татьяна назарова
Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»
«Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания ».
А. C. Макаренко
Актуальность проекта
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде , к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте , когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей .
Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду , требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду , очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Труд - важнейшее средство воспитания , начиная с дошкольного возраста ; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде , отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то , что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства . Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников , направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду , формирование ответственного отношения к труду и его продуктам , на сознательный выбор профессии».
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Самое главное правило для взрослых : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий. Знакомство с миром профессий решила начать с профессии «Повар» , т. к. она знакома детям с детства , ведь они видят, как готовят их мамы и бабушки.
Для этого изготовила лэпбук "Профессия повар".
Цель : Расширение знаний детей о профессии повар.
Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой.
Задачи :
Расширять знания и представления о профессии повара, познакомить с кухонным оборудованием и посудой;
Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полными предложениями;
Развивать логическое мышление и внимание в процессе дидактических упражнений;
Учить внимательно слушать произведения художественной литературы- загадки, стихи;
Закреплять названия овощей, фруктов при проведении дидактической игры «Сварим суп, компот» ;
- воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду , уважение к труду взрослых .
Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой «Профессия повар» . Лэпбук включает в себя задания на познавательное, речевое развитие и восприятие окружающего мира . Помогает систематизировать имеющиеся знания о профессии повар, закрепляет навыки речи, способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера. Предназначен для детей младшего дошкольного возраста , также можно использовать для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Текст беседы о профессии;
Раскладушка стихов по профессии «Повар» ;
Д /и «Что нужно повару для профессии»
Раскладушка с загадками о предметах, необходимых повару, продуктах питания, овощах, фруктах;
Игра «Профессии детского сада ";
Д /и «Что лишнее?»
Кармашек с физминутками, пальчиковыми играми;
Карман с дидактической игрой "Маленькая хозяйка", в которую входит несколько разных игр, в том числе и на развитие речи;
Д /игра «Меню»
С помощью лэпбука, дети систематизируют свои знания о профессии повара, актуализируют знания по темам "овощи", "фрукты", "посуда", совершенствуется грамматический строй речи.
Цель проекта : правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков .
Задачи проекта :
Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему ;
Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам ;
-воспитание интереса к труду , трудолюбия и самостоятельности ;
-воспитание умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Труд детей в детском саду многообразен . Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание . Рассмотрим четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд , труд в природе и ручной труд .
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада , хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее) .
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах : в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности .
Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи .
Дежурства - форма организации труда детей , предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд . Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада , когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием , необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование . Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда .
В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания , поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специально организованные формы работа с родителями по данному вопросу : такие как благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д.
1. По характеру содержания :
ребенок + семья + природа + детский сад ;
По продолжительности : долгосрочный.
Участники проекта : дети комбинированной группы №1 «Солнышко» , их родители, воспитатели группы .
План реализации проекта :
I этап – подготовительный.
II этап – основной.
III этап – заключительный
1. Подготовительный этап :
1. Подбор наглядно-дидактического материала, игра «Кому что надо?» .
Цель : Формировать представления детей о профессиях в детском саду . Учить детей находить орудия труда и материалы , необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание, память и речь детей.
2. Беседа о труде взрослых и детей в детском саду .
3. Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных) .
2. Основной этап реализации проекта :
1. Экскурсия «В гости к повару» .
2. Наблюдения труд повара , помощника воспитателя , прачки, дворника.
3. Беседа о труде воспитателя .
4. Викторина с использованием ИКТ по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел» .
5. Дидактические игры «Что лишнее?» ; «Что нужно для профессии?» , «Узнай по силуэту» , «Произнеси правильно» , «Подскажи словечко» , «Загадки» .
6. Пальчиковые игры.
7. Игровая деятельность детей сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры.
8. Беседа по ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе детского сада на тему : «Кто работает в детском саду » .
9. Коллективный труд : «Ремонт книг» .
10. Работа с родителями (беседа дома с ребёнком о своей профессии «Все профессии нужны!» ).
11. Создание лэпбука по теме : «Профессия повар» .
3. Заключительный этап :
1. Выставка рисунков по теме «Всякий труд почетен » .
2. Подготовка методического материала для публикации на личном сайте.
Ожидаемый результат :
Расширение представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста .
Повышение коммуникативных, творческих способностей детей дошкольного возраста .
Формирование у родителей интереса к проблеме трудового воспитания детей .
Выводы :
Труд в детском саду стал для детей чем-то необходимым. Он приносит им радость. Мы еще раз убедились, что систематический труд в уголке природы , в огороде, на подоконнике, на участке, наблюдения за работой взрослых повышает у детей интерес к трудовому воспитанию , воспитывает у них любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. У детей воспитывается сознательное отношение к труду . Они осмысливают производимую работу, понимают ее цель, расширяют свой кругозор. В результате работы в детском саду дети более сдружились, детский коллектив сплотился , это тоже имеет большое значение. А также наши дети еще раз убедились, в том, что мир вокруг нас прекрасен и удивителен.
Наталья Скоробогатова
Группа дошкольного образования
МОУ Архангельская СОШ
Цель проекта :
Привлечь детей к выполнению трудовых поручений .
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с предметами необходимыми для трудовой деятельности .
2. Расширять знания детей о профессиях родителей.
3. Вызвать интерес к результатам трудовых действий .
4. Вызывать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений .
5. Расширять и закреплять знания детей о профессиях членов семьи. Учить четко называть профессию и вид деятельности.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : информационный.
По числу участников проекта : групповой .
По времени проведения : краткосрочный (3 недели) .
По характеру контактов : ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По профилю знаний : многопредметный.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы :
Руководитель проекта – воспитатель .
Дети и родители средней группы .
Этапы реализации проекта :
Подготовительный.
Основной.
Заключительный.
Значение проекта для всех его участников :
Дети : получают и закрепляют на практике правила безопасности.
Педагоги : продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители : расширяют возможности сотрудничества со своими детьми , подготавливают материал для обучения своих детей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель : организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей
Дети : участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители : подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое :
Картотека пальчиковых игр «Труд » .
Предполагаемый результат проекта
Дети охотно выполняют трудовые поручения .
Этапы работы над проектом :
Определение темы проекта .
Подбор материалов по теме проекта .
проекта .
Основной этап
Распределение образовательной деятельности согласно сетке непрерывно образовательной деятельности для данного возраста.
Заключительный этап
Проведение занятия «Профессии моих родителей» .
Составление портфолио проекта .
Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта .
Реализация проекта по этапам :
Подготовительный этап
Данный этап реализовывался в течение трех дней.
Определена тема проекта .
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта .
Составление плана основного этапа проекта .
Основной этап
Данный этап реализовывался в течение 2 недель, за истекший срок организовали :
- Беседы :
- «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки» ,
- «Без труда не будет и плода » .
- Дидактические игры : - «Профессии» ,
- «Магазин посуды» ,
- «Кто больше расскажет о профессии» ,
- «Доскажи словечко» ,
- «Накроем стол для кукол» .
- Продуктивная деятельность : рисование «Профессия моей мамы» .
Изучение художественной литературы :
В. Берестов «Кто чему научиться?» ,
К. И. Чуковский «Федорино горе» ,
Украинская сказка «Колосок» ,
С. Михалков «А что у вас?» ,
С. Баруздин «Мамина работа» ,
Сказка «Петушок и бобовое зернышко» .
Привлечение детей к выполнению трудовых процессов «Мытье игрушек» , «Мытье цветов» , «Организация НОД» .
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» -
аппликация «Кактус» .
Картотека пальчиковых игр «Труд » :
- «Ну-ка, братцы, за работу!» ,
- «Умывание» ,
- «Помощники» ,
- «Пироги» .
Заключительный этап
На заключительном этапе проектирования , который длился один день, проведено мероприятия :
Занятие «Профессии моих родителей»
Составление портфолио проекта .
В заключении хочется отметить, что данная деятельность мною была проведена впервые и считаю, что цели и задачи были мной успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта . Результат достигнут!
Публикации по теме:
Проблема трудового воспитания актуальны для детей, потому что у них происходит формирование личностных качеств, и стремления к труду. Задачи.
Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все,.
Мы с воспитанниками второй младшей группы пошли на прогулку. Стоял теплый, тихий, солнечный день. Ребята посмотрите, мы попали в осенний.
Хозяйственно - бытовой труд. «Наведем порядок в группе.» Старшая группа Хозяйственно – бытовой труд. «Наведем порядок в группе.» Старшая группа. Курочкина Татьяна Владимировна Хозяйственно – бытовой труд. «Наведем.
Конспект НОД ручной труд «Снежинки» в средней группе. Цель: Активизировать творческий интерес, активизировать положительные эмоции. Формировать.
Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Труд взрослых» Цель: Формировать обобщенные представления о профессиях людей: врач, повар, продавец, водитель. Задачи: Образовательные: Познакомить с трудом.
Наименование ОУ
СП "Детский сад №4" ГБОУ СОШ №8 г.о. Октябрьск Самарская область
Должность
Воспитатель
г.о. Октябрьск
Дата создания
Комментарии 0
Скачиваний 27
Размер файла 2601.66Кб
Проект
по трудовому воспитанию
в подготовительной группе
«Маленькое дело лучше большого безделья»
Воспитатель
Паникаровская Е. Б.
Проект:
краткосрочный, 1 неделя
Участники проекта:
дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Проблема:
У дошкольников слабо сформированы нравственно-трудовые качества: настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, бережное отношение к результатам труда
Актуальность:
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно, он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии. Взрослым хочется самим быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет. Основная задача воспитателя – помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желание и потребности в получении трудовых умений и навыков
Цель:
Воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду через формирование трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- развивать интерес к самостоятельной деятельности детей в разных видах доступного труда;
- в процессе трудовой деятельности развивать трудовые навыки и умения;
- формировать нравственно-трудовые качества: настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам
Ожидаемые результаты:
1. Уважение к труду и помочь старшим
2. Развитые трудовые способности
3. Трудолюбие, бережное отношение к труду
4. Сформированные навыки организации собственного труда
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный
1. Поиск идей проекта: изучение интереса детей для определения целей проекта
2. Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике
3. Подбор литературных произведений для детского чтения
4. Разработка плана проведения мероприятий проекта
II этап – основной
Познавательная деятельность
- беседы: «Почему важно, чтобы в группе был порядок» «Зачем нужно трудиться» «Чистота – залог здоровья» «Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде»
Предпросмотр страницы №1
по трудовому воспитанию
в подготовительной группе
«Маленькое дело лучше большого безделья»
Воспитатель
Паникаровская Е. Б.
краткосрочный, 1 неделя
Участники проекта:
дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Проблема:
У дошкольников слабо сформированы нравственно-трудовые качества: настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, бережное отношение к результатам труда
Актуальность:
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно, он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии. Взрослым хочется самим быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет. Основная задача воспитателя – помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желание и потребности в получении трудовых умений и навыков
Воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду через формирование трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста
Развивать интерес к самостоятельной деятельности детей в разных видах доступного труда;
В процессе трудовой деятельности развивать трудовые навыки и умения;
Формировать нравственно-трудовые качества: настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца;
Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам
Ожидаемые результаты:
Уважение к труду и помочь старшим
Развитые трудовые способности
Трудолюбие, бережное отношение к труду
Сформированные навыки организации собственного труда
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный
Поиск идей проекта: изучение интереса детей для определения целей проекта
Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике
Подбор литературных произведений для детского чтения
Разработка плана проведения мероприятий проекта
II этап – основной
Познавательная деятельность
Беседы: «Почему важно, чтобы в группе был порядок» «Зачем нужно трудиться» «Чистота – залог здоровья» «Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде» «Всему свое место» «Как я помогаю родителям»
Вконтакте
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ
Проект
по трудовому воспитанию
с детьми младшего дошкольного возраста
«Делу время, потехе час»
Выполнила
Прокопович И. Г.
п.Мулымья 2017-2018 г.г
«Возможность труда и любовь к нему –
лучшее наследство, которое может оставить
своим детям и бедный и богач».
К. Д. Ушинский
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Актуальность
Дошкольное детство – это начало активной жизни в человеческом обществе, где ребенок сталкивается с множеством проблем и трудностей.
В наше время, рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личности качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дошкольного становления личности: любознательность, индивидуальность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия наиболее успешно формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С.Буре, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева и другие). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно – познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Актуальность значения труда нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П.Блонского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого и других. Теоретическое обоснование трудового воспитания освещены в работах П.Р.Атутова, А.А.Ахматова, С.Я.Батышева, К.Н.Катханова, В.А.Полякова и других.
Немаловажное значение имеют исследования Я.З.Неверович, Т.А.Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, являются их желание помогать взрослым.
Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста.
Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДОпод этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи: Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков. Воспитание уважительного отношения к любому труду
А также это является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии»
Гипотеза
Достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.
Цель
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи
1. Воспитывать желание трудиться.
2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело
4. Разъяснять детям значимость их труда.
5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.
6. Учить доводить начатое дело до конца
Виды труда дошкольнико в:
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой труд
Труд в природе
Формы организации труд:
Поручения
Дежурства
Коллективный труд (общий, совместный).
Формы работы с детьми :
Беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, , рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно- ролевых игр, организация посильного труда.
Ожидаемый результат
Сформированности ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд на огороде, зимой расчищать дорожки от снега. Уметь помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Знать профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда.
Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнить инвентарь по труду.
Срок реализации проекта
Проект реализуется во вторник во второй половине дня, а также в течение всего дня.
Вид проекта долгосрочный, на 2017- 2018 учебный год.
Тип проекта познавательно-практический
Этапы реализации проекта: Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление перспективного планирования основного этапа проекта.
Основной этап
Проведение мероприятий
Заключительный этап
Проведения НОД «Посадка лука»
Показ презентаций «Делу время, потехе – час
Отчет проекта
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ 3-5 ЛЕТ
Срок | Работа с детьми | Цель | Работа с родителями | Работа с коллегами |
Сентябрь |
||||
1.Беседа «Всему свое место» 2.С. р игра «Мыпришли в гости» | Учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к Формирование умения творчески развивать сюжет игры . | Консультация «Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни» «Труд – средство | Консультация "Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений" Презентация "Любим мы трудиться, не хотим лениться" |
|
Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Рассказ пом. вос-ля о своей работе | Довести до сознания детей важность ее работы; воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание ей помогать. |
|||
Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок одежду,волосы) | Закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол, расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к игрушкам. |
|||
«Умывание» Самообслуживание в процессе умывания Чтение художественной литературы. К. Чуковский «Федорино Горе»; | Закреплять навыки умывания, пользоваться личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь.Не толкаться, не разбрызгивать воду) воспитывать культуру общения. Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского. Понять значимость чистой посуды. |
|||
Октябрь |
||||
Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?» Протирание пыли в игровых уголках. | Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к труду других людей, развивать познавательные процессы . Поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми. | Консультация «Как ребенка приобщить к труду» | ||
Совместный с дворником труд по уборе участка | Познакомить детей с трудом дворника. Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Развивать стремление к взаимопомощи. |
|||
Театрализованная игра по сказке Колосок» | Развивать речь, память, артистические способности. |
|||
Поручения связанные с трудом в природе. | Приучать детей к труду, выполнять трудовые поручения. |
|||
Ноябрь |
||||
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде. Пальчиковая игра«Как мы маме помогаем» | Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук. | Оформление Стенгазеты «Наши родители на работе» (рисунки, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей) | "Трудовое воспитание дошкольников" |
|
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. | Продолжать учить одеваться и раздеваться в правильной последовательности. |
|||
«Что мы знаем о профессиях». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» | Рассматривание иллюстраций о профессиях. Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий |
|||
Мытье игрушек. | Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление |
|||
Декабрь |
||||
Экскурсия в прачечную «Кто сделал полотенца чистыми?» | благоустройства территории «Марафон добра» Сооружение зимних построек на участке Папка-передвижка «Трудовое воспитание ребенка | Консультация "Нравственное воспитание дошкольников в труде" |
||
Заучивание игры м.п «Дни недели» | Выполнять движения соотв. тексту |
|||
«Стирка» | Учить детей сортировать белье по цвету (светлое, темное, цветное), намыливать белье, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать, развешивать. Развивать интерес к труду, отзывчивость; стремление выполнять поручения старательно. оказывать друг другу помощь, стремление к совместной деятельности. |
|||
«Дежурство» | Учить детей сервировать столы, понимать назначение своего труда воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций. |
|||
Январь |
||||
КАНИКУЛЫ |
||||
Знакомство с трудом медицинских работников | Познакомить детей с медицинским кабинетом, оборудованием (ростомер, весы). Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду. | Дни прихода пап - (изготовление ящика для посадки лука, изготовление кормушки для птиц, ремонт стульчика для Мишки и т. д.); Акция «Мы - дизайнеры»- (шьем костюмы для кукол и т. д.) | "Роль воспитателя и пом.воспитателя в привитии интереса к простейшим трудовым действиям у детей младшего дошкольного возраста" Консультация "Народное творчество в трудовом воспитании детей" |
|
Беседа «Кем работают твои родители» Упражнение «Расставим стулья» | Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых. Продолжать приучать детей наводить порядок в группе. |
|||
Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?». | Продолжать детей знакомить с названиями профессий. Развивать внимание, усидчивость. |
|||
Февраль |
||||
Полив комнатных растений. | Учить бережному отношению к растениям, учить правильному поливу. | Выставка работ «Папа может все» | "Обучение детей простейшим трудовым умениям и навыкам" |
|
Рисование на тему «Новый дом» | Развивать мелкую моторику рук. |
|||
«Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки) | Выполнять добросовестно поручения. |
|||
Чтение художественной литература К. Чуковский «Айболит» | Продолжать детей знакомить с произведениями К. Чуковского. Отвечать на вопросы воспитателя |
|||
Март |
||||
Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени. | Учить детей садить лук. Доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе, воспитывать желание помогать взрослым. | выставка поделок «У мамы руки золотые » Участие в фотовыставке «Радуга профессий» | Консультация «Ознакомление с профессиями людей в разных возрастных группах» |
|
Ручной труд(предложить детям помочь воспитателю подклеить книги,коробочки) | Учить детей аккуратно пользоваться клеем, развивать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца |
|||
Чтение художественной литературы Э. Мошковская «Кондитер» | Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание. |
|||
С/р игра «Парикмахерская» | Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией- парикмахер. | |||
Апрель |
||||
Беседа «Кто работает в детском саду» | Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду. | Консультация «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста». | Презентация «Как трудиться в детском саду» |
|
Посадка семян цветов, овощей. | Воспитывать у детей любовь к труду. Привлечь к посеву крупных семян. |
|||
Заправь постелей | Довести до сознания детей.как надо правильно заправлять постель;воспитывать самостоятельность. |
|||
Вечер загадок | Продолжать учить детей отгадывать загадки о профессиях. Развивать память,речь, мышление. |
|||
«Сделаем наш двор чистым» | Вызвать желание у детей помочь дворнику в уборке территории, приучать к труду. Выполнять добросовестно поручения. | «Сделаем наш детский сад красивым!» (посадка растений) | «Сделаем наш детский сад красивым!» (посадка растений) |
|
Игры со строительным материалом «Мы строители» | Развивать конструктивные навыки, исп. в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией –строитель. |
|||
С\р игра « Магазин» | Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией- продавец. |
|||
Посадка рассады уличных цветов, овощей. | Вызвать у детей желание принять участие в трудовой деятельности взрослых. |
Список литературы
1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства / / Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
2. Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В.Г.Нечаевой. – М., 1999.
3.Л.В.Куцакова Трудовое воспитание в детском саду.-М.,2014.
4.Сергеева Д.В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок» города Ессентуки
Проект
Воспитатели старшей группы «Ягодка»
Проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»
« Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания ».
А. C. Макаренко
Актуальность проекта
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии».
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Самое главное правило для взрослых : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий. Знакомство с миром профессий решила начать с профессии «Повар» , т. к. она знакома детям с детства, ведь они видят, как готовят их мамы и бабушки.
Для этого изготовила лэпбук "Профессии ".
Цель : Расширение знаний детей о профессиях.
Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой.
Задачи :
Расширять знания и представления о профессиях;
Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полными предложениями;
Развивать логическое мышление и внимание в процессе дидактических упражнений;
Учить внимательно слушать произведения художественной литературы - загадки, стихи;
Воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду, уважение к труду взрослых.
Цель проекта : правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.
Задачи проекта :
Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;
Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
Воспитание умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Рассмотрим четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее) .
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах : в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания, поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специально организованные формы работа с родителями по данному вопросу : такие как благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д.
1. По характеру содержания :
ребенок + семья + природа + детский сад;
По продолжительности : долгосрочный.
Участники проекта : дети группы их родители, воспитатели группы.
План реализации проекта :
I этап – подготовительный.
II этап – основной.
III этап – заключительный
1. Подготовительный этап :
1. Подбор наглядно-дидактического материала, игра «Кому что надо?» .
Цель : Формировать представления детей о профессиях в детском саду. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание, память и речь детей.
2. Беседа о труде взрослых и детей в детском саду.
3. Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных) .
2. Основной этап реализации проекта :
1. Экскурсия «В гости к повару» .
2. Наблюдения труд повара, помощника воспитателя, прачки, дворника.
3. Беседа о труде воспитателя.
4. Викторина с использованием ИКТ по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел» .
5. Дидактические игры «Что лишнее?» ; «Что нужно для профессии?» , «Узнай по силуэту» , «Произнеси правильно» , «Подскажи словечко» , «Загадки» .
6. Пальчиковые игры.
7. Игровая деятельность детей сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры.
8. Беседа по ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе детского сада на тему: «Кто работает в детском саду » .
9. Коллективный труд: «Ремонт книг» .
10. Работа с родителями (беседа дома с ребёнком о своей профессии «Все профессии нужны!» ).
11. Создание лэпбука по теме : «Профессии».
3. Заключительный этап :
1. Выставка рисунков по теме «Профессии» .
2. Подготовка методического материала для публикации на личном сайте и сайте ДОУ.
3. ФОТОКОЛЛАЖ «Я помощник в детском саду».
Ожидаемый результат :
Расширение представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.
Повышение коммуникативных, творческих способностей детей дошкольного возраста.
Формирование у родителей интереса к проблеме трудового воспитания детей.
Выводы :
Труд в детском саду стал для детей чем-то необходимым. Он приносит им радость. Мы еще раз убедились, что систематический труд в уголке природы, в огороде, на подоконнике, на участке, наблюдения за работой взрослых повышает у детей интерес к трудовому воспитанию, воспитывает у них любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. У детей воспитывается сознательное отношение к труду. Они осмысливают производимую работу, понимают ее цель, расширяют свой кругозор. В результате работы в детском саду дети более сдружились, детский коллектив сплотился, это тоже имеет большое значение. А также наши дети еще раз убедились, в том, что мир вокруг нас прекрасен и удивителен.
Реализация проекта в ДОУ
«Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»