Родительское собрание «Нравственно-волевая подготовка детей к школе» c элементами сказкотерапии. Специальная готовность старших дошкольников к обучению в школе

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств ребенка-дошкольника, которые представляют собойсовокупность социально и биологически обусловленных компонентов,позволяющих ему действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Воспитание нравственно-волевых качеств ребенка следует рассматривать как одну из основных задач дошкольного учреждения и семейного воспитания в контексте нравственно-волевой готовности к школе.

Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе включает два аспекта: готовность к учению и принятие нового образа жизни.

Готовность к учению ребенка предполагает комплекс нравственно-волевых качеств, которыми он должен овладеть в период дошкольного детства.

В педагогическом процессе без сформированности нравственно-волевых качеств (настойчивость, выдержка, организованность, решительность, целеустремленность и т. д.) воспитаннику трудно реализовать свои потенциальные возможности в полном объеме.

Особенно ярко проявляется неустойчивость волевого усилия в младшем дошкольном возрасте , основной причиной которого является преобладание возбуждения над торможением . В этом возрасте нужно вырабатывать у детей умение управлять собой, поэтому учитывая неустойчивость поведения младших дошкольников, воспитатель помогает им выполнять установленные правила поведения, предупреждает возможные нарушения, формирует умение сдержать себя, не поддаться отрицательному примеру сверстника.

В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению , особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойный, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.

Старших дошкольников воспитатель уже должен ставить в условия, требующие самостоятельного выполнения заданий, правил поведения , с тем чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки.

Под влиянием интересак игре, трудовой деятельности, учению, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям , преодолению препятствий .

Вместе с тем нередко недостаточное развитие волевых процессов проявляется в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказа от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности нравственно-волевых качеств ребенка: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки .

Учитывая эту особенность детей, воспитатель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, сосредоточенности, целенаправленности и т. д., используя для этой цели интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель, учитывая свои возможности, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет формировать устойчивость замысла. Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание, когда оценивают результаты труда, деятельности на занятиях.

Важным нравственно-волевым качеством является смелость , которая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сюжетно-ролевой игре.

Вместе с тем особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания её с разумной осторожностью. Воспитатель должен всячески поддерживать это качество у детей, но в то же время сообщать им некоторые правила предосторожности, объясняя, почему их надо соблюдать. Важно при этом не запугивать детей, а приучать обдумывать свои действия. Например, разъясняя дошкольникам правила перехода через улицу, педагог подчеркивает, что соблюдение их позволяет обеспечить безопасность людей и т. д.

Воспитателю нередко приходится сталкиваться с проявлением у детей страха : боязнью темноты, появления каких-либо «злых существ» (бабы-яги, водяного и т. п.). Такие случаи - следствия неправильного воспитания в семьях, где пользуются запугиванием ребенка, пытаясь добиться его послушания, или разрешают детям смотреть передачи по телевидению без учета их возрастных особенностей. Все это делает ребенка нерешительным, трусливым.

Чтобы помочь детям преодолеть чувство страха, педагог очень тактично, спокойно разъясняет им несостоятельность причин боязни, приводит примеры, убеждает, а в беседах со старшими дошкольниками, кроме этого, использует шутку, юмор. Не следует допускать насмешек, иронических замечаний в адрес робких детей. Лучше так организовать их практический опыт, чтобы они убедились в том, что страх не имеет достаточных причин. Воспитатель упражняет старших дошкольников в сознательном преодолении страха. Так, вместе с ними он входит в темную комнату (кладовую), чтобы отыскать нужную для всех игрушку; подает руку, чтобы помочь спрыгнуть с лесенки, и радуется тому, что ребенок преодолел чувство необоснованного страха; ставит его рядом с решительным, смелым товарищем, поручая вместе увернуться от злого волка в подвижной игре, и т. д.

Вся обстановка дошкольного учреждения и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости . Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своём мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершённом поступке, не боясь наказания.

Проявления лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых: боязнь наказания за проступок, стремление переложить свою вину на другого, желание получить незаслуженную награду и т. д.

Формирование у детей честности и правдивости способствует установлению в дошкольном учреждении обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, что не может быть осуществлено.

В то же время надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности . В работе с детьми воспитатель использует литературные произведения, раскрывающие красоту честных, правдивых поступков, в которых проявляется чувство собственного достоинства, самоуважения человека, приводит известные детям примеры из их жизни. В интимной, индивидуальной беседе с ребенком, проявившим лживость, педагог стремится раскрыть перед ним неприглядность таких поступков, недопустимость их.

Лживость следует отличать от случаев, когда ребенок фантазирует. Примеры детской фантазии хорошо описаны Н. Носовым в книге «Фантазеры». Там же раскрыт смысл фантазирования: дети хотели порадоваться, посмеяться и потому придумывали необычные ситуации, свидетелями и участниками которых они якобы были. Такая фантазия не уводит ребенка от действительности, не содержит в себе нечестности и обмана, и потому, сталкиваясь с подобными фактами, воспитатель принимает их как детский юмор.

Выступление по теме: «Нравственно - волевая подготовка детей к школе в семье».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявляет ему большие требования. Задача родителей - помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить.

К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, многие проходят с ребенком почти всю программу 1 класса.

Безусловно, специальная подготовка важна, но ее недостаточно для успешного учения в школе. Известно немало случаев, когда дети из числа тех, которые до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когда знания, полученные до школы, иссякли. Нужно трудиться, но выработанная к этому времени привычка относиться с позиции «Я все знаю, все умею» не позволяет детям перестроиться. Им начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше хвалит, ставили в пример, а теперь отметки ухудшились, чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться. В действительности причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию.

Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно-
волевой подготовке ребенка к обучению в школе. Каждый ребенок
должен обладать такими качествами, самостоятельность,
организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость и др.

^ Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей.
Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками,
основная деятельность которых- учение. Дошкольников подготавливают к этому: постепенно внушают им, что учеба в школе - серьезный труд, в результате которого они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное.

Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, стирать мелкие вещи, присмотреть за младшим братишкой или сестренкой, кормить рыб, птиц, котенка, щенка, поливать цветы и т.д. Эти поручения должны быть постоянными. Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели выполнять.

^ Формирования умения доводить дело до конца, преодолевать трудности - важная задача, стоящая перед родителями. Для этого необходимы соответствующие условия. Ребенка ничто не должно отвлекать. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают радио или громко разговаривают.

Многое зависит от настроя детей на предстоящее дело и от того, как они подготовили свое рабочее место. Например: если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он вынужден будет поминутно отвлекаться: карандаш плохо заточен, ластика нет, лист бумаги не устраивает. В результате ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным.

Отношение взрослых значение. Если дошкольники видят серьезное, внимательное, тактичное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение родителей к процессу и результатам их деятельности, то они сами с ответственностью относятся к ней.

Жизнь детей в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели, преодолевать трудности, уступать, ждать.

^ Преодоление трудностей приносит детям чувство удовлетворения, радости, вместе с которыми приходит и любовь к труду.

Важно, чтобы ребенок чувствовал ответственность за собственную чистоту и опрятность. Аккуратный внешний вид школьника, порядок в его учебных принадлежностях улучшают его общее самочувствие, что отражается на успеваемости. Хорошо учиться нередко мешает неряшливость. Аккуратность же во многом зависит от степени самостоятельности детей.

Особое внимание при подготовке к школе обращают внимание на режим дня детей. Если он неустановлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.

Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили свое время в праздности, которая порождает лень.

Первые шаги в школьной жизни всегда трудные, но родители могут облегчить их, если своевременно позаботится о воспитании у детей нравственно-волевых качеств.

Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. У ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявляет ему большие требования. Задача воспитателей и родителей - помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить. Учеба в школе - нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности - вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику.

Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе включает два аспекта: готовность к учению и принятие нового образа жизни.

1. Готовность к учению ребенка предполагает комплекс нравственно-волевых качеств, которыми он должен овладеть в период дошкольного детства.

Отечественные ученые выделяют, прежде всего, самостоятельность . Понятие «самостоятельность» включает познавательные, волевые и эмоциональные компоненты: понимание задачи и способа ее выполнения; достаточное владение способами выполнения задачи; активная волевая целеустремленность; проявление нравственных чувств и положительных эмоций.

Очень важно для будущего ученика нравственно-волевое качество - ответственность . Формирование ответственности у детей дошкольного возраста является предпосылкой воспитания чувства долга, умения и желания доводить дело до конца, отвечать за свои поступки перед другими. Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять.

Готовность к учению определяется также дисциплинированностью и послушанием . Послушание - это первая ступень дисциплинированности. Дисциплинированность выпускника дошкольного учреждения способствует концентрации внимания ребенка на уроки, четкому выполнению заданий учителя первого класса, помогает правильно реагировать на замечания учителя. Умение доводить дело до конца, преодолевать трудности и проявлять способность к произвольным действиям также помогут ребёнку в учёбе. Научившись этому в дошкольном возрасте, первоклассник будет легче справляться с трудными заданиями, более того, будет с удовольствием выполнять их.

Значительную роль в формировании нравственно-волевых качеств дошкольника играет трудовое обучение , в частности, овладение трудовыми навыками, позволяющими достичь нужного результата. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать сверстникам, трудиться с максимальной отдачей сил. Всё это создаёт благоприятную основу для воспитания таких качеств, как ответственность, решительность, целеустремленность, настойчивость.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно пробудить у детей интерес к занятиям . Желанию заниматься способствует наличие трудностей, связанных с содержанием, объёмом, способами выполнения заданий. У детей нужно воспитывать интерес к преодолению трудностей, поддерживая его положительной оценкой.

2. Новый образ жизни потребует от ребёнка ряда нравственно-волевых качеств, которые помогут ему устанавливать положительные взаимоотношения с учителем и с детьми.

Прежде всего, ребёнку необходимо знание норм взаимоотношений и поведения . Очень важно для ребёнка умение общаться с детьми и взрослыми. В детском саду он привык к определённому кругу людей, адаптировался в конкретных обстоятельствах и обстановке.

Важно для старшего дошкольника и умение радоваться успехам сверстников . Это качество формируется сложнее, чем сочувствие и сопереживание, т. к. оно требует глубокого понимания состояния другого человека и умения в этот момент не думать о себе.

Немаловажное значение имеет формирование у дошкольников жизнерадостности . В основе этого нравственно-волевого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на всю деятельность ребёнка, его взаимоотношения со сверстниками. Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание в дошкольном учреждении бодрой, мажорной эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. Многое зависит от позиции самого воспитателя, понимания им юмора, шутки, заботливого отношения к детям. Умение воспитателя пошутить, посмеяться, понять детский юмор способствует созданию хорошего настроения детей. Дети, понимающие шутки и юмор, более доброжелательны, общительны, жизнерадостны.

Все нравственно-волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст.

Вся обстановка дошкольного учреждения и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости . Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своём мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершённом поступке, не боясь наказания.

Большим достоинством ребёнка является скромность . Это нравственно-волевое качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребёнка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, самокритично оценивать результаты своей работы, поступки.

Чем прочнее будут сформированы нравственно-волевые качества, тем комфортнее будет чувствовать себя ребёнок в школе и тем легче применит их в новых условиях.

С. А. Козлова пишет: «Прочность нравственных качеств зависит от того, был ли задействован в процессе их формирования весь механизм нравственного воспитания, или в дошкольном возрасте больше внимания уделяли слову, объяснению, как себя вести, а не практике морального поведения».

Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но педагоги детского сада и родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно - волевых качеств.

МЕТОДИКА «ДОМИК» (Н.И. ГУТКИНА)

Цель: диагностика умения ориентироваться на образец, точно скопиро­вать его, развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорно-моторной координации и тонкой моторики руки.

Материал: картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (приложение 6).

Ход работы: ребенку предлагается срисовать предложенную картинку.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты ви­дишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется образец). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так рисуешь, то стирать резинкой или пальцем ниче­го нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно за­дание? Тогда приступай к работе».

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следующее: 1. Какой рукой ребенок рисует (правой или левой); 2. Как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, по­вторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3. Быстро или медленно проводит линии; 4. Отвлекаемость во время работы; 5. Высказывания и вопросы во время рисова­ния; 6. Сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образ-


цом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить про­верить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором. Обработка результатов: проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла) (забор (одна или две
половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображаю­
щая основание домика);

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при отно­
сительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую
увеличенную деталь);

в) неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла). Неправильно
могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, тру­
ба. Причем, если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая
(левая) часть забора (колечки дыма, штриховка на крыше), 2 балла начисляется
не за каждую неправильно изображенную деталь, а за всю часть рисунка. Пра­
вая и левая часть забора оценивается отдельно. Если часть правой (левой) сто­
роны забора (дыма, штриховки) скопировано верно, а часть неверно, то за этот
элемент рисунка начисляется 1 балл.

Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку;

г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл).
К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основа­
нием домика линии, а выше или ниже; смещение трубы к левому углу крыши,
существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение
дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основа­
ние крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного на­
правления. 1 балл за каждое отклонение: стен домика, крыши, забора;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены
(1 балл за каждый разрыв).
В том случае, если линии штриховки на крыше не
доходят до линии крыши, 1 балл ставиться за всю штриховку в целом, а не за
каждую неверную линию штриховки.

ж) залезание линий за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, ко­
гда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за
всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается «О». Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на харак­тер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать о тревожности ребенка. Возникшее предположение необходимо проверить спе­циальными экспериментальными методиками по определению тревожности.


МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» (Д.Б. ЭЛЬКОНИН)

Цель: диагностика умения действовать по речевой инструкции взрослого.

Материал: тетрадный лист, на котором поставлены точки для начал узо­ров и карандаш.

Ход работы: ребенку предлагается нарисовать узоры. Всего в задании три узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, если нужно помочь ребенку. Второй и третий рисунки выполняются ребенком самостоя­тельно под диктовку экспериментатора: помогать, исправлять ошибки нельзя!

Инструкция ребенку: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую. Помнишь, где у тебя правая рука? Правильно, это та, в которой карандаш. Ну-ка, вытяни ее в сторону. Куда она показывает? На дверь.

Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, ты прове­дешь ее в сторону двери. А куда покажет левая рука? К окну.

Правильно. Когда я скажу «налево», ты проведешь линию по на­правлению к окну. Я буду говорить не только в какую сторону проводить ли­нию, но и какой она должна быть длины - в одну или две клеточки. Рисуй толь­ко то, что я скажу. Когда проведешь линию, остановись и жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Новую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая».

После того, как дана инструкция, диктуйте:

Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Одна вверх. Одна направо. Одна вниз. А теперь сам рисуй узор, который у тебя получается, до конца строки.

При правильном выполнении «диктанта» должен получиться такой узор:

Ьсли ребенок допускает ошибки, поправьте его: этот узор - тренировоч­ный. Когда этот узор готов покажите ребенку, откуда начинать следующий, и диктуйте:

Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Две клетки
направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Две направо.
Две вверх. Одна направо. Одна вверх. Две направо. Одна вниз. Одна направо.
Две вниз. Две направо. Дальше рисуй этот узор сам.

Теперь уже по ходу рисования не дается никаких дополнительных указа­ний, ошибки не исправляются. Когда узор доведен до конца строки, начинайте диктовать следующий:

Две клетки вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Одна клетка
налево (слово «налево» нужно слегка подчеркнуть голосом). Одна вниз. Две


направо. Две вверх. Две направо. Одна вниз. Одна налево. Одна вниз. Две на­право. Дальше рисуй сам.

На этом рисунке изображены диктуемые узоры (без тренировочного).

Обработка результатов: оценивается уровень выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоя­тельное продолжение оценивается порознь.

4 балла - безошибочное воспроизведение (неровность линий, неаккурат­ность не влияют на оценку).

3 балла - имеются одна-две ошибки.

2 балла - больше двух ошибок.

1 балл - ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков.

О баллов - правильных участков нет.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну за выполнение диктанта, другую за самостоятельное продолжение узора. Они ко­леблются от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится путем суммирования оценок за отдельные узоры. Полученная оценка может колебать­ся от 0 до 8. Аналогично выводится итоговая оценка за самостоятельное про­должение узора. Затем обе итоговые оценки суммируются. Суммарный балл может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов (если оба вида работы выполня­лись без ошибок). На основании полученных данных делается вывод об умении ребенка слушать и точно выполнять инструкции взрослого, правильно воспро­изводить на бумаге заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Низкий уровень: от 0 до 4 баллов; средний уровень: от 5 до 10 баллов; высокий уровень: от 11 до 16 баллов.

МЕТОДИКА «ДА И НЕТ» (Н.И. ГУТКИНА)

Цель: диагностика умения действовать по правилу.

Ход работы: взрослый задает ребенку такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» и «нет». Но именно этого по условиям задания де­лать нельзя.


Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие сло­ва нельзя будет произносить? (Испытуемый повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произно­сить слова « да» и «нет». Понятно?» После этого, экспериментатор начинает задавать вопросы: 1 .Ты хочешь идти в школу? 2.Ты любишь, когда тебе читают сказки? 3 .Ты люб,ишь смотреть мультфильмы? 4.Ты хочешь остаться в детском саду еще на год? 5.Ты любишь гулять?

6.Ты любишь играть?

7.Ты хочешь учиться?

8.Ты любишь болеть?

Обработка результатов: ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага» и «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.

Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена одна ошибка, то это средний уровень. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Репина Надежда Михайловна,
воспитатель ГБДОУ №77
Московского района Санкт - Петербурга

Актуальность

Подготовка к школе - важный этап в жизни ребенка. Переступая школьный порог, он должен быть, приучен к самостоятельности. Тогда он сам аккуратно оденется, сам отправится в школу, на перемене в школе сумеет вымыть руки и позавтракать, придет из школы и вовремя сядет за уроки. Успехи детей в школе во многом определяются умением трудиться. Готовя их к учению, старайся развить и воспитать в детях любознательность, пытливость, желание узнавать. Не заставляйте малыша заниматься насильно. Лучше отложить занятия на время, подождать, пока у него возникнет интерес к ним. Очень важно пробудить интерес к труду, приучить самостоятельно, умываться, одеваться, убирать за собой постель и рабочий (игровой) уголок. Не менее важен и пример родителей.

Начальной ступенькой в обучении грамоте является звуковой анализ слова. Иными словами, надо научить ребенка слушать и выделять звуки в словах. Это поможет ему овладеть письмом и чтением. Звуки необходимо выделять голосом и произносить их протяжно. Если слуховое внимание ребенка не воспитано, если он не научился различать звуки, то в будущем при письме он будет пропускать некоторые из них. Воспитание с детства внимания к звукам речи поможет усвоить не только сложные правила грамматики, но и срой родного языка, стать грамотным, культурным человеком.

Занимаясь с ребенком арифметикой, необходимо брать примеры из жизни, познакомить его с измерением. Пониманию отвлеченного понятия 2число» должен предшествовать хотя бы небольшой опыт математического мышления на конкретных примерах, показывающих, что число есть, прежде всего, результат измерения. Для этого используют карандаш, ложку, веревку, палку и т.д. при этом обращают внимание ребенка на то, что всякая отложенная мерка - это один (единица). Именно из единиц образуются все числа. Учите его раскладывать предметы слева направо, чтобы в какой-то степени подготовить к письменной строке. Проводя с дошкольником занятия, нужно прибавлять к числу и отнимать от него не два, не три или четыре, а только единицу, что поможет ему понять значение этого числа. В дальнейшем можно разобрать на конкретных примерах все цифры первого десятка.

В подготовке к письму большую роль играет рисование. Тренируется рука, ребенок учится обращаться с листом бумаги. Нужно стараться, чтобы он сам заметил различия и сходства разных частей предмета. Рисование учит сравнивать, вглядываться, замечать и ценить все красивое.

Важную роль в развитии ребенка играет беседа с ним. В разговоре совершенствуется речь малыша, лучше становится произношение, правильнее строится фраза, развивается мышление. О знакомых ему вещах стремитесь рассказывать как можно ярче, образнее. Иногда нужно, чтобы ребенок не получал готового ответа, а подумал сам; приходить ему на помощь в этих случаях следует лишь при необходимости.

Заниматься нужно регулярно, изо дня в день, но, не переутомляя малыша. Важно не просто «напичкать» его знаниями, а развить воображение. Нельзя строить занятия однообразно, дети устают от них, и пользы будет мало. Обращение с ребенком во время занятий должно быть ровным, без окриков и нервозности.

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: - социальный, - психологический, - эмоционально волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. И.Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование,которое требует комплексных психологических исследований. Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн, А.Р.Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие. Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями. Поэтому первостепенной задачей, встающей как перед отечественными учеными, так и перед зарубежными заключаются в следующем: - выявить в каком возрасте лучше начинать обучение, - когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье. Ученые считают что, дифференцированный подход как социально образовательная среда основывается на уровне речевой готовности младших школьников. Дифференцированный подход будет осуществляться более эффективно при условии выявления речевого развития учащихся первых классов.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью

преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий

поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно

контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития

детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром.

При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его

речевому общению с взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский

рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами

поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.

Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта

подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения

дошкольника.

В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью. А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и, прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос мотивационной

обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые

человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.

На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы

личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что

проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению

трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением

мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый

план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными,

ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень

целенаправленности, типичный для дошкольника.

Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением

характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой

основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским

внутренними этическими инстанциями.

Д.Б.Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением

взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей

дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в

сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится

способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания.

В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.

Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным

центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей

потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При

этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его

взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в

практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное

знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемое

ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы

поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем

многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

А.Н.Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является

периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов,

создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается “периодом первоначального, фактического склада личности”.

Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и

определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во- первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое вне ситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы.

У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности

взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.

Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно

устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа

ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и

организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и

стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни.

Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде “первоначального, фактического, склада

личности”.

Список использованной литературы:

1. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 235, 248 257)

2. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. №5.

4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности к обучению в школе. М.,1991.

5. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишенев, 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5 43)

6. школьному возрасту. М.,1988.

7. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.

8. Подготовка детей к школе в детском саду. Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., «Педагогика», 1978.

9. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. М., 1972 (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 123. Формирование наглядно образного мышления у дошкольников: 162 237)

10. Смирнова Е.О. О подготовке дошкольника к школе // дошкольное образование. 1982. №10