Русская народная игрушка в детском саду. Значение народной игрушки в развитии личности дошкольника




Цель проекта: Цель проекта: Приобщать детей к традициям народной культуры, учить различать народные игрушки. Задачи: Познакомить с разнообразием русских народных игрушек. Знать характерные особенности разных промыслов. Воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству. Продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться. Воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.










Образовательная область Физическая культура. Русская народная игра». «Сиди, сиди, Яша», «Бабки» Подвижная игра «Лошадки», «Ручеек». Образовательная область «Здоровье» Физкультминутки. Дыхательная гимнастика: «Подуй на платочек» Пальчиковая гимнастика: «У матрешки ной сестрицы» Образовательная область «Познание» Викторина « Ярмарка игрушек». Загадывание загадок по теме проекта. Просмотр диафильма «Народная игрушка». Считалки, потешки, заклички, скороговорки, частушки. Д/игра: «Узнай игрушку по описанию» Д/игра: «Составь узор» «Сосчитай матрешек» (ФЭМП) Образовательная область «Коммуникация» Беседы с детьми на тему: «Народная игрушка». (филимоновская, каргопольская, дымковская, русская матрешка). Составление описательного рассказа о народной игрушке. Сочиняем сказку «В гостях у Матрены». Образовательная область «Чтение художественной литературы» Стихи: И. Кадухина, Т.Маврина, В. Фофанов, Л.Дьякова. Г.Л. Дайн. «Игрушечных дел мастер» Н.Коноплева «Вторая жизнь вещей». М.Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки». Ю. Анохин «В музее игрушек» Образовательная область «Социализация» Сюжетно-ролевая игра: «Ярмарка игрушек», «Путешествие в страну «Народных игрушек» Пальчиковый театр «Веселые матрешки» Образовательная область «Труд» Подготовка глины к лепке. Готовим материал для тряпичной куклы (ткань, нитки) Образовательная область «Безопасность» Беседа: «Как играть с игрушкой» - соблюдение правил безопасности. Образовательная область «Музыка» Игра хоровод с матрешкой. Песня «Русский сувенир» Слова и музыка Э.Чуриловой».Магнитофонная запись «Калинка – малинка». Музыкальный досуг: «Масленица». Образовательная область «Художественное творчество» Лепка дымковской игрушки - «Лошадка». Роспись силуэтов: филимоновских игрушек. Мастерим тряпичную куклу. Аппликация: «Одень Матрешку» Оригами: «Веселые подружки» Совместная работа детей и родителей: «Выставка игрушек»


















Патриотическое воспитание в детском саду. Средняя группа

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через технологию ознакомления с народной игрушкой»

Кокурина Лариса Анатольевна.воспитатель, МДОУ №38, городской округ Шуя, Ивановская область.
Описание: Данный проект будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей среднего дошкольного возраста, но в зависимости от возраста детей, его можно усложнять или упрощать.
Актуальность.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически во всех видах детской деятельности.
Новизна
Проект ориентирован на вступившие в силу новые федеральные образовательные стандарты (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет:
- активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Цель проекта : Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников в процессе знакомства с народной игрушкой.
Задачи.
1. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
2. Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
3. Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения. Развивать сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
4. Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:
Дети:
устойчивый интерес к игрушкам, куклам;
изготовление кукол своими руками;
проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;
возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с игрушками;
создание выставок из детских работ.
Родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
Этапы работы над проектом:
1этап подготовительный.
На этом этапе было проведено анкетирование родителей. Цель: выяснить знания о народной игрушке, о значение ее в воспитание ребенка.
Родителям были предложены анкеты на тему «Как мы играем с ребенком» и «Игрушки в жизни малыша». Анализ анкетирования показал, что современный родитель ориентирован на игрушки западных стран. Они приобретают игрушки по желанию и требованию своих детей. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.. Всего 5 % родителей приобретают народные игрушки (матрешки, дудочки, свистульки), никто из родителей не изготавливает игрушки сам для своего ребенка, многие отметили что у них нет знаний и фантазии для изготовления игрушек самим.
В ходе наблюдений и бесед было выявлено, что
Высокий уровень знания о народной игрушке и имеют всего 5% родителей. Они используют в воспитании и развитие своих детей народную игрушку
Средний уровень имеют 50%. Родители знают о народных игрушках, но их значимость для развития ребенка не используют.
Низкий уровень 45%. Родители приблизительно знают о народных игрушках.
С детьми на этом этапе была проведена беседа "Любимые игрушки"
Также детям были представлены наглядные изображения народных игрушек. Им предлагалось ответить на вопросы, что изображено на картинках и зачем нужны эти предметы и хотелось ли детям их иметь у себя дома.
Проанализировав полученные данные выяснилось, что дети любят играть в современные игрушки, которых сейчас много на прилавках, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше, как и во что можно играть с народной игрушкой. В ходе наблюдений и бесед было выявлено, что:
Высокий уровень знания о народной игрушке имеют всего 2% детей
Средний уровень имеют 20%
Низкий уровень 78%
2 этап проекта.
Практический этап, который направлен на реализацию поставленной цели и задач.
Формы и методы работы с родителями:
1. привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством;
2. помощь родителей в изготовлении альбома «Моя любимая игрушка»;
3. участие в выставке «Народная кукла»
4. мастер – класс «Кукла Пеленашка»
Формы и методы работы с детьми, которые я использовала в своей работе.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Организация сюжетно-ролевых игр «В гости к Маше», «Колыбельная для Пеленашки», «Семья»
2. Театрализованные игры с использованием народной куклы. Обыгрывание потешек с использованием куклы «Зайчик - на пальчик»
3. Игровые ситуации «Куклы водят хоровод»
4. Проблемные ситуации «Кукла поломалась» , «Кукла заболела», «Как поделить игрушку», «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».

Познавательное развитие:
1. рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
2. непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в прошлое куклы»;
3. обследование игрушек.
4. исследование материалов, из которых они сделаны.
5. Создание в группе коллекции лоскутков.
6. Беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Какое значение имеет каждая кукла», «В какие куклы играли наши бабушки», беседа о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, о матрёшке.
7. Просмотр презентации «Игровые куклы»
8. Знакомство с народными традициями празднования Масленицы, с обычаями и традициями встречи весны на Руси.

Художественно – эстетическое развитие
1. Аппликация «Русская матрёшка»;
2. Лепка «Весёлая неваляшка»;
3. Рисование «Весёлая неваляшка»;
4. Изготовление кукол Пеленашки; Кувадки, Столбушки, Мартинички (куколки из ниток) и других кукол.
5. Лепка дымковской игрушки «Птичка»;
6. Роспись дымковской игрушки «Конь» «Юбка дымковская барышня»
7. Заучивание и слушание народных песенок, колыбельных
8. Слушание пьесы Чайковского «Новая кукла»

Речевое развитие:
1. Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
2. Чтение и заучивание стихов: М. А. Пожаровой «Свернута из тряпки кукла у Параши», Г. Заславской «Есть иголка у меня» А. Барто «Кукла»
3. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
4. Просмотр мультфильма «Приключение Буратино»
5. Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»; описательных рассказов об игрушках.
6. Составление рассказов из опыта на тему: «Как мы отмечали Масленицу»
7. Сочинение сказки про куклу Бабочка
8. Речевая игра «Придумай кукле имя»

Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика «Игрушки », «С куклой»
2. Пальчиковая игра «Наша куколка гуляла»
3. Подвижные игры «Догони куколку», догонялки с куклами
4. Игры малой подвижности «Найди куклу»
3 этап проекта.
Итоговый и заключительный этап, на котором были
1. Отслежены результаты работы;
2. Организована выставка;
3. Оформлен альбом «Моя любимая игрушка»;
4. Оформлена папка-передвижка.
5. Создан мини-музея «Народная игрушка»
В ходе реализации данного проекта достигнуты определённые результаты:
1. создана предметно – развивающая зона «Наши игрушки»;
2. сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению куклы;
3. создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;
4. сделаны игрушки для обыгрывания в театре своими руками;
5. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта
6. В своих играх дети стали больше использовать народную игрушку,
Уровень отношения к народной игрушке у родителей

В конце проекта низкий уровень снизился с 45% до 2%
Количество родителей, которые стали более активно использовать народную игрушку в воспитании и развитии своих детей увеличился с 5 % до 44%
Средний уровень стал 54 %, а в начале проекта был 50%

Уровень усвоения знаний по теме проекта у детей

В конце проекта низкий уровень снизился с 78 % до 22
Количество детей с высоким уровнем увеличилось с 2% до 35%
А со среднем уровнем стало 43%, а было 20%.
Практическая значимость заключается в том, что проанализировав работу по проекту, можно утвердительно сказать, что перед педагогами открывается возможность попробовать свои силы в личностно-ориентированном подходе в организации воспитательно-образовательного процесса, который позволяет решить следующие задачи по развитию и воспитанию детей:
1. умение творчески подойти к любому делу;
2. развитие познавательной активности;
3. знакомство детей с народным декоративным творчеством, с национальным изобразительным и музыкальным искусством;
4. приобщение детей к народным праздникам и традициям.

Засилье Спанч-бобов, черепашек Ниндзя и кукол Барби отодвинуло на второй план народную игрушку. Вместе с тем, народная игрушка в детском саду входит в обязательный перечень развивающих пособий.

Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию, народная игрушка в детском саду развивает элементарные математические представления у ребенка. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрешки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми.

Воспитателю на заметку: специализированный раздел НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ДЕТСКОМ САДУ в магазине «Детский сад» detsad-shop.ru. Здесь можно купить предметы народного промысла, русские народные игрушки, музыкальные инструменты (смотрите раздел муз. инструментов), пособия по росписи и многое другое!

Городецкая деревянная игрушка богата сюжетами, персонажами. Живые краски, простой, сродни детскому орнамент, выразительность формы, придают игрушке неповторимость.

Дымковская глиняная игрушка — это соединение четких форм, простоты сюжета и живой росписи.

Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские, загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде: платок, расписной сарафан, полушалок, передник.

Гжельские изделия сделаны из белой глины и расписаны широкими голубовато-синими мазками.

Хохлома вобрала в себя всю красоту и богатство нашей природы.

Богородская игрушка знакомит ребенка с животными и разными предметами, передавая образа точно и реалистично.

Выставка НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ДЕТСКОМ САДУ

В рамках знакомства детей с русскими традициями, с обычаями своих предков, в детском саду может быть организована выставка народной игрушки.

Цели выставки:

  • Прививать любовь и бережной отношение к народной игрушке.
  • Развивать эстетическое восприятие образцов народного искусства.

Народная игрушка в детском саду, на выставке, может быть представлена игрушками из дерева (богородскими, городецкими, семеновскими), из глины (дымковскими, филимоновскими, калининскими, каргопольскими), матрешками (загорскими, семеновскими, полхов-майданскими). Кроме этого, ввести детей в экскурс по истории игрушки помогут фотографии, книги о народных промыслах, иллюстрации Ю. Васнецова к «дымковским» поговоркам и сказкам.

Выставка народной игрушки в детском саду организуется совместными силами детей, педагогов и родителей.

Работа с детьми

Воспитатель знакомит детей с историей края, старается передать посредством рассказов, образов ту среду, в которой зарождалась народная игрушка.

Особое внимание следует уделить цветам, используемым для росписи, так как они несут символический смысл, помогают передавать замысел автора, сюжет. Показательна в этом плане каргопольская игрушка. Зеленый цвет означает землю и природу, голубой — небо, белый — правду и добро, черный — зло и горе, красный — красоту и здоровье.

Тематические занятия в детском саду включают в себя:

Работа с родителями

Работа с родителями включает в себя семинар-практикум, на котором дети вместе со взрослыми учатся лепить из глины и расписывать получившиеся изделия орнаментами, характерными для народных игрушек.

Кроме этого, на семинаре может быть показан фильм под названием «Сокровищница народного искусства», «Экскурсия по фабрике игрушек» и другие.

Для родителей в преддверии выставки рекомендуется провести семинар-практикум «Народная игрушка из глины». В ходе семинара родители совместно с детьми могут вылепить игрушки из глины и расписать их по мотивам дымковской, филимоновской, каргопольской, калининской игрушек.

На семинаре можно показать видеофильмы «Сокровищница народного искусства», «Народная игрушка» и другие.

Работа с педагогами

Педагоги принимают участие в тематических консультациях, на которых обсуждаются примеры использования народной игрушки в различных видах дошкольной деятельности: изо, музыке, играх и других.

Завершающим этапом может стать общая поделка — например, большое панно из глины и соленого теста, которое впоследствии украсит интерьер детского сада.

Материал подготовила Даниленко Мария.

Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку "что такое хорошо и что такое плохо", но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать в соответствии с нравственными требованиями.

В этой связи велика роль именно народной игрушки . Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребенку, состоит в условности ее изображения. Условность изображения опирается на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создается игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека - все решается традиционно выработанным, выверенным веками способом. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с ней и детскую игру. Взрослые, может быть, хотели видеть в игрушке нечто другое, но ребенка привлекает именно ее предельная простота и ясность. Эта простота линий и цвета проявляется и в дымковских "конюшках" и "баранах", и в алтайской глиняной "Катюше". А Загорская, чудесно раскрашенная птица с пищалкой - это ли не чудо простой мудрой радости, которой так не хватает современному, измученному компьютером и чуждыми для русской души американизированными игрушками, ребенку? Известно, что игрушка - часть культуры народа, лишив которой ребенка, мы лишим его важной составляющей части его личности: национального самосознания, патриотизма.

В.Я.Соловьев отмечал пластичность и многогранность русской народной игрушки, как инструмента народной педагогики. Смысл ее в следующем:

  • - введение ребенка с первых дней жизни в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов - глины, дерева, ткани;
  • - освоение через игрушку бытия конкретного этноса, прямое введение его в культуру с ее устойчивыми предпочтениями, становление ребенка в качестве сына или дочери своего народа;
  • - формирование в мальчике необходимых черт хозяина, кормильца, а в девочке - матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции, мастерицы;
  • - активное вовлечение в непрерывную традицию народного творчества путем непосредственного участия в создании игрушек с самого малого возраста (с 2-3 лет);
  • - воспитание творческого отношения к миру как наиболее продуктивного;
  • - ориентация на высшее качество, так как народная игрушка всегда – подлинник и, как правило, маленький шедевр.

Нельзя не отметить и те поразительные по своей гармонии цвета и их сочетания, используемые в народной игрушке. Здесь вы не встретите тех ужасающих, кричащих оттенков, которыми обладает зачастую современная «антиигрушка». Ведь народные умельцы выбирали цвет для игрушки, руководствуясь мудростью природы. Тут вы увидите зелень травы, яркость синего неба, сияние желтого солнечного света и т.д. Ребенок, играя с народной игрушкой, имеет возможность знакомиться с цветовыми эталонами. Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности формы эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание. Ни для кого не секрет, что цвет также обладает психотерапевтическим свойством и способен излечивать различные виды заболеваний. Поэтому народная игрушка помогает не только освоить цветовой ряд малышам, но и справиться с такими нежелательными проявлениями, как агрессия, страхи, расторможенность и т.п. Беседуя с детьми о том, «какая по характеру народная игрушка?», дошкольники определяют ее как «добрая, красивая, нарядная, ласковая, веселая, сказочная» и т.д. Выводы, как говорится, излишни.

Я думаю, что если бы «живая» народная игрушка попала к детям в повседневный быт, то они охотно приняли бы ее в свои игры. Ведь многие из существующих ее образцов просто не доходят до них. Время диктует перевод народной игрушки на более массовое производство, что сделало бы ее более доступной для малышей.

Говоря о дидактической составляющей народной игрушки, нельзя не отметить игрушку – вкладыш, ярким образцом которой является матрешка. Игры с такой игрушкой заставляют ребенка активно действовать: вкладывать, расставлять, переставлять. Так как принцип убывающей величины в игрушках строго выдержан, то ребенок не может обойти его при вкладывании их друг в друга и даже при простой расстановке в ряд. В конце концов он дает правильную гамму величин. Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребенка в развитии мышц руки, глазомера, а также воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели.

В народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка. Выделяется забавная игрушка , радующая детей свистом, писком, действием. На вопрос, предложенный вятской художнице-игрушечнице Е.А.Кошкиной о том, чем руководствуется она при создании игрушек, она отвечает: «А вот смотрю, чем бы ребятишек позабавить, да потешить… да и придумаю». И выходят из ее рук резвые кони с наездниками, свинки со стоящими на их спинах зайцами и другие забавные игрушки-свистульки. Игра – забава с такой игрушкой не перейдет в озорство или, того хуже, в хулиганство, но напротив, разовьет в ребенке чувство юмора, жизнерадостность, что особенно важно для застенчивых, склонных к унынию детей. Разноголосые пищалки, свистульки разовьют в ребенке музыкальность, слуховосприятие, внимание.

Нельзя не остановиться на игрушке-самоделке . Речь идет об игрушке, которая делается самими детьми или взрослыми – будь то воспитатель в детском саду или родители, бабушки и дедушки. Мастерство такой игрушки связано с определенными местными традициями в выборе материала, приемами изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – из соломы, бабки, городки и масса других игрушек. Здесь прекрасен сам факт совместного творчества с ребенком, пусть даже роль его в процессе изготовления будет незначительна. Как ценно почувствовать тепло родительской ласки, заботы взрослого о малыше через игрушку. Игрушка-самоделка настойчиво напоминает нам, что, кроме компьютеров, сверхскоростей и изысков современной цивилизации, есть высокая простота жизни человека в гармонии с миром природы и согласии с Богом. И что это то и есть необходимая и настоящая основа для полноценного человеческого бытия на земле. Изготовление игрушек из подручных природных материалов всегда было делом семейным: мужчины и женщины в свободное от полевых работ время лепили, точили, красили детскую игрушку, привлекая к этому труду своих детей – так с ранних лет приучали их к усердию и терпению. Ярким примером такой игрушки является наша Алтайская игрушка. Отличается она простотой формы, незатейливым окрасом. Она никогда не делалась для продажи в отличие от ярких, ярмарочных Дымковских кукол. Алтайская кукла – это простая, но не лишенная стати и красоты труженица в простом сарафане и с длинной косой.

В русском крестьянском быту куклы иногда делались очень просто: какая-нибудь тряпочка или сильно поношенный головной платок свертывались в скалку, перетягивались ближе к одному концу ниткою, чтобы отделить голову от туловища, затем на туловище накидывался какой-нибудь пестрый лоскут, заменяющий костюм, - кукла была готова. Специалисты считают, что самая лучшая кукла – самая простая, без лица. Она может смеяться, плакать, быть похожей на маму или саму девочку. И ребенок может додумать те или иные ее повадки, характер.

У мальчиков могут быть и сегодня, как встарь, свои куклы-забавы – бойцовые куклы. Главное в бойцовой кукле – крестовина, основа «бойца». К концам привязывают кулаки побольше, которыми «боец» размахивает. Кулаки и голова отличаются только размерами, хотя изготавливаются одинаково: в узелок завязывается комок ваты. Кулаки получаются большие, но бьют не больно. Можно самим придумать костюмы и лица – но только обязательно веселые. Это уж точно не вызовет агрессии и ночных страхов, как после общения с такими «невинными трансформерами», как человек-машина, человек-чудище, человек-робот и т.п.

Народная игрушка приносит радость современному ребенку еще и потому, что она во многом схожа с творчеством самих детей . В восприятии ребенка фантазия преобладает над разумом, наивные представления – над опытом и фактами, которых у него мало. Поэтому изображение получается условным, он подчеркивает характерные черты изображаемого. Неживое часто смешивается с живым, одухотворяются предметы, очеловечиваются животные. То же самое происходит в народном творчестве. Только все эти образы закреплены в традиции, они не случайны, но выверены временем, как уже говорилось ранее. Чувство новизны у зрелых мастеров воплощено в традиционных образах изделий, которые отражают не только их живой интерес к миру, но и мировосприятие их предшественников. Такая близость народного и детского искусства формирует чуткое отношение к прекрасному, способствует становлению гармонично развитой личности.

Кроме того, народная игрушка воспитывает стремление к добру и правде, любовь к красоте. Являясь поэтическим отображением природы (через материал и созданные образы), она способна ослабить вредные последствия удаленности от природной среды у детей больших городов. Таким образом, обращение к народному искусству через игрушку способствует предупреждению нежелательных форм поведения у ребенка, а также гармоническому развитию всех дремлющих в нем сил и наклонностей.

Воспитатель

Балабова Татьяна Васильевна

Русская народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Русская -народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Совместное с родителями изготовление игрушек вызовут положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти

Скачать:


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Лукоморье»

ПРОЕКТ

«Русская - народная игрушка»

Старшая группа (дети 5-7лет)

2014-2015г

Пояснительная записка

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Русская народная игрушка имеет огромное значение в воспитании

всесторонне развитого человека. Русская -народная игрушка самобытна,

интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Наш проект позволит:

  • зародить интерес к русской народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;
  • привить уважение к истории России;
  • пополнить предметно развивающую среду;
  • вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.

В рамках проекта дети совместно с родителями под руководством педагога получат знания о русской матрешке, Ванька-встаньке, филимоновской, дымковской, богородской игрушках, о куклах пеленашках, крупеничках, столбушках, закрутках, хохломской и городецкой росписи. Совместное с родителями изготовление игрушек вызовут положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти.

Основные преимущества этого проекта:

  • формирование интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда;
  • формирование умения видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;
  • развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.

Этапы реализации проекта.

1-й этап: подготовительный – планирование, сбор материала.

2-й этап: организационный – разработка содержания непосредственно образовательной деятельности, сценария праздника

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий с детьми и родителями по плану

4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов.

Паспорт педагогического проекта

Тема: Ознакомление детей с русской народной игрушкой и народными промыслами.

Название проекта. «Русская - народная игрушка».

Тип проекта. Творческо-исследовательский

Сроки реализации. Краткосрочный

Состав участников: дети старшей группы, их родители и педагоги

Цель. Эстетическое воспитание дошкольников через восприятие красивого мира русской - народной игрушки.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с народно декоративным искусством.
  • Расширять представление о русской - народной игрушке.
  • Познакомить с русской народной игрушкой : кукла – пеленашка, крупеничка, кукла - столбушка, закрутка, Ванька-встанька, Богодской игрушкой – Медведь в кузнице, Зайчик обедает, Медведь – барабанщик .
  • Развивать познавательные и творческие навыки, применение полученных знаний на практике.
  • Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей и родителей, потребность в самореализации в самовыражении.

Актуальность

Проект способствует приобщению детей к истокам русской - народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России

Ожидаемые результаты .

  • У детей сформированы знания о русском - народно прикладном творчестве, русской народной игрушке.
  • Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность;
  • Укреплены семейные связи.
  • Индивидуально личностный рост ребенка через восприятие эстетического красивого мира русской народной игрушки.

Мероприятия по реализации:

Формы работы с детьми:

1. Рассматривание иллюстраций, книг

2. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства

3. Расписывание детьми предметов элементами росписи.

4. Непосредственная образовательная деятельность:

Волшебный мир красок (русские народные промыслы);

Золотые руки мастеров;

В гости к матрешке.

5. Беседы о народной игрушке, истории возникновения

6. Дидактические игры: «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку»

7. Художественное творчество: Кукла «Пеленашка», Столбушка, Закрутка, Ванька–встань-ка

8. Сюжетно-ролевая игра «Виртуальная экскурсия в музей народного творчества»

9. Чтение рассказов, стихов о народной игрушке, пословиц.

10. Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Чичкова.

11. Разучивание народных игр: «Яша», «Горшок», «Карусели»

12. Пение «Ложкари», музыка и слова Н. И. Суховой; игрушкины частушки, муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского

13. Разучивание танца «Самоварчики», танец Матрешек, «Во саду ли, в огороде… », танец Неваляшек.

Формы работы с родителями.

  • Придумывание сказок, загадок о русской народной игрушке, с последующей записью.
  • Выставка «Русская народная игрушка»
  • Индивидуальные консультации по презентации семейных проектов.

Итог проекта

  • У детей сформирован интерес к изготовлению русских народных кукол из ткани;
  • Оформлена выставка детских работ «Волшебный мир русской народной куклы»;
  • Куклы используются в театральном представлении сказок: «Крошечка Хаврошечка», «Придумай сказку…» и др.

Социально - коммуникативное развитие, труд.

  • Беседы о народной игрушке, истории возникновения
  • Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, русских народных игрушек, иллюстраций, книг.
  • Составление и отгадывание загадок о народных промыслах.
  • Мастерская по изготовлению куклы «Пеленашки», Столбушки, Закрутки.
  • Просмотр видеороликов о народно прикладном творчестве
  • Дидактические игры «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку».
  • Народные игры: «Яша», «Горшок», «Карусели».
  • Музыкально-дидактические игры «Весёлые подружки», «Игра с матрёшками».
  • Сюжетно-ролевая игра ««Экскурсия в музей народного творчества».

В течение месяца

  • Художественное творчество
  • Расписывание детьми предметов элементами росписи: Хохлома – ложка, Городец – доска, Полховско-Майданская – птичка, Дымковская – барашек, Филимоновская – петушок, Гжель – тарелочка.
  • Раскраски «Русская матрешка», «Гжель», «Золотая хохлома»
  • Организация выставки мини-музея «Русские народные игрушки»

Взаимодействие с родителями

  • Информация в родительский уголок: «Что такое русская - народная игрушка»
  • Папка передвижка «Русская - народная игрушка»
  • Придумывание сказок, загадок о народной игрушке, с последующей записью.
  • Мини-музей «Русская - народная игрушка»

В планах на следующий год:
1. Использование русской – народной игрушки, утвари в праздниках, развлечениях.
2. Привлечение родителей в создании русской игрушки: круглые столы, совместные мероприятия.
3. Организация выставок, ярмарок, распродаж.