Когда ребенок должен хорошо сидеть. Когда ребенок начинает сидеть, можно ли его присаживать. Нужно ли что-то делать, чтобы помочь малышу

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

Записала Юлия Зиберт

Беспомощный и совершенно крошечный новорожденный малыш очень быстро развивается и растет. Он активно овладевает различными навыками, и мы иногда даже не замечаем этого: кроха учится узнавать голоса и лица, затем начинает различать цвета, узнает, что мир гораздо больше того, как он себе его представлял, и что в нем есть не только мама.

Одним из значимых и серьезных навыков младенца является способность садиться и умение самостоятельно сидеть. Такая перспектива открывает перед малышом огромные возможности, о которых он узнает, только овладев этим навыком. Но для мамы с папой умение сидеть отождествляется с нормальным своевременным развитием их чада, о чем переживают почти все родители. Вот почему многие задаются вопросом, во сколько ребенок должен сидеть и во сколько месяцев можно сажать ребенка.

Во сколько месяцев можно сажать ребенка?

Как бы нам ни хотелось, чтобы малыш уже мог играть, сидя, но торопить события ни в коем случае не стоит.

Во-первых, всему свое время. Маленький организм развивается и совершенствуется постепенно, и в этом процессе все должно происходить естественно, в гармонии и согласовании между системами и органами.

Во-вторых, пытаясь посадить ребенка раньше, чем он будет к этому готов, можно сильно навредить детскому здоровью. Главным образом, нарушить формирование позвоночника (спровоцировав его искривление и патологическое смещение позвонков) и мышечно-костных тканей, шеи, таза и опорно-двигательного аппарата в целом. Во-вторых, что касается девочек, то раннее высаживание может стать причиной формирования загиба матки, и в будущем у малышки могут возникнуть проблемы со здоровьем, самочувствием, зачатием, вынашиванием и рождением детей. Впрочем, данное предположение недавно было опровергнуто: современные врачи полагают, что вертикализация новорожденной девочки никак не влияет на развитие ее внутренних половых органов.

Более того, даже если малыш пробует сесть самостоятельно, то нужно доверить ему эту важную и занимательную задачу. Самостоятельное овладение данным навыком во всех смыслах пойдет ребенку только на пользу и ускорит его общее развитие. Все, что требуется от родителей, это создание безопасных условий в окружающем пространстве и личное присутствие возле «ученика», если он находится за пределами кроватки или манежа.

Настоятельно не рекомендуется в целях безопасности усаживать ребенка между подушками, пытаясь смягчить «боковые заносы». Напротив: будет полезно класть малыша в неудобную для него позу (конечно же, не оставляя его при этом самого), стимулируя его подниматься и менять положение. Чаще играйте с ребенком за границами кроватки и манежа, дурачьтесь на полу или большой кровати, чтобы он непроизвольно мог переворачиваться в разные стороны. И тогда ребенок сядет в свое время.

Другое дело, если малыш явно задерживается в развитии. В таком случае его нужно показать специалисту.

Когда же следует начать действовать?

Во сколько месяцев ребенок садится самостоятельно?

Очень многие детки начинают предпринимать попытки сесть в довольно раннем возрасте - начиная с 3-4 месяцев. Такие пробы ни в коем случае нельзя поддерживать. Более того, необходимо постараться ненавязчиво пресечь попытки малыша сесть. Впрочем, врачи полагают, что в действительности ребенок в таком раннем возрасте просто выгибает спинку и потягивается, что родители расценивают неправильно.

Все же чаще, и это является физиологической нормой, ребенок пробует садиться приблизительно с 6 месяцев. Безусловно, здесь не может быть четких временных рамок: малыш начнет садиться тогда, когда его мышцы и кости достаточно окрепнут и будут готовы к столь серьезному испытанию. Это время наступает как раз приблизительно в полгода или немного позже - после того, как новорожденный хорошо научиться переворачиваться набок и со спины на живот, вставать на четвереньки. Примечательно, что более крупные пупсы садятся немного позже крохотных. Кроме того, мальчиков можно присаживать немного раньше, чем девочек, считают некоторые педиатры, но побуждать к самостоятельному сидению все равно не стоит.

Следует учесть, что вначале ребенок учится лишь садиться с положения, лежа. Если 7-8-месячный малыш стоит на ножках, держась, к примеру, за поручни кроватки, но сесть с такого положения не может, то это не является нарушением или отставанием в развитии. Такому навыку карапузы обучаются гораздо позже - месяцев около 10 и дальше, и помогать им в этом тоже не рекомендуется.

Период обучения самостоятельному высаживанию может начаться и в 8-9 месяцев, поэтому не следует волноваться, если полугодовалый младенец не предпринимает никаких попыток сесть самостоятельно. Но если у родителей есть основания полагать, что 7-8-месячный кроха слаб, его мышечная ткань слабо развита, а он сам к 8-месячному возрасту и не пытается садиться, то тогда нужно обратиться за квалифицированной консультацией.

Помочь ребеночку сесть способны различные гимнастические и физические упражнения. Приблизительно с 2 месяцев, когда малыш научится хвататься ручками за Ваши большие или указательные пальцы, можно слегка пробовать приподнимать его вверх до полусидячего положения (сначала совсем немножко, затем чуть больше). Сыграют свою положительную роль в этом направлении и профилактические курсы массажа для новорожденных.

Если же ребеночек вполне здоров, крепок, бодр и весел, педиатр и родители считают, что он нормально развивается, то нужно дать ему право и время сесть, когда для этого наступит тот самый момент. Нормально развивающийся младенец в норме может сесть самостоятельно и в 5 месяцев, и в 9.

Но если у мамы возникает необходимость на мгновение присадить ребеночка, то это, считают современные врачи, вполне можно начинать делать с 4,5-5 месяцев, предварительно показав кроху ортопеду. Однако усаживать новорожденного на колени или стульчик раньше полугода все же не нужно.

Специально для - Лариса Незабудкина

С наступлением пятимесячного возраста детишки уже многое умеют и не хотят подолгу лежать в одной позе. Они поворачивают голову влево и вправо, рассматривают предметы и людей. Они активно играют с игрушками, тянутся за ними и хватают их. Малыши в пять месяцев легко поворачиваются со спинки на животик. Но нетерпеливые мамы очень хотят, чтобы малыш уже начал учиться сидеть. Как только их кроха пытается это сделать, родители не скрывают своего восхищения и ждут, когда же он будет сидеть самостоятельно.

Когда ребенок начинает присаживаться самостоятельно?

По среднестатистическим показателям развития это происходит так:

  • В возрасте 6 месяцев ребенок учиться сидеть при помощи опоры.
  • В возрасте 7 месяцев сидит самостоятельно без дополнительной поддержки.
  • В возрасте 7,5-8 месяцев может легко сесть сам.

Это только средние данные, все дети развиваются индивидуально . Все зависит от многих показателей и различных условий (атмосфера в семье, здоровье при рождении и др.). Кто-то может сесть раньше на месяц, а кто-то на пару месяцев позже. Это не считается отклонением от нормы. И не один профессиональный детский доктор не скажет точное время, когда ребенок должен сидеть. Каждый малыш – неповторим, ему не нужно ни на кого равняться.

Для того, чтобы ребенок мог хотя бы попробовать сидеть, должны хорошо окрепнуть мышцы спины. Если родители сами высаживают ребенка, а у него не получается или это вызывает негативную реакцию, значит его спинка еще не готова к таким нагрузкам. В большинстве случаев позвоночник ребенка до 6 месяцев еще не готов выдержать вертикальное положение.

Навязчивые попытки родителей научить малыша сидеть раньше шести месяцев, могут в будущем отразиться на здоровье его позвоночника. Это не относится к тем деткам, которые пытаются садиться самостоятельно до достижения им полугодовалого возраста. Таким «ранним» малышам можно это позволить, но не больше одного часа в течение всего дня.

Тех деток, которые до 6 месяцев не проявляли попыток присаживаться, с наступлением этого возраста можно начинать присаживать.

Упражнения для укрепления спины малыша

Мамы и папы должны начать укреплять мышцы спинки ребенка уже с трех месяцев. Мышечный корсет укрепляется во время плавания в ванне или в бассейне, если есть такая возможность. Обязательными должны быть ежедневный массаж и простые гимнастические упражнения.

  • Малыш лежит на спинке. Протяните ему свои указательные пальцы, и он обязательно за них ухватится и постарается приподняться. Спинка должна приподниматься над поверхностью приблизительно не более чем под углом сорок пять градусов. Затем осторожно опустите ребенка в исходное положение (на спинку). Можно повторить несколько раз.
  • Ребенка положите на животик. Приподнимите его одной рукой под грудь, а другой – под ножки. Ножками ребенок должен касаться груди взрослого и пытаться от нее отталкиваться. В это время он напрягает мышцы спины и ягодиц, а также шейного отдела, так как приподнимает головку.
  • Для развития и укрепления мышечной системы малыша рекомендуется над детской кроваткой повесить колечки, до которых ребенок сможет дотянуться и ухватиться за них. Таким способом он попытается приподниматься.
  • Когда малыш лежит на животике, попробуйте на небольшом от него расстоянии положить яркий привлекательный предмет. Скорее всего, при помощи рук и ног, упираясь и пыхтя, он постарается добраться до этого предмета.

Молодым мамам на заметку

Если малыш не проявляет желания сидеть и не пытается это делать самостоятельно, то родителям нельзя ни в коем случае:

  • Высаживать ребенка, обкладывая его подушками.
  • Катать в коляске в положении сидя (лучше опустить спинку коляски под углом 45 градусов).
  • Носить ребенка в сидячем положении в переносных рюкзачках, типа «Кенгуру».
  • Садить к себе на колени (с ровной спинкой).

Мальчики и девочки: предположения и факты

Среди молодых родителей, а также бабушек и дедушек можно услышать разговоры о том, что мальчиков можно начинать учить садиться раньше, чем девочек. Но опытные детские медики утверждают, что от пола ребенка абсолютно не зависит время первого присаживания. Главное, что нужно учитывать, это индивидуальные особенности, а также психическое и физическое здоровье малыша.

Присаживать мальчиков и девочек раньше шести месяцев вредно для развития позвоночника. В будущем это может сказаться на осанке, возможно развитие сколиоза. Медики утверждают, что раннее высаживание детей ведет к искривлению тазовых костей. Для девочек это нарушение может в будущем привести к проблемам во время родов.

Имеет немаловажное значение и вес ребенка. Худенькие детки более подвижные и активные. У них мышцы и брюшной пресс укрепляются раньше, чем у детей с большим весом. Пухленьким и упитанным карапузам гораздо тяжелее удержать свой позвоночник в вертикальном положении. Поэтому часто они позже других начинают сидеть самостоятельно.

Мальчики и девочки, которые сами вдруг начали садиться раньше шестимесячного возраста, скорей всего развиваются чуть быстрее своих сверстников. Возможно, их родители больше с ними занимались, да и генетика вещь сильная. Главное, чтобы сами родители не торопились в этом вопросе. Помните, каждый ребенок – уникальный, неповторимый и единственный.

Раннее присаживание: можно ли сажать не сидячего ребенка? (видео)

Новорожденная крошечка так быстро растет, вот уже и полгода скоро, а она никак не сидит сама. И у мамы возникает вопрос: а когда ребенок начинает сидеть и не пора ли мне что-то сделать для этого? Сколь бы сильно не хотелось родителям ускорить процесс присаживая чада, от педиатров они услышат одно – не спешите, не торопите его.

Обычно малыши садятся самостоятельно ближе к 6–8 месяцам. К этому времени мышцы уже достаточно крепки и готовы к поддержанию тела в новом положении. Особую роль и в этом процессе играет индивидуальное развитие, поэтому не стоит требовать от малыша в шесть месяцев того, к чему он не готов физически.

Довольно часто, когда грудничок начинает сидеть в 9 или даже 10 месяцев, педиатры называют это нормальным и относят к индивидуальным особенностям развития.

Мнения педиатров о том, когда дети начинают сидеть самостоятельно, расходятся. Общепринятыми нормами считается возраст от 6 до 8 месяцев. При этом крепкие, активные дети вполне могут самостоятельно сесть уже в 5 месяцев. А вот пухленькие, крупные или рожденные раньше срока, наоборот, начинают присаживаться с запозданием – к 9–11 месяцам.

Не последнюю роль играет и пол ребенка. Девочка точно попробует раньше. И получится это у нее даже в 4–5 месяцев. Тогда родителям следует немного попридержать кроху, дав ей еще месяц для окончательного укрепления опорно-двигательной системы.

А вот мальчики в этом плане больше вписываются в стандартные нормы и до полугода усаживаются редко.

Присаживать или нет?

Вот тут без вариантов – высаживать ребенка педиатры всего мира категорически не рекомендуют. Ведь то, во сколько месяцев начинает сидеть ребенок, полностью зависит от готовности его мышц поддерживать тело в таком положении. К тому же ортопеды уверенны – до полугода вертикальное положение крохи естественным не является.

Чем опасно ранее присаживание неподготовленного грудничка:

  • Чрезмерная нагрузка на позвоночник может вызвать его искривление, а с возрастом раньше появятся боли в спине. Возможно развитие раннего радикулита и прочих проблем с позвоночником.
  • Также ранее присаживание вредит и мышцам, неготовым к нагрузкам. Появляется гипертонус, болезненные ощущения, что приводит к капризности.
  • Неокрепшие кости малыша склонны к деформациям. Ранее присаживание почти всегда приводит к деформации тазобедренных костей разной степени тяжкости.

Дабы избежать проблем с опорно-двигательной системой и формированием костей ребенка, присаживать его однозначно не нужно. Необходимо запастись терпением и подождать, потому что, только когда младенец начинает сидеть сам, можно с уверенностью говорить о его готовности к этому.

Поэтапное развитие навыка

До того момента, когда ребенок начинает сидеть без посторонней помощи, он проходит несколько последовательных этапов становления этого умения:

  1. Сначала, обычно ближе к 5–6 месяцам, грудничок постепенно учится приподнимать грудь с положения лежа на животе, уже может уверенно держать и поворачивать голову. Таким образом он тренирует мышечную систему, подготавливая ее к дальнейшему развитию. Именно от этого и зависит тот возраст, когда начинает сидеть малыш сам, без опоры. Важно поощрять его желание поползти, приподнять грудку, но присаживать ни в коем случае еще нельзя. Пока что он будет пытаться сесть, заваливаясь то на один, то на другой бок, то на спину. Это говорит о его неготовности к полноценному сидению.
  2. К 7-8-месячному возрасту, когда ребенок сидит более уверенно, можно ему немного помогать, обучая и стимулируя тренировки, попытки поменять положение. Довольно быстро он перестанет валиться в разные стороны, начнет с удовольствием пытаться сесть из положения лежа, опираясь на руки.
  3. Почти всегда ребенок сидит самостоятельно в возрасте 8–10 месяцев. Движения его уверенны, он с легкостью меняет положение на сидячее с лежачего на животе или боку. На этом освоения навыка можно считать завершенным.

Из этого делаем вывод о том, во сколько месяцев ребенок должен сидеть без помощи посторонних. Наиболее часто это происходит в 6-9 месяцев, но и сидение в 5 или 10 месяцев тоже является вариантом нормального, индивидуально развития.

Подготовка карапуза к самостоятельному сидению

Чтобы приблизить момент, когда новорожденный начинает сидеть, нужно приложить немного усилий и помочь ему. Для этого необходимо:

  • Развивать опорно-двигательную и мышечную систему малыша с помощью регулярных занятий без большой нагрузки.
  • Делать крохе расслабляющий массаж. Достаточно одного раза в сутки.
  • Почаще выкладывать на живот, стимулировать ползанье.

Придерживаясь этих несложных советов можно приблизить момент, когда дети начинают сидеть самостоятельно.

Что делать, если малыш не научился сидеть к 9 месяцам?

Однозначно не стоит паниковать. Бывают случаи, когда грудничок начинает сидеть ближе к 10–11 месяцам из-за индивидуальных особенностей развития.

Тем не менее если к девятимесячному возрасту кроха не предпринимает попыток сесть самостоятельно, то необходимо проконсультироваться с неврологом, ортопедом, педиатром. Именно они точно скажут, есть ли повод для беспокойства. В качестве помощи назначат курс специальных упражнений, массажа.

Категорически запрещено, или как не навредить ребенку

Хотите узнать во сколько ребенку можно сидеть без вреда для здоровья? Присмотритесь к нему. Если он вовсю пытается удержаться сидя, а спинка его при этом не округлена, завалы в разные стороны становятся все реже и реже – значит, ребенок почти готов и скоро сядет самостоятельно.

Но даже в этом случае категорически запрещено:

  • Обкладывание подушками и прочими приспособлениями для поддержания тела в вертикальном положении.
  • Специальное усаживание ребенка до тех пор, пока он не сделает этого сам.
  • Ношение в кенгурушках и переносках, не обеспечивающих физиологическое положение тела.
  • Усаживание у себя на коленях.
  • Усаживание в коляске.

Пренебрежение этими запретами приведет к значительным проблемам со здоровьем ребенка.

Главное правило для родителей – не торопить события и ни в коем случае не усаживать ребенка, пока он сам этого не сделает.

Можно помочь малышу быстрее освоить новое положение, занимаясь с ним легкими физическими упражнениями, обучающими присаживаться, делая ему массаж и поощряя ползание, лежание на животике. Только так современные мамы помогают своим деткам, заботясь при этом об их здоровье и полноценном развитии. Занимайтесь с крохами и все у вас будет вовремя. А это – самое главное!

Полезное видео о том, когда ребенок начинает сидеть

Мне нравится!

Самый ответственный период для родителей – первый год жизни малыша. Именно в это время кроха совершает колоссальный рывок в развитии и познании окружающего мира.

Когда дети начинают сидеть и ходить

В первые 12 месяцев жизни малыша родители особое внимание должны уделять его физическому развитию. Ребенок учится наблюдать за всем происходящим, удерживать свою головку, сидеть и делать первые шаги.

Во сколько месяцев ребенок держит голову

Сразу после рождения и в первые месяцы жизни у малыша недостаточно пропорциональное тельце, слабые позвонки и мышцы. В положении лежа в 3 недели кроха уже пытается двигать головой, но все попытки остаются безрезультатными. Маленький ребенок начинает удерживать ее только тогда, когда шейные мышцы станут достаточно крепкими. Обычно это происходит не раньше, чем в 2 месяца, а устойчивое положение головы можно увидеть спустя еще 30 дней.

Родители обязательно должны помогать младенцу поддерживать голову, чтобы она не отклонялась назад при укачивании на руках.

Любое резкое движение может повлечь за собой опасные последствия в виде повреждения мышечных тканей или же шейных позвонков. Не стоит переживать, если к установленному сроку кроха не держит головку. Все дети развиваются индивидуально, к 5 месяцам малыш уверенно справляется с этой задачей.

Полугодовалые дети уже без труда поворачивают голову в разные стороны, рассматривают игрушки, находящиеся на расстоянии, наблюдают за движениями родителей.

Когда дети начинают переворачиваться и сидеть

Точную дату, когда ребенок начинает переворачиваться на живот и обратно на спину, установить практически невозможно. Однако есть приблизительные интервалы – от 4 месяцев до полугода. Родители должны забеспокоиться, если после этого срока кроха не делает попыток перевернуться. Причиной может послужить чрезмерный вес или отклонение в развитии, в этом случае стоит посоветоваться с педиатром. Возможно, малыш просто ленится, выбирая времяпрепровождение и отдых на руках у родителей.

Временных периодов, когда дети пытаются изменить положение и начинают сидеть, несколько:

  • Полгода. Кроха предпринимает попытки подняться, чтобы лучше рассмотреть окружающую его обстановку. У некоторых младенцев это получается сразу.
  • 7-ой месяц. Приподнимается из лежачего положения при помощи рук, прилагая достаточно много усилий. Может просидеть устойчиво довольно недолго.
  • 8-ой месяц. Без труда усаживается из любого положения. Сидя может играть.
  • 9-ый месяц. В положении сидя пытается дотягиваться до удаленных предметов.

В полугодовалом возрасте не следует пытаться усаживать кроху или подкладывать ему под спинку мягкие подушки и одеяла. Все должно проходить естественно, до 9 месяцев повода для беспокойства нет.

В каком возрасте ребенок ползает и ходит

Ползать ребенок начинает гораздо раньше, чем делать первые шаги. Это важный период познавательной деятельности, который некоторые дети пропускают. Кроха может научиться стоять, а также перешагивать от одного объекта к другому. Не стоит волноваться по этому поводу, однако со специалистом лучше проконсультироваться. Нельзя заставлять ребенка, стимул должен быть ненавязчивым и мягким.

Первые попытки к новым движениям дети совершают после полугода, а через 2 месяца уже перемещаются свободно. Чаще всего кроха ползает на животе, вперед по-пластунски или на четвереньках.

Считается, что девочки начинают перемещаться самостоятельно раньше, чем мальчики. Это зависит от индивидуальных особенностей младенца, развития его опорно-двигательного аппарата и телосложения.

Нормой для совершения первых шагов считается возраст от 9 до 18 месяцев. По статистике большинство малышей умеют передвигаться на ножках в год.

Кроха либо опирается на предметы, стараясь сделать шаг, либо практически сразу идет. Причем оба варианта приемлемы с медицинской точки зрения. Ранние шаги, до девятимесячного возраста, не должны вызывать бурной радости у родителей, ведь такая нагрузка опасна: неокрепшие мышцы могут не выдержать веса тела малыша.

Ребенок начал улыбаться и агукать

Физическое формирование – главная составляющая нормального роста новорожденного, но интеллектуальное и психоэмоциональное развитие не менее важны. На разных этапах жизни малыш учится познавать мир посредством органов чувств, а также общаться при помощи мимики и слов.

Когда ребенок может видеть и улыбаться

При рождении у малыша плохо развито зрение, единственное, что он видит – объемные предметы, располагающиеся не дальше 30 см. Более четко грудничок рассматривает окружающую обстановку в 1 месяц. Это период, когда ребенок различает черты лица родителей, их мимику.

В возрасте месяца ребенок начинает копировать положительные эмоции, улыбки. Однако они считаются неосознанными, на уровне рефлексов.

Кроха может показывать удовольствие, когда он не голоден, находится в тепле и уюте. В период, когда младенец начинает по-настоящему улыбаться, это становится сразу заметно. Он реагирует на конкретного человека или действие. Это явление может произойти в разные сроки – от 4 недель до 3 месяцев.

Слух формируется у младенца задолго до появления на свет: с 4-го месяца беременности. О том, что дети, находясь в утробе матери, реагируют на звуки, давно известно ученым.

По мере роста малыш оживляется: издает звуки, машет ручками, расплывается в улыбке и т.п. Это говорит о нормальном росте крохи, отсутствии отклонений со стороны нервной системы и органов чувств. В возрасте от 20 недель дети способны различать знакомых и незнакомых людей, хмуриться или радоваться при их виде.

Во сколько дети говорят первые слова

Развитие речевого аппарата у малыша – первостепенная задача родителей. Во время общения с крохой с самого его рождения нужно менять интонацию, рассказывая истории, читать больше сказок. Главное – говорить правильными фразами, не коверкая и не сокращая слова, ведь малыш изначально повторяет за взрослыми, а уже потом формирует свой лексический запас.

Этапы, когда ребенок начинает издавать определенные звуки и говорить:

  • 16-ая неделя и больше. Замечается оживление при общении со взрослыми. Основные звуки – «н» и «г».
  • 24-ая неделя. Кроха способен различить, кто именно из взрослых с ним общается, повторяет «ма» и «ба».
  • 32-ая неделя. Появляются в лексиконе новые звуки, хорошо проговариваются простые слоги, к примеру, «па-па-па», «ба-ба» и т. п.
  • 40-ая неделя. Малыш начинает без труда повторять слоги («ля-ля-ля», «ма-», «па-»).
  • 48-ая неделя. Понимает, когда родители что-то запрещают, способен проговаривать около 5 разных слогов.
  • Ближе ко второму году жизни дети умеют называть своих родителей, бабушек, дедушек. По мере познания мира словарный запас стремительно расширяется.

О том, что речевые мышцы начинают активно работать, а связки напрягаются, можно узнать по определенным признакам. В основном это шевеления губами и языком, сосредоточенность и легкое напряжение при прослушивании взрослой речи.

Когда у детей начинают резаться зубы

У каждого малыша сроки прорезывания зубов могут быть разными. На это явление влияют внешние факторы, наследственность, тип и качество питания. Начинают появляться зубки с полугода. Допустима задержка в 6 месяцев, в этом нет ничего необычного.

Временные зубки у мальчиков появляются позже, чем у девочек. В идеале – у годовалого ребенка должны сформироваться нижние и верхние резцы (по 4 шт.).

Ближе к 2 годам вырастают клыки и несколько коренных. Позже появляются и другие зубы (через 6 месяцев). Полностью процесс завершается, когда малышу исполняется 3 года (формируется ряд из 20 временных зубов). Их выпадение происходит в порядке прорастания. Если схема по каким-либо причинам нарушилась, не стоит беспокоиться, если не замечено серьезных отклонений.

Рождение малыша в семье – не только радостное, но ответственное событие. За первый год ему предстоит многому научиться, родители должны быть в этот период верными помощниками. От каждого этапа зависит развитие ребенка, его успешное становление как личности.