотаций позволяет добиться большего эффекта, нежели постоянное желание поучать.

Заинтересовать предметом

Вспомните: наверняка и у вас в школе имелся нелюбимый урок, с которого так и хотелось сбежать, оставив позади все волнения? Поверьте в то, что и современный ученик способен испытывать те же самые чувства. Не всем легко дается изучение математики или русского языка. Однако стоит помнить о том, что любой предмет можно сделать интересным, если подключить фантазию. Предложите ребенку свою помощь.

Взгляните с другой стороны на изучаемый объект, возможно, удастся найти для себя что-то полезное. Прочитайте вместе скучное и неинтересное (как кажется) литературное произведение и убедитесь в том, каким увлекательным оно станет в глазах подростка. Главное, чтобы он смог получить больше свежих впечатлений.

Расставить приоритеты

Проблема в обучении многих детей заключается в том, что у них отсутствует навык четкого распределения нагрузки. Придя после школы домой, они сразу первым делом садятся за компьютер. Не все умеют вовремя отвлечься и переключиться на выполнение домашних заданий. Некоторые учащиеся в результате приходят в класс с невыполненными уроками. Стоит ли говорить о том, что учителя все чаще остаются ими недовольными? Именно так и падает успеваемость, а ребенок теряет интерес к учебе.

Помогите подростку Девочка или мальчик в тринадцать - шестнадцать лет обладают уже достаточно развитым сознанием и волей для того, чтобы суметь себя организовать. Им требуется только четко понимать, зачем делать тот или иной урок и почему именно сейчас. Объясните ребенку, почему вначале необходимо выполнять самые сложные задания: голова еще свежая, легко усваивать материал. Пусть в сутках найдется время и общению с друзьями, походам в кино, а не только бесконечному просиживанию за учебниками. Когда день будет расписан по часам, он сам удивится тому, что станет больше успевать, а оценки тем временем станут значительно выше.

Позитивный настрой

В любом случае важно сохранять бодрость духа и оптимизм. Ребенок должен усвоить, что неразрешимых проблем не существует. На собственном примере продемонстрируйте, что любые сложности можно преодолеть, если браться за их решение с улыбкой. способствует повышению концентрации внимания, вдумчивому изучению учебного материала.

Таким образом, существует множество способов, как заставить подростка учиться. изложенные в данной статье, направлены в первую очередь на установление личного контакта, формирование взаимопонимания между взрослым и ребенком.

02.02.2009, 19:52

02.02.2009, 20:20

А разве в 16 лет могут в спецшколу отправить? Ведь 9 классов она окончила?

02.02.2009, 20:21

Наверное Ваши проблемы с дочкой начились не с 16 лет... Позновато опомнились.:(

02.02.2009, 22:42

Очень сочувствую, но дочку Вы упустили. Очевидно, что трудиться она не приучена, знаний нет, значит, успешной в учебе и работе она не может быть. Жалеть ее не надо, это не поможет. Если Вы вините себя в чем-то, то чувство вины - не лучший советчик. Попытайтесь мыслить конструктивно, желательно вместе с дочкой. Ее поведение говорит об уходе от проблемы, Ваша задача - вывести ее на серьезный разговор, обрисовать перспективы при подобном образе жизни (лучше с примерами из жизни), показать дочери реальные и доступные пути выхода из ситуации. А где она проводит учебное время?

02.02.2009, 23:27

да дочь я упустила 3 года назад, когда от рака умер ее отец. У меня старший сын учился в 11 классе и все внимание было переключено на него. Она до 7 класса училась без 3. А потом как по наклонной плоскости. Все ее друзья такие же -не учатся. не работают болтаются целый день по улицам или в подъездах сидят. Но все попытки вытащить ее оттуда не увенчались успехом.В прошлом году я на зимние каникулы отправляла ее лагерь "Архитектура будущего" ,ее очень понравилось, целую неделю все было замечательно,а потом опять улица...Как поменять ее кампанию я не знаю. Все говорят- надо что-то делать. А что конкретно. По моему я сделала уже все что смогла- к психологу ходили,разговоры с примерами каждый день, пыталась вместе с ней чем нибудь заниматься-спорт,театр. Хотела чтобы она занялась волонтерством, она вначале вроде как соглашается, а потом находит кучу причин почему не может пойти. Один раз даже в детский дом сходила.Так переживала, говорила буду ходить,помогать и на этом-все

02.02.2009, 23:41

Говорят что нужно окончить 11 классов обязательно.Постоянно звонит инспектор по телефону и пугаут, не знаю как реагировать

02.02.2009, 23:48

Скажите, что если не хочет учиться - пусть идет работать. Иначе будете только кормить, а денег давать не будете. На подростков, ИМХО, можно воздействовать материально. Но это действенно только тогда, когда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО займете жесткую позицию.

02.02.2009, 23:54

Скажите, что если не хочет учиться - пусть идет работать. Иначе будете только кормить, а денег давать не будете. На подростков, ИМХО, можно воздействовать материально. Но это действенно только тогда, когда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО займете жесткую позицию.

02.02.2009, 23:56

03.02.2009, 00:34

Не сдавайтесь, не опускайте руки! Я знаю несколько случаев, когда подростковый период проходил очень тяжело, а потом дети выправлялись. Дочка родственников, умная девочка, после развода родителей совершенно от рук отбилась, сбежала из дома и где-то пропадала ПОЛГОДА, вернулась настоящей гопницей, едва устроили в школу с пропуском года, училась отвратительно... потом понемногу увлеклась спортом, стала учиться хоть как-то. Закончила 11 класс с тройками, но уже интересы в жизни появились. Сейчас учится в институте на платном и очень старается.

03.02.2009, 00:42

моя сестра двоюродная училась до середины 10 класса на отлично. В семье все хорошо всегда было. Девочку обожали, умница, красавица... Потом неожиданно - дворы, сигареты, панель, пропадания на недели, утром - дома, под вечер в неизвестном направлении. ТОлько потому, что хорошо к ней относились, поставили оценки за 10 класс. След.год - экстерном сдала уже в конце года. Конечно, аттестат плохой. Ну какой есть.
Еще год - в полном ужасе для родителей. Потом еще год - реабилитация дома. Что-то ее переклинило опять, вернулась домой, стала домоседкой. Сама потом устроилась на работу, сама пошла учится на вечернее, теперь на хорошем счету и замуж собирается. Может эта история немножко подбодрит...
В нашей ситуации еще очень помог старший брат. Ваш сын не хочет с ней поговорить?

03.02.2009, 00:49

Человек по своей природе ленив. Если его с младых ногтей не заставлять пахать и не вбивать мысль о том, что надо работать (учиться), иначе... и если она понимает, что над ней не каплет, образно говоря - ну вот и оказалась в нормальном, естественном состоянии человека. Сейчас Вы будете "жесткую позицию" занимать, а она Вас будет тихо ненавидеть. Развитие событий возможно абсолютно различное: от винтового флэта до успешного окончания ВУЗа. Еще есть такой вариант, что девочка задается вопросом: "Зачем?" - т.е. она не находит веских причин, зачем учиться, зачем что-то делать. А Вы не можете привести ей значимые причины, т к смотрите на мир под другим углом.

03.02.2009, 09:41

Сегодня был первый рабочий день в "чайной ложке" Привела за руку, можно сказать силой. Как пойдем завтра не знаю]

Молодец, что хотя бы пошла. Хотя в "Чайной ложке" тяжеловато (жарко, народу много). Зато там коллектив - исключительно молодежный, может, затянет.
Удачи Вам и дочери.

03.02.2009, 09:42

Еще есть такой вариант, что девочка задается вопросом: "Зачем?" - т.е. она не находит веских причин, зачем учиться, зачем что-то делать. А Вы не можете привести ей значимые причины, т к смотрите на мир под другим углом.
Т.е. как не привести причины? А кушать?

ПРИЗРАЧНО ВСЁ

03.02.2009, 11:20

Молодец, что хотя бы пошла. Хотя в "Чайной ложке" тяжеловато (жарко, народу много). Зато там коллектив - исключительно молодежный, может, затянет.
Удачи Вам и дочери.

Поддерживаю.

Знаете,я пошла работать в 17 лет,но каждый день работать было очень тяжело....а вот сменный график - мне очень подошёл!!! 2 через 2.

Желаю удачи!!! Пишите!
(как это всё тяжело,особенно,когда понимаешь,где и когда сам накосячил,в силу сложившихся обстоятельств...)

03.02.2009, 17:25

03.02.2009, 17:43

babariha: Т.е. как не привести причины? А кушать?

Если девочка знает, что мама хоть и поругается, но булку с маслом даст, какая же это причина?
Девочке надо по-хорошему пинка под зад и на мороз с одной сумкой. Но такие матери нынче редки, а жаль - очень закаляет характер.

PS что-то тэги не работают...

А если это не закалит её характер,а наообарот по наклонной плоскости дальше покатится...
может маме самой для начала к психологу сходить именно для себя,
попробовать разговор по душам,без криков и взаимных обвинений,
вместе к подростковому психологу учится слушать друг друга.
только это не одноразовые посещения должны быть.а долгая и трудная работа.

03.02.2009, 19:05

Очень Вам сочувствую, девочка почувствовала вкус взрослой жизни. Многие подростки считают, что сидеть курить в подъезде - верх взрослости и самостоятельности. Моего в 16 очень сильно тянуло в этот мир. Да и сейчас год спустя тоже страшно. Хотя учится и собирается поступать в вуз. Очень стршно, что вот такие вот "друзья" с улицы для них являются бОльшим авторитетом, чем родители. И что их слова - истина в последней инстанции!

04.02.2009, 11:32

04.02.2009, 14:20

У нас все тоже, опять вранье, вчера сказала что отработала второй день, все замечательно, рассказала чем занималась в подробностях. Я такая довольная была. сказала. что горжусь ей. Сегодня утром собралась,все нормально, форму нагладила, ушла. Я по дороге на работу думаю пойду загляну через окошко, как она там. Смотрела,смотрела -нет, зашла внутрь,спросила у девочек, а они говорят, что и вчера ее не было и сегодня нет. Звоню, телефон выключен, подруги говорят, что не знают где она,думаю сегодня вообще домой не придет,будет прятаться.Что делать,как себя вести, руки отускаются,может пусть забирают в спецшколу?

04.02.2009, 14:24

К психологу мы ходили. И вместе и я одна. Говорят нормальная девочка,немного не уверенная в себе,повзрослеет и все пройдет. А если не пройдет, ведь друзья появляются все хуже

04.02.2009, 14:36

Я такая непутевая мать, хочу посоветовать вам найти с ней обшее занятие,в бассейн походить или еще куда. Я со своей пробовала,но видно уже слишком поздно ее со мной совсем не интересно, но когда мы даже просто с ней в магазин ходим,разговариваем по дороге, она как то идет на контакт, а дома все что я ей горорю-это для нее нравоучения, на них один ответ -отстань.Вот никак не могу придумать,как проводить с ней больше времени вне дома вдвоем, она все попытки отвергает. Может у вас полуситься. Поделитесь

04.02.2009, 14:57

Сижу, читаю и понимаю, что если сейчас ничего не сделаю, у меня будет точно такая же ситуация....моей дочери летом будет 15 лет...стала замечать в последнее время, что интерес к учебе поубавился, да и в помощи по дому тоже не очень много толку...зато компьютер и подружки на первом месте и плюс конечно общение с мальчиками.... недавно появилась у нее подружка с другой школы(я ее даже не видела) и потихоньку моя дочь стала скатываться по учебе с четверок на двойки, недавно принесла предварительные оценки...я была в шоке...когда у нас пошли проблемы с английским, я ей наняла репетитора...сейчас проблемы с алгеброй и геометрией, я опять подсуетилась и еще наняла репетитора... вроде разговариваю с ней, надо ли ей это..говорит, что да! вроде даже определилась с поступлением в институт - хочет на ин.яз! но почему то у меня все равно такое чувство, что она так говорит, что бы я успокоилась... я воспитываю одна двоих детей, у меня еще есть младшая дочь, которая берет пример со старшей сестры... и мне становится страшно, что если вдруг я упущу момент...хотя чувствую, что все равно уже что то не так и потихоньку между нами встает стена, а что делать незнаю....ругаюсь, провожу бесседы, убеждаю, привожу примеры...но хватит ли этого?

У меня правда не дочь, а сын... но проблемы те же... Насчет стены- не встанет, ИМХО, больше мамы кто больше нужен... А насчет ругаюсь- по себе могу сказать- чем меньше- тем лучше и для себя и для ребенка... А шепотом- извините что в офф- математика то как- улучшилась?, просто у нас то же но с другими предметами- пока сам не понял что это ЕМУ нужно... результата не было...

04.02.2009, 15:01

тоже давно хотела написать на эту же тему. Почему сейчас молодежь ничего не хочет и ни к чему не стремиться?
Только ли все дело в лени? Не думаю.
Ситуация номер один. Два брата-погодки, уже совершеннолетние, но проблемы начались где-то в 7 классе. Школа неокончена, старший женился, родил ребенка. Оба брата не работают, не учатся. Их родители не пьяницы, а скорее трудоголики. Ничем обделены не были. Мать устраивала и в вечернюю школу, и на работу. Неделю поучатся, походят на работу - а потом как отрезает. Не выходят. Результат - оба сына, плюс невестка и внук благополучно сидят на шее у родителей. Позиция матери - они хотя бы при мне, не пьют, не уходят из дома.
Ситуация номер два. Парень, звезд с неба не хватал, школу закончил благополучно, поступил в медвуз, вроде все было хорошо. Перед самой сессией выяснилось, что полтора месяца в университет и носа не казал. Уходил утром на учебу, а сам.... отправлялся играть в компьютерный клуб. Доигрался. Документы забраны, теперь приходит домой в 7 утра. По выходным подрабатывает. Родители в ступоре. Пытаются его растормошить, ответ один - я ничего не хочу!
Ситуация номер три. Аналогичная первой. Парень не работает, не учится, но летом женился. Привел жену в родительский дом. Она тоже не работает, не учится. Просыпаются оба к часу дня. Думают, наверное, так может тянутся вечно?

04.02.2009, 15:05

Ходим конечно вместе и в аквапарки, и в кино и ездим во всякие развлекательные торговые центры....по магазинам стараемся тоже вместе....и по душам стараемся почаще с ней разговаривать и так же семейную смету обсуждаем вместе....

04.02.2009, 15:11

04.02.2009, 15:54

Что это вообще может быть?

Это родителям надо холодильник закрыть, за инет не платить, жен выставить за дверь. Может тогда и зашевелятся.

04.02.2009, 16:13

Очень избалованные дети.

04.02.2009, 16:29

У меня такая же ситуация, только с 16 летним сыном. Психолог школьный говорит:"Он у Вас инфантильный". Вы совершили большую ошибку, что отправили в вечернюю школу. Когда я узнала, что он не ходит в колледж, я сразу отвела его в школу. За пропуски, нас тоже пытаются оттуда выгнать, но я сказала, только через мой труп. Каждый день созваниваемся с учительницей и если пропустил урок, не говорю ему код с компьютера. Я подружилась с его друзьями, хотя они тоже посредственные и пытаюсь ими манипулировать. Не всегда, но часто получается. Попробуйте и Вы с ними подружиться, не говорите дочке о них плохо. А если идёте гулять берите подруг собой. Я их и в театр вожу и в лес на лыжах, а потом им шашлыки устраиваю. Пытаюсь показать насколько жизнь может быть прекрасна. Хотя конечно не всё так просто и легко, но если этого не было бы, уверена, было бы ещё хуже.

04.02.2009, 16:36

Парень не работает, не учится, но летом женился. Привел жену в родительский дом. Она тоже не работает, не учится. Просыпаются оба к часу дня. Думают, наверное, так может тянутся вечно?

А почему бы им так не думать? Годик, второй, третий - мама сердобольная до сих пор пинка не дала. Мама помрет, квартирка останется. С чего думать иначе в такой ситуации?

Почему они ничего не хотят? что это, инфантилизм? Что это вообще может быть?

Имхо: это может быть изначально мягкий характер + отсутствие самолюбия и амбиций. На тех, кто хочет чего-то - славы, признания и\или денег, вечно бочку катили в нашем обществе. Типа амбиции - это плохо. Ну вот, выросло что заказывали. Дети хорошие и добрые, только мотивации не хватает малость.

04.02.2009, 18:40

Мягкий характер? Видеть, как парятся родители, из кожи лезут вон, чтобы сделать из деток -приличных людей - слушать их нотации, видеть слезы матери - и делать все с точностью наоборот? Да тут просто железная воля нужна. Вы мне говорите про то, как наши космические корабли бороздят Большой театр, ну и говорите дальше. А я перевернусь на другой бок. И подремлю еще часочек.
Возможно, имеют место как раз амбиции. Родители лямку тянут, работают как волы, а все улетает куда-то в трубу. Возможно, они не видели и не видят результата. Считают, что родители трудятся за так, а они за так не хотят горбатиться. Нужно все сразу и как можно больше.
В предпоследнем случае дома парню отключили компьютер. Чтобы к экзаменам готовился. А он свалил в клуб. И ведь подрабатывает....нянем в больнице, ухаживает за стариками, утки выносит. И.... нравится ему работать в больнице! Вот в чем трагикомедия.
последняя семья религиозная, из тех, что ходят парами. Труд там стоит на первом месте. А итог?

04.02.2009, 18:56

В предпоследнем случае дома парню отключили компьютер. Чтобы к экзаменам готовился. А он свалил в клуб. И ведь подрабатывает....нянем в больнице, ухаживает за стариками, утки выносит. И.... нравится ему работать в больнице! Вот в чем трагикомедия.

И в чем трагикомедия? По-моему в этом случае все хорошо. Парень себе на жизнь зарабатывает, ему хватает, да еще и работа ему нравится. По-моему все замечательно.

04.02.2009, 20:20

Девочке надо по-хорошему пинка под зад и на мороз с одной сумкой. Но такие матери нынче редки, а жаль - очень закаляет характер.

Может правильно?

04.02.2009, 22:49

05.02.2009, 00:07

может правильно?
меня мама воспитывала одна, работала как вол. Дома я ее видела только по выходным. А денег не хватало. в 14 я устроилась на первую свою работу в ту же школу, где училась (10 кл), а дальше - пошло. институт - весь, учеба на дневном, работа с 10 до 6. И все ведь успевала. Понимала, что моя копейка приносит серьезную прибавку в семейный бюджет. Я хотя бы себе на сапоги зарабатываю.
Нас таких было немного. Остальные - при мамах и папах работать пошли после института.
Но больше всего достигли те, у кого было "голодное" детство.
Вы молодец, серьезно.
Но только Ваш пример ничего не доказывает и не демонстрирует. Все люди очень разные, и от этого очень много зависит. Просто в Вашем случае получилось так, и это заслуга далеко не только вашего трудолюбия и сознательности, но и характера Вашего и Вашей мамы, характеров, которых вы не выбирали, сложившихся обстоятельств, окружающей среды, здоровья и прочего. От воспитания, конечно, зависит много, но далеко не все. И если бы было так просто, отлупил и нет проблемы, все бы дети давно были отличниками и трудягами. С одним ребенком в семье нет никаких проблем, а другой горе-бедовое. А воспитываются одинаково. Я могу привести не один пример того, как голодное детство отрицательно повлияло на людей. Это не показатель.

Автору: Ребенок больше всех страдает от своего характера, оттого что ему неинтересно, скучно и безрадостно. Мне кажется, никакие разговоры здесь не помогут. Вы станете работать на неинтересной угнетающей работе, если у вас необходимый минимум итак есть? Думаю, что нет. А если Вас отправить за это на еще менее интересную работу, Вы исправитесь? Человеку неинтересно. Почему так получилось, это уже другой разговор и здесь не поможет. Сейчас надо вытаскивать девочку из болота. Искать возможность встряхнуть. Может есть знакомые, которые бы взяли ее куда-то на активную интересную работу хотя бы на время? Может быть ей поехать куда-то помощницей, вожатой в лагерь?
Я могу посоветовать Медведь. Это лагерь для детей и подростков на базе треннинговой компании. Мой ребенок с ними несколько раз выезжал. Теперь мы ездим только туда. Попробуйте обратиться к ним за советом или консультацией, с подростками они здорово находят общий язык.
http://www.tk-medved.narod.ru/index.files/page0001.htm
http://vkontakte.ru/club1501258
В любом случае, надо не бороться с ребенком, а помогать. Мне показалось, что у Вас хорошая девочка, она не хочет расстраивать Вас, ссориться лишний раз, это очень много значит, всё образуется.
Удачи.

папа-папа

05.02.2009, 11:24

Моей дочери только что исполнилось 16 лет. В пошлом году с большим трудом закончили 9 класс и поступили в колледж на платное отделение. Через неделю я узнаю. что туда она не ходит, хотя каждое утро собирается, берет деньги на дорогу. Ну вообщем после длинного разговора сказала, что еей там не понравилось и она хочет учиться в вечерней школе. Я позвонила в психологическую помощь и мне посоветовали, что может там она и будет учиться.С октября пошла в вечернюю школу, ходить всего три раза в неделю но... была там за полгода раз 5, школа сообщила в детскую комнату милиции и нас поставили на учет как прогульщиков. И теперь говорят, что отправят ее в спец школу, я уже не знаю что и делать учиться сказала не буду. работать не хочу и милицию я не боюсь, ведь без согласия родителей никто ее туда не отправит, яа я мама у нее добрая,такого недопущу. Просто издевается, может и правда отправить,кто нибудь может рассказать что-нибудь об этих спец школах, может в них еще хуже с ней будет. Извините за сумбур. очень волнуюсь

Попробуйте устроить на почту поработать, может появится желание учиться. У меня знакомая так сделала. Год потеряли, но зато девочка теперь отличница в коледже.

05.02.2009, 11:40

мне кажется, что
1. родители отдают все самое лучшее детям (это для них естесственно) для детей становится нормой, т.е. пожно повернуться на др. бок и лежать, все равно мама что-нибудь придумает-решит.
2.окружение играет очень важную роль, убрать неблагополучных друзей силой (сменить район, школу, постараться полностью отрезать от таких друзей)
3.Наверное резко выгонять на улицу не стоит, но довести до мысли, что все-кранты, денег нет и не будет, никто не поможет, только ты сама себе...(просто вспоминая себя в 15 лет, когда оба родителя потеряли работу, однажды откровение снизошло, я поняла денег нет-холодильник пуст. Все. И пошла на рынок продавцом подрабатывать).
4. Сложновато в таком возрасте увлекать конечно, но надо стараться, выезжать вместе куда то, заниматься волонтерсвом, находить новых друзей)
5. И не отчаиваться, переходный возраст пройдет, обязательно...

05.02.2009, 12:50

"А насчет ругаюсь- по себе могу сказать- чем меньше- тем лучше и для себя и для ребенка... " вы считаете, что лучше промолчать, когда она сидит в контакте и практически не делает уроки?

Нет, не считаю, считаю что сам ДОЛЖЕН понять что это НУЖНО ЕМУ... и после работы в 22-30- и в контакт и за тетрадь по английскому...

Грубит, лжет, прогуливает школу, убегает из дома... Несносный подросток. Как с ним справиться?

Если бы папе Леше несколько лет назад сказали, что будет вытворять Антон в пятнадцать лет, Алексей бы просто рассмеялся. Это их-то Антошка, который в младших классах занимался бальными танцами, а потом — футболом, хорошо учился, радовал маму и папу примерным поведением, будет бродяжничать и после 9-го класса бросит школу?! К сожалению, случилось именно так. Потянулись месяцы ничегонеделания. Пробовали устроить парня на работу, но это показалось ему скучным. Антон болтался целыми днями с друзьями, иногда у них ночевал, иногда куда-то уезжал. Ничем не занимался. И поражал безграничной необязательностью: чего ни попросишь, вроде, не отказывал, но не выполнял. Казалось, он не жил, а безвольно плыл по течению, как упавший в воду листок.

Иногда родителям звонили Антошкины друзья и жаловались, что он взял взаймы деньги и не возвращает. Родители возмущались, но долги сына раздавали... Однажды в день оформления квартирной сделки они всей семьей должны были прийти к нотариусу в заранее назначенное время, о чем сто раз родители напомнили сыну. И он действительно был дома, только на полчаса вышел к приятелю, соседу по подъезду, а вернулся... через два дня. Отец — красноречивый адвокат — не нашел слов, чтобы оценить поступок сына, а просто вытащил из брюк ремень и выдрал парня...

Что же заставляет подростков вести себя так, будто они с ума посходили?

Точка зрения эндокринолога

Такое поведение принято объяснять поиском своего места в обществе. Подростки хотят получить права взрослых, но не спешат взять на себя их обязанности, да и не могут, потому что не готовы. Все это так. Но есть и другие причины — биохимические.

Любовь Самсонова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры эндокринологии детского и подросткового возраста ГОУ ДПО РМАПО Росздрава:

"Одна из причин, по которым подросткам трудно учиться, — дефицит йода. Им страдают 80-90% населения России — те, кто живет вдали от моря. Йод не вырабатывается в организме, не накапливается, он каждый день должен поступать с пищей и расходоваться на синтез гормонов щитовидной железы. Эти гормоны регулируют работу всех систем организма, в первую очередь, центральной нервной системы. Недостаточно гормонов — снижается память, ухудшается наглядно-образное мышление, рассеивается внимание. Подросткам йода требуется больше, у них очень высока скорость всех обменных процессов. Безволие, лень, утомляемость — это опять-таки нехватка йода, он определяет не только интеллектуальную работоспособность, но и физическую."

Что делать родителям?

Используйте йодированную соль. И обязательно давайте подростку йодид калия. Он должен получать не менее 200 мкг йода в сутки каждый день в течение всего полового созревания, то есть на протяжении 3-5 лет.

Точка зрения психиатра

Анатолий Северный, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦ психического здоровья РАМН, президент Ассоциации детских психиатров и психологов:

"У мальчика неустойчивый тип характера. Такие подростки зависимы, идут на поводу у окружения. Интересов, кроме как "потусоваться", у них нет.

К тому же парень явно переживает кризис мотивации — состояние, которое у подростков отмечается часто, но, к сожалению, мало изучено. Ребенок обычно хочет того, чего хотят и ждут от него родители. Ему важно получить одобрение мамы и папы. В подростковом возрасте эта мотивация сменяется собственной. Теперь он должен реализовать то, что хочет сам. Но если родительская мотивация уже отвергнута, а собственная еще не созрела, подростку ничего не хочется, он делает то, что делает его ближайшее окружение: идет за тем, кто позовет, живет "за компанию"...

Что делать родителям? Ждать, пока у ребенка возникнет собственная мотивация. Но не сложа руки, а постоянно предоставляя ему возможность попробовать себя в каком-нибудь деле.

Cоветы психолога

Мария Радионова, кандидат психологических наук, доцент факультета психологического консультирования МГППУ:

  • Наберитесь терпения. Закончится гормональная перестройка, уйдут импульсивность, раздражительность, агрессия, созреет кора головного мозга, легче станет учиться. Но останавливайте любые проявления неуважения к себе! Не превращайтесь в безропотную жертву.
  • Продолжайте любить ребенка, который ведет себя сейчас так скверно, всячески показывайте ему, что вы не махнули на него рукой, а верите, что он хороший и способен на хорошие поступки. Ему не менее трудно, чем вам.
  • Как можно чаще говорите по душам, без угроз и обвинений. Даже если вы не разделяете взглядов сына или дочери, выслушайте чужую точку зрения.
  • Старайтесь сохранять спокойствие. Потому что гарант спокойствия в отношениях с ребенком — именно вы, человек взрослый.
  • Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием "изменение видения". Не думайте о глобальных катастрофах в перспективе: "станет наркоманом", "пойдет на панель"... Рассматривайте каждый конкретный день, плюсы и минусы вашего общения сегодня. И обсуждайте их, сохраняя уважение к подростку.

Марина Кирина
Консультанты: Любовь Самсонова,
Анатолий Северный, Мария Радионова

Обсуждение

Моей доче 13 лет.Мы с мужем познали "дзэн" столкнувшись с переходным периодом.Честно говоря состояние истерии начинаю испытывать.Ни крики,не уговоры,ни разговоры по душам,ничего не выходит.Наша детка гнет свою линию,не хочу учиться,хочу гулять.Слезы крокодильи,крики.Стучали к ней со всех сторон,и о будущем разговаривали,о поступлении,о карьере,о семье.Говорит сама разберется.Все дико печально,но все же я мама,решила держать в ежевых рукавичках.Ибо сейчас упустим и назад ничего не вернуть.Потому всем родителям желаю запастись терпением,держать себя в руках и дитя.Всех вам благ)

Комментировать статью "Если подросток не хочет учиться..."

Потому и учиться она не хочет. Не ругайте, не пугайте и не пускайте на самотек уроки. Я согласна полностью про скорость. И про детский возраст согласна. Только подросток не совсем ребенок. У них как раз частичная редукция этих связей идет.

Обсуждение

Читаем возрастную психологию:) В младшем школьном возрасте ведущая деятельность-учебная. В младшем подростковом ведущей деятельностью становится межличностное общение. В том смысле, что в приоритете у 6 классников обшение с ровесниками. А тут как раз у девочки проблемы. Потому и учиться она не хочет.
Не ругайте, не пугайте и не пускайте на самотек уроки. Любите, хвалите, проводите свободное время с ребенком, разговаривайте обо всем. А уроки делайте вместе. Сразу по приходу с работы. На письменный стол чай -бутерброды -конфеты для работы мозга:) -дочку обнять, поцеловать и садиться рядом с ней.
Ей сложно сейчас, но ваша задача -не допустить пробелов в знаниях. Поддержите ее год-два, а дальше само пойдет.

девочки мои, вы такие хорошие! спасибо за поддержку. Я теперь знаю, что не у одной у меня такие проблемы.
раньше до 5 кл. такого не было, она медленно, но делала сама уроки...да, англ. и франц, матем контролировались всегда...
меня пугает -отсутствие интереса к учебе, нет любимых предметов, ей что 5, что 3 одинаково....вот что!может и правда...МС на носу, вот ее и колбасит.

Liskai-ответ:
я надеюсь к тому времени, когда она вырастет и пойдет голосовать, ей на тележке мозги подвезут дополнительную порцию:)не надо на нас крест ставить. куча примеров, когда супер воспитанные и подающие надежды дети становились изощренными преступниками или просто неприятными людьми....так что, ваш пример с кнопкой неудачен.

Нежелание учиться Переходный возраст - это тот этап жизни подростка, когда важно не упустить контроль за его жизненным курсом. Наиболее частый вариант измененного поведения, который первым приходит на ум - абсолютное равнодушие к получению знаний и нежелание учиться. Причин этому множество. Но они все нелогичны и неконструктивны. Это все отражает состояние внутреннего мира ребенка, ведь в этот момент им движет не логика и собственные интересы, а гормональная перестройка организма. Однако...

Нерадивый ученик. Учиться не хочет. Не может сосредоточиться на задании. Не проявляет никакого интереса. Как до него достучаться? Репетитору очень часто приходится работать именно с теми детьми, которых считают трудными. Вот и в этот раз попросили позаниматься английским с Гришей. Мальчик учится в четвертом классе, уже два года изучается иностранный язык, но знаний нет никаких: ни читать, ни писать, ни говорить по-английски он не умеет. Репетитор ситуацией проникся и предложил ребенку начать...

Во многих странах детский труд представляет собой особую ценность. Конечно, речь не идет о совсем маленьких детях и о физически тяжелом труде. Однако подростки, начиная с 14 лет, в сегодняшних реалиях могут спокойно зарабатывать себе на карманные расходы. Роль родителей в этом процессе, натолкнуть ребенка на ту мысль, что уже сейчас он может начать зарабатывать на свои нужды. Пусть это не огромные суммы, но главная задача в привлечении подростка к зарабатыванию денег это приобщение его к...

Что делать, если ребёнок не хочет учиться… «И вообще он ничего не хочет», - жалуются психологам родители. А сами, чаще всего, ничего не пытаются изменить или же наоборот слишком активно пытаются «научить» всему малыша… Психологи уверены, что родители вполне способны привить ребёнку любовь к учебе, тем более что возможность «помогать» малышу учиться сегодня есть во многих семьях. Хорошие оценки равно успех? Многие родители, которые мечтают о счастливом и перспективном будущем для своего...

Обсуждение

Хвалить нужно обязательно, чтобы самооценка не падала. Но в разумных пределах, перехвала к хорошему не приведет

Я в первом - втором классах вот так излишне опекала сына, приучила, что он без меня даже в портфель не заглядывал, ждал, когда мама инициативу проявит. Не нашла сразу ту самую оптимальную черту между тотальным и оптимальным контролем:)

Какие бы семьи ни были — бедные, богатые, знаменитые или нет — поверьте, у всех одни и те же вопросы и проблемы: почему ребенок ленится, как завоевать авторитет, а самое главное, как сделать детей счастливыми. Не этого ли мы хотим? Эти вопросы мы регулярно обсуждаем на сайте www.dochkimateri.com , несмотря на то, что акцент хотели делать на моду, а в итоге возвращаемся к вечным вопросам о воспитании. Однажды мы с моим психологом затронули тему, из-за которой практически...

8 класс, не хочет учиться в школе. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ.

Обсуждение

Ребенок уже не младенец, пусть поучится в выбранной школе полгодика хотя бы, нужно учиться отвечать за свои решения.. некоторым, особенно необщительным, ЛЮБАЯ новая школа - будет плоха изначально.. помню, что САМА захотела перейти в другую школу, по-ближе к дому (когда мы переехали) и поэтому училась там, не смотря на то, что мне ужасно там не понравилось, но через пол-года "втянулась", а на следующий год у нас появилась замечательная "классная" и я теперь эти годы вспоминаю как лучшие за все школьные годы..

Пусть посидит дома несколько месяцев. (типа, болеет). А потом попробуйте пробиться назад в гимназию.

22.01.2014 09:28:04, masha__usa

Что обычно делают мамы, когда ребенок не хочет делать уроки? Уговаривают, ставят в угол, а чаще всего бьют по мягкому месту…Как правило, такие методы воспитания заканчиваются плачевно. Это и не удивительно, ведь бьют часто неусидчивых детей с кожным вектором. У них гибкая психика и тело, поэтому даже высидеть целый урок на занятии для ребенка – это пытка. Они всегда хотят сэкономить время, поэтому не любят делать все долго и тщательно. Из-за излишней спешки часто делают ошибки в домашнем...

Вы задумывались об этом не раз. Готовили себя. Фантазировали о том, как вместе будете обсуждать это. И как ваш ребенок, уже-почти-взрослый человек, будет рассказывать Вам о самом сокровенном и прекрасном - о своей первой любви. Или не будет рассказывать, но все равно Вы будете знать, что объект любви вашего подросшего дитя - умный и порядочный, из хорошей семьи. В действительности все случилось не так. Принц на белом коне появился не в 16, а в 13 лет. Принц этот из самой плохой дворовой...

Конференция " Подростки ". Раздел: Психология, переходный возраст (девочке 9 лет не хочет ходить в школу,боится). Переходить она не хочет - другая школа ей не нравится. Дальше учиться она не хочет, кем быть она не знает и не хочет знать.

Обсуждение

Может быть повторить класс? Или попросить перевести в следующий условно и помочь нагнать пропущенное?

Мама же тоже виновата, раз ребенком не занималась и такие проблемы упустила. Вот пусть вместе и выбираются.

Мне жаль ребенка. Отец у нее погиб, мама справки какие-то покупает, чтобы от проблем ребенка отделаться

Подросток хамит - прошу совета. Напишу анонимно, простите. У нас трое детей, две девочки - 16 и 13 Последние лучше исключить. Скажем, если учится б.м. нормально, может, про уроки проще не напоминать? Я однажды в такой момент спросила сына " хочешь, я тебя поцелую?".

Какой должна быть стелька в детском ботиночке: с супинатором или без? У детей до двух лет уплощение свода стопы является физиологической нормой. Подкожно – жировой слой хорошо выражен, поэтому искусственно поддерживать свод стопы с помощью супинаторов нет необходимости. В более старшем возрасте супинатор должен поддерживать свод лишь тогда, когда стопа опускается ниже физиологической нормы. Определить потенциально развивающееся плоскостопие может ортопед – собственной диагностике «на...

А если подросток после 9-го класса нигде не учится? Из школы попросили уйти. В техникум не поступил. В ПТУ учится считает ниже своего достоинства. Да просто НЕ ХОЧЕТ нигде учится. Это должно кого-то волновать, кроме родителей???

Обсуждение

Я учусь на данный момент в 10 классе, но мне не нравится там, с коллективом проблемы и с учебой тоже! Я знаю что точно не пойду до 11 и знаю что потеряю год. У меня ещё проблемы со здоровьем, го есть одна проблема я под опекой бабушка не против что бы я сейчас не училась и отдохнула этот учебный год, потому что сильно болела, но в опеки говорят чтобы училась не знаб как мне быть? Что делать? Я же окончила 9 классов аттестат все есть, могу ли я просто уйти из 10 ?

21.10.2016 01:22:05, Mirinda 1468437

Как у Вас дела сейчас с Вашим мальчиком?

17.11.2015 09:50:52, Мама 6мальчиков

Принято,если дитятко учиться не хочет, но родители очень этого хотят. Знаю такие примеры. Родители приходят, чтобы интеллигентно попросить преподавателя "позаниматься дополнительно", так это называется.

Обсуждение

Сегодня общалась с сыном,говорит,что хочет бросить учебу(((
Ему 19лет, начало второго курс, точного понимания не было куда поступать, прошёл по балам на бюджет, перспектива вуза с трудоустройством
смысла в учебе не видит,поскольку на то,чем он собирается заниматься-типа можно и без корочки,и он самостоятельно будет изучать.
Вообщем,зачем делать то,чем не будешь заниматься в будущем

16.09.2017 19:08:30, Мария Владимировна

Здравствуйте! У меня ситуация один-в-один! Скажите, как вы справились с вашими проблемами? доучился ли сын?

13.09.2016 12:19:17, [email protected]

А учиться не хочет. У нас нормальная семья, а вырастили вот такого уродца:(Пробовала многое. А я бы ничего с неразумным младенцем не обсуждала. Ну почитайте книжку то "Пока ваш подросток не свел вас с ума".

Обсуждение

Сочувствую. у самой такая же проблема. только дочь приемная. До 10 лет еще было хорошо. а потом мы переехали на пмж в среднюю полосу. И тут все покатилось у дочки под откос.Раньше она училась на 4 и 5 . и олимпиады.и грамоты.и благодарности.В музыкальной училась. чудесно рисует. спортивная школа по плаванью. все успевала. я ее везде водила и возила. А с переездом все закончилось. Драки в классе. ее задирали.обижали она давала сдачу. После травмы шейного отдела. с мальчиком сцепилась. дочь перевели в другой класс.. там никто не трогает. но и друзей нет.В учебе съехала. не хочет учиться.Дома сплошной кошмар. кричит об испорченной жизни. отсутствии детства.Прошлым летом сбегала из дома. на 2-3 дня. погуляет. придет. отоспится выкупается и опять сбежит. С психологами на контакт не особо идет. злится.Пролечили в психоневрологическом диспансере. поставили диагноз.неустойчивое эмоциональное состояние в пубертатный период. 1.5 года живу в состоянии стресса. из родни никто особо не хочет с ней общаться.достала всех. Я превратилась в развалину. 2 месяца пила антидепрессанты.чтобы выйти из этого состояния.Дочь отправили на перевоспитание в детский дом.там находилась 4 месяца.. Все сотрудники сказали.что моему терпению и любви можно позавидовать..За два года травма шеи. перелом лопатки. черепно-мозговая травма с реанимацией.распорола ногу стеклом.травмировала руку в локтевом суставе.заработала пиелонефрит. прооперировали по гинекологии от воспаления лопнула кисти и перитонит. а ей всего 14 лет. Учится из-за характера на индивидуальном обучении.Интелект не нарушен.логика шикарная. но постоянно переклинивает.=хочет жить взрослой жизнью. и хочет гулять.Когда становится мягкой. белой и пушистой. сразу начинаю ждать от нее гадости..Дочь не чиста на руку. врет виртуозно и похоже верит в то о чем врет. курит. ведет половую жизнь.Все в ней раннее. гены не изменишь.После детского дома стала мягче. стала кое-как помогать по дому. все подруги советуют отдать в детский дом. а не могу. люблю ее хоть и доставляет столько неприятностей.Дочери дали последний шанс удержаться в семье.если сорвется. ее задерут и возврата не будет..Сейчас мы обе стали спокойнее. а я отпустила ситуацию и решила. будет как будет. Сможет удержаться в семье до 18 лет. очень хорошо. если нет. значит у нее такая судьба. я сделала для нее все что смогла 25.05.2018..23.15

25.05.2018 23:17:28, Приемная мама подростка

Конференция " Подростки ". Раздел: Психология, переходный возраст (подросток перестал учиться что делать). Невозможно с ребенко учить что-либо если он совсем не хочет. Просто будет пропускать мимо ушей.

Обсуждение

У меня ребенок сейчас заканчивает 1-й курс МГУ, поступил без репетиторов, но в школе было много прогулов. Причины - напряженные отношения с учителями. В школе говорила, потом поняла, что не это не просто бесполезно, а очень вредно и ходить даже на собрания перестала. С сыном и сидела, чтобы нелюбимые уроки учил, и просила, уговаривала. Да, с 17-летним парнем вместе сидели и читали сочинения по Онегину перед экзаменом! Очень боялась, что сорвется, там психологически к этому шло. Кстати, не одна я сидела с ребенком. Моя знакомая тоже вместе с дочерью книжки по литературе читали. Попробуйте понять ребенка и встать на его сторону. Либо ему тяжело учиться в целом, либо по отдельным предметам, либо там "кошка дорогу перебежала" и "коса на камень" нашла. Может лучше школу сменить? Если лень - там правильно написали про ремень и могильный холмик. Если принципы - дело совсем другое. В 15 лет человек скорее школу бросит и глупостей наделает, чем все это переступит.

"Я думаю, что вы должны сказать все начистоту, хорошенько рассказать про армию, ПТУ, короче про дальнейшую жизнь. Спросить: "А на что ты, деточка, жить собираешься? Хочешь на машине рассекать и работать, сидя на пятой точке?". Надо не объяснять, "что такое хорошо и что такое плохо", а надо заставить его понять, что жизнь за ошибки лупит со страшной силой и за такую голую безответственность в будущем его ждет только три вещи: ПТУ с нищенской зарплатой, тюряга с Зэками или маленька могилка в Чеченской деревушке. Надо поставить все в таком свете: родителям глубоко плевать, пусть хоть на ушах стоит, но в будущем он от вышеупомянутых родителей ни копейки не получит, а то он видимо решил, что детство слишком хорошо, чтобы из него выпадать; глядишь, cвесит ножки с вашей шеи и будет сидеть так до самой старости и бить баклуши. Надо заставить понять своими активными действиями, что ничего с неба не падает само собой и родители вечно содержать ребенка не смогут и пока он этого не осознает, бороться не имеет смысла: с этим ВСЕЛЕНСКИМ ЗЛОМ может справится только он один. Единственное, что вы можете сделать в данной ситуации - занять жесткую позицию: всем радостям жизни (телевизор, комп, и т.д. и т.п.) пришел конец. НАДО прямо заявить, что после армии как хочет, так и будет колупаться и вас это не колышет. На последок, можно попрактиковать старинный метод, эффективно подталкивающий мыслительные процессы ребенка - отцовский ремень. Как говаривал один фисолоф, "телесные страдания дух закрепляют". Сам я пацифист и насилия не признаю, но в борьбе со ВСЕЛЕНСКИМ ЗЛОМ, именуемым также ЛЕНЬЮ, все методы хороши. Да, что греха таить, я тоже ленивый, все мы в какой-то степенью ленивы, но одни борются с ленью и ездят на мерседесах, а другие не борются и становятся БОМЖами. Если до него наконец доедет, что он принадлежит к числу последнх, то, может быть, для вас еще не все потеряно," - Веселый Аноним, 15 лет.

P.S. Я сейчас посмотрела, сайт открывается, но форумы пока не работают:(. Тем не менее, надеюсь, Вам это поможет:))

А он сам понимает, в принципе, что учиться необходимо? Если не понимает - заставлять бесполезно. А если понимает, то спросите у него, как можно заставить и что на него подействует. Кроме того,каким то одним предметам можно и нужно заинтересовать. А заставлять, по обоюдному согласию, стесняться не надо. Пусть он стесняется, что его заставлять приходится. Сейчас полную свободу предоставите, так он года через три этой свободы сам лишится. И заставлять будут уже не мама с папой, а в лучшем случае начальство.

07.12.2001 13:20:32, Vika.

Переходный возраст - штука сложная. Любимое чадо становится замкнутым, агрессивным, непослушным. Так хочется знать, что происходит в душе у любимого человечка, и как до него достучаться. Есть несколько гарантированных способов наладить контакт со взрослеющим ребенком.

Все средства хороши?

Способ первый. Твердая рука. Не хочет учиться? Отлично. Не выполняет своих обязанностей - пусть познакомится с темной стороной родительской заботы. Если подросток не хочет учиться, и мирным путем разрешить конфликт не удается, в ход идет мощная психологическая атака. Без криков, без упреков, нужно просто перестать выполнять свои родительские обязанности. По крайней мере, некоторую их часть. Сказать, что ребенок уже, видимо, повзрослел, раз сам принимает такие ответственные решения, как отказ от учебы. Перестать давать деньги на карманные расходы. Не убираться в его комнате, не стирать его вещи, еду готовить только для себя. При это оставаться ласковым родителем и говорить подростку, что он просто замечательный. Не каждый отец и тем более мать способны выдержать такое. Но, пройдя через вспышку ярости, подросток угомонится и пересмотрит свои взгляды на учебу.

Способ второй. Взятки гладки. Многие родители и педагоги выступают против денежных поощрений подростка, аргументируя это тем, что такой подход прививает излишнюю привязанность к материальном благам и воспитывает корыстность. Но это не совсем так, нужно просто делать все с умом. Ни в коем случае нельзя платить подростку за выполнение работы по дому - это его обязанность, которую он должен выполнять в любом случае. Можно установить определенную плату за отсутствие троек или четверок, и "штрафовать" ребенка за прогулы или неудовлетворительное поведение. Такое соглашение воспитывает ответственность и помогает подростку понять, что всего нужно добиваться своим трудом.

Способ третий. Великий диктатор. Как заставить подростка учиться методом силы? Следить за каждым его шагом, "стоять над душой" во время выполнения домашнего задания, не выпускать никуда из дома, если учеба по прежнему не становится для него приоритетом. Этот метод не очень хорош. Он, конечно, поможет достичь некоторого внешнего послушания, и то ненадолго. Доверие между родителями и ребенком будет подорвано. Это во-первых, а во-вторых, подросток будет ощущать себя, как в тюрьме, что только усилит глубину его внутренних противоречий. Ежовые руковицы можно применить только в том случае, если любимое чадо переходит все границы.

Способ четвертый. Пора взрослеть. Стоит попробовать внушить подростку, что его будущая репутация и успешность зависит от того, как он относится к учебе в настоящий момент.

Важно понять, что с подростком нельзя обращаться, как с ребенком. Нужно говорить с ним, как с равным. В переходный период взрослеющий человек ищет себя, это состояние часто сопровождается ощущением безысходности, одиночества и позицией "весь мир против меня". Прежде чем переходить в наступление, нужно разобраться с чувствами бунтующего дитяти.

Нестандартный подход

Способ пятый. Разговор по душам. Можно попробовать выяснить истинную причину неприязни к учебе. Возможно, в школе ему что-то не нравится, либо не складываются отношения с одноклассниками или преподавателями. Здесь нужно быть больше другом, нежели родителем. Начать разговор мягко и издалека, выбрать момент, когда подросток пребывает в хорошем настроении. Убедить его, что в его мыслях и чувствах нет ничего смешного или постыдного. Разобравшись в том, что гложет ребенка, поняв, что стоит за его вызывающим поведением, будет легче направить его на истинный путь. Возможно, отказ от учебы - это завуалированный крик о помощи. Взрослые быстро забывают, как это тяжело - быть подростком. Нужно дать понять ребенку, что родители всегда на его стороне и готовы оказать помощь в любой ситуации.

Способ шестой. Показательное выступление. Можно прибегнуть к помощи посторонних. Отыскать в окружении необразованного человека, жизнь которого не является образцом для подражания. Пусть это будет одинокая соседка, подвыпивший сантехник или продавец в магазине. Если удастся убедить этого человека выдать при ребенке тираду вроде "А ведь мама говорила - учись! Надо было слушаться, не пришлось бы теперь трубы чинить/за прилавком стоять/дворником работать". На впечатлительных детей действует безотказно. В то же время, можно подыскать молодого, успешного человека из числа знакомых, и пригласить его в гости, как бы просто для дружеского визита. Пусть восхищенный подросток наблюдает за привлекательной личностью и впитывает секреты ее или его успеха.

Способ седьмой. Клуб по интересам. Вполне возможно, что подросток сам не знает, почему он не хочет учиться. Ему просто не интересно. В период полового созревания, когда организм перестраивается и испытывает значительный стресс, очень часто наблюдаются симптомы хронической усталости, периоды необъяснимой апатии. Если ребенку ничего не интересно, надо это исправить, раскрыть его скрытые творческие способности, выявить интерес и склонность к чему-либо. Предложить варианты совместного досуга, спросить, чем бы ему хотелось заняться, куда сходить. Найдя малейшую зацепку, надо развивать то, что вызывает у подростка энтузиазм (конечно, в пределах разумного) . Данный подход имеет смысл применить только в случае с интровертными, застенчивыми подростками, дабы не стать жертвой манипуляции собственного ребенка.

Как известно, многие великие люди плохо учились в школе. Это не должно служить оправданием для всех делать то же самое. Но если у ребенка есть какое-то сильное увлечение, на это стоит обратить внимание и поддержать его начинание. Элвису Пресли его первую гитару подарила тетка со словами "Музыка - это хорошо, но на ней денег не заработать". Спустя годы, став миллионером и легендой, король рок-н-ролла преподнес ей шикарное блюда, на котором были выгравированы эти слова.

Только родительское сердце может почувствовать, как мотивировать подростка улучшить свое поведение и академическую успеваемость. Важно помнить, что это борьба в первую очередь не за оценки в аттестате, а за счастье ребенка и его доверительное отношение к родителям.

Часто дети, переступив определенный возрастной порог, перестают проявлять интерес к учебе. Такое отношение очень быстро приводит к снижению оценок и появлению других проблем в школе. В большинстве случаев вкус к учебе пропадает у подростков. Что делать в такой ситуации? Стоит ли заставлять ребенка учиться? Детским психологам знакома эта проблема, ведь она является весьма распространенной. Попробуйте использовать советы специалистов, которые дадут возможность найти подход к вашему отпрыску.

Определить корень проблемы

Для начала стоит поискать причину того, почему ребенок не хочет учиться. Это не всегда связано с ленью или тем, что чадо не любит школу. Самые распространенные проблемы подростков в школе:

  • Конфликт с учителем. Иногда школьник ухитряется испортить отношения с одним из учителей – часто это классный руководитель. Учитель тоже человек и может осознанно или нет занижать оценки подростку, который хамит или ведет себя вызывающе, что характерно для детей пубертатного возраста.
  • Отставание по определенному предмету, произошедшее вследствие болезни либо пропуска какой-либо части материала. Часто пробелы ведут к непониманию следующих разделов учебника, и проблемы нарастают как снежный ком.
  • Переосмысление жизненных ценностей. 6-9-классник просто не понимает, почему он должен учиться, и насколько важно получить качественное образование.

Есть и другие сложности, которые могут привести к нежеланию идти в школу и возникновению проблем с учебой. Однако все они, так или иначе, связаны с перечисленными факторами. Важно постараться найти время, чтобы поговорить с отпрыском, выяснить источник проблемы. Зная причину, легче искать выход.

Конфликт с учителем несложно решить, пообщавшись с педагогом. От родителей не всегда требуются какие-либо действия. Достаточно показать учителю, что вы беспокоитесь о своем ребенке, пообещать поговорить с ним дома. Учитель непременно оценит старания родителей, и ситуация может стать более благоприятной.

Отставание в учебе всегда можно наверстать. Некоторым детям легче заниматься с репетитором, а не с мамой или папой. Другим больше подходят занятия в группе, куда можно записать отстающего ребенка. Иногда младшие школьники боятся задавать вопросы учителю, переспросить о том, что задано на дом. С первоклассником нужно провести работу дома, объяснить, что поднимать руку необходимо, если есть вопросы.

Как заставить подростка учиться, если его интерес к учебе угас совсем? Обязательно поговорить с школьником, убедить в необходимости получения образования. Объяснить, что хорошая учеба даст возможность определиться в жизни, найти свой путь.

Ребенок уверен, что он хочет стать дизайнером, а значит, математика ему не нужна? Расскажите, что школьная программа является базой к получению профильного образования.

Маленькие хитрости

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Мы обрисовали общее направление психологической работы с ребенком. Далее мы поговорим о различных методах, которые станут отличным способом заинтересовать школьника в учебе и заставить взяться за уроки. Для каждого ученика как 1, так и 8 класса можно подобрать индивидуальную схему стимулирования к учебе. Стоит попробовать поискать ключик к сердцу своего школьника. Как научить ребенка учиться? Мы уверены, что наши советы помогут даже в самых сложных ситуациях.

Дух соревнования

Как научить ребенка учиться, если никакие усилия не помогают? Как показывает практика, детей любого возраста легко увлечь любым предметом, создав условия соревнования. Это можно сделать несколькими способами. Например, поговорить с родителями одноклассника и предложить им поучаствовать в подобной игре. Кто из двоих (троих, четверых) детей продемонстрирует лучшие оценки в конце недели, тот получит значок лучшего ученика. Затем этот же значок может перейти к другому ребенку.

Дома можно устраивать мини-соревнования. К примеру, кто из домочадцев быстрее решит задачу, или сможет выучить четверостишие. Тут придется изучать предметы вместе с ребенком, чтобы помочь ему получить удовольствие от победы.

Режим дня

Нужно четко продумать режим дня. Так как заставить ребенка учиться почти невозможно, стоит предложить ему некое поощрение после того, как он сделает уроки. После школы ребенок может отдохнуть, сделать то, что ему нравится. Дальше нужно выделить на домашнее задание пару часов, после чего он сможет посмотреть любимый сериал. Однако следует проверять уроки и не позволять смотреть телевизор (играть в компьютерные игры), пока не будет выполнено задание (рекомендуем прочитать: ). В данном случае это сработает, как стимул успеть все сделать до определенного времени.

Материальное стимулирование

Иногда помогает материальное стимулирование. Некоторые родители придумывают сложную систему поощрений за результаты учебы. Например, за положительные оценки ребенок получает определенную сумму, а хотя бы одна 2 полностью обнуляет баланс. Либо же в начале месяца родители начисляют школьнику сумму средств, из которой высчитываются деньги за каждую отрицательную отметку. То есть чем меньше плохих отметок получит ребенок, тем большую сумму получит в конце месяца.

Не стоит бояться вводить денежное поощрение для 5-классника или ребенка старше. Некоторые психологи считают, что это научит отпрыска обращаться с деньгами, не «сорить» ими, ценить заработанное. Уметь считать деньги – полезный навык, который пригодится во взрослой жизни.

Найти друзей

Если ребенок не хочет учиться, то он наверняка желает иметь вес в обществе. Как ни удивительно, но учеба – это один из способов социализироваться. Подросток перестал общаться со сверстниками, у него мало друзей? Его можно мотивировать тем, что знания помогут ему стать интересным собеседником. К тому же, людей, которые выделяются хорошими отметками, всегда ценят одноклассники.

Привлечь внимание

Попробовать сыграть на слабостях. В 11-14 лет у детей может случиться первая любовь, что также вносит диссонанс в учебный процесс. Сыну нравится девочка в классе? Предложите ему привлечь ее внимание. Можно вместе с отпрыском сделать подготовить по какому-либо предмету, или презентацию. Желательно, чтобы тема была интересная, и весь класс с удовольствием послушает докладчика. Положительный результат станет своеобразной победой, которая будет окрылять и подарит вкус к учебе.

Уделить время

Иногда плохой учебой ребенок старается привлечь к себе внимание родителей. Так бывает в семьях, где есть грудничок, который забирает себе все внимание мамы, а также там, где оба родителя работают допоздна.

Маме или папе стоит найти в плотном графике немного времени, которое будет использовано на общение с отпрыском. Можно поиграть с сыном в настольные игры, хорошо пообщаться за чашкой чая.

Психологи отмечают, что важно не количество времени, проведенного вместе с ребенком, а его качество. То есть данный промежуток времени должен быть насыщен – разговорами, действиями, событиями. Не стоит тратить с трудом выделенные минуты на упреки и порицания. Лучше найти позитивные моменты и сделать так, чтобы ребенок с удовольствием провел с вами время.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Очень важно всячески демонстрировать ребенку свою заинтересованность в его учебе, придерживаясь выбранной линии поведения, и не отступать в сторону. Отпрыск почувствует, что мама беспокоиться о его уроках, и будет стараться порадовать ее своими достижениями.

Есть и другие поведенческие элементы, которых следует придерживаться:

  • Никогда не отказываться в помощи в выполнении домашнего задания. Иногда мама слишком занята и не может уделить сыну время. Следует дать понять, что для родителей его учеба так же важна, и стараться придать ему уверенность в своих силах.
  • Помнить о силе похвалы. Многие родители забывают поощрять ребенка. Иногда действительно трудно найти хотя бы что-то, за что можно было бы похвалить. Вместе с тем, если регулярно ругать, покрикивать и критиковать сына, он не будет стремиться достичь результатов. Непременно найдите, за что похвалить школьника, наверняка у него есть сильные стороны. Например, сделайте акцент на хорошей памяти, либо на аналитическом складе ума. Если все делать правильно, со временем, ваш ученик будет стремиться развивать природные способности, чтобы его оценили еще выше.
  • Мягко контролировать ребенка, показывая, что вам интересно, что класс сегодня проходил на уроке. Это простая психология – мотивировать собственной заинтересованностью. Очень важно сразу вникать в учебу первоклассника, чтобы впоследствии не пришлось втягиваться в учебный процесс, когда он перейдет в 6-7 класс.
  • Нехитрый способ помочь школьнику с удовольствием отправляться на уроки – купить ему рюкзак или какой-либо школьный аксессуар. Небольшая обновка может сослужить хорошую службу.

Альтернативные способы обучения

Иногда ребенок не хочет учиться, поскольку некоторые дети просто не могут приспособиться к школьным правилам. В этом случае имеет смысл подумать об альтернативных способах обучения.

  1. Домашнее обучение. При желании и возможностях, если мама не работает, можно обучать ребенка дома. Для этого надо зарегистрироваться в школе, в которой практикуется дистанционная учеба, и время от времени сдавать экзамены. Этот способ обучения хорош, но подходит не всем – требуется нешуточная самоорганизация, ведь каждый день придется заставлять себя учить новый материал. Вместе с тем плюсов домашнего образования масса – ребенок может больше времени уделить сложным для себя предметам, за счет тех, где ему ориентироваться проще. Кроме этого уроки можно планировать в любое время дня, обедать дома и не испытывать стресса при общении с учителями.
  2. Вечерняя школа. Если подросток не хочет учиться, и ему уже исполнилось 15-16, он может стать учеником вечерней школы. В эти заведения не так сложно поступить, зато в них есть возможность пройти обучение экстерном. Это также может стать мотивирующим фактором – многие подростки хотят стать самостоятельными. Они могут с успехом изучать школьные предметы дома и затем получить аттестат.

Заинтересовать ребенка в учебе не так и сложно, как может показаться. Стоит поговорить с ним откровенно, объяснить, для чего нужно получить образование. Постараться уговорить его работать ежедневно, но не ругать и не одергивать. Если сын или дочь не поддаются на уговоры, стоит немного подождать, быть может, ребенок со временем сам осознает свою ответственность.