Название работы: Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Роль устного народного творчества в воспитании детей младшего дошкольного возраста

Из опыта работа воспитателей детского сада по нравственно - патриотическому и музыкальному воспитанию

Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.

Каждый ребенок – капелька, лучик,
Вместе собрались – светлый родник.
Что понесут к речке жизни бегущей?
Ты призадумайся только на миг.
Всё, что заложено, все к нам вернётся.
Доброе сея, пожнём мы добро.
Сердце пусть радостью вновь улыбнется.
Встретившись с каплей ручья моего!
«Посвящение детям» Н. Б. Федорова.
Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой коренного населения. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к быту и культуре своей нации. Все это является базой сохранения культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни – наиболее благоприятный для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень яркие, сильные, следовательно, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
В этом возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в песнях, музыке, играх, игрушках, присущих коренному населению. Как много получает малыш, узнавая о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Мы ставим перед собой задачу формирования личности, способной усвоить элементарные правила нравственного поведения и основные этические понятия. Эту задачу можно решить при условии обращения к идеям народной педагогики, являющейся системой представлений, взглядов, суждений, идей, приемов воспитания, копившихся веками и отраженных в народном творчестве. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Народное творчество включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, изобразительное и декоративно - прикладное искусство. Творчество - главное средство, с помощью которого ребенок осваивает культурно – исторический опыт, и движущая сила развития общества. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей.
Русский философ и педагог В. В. Зеньковский писал о том, что никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа, не может созреть вне национальной культуры, которой нужно пропитаться, чтобы присущие душе силы могли получить свое развитие.
В нашем детском саду знакомство с миром традиционной культуры малой Родины начинается с ближайшего окружения ребенка. Изучая историю родного края, мы используем материалы по этнографии и фольклору. В пеших прогулках по улицам села, экскурсиях дети узнают историю его возникновения, традиции народно – прикладного искусства. При посещении районного краеведческого музея заглядывают вглубь прошедших веков, узнают от экскурсовода об архитектуре села, устройстве деревянного дома, знакомятся с жизнью, бытом, обычаями, занятиями его обитателей.
Большую роль при ознакомлении детей с историей и бытом своего народа оказывает мини - музей детского сада. В музее представлены экспонаты декоративно – прикладного искусства, предметы быта, орудия труда, народные костюмы. Здесь дети могут не только все увидеть, но и потрогать, обыграть. Например, походить в лаптях, «пропрясть кудель», попить чай из старинного самовара. Дети с большим удовольствием посещают музей, задают много вопросов, узнают новое.
Знание народных обычаев укрепляет семейные и родовые связи, помогает отрегулировать взаимоотношения между разными поколениями. Начиная с младшего возраста, воспитатели читают художественную литературу, проводят различные беседы, мероприятия направленные на воспитание любви и уважения между поколениями. В старшей группе дети составляют свою родословную. При этом проводится большая работа с родителями. Каждый ребенок совместно со своими близкими собирает материал о предках: где они жили, кем работали, и т. д., а затем составляет генеалогическое древо своего рода.
Большое внимание уделяется занятиям по художественно – творческому развитию детей. Изделия народного творчества многообразны. Каждое изделие наполнено красотой, добром, радостью; оно несет в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир прекрасной сказки. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи своих изделий, включают в себя геометрические элементы, цветы, листья, ягоды, траву, которые ребенок часто встречает в лесу, в парке, на участке детского сада. Все это дети переносят на свои работы. Под руководством педагогов они украшают салфетки, полотенца, тарелочки, одежду для кукол, занимаясь рисованием или аппликацией. На занятиях по лепке малыши знакомятся с народными игрушками и пытаются сами сделать такие же. Сколько же радости доставляет ребенку предмет, сделанный своими руками.
Дети очень любят слушать сказки и небылицы, отгадывать загадки, заучивать потешки, считалки, скороговорки. Сказки отражают жизнь народа, основные черты характера: отвагу, трудолюбие, остроумие. Ребята охотно не только слушают сказки, но и сами их сочиняют, обыгрывают, участвуют в театрализованных постановках. Не один праздник, ни одно развлечение, а часто и занятие не обходятся у нас в саду без участия сказочных персонажей. Как же интересно самому превратиться в сказочного героя и побывать в волшебной стране или узнать в веселой Бабе Яге своего любимого воспитателя.
В развитии детей огромное место занимают игры . Народные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Игры используются в различных видах деятельности детей. Начиная с младшего возраста, мы применяем народные игры на занятиях и во время прогулки, в утренние и в вечерние часы. Они являются прекрасным элементом содержания досуговых мероприятий, проводимых в детском саду.
Большой интерес вызывает у детей знакомство с музыкальным фольклором. На музыкальных занятиях дети исполняют народные песни и танцы, играют на музыкальных инструментах. Знакомятся с произведениями композиторов республики. Праздник в детском саду! С каким нетерпением ждут его дети! Для них это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки, поэзии, в мир ярких зрительных восприятий, увлекательных игр и затей. Поэтому интересно и весело проходят фольклорные праздники. Они являются особой формой знакомства с народным музыкальным искусством. Здесь соединяются радость и веселье, знания и умения. Ребята показывают свои театральные, танцевальные, музыкальные навыки. Совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности. Комплексное воздействие различных видов искусства способствует формированию у дошкольников художественного вкуса.
Праздники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго. Сценарии праздников включают в себя различные виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах, участвуют в проведении обрядов, народных игр, постановке сказок.
Фольклорный праздник помогает раскрыть значимость давних традиций, приблизить детей к пониманию старины и через активное участие приобщить к истории своего народа.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью музыкальностью. Дети, повторяя, улавливают созвучность стиха. Детям этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая доступная форма изложения. Для развития выразительности детской речи, произведения устного народного творчества, народные игры и игрушки оказывают мне неоценимую помощь.

Беря, все это во внимание, я выбрала тему для своего проекта «Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество».

В своей работе я уделяла большое внимание воспитание детей через использования устного народного творчества.

Нами разработанный проект рассчитан на один год.

Участниками проекта: детей своей группы, родителей, педагогов нашего детского сада.

Далее обозначаю актуальность данного проекта. Данная тема на сегодняшний день весьма актуальна. С развитием компьютеризации язык стал терять свою эмоциональность. У детей плохо развита речь, беден словарный запас. Поэтому через устное народное творчество не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность. Ребенок приобщается к культуре своего народа, обычаям, традициям, получает первые впечатления о ней.

Естественно необходимость использования устного народного творчества в развитии младшего дошкольного возраста очень важна, потому что ребенок узнает много нового интересного. У него развиваются когнитивные навыки (память, внимание, речь) .

Также актуальность по данной теме еще заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры, как источник духовно-нравственного развития детей.

Следующим пунктом в проекте должны поставить цель.

Цель проекта звучит так: знакомить детей младшего дошкольного возраста с народной культурой посредством устного народного творчества. Приобщать детей 2-3 лет к красоте родного слова.

Такие как:

1. Знакомить с народной культурой, воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы;

2. В разных видах деятельности применять народное слово;

3. Показать красоту образного языка сказок;

4. Использовать в процессе театрализованную деятельность;

5. Приобщать детей к народной культуре в игровой деятельности.

6. Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.

7. Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, моторику тела и мелкую моторику, творческое воображение.

8. Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.

9. Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.

Также необходимо было сформулировать гипотеза: Воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество необходимо для развития коммуникативных навыков, повышение речевого, развитие зрительного восприятия и внимания, творческого воображения.

В ходе проекта были обозначены следующие этапы.

1. Подготовительный – создание условий для реализации проекта

2. Основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3. Заключительный – презентация, оформление материала проекта, итоги, выводы, результат. Начнем с первого этапа – подготовительный. Он представляет собой создание условий для реализации проекта:

Подбор методической, педагогической и художественной литературы;

Создание библиотеки народного творчества;

Создание развивающей среды и уголка развивающих игр;

Подбор наглядных пособий и иллюстраций;

Подбор детской фонотеки: музыка, сказка, песни;

Подбор настольно-печатных, дидактических, словесных игр;

Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

Также были обозначены формы работы

1. Ежедневное чтение (сказки, потешки, песенки) .

2. Тематические беседы по устному народному творчеству

3. Народные подвижные и словесные игры на прогулках и в группе

4. Совместное рассматривание книг и иллюстраций

5. Дидактические игры на занятиях и свободной деятельности

6. Театрализация народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелеграфе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок

7. Пение народных песенок, потешек игра на музыкальных инструментах

8. Развлечения, досуги

9. Рисование, лепка по народному творчеству

10. Пальчиковые игры

Неотъемлемой частью проекта считается работа с родителями.

Они оказали большую помощь в подборе художественной литературе, наглядно-дидактических пособий, рисование масок по сказкам, вязание для пальчикового театра, подбор фонотеки по детскому устному народному творчеству (сказки, песенки, мелодии) .

Работа была бы не плодотворной, если бы не их помощь.

Чтобы держать родителей в курсе событий были приготовлены консультации «Русский народный фольклор», «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста» и т. д. Также на итоговом родительском собрании планирую выступить с докладом и рассказать родителям об играх с детьми дома, были созданы папки–передвижки, проводились беседы, развлечения по данной тематике.

Родители также доброжелательно отнеслись на предложение принести в группу диски с колыбельными песенками, потешками, сказками. С помощью родителей собрали небольшую фольклорную библиотеку для чтения детям.

Что можно сказать о проделанной работе? Наконец переходим к заключительному этапу.

Хочу обозначить результаты о проделанной работе.

Думаем, что работа по фольклору, которую мы проводили в своей группе, дала много хорошего.

Во-первых, знакомя детей с устным народным творчеством, решали познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей.

Во-вторых, эта работа позволила приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями, традициями, передаваемые из поколения в поколение.

В – третьих, работа с фольклором способствовала развитию у детей любви к родному краю и умение видеть и понимать окружающий мир.

Потешки, сказки, игры, прибаутки, заклички, колыбельные вызывают доброжелательный смех детей, действуют на ребенка сильнее, чем замечание и наказание, способствуют установлению эмоционального контакта между детьми.

Также у родителей был замечен интерес к использованию малых форм фольклора в развитие детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и читают потешки и сказки.

Из всего сказанного хотим сделать вывод: работа в этом направлении является эффективной и нужной для дальнейшего развития детей.

Данный опыт является завершением работы на этом возрастном этапе.

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: выявить особенности воспитательной роли народного творчества.

Выявить значение народного творчества в воспитании детей

Приобщать детей к русскому фольклору, заинтересовать сюжетами.

Обогащать воображение и речь детей.

Сентябрь-октябрь

1. Подбор материала для работы с детьми и родителями на тему: «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

2. Постановка целей и задач по данной теме.

3. Изучение темы «Роль потешек в развитии речи детей»

Работа с детьми: Разучивание потешек.

Работа с родителями: Консультация «Роль фольклора в развитии детей».

Ноябрь-декабрь

1. Создание картотеки потешек для работы с детьми.

2. Использование фольклора в работе с детьми.

Работа с детьми:

1. Применять потешки в режимных моментах.

2. Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай из какой потешки отрывок»

Работа с родителями:

1. Создание библиотеки красочных книг с потешками.

2. консультация «Потешки помогут справиться с детским непослушанием»

Январь-февраль

1. Роль сказки в воспитании детей.

2. Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности детей.

Работа с детьми:

1. Настольные игры по русским народным сказкам (пазлы, лото) .

2. Чтение русских народных сказок, прослушивание аудио записей сказок.

Работа с родителями:

1. Консультация «Воспитание трудолюбия и послушания через сказки»

2 «С какими книгами можно дружить»

Март-апрель

1. Изучение темы: Влияние сказки на психологию ребенка.

2. Театрализованные игры как средство развития речи детей.

Работа с детьми:

1. Дидактическая игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

2. Учить детей обыграть знакомые сказки.

Работа с родителями:

1. Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами.

2. Консультация «Как выбрать полезную сказку для ребенка».

3. Приобрести в группу раскраски по русским сказкам.

4. Создать театральный уголок в групп.

5. Конкурс совместных творческих работ детей и родителей на тему «Моя любимая сказка».

Презентация плана – проекта на итоговом родительском собрание.

Настольные игры по русским народным сказкам:"У гадай сказку", "Курочка ряба"

Драматизация сказки "Теремок"

"Колобок"

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей "Моя любимая сказка"

www.maam.ru

План самообразования «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида № 98» г. Чита.

по самообразованию

На 2014 - 2015 г. г.

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста»

Воспитатель: Диттер Анна Александровна

2 младшая группа

Используемая литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. /Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Бородич, А. М. /Методика развития речи детей / М. : Просвещение, 1981. – 255 с.

3. Бондаренко, А. М. /Словесные игры в детском саду / М. :Просвещение, 1981. – 96 с.

4. Максаков, А. И. /Правильно ли говорит ваш ребенок/ М. :Просвещение, 1982. – 160 с.

4. Сохина Ф. А. /Развитие речи детей дошкольного возраста/М: Просвещение, 1984. – 223 с.

5. Ушакова О. С. /Методика развития речи детей дошкольного возраста / М. : Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004.–288 с.

Цель: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества

Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

Приобщить детей к русскому фольклору

Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру

Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи

Воспитывать любовь к русскому фольклору.

Актуальность темы:

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

работы Практи-

выход Сроки

ния Отмет-ка

1 Выбор темы. Постановка целей и задач по данной теме Изучение

Разработка плана сентябрь

2 Изучение статьи на тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка» Разучивание и проговаривание потешек. Изучение

Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей» октябрь

3 Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах. Изучение Создание картотеки ноябрь

4 Изучение статьи на тему: «Использование фольклора в работе с детьми» Изучение Дидактическая игра «Узнай потешку», декабрь

5 Изучение статьи на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». Изучение Консультация: «Почитай мне сказку мама, или с какими книжками нужно дружить дошколятам» январь

6 Изучение статьи на тему:

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) Изучение Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» февраль

7 Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Изучение Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам март

8 Изучение статьи на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Изучение Памятка для воспитателей «театральный уголок в группе (настольный (конусный, пальчиковый и би-ба-бо театры) » апрель

9 Самоанализ плана самообразования. Изучение май

www.maam.ru

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Передовой педагогический опыт в детском саду

«Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Бугаёва Зоя Васильевна, воспитатель Д/С «Ромашка» р.п. Дмитриевка Никифоровский район Тамбовская область

Выступление на районном методическом объединении

Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.

В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»

С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу улыбки, хорошее настроение.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду?

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.

И звучат из поколение в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.

Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.

Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.

Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.

Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.

Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, я понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Свою работу я начала с приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Посетили краеведческий музей (причем неоднократно) , где дети увидели в действии прялку, покачали в люльке куклу Машу, увидели настоящую русскую печку, предметы старинного русского быта, что, несомненно, оставило в их душах большое впечатление.

Затем решила создать у себя волшебный уголок сказок, для развития интереса к устному народному творчеству. В этом уголке дети очень любят играть с персонажами кукольного театра, «разговаривать» с любимыми игрушками. Всё это способствует развитию речевой активности, развитию доброжелательных отношений друг к другу, развитию творческого воображения, мышления.

Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу провожу как на занятии, так и в свободное время.

В разные режимные моменты использую фольклорные произведения. Во время умывания - потешку «Водичка-водичка...»;

Во время причесывания - «Расти коса до пояса...»;

Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки...»

Пела своим малышам колыбельные песни, которые они не только слушали и запоминали, но и сами пели своим куклам «дочкам» и про кота воркота и про гулей.

Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям. Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.

Подбадриваю робкого: «Смелость города берет»

Если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;

Во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»

Во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»

А если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»

Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорю: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»

На прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»

Чтобы вызвать интерес к пословицам оформила альбом «Пословица не мимо молвится». Глядя на картинки, дети называют соответствующие по смыслу пословицы.

Широко использую в своей деятельности загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию.

Отбирая загадки для работы с детьми, учитываю их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их небольшим опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода. Например, во время наблюдения за рыбками предложила следующую загадку:

Стеклянный домик на окне

С камнями и песком на дне

И рыбкой золотой

Малышам предлагаю загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина) , отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается) , например:

«На заборе сидит

Источник doshvozrast.ru

Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» - страница №1/1План самообразования

Тема: « Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Руководитель проекта: воспитатель Сидельникова Наталья Николаевна

г. Новотроицк 2013 – 2014 уч.год

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители детей.

Цель проекта: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.

Задачи : Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное

  1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
  2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
  3. Обогащать чувства детей, воображение и речь.
  4. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Месяц. Работа воспитателя. Работа с детьми. Работа с родителями. Сентябрь

  1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
  2. Постановка целей и задач по данной теме.

Октябрь Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка »

  1. Разучивание и проговаривание потешек.
  1. Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»
  2. Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Ноябрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах.

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей.

Декабрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»

Январь

« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация: «ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ»

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Февраль

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

  1. Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
  2. Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами.

Март

1. Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

2. Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам Апрель

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

  1. Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный) , пальчиковый и би-ба-бо театры)
  2. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

В работе с детьми мы используем:

Народные песни для слушания (в исполнении взрослых, аудиозаписи) и разучивания;

Хороводы, танцы;

Народные игры;

Мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций;

Народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.

Значение фольклора переоценить трудно. Оно состоит в следующем.

Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию.

Способствует развитию памяти: в произведениях устного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.

Влияет на оздоровление организма в целом. Многие потешки выполняются с движением рук, что доставляет детям радость и помогает самостоятельно делать массаж кистей рук, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук.

Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух. Некоторые из них можно инсценировать, при этом передавать содержание только движениями.

Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность.

Главное, не нужно забывать, не только приобщить детей к народному творчеству, но и доставить радость и вызвать желание у детей проявить свои творческие способности на фольклорных праздниках.

По теме:

Подробней nsportal.ru

А что значит – перелётная, что значит – зимующая?

Скажите, а когда прилетают к нам грачи?

Долго летят к нам грачи, после перелёта они уставшие. Им надо отдохнуть, размяться. Встанем и покажем, как грачи будут разминаться.

Выпрямим спинки, сначала они чистят свои перышки, разомнём и мы наши пальчики, вот так, сначала один, затем второй…, -А сейчас погладим ручки, также как грачи, гладят свои крылышки, снизу вверх (сначала одну руку, затем вторую) . Теперь погладим наши головки, сверху вниз, затем к ушкам.

Погладим наши лобики, глазки, теперь носик, щечки, подбородок. Разомнем губки, сформируем клювики. Погладим все личико.

Вот отдохнули наши грачи после долгого перелёта, сделали гимнастику и проголодались!

Что им надо сделать? Чем питаются грачи? А где они их добывают?

Давайте поиграем! Подойдите ко мне, представьте, что перед вами весенние поля. Как только зазвучит музыка, каждый из вас, как грач, попробует добыть себе червячков!

Найденных червячков, складывайте на тарелочки. С прекращением музыки – вы должны закончить поиск. (перед детьми – 4 «бассейна» с фасолью, накрытые тканью, где спрятаны макароны, а около каждого «бассейна» «тарелки») .

Р., сколько червячков ты нашёл? А ты Д., сколько?

Вот наши грачи отдохнули, подкрепились и полетели петь и танцевать.

Отдохнули наши грачи, а теперь задумались, а где они будут жить? Как называется дом птиц? А из чего птицы строят гнезда? А если бы гнезда строили из соломы, то какие бы они были? А из металла?

А из стекла? А из бумаги? А бывают такие гнезда?

Я предлагаю вам поможем грачам построить гнездо?

Строить гнездо мы будем из веток, но для строительства подойдут особенные веточки. Мы будем вить звуковое гнездо, а помогут нам в этом картинки (детям раздаются картинки) . Только никому не показывайте!

Подойдем к другим полянкам, вам нужно выделить первый звук в названии вашей картинки и найти веточку с буквой, обозначающей этот звук. Как только зазвучит музыка, приступайте к поиску.

Молодцы, буквы на веточках никому не показываем! А теперь поиграем в игру, которая называется «Молчанка» - каждый из вас будет показывать звук той буквы, которая у вас в руках, но только ртом, без голоса, а остальные попробуют определить, какая у вас буква.

Сейчас построим гнездо. Р., твоя веточка станет донышком гнезда, куда нужно положить веточку? Д., а твоя веточка станет правой стенкой гнёздышка…(и т.д.- левая стенка, верхняя часть гнезда – «ветки»вывешиваются на мольберт) . Вот наше гнездо и готово.

Теперь наши грачи выведут здесь птенцов!

Садитесь на свои места. Наши грачи очень радуются, что нам удалось построить такое красивое гнездо.

Ребята, вслед за грачами прилетают и другие перелетные птицы. Посмотрите, какие птицы прилетают весной?

(на экране по одному появляются изображения перелётных птиц: ласточки, аисты, журавли, скворцы, лебеди, утки)

Что же делают перелётные птицы, когда возвращаются к нам весной? (дети подходят к экрану и рассказывают, что делают перелётные птицы весной) .

Наше занятие подходит к концу, вам понравилось? А нашим гостям, понравилось? Давайте попрощаемся с нашими гостями!

До свидания!

Дети садятся на места.

Источник nsportal.ru

15. Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.

16. Логоритмика

II ГЛАВА. ОСНОВНОЙ ЭТАП.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.

Для понимания и осмысления детьми в группе создана яркая и красочная предметно-развивающая среда по народному творчеству. Она содействует знакомству детей с темой, возбуждает интерес к устному народному творчеству, соответствует возрасту детей. Дети имеют свободный доступ к игрушкам, книгам, играм и предметам русской культуры.

  1. Книжная выставка, посвященная устному народному творчеству;
  2. Иллюстрированный материал по сказкам;
  3. Театральный уголок -герои русских народных сказок;
  4. Создан уголок развивающих игр (дидактические, логические, шнуровка)
  5. Настольно-печатные игрыпо возрасту (детское домино, пазлы) ;
  6. Предметы русского быта.

Раскраски, детские журналы по тематике русского фольклора.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Знакомили детей с фольклором русского народа на занятиях и в свободной деятельности детей. Сочетали художественное слово с другими видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным.

Для эмоционального восприятия и яркого проживания образов героев сказок воспитательно-педагогический процесс изначально направлен на развитие творческих способностей детей, творческую индивидуальность каждого ребенка и совершенствование связной речи.Яркие впечатления детей реализуются в игре, рисунках, прикладном творчестве и музыкальной деятельности.

КОМУНИКАЦИЯ.

Характерные особенности занятий.

Ребенок 3-4 лет становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!», но внимание детей пока еще не устойчиво, они быстро отвлекаются.Поэтому, в процессе чтения детям книг по русскому фольклору, мы чередовали само чтение с музыкой, беседой и драматизацией сказок.

  1. Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
  2. Обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов.
  3. Использование литературных и художественных вставок.

сюрпризные моменты, игровые приемы, образец интонационного чтения, от лица сказочного героя или игрушки, вопросы детям, объяснения, указания, упражнения, подсказ слова или фразы, проговаривание реплик.

Задачи и цели.

Воспитывали у детей интерес к устному народному творчеству ежедневным чтением детям русских народных сказок и произведений малых форм.

Показывали детям красочные иллюстрации сказок и героев сказок, использовали потешки и песенки устного народного творчества.

Краткие образные характеристики помогали детям запомнить тот или иной персонаж, и сформировать доброжелательное отношение к нему.

Показывали красоту образного языка сказок интонацией, мимикой. Учили детей интонационно выразительно повторять песенки персонажей, запомнившиеся слова и выражения из текста. Помогали детям обогащать речь сказочной лексикой.

Повышали у детей речевую активность.

Формировали у детей умение слушать и следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям, отвечать на вопросы воспитателя.

Применяли моделирование эпизодов сказки, чтобы детям легче было усвоить ее образное содержание.

В беседах после прочтения уточняли понимание детей содержания сказки, осознания ими средств художественной выразительности.

Проводили дидактические игры по русским сказкам. Активизировали словарный запас, через употребления детьми слов в своей речи.

Развивали зрительное восприятие, внимание, пространственное мышление, память, и творческое воображение через рассматривание сюжетных картин, иллюстраций и картинок.

Использовали в процессе театрализованную деятельность. Разными видами театра развивали у детей коммуникативные навыки овладения родным языком. Учили детей выражать при театрализации сказок свои впечатления в словах, интонации, мимике, жестах.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Игровая деятельность для дошкольников – способ познания окружающего.

Ее применение способствует совершенствованию двигательных и игровых действий, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.

Применяли разнообразные виды игр: подвижные, настольно-печатные, логические, дидактические, словесные, творческие, сюжетно-ролевые игры) .

Дидактические игрыи игрушки.Дидактические игры – являются формой обучения и имеют игровую и обучающую задачу (форма, величина, цвет, исключение лишнего, сравнение, группировка предметов, обобщение и другое) .

Решение задачи в дидактических играх требует большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности.

Материальным центром дидактической игры являются игрушки, игровые пособия, бытовые предметы, природные материалы.

Дидактические игрушки предназначены для сенсорного и умственного развития и обучения детей.

Мы использовали народные дидактические игрушки: разноцветные шары, пирамидки, матрешки, бирюльки, вкладыши, богородские игрушки, куклы в русских народных костюмах; предметы русского быта: изделия из соломы, деревянная и глиняная посуда, домашняя утварь.

Дидактическими играми мы развивали мыслительную активность, самостоятельность и инициативность детей.

Применяли различные приемы с целью вызвать у детей интерес к игре: беседа, загадка, потешка, песенка персонажа, считалочка, напоминание об игре и др.

1 – появление желания ребенка играть, активно действовать.

Воспитание желания играть со сверстниками – важный момент в формировании социальной активности. Так развивается общение, на основе которого формируются многие качества: товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество и др.

2 – ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.

В дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

3 – уже знакомый с правилами игры ребенок проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать.

Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Обучали детей игровым действиям через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и другие способы. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее игровая деятельность детей и успешнее ее результат.

Словесные и творческие игры.Способствовалиразвитию у детей координации речи с движением, чувством ритма. Направлены на формирование связной и выразительной речи, обогащение словаря детей.Детям очень нравятся словесные игры по русским народным песенкам, хороводные игры с пением, пальчиковые игры по потешкам, шутливые забавы в творческих играх.

Пальчиковые игры.Давно установлена закономерность: уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени тонких движений пальцев рук. Дети, которым удаются изолированные, а затем более сложные пальчиковые движения – это говорящие дети. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе, не могут двигаться изолированно – у этих детей отмечаются нарушения речи.

Мы не только развивали мелкую моторику, а сопровождали движения устным народным словом: потешки, песенки, считалки.

Все упражнения для пальчиковой гимнастики и игры проводили с одновременным проговариванием текстов. Это стимулирует речь, развивает ритм движений, вносит элемент игры, развивает эмоциональную выразительность.

Подвижные игры.Играли с детьми в подвижные игры русского народа, приобщая тем самым к народной культуре.

Поддерживали двигательную активность детей, эмоциональность, ловкость, выносливость, волевые качества.

Воспитывали в детях желание совместно играть и проявлять к сверстникам чувство вежливости, культуру общения. Создавали условия для активного взаимодействия ребенка в процессе игры, развитие его интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных качеств, формирование личности в целом.

Учили детей выполнять правила игры, учить веселые стихи, песни, применять при игре задорные народные считалки.

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Ознакомление с изобразительным творчеством проводили на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и в самостоятельной деятельности. Показывали детям произведения изобразительного искусства с целью вызвать у детей эмоциональный отклик на красочность иллюстрации, книжки, игрушки. Использовали потешки и песенки русского народа для эмоционального настроя. Развивали у детей эстетическое восприятие.

С детьми осваивали технические навыки: правильно держать карандаш, кисть в правой руке (кроме леворуких) не сжимая их сильно пальцами, придерживать лист бумаги левой рукой. Обращали на осанку и хороший обзор.

Рисование.Учили детей рассматривать предмет, обводя рукой по контуру, сопровождая показ вопросами, которые направляли восприятие детей на существенные детали.Помогали детям в процессе рассматривания принимать активное участие. Развивали воображение, фантазию, цветоощущение, творчество.Давали детям начальные понятия: о композиции изображения, цвете, линиях, штриховке.

Использовали различные изобразительные средства и материалы. Сочетали рисование с аппликацией. Рисовали по прочитанным сказкам. Учили передавать характерные признаки персонажей сказок и среды.

Рисовали под тихую музыку детских русских мелодий.

Аппликация и лепка.Развивали сенсорные способности детей, мелкую моторику рук, ручные умения, чувство формы и чувство цвета.Учили передавать в предметной лепке характерные особенности предметов, птиц, животных лепкой из пластилина. В лепке с детьми создавались сюжетные композиции, целью которых было развивать у детей сюжетно-игровой замысел.

В аппликации детям давались готовые формы, лекала героев сказок, геометрические фигуры и фоновые листы. Сначала показывали последовательность наклеивания, чтобы дети учились видеть изображение предмета в целом.

Учили раскладывать и наклеивать их, дополнять деталями и дорисовывать некоторые части. Использовали разнофактурную бумагу, незавершенные композиции, природный материал, бросовый материал.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Русская народная музыка, песни, игра на народных инструментах способны вызвать у детей соответствующие эстетические переживания. На занятиях у детей развивается выразительность речи, память, музыкальность и чувство ритма.

В игровой форме идет творческая интерпретация музыки и художественного слова различными средствами (танец, ритмичные движения, имитации, настроение музыки, образ героя с музыкальным образом) .

Дети занимались ритмопластикой под разные мелодии, пели детские песенки и хороводные песни, играли на народных инструментах (деревянные ложки, трещотки, погремушки, колокольчики, свистульки) .

Учили детей слушать русскую народную музыку. Развивали у детей умение узнавать и двигаться под быструю медленную, тихую громкую, веселую грустную музыку. Эти способы инструментального музицирования осваивались на занятиях музыки и в часы досуга в группе.

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Активное участие в развлечениях обогащало детей новыми впечатлениями, давало возможность приобрести новые знания и умения.

Итоговые занятия. «Путешествия с матрешкой».Способствовали выявлению у детей знаний произведений русского фольклора. Помогли развить мысленную активность и индивидуальные способности каждого ребенка.

Предварительная работа состояла в чтении сказок и малых фольклорных форм. Развивали у детей художественно - речевые способности драматизацией сказок.

Обучаясь разговору, дети одновременно обогащали свой словарь, совершенствовали речевые навыки, эмоционально откликались на прочитанное, имитировали действия персонажей, передавали слова разных героев. Словесными и творческими играмизакрепили речевые навыки.

У детей развивались умения использовать средства выразительности (интонационно, мимикой, инсценировкой) . Закреплялись ранее полученные знания. Особая атмосфера, эмоциональный отклик и живая реакция детей во время интегрированных занятий.

Литературный досуг «Угадай сказку».Незабываемые эмоции, особые чувства, радостное настроение и переживания детей находят отражение в вечерах досуга. Творческая активность и большая заинтересованность детей – способствует умственному развитию детей, логическому мышлению при отгадывании сказок, расширению кругозора, подготавливает к восприятию литературы. Дети проявили познавательный интерес, сообразительность, смекалку.

Озвучивали с детьми на русских народных музыкальных инструментах персонажей сказок, стихотворений, загадок. При подборе загадок учитывали доступность тематики и содержания. Весь досуг проведен в игровой форме.

Театрализованное представление.Театрализованное представление отличается от игры - драматизации тем, что в нем участвуют дети или воспитатель, знающие наизусть текст художественного произведения. Использовались различные виды театров (картинок, игрушки, пальчиковый, фланелеграф, кукольный) , сопровождение на народных музыкальных инструментах, вокальное исполнение, аудиозаписи.Театрализация русских сказок «Колобок», «Рукавичка», «Маша и медведь», и песенок «Серенький козлик», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Теремок».

Театрализованное представление мы использовали, как методическое средство, активизирующее речь детей.Дети были как участниками, так и зрителями. У детей остаются радостные эмоции и впечатления, которыми они делятся с родителями.

У детей свободный доступ к игрушкам, книгам, играм, предметам.

Книжная выставка устного народного творчествапостоянно варировалась. Раскраски и детские журналы по тематике русского фольклора.

Иллюстрированный красочный материал по сказкамдавали детям для рассматривания.

В театральном уголке - герои русских народных сказок пальчикового, настольного театров, кукольный домик кукол би-ба-бо. Дети могли брать для игры по разрешению воспитателя.

Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка расширяет кругозор, воспитывает интерес к предметам русской культуры.

С выставки русской народной игрушки дети могли брать для своей игры эти игрушки по разрешению воспитателя.

Созданый уголок развивающих игр по возрасту очень нравится детям. Это:

Дидактические игры - «Собери картинку», «Разложи по форме», «Ассоциации», «Большой-маленький» и др.

Логические- «Что кому», «Найди путь»,«Из какой сказки герой» и др.

Шнуровка– «Петушок», «Домок-теремок», «Дерево», «Корзинка» и др.

Деревянные умные игры- конструктор«Собери сказку», домино«Репка»

Настольно-печатные игры- детское домино, различные пазлы по русским народным сказкам, разнообразное лото.

Применяли аудиокассеты и диски для детей с детскими песенками, потешками, с хороводными песнями.Совместно с детьми водили хороводы, пели песни, импровизировали и в группе и на прогулках.

В свободном творчестве дети разукрашивали в раскрасках сюжеты сказок, лекала животных, рисовали на чистых и тонированных альбомных листах.У детей были различные изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастеры, краски.

Удовлетворялись потребности детей в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для разностороннего развития.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

Подробней nsportal.ru

Вся народная культура рождается из труда, трудовой деятельности, являющейся основой существования человека. И поэтому неслучайно главное качество всех народных героев - трудолюбие. Человек труда воспевается в народных песнях, сказках, былинах, он уважения, чтим, он учитель, передающий детям свое умение, мастерство.

В процессе труда человек взаимодействует с природой. Он встречается с добрыми и злыми силами, которые сосуществуют с ним. Поэтому он обращается к природе ласково, как к родному, близкому существу: землица-матушка, Красно Солнышко, золотой дождичек и т.д.

Ты взойди, взойди, солнце красное, - поется в одной из русских народных песен.

Так начинается обожествление природы, рождаются первые мифы и религии. В них нам предстает человек, любящий, охраняющий и защищающий природу как свою благодетельницу, кормилицу, родительницу. В процессе труда люди общаются друг с другом. Постепенно складывается система норм общения, правила взаимоотношений а группах, семьях. Здесь на первое место выдвигается любовь.

"Возлюбленные дети мои, дети мои, любите друг друга" - это последние слова евангелиста, любимого ученика Христа, Иоанна Богослова, произнесенные им в проповеди-завещании.

Человек живет на Земле, она его кормит, одевает, рождает стремление к творчеству, к искусству, что развивает его духовность, формирует творческую личность. Эта Земля - родина человека, давшая возможность увидеть ее красоту. И ей надо помогать всеми своими силами, защищать от врагов как мать, родившую тебя. Не случайно идея патриотизма, любви к родине, как к малой, где ты родился, так и к стране в целом, проходит практически через все формы устного народного творчества: сказки, героический эпос, песни, пословицы и поговорки.

Эта же идея является центральной и в письменных памятниках как народных, так и авторских. Она выражается не только в описаниях героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославление своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга.

Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также частью и достоинством, даже в отношениях с противником. За примером долго ходить не надо. Достаточно вспомнить героев народных волшебных сказок, борющихся с различными чудищами за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины, былинных героев6 Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и других защитников Отечества. Народная мудрость, раскрывающая любовь к Родине, сконцентрирована в пословицах: "На чужбине сгоришь от солнца, дома и снег согревает", "С родной земли - умри - не сходи", "Без корня и полынь не растет", "На чужой стороне и весна не красна". Так постепенно, от поколения к поколению, у народа складывается представление об идеале человека, о носителе всех лучших качеств, присущих национальному характеру.

И венчает народную культуру национальный язык. Очень хорошо об этом сказал Н.А. Карамзин " Язык и словесность суть не только способы, но и главные способы народного просвещения; …богатство языка есть богатство мыслей…; успехи наук свидетельствуют о превосходстве разума человеческого, успехи же языка и словесности свидетельствуют о превосходстве народа, являя степень его образования, ум и чувственность к изящному".

Итак, человек, любящий трудиться, человек нравственный, патриот, гуманист, любящий свою родину с ее природой, с ее людьми, с ее историей и культурой, человек физически сильный, мужественный - это и есть тот идеал, который сформировался в русской культуре, который определяет ее высокую духовность, нравственность и гуманность. Эти черты наиболее полно раскрываются в русском народном творчестве, часто подвергаясь гиперболизации (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну ночь посеять лен, вырастить, обработать, наткать одеть весь народ и т.п.)

Сказочные герои бесстрашны. Они борются со злом и побеждают его, даже если ради этого погибают. И хотя русские народные сказки кажутся бесхитростными, то уроки, которые они преподают современным поколениям воистину неоценимы.

Процесс воспитания в России начинался с наставников. Существовали специальные руководства и рекомендации по воспитанию: наставления, назидания и т.д. В них сосредоточены основные заповеди воспитания человека: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности. Не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Аналогичные заповеди-запреты имеются и в Библии.

не убивай,

не пожелай жены друга твоего.

не прелюбодействуй

Сравнивая народные заповеди с заповедями религиозными, видно их сходство, можно сделать вывод о том, как религиозные, так и народные заповеди имеют общечеловеческую направленность и определяют совокупность нравственных качеств человека.

И, наконец, идеал личности особенно четко и кратко выступает в народных афоризмах, этих своеобразных педагогических миниатюрах.

Пословицы и поговорки - проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорят от прошлом, оно оценивается точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое отражено в афоризме, соответствует народным идеалам, чаяниям, ожиданиям человека.

В пословице заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности. Например, "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"

Наиболее распространенными формами пословиц являются наставления, поучения и практические советы взрослым по воспитанию детей.

Так, сформировавшиеся н на протяжении веков представления о народном идеале легли в основу всех компонентов народной культуры, всех произведений народного творчества. Вот почему сказки, песни, афоризмы, героический эпос, народные промыслы становятся важнейшими средствами обучения и воспитания.

Что же составляет содержание народной культуры., имеющей огромной воспитательное значение. Это прежде всего фольклор - русское народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки и т.д.; музыкальное песенное искусство; народная игрушка, народные промыслы, объединяющие в себе труд и искусство.

Передаваясь из поколения в поколение в устной, а позднее в письменной форме, народная культура трансформировалась в традиции как механизм передачи новым поколениям. Возникают трудовые, семейные, празднично-игровые традиции, традиции обучения и воспитания.

"Русские песни, предания, пословицы… и, наконец, русские сказки без сомнения заслуживают большого внимания, они - хранилище русской народности" (Н.А. Некрасов).

В народном творчестве сказка - безусловно самое большое чудо Вымысел существует на сам по себе, а несет определенную смысловую нагрузку: материализованные в гиперболических образах добро и зло; в сказке вдут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного закона жизни - это и есть нравственная правда сказки. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм.

В ней предельно ярко выражены нравственные законы и принципы, эстетические идеалы. Сказки говорят нам больше, чем непосредственно заключено в выдумке. "Сказка - ложь, да в ней - намек, добрым молодцам урок".

Можно выделить несколько групп сказок, сохранившихся до настоящего времени: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, сатирические сказки.

В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, чванство, жадность и другие пороки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, дружба. Очень красив и звучен язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений, пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши.

Таким образом, первый воспитательный акцент сказки - это содержание. Сказка помогает ребенку поверить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Героический эпос по своим форме и замыслу близок к сказке, но в отличие от последней в ней действуют реальные люди. Например, князь Владимир - Красное Солнышко.

Главными героями этого жанра являются богатыри - защитники Отечества, борцы за правду. Они представлены в эпосе как идеал человека, олицетворяющий мечты и чаяния народа. Так, один из самых любимых народом "добрых молодцев" - Илья Муромец - честен и скромен, защитник своего народа, он храбр и смел, и при этом благовоспитан.

Позднее появляются в русском эпосе богатыри, несущие славу Родине другими деяниями: торговлей, открытием новых земель, например, Садко.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества: она выражает чувства в чистом виде, движения души непритворные. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Поскольку песни легко адаптируются к любому возрасту, в том числе, и к детскому, к условиям жизни семьи, они обладают ярко выраженными воспитательными возможностями и могут быть использованы в формировании тех или иных качеств ребенка. Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.

Афоризмы, пословицы, поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценнейший родник народной мудрости. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, родине, родителям, друзьям. Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать из с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были путеводителями по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своего воспитательного значения и по сей день.

Загадка - жанр народного творчества, относящийся к малым фольклорным формам. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и различия и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывая их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретически творческого мышления.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка - дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют народные игры.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. И в этом отношении народная игра занимает особое, важное место. Возникновение народной игры - это творческий процесс. Народная игра с течением времени видоизменялась, совершенствовалась. Почти все современные игры созданы на основе народных игр. А.М. Горький говорил, что игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить, и особая роль здесь принадлежит народной игре.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью ребенка. D русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе. Это способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в народе игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована. Элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему согласию участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно будет убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т.п. Устанавливались правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т.п.), а также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и с современной точки зрения недопустимые. С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определились их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели. Наряду с творческими играми, возникавшими в самостоятельной двигательной деятельности детей ("Салки, "Прятки", "Казаки-разбойники) и другие, выделялись, так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами.

Передовые русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, В.В. Гориневский, учитывая важную роль игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, в воспитании нравственных качеств, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разработавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.

План самообразования

Воспитателя второй группы раннего возраста

Сергеевой Марии Викторовны.

Тема: « Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Цель проекта : выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.

Задачи : Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

    Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

    Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

    Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Участники проекта : дети второй группы раннего возраста, родители детей.

Вид проекта : познавательный, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта : сентябрь- май.

План работы:

1 этап. Подготовительный (сентябрь)

Сентябрь

    Постановка целей и задач по данной теме.

    Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

2 этап. Основной (октябрь – апрель).

Октябрь

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка »

    Разучивание и проговаривание потешек.

    Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

    Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Ноябрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах.

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детскую художественную литературу с разными жанрами фольклора.

Декабрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Дидактические игры «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

Январь

Изучение темы: « Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Февраль

Изучение темы: Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

    Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

    Изготовление настольно – печатных игр по русским народным сказкам

(пазлы по сказкам и потешкам)

Март

1.Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

2.Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

Апрель

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

    Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)

    Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Моя любимая сказка»

3 этап. Заключительный (май)

Май

Самоанализ плана самообразования.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Роль устного народного творчества в воспитании детей

дошкольного возраста

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.

Малые жанры

1) Колыбельные песни- Колыбельные песни в народе зовут байками.

2) Потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».

3) Прибаутки . Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Детский фольклор - своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

4) Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Крупные жанры

1) БЫЛИНЫ. Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

2) СКАЗКИ . Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку.

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.

Приобщение дошкольников к устному народному творчеству должно решать следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2.С помощью живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.