Театрализованная деятельность как средство развития речи детей. Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений. Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации

«Театрализованная деятельность - как средство развития речи у дошкольников»

Выполнила: Артюшенко Ю.В.

МКДОУ д/c «Красная шапочка» р.п.Линево

воспитатель

Содержание

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов

воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип

обучения: учить играя.

Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы и среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

Дети во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Театрализованные игры помогают мне создать радостную, непринужденную обстановку в группе. Увиденное и пережитое в игре – драматизации и в их самодеятельных театрализованных представлениях создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям. Всё это несомненно, способствует развитию речи , умению вести диалог и передать свои впечатления в монологической форме.

Основная цель : развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованных и

Задачи :

1.Развивать связную речь детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику у дошкольников.

3. Обеспечить развивающую среду , насыщенную разнообразными игровыми

материалами, декорациями, различными видами театров , способствующей

становлению театрально -игровой деятельности и развитию связной речи

дошкольников .

4. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового

опыта, речевой активности ребенка.

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Работу по формированию развитию речи посредствам театрализованной деятельности начала с детьми третьего года жизни. Во второй младшей группе начала формировать у детей простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных) ; в средней группе планирую обучать детей элементам художественно – образных выразительных средств (имитации, мимике, пантомиме) ; в старшей группе будем совершенствовать художественно – образные умения.

В своей работе я использую следующие формы организации театрализованной деятельности детей и основные направления работы с детьми:

    Театрализованные игры.

    Рассказы о театре.

    Индивидуальные творческие задания.

    Сочинение сказок, придумывание историй для постановок.

    Беседы-диалоги.

    Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

    Чтение литературы.

    Оформление выставок, альбомов, родительского уголка.

Основные направления работы с детьми:

Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Театрализованная деятельность дает мне возможность развивать у детей не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), а также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Таким образом, дошкольники усваивают богатство родного языка, и используют выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, стараются говорить четко и понятно для окружающих.

Для театрально – игровой деятельности в группе я оборудовала театральную гостиную , что позволило создать максимально комфортные условия для творчества детей. В нашей гостиной представлены различные виды театров (марионетки, пальчиковые и т. д.), есть костюмерная и уголок ряженья.

На всех этапах работы я использую следующие методы формирования развития речи :

1. Наглядные методы помогают в рассматривание картин со знакомым детям содержанием, при описании детьми картинок и игрушек, придумывании сюжетных рассказов.

2. Словесные методы связаны с художественным словом. Вначале мне необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности . Например : после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» задаю такие вопросы: - «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? – Как вы догадались?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.

3. Практические методы. Цель этих методов – обучить детей на практике применять полученные знания. Я использую дидактическую игру наглядным материалом и словесную) . Работу со знакомым литературным текстом провожу с помощью игры- драматизации , настольной инсценировки.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр– способствует развитию речи, так как стимулирование кончиков пальцев, подражание движениями рук, игры с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. В нашем театральном уголке созданы наборы для сказок «Волк и козлята», «Репка», «Колобок», «Айболит»

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Таким образом, дети впитывают богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и стараются говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

По мере увеличения знаний о театре, продолжаю знакомить детей с его разными видами. В этом огромную помощь оказывают родители. Они участвуют в изготовлении декораций, придумывают и делают сценические костюмы или их элементы.

Вот некоторые примеры:

Театр на палочке, на ложках - вырабатывает ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью. Это персонажи к сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок».

Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь. Это сказка «Колобок»

Конусный театр– помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Это персонажи к сказкам «Теремок», «Репка»

Стендовый театр - это театр на фланелеграфе, магнитный стендовый, стенд- книжка . Для этого вида театра созданы персонажи по сказкам «Три медведя», «Три поросенка», «Лисичка–сестричка и волк» и другие.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Т еатр живой куклы . Это достаточн о новый для нас вид театра. Мы с детьми с большим удовольствием применяем с своей работе театр масок.

Союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. В работе с родителями отвожу особое место. Стараюсь каждому рассказать, что может сделать именно их ребенок. Большой интерес проявляют родители, принимая участие в пополнении театрального реквизита. Предлагаю родителям что-то смотреть с детьми, послушать, поучить, почитать, посоветоваться по изготовлению костюма. Совместно с родителями организовала вечер «В гостях у сказки». Участвовали все дети и несколько родителей. И дети, и родители показывали отрывки из знакомых сказок. Затем дети обсуждали выступление родителей, а родители дали оценку детям. Привлекаю родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов.

Запланировала до конца года провести совместно с родителями такие вечера, как «Любимые сказки», «Смешные истории», «Здравствуй сказка».

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Ведь какими мы вырастим наших малышей, такое будущее нас ждет. Очень сложно было распределение положительных и отрицательных ролей, потому что почти все дети хотели играть положительных персонажей. Я старалась донести до детей то, что все: и взрослые, и дети - артисты и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли.

Насколько происходит развитие речи у дошкольника по средством театрализованной деятельности, показывает диагностика. Провожу два раза в год. Ключевой метод отслеживания - наблюдение - позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы; наметить перспективу работы всей группы. Детям, у которых высокий уровень даю более сложный материал. Дети среднего уровня и низкого уровня получают роли соответственно их возможностям. Но иногда дети стараются запомнить главную роль и в процессе постановки спектакля вырастают до этой роли. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Критерии оценки составляющих развития речи

Связная речь:

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

Грамматический строй речи .

Низкий уровень – 1 балл: фразы нет; пользуется корневыми словами, лишенными флексий. Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.

Средний уровень – 2 балла: не сформирован; попытки формирований чаще всего неудачны; смешение падежных форм, употребление существ. в И. п., а глаголов в инфинитиве; отсутствие согласований (прилагательное + существительное; числительное + существ.); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существ. по числам. Допускает незначительное количество ошибок при словоизменении и словообразовании.

Высокий уровень – 3 балла: правильно употребляет простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных; пропускает и заменяет предлоги; ошибки в ударениях и падежных – окончаниях. Дети владеют закономерностями словоизменения и словообразования. Умею грамматически правильно согласовывать слова между собой.

Словарный запас .

Низкий уровень – 1 балла: активный запас ограничен бытовым уровнем, владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.

Средний уровень – 2 балла: использует все части речи, но не всегда точно; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами, но при подборе синонимов испытывает затруднения.

Высокий уровень – 3 балла: активный словарь соответствует возрастной норме.

Эмоциональная выразительность:

Высокий уровень 3 балла: Эмоции соответствуют характеру заданной театральной постановки. Прослеживается точность и четкость движений, мимики, жестов, поз. Свободно движется перед зрителем, эмоциональность и выразительность выражается также, что и на репетициях. В творческих занятиях проявляет инициативу и выдумку. При сюжетной постановке легко перевоплощается и входит в роль. Умеет радоваться своим успехам и успехам других.

Средний уровень – 2 балла: Поддерживает эмоциональный уровень только в понравившейся теме. Часто прослеживается не точность и четкость в движениях. Сковано и зажато ведет себя перед зрителем, в отличии от репетиции. Творчески себя проявляет скромно, особенно при составлении сценария. В сюжетной постановке удаются не все предложенные роли.

Низкий уровень – 1 балл: Эмоции отсутствуют либо проявляются не там где положено. Нет желания участвовать, в какой-либо постановке, игре, сюжете. Стеснительное, не активное поведение прослеживается как на занятиях, так и на показательных мероприятиях. Не наблюдается предрасположенности, к каким-либо ролям и заинтересованного участия в театральных постановках.

Литература

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.

Вот некоторые примеры.

Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр –топатушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Список литературы

  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.
  2. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  3. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. - М.: Просвещение, 1994. – 128с.
  4. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с. Весёлое» Красногвардейский район Белгородская область

Сообщение

«Театрализованная деятельность, как средство, развития речи детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель: Дашевская Татьяна Николаевна

Весёлое 2016 г.

«Театрализованная деятельность, как средство, развития речи

детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст называют возрастом «почемучек», т. к. увеличивается речевая активность ребёнка. Начинается взрыв словотворчества. Дети тяготеют к рифме, осваивают умение строить высказывания. Главное направление развития речи 5-го года жизни - это освоение связной диалогической речи.

Одна из основных задач ФГОС - разностороннее развитие детей по основным направлениям осуществляется через реализацию общеобразовательной программы и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению.

Здоровый физически развитый ребёнок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели мы работники дошкольных учреждений должны уделять особое внимание развитию речи детей.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения.

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность».

К.С. Станиславский.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует миру чувств, коммуникативных навыков, развитию способностей к сопереживанию, через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости.

Целью нашей работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра: и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихотворениям. Исследованиями ученых Л. Ворониной и Р. Смгуткиной, установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно: создать предметно пространственную среду, изготовить ширму, приобрести набор кукол, это дает возможность, каждому ребенку принять участие в театральной деятельности.

Работая с малышами, мы обратили внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Младших дошкольников, это привлекало прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно мы стали формировать интерес детей к театрализованным играм. Организовывали просмотр небольших кукольных спектаклей старшими детьми, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. Мы начали знакомство с театральной игрой через игры - имитации. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Теперь нашей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".).

Благодаря системным занятиям у детей развивается активная речь и вырабатываются игровые умения. Учась быть доброжелательными зрителями, дети не забывают говорить спасибо артисту. А в актерской игре стали самостоятельно использовать некоторые средства - выразители (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи). Наша работа с детьми среднего возраста направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами.

В работе с детьми мы стали использовать:

    многоперсонажные игры-драматизации по текстам сказок с элементами волшебства, о животных (Для драматизации, инсценировки, рассказывания лучше использовать короткие, хорошо знакомые сказки:

    «Теремок», «Колобок», "Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя» и т.д.(в течение квартала планируем одну сказку).

    игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых"; «Учимся говорить правильно» праздник игры и сказки

За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, появились умения, направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Мы, со своей стороны, стараемся больше уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации с помощью разных средств выразительности, подводим детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по - разному используя громкость голоса, интонационную выразительность, мимику.

К постановкам спектаклей, привлекаем и родителей, даём домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям.

Для родителей размещаем:

    Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализуется проект с участием родителей «Сказка своими руками». Изготавливаются персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.

Список использованной литературы:

1.Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.Д. Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.

2.В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления. А. Лопатина, М. Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2007 г.

3.Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В. Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.

4.Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006 г.

5.Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. О.С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.

Правильное и своевременное формирование речи у ребенка – процесс, требующий времени и определенных усилий. Как же родителям помочь крохе справиться с трудностями освоения этого навыка? Ответ прост - развитие речи в театрализованных играх станет не только эффективным, но и очень занимательным.

Театрализованная игра как средство развития речи

Мы живём в эпоху обилия информации. Различные гаджеты и новомодные игрушки зачастую не только не приносят никакой пользы, но и значительно затормаживают речевое развитие дошкольников. Многие родители, к сожалению, сами того не осознавая, уделяют слишком мало времени общению с детьми, а также совместному . Из-за этого словарный запас у многих современных ребят довольно скудный, всё чаще возникают проблемы с произношением некоторых звуков и умением выражать собственные мысли и эмоции при помощи речи.

В наше время особенно важно приобщать детей к театральному искусству, стимулируя у них неподдельный интерес и искреннее желание постигать азы речевого общения. Благодаря такому подходу можно ненавязчиво обучать ребенка важным и полезным навыкам.

Театрализованная игра – самый действенный и доступный способ для развития речи. Секрет этого метода прост: обучение малышей происходит в игровой форме. А играть любят все дети без исключения.

ВАЖНО! Многие физиологи утверждают: движение пальцев рук стимулируют «речевые» зоны мозга. Пальчиковые игры отлично помогут в развитии речи.

Развитие речи посредством театрализованной игры очень полезно. Это расширяет кругозор, обогащает словарный запас, развивает воображение и мимику, снимает мышечное и психологическое напряжение, помогает постановке правильного произношения, артикуляции, интонации и дикции.

Театрализованные занятия дарят ребенку возможность примерить на себе различные амплуа. Малыш сможет попробовать себя в качестве актера, сценариста, костюмера, кукольного мастера и т.д. Во время игр карапуз чувствует себя более раскованно, забывает о комплексах и фобиях. Такие занятия эмоционально раскрепощают и повышают , развивают коммуникационные навыки. Естественно, все это помогает и развитию речи.

Лучшие театрализованные игры для развития речи детей

Театрализованные игры следует подбирать по возрасту, постепенно усложняя задачу. Для самых маленьких малышей хорошо подойдут простые упражнения, направленные на постановку речи и увеличение словарного запаса . Дети постарше могут уже самостоятельно принимать участие в спектаклях, этюдах и импровизациях. Не стоит чрезмерно перегружать карапузов, занятия должны быть регулярными, но не слишком долгими. Иначе вы рискуете утомить кроху, и он и вовсе утратит интерес.

Театрализованных игр, помогающих развитию речи довольно много. Мы подготовили для вас подборку самых популярных.

  • Повторение стихов, потешек.

Прочитайте небольшую строчку произведения, ребенок должен повторить ее за вами. Важно произносить слова с интонацией и необходимыми паузами, тем самым подавая пример малышу. С каждым упражнением навык выразительного чтения у ребенка будет совершенствоваться. Такой вариант хорошо подходит для детей, ещё не умеющих читать.

  • Интонационная постановка.

Научите малыша читать (или повторять за вами) произведения с различным выражением (грустно, весело, строго, трусливо и т.д.). Пусть кроха с помощью интонации выразит эмоциональные состояния персонажа (радость, грусть, удивление и т.д.). Начинайте с простых сюжетов, используйте для этого русские народные сказки, стихотворения К.Чуковского, С. Маршака и т.д. Развить чистоту речи и произношения помогут скороговорки.

  • Звукоподражание.

Попросите малыша воспроизвести звуки природы (шумит море, идёт дождь, дует ветер и т.д.) и звуки, которые издают животные. В этой игре можно использовать мимику и жесты.

  • Играем в кукольный театр.

ОСОБЕННОСТИ! Развитие речи через театрализованную игру происходит не только во время актерского исполнения, но и во время обсуждения выступления. Перед проведением спектакля на основе сказки, а также после него, проведите беседу с ребенком по содержанию произведения. Спросите у него, какие герои ему понравились, а какие нет и почему. Важно научить ребенка не заучивать текст, а понимать его смысл.

  • Импровизация.

Разыграйте вместе с ребенком без предварительного сценария какую-нибудь ситуацию из жизни («поход в магазин», «в библиотеке» и т.д.).

  • Музыкальный спектакль.

Пение под музыкальное сопровождение не только развивает чувство такта и повышает настроение, но и хорошо помогает запоминать новые слова. Проведите дыхательную и речевую гимнастику перед занятием.

Регулярное проведение театрализованных игр можно использовать как средство развития речи детей, которое поможет повысить уровень развития речи и устранить различные ее нарушения. Приобщайте своего ребенка к искусству, прививайте любовь к регулярному чтению полезных книг, ограничьте просмотр , а также времяпровождение с гаджетами и игрушками, и самое главное –подарите малышу как можно больше вашего общения и внимания.

Развитие связной речи: театрализованные игры, полезное видео

Как вы уже поняли, театрализованные игры в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль. Подборка развивающих игр для детей 3-4 лет:

Ирина Кузьмина
Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи , педагогической деятельности , технологических приёмов.

Цель моего мастер – класса обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста .

Задачи :

1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность .

2. Познакомить с видами театра , научить изготавливать театр на дисках

3. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов

4. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми .

В результате работы на мастер-классе участники :

Узнают формы организации театрализованной деятельности в ДОУ .

Познакомятся с разными видами театра

Научатся применять полученные знания в практической работе с детьми.

Оборудование :разные виды театров , диски, ножницы, клей, прищепки, картинки смешариков, музыка.

Основные этапы мастер-класса :

1. Вводная часть. Выступление по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста »

2. Основная часть. Изготовление театра на дисках и мини-постановка «Смешарики на дороге» .

3. Заключительная часть. Рефлексия.

4. Подведение итогов.

Ход мастер – класса

Актуальность темы.

Позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка .

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по . Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи . Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность это неисчерпаемый источник развития чувств , переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

При работе с детьми, я поставила перед собой цель : развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности .

Для реализации цели я определила ряд задач :

1. Совершенствовать речь детей : звуковую культуру речи , интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.

2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой , ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации : поза, жесты, мимика, голос, движения.

3. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка : развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе .

4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр : раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления : игры в концерт, показ сценок, участие в кукольных постановках.

5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей , родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими детьми.).

Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю следующие принципы : 1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности , что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. 5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. 6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

В театрализованной деятельности использую такие формы организации

Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей

- Театрализованное занятие

Самостоятельная театрально-художественная деятельность

- Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях

Посещение детьми театров

Приемы развития речи :1. Чтение художественной литературы.

2. Чистоговорки и скороговорки 3. Беседа 4. Упражнения в употреблении речевых штампов 5. Постановка вопроса 6. Дидактический рассказ с инсценировкой

7. Инсценировка диалога в стихах 8. Режиссерские игры

Классификация театрализованных игр :

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы : игры драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются : игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» , управляет «артистами» . «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров , используемых в детском саду : настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)

Условно развитие речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей .

На 1 этапе (младший дошкольный возраст ) основными направлениями являются :

Обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство» ,«Просьба» , «Извинение» , «Игра» ,

- развитие ЗКР - обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.

На 2 этапе (в старшем дошкольном возрасте ) основными направлениями являются :

- развитие коммуникативных навыков - совершенствование речевого этикета

Освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.

- развитие творчества , импровизации и перевоплощения

Совершенствование диалогической речи

Уважаемые педагоги, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса . А теперь мы приступим к практической части.

Основная часть

«Театр – это волшебный мир . Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей… " (Б. М. Теплов)

И сегодня я хочу познакомить вас с многообразием видов театра , которые использую в своей работе с детьми.

Виды театров

театр на дисках вырезной театр

театр би-ба-бо -фланелеграф

теневой театр пальчиковый театр

ложковый театр театр мягкой игрушки

театр в книжке Конусный театр

театр на кухонных лопатках платковый театр Платковый театр

Маски-шапочки

Я считаю, что изготовлением самого простого и доступного театра является изготовление театра на дисках . Есть несколько вариантов театра на дисках : Сделать героев в виде аппликации; нарисовать; вырезать готовую картинку из книжки, журнала; или найти нужного героя в интернете.

Я предлагаю сделать всех известных героев из мультфильма «Смешарики» .

Для этого нам понадобятся диски, клей, ножницы, картинки с героями и прищепки.

Все очень просто : вырезаем, наклеиваем и ставим на прищепках. Вот герои и

готовы, а теперь представление :

Сценарий спектакля по ППД.

Цель : пропаганда знаний Правил дорожного движения среди воспитанников детского сада. Оборудование : изображения знака, театр на дисках «Смешарики.»

Под фонограмму песни из мультфильма “Пластилиновая ворона”

Покажем мы вам сказку.

А может и не сказку.

А может быть и мультик.

Хотите посмотреть?

О правилах движения.

А может поведения

Ребята из дет сада

Пришли вам рассказать.

Историю про девочек,

А может и про мальчиков.

Да, нет же про смешариков.

Что ж приключилось там?

А вы, друзья, послушайте.

А лучше посмотрите.

А мы сейчас расскажем вам.

А может пропоем.

Звучит фонограмма из мультфильма “Смешарики”.

Ведущий : Жили-были Смешарики. Жили они в своём смешариковом лесу. И вот однажды стало им совсем скучно.

Ёж : До чего же скучно, братцы,

Каждый день в лесу слоняться.

Каждый день одно и то же.

Одичаем мы похоже?

Нюша : Где то город. суматоха.

Копатыч : Ну, а мне и здесь не плохо.

Вон, забот невпроворот :

Пчёлы, садик, огород.

Воздух, птички, лес - чудесно

Нюша : Фи! Как всё неинтересно.

Скукотища! Муть лесная!

Всё я в город уезжаю!

Кар Карыч : Это точно! Надо, братцы,

Нам из леса выбираться!

Не надолго, на чуть-чуть

Едем в город отдохнуть.

Ёж : Эй, Смешарики, вперёд!

Город нас к себе зовёт!

Я бегу, встречай, родимый! (Убегает)

Кар Карыч : Не спеши. Необходимо

Знать основы ПДД.

Нюша : Это что за ерунда?

Кар Карыч : Масса правил есть друзья :

Это можно, то нельзя.

Где ходить разрешено,

Ну, а где запрещено.

Город - это не игрушки.

Навострите ваши ушки

И послушайте урок!

Копатыч : Полно, Карыч, мой дружок!

Ты чего пугаешь нас?

Не в лесу же мы сейчас!

(Копатыч кричит из-за кулис)

Ай-я-яй! Какая жуть!

Помогите кто-нибудь!

Кар Карыч : Эй, Копатыч, я бегу!

Чем могу тем помогу (Убегает)

Капатыч : Ах, как больно и обидно!

Кар Карыч : А ещё должно быть стыдно!

Нюша : Мы ж в аварию пополи.

Очень-очень пострадали.

Копатыч : Ноги.

Нюша : Рученьки.

Вместе : Болят!

Кар Карыч : Ну, кто ж вам виноват?

Уж конечно не водители!

Вместе : Мы же.

Кар Карыч : Вы же нарушители!

Нюша : Что мы сделали не так! Кар Карыч.: Вот, друзья, пред нами знак.

Этот знак нам говорит :

Пешеходам путь закрыт!

Вы ж помчались по дороге

И … авария в итоге!

Пострадали вы и люди.

Нюша : Извините!

Копатыч : Мы не будем.

Нюша : Будем. правила учить,

Чтоб в беду не угодить.

Ёж : А я слушаться не буду

Кара Карыча - зануду.

Мне всё это надоело -

Поучает то и дело!

Я на велике помчуся по дороге настоящей,

И расступятся машины, удивляясь : Кто такой!

И душа моя запляшет, и забьётся сердце чаще,

И колючки засияют вмиг от скорости такой!

Нюша : Ёжик, ёжик ты чего?

Бараш : Твой поступок сей ужасен

И для общества - опасен!

Безобразия, друзья!

Так себя вести нельзя!

Ёж : В этом городе все злючки.

Поломали мне колючки.

Покатался. Что ж такого?

Ну, не знал я. Ну, чес слово.

Ну, не буду больше я!

Ну, простите же меня!

Копатыч : Что ж, Кар Карыч, делать нам?

Бараш : Нарушенья тут и там.

Нюша : Город - это не для нас.

Ёж : Пропадём, неровен час!

Кар Карыч : Ну, не так всё безнадёжно.

Всё, друзья, исправить можно.

Вам поможем, так и быть.

Будем правила учить.

(песня на мотив «Черный кот» )

Жил да был светофор на углу,

Подчинялись все люди ему.

Если красный горит, все стоят,-

Это знает любой из ребят.

Припев : говорят, не повезет,

Кто на красный свет

Дорогу перейдет,

А у нас наоборот-

На зеленый только

Сад наш и идёт!

3. Рефлексия. Игра «Настроение» При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию. Поднятая вверх одна рука - занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные вниз руки - ничего не изменилось в моём настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры. До новых встреч!

4. Подведение итогов