Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы. Развитие нравственных качеств детей младшего школьного возраста с альтруистической и эгоистической установкой

Особую актуальность проблема духовно-нравственного развития приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.

Попытка духовного возрождения не искусственна, она отражает насущную проблему нашего больного и глубоко трагичного времени, исказившего до неузнаваемости не только духовный лик России, но и внесшего великий хаос и разброд в умы всего человечества.

Среди молодежи различных возрастных групп царит беззаконие, преступность, грубость, стяжательство, эгоизм, проституция, наркомания, а также потеря молодыми людьми смысла жизни, превалирование материальных ценностей над духовными, понижение психосоматического здоровья и духовности.

Категория “Духовность” имеет разную трактовку. Понятие “духовность” связано с понятиями “дух”, “душа”, “внутреннее”, “душевность”, “нравственность”, “мораль”, “самосознание” и др. (Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Соловьев, В. П. Зинченко, В. Вундт, У. Джемс, Г. И. Челпанов и др.)

По мнению ряда исследователей В. Э. Вайцехович, В. П. Зинченко и др. охарактеризовать дух, духовность как понятия можно лишь ассоциативно, метафорически, поскольку современный понятийный уровень познания слишком груб и примитивен для этой сферы.

Обратимся к современным словарям и справочникам , которые определяют духовность как:

  • свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Дух как сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия. Внутренняя, моральная сила;
  • отрешенность от низменных грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа;
  • интеллектуальная природа, сущность человека противополагаемаемая его физической, телесной сущности;
  • духовный-прилагательное к дух (в 1 и 2 значении); относящийся к умственной деятельности, к области духа; нематериальный, нетелесный; связанный с внутренним миром человека; связан с религией, церковью, относящийся к ним; духовные интересы; духовные запросы; духовные силы; духовная близость.

Некоторые словари объясняет понятие духовность с позиции материализма – это индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания – мира, себя, смысла и значения своей жизни, и социальной потребности жить и действовать “для других”. Под духовностью преимущественно понимается первая из этих потребностей, а вторая под душевностью, т. е. добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе.

Духовно-нравственные способности в психологии стали выделять сравнительно недавно, хотя без них, как совершенно справедливо замечает В. Д. Шадриков, “Невозможно проявление всех остальных способностей. . . теоретически невозможно говорить ни о какой способности, если не определено добро и зло, ибо тогда не ясно, о способности к чему идет речь, т. к. не будет определен предмет способности. Нормы и ценности определяют динамику развития способностей. Поэтому не существует способностей вне норм и ценностей” .

Проблема духовности в отечественной философии начала ХХ века развивалось в контексте религиозного миросозерцания. Разработка проблемы духовности велась в русле анализа проблемы самореализации “человеческого духа” (В. Соловьев, С. Л. Франк), “личностного духа” (Н. Бердяев, П. Флоренский).

Прикладной аспект исследования духовности находит свое воплощение в акмеологии, где духовное “акме” представляет собой наивысший, идеальный уровень развития духовности личности. Так, рассматривая духовность как компонент профессиональной культуры, О. Ю. Скуднова выделяет ряд ее функций, одной из которых называет интерактивную функцию - реализующую возможность профессионально-духовного взаимодействия с людьми.

В работах, так или иначе затрагивающих проблему духовности, нравственности личности, речь идет об альтруистическом поведении: особом отношении к другому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в разных, ситуациях. Обычно такое отношение рассматривается в терминах эмпатических переживаний: переживания другого воспринимаются через непосредственное эмоциональное заражение, через принятие чужих переживаний.

Многие ученые, отмечая повышение интереса к проблемам духовно-нравственного развития, подчеркивают, что сейчас идет постепенно обозначающийся поворот - если не к душе в ее полном понимании, то, по крайней мере, к душевности, к душевным проявлениям человека, и опорой, адекватным зеркалом становится гуманитарный подход, а нравственность выделяется как форма организации человеческих взаимоотношений, один из критериев духовности человека.

Интерес к этой проблеме духовности снижался и ХХ век как раз и явился той эпохой, когда закончился расцвет великих литератур и искусств, великой музыки и философии, область социально-политического действия вовлекает в себя и чем дальше, тем определеннее не наиболее духовных представителей человеческого рода, а как раз наименее духовных. Образовался гигантский вакуум духовности и гипертрофированная наука бессильна его заполнить.

В последнее время интерес к проблеме развития духовно-нравственной личности снова возрос. Специалистами области образования все отчетливее осознается, что глубинные первопричины социально-экономического кризиса и катастрофического ухудшения духовного здоровья нации находятся не только в сфере экономики, но и в области духовно-нравственного воспитания. Общество не может и дальше существовать без единых моральных устоев. Искажение их, потеря духовности ведет к упадку культуры, деградации общества, вырождению человека.

С одной стороны, возникает потребность формирования человека как духовно-нравственной личности, которая требует целенаправленных действий по организации и практической реализации процесса формирования и развития личности молодого поколения в процессе учебной деятельности.

С другой стороны, в педагогической литературе слабо представлены новые идеи и подходы к проблемам духовно-нравственного развития личности молодого человека, поэтому современная педагогика пока не готова к решению вышеперечисленных проблем.

Хотя накоплен большой опыт развития духовно-нравственных сторон личности (Аболин Л. М. , Андреев В. И. , Асмолов А. Г. , Зинченко В. П. , Кандинский В. В. , и др.); те или иные аспекты проблемы подвергнуты научному анализу в ряде диссертаций, защищенных в последнее время (Лебедев А. Б. , 1985, Сесюнина И. Б. , 1992; Кулагина Г. Н. , 1996; Шабалина Е. Ю. ,1997; Духновский, 2002); однако, предлагаемые нами аспекты проблемы до настоящего времени не были предметом специального исследования.

Из выявленного противоречия вытекает проблема исследования духовно-нравственное развитие детей юношеского возраста.

Опосредующая роль семиотической деятельности в развитии духовно-нравственных качеств личности.

Совершенствование и трансформация предполагает наличие каких-то средств, поэтому развитие духовности носит опосредованный характер. Психическое и духовное развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта, культуры, включающей различные знаково-символические системы и средства.

Как в культурно-исторической психологии в варианте Л. С. Выготского, так и в психологической теории деятельности в варианте А. Н. Леонтьева, функционирование и развитие психики предполагает наличие тех или иных средств.

В логике культурно-исторической психологии средствами развития В. П. Зинченко называет внешние по отношению к человеку средства: орудие труда, детская игрушка, знак, слово, символ, миф и т. д.

Ж. Пиаже принадлежат термины - “символическая”, “семиотическая”, или знаковая функция, под которой он понимает “приобретаемую на втором году жизни способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое событие посредством символов или знаков, т. е. обозначающих, дифференцированных от своих обозначаемых”.

С точки зрения А. Валлона, представление тесно связано с общением, обменом; оно использует язык и является некоторым уровнем развития языка и символической функции.

В отечественных исследованиях семиотической функции приходится отмечать отсутствие фундаментальных, работ по этой проблеме, что сказывается на содержательной ее разработке и на терминологии. Оперирование со знаково-символическими средствами обозначается по разному.

Анализ концепции Пиаже представлен в советской литературе, в которой показывается, что отношение ребенка к реальности с самого начала оказывается социальным, что ребенок постепенно осваивает окружающий его мир, предметы как продукты человеческой деятельности (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. Ф. Обухова и др.).

Л. С. Выготскому принадлежит термин “сигнификация”. Он писал: “…основной и самой общей деятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, т. е. создание и употребление знаков”.

Значительно чаще в нашей литературе используется термин “замещение” (Н. И. Непомнящая, Д. Б. Эльконин). Кроме него и наряду с ним употребляется термин “символизация”, “символическое замещение”.

Работа Н. Г. Салминой “Знак и символ в обучении”, посвященаописанию различных знаковых систем, особенностям их усвоения детьми, диагностике готовности ребенка к школе, формированию умений оперировать знаковыми системами. Ей принадлежит термин “знаково-символическая функция”.

Как известно, ни одна форма человеческой деятельности не может осуществляться без применения знаково-символических средств. Вид деятельности, задачи, решаемые в ней, определяют и используемые знаково-символические средства, специфицируя их в соответствии с прагматической функцией.

Учебная деятельность, включая осуществление режима, связанного с ней, способы коммуникации, реализуемые в школе, предполагает употребление и освоение разных систем знаково-символических средств. Не говоря уже о специальном освоении принципов построения и использования естественного языка в разных его формах (устной и письменной), она широко применяет визуальные средства представления информации-схемы, диаграммы, графики, карты, чертежи и др. Усвоение знаний в ряде наук предполагает использование формализованного языка, научной символики. Способы коммуникации, реализуемые в разных формах учебной и внеклассной работы, предполагают ритуализацию поведенческих моментов, что выражается в некоторой формализации отдельных действий (режим жизни в школе, организующая его система средств, своеобразный код общения на уроках, церемонии и т. д.).

Знаково-символические системы, используемые в учебной деятельности, принципиально различаются между собой по способам кодирования, сложности и четкости алфавита и синтаксиса, их эксплицированное - имплицитности, природе средств (визуальные, слуховые), произвольности - мотивированности, типам функционирования и др. Учебная деятельность предполагает необходимость перевода одной знаково-символической системы в другую, в том числе перевода визуальных систем в вербальную и обратно, что представляет известную сложность в силу структурных различий систем, существенных различий по ряду признаков, вызывающих трудности их сопоставления.

Таким образом, при развитии духовно-нравственных качеств личности в разных видах деятельности могут использоваться различные по способам построения и функционирования системы знаково-символических средств. Это определяется прагматической функцией знаково-символических средств.

В результате теоретического анализа в качестве основных принципов, определяющих формы, содержание, средства его реализации, а также систему критериев оценки развития, были выделены:

  • принцип активно-пристрастного деятеля - способного осуществлять пристрастные преобразования;
  • принцип творческого характера развития;
  • принцип ведущей роли социокультурного контекста развития;
  • принцип совместной деятельности и общения;
  • принцип ведущей деятельности, законы ее смены;
  • принцип ампфликации (расширения) духовно-нравственного развития;
  • принцип опосредствующей роли знаково-символических структур;
  • принцип интериоризации и экстериоризации;
  • принцип неравномерности (гетерохронности) развития и др.

Все эти психолого-педагогические принципы легли в основу разработанной нами модели развития духовности посредством семиотической деятельности. При этом главная задача исследования состояла не в их перечислении или декларировании, а в их верификации (подтверждения их истинности на практике) и операционализации, то есть в создании соответствующих методик, культурных педагогических психотехник, реализуемых учителями, психологами.

Мы разработали специальный тренинг, включающий лингвистику, логику, психологию и игры, который может быть использован и как одна форм обучения духовной культуре.

Показания: диагностика и стимулирование интеллектуального и духовного развития.

Тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы духовного развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

Естественно, что трудно рассчитывать на глубокие изменения личности после одного занятия. Мы разработали программу, включающую 20 занятий. В то же время у юношей происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Цель данного тренинга - развитие духовных качеств личности, помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, именно своими, т. е. характерными для каждого. Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя. (Приложение 1.)

Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы развить духовные качества личности, не заставляя, не подавляя, не ломая человека, а помогая ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолев стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего в общении с окружающими.

Научить выполнять простые действия схематизации и моделирования:

  • Пантомимическое изображение различных действий и предметов (двигательное подражание и уподобление).
  • Моделирование каких-либо событий или действий в ролевых играх.
  • Построение последовательности схематических изображений или векторных схем-графов, отображающих протекание каких-либо процессов, событий или действий.
  • Построение схематических изображений, отображающих пространственные отношения между какими-либо предметами, объектами, процессами.
  • Построение схем классификации предметов по определенным признакам - умение фиксировать межпонятийные иерархические отношения.
  • Составление и придумывание задач или рассказов по определенным знаково-символическим схемам или изображениям.

С целью формирования и развития у учащихся умений использовать знаково-символические средства в общении и познавательной деятельности мы использовали предлагаемые ниже упражнения.

Принципы и правила работы тренинговой группы (Приложение 2).

Занятие 1.

“Душевные слова”.

Никогда не бросайся грязью: ты можешь промахнуться мимо цели, но твои руки останутся грязными.

Теодор Паркер

Цель занятия - создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга, принять правила работы, начать освоение активного стиля общения.

Знакомство. (10 минут)

В начале нашей работы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое имя. Вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, реального политического деятеля, литературного героя и т. п. Предоставляется полная свобода выбора. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам.

У вас есть 5 минут для того, чтобы выбрать имя, оформить визитки и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача его - подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу вас запомнили. Для этого мы садимся рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, вы объясняете, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т. п.), которые действительно отличают вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.

Вывод: Нужно учиться запоминать полученную информацию, проявляя внимание не только к внешности индивида, но и, к смыслу его слов. Уже с данного упражнения члены группы должны понять, что основной принцип, помогающий понять себя и других, - это внимание к человеку.

Кто “Я”? (10 минут)

Возьмите лист бумаги, на котором дайте ответ на данный вопрос. Подумайте, как можно ответить на поставленный вопрос. Сделайте все, что считаете нужным за 5 минут.

Упражнение-конкурс “Душевные слова”. (20 минут)

Предлагают на скорость написать выражения, начинающиеся со слов “душа, души, душу”. Образцы: душа болит (неспокойно), душа в душу жить (дружно), душа в пятки ушла, душа нараспашку (откровенный), душа не лежит (не хочется), душа не принимает, душа общества (вдохновитель), душа поет, душа радуется (очень приятно), душа рвется, душа-человек (очень хороший), души не чаять (сильно любить), душу вложить, душу отвести (высказать все, что накопилось), душу отдать…

Чтение и обсуждение рассказа. (30 минут)(Приложение 3).

“Поводырь без поводка” Наталья МОРСОВА (журнал СВЕТ Природа и человек №9, 2005 с. 50-51)

“Воздвижение”. (20 минут)

(Гештальт-группы, “сила языка”, Н. Рудестам), назначение - принятие на себя ответственности за свое духовное развитие. Открытие Ч. Осгудом силы, приятности, активности слов открыло новые аспекты тренинга. В предлагаемой модификации показывают таблицу: 1) я должен, но не хочу стать Х (неприятно), 2) я хочу, но не смогу V (слабость), 3) смогу, но нет желания стать 2. (пассивность). Выражения в скобках не пишутся, так как они только для учителя. Дети разбиваются на пары и каждый из приведенного ниже списка человеческих качеств выбирает по три в названные группы Х,У,2 и записывает их на листочке. Список (качества т. н. положительного человека, Г. А. Аминев, 1969): самоотверженный, добрый, бесхитростный, доверчивый, простой, отзывчивый сострадающий, скромный, послушный, терпеливый, справедливый, честный, уверенный, пристойный, милостивый, благосклонный, великодушный, снисходительный, щедрый, чистосердечный, откровенный, душевный, ласковый, дружелюбный, искренний, благородный, миролюбивый, сговорчивый, уступчивый, спокойный, благожелательный, правдивый, честный, мужественный, решительный, непреклонный, бесстрашный, жизнерадостный, оптимистичный.

После этого таблицу переворачивают, появляются новые записи: 1) я должен и мне нравится быть Х (приятно), 2) я хочу и смогу стать У (сила), 3) я могу и стану Х (активность). Партнеры читают друг другу выбранные качества, сначала предваряя их фразами из первой таблицы. Затем те же качества читаются с фразами из заключительной таблицы. Делимся впечатлениями, как изменились переживания. Обращаем внимание, что Н. Рудестам предлагает иные пары фраз: я должен быть Х - мне нравится быть X, мне надо стать Х - я хочу стать X, я боюсь, что у меня не получится стать Х - я хотел бы стать X, я не смогу стать Х - я не хочу стать X. Попробуйте поработать. Можно предложить и “цветопедагогический” вариант: из цветных фломастеров ученик выбирает неприятный и приятный. Первую часть задания пишет неприятным фломастером, вторую приятным.

“Духовная режиссура”. (30 минут)

(психодрама, живая скульптура, К. Рудестам).

Две команды из режиссера и четырех актеров. Проводится жеребьевка, режиссеры вытаскивают по четыре карточки со словами: бездушный (бессердечный), великодушный, добродушный, малодушный (слабовольный), простодушный, равнодушный, тщедушный. Режиссеры должны создать скульптурную композицию. Зрители определяют каждого, кого они изображает. Затем обмен мнениями.

“Играем в слова”. (30 минут)

Инструкция: Дети, мы сейчас все вместе сыграем в удивительную игру – в слова. Вы все знаете, что слова бывают “плохие” и “хорошие”. И когда нам говорят хорошие слова, например, “внимательный, добрый, красивый” - мы радуемся, а когда плохие – огорчаемся.

Возьмите чистый лист бумаги, вдоль длинной стороны, сложите его пополам, и разверните. На левой половинке листа пишем все хорошие слова, какие вы знаете в столбик друг под другом; листочки не подписывайте.

Если не хватит места – согните лист по линии сгиба и продолжите писать на обратной стороне левой половинки листа. А теперь на правой половинке листа пишем все плохие слова, которые вам встречались в жизни. И точно так же, если у вас не хватит места – согните правую часть листа по линии сгиба и продолжайте работу. (В этот момент идет диагностика: если у ребенка столбик из хороших слов больше, а из плохих меньше, значит при общении он больше пользуется хорошими словами.)

Нам ведь не нужны плохие слова, так? Тогда мы их спокойно оторвем от хороших слов, разорвем на мелкие частички и выкинем, не только вот в эту урну, но из своей памяти, из своего разговора. (Дети бросают в урну)

У каждого остались его хорошие слова, давайте хорошим, добрым поделимся друг с другом. Мы по очереди будем читать свои хорошие слова, и кто услышит хорошее слово, которого у него нет в листочке, может записать это слово себе на листочек и запомнить его.

Ребята, а когда нам говорят плохие слова, что с нами происходит? что мы чувствуем? (Радость, поднимается настроение, хочется в ответ сделать что-то хорошее). В ответ на услышанное доброе слово мы говорим “Спасибо”.

А теперь, давайте посмотрим, что произошло с нашим настроением?! Какое оно? От чего?!

Мы благодарим слова за их Тепло и Свет, которые они несут нам… Давайте подарим друг другу Величайшее Сокровище, животворящий родник – Прекрасные Русские Слова! Впустим их в свою великолепную жизнь сегодня, сейчас, будем ухаживать за ними, повторяя их ежедневно, вслух, нараспев, и вскоре они принесут нам замечательные плоды. Сегодняшние Прекрасные слова – это Ключи к нашему будущему и они находятся уже в ваших руках. Откройте ими Себя, своих Любимых, своих Родных, своих друзей. Обогрейте прекрасным словом свою Душу, создайте вокруг себя пространство Любви, Тепла, которое обогреет Вас и Ваших родных, близких, друзей, Матушку Землю, и Вы увидите чудеса, сотворенные своими руками!

Литература

  1. Зинченко В. П. , Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М. : Тривола, 1994.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Русский язык, 1983. -815с.
  3. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 288с.
  4. Психология. Словарь. /под ред. А. В. Петровского, М. Г. рошевского. – 2-е изд. , испр. и доп. , М. : Политиздат, 1990. – 494с.
  5. Толковый словарь русского языка. Т. 1. / под ред. Д. Н. Ушакова М. : ООО Астрель. , ООО АСТ, 2000. – 848с.
  6. Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. -М. : Наука, 1982. -185с.

Аннотация к статье.

В статье представлен опыт работы педагога-психолога ДОУ по формированию нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий. Материалы данной статьи раскрывают направления работы педагога - психолога ДОУ в рамках данной темы, новизну представленного психолого-педагогического опыта, цель, задачи, блоки занятий, ожидаемые результаты, используемые современные образовательные технологии, комплексную диагностику развития нравственной сферы детей, количественные и качественные показатели достижения результатов. Автор делает вывод о том, что ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к духовно - нравственному воспитанию, а недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы, поэтому в системе дошкольного образования необходимо делать акцент на духовно-нравственном развитии детей.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач воспитания в условиях современного дошкольного образования. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период формирования всех высоких человеческих начал. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить детскую жестокость, замкнутость на себе и своих интересах, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим, отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач дошкольного образования. Также в последние годы наблюдается негативные тенденции, связанные с подготовкой детей к обучению в школе. Цель подготовки детей к школьному обучению сводится к «натаскиванию» детей в интеллектуальной сфере, игнорируя развитие эмоциональной, мотивационной, социальной зрелости детей, не обращая внимание, на их возрастные особенности, возможности и интересы, что в итоге приводит к появлению рисков в развитии детей.

Таким образом, актуальность разработки занятий по формированию нравственных качеств детей дошкольного возраста обуславливается социально-образовательными потребностями современного общества.

Методологическими основаниями занятий являются следующие психолого-педагогические представления:

  1. Антропологическая модель психологического здоровья, включающая представления об условиях его обеспечения в детский период развития и о его основных критериях: жизнелюбии, трудолюбии, любознательности и человеколюбии (А.В.Шувалов).
  2. Представление о структуре психологического здоровья и основных направлениях развития психологического здоровья детей дошкольного возраста (О. В. Хухлаева).
  3. Система представлений о дошкольном возрасте как важнейшем этапе развития личности ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Е.В. Субботский) – именно в этот период дети начинают интенсивно осваивать окружающий их мир, учатся взаимодействовать с окружающими их людьми, получают первый опыт нравственного становления.
  4. Представления о трех взаимосвязанных сферах нравственности и о необходимости обеспечить единство и формирования в процессе нравственного воспитания детей (А.В. Запорожец, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон) – когнитивная сфера (включает моральные суждения, знания, представления; овладение понятиями «что такое хорошо» и «что такое плохо», эмоционально-личностная сфера (включает нравственные чувства и способность сопереживать), мотивационно - волевая сфера (предполагает способность управлять своим поведением, руководствуясь стремлением соблюсти нравственные нормы).
  5. Представление о старшем дошкольном возрасте как о «возрасте запечатления», когда ребенок открывает внутренний план переживаний и начинает осознанно ориентироваться в них (О.Л. Янушкявичене). Соответственно, одна из главных задач для этого периода развития является привитие ребенку чувства милосердия, формирования стремления помогать, накопление опыта добрых дел.

Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста включает в себя следующие направления работы педагога-психолога.

Диагностическое направление.

Цель: изучение уровня нравственного развития ребенка.

Обоснование:

  • необходимость определения ориентиров работы;
  • контрольные и итоговые исследования при реализации программы, позволяющие отследить эффективность реализуемых мероприятий.

диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года и осуществляется в два этапа по направлению: диагностика уровня нравственного развития ребенка.

Развивающее и профилактическое направление.

  • создать условия для усвоения детьми нравственных категорий, а также правил доброй, совестливой жизни;
  • создать условия для развития нравственного самосознания детей;
  • создать условия для развития у детей таких характеристик, как саморегуляция, принятие себя и окружающих, рефлексия, потребность в саморазвитии;
  • создать условия для сплочения детского коллектива посредствам выполнения совместной деятельности.

Консультативное и просветительское направление.

  • ознакомление родителей и педагогов с основами знаний по вопросам нравственного развития детей;
  • актуализация потребности родителей и педагогов в осуществлении работы по нравственному развитию детей;
  • установление диалогического контакта с родителями и педагогами по средствам групповых и индивидуальных бесед, рекомендаций;
  • оказание психологической помощи и поддержки участников образовательного процесса по их запросу.

Обоснование:

  • необходимость формирования у родителей и педагогов ответственности за нравственное развитие детей;
  • необходимость формирования у родителей и педагогов мотивации к изменению социальной ситуации развития ребенка;
  • необходимость осуществления комплексного подхода занятий (необходимость координации усилий различных участников образовательного процесса).

Новизна психолого-педагогического опыта.

Актуальность и соответствие государственной политике в направлении развития дошкольного образования (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России (стандарты второго поколения), ФГОС ДО).

Основной формой организации деятельности является использование современных образовательных технологий в развитии нравственной сферы детей (здоровьесберегающей, технологии проектирования, информационно-коммуникативные и социоигровые).

Преемственность дошкольного и школьного образования. Занятия направлена на развитие целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, тем самым обеспечивая преемственность дошкольного и школьного образования.

Цель занятий: развитие социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Создать условия для развития у детей таких целевых ориентиров, как способности к волевым усилиям, способности следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, положительного принятие себя и окружающих.
  2. Научить ребенка осуществлять свой моральный выбор посредством освоения этических эталонов и нравственных представлений, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости.
  3. Формировать конструктивные умения межличностного общения.
  4. Повышать уровень психолого-педагогической компетентности у родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах нравственного развития детей.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование у детей следующих характеристик:

нравственных представлений, умения ориентироваться в нравственных категориях «добра» и «зла»;

способности к волевым усилиям, способности следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, положительного принятие себя и окружающих;

способности договариваться, учитывать интересы других, оказать помощь другому, сопереживать;

умения осознавать свои мысли и чувства, адекватно их выражать.

  1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности у родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах нравственного развития детей.

Современные образовательные технологии, которые использовались на занятиях: здоровьесберегающие, технология проектирования, информационно-коммуникативные и социоигровые.

Формы организации на занятиях социоигровых технологий: игры, игры-драматизации, метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки. Использование ИКТ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей познавательный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, активизирует внимание ребенка, обладает стимулом познавательной активности ребенка.

Формы организации на занятиях технологии проектирования: беседы, дискуссии, создание проектов сказок.

Формы организации здоровьесберегающих технологий: пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастика, арттерапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия.

Занятия рассчитаны на один учебный год, включают в себя 25 занятий, периодичность проведения которых – 2 раза в неделю, форма работы с детьми – подгрупповая.

Занятия включают в себя следующие блоки:

  1. «Я и мой внутренний мир»;
  2. «Я и другие»;
  3. «Моя семья»;
  4. «Я и окружающий мир».

Комплексная диагностика по изучению развития нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста проводилась в рамках осуществления диагностического этапа реализации занятий по теме: «Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий».

Проведение оценки результативности осуществлялось с помощью комплекса диагностических метод. Данный комплекс диагностических методик включает в себя:

Название диагностической методики Основная направленность
  1. Задание на норму справедливого распределения (из диагностического блока Асмолова)
Выявление ориентации ребенка на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения. Выявление уровня эгоцентризма.
2. Задание на усвоение нормы взаимопомощи (из диагностического блока Асмолова) Выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи. Выявление уровня эгоцентризма. Выявление отношения к членам семьи.
3. Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже) Выявление ориентации на мотивы героев при решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации)
4.Методика «Незаконченный рассказ» (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина) Изучение стремления ребенка к проявлению гуманных отношений. Выявление уровня эгоцентризма.

В итоге первичной комплексной диагностики по изучению уровня развития нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста, были получены следующие количественные показатели: у преобладающего большинства диагностируемых детей (14 человек - 50%) выявлен средний уровень развития нравственной сферы. Одиннадцать человек, что составило 40% от общего числа диагностируемых, в результате комплексной диагностики получили балл, соответствующий низкому уровню развития нравственной сферы. У трех человек (10% детей диагностируемой группы) выявлен высокий уровень развития нравственной сферы.

Результаты первичной диагностики уровня развития нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 1

Результаты вторичной диагностики уровня развития нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 2

Основные сложности у детей во время диагностики вызывали задания на учет мотивов при оценке действий, понимание и принятие нормы как обязательного правила поведения людей, ориентация на норму справедливого распределения и учет интересов партнера.

Качественный анализ достижения результатов.

Качественный результат нравственного развития детей – это процесс положительных изменений в поведении детей. Поэтому проведение оценки результативности осуществлялось с помощью метода наблюдения за детьми в игровой, образовательной и свободной деятельности детей. По результатам метода наблюдения у большинства детей сформирована способность следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Педагоги, работающие в данной группе детского сада, отмечают снижение проявлений детской агрессивности, жестокости, замкнутости на себе и собственных интересах. Дети стали чаще проявлять положительное отношение к другим детям, оказывать помощь другому, сопереживать неудачам и радоваться успехам других детей. В группе, где проводились занятия, стало больше детей, которые могут понять свои чувства и чувства других людей (сверстников, педагогов) и адекватно их проявить. Способность к волевым усилиям и умение ориентироваться в нравственных категориях «добра» и «зла» у детей на стадии формирования.

В заключении, можно сделать вывод, что представленный опыт психолого-педагогической работы по формированию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста может быть успешно использован в организациях дошкольного образования и будет полезен педагогам-психологам и педагогам, заинтересованным в развитии психологически здорового ребенка, способного к совершению нравственного выбора в пользу добра.

Библиографический список:

  1. Воловикова, М.И. Представления русских о нравственном идеале / М.И. Воловикова. – М.: Институт психологии РАН, 2004.
  2. Живая вода научный альманах / гл. ред. А.В. Шувалов.- Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012. – Вып. 1. – 216 с. – (Серия «Православие. Педагогика. Психология»).
  3. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. – СПБ.: Питер, 2004.
  4. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / под. Ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М.: Педагогика, 1986.
  5. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольника / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2010.
  6. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободянник. – М.: Генезис, 2006.
  7. Малюткина Н.В. Я хороший, или Советы по коррекции поведения ребенка/ Н.В. Малюткина – СПб: КАРО, 2003.
  8. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд./ С.И. Семенака – М.: АРКТИ, 2004.
  9. Шувалов, А.В. Уроки доброты / Катынская Е.А., Шувалов А.В. // Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2011. - №7. – с.76-75.
  10. Шувалов, А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики / А.В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2012. - № 1. – с. 1-10.
  11. Медведева И.Я. Разноцветные белые вороны/ И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. – М.: Семья и школа, 1996.
  12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: "Златоуст", 1998.
  13. http://lukoshko.net/storyList/skazki-andersena.htm
  14. http://www.skazki-online.ru/priskazki_pro_dobroty.html

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа №565 Кировского района Санкт-Петербурга

Выступление

на МО

на тему: «Воспитание и развитие

духовно-нравственных качеств личности

у учащихся коррекционной школы во внеучебное время».

Семенчук О.А.

Санкт-Петербург

2015/16 уч.г

В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они могли отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.

Перед школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения.

Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом.

Для учеников младших классов нашей школы очень сложно усваивать нормы духовно - нравственного воспитания. Именно поэтому в своей работе мы знакомим наших детей с произведениями художественной литературы. Действительно, слушая и читая художественные произведения, дети знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Главное назначение воспитателя– быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, воспитатель развивает творческие способности каждого ученика. Активность создается совместным творческим трудом.

Задачей педагога является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.

В современных условия при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью на знакомство с произведениями литературы возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

В своей работе мы ставим перед собой цели и задачи:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку и литературе;

сознательного отношения к русской словесности как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие связной устной и письменной речи.

Эти задачи реализуются в следующих видах деятельности учащихся:

Познавательная – работа над учебным материалом, включающим в себя фольклорные произведения.

Ценностно-ориентировочная – моделирование различных отношений к языку, культуре, окружающей среде через игровые модели, формирование умения принимать решения в ситуации выбора.

Эстетическая – развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроения художественными средствами: в стихах, рисунках.

Коммуникативная деятельность, или общение, являющееся условием познания.

Первоначально, прежде всего, дети должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

При чтении произведений, посвящённых воспитанию в детях любви ко всему живому, необходимо привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение к прочитанному, предложить детям высказать своё мнение. Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

Читая рассказы природоведческого содержания, необходимо подвести детей к тому, что необходимо охранять живую природу. Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Занятия, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни.

Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит не только на уроках. В заключение я хочу предложить темы для проведения внеурочных мероприятий. На этих занятиях педагогом ставятся задачи

воспитывать:

Уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;

Чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе, в семье;

Уважение к членам семьи, семьянина, любящего своих родителей;

Сознательную дисциплину и культуру поведения, ответственность и исполнительность;

Понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;

Негативное отношение к вредным привычкам;

Чувство прекрасного, художественных способностей, эстетических вкусов, идеалов;

Чувство патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;

Понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

Гуманистическое отношение к людям;

формировать:

- духовно-нравственные ориентиры;

Гражданское отношение к себе;

Потребность самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;

Гражданское отношение к Отечеству;

Верность духовным традициям России;

Общественную активность, сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям;

Сознательное отношение к учебе, развитие познавательной активности, готовность школьников к сознательному выбору профессии;

Осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

Эстетическое отношение учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей;

создавать:

Ситуации практического применения духовно- нравственных категорий в реальной ситуации;

Условия для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;

развивать:

Значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения;

Представления о семейных ценностях;

а также:

Пропагандировать здоровый образ жизни;

Дать учащимся возможность проявить свои нравственно- духовные ценности на практике;

Создать условия для нравственного самовоспитания учащихся;

Приобщать учащихся к духовной культуре, отечественным традициям.

Продуктивной формой занятия может стать ролевая игра. Инсценировка игры учит детей анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, отношения, тон и т.д.

Для решения этих задач по духовно-нравственному воспитания с детьми можно провести

занятия :

«Мои интересы, мои увлечения», «Мой дом - моя семья», «Милосердие в наши дни», «Народные праздники» , «Памятные даты моей семьи», «Будьте добрыми и человечными», «Уроки доброты», «Профессии милосердия и добра», «Фольклорные традиции и праздники россиян», «Город помнит своих освободителей», «Спорт в моей жизни», «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Мои добрые дела», «Можно, нельзя, нужно»;

беседы:

«Спешите делать добро», «Кому легче жить культурному или некультурному человеку?», «Роль книги в жизни человека», «Еще раз о товариществе и дружбе», «Вредные привычки. Как от них избавиться?», «Национальные традиции в моей семье», «В дружбе - сила», «Моя «малая родина», «Памятные даты моей страны»;

акции:

«Подарок городу», «Посылка солдату»;

выставки рисунков:

«Я и моя семья», «Мой город», «Моя семья».

Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки и занятия по чтению художественных произведений способствуют духовно-нравственному воспитанию детей. Для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания – формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать методы активного обучения, которые позволяют ребенку под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности.

Литература:

  1. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. Москва. Народное образование, 2002.
  2. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. 2005. – № 3.
  3. Харламов И.Ф., Педагогика: Уч. пособие: Высш. Шк., 1999.


Огромное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок, общаясь с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов), усваивает социальные нормы поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Нравственное развитие личности ребенка определяется следующим: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка.
Огромное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок, общаясь с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов), усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает следующее:
1. Ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение.
2. У ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, это вызывает у него ощущение дискомфорта.
3. Ребенок проникается определенным эмоциональным отношениям к этим нормам.
4. Отношение к нравственным нормам и к их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослыми. Взрослый помогает ребенку осмыслить правильность и необходимость определенного нравственного поступка. На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание.
Притязание на признание – одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении ребенка получить высокую оценку своих достижений, отвечающих социальным требованиям общества.
Нереализованное притязание на признание может привести к различным нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает придумывать неправду или хвастать.
Потребность в реализации притязания на признание проявляется в том, что дети начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов деятельности и личных достижений. В этом случае очень важно поддержать ребенка. Взрослый должен с уважением и вниманием относиться к достижениям ребенка. Ни в коем случае нельзя говорить: «Ты не сможешь этого сделать», «Ты не знаешь этого», «У тебя не получится», и т.п. Подобные неуважительные реплики взрослого могут привести ребенка к потере уверенности в своих возможностях, у него может выработаться комплекс неполноценности, ощущение своей несостоятельности.

Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие малыша прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие. Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть:

Объективной и в то же время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. Оценивать следует не самого ребенка, а его проступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать;

Ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых, не разрушать совместную деятельность;

Дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;

Систематичной, а не даваться от случая к случаю;

Включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним дошкольники особенно чувствительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, ситуации.

Важнейшим новообразованием дошкольного возраста является соподчинение мотивов. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее и плохое. Если главными мотивами поведения становиться общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль.

Недаром В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые не присутствуют в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:

У детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

Возрастает действенность нравственных представлений;

Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.


Нравственность - это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм [ 66,770 ]. Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности, принимают форму оценок, общих правил и практических предписаний. Фиксируя те требования, которые общественное бытие предъявляет к сознательно действующим индивидам, нравственность выступает как способ практического ориентирования людей в общественной жизни.

Еще Аристотель отметил, что нас интересует не всеобщее благо, а достижимое благо, и что нравственность в отличие от науки говорит нам не о том, что представляют собой предметы, а о том, что следует человеку добиваться и чего избегать. Нравственность - это не просто представления, которые умещаются в голове, но и намерения, которые реализуются в поведении. Та концептуализация нравственности, которую мы встречаем у Аристотеля и в которой в первом приближении верно схвачено действительное своеобразие этого социального феномена, была с большей или меньшей последовательностью воспринята всей последующей этической мыслью.

Неудивительно, что проблема нравственности занимала умы древних и современных философов и ученых, а проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения уделяли внимание во все времена ведущие отечественные и зарубежные педагоги и ученые Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Г. Нечаева, Т.А.Маркова, А.М.Виноградова, Н.А.Ветлугина, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо и др.

Сохацкий Т.А., указывал что главная и единственная цель воспитания - это «чистота совести, победа над страстями и пороками, стремление к добродетели, правдивость, честность, святость в чувствованиях и побуждениях, мудрость и решимость, важность в предприятиях, воздержанность среди изобилия, довольство среди скудости, умеренность и кротость на высочайших степенях знаменитости и славы, непоколебимое мужество и бодрость в несчастиях и опасностях и во всем течении подвигов жизни непрестанно присутствующий пред умными очами и всю душу наполняющий светлый вид бессмертия». (Слово о главной цели воспитания - Сб. речей императорского Общества истории и древностей Российских. М.: 1793, с.1-20).

Новиков Н.И. (в своей книге «О воспитании и наставлении детей», м.; 1783) говорит о том, что благовоспитанность человеку необходима не только для того, чтобы быть полезным обществу, он еще сам обязательно должен быть счастливым как следствие благородного и добронравного поведения. Таким образом, главным предметом воспитания было по его словам «образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами». Русский просветитель Новиков считал, что предмет воспитания состоит их трех частей: воспитание телесное, нравственное и разумное. Нравственное воспитание имеет своим предметом «образование сердца», то есть образование и управление чувствами и волей детей. Если человек не может подчинить волевой регуляции свои действия, то это приведет к неуправляемости эмоций и чувств, что неприемлемо для благовоспитанного и добросердечного человека. Образование сердца состоит в развитии духа, воспитании чувства справедливости и доброты [ 71, 17].

В понимании Бестужева А.Ф. предмет нравственного воспитания заключается в создании условий для развития ребенка в соответствии с его природными наклонностями, направленными на пользу общественного прогресса.

Как мы можем заметить, нравственность в те времена включала в себя духовные категории, а нравственное воспитание базировалось на христианских духовных ценностях.

Я.А. Коменский особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания, призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы.

Д. Локк трактовал проблему воспитания человека в широком социальном и философском смысле проблемы взаимодействия личности и общества. Задача воспитания гражданина, формирования характера, нравственных качеств человека, способного энергично утверждать нравственные идеалы, выдвигалась на первый план. Д. Локк подчеркивал, что нравственные нормы и правила поведения не должны быть чем-то внешним, они должны стать глубоко личностными качествами молодого человека и только в этом случае смогут выполнить свое назначение «в обеспечении его добродетели». Главной целью воспитания он выдвигал необходимость формирования в личности внутренней потребности к активному утверждению в себе нравственных принципов.

Ж.-Ж. Руссо считал нравственное воспитание главнейшей и первоочередной педагогической задачей: «…сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в каком назвал их».

И.Г. Песталоцци отводил определенную роль религии в нравственном воспитании, но он обогатил мысль об этом после Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Нравственное образование, считал он, должно начинаться в семье и совершенствоваться в школе. Простейшее нравственное чувство - инстинктивно возникающая у младенца любовь к матери, его «естественной воспитательнице». В дальнейшем это чувство осознается ребенком и переносится сначала на отца, сестер, братьев, затем на учителя и школьных товарищей и, наконец, на свой народ и все человечество. Большую роль И.Г. Песталоцци отводил упражнениям детей в нравственных поступках, требующих с их стороны выдержки, решимости и умения преодолевать свои желания во имя достижения нравственной цели. Продолжаю линию Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо, он рассматривал воспитание как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, но опыт работы с детьми в учебно-воспитательных учреждениях позволил ему выдвинуть принципиально новую идею об использовании детского сообщества как существенного фактора нравственного развития. Новаторский подход И.Г. Песталоцци к нравственному развитию ребенка позволил ему выработать и другое ценное в теоретическом и практическом отношении положение: обучение и воспитание должны осуществляться гармонично, в неразрывной связи. В противном случае неизбежно одностороннее развитие сил и способностей и, как результат, нравственная черствость, эгоизм. [ 37,103].

Л.Н. Толстой тесно связывал понятие нравственности с религией. Он писал: «Нравственность не может быть независима от религии, потому что она не только есть последствие религии, то есть того отношения, в котором человек признает себя к миру, но она включена уже impliguee),в религии. Нравственность заключена в даваемом религией объяснении жизни и потому никак не может быть отделена от религии.

Попытки основать нравственность помимо религии подобны тому, что делают дети, которые, желая пересадить нравящееся им растение, отрывают от него не понравившийся им и кажущийся им лишним корень и без корня втыкают растение в землю. Без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности. Религия есть известное, установленное человеком отношение своей отдельной личности или началу его. Нравственность же есть всегдашнее руководство жизни, вытекающее из этого отношения.

После революции, в советской России взгляд на нравственность претерпел большие изменения.. Требовалось «растить нового человека». М.И. Калинин на совещании учителей в 1938 году провозгласил: «У нас создается новый человек социалистического общества. Этому новому человеку надо прививать самые лучшие человеческие качества». Основными нравственными качествами советского человека стали любовь к своему народу, честность, коллективизм, храбрость, товарищество, трудолюбие. А.С. Макаренко писал: «…Сами критерии нравственного и безнравственного, правильного и неправильного у нас новые. И коммунистическое воспитание наше отличается от нравственного воспитания старого мира в перечне нравственных норм, но и в характере самого воспитательного процесса» [ 44, 433]. Нравственное воспитание базировалось на «воспитании способностей человека, на развитии его сил, его созидательного, творческого актива». В этот период воспитание личности становится делом государственной важности, требующим педагогического внимания. Человек должен был воспитываться по законам коллективистической этики как личность, гармонично связавшая свои интересы с интересами общими, с интересами своей страны. Это было оплотом молодого Советского государства.

Позже, после войны, В.А. Сухомлинский в центр внимания создания личности ставит: воспитание в человеке духовности, духовного бесстрашия. Он пишет: «Все шире становится сфера духовной жизни личности, не связанная непосредственно с трудом, с материальным производством. Важнейшей из потребностей этого рода является потребность человека в человеке». [ 85,14 Главным в нравственном воспитании провозглашается развитие таких качеств, как самостоятельность, инициатива, способность в моральном выборе, руководствоваться совестью, тонко, сердечно чувствовать другого человека, творить добро и стремиться к красоте.

В.А.Сухомлинский считал личные нравственные убеждения конечным результатом морального воспитания. Главным показателем, характеризующим духовный облик человека, единством мысли и поступка, слова и дела в его поведении. Нравственное убеждение - это деятельные силы личности, горячее стремление отстоять правильность, доказать истинность своего взгляда, готовность пойти во имя этого на любые лишения. {84 ,233}.

Подлинной добротой он называет прежде всего мужество, бесстрашие души! «Духовная несгибаемость (безбоязненность) - вот что является главным среди воспитания человеческих качеств». В основе теории В.А. Сухомлинского лежит старинное украинское изречение народного философа ХУ111 века Григория Сковороды: «Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери». То есть воспитание невозможно без привязанности к близким, семье, родному дому, предкам, в которых человек видит корень своего бытия. А далее, слава наших отцов - это славное Отечество, которым человек дорожит и оберегает его и в итоге готов положить голову свою за его коммунистические идеалы.

Но несмотря на главенство идеологии - в его трудах четко прослеживается человек, как высшая ценность, что говорит о истинно гуманистическом подходе в его теории воспитания. Обращаясь к учителям, В.А. Сухомлинский писал: «Какие бы грани человеческой воли и разума, сердца и мудрости ни открывались в вашей личности перед ребенком - одобрение, похвала, восхищение, гнев, негодование, порицание (да, на эти чувства воспитатель тоже имеет право, он не бесплотный ангел), любая из этих граней должна открываться на фоне главного - уважения человеческого достоинства, возвышения Человека». [ 86 ,125].

Говоря о проблеме нравственного воспитания нельзя не упомянуть о народной педагогике, которая придавала ей большое значение.

Процесс семейного воспитания в древнерусском обществе предполагал передачу ценностей, норм и образцов поведения, присущих как обществу в целом, так и отдельным семьям, и включал воспроизводство ребенком усвоенных социальных ценностей и социального опыта.

Опыт, накопленный народом в воспитании подрастающего поколения, с незапамятных времен аккумулировался фольклором в его неисчерпаемом разнообразии жанров, который обладает уникальными способами и средствами сохранения накапливаемого опыта и передачи его новым поколениям.

Для современности актуальность идеи народной педагогики подтверждает К.Ш. Ахияров: «Необъятна и уникальна традиционная культура каждого народа. По крайней мере, три составляющие образуют народное самосознание и народную культуру: родной язык, осознанное историческое прошлое и заветное слово. Использование знаний этнопедагогики поставит реальный заслон бездуховности, национальному нигилизму, историческому беспамятству, поможет детям и подросткам осознать свой гражданский долг наследников народных ценностей и традиций национальной культуры, научит их продолжать дело своих родителей, предшествующих поколений, народа в целом».

Несмотря на внешнюю непохожесть культур разных народов, в любой из них можно обнаружить то единое и непреходящее, которое образует общечеловеческие ценности, в основе которых лежит приверженность к Добру, Красоте и Истине.

Современные ученые, решая проблему нравственного воспитания, пытаются переосмыслить опыт предыдущих поколений в формировании нравственности, определить ее цели и содержание, созвучные времени.Академик Б.Т. Лихачев говорит о необходимости постановки в центр внимания духовного и нравственно-эстетического воспитания вечных общечеловеческих ценностей, формирующих самостояние личности, делающих ее духовно-богатой, внутренне свободной, независимой и одновременно социально зрелой, ответственной и дисциплинированной.

Б.Т. Лихачев под нравственностью понимает интегративную характеристику морального облика школьника, которая включает целую совокупность сформированных нравственных качеств личности и их структурно-содержательных компонентов, устойчиво проявляющихся в поведении и деятельности, и определяющих систему и направленность нравственных отношений. [ 43 , 23]. Стержень нравственности, по его мнению, составляют следующие качества:

  • - идейность, духовность, убежденность;
  • - внутренняя свобода выбора поведения и принятия нравственного решения, диктат совести;
  • - автономность, самостояние, верность убеждениям и самому себе как духовной и социально ответственной личности;
  • - терпимость к инакомыслию и вместе с тем активное духовное противостояние заблуждениям;
  • - гибкость нравственного мышления, способность к ломке моральных догм, запретов, стереотипов, к ценностной переориентации на основе истины и правды жизни;
  • - неколебимое стояние за истину с меньшинством или в одиночестве, против большинства, а также и с большинством против меньшинства;
  • - вера в человека духовного как в высшую ценность и цель существования, в его способность к полному раскрытию своих существенных сил и к самореализации;
  • - стремление к коллективности, как единственному средству распространения и утверждения в людях нравственного начала. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что автор считает подлинно нравственным не того, кто не переступает официальных норм морали, а того, кто верен нравственным принципам и преодолевает ради их утверждения самого себя и внешние препятствия. Эта точка зрения напрямую противостоит тому общественному лицемерию, принимаемому за эталон моральности в годы «застоя» нашего общества.

И, наконец, остановимся на проблеме, о которой прежде не говорили, - самоценность личности. Счастье, любовь, как цель жизни и воспитания человека. Такая постановка проблемы, высказанная и обоснованная в философии воспитания Б.Т. Лихачева, заставляет задуматься над сущностью воспитательных ценностей, над смыслом педагогической деятельности. Может быть, следует начинать жизнь с ощущения себя счастливым человеком уже потому, что ты живешь, родился, можешь действовать, чувствовать? И с позиции счастья существования воспринимать мир, познавая и принимая его. Мы не учим детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и потому беречь ее, не воспитываем оптимизм, уверенность в себе, любовь и уважение к самому себе. Речь не идет о воспитании эгоиста. Речь идет о том, что не уважающий себя, вряд ли сможет уважать других.

В последнее время нравственная воспитанность становится показателем духовности. В отечественной философской литературе повышается интерес к теме духовности. Ученый И.В. Гильгенберг связывает это, прежде всего, с поворотом отечественной философии в сторону личности, с изменением глобальной ситуации: угроза человечества исходит из него самого. В связи с этим сложившиеся за длительное время представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, истинном и ложном подвергаются критике и осмыслению.

Р.Л. Лившиц приходит к выводу о том, что духовность - это такая жизненная позиция личности в мире, в которой реализуется ее внутренняя свобода и творческое начало. «Духовность есть такая смыслообразующая позиция личности в мире, которой человек открывает себя миру, а также другому человеку как единичному носителю родовой человеческой сущности. Духовность заключена в устремлении к социально-позитивным, гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека». { 42, 114}.

Г.В. Осипов дает развернутую характеристику духовности. По его мнению, духовность выражает прежде всего нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения человека в обществе, торжество добра над злом. Духовность - это выражение добра, гуманности, справедливости и честности.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что понятие «духовность» тесно взаимосвязано с понятием «нравственность». О единстве этих понятий свидетельствует и традиционная философская трактовка понятия «духовность», которая сводится к единству трех начал: нравственного, интеллектуального и эстетического. Таким Образом, нравственность является сердцевиной духовности.

В.М.Филиппов, указывая на сегодняшний «кризис духа, кризис воспитания, кризис человека», выдвигает первоочередной задачей современности утверждение моральных и гражданских ценностей в наших школах. . Их них главными являются: доброта, честность, справедливость, трудолюбие, способность и стремление к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине. Большую роль в этом вопросе ученый относит сотрудничеству образования с Православной Церковью, которой все без исключения народы России обязаны просвещением, основами государственности и общественной морали. Хочется отметить, что работа в этом направлении уже ведется и приводит к хорошим результатам (создана светско-религиозная комиссия по образованию, которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы и учебники от проявлений воинствующего атеизма.

Вводятся факультативные занятия для желающих, посвященные религиозному обучению и воспитанию; Церковь неустанно помогает обществу в работе с беспризорными и обездоленными детьми; все чаще она (церковь) приглашается к участию в деятельности общественных организаций детей и молодежи). Автор убежден, что взаимодействие Православной церкви и светской системы образования поможет вернуть обществу гуманистические моральные устои.

Хочется отметить, что все больше современных ученых, педагогов обращаются к теме православия в образовании: Никандров Н.Д., Л.П. Буева, В.П. Зинченко, А.А. Вознесенский, Лихачев А.Е., Косичев А., Платонов Г., Феоктистова Г., Шитякова Н., Мальцева В.М. и др.

Некоторые ученые утверждают, что человек может иметь духовные качества и не веря в Бога. Н.Н. Моисеев говорит: «тот феномен, который мы называем духовным миром, не может быть понятым без синтеза собственного «я» человека и некой общей абстрактной «высокой» идеи. Это всегда противоречие между двумя ипостасями человеческой личности - чувственной и рациональной. И каждым человеком оно разрешается по-своему. Плевалирование любой из них всегда рождает личностей - уродов. Отсутствие общих идей, единой цели или веры приводит к бездуховности и нравственной деградации общества. А их превалирование рождает фанатиков, фундаменталистов…» [ 50 , 98].

Из сказанного очевидна несостоятельность претензии на монополию духовности людей, верующих в сакральное начало.

Духовность присуща и верующим, и атеистам. Более того, как в прошлом, так и теперь немало бездуховных и даже антидуховных личностей, независимо от их отношения к религии. История знает о величии духовно-нравственных качеств таких известных атеистов, как Эпикур и Лукренций, Ш. Руставели, Д. Дидро и Л. Фейербах, А.Н. Радищев и В.Г. Белинский и многие другие философы, ученые, писатели. В то же время, наряду со святыми, праведниками и просто честными, порядочными людьми среди верующих было немало и злодеев, оставивших за собой кровавые и антигуманные следы: террористы, бандиты, насильники, рэкитиры, воры и мошенники. Среди современных преступников также масса «верующих».

Ученые продолжают споры о роли религии в становлении нравственности. Но надо помнить, что во все времена, в тяжелые моменты истории люди обращаются к вере. И сегодня в нашем обществе мы снова переживаем трудные времена. По словам А.Е. Лихачева на нравственно-культурном уровне религия несет в себе энергию, сплавляющую воедино религиозные смыслы, нравственные требования, национальную культуру, и мораль в национано-религиозную традицию.

А. Косичев и Г. Платонов говорят о противоестественности сегодняшнего противопоставления рационально-научного и духовно-нравственного.

По их мнению, наука, интеллект, так же как мораль и эстетика составляет важнейшие компоненты духовного мира человека. «Личность всегда находится в творческом поиске, который без интеллектуального потенциала бессилен. Рационально-познавательное пронизывает все стороны духовного мира человека, а нравственно-эстетические качества глубоко воздействуют на рационально познавательные. Ученый, постигающий истину и ставящий науку на службу прогресса, на защиту и развитие личности, оказывается тем самым и посетителям духовности. …В тоже время, наука, знание, профессионализм могут лишь тогда успешно служить развитию человека, обеспечению его свободы, когда они одухотворены великими идеалами добра, справедливости, гуманизма, красоты» [ 40, 126].

Да, действительно, сегодня современный прогресс со всей остротой ставит проблему единства научности и духовности. В наше время наука превратилась в космическую силу. Поэтому, прежде чем реализовать то или иное техническое решение, следует тщательно оценить его с духовно-нравственной точки зрения: не нанесет ли оно вреда человеку, обществу, природе.

Исследователи психологических аспектов нравственного сознания и поведения обычно занимаются изложением принципов и категорий общей психологии. Современное состояние науки требует, чтобы мы развивали нравственно-психологические категории.

Профессор Рахимов А.З. занимается постановкой проблемы нравологии . Вся нравственность человека детерминирована общественно-историческими, социально-культурными и этнопсихологическими условиями. Нравология как наука призвана раскрывать зависимость формирования нравственных свойств личности от указанных условий. По мнению Рахимова систему нравственных воззрений человека составляют общепринятые нравственные нормы поведения, поддерживающиеся с помощью различных форм общественного сознания - нравственных принципов, идеалов, табу, понятий, добра, зла и т.п. Эти нормы поведения превращаются в смысл жизни человека и чувство долга, который осознается индивидом как мотив своего поведения, то есть становится психологическим механизмом нравственности.

Главным критерием степени нравственного развития Рахимов называет чувство ответственности, источником которого является собственный, внутренний побудитель к совершению благородного поступка - мотив. По мнению ученого нравственность - это добродетельные поступки, закрепленные в сознании человека и отражающиеся в нравственной культуре личности. Предмет нравственного воспитания есть изучение условий формирования общественно полезных духовных свойств. В структуре предмета выявляются четыре основных правила нравственного воспитания :

  • 1) НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ. Это правило создает условия для творения благородных, благочестивых, добросердечных поступков.
  • 2) ТВОРИТЕ ДЛЯ ДРУГИХ ДОБРО, ЕСЛИ ДЛЯ ЭТОГО У ВАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТИ. Это правило учит быть человечным, помогать нуждающимся в помощи, сопереживать.
  • 3) БУДЬТЕ ПАТРИОТАМИ СВОЕЙ НАЦИИ И СВОЕЙ СТРАНЫ, ЗАЩИЩАЙТЕ ОТЕЧЕСТВО. Данное правило поможет детям любить свою Родину, свой народ, развить чувство чести и достоинства.
  • 4) БУДЬТЕ ЗАКОНОПОСЛУШНЫМИ, НЕ ДОПУСКАЙТЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА. Это правило ведет к воспитанию демократических и гуманистических свойств характера.

Таким образом, проблема нравственности и нравственного воспитания является на сегодняшний день актуальной для педагогов и ученых.