Виды детского труда и формы его организации в дошкольном возрасте. Оборудование и материалы. Пословицы и поговорки о труде

Наталья Кузнецова
Трудовая деятельность дошкольников в старшей группе ДОУ

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Основные виды труда в детском саду - это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры).

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию.

Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить ее. Продолжается контроль за тем, чтобы каждая вещь была положена на определенное место, чтобы дети после игры убирали игрушки. Достигается это путем предъявления постоянных требований. В детском саду детей продолжают приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги. Это воспитывает в детях аккуратность.

Хозяйственно – бытовой труд. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядке в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности.

В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне организатора дел, ее трудолюбие.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно - бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую - то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять.

Основная форма организации хозяйственно - бытового труда детей старшей группы - включение их в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания.

Дежурства - более сложная форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте. Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т. к. оно требует большого объема знаний о природе.

Если дежурство вводится впервые, то непосредственно перед его введением следует провести специальное обучающее занятие. Необходимо оформить уголок дежурства. Лучше оформлять его вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми нужно отмечать ежедневно кто, где и когда дежурил. Используются фотографии детей, картинки, кармашки и т. п. В уголке дежурства обязательно должны быть халаты, косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, и т. д. Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, целесообразнее обсудить их только с дежурившими. Назначение дежурных проводится ежедневно, в старших группах возможно назначение на 2-3 дня. В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия. Обязанности дежурных усложняются постепенно. Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей.

Труд в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Дежурства по уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма организации труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.

При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы (Н-р, 5-6 детей поливают цветник или собирают плоды).

В начале учебного года дети старшего дошкольного возраста в ДОУ выполняют ежедневные поручения по уходу за растениями уголка природы. Дежурства по уголку природы вводятся в конце сентября - начале октября. Предварительно следует провести беседу о комнатных растениях, которые там находятся, о приемах ухода за ними, об условиях, необходимых для их роста и развития; рассказать о повседневных обязанностях дежурных. Дежурные назначаются ежедневно. Число их зависит от количества объектов в уголке природы. Воспитатель помогает дежурным распределить работу. Постоянное доброжелательное внимание воспитателя к работе дежурных, своевременная помощь и поддержка очень необходимы детям, особенно в первые недели их работы. Весной детей следует привлекать к пересадке и размножению комнатных растений. Готовиться к этой работе необходимо заранее. Педагог осматривает все растения вместе с детьми, отбирает те, которые нуждаются в пересадке; подготавливает землю, песок, горшки разных размеров, черепки, совки, заостренные палочки, раствор марганца. Основную работу по пересадке выполняет он сам. Дети помогают очистить землю от камешков, щепочек, просеивают ее. В это время педагог закрепляет представления воспитанников о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, почка).

Итак, основной формой работы в уголке природы для воспитанников старшего дошкольного возраста являются систематические дежурства, которые вводятся с самого начала года. Чтобы заинтересовать детей старшей группы целенаправленными наблюдениями, нужно ввести «Дневник уголка природы», куда дежурные будут зарисовывать замеченные ими изменения в развитии растений, повадки животных. Интересно время от времени всем вместе просмотреть эти зарисовки, вспомнить, что и как выращивали, что наблюдали. В «Дневнике рисовать могут только дежурные и только то, что делали и что заметили, - такое правило надо установить. Наблюдая за детьми во время их дежурства в уголке природы, воспитатель замечает, как они работают. Как относятся к своим обязанностям, какое дело их больше увлекает.

Большая часть наблюдений и работы в уголке природы ведётся утром, до завтрака, или после дневного сна.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетически потребностей человека. В его содержание входит изготовление подделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ВИДЫ ДЕТСКОГО ТРУДА И ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ Разработала методист ДУЗ «Солнышко» Пшонник О.А.

2 слайд

Описание слайда:

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство». В.А. Сухомлинский.

3 слайд

Описание слайда:

ознакомление детей с трудом взрослых приобщение детей к доступной им трудовой деятельности обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности

4 слайд

Описание слайда:

В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей: положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь, трудовые навыки, положительные взаимоотношения между детьми. Воспитывает: привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы.

5 слайд

Описание слайда:

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от: 1) возрастных и психофизиологических возможностей детей; 2) уровня трудового опыта детей; 3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность; 4) содержания труда.

6 слайд

Описание слайда:

Условия организации труда Систематическое включение каждого ребёнка в труд учёт нагрузки на ребёнка подбор оборудования для труда создание в группе трудовой атмосферы. Организуя трудовую деятельность, следует помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным, результативным, посильным.

7 слайд

Описание слайда:

хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищи ручной труд (с элементами конструирования) изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву Основные виды труда в детском саду труд в природе выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными

8 слайд

Описание слайда:

поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комна­тах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных про­цессов. ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД Этот труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особенное значение приобретает в средней и старшей группах

9 слайд

Описание слайда:

САМООБСЛУЖИВАНИЕ (элементарный хозяйственно-бытовой труд) - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигие­нические правила. СПЕЦИФИКА: перед ребенком всегда ставится кон­кретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необ­ходимо для него; результат, которого он достигает, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности

10 слайд

Описание слайда:

ЗНАЧЕНИЕ: Трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда; Приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками; Очевидна его жизненная необхо­димость, направленная на удовлетворение повседневных личных по­требностей ребенка; Приучает к систематическому труду; дети на­чинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; воспитывается отри­цательное отношение к безделью и лени; Дети впервые устанавлива­ют известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обя­занности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приоб­ретают умение действенно заботиться о своих близких; Дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не об­ременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

11 слайд

Описание слайда:

СОДЕРЖАНИЕ: В младших группах учат де­тей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно оде­ваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотен­цем, садиться за стол только с чистыми руками; Дети средней груп­пы могут проявлять большую самостоя-тельность в умывании, одева­нии, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопо-мощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей; В старшем дошкольном возрасте большое значение придается длитель-ным обязан­ностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относить­ся к вещам: чистить одеж-ду, обувь, чинить иг-рушки, книги, включа­ют в обучение детей более младших групп элементарным умениям.

12 слайд

Описание слайда:

Показ каждого трудового действия и его последовательности, подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, само­оценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произ­ведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

13 слайд

Описание слайда:

ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОГУТ ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТ, ОБЪЕДИНЯЕМЫХ ПОНЯТИЕМ «ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД»: 1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки. 2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.) 3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п. 4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака. 5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе. 6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды. 7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую. 8. Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова, переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны. 9. Проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение). 10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

14 слайд

Описание слайда:

ТРУД ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ Создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия. Расширяет кругозор детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Способствует развитию наблюдательности, любознательности детей. Воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Помогает воспитать любовь к природе. Осуществляется эстетическое воспитание детей (через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций).

15 слайд

Описание слайда:

РУЧНОЙ ТРУД Развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и т. д. – дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

16 слайд

Описание слайда:

ДОЗИРОВКА ТРУДА Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Для того чтобы не допустить перегрузки, производить смену действий через 10-15 минут Дети 6-7 лет – 20-30 минут Дети 4-5 лет 15-20 минут

17 слайд

Описание слайда:

Место детской трудовой деятельности в режиме дня Любая деятельность сопряжена с трудовыми усилиями и заключает в себе большие возможности. Труд в природе целесообразнее организовывать во второй половине дня, с 15 ч 40 мин до 16 ч 30 мин. В жаркое время года работу на огороде-ягоднике целесообразно планировать на утренние часы до завтрака. Хозяйственно-бытовой труд целесообразнее проводить в утреннее время до занятия, на прогулке и во второй половине дня.

18 слайд

Описание слайда:

Так участвуя то в одном, то в другом виде труда, дошкольни­ки получают возможность ежедневно трудиться. Как часто организовывать трудовую деятельность? Труд по самообслуживанию ежедневно Ручной труд еженедельно Хозяйственно-бытовой труд еженедельно 20-25 мин Труд в природе на участке в группе ежедневно 10-15 мин до 20 мин

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

ПОРУЧЕНИЯ - Широко используются во всех возрастных группах детского сада. возложение на ребенка конкретного зада­ния, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

21 слайд

Описание слайда:

всегда исходят от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, кон­кретно определена задача; это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значе­ние имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста; дают возможность воспитателю разграничить игру и труд; в них заключа­ется элемент требования, с помощью которого малыш приучается дей­ствовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правиль­ностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца; предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; дают возможность воспитателям повседневно, систематичес­ки приобщать детей к посильному труду; создают в группе деловую атмосферу. ОСОБЕННОСТИ ПОРУЧЕНИЙ:

22 слайд

Описание слайда:

Поручения По трудности: простые, сложные По характеру выполнения: индивидуаль-ные или совместные По времени исполнения: кратковременные, эпизодические, длительные

23 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРУЧЕНИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ: являются ведущей формой организации детского труда, работу с малышами по трудовому воспитанию необходимо начинать с индивидуальных поручений, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и т.д.), выполняются вместе с воспитателем, основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», много позже переходят к другим формам.

24 слайд

Описание слайда:

Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они ещё не могут организовать труд по собственному побуждению. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, используют групповые поручения. Поручение даёт воспитателю возможность индивидуализировать приёмы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание.

25 слайд

Описание слайда:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРУЧЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Имеется возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное (разное или одинаковое) дело. В труде всё чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что даёт возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам. Большинство поручений уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер. (вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др.) Выполняя общее для всех задание, ставит детей перед необходимостью самостоятельно распределять работу между участниками, совместно её выполнять, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит согласовывать действия, развивает опыт сотрудничества, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.

26 слайд

Описание слайда:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРУЧЕНИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребёнок не внимателен, часто отвлекается) , т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты ещё не достаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещение инвентаря, распределение работы между её участниками. В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

27 слайд

Описание слайда:

СОДЕР­ЖАНИЕ ПОРУЧЕНИЙ: В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.; В младшей группе носят индивидуаль-ный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, под-нять оброненную вещь, положить на место, по­мочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с про­гулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д.; В старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), да­ются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада)и др.

28 слайд

Описание слайда:

ДЕЖУРСТВА - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности, предполагающий обязательное выполнение ребёнком работы, направленной на обслуживание коллектива. Вводятся в конце года во второй младшей группе. Наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах. Наблюдая работу дежурных следует обратить внимание на умение детей: во второй младшей группе: действовать при помощи взрослых, на желание включаться в труд самостоятельно, без помощи окружающих; в средней группе: на умение детей начинать дежурить без напоминаний, работать в определенной последовательности, не отвлекаться, доводить начатое дело до конца; в старшей и подготовительной группах: на умение самостоятельно распределять обязанности, последовательно выполнять все необходимые действия, соблюдать в работе все правила гигиены (мыть руки перед дежурством, чашку брать только за ручку и т. д.).

29 слайд

Описание слайда:

Дети поочерёдно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурств происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение: ставят ребёнка в условия обязательного выполнения определённых дел, нужных для коллектива. позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, понимание необходимости своей работы для всех, формируют у детей желание потрудиться ради других, формируют проявление заботливого отношения к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывает умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

30 слайд

Описание слайда:

ДЕЖУРНЫЕ СТАВЯТСЯ В УСЛОВИЯ ОБЯЗА­ТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЛА, НЕ МОГУТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НЕГО, ЗАНЯТЬСЯ В ЭТО ВРЕМЯ ДРУГОЙ, БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНОЙ ДЛЯ НЕГО РАБОТОЙ ИЛИ ПЕРЕ­КЛЮЧИТЬСЯ НА ИГРУ. ВИДЫ ДЕЖУРСТВ, КОТОРЫЕ ВВОДЯТСЯ ПОСТЕПЕННО: Дежурства по столовой (2-ая мл. группа,конец года), Дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа, 2-я половина года). Дежурства по уголку природы (старшая группа). Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в программах воспитания в детском саду. Особенности дежурства.

Наряду с учебным процессом и игрой в детском саду много внимания уделяется трудовому воспитанию. Как организовывается деятельность малышей, какие основные отличия трудового процесса в разных возрастных группах?

С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача воспитателя – помочь ему в этом. Но это не значит, что нужно сделать что-либо вместо малыша. Он должен сам научиться простым действиям (умываться, стирать, подметать) под руководством опытного педагога. Как выработать навыки и умения у дошколят и какую роль в этом играет трудовое воспитание?

Трудовое воспитание в детском саду. Цели и задачи

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.

Труд способен:

  • укрепить физические качества;
  • развить умственные способности;
  • повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д.;
  • развить самостоятельность, ответственный подход, инициативу;

Концепция – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.

Задачи:

  • сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь;
  • развить трудовые умения, усовершенствовать их;
  • воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость;
  • сформировать навыки в организации рабочего процесса;
  • формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.

Виды и условия организации труда детей

Выделяют несколько видов трудовой деятельности. Что представляет собой каждый из них? Какие нюансы стоит учитывать?

Хозяйственно-бытовой

К хозяйственно-бытовому труду относят деятельность взрослого мира, что понятна малышу. Это:

  • протирание пыли.
  • стирка.
  • мытье предметов, посуды и т. п.

Основная деятельность – помощь взрослым. Ребенку можно поручить задание в соответствии с возрастом. Малыша можно попросить:

  • убрать свои игрушки;
  • сложить книги;
  • подготовить стол к занятиям;
  • убрать после обеда посуду со стола;
  • помыть мебель и т. д.

Гигиенические навыки

С раннего детства детям прививаются навыки самообслуживания, которые жизненно необходимы. Умения вырабатываются благодаря повторениям действий, и постепенно перерастают в привычку.

Чему должен научиться каждый малыш:

  1. Раздеваться, одеваться. При этом важно привлекать внимание к себе (смотреться в зеркало, замечать изменения во внешности у сверстников, выучить названия предметов гардероба, размещать вещи по своим местам). Проводятся игры, в которых определяется порядок или непорядок, уход за куклами.
  2. Умываться, мыть руки без напоминаний, использовать мыло, полотенца, открывать краны.
  3. Причесываться.
  4. Ухаживать за ртом и носом (чистить зубы, пользоваться носовым платком).
  5. Своевременно пользоваться туалетом.
  6. Следить за своей чистотой во время еды.
  7. Следить за порядком вокруг себя.

Игры

Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме. Объективные результаты участия в трудовом процессе малышей малозначимы, но субъективная роль огромна.

Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в таких видах деятельности:

  1. В сюжетно-ролевой игре : покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни.
  2. С помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
  3. С помощью дидактических игр:
  • «Кому это нужно» — показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения;
  • «Что хочет делать кукла?» — обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы;
  • «Для чего это нужно?» — на основе изображений дети отгадывают действия;
  • «Угадайте, что я делаю» — показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики.


Занятия на участке в летний период

Летом дети больше находятся на улице, где есть много возможностей организовать труд. Воспитатель может давать простые поручения:

  • вынести игрушки на игровую площадку;
  • помогать взрослым в облагораживании территории;
  • убирать мусор (веточки, бумажки);
  • поливать песок, цветы;
  • высаживать семена;
  • ухаживать за животными в природе.

Педагог должен знать основные методы организации трудового процесса, которые будут актуальны в каждой возрастной группе.

На плечах воспитателей также лежит обязанность давать консультации родителям, чтобы обеспечить успешное и гармоничное развитие ребенка.

Младшая группа (3-4 года)

В младшем дошкольном возрасте малыши становятся более активными, пытаются выражать свое желание самостоятельно выполнить задание. Но дети такого возраста быстро утомляются, отвлекаются, поэтому не стоит давать непосильные поручения.

Основные нюансы:

  1. Трудовое воспитание должно иметь ситуативный характер , требование к заданиям – простота и понятность для трехлетнего малыша.
  2. Обязательное условие – поощрять любые успехи, хвалить.
  3. Воспитатель должен объяснять цели всех действий, анализировать результаты, чтобы малыш мог понять важность своих действий.
  4. Ребенку 3-4 лет интересно следить за работой взрослых . Простым действиям он обучается на примере взрослого. Затем стоит многократно и точно отображать то же действие с малышом, комментируя каждый шаг.

Ребята с радостью выполняют просьбы, но не стоит переусердствовать – достаточно поручить расставить тарелки или развесить полотенца.

В младшей группе поручения носят индивидуальный характер, с коллективными заданиями лучше повременить.

Программа предусматривает такие основные методы трудового воспитания ребенка 3-4 лет:

Средняя группа (4-5 лет)

В 4 года ребенок может справиться со стиркой одежды для кукол, подметать дорожки. Задания усложняются, к отдельным действиям добавляются детали самоорганизации.

Дети среднего дошкольного возраста дежурят в столовой, а после появления навыков в таком виде деятельности можно поручить уход за уголком природы и подготовку к занятиям.

Методы:

  • поощрения желания помочь;
  • игры (конструирование, аппликация, сюжетно-ролевые игры);
  • наглядные пособия «Украшение помещений», «Как дежурить»;
  • беседы.

Старшая группа (5-7 лет)

В старшей группе используют коллективные поручения, благодаря которым дети учатся взаимодействовать, объединять усилия, договариваться и распределять обязанности.

Важный момент – организовать все необходимое:

  • подготовить фартуки, щетки;
  • лопатки, лейки;
  • молоточки;
  • корм для животных.

Весь инвентарь должен быть ярким, одежда – нарядной, что позволит получить эстетическое удовольствие от труда. Воспитателю стоит продумать, как организовать пространство, чтобы было удобно пользоваться каждым предметом. Нужно следить за временем занятий, чтобы не переутомить детей.

Игра остается основным видом деятельности, но ребенок уже с удовольствием поможет взрослому (например, сменить постельное белье, убрать опавшие листья).

Воспитатели готовят проекты, которые направлены на ознакомление детей с миром профессий, актуальности каждой из них. Цель – вызвать уважение к труду взрослых, понимание важности работы каждого, стремление помогать.

Трудовое воспитание происходит не только в рамках детсада, но и в домашних условиях. По вопросам правильной организации трудового процесса дошкольников проводятся родительские собрания, где воспитатели знакомят родителей с особенностями возраста их малыша. Важно объединять усилия и воспитывать целостную личность по одной методике.

Видео: Трудовое развитие в ДОУ


Понятие трудовой деятельности относительно ребенка достаточно своеобразно и в большинстве случаев не обозначает продукт какого-либо труда с целью получения денежной компенсации. Однако, именно детское трудовое воспитание позволяет ребенку быстрее адаптироваться к окружающему миру, социальной среде и научиться самостоятельности. О формах организации такого воспитания, его целях и многом другом мы поговорим в этом материале.

Отличия детского труда от взрослого

Самые важные отличия детского труда от взрослого заключаются в том, как этот труд преподносится и какие преследует задачи. Так, целью детской деятельности является обучение и подражание взрослой жизни. Редко когда ребенок может сам сделать работу настолько хорошо, чтобы не пришлось потом за него ее переделывать. Но он должен учиться и стремиться к получению хороших результатов. Преподносится детский труд чаще всего в игровой форме, побуждающей ребенка заинтересоваться этой игрой и принять в ней участие. Но с ростом малыша, его взрослением какие-то игровые процессы могут (и должны) перерастать в обязанности. Например, уборка игрушек перед сном. В отличие от взрослого труда детский практически не имеет широкого общественного значения, но внутри узкого коллектива, например, в группе детского сада, он значим и важен.
Совет родителям: если ребенок стремится вам помочь или сам попытался сделать что-то полезное, то обязательно похвалите его старания вне зависимости от полученного результата. Если только слегка сполоснул кружку, пытаясь ее вымыть, но на ней остались следы только что выпитого сока, не стремитесь научить малыша сразу же вымывать посуду «до скрипа чистоты». Помните, в младшем дошкольном возрасте старание и процесс гораздо важнее результата!

Виды трудовой деятельности дошкольников

Условно можно выделить несколько видов трудовой деятельности дошкольников:

  • Самообслуживание.
  • Ручной труд.
  • Труд на природе.
  • Бытовой (хозяйственный) труд.

Каждый из этих типов деятельности ребенка имеет свои особенности, но все они плотно перекликаются между собой и тесно взаимосвязаны. Нельзя выделить что-то одно, присвоив ему звание «самого полезного».

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Если ваш малыш уже ходит или только будет ходить в муниципальный детский сад, то он обязательно будет получать и трудовое воспитание, начиная вплоть с посещения младшей группы. В обучающих программах ДУО этому аспекту уделяется особенное внимание. Если родители приняли решение не отправлять ребенка в садик или просто не имеют такой возможности, то мы рекомендуем им самостоятельно воспитывать в детях самостоятельность и ответственность, начиная с двух лет малыша. Уделяйте этому вопросу больше времени, и тогда ваш малыш будет более приспособлен к жизни в современном мире.
Вернемся к видам трудовой деятельности детей и рассмотрим их подробнее:

  1. К самообслуживанию относится уход человека за самим собой. Этот вид трудовой деятельности жизненно необходим каждому человеку, и чем раньше малыш начнет его осваивать, тем быстрее он начнет становиться самостоятельным. Так, с младшего дошкольного возраста ребенка нужно учить самостоятельно умываться, мыть ручки перед едой и после прогулок, одеваться и обуваться. Вы можете облегчить малышам задачу, приобретая одежду с «несложными» типами застежек, например, штанишки на резинке вместо молнии и ремня, обувь с липучкой вместо шнурков и т.п. Помните, что повседневная одежда малыша должна быть простой и удобной, с тем расчетом, чтобы он смог одевать ее без помощи взрослого. Детям постарше, возраста средней или подготовительной группы, можно будет надевать рубашки с пуговицами, джинсы с подтяжками и обувь со шнурками. Чтобы помочь малышу самостоятельно справляться с такой «сложной» одеждой в детском саду, не поленитесь научить его этому дома. Когда покупаете новую обувь, то попросите ребенка зашнуровать ее, примерить, оцените его умения в этом деле. Помните, что такие занятия требуют терпения, настойчивости и усидчивости. Поддержите ребенка, не злитесь, если он не может справиться с поставленной задачей. Если взрослый может завязать узелок за секунду и с закрытыми глазами, то для малыша такая задача может оказаться крайне сложной из-за маленького развития мускулатуры пальцев и невозможности сразу запомнить последовательность определенных действий. По мере взросления ребенка навыки самообслуживания добавляются. Например, у ребенка появляется обязанность по уборке своей постели, аккуратному складыванию одежды в шкаф и расставлению игрушек после игрового процесса. Обязательно малышу нужно разъяснять и показывать на примере, как нужно себя вести, чтобы не затруднять действия окружающих. Ребенок к старшему дошкольному возрасту уже должен понимать, что нельзя баловаться у крана во время водных процедур и оттягивать время, так как другие дети ждут своей очереди и тоже должны успеть вымыть руки и умыться. Если после прогулки малыш уже разделся, то он должен пройти в группу, чтобы пропустить в раздевалку других детей, тоже пришедших с прогулки и т.д.
  2. Бытовой труд помогает воспитывать в ребенке чистоплотность, аккуратность и бережное отношение к окружающим вещам. Такой тип деятельности нацелен на поддержание чистоты в помещении, он необходим при организации режима в детском саду или дома. Малыши могут помогать работнику сада или родителям накрывать на стол, убирать грязную посуду, приводить в порядок игрушки, протирать их от пыли, прибираться на приусадебном участке. Дошкольники подготовительной группы в детских садах более активно помогают в уборке своей площадки на улице, стирают одежду игрушек и даже несут полноценную «вахту» по сервировке стола согласно графику дежурств. Родителям или педагогу важно мотивировать ребенка на такой тип его деятельности, объяснять, что для получения результата необходимо прилагать усилия. Важно похвалить ребенка и дать ему понять, зачем он делает то или иное действие. Например, после уборки снега по дорожке стало легче ходить, а в прибранной комнате теперь чисто и уютно. В данном случае хорошо «работают» и мотивируют сравнения с деятельностью других детей. «Сережа - молодец! Он очень аккуратно сложил свои брюки и повесил рубашку на вешалку, значит, одежда останется поглаженной и опрятной».

  3. Ручной труд представляет собой творческий вид деятельности, в ходе которого можно изготавливать самые разные предметы для личного или коллективного использования.
    Это могут быть любые игрушки (рогатки, машинки, корзинки и т.д.) или полезные приспособления (кормушка для птиц), которые ребенок может создать из любых подручных материалов. Зачем нужно самостоятельно изготавливать игрушку, если ее можно купить? Многие родители задаются этим вопросом и не задумываясь об ответе, выбирают простой путь, то есть приобретают малышу то, что считают нужным для игр. На самом деле, большинство педагогов склоняются к тому, что детей просто необходимо мотивировать на то, чтобы они сами выдумывали себе игры. Это важно по нескольким причинам: ребенок понимает, что для получения удовольствия от игры, необходимо сначала потрудиться; больше внимания уделяется окружающему миру, со временем малыш подсознательно будет видеть в разных предметах потенциальную область его применения (из желудя можно сделать человечка, из скорлупы ореха - кораблик и т.п.); развивается фантазия; активно работает «творческое» полушарие мозга; когда ребенок что-либо делает сам, он становится более бережным по отношению и к тем изделиям, которые создают другие люди; ребенок изучает на практике свойства материалов, знакомится со способами их сочетания. Все эти причины положительно влияют на нравственное воспитание дошкольника и позволяют ему развиваться с разных сторон.
  4. Природный труд помогает ребенку не просто познакомиться с ботаникой, которая его окружает, но активно помогает разработать наблюдательность, аккуратность и бережливость, любовь к природе, трепетное отношение к животным. Такой вид деятельности подразумевает уход ребенка за растениями и домашними животными. Так, в детских садах малыши принимают активное участие в выращивании цветов в клумбах, в уходе за комнатными растениями, иногда привлекаются на «работу» на огороде. Такая «работа» носит в большей степени ознакомительный характер и не нацелена на получение большого урожая. Нередко в группах детских садов имеются «живые уголки», в которых обитают рыбки в аквариуме, черепашки или домашние грызуны. Родителям также рекомендуется приучать своих детей к работе с растениями . Если вы живете в частном доме, то обязательно отведите немного места для посадки зелени и цветов вместе с вашим ребенком. В городской черте вы можете сделать свой «живой» уголок с растениями, например, на балконе. Доверьте малышу самому высаживать семена и поливать их. Такой вид деятельности особенно важен в современное время, так как будет приучать ребенка отвлекаться от электронных устройств и обращать внимание на природу. Ребенок на собственном опыте сможет проводить связи между отдельными явлениями, сможет наблюдать природные изменения. Когда он подрастет до возраста старшей группы, то некоторые аспекты природного труда можно усложнить и перевести в обязанности. Например, попугайчика необходимо кормить каждый день. Пусть эта обязанность будет на ребенке, он должен понимать, что из-за его забывчивости птичка может остаться голодной. Родителям можно напоминать ребенку о его заботах, но не перекладывать их на себя (при условии, что малышу это интересно). Таким образом дети становятся ответственными и обязательными.

Выбирая форму трудовой деятельности для ребенка, помните, что малыши лучше воспринимают любые задания в игровой форме, а вот дошкольники постарше хорошо мотивируются получением возможного результата.

Труд - это один из важнейших факторов формирования личности. Именно поэтому трудовая деятельность должна стать основой воспитания дошкольн...

Формы организации трудовой деятельности ребенка

Можно выделить несколько форм организации трудовой деятельности детей. Выбирать их стоит в зависимости от поставленной задачи, возраста малыша и особенностей его характера. Первая форма - это поручение. Поручение представляет собой определенную задачу, которую малышу ставит взрослый. В ДУО содержание поручений определяется учебной программой, дома вы можете придумывать их согласно возможностям вашего малыша. Например, поручить постирать игрушку, вымыть кружку или подмести пол. Детям постарше можно поручить ремонт книжек или расфасовку каких-либо предметов. Давая поручение, взрослый должен мотивировать ребенка на полное его выполнение, тогда малыш научится доводить дело до конца.

Коллективное поручение (вторая форма) представляет собой выполнение определенной задачи несколькими участниками. Это может одно и тоже действие или разные действия для достижения одной цели. Если вы имеете дело с малышами, то обязательно распределите между ними «роли». Например, в уборке комнаты Вася расставляет по местам книжки, Ира собирает конструктор, а Вова складывает машинки. Перед детьми старшего дошкольного возраста можно поставить задачу и позволить самим распределить обязанности. Например, «Дима, Глеб и Даша должны убрать комнату». С помощью коллективных поручений дети учатся работать сообща, они понимают, что от их деятельности может зависеть результат общего дела.

Еще одной формой организации труда дошкольников является дежурство. Оно представляет собой определенные действия, направленные на благо коллектива. Дежурство в детских садах присутствует в средних и в старших группах. Дежурные накрывают на столы, помогают убирать их после обеда, следят за тем, чтобы все аккуратно заправляли свои постели, выполняют обязанности по уходу за «уголком природы». Каждый день согласно графику дежурные меняются. Такая форма организации труда помогает воспитывать ответственность, обязательность, старательность и внимательность к товарищам. Дежурным важно научиться договариваться между собой и грамотно разделять обязанности.

Как видите, трудовое воспитание детей играет важную роль в их развитии и становлении личности.

2 0

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации труда детей. Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое дейст­вие. Исследованию данной формы были посвящены научные труды В.Г. Нечае­вой, А.Д. Шатовой (1974).

Большую роль поручения играют в младших груп­пах, т.к. дети не умеют трудиться по собственной инициативе. Вводятся они с пер­вых дней пребывания детей в детском саду и имеют большое значение для раз­вития и воспитания детей (формируется интерес к труду, ответственность за по­рученное дело и т.д.) во всех возрастных группах. Но особенно поручения важны в период от 3 до 5 лет:

· Поручения всегда исходят от взрослого.

· В поручениях определяется конкретная задача и четкая направленность на получение результата (что и как сделать).

· Поручения создают возможность для индивидуальной работы с детьми.

· В процессе выполнения поручений удобно осуществлять контроль за нали­чием трудовых умений и навыков, отношениям ребенка к порученному де­лу, умением доводить работу до конца.

По форме организации трудовые поручения могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или дли­тельными, постоянными или одноразовыми: по содержанию - соответствовать видам труда.

В практике работы с детьми особенно распространены индивидуальные по­ручения (реже - коллективные, подгрупповые - двум-трем детям). Научить одно­го - двух ребят легче, чем целую группу; более удобен контроль за действиями ка­ждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнитель­ный показ, совет и т.п.

Особые возможности для формирования навыков предоставляют длитель­ные поручения, когда ребенок два-три дня отвечает за какое-то дело. В поручени­ях заключен элемент требования, с помощью которого ребенок, особенно млад­шего возраста, приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он вы­полняет задание взрослого. Через разнообразные поручения ребенок приучается выполнять определенные обязанности.

В практике воспитания поручения чаще организу­ются в первую половину дня (до завтрака) или во вторую половину (после дневного сна). Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполне­нию разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различ­ным хозяйственно-бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада (собрать игрушки перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисова­ния и т.д.).

Возрастная ступень, на которой поручения особенно распространены - это средняя группа, где большее число поручений носит индивидуальный характер и приходятся на первую половину дня (полить комнатные растение, подмести часть участка, собрать мусор в ведро, покормить рыбок и т.д.).

В старших группах поручения продолжают играть большую роль, однако важ­ное значение начинают приобретать обязанности. Воспитатель привлекает детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных. Особое место занимают поручения, носящие общественный характер (помочь малышам, двор­нику и т.д.).

Чтобы поручения оказывали воспитательное воздействие, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу, например, закрепить не­прочные трудовые навыки, познакомить с новым содержанием труда. Иногда по­ручения даются с целью отвлечь ребенка от нежелательного занятия.

Интерес детей к выполнению поручений обусловлен их содержанием. К пер­вой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа действия (подать, принести, отнести, поднять и т.д.). Они кратковременны, эпизо­дичны.

Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько спосо­бов действия, несколько трудовых операций (помыть клетку, покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород).

В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу (посеять, посадить, постирать, попросить папу подточить цветные карандаши и т.д.). Подобные поручения практикуют в старших группах

В особую группу выделяются поручении, при выполнении которых нет ви­димого результата (спросить повара, что сегодня на завтрак, пригласить методи­ста на занятие и т.д.). Такие поручения решают задачи обучения детей умению общаться со взрослыми, уметь ориентироваться в помещении детского сада.

В разных возрастных группах руководство по­ручениями имеет свои особенности. С детьми 3-5 лет воспитатель использует в большей степени индивидуальный подход, напоминание, совместную работу с детьми. Наблюдения показывают, что большинство детей от 3 до 5 лет при вы­полнении поручений ориентируются на требования педагога. Чтобы воспитать ра­зумное послушание и исполнительность малышей, воспитатель становится непо­средственным участником деятельности ребенка. В совместной деятельности воспитатель имеет возможность осуществлять контроль незаметно. Опыт совме­стной работы с детьми 3-5 лет показывает, как велика роль обучающего воздей­ствия при выполнении поручений. При этом воспитатель пользуется приемами показа и объяснения. Иначе малейшая трудность - и ребенок бросает порученное дело.

Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль вос­питателя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного вы­полнений задания целесообразно перейти ч словесному напоминанию (подска­зать как действовать) или активизировать детей вопросами.

Постепенно воспитатель может переключать детей на индивидуальные пору­чения не одному, а сразу нескольким детям, показывая приемы работы одновре­менно всем детям. Добиваясь положительного результата, воспитателю важно использовать оценку содержания деятельности ребенка (чаще всего положитель­ную, доброжелательную оценку), чтобы вызвать у детей интерес к выполнению поручения.

В младшей и средней группах особенно важно замечать детскую инициативу (увидел, что валяется игрушка - подними, положи на место и т.д.). Детям 3-5 лет воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что нужно сде­лать. В оценке труда следует широко использовать игровые приемы.

Участие всех детей данных групп в выполнении поручений является важной подготовкой к участию в дежурствах.

В старших группах вводятся поручения-задания (принести всем коробки и т. д.), поручения, связанные с длительными наблюдениями. Чаще всего поручения носят общественный характер. При руководстве поручениями педагог широко ис­пользует приемы оценки (своей) и самооценки (детей), напоминание, требование, усиливается роль контроля.

Чтобы равномерно привлекать всех детей к выполнению поручений, воспита­тель должна вести контроль.

Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания и широко используются в дошкольных учреждениях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива

Впервые тема дежурства была исследована З.Н. Борисовой (1953). Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общест­венная направленность труда, реальная практическая забота нескольких детей о других. Это позволяет воспитывать у детей ответственность, заботливость о лю­дях.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежур­ства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Во втором полугодии (в конце) второй младшей группы или вна­чале средней группы, вводится дежурство по столовой, т.к. оно наиболее дос­тупно и понятно детям.

Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Вводится оно в средней группе со второй половины года. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, кап дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предла­гает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т.к. оно требует большого объема знаний о природе. Дежурные дети в течение дня долж­ны нести ответственность за живые объекты в группе. Воспитателю нужно помо­гать детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с ут­ра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они жи­вые (на биологическом уровне) и для них важны внимание и ласковые слова. Так у детей будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответ­ственности за ее сохранность.

В условиях дошкольного учреждения дежурства имеют свои особенности:

· способствуют систематичности включения детей в труд;

· требуют от ребенка большей самостоятельности;

· необходимы знания последовательности и объема работы;

· имеют общественную значимость для всего коллектива;

· задания даются в обобщенном виде.

Если дежурство вводится впервые, то непосредст­венно перед его введением следует провести специальное обучающее занятие.

Необходимо оформить уголок дежурства. Лучше оформлять его вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми нужно отмечать ежедневно кто, где и когда дежурил. Используются фотографии детей, картинки, кармашки и т.п. В уголке дежурства обязательно должны быть халаты, косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, корм для рыб и т.д.

Продолжительность дежурств бывает разной б зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, целесообразнее обсудить их только с дежурившими.

Имеет свои особенности и подбор дежурных:

· объединение детей по одинаковому отношению к труду;

· объединение по принципу «кто с кем хочет» или сидит вместе»;

· объединение по признаку подвижности (подвижный с малоподвижным);

· объединение по алфавиту (в подготовительной группе).

Непосредственно перед дежурством следует напомнить обязанности дежур­ных или спросить эти обязанности у детей (чтобы они их вспомнили).

Требования к дежурству:

1. Труд дежурных не должен заменять труд взрослых, т. к. он организуется в дошкольном учреждении с воспитательной целью.

2. В течение дня ребенок может участвовать в одном виде дежурства.

3. В течение года все дети поочередно должны быть охвачены дежурством.

4. Назначение дежурных проводится ежедневно, в ставших группах возможно назначение на 2-3 дня. Отдельные воспитатели практикуют в подготови­тельной группе дежурство детей на всю неделю с последующим отчетом за работу.

5.В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия.

6. Обязанности дежурных усложняются постепенно.

7. В средней группе организация дежурства по столовой принимает вид труда рядом: за каждым столом - отдельный дежурный; в старших группах де­журные (2-3 ребенка) обслуживают все столы и обязанности распределяют между собой самостоятельно.

Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. Дежурства помогают в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и рас­тениям, находящимся в уголке природы, замечать, в чем необходима помощь взрослым.

Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными форма­ми организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становит­ся возможным перейти к более сложной форме - коллективному труду. Эта фор­ма организации труда исследовалась В.Г Нечаевой, Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой. С.А. Козловой и др.

Данная форма организации труда детей способствует решению задач нрав­ственного воспитания, формированию начал коллективизма, умения согласовы­вать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Объединять всех детей в коллективном труде можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе и смогут са­мостоятельно распределять работу.

Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом эвене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспе­чивается постепенное включение каждого ребенка в работу (Р.С. Буре).

Для повышения интереса к коллективному труду можно рекомендовать орга­низацию мастерской добрых дел, которая будет выполнять разнообразные зака­зы, в том числе и от младших групп.

Итак, коллективный труд детей - это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд ха­рактеризуется объединением детей для достижения общей цели.

На основании иссле­дований В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду ис­пользуются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

Общий труд. В процессе данного труда каждый ребенок выполняет свое за­дание, не зависящее от других участников труда, но результат труда - общий.

В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ре­бенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.

Например, детям поручено убрать стеллаж с игрушками. Воспитатель разъ­ясняет детям, что каждый из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то всегда стараются помочь друг другу. Педагог рас­пределяет равномерно работу между детьми, чтобы каждый из них смог закон­чить работу приблизительно в одно и то же время. Дети не только слушают разъ­яснения педагога, но и сами убеждаются, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый часть общего дела.

Такая организация способствует формированию положительных взаимоот­ношений, умений подчинять свои желания требованиям группы.

Впервые общий труд может быть организован в средней группе во второй по­ловине года. Он имеет место во всех видах труда. Объединения детей для общей работы становятся регулярными в старших группах детского сада. Такие объеди­нения обычно включают от 3 до 6 участников.

Чередуя задания, привлекая к труду последовательно всех детей группы, вос­питатель достигает того, что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ, приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают до­говариваться о распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, совме­стно приходят к общему решению.

Следует подчеркнуть особенность общего труда: значимость каждого отдель­ного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Очень важно, когда воспитатель в конце работы сделает общий итог: «Как хорошо потрудились! Никто не отставал, все дружно работали!». Умение воспитателя подчеркнуть пафос коллективного труда имеет большое зна­чение для формирования у детей стремления к коллективной работе.

Совместный труд детей. В подготовительной группе помимо общего тру­да используют более сложную форму организации детей - совместный труд, ко­торый характерен тем, что труд другого ребенка зависит от труда другого. Совме­стный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы об­щения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, дого­вариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель как и в общем труде - общая.

При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Так, стереть с полки пыль быстрее, чем переодеть кукол, вымыть растение сложнее и дольше, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время работы каждого ребенка, следует наиболее сложное дело поручить 2-3 детям.

Другая особенность совместного труда - неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, при ремонте книг первому ребенку поручают приготовить полоски бумаги. Второй ребенок, который будет подклеивать коре­шок, вынужден ждать, пока не выполнит первый свое задание.

Учитывая сложности организации, следует распределять весь процесс труда на 3-4 этапа, каждый из которых заканчивается получением некоторого результа­та, к которому могут быть предъявлены требования по его качеству.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объе­динение детей в совместном труде представляет большие возможности для фор­мирования положительных взаимоотношений между участниками. Здесь, естест­венно, в самом процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые тре­буют совместных действий. В процессе работы дети регулируют свои взаимоот­ношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сооб­ща, коллективом, вместе отвечать за результат работы.

Каждый из способов объединения в труде создает условия для решения различных воспитательных задан. Руководя коллективным трудом детей, воспитатель решает две основные задачи:

Направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели; уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить за­дание: следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов.

Осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей, чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоот­ношения и т.д.

В организации коллективного труда детей выделяются четыре последова­тельных этапа:

· оборудование рабочего места;

· распределение работы между участниками;

· выполнение детьми разных заданий;

· обсуждение результатов трудовой деятельности.

В средней группе (труд общий) с помощью коллективного труда может быть организована посадка лука, овса, уход за растениями в уголке природы, стирка кукольного белья, мытье игрушек. Вначале воспитатель сам работает вместе с детьми, показывает, поясняет, сам распределяет обязанности. Чтобы все дети закончили свою работу одновременно, воспитатель подключает детей к оказанию взаимопомощи.

В старших группах коллективный труд проводится не реже одного раза в не­делю. Воспитатель распределяет трудовой процесс на 3-4 этапа, учитывая (если труд совместный):

· трудоемкость работы каждого звена;

· неодновременное включение детей в процесс деятельности;

· организует труд, разделив детей на звенья, где дети сами распределяют между собой обязанности. В каждом звене обязательно должен быть из­бран лидер (звеньевой). Воспитатель напоминает, что прежде чем пере­дать свою работу товарищу (звену), нужно проверить качество. «Сделаешь плохо - подведешь товарища»;

· к обсуждению результатов трудовой деятельности воспитатель привлекает

· детей. Обсуждение не должно длиться дольше 3-4 минут.

Необходимо отметить, что на классификацию видов коллективного труда су­ществует и другая точка зрения - С.А. Козловой. Она предлагает следующую классификацию:

· общий труд;

· совместный труд;

· коллективный труд.

Общий труд - это труд, который выполняют несколько (или все) детей по еди­ной цели. Форма организации - объединения в подгруппы и индивидуальный труд.

Совместный труд - труд по подгруппам. В каждой подгруппе свое дело, ре­зультат труда одного ребенка зависит от другого. Участие всех детей необяза­тельно.

Коллективный труд может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую от­ветственность за результат.

Коллективный труд также организуется взрослыми целенаправленно, т.е. спе­циально создаются ситуации, формирующие у детей навыки коллективных взаи­моотношений.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении может быть успешно использована как средство воспитания и разви­тия ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организа­ции во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном эта­пе.

Литература:

1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н Година. - М.: Просвещение, 1983.

3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1988.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Ака­демия, 2000.

5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Акаде­мия, 2002.