Занятия в доу на тему доброта. Конспект открытого занятия Идёт доброта по земле! Конспект занятия "уроки доброты"

МБОУ « Манжерокская СОШ» дошкольная группа « Дошколёнок»

Конспект открытого занятия.

Из цикла «Уроки доброты»

Тема: «Спешите делать добро»

Цель: Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло», закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Провела воспитатель: Доронина Е.Н.

С. Манжерок 2015 год

Конспект занятия из цикла «Уроки доброты»

МБОУ «Манжерокская СОШ» группа «Дошколёнок»

тема: «Спешите делать добро»

Воспитатель: Доронина Елена Николаевна.

Программное содержание:

Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло».
Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения.
Учить детей конструктивным способам снятия напряжения.
Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, заботливое отношение к малышам.

Обогащение и активизация словаря:

Благотворительность: «благо» (добро), «творить» (делать) – делать добро.

Предварительная работа: Заучивание стихов и пословиц о доброте, беседы и разыгрывание разных ситуаций на нравственную тему, чтение художественных произведений о доброте, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Делай добро», «Помощники».

Материалы и оборудование:

Наглядное пособие «Уроки доброты», картинки с изображением двух волшебников – доброго и злого, волшебная шкатулка с

«фишками», листы чёрной (снятие напряжения)и красной бумаги, ножницы(делаем сердечки для гостей), музыкальное сопровождение

Ход занятия:

Дети заходят в группу под песню «Улыбка». Приветствуют гостей.

Чтение стихотворений:

Воспитатель:

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром»,
«Добрый вечер»,
«Доброй ночи говорим».

1 ребенок:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длиться до вечера.

2 ребенок:

Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

3 ребенок:

Нам желают:
- Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь.
Тоже к доброму чему-нибудь.

4 ребенок:

Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

5ребенок:

За что мы говорим «Спасибо»?
За все, что делают за нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали? Сколько раз?

6 ребенок:

Будьте добры – это я говорю по секрету.
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры – без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте скорее добры.

7 ребенок:

Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и новы.
Но я еще повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!

Дети садятся на места.

Воспитатель:

К нам сегодня в гости пришли два волшебника. Мы знаем по сказкам, что волшебники бывают добрыми и злыми.

Дети рассматривают картинки и определяют кто из них добрый, а кто злой волшебник. Воспитатель читает стихи подсказки:

С улыбкой я всегда дружу

Я дружбой верной дорожу

Я каждому готов помочь

Могу трудиться день и ночь

Любое дело по плечу

Иду туда куда хочу,

Мне бури, ветры не почем

Со мной приходит радость в дом!

А я с улыбкой не дружу и лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда, нигде и никого.
Люблю на свете я всегда себя лишь одного.

Воспитатель достаёт волшебную шкатулку: Дети, мы с вами читали много сказок, смотрели мультфильмов. Давайте вспомним добрых и злых героев.

Игра: «Назови добрых и злых сказочных героев» (дети достают из шкатулки карточки, называют героев: солнышко-добрых; тучки- злых)

Воспитатель с детьми вспоминают героев из народных сказок, мультфильмов, художественных фильмов. По окончании беседы воспитатель подводит детей к выводу:
- Каким лучше быть: добрым или злым?

Воспитатель: Вы знаете, ребята, мне не очень хочется общаться со злым волшебником. Давайте мы его прогоним. (Дети дуют, широко раздувая щеки, тем самым выгоняя злость и из себя). Ни чего не выходит. Нужно выполнить задания, тогда волшебник уйдёт. Он не любит добрые, ласковые слова.

Игра «Замени добрыми словами»

Злой – добрый

Грубый – ласковый

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

Грустный – весёлый

Равнодушный – заботливый

Неряшливый – аккуратный

Сломать – починить

Порвать – заклеить

Трусливый – храбрый (не получается)

Сыграем в игру "Ласковое слово".

Солнце - Солнышк о

Птица – птичка

дерево – деревце

сказка – сказочка

рука – ручка

ребенок – ребёночек

ручей – ручеёк

кольцо – колечко

сердце - сердечко

стол – столик

кошка – кошечка

мама – мамочка

Молодцы, вам понравились ласковые слова.

Да, ласковое, доброе слово душу согревает. Но злой волшебник не уходит. Злой волшебник уже соглашается уйти, но он требует подарков, что ему дороже всего?

Упражнение «Волшебный мешочек»

Предложить детям по 1 листу чёрной бумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потоптать. В мешок к волшебнику воспитатель предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.

Злой волшебник уходит.

Игра–инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Цель: Игра знакомит детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.
Ход игры: Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить.

Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.

Воспитатель читает стихотворение, а затем дети обыгрывают инсценировку.

Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее.

Игра « Доскажи словечко»

Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:

Растает даже ледяная глыба

от слова тёплого- Спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит – Добрый день.

Если больше есть не в силах,

Скажем Маме мы – Спасибо.

Дети вежливые и развитые,

говорят при встрече – Здравствуйте.

Во всех странах на прощание

говорят все – До свидания.

Воспитатель: Давайте дети встанем и немного отдохнём.

Разминка:

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом, чтоб сосна росла,

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл.

(Ребята садятся на места)

Дети, а вы знаете, что означает слово «благотворительность»?
(Предположения детей) «Благотворительность» состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» - «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро».

Ребята, о доброте в народе сложено много пословиц и поговорок. Я знаю: «Доброе слово, что ясный день». Как вы понимаете эту пословицу? (Скажешь что-то или сделаешь доброе и хорошее, становится всем очень хорошо, как в ясный, солнечный день). А какие пословицы знаете вы?

1. Доброму слову – добрый ответ. 2. Добрый человек придет, словно свет принесет. 3. Не одежда красит человека, а его добрые дела. 4. Худо тому, кто добра не делает никому. 5. Добро не умирает, а зло пропадает. 6. Доброе дело веками помнится. 7. Добро помни, а зло забывай. Рефлексивно-оценочная часть Воспитатель: Ребята, а где живет доброта? (В сердце)

Добрый человек добру учит.
- Доброе слово лечит, а худое калечит.
- Добро всегда побеждает зло.
- Добро век не забудется
- Жизнь дана на добрые дела.
- Мир не без добрых людей.


- Какие добрые дела могут совершить дети? Игра: « Да – Нет! »

    Я убираю за собой игрушки

    Я разбрасываю свои вещи

    Я помогаю маме

    Я играю с младшим братиком

    Я дергаю кошку за хост

    Я убираю за собой посуду

    Я стреляю в птиц из рогатки.

    Я каждый день поливаю цветы

Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными)
Воспитатель: Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее. Давайте порадуем наших гостей.Подойдите к столу возьмите ножницы. Сделаем сюрприз для наших гостей. (дети вырезают сердечки из бумаги дарят гостям)

Встают в полукруг поют песню в подарок « Детский сад» –

Ритуал прощания:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята - дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Наталья Пахомова
Конспект занятия «Уроки доброты для дошколят»

Сформировать у детей дошкольного возраста представления о доброте , как важном качестве человека. Развивать умение отличать хорошие поступки от плохих; поощрять стремление детей совершать добрые дела .

Развивать внимание, память, логическое мышление, совершенствовать общую и мелку моторику.

Воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям.

Развивающая среда : Солнышко, иллюстрации к сказке «Муравей и голубка» , МР3 Барбарики «Что такое доброта , конверты с разрезными картинками, «Дерево добрых дел » , «Дерево вежливых слов» , «Дерево дружбы» .

Образовательные области : «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие»

Виды деятельности : коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная, танцевальная.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Оргмомент.

Логопед : Добрый день ребята и уважаемые гости!

К Счастливому миру ведут все дорожки.

Живут в этом мире счастливые крошки,

Там Вера с Добром поселились на веки

Там ветер – из смеха, из радости - реки,

Там рыжее солнце играет лучами,

Там звонкие звёзды хохочут ночами

И маленьким жителям этой страны

Спускают на лучиках добрые сны .

Там служат волшебники светлому детству,

Весёлые сказки живут по соседству….

2. Сейчас мы отправимся в сказку, которая называется «Муравей и голубка» , а помогать нам будет солнышко. Оно будет нас согревать своими лучиками. Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка тоже согревает своим теплом, улучшает настроение. Сядем, поудобнее и послушаем сказку.

Муравью захотелось пить. Спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду и стал тонуть. Пролетала мимо голубка. Увидела она, что муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей взобрался на ветку и спасся. А чуть позже охотник расставил сеть на голубку и уже собрался было её захлопнуть, но тут муравей подоспел и укусил птицелова в ногу. Тот охнул от неожиданности и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

3. Беседа по сказке

Ребята, скажите о ком эта сказка?

Зачем голубка бросила ветку в ручей?

Какие чувства испытывал муравей, когда выбирался из ручья?

Кто такой птицелов?

Почему муравей укусил птицелова?

4. Физкультминутка

Танцевальные движения под песню Барбарики «Что такое доброта по показу педагога

Пальчиковая гимнастика «Доброта »

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят .

(пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.

(трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем .

«моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем ,

Прижать ладони к груди

Гладить ласково начнем.

гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки ,

Поиграют пусть немножко.

скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.

каждый палец зажимаем в кулачке

5. Ребята, мы с вами танцевали под песню и сделали пальчиковую гимнастику про доброту , так что такое доброта ?

Ответы детей : Доброта – это помогать маме .

Доброта – это спасать животных.

Доброта - это ухаживать за больным, принести чай.

Доброта –это защищать девочек

Доброта –это помогать другу .

Доброта – это уступать место старшим. А теперь ребята дополнят ваши ответы

Что такое доброта ?

Вымыть миску у кота,

Напоить водой цветок

Он ужасно одинок!

Починить сестре игрушку,

Пропустить вперёд старушку,

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме.

От тепла и доброты

Распускаются цветы,

Согревает всех она,

Словно лучик из окна.

6. Логопед : Сейчас мы с вами отправимся в необычный, сказочный парк под названием «Доброта » , там растут необычные волшебные деревья.

Чтобы ожило это необычное «Дерево вежливых слов» и на нем появились новые сережки

Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» ребенок, который правильно ответил, прикрепляет сережку на березу

Растает даже ледяная глыба, от слова теплого Спасибо.

Зазеленеет старый пень, когда услышит : Добрый день .

Если больше есть не в силах; скажем маме мы : Спасибо.

Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь. Здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости, говорим, Простите, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании, на прощание говорим До свидания.

Друг друга не стоит винить, Лучше скорее его …Извинить

В чужой разговор никогда не встревай, И взрослых ты лучше …

Не перебивай

А самое вежливое волшебное слово Пожалуйста.

Чтобы ожило дерево «Добрых дел » давайте соберем картинки помогая друг другу. Добрые дела идут от добрых сердец . Назовите по очереди добрые дела прикрепите сердечко на дерево.

Ребята, скажите наша группа дружная?

Давайте выполним пальчиковую гимнастику про дружбу

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики…»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружимся маленькие пальчики

Пальчики по очереди здороваются друг с другом

Раз, два, три, четыре, пять!

Зажимать по одному пальчику одной руки

Хлопаем в ладоши

Раз, два, три, четыре, пять!

Зажимать по одному пальчику другой руки

Хлопаем в ладоши

Ребята, что ожило волшебное «Дерево дружбы» скажите, что такое дружба? За правильный ответ дети приклеивают на дерево цветные ладошки

7. А сейчас Даша и Софья, расскажут нам свои добрые пожелания

1 ребенок : Я желаю вам добра

Доброй ночи до утра

Всем желаю добрых снов

Добрых дел и добрых слов .

2 ребенок : Ты делай добро

И не требуй наград –

И будет тебе

Каждый встреченный рад,

Ведь ласка приятна

И кошке, и львице,

К тебе же ДОБРО

Опять возвратиться!

(В. Хромова)

8. Итог занятия . Наше занятие подошло к концу Я желаю вам, ребята, чтобы в ваших сердцах зажглись искорки доброты , и вы дарили добро людям .

Как научиться доброте ?

Ответ простой – она везде :

В улыбке доброй и в рассвете ,

В мечте и в ласковом привете.

По всей земле добра частицы ,

Их надо замечать учиться

И в сердце собирать своем,

Тогда не будет злобы в нем.

Ребята, о чем мы сегодня говорили на ООД?

Что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Я приготовила вам сюрприз это веселые, смайлики, которые дарят вам свою улыбку и веселое настроение.

А дома, я предлагаю нарисовать «Солнце доброты » , у которого должно быть столько лучей, сколько добрых поступков разных людей, вы вспомните. Свои рисунки принесете в группу и расскажите о своем «Солнце доброты » .

Публикации по теме:

Г. Волгодонск Ростовская область детский сад «Одуванчик» музыкальный руководитель Колотушкина Людмила Юрьевна СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Проект «Уроки доброты в деревне Веселухино» Разработали: Воспитатель:.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Уроки доброты» Задачи: Углублять представления детей о доброте, как о ценном, важном качестве человека, поощрять стремление ребенка совершать добрые.

Как быстро пролетело лето,но сколько радостных воспоминаний оставило оно у детей МБДОУ Гагинского детского сада №1. Ведь столько всего.

Вершино-Тейский ЦДО -

филиал муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

Аскизский районный центр дополнительного образования

Конспект занятия «Уроки доброты»

педагог дополнительного образования,

стаж 27 лет,

Пояснительная записка

Занятие «Уроки доброты» разработано для обучающихся 5-9 классов. Тема занятия актуальна на сегодняшний день.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

При организации работы на занятии «знания, чувства и действия должны выступать в единстве». Это достигается с помощью верно подобранного материала. Новое должно опираться на уже имеющиеся знания или личный жизненный опыт. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цели занятия:

Задачи:

Методическая цель:

создание условий для формирования знаний, умений и навыков поликультурного образовательного пространства; развития способностей; воспитания качеств высоконравственной толерантной личности.

Практическая значимость разработки:

Работу можно использовать на занятиях по подготовке к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему (ОГЭ русский язык) , уроках русской литературы, русского языка, классных часах, воспитательных мероприятиях .

Ожидаемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Предметные: знакомство с этическими понятиями «добро» и «зло», понимание их значения.

Метапредметные:

Регулятивные формирование умения планировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений.

Коммуникативные адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыком смыслового чтения текстов различных жанров; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение.

Методы и приёмы обучения:

Используемые на занятии методы и приемы оживляют интерес школьников к обучению, помогают формировать определённые навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные знания и своё отношение к жизненным вопросам. На занятии опиралась на принципы деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества. Использовались следующие приемы и методы:

- исследовательская деятельность (повторяли, вспоминали, читали, пересказывали);

-поисковая деятельность (доказывали, объясняли, оценивали, сравнивали);

- репродуктивный метод ( слово учителя);

- метод творческого чтения ( комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста);

- эвристический метод ( подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы).

Тема занятия: «Уроки доброты»

Цели занятия:

    Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых поступках.

    Развивающая: развитие коммуникативных способностей обучающихся; накопление социокультурного опыта.

    Воспитательная: воспитание духовно-нравственной личности.

Задачи:

Учить внимательному, чуткому отношению к слову;

Развивать речь, мыслительную деятельность учащихся, творчество;

Развивать желание помогать другим, совершать добрые дела;

Воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Тип занятия : беседа

Эпиграф : Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н.Толстой)

Записи на доске : тема, эпиграф, пословицы:

русская народная «Добрые дела и по смерти живут»;

хакасские народные «Хорошей лошади – одного слова, плохой – тысяча; хорошему человеку – одного слова, плохому – тысяча», «Детеныш волка не станет собакой», «Будущего коня видно по жеребцу, будущего человека видно с детства».

Ход занятия :

    Организационный момент.

    Вступление.

    Музыка «Куда уходит детство…»

    На фоне музыки: Доброе утро, дорогие ребята. Сегодня у нас обычное занятие с необычной темой. Наш разговор хотелось бы начать с небольшой притчи из «Библии» - «Притча о добром самарянине».

    Чтение «Притчи о добром самарянине»

    Беседа:

    О чём же мы сегодня будем вести с вами разговор? (ответы учащихся)

    Да, будем говорить о самом главном, что должно быть в душе каждого человека – доброта, доброжелательность, добродетельность, добро.

    А почему возникла такая необходимость затронуть именно эту тему? (ответы учащихся)

Действительно, эта тема сегодня очень актуальна, потому что люди в последнее время безжалостны и равнодушны ко всему, да ещё очень злы.

    А с чем вам чаще всего приходится сталкиваться в жизни: добром или злом? (ответы учащихся)

Это ещё раз подтверждает актуальность нашего разговора, но все-таки мир не без добрых людей.

    Но мы ещё не выяснили, что вы понимаете под словом «добро». Давайте послушаем рассуждения по этой темой ваших одноклассников, а потом ваши дополнения. (Приложение 2 )

Вывод: Добро, доброта – это что-то необъятное, когда хочется сделать всем что-то хорошее, сказать о чем-то хорошем и приятном.

    Уроки доброты в произведениях художественной литературы, собственных сочинениях, стихотворениях, рисунках учащихся.

Вопросы для беседы:

    1. Какие уроки для себя вы извлекли из произведений художественной литературы, которые вы читали как на уроках, так и самостоятельно? (ответы обучающихся)

Вывод: Значит, уроки черпать можно не только из жизни, но и из рассказов, повестей, сказок и др.

    1. А с какими героями вы встречались чаще: со злыми или добрыми?

(ответы)

Вывод: Именно на примерах своих героев, авторы хотят помочь вам сделать свой правильный выбор в жизни.

    1. Есть ли у вас герои, на которых вы хотите быть похожими? (ответы)

      Многие из вас, готовясь к уроку, выступили в качестве авторов сказок, стихов и в роли художников. Давайте послушаем сказки.

( Приложение 1 )

    1. О чем же легче вам писалось: о добре или зле? (ответы)

Вывод: Да, легче писалось о том, что ты больше в себе чувствуешь.

    1. А в стихах собственного сочинения можно услышать и увидеть все ваши чувства. (Приложение 3 )

      А в каком жанре произведений устного народного творчества четко отражены выводы по нашей теме? (ответы – пословица, поговорка).

      А какие вы знаете? (Приложение 4 ).

      Дайте мне толкование пословице: «Добрые дела и по смерти живут». (ответы)

Вывод: Человека помнят по добрым делам.

    1. У коренного населения нашей республики – хакасов – тоже есть пословицы на эту тему: «Хорошей лошади достаточно одного слова, плохой – тысяча, хорошему человеку – одного слова, плохому – тысяча», «Детёныш волка не станет собакой», «Будущего коня видно по жеребцу, будущего человека видно с детства». (учащиеся дают толкование каждой пословице)

      А сейчас мы переходим к художественным способностям. Цель этого задания – добро и зло в цветовой гамме.

Дайте объяснение, почему именно этот сюжет и эти краски.

(2 человека представляют свои работы)

Вывод: Вы выбрали то, что радует людей, краски добра не раздражают нас.

    «Уроки доброты» по личным впечатлениям.

Беседа:

    1. Чтобы продолжить наш разговор, мне хочется представить вашему вниманию стихотворение Александра Яковлевича Яшина «Спешите делать добрые дела».

      Стихотворение А.Я.Яшина «Спешите делать добрые дела» (в исполнении учащихся).

      Какой вывод можно сделать? (ответы)

Вывод: жизнь дана на добрые дела.

    1. А сейчас подумайте, какой вывод можно сделать из сочинения, которое будет представлено на ваш суд.

.Однажды летом ко мне приехала подруга. Она была очень высокомерна. Её поведение оставляло желать лучшего. На улице она не могла пройти мимо бездомного животного, не ударив его. Людей с какими-либо нарушениями во внешности обзывала, издевалась над ними.

Через несколько дней после приезда она случайно упала и сломала ногу. Выписавшись из больницы, она ещё долгое время ходила на костылях, потом хромала. На неё стали показывать пальцем, смеяться над ней.

Перед своим отъездом она сказала мне, что очень сожалеет о своём поведении до травмы. Она уезжала совсем другим человеком.

    1. Выводы учащиеся делают с использованием пословиц и поговорок:

«Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнёшь».

    1. А только ли по отношению к человеку или другому живому существу можно быть добрым? (ответы)

Вывод: Человек добр будет тогда, когда его доброта проявляется ко всему, что его окружает.

    1. Стихотворение писателя Хакасии Г.В.Сысолятина «Берёза» (в исполнении учащихся):

Подрубили березу, чтоб соку дала.

Сколько взяли того сахаристого соку?

А она им, как кровью, затем истекла –

Не насытила жаждущей кроны высокой.

И не стало гармонии в вешнем лесу,

Птичий хор предпочел ей деревья другие.

А случайно пробьет у березы слезу –

Тут же выпьют её муравьи земляные.

Нет шатра у неё – косачам ночевать.

К ней лишь дятел летит – червоточину чует.

Но не дятлу-хирургу её врачевать –

Только молния с неба её уврачует.

Усыхающей кроной прискорбно шурша,

Все зовет на себя огнеликие грозы…

Страшно думать, что кто-то, по лесу кружа,

Поднимает топор на другие березы.

    1. Какой урок из этого стихотворения? (ответы)

    Заключительная часть.

    1. Какие же уроки вы извлекли из нашего разговора? (ответы)

      Стихотворение «Хуже нет» Ю.Воронова в исполнении учителя:

Хуже нет,

если всем доволен;

Значит, слепну, глупею, дряхну,

Значит я на людские боли

Или радости не распахнут.

Тот, кто хочет тревоги века

переждать за своей калиткой,

Забывает, что человеку

Непростительно

жить улиткой.

    1. Домашнее задание – спешите делать добрые дела.

Приложения к занятию «Уроки доброты».

Приложение 1.

«Сказка о Ване и о Немой принцессе».

Жил-был парень по имени Ваня. Он был очень злой и жадный. Один раз до него дошли слухи, будто дочь короля стала немой. И никто не мог от её слова добиться.

Короля это сильно опечалило, и велел он объявить по всему королевству, что тот, кто добьется от неё хоть словечко, получит в награду много денег.

Многие пытались, но ничего не вышло. Ваня тоже решил попытаться. Когда Ваня пришёл во дворец, то, увидя принцессу, замер. У него исчезла вся злость и жадность. Ему хотелось делать только добро! И он своим добром вылечил принцессу.

Когда король хотел дать ему награду, то Ваня отказался. Сказал, что награда для него то, что принцесса вылечилась. Он попрощался и ушёл. С тех пор Ваня делал только добро.

«Сказка о дружбе добра и зла».

Однажды зло предложило добру подружиться.

Давай попробуем, - сказало добро.

Стали они вместе гулять, ходить друг к другу в гости, и так они сдружились, что забыли, кто они есть.

Вот однажды они гуляли и увидели, что мальчик из рогатки стрелял в голубей.

    Молодец! – вдруг сказала злость.

    Что же здесь хорошего? – спросила доброта и пошла к мальчику.

Мальчик увидел её и убежал.

    А что в этом плохого? – спросила злость у доброты.

А доброта ничего не ответила и ушла. Так они поругались.

Через неделю злость пришла к доброте и сказала: «Давай помиримся». Они помирились, но доброта сомневалась, что они сдружатся опять. И тогда они поспорили, что злость сможет делать добро.

Вот они опять гуляли и пошли через дорогу в парк. А на дороге стояла бабушка и просила, чтобы её перевели через дорогу. Доброта её не заметила и прошла мимо, а злость подошла к бабушке и перевела её. Тогда доброта сказала злости, что она навсегда останется доброй, потому что она сделала добро.

Вот они стали дружить и никогда больше не ссорились.

Добро всегда может победить зло, если этого захотеть.

* * *

Как-то раз девочке по имени Валя приснился сон, что она спасает весь мир от грусти. Когда Валя проснулась, она стала думать: «Ну как я могу спасти весь мир?» Думала, думала, так и ничего не придумала.

Прошло две недели, и Валя забыла этот сон. Наступил день рождения Вали. Её исполнилось двенадцать лет, и она пошла в магазин за тортом. У девочки было хорошее настроение, и по дороге она всем улыбалась. Улыбнулась дяде, а тот улыбнулся тете, тётя улыбнулась бабушке, бабушка улыбнулась внучке.

И вот так, ни о чём не подозревая, девочка Валя спасла всех людей от грусти и печали.

Приложение 2.

Рассуждение на тему:«Что такое добро?»

Я представляю себе доброту в виде маленькой девочки. Это весёлая рыженькая девчушка. Она любит природу, никогда не грустит и всегда улыбается.

Но если просто рассуждать, что такое добро, то я думаю так: добро – это все то хорошее, что люди делают друг другу.

В наше время мы стали очень злыми из-за всей этой суеты. Мы редко улыбаемся, больше стараемся обидеть человека, нежели сделать ему что-то доброе.

Добрый человек не сможет, даже если захочет, увидеть в злом человеке только плохое.

Добро… Возможно не все даже задумывались над тем, что для них значит добро.

Добро – это хорошее отношение друг к другу.

Добро – это любовь к окружающим.

Добро – это самое светлое, что мы делали в жизни.

И ещё много, много определений можно подобрать к этому слову.

Я хочу закончить свое сочинение словами А.Н.Мошкова: «Быть добрым не значит быть глупым, быть добрым значит быть мудрым».

Приложение 3.

Стихотворение «Добрые уроки».

Волшебные слова, знаем мы не все.

Тот, кто их не знает, их не говорит.

А тот, кто знает, не всегда употребляет.

Слова эти простые.

Выучи их ты:

«Здравствуй», «до свиданья»,

«Спасибо» и «прощай».

Знай эти слова и их не забывай,

Чтоб не быть невежей

В обществе друзей.

Приложение 4.

Пословицы.

    Без труда добра не бывает.

    Бывает добро, да не всякому дано.

    Всё добро, да не всё на пользу.

    Делай добро и жди добро.

    Добра желаешь – добро и делай.

    Добра ищи, а худо само придёт.

    Добро на худо не меняют.

    Добра не смыслишь – так худо не делай.

    Добро - что клад ищут, а худо – под рукой.

    Добро быть в радости и жить в сладости.

    Добро и во сне хорошо.

    Добро наживай, а худо изживай.

    Добро не лихо – ходит тихо.

    Добро поощряет, а зло порицает.

    Добро творит – себя веселит.

    Добро человека в красный угол сажают.

    Доброго чти, а злого не жалей.

    Доброе дело без награды не остается.

    Доброе дело два века живет.

    Доброе дело и в воде не тонет.

Конспект занятия «Что такое доброта» для детей подготовительной группы

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал может быть интересен воспитателям старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования.

ЦЕЛЬ: Обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь.
ЗАДАЧИ:
- Формировать дружеские взаимоотношения;
- раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки»;
- активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание);
- развивать у детей логическое мышление, воображение и внимание, привить интерес к новой форме игровой деятельности;
- формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, заучивание наизусть, просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.
На дом дано задание выполнить рисунок, аппликацию, поделку на тему: «Что такое доброта?»


ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой,
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты,
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
(И. Полюшко)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Ответы.
Воспитатель: А что такое доброта?
Ответы.


Воспитатель: многие писатели, ученые много писали замечательных строк о доброте. Послушайте некоторые из них.


Воспитатель: Я вам хочу прочитать стихотворение, а вы внимательно послушайте и выполните задание по стихотворению.
Физпауза:
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну – ка дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь.


Воспитатель: Как хорошо, вы все улыбались. Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам. Для начала проведем такой урок в нашей группе.
Ребенок: В группе в зимний день с утра,
Проходил урок добра.
Все старательно учились,
И сегодня меж собой,
Не конфетами делились,
А делились добротой.
Все обиды позабыли,
Мир всей группой заключили.
И решили – с этих пор,
Никаких не будет ссор.
Чтоб в себе не замыкаться,
Будем вместе все держаться,
Будем группой успевать,
Все друг другу помогать.
На уроке доброты,
Было столько теплоты,
Что от этой теплоты,
Распустились все цветы!
(Н. Анишина)
Воспитатель: Что же такое добрые дела?
Ответы.
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Добрые дела». Перечислите, какие добрые дела можете выполнить вы – дошкольники? Кто больше вспомнит и назовет таких дел, которые вы выполняли? По очереди дети называют дела и каждый ребенок загибает пальчик(считает свои выполненные дела)


Воспитатель: А что нужно для того, чтобы люди стали добрее, чтобы доброта была повсюду? Как нужно начинать свой день?
Ответы: с добрых слов и добрых дел.
Воспитатель: А какие добрые и вежливые слова вы знаете?
Ответы.


Воспитатель: Молодцы, слова вспомнили, но вы их и так говорите все на дню по сто раз. Я вас приглашаю выйти на коврик, встаем все в круг, поиграем в игру «Пословицы о доброте». Я передаю игрушку зайчика, и все по очереди называют пословицы и передают друг другу игрушку.


Воспитатель: А давайте вспомним правила доброты?
Ответы.


Воспитатель: Следующее задание у нас самое сложное, давайте немножко отвлечемся и гимнастикой займемся.
Я иду, и ты идёшь – раз, два, три (шаг на месте)
Я пою, и ты поёшь – раз, два, три (дирижируем руками)
Мы идём и поём – раз, два, три (идём по кругу в одну сторону)
Очень дружно мы живём – раз, два, три (идём по кругу в другую сторону)
Мы живём не тужим, и со всеми дружим (идём в круг, взявшись за руки и друг друга обнимаем)
Воспитатель: Ребята, малыши попросили вас слепить из соленого теста им матрешек, чтобы они могли их разукрасить, а затем с ними поиграть. Сейчас вам предлагаю вылепить матрешек из соленого теста(которое я заранее приготовила), а после сна мы с вами отнесем матрешек нашим маленьким друзьям.
Пока вы будете лепить матрешек, я вас попрошу починать стихи о добре и добрых делах. И также можно вечером рассказать эти стихи малышам.
Ребенок: Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…
Ребенок: Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Ребенок: Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
Ребенок: - Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.


Воспитатель: Какие замечательные получились матрешки, вы на славу потрудились, угощение заслужили. Давайте оставим наши матрешки, пусть они подсыхают, а мы пойдем на участок и там займемся добрыми делами, и воздухом подышим.


Воспитатель: Обратите внимание, в раздевалки у нас оформлена выставка ваших работ по теме – добро. Все молодцы, выполнили замечательные работы, и каждый внес частичку своей доброты в нашу группу.


Воспитатель: А во второй половине дня я вам предлагаю оформить наше «Дерево добра».

Уроки Доброты в детском саду

Главное, что должен вложить педагог дошкольного образования в своих воспитанников - это чуткое отношение к окружающим: друзьям и родителям, братьям нашим меньшим. Воспитатель учит ребенка быть отзывчивым и терпимым. Иными словами преподает ему первые уроки доброты. Именно это качество ценилось во все времена. Особенно необходимо оно сейчас, в современном мире.

Задумайтесь, ваш ребенок гениален. Он играет на нескольких музыкальных инструментах, пишет стихи, достигает успехов в спорте, но при всем этом ему чужды такие понятия как сочувствие и сопереживание…. Значит что-то упущено в его воспитании.

Вообще, понятие «доброта» многогранно. Сущность доброты – это способность сопереживать другому. Задумывались ли вы когда – нибудь, есть ли она у современных детей? Да, но далеко не у всех. Поскольку ребятишки растут в разных семьях, в которых свои устои и уклады. И именно семья в первую очередь является проводником воспитания доброты в ребенке. Взрослые, которые стремятся воспитать доброту у своего малыша, сами должны быть образцом сердечности и отзывчивости. Это проблема решаема еще в дошкольном возрасте, в тесном контакте детского сада с семьей.

Работа моего коллектива детского сада «Сказка» также нацелена на воспитание в детях этого ценного качества. Каждый педагог, строя воспитательный процесс, старается по максимуму использовать свой личный опыт, каждый раз стараясь внести в занятия что-то новое. В нашем дошкольном учреждении есть хорошая практика делиться с коллегами своими наработками. Это помогает нам в совместном деле – воспитании доброго ребенка.

Стоит отметить, что способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Это долгий и кропотливый труд педагога дошкольного образования. Работа в этом направлении продолжается в течение всего периода обучения в саду. Воспитатель учит ребенка, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание ребенка, прежде всего к личности другого ребенка, к его душевному состоянию: “Не обижай других”, “Если видишь, что кто-то плачет, подойди и успокой. Тебе ведь лучше, когда тебя утешают?” и т.д. Согласитесь, эти фразы слышали в детстве и мы. Эти правила легли в основу нашего воспитания, их необходимо усвоить и нашим детям.

В воспитании ребенка обязательны игровые моменты, чтобы их интерес к познанию не угас. Учитывая это, наши педагоги проводят беседы, знакомят детей со стихами поэтов о добре и зле, обыгрывают проблемные ситуации. При этом наблюдают и анализируют, как поступает ребёнок в конкретной ситуации. На познавательных занятиях: «Побеждай зло добром», «Учись делать добрые дела», «Уважай товарища» и др., закрепляют эти нравственные качества личности. Как показывает практика, чтобы добиться желаемого результата, таких занятий потребуется провести немало.

Хотелось бы отметить, что первое и основное правило педагога в деле воспитания доброго ребенка в том, что воспитывать это качество можно только добром, опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере малыша или только начинает складываться.

В этом поможет чтение детям детских книг, с яркими картинками, где выражается характер и поступок героя, а после прочитанного обязательно проведение беседы. Ведь важно понять, что ребёнок усвоил и какой вывод сделал для себя. Как показывает практика, такие занятия в нашем дошкольном учреждении помогают в воспитании этого важного качества личности. Ошибочно мнение некоторых родителей о том, что формирование нравственных качеств подрастающего ребенка должно ложиться лишь на плечи сотрудников детского сада. Как я уже говорила выше – это совместная работа дошкольного учреждения и семьи. Только вместе можно добиться желаемого результата.