Родительское собрание когнитивное развитие дошкольника. Родительское собрание "Хочу все знать!"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Огонёк»

Красноярский край, г.Дивногорск

Конспект родительского собрания

на тему «Как поддерживать познавательную активность ребенка»

Подготовила: воспитатель I категории

Терскова Елена Геннадьевна

Старшая группа «Звездочки»

Дивногорск, 2017г.

Цель: расширить представления родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

    Способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательной активности у детей.

    Дать практические рекомендации родителям по развитию познавательной активности у детей.

План проведения:

    Вступительное слово по теме воспитателя.

    Презентация

    Теоретическая информация

    Рефлексия

Материал:

    Экран

    Мультимедийная установка

Предварительная работа:

    Написать тему и эпиграф

    Поместить в родительский уголок консультацию по теме «Как поддерживать познавательную активность ребенка»

    Подготовить презентацию по материалам собрания

    Продумать вопросы и ответы.

Ход собрания.

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Д.Лессинг.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей. Это не только формирование умственных способностей дошкольников, но и развитие познавательной активности, умения целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность.

Скажите, пожалуйста, какими бы вы хотели видеть своих детей? (сильными, спортивными, успевающими, богатыми)

Хорошо! Вы все качества отметили верно, а еще мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – одним словом умными. Умен тот, кто умеет мыслить.

Что значит мыслить? (Иметь свое мнение, уметь компетентно отвечать на вопросы).

А как вы считаете, умным легче вырасти ребёнку, которому помогли научиться мыслить? Или тому, кто научился самостоятельно воспринимать информацию, рассуждать и делать выводы? (тому, кому помогали учиться мыслить).

Правильно! А как вы понимаете термин «познавательная активность»? (Ответы родителей).

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие, от которого зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень ее развития определяется индивидуально – психологическими особенностями и условиями воспитания.

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Познавательная активность – активность, проявляемая в процессе познания, когда ребенок готов принимать информацию и углубить свои знания не только в образовательном учреждении, но и самостоятельно, дома. Поэтому необходимо поддерживать, развивать познавательный интерес у дошкольников, создавая основу для успешного обучения в школе.

Известный психолог, М. С. Якиманский считает, что познавательная активность зависит от опыта самого ребёнка, который обеспечивает ему не только осознанное усвоение нового материала, но и его преобразование.

Щербакова Е. И. предложила показатели познавательной активности дошкольников:

1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).

2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.

3. Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми.

4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.

5. Использование знаний в самостоятельной деятельности (игре, труде, конструировании).

6. Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательный интерес.

В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.

Уважаемы родители, скажите, как вы осмыслили термин «познавательная активность» (Активность, проявляемая в процессе познания, выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить её, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на вопросы, в проявлении элементов творчества).

В дошкольном учреждении образовательная деятельность направлена на формирование целевых ориентиров дошкольника: развитие любознательности, интереса к изучению выбранной темы, формирование активного и доброжелательного взаимодействия с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми по развитию познавательной активности является исследовательская деятельность. Она делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. Исследовательская деятельность позволяет изучить большой объём информации, провести через все виды детской деятельности. Особенно ключевым моментом является возможность изучения той или иной темы в свободной деятельности.

Прежде всего, расширяются знания ребёнка о различных областях действительности. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Отдельно стоит отметить, что уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, выраженных в конкретном продукте.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Именно эти качества необходимы для успешного обучения в школе.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование или исследовательская деятельность.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Последовательность детского экспериментирования.

Родителям представлены слова на слайде: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Показывается слайд с правильным ответом:

Проблемная ситуация.

Целеполагание.

Выдвижение гипотез.

Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы , реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Следующей формой развития познавательной активности является – решение проблемных ситуаций. Практика показала, что перспективным и важным является проблемно – поисковый метод обучения дошкольников. В процессе решения проблемной ситуации происходит обучение ребенка путем использования известных способов действия, перенесенных в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребенок может идти путем проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). Все это дает основание для утверждения возможности приобщения дошкольников к элементам творческой деятельности. Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

Как стимулировать активность ребенка? Как малыша воспитать инициативным?
От некоторых родителей можно услышать, что их дети каждый день часами смотрят телевизор, никогда не заглядывают в книгу и часто не знают, чем себя занять. Однако есть и такие дети, у которых не хватает времени на то, чтобы воплотить в жизнь все свои задумки. Откуда у них такая тяга к активным действиям? Дети, умеющие ставить цели и достигать успеха, часто получают первоначальный опыт от общения с родителями. Важно вовремя поддержать их в этом стремлении. Как это сделать?

Мы советуем, давайте детям возможность выбора (при выборе игрушки, блюда на обед и т. п.), внимательно наблюдать за ребёнком с целью определения его предрасположенностей, помогать детям открывать мир, не навязывая ему свои интересы, давать детям возможность добиваться успеха (используя настольные игры и разнообразные занятия), поощрять ребёнка, если он выражает своё мнение, не гасить его инициативу, приучать детей самим принимать решения, как бы не хотелось предупредить ошибки.

Не допускайте пассивности детей, поощряйте активную деятельность и творчество.

Предприимчивому ребенку свойственны качества: активность, инициативность, увлеченность, практичность, стойкость к неудачам, аналитический склад ума, интуиция, энергичность.

Взгляните на своего ребенка со стороны и определите, какие качества предприимчивого человека у него уже имеются, а какие следовало бы потренировать.

При этом стоит помнить, что нашим детям приходится получать образование, строить свою жизнь и карьеру в других условиях, чем нам. Значит, могут понадобиться и совсем новые качества для достижения успеха.

Ирина Мусурманова
Конспект родительского собрания «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

МБДОУ д/с № 56 «Искорка»

Протокол родительского собрания №2

Тема «Развитие познавательно – исследовательской

дошкольного возраста

Логопедическая группа старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет «Белочка» .

Воспитатели : Клапанюк С. П.

Мусурманова И. П

Протокол родительского собрания №2

Дата проведения :

Присутствовали : 9 человек.

Тема. «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего

дошкольного возраста . Воспитание любознательности средствами природы».

Цель : повышение педагогической компетенции родителей .

Форма проведения : круглый стол.

Повестка собрания :

1. Вступительное слово.

2. Развитие познавательно – исследовательской .

3. Анкеты для родителей .

4. Воспитание любознательности средствами природы.

5. Памятка для .

6. Разное.

1. Вступительное слово. Ирина Павловна поблагодарила родителей за оказанную помощь в проведении дня отрытых дверей и подготовке праздника «Соцветие» ; за постройку снежного городка; за совместное творчество с детьми, рисунки для оформление детского сада.

Познакомила с планом проведения родительского собрания .

1. По первому вопросу выступила Мусурманова И. П. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает познавательную (Приложение №1)

2. Анкета для родителей . (приложение №2) .

3. Клапанюк С. П. провела круглый стол на тему «Воспитание любознательности средствами природы» . (Приложение №3) .

4. Мусурманова И. П. познакомила присутствующих родителей с памяткой по развитию любознательности . (Приложение № 4) Памятки были предложены каждому родителю для работы дома .

5. Сильвия Павловна ответила на вопросы родителей .

Решение собрания :

1. Всем родителям стать активными участниками в создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности у детей .

Срок. Постоянно.

2. Изучить и использовать методы, повышающие познавательную активность дошкольников .

Срок. Постоянно.

3. Поощрять самостоятельную мыслительную деятельность ребенка , отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?» ; за нестандартные вопросы.

Срок. Постоянно.

4. Для достижения положительных результатов в работе с детьми

ежедневно посещать детский сад.

Срок. Постоянно.

Приложение №1.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Китайская пословица гласит :

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму».

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Дети дошкольного возраста – активные исследователи окружающего мира. Они познают его в игре , в труде, на прогулке, занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми. Игра и исследовательское поведение взаимно дополняют друг друга. Здесь дошкольник выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности , ставящий цели, ищущий пути и способы их достижения. Наша задача – не пресекать эту деятельность , а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности , мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру , продуктивную деятельность , вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами , осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности . Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность , тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается .

Он выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской деятельности .

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый , он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие :

- развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта : причинно-следственных, родо-видовых (классификационных, пространственных и временных отношений;

Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);

- развитие восприятия , мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов :

Вопросы, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.» . В какую ситуацию попала галка);

Схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения) ;

Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;

Метод, стимулирующий детей к коммуникации : «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?» ;

Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности , суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми , развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей , где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Таким образом, мы выстраиваем занятие так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель придерживался следующей последовательности этапов исследования :

Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;

Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями .

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами стали реальные события, происходящие данный период : яркие природные явления (например : листопад) и общественные события (например : предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

Также это события, специально «смоделированные» воспитателем : внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?» ). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

И наконец, стимулом к исследованию стали события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

Использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности .

Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Чтение и заучивание художественного слова по теме проекта.

Организация и проведение художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта ;

Отработка различных приемов развития мысли ребенка : от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности , что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Приложение №2

Анкета для родителей :

1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

3. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка ? Если да, то какое?

4. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?

Приложение №3.

Воспитание любознательности средствами природы. (Круглый стол) .

Скажите, каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка?

Как Вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребёнок был здоров и правильно развивался ?

(Ребёнок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой).

Влияние природы на ребёнка огромно. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции , обостряется восприятие и воображение.

Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность , воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей , необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Что же такое любознательность? (высказывания родителей ) .

Любознательность-склонность к приобретению новых знаний, пытливость. («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой).

Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности - ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

У некоторых детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью , их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

Что же такое любопытство?

Любопытство-1. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. 2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Ребенка интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе : то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к не знакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию , исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности .

Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

Очень часто сигналом задержки психического развития служит количество и качество задаваемых ребенком вопросов, по которым можно судить не только об отставании ребенка, но также и о его творческих способностях.

Задают ли Вам дети вопросы? Какие?

Как Вы думаете, о чем говорят детские вопросы?

высоком уровне развития ребенка ) .

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир , обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами.

Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать , но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа.

А. М. Горький писал : «Сказать ребенку на его вопрос : «Подожди, вырастешь-узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию.

Только ответить на вопрос - большое искусство, и оно требует осторожности.

Быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребёнка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами .

Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения.

Нужно помнить, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.

Чем больше в Вашем доме «почему» , тем лучше развит ребенок , тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов - один из сигналов неблагополучия в его развитии .

Нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете Вы?

(Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Правильный ответ доставит ему удовольствие. Можно ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.)

Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать , стараясь повышать уровень любознательности.

Какие факторы способствуют формированию любознательности дошкольника ?

Прежде всего - это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное , оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса.

Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. В процессе проведения опытов дети высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок , которые развивают наблюдательность , учат многогранно и образно воспринимать мир. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребенком (например, какие животные обитают в лесу, лесная аптека под ногами, зима в природе).

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе . Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно её воспринимать.

Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность , наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество.

Старайтесь , чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для дошкольника уровня . А в этом - залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любимому делу, с которым он соприкоснётся.

Приложение №4.

Памятка для родителей по развитию любознательности .

Внимательно относитесь к детским вопросам.

Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.

Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы .

Научите его играть в шашки и шахматы.

Проводите в семье конкурсы знаток, викторины, часы загадок и отгадок.

Организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи.

Проводите постоянные прогулки на природу : в парк, сквер, к водоему, в лес.

Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.

Поощряйте экспериментирование детей .

Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

Цель. Формирование представления родителей о развитии познавательных (психических) процессах детей 3-4 года жизни Задачи. 1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей. 2. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 3-4 лет. 3. Показать на практике примерные задания для развития познавательных процессов детей 3-4 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

во 2 младшей группе

Тема: «Развитие познавательных процессов»

МДОУ детский сад «Сказка» р.п. Дергачи

Воспитатели: Балдина Л.В.

Рыскова Л.М.

Дата проведения: 14.10.2016г.

Повестка собрания:

  1. Тренинг с родителями на тему «Развитие познавательных процессов».
  2. Выборы родительского комитета.
  3. Разное (родительская плата, попечительские взносы, одежда детей и обувь, предупреждение о заболеваемости, личные игрушки, деньги, таблетки не приносить).

Цель.

Формирование представления родителей о развитии познавательных (психических) процессах детей 3-4 года жизни

Задачи.

1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей .

2. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 3-4 лет .

3. Показать на практике примерные задания для развития познавательных процессов детей 3-4 лет .

Родители постепенно подходят , звучит спокойная музыка.

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего – вы родители ,

А все остальное – потом!

Тренинговое упражнение «Клубочек». Воспитатель держит в руках клубочек и предлагает родителям немного рассказать о себе, о том, что они ждут от детского сада, какие пожелания воспитателям они хотели бы озвучить. Сначала воспитатели говорят о себе, наматывают на палец нитку и передают по кругу. В итоге, когда клубок возвращается к воспитателю, получается замкнутый круг.
Воспитатель 1 : Уважаемые родители. Посмотрите, мы с вами тесно связаны, и решаем одни и те же задачи. Мы как большая семья, должны действовать вместе. Ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям.

Ваши мечты осуществляться, если мы с вами будем работать в тесном контакте.

Мы работаем по программе «От рождения до школы», которая направлена на укрепление здоровья детей и всестороннее развитие подрастающей личности. А также перед нами стоят годовые задачи:

  1. Реализация образовательной области «Познавательное развитие».

Развитие познавательного интереса, интелектуально – творческого потенциала каждого ребенка через использования технологии проектирования, моделирования.

  1. Создание образовательных проектов совместно с родителями воспитанников детского сада, направленных на повышение педагогической компетентности родителей и решение вопросов образования и охраны здоровья детей.
  2. Построение образовательной деятельности на основе современных образовательных технологий, обеспечивающих сотворчество взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; проектирование и внедрение в деятельность индивидуальных маршрутов развития детской одаренности.

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.

Игра «Каким я вижу своего ребенка»

Задача игры определить, каким хотели бы видеть своего ребенка родители в будущем . Для этого каждый из них подходит к заранее подготовленной ромашке, в центре ромашки надпись – «Я хочу, чтобы мой ребенок был…» . Ответы родители пишут на лепестках (имеется в виду развитие малыша , например, сообразительным, смышленым, активным, любознательным и т. д.).

Подведение итога :

Воспитатель. Посмотрите на нашу ромашку, чего же родители ожидают от своих детей?

Чтобы они стали: сообразительными, любознательными, умными, творческими, здоровыми и т.д.

Знания об окружающем мире и о себе ребенок получает благодаря познавательным психическим процессам , он усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи.

Слайд 4. « Развитие познавательных процессов в возрасте 3-4 лет ».

Именно о познавательных процессах пойдет речь на нашем мероприятии.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, внимание, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.

Слайд 5 . Первым мы рассмотрим - Внимание - это процесс , при котором происходит отбор нужной информации и непринятие лишней. Внимание в 3-4 года непроизвольное.

Работа с родителями

Слайд 6. Рассмотрите внимательно картинку. Ответы записываются на листке. А теперь расскажите, что на ней изображено :

Кто сидит на плоту? Перечислите! (Вини Пух, Тигруля, пяточёк)

Сколько бревен в плоту? (8)

Что было у героев одето на голове? (пилотки, бандама)

Какого цвета майка у Вини Пуха? (Красного)

Что держит в лапах Тигруля? (Карта и подзорная труба)

Сколько было камышей на картинке? (два)

(После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов) .

Слайд 7 . Пустой (чтобы родители ни на что не отвлекались при ответах) .

Слайд 8. Посмотрите внимательно на другую картинку. Мальчику по имени Ваня приснился сон, в котором как мы видим, присутствовала очень много котят. Помогите сосчитать Вани всех котят. Сколько их? Ответ : 13 (кошка не считается) .

Слайд 9. Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Память, так же как и внимание в возрасте 3-4 лет, не произвольная. Развивается словесная память, в процессе активного освоения речи.

Предлагаю родителям снова всем встать в круг.

Игра «Запрещенное движение» . Родители повторяют за педагогом все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка, кто ошибается, тот садится.

Слайд 10. Мышление – это процесс установления связей между объектами и явлениями окружающего мира.

Работа с родителями

Игра «Что снаружи, что внутри?» Педагог называет пару предметов, а родители говорят , что может быть снаружи, а что - внутри. Дом – люстра - улица; книга – шкаф - картинки; сумка – кошелек - машина; кошелек – деньги - сумка; кастрюля – каша - кухня; аквариум – рыбы - спальня; будка – собака - улица.

Слайд 11. Восприятие – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

В возрасте 3-4 лет используются простые сенсорные эталоны (геометрические формы, цвета) .

Игра «Волшебный мешочек» . Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «мешочке» .

Педагог предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое мешочка. Родители запускают руки и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.

Слайд 12. Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Игра «Клякса» . Дополнительно : лист бумаги, кисточка и краски. Родители по очереди подходят к листу бумаги и рисуют по одной детали. Задача первого просто поставить «кляксу» . Следующие должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное.

Слайд 13 . Дети – это наше будущее и каким оно будет, зависит от нас. Развивайте своих малышей сейчас, дальше будут легко!


Задачи: обратить внимание родителей на познавательный аспект развития детей; ознакомить родителей с играми, позволяющими развить познавательные способности ребёнка.

Форма проведения: обучающий тренинг.

Подготовительная работа: разработать памятки, в которых записано содержание каждой познавательной игры.

Ход собрания

1. Презентация.

В современных условиях чрезвычайно важна задача учителя добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Исходя из этого, в настоящее время основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов.

Поэтому система работы с дошкольниками (УМК "Гармония") по подготовке их к школьному обучению включает формирование познавательных способностей (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи). Так как чем лучше развиты у ребёнка эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит лёгкость и эффективность его в будущем учения.

Существуют специально разработанные игры, направленные на развитие этих процессов. Чтобы добиться наибольших результатов вы можете тоже играть в них со своими детьми. Мы построим наше собрание так:

  • проиграем некоторые из них,
  • обменяемся впечатлениями по содержанию игр.

2. Обучающий тренинг.

Родители делятся на группы. Всем группам раздаются памятки с играми. Идёт подготовка в течении 10 минут. Затем каждая группа проводит свои игры со всеми участниками собрания

Игра "Запоминаем, рисуя".

Цель: развитие памяти.

Ведущий заранее готовит список из 20 слов: солнце, стол, цветок, арбуз, карандаш, мяч, книга, линейка, морковь, птица, гвоздь,лампочка, конфета, телевизор, дерево, ножницы, яблоко, телефон, кольцо, чайник.

Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.

Игра "Числа".

Цель: развитие внимания.

Играющие встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: "Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры"

Можно предложить другой вариант задания. Игру можно проводить не один раз.

Игра "Измеряем на глазок".

Цель: развитие восприятия величины предметов. Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.

Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.

Ведущий предлагает учащимся посмотреть внимательно на какой-либо предмет.

По 2-3 человека из каждой команды зарисовывают контуры данного предмета на доске в полную величину.

Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом.

За почти точное воспроизведение - 5 баллов.

За увеличение или уменьшение предмета почти вдвое очки не начисляются.

Если ведущий отмечает небольшую разницу между предметом и его изображением, каждая команда получает 3 балла.

Игра "Дорисуй".

Цель: развивать воображение.

Каждому игроку раздаются карточки с нарисованными окружностями, нужно каждый круг дорисовать до воображаемого предмета.

3 группа:

Игра "Длинный и короткий".

Цель: развитие логического мышления.

Ведущий называет животное, а игроки соответствующие части тела.

  1. У зайца длинные...
  2. У жирафа длинная шея...
  3. У цапли длинный...
  4. У слона длинный...
  5. У козы длинные...
  6. У зайца короткий...
  7. У слона короткий...
  8. У козы короткий...
  9. У кенгуру короткие...
  10. У девочки короткая...

Игра: "Найди лишнее".

Цель: развитие мышления.

  1. Помидор, капуста, яблоко, огурец, редис.
  2. Книга, журнал, тетрадь, пенал, газета.
  3. Роза, гвоздика, астра, берёза, пион.
  4. Шар, кубик, апельсин, яблоко, мяч.

3. Подведение итогов.

Что понравилось(или не понравилось)?

Что полезного узнали?

Пригодится ли вам данная информация?

4. Рефлексия. Обмен мнениями.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 98 «Ёлочка»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики

Родительское собрание

по познавательно-исследовательской

деятельности детей в старшей группе

Тема: «Маленькие исследователи»

.

Подготовила:

М.А.Гритчина

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 98»

г.Чебоксары

г. Чебоксары

2017 год

АННОТАЦИЯ

Родительское собрание запланировано для проведения с родителями воспитанников старшей группы. Оно предназначено для повышения уровня знаний родителей в области экспериментальной деятельности, что поможет родителям повысить детскую любознательность, а в конечном итоге познавательные интересы ребенка. Будет способствовать становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Данная разработка может быть использована педагогами дошкольных учреждений.

Немалую роль на развитие личности ребенка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и принимать их в жизни играет познавательно - исследовательская деятельность дошкольника, которая проходит в форме экспериментов: в ходе которых дети овладевают способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивают становление мировидения ребенка, его личностный рост. Важную роль в этом должна играть активизация экспериментальной деятельности ребенка.

Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей.

Н.Н.Подъяков считает экспериментирование истинно детской деятельностью.

Цель :

Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Познакомить родителей с содержанием работы по развитию у детей экспериментирования детским экспериментированием и его влиянием на развитие детей дошкольного возраста.

Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.

Формировать представления о правильной организации экспериментальной деятельности у ребенка-дошкольника.

Формировать умение общаться с детьми.

Совершенствовать характер действий экспериментального характера.

Форма проведения:

Родительская лаборатория.

Место проведения:

Экологическая комната, которая включает минилабораторию.

Подготовка:

1. Анкетирование родителей по теме: «Детское экспериментирование дома» (Приложение 1 ).

2. Оформление приглашения для родителей.

3. Консультация для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях» (Приложение 2 ).

4. Подборка и оформление материала к презентации и видеороликам.

( Приложение 5 ).

Оборудование:

Столы, мензурки, колбочки, химические реактивы, халаты, шапочки, микроскоп, лупы, мерные ложки, разные емкости для воды, технические средства: проектор, экран, компьютер.

План проведения:

    Вступительная часть

    Мастер – класс (просмотр видеороликов занятий по экспериментированию).

    Представление родителями семейного опыта экспериментальной деятельности с детьми

    Практикум для родителей: «Исследуем, познаем, открываем…»

    Заключительная часть.

ХОД СОБРАНИЯ

В.: Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать в нашей лаборатории. Сегодня мы вам предлагаем стать «исследователями» и поэкспериментировать.

Известный советский педагог В.А.Сухомлинский, говорил:

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Знакомство с окружающим и детское экспериментирование неразрывны, и начинаются с рождения ребенка. Он наблюдает, знакомится, познает.

Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата. Давайте с вами подумаем, когда же ребенок начинает экспериментировать?

Ответы родителей:

В.: Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее - больно, теперь он не возьмет этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт.

И поэтому задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Однако среди родителей часто распространяется ошибка – ограничения на пути детского познания. Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту.

Знакомство с окружающим и детское экспериментирование неразрывны, и начинаются с рождения ребенка. Он наблюдает, знакомится, познает. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.

Для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться некоторых условий :

проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;

нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;

объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;

не оставлять вопрос без внимания;

радоваться вместе с детьми, поощрять его успехи.

Уважаемые родители! :

Вы всегда отвечаете на все вопросы своего почемучки?

С готовностью рассказываете ребенку о предметах которые заинтересовали его?

Позволяете исследовать свойства приглянувшегося объекта (разобрать, разломать с целью заглянуть внутрь предмета, бросить в воду и т. д.?

От этих вопросов можно и просто отшутиться: "много будет знать, скоро состарится». И именно эта исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. Важно отличать исследовательскую деятельность от простого желания ломать игрушки, от капризов ребенка.

Давайте подумаем, как же развлечь ребенка дома? Самое простое, включить ему телевизор. Но мы Вам предлагаем другой вариант - провести любопытные эксперименты. Пользы будет гораздо больше. Ребенок будет в восторге, как и родители. Опыты эти очень простые для исполнения. Пробудите в себе любознательность! Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что новое усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего ДОУ. А сейчас мы вам предлагаем посмотреть, как проводится исследовательская деятельность в нашем детском саду.

(просмотр видеороликов занятий по детскому экспериментированию).

В.: Как видим из видеороликов, наши педагоги все больше внимания уделяют созданию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, развивают умения действовать самостоятельно, координировать свою деятельность.

Презентация семейного опыта экспериментальной деятельности семьи Маковых.

Спасибо большое! Вы познакомились с семейным опытом семьи Маковых. Вы увидели, как они вместе с детьми проводят элементарные опыты. Это очень интересно и занимательно, не так ли?

В.: А сейчас подумайте: какие элементарные опыты или эксперименты вы могли бы провести со своими детьми.

Ответы родителей.

Молодцы!

В: А теперь давайте представим себя детьми и немного поэкспериментируем.

«Волшебные краски» (Смешивание цветов)

В.: У вас на столах стоят несколько стаканов, наполненных чистой водой, три баночки с концентрированным раствором красок разного цвета – красной, желтой, синей.

В.: Ложкой добавьте в каждый стакан немного разной краски. Обратите внимание на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, в другом – желтой, в третьем – синей. Добавляем еще той же краски так, чтобы убедится: вода стала ярче и темнее.

В.: Как можно из предоставленного материала, получить зеленый цвет воды?

«Если к синей добавить желтую, то какая краска получится? (зеленая) А если вы в красную воду добавите синей краски, то какой цвет получите в результате? (фиолетовый)

А теперь попробуем в стеклянную банку или стакан налить воду и растворить в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту - раствор снова обесцветится.

Производит впечатление на детей и такой простой опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться!). Это можно показать на опыте «Вулкан» :

А выращивать кристаллы не пробовали? Это совсем несложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.

Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны знать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признайте за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

В.: А для этого мы подготовили для вас памятки по развитию любознательности у детей.(см. Приложение 4 )

Свое выступление хочется закончить китайским изречением:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я делал, я знаю!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данного родительского собрания родители научились способам организации безопасных опытов и экспериментов в квартире и на улице. Сформировался навык совместной работы с ребенком, как партнёром по серьёзному, новому для родителей, и для ребенка делу. Родители получили знания об индивидуальных особенностях и возможностях детей. Подвели их к пониманию того, что только общими усилиями семьи и детского сада можно достичь желаемого.

Проект решения родительского собрания:

    Организовывать совместные с ребенком опыты и эксперименты в домашних условиях, соблюдая определенные правила безопасности.

    Стимулировать и поощрять нестандартные решения вопросов в самостоятельной мыслительной деятельности ребенка.

    Подвести родителей к пониманию того, что только общими усилиями семьи и детского сада можно достичь желаемого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Гризик Т.И. Познаю мир. – М.: Просвещение, 2000.

    Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ Сфера, 2004.

    Мартынова Е.А.,Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:-Волгоград: Учитель, 2011.

    Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста:-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Приложение 1

Анкета «Детское экспериментирование в семье»

1. ФИО ребенка ____________________________________________________

2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

(нужное подчеркнуть):

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых);

б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда)

5.Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию

(нужное подчеркнуть):

Проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

Оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

Сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

Другие методы (какие именно?).

6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок?

(любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)

8. Что вам больше по душе:

когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир, или при тесном взаимодействии с родителями?

Приложение 2

Консультация

Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях?

На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутри - вам откроется мир чудесных превращений! Покажите ему как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту - раствор снова обесцветится.

Производит впечатление на детей и такой простой опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться!). Это можно показать на опыте «Вулкан»:

Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма. Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода.

    Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно встряхните и перемешайте.

    Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте.

    Вставьте в конус пробирку.

    Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.

А выращивать кристаллы не пробовали? Это совсем несложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.

Вы, наверное, играли с ребенком в пиратов или разбойников? Что в такой игре главное? Правильно, найти клад. А чтобы игра была интереснее, можно использовать секретное послание, где указано место расположения клада. Сделать такое письмо дома можно двумя способами:

    Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом.

    Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.

Очень простой опыт, но тоже очень интересный:

«Яйцо утонет или всплывет?»

Материал: 2 яйца, сваренное вкрутую, 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.

Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.

В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.

Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу.

Приложение 3

Консультация

Роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.

Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.

Мышление, память ребенка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.

Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в ДУ заключается в том, что в процессе эксперимента развивается:

    мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);

    воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть?)

    внимание и память (запомню – дома расскажу маме);

    речь;

    мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).

Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).

Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева – нет. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка.

Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (Почему? Зачем? как? Откуда? Как устроен мир?),почувствовать себя ученым, первооткрывателем.

В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.

В этом должны помогать и вы родители.

Приложение 4

Памятка

«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

1. Во время купания. В ванной комнате разрешить играть: с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром, или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

2.Во время уборки. Спросить у ребёнка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь? » Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

3. Во время поливки цветов. Поинтересуйтесь у малыша: «Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений? » Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

4. В ходе проведения ремонта. Узнайте мнение ребенка: «Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? » Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

5. Однажды на кухне. Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соленым раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.

В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

Желаем Вам успехов!

Приложение 5

Подборка и оформление материала к презентации и видеороликам.