Реформа пенсионной системы рф. Суть пенсионной реформы

В российском обществе не очень принято задумываться о пенсии задолго до нее. Чему во многом способствуют действия государства.

За последние 15 лет российская пенсионная система претерпела не одно кардинальное изменение. Намерения, конечно, благие — повысить уровень пенсии, но то, как часто происходят изменения в пенсионной системе, не увеличивают доверие к ней граждан и как следствие желание разбираться в этом, пока пенсия не замаячит на горизонте.

Очередные изменения в пенсионной системе вступят в силу с 01.01.2015. Что же ждет будущих пенсионеров?

Во-первых , пенсия окончательно будет разделена на страховую и накопительную.
До конца 2015 года каждый гражданин, родившийся после 1967, может выбрать будет ли он формировать накопительную часть или только страховую.

Граждане, которые никогда не подавали заявление на перевод накопительной части пенсии из-под управления ПФР, а так же граждане, которые подавали заявление о переводе накопительной части под управление Внешэкономбанка с тарифом 2%, автоматически лишаться накопительной части, которая будет переведена в страховую часть. И в последующем все отчисляемые пенсионные взносы работодателем будут формировать только страховую часть пенсии такого гражданина.

Во-вторых , для получения пенсии по старости, начнет повышаться минимальный стаж, который на текущий момент составляет 5 лет. В 2015 году он составит 6 лет, и каждый год будет увеличиваться на еще один, пока в 2024 году не составит 15 лет.

В-третьих , впервые в России при расчете страховой пенсии по старости уходят от расчета в рублях. Теперь этот расчет будет производиться в баллах (пенсионный коэффициент, ПК).

ПК будет зависеть от стажа работника и его уровня зарплаты, с которых производятся отчисления.
Кроме того, для получения страховой пенсии необходим набор минимального количества балов. В 2015 году минимальное значение 6,6. Увеличиваясь, каждый год на 2,4 в 2025 году оно составит 30 баллов.

При этом баллы будут повышаться, если гражданин выберет только страховую часть пенсии, которая ежегодно будет индексироваться государством на уровень не ниже .

Величина накопительной части будет зависеть только от инвестиционных способностей выбранного НПФ (или УК). Однако, в случае получения им убытков, АСВ гарантирует выплату суммы страховых взносов, поступивших на накопительную часть пенсии.

Так же на увеличение ПК влияет более поздний выход на пенсию, но только, если при этом будет написано заявление на отсрочку выплаты пенсии. При этом в данном случае увеличивается как страховая часть, так и накопительная (накопительная часть увеличивается исключительно в связи с сокращением «уровня дожития»).

Навигация по статье

В ходе реформирования системы, на фоне продолжающегося экономического кризиса, стали появляться проблемы с наполнением бюджета и возникла необходимость более глубоких изменений в пенсионном обеспечении, обсуждение которых происходит в настоящее время в Правительстве.

Если предложения Министерства финансов найдут поддержку в правительстве и будут утверждены Президентом, то нас будут ждать кардинальные изменения в пенсионном законодательстве.

Пенсия до 1 января 2015 года

До января 2015 года деятельность пенсионной системы регулировалась ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях». Страховая пенсия до начала реформы носила название трудовой, состояла из двух частей , которые и формировали ее сумму - это страховой и накопительной.

При начислении трудовой пенсии учитывались пенсионные права, которые были приобретены до принятия этого закона, а так же сумма средств, поступавших в ПФР в виде .

  • При расчете страховой части трудовой пенсии применялась формула, в которой пенсионный капитал делился на количество месяцев ожидаемого периода выплаты и к полученному значению прибавлялся базовый размер, сумма которого отличалась в зависимости от категории пенсионера.
  • Накопительная часть рассчитывалась путем деления суммы пенсионных накоплений, находящихся (учтенных) на лицевом или пенсионном счете, на продолжительность ожидаемого периода выплат, исчисляемого в месяцах.

Изменение пенсионной системы в 2015 году

Методика расчета пенсий, применяемая в пенсионных системах многих государств мира, при использовании которой основной расчетной единицей является пенсионный балл , с января 2015 года стала применяться и в России.

С 2015 года были установлены следующие виды страховых пенсий :

  • направить всю сумму перечисленных средств (16%) на страховую пенсию;
  • направить 6% на накопительную, а 10% на страховую.

Расчет пенсий по новой пенсионной формуле

Порядок расчета страховой пенсии устанавливается требованиями статьи 15 ФЗ от 28.12.2013 N 400 « О страховых пенсиях«.

Новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии выглядит так:

СП = ИПК x СПК + ФВ,

  • СП - итоговый размер страховой пенсии;
  • ИПК - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов);
  • СПК - стоимость одного балла в текущем году;
  • ФВ - фиксированная выплата.

Фиксированная выплата устанавливается в твердом размере и индексируется на коэффициент, устанавливаемый постановлением Правительства ежегодно. Для некоторых категорий пенсионеров применяются повышающие коэффициенты к ФВ. С учетом , произведенной в 2018 году, ее размер равен 4982 рублей 90 копеек.

Страховая пенсия представляет собой произведение ИПК на его стоимость, которая также устанавливается Правительством РФ ежегодно. Установленная стоимость индивидуального пенсионного коэффициента в 2018 году составляет 81 рублей 49 копеек .

Введение в новую пенсионную формулу ИПК, по сути своей, является новым условием, которое обязывает будущих пенсионеров не просто иметь определенный , но и обеспечить отчисления в Пенсионный фонд.

Использование пенсионного коэффициента при расчете пенсий позволит повысить заинтересованность работника в своевременности и полноте уплаты, определенных законом пенсионных взносов в бюджет Фонда, а также будет способствовать переводу доходов трудоспособного населения из «серой» экономической зоны в законную.

Начиная с 2015 года, пенсионный коэффициент определяется за каждый отработанный год . Чтобы определить годовой ПК, сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет застрахованного лица, делится на максимальный годовой размер взносов.

Стоимость пенсионного коэффициента в 2018 году

Ежегодно постановлением Правительства определяется стоимость ПК на очередной плановый период. В 2017 году она составила в 78,58 рублей, на текущий год она была установлена в размере 81 рубль 49 копеек .

Увеличение стоимости ПК происходит дважды в год .

  • Первое увеличение проводится 1 февраля в зависимости от инфляционных процессов в экономике.
  • Второе происходит 1 апреля каждого года и зависит от наполняемости бюджета ПФР за счет взносов, перечисленных страхователями и поступлений из государственного бюджета.

Методика, по которой определяется стоимость одного ПК, установлена Правительством РФ. В 2016 году, исходя из сложного финансового положения, вызванного экономическим кризисом, апрельского повышения не проводилось . В соответствии со статьей 5 ФЗ №385 от 29.12.2015 года, который приостанавливает действие отдельных нормативных актов, корректировка стоимости ПК должна быть проведена во втором полугодии с учетом экономического положения и финансовых возможностей бюджета, сложившихся по итогам первого полугодия.

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

При определении ИПК в страховой стаж засчитываются и, так называемые, «нестраховые периоды» деятельности граждан. К таким периодам, согласно требований статьи 11 Закона № 173 от 17. 12. 2001 года в редакции от 28.12.2013 и с изменениями от 19.11.2015 года относятся периоды деятельности , связанные с:

  • прохождением военной или приравненной к ней службы;
  • временной нетрудоспособностью;
  • уходом за ребенком до полутора лет;
  • получением пособия по безработице, участием в общественных работах или переселением, переездом по направлению службы занятости;
  • нахождением под стражей по необоснованному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уходом за ребенком-инвалидом, престарелым (достигшим возраста 80 лет) и инвалидом 1-й группы;
  • проживанием вместе с супругом в местностях, в которых невозможно трудоустройство, во время прохождения им военной службы по контракту, но не более 5 лет;
  • проживанием за границей супругов работников дипломатических, торговых и иных представительствах при международных организациях, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.04.2014 года № 284 .

Проблемы реформирования пенсионной системы РФ

В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на в НПФ. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета.

В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383 , Правительством было принято решение о продлении до конца 2016-го года.

Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2020 года.

Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь пойдут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий , что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

Проект новой пенсионной реформы

В связи с углубляющимся экономическим кризисом в российской экономике, становится очевидным неэффективность действующей пенсионной системы, а реформы, начатые в 2015 году, не приносят ожидаемого результата. В Правительстве идет обсуждение предложений экономического блока, касающихся дальнейшего реформирования пенсионной системы .

В России, в настоящее время, количество пенсионеров составляет около 30% населения и на фоне разрушительных тенденций в экономике и росте безработицы, повышение пенсионного возраста становится неизбежностью.

  • С 1 января 2017 года будет ежегодно на 6 месяцев повышаться возраст выхода на пенсию для , пока не достигнет 65 лет. Несколько позже такая мера ожидает и всех остальных граждан Российской Федерации.
  • Идет обсуждение дальнейшего сокращения индексаций пенсий, а для ее отмены, если не полного, то хотя бы ФВ.
  • С 2017 года функции по сбору пенсионных отчислений переданы в ведение Федеральной налоговой службы и установления единого тарифа социального страхования с отменой максимального размера страховой базы.
  • , на формирование которой, в течение пяти лет установлен мораторий, предлагается формировать, путем прямого перечисления взносов на накопительные счета управляющих компаний и НПФ, минуя ПФР.

Заключение

Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда .

Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался , установленного в регионе проживания.

В нынешних условиях, становится очевидно, что реформы не приносят ожидаемого результата и Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы . Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.

Новая пенсионная реформа 2015 года: переводим смысл с русского на русский или Что такое пенсионные баллы, и сколько их нужно заработать.

Итак, свершилось: с 1 января 2015 года дан официальный старт принципиально новому этапу пенсионной реформы, которая разрабатывалась не один год. Прежние методы начисления постепенно сольются в прошлое, на место их пришел новый документ – Федеральный закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях» , по которому все пенсии переходят на принципиально новый уровень начислений.

Государственное управление обещает, что новое начисление пенсий не изменит ранних выплат гражданам, уже находящихся на пенсии и получающих пенсионные выплаты.

Предлагаем вашему вниманию некоторый обзор произошедших изменений в законе о страховых выплатах.

С 1 января 2015года основным показателем в начислениях будет индивидуальный пенсионный балл. Он представляет собой соотношение взносов, уплаченных за гражданина в течение года, с максимально возможным размером этих взносов, для удобства умноженных на 10 . Максимум, который можно заработать за год, составит 10 баллов в год. В 2015 году один пенсионный балл составил, согласно расчетам ПФР, 64,1 рубля. Для выхода на пенсию необходимо иметь возраст для женщин 55 лет, для мужчин 60 лет, стаж не меньше 5 лет и 10 накопленных баллов. Если вышеозначенные критерии отсутствуют, то пенсионный возраст автоматически продляется, как у человека, не заработавшего пенсию. Если есть 5 лет стажа и 10 накопленных баллов – человеку начисляется минимальная пенсия, которая на сегодняшний день составляет 5600 рублей. Социальная пенсия на конец прошлого года составила 6900 рублей.

Как зарабатывается пенсионный балл?

Вот здесь нужно обозначит цель и задачи новой пенсионной реформы . Самая важная из них: вывести работодателей на «белую» зарплату , потому что сейчас ее в стране платят просто считанные единицы. Из-за зарплаты в конвертах деньги в бюджет не отчисляются, пенсии не растут. Итак: если у работника зарплата в месяц в течение года с официальным трудоустройством выше прожиточного минимума , а на сегодняшний день он составил 8234 рубля, то ему начисляется за 1 год 1 балл .

Иными словами, это выглядит так: господин N работал, не покладая рук, за неофициальную зарплату на лесоповале (мы имеем в виду просто тяжелую, высокооплачиваемую, стабильную, сопряженную с риском и т.д. работу. Да, в принципе, любую работу) на «дядю», который не производил страховых выплат в ПФР и отдавал работнику зарплату в конверте. Или производил выплаты с 5700 тысяч, к примеру, чтобы сэкономить на налогах. Таким образом, господин N не заработал ни одного пенсионного балла и не заработал пенсию. Его пенсионный возраст продляется еще как минимум на 5 лет, чтобы дать ему возможность официально трудоустроиться, заработать официальный стаж и настоять на том, чтобы работодатель делал отчисления за него в пенсионный фонд с минимального прожиточного уровня. Но нужно понимать, что 1 балл = 1 году с отчислениями с минимального прожиточного уровня. Чем выше официальная зарплата, тем больше количество зарабатываемых баллов, но не более 10 баллов в год . То есть, если отчисления официальные, к примеру, и составят по среднему ежегодному показателю 50000 рублей, то количество заработанных баллов составит 6. Но для выхода на пенсию все равно нужно будет отработать 5 официальных лет, даже если это будут годы, отработанные не подряд, а набранные помесячно. И с заработанным 1 баллом за год придется работать 10 официальных лет. Требуйте «белую» зарплату от работодателей, это существенно увеличит вашу пенсию и возможности выхода на пенсию своевременно .

Надо сказать, что эти ключевые моменты — 5 официальных лет и 10 баллов – являются временными, потому что новая пенсионная еще не включилась в работу полностью, а является только началом перехода. На нее перешли все граждане, начиная с 1967 года рождения . До этого года рождения пенсия насчитываются по-старому . Со временем количество баллов и лет официального трудоустройства будут увеличиваться. Сейчас начисления пенсии для людей, начиная с 1967 года рождения, будут комбинированными. Они будут совмещать старые начисления с новыми, пропорции которых будут смещаться со временем в сторону последних. С 2015 года годы для выхода на пенсию будут увеличиваться на один. То есть, 2016 год это 6 официальных лет, 2017 – 7 лет, 2018 – 8 лет, 2019 – 9 лет, 2020 0 10 лет, и это уже «потолок».

Еще один важный момент: остался последний год, когда граждане с 1967 по 1983 годы рождения могут перевести накопительную часть трудовой пенсии в накопительные резервы . Если вы этого не сделаете, то просто подарите государству свои деньги, пусть небольшие, но кровно заработанные. У людей, рожденных до 1967 года накопительная часть присутствует в том случае , если они официально были трудоустроены и получали официальную зарплату в 2002-2004 годах . Им также рекомендует воспользоваться нашим советом, и перевести свои деньги в негосударственные фонды. Потом эти деньги вы сможете разово получить при выходе на пенсию.

Доброе время суток, дорогие мои читатели!

Сегодня второй день подряд пишу для Вас, так как последнюю неделю было очень много рабочих дел, из-за которых пропустила несколько своевременных выходов статей на блог. Но обязуюсь исправиться и уже сегодня с раннего утра готовлю для Вас интересную и самую актуальную информацию на данный период.

Актуальная она потому, что касается разработанных в 2013—2014 гг. и вступивших в силу в текущем 2015 году пенсионных изменений в России. Информации весь предыдущий год и начала этого по данному вопросу было предостаточно. Но уверенна, что всю их значимость и актуальность затмили произошедшие прошлой весной события связанные с Крымом и по сей день вытекающие оттуда последствия.

Думаю, многое Вы уже узнали, о чем-то читали, слышали, еще о большем даже не догадываетесь. А начинать это делать уже пора. Потому что большие перемены уже нагрянули и стоит с ними хорошенько ознакомиться. Сегодня я с Вами проведу вводный экскурс в новые «дебри» пенсионной системы РФ, а уже в последующих статьях дам более ясное представление о сущностях принятых изменений.

Так как я являюсь заинтересованной стороной, но стараюсь для Вас её ни в коем случае не проявлять, природа всё равно берет свое;). Как учит дедушка М. Литвак: «Сколько не гони природу в дверь, она все лезет в окно». И поэтому свое повествование начинаю, поддавшись своей природе, а точнее конкретной личной заинтересованности в данном вопросе. А именно, начну я с преобразований затронувших накопительную часть пенсии:

  1. До конца 2015 года, каждый гражданин страны, рожденный 1967 года и моложе, должен определиться с выбором как именно будет формироваться его пенсия.

Не смотря на то, что на данном этапе существует два вида пенсии: «страховая» и «накопительная», государство снимает с себя ответственность за накопительную часть пенсии и передает её управление полностью в руки человека. Который, в свою очередь, должен решить направлять все 16% страховых взносов на страховую часть либо делить их в соотношении 10%/6% страховая/накопительная. А правительством РФ и регуляторами РФ (ЦБ и т д) были созданы все механизмы, для того что бы люди без страха за свои накопления могли их иметь и достойно ими управлять. Об этом Вы можете подробно почитать .


  1. По принятым в реформе 2015 года нормам, человек может переводить свою НЧП из одного НПФ в другой не чаще чем раз в пять лет, а ни как было ранее раз в год.

Это происходит с маленькой оговоркой, он может переводить и чаще, чем раз в пять лет, но в результате этого он не получит свой процент доходности заработанный и начисленный ему предыдущим страховщиком. Сами понимаете, в 2016 году Вам еще терять нечего будет, так что, считайте, год по умолчанию можете менять НПФ.

Так же в текущем периоде было принято окончательное решение по сохранению накопительной части трудовой пенсии, и не поддержанно правительством РФ предложение некоторых чиновников об отмене этого элемента в целом.

Преобразования, затронувшие не только будущих пенсионеров, но и нынешних. На основании 400 ФЗ «О страховых пенсиях» и 424 ФЗ «О накопительных пенсиях». Прошедшие пенсионные реформы в 2015 году в России в расчете страховой пенсии:

  1. Замена учета страховых взносов в рублях на учет в баллах.


Т. е. вступление в силу балловой системы и изменение формулы расчета пенсии. Теперь в системе используется индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) и сумма пенсионного коэффициента (СПК). Если до этого все было просто и наглядно, сколько денег на Вас работодатель отчислил, столько и поступило на ИЛС.

Сейчас «прозрачность» системы исчезла. Бал — это показатель Вашей трудовой деятельности за год, который ежегодно начисляется и суммируется за весь период трудовой деятельности (в зависимости от Вашего стажа, уровня заработка, должности и даже время начала работы и в перспективе её окончания.

Поэтому если Вы с Вашим коллегой занимаете аналогичную должность и зарабатываете одинаковую сумму, но начали работать, допустим, позже, чем он, то Ваши пенсии не будут одинаковыми! Также, если Вы откажитесь от формирования накопительного элемента Ваш max бал будет составлять 3, а если сохраните — 1,85 за год. ИПК рассчитывается как отношение отчисленных страховых взносов с Вашей зп к max возможному показателю этих взносов (на сегодня это 552 тыс. руб. в год — немаленькая сумма,согласитесь, для нашей страны).

  1. Постепенное увеличение страхового стажа.

Раньше для того, чтобы получить право на государственную пенсию, человеку достаточно было отработать официально 5 лет, теперь к 2025 году этот показатель вырастет до 15 лет. Связанно это в первую очередь со вступлением в действие балловой системы. Чтобы произошло начисление страховой пенсии, нужно 30 баллов, для этого нужно минимум проработать 15 лет.


  1. Все аспекты пенсионной реформы 2015 года России, рассчитаны на то, что бы стимулировать людей, как можно позже выходить на пенсию.

Теперь у человека есть возможность продолжать работать, сколько он хочет и может, и при этом его пенсия (не востребованная в установленный законом срок) будет увеличиваться с каждым годом на определенный процент. Допустим, если Вы не обращаетесь за пенсией 5 лет после 60лет (М) или 55 лет (Ж), то размер пенсии увеличится почти в половину, если 10 лет, то в два раза.

Заманчивое условие, но не реальное для нашей страны в нынешних условиях дожития граждан до пенсионного возраста. Если у женщин еще как то возможно, то с мужчинами будут сложности, при условии, что сейчас многие из них не доживают до пенсии в установленном возрасте.

  1. Включение в трудовой стаж многих «нетрудовых» областей деятельности.

Таких, как уход за ребенком в общей совокупности 6 лет, если несколько детей, «стаж военных жен» проживающих с военным супругом на территории военной части без возможности трудоустройства (не более 5 лет) и т д.

  1. Вместо базовой части трудовой пенсии (солидарного элемента), появился его аналог — фиксированные выплаты страховых пенсий. Они так же привязаны к времени выхода человека на пенсию.

Чем дольше не выходит, тем больше показатель этой выплаты.


Надеюсь, что с основными показателями изменений, произошедших вследствие пенсионной реформы 2015 года в России, мы с Вами ознакомились. Уверена, это не последние преобразования, как и далеко не первые;). Но мы будем следить и всегда с Вами будем в курсе событий, чтобы не оказаться невежами в будущем при выходе на пенсию!

Ведь стоит помнить, если Вы уже работаете и на Вас поступают отчисления, не смотря на все возможные будущие изменения в ПС РФ, пенсионные отчисления за каждый Ваш трудовой год будет рассчитываться по тем условиям и нормам, которые действовали в этом году, а не по последним!!!

Вот почему очень важно следить за изменениями в ПС постоянно, а не надеяться на «авось». Мол, пусть они тут делают, что хотят, определяются, как и что будет, а мне пока еще далеко, придет время, все устаканится, и я как раз пойду и оформлю себе пенсию.

Нет, дорогие мои! Так не пройдет! Оформить то оформите, только сумма потом может сильно Вас огорчить. Так вот, чтобы этого не случилось, я буду здесь регулярно для Вас писать, а Вы регулярно это все читайте, и тогда может быть повезет... :)!

В последующих статьях рассмотрим с Вами более подробно балловую систему, принятые к расчету коэффициенты и попробуем разобраться в новой пенсионной формуле! Будет интересно 😉

А пока, до новых встреч!

С 1 января 2015 г. в России будет дан официальный старт новому этапу пенсионной реформы, дискуссии по поводу которой идут уже много лет. Прежние нормы окончательно уходят в прошлое, уступая место новому документу – Закону №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в результате чего пенсионное обеспечение переводится на принципиально иные положения. Власть имущие утверждают, что все гарантии нынешним и будущим пенсионерам сохраняются в полном объёме. Но мы по привычке относимся к обещаниям настороженно. Чтобы окончательно развеять сомнения, «АН» предлагают подробный обзор грядущих пенсионных новшеств.

Как неоднократно писали «Аргументы недели», главным новшеством реформы становится переход на принципиально новые правила оценки пенсионных прав. Теперь ключевым показателем становится индивидуальный пенсионный балл. Он представляет собой соотношение взносов, уплаченных за гражданина в течение года, с максимально возможным размером этих взносов (16% от 733 тыс. рублей – таков в 2015 г. предельный размер годовой взносооблагаемой зарплаты). Для удобства подсчётов полученная цифра будет умножаться на 10. Максимум, который можно будет заработать, составит 10 баллов в год – таким образом, в самом выгодном положении окажутся те, кто получает высокую «белую» зарплату. Для определения размера пенсии количество баллов умножат на стоимость одного, которая будет ежегодно определяться правительством. В 2015 г. она составит 64,1 рубля.

Отметим, что система баллов «расцветёт во всей красе» лишь к 2024 году. К этому моменту обязательным условием для выхода на пенсию станет наличие минимум 30 баллов, 15 лет трудового стажа, а также достижение пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 – для мужчин). Время с 2015 по 2024 год объявлено переходным периодом, в течение которого «балльная» и стажевая планки будут ниже. Так, необходимый стаж, который сейчас составляет 5 лет, каждый год будет увеличиваться на 12 месяцев, а число баллов «стартует» с цифры 6,6 в 2015 году и тоже будет постепенно расти. Отметим, что тем, кому на момент достижения пенсионного возраста стажа или баллов по каким-то причинам не хватит, может быть назначена социальная пенсия, размер которой в конце этого года составлял 6,9 тыс. рублей.

Не отобрали

Новый закон сохраняет так называемые нестраховые периоды, которые в любом случае учитываются при расчёте пенсии. В страховой стаж по-прежнему включается пребывание на больничном, отпуск по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет (при этом при наличии нескольких детей продолжительность таких включённых в стаж отпусков может составить шесть лет в общей сложности), период ухода за инвалидом I группы или ребёнком-инвалидом, за пожилым человеком старше 80 лет. Также считается время получения пособия по безработице и переезда для трудоустройства в другую местность по направлению службы занятости. Засчитывается в стаж срочная служба в армии, а для жён военнослужащих-контрактников – период проживания по месту службы супруга без возможности трудоустройства (но не более пяти лет).

Для каждого нестрахового периода определена стоимость в баллах. Год армейской службы и уход за нетрудоспособным лицом оценены в 1,8 балла. Периоды ухода за ребёнком в возрасте до полутора лет оцениваются в зависимости от того, какой по счёту отпрыск родился в семье. Так, за первого ребёнка полагается 1,8 балла в год, за второго – 3,6, за третьего – 5,4. Отметим: несмотря на то что мама может провести в отпуске по уходу за детьми 6 лет без ущерба для стажа, баллами ей оплатят максимум 4,5 года.

Несмотря на бурные дискуссии, удержались в новом документе и возможности выхода на пенсию раньше общеустановленного возраста. По-прежнему сохраняются досрочные пенсии для тех, кто трудился на вредном производстве, пенсии по выслуге лет для работников бюджетной сферы, а также все права «северян» («АН» подробно писали об этом в материале «Северное право» в №46 за 2014 год). Все правила на этот счёт остаются прежними.

Как повлияет?

Перевод пенсионных прав в баллы коснётся всех без исключения – и тех, кто уже сейчас получает пенсию, и граждан, которым уход на заслуженный отдых предстоит в ближайшие годы, и выпускников вузов, которые совсем недавно устроились на работу. Тем не менее для каждой категории граждан этот перевод будет иметь разное значение. Например, нынешние неработающие пенсионеры никаких перемен почти не ощутят: их реформа затронет исключительно «технической» стороной. Из размера нынешней пенсии вычтут фиксированный базовый размер (около 3,9 тыс. рублей), а остаток поделят на стоимость одного балла (64 рубля). Переоценка их пенсионных прав в баллах необходима исключительно для удобства администрирования выплат. Разработчики реформы уверяют, что размеры пенсий останутся на прежнем уровне и уменьшены не будут. Обращаться в Пенсионный фонд для «балльного» пересчёта не потребуется – он произойдёт в автоматическом режиме.

Немного иначе обстоит дело в отношении работающих пенсионеров.Им не только переведут в баллы нынешние пенсионные права, но и будут вести в них ежегодный перерасчёт пенсии, который сохранится и после реформы. Он, как и прежде, будет происходить в августе в беззаявительном порядке. Чтобы рассчитать прибавку, сумму полученных за гражданина пенсионных взносов переведут в баллы и умножат на «цену» одного балла в текущем году. Правда, сколь угодно высокой эта прибавка быть не может. Власть установила ограничения, зависящие от того, формирует ли гражданин накопительную пенсию (об этом будет подробно рассказано ниже). Если формирует, для расчёта прибавки учтут не более 1,8 балла, если не формирует – не более трёх.

Определённые изменения коснутся и граждан, которым предстоит выйти на пенсию в ближайшие годы и у которых львиная доля пенсионных прав окажется сформированной в дореформенное время, то есть до 1 января 2015 года. Для них пенсионные права, заработанные до старта реформы, будут оцениваться по нормам закона №173-ФЗ (то есть с применением всех старых принципов: учётом заработка за выбранные пять лет до 2001 года, а также суммы взносов, уплаченных в 2002–2014 годах). Получившуюся цифру, уже без участия потенциального пенсионера, переконвертируют в баллы, которые прибавятся к тем, что будут заработаны после 1 января 2015 года. Позиция авторов реформы аналогична той, что описана выше: конвертация будет чисто технической, к ущемлению прав пенсионеров не приведёт, и в большинстве случаев пол

учившееся количество «дореформенных» баллов обеспечит ровно такой же размер выплаты, что выходил бы по прежним правилам. Правда, реформа затронет эту категорию в том смысле, что для выхода на пенсию уже понадобится не 5, а от 6 до 15 лет трудового стажа.

Те, кого пенсионная реформа затронет в полной мере, на сегодняшний день только-только заканчивают вузы и учатся в школе. Планирующим впервые отправиться на работу в 2015 году и позже пенсионный капитал за каждый год сразу начнут считать в баллах. Минимальный стаж для выхода на пенсию в любом случае составит 15 лет.

Заметки на полях

Прожиточный минимум пенсионера в 2014 г. в среднем по России составил 6354 рубля. При этом заметны колебания размера выплаты по регионам. Например, в традиционно самом «богатом» Чукотском автономном округе планка установлена на уровне в 14 тыс. рублей, самой нищей оказалась Тамбовская область (чуть боле 4 тыс. рублей). В Москве прожиточный минимум пенсионера равен 8,5 тыс. рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости в 2014 г., согласно сообщениям Пенсионного фонда, составил 7,5 тыс. рублей.

Гарантируется всем

Ключевым положением, перекочевавшим из Закона №173‑ФЗ в новое пенсионное законодательство, стало положение о фиксированной выплате к страховой пенсии. Данная выплата представляет собой аналог базовой части пенсии и формируется почти по тем же самым правилам: размер устанавливается правительством РФ на общегосударственном уровне, сумма ежегодно индексируется (1 февраля). В 2015 г. фиксированная выплата составит 3935 рублей в месяц.

Отметим, что по новому закону размер фиксированной выплаты может меняться в зависимости от времени выхода на пенсию. Если гражданин обратится за пенсией позже установленного срока, выплата будет умножена на специальный коэффициент. Выгода может оказаться вполне ощутимой: например, за максимальное время отсрочки (10 лет) предусмотрено двукратное увеличение. Правда, необходимо отметить, что в отсрочку будут засчитываться только месяцы после января 2015 года. Например, если гражданин не обращался за пенсией 10 лет и пришёл за ней в марте 2015-го, его отсрочка будет считаться равной двум месяцам (п. 5 ст. 16 Закона).

Некоторым категориям граждан фиксированная выплата изначально будет назначаться в увеличенном размере. Например, на двукратное увеличение смогут рассчитывать инвалиды I группы и граждане, достигшие 80-летнего возраста. Прибавку в 50% получат «северяне» с календарным стажем в 20 и 25 лет (для мужчин и женщин соответственно), из которых 15 отработано в районах Крайнего Севера. Если речь идёт о приравненных к нему местностях, «специальный» стаж должен составить 20 лет, а прибавка будет равна 30%. Если при этом также имеется инвалидность, достижение возраста 80 лет либо нетрудоспособные граждане на иждивении, выплата вырастет ещё на 25% или 15% в зависимости от местности – непосредственно «северной» или приравненной. Кроме того, всем проживающим на таких территориях, но не имеющим северного стажа фиксированная выплата будет умножаться на районный коэффициент. Отметим, что в этом случае повышенный размер будет сохраняться только на период проживания в данной местности. Кроме того, при наличии двух оснований (и северного стажа, и факта проживания) пенсионеру придётся выбирать основание для повышения. «Подрастить» пенсию по двум основаниям сразу не получится.

Помимо описанной выше страховой пенсии по старости закон предусматривает ещё два вида выплат: пенсию по инвалидности и пенсию по потере кормильца. Условия их назначения и выплаты в 2015 г. не изменятся и останутся теми же, что и раньше. Например, для получения страховой пенсии по инвалидности достаточно будет любой продолжительности стажа (хоть один день). Если стажа не было вовсе, будет назначена социальная пенсия по инвалидности. Фиксированная часть страховой пенсии при этом также выплачивается и может быть увеличена по перечисленным выше основаниям.

Исторический аргумент

В Российской империи понятие «пенсия» впервые появилось применительно к военнослужащим и на гражданских лиц не распространялось на протяжении более ста лет. Так, при Петре I впервые начали выплачивать семьям погибших моряков, оставивших службу. Традицию продолжила Екатерина II, при которой выплаты высшему офицерскому составу достигли солидных сумм. Позже, при Александре I, пенсии стали получать офицеры – инвалиды по ранению, прослужившие более 20 лет. «Гражданские» пенсии впервые появились в 1827 году, когда вышел Пенсионный устав – первый в России документ, регламентирующий подобные вопросы. Вначале получать выплаты могли только обладатели классных чинов при наличии 25 лет выслуги, но перечень тех, кому полагается пенсия, неуклонно расширялся, и к моменту Октябрьской революции на казённые выплаты могли рассчитывать практически все работники казённых предприятий и учреждений (словом, те, кого сегодня называют бюджетниками).

После прихода к власти большевиков в России на некоторое время наступила «пенсионная пауза», которая, впрочем, продолжалась недолго: вскоре казённые выплаты начали медленно возобновляться. Примечательно, что новая власть исторически повторила путь царской России, в первую очередь взяв курс на обеспечение бывших военных. Сначала, в 1918 году, выплаты появились у инвалидов Красной армии. Позже, в 1923 году, пенсии установили «старым большевикам», через 5 лет – работникам текстильных и горнорудных предприятий. С 1937 г. регулярную пенсию начали получать все городские жители – правда, размеры этих пенсий были чисто символическими – около 25% среднего заработка.

Система пенсионного обеспечения, которая практически в неизменном виде просуществовала до конца советской эпохи, сложилась в СССР примерно в период хрущёвской «оттепели». В частности, появились общая для всех планка пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 –для мужчин), размер общеобязательного стажа (25 лет для мужчин, 20 для женщин) и единый принцип расчёта пенсии, которая составляла 50% среднего заработка за последние 2 или любые 5 лет трудовой деятельности.

Накопления – отдельно!

Новый закон ставит точку в многолетнем споре о судьбе накопительной пенсионной системы в РФ. С принятием нового закона власть вывела накопительные пенсии в отдельный независимый вид.Таким образом, зоной «казённой ответственности» остаётся лишь страховая пенсия, тогда как наличие накопительной становится личным делом каждого.

Отметим, что сумма отчислений работодателя в Пенсионный фонд не меняется и в 2015 г. по-прежнему будет составлять 22% от оклада работника. Из этой суммы 6% в любом случае будет забирать себе ПФР, так как эти средства пойдут на формирование фиксированной выплаты (аналога базовой части пенсии, который будет выплачиваться всем без исключения). В отношении оставшихся 16% гражданам предоставлена определённая свобода маневра. Самый простой путь – полностью направить деньги в ПФР, т.е. на формирование «казённой» страховой пенсии. Для этого достаточно… просто ничего не делать. Данный путь с 1 января 2015 г. будет выбран по умолчанию для всех граждан, которые не заявляли о желании формировать накопительную пенсию. Второй вариант – отдавать в казённую копилку только 10%, а оставшиеся 6% отправлять на персонифицированный счёт в негосударственном или «казённом» фонде, тем самым обеспечив себя «пенсией №2» в дополнение к страховой. Здесь «ничегонеделанием» уже не обойтись.

Кардинальное отличие от нынешнего порядка заключается в том, что сегодня у граждан моложе 1967 года рождения 6% отправляются на «накопительный» счёт автоматически – либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд (НПФ),либо по умолчанию во Внешэкономбанк, который «рулит» накопительными взносами от имени государства. С 1 января 2015 г., как уже говорилось, «автоматика отключится»:все 16% начнут уходить в ПФР на формирование страховой части. Чтобы сохранить накопительную пенсию, необходимо обратиться в Пенсионный фонд и выбрать НПФ или государственную компанию, где её формирование продолжится.

Отметим, что средства, которые находятся на накопительных счетах граждан к настоящему моменту, представляют собой уже сложившуюся накопительную пенсию – правда, за вычетом накоплений за 2013 и 2014 годы.Они якобы «временно» были переданы Пенсионному фонду на текущие выплаты (гражданам при этом пообещали, что изъятые деньги переведутся в баллы и учтутся при расчёте страховой части пенсии). Дальше накопительная пенсия будет расти за счёт взносов (если они будут) и результатов инвестирования, которые будут осуществлять фонды. Условия для возникновения права на получение пенсии почти аналогичны страховой системе: необходимы достижение пенсионного возраста и стаж от 6 (в 2015-м) до 15 (в 2024-м) лет. Размер ежемесячной «накопительной» выплаты рассчитают, разделив скопившуюся сумму на 228 (ожидаемый период выплат в месяцах). Если гражданин придёт за накопительной пенсией позже общеустановленного возраста, ожидаемый период уменьшится на время отсрочки. Кроме того, если накопления будут небольшими и ежемесячная накопительная пенсия составит менее 5% от страховой, всю сумму можно будет получить единовременно. Также это право имеют получатели пенсий по инвалидности и потере кормильца.

Надежда Сунгурова

  • Разделы сайта