Конспект индивидуального развивающего занятия педагога-психолога для работы с ребенком дошкольного возраста. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с педагогом психологом

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова

Галичского муниципального района Костромской области

(МОУ Степановская СОШ)

Согласовано:

Зам директора по УВР:

Грибова С.Ю

Рассмотрено на

Педагогическом совете

Протокол №

От « »________20

Утверждаю

Директор школы:

И.В. Фуряева

От « »__________20

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с педагогом психологом .

Рабочая программа составлена педагогом-психологом Акатовой И.А.

Пояснительная записка

Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии,. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

В условиях инклюзивного и интегрированного образования наиболее целесообразен комплексный подход в коррекции, так как интегрированные психологические занятия позволяют решать общие задачи развития детей, исключить дублирование, обеспечить частую смену деятельности, что способствует уменьшению физических нагрузок и более успешному усвоению материала. Предлагаемая программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель коррекционных занятий: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Цель данной программы – обеспечить специальную (коррекционную) помощь детям с нарушениями в развитии.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Достижение указанной цели будет решаться посредством следующих задач:

    формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

    корректировать недостатки познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

    формировать пространственно-временные ориентировки;

    формировать способность эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

    совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;

    обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии, грамматических норм речи.

    исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

    Совершенствовать психологические предпосылки к успешному обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).

    Развивать коммуникативную направленность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

Основные направления работы

    Формирование знаний сенсорных эталонов - определенных систем и шкал (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

    Развитие сенсорной системы - совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

- устойчивости внимания;

- наблюдательности;

- способности к запоминанию;

- способности к переключению;

- познавательной активности;

Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

- применение знаний в новых жизненных ситуациях;

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

- умения внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки педагога.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

- применение инструкции, наглядности (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

- обращение к педагогу или товарищу по группе за разъяснением; подведение итогов занятия;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог:«Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

Программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

развитие моторики, графомоторных навыков; (расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога). тактильно-двигательное восприятие; (формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира, путем ощупывания предметов (различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей)). кинестетическое и кинетическое развитие; (формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве). восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов; развитие зрительного восприятия; восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; (способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов). восприятие пространства; восприятие времени; (формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года).

Концептуалъность:данная программа написана в соответствии с основными принципами коррекционного воздействия и реализует психологические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Программа опирается на следующие специальные принципы:

    этиопатогенетический;

    системности учета структуры психо-речевого нарушения;

    комплексности;

    дифференцированного подхода;

    поэтапности;

    учета личностных особенностей;

    использования обходного пути.

При обучении используются практические, наглядные, словесные методы:

    различные упражнения по развитию мышления и воображения;

    игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха;

    осложненные задания логического и грамматического характера;

    слуховой диктант со зрительным самоконтролем;

    графический диктант.

    Средства ИКТ - интерактивную доску, интерактивные пособия (игры и тесты) для занятий в виде презентаций, CD «Психологические упражнения»

Условия реализации программы

Дидактический и наглядный материал;

Медицинские показания для детей.

Оздоровительная работа:

    расслабляющий массаж, дыхательная, пальчиковая, зрительная гимнастика

    развитие координации движений, речь с движением, мелкой моторики

    развитие ориентировки в пространстве

    Расслабляющие и релаксирующие упражнения

Ожидаемые результаты:

    Значительное облегчение в усвоении учебного материал

    Скорректированы психологические предпосылки к успешному обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).

    Развита коммуникативная готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия к инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

    Формировать, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

    Скорректированы недостатки познавательной деятельности

    Сформированы пространственно-временные ориентировки;

    Сформирована способность эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

    Усовершенствована сенсорно-перцептивная деятельность;

    Учащиеся умеют применять полученные знания, умения и навыки в социуме.

    Эмоциональная стабильность в отношениях со сверстниками, сформированная мотивация обучения.

Сенсорное и сенсомоторное развитие

1. Развитие перцептивных возможностей.

Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);

Развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение);

Развитие тактильного восприятия;

Развитие кинестетических ощущений.

2. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия.

(развитие слухо-моторной, зрительно-моторной, слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации. Работа с модальностями.)

3. Двигательная сфера

Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации;

Динамическая организация двигательного акта (развития умения организации и контроля простейших двигательных программ);

Развитие произвольности движений (сигнал-реакция).

Формирование пространственно-временных отношений

1. Формирование собственно пространственных представлений

(умение ориентироваться в собственном теле, умения ориентироваться на плоскости, умения ориентироваться во внешнем пространстве улицы, поселка.)

2. Формирования квазипространственных представлений

(формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции.)

Умственное развитие

1. Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности

2. (развитие памяти, формирование различных приемов запоминания, межмодальный перенос);

3. Формирование приемов умственной деятельности

4. Развитие интеллектуальной сферы

Нормализация ведущей деятельности возраста

1. Формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму)

2.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к успешному обучению:

- устойчивости внимания;

- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

- способности к запоминанию;

- способности к переключению;

- навыков и приемов самоконтроля;

- познавательной активности;

- произвольности общения и поведения.

Развитие эмоционально-личностных качеств

Эмоциональной стабильности в отношениях со сверстниками,

Сформированности мотивации обучения.

Техническое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Компьютер (ноутбук)

Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Занятия проводятся 1 раз в неделю или 34 в год и строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип системности .

Принцип единства диагностики и коррекции.

Деятельностный принцип коррекции.

Учет индивидуальных особенностей личности.

Принцип динамичности восприятия.

Принцип продуктивной обработки информации.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала.

Итак, каждое занятие должно быть направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на уроке, а дополняет ее.

Для повышения эффективности коррекционных занятий соблюдаем правила организации предлагаемые М.М. Безруких

1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.

2. Через каждые 5-7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.

3. Начинать занятие следует с разминки, далее организовать повторение (более легкое задание), затем переходить к новому материалу (более сложному заданию) и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.

4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.

5. Предоставить возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать не на скорость, а на качество.

6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения и допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.

7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.

8. Следить за соблюдением правильной осанки, положением ручки и тетради.

9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.

Тематический план

коррекционно-развивающих занятий психолога с учащимися 2 класса (34 часа)

п/п

Тема

Кол-во часов

Вводное занятие

1

Внимание

1.Диагностика внимания

2.Произвольное внимание

3.Устойчивость внимания

4.Умение работать по инструкции

5.Внимательность

6

Память

1.Диагностика памяти

2.Зрительная память

3Слуховая память

4.Осязательная память

6

Мышление

1.Диагностика мышления

2.Развитие наглядно-образного мышления

3.Развитие словесно-логического мышления

4.Умение классифицировать

5.Умение обобщать

7

Зрительно-моторная координация

1.Развитие пространственных представлений

2.Развитие мелкой моторики

3.Ориентировка на листе бумаги

4. Навыки самоконтроля

6

Волевая сфера

1.Развитие произвольности

2.Работа по правилам

3.Навыки самоорганизации

6

Итоговые занятия

2

Тематическое планирование

Раздел

Темы уроков

Содержание занятий

Примечание

Вводное занятие

Я= Ты

Знакомство, формирование интереса к занятиям,

позитивного эмоционального фона. Упр. «Дерево»,

«Водопад», игра «Молекулы». Тесты ДДЧ, Рисунок семьи

Внимание

Путешествие в страну внимания Диагностика уровня развития внимания.

Диагностика уровня развития внимания,

устойчивости, объёма, произвольности. Упр.на развитие внимания: «Летает - не летает», «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Найди путь», «Муха», «Нарисуй по памяти», «Подсчитай правильно», «Текст с ошибками», «Перепутанные буквы». Тест «Корректурная проба»

Формирование устойчивого внимания

Найди детали», «Зачеркни одну букву», «Впиши знак», «Найди лишнее», «Что изменилось?», «Чем отличаются?».

Игра «Магазин»

Игра «Найди путь»

Путешествие в страну Грамотейка

Тест «Корректурная проба»

Память

Диагностика разных видов памяти

Групповые методики диагностики разных видов памяти (запоминание 10 слов, цифр, образов-рисунков; отсроченное воспроизведение). Тренинг памяти: игры «Нарисуй по памяти», «Что изменилось», «Что пропало», «Кто за кем». Упр: заучивание слов и пар слов, отсроченное воспроизведение образов, слов, цифр, имён и фамилий

Игра «Что изменилось»

Игра-упражнение «Нарисуем и запомним скороговорку»

Упражнение «Я знаю как зовут, Я запомню как зовут»

Упражнения, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов.

Развитие осязательного восприятия.Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь геометрические фигуры», «Что принес Буратино».

Мышление

Диагностика мышления

Групповые методики диагностики мышления. Игры (тренинг разных видов мышления): «Найди лишнее»,

«Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию»,

«Найди лишнее слово», «Угадай животное», «Найди общие признаки». Упр. на выделение существенных признаков, обобщение, сравнение, классификацию

Игры и упражнения на обобщение предметов

Игры и упражнения на сравнение предметов

Упражнения на классификацию

Путешествие в страну «Угадай-ка»

Путешествие в сказочный зоопарк

Настольные игры

Зрительно-моторная координация

Диагностика мелкой моторики

Игры: «Найди путь», «Составь план (класса, своей квартиры, комнаты)», «Найди предмет по инструкции».

Упр. на развитие моторики (рисование петельками, штриховка, обведение контура без отрыва карандаша).

Графические диктанты.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

Упражнения на развитие моторики

Игра «Я великий сыщик»

Игра «Муха» на развитие ориентировки.

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету

Игра упражнение «Рисуем по клеточкам»

Волевая сфера

Методика опосредованного запоминания

Методика опосредованного запоминания.

Рисование двумя руками одновременно. Упражнения на синхронность работы обеих рук

Графические диктанты. Игры «Расшифруй слова»,

«Зашифруй текст», «Найди путь»

Кроссворд

Игра упражнение «Рисуем по клеточкам

Урок-игра «Рисуем по разному» Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

Игра «Шифровальщик »

Графический диктант (по показу)

Итоговые занятия

Итоговая диагностика мышления

Итоговая диагностика

Итоговая диагностика памяти, внимания

Литература

1.Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Москва, 1999

2.Конева Е.В., Корнилова С.Б. Учителю о детях с задержкой психического развития. Ярославль, 2003

3.Логопедия в школе. П/ред. Кукушина В.С. Москва, 2004

4.Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. Москва, 2001

5.Психологическая помощь. Минск, 2002

6.Ребенок с особыми образовательными потребностями: проблемы интеграции в социум. Ярославль, 2005

7.Рабочая книга школьного психолога. П/ред. Дубровиной И.В. Москва,1995

9.Справочник специального образования. Ярославль, 2004

10.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва, 2001

11.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Москва, 2000

12.Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. Москва, 1995

Мы много слышим сейчас о развитии детей. В Орле работает большое количество центров раннего развития ребенка , которые принимают малышей от года и старше. Замечательно, что есть эта возможность, поскольку такие мероприятия не только стимулируют развитие, но и дают возможность обучиться маме.

Но случается, что занятия в группе "не идут" вообще, либо к ним требуется определенная подготовка. В таком случае целесообразными и более эффективными могут оказаться индивидуальные занятия с психологом, поскольку это дает возможность учета не только типичных возрастных особенностей, но и индивидуальных данных каждого конкретного малыша.

Как проводятся индивидуальные занятия ребенка с психологом? Начинаем мы с комплексной психологической диагностики и подробного разговора с мамой. Это позволяет получить максимально полную информацию не только об уровне актуального развития малыша, но и прицельно составить план индивидуальной развивающей программы. Такие развивающие программы составляются персонально для каждого малыша.

Цели развивающих занятий с психологом:

  • развитие познавательных процессов ребенка: внимания, мышления, памяти, восприятия, речи, воображения: это те процессы, которые помогут подготовиться к дальнейшему обучению в школе и успешному усвоению учебного материала, и, в конечном счете, сделать его успешным и грамотным;
  • эмоциональное развитие ребенка: к сожалению, мы нередко сталкиваемся с тем, что дети оказываются недостаточно компетентными в распознавании эмоций окружающих людей (вот почему часто можно слышать от воспитателей и учителей о том, что «Раньше достаточно было строго посмотреть, и дети понимали, что ведут себя неправильно...»), а так же - выражать свои собственные чувства и описывать состояние, сопереживать, любить и понимать свои чувства;
  • развитие способности к управлению своими эмоциями, формирование возможности управления гневом, коррекция агрессивного поведения;
  • развитие навыков общения (коммуникативных способностей), необходимых во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Как определить, нужны ли ребенку занятия с психологом?

Все родители, так или иначе, иногда или часто сравнивают своих детей с другими, порой именно когда вдруг начинает замечаться разница в темпах развития (речи, внимания, памяти, навыках самообслуживания и прочем), мама или папа задумываются о том, почему существуют эти различия. Вот одна из основных причин, по которым детки оказываются на приеме у психолога. Иногда эти опасения родителей оказываются совершенно безосновательными, просто речь идет о варианте нормы, и в этом случае занятия с психологом необязательны. В других оказывается, что мама беспокоилась не зря, и развивающая или даже коррекционная работа действительно необходимы.

В любом случае, если кажется, что в развитии ребенка что-то идет не так, определить это можно на приеме психолога (в Орле их работает достаточно, и большая часть их проводит развивающие занятия). Но целесообразность их проведения должна определяться на основании подробной, полученной, в первую очередь, от мамы, информации и обследования ребенка психологом (иногда - неврологом или другими специалистами). В таком случае малышу, даже с особенностями развития, будет оказана качественная квалифицированная помощь.

Конспект занятия психолога с детьми 4-6 лет в период адаптации к ДОУ

Автор: Байкова Ольга Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ ОВ «Золотая рыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей, г. Лянтор.

Описание материала: Проблема привыкания ребёнка 4-6 лет к дошкольному учреждению осложняется тем, что ребёнок попадает в сформировавшийся детский коллектив, с его законами, правилами. Для обеспечения психологической безопасности ребёнка в период адаптации к ДОУ, я провожу занятия с детьми с элементами тренинга.
Основная цель занятий: способствовать созданию позитивного настроения, сплочению группы, развивать чувства доверия участников друг к другу, формировать в группе атмосферу взаимной поддержки, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности, развитие вербальных и невербальных средств общения. Предлагаю вашему вниманию первое занятие.
При составлении занятий я использовала следующую литературу:
1. Е.Кочева Программа по оптимизации общения в детском саду.
2. Клаус Фопель «Привет, ножки!».
3. С.В.Крюкова «Давайте жить дружно», «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
4. И.Л.Арцишевская «Коррекционные занятия психолога с гиперактивными детьми в детском саду».

Занятие «Давайте, познакомимся!»

Задачи: способствовать созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности, развитие вербальных и невербальных средств общения.

Ход занятия
1. Ритуал приветствия
Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова, сохранение доброжелательного отношения детей друг к другу в течение всего дня.
Психолог: Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть Давайте все вместе возьмемся за руки, встанем в круг и споем:
«Утро начинается, вместе мы встречаемся.
Мы друг другу рады.
(Имя ребенка) здесь и ….здесь,….здесь,…здесь,…здесь.
Все здесь!
Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем все вместе. (берутся за руки)

2. Игра «Меняются местами те, кто…»
Цель: снять эмоциональное напряжение, формирование чувства ценности других и самоценности, сплочение группы.
Психолог: «Давайте с вами сыграем в интересную игру. Я буду называть действия людей, их увлечения, а вы должны внимательно слушать и если это подходит для вас, то вы встаёте и меняетесь местами с тем, кто…
- любит бегать
- радуется хорошей погоде
- имеет младшую сестру и т.д.
(Это упражнении можно проводить с детьми на каждом занятии, меняя или повторяя вопросы. Анализ упражнения -после ответов у детей спрашивают, кто же из них имеет младшую сестру, а кто любит бегать и т.д., кто был самый внимательный, а кто открылся с новой стороны).

3. Игра «Ходим кругом»
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:
Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что _имя ребёнка нам покажет.
Будем дружно повторять!
Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения(прыгает как лягушка, принимает смешную позу…)Все ребята должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из детей в кругу и кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

4. Игра «Это я. Узнай меня!»
Цель: развитие умения сочувствовать, сопереживать другому человеку, тактильного восприятия.
Психолог предлагает детям сесть как им удобно: «Сейчас тот, кто первый захочет, отойдет, сядет и повернется к остальным спиной. Все остальные по очереди должны подойти, ласково погладить его по плечу со словами приветствия. Нужно узнать того, кто дотрагивается, и назвать его имя».
5. Игровое упражнение «Сотворение чуда»
Цель: сплочение группы, развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети берут «волшебный фонарик», идут навстречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают: «Чем я могу тебе помочь? Что для тебя сделать?» Ответы могут быть ситуативные: «улыбнись», «станцуй», « спой» или перспективными - тогда дети договариваются о месте, времени «Сотворения чуда» (построить вместе дом, порисовать)
6. Релаксация. Сотвори в себе солнце
(упражнение можно проводить лежа на ковре или предложить детям принять удобную расслабленную позу).
Психолог тихим спокойным голосом говорит: «В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны)».

7. Ритуал окончания занятия «Попрощаемся по разному»
Каждая наша встреча будет заканчиваться в кругу, будем обсуждать нашу встречу, кому что понравилось, что бы он хотел повторить, изменить. (для обсуждения можно использовать мягкую игрушку, мячик и т.д.), когда все выскажутся мы с вами с вами попрощаемся по-разному можно ладонями, локтями, коленями, спинами и т.д. Можно предлагать детям выбирать одного из них, кто придумывает из них как прощаться после занятия..

Программа индивидуального психокоррекционного занятия «Снятие состояния психического дискомфорта, коррекция тревожности»

Автор-разработчик: Аверина Лина Валерьевна, педагог-психолог ГОУ СПО «Тульский областной медицинский колледж», г. Тула
Описание материала : программа индивидуального психокоррекционного занятия по снижению тревожности может быть полезной в работе педагогов и психологов с детьми подросткового возраста.

Тревожность - это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком дезадаптации индивида, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: на общение, на здоровье, учебную и профессиональную деятельность и общий уровень психологического благополучия. Подростковая тревожность это переживание эмоционального неблагополучия, предчувствие опасности являются выражением неудовлетворения значимых возрастных потребностей. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики» тревожности являются отражением наиболее значимых социогенных потребностей, особенностей ведущей деятельности, основных психических новообразований подростка.
Цель: преодоление личностной тревожности путем активизации внутреннего потенциала подростка на решение собственных проблем
Задачи:
- снятие эмоционального напряжения, снижение тревожности;
- обучение навыкам ПСР (психосаморегуляции);
- эмоциональное осознание своего поведения;
- развитие уверенности в себе и закрепление положительного эффекта от психосаморегуляции;

1. Упражнение «Маска – я»

Подростку предлагается нарисовать маску, какое настроение преобладает у него на данный момент. Обращаем внимание на процесс рисования и на сам характер изображения (как изображены глаза, рот, что в ряде случаев является проективным выражением тревожности или агрессии). После того, как маска готовы, примеряем на себя, рассматриваем себя в зеркало. Психолог может попросить показать с помощью мимики то настроение, с которым подросток делал маску. Когда маска готова, предлагаю придумать имя, наделить ее характером, что любит, чего боится. В ходе подведения итогов выявляются общие черты маски с ее автором, подчеркиваются положительные качества. Качества, которые вызывают дискомфорт, обсуждаются в ходе беседы, доводятся до осознание истинные причины негативных эмоциональных проявлений.

2. Упражнение «Мысленная тренировка. Доведение до абсурда»

Психолог предлагает смоделировать ситуацию, вызывающая тревогу. Все заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих её переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение. Психолог помогает подростку, задавая наводящие и уточняющие вопросы, просит описывать свои эмоции в ходе выполнения упражнения. Далее психолог просит представить тревожную ситуацию в чрезмерно преувеличенном виде (доведите до абсурда). В результате явного преувеличения подросток понимает, что ситуация не такая и пугающая, безысходная и вполне может поддаваться контролю.

3. Упражнение «Дыхание».

Психолог рассказывает о значении дыхания в стрессовой ситуации. Предлагает способы использования дыхания для снятия напряжения, поясняя тем, что человек, испытывающий стресс, дышит учащенно, что может усилить тревогу и уменьшить переносимость стресса. На выполнение требуется около 5 минут. Упражнение выполняется под контролем психолога и предполагает последовательное выполнение следующих инструкций:
1. Вы садитесь в кресло.
2. Положите руку на живот.
3. Дышите так, как вы это делаете обычно, при этом следите за движением живота и груди во время дыхания.
4. Попробуйте дышать "животом" - так, чтобы в дыхании участвовали мышцы живота, а грудь оставалась неподвижной.
5. Теперь попробуйте медленно вдыхать через нос, считая до 5 и ощущая, как животом мягко подталкивает лежащую на нем руку.
6. На счет 5 задержите дыхание.
7. Медленно выдохните через нос, считая до 5, мягко нажимая рукой на живот.
8. Дышите так в течение 5 минут.
9. Если во время упражнения у Вас начинается тревога - прервите упражнение.
10. Сначала Вы можете делать упражнение в течение меньшего периода времени, постепенно увеличивая его до 5 минут. Не забывайте выполнять его 2 раза в день.
11. Вскоре Вы сможете не замечая этого дышать так в течение всего дня.
12. Когда Вы обучитесь этому упражнению - Вы можете делать его во время тревоги и при стрессе. Вы почувствуете облегчение.
13. Не отчаивайтесь, если у Вас не получается делать это упражнение сразу. Чтобы научиться его делать, требуется время.
14. Не бойтесь, что оно спровоцирует тревогу. Если Вы почувствуете себя некомфортно - Вы можете остановиться в любой момент.
Когда упражнение выполнено, психолог предлагает подростку проанализировать свое состояние и как оно менялось в процессе выполнения упражнения, а также обращает внимание на то. Что подобные методики могут быть эффективными в стрессовой ситуации или при появлении необъяснимой тревоги у подростка.

4. Упражнение «Ощущения уверенности»

Психолог предлагает подростку обратиться к своим воспоминаниям о своих достижениях в прошлом, после чего постараться сознательно вызвать в себе ощущения уверенности в себе, которые ассоциируются с тем событием или свершением в своей жизни. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Психолог предлагает установить своего рода «психологический якорь» в виде этих положительных эмоций, прибегать к которому стоит в ситуациях, когда подросток сталкивается с тревогой и ощущением собственного бессилия. Далее следует подведение итогов занятия. Психолог делает акцент на положительных достижениях подростка, тем самым стимулируя его поддерживать подобный настрой.

5. Беседа с родителями и педагогами.

По итогам психокоррекционного занятия рекомендуется провести консультацию с соответствующими рекомендациями для родителей подростка и педагогов. Здесь, прежде всего значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую у ребенка чувство ответственности, восприимчивость и т. п. Демонстрируется роль в профилактике и преодолении тревожности четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюдении основного принципа - общего уважения к ребенку как личности). Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Известно, что именно «ориентация на ошибку», которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности.

Программа развивающих занятий “Мир психологии” "рис. 1" содержит в себе: описание структуры программы; подробный сценарий уроков (по количеству рабочих недель в году); рабочие тетради для детей, поступающих в школу и первоклассников "рис. 2", "рис. 3" ; наглядные материалы и список используемой литературы.

Цели цель программы заключаются в развитии познавательных способностей, творческих возможностей, некоторых социальных навыков детей, также в развитии групповых структур и процессов, поддержании благоприятного внутригруппового климата, сплочении и развитии детского сообщества, в раскрытии детьми своих возможностей и способностей.

При проведении занятий с малышами (от 4 – 5 до 6 – 7 лет) дополнительной целью служит развитие произвольности.

Для будущих первоклассников – подготовка детей к собеседованию при поступлении в школу.

Для первоклассников и пятиклассников – психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации детей в новых для них школьных условиях.

Для выпускных классов – повышение самосознания и самоопределение.

Занятия построены на основе современных психологических представлений о природе человека с учетом особенностей детей данного возраста.

Обширная психологическая диагностика, включенная в программу, является профессиональной точкой опоры в осуществлении поставленных целей.

Задачи программы

Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний.
Обучение способам группового взаимодействия.
Установление добрых отношений в группе. Развитие эмпатии.
Сплочение и развитие детского сообщества.
Развитие способности планирования и прогнозирования.
Развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.
Через игровые роли и сказочные образы осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Дать ученикам возможность поверить в свои силы.
Способствовать развитию познавательных процессов.
Выработать необходимые навыки в трудных ситуациях.
Понять и принять себя “таким, какой Я есть”.

Организация занятий

Занятия могут проводиться как с группой детей, так и с целым классом.

Занятия для малышей построены на основе настольной игры "рис. 4" , где каждый шаг это игра на заданную тему (этот вид развивающих занятий с психологом рассчитан на весь учебный год: 37 занятий по одному разу в неделю; продолжительность занятия 20 – 30 мин.)

Блок подготовительных занятий для будущих первоклассников (рассчитан на 7 недель по два раза в неделю или на 14 недель по одному разу в неделю; продолжительность занятия 25 – 30 мин.)

Уроки психологии на первой ступени образования (1 класс) на один учебный год (31 занятие по одному уроку в неделю; продолжительность занятия 40 – 45 мин.).

Занятия в первых классах сопровождаются путешествием по волшебному миру психологии, с помощью карты "рис. 5" , что очень хорошо мотивирует детей к работе.

Прикладываются дополнительные упражнения для 2 – 4 классы, поэтому данная программа может использоваться для всех классов начального звена школы.

Уроки психологии при переходе в среднее звено (5 класс) (33 занятия по одному уроку в неделю; продолжительность занятия 40 – 45 мин.)

Уроки психологии в старших классах (14 занятий, один раз в две недели; продолжительность занятия 45 – 60 мин.)

Большое внимание в программе уделяется занятиям в компьютерном классе. "рис. 6" , "рис. 7" .

Структура урока

Перед каждым занятием прописана цель, материалы, используемые на уроке.

Структура занятия: разминка, беседа, работа по теме урока (перечень упражнений), завершающее упражнение, обратная связь.

План занятий для малышей

Шаги в игре:“Путешествие”, “Зоопарк”, “Школа”, “Сказка”, “Кубики”, “Задача”, “Пишем и рисуем”, “Воображение”, “Загадка”, “Отдых”, “Соревнование”, “Музыка”.

Возраст детей

I раздел Эмоциональная сфера

1. Вступительный урок (знакомство, установление контакта)

1 занятие

1 занятие

1 занятие

2. Наши эмоции

4 занятия

4 занятия

4 занятия

3. Самооценка

2 занятия

2 занятия

2 занятия

II раздел Познавательные способности

1. Развитие крупной и мелкой моторики

9 занятия

4 занятия

4 занятия

2. Восприятие

7 занятий

4 занятия

4 занятия

3. Внимание

5 занятий

7 занятий

6 занятий

4. Память

4 занятия

6 занятий

5. Мышление

6 занятий

8 занятий

7 занятий

III раздел Сказкотерапия

Мир вокруг нас

3 занятия

3 занятия

3 занятия

План подготовительных занятий для будущих первоклассников

I раздел Эмоциональная сфера

Тема раздела: “Наши чувства” (продолжительность 5 занятий)

1. Вступительный урок (знакомство, установление контакта) – 1 занятие.
2. Наши эмоции – 1 занятие.
3. Трудности и правила в школе – 2 занятия.
4. Самооценка – 1 занятие.

II раздел Познавательные способности

Тема раздела: “Наши мысли” (продолжительность 9 занятий)

1. Диагностика – 2 занятия.
2. Восприятие – 1 занятие.
3. Внимание – 1 занятие.
4. Зрительно-моторная координация – 1 занятие.
5. Мышление – 2 занятия.
6. Память – 2 занятия.

План уроков психологии на первой ступени образования (1 класс)

Тема раздела: “Тайны моей души” (продолжительность 11 уроков).


“Здравствуй, Мир психологии” – 1 урок.
2. Диагностика:
“Какой я?” – 2 урока.
3. Проблемы детей в школе:
“Трудности школьника” – 1 урок.
“Наша школа” – 1 урок.
4. Эмоции и чувства:
“Наши чувства” – 1 урок.
“Гнев” – 1 урок.
“Радость” – 1 урок.
5. Качества человека:
“Темное и светлое в людях” – 1 урок.
6. Самооценка:
“Какой я хороший” – 2 урока.

II раздел Сказкотерапия

Тема раздела: “Мир сказки” (продолжительность 5 уроков).

Положительный психологический климат в классе:
“Мы самые дружные” – 1 урок.
Сказкотерапия:
“Мир сказки” – 2 урока.
“У нас гости” – 1 урок.
“Рисуем сказку” – 1 урок.

Тема раздела: “Какой я умный” (продолжительность 13 уроков)

1. Восприятие:
“Как мы видим мир” – 1 урок.
2. Зрительно-моторная координация:
“Мы рисуем”– 1 урок
3. Внимание:
“Какие мы внимательные” – 2 урока.
4. Память:
“Механизм памяти” – 1 урок.
“Как мы запоминаем” – 1 урок.
“Память чувств” – 1 урок.
5. Мышление:
“Что такое мышление” – 1 урок.
“Конкурс знающих и находчивых” – 1 урок.
“Какой я умный” – 1 урок.
“Учимся думать творчески” – 1 урок.
6. Речь:
“Как мы умеем говорить” – 1 урок.
7. Воображение, творчество:
“Мы фантазируем” – 1 урок.

IV раздел Социальные навыки

Тема раздела: “Я и другой” (продолжительность 2 урока)

1. Общение:
“Игры гномиков” – 1 урок.
2. Тренинг безопасного поведения:
“Один на улице” – 1 урок.

План уроков психологии при переходе в среднее звено (5 класс)

I раздел Введение в психологию

Тема раздела: “Кто я и мои друзья?” (продолжительность 11 уроков).

1. Вступительный урок (знакомство, установление контакта):
“Здравствуй, мир психологии!” – 1 урок.
2. Адаптационная игра:
“Дорога в пятый класс” – 2 урока.
3. Адаптационная игра:
“Наши учителя” – 1 урок.
4. Адаптационная игра:
“Корреспондентский марафон” – 2 урока.
5. Самооценка и оценка других, самочувствие ребенка в классе:
“Мое место в классе” – 2 урока.
6. Адаптационная игра:
“Стучи, поезд, стучи!” – 1 урок.
7. Диагностика школьной мотивации, получение обратной связи:
“Угадай, кто это!” – 2 урока.

II раздел Творчество

Тема раздела: “Самые оригинальные” (продолжительность 5 уроков).

1. Диагностика креативности, элементы арттерапии:
“Мы фантазируем” – 3 урока.
2. Элементы оригами:
“Мы мастерим без клея и ножниц” – 2 урока.

или (вместо 2 и 3)Компьютерное рисование (PAINT BRUSH)

III раздел Развитие познавательных способностей

Тема раздела: “Какой я умный” (продолжительность 13 уроков).

1. Восприятие, зрительно-вербальные функции:
“Что такое восприятие?” – 2 урока.
2. Внимание:
“Что такое внимание?” – 2 урока.
3. Память:
“Что такое память?” – 2 урока.
4. Диагностика интеллекта:
“Что такое интеллект?” – 1 урок.
5. Мышление:
“Как мы мыслим?” – 5 уроков.

IV раздел Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития

Тема раздела: “Подготовка и защита творческих проектов” (три консультации и один открытый урок).

Предлагаемые темы творческих проектов:

1. Наша школа.
2. Наши учителя.
3. Наш класс.
4. Увлекательная психология.
5. Что мы знаем о себе.

План уроков психологии в старших классах

I раздел Введение в психологию (продолжительность 5 занятий и одно дополнительное).

1. Знакомство, установление контакта – 2 занятия.
2. Исследование межличностных отношений старшеклассников – 2 занятия.
3. Исследование личности старшеклассника – 1 занятие.

Дополнительное занятие: Рассмотрение одной из теорий в психологии, сопровождающееся психологическими тестами, согласно этим теориям.

Предлагаемые темы:

1)стадии развития по З. Фрейду; иерархия потребностей по А. Маслоу; типы психологических защит по З. Фрейду;
2) психология любви (Э. Фром);
3) трансактный анализ (Э. Берн).

II раздел Развитие познавательных способностей (продолжительность 2 занятия и одно дополнительное).

1. Восприятие, внимание, память – 1 занятие.
2. Мышление, творчество – 1 занятие.
Дополнительное занятие: Устная и письменная речь.

III раздел Профориентация (компьютерное тестирование) (продолжительность 6 занятий и одно дополнительное).

  1. Диагностика интеллекта – 2 занятия.
  2. Психологический портрет – 2 занятия.
  3. Методики на профориентацию и профпригодность – 1 занятие.
  4. Бизнес – тестирование – 1 занятие.

Дополнительное занятие: Детско-родительская профориентационная игра “Поступаем в ВУЗ”

IV раздел Работа по микрогруппам (личностный тренинг) (продолжительность 2 занятия).

Темы тренинга на выбор:

1. Тренинг личностного роста;
2. Готовимся к экзамену;
3. Повышение уверенности;
4. Учимся этикету.

При составлении программы использовались труды: Вачкова И.В., Абрамовой Г., Анастази А., Андреас, Стив и Фолкнер, Чарльз, Башаевой Т.В., Битяновой М.Р., Большаковв В.Ю., Брязгуновой И., Касаткиной Е., Венгера А.Л., Гуткиной Н., Дилео Д., Катхановой Ю.Ф., Лидерс А.Г., Личко А.Е., Матвеевой О.А., Овчаровой Р.В., Бодалева А.А., Рудестама К., Фридмана Л.П., Чейли Дж. и других авторов.

Данная программа работает второй год и показывает хорошие результаты. "рис. 8"

  • Разделы сайта