Пенсионное обеспечение. Право пенсионного обеспечения

Многие россияне выступают за отмену пенсий. Вот аргументы:
http://zhanna1984.livejournal.com/12973.html
Необходимость реформы пенсионной системы России признает любой здравомыслящий человек. А вот каким образом проводить эту реформу, единого мнения нет ни у граждан, ни в Правительстве и уж тем более в самом Пенсионном Фонде России, раздираемом противоречивыми руководителями и их действиями.
Давайте посмотрим на то, как у нас сейчас обстоят дела с пенсиями, населением и перспективами обеспечения этого самого населения теми самыми пенсиями и наконец-то поймем, что есть выход из сложившейся сложнейшей ситуации дефицита Пенсионного Фонда России

И так, что мы имеем.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости и на конец 2008 года составил 4 тысячи 902 рубля.

Численность населения России 142,0 млн.человек.

Численность пенсионеров 38, 5 млн.человек.

Экономически активное население 75 млн. человек (52,8% от всего населения). Но населения в возрасте от 20 до 64 лет составляет около 90 млн.человек.

Ежегодно население уменьшается на 500 тысяч человек.

Средний размер начисленных месячных пенсий составляет 99% от величины прожиточного минимума.

45,7% населения со среднедушевым доходом свыше 10 тысяч рублей в месяц.

Численность участников негосударственных пенсионных фондов т.е. тех, кто туда перечисляет деньги 6,5 млн. человек (8,6% от экономически активного населения), а получают пенсии из НПФ всего 685 тысяч человек или 1,8% от всех пенсионеров России.

О перспективах пенсионной реформы в своем недавнем выступлении министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова сообщила, что с 2015 года размер базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости будет зависеть от продолжительности страхового стажа. И может снижаться на 3 процента за каждый год, недостающий до нормативного стажа в 30 лет. Либо повышаться на 6 процентов за каждый год, превосходящий «норму».

Таким образом понятно, что каждый из нас должен проработать не менее 30 лет, чтобы получать пенсию без скидок равную величине прожиточного минимума. Не думаю, что кого-нибудь из здравомыслящих людей устроит такое положение дел. Но всего 8,6% из нас на сегодняшний день озабочены своим пенсионным будущем, а остальные по старинке надеются на русский “авось” или на Государство которое “всем всегда должно”.

А между тем на выплату базовой части пенсии федеральный бюджет должен в следующем году перевести в Пенсионный фонд свыше 1 триллиона рублей на закрытие растущего дефицита бюджета Пенсионного фонда, который в следующем году должен выплатить пенсионерам 3 триллиона рублей. В 2010 году — 3,7 триллиона, а в 2011 году — уже 4,3 триллиона рублей.

Необходимо повернуть угрожающую тенденцию роста дефицита средств ПФР вспять. Вот и получается, что единственный способ обеспечить достойную старость тем, кому предстоит еще нормативные 30 лет работать это полностью отменить государственные пенсии. При 65 летнем пороге ухода на пенсию, к которому мы скоро прийдем, население моложе 35 лет должно быть полностью лишено государственных пенсий и, соответственно, само заботиться о своем будущем. Таким образом все средства ПФР должны распределяться среди текущих пенсионеров, а пополняться за счет тех, кто старше 35 лет и не достиг 65 лет, а это 56 миллионов человек. Простые вычисления показывают, что при ежегодной смертности населения страны в 2,4 млн. человек и при ежегодном выходе на пенсию в среднем 1,8 млн. человек в ближайшие годы в ПФР возникнет профицит и средства бюджета могут быть потрачены не на латание пенсионных дыр, а, например, на повышени уровня образования и медицинского обслуживания населения. Приняв в ближайшее время такие поправки в пенсионное законодательство Государство решит массу проблем не только с пенсионным обеспечением, но и с развитием внутреннего российского инвестиционного климата, получит серьезных долгосрочных инвесторов в экономику страны и существенно повысит финансовую грамотность населения.

Поскольку существуют различные жизненные ситуации, при которых граждане не могут осуществлять трудовую деятельность или достойны вознаграждения за определенные заслуги. Пенсия может назначаться даже в случаях, когда отсутствует трудовой стаж.

Определенным гражданам может назначаться сразу 2 вида пенсионного обеспечения (например, инвалидам, пострадавшим в результате ЧАЭС), но получать сразу две пенсии могут только определенные граждане, перечень которых строго определен в законодательных актах.

После реформы 2015 года, когда страховая и накопительная части пенсии стали самостоятельными видами, у граждан РФ появилась возможность выбирать, какой вид пенсионного обеспечения им формировать - только страховую или одновременно с ней еще и накопительную .

Виды пенсий в России

Согласно пенсионной модели Российской Федерации, существует несколько основных видов :

Ранее, до 2015 года, страховая и накопительная пенсия являлись частью трудовой, однако в связи с принятой новой реформой, с 2015 года это отдельные виды пенсии.

Какую пенсию выбрать: страховую или накопительную?

Следует отметить, что социальная выплата не будет назначена , если пенсионер проживает в России не постоянно, а также, если он продолжает вести трудовую деятельность.

Заключение

Для правильного выбора оптимального варианта пенсионного обеспечения, необходимо самостоятельно принять решение: какой наиболее выгодный, исходя из ее размера. В случае с выбором или пенсии, рекомендуется изучить все нюансы, ведь контролировать выплаты лично намного удобнее. Однако существуют некоторые риски, мошенники могут ввести в заблуждение или при неудачном инвестировании можно потерпеть убытки.

Если же страховая пенсия кажется более надежным и гарантированным вариантом, то необходимо иметь в виду, что отчисления на нее ведутся только с официальной заработной платы , поэтому при устройстве на работу необходимо точно знать, с какой суммы работодатель в Пенсионный фонд.

Билет 1. Пенсионная реформа в РФ – понятие, сущность, законодательная база.

Подготовка пенсионной реформы началась в апреле 1996 года когда был принят первый ФЗ. Согласно этому ФЗ работодатели обязаны зарегистрировать в органах пенсионного фонда (ОПФ) каждого работника и оформить ему пенсионное свидетельство.

На основании предоставленных данных работникам присваивается пожизненный индивидуальный персонифицированный номер и заводится персональный счет. На этом счете учитываются все перечисленные страховые взносы и страховые периоды трудовой и иной деятельности.

Право на пенсию стало зависеть от уплаты страхового взноса в ПФ РФ и от точного исполнения закона о персонифицированном учете. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется ФЗ № 167 от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В этом законе определены страховые тарифы и страховые взносы, которые зависят от пола и возраста работника, а также от размера его годового дохода. По данным персонифицированного учета пенсии назначаются с мая 2002 г.

В пенсионной реформе важное значение имеет дата 1.01.2001 г., разделившая пенсионеров (нынешних и будущих) на 3 категории:

1) граждане, которые прекратили трудовую деятельность до указанной даты;

2) граждане, начавшие трудовую деятельность после 01.01.201 г.

3) граждане, имеющие трудовой стаж до и после указанной даты.

Пенсионный капитал 3 категории лиц будет состоять из 2 частей – пенсионных прав и накопительных взносов.

20.05.1998 г. Правительство РФ была утверждена программа пенсионной реформы РФ.

Направления пенсионной реформы РФ:

1) совершенствование социального обязательного страхования и индивидуального персонифицированного учета.

2) развитие добровольного дополнительного страхования.

3) создание профессиональной пенсионной реформы.

4) развитие пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования

5) реализация гарантированного статьей 39 Конституции РФ права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца, в других случаях, установленных законом

Закреплены права граждан на пенсии как в федеральных нормативно-правовых актах, так и региональных, а также в коллективных трудовых договорах. В них также могут устанавливаться пенсионные обеспечения для отдельных категорий сотрудников, увеличиваются размеры пенсий по сравнению с обычными размерами.

Билет 2. Пенсионное обеспечение в РФ.

Билет 3. Структура пенсионного обеспечения

Пенсионная система в РФ – это совокупность создаваемых правовых экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.

Пенсионное обеспечение связано с трудовой деятельностью индивида размеры материальной поддержки, размер, сроки и условия которой определяются в зависимости от заработной платы, условий труда и стажа работы.

Пенсионное обеспечение базируется на экономических интересах разных поколений.

Виды пенсионного обеспечения

Финансирование государственного пенсионного обеспечения осуществляется из федерального бюджета.

Трудовые пенсии финансируются за счет работодателей или физ.лиц самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Структура пенсионного обеспечения

Билет 4. Понятие источников пенсионного обеспечения РФ, их общая характеристика.

В теории права под источниками права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в определенных нормативных документах. Такие нормативные документы могут содержать только нормы права социального обеспечения, либо состоять из норм различных отраслей права.

Источники права нельзя путать с актами компетентных государственных органов, принятыми при осуществлении правоприменительной деятельности.

Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на соответствующие ФЗ:

От 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

От 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

От 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" с изменениями и дополнениями.

От 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» .

Этот закон, по существу, закрепил привилегированную пенсионную систему, поскольку предусматривает более высокий уровень пенсионного обеспечения, не ограничивая его фиксированной величиной, и автоматическую индексацию всех назначаемых по нему пенсий. Его нормы регулируют пенсионное обеспечение: кадрового состава Вооруженных Сил и военнослужащих, проходящих службу по контракту; служащих органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы; прокурорско-следственных работников.

(ФЗ 173 о трудовых пенсиях) Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях

1. Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

5. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Билет 5. Классификация источников пенсионного права.

Источники права социального обеспечения, как и других отраслей права, принято классифицировать по следующим признакам:

По юридической силе; - по сфере их действия; - -по органам, принявшим нормативный акт;

По форме акта; - по правовым институтам.

А. П о юридической силе , которая определяется, в свою очередь, положением соответствующего органа, издающего акт, в общей иерархической структуре органов власти.

1)Международные договоры , ратифицированные либо заключенные Российской Федерацией (либо СССР). В силу ст. 15 Конституции РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед законами: если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора.

2) Конституция РФ. Конституция РФ является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе и в области социального обеспечения. Особое значение имеет ст. 7, которая характеризует основы конституционного строя РФ по целевой направленности социальной политики. Кроме того, в целом ряде статей Конституции РФ (ст. 38, ст. 39, ст. 41, ст. 46) изложены основные права человека в сфере социального обеспечения.

3) Законы Российской Федерации . Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими. Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения (пенсий за выслугу лет, пособий гражданам, имеющим детей, пособий по безработице и пр.)

от 07/03/2019

Конституция и законодательство РФ гарантирует каждому гражданину право на пенсию, понятие пенсии тесно связано с социальным обеспечением по возрасту, болезни, потери кормильца и в др. случаях.

Пенсионное законодательство представляет собой свод законов РФ, принятых в разные периоды функционирования нашего государства. Здесь же и подзаконные акты и даже правовые акты СССР.

Основание права на пенсию содержит статья 39 Конституции РФ. Это право каждого на социальное обеспечение. В то же время право на пенсию возникает при наличии определенных условий. И именно они определяют и .

Право на пенсию, понятие пенсии в законе

Большинство населения воспринимает пенсию как ежемесячную выплату в связи с достижением определенного возраста. На самом деле, это и другая утрата возможности работать. Это и состояние здоровья, потеря кормильца.

Сам термин «пенсия» произошел от латинского слова pensiо. Что означает – платеж. С учетом законодательства РФ пенсию можно определить как ежемесячную выплату в денежной форме, назначаемую гражданам России и иностранцам, проживающим в России постоянно, в случаях, установленных законодательством, направленную на обеспечение средств к существованию таких лиц.

Таким образом, пенсия:

  • выплачивается ежемесячно;
  • закрепляется исключительно в денежной форме;
  • является основным источником средств к существованию;
  • право на пенсию зависит от наличия определенных условий, установленных в законе.

Доплаты к пенсии могут устанавливаться в натуральной форме. В виде набора социальных услуг.

Пенсионное законодательство Российской Федерации претерпевало и продолжает претерпевать изменения. Это не только законы, посвященные непосредственно пенсии. Речь идет о Законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». И Законе от 12.02.1993 № 4468- 1 (военная и иная служба), Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Вопросов назначения пенсий касается и Закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (обязательное пенсионное страхование) и др.

Уполномоченным на взаимодействие с гражданами по пенсионным вопросам органом является Пенсионный фонд. При возникновении спора, заявитель вправе обратиться в суд с , которое рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. И поскольку право на пенсию, понятие пенсии – неотъемлемая часть естественных прав человека, такие споры часто суд рассматривает в пользу граждан.

Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.

Понятие и законодательное регулирование

Пенсионное обеспечение является социальной гарантией для граждан любого государства. Исходя из международных требований, право россиян на пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности, а также в иных случаях, установленных законом, закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации.

Следует отметить, что уровень пенсионного обеспечения оказывает влияние на продолжительность жизни, образ жизни пожилых людей, инвалидов, их участие в различных сферах жизнедеятельности общества. Одновременно повышается и социальная ответственность государства за принимаемые в пенсионной сфере решения и требует анализа всех сторон жизни лиц пожилого возраста .

Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. От того, как складывается ситуация в социальном секторе, зависят уровень развития общества и эффективность проводимой социальной и демографической политики государства.

Государственное пенсионное обеспечение

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению (государственная пенсия) – это ежемесячная денежная выплата из средств федерального бюджета.
Право на получение данной пенсии имеют определенные категории граждан. Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к таким категориям, например, относятся госслужащие, военнослужащие, космонавты.

Существует несколько видов государственных пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

Принципиальным отличием государственной пенсии от пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования - страховой и накопительной - и негосударственной (негосударственное пенсионное обеспечение) является следующее:

Получатели пенсии – узкие категории граждан;

Источник выплаты пенсии – федеральный бюджет;

Ответственный фонд - Пенсионный фонд РФ.

Со сравнительной характеристикой видов пенсионного обеспечения в России можно ознакомиться в разделе «Современная пенсионная система».

Обязательное пенсионное страхование

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – это система, с помощью которой государство формирует источник финансирования пенсий граждан. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами. При наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста или инвалидность) Пенсионный фонд выплачивает застрахованным лицам пенсию.

Застрахованные лица – это граждане Российской федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, которые:

  • работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера;
  • самостоятельно обеспечивают себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, фермеры);
  • работающие за пределами РФ и уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд России;
  • Страховой номер индивидуального лицевого счета.

Подтверждением того, что человек является застрахованным лицом в системе ОПС, является свидетельство обязательного пенсионного страхования – в нем указаны его персональные данные и страховой номер индивидуального пенсионного счета в ПРФ (СНИЛС). Страховое свидетельство выдается при обращении в Пенсионный фонд или при первом устройстве на работу.

Пенсионное обеспечение военных

Пенсионное обеспечение военнослужащих - форма материального обеспечения военнослужащих со стороны государства в установленных законом случаях.
Пенсионное обеспечение военнослужащих является реализацией конституционного права на социальное обеспечение, которое закреплено в статье 39 конституции РФ, в которой в свою очередь указано право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В части второй статьи 39 Конституции РФ закреплено, что пособия и пенсии устанавливаются законом.

Соответственно полномочие по установлению видов пенсий, условий приобретения права на получение пенсии, размера пенсии и т. д. возложено на законодательный орган.

Пенсионное обеспечение государственных служащих

Согласно справке Государственно-правового управления Федеральным законом устанавливаются новые порядок и условия пенсионного обеспечения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы.

Наряду с увеличением возраста для назначения пенсии по старости Федеральным законом увеличивается с 15 до 20 лет (поэтапно до 2026 года) стаж, необходимый для назначения федеральным государственным гражданским служащим пенсии за выслугу лет, в связи с чем вносятся изменения в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Негосударственное пенсионное обеспечение

Добровольное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и реализуется путем заключения договора о негосударственном пенсионном обеспечении (далее — пенсионный договор, договор НПО) с негосударственным пенсионным фондом (далее — НПФ).

Добровольное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий выплачиваемых по обязательному пенсионному страхованию и предполагает регулярное перечисление пенсионных взносов в НПФ в течение определенного периода времени и их прирост, за счет инвестиционного дохода.

При этом перечисления пенсионных взносов могут осуществляться как физическими лицами в пользу себя или других физических лиц, так и организациями в пользу своих сотрудников.

Похожие материалы