Краткосрочный проект на тему: «Одежда». Конспект НОД для детей подготовительной группы с презентацией. Мы модельеры и дизайнеры

Мы модельеры и дизайнеры. Подготовительная группа

Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения одежды, ее видами.
2. Познакомить детей с профессией художник-модельер.
3.Закрепить умение работать в нетрадиционной технике в аппликации, приклеивание на липкую ленту
4. Развивать внимание, фантазию.
5. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к одежде и обуви.
Материал:
- Двухсторонний скотч, клей, ножницы, кисточки, клеенки, подставки,
салфетки.
- Бумажная кукла (мальчик, девочка)
- Выкройки кукольной одежды.
- Бросовый материал: бусины, пайетки, нарезанные цветные нитки,
тесьма, пуговицы.
- Мультимедиа «Путешествие в прошлое одежды»
- Д/игра «Одежда»
- Музыкальная колонка.
Предварительная работа:
- Экскурсия в салон ателье.
- Д/игра. «Наряди Машу», «Две сестрёнки», «Ателье»;
- Рассматривание предметных картинок «Одежда»
- Сюжетно-ролевая игра «Дом моделей».
Дифференцированная работа: Максим К., Оля Н. – второй экземпляр
Саша П. – помощь в работе с клеем.
Обогащение словаря: Ввести в речь детей новые слова: дизайнер.

НОД
Какие вы сегодня красивые и нарядные пришли в детский сад!
Давайте с вами друг другу подарим комплименты и скажем приятные, добрые слова.
Д/игра «Комплименты»
Что вы почувствовали, когда вам сказали приятные слова? (ответы детей)
Мы живем с вами в современном мире, поэтому мы всегда красиво одеты, а как вы думаете во что одевались люди раньше? (ответы детей)
Хотите узнать, как появилась одежда? (ответы детей)
(Показ мультимедийной презентации «Путешествие в прошлое одежды»)
1 слайд «Путешествие в прошлое одежды»

2,3 слайд Раньше человек совсем не носил одежду. И ночью, особенно
зимой ему было очень холодно. И тогда человек подумал: «Вот
если бы у меня была теплая шкура, как у животного, мне бы было
тепло». И пошел человек на охоту, добыл шкуру животного и
сделал из нее одежду.



4 слайд. Постепенно человек из шкуры переоделся в ткань. Но он не умел еще шить, и поэтому оборачивались тканью вокруг тела несколько раз.


5 -7 слайд. Время шло, люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы, шляпы и фраки.




8 - 9 слайд. Постепенно люди научились шить красивую одежду, которую сейчас мы с вами носим.



Ребята, вы заметили, как меняется одежда? (ответы детей)
Для чего нам она нужна? Одинаковую ли одежду шьют для женщин и мужчин, взрослых и детей? (ответы детей)
Как вы думаете, кто придумывает одежду? (ответы детей)
Одежду придумывают художники – модельеры, дизайнеры - это человек, который придумывает фасоны одежды.
Скажите мне пожалуйста, легко создавать одежду? (ответы детей)
А вы хотите стать модельерами? (ответы детей)
Тогда мы с вами открываем «Школу модной одежды» и превращаемся в художников – модельеров, сами будем учится создавать одежду для девочек и мальчиков.
Скажите, пожалуйста, как называется одежда, которую мы носим в разное время года? (зимняя, весенняя, летняя, осенняя).
Сейчас я вам предлагаю подобрать одежду, которую носят в разное время года.
(На столе картинки с разной одеждой, нужно разложить с картинкой того времени года, к которому она относится)
Перечислите одежду каждого времени года.
Мы с вами вспомнили какой бывает одежда, что для каждого случая она своя.
Физминутка (движения в соответствии со стихотворением)
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем, отожмем её, встряхнем.
А потом легко и ловко все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы поиграем и покружимся.

А сейчас я вас всех приглашаю в нашу «Школу модной одежды», для изготовления одежды для наших кукол Маши и Миши.
Подумайте и выберите для кого вы будете делать одежду.
(Предлагаю выкройки – платье, рубашки, шорты, брюки, сарафан, шляпы и т.д.)



Посмотрите у каждого из вас выкройка той или иной одежды, вам остается только продумать и оформить этот наряд. Для украшения наряда вы можете использовать разный материал.
Сегодня мы с вами будем работать не только с клеем, но и с липкой лентой.
На липкую ленту мы будем наклеивать пайетки, звездочки, бусинки. А на клей будем приклеивать нарезанные нитки, ленточки, бумажные цветочки.
Ваша задача – очень аккуратно работать и так, начинаем украшать одежду.
(звучит спокойная музыка)
Дети украшают свои выкройки.
Когда закончили работу, дети подходят к кукле и примеряют ей наряд.
Какие замечательные модели одежды у вас получились! Какой наряд вам больше всего понравился? Почему?
Теперь наша Маша и Миша могут нарядиться и пойти в гости, в кино, в поход, поиграть с друзьями во дворе. Какие вы все молодцы!
Вот такие работы у нас получились!




Презентация на тему: Путешествие в прошлое одежды

Детско- родительский образовательный проект «Одежда» с элементами поликультурного воспитания

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: недельный.

Участники: воспитатели, родители дети младшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познание (ознакомление с окружающим), коммуникация (развитие речи).

Цель: создание условий для развития познавательных и чтворческих способностей детей в процессе разработки детско-родительского образовательного проекта.

Задачи:

Обогатить представления детей об одежде, её значении;

Активизировать словарный запас;

Развивать связную речь;

Воспитывать бережное отношение к предметам одежды, умение следить за своим внешним видом.

Основные направления реализации проекта:

Организованная образовательная деятельность «Каждому молодцу своя одежда к лицу»;

Домашнее задание для родителей и детей – совместное составление загадок по теме проекта, изготовление скукольной одежды, пополнение одеждой «уголка ряжения».

Беседы сдетьми «Одежда людей в разное время года», «Шубки у зверят», «Одежда для девочек и мальчиков».

Обеспечение: настольно-печатные игры, иллюстрационно-наглядный материал, детская художественная литература по теме проекта, специальная методическая литература.

Предпологаемый результат:

Знать и называть предметы одежды:

Владеть обобщающим понятием;

Различать одежду для девочек и для мальчиков;

Знать из чего шьют одежду и кто;

Узнавать предметы одежды по описательным загадкам.

Продукт проктной деятельности: составление загадок, изготовление кукольной одежды, пополнение предметами детской одежды «угока ряжения».

Презентация проекта: составление альбома «Одежда».

Системная паутинка

Центр сенсорики

Прямой счёт в пределах пяти;

Закрепление понятий «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «высокий», «низкий»;

Закрепление понятий «один-много».

Цетр коммуникации

Заучивание стихотворения Л. Г. Парамоновой «К одежде относятся…»;

Отгадывание загадок;

Беседы нв тему: «Детская и взрослая одежда», «Одежда по сезону», «Одежда для девочек и мальчиков», «Шубки у зверят».

Центр художественной литературы

Чтение стихотворения Б. Заходера «Портниха»;

Чтение англиской песенки «Перчатки»;

Чтение стихотворения П.Воронько «Обновки», «Маша-растеряша»;

Чтение рассказа И. Павловой «Чьи башмачки?».

Центр художественного искусства

Рисование «Кукольная одежда»;

Аппликация «Оденем кукол на прогулку»;

Книжки-раскраски, трафареты по теме проекта.

Детско-родительский проект «Одежда »

Центр конструирования

«Шкаф для кукольной одежды» (большой строительный материал);

«Полка для обуви» (художественное конструирование).

Центр игровой деятельности

Дидактические игры:

«Как живётся твоим вещам»;

«Что лишнее?»;

«Кому, что нужно ля работы?»;

«Как мы одеваемся?»

«Назови одним словом»

Палчиковая гимнастика «Перчатка»

Центр театральной деятельности

Игра-драматизация по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»;

Показ кукольного театра по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»;

Развитие сюжетной линии «Оденем куклу на прогулку…».

Бинарная организованная образовательная деятельность «Каждому молодцу своя одежда к лицу»

Цель: уточнение и закрепление знаний детей об одежде.

Задачи:

Уточнить названия, назначение предметов одежды;

Формировать представления о видах одежды соответственно времени года, учить обобщать и сравнивать, умение ориентироваться во временах года, знать их последовательность;

Активизировать словарный запас детей, уточнить глагольный и качесвенный словарь;

Закреплять приём закрашивания предмета (набор краски на кисть, умение держать кисть правильно);

Развивать зрительное внимание, логическое мышление, эстетическое восприятие, расширять кругозор.

Предварительная работа: рассматривание книжных иллюстраций, альбома «Одежда», «Хакасские орнаменты»; беседы, загадывание загадок, заучивание стихотворения Л. Г. Парамоновой «К одежде относятся…»; экскурсия в хакасский музей ДОУ «Моя Макасия»; игры.

Словарная работа: одежда, обувь, головные уборы, орнамент, жарки, изенер (с хакасского «здравствуйте»), чидер (стоп), анжохтр (до свидания).

Материалы к занятию:

Демонстрационный: иллюстрация с изображением ветрины магазина кукольной одежды, картинки из серии «Времена года», «Кукла Тарина», иллистрации с изображением хакасской национальной одежды, сундучок для сюрпризного момента, рукавица для хороводной игры, иллюстрации с изображением рукавиц (образец для рисования);

Раздаточный : листы с изображением контура рукавицы с элементами хакасского национального орнамента на каждого ребёнка для закрашивания, ёмкости с чистой водой, краски, кисти на каждого ребёнка, салфетки.

Ход:

1 воспитатель: Ребята, посмотрите, мы пришли с вами в магазин кукольной одежды. Что такое одежда? (Ответы детей ).

Скажите, для чего нужна людям одежда? (Ответы детей ).

- А, что относится к одежде? Чтение детьми наязусть стихотворения Л. Г. Парамоновой «К одежде относится…»:

К одежде относятся брюки, жилеты,

Платья, костюмы, пальто и жакеты.

Тёплые шубки мы носим зимой,

Ну а плащи одеваем весной.

Воспитатель предлагает рассмотреть одежду на ветрине, загадывает загадки:

Я любой девчёнке прикрою волосёнки, Прикрою и мальчишке стрижки-коротышки. От солнца я защита – для того и сшита. (Панама ).

Я, как зонт не промокаю, от дождя вас защищаю. И от солнца я укрою. Ну так что же я такое? (Плащ ).

Две сестрёнки, две плетёнки из овечей шерсти тонкой, Как гулять, так надевать, чтоб не мёрзли пять, да пять. (Варежки ).

Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (Шарф ).

Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (Шуба ).

Два братца не могут расстаться: Утром – в дорогу, вечером – к порогу. (Сапоги ).

Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: утром – в сад, вечером – домой. (Валенки ).

1 воспитатель задаёт детям вопросы:

Знаете ли вы, как надо ухаживать за одеждой? (Ответы детей ).

Если она испачкалась, то её… (стирают ).

Если помялась, то её…(утюжат ).

Если изорвалась, то её… (зашивают ).

Если оторвалась пуговица, то её… (пришивают ).

Что нужно сделать с одеждой, когда её снимаешь? (Аккуратно развесить или сложить ).

Ребята, посмотрите, у нас много картинок, где изображены разные времена года. А на какой картинке, что изображено, трудно догадаться. Давайте попробуем догадаться. (Показывает на картину ). Какое время года изображено? (Лето ).

Как вы догадались? (Дети перечисляют разные природные явления, признаки ).

Посмотрите, а по одежде, можно догадаться, какое время года? (Ответы детей ). Дальше определяются остальные времена года.

Вы заметили ребята, погода круглый год меняется и одежда у людей меняется. Давайте посчитаем, сколько времён года? (Воспитатель вместе с детьм сч тают ).

Ребята, скажите: шляпа, панама, зимняя шапка, кепка, косынка – что это? (Г о ловные уборы ).

Сапоги, туфли, валенки, сандали, ботинки, тапочки, башмаки – это… (Обувь ).

Платья, шорты, рубахи, футболки, куртки, плащи, шубы – это… (Одежда ).

Посмотрите, ребята, сколько, много у нас должно быть одежды.

– Ребята, мы с вами живём в Хакасии. Интересно, а какую одежду носят хакасы, вы знаете? (Ответы детей ).

Воспитатель предлагает пойти в гости к кукле Тарине, уж она наверняка знает и расскажет о хакасской национальной одежде.

Проводиться ритмическая гимнастика по мотивам русской народной потешки «Топ – топ – топ».

1 воспитатель: Ну вот, мы пришли в гости к Тарине.

2 воспитатель: Изенер! Здравствуйте дорогие ребята, мы ждали вас с Тариной.

1 воспитатель: Изенер! Мы сегодня с ребятами были в магазине кукольной одежды и говорили о предметах одежды и хотели бы узнать, какую одежду носят хакасы?

2 воспитатель: Дети, посмотрите (обращает внимание детей на картинки, расположенные на стенде ), какие интересные наряды, вы когда-нибудь видели такую одежду? (Ответы детей ).

Совершенно верно, такую одежду носят хакасы. Показывает картинки :

Одежда у хакасов бывает та, которую они носят каждый день: она лёгкая, удобная, яркая, широкая и т. д., украшена узорами.

Другая одежда – праздничная (показывает ): она из дорогих тканей, она более яркая и также украшена орнаментом.

1 воспитатель: Ребята, давайте поинтересуемся у Хозяйки и Тарины, какие головные уборы носят хакасы?

2 воспитатель : (показывает ) яркие платки, праздничные какошники, меховые шапки круглой формы.

Сюрпризный момент: 2 воспитатель выносит сундучок и предлагает подумать и попробовать угадать, что в нём лежит (предположения детей). Воспитатель открывает сундучок, показывает и спрашивает, что это? (Ответы детей).

2 воспитатель: Правильно, это рукавицы! Далее воспитатель читает стихотворение Я. Тисперекова «Варежка» :

Луна глядит в окошко, дрожащее от вьюги, Повышивать немножко уселись две подруги: В избушке свет включили, чтоб не терять иголки, Потом достать решили все нитки с верхней полки. Поют и вышивают в избушке две девицы, И словно оживают жарки на рукавицах.

Имитация: Кукла Тарина предлагает поиграть в Хакасскую хороводную игру «Варежка»: дети выбирают водящего, который с тановится в центр круга. Рука вицу передают за спиной и после словесного сигнала «Чидер» (стоп), рукавица ока зывается у одного из играющих. Водящий должен угадать, у кого рукавица (игра повторяется 2-3 раза).

Имитация – 2 воспитатель : Кукла Тарина мне сказала на ушко, что у неё нет праздничных рукавиц, она хотела бы попросить вас украсить рукавицы для неё и её подружек. Вы согласны помочъ? (Да! ).

Итог организованной образовательной деятельности:

1 воспитатель: Сегодня, побывав в гостях у Хозяйки и куклы Тарины мы узнали не только, какую одежду носят хакасы, но и изготовили для Тарины и её подружек праздничные рукавицы. Далее воспитатель спрашивает, что нового и инте ресного узнали дети, что понравилось и запомнилось (ответы детей). По окончании 2 воспитатель на хакассом языке прощается с детьми, дети повторяют.


МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида"
ПРОЕКТ « ОДЕЖДА»
Старшая группа ТНР "Радуга"
Воспитатели:
Белькова Е.П.
Голованова Т.В.
г. Каменск – Уральский
ВИД ПРОЕКТА: творческий, информационный, краткосрочный, групповой.
УЧАСТНИКИ: воспитатели, дети старшей группы, родители.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2 недели.
ЦЕЛЬ: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей об одежде.
ЗАДАЧИ:
- Формировать представления детей об одежде, её видах, частях;
- Формировать представления детей об истории происхождения одежды;
- Развивать речь детей, расширять словарный запас;
- Закреплять умение детей работать со схемами;
- Учить детей обобщать, классифицировать, систематизировать;
- Учить детей ухаживать за своей одеждой;
- Воспитывать бережное отношение к одежде;
- Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- Сбор информации об одежде;
- Рассказ воспитателей о видах одежды;
- Рисование одежды;
- Разучивание стихов об одежде;
- Статья в родительский уголок "Одеваемся по погоде";
- Составление списка художественной литературы по теме;
- Подборка игр.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП:
НОД:
1. Развитие речи: «Ателье», «Загадки, пословицы и поговорки об одежде»;
2. Окружающий мир: «Кофты и кафтаны», «Русский костюм»;
3. Природное окружение: «Одежда животных»;
4. Рисование: «Расписные ткани», «Рисуем одежду для куклы»;
5. Лепка: (Барельеф) «Русский сарафан»;
6. Аппликация: «Новое платье для куклы».
Беседы, рассказы:
«Особенности покрытия тела животных», «Как появилась одежда», «Одежда будущего», «Народные костюмы», «У меня новая одежда», «Одежда на кухне и природе».
Рассматривание альбомов:
«Одежда», «Народные костюмы», «Виды тканей», «Спортивная одежда», «Одежда служб спасения».
Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Магазин одежды», «В мастерской модельера», «Дом модели».
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Кому что нужно?», «Кто что делает?», «Хорошо - плохо», «Угадай-ка», «Лоскуточки в мешочке», «Мужская или женская одежда», «Зимняя или летняя», «Одежда или обувь», «Найди и назови», «История моды», «Костюмы народов мира», «Профессии», «Этикет для малышей».
Чтение художественной литературы:
1. Русская народная сказка «Золотое веретено»,
2. В. Осеева «Волшебная иголочка»,
3. Н. Носов «Заплатка»,
4. Е. Благинина «Научу одеваться и братца»,
5. Л. Чарская «Большая стирка»,
6. Казахская сказка «Чудесная сказка»,
7. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»,
8. З. Воскресенская «На кончике нити»,
9. Е. Благинина «Шинель»,
10. З. Александрова «Сарафанчик»,
11. В. Орлов «Портниха»,
12. А. Барто «Сто одёжек,
13. В. Зайцев «Я одеваться сам могу»,
14. Н. Саконская «Снежный ком»,
15. В. Лившиц «Валины перчатки»,
16. «Сказка про то, как одежда обиделась».
Взаимодействие с родителями:
Консультации: «Как одевать ребёнка дома и на улице», «Одежда для прогулок», памятка «Соответствие одежды сезону», рекомендации по теме «Одежда».
3. ИТОГОВЫЙ ЭТАП:
- Изготовление дидактической игры «Одень куклу по сезону» (одежда из фетра);
- Составление альбома «Одежда»;
- Рисование плоскостной куклы и одежды к ней;
- Развлечение «Осеннее дефеле».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Сформированы представления детей об истории происхождения одежды, её видах, частях;
- Вовлечены родители к участию в проектной деятельности;
- Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
Рисование "Расписные ткани"

Лепка "Русский сарафан"

Аппликация "Новое платье для куклы"

Дидактическая игра "Одень куклу по сезону" (из фетра)

Оригами "Рубашка"

История возникновения одежды

Первые люди, которые бегали за мамонтами, делали это преимущественное в голом виде, прикрывая себе лишь некоторые части тела. В основном в жаркую погоду одеждой служили большие листья растений, папоротников, наматываемые на область ягодиц.
Верх обыкновенно оставался неукрытым. Но даже и такую юбку из цветов можно было назвать первым аналогом одежды.
Так, первое возникновение одежды можно отнести к времени появления первого человека – примерно 35 тысяч лет назад.Цель одежды была самая разная. Помимо эстетической, нужно было еще и закрыть себя от жары или холода, предотвратить свою кожу от укусов насекомых, змей и прочих животных. Наконец, немалую роль играло возникновение одежды и в плане украшения.
Давным-давно люди поняли, что функции одежды могут быть самыми разными и использовали этот аксессуар как один из главных на своем теле. Что касается одежды для ног, то ее появление было гораздо позже.
Долгое время житель Земли украшал себя одеждой, но забывал про ноги. Охотясь за животными, первопоселенцы, не имея другой возможности, да и, наверное, не задумываясь, наступали на землю, траву, камни совершенно голыми ступнями. С самого раннего детства их кожа на ступнях привыкала к такому обращению, массажу, в результате чего становилась все грубее, как бы выполняя роль обуви.
Возникновение одежды можно связать и с другими видами последней. К примеру, желая защититься от насекомых и других вредоносных тварей, древние представители охотно смазывались глиной, грязью. Находя в этом определенный толк, смазки начинали преображаться. Появлялись растительные масла и жиры натурального происхождения. Благодаря такой находке представитель хомосапиенс начал украшать себя, расписывать кожу разными цветами. Множественные узоры на лице, спине, груди, руках и ногах были походи на современные татуировки и выполняли кроме эстетической функции защитную. Разукрасив себя в зеленый цвет, можно без боязни начинать охоту в сочных зарослях. Обмазав себя грязью, – вести нападение в горных массивах.
Вскоре в ход для украшения пошли дары живой природы, а именно, были использованы зубы буйволов в качестве подвесок, браслетов, кости. Затем шкуры убитых животных кроме функции напольных покрытий начинают использоваться в качестве одежды. Изначально целиковые шкуры крепились на плечи, затем из полотен отрывались куски нужного размера.Завязки делались из стеблей растений, лиан, а также волос, которые сплетались между собой, создавая прочный материал. С помощью орудий колющего характера в полотне возделывались отверстия, в которые крепились ленты. Такого рода одежда с легкостью могла держаться, не сваливаясь во время бега или ходьбы. Чуть позднее в ход пошли тонкие кости – прототипы игл и волосы – нить. Сшивались разные куски полотнища, образовывая все более сложные детали одежды.
Такие знаки непосредственно являлись символами своей эпохи. Одни племена использовали свои украшения, узоры, обозначая тем самым разность народов. Благодаря возникновению одежды такого типа можно было судить о культурных традициях прошлого.
Конспект занятия
«Одежда. Обувь. Головные уборы»
для детей старшей группы.
Цели и задачи:
Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь»;
уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его, познакомить с назначением одежды, головных уборов и обуви;
развивать умение классифицировать;
учить образовывать и использовать множественное число существительных;
формировать правильное употребление родительного падежа единственного и множественного числа;
учить согласовывать и использовать местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными;
учить образовывать относительные прилагательные от существительных;
учить правильно использовать предлог без;
формировать умение согласовывать слова в предложении;
развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, моторику;
формировать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи в жизни человека и изменениях в природе, воспитывать сознательное отношение к использованию одежды для сохранения своего здоровья, формировать интерес к развивающим стихотворным упражнениям.
Материалы и оборудование: предметные картинки, с изображением одежды, головных уборов, обуви, картинки с изображением четырех сезонов,картинки с изображением одежды обуви, у которой не хватает какой-либо детали, фломастеры для каждого ребенка, мяч, магнитная доска.
ХОД НОД:
Чтение стихов об одежде и обуви. Беседа.
Педагог читает детям зарифмованные текстыи задает вопросы по их содержанию.
Одежда
Куртки, брюки, пальто и штаны,
Платья, юбки человеку нужны.
Все, что мы надеваем, одеждой зовется.
И название это запомнить придется.
Для чего человеку одежда нужна?
Укрывает от дождика, ветра она,
Согревает в морозы, защищает в жару,
От прохлады избавит она поутру.
Только, чтобы служила подольше одежда,
Содержать ее нужно опрятной и свежей.
Чистить, гладить, стирать и сушить,
Поносить, а потом аккуратно сложить.
Что такое одежда?
Какие предметы одежды вы знаете еще?
Для чего человеку нужна одежда?
Как можно назвать одежду для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников). Какая это одежда?
Какую одежду носят мужчины? (женщины, дети)
Как нужно ухаживать за одеждой? Для чего?
Головные уборы
Если солнце ярко светит,
Без панамы не гуляй.
Если снег закружит, ветер,
Тогда шапку надевай.
Девочкам идут платочки,
В шляпках модницы всегда,
А у мальчиков - пилотки
И бейсболки неспроста.
Головной убор к одежде
Подбирают не спеша,
Чтоб не просто грел, но прежде.
Был к лицу и украшал.
В любое время года
С очень давних пор
Защищает голову
Головной убор.
Что такое головной убор? (Вещи, служащие одеждой для головы.)
Какие еще головные уборы вы знаете?
Для чего нужны человеку головные уборы?
Какие головные уборы носят мужчины? (женщины)?
Обувь
Часто ходим в сапогах,
Если снежно и бело
И дождем все залило.
Летом носим мы сандалии,
Чтобы ноги не устали.
Туфли в праздник примеряем,
В них на утренник шагаем.
А в кроссовках ловко скачем
И гоняем круглый мячик.
Жить без обуви не можем,
В непогоду нам поможет
Быть здоровыми она..
Обувь всякая важна.
Что такое обувь? (Изделие, которое носят на ногах.)
Для чего нужна обувь человеку?
Какую обувь еще вы можете назвать?
Как можно назвать обувь для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников). Какая это обувь?
Какую обувь носят мужчины? (женщины, дети)?
Как надо ухаживать за обувью? Почему? Чем моют, чистят обувь?
2.Классификация.Упражнение «Мой, моя, мое, мои».
Предложить детям разложить предметные картинки с изображением одежды, обуви и головных уборов на три колонки «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».
Рассмотреть с детьми одежду на предметных картинках и назвать ее со словами «мой», «моя», «мое», «мои».
3. Упражнение «Подбери словечко и повтори».
У Вани рубашка, у мальчиков..., а в магазине много...
У Маши кофта, у девочек..., а в магазине много...
У мамы платье, у женщин..., а в магазине много...
У папы пальто, у мужчин..., а в магазине много …
Какой обуви много в обувном магазине? (В обувном магазине много ботинок (сапог, тапок и т.д.).)
4. Чтение сказки «История - загадка»
Педагог читает детям сказку и задает вопросы по содержанию.
В некотором царстве,
В славном государстве
Жил да был Не Знаю Кто,
Ел и пил не знаю Что.
Вот пошел Не Знаю Кто
Покупать себе пальто.
Примерял все, примерял,
Ничего не подобрал.
А на улице мороз,
Заморозит он до слез.
И Не Знаю Кто простыл.
А болеть он не любил.
Быстро забежал в аптеку
И купил себе таблетку.
Два горчичника купил,
Капли в нос не позабыл.
Выпил и лежит, болеет,
От чего-то все потеет.
Майку и носки меняет,
Шарфом горло согревает.
Всю неделю он лечился -
Так серьезно простудился.
Наконец-то можно встать,
Где-то, как-то погулять.
А на улице весна,
За зимой пришла она.
Что-то все бежит, журчит
И куда-то все спешит.
Кто-то звонко так поет
И кричит: «Весна идет!»
Что-то землю согревает
И лучами всех ласкает.
Вот Не Знаю Кто гуляет
И воробышков считает.
Бойко шлепает по лужам -
К вечеру опять простужен.
Насморк, голова болит,
Кто-то лечится, лежит.
Все на улице гуляют,
Ну а Кто-то все скучает.
Надо было одеваться,
По погоде обуваться,
Чтоб на улице гулять
И день целый не лежать!
Кто мог жить в некотором царстве-государстве?
Почему он заболел?
Что он купил себе в аптеке, когда заболел?
Что бежит и журчит весной?
Кто начинает петь весной?
Что согревает лучами землю?
Почему Не Знаю Кто опять простудился?
Что значит - одеваться по погоде?
Как одежда помогает человеку сохранить здоровье?
- Давайте поможем герою сказки Не Знаю Кто и научим его правильно подбирать одежду, обувь и головные уборы по сезону (времени года).
5. Дидактическая игра «Оденем куклу по сезону»
Педагог предлагает детям одеть куклу на прогулку в соответствии с обозначенным на картинке сезоном и погодой, выбрав одежду и обувь из множества предложенных вариантов, назвать предметы одежды и объяснить, почему именно эта одежда и обувь нужны кукле, чтобы чувствовать себя хорошо и не заболеть. Те дети, которые выбрали одежду и обувь неправильно, должны предугадать возможные негативные последствия от неправильно выбранной одежды и обуви.
Как называется одежда, которую носят летом? Зимой? Осенью? Весной?
Как правильно подобрать головной убор по сезону? Погоде?
Назовите зимние головные уборы? Летние? Осенне-весенние?
Как надо выбирать обувь по сезону? Погоде? К разной одежде?
6. Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»
Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...». Поощряется оригинальность ответов.
Что будет, если летом носить меховую шапку?
Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?
Что будет, если в дождь обуться в тапочки?
Что будет, если в жару не надеть панамы?
Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?
Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?
Физкультминутка.
Мы зимой гуляли - шубы надевали, Шубы надевали и в снежки играли.Мы весной гуляли - плащи надевали, Дети имитируют игру в снежки.
Плащи надевали - лужицы считали. Летом мы гуляли - шорты надевали, Летом мы гуляли - платья надевали. Прыгают.
По лугу ходили - бабочек ловили. Имитируют ловлю бабочек.
7. Дидактическая игра «Ателье» и «Сапожная мастерская»
Раздать детям картинки, с изображением предметов одежды и обуви без каких-либо деталей, и предложить отремонтировать одежду и обувь.
Упражнение «Без чего?».Предложить детям рассмотреть картинки с изображением одежды обуви, у которой не хватает какой-либо детали, и ответить на вопросы:-Без чего этот ботинок (сапог, туфля)? (Этот ботинок без подошвы. Эта туфля без каблука. И т.д.)
- Что это? Без чего платье (рубашка)? (Платье (рубашка) без рукавов (воротника, пуговиц, карманов, манжет).)
Упражнение «Починим обувь, отремонтируем одежду»
- Кто шьет одежду? (Одежду шьет портной.)
- Где шьют одежду? (В ателье, на швейной фабрике.)-Где мы починим обувь? (Мы починим обувь в обувной мастерской.)
- Кто чинит обувь в обувной мастерской?
- Как сапожник чинит обувь? (Сапожник прибивает каблуки. Сапожник приклеивает подошвы. Сапожник вшивает молнии. Сапожник пришивает ремешки и помпоны.)Раздать детям фломастеры и предложить дорисовать недостающие детали одежды и обуви.
По окончании работы спросить детей, что они сделали.(Я пришил рукав к платью (рубашке).И т.д.)
8. Дидактическая игра с мячом «Назови три предмета»
Педагог бросает ребенку, стоящему в круге, мяч и называет родовое понятие (одежда, обувь, головные уборы), а дети должны назвать три видовых понятия, относящихся к родовому. Затем педагог называет три видовых понятия, а ребенок должен назвать одно родовое, к которому они относятся. Далее педагог может давать задания попеременно.
Задание можно усложнить, включив сезонную одежду и обувь.
Педагог хвалит и благодарит детей.
Пословицы и поговорки об одежде
По одежке протягивай ножки.
По одежке встречают, по уму провожают.
Один наряд и в пир, и в мир, и в добры люди.
Вырядился как шут горохрвый.
Без порток, а в шляпе.
Одет хуже огородного пугала.
Салоп на меху, а рыльце в пуху.
Один салопчик да и тот подбит ветром.
Курочку не накормишь, а девушку не нарядишь.
Два обеда враз не съешь и два платья не наденешь.
Сапоги с одной ноги, да и те без подметок.
Тяжелы барские обноски.
Приобуть, приодеть, так и есть на что глядеть.
Наряди пень в ясный день, так и он хорош.
Имеет доху на рыбьем меху.
Нечем грешное тело прикрыть.
Не одежда красит человека, а человек одежду.
Ни рожи, ни кожи, да в богатой одёже.
Соболья шуба впереди себе двери открывает.
Коль зашла пола за полу, так и зашла, а не зашла - не натянешь.
Не дорого дан, не больно и жаль.
Как принарядился, так и возгордился.
Не все наряды в отраду, а иных и вовсе не надо.
Ношено - переношено и брошено.
Платье новое да заплаты старые.
Портниха подгадит, утюг разгладит.
Сапожник без сапог, портной без порток.
Достались от жилетки рукава.
Неладно скроен, да крепко сшит.
Укоротишь - не воротишь.
Гол, как сокол.
Одежда лучше новая, а друг - старый.
Стихи об одежде
ОДЕЖДАПанталоны, фрак, жилет – Этих слов сегодня нет.А любой одежды видНазывается «прикид». ГАЛСТУККак повяжешь галстук – береги его,На него не капай сдуру ничего.И хоть цветом с знаменем он не одного, У Версаче дорого слупят за него. ПИДЖАКОн снял решительно пиджак наброшенный,Хотя прохожий зверски дрался, как назло.Давно разыскивал пиджак хороший он,И, наконец, ему сегодня повезло. ПЛАТЬЕ Пошила платье белое, когда весна пришла,А лавочка, где села я, окрашена была.Не любят скромной классики работники бригадИ дарят нам неистовый пятнистый авангард. БРЮКИНе кладите в брючки ручки,Это неинтеллигентно.Можно сунуть ручки в брючки,Но в чужие. Незаметно. ЮБКАСиненькая юбочка, Черт-те что в косе.Любочка под юбочку Приглашает всех. МАКИНТОШКак удобен макинтош был и хорош,Что по праздникам он с шиком надевал.Дал он Жоре подержать свой макинтош И с тех пор его он больше не видал.
Дидактические игры
Осенняя одежда, обувь, головные уборы.
Задание. Рекомендуется:
обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;
объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;
объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;
спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом - панаму, босоножки, шорты?»;
совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;
закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).
Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава..).
Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).
Это чья шапка? - Моя.
Это чьи перчатки? - Мои.
Это чей шарф? - Мой.
Это чье пальто? - Мое.
Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям: моя - шапка...;
мой - шарф...;
мои - сапоги... .
Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений).
Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф...
Задание 8. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):
Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.
Что ты сделал сначала, а что потом?
Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (употребление множественного числа существительных): перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;
Задание 10. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов шапка - шапочка; сапоги - ...; пальто - ...; куртка - ...; кепка - ... .
Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак».
Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .
Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .
Шарф (какой?) - ....
Пальто (какое?) - .
Задание 12. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):
сапоги из резины - резиновые сапоги;
шапка из шерсти - шерстяная;
перчатки из кожи - кожаные... .
Задание 13. Игра «Что у кого» (составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам)
У мальчика рубашка, а у девочки платье.
У мальчика ботинки, а у девочки туфли.
Задание 14. Игра «Скажи наоборот» (усвоение антонимов)
Большой – маленький,
Чистый – грязный,
Детский – взрослый,
Короткий – длинный,
Сухой – мокрый.
Задание 16. Ответить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными): одна пара сапог, две пары сапог... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).
Задание 15. Пересчитать предметы (согласование существительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки... пять шапок; одно пальто, два пальто... пять пальто.
Задание 17. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).
Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».
Задание 13. Назвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.
Задание 14. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.
Загадки по теме «Одежда, обувь»
Задание 1. Прочитать и выучить стихотворение.
Дождик, дождик - кап-кап-кап, мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.
Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.
©Меня часто зовут, ожидаются, А приду - от меня укрываются.
(Дождь)
© Из-под крыши крыша под дождик вышла.
(Зонт)
© Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью - под кроватью. (Туфли)
© Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (Перчатки)
© Если дождик, мы не тужим - бойко шлепаем по лужам
Будет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять (Сапоги)
© Сижу верхом, не ведаю на ком.
Знакомца встречу - соскочу, привечу.
(Шапка)

Четвертый лишний.
3 картинки с изображением одежды, 1 - с обувью.
3 картинки с изображением обуви, 1 - одежды.
3 картинки с верхней одеждой, 1 - с нижним бельем.
3 картинки с нижним бельем, 1 - с верхней одеждой.
3 платья с аппликацией, 1 - без нее.
3 платья гладких, 1 - с вышивкой.
3 платья одноцветных, 1 - в клеточку.
3 платья нарядных, 1 - без отделок.
3 юбки на лямках, 1 - без них.
3 юбки длинные, 1 - короткая.
3 юбки в складку, 1 - прямая.
3 фартука с карманами, 1 - без карманов.
3 платья летних, 1 - зимнее.
3 платья детских, 1 - взрослое.
3 взрослых платья, 1 - детское.
3 платья без одной детали (недошитые), 1 полностью готовое
3 зимних пальто, 1 - плащ.
3 летних пальто, 1 - шуба.
Кофта, куртка, свитер и юбка.
3 детали одежды, 1 - платье.
Панама, шапка, шляпа и платок.
Сапоги, ботинки, валенки и тапочки.
3 вида обуви на каблуке, 1 - без каблука.
3 вида детских туфель, 1 - взрослые.
3вида обуви зимней, 1 - летней.
3детей обутых, 1 - босиком.
3детей без обуви, 1 - обутый.
3детей в головных уборах, 1 - без головного убора.
3детей в меховых шапках, 1 - в панаме.

Проект «Одежда»

Тип проекта: творческий, информационный, коллективный.

Продолжительность проекта: одна неделя

Актуальность проекта:

Общаясь с детьми в рамках занятий невозможно дать детям более полное, четкое представление о предметном мире, тем более он так разнообразен. В наше время ребенку приходится часто встречать в быту огромное разнообразие предметов. Для чего они нужны, как использовать их правильно, по назначению, как же трудно во всем разобраться. Я заметила небрежное отношение к предметам, а значит и к труду, так как предметы создаются руками человека. Из всего разнообразия предметного мира я остановила свой выбор на «Одежде». Считаю, что бережное отношение к одежде, может означать и положительное отношение к труду человека.

Цель:

Воспитывать бережное отношение к одежде, научить правильно, использовать предметы по назначению.

Задачи:
Познавательное развитие


-формировать элементарные представления об одежде: одежду можно шить, вязать, купить; есть праздничная, форменная и повседневная одежда, а также для сна, для спорта, дома и др.
-учить находить различия кусочков разных тканей.
- подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»
Речевое развитие
-формировать умение при описании игрушки, называть её признаки, связывать между собой предложения;
-упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных;
-формировать представления о предлогах за, под, на, в, навыки их применения в речи.
Социально-коммуникативное развитие
-учить детей использовать знания об одежде, активизировать в речи обобщающие понятия (нижнее бельё, верхняя одежда и т.д.) названия частей одежды;
-учить детей подбирать одежду по размеру и по полу;
- актуализировать и дополнить знания детей о том, из какого материала сделаны различные предметы, учить правильно использовать в речи соответствующие прилагательные;
-развивать грамматический строй речи обогащать словарный запас.
Физическое развитие
- развивать мелкую и крупную моторику;
- приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, выполнение основных движений по цитируемому тексту;
- формирование культурно-гигиенических навыков.
Художественно-эстетическое развитие
-учить рисовать образ задуманного на бумаге;
- развивать певческие навыки во время заучивания и прослушивания песен.
- формировать умение лепить образы спящих игрушек в стилистике «пеленашек», рассказать, что одеждой для младенца может быть пелёнка;

- воспитывать чувство формы, композиции;

Участники проекта:

Воспитатель

Дети и родители средней группы

Гипотеза:

Если дать обширные знания об одежде, то эффективно расширить кругозор детей об окружающем мире. Воспитывая бережное отношение к ней, можно развивать в ребенке аккуратность и эстетический вкус.

Предварительная работа

Оформление среды группы:

  • пополнение уголка ряженья одеждой, обувью, головными уборами;
  • создание среды для сюжетно-ролевый игр «Магазин одежды» (выделить площадку для магазина, выставить стол, кассу, оборудовать примерочную, вывесить одежду), «Прачечная» (выделить площадку для сушки белья, выставить ванночки, стиральные доски, стиральную машинку) – в зависимости от ресурсов группы;
  • изготовление игры «Лото» (одежда с картинками и стихотворениями);
  • приобретение лоскутов ткани различной фактуры;
  • изготовление тканевых кукол и кукол оберегов.

Подбор литературы:

  • К. Чуковский «Мойдодыр»;
  • рассказ «Как рубашка в поле выросла»;
  • Б. Заходер «Портниха»;
  • Н. Павлова «Чьи башмачки»;
  • Л. Воронкова «Новая кукла»;
  • Н. Носов «Заплатка» «Живая шляпа»;
  • Е. Благинина «Голышок-малышок»;
  • С. Михалков «Про мимозу»;
  • Л. Пирогова «Неумеха – умелочка»;
  • Ш. Перро «Золушка»;
  • Н. Нуждина «Детская энциклопедия «Чудо-всюду» (разделы: нитки, шляпа);
  • Н. Кончаловская «Дело в шляпе»;
  • Н. Юрьева «Сапоги» из книги «Умные занятия»;
  • «Загадки-смекалки» А. Соболева;
  • пополнение центра книги журналами мод;
  • подбор методической литературы для ООД.

Центр строительно-конструктивных игр : создание игр «Одень куклу», «Маленький дизайнер».

Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, ткани, пуговицы, нитки, ленточки, тесьма.

Работа с родителями:
1. Сбор наглядного материала (кусочков разных тканей)
2. Разучивание стихотворения об одежде, предложенного в рекомендациях и др.
3. Пополнение книжного уголка журналами детской моды
4. Смастерить вместе с детьми одежду из подручного материала для итогового мероприятия ("Дефиле")
5. Беседа родителей с детьми на тему недели

Итоговое мероприятие: выставка детских работ, вечер развлечений "Дефиле"

План реализации проекта:

Понедельник
1. Беседа «Отличается ли одежда, которую бы хотел ребёнок надеть утром, от той что он надел, и с чем он это связывает. Почему он согласился изменить свой выбор»
- сформировать умение отвечать на вопросы и составлять небольшой рассказ о том, что воспитанники носят дома, а какую одежду надевают на улицу;
- сформировать представление о том, как время года влияет на выбор одежды.
2.Занятие «Магазин одежды для кукол»
- показать функциональное назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, обратившись к реалиям жизни детей
- дать представление, что одежда подбирается в зависимости от погодных условий
-формировать элементарные представления об одежде: одежду можно шить, вязать, купить; есть праздничная и повседневная одежда, а также для сна, для спорта и др.
-учить правильно просить о помощи
3. Дидактическая игра «Оденем куклу»
-учить детей использовать знания об одежде, активизировать в речи обобщающие понятия (нижнее бельё, верхняя одежда и т.д.) названия частей одежды.
4.Чтение книги К. Чуковского « Мойдодыр »
- формировать культурно-гигиенические навыки и привычку следить за своим внешним видом;

Вторник
1.Разучивание песни «Стал сапожником енот»
- приучать слушать музыкальное произведение, запоминая текст;
- сформировать представление о профессии сапожника;
2.Настольно-печатная игра «Лото, профессии»
- формировать умение подбирать различать профессии по спецодежде
3. Сюжетно–ролевая игра «Магазин одежды»:
сюжет «Покупаем одежду различным куклам»
-формировать умение у детей подбирать одежду по размеру и по полу;
-уметь устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками,
поддерживать ролевые диалоги.
4.Опытно-экспериментальная деятельность «Рассмотреть кусочки разных тканей, найти различия»
- развивать мелкую моторику через тактильные ощущения;
- формировать умение различать материал.


Среда
1.Строительные игры «Строим магазин одежды»
-формировать умения у детей выполнять объёмную стройку коллективно, согласовывать свои действия с действиями других играющих;
-формировать умение обыгрывать постройку.
2.Дидактическая игра «Что из чего сделано»
- актуализировать и дополнить знания детей о том, из какого материала
сделаны различные предметы;
- учить правильно использовать в речи соответствующие прилагательные;
- развивать грамматический строй речи обогащать словарный запас.
3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «У нас большая стирка»
- помочь детям использовать знакомые игровые действия;
- сформировать представление о том, что разная одежда состоит из различной ткани и стирать её нужно тоже по-разному;
- расширить представление детей о различных видах труда.


Четверг
1.Разучивание движений под текст песни «Стал сапожником енот»
- формировать умение двигаться под музыку, передавая смысл слов через движения;
- продолжать помогать понять, чем занят сапожник и как он работает;
- развивать логическое мышление.
2.Занятие «Наблюдение за одеждой сверстников
- прививать привычку следить за внешним видом друга;
- развивать умение различать пол ребёнка по одежде;
- формировать образ своего «я»;
-активизировать в речи названия предметов одежды, их характеристики (шапка меховая и т.п.).
3. Художественно-творческая деятельность «варежка»
-развиваем воображение
-формировать умение рисовать образ задуманного на бумаге

Пятница
1.«шапочка для куклы»
- формировать умение лепить

Активизировать приёмы декорирования лепных поделок;
- воспитывать чувство формы, композиции;
- развивать мелкую моторику.
2. Театрализованная деятельность «Показ мод»
-формировать умение показывать новый предмет гардероба, сделанный своими руками совместно с родителями, и рассказывать о нём.

Предполагаемый результат.

Дети стали лучше разбираться в предметах одежды, знают детали одежды, умеют правильно, последовательно тодеваться;

Узнали об особенностях национального костюма, татарских национальных орнаментах и способах ее изготовления;

Полученные знания о профессиях помогли детям понять смысл их деятельности людей создающих одежду;

Дети научились бережному отношению к одежде и труду, умеют аккуратно использовать ее в повседневной жизни.

Заключение

Одежда – это самый необходимый элемент для человека. Она играет важную роль в нашей жизни и этим проектом я пыталась рассказать детям о важности и значимости одежды.

Я старалась планировать свою работу так, чтобы заинтересовать детей в процессе познания.

Рассказала, откуда произошла одежда, о ее видах, для чего необходима.

Теоретические знания были закреплены играми, беседами, чтением художественной литературы, лепкой и художественно-творческой деятельностью

В моем проекте принимали участие и родители. Они со своими детьми посещали по домашнему заданию вещевые рынки и магазины. Вместе с детьми играли в предложенные мною игры. Изготавливали костюмы из броссового материала для итогового мероприятия

И свой проект я подытожила театрализованной деятельностью «Показ мод»

Таким образом, реализация проекта была осуществлена. Дети поняли, важность функции одежды для человека.


Морозова Лиля Асхатовна ,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ "ЦРР - детский сад № 5 "Рябинка"ЯНАО

Проект по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы

«История предметов»

Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.

Тип проекта – образовательный.

Масштаб – долгосрочный

Актуальность

Для разностороннего развития детей подготовительной к школе группы важно расширять границы познания окружающего мира, развивать эрудированность и логическое мышление, формировать планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к достижениям науки и техники можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.

Проект «История предметов» подходит для углубленного исследования детьми вместе с родителями истории создания, развития и использования предметов окружающего мира, созданными руками человека. Педагог выступает в роли координатора – помогает систематизировать и закреплять полученные знания, находить закономерности и зависимости.

Цель

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместный детско-родительский проект по углубленному изучению предметов окружающего мира, созданными руками человека.

Задачи

1. Приобщение родителей к реализации проекта по поиску и сбору материала, как активных участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО.

2. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самим воспринимать новую информацию от сверстников.

3. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

Продукт проекта – картотека детской художественной литературы; иллюстрации, слайды, презентации о предметах окружающего мира; различные модели детского творчества из бросового и природного материала, бумаги и картона;

Возраст детей, на который рассчитан проект: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Сроки реализации проекта: сентябрь – май, два занятия в месяц - 18 занятий в год.

Реализация поставленных задач проходит в 3 этапа:

I этап – Организационный.

Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

Распределение заданий для участников проекта, подбор детской энциклопедической литературы и различного дидактического материала.

Организация условий для реализации целей и задач проекта.

Мониторинг

2 этап – Содержательный.

Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: оказание помощи детям в подготовке материала (презентации, слайды, иллюстрации, доклады).

Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему.

Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками.

Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.

3 этап – Итоговый.

Выявление уровня познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о предметах окружающего мира, созданных руками человека (мониторинг).

Анализ востребованности детьми созданных моделей в повседневной самостоятельной деятельности.

Выявление уровня социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умения выступать перед сверстниками, умения слушать выступающего.

Анализ вовлеченности родителей и детей в процесс совместной работы.

Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:

Повышение познавательной активности детей в ходе углубленного знакомства с предметами окружающего мира, созданными руками человека.

Сформированность знаний детей о многообразии и видоизменении предметов окружающего мира. Обогащение представлений детей о причинах изобретений тех или иных предметов.

Обогащение предметно-развивающей среды группы иллюстрациями, игрушками, играми, презентациями, альбомами и т.п.

План работы по реализации проекта

№ п/п

Мероприятие

Срок

Ответственный

Продукт /

Результат

Родительское собрание.

Диалог с родителями «Исследования в познавательном развитии дошкольников. Плюсы и минусы»

сентябрь

Воспитатели, родители

Знакомство родителей с перспективами работы по познавательному развитию детей группы. Интерес к новой форме работы

ООД по ознакомлению с окружающим миром

Сентябрь - май

Воспитатели,

Систематизация накопленных знаний

Создание поделок

Сентябрь - май

Воспитатели, дети, родители

Поделки из бросового и природного материала, бумаги, картона и т.д.

Подбор видеороликов, презентаций, слайдов, иллюстраций

Сентябрь - май

Воспитатели, родители

Видеоролики, презентации, слайды, иллюстрации

Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований.

Воспитатели, родители

Рефлексия о совместно проведенной работе.

Итоговый анализ проведенной работы

Воспитатели, дети, родители

Отчет о реализации проекта. Общие итоги в виде детско – родительского мероприятия «Хочу все знать»

Мониторинг на начало и конец учебного года:

Высокий уровень – овладевший материалом в полном объеме.

Средний уровень – овладевший половиной изученного материала.

Низкий уровень - овладевший менее чем половиной изученного материала.

Список используемых сокращений:

ЧХЛ - чтение художественной литературы

С.р.и. - сюжетно – ролевая игра

Дид. игра – дидактическая игра

Планирование образовательной деятельности

Тема и программное содержание

Закрепление пройденного материала

сентябрь

«Одежда». Познакомить детей с одеждой разных времен; дать представления об удобстве и красоте одежды в разные времена, о моде; закрепить знания о сезонной одежде; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Придумывание загадок.

С.р.и. - «Ателье».

ЧХЛ- К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Н.Носов «Заплатка».

Познавательно – исследовательская деятельность - «Почему мех теплый», «Мир ткани».

Валеологическая игра:

«Подбери одежду по временам года».

«Обувь, головные уборы». Познакомить детей с головными уборами и обувью разных времен; дать представления об удобстве и красоте обуви и головных уборов в разные времена; закрепить знания о сезонной одежде; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

ЧХЛ - Н.Носов «Живая шляпа», Туве Янсон – «Шляпа волшебника»,

Развитие речи - «Сравнение и описание предметов национальной одежды жителей тундры»,

С.р.и. «Ателье».

Вечер загадок.

Беседа на тему: «В разных странах разная обувь», «Необычные головные уборы».

Творческая мастерская: изготовление конической азиатской шляпы.

«Мебель». Систематизировать и углубить знания детей о мебели, ее назначении; познакомить детей с историей изобретения мебели и ее видоизменениями в разные времена; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Конструирование - «Стол и стул», из деталей конструкторов.

ЧХЛ. Ю. Тувим «Стол»;С.Я. Маршак «Откуда стол пришел?».

Вечер загадок.

«Посуда». Систематизировать и углубить знания детей о посуде, ее назначении; познакомить детей с историей изобретения посуды и ее видоизменениями в разные времена; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Аппликация - «Декоративная композиция «Ваза с фруктами, ветками и цветами».

ЧХЛ. А. Гайдар «Голубая чашка»;К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»;Бр. Гримм «Горшок каши»;Р.н.с. «Лиса и журавль».

Придумывание загадок.

«Столовые приборы». Систематизировать и углубить знания детей о столовых приборах, их назначении; познакомить детей с историей появления столовых приборов и их видоизменениями в разные времена; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Придумывание загадок.

ЧХЛ - Н.Комарова «Королевство столовых приборов»;

Сказка «Спор вилки и ложки»;

«Хлеб». Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать о процессе выращивания и выпечки хлеба; закрепить знания о тружениках сельского хозяйства; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; активизировать словарь; развивать связную речь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Лепка «Продукты для игры в магазин».

С.р.и. «Супермаркет».

Беседа на тему: «Хлеб – всему голова»,

ЧХЛ - М. Глинская «Хлеб»;Я.Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет»);М.Пришвин «Лисичкин хлеб»;Укр.н.с. «Колосок»;Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»);

Валеологиечская игра: «Где спрятались витамины».

«Стиральная машина». Систематизировать и углубить знания детей о предметах быта и их назначении; познакомить с историей изобретения и развития стиральной машины; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

С.р.и. «Семья».

Экскурсия в прачечную детского сада.

ЧХЛ - Л.Громова «Стиральная машина»;А. Валевский«Бытовые приборы».

«Пылесос». Систематизировать и углубить знания детей о предметах быта и их назначении; познакомить с историей изобретения и развития пылесоса; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

С.р.и. «Семья».

Конструирование пылесоса из бросового материала в свободной деятельности.

Дид. игра «Что с начала, что потом»

ЧХЛ - Н.Антипова – Татур «Маленький пылесос; Н.Милетич «Сказка о голодном пылесосе»;

«Холодильник». Систематизировать и углубить знания детей о предметах быта и их назначении; познакомить с историей изобретения и развития холодильника; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

С.р.и. «Семья».

Экскурсия на кухню детского сада.

Дид. игра «Что с начала, что потом»

«Плита». Систематизировать и углубить знания детей о предметах быта и их назначении; познакомить с историей изобретения и развития варочной плиты; закрепить знания о правилах безопасности при пользовании варочной плитой; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

С.р.и. «Семья».

Беседа на тему: «Правила безопасности при обращении с плитой».

Дид. игра «Что с начала, что потом»

«Электричество». Познакомить детей с историей изобретения электричества; подвести детей к пониманию значимости этого изобретения для жизни людей и развития целого ряда наук; закрепить знания о правилах безопасности при пользовании электрическими приборами; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь;

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Если не станет электричества».

Настольная игра «Elektrokit».

Дид. игра «Что с начала, что потом»

ЧХЛ - А. Косовский «Несчастен древний человек»;

«Стекло». Познакомить детей с историей изобретения стекла; подвести детей к пониманию значимости этого изобретения для жизни людей и развития целого ряда наук; закрепить знания о правилах безопасности при обращении со стеклянными поверхностями; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь;

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Что можно сделать из стекла».

Познавательно – исследовательская деятельность - «Путешествие в мир стеклянных вещей»; «Знакомьтесь – фарфор».

ЧХЛ -С Прилуцкий «Узоры на стекле»;

И. Димитрова «Стекло»;

«Автомобиль». Обобщить и уточнить знания детей о видах современного наземного транспорта; познакомить детей с развитием транспорта в разные времена; познакомить с учеными – конструкторами и изобретателями автомобиля; закрепить знания о правилах дорожного движения и правилах поведения в транспорте; развивать речь, память, логическое мышление, активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Правила дорожного движения».

Конструирование - «Городской транспорт», из строительного материала.

С.р.и. «Водители».

ЧХЛ - Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике»; Крюкова Т. «Автомобильчик Бип»; М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»;Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»;А Лукьянова «Сказка про грузовик»; М.Гранович «Пожарная машина», «Скорая помощь»; «Почтовая машина», «Поливальная машина», «Электротехническая машина»;

«Железнодорожный транспорт». Обобщить и уточнить знания детей о видах современного железнодорожного транспорта; познакомить детей с его развитием в разные времена; познакомить с учеными – конструкторами и изобретателями поезда; развивать речь, память, логическое мышление, активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Правила поведения в поезде».

Аппликация - «Поезд, в котором мы ездили».

Конструирование - «Транспорт», из использованных материалов.

Дид. игра «Эволюция транспорта».

«Воздушный транспорт». Обобщить и уточнить знания детей о видах современного воздушного и космического транспорта; познакомить детей с развитием воздушного транспорта в разные времена; познакомить с учеными – конструкторами и изобретателями самолета, вертолета и космического корабля; развивать речь, память, логическое мышление, активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Правила поведения в самолете».

Рисование - «На чем люди ездят».

Конструирование - «Самолет», из деталей конструкторов.

С.р.и. «Летчики».

Дид. игра «Эволюция транспорта».

«Водный транспорт». Обобщить и уточнить знания детей о видах современного водного транспорта; познакомить детей с его развитием в разные времена; познакомить с учеными – конструкторами и изобретателями первых кораблей; закрепить знание правил поведения на водном транспорте; развивать речь, память, логическое мышление, активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Аппликация - «Корабли на рейде».

Конструирование - «Корабль», из деталей конструкторов; «Пароход с двумя трубами», из бумаги и картона; «Суда по чертежам», из строительного материала.

ЧХЛ - С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

С.р.и. «Моряки».

Дид. игра «Эволюция транспорта».

«Средства связи – радио и телефон». Систематизировать и углубить знания детей о средствах связи и их назначении; познакомить с историей изобретения радио Александром Поповым и телефона и их значении в жизни людей; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Какие передачи можно слушать по радио».

Конструирование в свободной деятельности из бумаги и картона «Телефон».

Дид. игра «Что с начала, что потом»

«Телевизор, компьютер». Систематизировать и углубить знания детей о технических устройствах и их назначении; познакомить с историей изобретения телевизора и компьютера и их значении в жизни людей; закрепить знания о безопасном для здоровья пользовании этими устройствами; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Телевизор и компьютер – польза и вред».

Конструирование в свободной деятельности из лего «Компьютер».

Дид. игра «Что с начала, что потом»

Список использованной литературы:

Венгер Л.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. - №1.

Венгер JI.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. - №4.

Выготский JI.C. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983. - 179 с.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.

Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография. М.: Педагогическое общество России, 2000. -160 с.

Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как средство познания социальной действительности. Тольятти, 1996. - 96 с.

Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002.- 131 с.

Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 2002. - 45 с.

Дыбина О. В. Что было до… : Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников.М.: ТЦ Сфера, 2010.-160с.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004455

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?