Принципы дошкольного образования
Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учреждением для воспитания детей может служить муниципальный или частный детский сад,центр дошкольного образования, центр раннего развития и прочее. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.
Детский сад –это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми,здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.
Давно отмечено, что "домашние" дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения.
Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других.
Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции. То есть ребенок учиться самостоятельно, выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем)в школе.
Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и направлен на общее развитие личности ребенка. Цель обучения дошкольников – передача детям общественно-исторического опыта человечества.
Два столетия в работе с дошкольниками главным было их воспитание, в которое, конечно, входило и обучение, но оно не было на первом месте.
Введение дошкольного образования вместо дошкольного воспитания не пустая формальность. Под это составляются государственные стандарты. Но при создании программ обучения дошкольников обязательно необходима тесная связь со всеми направлениями развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Для осуществления любой деятельности необходимы знания, точнее – совокупность знаний, включая и знания о способах деятельности. Однако для нормального осуществления деятельности одних знаний недостаточно.
Можно знать, что нужно делать, знать способы деятельности, но не уметь их произвести. Другими словами, для любой деятельности (интеллектуальной, практической) нужны умения. Например, ребенок видел и знает: чтобы зашнуровать ботинки, кроссовки, нужно продеть определенным образом шнурки в дырочки, но если он сам этого никогда не делал, у него не вырабатываются необходимые умения и он не сможет сам зашнуровать обувь.
Отсюда следует, что важными компонентами усвоения опыта являются навыки и умения, которые ребенок тоже получает в процессе обучения.
Еще одним компонентом опыта человеческой деятельности, который не дается в готовом виде для усвоения и который не исчерпывается знаниями и умениями, не совпадает с ними, является опыт творческой деятельности.
Творческая деятельность характеризуется рядом черт, которые не появляются сами собой, они должны быть целенаправленно сформированы.
И наконец, выделяется еще один (четвертый) элемент социального опыта – опыт эмоционально-целостного отношения человека к миру и к людям.
Освоение выделенных элементов социального опыта целенаправленно начинается в дошкольном образовательном учреждении. И происходит это как в повседневной жизни, так и в процессе целенаправленного обучения, организуемого и осуществляемого воспитателями и педагогами детского сада.
Принципы обучения дошкольников
Учебная деятельность детей дошкольного возраста носит систематический и целенаправленный характер. Обучение детей выполняет задачи развития личности ребенка, его способностей, овладения первоначальными понятиями и элементарными знаниями из различных областей жизни человека.
Организационной формой обучения в детском саду являются занятия, которые отличаются от уроков в школе структурой, менее жесткими требованиями и продолжительностью и большей степенью сотрудничества педагога с детьми.
Главная особенность учебных занятий с дошкольниками в том, что познавательная деятельность строится на основе практических, умственных действий ребенка и умственных действий с подсказкой, а также на чувственных образах. Однако общие закономерности и принципы обучения детей дошкольного возраста и младших школьников одни и те же.
Знания этих принципов обеспечивают продуктивность решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности обучающихся. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка.
Совокупность принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все стороны деятельности педагогов и познавательной деятельности детей.
Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке. Эту сторону обучения отражает принцип систематичности. Иногда его называют принципом систематичности и последовательности обучения, понимая под последовательностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.
Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения. Отсюда вытекает принцип доступности учебного материала.
Чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения. Эта сторона учебного процесса привела к обоснованию принципа наглядности.
Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается, становится эпизодом в жизни детей. Отсюда необходимость принципа сознательности и активности учения детей.
Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие, возможность обучения на более высоком уровне. Принцип прочности обучения раскрывает эту сторону развития детей.
В детских садах и школах принята групповая форма организации учебных занятий.
Однако ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности воспитателей и педагогов. Эта особенность педагогического процесса нашла отражение в принципе индивидуализации развития детей в процессе обучения.
Известный педагог и психолог Л.В. Занков предложил применительно к начальному этапу усвоения детьми учебного материала четыре принципа: высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп усвоения материала, осознание детьми результатов учения. Эти принципы представляют собой дальнейшую, более глубокую разработку названых выше принципов. Исследования Л.В. Занкова и его последователей раскрыли большие потенциальные возможности общего развития детей.
Принцип научности обучения
Процесс познания окружающего мира сложен, противоречив, включает различные этапы, формы, виды. Научность познания заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета ‘ к его внутреннему строению. Если учебный материал позволяет представить только внешние, наблюдаемые свойства предметов, то такие знания будут донаучными. Они используются в обучении для того, чтобы создать основу научных знаний и дать представление о многообразии окружающей действительности.
Научные знания приводят к осознанию закономерностей теории науки. Возникают определенные науки, на основе которых осуществляется отбор учебного материала.
Принцип научности определяет место научных знаний в педагогическом процессе.
Первоначальные научные знания возникают на основе разнообразных представлений ребенка об окружающем мире. Процесс перехода мысли ребенка от привычного для него чувственного познания к понятийным формам мышления сложен и противоречив. Успех обучения дошкольников во многом зависит от того, как педагог или воспитатель организует мыслительную деятельность детей.
Прежде всего нужно определить ту совокупность чувственных образов, которые ложатся в основу первоначального понятия. Затем обобщить, систематизировать представления, для того чтобы ребенок мог представить ту сторону действительности, которая характеризуется в понятии. Далее воспитатель выделяет доступные научные признаки формирования понятия.
Принцип научного обучения предъявляет определенные требования к организации познавательной деятельности детей.
Приступая к обучению, нужно хорошо понимать и правильно строить процесс перехода мысли от явления к сущности, от внешних, наблюдаемых свойств к внутренним.
В программном учебном материале должны быть заложены возможности различных подходов к объяснению действительности. Это дает основание для творческого поиска педагога, для индивидуального подхода к воспитанникам.
Педагог должен знать пути систематизации и обобщения представлений ребенка в процессе формирования первоначальных научных понятий.
Принцип систематичности обучения
Этот принцип включает следующие основные положения:
1.Учебный материал как отражение сторон окружающей действительности представляет собой систему знаний. Эта система возникает на основе познания взаимосвязи объектов реальной действительности.
2. Педагог должен знать первоисточник учебных знаний, чтобы донести до сознания ребенка реальные отношения, связи предметов, явлений.
3. Усвоение учебного материала детьми зависит от объяснения педагога. Уровень подготовки педагога, его творчество и мастерство обеспечивают глубокое и систематическое усвоение знаний детьми. Одно и то же содержание может быть изучено различными путями, методами, средствами.
Воспитатели и педагоги, ведущие занятия с дошкольниками, должны находить разумную для данных конкретных условий систему объяснения материала.
4. Система изучения учебного материала должна соответствовать возрастным возможностям детей.
5. Система знаний должна предполагать развитие логического мышления – операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, развития дедуктивных (переход от единичного или менее общего к более обобщенным выводам) форм мышления и др.
6. Каждое занятие в системе обучения должно быть продуктивным – дети должны понимать программный материал, уметь осуществлять логические операции и т. д. Целью обучения должно быть развитие внимания, памяти, воображения, чувств, воспитание черт характера, способствующих преодолению трудностей в процессе обучения.
Принцип доступности
Этот принцип основывается на умении воспитателей и педагогов соотнести учебный процесс с уровнем развития детей, их личным опытом, со знаниями, умениями и навыками, которыми они владеют. Если эти связи установить не удается, знания считаются недоступными.
Понимание педагогами особенностей связи нового с известным в сознании ребенка также помогает повысить степень доступности знаний.
Отечественный психолог Л.С. Выготский выдвинул идею опережающего развития умственных сил ребенка в учебном процессе. Обучение, считал он, должно опережать и вести за собой развитие. Процесс может строиться на механизмах мышления, которые еще не сформировались полностью, но уже достаточны для усвоения нового содержания. В этих условиях будет интенсивно формироваться более высокий интеллектуальный уровень развития детей.
Опора на развивающиеся, но еще не совершенные механизмы познавательной деятельности ускоряет развитие детей и повышает доступность обучения.
Доступность обучения повышается, если педагоги стремятся воспитать любознательность у детей, сформировать познавательные интересы.
Таким образом, принцип доступности предъявляет к учебному процессу следующие требования:
Педагог должен знать уровень развития познавательных психических процессов, те виды и операции мышления, которые сформированы у детей и которые формируются;
Условием, способствующим доступности обучения, должно быть формирование познавательных интересов детей;
Педагог должен понимать значение учебного материала для решения задач общего развития детей.
Принцип наглядности обучения
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А.. Коменский в XVII в. Само название его книги – «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» – показывает путь, облегчающий познавательную деятельность детей. Рисунок, картина – это средства, которые позволяют ребенку представить изучаемые предметы, явления, события.
В практике обучения еще задолго до Я.А. Коменского использовали наглядные образы в процессе изучения книжного материала в школах Китая, Греции, Рима.
Значительно обогатил методику наглядного обучения К.Д. Ушинский. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.
Реализуется принцип наглядности обучения с помощью специальных пособий. Наглядные пособия делятся на натуральные, изобразительные, схематические, объемные, плоскостные и т. д.
Существенные признаки наглядного пособия:
Наглядным пособием может быть всякая материальная или знаковая модель;
Наглядное пособие всегда средство познания, а не цель;
Наглядные пособия – основа формирования чувственного образа, представления, из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод. . ‘
При работе с наглядными пособиями следует учитывать три момента:
Возможность обратной связи;
Связь возникших представлений о реальных объектах, явлениях, событиях с содержанием наглядного материала.
Принцип сознательности и активности обучения детей
Этот принцип направлен на формирование у детей сознательного понимания материала, сознательного отношения к обучению, познавательной активности. В настоящее время процесс усвоения знаний приобретает творческий характер. Все больше внимания сосредотачивается на отношении ребенка к занятию. Если ребенок хочет учиться, ему легче осваивать учебный материал.
Усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности познавательных психических процессов. Последнее есть выражение внутреннего состояния ребенка, его познавательных сил и свойств.
У каждого ребенка активность познания определяется трудностью или легкостью усвоения учебного материала, умением выполнять требования воспитателя или педагога, сформированностью навыков учебного труда.
Задача воспитателя и педагога – создать условия для повышения общей познавательной активности детей, сформировать положительное отношение к учебным занятиям, воспитать самостоятельность и работоспособность. . . . —
Принцип прочности обучения
Прочность знаний – результат действия многих факторов, важнейшими среди которых являются педагогическое мастерство и желание ребенка учиться.
Основные требования принципа прочности обучения:
1. Выделение в учебном материале главной мысли, отражающей его существенные особенности основные положения, которые подчиняют себе другие части учебного материала.
2. Связь главной мысли учебного материала с имеющимися у ребенка знаниями. Главное должно быть связано с тем, что дети знают по данному вопросу. В противном случае главное положение становится изолированным и теряет субъективную значимость в мыслительной деятельности ребенка.
3. Знания должны быть включены в систему взглядов и рассуждений ребенка, тогда они становятся его внутренним достоянием и он не забывает их.
4. Знания становятся прочными, если они связаны с чувствами, эмоциями, переживаниями детей. Если изучение учебного материала вызывает у ребенка чувство радости или огорчения, переживание успеха, то знания сохраняются надолго.
5. Включение изучаемых явлений в практическую деятельность детей. Учебный материал, связанный практическими действиями и упражнениями, надолго закрепляется в памяти ребенка.
Принцип индивидуализации обучения
Групповые формы усвоения учебного материала основаны на общих психолого-педагогических принципах возрастного развития детей. Нужно знать уровень развития личности детей, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что дети смогут понять и усвоить содержание занятий.
Однако каждый ребенок, помимо общих свойств, имеет и индивидуальные качества, которые могут положительно или отрицательно влиять на ход учения.
Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.
Индивидуальный подход позволяет ставить и решать различные конкретные задачи:
Постоянно изучать особенности личности ребенка, выявлять факторы, оказывающие на него наиболее существенное влияние;
Искать средства индивидуального подхода и систему индивидуальных педагогических воздействий.
Названные выше принципы обучения придают единство практической деятельности воспитателей и педагогов и познавательной деятельности детей.
Задания для самостоятельной работы
1. Раскройте понятие о принципах обучения детей дошкольного возраста.
2. Принцип доступности обучения и его реализация на занятиях в детском саду.
3. Как вы понимаете принцип систематичности обучения детей дошкольного возраста?
4. Пути реализации принципа наглядности в учебном процессе.
5. Дайте анализ учебного занятия по одной из программных тем, на котором решались задачи умственного развития детей.
«Лучший воспитатель детского сада»Почему Вы выбрали эту профессию? Я часто задумываюсь, почему я выбрала профессию воспитателя? Мой выбор профессии был более чем сознательным. Я считаю, что воспитатель – это первые после мамы учителя, которые встречаются детям на их жизненном пути. Это люди, которые в душе всегда остаются детьми. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, сказки, фантазии. Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии.
Что Вы считаете своим высшим достижением в работе с детьми? Своим главным достижением в своей работе считаю возникновение взаимопонимания с детьми и доверия моих воспитанников. Ведь ни в одной профессии не увидишь такого восторга просто от того, что ты пришла! И в это время испытываешь радость, что ты завоевала доверие детей, которое позволяет творить что–то новое, неповторимое и удивительное .
Ваши основные принципы работы с детьми? Первый принцип – это любить ребенка. Педагог должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что педагог его любит, любит искренне и бескорыстно.
Второй принцип (он вытекает из первого) – ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Педагог должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.
Третий принцип – прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились педагогу, оценили доброту его души, приняли его любовь.
Почему Вы решили участвовать в Конкурсе? Хочется попробовать свои силы, получить подтверждение тому, что я нахожусь на правильном пути.
Как Вы представляете идеальный детский сад будущего: Я считаю, что детский сад будущего должен быть вторым домом для детей, где они могут обрести счастье. А счастливый человек - прежде всего здоровый человек. Поэтому в детском саду будущего должны быть созданы условия для полноценного развития физических, творческих, познавательных способностей каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями. Детский сад будущего - это дом положительных эмоций, улыбок и радости, где каждый ребёнок осознаёт себя личностью и умеет радоваться, не только своим, но и чужим достижениям.
Мой подход к работе с детьми.
В своей группе я создаю условия для всестороннего развития каждого ребенка.
В работе с детьми учитываю их индивидуальные и психологические способности.
Мои воспитанники имеют речевые нарушения. Определяющим моментом в работе с такими детьми я считаю сотрудничество логопеда, воспитателя и индивидуальный подход к каждому ребёнку при дифференцированном закреплении знаний. При проведении занятий со своими детьми, я использую нетрадиционные формы: координацию речи с движением (бодрящая гимнастика); закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, мозаики, выкладывание фигур из счетных палочек, развязывание и завязывание шнурков и др.); составление описательных рассказов по мнемотаблицам.
В своей практике я уделяю большое внимание развитию игровой деятельности. Игровая технология реализуется через такие методы как: игры с правилами, подвижные игры, игры - драматизации, сюжетно – ролевые игры, режиссерские игры, сказка терапия, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.
Здоровьесберегающую технологию реализую через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ОЗОЖ, и др.
Широко использую исследовательский метод обучения, именно он наиболее соответствует и природе ребёнка и современным задачам обучения. Именно через сказки, игры, искусство, исследовательское конструирование я стараюсь научить их самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям.
Основным направлением моей деятельности является нравственно - патриотическое воспитание детей. Свою работу в данном направлении я начала со второй младшей группы с краткосрочного проекта «Моя семья». Главной задачей проекта было формирование у ребенка духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родному дому.
При работе с проектом применяла следующие формы: беседы о семье «Моя дружная семья», «Что такое семья», непосредственно образовательную деятельность «Как ты заботишься о членах своей семьи?», игровую деятельность, чтение произведений о семье, рисунки детей о семье. Родители готовили: фото - коллаж «Моя семья», простейшее генеалогическое древо, папы сделали кормушки для птиц.
Результаты реализации проекта:
дети знают своих членов семьи и гордятся ими;
дети знают историю своей семьи, семейные традиции и праздники;
с родителями установились доверительные, партнерские отношения.
Позже, на следующий год, в средней группе, я взяла более сложный и долгосрочный проект «Моя Родина от А до Я».
Задачи этого проекта были более обширными и включали в себя:
Формирование у ребенка любви к детскому саду, городу, родному краю, стране;
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Формами проекта являлись: НОД «Наш детский сад, правила поведения», «Мой город», «Моя страна родная», «Государственная символика», «Русский народный костюм», «Русская изба», чтение и заучивание пословиц, поговорок, народных примет, игровая деятельность, изобразительная и конструктивная деятельность (рисование российского флага, конструирование родного дома и т.д.), народные игры. Взаимодействие с родителями: фотоплакат «Места нашего города, где мы любим бывать вместе», «Профессии моих родителей», «Я мамин помощник».
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Работа с родителями, это тот фундамент, на который, я смело могу опереться. Консультации, беседы, родительские собрания, работа над реализацией проектов, мероприятия с участием родителей – вся эта работа ведется ежедневно. В моей педагогической копилке имеется участие в городском конкурсе педагогического мастерства « Педагог года в дошкольном образовании», а так же выступление на ГМО с темой «Организация совместной работы детского сада и родителей в проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Я постоянно веду поиск новых интересных приемов для того, чтобы из каждой встречи с детьми сделать праздник. И если я вновь увижу заинтересованные глаза своих воспитанников, услышу тысячу вопросов и смогу на них ответить, значит, день был прожит не зря.
Почему я выбрала эту профессию?
Каждый из нас в своей жизни вспоминает первого учителя, и он всегда помнит своих учеников. Поэтому ещё в школе я решила: «Буду учителем начальных классов!» Ведь моя учительница самая лучшая,и я должна быть такой! По окончанииВольскогопедагогического училища № 2 начала работать в МОУ СОШ №4. Мне помог случай: Однажды директор школы мне предложила перейти на должность учителя-логопеда. Но чем я буду заниматься? Мысли в хаотичном порядке сменяли друг друга. Решила: «Попробую!» Окончила Саратовский государственный университетимени Н. Г. Чернышевского и поняла: «Я не ошиблась. Как здорово и прекрасно быть учителем-логопедом! Ведь работая с детьми, я, как и учитель, отдаю частичку своего сердца и души». И вот уже 20 летработаю учителем - логопедом. Учу слову, воспитываю словом,обращаю внимание на бережное к нему отношение.
Высшее достижение в работе с детьми.
Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.
Самое важное достижение в работе с детьми – это когда дети тебя любят и радуются встречи с тобой. И пусть проходят года, мои первые выпускники став уже взрослыми при встрече по - прежнему здороваются и улыбаются тебе.Но самое главноеконечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. К нему я продвигаюсь, удовлетворяясь малыми победами: у Миши звук поставлен – хорошо! У Светы звук введен в речь – отлично! Радуюсь, как ребенок, получаю физически ощутимое удовольствие от каждой победы. И высшая награда для меня, когда мои воспитанники научатся красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Чтобы речь журчала как ручеек, который, в конечном счете, соединяется с океаном высоких мыслей, идей, неповторимой личности. Вот уже на протяжении 10 летвсе мои выпуски отмечены 100% успехом.Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически и фонетически правильную речь детей, которых ты обучал, с которыми ты прошел через все трудности и достиг того, чего хотел. Вот это я считаю самымвысокимдостижением!
Мои основные принципы работы с детьми
Принцип создания для детей комфортной, доброжелательной атмосферы.
Уважительное отношение к каждому ребенку. Каждый ребенок - это личность, индивидуальность и развивая ребенка, необходимо это помнить всегда!
Научить ребенка не только усваивать, запоминать сумму знаний, но главное показать пути, через которые можно найти ответ на вопрос, интересующий ребенка.
Почему я решила участвовать в Конкурсе?
Учитель-логопед учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями. Современный ритм жизни требует от учителя-логопедапостоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Профессиональный опыт учителя-логопеда обеспечивает ему квалификационную профессиональную деятельность . Известно, что педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. К учителю-логопеду дошкольного учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку не только применяемые им педагогические технологии, методы, но и его речь, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Хочу вызвать интерес общества к своей профессии.Поэтому участие в этом конкурсе, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня учителя-логопеда.
Как, на мой взгляд, дошкольное образовательное учреждение может решать проблему нехватки детских садов в регионе:
Как решить проблему нехватки садов? –
Это трудный вопрос,
Но ответ мой готов:
Может надо вернуть те сады, что стоят
При закрытых дверях дожидаясь ребят…?
По моему мнению, проблема дефицита детских садов решается очень просто. Строить детский сад очень дорого. Подход к решению этой проблемы должен быть комплексным. Нужно вести работу по возвратудетских садов, реконструкциииихремонту.
Как я представляю идеальный детский сад будущего:
Детский сад Будущего – Дом радости. Утро начинается с девиза «В детский сад хожу без слез!» В ДОУ должны работать счастливые люди, тогда все будут от них заражаться положительной энергией, эмоциями. Для этого нужно сделать педагогическую профессию более престижной.
Когда мы поймем, что общего с детьми – это прежде всего искусство, детский сад стане кристаллом развития культуры. И это наше будущее!!!
Детский сад Будущего – второй дом не только для ребенка, но и для семьи. Детский сад станет не просто учреждением, а местом поддержки развития каждого ребенка, даже ребёнкас ограниченными возможностями. Ведь доступная среда должна быть у каждого.
Основные принципы работы с детьми
В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а детям с ограниченными возможностями - нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ребенка и вместе с ним совершить восхождение . Это стало первым принципом , которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
В общении с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне . Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним - второй мой принцип.
Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – третий принцип комфортности обучения и воспитания.
Умение увлечь воспитанников своим предметом , как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это четвёртый принцип моей педагогической работы.
Пятый принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию . На своих занятиях я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, умения и навыки, полученные на моих занятиях.
Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и, каждый из них, является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения…
МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора и профессионализма. А в случае, если этот ребенок с особыми возможностями, все эти качества автоматически умножаются на два. Легко с прилежным ребенком, который горит желанием учиться, но дефектолог не ищет легких путей. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, я поняла, что именно люди моей профессии, как никто, умеют любить «особых детей». В своей работе я стараюсь найти к каждому ребенку индивидуальный подход, развить у них познавательный интерес, стремление узнавать новое, достигать самостоятельных результатов и радоваться своему маленькому успеху. А я радуюсь вместе с ними, ведь эта наша общая победа. А еще я учусь видеть мир глазами такого ребенка. Специалисты называют это эмпатией - умением проникнуть в чувства другого, поставить себя на его место. Ведь любить ребенка, значит понимать и принимать его таким, каков он есть. Но дефектолог работает не только с детьми. Важно взаимодействовать со всем педагогическим коллективом , в том числе с узкими специалистами – логопедом , психологом. Только наша комплексная и систематическая работа с детьми поможет скорректировать отклонения в развитии, приблизить их к норме. Необходимо наладить связь и с родителями «особых» детей, что порой бывает нелегко. Многие папы и мамы не осведомлены об особенностях развития собственного ребёнка. Часто не хотят слышать и принимать дефекты детей как данность, убеждая дефектолога в обратном, что их ребёнок самый хороший, умный и самостоятельный. Моя задача правильно преподнести нужную информацию, дать соответствующие рекомендации, которые помогут им правильно общаться с ребёнком, оказывать ему посильную помощь. И мне это удается.
https://pandia.ru/text/80/077/images/image004_47.jpg" alt="Описание: J:\DSCN0167.JPG" width="279" height="210">
https://pandia.ru/text/80/077/images/image006_33.jpg" alt="Описание:" align="left" width="260" height="201 src=">
И
Тематический вечер с родителями
на тему: «Мой домашний питомец»
Цель : Приобщить детей, родителей, педагогов к совместной деятельности.